Какие бывают вагоны. Типы поездов, категории вагонов, классы обслуживания

Вагоны в поездах ОАО «РЖД» делятся на несколько типов, в зависимости от количества мест и уровня комфорта. Для большинства типов вагонов на Туту.ру есть схема мест.

Сидячий вагон

В сидячем вагоне отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками. Он напоминает салон самолета или междугороднего автобуса, но здесь значительно больше места. Лучше брать билет в сидячий вагон, когда поездка длится несколько часов. Так вы не успеете устать. Это, например, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.

Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению и количеству мест, а также по классам обслуживания. Поэтому единой схемы для них нет. На рисунке для примера указана схема вагона поезда № 102Я Москва — Ярославль.

На Туту.ру в разделе «Поезда» есть схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных и . При покупке ж/д билета (на странице выбора мест) для некоторых поездов указано направление движения. Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.

Скоростной поезд «Стриж», вагон 1-го класса

Плацкартный вагон

Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.

Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.

В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.

Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.

В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.

Плацкартный вагон в фирменном поезде ОАО «РЖД»

Общий вагон

Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, в том числе и на нижних боковых. У такого вагона есть несколько серьезных недостатков.

Во-первых, плацкартные полки не приспособлены для долгого сидения — из-за отсутствия мягкой спинки и подголовника. Во-вторых, создается ощущение тесноты — нет подлокотников, разделяющих людей между собой. Наконец, в большинстве случаев, в общем вагоне все билеты продаются без места — кто раньше успел, тот и занял лучшие места.

Это наименее комфортный тип вагона, но зато и билет в него самый дешевый.

Купейный вагон

В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом. Бывают вагоны на 38 мест, где места 37-38 — двухместное купе. Нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В общем коридоре есть откидные стульчики.

В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В отличие от плацкарта, в купе третья полка отсутствует — ее заменяет ниша для багажа под потолком. Поэтому на верхней полке в купе можно свободно сесть.

Купе — один из самых востребованных типов вагонов благодаря сочетанию цены и комфорта. В вагоне меньше людей, не мешают посторонние разговоры, а личные вещи находятся в сохранности. В купейном вагоне аналогично плацкарту есть два туалета и титан. Но в купе реже бывают очереди в туалет по сравнению с плацкартом, так как в таком вагоне едет значительно меньше пассажиров.

Часто по акции верхние полки в купе можно купить по цене плацкарта. В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе. В смешанном купе могут ехать и мужчины и женщины, а в женском — только женщины. Вид купе определяет пассажир, который первым купил билет.

Купе в вагоне частного перевозчика АО «ТКС»

Вагон люкс (СВ)

СВ — это спальный вагон. В нем от 8 до 10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Но есть люксы (СВ) с верхним и нижним местом, но в таком купе тоже всего 2 места. В стандартном люксе — 18 мест. Люкс (СВ) комфортнее купейного вагона, так как в нём нет верхних полок. На нижних полках есть мягкая спинка для сидения.

По уровню обслуживания СВ лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор. В зависимости от компании-перевозчика, пассажирам предоставляется разный набор услуг (питание, напитки, дорожный набор, пресса, белье). Например, у перевозчика АО «ТКС» качественные вагоны и высокий уровень сервиса.

Люкс (СВ) удобен для семейного или романтического путешествия, когда можно выкупить все купе. Главный недостаток СВ — цена проезда. Она обычно в 3-4 раза выше, чем в плацкарте и в 1,5-2 раза больше, чем в купе. Поездка в СВ обойдется дороже самолета на аналогичное расстояние.

Вагон люкс (СВ) частного перевозчика АО «ТКС»

Мягкий вагон

В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Планировка самого купе и обстановка в нем также сильно различаются. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Сами купе похожи на люкс, но отличаются большей площадью.

Мягкий вагон оборудован на уровне 3-4-звездочного отеля: в каждом купе есть биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, телевизор, мягкий диван и кресло. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. В мягких вагонах оборудован бар.

Из минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость билета на самолет.

Интерьер мягкого вагона фирменного поезда «Гранд Экспресс».

Вагон международного сообщения с 4-местными купе

По уровню комфорта четырехместные купе на международных маршрутах аналогичны обычным купейным вагонам на территории РФ. Но за рубеж, как правило, ездят новые вагоны, поэтому в них есть много приятных мелочей (к примеру, табло с бегущей строкой в коридоре).

Еще купе в таком вагоне может превратиться в люкс, если поднять верхние полки. В зависимости от маршрута в вагоне может быть общий душ, в купе — кондиционер, индивидуальное освещение для каждого места и розетки.

Четырехместное купе в поезде Москва — Ницца. Фотография взята с сайта ОАО «РЖД»

Вагон международного сообщения с 3-местными купе

В некоторых поездах международного сообщения есть трехместные купе. Всего в таком вагоне 33 места. В купе все три спальных места расположены друг под другом с одной стороны. Такие купе могут использоваться как двухместные — средняя полка остается в поднятом положении.

По размеру они меньше 4-местных купе и могут показаться тесными. Когда в нем трое пассажиров, они все вместе вынуждены сидеть или лежать, так как сидеть с опущенной средней полкой невозможно. Поэтому вагоны с 3-местными купе сейчас используются очень редко.

Ехать в таком купе приятно только если выкупить вдвоем все три места и поднять среднюю полку. Из удобств в них могут быть (но есть не во всех купе) кресло, столик, умывальник и шкаф для одежды.

Купейный вагон СВ – это спальный вагон повышенной комфортности. Купе в вагоне СВ может быть трех-, двух- и одноместным. Вагон предназначен для комфортной поездки 16 или 18 пассажиров

В купе расположено два спальных места с мягкими спинками. Вагон СВ значительно комфортнее обычного купейного вагона из-за меньшего количества пассажиров, но билет будет в два раза дороже.

Вагон РИЦ – это спальный вагон повышенной комфортности, с трехместными купе. Спальные вагоны РИЦ, производства завода «Герлиц», поставлялись из ГДР в 1978 – 1981 годах.

В двухместном варианте вагон имеет 20 спальных мест и считается вагоном СВ, в варианте трехместного купе в вагоне 30 спальных мест

Билеты по стоимости аналогичны билетам в четырехместное купе. Купе легко трансформируется в двух- или одноместное. При покупке целого купе на двоих, стоимость билета будет в 1,5 раза дешевле, чем в СВ. Спальные места расположены друг над другом с полками в три яруса. В каждом купе есть умывальник.

Вагоны СВ класса люкс отличается от вагона СВ общей вместимостью (16 пассажиров), оснащаются кондиционерами, телевизором, системой отопления купе. Температура в вагоне зимой +22 ...+24 градусов, а летом +22 ...+26 градусов

Вагоны СВ на билете имеет обозначение: Л (СВ) - вагон бизнес-класса с кондиционером в двухместном купе, М – мягкий вагон РИЦ в трехместном купе

Вагон СВ удобен прежде всего наличием личного пространства. В вагоне СВ присутствует всего 8 купе. Каждое рассчитано на двух пассажиров. Особенно удобно путешествовать вдвоем. Атмосфера во время всей поездки спокойная и тихая. Есть разделение мужское, женское и смешанное купе.

Внутри купе значительно чище и милее, чем в других типах вагонов. Фото сделано в вагоне СВ фирменного поезда Томич

Вагон СВ РЖД внутри

Удобные кровати с мягкими спинками, вместительный столик, наличие зеркал на стенах и двери купе смотрелись довольно уютно и приятно. Вещи можно разместить в нище под кроватью. Порадовало наличие телевизора теперь можно занять себя интересными передачами и фильмами в дороге.

Проводники вежливы, сервис на хорошем уровне. Видно, что этим вопросом занимаются. Если постель еще не застелена (например, купе только что освободилось), проводник застелет Вам постель.

Питание в вагоне СВ

В наличии дорожный набор (тапочки, салфетки, маска для сна), пресса, напитки и питание. На коротком маршруте (8 часов) горячее питание предоставлялось один раз. Меню достаточно разнообразное, все приносит официант из вагона-ресторана через пол часа после заказа. Питание вкусное.

Напитков было много и разных.

Предложенное меню в вагоне СВ РЖД фирменного поезда “Томич”.

На потолке и каждой стене висели плафоны ламп. Также имелись маленькие лампы для чтения над кроватями. Туалетов в СВ вагоне оказалось два: один в начале, а другой в конце. Дверь имела индикатор оповещения занятости туалета и закрывалась на замок. В туалете приятно пахло и было чисто.

Что такое СВ вагон и какими преимуществами он обладает? Этот вопрос интересует многих пассажиров РЖД, ведь каждый из нас желает путешествовать в максимально комфортных условиях.

Что такое СВ в поезде РЖД? Согласно общепринятой формулировке это спальный вагон, состоящий из девяти одно-, двух- или трехместных купе и предназначенный для перевозки 18 пассажиров.

Его главной характерной особенностью является повышенный уровень комфорта.

Первые СВ-вагоны появились еще в 1867 году. Их изобретателем является известный американский инженер Дж. Пульман. Именно он впервые представил общественности пассажирские сидения, способные превращаться в удобные лежаки.

До этого все места в поездах были исключительно сидячими и, к тому же, довольно жесткими.

Что входит в СВ вагон? Помимо более удобных спальных мест СВ имеет несколько важных преимуществ:

Стоит отметить и внутреннее убранство таких вагонов – оно отличается солидностью и приятным внешним видом.

В фирменных поездах РЖД оборудование спальных вагонов и набор предоставляемых услуг могут слегка отличаться.

Естественно, повышенные удобства не могли не отразиться на стоимости поездки . В 2019 году ее можно сопоставить с ценой авиа билета в эконом-классе (при равнозначных маршрутах).

Классификация спальных вагонов

Все СВ, обеспечивающие внутренние пассажирские перевозки, делятся на несколько классов обслуживания. Последние определяют не только список предоставляемых услуг, но и общую компоновку вагона.

Чтобы понять, как расшифровывается та или иная аббревиатура, воспользуйтесь этой подсказкой:

Бизнес-класс

Места в СВ бизнес-класса предоставляются фирменными поездами российского пассажирского ж/д перевозчика ЗАО «ТКС». Услуги включают в себя:
  • Систему кондиционирования;
  • Выдачу гигиенических принадлежностей – расческа, бумажные и гигиенические салфетки, зубная щетка и паста, крем и рожок для обуви;
  • Питание на всем пути следования (завтрак и ужин);
  • Свежую прессу;
  • Напитки – минеральная вода, чай, шоколад, кофе;
  • Постельное белье;
  • Плазменный телевизор;
  • Тапочки;
  • Wi-Fi;
  • Сейф (для доступа используется магнитная карта);
  • Индивидуальные розетки питания для ноутбуков и мобильных устройств.

Покупка билета в вагон бизнес-класса предполагает выкуп всего купе целиком (стоимость билета устанавливается именно из этого расчета).

Спальный вагон класса VIP

Места в СВ класса 1Е предоставляются в скоростных поездах «Стриж» на маршрутах «Москва – Берлин» и «Москва – Нижний Новгород».

В набор услуг входят:

  • Система кондиционирования воздуха;
  • Круглосуточная охрана;
  • Видеонаблюдение;
  • Дорожный комплект санитарно-гигиенических средств;
  • Биотуалет;
  • Умывальник;
  • Плазменный телевизор;
  • Индивидуальные розетки;
  • Сейф с несколькими ключами;
  • Напитки и питьевая вода;
  • Питание;
  • Постельное белье;
  • Тапки;
  • Средства для ухода за обувью.

При покупке билета в СВ класса 1Е пассажир должен выкупить все купе.

Аналог класса 1Е или 1Б со сниженной ценой

Билет в такой вагон нельзя купить заблаговременно. Это «горячее предложение» от РЖД выбрасывают в продажу только в одном случае – когда на каком-то маршруте в спальном вагоне остается много свободных купе.

Покупка билета с СВ класса 1Э подразумевает выкуп только одного пассажирского места.

Уровень комфорта класса 1Б, но с минимальным набором дополнительных услуг

Условия обслуживания в вагонах 1У соответствуют первому классу, но все дополнительные услуги (кроме постельного белья) пассажир приобретает отдельно.

Спальный вагон без дополнительных услуг

Самый простой вариант среди всех спальных вагонов. Предоставляет базовый набор услуг (за исключением биотуалета). Все остальное можно оплатить на месте и по желанию.

РИЦ

Аналог СВ, встречающийся только в международных поездах. Отличается наличием верхней и нижней полки. Уровень комфорта соответствует классу 1Б.

Еще одной дополнительной услугой, распространяющейся на все классы СВ, является возможность перевозки контейнеров с мелкими домашними животными.

СВ vs вагон-купе

Чем отличается СВ вагон от купе? Главным фактором, отличающим закрытый купейный вагон ІІ класса от спального, является не только уровень комфорта, но и количество пассажиров.

Если с одним попутчиком еще можно найти общий язык, то шумная компания из 3 человек может превратить поездку в тяжелое испытание. К тому же в купейных вагонах нет кнопки вызова проводника.

Чем СВ вагон отличается от Люкса? Последний пусть на немного, но все-таки превзошел классы СВ по комфорту.

Что же предлагают в Люксе:

Люкс – это отдельный вагон, обладающий наивысшими условиями комфорта и предназначенный для перевозки определенной группы пассажиров (политиков, звезд и других VIP-персон).

Посторонним запрещен вход в подобные вагоны, поэтому появление случайных попутчиков здесь полностью исключено.

Теперь вы знаете, что значит СВ вагон и сумеете подобрать для себя максимально комфортные условия. К тому же в последнее время руководство РЖД активно практикует систему скидок, призванную увеличить число билетных продаж.

К примеру, сейчас при покупке билетов за 2 месяца до отправления можно получить 40% скидку.

По статистике, большая часть населения предпочитает путешествовать на поездах, поскольку это один из самых безопасных видов транспорта. Общая протяженность Российских железных дорог составляет около 100 тысяч километров, что, в свою очередь, позволяет добраться практически до любого населенного пункта.

В нашей стране существует одна-единственная железнодорожная компания РЖД, обслуживающая пассажиров уже на протяжении долгих лет. Головной офис компании находится в Москве, а локальные кассы расположены на территории жд вокзалов в каждом городе. Там пассажиры в любое время могут купить или обменять свой билет.

Все поезда в России, так же, как и самолеты, имеют уникальную структуру, разделяющую весь транспорт на несколько зон, отличающихся уровнем комфорта изнутри. Такая возможность позволяет пассажирам, независимо от их финансовой принадлежности к определенному слою общества, выбирать тот тариф, который больше всего удовлетворяет их потребности.

Многие пассажиры интересуются: "Что это такое СВ-вагон, и какие у него преимущества?". В данной статье речь пойдет о самом комфортном и премиальном классе, имеющимся в арсенале Российских железных дорог. О том, как расшифровывается аббревиатура СВ, о преимуществах данного тарифа и средней его стоимости на территории Российской Федерации - в данной статье.

Вагон СВ - что это такое?

Зачастую путешествие на поезде занимает несколько суток, поэтому следует основательно подойти к выбору своего спального места. Давайте начнем наш разбор напрямую с аббревиатуры. Спальный вагон СВ представляет собой некий отсек с условиями повышенного комфорта. Ранее в дореволюционной Руси понятие СВ-вагона означало “свитский вагон”.

В отличие от плацкартных и купе-вагонов, которые успели изрядно поднадоесть, здесь предусмотрены абсолютно все нюансы для комфортного времяпрепровождения в пути. СВ-вагоны РЖД предлагают своим пассажирам широкий спектр различных услуг, включая удобные мягкие полки, гардероб для хранения одежды, персональный санузел с душевой кабинкой и телевизор. Кроме того, СВ-вагоны предусматривают меньшее количество спальных мест, которое может варьироваться в пределах от одного до трех.

Тарифы СВ

Все спальные вагоны также имеют свою отдельную подкатегорию, в зависимости от которой предоставляются те или иные услуги. По классификации вагонов данный тип относится к 1 классу и маркируется как люкс. Некоторые СВ-тарифы подразумевают дополнительные гигиенические принадлежности и даже питание.

Итак, для СВ, использующихся в пассажирских перевозках внутри страны, введено разделение по классам обслуживания. Подобное подразделение определяет как компоновку внутри вагона, так и перечень предоставляемых услуг.

  • 1Б или Бизнес-класс.
  • 1E или VIP-зона.
  • 1Э. Аналогично с предыдущими вариантами, только по сниженной стоимости.
  • 1У. Сниженная стоимость и минимальный набор услуг.
  • 1Л. Спальный вагон, предусматривающий отсутствие дополнительных услуг.

Ознакомиться с СВ-вагоном внутри можно дистанционно на представленных ниже фотографиях.

Вагон СВ (1Б)

Самым премиальным классом, безусловно, принято считать 1Б, поскольку он предполагает полный выкуп всего купе целиком. Здесь присутствуют системы кондиционирования, которые на протяжении всего пути поддерживают нормальную температуру воздуха. К услугам пассажиров доступны еда и напитки, гигиенические принадлежности, различные материалы для чтения в дороге. Пассажирам разрешается взять с собой домашних животных в соответствующих контейнерах для переноски. Стоимость тарифа напрямую зависит от размеров спального места, поэтому очень часто варьируется.

Категория 1E

Места класса 1E очень распространены в поездах международного направления, например Москва-Берлин. Из дополнительных услуг, предоставляемых компанией, пассажиры находятся на протяжении всего пути под круглосуточной охраной, контролирующей ситуацию в вагоне с помощью видеомониторов. В стоимость билета входит питание, напитки, личный санузел и необходимый гигиенический набор.

Стоимость спального вагона категории 1Е на поездах международного направления составляет около 50 тыс. В зависимости от сезона цена на билет может варьироваться в промежутке от 50 до 80 тысяч.

Категория 1Э

Данная категория ничем не отличается от предыдущих, разница лишь в том, что пассажир выкупает только спальное место, а не все купе СВ-вагона. В этом случае пассажиру по-прежнему доступен широкий спектр услуг, предоставляемый сотрудниками компании. Безусловно, категория 1Э отлично подходит для тех путешественников, кто хочет немного сэкономить на билете. Это отличный вариант для путешествия с комфортом и по заниженной стоимости. Обычно количество мест в вагоне СВ более чем достаточно. Возможно, к вам никого и не подселят, ведь, как показывает статистика, подобные тарифы пользуются достаточно низким спросом. Вот так выглядит вагон СВ внутри.

Категория 1У

Условия обслуживания в этом случае остаются прежними за исключением всех дополнительных услуг. Пассажирам данной категории предоставляется комплект постельного белья, а вод еда, напитки и прочие принадлежности приобретаются отдельно.

Категория 1Л

Самый простой вариант среди спальных вагонов. Здесь предусмотрен только базовый набор услуг, все остальное оплачивается на месте и по желанию. Единственный минус - отсутствие биотуалета в купе.

Билеты в СВ-вагон разной категории можно приобрести в кассах РЖД на вокзале. Или на официальном сайте компании. С фото вагона СВ упрощенной категории можно ознакомиться ниже. Чисто и уютно.

Вагон СВ РЖД внутри

Стандартный СВ-вагон имеет 9 двухместных купе и два туалета на территории всего вагона. Как мы уже упоминали, категория 1Л не оборудована собственным санузлом, здесь основной упор направлен на ограниченное число пассажиров в купе. Некоторые пассажиры порой выкупают целый СВ на одного человека, дабы получить максимум удовлетворения от поездки. Стоит заметить, что подобные действия обходятся намного дешевле, нежели покупать билет в бизнес-класс (1Б).

Туалет в СВ-вагоне оснащен гигиенической пленкой на стульчаке и отдельным смесителем. Проводники на протяжении всего пути стараются соблюдать чистоту и порядок, а также очень внимательны и вежливы к своим пассажирам. Как можно заметить, это не вагон повышенного комфорта, поэтому при покупке билета всегда стоит обращать внимание на схему, представленную на сайте.

Почему СВ?

Российские железные дороги предлагают своим пассажирам приобрести билеты в любой тип вагонов, все зависит от их предпочтения и ценовой категории. На данный момент все вагоны подразделяются на следующие типы:

  1. Сидячий.
  2. Плацкартный.
  3. Купе.

Сидячий тариф подразумевает переезд на короткие дистанции, в таких вагонах нельзя перейти в горизонтальное положение и, соответственно, не предусматривается выдача постельного белья. Изнутри вагон напоминает структуру салона самолета, поскольку все кресла расставлены в два ряда.

Плацкарт и купе являются наиболее распространенными тарифами в России. Такие вагоны рассчитаны на дальнее следование, а также оборудованы спальными местами. Главное отличие между этими тарифами - наличие дверей в купе и отсутствие боковых полок.

Почему же СВ выигрывает абсолютно по всем параметрам? Это изолированное пространство с мягкими и комфортными спальными местами, собственный гардероб и санузел, а также свободный доступ в душевую кабинку. Здесь вам не придется стоять в очереди в ожидании свободной розетки в тамбуре или просыпаться за несколько часов до прибытия поезда на станцию, чтобы успеть попасть в туалет, пока не образовалась очередь. Плацкартные вагоны для некоторых путешественников могут выступить целым испытанием, доставить кучу неудобств и ощущение нескончаемого дискомфорта, в тот момент, когда поездка в вагоне СВ принесет массу впечатлений и удовольствие.

Единственным конкурентом, превосходящим по уровню комфорта спальный вагон (СВ), выступает категория люкс. Размеры купе превосходят в несколько раз, также предусмотрен собственный санузел с вакуумным туалетом, сейф и телевизор. Это полноценная передвижная квартира, в которой каждый пассажир сможет чувствовать себя уютно и безопасно.