Стили обучения и познания (Д.Колб). Цикл дэвида колба в жизни

"webdebug:save2pdf.controls" is not a component

Эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model) Дэвида Колба

Группа исследователей обнаружила, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования — отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно представлениям авторов обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.

Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом:

1. Получение непосредственного опыта.
2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.

Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта, который дает материал для рефлексивного наблюдения. Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях - воображаемых, моделируемых и реальных. Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически - до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.

Заложенные в циклической четырехступенчатой модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой получили широкое практическое применение. Оказалось, что люди отдают явное предпочтение поведению, соответствующему какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к самим преподавателям или тренерам).

Опросник стилей обучения и деятельности (LSQ, П. Хоней и А. Мэмфорд)

Типы обучающихся и стили обучения

Пространство стилей познания Д.Колба: сбор, оценка и применение информации

Хорошо организованные информационные потоки — «кровеносная система» любого бизнеса; это то, что может выделить компанию из числа конкурентов. Билл Гейтс пишет: «Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете».

Справедливо это и для индивидуального познания и обучения. Тот, кто владеет знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. Поскольку добрая половина наших познаний устаревает в течение примерно трех лет, мы должны постоянно восполнять их. Если человек перестает учиться, он быстро оказывается на обочине жизни. Постоянное обучение является обязательным условием жизненного успеха, а знание собственного стиля познания облегчает этот процесс.

Именно нашим стилем познания определяются свойственные нам восприятие и интерпретация информации, а также наша реакция на нее. Стиль познания имеет два основных измерения: (1) способ сбора информации и (2) способ оценки и использования информации. Эти измерения и исследуются представленной ниже методикой The Learning Style Inventory - LSI.

Концепция Колба исходит из того, что при получении индивидом информации человек обращает внимание и усваивает одни виды информации в большей степени, чем другие. Помимо прочего, при попытках осознания и использования этой информации индивиды реагируют на нее по-разному. На рисунки представлены два измерения познания: сбор информации (конкретный опыт противопоставляется здесь абстрактной концептуализации) и реакция на информацию (рефлексивное наблюдение противопоставляется здесь активному экспериментированию).

Каждая позиция или склонность является результатом выбора. Так, практически невозможно одновременно управлять автомобилем (конкретный опыт) и анализировать характеристики двигателя (абстрактная концептуализация). Изучение возможного значения информации (рефлексивное наблюдение) не может совмещаться с опытной проверкой ее значимости (активное экспериментирование).

Исследования этих когнитивных измерений показали, что вне зависимости от характера проблемы, с которой сталкивается индивид, при ее изучении он, как правило, сохраняет присущий ему стиль познания. Он тяготеет ко вполне определенным ситуациям и типам проблем, которые соответствуют присущему ему стилю познания (к примеру, индивиды, тяготеющие к абстрактной концептуализации и активному экспериментированию, предпочитают проблемы, допускающие пошаговое разрешение).

  • Tutorial

Если Вы часто сталкиваете в работе со следующими фразами, то это статья для Вас:
Почему ты, не разобравшись, сделал такую ерунду?
Хватит задавать вопросы, прочитай вот этот маленький параграф и всё поймешь! - Я прочитал, но ничего не понял, объясни по-человечески.
А вы знаете, нам всё надо делать по другому, так как в книге Х, в главе Y, есть утверждение Z противоречащее пункту 14.5.3 нашего ТЗ.
Когда ты уже начнешь работать? – Я проектирую систему, мне надо ещё три недели.
У меня есть идея, как сделать нашу жизнь лучше! Вася, послушай меня, тебе надо сделать: а, б, в, г …

Итак

Цикл Колба (модель Колба) – интересная теория о том, как эффективно получать знания. Часто применяется при составлении плана тренингов. Почему? Читаем ниже.
Основа метода исходит из предположения, что можно выделить следующие стили познания:
конкретный опыт,
рефлективное наблюдение,
абстрактная концептуализация,
активное экспериментирование.
И что ещё более важно, люди имеют склонность к определённой связке стилей получения и обработки информации. Как любят психологи, на этом основании можно легко делить людей на группы. Это в свою очередь позволяет строить обучающие курсы либо узкоспециализировано для определённой группы, либо максимально широко охватывающие аудиторию.
Его последователи Питер Хани и Алан Мамфорд перевели эти страшные названия на «кухонный язык» и понеслось. Сейчас любой уважающий себя тренинг-центр, почти в обязательном порядке, декларируют обучение с учетом вашего стиля познания.

Рассмотрим эти стили познания.


По вертикали – сбор информации, по горизонтали обработка полученной информации. Попробуем кратко расшифровать:
Связка личный опыт-практика (адаптированное «Активист» / по Колбу «Аккомодационный стиль») – это человек, который любит получать знания на основании своего опыта методом проб и ошибок. Обожает, когда ему объясняют, показывают на пальцах. Обычно такие люди не пытаются глубоко изучить проблему, а сразу бегут проверять её на деле. Заставить таких людей разбираться в глубоких теоретических трудах – гиблое дело.

Личный опыт – Размышение (Мыслитель / Дивергентный стиль) – человек, который, так же как и Активист, любит получать знания во время общения, но проверять их на практике не спешит. Хочет разобраться до конца, в основном задавая вопросы, либо размышляя, всматриваясь в голубую даль.

Теория – Размышление (Теоретик / Ассимилирующий стиль) – любит получать знания структурировано, читать и глубоко разбираться в теории. Обрабатывает знания самостоятельно, рефлексируя к своему опыту, многократно пережёвывая их. Так же как мыслитель, до практической деятельности может вовсе не дойти. Может удовлетвориться красивой теорией, которую в принципе нельзя применить на практике.

Теория – Практика (Прагматик / Конвергентный стиль) – это человек, который любит получать теоретические знания, но при этом для него важна применимость знаний на практике. Он изучает ровно столько, сколько ему нужно для практических задач. И закрепляет выполнением заданий.

Как это проявляется в учебе.

Попробуйте припомнить свою группу из университета, либо свой последний тренинг. Вы сможете легко определить стиль познания по действиям человека.
Например, был ли у Вас в группе человек, который задавал много вопросов, не открыв книжку, но при этом с удовольствием делал (а может быть и даже требовал) практические задания. Так знайте, перед вами сидит выраженный активист. Если же он сидит, задает вопросы, да ещё и саботирует практические задания, значит это мыслитель. Ему не надо решить 15 примеров, чтобы запомнить правило (как активисту), ему надо сесть и рефлексировать, уточнять детали, получить больше примеров соответствия с тем, что он уже знает. А вот, если человек, внимательно читает теорию, задает «неудобные» вопросы преподавателю, о достаточно глубоких деталях, то это, скорее всего, теоретик. Практик же будет требовать, чтобы ему показали жизненные примеры, не надо ему примеров с потолка, давайте практичные и побольше.
Но самое интересно, что эти выводы можно применить дальше на обычную повседневную деятельность.
Как стиль проявляется в жизни.

Если вы отправляетесь в магазин купить новый DVD-проигрыватель, как вы, скорее всего, поступите?
1. Особенно не станете беспокоиться: купите проигрыватель и отправитесь с ним домой. Вы быстро разберетесь, как он работает. У вас не будет времени изучать руководство к нему: оно слишком сложно написано.
2. Перед тем, как купить, будете настаивать на том, чтобы продавец вам все продемонстрировал, а потом дал вам самому все попробовать. Когда вы будете подключать и настраивать проигрыватель у себя дома, руководство пользователя будет у вас под рукой.
3. Перед тем как включить проигрыватель, вы первым делом откроете инструкцию с надписью «сначала ознакомьтесь с этим» и внимательно ее изучите.
4. Вам сразу станет ясно, что между этой моделью и ее предшественниками есть много общего. Теперь вы сосредоточите внимание на новых функциях и элементах, попытаетесь понять, как они работают, поэкспериментируете с ними. Позже вы прочтете инструкцию, чтобы проверить, все ли вы делали правильно.
1 = Активист 2 = Мыслитель 3 = Теоретик 4 = Прагматик
Источник: Thomas, 1995

Ещё пример. Я жуткий теоретик, часто не трону ни одной кнопки до того, как прочитаю инструкцию. А вот хотя бы кто-нибудь прочитал одну книжку по вождению автомобиля? А я аж две, прежде чем сесть за руль. А жена, например, активист, и, может без проблем начать щелкать по всем кнопкам, чтобы понять как это работает.

Как это знание можно применить на практике

Например, если Вы работаете с активистом, то бесполезно давать ему читать книжки, ему проще показать на примере, дать пошаговую инструкцию. Зато они великолепные исполнители, которые не будут Вас постоянно отвлекать, задавать много лишних вопросов. Когда на учебе мы выявляли свои стили, большинство оказалось именно активистами.

Если же Вы столкнулись по жизни с мыслителем, то вы узнаете его по большим объемам рассуждений о том, как было бы хорошо похудеть, полететь в космос, начать жить заново и т. п. Но действий, кроме как попытки уговорить Вас обязательно попробовать, практически не будет. Им больше нравится философствовать, рассуждать, кого-нибудь напрягать реализовать их великие идеи.

С теоретиками, будет сложно, они будут докапываться до сути, им очень сложно рассказывать и что-либо показывать, проще дать литературу на самостоятельное изучение. А когда Вы придёте через несколько дней, он уже будет знать даже больше, чем Вы. Хотя результата может и не быть, так как ему сильно понравилось копаться в этой теории и он забыл о Вашем задании.

Если у Вас в семье есть прагматик, то страданий Вам не избежать. Это трудолюбивые, не сильно общительные люди, для которых самое важно практическая ценность. Им так же как теоретикам очень сложно объяснить, что-либо на пальцах, да ещё и они будут вас постоянно мучать вопросами «а зачем это надо?». Если Вам необходимо поставить задачу или договориться с таким человеком, то придется заранее подготовить доклад на тему «Почему без этого жизнь не мила!». Но зато он ответственно выполнит свои обязательства в короткий срок.

Итого:

Иногда конфликта с человеком можно избежать, если учитывать его стиль познания. Но, что более интересно, если Вы достаточно точно определите свой стиль познания, то Вы сможете значительно повысить эффективность своего самообразования.

Предупреждение

Посмотрев статьи в интернете про цикл Колба, выявилась нехорошая тенденция - каждый придумывает свои примеры/советы, возможно, не полностью разобравшись в вопросе, либо наоборот сильнее разобравшись, чем другие. Соответственно, некоторые примеры явно из разряда «Взаимоисключающих параграфов». Но, так как это всё откосится к гуманитарным наукам, то тут возможно всё. А может быть, я ещё не до конца понимаю, поэтому прошу не принимать близко к сердцу.

Для: Джон Доу

МО: 8 2 7 4

Преобладающие мотивы (побудительные факторы для каждого способа действия):

Упрощение (ИФ), Адаптация (И), Импровизация (Э), Рационализация (Н)

Диаграмма коэффициента активности по Колби

Так оно и есть. Многие из моих преуспевающих знакомых считают себя вполне самодостаточными. Наверняка у них высокие показатели в графах энтузиаст и искатель фактов. Я же предпочитаю создать команду и опереться на нее.

И это весьма разумно с вашей стороны. Кстати, поэтому вы и предпочитаете командные игры гольфу. Понимание необходимости окружить себя командой помогло вам создать гораздо более крупный бизнес, чем удалось тем, кто пытается быть самодостаточным. К тому же, человек, который сочетает в себе таланты энтузиаста и искателя фактов, обычно идет только на рассчитанный риск, в то время как вы больше склонны к чисто практическому риску. Поэтому вам не приходится часто засиживаться в офисе.

Вы совершенно правы. Оказавшись один, я впадаю в отчаяние. Я люблю, чтобы вокруг меня было много людей, помогающих мне делать дело.

Вполне вероятно, что в этом причина ваших плохих отметок за контрольные работы в школе. Вам нужна команда, чтобы провести мозговой штурм и найти ответы - правда, учителя почему-то называют это подсказками.

Я расхохотался и спросил:

А вы, часом, не сидели за моей спиной в классе?

Зачем? У меня самой в классе было полно таких, как вы. Не блистая успехами на уроках, вы наверстывали свое, занимаясь командными видами спорта или всем, что требовало приложения совместных усилий. Вы всегда старались избежать схватки с судьбой один на один.

Вот поэтому в классе я всегда садился рядом с умными ребятами и теперь с удовольствием приглашаю таких в свою команду. Мой богатый папа всегда говорил: “Бизнес - это командный вид спорта”. И вот поэтому он всегда собирал вокруг себя команду очень умных людей, которые помогали ему решать финансовые вопросы.

Вы не менее умны, но их ум нацелен на поиск фактов. Если их таланты добавить к вашему, то вместе вы сумеете установить контроль по всему полю игры и совместными усилиями решить любую головоломку. Двенадцать талантов, работающих как одно целое, всегда выйдут победителями. Кроме того, это дает возможность всегда направлять нужный талант в нужное место для решения конкретной проблемы.



Выходит, мой отец не мог свести концы с концами, потому что действовал в одиночку, в то время как мой богатый папа работал с командой. Мой родной отец делал то, чему научился в школе, то есть выполнял контрольные самостоятельно, а мой богатый папа решал свои финансовые задачи с помощью команды. И это обусловило громадную разницу между ними в реальном мире.

Кэти только кивнула.

При правильном сочетании способностей команда всегда окажется в выигрыше, чего нельзя сказать об одиночках, которые просто не могут иметь столько талантов сразу.

Время нашего обеда подошло к концу, и мы договорились встретиться еще раз, но уже командами. Прощаясь, я спросил ее:

А нет ли у вас теста Колби для детей? Она буквально просияла от удовольствия.

Я рада, что вы спросили. Да, у нас есть методики для детей, начиная с пятого класса. Кроме того, у меня есть тесты для подростков, аналогичные тому, который мы провели с вами, и еще много разработок, которые я называю “размышлялками”. Они учат ребят доверять своим инстинктам и использовать свои таланты.

Было бы здорово, если бы каждый ребенок мог узнать, как ему лучше всего учиться и где скрыты его таланты. И чем раньше, тем лучше. Это позволит сэкономить годы попыток узнать то же самое методом проб и ошибок.

Вот почему я занимаюсь этой работой, - сказала Кэти, усевшись в свою машину, и помахала мне рукой на прощание.

Кто такая Кэти Колби

В 1985 году журнал “Time” назвал Кэти Колби в числе семи американских “новых пионеров... обладающих воображением, смелостью, энергией и железной решимостью” претендентов на звание “Человек года”. Кроме того, она была признана одним из самых выдающихся представителей малого бизнеса в США и внесена Белым Домом в список пятидесяти американцев, олицетворяющих принцип “я все могу”. Она проводит семинары и читает лекции по всему миру. В числе написанных ею бестселлеров - “Связь между активными действиями” и “Чистый инстинкт”. Кэти многому научилась у своего отца, Э. Ф. Уондерлика, создателя теста на профессиональную пригодность. Отзываясь о нем с огромной любовью, она все же решила, что сумеет лучше проявить себя, если пойдет своим путем. Он был основателем системы тестирования, опиравшейся на достижения когнитивистики (науки о мышлении). Она же никогда не считала, что при таком подходе, сильно напоминающем тесты на IQ, можно раскрыть истинный талант или природные способности человека. С благословения отца она воспользовалась полученными от него знаниями в области теории тестов и приступила к созданию тестов следующего поколения.

Если вы захотите узнать подробности о работе Кэти Колби и о ней самой. Зайдите на сайт www.richdad.com/kolbe. Иметь дело с компанией Кэти одно удовольствие. Лично я считаю, что встретил близкого по духу человека, с которым у нас одна общая цель - заставить мир образования видеть в каждом ученике человека, достойного уважения. Она одна из немногих, кто вместе со мной считает, что в каждом из нас заложены дарования и таланты, зачастую не признаваемые школьной системой. В наш сегодняшний век информации ее работа подобна лучу света и свежему ветру.

На случай, если вы пожелаете составить свой психологический портрет или портрет вашего ребенка, мы поместили на сайте www.richdad.com/kolbe разработанные ей тесты для взрослых и для детей. Детский тест называется “Kolbe Y Index”. В рамках полного психологического портрета ребенка анализируются три следующих вопроса:

  • как тебе лучше всего учиться;
  • как тебе лучше всего отдыхать;
  • как тебе лучше общаться с другими детьми.

Когда я проанализировал свои результаты теста Колби, то нашел в них ответы на многие интересовавшие меня вопросы. Тест выявил причины, по которым школьные учителя считали меня трудным и тупым ребенком. Если бы я прошел этот тест в детстве, то смог бы избежать или, по крайней мере, понять, с чем связаны многие из проблем, с которыми я столкнулся в школе. Надеюсь, что и вы найдете эти ответы для себя.

Александр Бородуллин для сайта cashflow.com.ru
Мы продолжаем публикации и переводы по теме творчества Кэти Колби.

Кэти Колби – предприниматель, преподаватель, автор бестеллеров, впервые открыла способ отчетливой идентификации видов человеческого поведения, который привел к прорыву в процессе понимания и использования врожденных способностей человека. Будучи лидирующим авторитетом в сфере человеческих инстинктов, Колби накопила данные о более чем 500 тысячах исследовательских случаев, чтобы подтвердить свои открытия в области инстинктов и человеческого поведения. Её исследования – охватывающие 4 десятилетия и 6 континентов – представляют собой передовую часть работ, посвященных сфере конативного измерения человеческого мозга.

Колби для бизнеса
Колби работала с компаниями из списка Fortune 500, корпоративным топ-менеджментом, высокопоставленными правительственными чиновниками, университетами и профессиональными спортивными командами для того, чтобы максимально увеличить потенциальную производительность этих людей с помощью использования ими их инстинктивных талантов. В специальном выпуске журнала Time «Человек Года» Колби была названа среди семи американцев, «которые представляют собой вдохновляющие личности...такие как Человек Года», была удостоена от Белого Дома такого выражения – «одна из американцев, которых называют людьми «Я могу это сделать», получила место в Зале славы Медилльской школы журнализма при Северо-западном Университете, а также получила много других наград и являлась постоянным основным докладчиком на многих всемирных конференциях. Она посвятила свою жизнь процессу обучения людей тому как доверять силе собственных инстинктов.


Колби для читателей
Её первая книга The Conative Connection /Конативная связь/, встряхнула самые основы общепринятых принципов в области мозговой деятельности тем, что идентифицировала третью и самую трудно уловимую часть, измерение человеческого мозга - конативную. Книга пересказывает этапы работы Колби по разгадыванию загадки волевых инстинктов личности и описывает развитие методологии Колби по построению поведения на основе индивидуальных врожденных способностей и преимуществ. The Conative Connection стала бестселлером, успех этой книги вдохновил Колби на развитие её прорывных теорий и создание обосновательной базы для подтверждения этих теорий на протяжении всей жизни Кэти. Pure Instinct /Чистый инстинкт/, книга Колби для бизнеса, изданная Random House, детально описывает её опыт по работе с высокопроизводительными корпоративными работниками и её методы содействия этим личностям для максимизации их потенциала. Её последняя книга Powered by Instinct: 5 Rules for Trusting Your Guts /Усиленные инстинктом:5 правил того как доверять Вашим инстинктам/, служит в качестве путеводителя для личности в направлении увеличения персональной продуктивности и самочувствия с помощью изучения способов раскрепощения силы их собственного, неповторимого, творческого «я».

Колби для образования
В добавок к её заслугам перед деловым миром, Колби также добилась больших достижений и в образовательной сфере. Она читала лекции и проводила исследования совместно с более чем 20 университетами, в том числе Стэнфордским, Северо-западным, Университетом Пенсильвании и Чикагским Университетом и работала внештатным профессором Образовательного Колледжа при Государственном Университете Аризоны. В дополнение к работе на университетском уровне, её попросили быть консультантом в государственных окружных школьных департаментах и департаментах образования штатов по всей стране и разумеется Департамента образовании США. Будучи матерью пятерых детей, бабушкой семерых и совершенным энтузиастом по работе с детьми, Колби посвятила значительную часть своей жизни разработке специализированных обучающих материалов и программ обучения для детей и помогала детям преуспевать с помощью их инстинктивных способностей. Она опубликовала более 100 учебных пособий по решению проблем для детей и эти пособия использовались в более чем 30 000 школ 15 странах мира. Она обучила тысячи родителей, учителей и школьных администраторов. Какой бы области преподавательской практики она ни касалась, все кто были вовлечены в её работы – учителя, ученики и разумеется родители – все выносили из них для себя особый опыт, дающий больше уверенности в себе и позволяющий добиться больших успехов.
Переведенный материал взят с сайта www.kolbe.com

Фрагмент из книги «Усиленные инстинктом»: «5 правил того как доверять Вашим инстинктам»
ВЗЛЁТ
Эв: Не могу поверить, что мы только сейчас взлетаем. Наконец-то.
Кэти: Да, переезды могут так измотать. Вы направляетесь домой?
Эв: Если бы. Мне ещё предстоят пять дней в дороге.
Кэти: Вы можете стать частью довольно большого количества людей, страдающих от одного из Факторов Провала – усталости. По-моему вокруг таких людей масса.
Эв: Фактор Усталости? Да уж. Он рядом с Фактором Страха , да ведь? У меня и того и другого хватает в жизни.
Кэти: Люди, которых я вижу в аэропортах, иногда кажутся зомбированными, будь то из-за усталости, страха или расстройства от авиапробок по всем авиалиниям.
Эв: Мне нравится знать что я то готова ко всему. Если во время этого полета произойдет что-нибудь странное, мне кажется я смогу адекватно среагировать.
Кэти: Будучи вашим соседом по салону, я разумеется очень на это надеюсь. Я на вас бы заорала, чтобы вы могли полностью довериться своим инстинктам!
Эв: В честь чего бы это ВЫ стали доверять МОИМ инстинктам?
Кэти: Я бы совершенно спокойно доверилась вашим инстинктам, пока ВЫ им доверяете.
Эв: Я не уверена в том, что знаю как это делать. С самого 9/11 (9-сен-2001) я удивляюсь, а что бы я сделала в такой критический момент. Вокруг так много неопределенности и я определенно не определилась в собственных реакциях в моменты кризиса.
Раньше когда я утром просыпалась, я включала музыку. Теперь же я включаю новости.
Ну, а Вы то уж точно не путешествуете праздно. Чем вы занимаетесь?
Кэти: Я как раз и занимаюсь тем о чем мы с вами говорим – человеческими инстинктами. Работа всей моей жизни заключается в том чтобы помогать людям улучшать их решения по жизни путем доверия собственным инстинктам.
Эв: Так значит это вашим инстинктам лучше доверять, а не моим.
Кэти: Этот вопрос более сложен. Нам с вами лучше надеяться на то что наши пилоты будут доверять своим инстинктам и немедленно среагируют в случае возникновения опасности. И ещё на то что механики доверяли своим инстинктам, если они заметили что-то необычное. И конечно же нам стоит надеяться на то что авиадиспетчеры полагаются на свои инстинкты в моменты ощущения каких-то проблем. Все люди вокруг должны быть частью этого процесса.
Эв: А может всем этим людям лучше просто делать то что их учили делать. Что могут поделать инстинкты с их решениями?
Кэти: Ваши инстинкты чувствуют когда необходимо действие. Они ваша личная предупредительная система. Ваши инстинкты обеспечивают вас силой или ментальной энергией, которая заставляет вас предпринимать какие-либо действия. Ваши инстинкты – это те убеждения, которые стоят за вашими решениями, которые вы постоянно принимаете.
Эв: Как же я узнаю разницу между инстинктивной потребностью действовать и просто эмоциями и желанием треснуть по башке какого-нибудь террориста?
Кэти: Ваши эмоции – это ваше отношение к ситуациям, ценности, надежды и предпочтения, которые определяют ваши чувства по отношению к тому что вы делаете. А Ваши инстинкты управляют тем что вы на самом деле БУДЕТЕ или НЕ БУДЕТЕ делать.
Эв: Есть много вещей которые я хочу делать, но к которым я даже не приближаюсь чтобы начать и мне кажется что так происходит просто потому что я недостаточно в них заинтересована.
Кэти: Вообще-то усиленные эмоциональные состояния, - такие как страх или даже радость – могут притупить ваши ощущения и вы из-за этого можете промедлить с действиями. В таких случаях ситуации становятся устрашающими – DIRe, сокращение от Delayed Instinctive Response – заторможенная инстинктивная реакция.
В качестве наиболее контрастного и ужасного примера может послужить то, что произошло во время пожара в ночном клубе в Род-Айленде, когда погибло почти 100 человек. Если вы видели то потрясающее видео, заснятое внутри клуба когда вспыхнул огонь, то вы наверняка заметили атмосферу вечеринки в тот момент, когда люди не сразу среагировали на совершенно очевидную смертельную опасность. Большинство из них продолжали веселиться и петь еще несколько секунд, а потом оказались слишком ошеломлены происходящим, чтобы просто бежать к выходу.
Эв: Это произошло наверное потому что они были пъяны и время их реакции было растянуто из-за этого.
Кэти: Возможно. Ваши инстинкты не в полной боеготовности когда вы находитесь под воздействием алкоголя или наркотиков.
Эв: Отлично. Это значит что я не могу быть полностью готова среагировать на опасность будучи в состоянии опъянения, в котором я разумеется иногда нахожусь чтобы снять стресс от волнения, например, волнений по поводу таких критических ситуаций.
Что же ещё может помешать моим инстинктам делать их работу?
Кэти: Причиной номер один возникновения синдрома устрашения (DIRe syndrome) является сверхзадумчивость по поводу того, что же вам делать. Это состояние транжирит драгоценное время в возникшей экстренной ситуации, когда на счету каждая секунда.
Эв: А разве не нужно анализировать прежде чем что-то сделать?
Кэти: В большинстве критических ситуаций у вас слишком мало понимания происходящего вокруг. И если ваши инстинкты не подскажут вам сделать как-то по-другому, немедленное следование запланированным процедурам – это ваше самое лучшее решение. А самое худшее что вы можете сделать – это продолжать наблюдать за происходящим, а не начать движение.
Эв: То есть мне не надо слишком волноваться и слишком долго думать если я хочу спастись. И как часто инстинкты на самом деле спасали людей?
Кэти: В большинстве случаев. Те кто выжил в катастрофах, выжили благодаря тому, что доверяли своим инстинктам. И поэтому у нас так много законодательных принуждений, а доктора и эксперты по общественной безопасности рекомендуют доверять своим инстинктам.
Ваши шансы добиться любой цели – в том числе спасения жизни – уменьшаются в состоянии усиленных эмоций.
Эв: То есть мой вполне логичный шок во время опасности может меня убить?
Кэти: Хотя предупреждения типа «оставайтесь спокойны» могут звучать довольно глупо, всё же это очень мудрый совет. Ваши инстинкты – это ваше самое лучшее оружие от любой напасти. Сохранять свои инстинкты в дееспособном состоянии и состоянии боеготовности – жизненно важно для вашей ментальной подготовленности.
Вы можете застыть от страха, и это будет означать что ваши инстинкты не могут пробиться к вам. Вы не можете себе позволить этого в будничной жизни, а тем более в угрожающих жизни обстоятельствах.
Эв: Вот когда вы так об этом говорите, это начинает приобретать для меня хоть какой-то смысл. Но почему никто больше об этом не говорит?
Кэти: Прямо в точку. Я потратила года на объяснение людям того, что именно инстинкты заряжают энергией то что вы делаете чтобы решить проблемы и создать какие-то возможности.
Вы можете рассчитывать на их никогда не исчезающую энергию в любой ситуации.
Эв: Так как же всё-таки вы можете пользоваться этой энергией?
Кэти: Доверьтесь своим инстинктам. Большинство людей работают против собственного инстинктивного ядра. Если вы дадите свободу действий своим инстинктам, они приведут вас к естественному для вас способу действий или говоря иначе к наилучшему из возможных для вас способов исполнения дел. Вы сможете добиваться своих целей с наименьшими усилиями и испытывать меньше усталости, страха и расстройств.»

Циклом Колба называют одну из моделей, которые используют в процессе обучения взрослых людей (тренинги, курсы, школы). Имя Дэвида Колба, специалиста по психологическим аспектам обучения, стало известно именно благодаря эффективности и действенности разработанной им модели.

Теоретическое основание методики

Д. Колб считал, что обучение как процесс является циклом или своеобразной спиралью, а ее главными составляющими назвал накопление личного опыта с дальнейшим обдумыванием и размышлением и, как результат, действием.

Этапы, которые проходит обучающийся по методике Колба человек:

  1. Базовый уровень: наличие у человека непосредственного, конкретного опыта в том вопросе, который он планирует изучать.
  2. Этап рефлексии или мыслительных наблюдений: здесь обучающийся должен обдумать и проанализировать те знания, которыми он обладает.
  3. Процесс возникновения абстрактной концепции или модели: этап обобщения полученной информации (опыта) и выстраивания конкретной модели. Согласно плану Колба, этот период учебного занятия или тренинга предназначен для генерирования идей, выстраивания взаимосвязей и добавления новой информации о том, как все устроено (о закономерностях в изучаемой сфере).
  4. Этап активных экспериментов: завершающим элементом занятия становится проверка того, насколько созданная модель или концепция применима к конкретным ситуациям. В итоге у обучающегося формируется совершенно новый опыт. В дальнейшем можно наблюдать замыкание цикла.

Цикл Колба: преимущества и сферы применения модели

Описанный считается одним из самых эффективных и универсальных. Интересно то, что модель Колба может подойти практически любому человеку, ведь она основана на том, что обучающемуся уже известно. Именно поэтому ее применение настолько результативно.

Этот метод систематизации профессиональных практических или академических знаний и навыков используют крупнейшие компании по всему миру. Цикл Колба, применяемый тренерами личностного роста или преподавателями курсов повышения квалификации, позволяет сотрудникам максимально полно использовать свой потенциал, а также активировать скрытые возможности и способности.

Особенности, характерные для обучения взрослой аудитории

В отличие от педагогики, которая рассматривает специфику работы детской психики в условиях обучения, андрагогика - это наука о том, как преподавателю и тренеру следует работать со взрослыми людьми. Цикл Колба предполагает использование основных принципов андрагогики.

Отличием «взрослого обучаемого» становится наличие устойчивой мотивации к прохождению тренингов, обучению и саморазвитию. Это неудивительно, ведь многие работающие люди или бизнесмены прекрасно понимают, что новый опыт поможет им более эффективно находить решение профессиональных и личных проблем.

Кроме того, обращаясь к имеющемуся у него опыту, такой человек приносит пользу не только себе, но и другим участникам группы. Общение и обмен информацией обогащают опыт каждого из них.

Последователь Д. Колба: оптимизация модели

Получивший широкое распространение цикл Колба был развит и усовершенствован шведским специалистом по обучению Класом Мелландером. Его цикл выглядит немного иначе и включает такие составляющие:

  • Мотивацию (степень восприимчивости и психологической готовности).
  • Информацию (образование информации из преобразованных фактов и имеющихся данных).
  • Обработку (превращение информации в осознание и опыт).
  • Генерацию выводов (переработка осознания и опыта в знание).
  • Использование (практическое применение знаний, формирование навыка и подхода).
  • Фактор обратной связи (оценка результатов, их оптимизация и новые размышления).

Эта модель больше внимания уделяет процессу преобразования информации, получаемой обучающимся от лектора или тренера, в навыки, которые будут неоднократно применены в дальнейшем.

Цикл Колба в тренинге: структура занятия

Модель, позволяющая эффективно обучать взрослых людей, нашла применение в сфере управления персоналом. Большинство тренингов, направленных на повышение уровня квалификации или обучение сотрудников новым навыкам, построены следующим образом:

  1. 10 % длительности учебного процесса: выявление мотивации присутствующих, аргументация ценности данного курса (актуализация курса). Это своеобразное вступление позволяет заинтересовать учащихся, сконцентрировать их внимание на теме тренинга, а также указать пользу или необходимость излагаемого материала. Правильно проведенный первый этап во многом определяет успех обучения в целом. Мотивация может быть сформирована с помощью кейсов на проблематизацию, упражнений-вызовов, указывающих участникам на то, что они не обладают навыками и опытом, необходимыми в конкретных ситуациях. Это важнейший инструмент, который предлагает цикл Колба. Пример можно привести следующий: на тренинге по деловому общению и тренер намеренно провоцирует конфликтную ситуацию между участниками, показывая им, насколько несовершенны их коммуникационные способности и умение анализировать невербальные сигналы собеседника.
  2. 20 % тренинга: процесс закрепления и повторения того, что уже изучено на занятии. Эта часть обучения позволяет присутствующим сформировать последовательную логическую структуру навыков из несистематизированной информации.
  3. 50 % учебного процесса: подача и разъяснение новой информации. Этот этап наиболее важен, так как учащиеся получают новые навыки, знания и методики, которые будут нужны им для решения задач, поставленных в начале тренинга.
  4. 10 % времени: оценка проведенной работы. Здесь тренер оценивает степень и полноту усвоенных участниками знаний. В процессе оценки преподавателю следует исходить из принципов наглядности, справедливости и объективности. Только так оценивание сможет стимулировать аудиторию к дальнейшему обучению. Оценки необязательно должны ставиться тренером, это может делать каждый учащийся или команда.
  5. 10 % тренинга: выводы. Это этап, на котором тренер получает информацию от учащихся (отзывы, замечания, предложения по усовершенствованию учебного процесса). Последней задачей преподавателя можно назвать формирование у аудитории мотивации к дальнейшему самостоятельному изучению материала.

Адаптация модели для обучения детей

Для использования данной модели учащиеся должны обладать минимальными навыками в какой-либо сфере и иметь желание их развивать. Так как детей обычно обучают «с нуля», в процессе педагогики нечасто применяют цикл Колба. Пример для детского сада может быть следующим:

  1. Демонстрация красивой поделки из пластилина.
  2. Обращение к тому, что дети уже умеют делать с этим материалом.
  3. Иллюстрация алгоритма изготовления поделки.
  4. Сравнение работ, их оценка.
  5. Вопросы преподавателя о том, что именно детям понравилось.

Основной опасностью, которая подстерегает тренеров и преподавателей, использующих цикл Колба, становится высокий риск демотивации и возможность снижения самооценки сотрудников или учеников (если полученный в ходе занятия опыт откровенно неудачен). По этой причине тренер должен быть чрезвычайно терпеливым и предусмотрительным. Используя данный метод, необходимо знать правила критики и следить за обратной связью.