Целью нашего исследования было выявить и проанализировать кинематические параметры техники выполнения прямого удара правой рукой в кикбоксинге.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. На основе анализов литературных источников выявить биомеханические особенности прямого правого удара;
2. Используя высокоскоростную камеру, собрать практический материал по технике выполнения прямого правого удара рукой в кикбоксинге.
3. Провести реконструкцию пространственных координат звеньев кинематической цепи.
4. Провести анализ кинематических характеристик техники выполнения прямого удара правой рукой в кикбоксинге.
прямой удар кикбоксинг единоборство
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования
1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных;
2. Видеосъемка;
3. Математическая обработка данных;
4. Биомеханический анализ видеосъемки.
Анализ литературных источников. В ходе работы нами было изучено 27 литературных источников разных авторов, специалистов разных отраслей науки. Среди них публикации в области: биомеханики, кикбоксинга и бокса. Данный анализ позволил получить наиболее полное представление об изучаемой проблеме;
Для выполнения биомеханического анализа видеоряда, нами была использована специализированная компьютерная программа биомеханического анализа с удобным графическим интерфейсом являющаяся частью биомеханического программно-аппаратного видеокомплекса;
Для кинематического анализа было выбрано 9 контрольных точек:
1. Плечевой сустав, правый;
3. Лучезапястный сустав, правый;
4. Тазобедренный сустав, правый;
5. Коленный сустав, правый;
6. Голеностопный сустав, правый;
7. Пяточный бугор, правый;
8. Плюсневая кость, правая;
9. Височная кость.
В работе применялись математические методы для нахождения пространственных координат, для нахождения точек;
Аппаратно-программный комплекс предназначен для анализа линейной и угловой кинематики движений на основе анализа различных параметров:
а) линейной кинематики: перемещения, скорости, ускорения точек и звеньев тела;
б) угловой кинематики: углы, угловые скорости, угловые ускорения, угловые синкинезии (взаимосвязь движении в различных суставах).
Организация исследования
Основная часть исследования проводилась в спортивном зале ЛГПУ. В сентябре 2009 года проводилась видеосъемка. Экспериментальная методика применялась с ноябрь 2009 г. по апрель 2010 г.
В нашем исследовании была использована отечественная разработка - программно-аппаратный комплекс Star Trace, имеющий одну высокоскоростную камеру Fastec InLine с максимальной частотой съемки до 1 000 кадр/с и позволяющий определять координаты точек в плоскости XOY в автоматизированном режиме, также использовались световозвращающие маркеры, прикрепленных к интересующим опорным точкам на теле спортсмена и тренировочные лапы. В видеосъемки принимали участие студент 5 курса 2 группы Шуляк Владимир и помощник-ассистент Агафонов Анатолий, студент 2 курса 2 группы, проводил видеосъемку Померанцев Андрей Александрович, ассистировал ему Коршиков Виктор Михайлович.
Хороший пример – написание курсовой, где также во введении приходится перечислять способы проведения исследования, которые использовались при написании научного труда.
В данной статье вы узнаете определение этого понятия, какие бывают методы научного исследования в дипломной работе, какие из них рекомендуется использовать в проектах определенных тематик, а также об особенностях каждого метода.
Что такое методы в дипломной работе
Метод исследования дипломного проекта - это использование принципов мировоззрения по отношению к процессам познания.
Если говорить проще, то методология исследования представляет собой ничто иное, как соотнесение данных исследования с другими фундаментальными науками, основной из которых является философия.
В науке используется огромное количество методов. Но нас конкретно будет интересовать лишь то, какие методы используются в дипломной работе. А все потому, что их выбор напрямую зависит от того, какие цели и задачи были поставлены в работе. Уже исходя из этого студент будет определять методы дипломного проектирования.
Несмотря на огромное количество методов в науке, каждый будет преследовать единственную цель: найти истину, правильное понимание и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях – даже попытаться ее изменить.
Классификация
Методы исследования, используемые в дипломной работе, можно разделить на:
- общие (теоретические, универсальные) методы исследования в дипломной работе;
- частные (эмпирические или практические) методы исследования в дипломной работе.
Давайте более подробно остановимся на каждой группе, чтобы обоснованно выбрать нужный метод для решения конкретной проблемы.
Теоретические методы
Эти методы являются универсальными и служат для систематизации фактов в научной работе.
При написании дипломной работы используют в основном следующие методы.
Анализ
Наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломной работе.
Методы анализа в дипломной работе призваны разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.
В качестве примера можно привести частые сравнения разных художественных стилей, автомобильных характеристик разных марок, стилей выражения мыслей писателей.
Синтез
В противоположность к предыдущему методу синтез призван соединить отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.
Этот метод исследования довольно тесно связан с методом анализа, так как он всегда присутствует как основной элемент, объединяющий отдельные результаты анализа.
Моделирование
При методе моделирования объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достигнуть в действительности.
Аналогия
При аналогии производится поиск сходства предметов и явлений по определенным признакам.
Дедукция
Метод дедукции позволяет сделать выводы об определенных явления и предметах, основываясь на данных о большом количестве мелких (частных) признаков.
Индукция
В противоположность к предыдущему методу индуктивный метод побуждает рассуждать от общей картины к частным моментам.
Обобщение
Метод обобщения чем-то схож с дедукцией. Здесь также делается общий вывод о предметах или явлениях на основе многих мелких признаков.
Специалисты различают:
- индуктивное обобщение (эмпирическое) – переход от более конкретных свойств/характеристик предмета/явления к более общим;
- аналитическое обобщение – переход от одного мнения к другому в ходе мыслительного процесса, не применяя эмпирическую действительность.
Классификация
Метод классификации подразумевает деление предмета или явления на группы по определенным признакам.
Основная задача этого метода - структурировать, сделать информацию более четкой и понятной для усвоения.
Классифицировать можно на основе разных признаков. Например, по:
- физическим свойствам (весу, размеру, объему);
- материалу (пластик, дерево, металл, фарфор);
- жанрам (скульптура, живопись, литература);
- архитектурным стилям.
Классифицировать можно и по геополитическим факторам, хронологическим и прочим другим.
Абстрагирование
В основе этого метода лежит конкретизация какого-то отдельно взятого свойства явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования.
Суть абстрагирования заключается в том, чтобы изучить какое-то конкретное свойство изучаемого предмета или явления, не беря при этом во внимание все остальные его характеристики.
Метод абстрагирования – один из самых важных и основных методов исследования в дипломной работе гуманитарного уклона. С его помощью были отмечены незаметные с первого взгляда важнейшие закономерности в таких науках, как педагогика, психология, философия. Хороший пример абстрагирования – разделение литературы на огромное множество стилей, жанров
Формализация
Суть метода формализации заключается в передаче структуры или сущности явления или объекта в знаково модели путем использования математических схем, формул, символов.
Конкретизация
Под конкретизацией понимают детальное изучение объекта или явления в реально существующих условиях.
Аналогия
Суть метода аналогии состоит в том, что, зная определенные свойства и характеристики предмета или явления, можно провести некую грань к другому, схожему с нашим объектом исследования предметом или явлением. В результате можно прийти к определенным выводам.
Этот метод не является стопроцентно верным и не всегда дает надежные результаты. Однако в целом его эффективность довольно высокая. Чаще всего его используют в тех случаях, когда определенные предметы или явления нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы, при определении их свойств, условий для потенциального заселения населением Земли).
В разных науках используются совершенно разные методы исследования. Но в любой специальности и сфере наук в дипломной работе всегда будет использоваться минимум 2: синтез и аналитический метод исследования
Практические (частные) методы
В дипломной работе наравне с теоретическими методами наравне применяются практические методы, в зависимости от объекта или явления. Заключается их особенность в особом способе изучения информации, ее сбора и обработки, проведения экспериментов.
Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы часто помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.
А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы.
Наблюдение
В основе метода наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования.
Сравнение
Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
Измерение
Метод измерения достаточно точный. В его основе лежит определение числовых значений определенных показателей.
Эксперимент
Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определенных условиях.
Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное - чтобы во время проведения исследования присутствовали два момента: доказательность и повторяемость. Дело в том, что задача эксперимента заключается не только в наглядной демонстрации или открытия какого-то свойства, но и в способности к воспроизведению.
![](https://i2.wp.com/zaostorage.ru/uploads/2018/08/29/1358492883_mify-o-mestah-6_thumb4.jpg)
Наблюдение
Этот метод открывает любое научное познание, вот почему он ключевой при проведении любых исследований.
Суть метода наблюдения состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения или положения (реакции, свойства).
Измерение
Метод измерения является одним из самых эффективных. Речь идет о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объем, рост, вес, длина и пр.) посредством единиц измерения.
Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.
Моделирование
В общем смысле модель – структурированный уменьшенный образ чего-то имитация одного или нескольких объектов.
Моделирование может быть:
- предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
- знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и пр.);
- мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или мысленно).
Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и т.д.
Беседа и интервью
Суть обоих методов заключается в поиске человека, обладающего какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.
Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на четко поставленные вопросы, которые были заранее подготовлены. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не демонстрирует свое мнение.
![](https://i0.wp.com/zaostorage.ru/uploads/2018/08/29/8_74.jpg)
Опрос и анкетирование
Данные методы также имеют много общего между собой. Суть обоих заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые следует получить ответы. Как правило, отвечающим дают на выбор несколько вариантов ответов.
Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме проведения. Опрос, как правило, может быть устным или письменным. А вот анкетирование возможно только в письменной форме или на компьютерном носителе. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.
Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. А если опрошено много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.
Описание
Специалисты отмечают сходство метода описания с методом наблюдения. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но внешний вид и признаки объекта изучения.
Другие частные методы
В зависимости от направленности специализации студента можно использовать следующие частные узкоспециализированные методы исследования:
- Экономика . Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование. Метод финансовых коэффициентов. Сценарный метод прогнозирования экономических явлений. Метод единства исторического и логического. Построение экономических гипотез. Метод «при прочих равных условиях».
- Педагогика/Психология . Изучение продуктов творчества учеников. Интервью. Беседа. Изучения групповой дифференциации. Включенное наблюдение. Педагогические контрольные испытания (тестирование). Анкетирование (опрос). Ранжирование. Шкалирование. Регистрация.
- Филология . Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический. Лингвистический эксперимент. Биографический метод. Контент-анализ. Лексикографическая статистика. Дифференциальный анализ оппозиций. Нарративный метод. Дихотомия. Трансформационный синтез и анализ. «Конкретное литературоведение». Семиотический метод.
Другая методология
Академик А.Я.Флиер выделял несколько иную систему методов, используемых при написании дипломных работ. По его мнению, все методы разделяются на гуманитарные и социально-научные.
Гуманитарные методологии
- Историческая - описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности ее событий и явлений.
- Герменевтическая - исследует культуру посредством раскрытия (дешифровки) изначальных смыслов культурных явлений, заложенных в них при создании.
- Феноменологическая - трактует исторические факты культуры с точки зрения их явленности наблюдателю и ищущая в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.
- Историко-психологическая - изучает историческую динамику культуры с точки зрения выявления в ней устойчивых стадиальных (цивилизационных) типов социально обусловленного сознания и состояния психики.
- Культурный символизм и постструктурализм - эклектическая методология, интерпретирующая материал в контекстуальных рамках, устанавливаемых по различным основаниям самими авторами исследований, и трактующая его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.
Социально-научные методологии
- Эволюционизм - исследование истории культуры с позиций признания ее прогрессивного развития путем поэтапного усложнения ее структур (ответвления эволюционизма;формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).
- Циклические и волновые модели культурной динамики - описание культур как отдельных «самодостаточных организмов» (цивилизаций) и происходящих в них процессов как замкнутых циклов или повторяющихся волновых движений.
- Структурный функционализм - интерпретация культурно-исторических процессов как функциональных, решающих какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.
- Структурализм - описание культурно-исторических объектов с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализ структуры культуры как системы знаков.
- Пограничные методологии, определяющие новые проблемные области культурно-исторической науки, постмодернизм.
Как написать методы в дипломной работе
Отлично! Теперь мы знаем какие методы существуют. Если повезет, мы даже понимаем, какие методы нам можно использовать в нашей работе.
Стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования:
- в основу настоящей работы легли положения... методологии,
- работа основана на положениях... методологии,
- методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии,
- в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования - это … и т.д.
Далее стоит указать, какие деятели занимались изучением данной проблемы. А в истории исследования можно упомянуть исторический контекст, рассказать, что успели добавить к имеющимся данным новейшие авторы. Не забывайте об упоминании ученых в хронологическом порядке!
Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:
- изучение … восходит к...,
- в … веке … были подробно изучены и описаны …,
- проблемами... занимались...,
- огромный вклад в разработку проблемы... внес.../внесла работа/исследование/труд...,
- большое значение имеют работы...,
- работы последних лет позволяют говорить о...,
- опыт истории … показывает, что...,
- в настоящее время господствующей точкой зрения является …,
- такой подход характерен для …,
- начало изучению этого вопроса было положено трудами..., в работах...,
- заметное место в работах … занимает положение …,
- в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …,
- ……. подробно освещено в работах...,
- связь …показана в... и т.д.
При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:
- все вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
- логика, цели и задачи исследования определили структур работы, которая состоит из …;
- во введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и ее социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также дается краткий обзор разработанности проблемы;
- первая глава посвящена …,
- во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с..., затем...;
- заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и т.д.
Пример описания методов в дипломной работе
Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
- Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
- Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
- Обработка полученных экспериментальных данных
- Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
- Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
- Наблюдение.
- Беседа, анкетирование.
- Анализ продуктов деятельности детей.
- Изучение медико-педагогической документации.
- Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
Заключение
Это далеко не все методы, которые могут быть использованы при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.
Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определенный метод.
И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный ? Знать такие вещи - это работа специалистов. А ваша задача - получить от жизни и молодости все, что можно!
В данной работе нами были использованы следующие методы научного исследования:
Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования;
Педагогические наблюдения;
Анкетирование с использованием разработанной анкеты
«Какие требования предъявляют занимающиеся на тренировках воркаутом »;
Методы математической статистики для обработки полученных результатов анкетирования.
Теоретический анализ специальной литературы как метод научного исследования представляет собой подбор и изучение литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования. Теоретический анализ специальной литературы имеет собственные цели и задачи, решение которых позволяет ответить на поставленные вопросы в максимальном объеме. Целью аналитической переработки информации является закрепление теоретических знаний, выработка практических навыков и формирование основных регламентирующих ее деятельность документов.
Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.
Анкетирование - это один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений. На результативность анкетирования влияют: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих валидную (правдивую) информацию; постановка как прямых, так и косвенных вопросов; исключение подсказок в формулировках вопросов; предупреждение двойственного понимания смысла вопросов; предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе респондентов и внесение соответствующих корректировок в содержание анкеты. В роли респондентов могут выступать учащиеся, их родители, учителя, воспитатели и т.д.
Математическая статистика позволяет решить различные задачи обработка фактического материала, получение новых и дополнительных данных, обосновать научную организацию исследования и т.д. В настоящее время компьютеры играют большую роль в математической статистике. Они используются как для расчетов, так и для имитационного моделирования. Алгоритм выполнения работы складывается из следующих этапов. Первым этапом расчетов является нахождение средних арифметических величин исследуемых показателей, позволяющих получить обобщенную характеристику явлений по какому-либо количественному признаку.
Методы исследования – способы, помогающие достигать поставленных задач и целей в дипломном работе.
Их нужно указать во введении и на основе них выполнять все практические действия. Они подразделяются на практические и теоретические. Более того, в каждой отдельной сфере науки разработаны свои методы, которые также нужно учитывать при написании проекта.
Методы исследования в дипломной работе:
- Анализ. Предполагает рассмотрение предмета или явления с учетом его индивидуальных свойств или признаков.
- Синтез. Объединяет отдельные элементы (признаки, свойства) в одно целое.
- Моделирование. Существующий объект исследования проектируется на определенную модель.
- Аналогия. Подчеркивает сходство отдельных предметов по каким-либо качествам.
- Индукция. Рассуждение от общего к частному.
- Дедукция. Выводы делаются с учетом множества частных свойств предметов.
- Обобщение. Рассматривается множество признаков, чтобы сделать общий вывод об явлении или предмете.
- Классификация. Предметы или явления делятся на определенные категории по отдельно взятому показателю.
- Наблюдение. Основывается на объективном восприятии происходящего с целью получение определенной информации о качествах и свойствах предметов.
- Сравнение. Предполагает сравнение определенного числа предметов между собой по отдельно взятому свойству.
- Измерение. Основывается на точных расчетах и числовых показателях.
- Эксперимент. Заключается в испытании или тестировании изучаемых объектов или явлений в контролируемых или специально созданных условиях.
Рассмотрим примеры методов исследования в дипломе
По праву:
Методологической основой дипломной работы послужили методы: логический, сравнительно-правовой, историко-правовой метод, методы системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования.
По менеджменту:
Методологические основы исследования:
В процессе работы над дипломом я опиралась на методы: теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, опроса экспертов, наблюдения.
Пример методов исследования в дипломной работе по экономике:
Методы исследования: методологической основной при написании работы являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего факторного анализа финансового состояния организации. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты оценки финансового состояния и финансовой устойчивости, определить основные характеристики процессов и явлений, происходящих в этой сфере. Системно-структурный метод использован для анализа финансового состояния и выявления структурных изменений. Применение экономико-математических и экономико-статистических методов позволило определить тенденции развития организации, оценить их динамику, выявить диспропорции и противоречия, прогнозировать их дальнейшее развитие и методы повышения финансовой устойчивости организации.
Пример в дипломе по психологии:
Методы исследования: опросники, проективный метод, беседа, наблюдение, анкетирование. Психодиагностические методики: проективная методика «Рисунок семьи»; методика «Определение особенностей распределения ролей в семье», методика выявления самооценки Дембо – Рубинштейна.
Что такое метод научного познания?
Метод это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии – то есть совокупности используемых методов и учений о методе. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых, методы применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во-вторых, методы применяемые во всех отраслях науки и. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин.
Виды методов научного познания
Давайте кратко рассмотрим, какие именно методы чаще всего используются в научных работах :
Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Данный метод является наиболее популярным для курсовых и дипломных работ. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и Франции), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т. д.
Аналогия – прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.
Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии, некоторых разделах биологии).
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.
Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.
Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.
Как использовать методы при написании диплома или курсовой работы
Вот несколько вариантов оформления методологической основы дипломной работы:
1. Методологическую основу исследования составляют научные труды в области уголовно-процессуального, уголовного, конституционного, международного права , криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, теории государства и права. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов.
2. В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, концепции различных школ финансового менеджмента . Основой оптимизации деятельности ресторана послужила методика предельного анализа.
3. Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция , анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.
4. Методологическая основа исследования состояла в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частнонаучных методов: исторического, технико-юридического, логического, системного анализа в их различном сочетании. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории развития института гражданско-правового договора и порядка его заключения в российской цивилистической науке и законодательстве разных периодов.
Для курсовой работы обычно используется более простой вариант, например:
При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:
Сравнительный метод;
Изучение нормативно-правовой базы;
Изучение монографических публикаций и статей;
Аналитический метод.