Как поставить благодарственную свечу к иконе. Как правильно ставить свечи в храме. Когда применяют ладан? можно ли пользоваться им дома

Во многих религиях мира принято трепетное отношение к огню. Он считается священным, потому что дарит людям свет и тепло, разгоняет мрак ночи. Первые христиане вынуждены были удаляться для богослужений в подземелья, и совершали службы по ночам, поэтому обойтись без огня им было никак нельзя.

Помимо этого, огонь имеет духовное значение: свет свечи символизирует свет Христа, без которого люди блуждали бы в темноте. Сам Христос, согласно Евангелию, называет себя Светом. В Ветхом Завете есть образ неопалимой купины – горящего, но не сгорающего тернового куста, в виде которого Бог явился Моисею. Белые одежды Иисуса тоже своего рода символ света.

Свечи в храмах стали использоваться наряду с лампадами в эпоху Средневековья. Сначала они несли на себе по большей части утилитарную нагрузку, но позже древний символизм сделал свечу одной из форм жертвоприношения Богу. Свеча – универсальный способ передачи настроения молящегося человека, она согревает и настраивает на нужное для общения с Богом эмоциональное настроение.

Сегодня прихожане, покупая свечи, тем самым жертвуют на храм. А зажигая свечу , демонстрируют свою благодарность Богу.

Считается, что свет от зажженной в церкви свечи достигает душ усопших. Когда мы ставим свечу за упокой чьей-то души, мы посредством молитвы передаем этот свет Богу, после чего ангелы несут его туда, где находится душа умершего человека.


Свет поставленной за упокой свечи радует родственную душу, говорит ей о том, что ее по-прежнему помнят, а также облегчает страдания душ, не попавших в Царствие Небесное.

Иисус Христос сказал: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Один из главных постулатов в христианстве – уметь прощать своим врагам все обиды. Лучшим доказательством того, что вы готовы простить и желаете своему врагу добра, будет поставленная за его здравие свеча. Вам это поможет успокоиться и отпустить ситуацию, врага же обернет к Богу, и он, возможно, больше не захочет причинять вам зло.

Нужно подойти к иконе (чаще всего свечи за здравие врагов ставят перед иконой святого Николая), зажечь свечу от лампады или от уже горящей свечи, поставить свою свечу в свободное место и закрепить ее. При этом нужно произнести молитву, обращаясь к Богу с просьбой отпустить вашему врагу все его грехи.

Можно обратиться к изображенному на иконе святому с просьбой молить Бога о прощении грехов вашему врагу. Можно поставить одну свечу за всех врагов, и при молитве перечислить их имена.

Важно знать, что ставить свечу за здравие врага надо с чистыми помыслами и искренними доброжелательными намерениями. Это не средство борьбы с врагом, это демонстрация вашего искреннего желания вернуть врага к Богу, к христианским добродетелям.


Есть разные обычаи: можно ставить свечу за врагов три дня подряд, можно три через три дня, или каждые семь дней три недели подряд. Некоторые считают правильным ставить свечу один раз в трех храмах. Каких-либо правил здесь нет, все зависит от вашего желания.

Считается, что молитвы в трех церквях обладают мощной силой, которая помогает людям избавиться от зависимостей, болезней, завистников. Говорят, что если во время утренней службы успеешь оставить записки о здравии в трех церквях, поставив в каждой свечку, то можно решить очень важные проблемы.

Главное успеть обойти три церкви за время одной утренней службы, чтобы имя человека, которое вы напишете в записке, трижды упомянули в молитвах в один день. Если поставить в трех церквях свечи за здравие врагов, при этом искренне пожелав им добра, они скоро оставят вас в покое.

Чаще всего люди ставят свечи о здравии, причем поставить свечу можно как о здоровье близкого человека, так и о своем здоровье. Свечи о здравии ставят перед Спасителем, Божией Матерью, перед ликом святого, который исцеляет (например, святого Пантелеймона).

Иногда болезнь слишком серьезна, и человеку предстоит перенести тяжелую операцию. В этом случае можно поставить свечу не только целителю Пантелеймону, но и святым врачам Косме и Дамиану. Помимо свечи, можно заказать молебен об успешной операции. Можно также поставить свечу за здравие врача.

Нередко люди ставят свечи за упокой – их устанавливают на специальный квадратный столик с распятием, называемый «канун».


Можно поставить свечу о семейном благополучии, при этом вспомнив свою вину перед мужем (женой) и искренне раскаявшись. Свечу в этом случае ставят перед образом Божией Матери, святой Ксении Петербургской, святого Гурия.

Свечи об избавлении от страстей ставят перед ликами Божией Матери, иконой мученика Вонифатия, перед ликом праведного Иоанна Кронштадского. Свечи можно ставить об успехах в учебе, работе, прочих делах, и, если молитва при этом будет искренней, Бог обязательно ее услышит.

Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним. Все знают, что непременно следует это сделать, но о причинах, по которым совершается этот обряд, знает не каждый.

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Византии, но возник он еще в ветхозаветные времена. В Моисеевой скинии светильники составляли необходимую принадлежность священнослужения: зажигались вечером пред Господом и служили символом водительства Божия, того, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни.

«Никогда не совершается у нас богослужения без светильников,- говорил учитель Церкви Тертуллиан,- но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи,- Литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа - свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Господь наш Иисус Христос говорил: «Я свет миру» (Ин. 8,12).

Постепенно вырабатывались правила возжигания свечей в храмах. Сначала горящая свеча предшествовала выносу Евангелия, а во время чтения его зажигали все свечи. Впоследствии стали ставить свечи и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами. Обычай ставить свечи дошел до наших дней. Мало того, он стал столь привычен для нас, что, ставя свечу, многие не задумываются, а что означает это действие?

Свеча, зажигаемая перед иконой, является символом молитвы, знаком духовного устремления к Богу. Чистый же воск, из которого изготавливают свечи, является символом того, что человек раскаивается в грехах своих и готов к послушанию перед лицом Бога. Говоря о том, как правильно ставить свечи, стоит начать с того, что делать это нужно не автоматически, а с осознанием и с ощущением любви в сердце перед тем, кому ставится свеча. Когда вы покупаете в храме свечку, она становится вашим добровольным подношением, символом вашей веры и любви.

Внешнее действие сопровождается внутренним - молитвой. Молящийся человек часто не может найти слов, чтобы точно передать свое состояние, выразить все, что он хочет сказать Господу, особенно когда он находится в окружении других людей. И здесь помогает ему свеча, пламя которой является символом этого невыразимого до конца в словах молитвенного чувства.

Сколько свечей ставить и перед какими иконами- зависит от желания верующего. Но всегда свечу ставят с молитвой. Если это икона Господа нашего Иисуса Христа или Распятие, то можно словами: «Господи, помилуй раба Твоего (имя)» или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». А можно еще и такую молитву прочитать «Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь).»

Если это икона Божией Матери, то со словами: «Пресвятая Богородица, спаси нас, рабов Твоих (имена)», перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас и перечисляете имена)».

Очень хорошо к этим молитвам присоединить и молитву своими словами, выражающую вашу просьбу, благодарение.

Подойдя к подсвечнику, нужно зажечь свечу от других свечей или от лампады на подсвечнике (если вокруг нет горящих свечей), затем поставить ее на свободное место (или, если все места заняты, просто положить рядом - ее обязательно поставят на освободившееся место). После этого следует два раза перекреститься, приложиться к святыне, еще раз перекреститься и поклониться.

Так же возникают вопросы: Почему нельзя зажигать свечу от лампады, что бы поставить её на подсвечник? Нет никаких религиозно или богословски объяснимых запретов на возжигание свечей от лампад, а любые рассуждения по этому поводу не выходят за рамки «бабушкиного фольклора», который весьма распространён среди людей нецерковных, а иногда, увы, встречается и внутри храма. Единственно разумную причину запрета по обсуждаемому вопросу видим в том, что, зажигая свечу от лампады, очень легко закапать её воском, который впоследствии отчищать очень непросто. Возможно, именно эта борьба за чистоту и вынуждает хранителей подсвечников одёргивать молящихся.

Свечи, которые верующие покупают в храме, имеют еще одно очень важное духовное значение: они являются добровольной жертвой человека Богу и Церкви. Так повелось исстари: сначала верующие сами жертвовали воск на свечи, потом производство и продажа свечей стали одной из статей доходов монастырей и храмов. Средства, вырученные от продажи свечей, расходуются на содержание, ремонт и украшение храма, на содержание хора, воскресной школы, на жалованье священнослужителей и работников. Поэтому свечи надо приобретать только в том храме, куда человек пришел молиться. Приносить с собой свечи, купленные за стенами храма, и ставить их перед иконами нельзя, ибо они могут быть не освящены.

Поскольку уровень благосостояния у верующих различен, то и пожертвовать они могут разные средства. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Лучше со смирением поставить маленькую и горячо помолиться, чем с ропотом и сожалением - дорогую. И помнить при этом, что самое главное - это горение верующего сердца. Если нет в нас горячей любви и благоговения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

Итак, куда и кому из святых ставить свечи – это решать вам самим. Но желательно при этом соблюдать порядок. Если вы собираетесь поставить несколько свечей – то первую надо поставить Господу Иисусу Христу и перед иконой праздника (обычно она всегда расположена в центре храма на аналое). Потом ставятся свеча Божией Матери, потом уже Архангелу и святым угодникам, которым Господь даровал особую благодать исцелять болезни и помогать нам в различных нуждах.

Принято ставить свечи святому, имя которого носит человек и Ангелу — Хранителю.

О упокоении усопших следует поставить свечу на канун - особый прямоугольный подсвечник с Распятием.

Если нужной иконы в храме нет, то можно поставить свечу перед любым образом Господа, Пресвятой Богородицы или перед иконой Всех святых и совершить молитву. И молитесь своими словами, лишь бы они были искренними. Пусть ясный огонь свечей поможет построить тёплую светлую молитву в вашем сердце!

Хорошо возжигать церковные свечи и дома в красном углу, перед иконами. Свечи и лампады зажигают не только во время чтения утреннего и вечернего молитвенного правила, но и при решении важных жизненных проблем (выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, приобретении дома, машины и т.д.), когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека.

Во время шестопсалмия (когда на середину храма выходит чтец и в храме гасят все светильники) свечи гасят. Но после окончания этого чтения – свечи вновь возжигаются. Поэтому, поставив свою свечу в этот период времени, не надо искать в этом какого либо дурного знака и тем более ругаться.

О свечах в вопросах и ответах

Как правильно ставить свечу?

– Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. ЗАПРЕЩЕНО пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках храма уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Кому и сколько свечей надо ставить?

– Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу. В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Можно ли положить свечу на подсвечник, если её уже некуда ставить?

– Так и надо делать. В крайнем случае, можете зажечь фитиль свечи, погасить её и положить на подсвечник. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?

– С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда и волосы на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

Кому поставить свечу об отпущении грехов и что при этом читать?

— Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

Можно ли поставить свечу о некрещеном новорожденном младенце, который заболел?

– Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится. Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех. А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии – это первая помощь в болезнях.

Можно ли ставить свечу за самого себя?

– Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

Можно ли беременной женщине ставить свечи за упокой?

– Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем.

Можно ли ставить свечку за трагически погибшего и вообще об упокоении некрещенных?

– Ставить свечи и молиться самим за некрещеных можно, но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.

Можно ставить свечи о зравии и упокоении в Пасху?

– Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу – второй вторник после Пасхи.

Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме?

– Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться – это малая жертва именно этому храму.

Что делать со свечой после освящения куличей и яиц на Пасху? Можно ли её унести домой?

– Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

Когда применяют ладан и можно ли пользоваться им дома?

– Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы.

В некоторых храмах собирают пожертвования на общую свечу. Что это такое?

— Традиция сбора средств на общую свечу есть далеко не во всех храмах. Как правило, собранные средства тратятся на приобретение свечей, которые ставятся на подсвечники и горят тогда, когда в храмах никого нет. Есть и другая традиция, когда на подсвечник, который выносится в определенные моменты службы, приобретается большая восковая свеча.

Я ежедневно читаю утром дома молитвы. Церковная свеча, которую я зажигаю при этом два дня как стала сильно трещать (треск как полено в костре,только чуть тише) Что это?

— Ничего страшного в этом нет, такое часто бывает, и связано это с технологией производства свечей. Никакой мистики в этом нет.

Я – левша, все с детства делаю левой рукой, некоторые вещи родители с детства переучили, например, писать правой рукой, так же когда хожу в церковь, когда перекреститься нужно я делаю правой рукой, иногда когда ставлю свечку, бывает, левой рукой. Слышала нельзя левой рукой, и много читала и везде пишется, что левое это как бы все плохо.

— Не обращайте внимание на эти глупые суеверия. Можно ставить свечки и правой и левой рукой, нет никакой разницы.

Я не крещеная. Мои родители умерли, они тоже были не крещеными. Могу ли я поставить в церкви свечи за их упокой?

— Да, Вы можете поставить свечи с молитвой о упокоении души Ваших родителей. Но подавать записки об их упокоении в алтарь, а также заказывать панихиды и отпеть Вы их не можете.

Скажите, пожалуйста, как правильно зажечь церковную свечу в храме? В одной церкви я зажгла свечу от другой свечи, и мне сказали, что так делать нельзя, т. к. это чужая жертва, и неизвестно, с какими мыслями ее зажег человек. В следующий раз я зажгла свечу от лампадки. Мне опять сделали замечание, сказали, что так делать нельзя. Как же правильно зажечь свечу?

— Свечу зажигают от другой свечи, стоящей на подсвечнике. Неважно, кто и с какими мыслями зажег свечу, от которой Вы зажжете свою. Это все суеверия, не обращайте на них внимания. Можно зажечь при необходимости (когда нет свечей зажженых на подсвечнике) свечу и от лампадки, но так стараются не делать, чтобы воск не попал в лампаду. Это тоже имеет не символическое, а чисто практическое объяснение – лампаду потом нужно очистить от воска, как снаружи, так и внутри, так что лучше уж не пачкать.

У меня умерла мама чуть больше 2-х месяцев, она была православная, я – мусульманка. Маму похоронили как положено по православным обычаям. Мои родственники все православные, и все, что делали в церкви и дальше, делали они, а я принимала в этом участие. Молилась сама и молюсь о ее душе. Подскажите, как правильное в моем случае поминать мою маму, могу ли поставить свечи в церкви за нее сама? Может что еще? И почему-то мне мама снится больной…

— Примите мои искренние соболезнования в связи со смертью Вашей мамы. Вы поступаете правильно, молясь за маму. Да, Вы можете и сами поставить свечи с молитвой об упокоении ее души. Также творите в память о маме посильную милостыню, какие-либо добрые дела. Обычно то, что нам снятся усопшие, означают, что они нуждаются в наших молитвах о них.

Вчера умерла моя бабушка…Очень любимый мной человек. Хочется что-то сделать, пойти в церковь… Очень тяжело. Подскажите, пожалуйста, когда и как надо ставить свечку за упокой и что еще надо делать в таких случаях?

— Примите мои искренние соболезнования в связи со смертью Вашей бабушки. Если Ваша бабушка была крещена, закажите сорокоуст о упокоении ее души, договоритесь об отпевании (как это сделать, Вам подскажут за свечным ящиком – это место, где принимают записки и продают свечи). В девятый и сороковой день закажите панихиды. Если же бабушка была некрещеная – поставьте свечку и помолитесь своими словами, прося Господа простить бабушке ее грехи и спасти ее душу. В любом случае хорошо подавать за бабушку посильную милостыню, совершать в ее память добрые дела. Свечи об упокоении усопших ставят на канон – это, как правило, прямоугольной формы подсвечник с распятием (попросите показать, где находится канон, когда будете приобретать свечи).

Я уже 3-й год принимаю участие в таинстве соборования Великим постом. В предыдущие годы прихожане всегда уносили с собой свечу, чтобы потом при необходимости молиться с этой свечой о здравии. Но моя знакомая говорит, что лучше эту свечу оставить в церкви, объясняя это тем, что на службе во времясоборования присутствует много нездоровых людей, а свеча впитывает весь негатив, и при повторном использовании от нее будет уже не польза, а вред. Если можно ответьте пожалуйста так ли это?

— Нет, это суеверие: свеча не впитывает никакого негатива, да и не приносит сама по себе ни вреда, ни пользы. Пользу мы получаем от молитвы, а не от свечи. Можно забрать свечу домой, можно оставить в храме – это неважно: традиции могут быть разными, и то, и другое допустимо. Дай Бог Вам здоровья!

У моего друга сильно болеет мама, они мусульмане, могу ли я поставить за ее здравие свечку в церкви?

— Да, Вы можете поставить свечу с молитвой о здравии мамы Вашего друга.

Добрый день. Я живу в Германии и в нашем городе нет православной церкви. Хотелось бы узнать, можно ли православным ставить свечи в католической церкви? И если да, как это делать без наличия икон (например, Архангелу Михаилу, Иоанну воину или Святому Пантелеимону и т.д.)?

Поставить свечи в католическом храме Вы, конечно, можете. Если в храме нет икон, просто обратитесь с молитвой к тому святому, которому Вы бы хотели поставить свечу. А вот для участия в таинствах Вам нужно будет ездить в Берлин: там есть два православных храма: кафедральный храм в честь Воскресения Христова и храм свв. Константина и Елены.

Я покупаю в церкви большие свечи, зажигаю их на время молитв дома, а затем задуваю до следующего раза. Можно это делать или она должна догорать до конца?

— Да, свечи можно задуть после окончания чтения молитв и зажечь их снова в следующий раз.

Сегодня был на Даниловском кладбище, посетил могилку Блаженной Матроны. Хотел попросить и помолиться, в церковной лавке взял свечи, икону и акафист Блаженной чтоб прочитать у могилы. Когда я закончил читать акафист и подошел забрать свою икону, то обратил внимание на свечу которую ставил, верхняя ее часть согнулась на половину, потеки воска сильные на свече. Это меня встревожило и когда я уходил, мою свечу убрали, видимо чтоб люди не пугались. Что это может означать?

Не надо суеверий, дорогой богомолец!

Мой вопрос звучит так: можно ли для молитвы дома зажигать свечу, купленную в просто магазине или это обязательно должна быть свеча, приобретенная в церкви?

Главное, чтобы свеча была бы куплена в церковном учреждении (магазин церковной утвари {например, магазины Софрино, Сретенье}, храм и пр.).

Здравствуйте! я мусульманка, в нашей семье есть и православные, через которых я приобщилась к христианской религии. Придя в одну из церквей, хотела поставить свечку БОГОРОДИЦЕ, но послушница узнав, что я не крещенная, объяснила, что мои молитвы могут быть до конца не услышаны и лучше поставить свечку НИКОЛАЮ УГОДНИКУ, а через него, якобы, все молитвы дойдут, так ли это!

Это была не послушница, ибо послушницы в монастырях. Это первое. Далее, действительными знаниями в церковной области обладают ТОЛЬКО СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ. Это важно понимать. Третье. Кому и как ставить свечи должно быть “виднее” самим богомольцам. Не смущайтесь, то, что с Вами произошло, обычная ситуация, корень которой в неправильной адресации вопроса – чаще беседуйте с духовенством.

У меня такой вопрос, я не крещеная, меня свекровь дома почистила церковной свечой, и у меня на свече образовалась выпуклость слегка потемневшая. Что это означает?

Это означает, что вы со свекровью увлечены магией.

Подскажите пожалуйста, что делать со свечей, которая остается после свячения Пасхи?

Зажгите ее – пусть прогорит.

Можно ли молиться и ставить свечки за не крещенных?

Вы можете ставить свечи и сами молиться о тех, кто не был крещен, а вот церковная молитва за них невозможна: подавать записки в храме на Литургию, молебны и панихиды можно только о православных христианах.

Разъясните, пожалуйста, на какой стороне (справа или слева) должно быть распятие в церкви, где можно ставить свечи об упокоении? В одних церквях справа, в других слева, одни священники говорят, что только слева ставятся свечи об упокоении. Считается ли грехом ставить свечи об упокоении не с той стороны.

Канун (подсвечник, где ставят свечи об упокоении) может располагаться как слева, так и справа. Какого-то принципиального значения это не имеет. Тем более, нет греха ставить свечи «не с той стороны».

Одна наша знакомая сказала, что поставила за нас в храме свечи на послабление. Никогда об этом не слышала, объясните пожалуйста, что это значит?

В Православии свечи ставят только с молитвой о здравии или об упокоении. Молитвы, произносимые при этом, могут быть разными. Послаблением называется ослабление болезни, трудной ситуации. Видимо, именно об этом молилась Ваша знакомая, ставя свечу о здравии.

У нас с мужем хранятся свечи, которыми нас венчали в церкви. Может, их нужно как-то использовать? Какой смысл они сейчас несут после 22 лет брака?

Есть такая благочестивая традиция, что венчальные свечи супруги хранят дома возле икон, либо в другом благочестивом месте.
Свеча - это символ вашей общей молитвы, вашего брачного союза. Свечи можно зажигать для молитвы в какие-то особые для Вас дни, дни годовщины брака, в дни других радостных или грустных событий.
Если свечи Вам не нужны, Вы можете просто отдать их в ближайший храм.

Когда священник освящает дом или мы сами уже позже освящения чувствуем необходимость очистить, защитить его, то делаем это с помощью молитвы и святой воды. Об этом написано, и это мы можем видеть в храме. Однако, есть и другое действие: обойти дом с зажженной свечой и молитвой, крестя стены, окна и двери. Вместо воды — свеча, огонь. Наверное, в храме при скоплении людей просто опасно ходить с зажженными свечами. И в храм этого не делают. Поясните, пожалуйста, есть ли разница между этими действиями, от чего зависит выбор между водой и свечой, есть ли какие-то запреты на то или другое.

Церковь не знает такого понятия как «очищение дома». Есть освящение, которое совершает священник и чин которого находится в «Требнике». Окропление святой водой самими жильцами дома вполне допустимо и в определенные дни уместно. Так, например, в Крещенский сочельник, по традиции, окропляют дома святой водой, принесенной из храма. Однако это не носит характера какого-то «очищения» или «защиты». Да и от чего или от кого, собственно говоря, Вы собираетесь очищаться или защищаться? Что касается «хождения по дому со свечой», то это полуоккультное народное творчество, не имеющее к православной обрядности никакого отношения.

Подскажите, пожалуйста, свечу зажигают от другой свечи, стоящей на подсвечнике. Но что делать, когда рядом горящих свечей нет? Я зажгла свечку от лампадки, но тут лампадка у меня потухла. От невежества и не знаний, мы очень испугались, как нужно действовать и муж зажег лампадку сам — зажигалкой. На тот момент, мы не понимали, что так делать нельзя. Подскажите, пожалуйста, все наши неправильные действия, где здесь суеверия, а где действительно запрет поведения в церкви, что это значило бы. Как можно исправить свою вину. Как действовать в таких случаях. Меня этот вопрос очень сильно беспокоит.

Не переживайте, ничего запрещенного Ваш муж не сделал, исправлять Вам ничего не нужно. Когда горящих свечей на подсвечнике нет, свечку можно зажечь от лампады или от свечи, стоящей на другом подсвечнике, от лампады перед другой иконой. В некоторых храмах между богослужениями свечи просят не зажигать, их просто ставят на подсвечник, а зажигают их во время богослужения. При необходимости воспользоваться зажигалкой для того, чтобы зажечь свечу, вполне допустимо.

Только пришла из храма, вся душа клокочет. Как относиться к передаче свечек во время Литургии? Игнорировать? Нарушать молитву? А если брать, то другим передавать во время Символа Веры я точно не буду… Но и отказать нехорошо получается. А если ждать «перерывчика», могу забыть кому: передают много, по 7-8-10 свечек до меня доходило сегодня. Так и стояла с полными горстями. Что делать?! Когда можно передавать свечки? Нужно ли их брать у других людей? И если да, то когда?

Конечно, неправильно отвлекать от молитвы просьбой передать свечу. Но неверно и так горячо осуждать людей, приходя из храма после Литургии с «клокочущей» душой. В конце Литургии мы поем «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи», а не «осуждения окружающих». На Литургии наиболее важными моментами являются малый вход, чтение Апостола и Евангелия, Великих вход, Евхаристический канон. В это время свечу можно взять, но не беспокоить другого просьбой передать ее дальше. А можно постараться встать в такое место, чтобы не пришлось передавать свечи, или поискать еще какой-то выход. Но не разрешайте гневу и осуждению побеждать Вас. Помоги Вам Господи!

Можно ли приобрести восковые свечи через интернет (дешевле гораздо) и использовать их для домашней молитвы и чтения Библии и духовной литературы? Как эти свечи освятить? При посещении храма или церкви покупаю свечи этой конкретной церкви или храма.

Теоретически можно, если есть уверенность, что вы заказываете свечи в православном магазине (храме), а не приносите доход мошенникам. В таком случае нет необходимости их освящать, купленное в храме предварительно освящается.

Родственник моего мужа достаточно часто передает мне свечи из храма! Но есть некие подозрения к этому человеку и некая тревога, что эти свечи не для добра! На душе дискомфортно, и зажигать их нет желания! Может ли человек через свечу негативно влиять на другого? Как лучше поступить с этими свечами? Если не брать их вовсе, то, боюсь, меня не поймут и обидятся!

А как могут быть свечи из храма «не для добра»? Следуя логике, можно предположить, что в церкви что-то злое против Вас задумали. Звучит смешно, не так ли? Не нравится Вам что-то – так и скажите человеку об этом. Ведь вся проблема именно от того, что нет ясности в отношениях. Как проясните, сразу все окажется на своих местах и свечи из храма пугать перестанут.

Как-то услышала по телевидению что, если поставить свечку за здравие врагу, то Бог накажет обидчика. Думаю не каждый человек сможет простить врага настолько, чтобы искренне желать ему счастья. Является ли это суеверием, либо это месть?

Это является и суеверием, и глупостью одновременно. Вы можете поставить десять свечей, вряд ли растаявший от температуры воск как-то повредит вашему обидчику. Это не значит, что нет смысла ставить свечи, но при такой постановке вопроса это действие теряет полный духовный смысл и становится бессмысленным действом.
Вы правы, не каждый может простить своего врага, но каждый может воздерживаться хотя бы от того, чтобы желать ему зла. Молиться нужно не о том, чтобы Бог наказал обидчика, а прежде всего о вразумлении врагов и разрешении ситуации так, как это будет угодно Господу.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (187016) раз

212 комментариев на “Свеча — символ молитвы

Все знают о том, что в храме положено ставить свечи, но не всем известно, как правильно это делается. Зачем вообще это нужно и как следует на самом деле обращаться со свечами?

Символика

Горящая свеча символизирует божественный свет, который принес в мир Иисус. Одним из первых повелений пророку Моисею от Бога было устроить светильник с семью лампадами. Своим сиянием свеча разгоняет мрак в душах, а тающий воск является символом покаяния и послушания верующих перед лицом Господа. Ставя свечу, мы выражаем любовь к Богу и приносим Ему жертву. Пламя свечки всегда устремлено вверх, так и человек должен своими помыслами и чувствами всегда обращаться к Богу.

Как правильно ставить свечи?

Не существует определенных правил, к каким иконам и сколько надо ставить свечей. Свечи в церкви ставятся по разным поводам: например, за здравие и за упокой. За упокой следует ставить свечи на специальный поминальный столик - канун. Можно ставить свечи, обращаясь с просьбой к какому-либо святому, в благодарность за полученную от Высших сил помощь, накануне важного дела или поездки. Часто ставятся свечи святым покровителям.

В зависимости от своей нужды вы можете обратиться к той или иной иконе, которая служит помощницей именно в вашей проблеме. Ставя свечу, необходимо хотя бы про себя произнести молитву – пусть самую простую, можно своими словами.

Чего нельзя делать

Желательно не приносить в церковь свечки, купленные в другом храме: считается, что свечка, за которую вы платите деньги, должна быть малой жертвой именно этому храму.

Ставить свечи следует до начала церковной службы. Если вы опоздали на службу, то нужно сделать это по окончании богослужения. Зажигать свечку необходимо от другой, горящей. Лучше не зажигать ее от лампадки, так как можно случайно загасить последнюю. Если нет свободных ячеек, то лучше положить свечу на подсвечник. Не допускается ставить в одну ячейку две свечи или снимать чужую свечку, чтобы поставить свою.

С зажженными свечками принято стоять только на панихидах и еще при некоторых особых видах богослужений. Во всех остальных случаях их необходимо ставить на подсвечник. Если вы держите в руках горящую свечу, обращайтесь с ней осторожно: следите, чтобы воск не капал на пол и чтобы случайно не воспламенилась одежда на стоящем впереди человеке.

Многих интересует, можно ли ставить свечи за некрещеных. Это вполне допускается, так же как и молиться за этих людей, но вот подавать о них записки в церкви нельзя.

Можно ли уносить церковные свечи домой? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Иногда освященные свечи требуется зажигать в доме, например, если нужно очистить жилище или дома кто-то болеет. Можно уносить с собой свечи, оставшиеся после освящения куличей и яиц на Пасху. Их следует зажигать на праздник и во время домашней молитвы. Но вы можете также поставить их в храме перед любой иконой.

Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним. Все знают, что непременно следует это сделать, но о причинах, по которым совершается этот обряд, знает не каждый. Одним из первых божественных повелений Моисею от Господа было устроить светильник с семью лампадами. И после этого нередко службы проводились при свете свечей. Но значение этого гораздо более глубокое, чем просто освещение места, где проводились богослужения, хотя в период гонения на христиан, когда им приходилось проводить свои встречи тайно, свет свечи действительно становился путеводным.

Очень много смыслов имеет этот ритуал зажжения свечи. Свет от неё - это божественный свет, который принес в мир Иисус. Жизнь людей во грехе и неведении - это сумрак, который развеет собой Спаситель. Так и свеча своим сиянием прогоняет мрак вокруг. Чистый же воск, из которого изготавливают свечи, является символом того, что человек раскаивается в грехах своих и готов к послушанию перед лицом Бога. Говоря о том, как правильно ставить свечи, стоит начать с того, что делать это нужно не автоматически, а с осознанием и с ощущением любви в сердце перед тем, кому ставится свеча. Когда вы покупаете в храме свечку, она становится вашим добровольным подношением, символом вашей веры и любви. Свечи ставят за здравие и за упокой. «За упокой» обычно ставятся в церкви на специальный поминальный стол - канун, чтобы почтить добрую память человека, отошедшего в мир иной. Свечки «за здравие» ставятся по различным поводам: в благодарность за что-либо, в помощь при трудном решении, перед серьезной поездкой, рискованным делом и так далее. Нередко возникает вопрос: каким иконам и каким святым ставить свечи? Конечно же, главными являются эмоции и мысли, с которыми ставится свеча. С добрыми мыслями и любовью в сердце вы можете поставить свечку за человека иконе Спасителя или Богородицы. Ваши благие пожелания будут услышаны. Если же вы не просто хотите поставить свечу за человека, а выскзать особенные пожелания, нужно решить, каким святым ставить свечи. Так, например, если вы беспокоитесь за родного человека, страдающего заболеванием, помолитесь перед иконой Божьей Матери «Целительница», которой вы можете поставить свечку. Если встал человек на путь алкоголизма, то свеча может быть поставлена иконе «Неупиваемая Чаша». Зная, какими чудодейственными свойствами наделены те или иные святые образа, вы будете знать, каким иконам ставить свечи, чтобы защитить, уберечь и помочь своим близким в трудную минуту и в непростом жизненном решении. Часто ставят свечи своим святым покровителям. Если у вас в доме есть именные иконы, можно поставить свечку и помолиться своему ангелу-хранителю.

Что означают церковные свечи? Зачем их ставят в храме?

Свеча - символ молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими.

Свеча - знак добровольной жертвы Богу и Его храму и символ причастности человека к божественному свету.

Горящая свеча - видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нельзя. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой - хотя бы самой простой, своими словами.

Что символизирует поставленная перед иконой свеча?

Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

Когда надо ставить свечи?

Пришедшие в храм должны ставить свечи до начала службы. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшие на богослужение должны ставить свечи после его окончания.

Как правильно поставить свечу?

Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Кому и сколько свечей надо ставить?

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - добровольная жертва Богу.

В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем - к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом - о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун - квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Можно ли положить свечу на подсвечник, если ее уже некуда ставить?

Так и надо делать. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?

С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

Кому поставить свечу об отпущении грехов? Что читать об отпущении грехов?

Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча - это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

Какому святому лучше поставить свечу при семейном разладе, когда муж хочет уйти из семьи?

О семейном благополучии молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербургской.

Также полезно вспомнить и осознать свою вину по отношению к мужу, испросить прощения, попытаться примириться.

Можно ли поставить свечу о некрещеном новорожденном ребенке, который заболел?

Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится.

Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех. А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии - это первая помощь в болезнях.

Кому поставить свечу о человеке, который пристрастился к наркотикам?

Об избавлении от этой страсти можно помолиться и поставить свечу перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша», мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.

Кому поставить свечу, если ребенок серьезно заболел?

Свечу можно поставить к любой иконе: Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым угодникам Божиим.

Кроме этого надо знать, что болезнь ребенка - для всей семьи время молитвы и покаяния. Она как бы стимулирует духовную жизнь. Малышу следует давать святую воду, омывать его этой водой. И самое главное - это причащение больного ребенка Святых Христовых Таин. Причащение может быть как дома, так и в больнице, и в храме, в зависимости от состояния малыша. Если ребенок уже умеет молиться, пусть делает это сам, если же не умеет, то родителям и крестным надо делать это за него. И, разумеется, духовное делание должно сочетаться с лечением, которое сможет рекомендовать профессиональный доктор.

Какой иконе лучше поставить свечу перед предстоящей операцией?

Можно поставить свечи и помолиться святому великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребреникам Косме и Дамиану. А еще надо подготовиться к Исповеди и Причастию, заказать молебен о благополучном исходе операции, узнать имя врача и помолиться о том, чтобы его руками управлял Господь.

Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?

Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча - это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

Можно ли беременной женщине ставить свечи за упокой?

Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем.

Кому поставить свечу о благополучии в делах?

Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах.

Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

Можно ли ставить свечи за трагически погибшего некрещеного и вообще об упокоении некрещеных?

Ставить свечи и молиться за некрещеных можно, но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.

Можно ли ставить свечи о здравии и упокоении в Пасху?

Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу - второй вторник после Пасхи.

Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме?

Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться - это малая жертва именно этому храму.

Что делать со свечой после освящения куличей и яиц? Можно ли уносить ее домой?

Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

Зачем снимают сгоревшие только до половины свечи, ведь мы за них деньги платим…

Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают не полностью догоревшими. Не надо смущаться этим, а также тем, что не полностью сгоревшую свечу погасили после окончания службы - жертва уже принята Богом.

Когда применяют ладан? Можно ли пользоваться им дома?

Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы.

Как ставить свечи в церкви? Что это означает, для чего это нужно? Данная статья – это наставление православному христианину о церковной свече.

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.
Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37).
В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30, 8). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.
Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. “Ты, Господи, светильник мой”, – восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). “Слово Твое – светильник ноге моей”,- говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105).
Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос “в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение”, тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: “В горнице, где мы собрались, было довольно светильников ” (Деян. XX, 8).

В первые века христианства при Богослужении всегда возжигали свечи.

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. “Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви Тертуллиан, – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме “.
В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Церковь Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.
Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.
В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.
Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: “во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников “.

” Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники “, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что “возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире…”

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: “Свет во тьме светит, и тьма не объяла его ” (Ин. 1, 5). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: “Свет во тьме светит”. Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. В о с к и е л е й в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века. блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (Исх. 27, 20). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.
Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам у) свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами “Свет Христов просвещает всех “. Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. П о д с в е ч н и к и всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. П а н и к а д и л о (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и п о л и к а н д и л а, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. “Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… ” (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

“Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (Иоан. 1, 9), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… ”

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

“Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного” (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Как правильно ставить свечи в церкви?

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.
В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются п о л и к а н д и л а, или как у нас говорят п а н и к а д и л а, что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.
Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.
Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.
Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.
В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на алтарь и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет Василий Великий: “Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится “. В пророческом стихе “Бог Господь и явися нам” прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.
Во время провозглашения мирной етении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. “Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (1 Тим. 6), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши” (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.
При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.
Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.
Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: “Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: “Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) “. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: “Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть”. Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших”.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.
Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.
Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.
Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, И), которым был просвещен христианин в крещении.
Один вид церковной свечи может вы звать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о ‘скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.
К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи “о здравии “, “об упокоении “, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.
Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят [ 1 ] А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?
Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!
Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!
Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.
Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу [ 2 ], чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют [ 3 ]. Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим
Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.
А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.
” К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не ноете мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас “. Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой [ 4 ]. Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: “Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу “. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.

Примечания

1. Каждый новорожденный при крещении получает имя какого-нибудь святого, молитвам и покровительству которого крещаемый поручается на всю жизнь. Таким образом, святой, как молитвенник, покровитель и ходатай пред Богом, делаются для человека другим Ангелом хранителем (каждому при рождении дается от Бога собственно так называемый Ангел хранитель), почему и называется вообще Ангелом. Отсюда день Ангела – день памяти вашего святого.
2. См. 1 Кор. II, 1.
3. Филипп. 3,19.
4. Мф. V, 23, 24.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Наставление православному христианину о церковной свече.-М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; “Новая книга”, 1996 – 32 с.