Как мотивировать подростка к учебе. Как мотивировать ребенка на учебу? Рекомендации психологов

На самом деле единой формулы, как мотивировать ребенка на учебу, не существует. Ведь, как и взрослые люди, дети являются в первую очередь индивидуальностями. И эти уникальные особенности вашего чада обязательно нужно учитывать.

В первую очередь запомните, что ребёнку следует давать возможность проявить самостоятельность, насколько это возможно. Конечно, без ошибок не обойдётся, но разве не в этом суть учёбы? Зато радость от самостоятельно выполненного задания будет по-настоящему сильной, особенно если вы оцените маленькую победу ребенка и похвалите его - это как нельзя лучше мотивирует его стараться и в дальнейшем. Не стоит и слишком строго критиковать его, постоянно указывая на ошибки и промахи, вы отобьёте желание учиться напрочь.

Говоря о том, как мотивировать ребенка на учебу, важно упомянуть одну распространённую ошибку, которую допускают многие родители. А именно начинают в буквальном смысле превращать дом во вторую школу, устанавливать строжайшую дисциплину, да ещё и щедро приправляя всё это словами «ученик обязан», «ученик должен». Поверьте, детям и в школе этого хватает с лихвой. Дома же хочется чувствовать себя защищенным, находиться в атмосфере спокойствия и комфорта. Поэтому не стоит контролировать буквально каждое движение ребенка - позвольте ему самому решать, помогает ли ему музыка сосредоточиться или же отвлекает от уроков, что он хочет сделать раньше: немного отдохнуть и посмотреть серию любимого мультсериала или же сразу приступить к выполнению домашнего задания.

Не менее важно в том, как мотивировать ребенка на учебу, дать ему почувствовать, что вы любите его и будете любить вне зависимости от того, какие оценки в его дневнике. Отметки - это фактически зарплата ученика. Вы же не хотите, чтобы родные любили вас только за вашу зарплату? Тем более ребенку в этом плане даже сложнее - взрослый человек, устав от постоянного давления, может написать заявление и уволиться. А малышу просто некуда идти, кроме дома. И именно поэтому в семье его всегда должны ждать поддержка, любовь и забота.

Помимо всего, что уже было сказано выше о том, как мотивировать ребенка, следует запомнить, что ни один человек не любит, когда его начинают сравнивать с другими, более способными или трудолюбивыми коллегами либо, как в нашем случае, учениками. Сравнивать нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах. В самом простом раскладе ответной реакцией будет долгая обида, а в худшем ваше чадо начнёт вовсе пропускать все ваши нотации мимо ушей и закроется от вас.

Несмотря на то, что многие родители, задавшиеся вопросом о том, как мотивировать ребенка на учебу, начинают платить наличными за хорошие оценки, это не лучшая стратегия. Особенно с учетом того, что дети учатся прежде всего не для родителей, а для себя.

Не следует требовать от ребенка быть круглым отличником по всем, без исключения предметам. Во-первых, потому что в наши дни даже это не гарантия поступления в какой-то престижный ВУЗ. А во-вторых, потому что, даже если ему это удастся, то лишь методом монотонной зубрёжки, бездумного запоминания сотен фактов. Намного лучше будет, если ребенок сам определит для себя те предметы, которые ему по-настоящему интересны, и уделит внимание именно их изучению. Возможно, он не будет знать весь учебник назубок, но будет понимать их - а это намного ценнее. Не столь важно, что у ученика появятся нелюбимые предметы. Главное, чтобы при этом появились и любимые.

И, конечно же, важнейшим фактором, влияющим на то, как мотивировать ребенка на успех в учебе, творчестве и дальнейшей жизни, является поддержание интереса. Покупайте ему увлекательные книги и энциклопедии, научите пользоваться Интернетом, смотрите вместе познавательные передачи и фильмы. Ничто не подстегнет человека изучать что-то новое так сильно, как собственная заинтересованность в этом. Можете даже разрешить ребенку в виде исключения прогулять школу, если ему очень хочется посмотреть новый научный фильм о зарождении Вселенной или секретах (хотя бы с условием, что после этого он прочитает пропущенный за день материал).

Пусть ребенок с самых первых классов чувствует, что вы на его стороне, что самые близкие и родные для него люди поддерживают его не только на словах, но и на деле. И, конечно же, уважайте своё чадо. Ведь он уже, хотя и ещё только формирующаяся, отдельная личность со своими интересами, мечтами и целями!

«Ученье – свет!» – твердят многие родители своим детям. Однако одних этих слов недостаточно. Чтобы школьник по-настоящему хотел учиться, родители должны помочь ему не только осознать необходимость учёбы, но и понять, что это может быть интересно.

Почему он не хочет учиться?

Первый шаг к успеху – осознание масштаба проблемы. Если у ребёнка был сложный день, и он просто не находит в себе сил сделать уроки, это вовсе не означает, что пора «бить в колокола» и читать ему лекцию о том, что его ждёт профессия дворника. Самое важное, что следует сделать в первую очередь – понять, по каким причинам чадо не хочет учиться.
Самые распространенные из них – следующие:


Виды мотивации

Психологи выделяют два вида мотивации: отрицательная и положительная.

  • Отрицательная мотивация к любому виду деятельности предполагает наличие отрицательного стимула. Например, это может быть страх перед наказанием за отказ от занятия этой деятельностью.
  • Положительная (конструктивная) мотивация означает ориентацию на какой-либо положительный стимул.

Какой же из видов мотивации наиболее эффективен? Чтобы ответить на этот вопрос, сразу проведём ассоциацию с методом «кнута и пряника». Вы, наверное, уже догадались, что кнут – это отрицательная мотивация, а пряник – положительная.

«Метод кнута» не приемлем ни при какой ситуации, а тем более – по отношению к ребёнку. Даже если, к примеру, угрозы наказания за плохие отметки заставляют ребёнка учиться лучше, то это только внешний результат. Чувство дискомфорта и постоянного страха будут сковывать малыша, и он будет подходить к учёбе формально.

К примерам отрицательной мотивации также можно отнести:

  • преувеличение родителями важности отметок;
  • позиционирование учёбы как долга;
  • уловки, шантаж и запугивание.

Конструктивно стимулировать школьника к учёбе тоже нужно правильно, поэтому стоит подробнее остановиться на конкретных приёмах положительной мотивации.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен только учитель. Каждый ученик индивидуален, педагог попросту не успеет за урок найти подход к каждому, поэтому школьники должны хотеть учиться, только тогда им будет интересно.

Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес их ребёнка к учебной деятельности?


Главное, что может дать родитель своему чаду, – это любовь и поддержка. Успеха в любом начинании достигнет только ребёнок, окружённый искренней любовью.

Читайте советы психолога в нашем материале.

Психолог Анастасия Пономаренко подскажет простые правила, которые помогут правильно мотивировать ребенка, который не хочет учиться. Она расскажет, что делать и какие основные ошибки допускают родители, пытаясь всеми силами заставить ребенка учить уроки.

Анастасия Пономаренко
психолог Благотворительного фонда «Путь домой»

Родителям частенько приходится применять силу, уговаривать ребенка, который не хочет учиться. А хотелось бы, чтобы любимое чадо само, без напоминания, делалло домашние задания, с удовольствием посещало школу, чтобы в дневнике — одни отличные отметки! Однако родители часто не делают ничего, чтобы мотивировать ребенка к учебе, заинтересовать его тем или иным предметом. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.

А ведь для создания мотивации у ребенка к познанию нового, к учебе, существуют простые правила. Только соблюдать эти правила должны, прежде всего, родители. Конечно, придется психологически и физически напрячься, но игра стоит свеч.

Правила успешной мотивации ребенка к учебе

Итак, как же мотивировать ребенка, который не хочет учиться.

Ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа.

Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете.

Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка.

Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в . Ходите вместе (это важно) на публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. А после обязательно обсудите: каковы впечатления, что понравилось, а что - нет.

Купите автобиографии великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребенка.

После прочтения книги обсудите ее . Что заинтересовало? Что помогло главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог? Чем бы вы могли ему помочь в этом?

Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение.

Создайте его! Запишите ребенка в интересную секцию или кружок. Узнайте про различные общественные организации, клубы. Ненавязчиво предложите сходить, посмотреть. Если большинство друзей будут активными, хорошо учиться, ваш отпрыск обязательно будет стараться быть не хуже - закон социальной психологии.

Поинтересуйтесь атмосферой в школе, где учится ваш ребенок .

Очень часто учителя настолько плохо владеют предметом, или настолько по-хамски относятся к ученикам, что убивают всякое желание учиться. Ходите на родительские собрания - это очень помогает в прояснении атмосферы. И, если — немедленно переводите его в другую школу. А искать справедливости лучше потом, когда детская психика будет в безопасности.

Узнайте также про ребят в классе.

Кто лидер? Сколько отличников? Как к ним относятся - издеваются над «ботаниками» или уважают? Окружение ребенка должно стимулировать его к новым успехам. А если это слабый класс, у него не будет мотивации учиться - он и так самый умный.

Не реагируйте слишком бурно .

И не сравнивайте успехи ребенка с братьями - сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» - разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.

Убедитесь, что у ребенка адекватная нагрузка

То, что ребенок не хочет учиться, может быть обусловлено очень высокой нагрузкой. В таком случае ее необходимо снизить, чтобы избежать нервого срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями.

Не судите о способностях ребенка по его оценкам.

Запомните: умный, не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.

И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно. Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время. Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть.

Процесс мотивации ребенка к учебе - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей. Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.

Сейчас наступает такое время, когда приходится постоянно учиться, получать новые навыки, чтобы оставаться профессионалом. Раньше человек заканчивал один институт, выбирал одну профессию, работал на одном месте до самой пенсии. Теперь времена изменились, и многим приходиться переучиваться несколько раз в течение всей жизни - так быстро меняются требования к профессиональной деятельности.

Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового - это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны.

Порой убедить ребенка делать правильные вещи бывает затруднительно. Учеба - одна из таких вещей. От успеха в ней зависит будущее вашего ребенка, формирование его личности, окружения, мировоззрения, кругозора и характера.

О том, как сформировать нужные привычки к учебе, привить желание и стремление получать новые знания и совершенствоваться в них вашему ребенку, читайте далее список, где советы психолога переплетаются с общими приемами и методами приучить детей к обучению.

1. Вознаграждение. Разработайте свою уникальную систему поощрений труда вашего ребенка, исходя из его интересов (их нужно уважать) и пользы конкретно для него. Например, если ваш ребенок любит рисовать, почему бы его не замотивировать этим? Или, быть может, он увлечен лего? Обратите внимание, что оба эти примера ярко демонстрируют его предрасположенность к определенного рода искусству. Если он любит рисовать, то он может стать неплохим художником, или если он любит собирать “лего”, он может стать отличным инженером. Подобные увлечения, особенно в ранний возраст, гласят о подсознательных навыках, их нужно развивать.

2. Узнайте о том, что именно он изучает, а не его оценках. Вместо того, чтобы в очередной раз указывать ему на его плохие или хорошие оценки, поинтересуйтесь, чему именно он научился и попросите его научить этому вас. Исправьте его, если он где-то будет ошибаться, его попытка научить вас этим знаниям станет для него неплохим способом закрепить изученный материал, что поможет ему более эффективно использовать эти знания в школе.

3. Оставайтесь на его стороне. Ваши отношения должны складываться из уважения и понимания друг к другу, они должны строиться на взаимном доверии. Такие эмоции, как разочарование в его учебе и агрессия в его сторону, будут лишний раз на психологическом уровне заставлять его делать “вызов” вам. Он либо начнет учиться из-за страха, либо наоборот вовсе перестанет выполнять необходимую работу. Ребенок должен хотеть и понимать смысл в учебе, а вы должны быть его помощником, никак не его врагом.

4. Работайте вместе. Например, если у вас есть работа, которую необходимо выполнить в домашних условиях, позовите своего ребенка выполнить его работу (домашнее задание) вместе с вами. Когда вы на глазах своего ребенка будете заниматься своей работой, в то время, как он выполняет свою, это поможет ему брать правильный пример и создаст необходимую атмосферу. Совместная работа поможет наладить необходимый контакт с ребенком.

5. Поговорите с учителями. Если ваш ребенок что-то не понимает, поговорите с учителем. Общение с учителем поможет вам разработать правильную стратегию обучения и поможет вам узнать все слабые стороны вашего чада в данном предмете. Знание о таких моментах, сильно улучшит эффективность обучения. Участвуйте в этом процессе.

6. Создайте благоприятную среду для изучения. Во время выполнения домашних заданий не должно быть отвлекающих факторов в виде телевизора и лишних источников шума. Ребенок должен сконцентрироваться на учебе и полностью погрузиться в нее.

  • Карандаши должны быть заточены, ручки находиться на столе, в противном случае он будет тратить время на поиск этих предметов.
  • Минимизируйте беспорядок на его учебном столе и обеспечьте оптимальное освещение.
  • Стул должен быть удобным.

7. Помогите ему с выбором рабочего места. Возьмите ребенка с собой в магазин для выбора необходимой мебели, пусть выберет стол и стул сам. Также поинтересуйтесь, как можно лучше для него обустроить рабочее место, в разумных пределах. Это хороший способ привлечь его к учебе, а не к испытанию.

8. Дайте ему сконцентрироваться. Посмотрите, любит ли он учиться в своей комнате или, быть может, ему больше нравится все делать на диване в гостинной. Как только вы обратите на это внимание, договоритесь с другими членами семьи, чтобы не мешали ему во время обучения. Постоянные перерывы будут мешать ему и истощать интерес к учебе, не давая сосредоточиться нужным образом.

9. Включите уроки в повседневную жизнь. Уделяйте время для формирования привычки обсуждать пройденный материал, как именно он понял предмет. Пусть это войдёт в привычку как у него, так и у вас.

10. Прекратите давать длинные наставления. Угроза, занудные наставления и манипуляции не имеют места быть, когда дело доходит до эффективного воспитания. Такой метод не будет полезен. Будьте конкретными, давайте четкие указания и короткие инструкции. Воздержитесь от излишних наказаний.

11. Похвалить. Если ваш ребенок хорошо справился с контрольной работой или получил хорошие оценки. Купите ему мороженое или сводите в кинотеатр, например. Он должен понимать, что вы цените его труд, это будет мотивировать его к учебе.

12. Цель. Помогите ребенку понять его цели. Составьте план, добавьте к нему даты и разбейте на микроцели. По достижению каждой из них, ребенок будет чувствовать, что постепенно он совершенствуется и достигает определенных результатов. Объясните ему, что это поможет ему добиться хороших результатов не только в учебе, но и в жизни. Составьте план и разбейте его на микроцели.

13. Привить привычку к чтению. Большинство детей не могут сосредоточиться на учебе, поскольку они не любят чтение. Подарите ему комиксы и книгу про его кумира или его интересы. Это лучший способ приучить к чтению в начальных классах.

14. Будьте твердыми. Да, манипулирование вашим ребенком не дает никаких положительных результатов, но твердость и дисциплина важна, и необходима в любых условиях. На одно негативного взаимодействие с ребенком, создайте десять положительных. Таким образом вы укрепите его мотивацию.

15. Используйте правило “Когда сделаешь”. Вместо того, чтобы угрожать и шантажировать такими утверждениями, как “Сделай это, или…”, используйте такие, как “Когда ты выполнишь домашнее задание, мы можем пойти на площадку или поиграть в мяч”. Сделал дело - гуляй смело, это должно быть главным правилом жизни у детей, пока они не вырастут.

16. Помогите заинтересовать. Если ваш ребенок найдет определенный предмет скучным, придумайте способ, как увеличить его интерес к изучению. Вы можете найти интерактивный курс в интернете, интересные видео или игру, в которой весь материал изложен так, чтобы его заинтересовать. Поищите фильмы мотивирующие на учебу.

17. Расскажите историю. Одним из способов мотивации к учебе, является правильно изложенная история, в которой излагается конечная мораль. Это может сказка или история из вашей жизни. Важно, чтобы ребенок понимал, что нельзя забрасывать учебу, иначе это может плохо закончиться.

18. Скажите “Нет” подаркам “За”. Откажитесь от обещания сделать подарок вашему ребенку за пятерку по предмету. Вы спросите, где здесь логическая связь? Очень просто - подарок, купленный за одну пятерку, это просто “временное приглашение к участию” в процессе обучения. Ваш ребенок должен постоянно получать хорошие оценки, именно это должно его мотивировать.

19. Когда ваш ребенок учит уроки, находитесь рядом. Например, если вся семья отправилась в кинотеатр, а ребенок из-за его плохих оценок остался дома учить весь материал сам, откажитесь от посещения кинотеатра. Ребенок должен чувствовать себя частью семейного коллектива, при любых обстоятельствах.

В заключение хотелось бы добавить самое основное правило. Нельзя делать так, чтобы у ребенка сложились нейронные связи в мозгу так, чтобы учеба в его понимании ассоциировалась со стрессом. Поощряйте вашего ребенка выполнять все задания постепенно, развивайте доверие к вам, дайте понять, что вы всегда на его стороне при любых обстоятельствах, не загружайте его слишком сильно. Ваша любовь и поддержка крайне важны для самого главного способа мотивации к учебе.

Почему ребенок не хочет учиться? Мы же купили ему обещанный велосипед, отдали в частную школу, делаем с ним уроки! Разберемся, в чем причина, и что нужно сделать, чтобы получение среднего образования не стало мучением для всей семьи, а мотивация к учебе у подростков и младших школьников усиливалась.

Мотивация ребенка и ее виды

– это то, что двигает человеком для достижения определенного результата. В основе любого мотива лежит потребность, которая требует удовлетворения. Мы рождаемся и испытываем потребности с момента появления на свет. С течением времени, мотивы, движущие нами, становятся разнообразнее. Мотивация ребенка меняется в процессе его взросления. Если родитель хорошо понимает, как именно происходят эти изменения, ему проще установить контакт с ребенком, и помогать ему достигать результатов.

Для мотивации к учебе, важны два вида содержательных мотивов:

  • стремление к познанию, которое ребенок начинает проявлять в раннем детстве;
  • потребность в общении с людьми и получении одобрения ими своих действий.

Сама мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
  • внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).

Если смотреть на мотивацию, с точки зрения эмоционального восприятия ребенком, то определяют 2 ее вида:

  • положительная, создающая приятные эмоции от достигнутого результата, подкрепленная поощрением ребенка;
  • отрицательная, связанная с наказанием или лишением награды за то, что ребенок не выполнил какие-либо действия так, как это требовалось.

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
  • исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

  1. Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
  2. Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
  4. Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
  5. Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
  6. Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
  7. Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.

Как сформировать правильную мотивацию к обучению у младших школьников?

Важно развивать интерес к учебе еще с ранних лет. Формировать его в 6-7 лет уже поздно. Он должна быть сформирован еще в дошкольном возрасте. Если этого не произошло, придется потрудиться. Но в любом случае, у большинства детей 1-й класс и школа воспринимаются как новая ступенька, которая интересна им своей новизной.

Атмосфера для учебы

Дома необходимо организовать правильную учебную среду. Ребенку должно нравится его домашнее рабочее место: удобный стол и стул, яркие канцелярские принадлежности, красивый портфель, удобные полки дня книг. Нежелателен в комнате работающий телевизор или постоянно включенный компьютер. Освещение должно быть достаточным, а лампа привлекательного вида.

Внимание! Многим ребятам нравится, когда родители перед отправкой в первый класс, меняют стиль детской. Тем самым, они подчеркивают ответственность нового этапа в жизни ребенка.

Распорядок дня

Важно учить ребенка планировать свой день: создавать расписание, объяснять, сколько времени у него должно оставаться на отдых, и контролировать, как именно он расходует свое время. Это особенно важно в тех случаях, когда школьник допоздна учит уроки и не высыпается. В итоге снижаются показатели по учебе, и при отсутствии положительного результата начнет падать интерес к учебным занятиям.

Плохие оценки, как реагировать?

Точно не ругать с утра до вечера за принесенную двойку или тройку. Отобьете напрочь желание учиться, либо привьете привычку учиться ради хорошей оценки, а не ради знаний.

Чтобы понять, как помочь ребенку, важно знать почему ребенок получил плохую отметку. Попробуйте поговорить со своим малышом и решить проблему вместе.

Хвалите за любое позитивное изменение в оценках. И вместе анализируйте, благодаря чему у него получилось добиться улучшения результата.

Поощряем разумно

Не стоит за каждую полученную пятерку обещать купить игрушку или самокат. По результатам года, можно поощрить за хорошие достижения.

А вот хвалить нужно часто, и обсуждать дома достижения. Иногда для ребенка важнее конфеты совместное рассматривание пятерки в дневнике или похвала за рисунок, который был сделан в школе на уроке.

Постоянное общение

Разговаривать, обсуждать и анализировать школьные ситуации, рассказывать о своей работе – это важно. Но из общения нужно исключить рассказы о том, какой у вас непрофессиональный руководитель, или обсуждение, правильно ли поступил учитель.

Контроль или свобода?

И беспредельная свобода и тотальный контроль – обе эти тенденции недопустимы. Хороша золотая середина. Нужно ли проверять уроки? Зависит от общей ситуации в успеваемости, но даже если она вполне благополучна, интересоваться уроками нужно: смотреть дневник, рабочие тетради, чтобы хотя бы быть в курсе, как идет процесс обучения.

Приучать ребенка к тому, что уроки нужно учить вместе с родителем, или самому решать за него задачи – это путь снижения мотивации к учебе. Старайтесь подключаться тогда, когда для этого есть весомая причина. А помогая выполнить упражнение, не делайте все за ребенка, а показывайте направления для раздумий и поиска решения.

Младший школьный возраст – это период, когда нужно не мешать развиваться, а создавать для этого условия. Мотивация к учебе должна формироваться в сторону внутреннего стремления ребенка учиться и получать удовольствие от этого процесса. Внешняя мотивация должна лишь помогать развивать внутреннюю.

Как повысить мотивацию к обучению у подростков?

Если удалось спокойно пережить младшие классы, расслабляться рано. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями. Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

Увлечения и хобби

Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент. Успешно по всей школьной программе учатся единицы. Подавляющее большинство подростков выбирают предметы, которые в большей степени им интересны в контексте продолжения образования и выбора профессионального будущего.

Класс и его влияние

Если класс слабый, и ребенок получает хорошие оценки, это не является гарантом объективности его высоких результатов. На фоне остальных он лучший. Но на самом деле в сильном классе его результаты могут резко снизиться. В такой ситуации, следует отправить ребенка на дополнительное обучение к репетиторам, или поговорить с учителями, чтобы они не снижали планку при выставлении оценок. Ситуацию необходимо исправлять сейчас, а не когда придет время поступать в университет.

Повышение мотивации к учебе – непростой процесс. Пусть не все рекомендации могут быть выполнены родителями в силу разных причин, но если даже некоторые их них будут приняты к сведению, это поможет и взрослым и их детям учиться с удовольствием, достигая необходимых результатов.