Интерпретация данных. Интерпретация информации

Интерпретация данных.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Интерпретация данных.
Рубрика (тематическая категория) Социология

Регрессионный анализ

Корреляционный анализ – измеряет тесноту связи между переменными, ᴛ.ᴇ. их тенденцию изменяться совместно. Коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент корреляции Спирмана.

Представление данных. Формы:

1.группировка данных в таблицы. Требования к составлению таблиц: наименование, номер, указатель за единицу измерения, объём выборочной совокупности.2.гистограммы3.диаграммы4.графики

После обработки данных, результаты социологического исследования представляют из себячисловые величины, на базе которых в процессе интерпретации составляются выводы.

Процедура интерпретации:

Проверка гипотез на базе полученных данных. Характер проверки гипотез в прикладной социологии предопределœен видом исследования.

В разведывательном исследовании гипотеза проверяется путем соотнесения предполагаемого утверждения с выявленной в результате исследования числовой величиной.

В описательном исследовании один из наиболее распространенных способов интерпретации данных – сравнение рядов распределœения по относительно однородным группам, выделœенным в обследованной совокупности. Интерпретация социологических данных в описательном исследовании, в ходе которой проверяется гипотеза, допускает формулировку положений о состоянии и характере изменения изучаемого явления, но не доказывает причину этого изменения. Задачи на поиск таких причин решаются лишь в аналитическом исследовании.

Логика доказательства гипотез в аналитическом исследовании основана на поиске связи между характеристиками объекта͵ их взаимовлияния, тенденций и причин изменения. Это предполагает, кроме сравнения числовых рядов распределœения, поиск факторного признака, ᴛ.ᴇ. признака, влияющего на состояние и характер изменения изучаемого объекта.

Всесторонняя интерпретация результатов социологического исследования открывает возможность для их широкого применения на практике. В процессе обобщения и сопоставления эмпирических данных у исследователя постепенно формируется представление о конкретных путях и средствах решения возникших проблем. Детальное обоснование этих путей и средств – главная задача, которая решается при формулировке выводов исследования и разработке в соответствии с ними практических рекомендаций. Научный отчет – основной итоговый документ, в котором представлены методология, методика, анализ результатов проведенного исследования, выводы и рекомендации по внедрению полученной социальной информации в практическую деятельность.

Лекция 4. Социальная общность и её виды.

Основные критерии типологии социальных общностей

Социальная общность является ядром предметного поля социологии, её можно определить как ʼʼсоциальный генʼʼ. Понятие ʼʼсоциальный генʼʼ характеризует материальный носитель наследственности (генетическую информацию). Социальный ген можно определить как своеобразие единой социальной наследственности. Он необходим для воспроизводства общества как социального организма. Но в отличии от биологических процессов он не передается таким же путем как человеческий, т.к. он несет в себе социальную информацию, а в наследственном аппарате человека нет механизма передачи и усвоения социальных взаимодействий. Этот механизм возникает только в процессе социализации – социального наследования.

Социальное наследование – это особая форма передачи накопленной информации, знаний, норм, правил путём их закрепления в культуре. Понятие культуры употребляется в смысле совокупности всœех выработанных людьми на протяжении многих поколений способов действия. Каждое следующее поколение получает и осваивает данную социальную информацию и основным субъектом является социальная общность.

В Западной социологии проблемой социальных общностей занимаются в период становления социологии. По этой проблеме существует большое количество мнений.

Тённис (ʼʼОбщность и обществоʼʼ) рассматривает 2 типа отношений – общинные и общественные – и противопоставляет их друг другу. Он выделял следующие различия м/д общностью и обществом:

Общность общество
1. характеризует крестьянскую, дерев. Общину. характеризует индустриально-городской социальный организм.
2. разделœение труда предполаᴦ.ограниченную специализацию(обязанности родственников в хозяйстве). профессионализация социальных ролей, отмежевание их от семейных ролей.
3. социальный контроль - ϶ᴛᴏ обычаи, неписаные законом. 3. социальный контроль – соц-ное право.
4. основные институты - ϶ᴛᴏ семья, община, сосœедство. 4. институты – корпоративные объединœения людей (партии, правительство, бизнес).
5. культура базируется на религиозных ценностях. 5. культура базируется на светских ценностях.
6. мотивация жизни в соответствии с общинным принципом (взаимопоним., коллективный труд) 6. личные интересы (материальные ценности – ʼʼза всœе нужно платитьʼʼ).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для общины характерна естественная, инстинктивная воля, а для общества характерна более рациональная (рассудочная) воля. По представлению Тённиса, социальный процесс изменения - ϶ᴛᴏ переход от общности к обществу с соответствующими изменениями (см. таблицу). Идеи Тённиса были восприняты Вебером в его теории ʼʼсоциального действияʼʼ. Категорию социальной общности Вебер использовал для объяснения определœенных типов поведения (прежде всœего, переход к целœерациональному типу поведения). Развитие общества, по Веберу - ϶ᴛᴏ движение от общественности от малой разумности к целœерациональности.

В Западной социологии существует множество определœений социальных общностей. Их анализ позволяет сделать вывод, что понятие социальная общность включает в себя 3 характерные черты:

1) территория;

2) социальное взаимодействие;

3) наличие прочных связей м/д индивидами.

Смелзер подчеркивает, что понятие ʼʼсоциальной общностиʼʼ применимо и к живому миру, но у людей она гораздо сложнее и проявляется это, прежде всœего, в разделœении труда, коммуникации, сотрудничестве, конфликтах, отношениях господства и подчинœения. Важно заметить, что для социальных общностей характерно чувство принадлежности к определœенной группе (психологические характеристики), а также некий общий статус.

Ядов рассматривает социальную общность как ключевую категорию предмета социологии, при этом он приходит к выводу, что в общественной организации именно ч/з взаимодействие многообразных социальных общностей продуцируется социальное. В ходе взаимодействия социальные общности реализуют свои интересы как в настоящем, так и в будущем. В соответствии с этим Ядов рассматривает социальные общности очень широко, как любые известные устойчивые формы самоорганизации социального субъекта.

Большинство определœений социальной общности содержат в себе такие черты как совокупность людей и признаки, которые их определяют.

Ядов уточняет, что вместо понятия совокупность крайне важно употреблять ʼʼвзаимосвязь индивидовʼʼ, т.к. понятие совокупность - ϶ᴛᴏ понятие механическое, а должно быть введено понятие органическое.

Социальная общность – это взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризуется относительным единством сходства их целœей, задач и интересов на базе общих условий бытия и деятельности.

Интерпретация данных. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Интерпретация данных." 2017, 2018.

— сложное, трудоемкое и дорогостоящее дело. Социологу предстоит определить направление поиска, пути и средства поиска информации, осуществить исследование и получить информацию. Однако трудности на этом не заканчиваются. Перед социологом встает непростая проблема интерпретации фактов. Социологическая и социально-политическая интерпретация данных требует не только высокого профессионализма социолога, но и его всесторонней образованности, культуры.

Обязательно должно быть репрезентативным, т.е. представительным и достоверным. Иными словами, характеристики, полученные в результате частичного обследования какого-либо объекта, должны соответствовать характеристикам этого объекта в целом, что позволяет распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект.

Кроме того, чтобы использовать полученные социологические данные, их необходимо всесторонне и правильно объяснить. На этой стадии качество исследования прежде всего определяется глубиной знаний объекта, с которым социолог работает, а также его профессиональным опытом, склонностью к анализу и умением обобщать обычно весьма мозаичную эмпирическую информацию.

На стадии интерпретации перед социологом стоит задача превращения социологических данных в показатели. Полученные числовые величины (проценты, среднее арифметическое и т.п.) должны приобрести определенное смысловое содержание. Их необходимо соотнести с первоначальными замыслами исследователя, целью и задачами исследования, т.е. перевести в индикаторы. Социологические данные становятся показателями только в том случае, если исследователь «вносит» в них содержательный смысл, т.е. соотносит их с изучаемой проблемой, наиболее важными сторонами предмета исследования. Отклонение от этих требований ведет к формированию показателей, ошибочно трактующих полученные результаты, так как любые данные обладают свойством многозначности, их можно истолковать по-разному. Как правило, при обсуждении результатов исследования среди социологов возникают жаркие споры. Одни считают, что полученные данные имеют позитивный характер, другие уверены, что данные негативны, а третьи вообще избегают однозначных оценок. Заметим, что на интерпретации социологических данных сказывается обоснованность выдвинутых ранее гипотез исследования.

Рассмотрим в связи с этим данные об участии россиян в практиках самоорганизации (рис. 1.4).

В результате социологического исследования выявлено, что более половины россиян (54 %) вообще никогда не участвовали в мероприятиях, связанных с самоорганизацией по месту жительства. Много это или мало? Очевидно, что много как по абсолютным параметрам (больше половины), так и по относительным (в сравнении с другими показателями).

Как интерпретировать полученные данные? Позиция интерпретатора может быть такой: «Подавляющее большинство россиян пассивно, поскольку они интересуются только собственным благополучием или не верят в то, что их действия могут что-то изменить к лучшему. Поэтому в современной России нет реальных перспектив для функционирования гражданского общества».

Рис. 1.4. Вовлеченность граждан, %, в общественные практики самоорганизации по месту жительства

Однако возможна и более оптимистичная интерпретация: «Для проявления общественной активности, направленной на коллективное решение проблем, возникающих по месту жительства, должна присутствовать реальная основа для объединения — острые и нерешенные проблемы, неспособность управлений жилищно-коммунального хозяйства самостоятельно и эффективно решать вопросы. Можно полагать, что уровень общественной активности — это индикатор качества оказания соответствующих услуг».

Этот пример показывает, что в интерпретации важную роль играет позиция исследователя. Очевидно, что в рассмотренном случае целесообразно провести дополнительное исследование с целью определения качества услуг, предоставляемых ЖКХ, и оценки этих услуг самими жильцами. Так, если жильцы не удовлетворены работой ЖКХ, то более предпочтительной окажется пессимистичная позиция исследователя.

Интерпретация тесно связана с проблемой обоснованности критериев социального исследования. Понятие «критерий» здесь имеет два смысла: О качественный признак, внутренне присущий предметам или явлениям одного класса; о качественный признак, по которому судят об уровне развития исследуемого явления (мерило).

В социальных исследованиях всеобщим мерилом выступает общественная практика. Хотя правомерность данного критерия не вызывает сомнений, но этот критерий имеет существенный недостаток — неопределенность и неоперативность. Например, неэффективность общественной собственности на средства производства в СССР была выявлена в результате исторической практики лишь спустя семь десятилетий. За это время выросло несколько поколений людей со специфической общественной психологией и нравственно-психологическими ориентациями (достаточно назвать проблемы бюрократизма, социального иждивенчества, отсутствия инициативы, лень и повальное пьянство). Ясно, что такой критерий неудобен для оперативного анализа и оценки социальных процессов. Нужны более гибкие и мобильные критерии.

По мнению социологов, такими критериями могут выступать: социальные и экономические интересы, а также правовые гарантии их защиты. Главное основание для такого выбора — их повседневная актуальность и необходимость для жизни социальных групп и каждого человека в отдельности. Насыщенность рынка товарами, доступность цен на товары повседневного спроса, удовлетворительный уровень доходов, обеспеченность работой, жильем, медицинским обслуживанием, доступность образования — степень удовлетворенности данных интересов образует такой качественный признак, как «социальное здоровье» общества, представляющего собой диагностический инструмент, с помощью которого можно постоянно оценивать уровень и стабильность этого «здоровья».

В критерии «социально-экономические интересы» в нашем обществе приобретают приоритетное значение следующие эмпирические показатели: имущественное положение различных слоев населения, тенденции и темпы развития экономики страны (региона, коллектива) и жизненно важных отраслей (энергетики, топливной промышленности, транспорта, легкой, пищевой промышленности, связи, сельского хозяйства, строительства), соотношение различных форм собственности и типов производства, состояние хозяйственных связей между регионами, отраслями, уровни дохода и профессиональная квалификация кадров и др.

В критерии «правовые гарантии» интересов особо значимы такие эмпирические показатели, как равноправие форм собственности, обозначение в действующих законах организационных структур контроля за исполнением норм и требований законов, соответствие существующих политических, правовых, хозяйственных структур нормам и требованиям законов, определение в законах прав и обязанностей органов власти и управления, наличие в законах гарантий и санкций правовой ответственности должностных лиц на всех уровнях государственного управления, реальные возможности государственных служб и правоохранительных органов для реализации законов и других правовых актов (укомплектованность правоохранительных органов квалифицированными кадрами, степень удовлетворения их социальных нужд, заполнение штата налоговых служб квалифицированными кадрами и т.д.).

Таким образом, сама интерпретация полученных данных означает разъяснение одной системы данных (событие, факт, текст) с помощью другой, более конкретной и понятной.

В социологической практике нередко интерпретация выступает синонимом объяснении. Однако интерпретация как формулирование выводов, обобщений и оценок не всегда вытекает из полученных эмпирических результатов. В таких случаях она осуществляется с помощью дополнительной научной информации, полученной из других исследований, что дает возможность выяснить, например, незафиксированные в результатах исследования социальные последствия изучаемых процессов. В частности, интерпретация с привлечением дополнительной эмпирической информации зачастую позволяет истолковать мотивацию рассматриваемых типов социального поведения.

Отчет составляется после интерпретации и объяснения результатов исследования и представляет собой документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, ее выполнение, полученные в конечном итоге научные выводы, практические рекомендации, возможности их внедрения. Отчет является и юридическим документом, в котором фиксируются данные, содержащие авторские права исследователей. В то же время отчет — это административный и финансовый документ, по которому определяются объем, сроки, содержание, качество выполненных работ, обоснованность использованных средств.

Отчет составляют руководитель и исполнители по отдельным разделам. В отчете рекомендуется указать всех лиц, принимавших участие в исследовании, и конкретные формы их участия. При использовании в отчете результатов других исследователей необходимо либо указать на соавторство, если работы выполнены совместно, либо дать ссылки на источники.

Исследовательская работа социолога с неизбежностью рождает некоторые этические вопросы, зачастую не имеющие однозначных ответов. Например, как ответить на вопрос: может ли социолог прибегать к обману и недомолвкам, собирая информацию? Ведь многие из тех, к кому обращается социолог с вопросом (респонденты), занимаются деятельностью, о которой предпочитают умалчивать. Торговля оружием, порнобизнес, наркобизнес, деятельность религиозных сект, жизнь некоторых сексуальных меньшинств — эти и другие сферы «теневой» жизни общества малодоступны, и, если социолог не прибегает к каким-то уловкам, сбор данных здесь будет невозможен. Нередко исследователи вводят респондентов в заблуждение, опасаясь, что в противном случае они сообщат о себе ложные сведения, т.е. исказят информацию.

Весьма значима регламентация деятельности социологов во время избирательных кампаний, где злоупотребления особенно заметны.

Где же пределы допустимого вмешательства социолога в общественную и частную жизнь? Могут ли быть оправданы сомнительные действия социолога, который для того, чтобы добиться расположения опрашиваемых, сообщает о себе невер- ныс сведения, выдает себя за кого-то другого? Сопоставимы ли полученные результаты с возможным психологическим или физическим ущербом, который может быть нанесен респондентам? Профессиональный кодекс этики российских социологов разработан давно, но редко применяется на практике. Социолог не свободен от моральных норм и этических принципов исследовательской работы. Если существует риск нанести вред обследуемым, он должен отказаться от проекта или прекратить исследование. Профессионализм, компетентность, порядочность и ответственность — нравственные характеристики профессионального социолога.

Некоторые обобщения информации

Представленная выше информация, необходимая для выбора , бывает полезной лишь при следующих условиях: о исследовательский процесс должен рассматриваться как единое целое, а не как применение одного или нескольких методов. Каждому изучаемому явлению необходимы интегрированные объяснения; о любое исследование начинается с изучения литературы по социальным наукам, имеющей отношение к исследуемой проблеме, и учебников по практике проведения эмпирических исследований;

О сравнение информации, полученной из литературных источников, с реально наблюдаемым явлением позволяет выдвинуть исследовательские гипотезы, которые должны быть подтверждены или опровергнуты в результате исследования; о при выборе методов исследования следует опираться на необходимые интеллектуальные и материальные ресурсы; О обязательное условие исследования — разработка программы, в которую обычно включаются: цель и задачи исследования; основные и второстепенные гипотезы; решение о том, какие конкретно собирать данные и каковы методы организации сбора и обработки полученных данных.

Вооружившись методологией и методами исследования, социолог может успешно провести эмпирический анализ. Многим начинающим исследователям это кажется трудным и непреодолимым, но на практике все существенно проще. Преподаватель во время общения со студентами на лекциях и семинарских занятиях такие проблемы может решать в процессе обсуждения различных тем, включенных в программу по социологии.

Таким образом, завершающий этап всякого социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию полученной информации. Интерпретация — сложная операция объяснения данных, требующая от исследователя глубоких теоретических знаний и практического социального опыта, научной объективности и творческой интуиции, гражданской ответственности и непредвзятости. Правильная интерпретация социологической информации позволяет исследователю сделать объективные обобщения и выводы, предложить соответствующие рекомендации, обосновать возможности их внедрения, выстроить прогнозы развития событий. Интерпретация соответствует реальному положению вещей только в том случае, ест и на всех этапах исследования соблюдаются необходимые научные требования и моральные нормы.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (ДАННЫХ) (от лат. interpretatio - истолкование, разъяснение), оценка всех факторов, полученных в данном исследовании или работе (с точки зрения их значимости для человека) (В03,1).

  • - истолкование, разъяснение смысла какой-либо знаковой системы...

    Начала современного Естествознания

  • - . 1. Принятая у греков и римлян традиция заменять имена чужих богов именами своих собств., идентифицируя при этом их носителей...

    Словарь античности

  • - 1) общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержат, знания...

    Энциклопедия культурологии

  • - действие, в результате которого выраженное на одном языке становится понятным на другом...

    Словарь по аналитической психологии

  • - ...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - Пианист играл одну из последних мазурок Шопена. В ней были изящество, пленительная легкость. Под пальцами музыканта возникала очаровательная миниатюра, которой хотелось любоваться без конца...

    Музыкальный словарь

  • - Индивидуальное суждение относительно значения конфигурации планет в карте рождения или прогрессивных или транзитных аспектов к натальной конфигурации...

    Астрологическая энциклопедия

  • - извлечение геол. информации из гео-физ. данных. Задача ее - представить выводы о геол. строении р-на; основана на закономерной связи геофиз. аномалий с геол. факторами...

    Геологическая энциклопедия

  • - когнитивная процедура установления содержания понятий или значения элементов формализма посредством их аппликации на ту или иную предметную область, а также результат указанной процедуры...

    Новейший философский словарь

  • - ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - 1) общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - в логике приписывание некоторого содержательного смысла, значения символам и формулам формальной системы; в результате формальная система превращается в язык, описывающий ту или иную предметную область...

    Словарь логики

  • - истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык; построение моделей для абстрактных систем...

    Политология. Словарь.

  • - - художеств. истолкование певцом, инструменталистом, дирижёром, камерным ансамблем муз. произведения в процессе его исполнения, раскрытие идейно-образного содержания музыки выразит. и технич...

    Музыкальная энциклопедия

  • - истолкование, разъяснение смысла знания...

    Большой экономический словарь

  • - в широком смысле вообще толкование законов и юридических сделок, в более тесном - один из приемов этого толкования, особенно практиковавшийся римскими юристами и преторами с целью самостоятельного, независимого...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Интерпрета́ция истолкование, объяснение, разъяснение. 1) В буквальном понимании термин «И.» употребляется в юриспруденции, искусстве и в других областях человеческой деятельности...

    Большая Советская энциклопедия

"ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (ДАННЫХ)" в книгах

Проект «Хранилище данных» и проект «Технология выявления скрытых взаимосвязей внутри больших баз данных»

Из книги автора

Проект «Хранилище данных» и проект «Технология выявления скрытых взаимосвязей внутри больших баз данных» Оба этих проекта были интегрированы в 1999 г. Благодаря им начались разработка и проведение кампаний по продаже банковских продуктов. Эти проекты создали большие

Интерпретация данных

Из книги Терапия Ошо. 21 рассказ от известных целителей о том, как просветленный мистик вдохновил их работу автора Либермайстер Свагито Р.

Интерпретация данных Это чтение тела я провела вместе с Агни, другим целителем, которая вместе со мной проводила тренинг. Вполне возможно, что вы удивитесь, откуда мы получаем информацию. Может показаться, что здесь замешана эзотерика. Когда мы говорим с телом, картины,

Экспорт данных из базы данных Access 2007 в список SharePoint

автора Лондер Ольга

Экспорт данных из базы данных Access 2007 в список SharePoint Access 2007 позволяет экспортировать таблицу или другой объект базы данных в различных форматах, таких как внешний файл, база данных dBase или Paradox, файл Lotus 1–2–3, рабочая книга Excel 2007, файл Word 2007 RTF, текстовый файл, документ XML

Перемещение данных из базы данных Access 2007 на узел SharePoint

Из книги Microsoft Windows SharePoint Services 3.0. Русская версия. Главы 9-16 автора Лондер Ольга

Перемещение данных из базы данных Access 2007 на узел SharePoint Потребности многих приложений Access 2007 превышают простую потребность в управлении и сборе данных. Часто такие приложения используются многими пользователями организации, а значит, имеют повышенные потребности в

Спасение данных из поврежденной базы данных

Из книги Мир InterBase. Архитектура, администрирование и разработка приложений баз данных в InterBase/FireBird/Yaffil автора Ковязин Алексей Николаевич

Спасение данных из поврежденной базы данных Возможно, что все вышеприведенные действия не приведут к восстановлению базы данных. Это означает, что база серьезно повреждена и либо совсем не подлежит восстановлению как единое целое, либо для ее восстановления понадобится

Проверка введенных данных на уровне процессора баз данных

автора Мак-Манус Джеффри П

Проверка введенных данных на уровне процессора баз данных Помимо проверки данных во время ввода информации, следует знать о том, что можно также выполнять проверку и на уровне процессора баз данных. Такая проверка обычно более надежна, поскольку применяется независимо

Из книги Обработка баз данных на Visual Basic®.NET автора Мак-Манус Джеффри П

Обновление базы данных с помощью объекта адаптера данных

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Обновление базы данных с помощью объекта адаптера данных Адаптеры данных могут не только заполнять для вас таблицы объекта DataSet. Они могут также поддерживать набор объектов основных SQL-команд, используя их для возвращения модифицированных данных обратно в хранилище

Глава 2 Ввод данных. Типы, или форматы, данных

Из книги Excel. Мультимедийный курс автора Мединов Олег

Глава 2 Ввод данных. Типы, или форматы, данных Работа с документами Excel сопряжена с вводом и обработкой различных данных, то есть ин формации, которая может быть текстовой, числовой, финансовой, статистической и т. д. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КУРС Методы ввода и обработки данных

3.2. Экспорт данных из ERwin в BPwin и связывание объектов модели данных со стрелками и работами

Из книги Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0 автора Маклаков Сергей Владимирович

Базы данных (классы для работы с базами данных)

Из книги Microsoft Visual C++ и MFC. Программирование для Windows 95 и Windows NT автора Фролов Александр Вячеславович

Базы данных (классы для работы с базами данных) В MFC включены несколько классов, обеспечивающую поддержку приложений, работающих с базами данных. В первую очередь это классы ориентированные на работу с ODBC драйверами – CDatabase и CRecordSet. Поддерживаются также новые средства для

Из книги Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006г. N 152-ФЗ "О персональных данных" автора Петров Михаил Игоревич

Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных Комментарий к статье 161. Комментируемая статья определяет права субъектов персональных данных по отношению к принятию

Использование и интерпретация полученных данных

Из книги Компетентность в современном обществе автора Равен Джон

Использование и интерпретация полученных данных Вопросы о применении данных, собранных при помощи «Эдинбургских опросников», были кратко освещены в предыдущих частях книги. Они станут еще яснее, когда мы изложим результаты, полученные в ходе предварительного

2. Определение типа сравнения данных (от идеи к сравнению данных)

Из книги Говори на языке диаграмм: пособие по визуальным коммуникациям автора Желязны Джин

2. Определение типа сравнения данных (от идеи к сравнению данных) Данный шаг – это связующее звено между идеей и готовой диаграммой.Очень важно уяснить, что любая идея – любой аспект данных, на который вы хотите обратить внимание, – может быть выражена посредством

Интерпретация данных (семейный диагноз)

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

Интерпретация данных (семейный диагноз) Интерпретация данных оценочного семейного интервью и семейной диаграммы разбивается на следующие десять сфер: (1) идентифицируемый пациент; (2) позиция братьев и сестер; (3) эмоциональный процесс в ядерной семье; (4) стрессоры; (5)

КЛЮЧ.

Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу - 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

1. Шкала экстраверсии-интроверсии:

ответы «нет» (-): 22, 30, 46, 84;

ответы «да» (+): 1, 5, 10, 15, 18, 26, 34, 38.42, 50, 54, 58, 62, 65, 70, 74, 77, 81, 90, 92, 96.

2. Шкала нейтротизма;

ответы «да» (+): 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.

3. Шкала психотизма:

ответы «нет» (-): 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100;

ответы «да» (+): 14, 23, 27, 31, 35,47, 51,55, 71, 85, 88, 93,97.

4. Шкала искренности:

ответы «нет» (-): 4, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 66, 69, 76, 80, 82, 91, 95;

ответы «да» (+): 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.

Средние показатели по шкале экстраверсии-интроверсии: 7-15 баллов. Высокие оценки по шкале экстраверсия-интроверсия соответствуют экстравертированному типу, низкие – интравертированному.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8-16. Результат-менее 8 баллов свидетельствует об эмоциональной стабильности человека, более 16 - об эмоциональной нестабильности (нейротйзме).

Средние значения по шкале психотизма: 5-12. Людям, набравшим более 10 баллов, не рекомендуется работать по специальности типа. "человек-человек".

Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными, испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Г. Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.

1) Экстраверсия – интроверсия . Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален ото всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм – эмоциональная устойчивость . Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы.



Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Ней-ротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3) Психотизм . Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой

конфликтности, неконтакгности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротиз-му соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. По мнению Г.Айзенка, такие качества личности как экстраверсия - интроверсия и нейротизм-стабильность ортогональны, т.е. статистически не зависят друг от друга. Соответственно, Г.Айзенк делит людей на четыре типа, каждый из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного свойства вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсия - интроверсия и нейротизм - стабильность можно вывести показатели темперамента личности по классификации И.П. Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной утраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах,

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений, Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свой силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, и меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т.д., в других – вялость; безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность, В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Именно поэтому Г.В.Суходольский считает, что необходимо выделять не четыре («чистые» типы - это абстракция), а девять типов личности:

норму и восемь акцентуаций. Помимо выше названных четырех «чистых» типов Г.В.Суходольским предложены четыре «промежуточных»: холерически-сангвинический, сангвинически-флегматический, флегматико-меланхолический и меланхолически-холерический типы, а также пятый - нормальный тип.

По мнению Г.В.Суходольского, типологию Г.Айзенка, можно представить в виде матрицы, строки которой характеризуют направленность (интроверсия; средние значения; экстраверсия), столбцы соответствуют уровням эмоциональной устойчивости (нейротизм; средние значения; стабильность), а элементы - статистически нормальный и уклоняющийся от него типы. В табл. 3 представлена матричная типология личностей по методике ЕРQ.

С помощью данной матрицы несложно определить принадлежность человека к одному из девяти типов личности, используя сочетания степени выраженности экстраверсии и нейротизма.

Таблица 3. Матричная типология личностей по методике EPQ

В табл. 3 представлены значения показателей шкал экстраверсия интроверсия, нейротизм-стабильность по методике EPQ. Подставив средние значения по двум базовым шкалам, а также крайние проявления признаков в баллах, нетрудно получить матрицу, позволяющую определить тип личности и по методике EPL

Каждому типу личности соответствуют следующие внешние проявления:

1. Холерик (X)- агрессивный, вспыльчивый, меняющий свои взгляды/импульсивный.

2. Холерически-сангвинический (ХС) тип - оптимистический, активный, экстравертированный, общительный, доступный.

3. Сангвиник (С) - говорливый, быстро реагирующий, непринужденный, живой.

4. Сангвинически-флегматический (СФ) тип - беззаботный, лидирующий» стабильный, спокойный, уравновешенный.

5. Флегматик (Ф) - надежный, владеющий собой, миролюбивый, рассудительный.

6. Флегматико-меланхолический (ФМ) тип– старательный, пассивный, интроверт, тихий, необщительный.

7. Меланхолик (М) - сдержанный, пессимистический, трезвый, ригидный.

8. Меланхолически-холерический (MX) тип - добросовестный, капризный, нейротичный, обидчивый, неспокойный.

При индивидуальной диагностики данная матрица помогает определить принадлежность человека к определенному типу, на основании которого можно построить психологический портрет личности. Кроме того матричное распределение типов позволяет портретировать социальные общности.

В большинстве работ результаты исследований таких сложных психологических объектов, как «личность», «интеллект», «национальный характер» и других характеристик социальных групп людей, представлены, как правило, на описательном уровне из-за отсутствия необходимых научных средств выражения. Матричное распределение типов личности выступает в качестве средства, позволяющего получать количественные «портреты» больших социальных общностей.

Матричный портрет представляет собой типологический портрет «анфас». Он обладает максимальной полнотой отражения в аспекте выбранных свойств: экстраверсия-интроверсия, нейротизм-стабильность, однако не обладает геометрической наглядной формой, поэтому Г.В.Суходольским и Т.А-Верняевой предложено "профильное" портретирование социальных групп.

«Профильный» портрет студентов-психологов МГПИ можно записать в виде мультимножества типов: (20,2Н, 16,1MX, 34,5 XC, 0,6СФ, 0ФМ, 20,2Х, 6,6С. 1,2Ф. 0,6М). Зафиксировав порядок перечисления типов, получаем одномерное статистическое распределение, которое можно сопоставить с графическим изображением в виде профиля, аналогичного известным психологическим профилям по Г.И.Россолимо. Отличие полученного нами профиля лишь в том, что шкалы масштабированы в процентах.

Матричное и профильное порфетирование позволяет легко сравнивать типологические портреты различных социальных групп людей, а графическое изображение профилей обеспечивает наглядность при сравнении.

Работа 20. ОПРОСНИК MPI (Методика Айзенка).

Цель: диагностика индивидуально-психологических свойств личности.

Материал: Опросник состоит из 70 вопросов, 24 из которых направлены на диагностику экстраверсии, 24 на диагностику нейротизма, 2 вопроса – маскировочные, они не дают никакой информации об испытуемом. И, наконец, оставшиеся 20 вопросов образуют так называемую «шкалу лжи», основная задача которой – дать информацию о достоверности ответов испытуемого по шкалам экстраверсии и нейротизма. (см.Приложение 13 MPI)

Одной из самих сложных операций в психодиагностике является интерпретация полученных данных. Она опирается на предполагаемые многофакторные отношения между подученными данными их возможную интерпретацию. Иными словами, определенный результат может быть обусловлен разными механизмами психической деятельности (например, неверное решение некоторых тестовых задач может быть следствием недостатков в перцепции, недостатка интереса, из-за волнения и т.п.). И наоборот, один и тот же механизм может иметь разное диагностическое значение (например, чувство неполноценности у одного человека проявляется неуверенностью в поведении, тихим голосом, пассивностью, у другого хвастливыми поступками и подобного рода проявлениями компенсации).

Интерпретация диагностических данных может осуществляться либо как процесс количественной оценки, т.е. полученный результат мы сравниваем с опре­деленной нормой, либо в виде качественного анализа, при котором полученные данные сравниваем с целым рядом эталонов, значение которых точно определено. Адекватность непосредственной интерпретация зависит от точной и правильной регистрации отдельных данных и от раскрытия их системных взаимосвязей.

Известно, что психодиагностика особенно тесно связана с дифференциальной психологией, которая изучает естественные границы вариации психических явлений и ее источники. Дифференциальная психология ищет ответы на вопросы, как люди отличаются в отдельных психических свойствах и проявлениях и чем эти различия вызваны. Она использует методы, которые регистрируют данные различия, но не создают их, что существенно для каждого диагностического исследования.

Контрольные вопросы к классификации методов

1. Дайте определение методу наблюдения

2. Назовите сферы применения метода наблюдения

3. В чем заключается суть методов анализа продуктов деятельности с целью психодиагностики

4. Как может быть использован контент-анализ в работе логопеда

5. Дайте определения анкетному методу обследования

6. Приведите примеры видов анкет

7. Какое анкеты могут быть применены в логопедии

8. Назовите основные виды опросников

9. Какую основную роль выполняют проективные техники в процессе обследования

10. Приведите примеры использования социометрии в логопедии.

11. Раскройте понятия валидность, надежность, репрезентативность.

12. В чем заключаются типичные ошибки диагностики?

13. В чем суть процедуры стандартизации?

14. Поясните в чем заключаются трудности интерпретации.

Литература

1.Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. - М.: Наука, 1982. - 200 с. (Надежность тестов: 107-135. Валидность тестов: 135-162.)

2.Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ.- М., «Когито-Центр», 2000.- 284 с.

3.Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. / Пер. с англ. С. Могилевского. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352 с.

4.Алексеев Л.Л., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1991.

5.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984

6.Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. - М, 1982.

7.Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. - М., 1982. (Тесты отдельных способностей: 5-122. Личностные тесты: 122-242.)

8.Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1997

9.Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.

10. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми: Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1975.

11. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Ю. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1994

12. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с.

13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 528 с.

14. Бутенко И.А. Анкетный опросник как общение социолога с респондентами. - М., 1989

15. Введение в практическую социальную психологию /"Ред. Ю.М. Куков, Л.Л. Петровская, О.В. Соловьева. - М., 1996 ,

16. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведении / М.К.Акимова, Е.М.Борисова, Е.И.Горбачева и др.; Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Бо­рисовой. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

17. Войтко В. И., Гильбух Ю. 3. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. - 1976. - № 4.

18. Волков И.Л. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. Л., 1970

19. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 128 с.

20. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.

21. Гамезо М. В., Домашенко И. Л. Атлас по психологии. – М., I986

22. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. - М., 1989. - .79 с. (Об основных понятиях психодиагностики: 5-7. О тестах и педологии: 9-12. Психодиагностическое мастерство школьного педагога: 12-72.)

23. Годфруа Ж Что такое психология: в 2 т. М., 1996

24. Гриншпун И. Б. Введение в психологию М., 1994.

25. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 53-64.

26. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология – М., 1447

27. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991

28. Калягин В.А. Фонемные нарушения в письменной речи и способы их анализа / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под ред. Канд. пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - (240 с.) С. 67-78.

29. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1982. - 272 с.

30. Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 352 с.

31. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л., 1984. - 216 с.

32. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л., 1984. - 216 с.

33. Лебединский В.В., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологи.. – Л.: Медицина, 1966. – 430 с.

34. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992.

36. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. –СПб.: Речь, 2001. – 256 с.

37. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1985. (Общие вопросы надежности тестов: 167-178. Подходы к исследованию валидности тестов: 187-195. Унифицированная методика конструирования психодиагностических тестов: 195-203.)

38. Методы изучения интеллекта: методические разработки по спецкурсу «Психология». - Л., 1982. - 32 с. (Интеллект и методы его изучения: 2-18. Тесты: 18-25. Аналитические методы исследования интеллекта: 25-29. Тесты-опросники: 29-32.)

39. Методы социальной психологии / Ред. Е. С. Кузьмин, B.E. Семенов. –Л.,1977

40. Морено Дж. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.

41. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопр. психологии. 1957. № 5.

42. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 – логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы. / Авт. -сост. Л.В.Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г.Голубева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 139 с.

43. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная и педагогическая психологии и психодиагностика. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

44. Норакидзе В.Г. Новые методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниереба, 1975.

45. Основы психодиагностики / Ред. А.Г. Шмелёв. – Р-н-Д., 1996.

46. Особенности психического развития детей 6-7-лстнего возраста / Под ред. Д.Б. Элькониниа, А.Л. Венгера. - М., 1988

47. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.

48. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. - М., 1990. - 287 с.

49. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Ред. Л.Л.Крылов. – СПб., 1997

50. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Под ред. А. А. Бодалева, М. Д. Дворяшиной, И. М. Палея. - Л., 1976. - 248 с.

51. Психологическая диагностика / Ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. - М., 1997

52. Психология: словарь / Ред. Л.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 1990

53. Реан Л.Л., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

54. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.1 (А-О). Пер. с англ. – М.: «Издательство АСТ», «Издательство «Вече», 2001. – 592 с.

55. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб.: Питер, 2001. - 176 с.

56. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992

57. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2001.- 350 с.

58. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980

59. Стивенс С. математика, измерение и психофизика // Экспериментальная психология (Под ред. С.С.Стивенса). // Пер. с англ. под ред. действ. Чл. АМН СССР П.К.Анохина, докт. пед. наук В.А.Артемова. М.: Иностранная литература, 1960. Т. 1.С. 19-92.

60. Урбах В. Ю. Биометрические методы (статистическая обработка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве и медицине). – М.: Наука, 1964. – 415 с.

61. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. - М., 1987. - 236 с.

62. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - Вып. I и II. - М., 1966. С. 199-231.

63. Шванцара Й., Балаштик Б., Голуб В. и др. Диагностика психического развития. - Прага, 1978. - 388 с.

64. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с.

65. Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. – М., 1987

66. Ядов В.Л. Социологическое исследование. - М., 1972.

67. Dunbar H.F. Psychosomatic Diagnosis. - New York, 1943. - 203 p.

Дата публикования: 2015-01-24 ; Прочитано: 890 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно