Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса. Что это такое

Когда понадобится: для изучения копинг-стратегии, личностного стиля сотрудника и кандидата d преодолении трудностей в жизненных ситуациях.

Копинг-тест Лазаруса

Инструкция

Вам предлагается 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Обведите в строке с утверждением тот вариант, который наиболее часто проявляются у Вас в поведении.

Тестовое задание

Оказавшись в трудной ситуации, я... Никогда Редко Иногда Часто
1 ...сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше, – на следующем шаге 0 1 2 3
2 ...начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь 0 1 2 3
3 ...пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение 0 1 2 3
4 ...говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации 0 1 2 3
5 ...критиковал и укорял себя 0 1 2 3
6 ...пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все как есть 0 1 2 3
7 ...надеялся на чудо 0 1 2 3
8 ...смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет 0 1 2 3
9 ...вел себя, как будто ничего не произошло 0 1 2 3
10 ...старался не показывать своих чувств 0 1 2 3
11 ...пытался увидеть в ситуации что-то положительное 0 1 2 3
12 ...спал больше обычного 0 1 2 3
13 ...срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы 0 1 2 3
14 ...искал сочувствия и понимания у кого-нибудь 0 1 2 3
15 ...испытывал потребность выразить себя творчески 0 1 2 3
16 ...пытался забыть все это 0 1 2 3
17 ...обращался за помощью к специалистам 0 1 2 3
18 ...менялся или рос как личность в положительную сторону 0 1 2 3
19 ...извинялся или старался все загладить 0 1 2 3
20 ...составлял план действий 0 1 2 3
21 ...старался дать какой-то выход своим чувствам 0 1 2 3
22 ...понимал, что сам вызвал эту проблему 0 1 2 3
23 ...набирался опыта в этой ситуации 0 1 2 3
24 ...говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации 0 1 2 3
25 ...пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами 0 1 2 3
26 ...рисковал напропалую 0 1 2 3
27 ...старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву 0 1 2 3
28 ...находил новую веру во что-то 0 1 2 3
29 ...вновь открывал для себя что-то важное 0 1 2 3
30 ...что-то менял так, что все улаживалось 0 1 2 3
31 ...в целом избегал общения с людьми 0 1 2 3
32 ...не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться 0 1 2 3
33 ...спрашивал совета у родственника или друга, которого уважал 0 1 2 3
34 ...старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела 0 1 2 3
35 ...отказывался воспринимать это слишком серьезно 0 1 2 3
36 ...говорил о том, что я чувствую 0 1 2 3
37 ...стоял на своем и боролся за то, чего хотел 0 1 2 3
38 ...вымещал это на других людях 0 1 2 3
39 ...пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации 0 1 2 3
40 ...знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить 0 1 2 3
41 ...отказывался верить, что это действительно произошло 0 1 2 3
42 ...давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому 0 1 2 3
43 ...находил пару других способов решения проблемы 0 1 2 3
44 ...старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах 0 1 2 3
45 ...что-то менял в себе 0 1 2 3
46 ...хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось 0 1 2 3
47 ...представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться 0 1 2 3
48 ...молился 0 1 2 3
49 ..прокручивал в уме, что мне сказать или сделать 0 1 2 3
50 ...думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался
подражать ему
0 1 2 3

Спасибо за ответы!

Ключ к копинг-тесту оценки поведения в трудной жизненной ситуации Лазаруса

Описание

Тест Лазуруса предназначен для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный тест считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Совладание с жизненными трудностями есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их.

Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Ключ к тесту

  • Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
  • Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
  • Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Обработка результатов

1. Подсчитайте баллы, суммируя по каждой субшкале:

  • никогда – 0 баллов;
  • редко – 1 балл;
  • иногда – 2 балла;
  • часто – 3 балла.

2. Вычислите по формуле: X = сумма баллов / max балл × 100.

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы – 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т. д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый, – 3, а по всем вопросам субшкалы – максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по суммарному баллу:

  • 0–6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
  • 7–12 – средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии;
  • 13–18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Интерпретация результата

Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.

Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.

Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга.

Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году, дополнительно стандартизирована в НИПНИ им. Бехетерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, Е.Р. Исаевой, Е.А. Трифоновой, О.Ю. Щелковой, М.Ю. Новожиловой.

Теоретические основы

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Эффективность той или иной стратегии зависит от особенностей актуальной ситуации и имеющихся личностных ресурсов, поэтому говорить об адаптавности/дезадаптивности отдельных копинг-стратегий некорректно. Стратегии, эффективные в одной ситуации, могут быть неэффективными и даже приносить вред – в другой. Вместе с тем выделяют ряд психосоциальных факторов, способствующих адаптации к стрессовым ситуациям относительно независимо от характеристик этих ситуаций. К ним относят комплекс адаптивных индивидуально-типологических (преимущественно когнитивно-стилевых) особенностей (например, копинг-компетентность, оптимизм, самоуважение, интернальный локус контроля, жизнестойкость и т.п.), а также свойства социальной сети и адекватность социальной поддержки.

История создания и валидизации

Опросник был создан на основе первой методической разработки Folkman & Lazarus (1980) – опросника «Контрольный перечень способов копинга » (Ways of Coping Checklist – WCC), который составляли 68 пунктов-утверждений, сформулированных на основе концептуальных разработок и результатов эмпирических исследований. В дальнейшем содержание и структура опросника подвергались пересмотру и переоценке. В редакции 1998 года опросник содержит 66 утверждений, объединенных в 8 шкал.

В 2004 году методика была несколько сокращена до 50 пунктов и валидизирована на российской популяции.

В НИПНИ им. Бехетерва методика была перестандартизирована. Уже валидизированный вариант из 50 вопросов был подвергнут переформулированию вопросов, и валидизирован на выборке из 1600 испытуемых - как психически здоровых, так и больных.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 50 утверждений, группируемых в 8 шкал. Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д.

Конфронтация

Стратегия конфронтации предполагает попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. При выраженном предпочтении этой стратегии могут наблюдаться импульсивность в поведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности), враждебность, трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство. Копинг-действия при этом теряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом разрядки эмоционального напряжения. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и редприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессогенных условиях.

Положительные стороны: возможность активного противостояния трудностям и стрессогенному воздействию. Отрицательные стороны: недостаточная целенаправленность и рациональная обоснованность поведения в проблемной ситуации.

Дистанцирование

Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.

Положительные стороны: возможность снижения субъективной значимости трудноразрешимых ситуаций и предотвращения интенсивных эмоциональных реакций на фрустрацию. Отрицательные стороны: вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций.

Самоконтроль

Стратегия самоконтроля предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. При отчетливом предпочтении стратегии самоконтроля у личности может наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной ситуацией. Часто такое поведение свидетельствует о боязни самораскрытия, чрезмерной требовательности к себе, приводящей к сверхконтролю поведения.

Положительные стороны: возможность избегания эмоциогенных импульсивных поступков, преобладание рационального подхода к проблемным ситуациям. Отрицательные стороны: трудности выражения переживаний, потребностей и побуждений в связи с проблемной ситуацией, сверхконтроль поведения.

Поиск социальной поддержки

Стратегия поиска социальной поддержки предполагает попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия. Поиск преимущественно информационной поддержки предполагает обращение за рекомендациями к экспертам и знакомым, владеющим с точки зрения респондента необходимыми знаниями. Потребность преимущественно в эмоциональной поддержке проявляется стремлением быть выслушанным, получить эмпатичный ответ, разделить с кем-либо свои переживания. При поиске преимущественно действенной поддержки ведущей является потребность в помощи конкретными действиями.

Положительные стороны: возможность использования внешних ресурсов для разрешения проблемной ситуации. Отрицательные стороны: возможность формирования зависимой позиции и/или чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим.

Принятие ответственности

Стратегия принятия ответственности предполагает признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. При умеренном использовании данная стратегия отражает стремление личности к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями, готовность анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках. Вместе с тем, выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой. Указанные особенности, как известно, являются фактором риска развития депрессивных состояний.

Положительные стороны: возможность понимания личной роли в возникновении актуальных трудностей. Отрицательные стороны: возможность необоснованной самокритики и принятия чрезмерной ответственности.

Бегство-избегание

Стратегия бегства-избегания предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя и т.п., с целью снижения мучительного эмоционального напряжения. Большинством исследователей эта стратегии рассматривается как неадаптивная, однако это обстоятельство не исключает ее пользы в отдельных ситуациях, в особенности в краткосрочной перспективе и при острых стрессогенных ситуациях.

Положительные стороны: возможность быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса. Отрицательные стороны: невозможность разрешения проблемы, вероятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринимаемых действий по снижению эмоционального дискомфорта.

Стратегия планирования решения проблемы предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Стратегия рассматривается большинством исследователей как адаптивная, способствующая конструктивному разрешению трудностей.

Положительные стороны: возможность целенаправленного и планомерного разрешения проблемной ситуации. Отрицательные стороны: вероятность чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении.

Положительная переоценка

Стратегия положительной переоценки предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

Положительные стороны: возможность положительного переосмысления проблемной ситуации. Отрицательные стороны: вероятность недооценки личностью возможностей действенного разрешения проблемной ситуации.

Процедура проведения

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Обработка и интерпретация результатов

Ключ сырых баллов

  • Конфронтационный копинг - пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование - пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль - пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки - пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности - пункты: 5, 19, 22, 42.
  • Бегство-избегание - пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы - пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
  • Положительная переоценка - пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

В адаптации Крюковой и соавт.

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:

  • никогда – 0 баллов;
  • редко – 1 балл;
  • иногда – 2 балла;
  • часто - 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100 Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов.

Например, если испытуемый набрал 8 баллов:

\frac{8}{18}*100 = 44,4%

Это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

  • 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
  • 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
  • 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

В адаптации Вассермана и соавт.

После расчета «сырых» показателей по шкалам необходимо осуществить их перевод в стандартные Т-баллы с использованием разработанных таблиц. Таблицы перевода «сырых» показателей в стандартные Т-баллы составлены на основе статистического анализа результатов обследования репрезентативной выборки объемом 1627 человек.

Степень предпочтительности для испытуемого стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:

  • показатель меньше 40 баллов – редкое использование соответствующей стратегии;
  • 40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов – умеренное использование соответствующей стратегии;
  • показатель более 60 баллов – выраженное предпочтение соответствующей стратегии.

Таблица перевода сырых оценок в стандартные баллы

Практическая значимость

Методика может быть использована при исследовании особенностей поведения в проблемных и трудных для личности ситуациях, выявлении характерных способов преодоления стресса у разных контингентов испытуемых. Опросник может быть эффективен в решении задач профотбора (в особенности для работы в напряженных условиях), выявлении факторов риска психической дезадаптации в стрессовых условиях. Опросник в комплексе с другими методиками может применяться в целях оценки эффективности психокоррекционных мероприятий и психотерапии. Показанием к применению опросника являются также массовые скрининговые исследования в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ.

К относительным противопоказаниям к использованию опросника ССП следует отнести возраст испытуемого младше 14 и старше 60 лет. Применение методики в этих возрастных группах испытуемых снижает уровень обоснованности получаемых результатов тестирования.

Результаты экспериментальных исследований

Группа больных эндогенными психозами

Методика показала свою эффективность как составляюшая комплексной психодиагностики в клинике. Так, в НИПНИ им. Бехтерева была предложена комплексная психодиагностическая методика для больных эндогенными психозами, включая в себя обследование по опросникам индекс жизненного стиля , ТОБОЛ и копинг-тест Лазаруса. Результаты, полученные в ходе этого исследования, представлены ниже и на страницах соответствующих методик.

Обследование проводилось на выборке из 410 больных: шизотипическим расстройством (82 человека), параноидной шизофренией (93 человека), шизоаффективным расстройством (26 человек) и биполярным расстройством (73 человека), проходивших лечение в отделении внебольничной психиатрии клиники НИПНИ им. Бехтерева.

Тип совладающего поведения Диагноз
Шизопическое расстройство Параноидная шизофрения Шизоаффективное расстройство Биполярное аффективное расстройство
χ ср σ χ ср σ χ ср σ χ ср σ
Конфронтация 40.35 14.68 52.47 16.08 43.03 13.08 48.74 12.71
Дистанцирование 45.03 16.76 50.00 19.62 49.43 13.06 53.03 11.34
Самоконтроль 62.41 13.18 59.79 14.99 61.01 10.01 67.1 10.23
Поиск социальной поддержки 65.78 22.92 65.72 21.39 66.29 16.02 74.48 12.78
Принятие ответственности 68.42 23.17 59.72 18.80 64.61 16.34 74.03 12.03
Бегство-избегание 49.78 12.54 53.01 18.73 53.45 10.6 56.02 10.04
Планирование 60.82 20.66 56.79 18.33 58.45 15.12 63.88 12.17
Положительная переоценка 49.62 18.67 52.91 12.85 55.35 16.30 55.41 11.01

Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия.

Группа военнослужащих, переживших психотравмирующие события

С целью экспериментально-психологической оценки стратегий совладающего со стрессом поведения лиц, профессиональная деятельность которых протекает в напряженных условиях, были обследованы 168 военнослужащих. Первую группу составили военнослужащие из числа плавсостава подводных лодок (всего 61 человек, средний возраст 32,96+0,8 лет, средний срок службы в офицерских должностях 13,19+0,8 лет.) Военнослужащие были обследованы на военно-морской базе Северного флота ВМФ России, расположенной в городе Североморск Мурманской области. Вторая группа – учащиеся первого курса Санкт-Петербургского университета МВД России (всего 70 человек), давшие согласие на участие в приводимом исследовании. Средний возраст обследованных составил 18,78+0,13 лет. В третью группу вошли военнослужащие с клинически верифицированным диагнозом расстройство адаптации (F 43.2 по МКБ-10).

Исследование проводилось на базе психиатрических клиник города Санкт-Петербурга – Военный окружной госпиталь № 442 им. З.П. Соловьева, клиника психиатрии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Все исследуемые пациенты (всего 37 человек в возрасте 24 – 51 года, средний возраст 32,2±1,83 лет) в момент обследования находились на стационарном лечении. Среди причин, определивших формирование расстройств адаптации, преобладали проблемы в межличностных (чаще всего семейных) отношениях, а также проблемы в профессионально-трудовой сфере. Данные о преобладающих формах совладающего со стрессом поведения в подгруппах представлены в таблице.

Стратегия совладания Моряки-подводники Курсанты Военннослужащие с расстройством адаптации
Конфронтация 48,21±1,18 50,45±1,16 51,16±1,23
Дистанцирование 47,36±1,31 50,62±1,10 52,39±1,48
Самоконтроль 46,95±1,19 46,44±1,21 46,83±1,80
Поиск социальной поддержки 49,38±1,26 53,38±1,11 49,81±1,99
Принятие ответственности 44,66±0,93 45,25±1,05 47,23±1,73
Бегство-избегание 45,92±1,13 47,00±0,89 53,03±1,48
Планирование решения 51,02±1,09 54,52±1,22 44,39±1,70
Положительная переоценка 46,64±1,08 52,75±1,06 44,53±1,81

Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия группы с группой военнослужащих с расстройством адаптации.

Стимульный материал

Тестовый материал

Литература

  1. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М. : 2007. № 3. - С. 93-112.
  2. Методики психологической диагностики больных с эндогенными расстройствами. Усовершенствованная медицинская технология. СПб НИПНИ им. Бехетерева, Санкт-Петербург, 2007 г.
  3. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологовю НИПНИ им. Бехетерева, Санкт-Петербург, 2009 г.

Тра-ля-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля-ля, а я сошла с ума… Какая досада!..

«Малыш и Карлсон»

Досада (Досадность) как качество личности – склонность проявлять хроническое чувство сожаления, раздражения и неудовольствия, вызванное неудачей, обидой или какой-либо неприятностью.

Как-то раз шел лис по полю и увидел виноград - большие, спелые грозди. «Ах, какой от них прекрасный аромат, - сказал лис. - Вот будет мне десерт на обед». Он подпрыгнул, но гроздья висели слишком высоко - лис не достал до них. «Попробую еще раз», - сказал лис, разбежался и опять подпрыгнул. Но снова неудачно. «Вот ведь незадача»,- сказал лис, отошел еще подальше, разбежался и подпрыгнул со всей мочи. Он лишь едва коснулся кончика грозди и, упав на землю, набил себе шишку на голове. «Ого-го, - сказал лис, потирая ушибленное место. Какой ужасный виноград мне попался - зеленый, неспелый. Мне такой и не нужен». И пошел лис прочь, ругаюсь себе под нос.

Досада – это острое сожаление и раздражение по поводу того, что хотел, как лучше, а получилось как всегда. Это реакция на результат разбежки между тем, что хотел в уме и фактом, который действительно произошел. Досада — это наказание себя за упущенные возможности. Человек хватает себя за голову, «рвет на себе волосы», «ломает руки», ударяет себя кулаком по лбу, нелицеприятно о себе высказывается. Было желание успеха, а получилась неприятность. Самое время и место возникнуть острому недовольству собой.

Представляете, что сказал о себе в досаде террорист Андрей Желябов? Но всё по порядку. Он готовился подорвать поезд с царской семьей, возвращающейся из Ливадии. Для этого он купил участок земли рядом с железнодорожной насыпью. Всё было придумано с изощренной жестокостью: чудовищный взрыв должен был уничтожить не только императора Александра II, но и все вагоны поезда. Взорванные вагоны должны были посыпаться в глубокий овраг. Поэтому не было никаких шансов кому-то остаться в живых.

Эдвард Радзинский пишет: — Каждую ночь Желябов с помощниками в черных балахонах, сливаясь с ночью, работают у огромной насыпи. Грунт промерзлый - рано на­ступили холода. Начались холодные осенние дожди. Но богатырь не знает усталости - копает тоннель под насыпью. Тоннель готов. Теперь Желябов проделывает самое опасное - переносит в тоннель снаря­женную мину со вставленными запалами. Несет опаснейший, чувстви­тельный снаряд. Несет, ожидая каждую секунду взрыва. Теперь все было готово. И Желябов выговорил себе почетное право - соединить провода для взрыва. Его крестьянские руки должны были отправить на воздух поезд Царя Всея Руси.

Наступило 18 ноября - день, когда через Александровск должен был проехать царский поезд. Шифрованная телеграмма сообщила Желя­бову: первым проследует поезд с царской свитой. Императорский поезд идет вторым, и царь находится в четвертом вагоне. В 9 утра Желябов с товарищами подъехал к насыпи, спустился в овраг. Вынул из земли концы проводов и стал ждать. И вот над ними по насыпи пролетел свитский поезд. Вскоре показал­ся следовавший за ним императорский поезд. Уже три вагона прошли над тем местом, где была заложена мина. И вот он, четвертый, - царский вагон! Желябов, торжествуя, замкнул цепь… и - ничего! Царский поезд невредимым умчался по насыпи. Столько трудов - впустую!

В дальнейшем Исполнительный Комитет создал специальную комиссию, которая рас­следовала причину неудачи. Оказалось, крестьянский сын Желябов не справился с новыми технологиями. Неправильно соединил провода! С досады он чуть не съел собственные зубы.

Досада – это когда затрачена масса сил, а потом бац и мимо. Не получилось. Анекдот в тему. Клиент изучает счет в ресторане: — Салат — 5 долларов, горячее — 20, десерт — 15, бутылка вина — 25. Всего 65. А у вас — 110. Как же так получилось? Официант, с досадой: — Ну, значит, не получилось

Появляется агрессия в отношении самого себя. От горечи поражения страдает печень, от оставшегося неприятного осадка повреждаются почки, выплескивается много энергии. В отличие от чувства обиды, направленного на других, досада может проявиться как осознаваемая, так и неосознаваемая агрессия на самого себя.

Окунемся опять в историю. Неудачника террора – Андрея Желябова решил подстраховать террорист Гольденберг. Он сложил динамит в чемодан и отправился в Москву. Уже на одесском вокзале Гольденберг оплошал. Одетый истинным денди, он сам потащил по перрону большой, явно тяжелый чемодан с динамитом, вместо того, чтобы, как положено такому богатому на вид человеку, взять носильщика. Это вызвало подозрение у одного из слоняв­шихся без дела носильщиков. Он пошел сообщить полицейскому. Но полицейский явился поздно, Гольденберг уже уехал. Немедленно сообщили на следующую станцию - в Елисаветград. И в Елисаветграде у по­дошедшего поезда Гольденберга ждала полиция. Он бросился бежать, но тотчас был окружен. Тогда он выхватил пистолет… Теперь подойти к нему не было никакой возможности: он взвел курок револьвера и целился в каждого, кто приближался… Наконец удалось - вырвали револьвер из рук. И толпа с ожесточе­нием набросилась на бедного Гольденберга. Только вмешавшиеся жан­дармы прекратили избиение. «Однако и после сего только шести чело­векам удалось связать ему руки: так был силен… и к тому же зол, и даже кусался». (Из показаний очевидца).

Зол был, конечно, от досады – так глупо, бездарно попался, погорел, как простофиля, а ведь считался одним из корифеев конспирации. При таком раскладе остается одно – « только лечь, помереть», взорвать самого себя, чтобы забыться от разъедающей тебя досады.

Досада – подруга зависти. Не случайно в словаре Ожегова зависть определяется как «ч увство досады, вызванное благополучием и успехом других ». От зависти у человека возникает печаль души. То есть досада как печаль души не дает никакой радости. Даже нейтрального, спокойного состояния лишает. Человек становится активным носителем отрицательных качеств личности, например, гневливости. Когда мужчина что-то запланировал, а оно не вышло, ему впору кулаки сжимать. Сильное огорчение и досада охватывают его, от которой один шаг до гнева.

Досада может стать следствием гордыни и тщеславия: Монах сидел на траве, возле своего дома, находящегося на одной из самых высоких гор Тибета. На тело небрежно была накинута тонкая светло-оранжевая ткань. Не спеша он попивал недавно собранный и свежезаваренный травяной чай, и осознанно осматривал пейзаж. Он жил один уже несколько десятков лет, и в другом мире о нём ходили легенды. Внезапно из леса показался молодой человек, с рюкзаком. Он устало подошёл к монаху. Тот сразу понял что «турист» пришёл к нему не просто так. Сюда добраться нелегко.

Я вас нашёл! - отдышавшись, с улыбкой сказал парень, - Наконец-то! Монах оценивающе его осматривал. Он этого ждал. - Ваше предсказание сбылось, - продолжал парень, - Там, в нашем мире, начался ужас, разруха, как вы и предсказывали. Монах ухмыльнулся. Теперь люди поймут свою ошибку, они поймут кто он такой. - Я ждал кого-то из вас. Не волнуйтесь, я вам помогу. Ещё всё можно исправить.

Молодой человек внимательно послушал и улыбнулся. Через секунду он уже громко смеялся. - Хаааа, намахал! У нас всё классно, дед. Ну, ты в натуре алень. Парень ржал, держась за живот. Затем, ухахатываясь, ушёл обратно в лес. Монах грустно опустил глаза и с досадой воскликнул: - Вот гад!

Петр Ковалев

Досада – это эмоция, свойственная человеку и относящаяся к негативному спектру эмоциональных переживаний. Слово досада часто употребляется синонимично таким понятиям, как раздражение или разочарование, неудовольствие, возникающее вследствие неудачи или неприятности, а также обиды. При этом следует учитывать, что подобное употребление данного термина не является совершенно корректным, поскольку все вышеперечисленные чувства имеют яркую аффективную окраску и всегда направлены на внешний источник раздражения.

Досада может проявляться на осознаваемом уровне, и тогда она обычно трансформируется в агрессивные реакции в сторону окружающего пространства с целью изменить условия, приведшие к досадным переживаниям. Также чувство досады может быть совсем неосознанным или малоосознаваемым и проявляться актами автоагрессии и другой разрушительной и самоуничижительной деятельности.

Что это такое

Значение слова досада даётся в лингвистических и психологических словарях. Относительно трактовки первых досада является чувством огорчения или , она может копиться под воздействием многих факторов или возникать резко после единичного эпизода, неудовлетворяющего желаемую картинку вселенной.

В психологии досада рассматривается не как отдельное чувство, синонимичное и подходяще для замены других, а как сложное эмоциональное образование, возникающее вследствие смешения чувства обиды и раздражения. Досада тиха в своем проявлении и горька по проживанию – это взято из обиды, при этом она является чувством плохо переносимого крайнего недовольства – эта часть исходит из раздражительности. Интересным моментом является то, что обида чаще всего является хронической, т.е. относится не к конкретному инциденту, а скорее характеризует общее отношение человека к жизни или его эмоциональный фон. Раздражительность при хроническом фоне обиды появляется уже ситуативно, имеет факты, способствующие появлению и всегда объясняющие причины.

Это чувство не относится к аффективным и никогда не застилает разум человека, поэтому чаще всего тот, кому досадно, осознаёт, что виноватых нет, а произошедшее является неприятным стечением обстоятельств, однако в силу сочетания предыдущих факторов не может абстрагироваться от негативных переживаний. Проживание досады связано с ситуациями прошлого или настоящего, т.е. она никак не может захватить будущее, как например, тревога, когда человек переживает о возможном исходе дела. Будущее в данном феномене задействовано исключительно в качестве желаний и предположений, т.е. тех планов, которые строит человек относительно даже самых простых ситуаций. Т.е. по большому счету ощущение досады может возникать даже в нормальном стечении обстоятельств, но при этом не соответствующим ситуации, представляемой человеком заранее.

Причины возникновения данного чувства

Основываясь на знании того, из каких проявлений складывается ощущение досады можно сделать вывод о вероятных причинах, провоцирующих её появление. Изначальным толчком является отсутствие в реальности возможностей для реализации важных внутренних потребностей личности. Масштабы данных желаний точно также как и объективность невозможности их реализации может быть различной, но внутренняя картинка для человека остаётся одинаковой – он не получает того, что ожидал, требовал или хотел.

Помимо блокированности возможности достижения желаемого, досада может появиться, когда человек попадает в ситуацию, ограничивающую проявление его свободы в достижении важных внутренних или жизненных целей. В лёгком варианте эти ограничения исходят из внешнего мира – препятствия на пути. В таком случае досада быстро трансформируется в открытый гнев, а , недовольство и раздражительность трансформируются в энергию, направляемую на преодоление возникших ситуаций. При наличии каких-либо дополнительных рамок, ограничивающих человека (временные или материальные факторы, воздействовать на которые не представляется возможным), досада может возникать при любой мелочи, появляющейся на пути. Так происходит из-за высокого уровня внутреннего напряжения.

Но помимо активных и реальных событий, происходящих непосредственно в жизни человека, досада может возникать в пассивном процессе мира. Так, когда человек наблюдает, читает или слушает поступающую об окружающем мире информацию или происходящие факты (например, новости или рассказ знакомых), несоответствующую его пониманию моральных ценностей или концепции правильного устройства мира, гамма чувств, возникающая в качестве отклика, в итоге приводит к досаде.

При высоком напряжении нервной системы, усталости, предварительной раздражительности, ощущение досады может быть вызвано даже температурой окружающего воздуха, запахами, собственной усталостью, дискомфортом любого уровня (от звука, света, поверхности, требований окружающих).

Как бороться с досадой

Переживание досадных эмоций не является чем-то, что может порадовать человека или принести какую-либо выгоду, поэтому, начиная испытывать это чувство, многие сразу же начинают искать выход из сложившегося состояния. Несмотря на то, что это является нарушением эмоциональной и психической сферы, помогают выкарабкаться из проживания досады довольно простые приёмы, доступные каждому.

Наиболее доступным и простым вариантом являются физические нагрузки. Каждый индивидуально может выбрать, что именно поможет ему справиться с досадой. Если преобладает чувство раздражительности, то необходимо снятие агрессии – единоборства, бокс, поколачивание подушек, игровые тренажеры в развлекательных центрах, где необходимо бить по движущимся мишеням. Тем, кто больше погружается в обиду, рекомендованы нагрузки, неправленые на снятие напряжения.
Тут хорошо подходит бег (в ситуациях ощущения тупика и безнадёжности), плавание (когда досада возникает на фоне затянувшегося стресса), отжимания и упражнения на пресс при мышечном напряжении (появляется, когда долго сдерживаются эмоции) или прыжки на месте (это помогает встряхнуться и ощутить себя живым).

Механизм физической нагрузки действует по принципу снятия физического напряжения, вслед за чем уменьшается напряжение эмоциональное. Кроме этого регулируется гормональный баланс, начинают вырабатываться эндорфины, заставляющие почувствовать прилив сил, бодрости и счастья, что несовместимо с переживанием досады.

Хорошо помогает стабилизировать эмоции употребление сладких продуктов, богатых глюкозой. Часто состояние досады может возникать из-за банальной нехватки энергии в специфических мозговых отделах, поэтому при поступлении быстро усваиваемых веществ настроение стабилизируется. Кроме глюкозы настроение можно поменять, употребляя шоколад и бананы, способствующие выработке гормонов счастья.

Кроме физических способов есть ряд психологических приёмов, помогающих справиться с досадой. Тут важен момент переключения привычного алгоритма реагирования на позитивный лад. Так если заменить самокопания и жаления, а также мысли о негативе на приятные вещи (поцеловать любимого человека, поиграть с домашним питомцем, заняться творчеством), то мозг автоматически настроит эмоциональную сферу на позитив.

Мы привыкли так реагировать, чтобы наши действия совпадали с эмоциональным фоном, соответственно если поменять хотя бы одну составляющую, то вторая также изменится. Вторым вариантом может быть обращение к окружающим, с целью узнать их взгляд на сложившуюся ситуацию, что поможет выяснить, накручиваете ли вы себе или все действительно плохо. Обычно ситуация изнутри воспринимается менее реально, чем это может быть объективно, поэтому выслушать чужое мнение может помочь в изменении своего состояния.

И конечно не стоит забывать о профилактике любых негативных эмоций, в том числе досады. Для этого важно максимально стараться не придумывать себе варианты развития событий и подгонять реальность под свои собственные убеждения и планы. Готовность к переменам, гибкость во взаимодействии, толерантность относительно чужой точки зрения – всё это является не только залогом внутреннего спокойствия, отсутствия досады по поводу неосуществления желаемого, но и обеспечением собственной свободы в проявлении индивидуальности.

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Обработка результатов

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:

  • никогда – 0 баллов;
  • редко – 1 балл;
  • иногда – 2 балла;
  • часто – 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов: 8/18*100 = 44,4%

– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

  • 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
  • 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
  • 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Ключ

  • Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
  • Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
  • Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Интерпретация результатов

Описание субшкал

  1. Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  2. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
  3. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
  4. Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  5. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  6. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  7. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  8. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Бланк для ответов копинг-теста

Оказавшись в трудной ситуации, я... никогда редко иногда часто
1 ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге 0 1 2 3
2 ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь 0 1 2 3
3 ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение 0 1 2 3
4 ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации 0 1 2 3
5 ... критиковал и укорял себя 0 1 2 3
6 ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть 0 1 2 3
7 ... надеялся на чудо 0 1 2 3
8 ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет 0 1 2 3
9 ... вел себя, как будто ничего не произошло 0 1 2 3
10 ... старался не показывать своих чувств 0 1 2 3
11 ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное 0 1 2 3
12 ... спал больше обычного 0 1 2 3
13 ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы 0 1 2 3
14 ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь 0 1 2 3
15 ... во мне возникла потребность выразить себя творчески 0 1 2 3
16 ... пытался забыть все это 0 1 2 3
17 ... обращался за помощью к специалистам 0 1 2 3
18 ... менялся или рос как личность в положительную сторону 0 1 2 3
19 ... извинялся или старался все загладить 0 1 2 3
20 ... составлял план действии 0 1 2 3
21 ... старался дать какой-то выход своим чувствам 0 1 2 3
22 ... понимал, что сам вызвал эту проблему 0 1 2 3
23 ... набирался опыта в этой ситуации 0 1 2 3
24 ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации 0 1 2 3
25 ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами 0 1 2 3
26 ... рисковал напропалую 0 1 2 3
27 ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву 0 1 2 3
28 ... находил новую веру во что-то 0 1 2 3
29 ... вновь открывал для себя что-то важное 0 1 2 3
30 ... что-то менял так, что все улаживалось 0 1 2 3
31 ... в целом избегал общения с людьми 0 1 2 3
32 ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться 0 1 2 3
33 ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал 0 1 2 3
34 ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела 0 1 2 3
35 ... отказывался воспринимать это слишком серьезно 0 1 2 3
36 ... говорил о том, что я чувствую 0 1 2 3
37 ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел 0 1 2 3
38 ... вымещал это на других людях 0 1 2 3
39 ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации 0 1 2 3
40 ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить 0 1 2 3
41 ... отказывался верить, что это действительно произошло 0 1 2 3
42 ... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому 0 1 2 3
43 ... находил пару других способов решения проблемы 0 1 2 3
44 ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах 0 1 2 3
45 ... что-то менял в себе 0 1 2 3
46 ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось 0 1 2 3
47 ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться 0 1 2 3
48 ... молился 0 1 2 3
49 .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать 0 1 2 3
50 ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему 0 1 2 3