В чем состояла зависимость русских земель от золотой орды? Формы зависимости руси от золотой орды

Экономическая зависимость от Орды Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выражалась в уводе ремесленников в ордынские центры и города, уплате весьма обременительной регулярной дани («ордынского выхода»), разорительных дополнительных поборах, а также в существовании особой служебной организации непосредственных производителей, которые должны были обеспечить все нужды приезжавших от хана на Русь послов, гонцов, специальных представителей. Политическая зависимость проявлялась прежде всего в том, что решающим условием легитимности власти любого владетельного князя (великого или удельного) было ханское пожалование (ярлык). Наследственность княжеских столов в границах местных династий Рюриковичей была тогда важным, но все же менее существенным фактором легитимности власти монархов. Русские князья были обязаны также участвовать со своими войсками в походах властителей Золотой Орды.

Исторически изменчивыми были формы ордынского контроля. Первой , существовавшей сравнительно недолгое время, был институт непосредственных представителей хана («баскаки»). Затем на вооружение был взят способ опосредованного контроля. Наиболее выразительный пример – бывшая Владимиро-Суздальская земля. Великокняжеский стол во Владимире не был наследственно закреплен ханами за какой-либо одной линией потомков великого князя Всеволода Большое Гнездо. Князь, получивший на него ярлык, отвечал лично перед ханом за исправную выплату выхода всеми князьями, своевременное их участие в ордынских военных кампаниях, их лояльность саранскому властителю и т. п. В награду он получал право на управление и суд над населением территорий Владимирского стола, право на доставку выхода со всех княжений и земель в Орду, княжеский стол в Великом Новгороде (туда обычно отправляли близкого родственника и своих наместников), статус «старейшего» князя. На протяжении большей части XIV в. Владимирское великое княжение стало объектом ожесточенного соперничества московских, тверских, а затем и нижегородско-суздальских княжеских династий, что облегчало ханам их функцию арбитра.

Победа московских Рюриковичей (они соединили в своих руках территории Московского и Владимирского великих княжеств) стала причиной последнего изменения: с конца XIV в. все великие и самостоятельные княжения Северо-Восточной Руси стали непосредственно сноситься с Ордой и по поводу уплаты дани, и для получения ханских ярлыков, и по другим вопросам.

Документы

За период существования татаро-монгольского ига не сохранилось ни одного документа на татарском или монгольском языке. Но зато есть множество документов этого времени на русском языке.

Отсутствие объективных доказательств, подтверждающих гипотезу о татаро-монгольском иге

На данный момент нет оригиналов каких-либо исторических документов, которые бы объективно доказывали, что было татаро-монгольское иго. Но зато есть множество подделок, призванных убедить нас в существовании выдумки под названием «татаро-монгольское иго». Вот одна из таких подделок. Этот текст называется «Слово о погибели русской земли» и в каждой публикации объявляется «отрывком из не дошедшего до нас в целости поэтического произведения… О татаро-монгольском нашествии»

На всех картах, которые были изданы до 1772 года и в дальнейшем не исправлялись можно увидеть следующую картину. Западная часть Руси называется Московия, или Московская Тартария… В этой маленькой части Руси правила династия Романовых. Московский царь до конца 18 века назывался правителем Московской Тартарии или герцогом (князем) Московским. Остальная часть Руси, занимавшая практически весь материк Евразия на востоке и юге от Московии того времени называется Тартария или Русская Империя

В 1-м издании Британской энциклопедии 1771 года об этой части Руси написано следующее:

«Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе: которая называется Великая Тартария. Те Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая…»

Билет 11.

Общие условия развития культуры. Уже во второй половине XI века на Руси наступают неспокойные времена, с новой силой разгорается борьба за власть и княжеские междоусобицы. По традиции Великий князь «рассаживает» своих сыновей по уделам. Земля распределяется по старшинству. Князья должны были заботиться об охране своих территорий, о земском строе. Им принадлежало право издания судебных уставов

Из Правды Ярославичей мы узнаем об устройстве вотчины. Ее центром был княжеский или боярский двор со множеством кладовых и погребов, где хранилось княжеское «добро»: железо, медь, вина. Престижным считалось иметь табуны лошадей. Князь, как правило, получал два имени, одно при рождении, другое при крещении. Обычай касался младенцев обоего пола. Мальчики от 2 до 4 лет проходили обряд постриги – первое стриженее волос. По этому поводу устраивались пиры в отцовском доме. Малютку в первый раз сажали на коня.

Женили детей рано: сыновей – в 11 лет, дочерей – в 8, а иногда и в 5–7 лет. С.М. Соловьев приводит описание свадьбы дочери Всеволода III – Верхуславы, выходившей за Ростислава Рюриковича: «... и дал за ней бесчисленное множество золота и серебра; и сватов одарил большими дарами, и отпустил с великою честию; ехал он за милою своею дочерью до трех станов, и плакали по ней отец и мать, потому что была она им мила и молода: только осьми лет... Князь Рюрик... сыграл сыну Ростиславу свадьбу богатую, какой не бывало на Руси, пировали на ней слишком 20 князей; снохе же своей дал много даров и город Брягин...». В руках князя концентрировались большие земельные угодия. В его безраздельной власти находилась и челядь. Богатство пополнялось за счет земель и имущества провинившихся людей или бояр, служивших его предшественнику.

Основным источником доходов по-прежнему оставалась дань. Отсюда стремление купить слободы или занять новые, пустовавшие земли и заселить их, что стало одной из причин княжеских усобиц, которые иногда продолжались 12–17 лет. Вести войну по правилам означало причинять неприятельской волости как можно больше вреда – жечь, грабить, убивать, брать в плен. Бывало, что население городов полностью перевозили из одного места в другое, заселяя свободные территории. Мир заключался целованием креста, был непрочным и постоянно нарушался. Все это вызывает массовое недовольство, народные восстания. Не случайно, в «Русскую Правду» вносятся дополнительные статьи о защите имущества феодала и его вотчины («Правда Ярославичей»).

Смена князей мало способствовала укреплению княжеской власти. Каждый новый князь старался ввести собственные порядки и показать, насколько был несостоятельным его предшественник. Стремясь к стабильности, местные жители создают оппозицию власти в лице городских вече, которые со временем приобретают большую силу. Города начинают сами выбирать себе полюбившихся князей и изгонять слишком ретивых, не прислушивающихся к местному голосу. Князья вынуждены были считаться с мнением вече. Города приобретают значение руководящей политической силы, все большую свободу.

Для прекращения усобиц по инициативе Владимира Мономаха в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей, где был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Фактически это означало разделение Руси. Однако усоби­цы продолжались и после Любечского съезда. Только необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам – половцам еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества.

Вторжения кочевников стали настоящим бедствием. В летописи указано 37 значительных половецких набегов. Князья в междоусобицах считали нормальным прибегать к помощи половцев. Волости опустошались и разорялись. Как следствие приходят физические бедствия. Во всех местных летописях встречаем описания неурожаев, голода и болезней, которые опустошали землю не хуже половцев.

Распад государственного политического единства, падение престижа княжеской власти приводят к усилению роли духовенства. Епископы становятся главными советниками князя, принимают участие в примирении князей, усмирении народных восстаний, выступают в качестве посредников между населением и князьями.

Вырабатывается особое отношение и уважение народа к монашеству. Это – иной, высший мир. Широко распространяются сказания о чудотворных иконах и исцелениях. «Подвиги св. монахов сияют чудесами больше мирской власти...» – записал летописец XII века. В Турове, Переяславле, Чернигове, Владимире, Смоленске, Новгороде и многих других городах появляются монастыри, в том числе и женские. Дочь Всеволода Ярославича Янка в молодости ушла в монастырь и «собрала около себя много монахинь и жила с ними по монастырскому чину».

Монастыри очень быстро набирают силу. Они получают в подарок земли, бесценные ювелирные украшения, иконы, различные суммы денег, выполняются драгоценные оклады для монастырских икон. Богатыми становятся даже отдельные монахи. По сообщениям летописцев, они хранили свое «добро» в кельях и не хотели раздавать его нищим. Бывали случаи, когда бедных монахов монастырская братия отказывалась хоронить.

В то же время, монастыри по-прежнему остаются центрами образования. Здесь работают школы и училища по подготовке духовных лиц. На Руси понимали значимость образования. Особо уважаемыми являлись князья, знакомые «с книжной мудростью». В Татищевском своде воздается хвала Константину Всеволодовичу за то, что был умен, имел много старинных греческих книг, переведенных на русский язык, собирал сведения о делах древних славных князей, часто писал сам.

«Раздрася вся русская земля», – записал летописец в 1132 году. Киевская Русь распадается. Образуются отдельные княжества – Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Киевское, Новгородская земля и ряд других мелких княжеств. Однако процесс распада на этом не закончился. Князей становилось все больше и все мельче дробилась русская земля. К середине XII в. на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель, к началу ХШ в. их стало около 50.

Со временем Киевская метрополия, «в течение двух веков опустошаемая огнем и мечом, иноплеменниками и своими», как пишет Карамзин, теряет свое значение. Ее роль переходит к другим княжествам. Русь Днепровская сменяется Русью Верхне-Волжской.

Распад Киевской Руси имел чрезвычайно важные положительные последствия. Небольшими территориями было легче управлять. Теперь каждый правитель заботился о княжестве, как о своей собственности, стремился его усилить и обогатить. На новый качественный уровень поднимается экономика (ремесленное, сельскохозяйственное производство). Отсутствие внутренних границ способствует развитию торговли, товарно-денежных отношений.

Русь и раньше называли «страной городов». Теперь их становится больше, они увеличиваются в размерах, растет их общественно-политическое значение. Город состоял из нескольких частей. Собственно город был обнесен насыпными валами со рвом и деревянными, реже каменными стенами. Эта внутренняя часть носила название – детинца. Вокруг основного города формируются поселения, которые тоже обносились стенами. Получалось двойное укрепление.

Внешний город называли острогом. Возводились стены с башнями и воротами. Каждые ворота имели свое название: по сторонам света – Восточные, по украшениям – Золотые, Серебряные, по тем частям городского населения, которое к ним примыкало – Жидовские, Лядские. Строили мосты через реки, тюрьмы, погреба, дома и княжеские терема, торговые площади. В основном постройки были деревянные, поэтому Русь не миновали беды, характерные для всех средневековых городов: пожары часто опустошали половину города. В Новгороде с 1054 по 1228 годы упоминается 11 больших пожаров.

С территориальным распадом окончательно разрушилось политическое единство русских земель. В противоборство вступают две непримиримые тенденции: стремление к созданию мощной централизованной государственной структуры (Владимиро-суздальские земли) и развитие хоть и ограниченных, но все же, демократических основ государственного устройства (Новгород).

Общественное сознание, совершенно очевидно (создание городских вече, выбор князей горожанами, реакция населения на усиливающееся закабаление), склоняется к демократическому выбору, что объяснялось и вековыми славянскими традициями, и падением авторитета княжеской власти, неспособностью правителей договориться между собой, усилением междоусобных конфликтов.

Но самое главное, в противовес политическому распаду усиливаются экономические, социальные и церковно-нравственные связи между различными регионами Руси. В.О. Ключевский называет этот процесс пробуждением в русском обществе «чувства земского единства, зарождением русской народности» (выд. – авт).

Основные тенденции в литературе и искусстве. Период феодальной раздробленности стал временем небывалого расцвета художественной культуры. Князья на выделенной территории стараются обустроиться, и ввести порядки, подобные киевским. Это стало одной из причин чрезвычайно быстрого распространения высоких культурных традиций по всей Руси.

Количество новых церквей, каменных построек, памятников монументальной архитектуры исчислялось тысячами. Для них нужны были иконы, литургическая утварь, мастера, которые могли бы оформить интерьер. Накануне татарского нашествия повсеместно работает множество артелей. Несмотря на усиление Церкви, которая в это время слишком увлеклась мирскими делами, разрушение централизации приводит к свободе творчества. Каждая артель вырабатывает свой стиль, старается учитывать вкусы заказчика.

В результате в регионах складываются собственные художественные школы, а в художественную культуру вливаются новые черты, связанные с местными бытовыми особенностями, социально-политическими и географическими условиями.

Литература этого периода развивается так же быстро, как и архитектура и живопись. Поражает разнообразие жанров литературных произведений: житийная (биографии святых), различные послания, исторические повести, географические сочинения и т.д. В конце ХI – начале ХII века в Чернигове, Владимире, Смоленске и многих других городах составляются летописные своды.

Многие произведения пронизывает идея единения Руси перед лицом внешней опасности. Неизвестный автор оставил бесценный письменный памятник «Слово о полку Игореве», рассказывающий о походе в 1185 году Игоря Святославича на половцев. Князь небольшого Новгород-Северского княжества с малыми силами идет в далекий поход. И было это вызвано не только стремлением защитить русскую землю от половцев, но и жаждой славы. Автор сочувственно относится к Игорю Святославичу, он подчеркивает, что тот бесстрашен, благороден, сам понимает и глубоко переживает свою ошибку. Главный упрек адресуется князьям, которые «своими крамолами начали...наводить поганых на землю Русскую, ...из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!».

Раздробленное государство не может успешно обороняться от врагов, и страстно звучит обращение к князьям: «Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду сего времени... Загородите Полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!».

В основу повести легли традиции русского народного творчества. Самый лирический момент произведения – монолог-плач Ярославны, верной и преданной жены Игоря. По старой языческой традиции, она обращается к природным стихиям как к одушевленным силам: «О ветер, ветрило! ...О Днепр Славутич!». Автор называет русских воинов сынами Даждьбога. Часто использует эпитеты, характерные для устного народного творчества: серый волк, чистое поле, черная земля.

«Слово о полку Игореве» оказало огромное влияние на всю русскую культуру. Оно стало образцом для создания «Задонщины » – поэтического произведения о победе Дмитрия Донского на Куликовом поле. В XIX и XX веках литераторы и художники не перестают обращаться к событиям того времени. Хорошо известны картины И. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха.

Распад Киевской Руси на отдельные княжества приводит к ослаблению военной мощи, князья так и не смогли объединиться перед лицом опасности, что является главным негативным последствием периода феодальной раздробленности.

С середины XIII века Русь представляет собой мрачную картину. Разрушенные и сожженные города, опустошенные села, поросшие лесом пашни; население истреблено, угнано татарами. Затихают ремесла, некоторые совсем исчезают. Прекратилось производство пряслиц из овручского шифера, стеклянных браслетов, изделий с чернью и зернью, перегородчатой эмалью, многоцветной поливной керамики, применявшейся в строительстве, приостанавливается каменное строительство. Пострадали даже земли, не испытавшие непосредственного нападения врагов.

В произведениях литературы нашествие воспринимается как катастрофа, вторжение потусторонних сил, нечто невиданное. В середине и второй половине ХIII века появляются произведения, посвященные событиям татаро-монгольского ига. Они очень эмоциональны и поэтичны. Значительное место среди них занимает «Слово о погибели Русской земли». Это плач о «светло светлой и украсно украшенной земле Русской». В литературных произведениях зафиксированы наиболее важные события этого сложного для Руси периода. В «Повести о разорении Рязани Батыем» народный герой, воин Евпатий Коловрат собрал небольшую дружину и яростно пошел на врага: «Один дрался с тысячью, а два – с тьмою». Этот бой был больше похож на месть мертвых восставших русичей.

Житие Александра Невского повествовало о Невской битве со шведами, о Ледовом побоище на Чудском озере, об отношениях Александра Невского с Золотой ордой и о смерти князя. Все эти и другие произведения пронизаны теплом, лирической скорбью о прошлом, о былом величии Руси.

Трудно представить себе урон, нанесенный татаро-монголами. Более чем на два века было прервано развитие русской культуры. В. Ключевский называет ХIII, ХIV вв. «порой всеобщего упадка на Руси», когда «люди становились робки и малодушны», когда все население страны (от простолюдина до князя) действует во имя личных интересов, когда физически уничтожают смелых, предприимчивых князей и откровенно поддерживают не слишком даровитых, но – покорных, когда русские правители перенимают восточные манеры роскоши и вседозволенности. И эти сдвиги в общественном сознании имели, пожалуй самые негативные, а главное, долговременные последствия, когда, по словам того же Ключевского, основными чертами становятся инстинкты «самосохранения и захвата».

I. ВИДЫ, ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • А) В зависимости от характера издания, заложенной идеи, применяемых образов и т. д.

  • Отечественная история: Шпаргалка Автор неизвестен

    14. ФОРМЫ ЗАВИСИМОСТИ РУСИ ОТ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

    Экономическая зависимость от Орды Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выражалась в уводе ремесленников в ордынские центры и города, уплате весьма обременительной регулярной дани («ордынского выхода»), разорительных дополнительных поборах, а также в существовании особой служебной организации непосредственных производителей, которые должны были обеспечить все нужды приезжавших от хана на Русь послов, гонцов, специальных представителей. Политическая зависимость проявлялась прежде всего в том, что решающим условием легитимности власти любого владетельного князя (великого или удельного) было ханское пожалование (ярлык). Наследственность княжеских столов в границах местных династий Рюриковичей была тогда важным, но все же менее существенным фактором легитимности власти монархов. Русские князья были обязаны также участвовать со своими войсками в походах властителей Золотой Орды.

    Исторически изменчивыми были формы ордынского контроля. Первой, существовавшей сравнительно недолгое время, был институт непосредственных представителей хана («баскаки»). Затем на вооружение был взят способ опосредованного контроля. Наиболее выразительный пример – бывшая Владимиро-Суздальская земля. Великокняжеский стол во Владимире не был наследственно закреплен ханами за какой-либо одной линией потомков великого князя Всеволода Большое Гнездо. Князь, получивший на него ярлык, отвечал лично перед ханом за исправную выплату выхода всеми князьями, своевременное их участие в ордынских военных кампаниях, их лояльность саранскому властителю и т. п. В награду он получал право на управление и суд над населением территорий Владимирского стола, право на доставку выхода со всех княжений и земель в Орду, княжеский стол в Великом Новгороде (туда обычно отправляли близкого родственника и своих наместников), статус «старейшего» князя. На протяжении большей части XIV в. Владимирское великое княжение стало объектом ожесточенного соперничества московских, тверских, а затем и нижегородско-суздальских княжеских династий, что облегчало ханам их функцию арбитра.

    Победа московских Рюриковичей (они соединили в своих руках территории Московского и Владимирского великих княжеств) стала причиной последнего изменения: с конца XIV в. все великие и самостоятельные княжения Северо-Восточной Руси стали непосредственно сноситься с Ордой и по поводу уплаты дани, и для получения ханских ярлыков, и по другим вопросам.

    Из книги Призрак Золотой орды автора Бушков Александр

    Призрак «Золотой орды» Каждое настоящее располагает собственным прошлым. Р. Дж. Коллингвуд. «Идея истории» О том, что известно всем Классическая, то есть признанная современной наукой версия «монголо-татарского нашествия на Русь», «монголо-татарского ига» и

    Из книги Реконструкция подлинной истории автора

    4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

    Из книги Монголы и Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

    Глава ІV Распад Золотой Орды и возрождение Руси

    Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

    Крах Золотой Орды Легендарная Золотая Орда, государство монголов, была основана сыном Джучи и внуком Чингисхана ханом Батыем (1237 – 1255) в 1243 году. Полный суверенитет Золотая Орда получила при Менгу-Тимуре в 1266-м, а в 1312 году стала исламским государством.Власть ханов Золотой

    Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

    РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В свою очередь, распалась и Золотая Орда. После похода Тимура в конце XIV в. в Орде началась новая смута. Властители отдельных частей Орды повели борьбу за власть. Победителем оказался Едигей - бывший военачальник Тимура, повелитель племен, кочевавших

    Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

    4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

    Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

    Конец Золотой Орды Мощь монголов не исчезла в одно мгновение. До того времени, когда, например, наступил окончательный реванш Чингизханидов над Тимуридами, эта мощь постепенно, периодами, возобновлялась, переживала резкие сотрясения, которые впечатляли современников и

    Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

    2. Превращение Москвы в столицу Руси-Орды в XVI веке как «восстановление» Иерусалима в Руси-Орде Москва - Новый ИерусалимСобытия, о которых пойдет речь, составляют, по-видимому, основной слой ветхозаветного рассказа о восстановлении Иерусалима после Вавилонского

    Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

    Загадка Золотой орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

    Из книги Новая хронология земных цивилизаций. Современная версия истории автора Калюжный Дмитрий Витальевич

    Загадка Золотой Орды Вернемся к традиционной истории.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, просуществовала 57 лет и распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда (иначе называемая Улусом Джучи), располагавшаяся от Иртыша до

    Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

    Загадка Золотой Орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

    Из книги Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды автора Почекаев Роман Юлианович

    Очерк пятый Узбек, или "золотой век" золотой орды (Хан,

    Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

    ЕДИНСТВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ После подавления мятежа в Москве Тохтамыш полностью восстановил свою власть над Северо-Восточной Русью. В 1382 году Тохтамыш до Литвы не дошел, но он наглядно продемонстрировал литовским князьям, что в любой момент может это сделать. Поэтому, хотя

    Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

    3. Превращение Москвы в столицу Руси-Орды в XVI веке как «восстановление» Иерусалима в Руси-Орде 3.1. Москву возводили в XVI веке как Новый Иерусалим В книге «Империя» мы обосновали идею, что евангельский Иерусалим - это Новый Рим = Царь-Град (Ерос). Там в XII веке распяли Христа.

    Из книги Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского автора ШАБУЛЬДО Феликс

    1. Борьба Юго-Западной Руси против господства Золотой Орды на рубеже XIII–XIV вв. Начало территориальных приобретений Великого княжества Литовского в Галицко-Волынском и Киевском княжествах К территориальным захватам на Руси Литовское раннефеодальное государство

    Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

    5. Отношения Руси и Золотой Орды 5.1. Форма зависимости. После нашествия Русь стала частью улуса монгольской империи, а с 60-х гг. XIII в. – независимого государства, получившего позже название Золотая Орда и простиравшегося от Карпат до Западной Сибири и Хорезма. Его столицей

    Указанный процесс наиболее активно шел в XIII-ХVI вв., то есть в период существования Руси под влиянием великой Золотой Орды. Необходимо обратить серьезное внимание на имевшиеся в то время многочисленные примеры продуктивного взаимодействия двух государственных традиций. Именно в соответствии с ордынскими обычаями на Руси были перестроены фискальная система, военная организация, посольские обычаи. Финансовые льготы православной церкви базировались в период ордынского главенства первоначально на Ясе (своде законов) Чингисхана, а затем - и на нормах мусульманского права (шариат). Сходство государственно-административных порядков в Орде и на Руси было столь значительным, что в «Задонщине» (ХV век) Русь именуется не иначе как «Залесская Орда». Не случайно среди заимствованных в русском языке тюркских слов имеются такие, как казна, деньга, алтын, тамга (и его производное таможня), ям (откуда ямщик, ямская служба). Это указывает на, по крайней мере, значительное татарское влияние в таких важных функциях государства, как организация финансовой системы и почтовых сообщений. Можно долго перечислять многочисленные исторические названия в Москве (Китай-город, Арбат, Балчуг, Ордынка и др.) также восходящие к ордынским временам, когда Русь и Золотая Орда фактически жили в рамках единой государственно-политической системы и в какой-то мере уподоблялись друг другу.

    Отличительные черты государственности Руси в период татаро-монгольского ига:

    Сохранение государственности княжеств;

    Церковь играла важную роль в деятельности государства;

    Сохранилась администрация Киевской Руси.

    Русь платила подати (сборы). Сбор податей осуществлял тот из князей, которому давался ханский ярлык. Обладатель этого ярлыка носил титул великого князя, имел могущественную политическую власть и военную поддержку Золотой Орды.

    В конце XIII в. изменилась система налогообложения: купцов (сборщиков налога) заменили официальные сборщики Русская церковь освобождалась от уплаты налогов и призыва в монгольскую армию подвластных ей людей. Великий Новгород оставался автономным и получил право на свободную торговлю.

    Русские князья становились вассалами хана Золотой Орды, за которыми наблюдали ханские уполномоченные (баскаки). Каждый князь единолично владел своим княжеством и сам собирал дань для хана. В Киеве и Переяславлемонголы управляли самостоятельно.

    Хан решал все юридические и финансовые вопросы и обладал правом объявления мобилизации русских в монгольское войско.

    Судебная система в период татаро-монгольского ига на Руси:

    Высший суд Золотой Орды - высшая судебная инстанция, рассматривала споры русских князей;


    Монгольские суды рассматривали споры между русскими и монголами;

    Князья разрешали споры между собой.

    Сходные черты административного управления Московским и монгольским государствами:

    Система и порядок налогообложения;

    Ямская транспортная служба;

    Формирование войск;

    Финансово-казенная система.

    12. Особенности государственного строя Новгорода и Пскова.
    Новгородская и Псковская земли были расположены на северо-западе Руси. До XII в. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. В начале XII в., предположительно в 1136г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием го¬родских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство. В Новгороде сло¬жился республиканский (феодальный) строй.
    Псковская земля была частью Новгородской республики до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный тор¬говый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и также стал феодальной республикой.
    Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова определялись своеобразием их экономического развития. Господствующее положение занимали бояре - феода¬лы, крупные землевладельцы. Новгородское (псковское) боярство было тесно связано с торговлей с западными и русскими княжествами, ремеслом, эксплуатацией населения зависимых земель.
    Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появ¬лению широкого среднего класса новгородско-псковского об¬щества, в который входили «житьи люди», «своеземцы» и купе¬чество. К «житьим людям» относились средние феодалы, также занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. «Своеземцами» назывались мелкие землевладельцы, обрабатывавшие землю са¬мостоятельно или сдававшие ее в аренду. Купечество объединя¬лось в сотни (гильдии) и торговало с русскими княжествами и с заграницей.
    Городское население состояло из купцов и ремесленников - «старейших» и «черных людей».
    Новгородское (псковское) крестьянство состояло из смер¬дов-общинников, половников - зависимых крестьян, работаю¬щих за часть продукта на господской земле, закладников и хо¬лопов.
    В Новгороде и Пскове сложилась необычная для средне¬ вековой Руси форма государственного правления - феодальная республика.
    Государственное управление Новгородом и Псковом осу¬ществлялось вечем- собранием полноправных жителей мужского пола. Формально вече было высшим органом влас¬ти, решавшим все важнейшие экономические, политиче¬ские, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия веча входило избрание князя. Решения на со¬браниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация - вечевые дьяки, вечевая изба.
    Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала бо¬ярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете ар¬хиепископ. Боярский совет являлся организационным и под¬готовительным органом. К его компетенции относились: под¬готовка законопроектов, вечевых решений, контрольная де¬ятельность, созыв вече, подготовка повестки дня, подбор кандидатур избираемых на вече должностных лиц и др.
    Вооруженные силы включали княжескую дружину, влады¬ческий полк и городское ополчение.
    Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ и князь.
    Посадник избирался вечем на один - два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими дела¬ми; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами.
    Тысяцкий избирался на вече из знатных представителей аристократии. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.
    Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контроле¬ром торговых мер и весов. Основная же роль архиепископа сводилась к главенству в церковной иерархии.
    Князь приглашался на княжение гражданами. Предвари¬тельно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Военную, судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником.
    Территория Новгородского государства делилась на пя¬тины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода: Плотницкому, Словенскому, Загородскому, Неревскому или Гончарскому. Пятины делились на волости, волости - на погосты. Центром самоуправления пятины являлся пригород.
    Одним из пригородов был Псков, выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Государственная организация Пскова была похожа на новгородскую: вечевая система, выборный князь, два степенных посадника, шесть «концов», 12 пригородов.

    С 13 века раздробленное Древнерусское государство подпадает под власть монголов. Вассальная зависимость от Золотой Орды (так называлась восточная часть огромной наблюдалась вплоть до 15 века. Именно тогда, в 1480 году, происходит событие, которое в истории носит название Стояния на реке Угре. Вассальная зависимость породило много мифов и легенд о взаимоотношениях Руси и монголов. Постараемся разобраться.

    Что такое монгольское иго?

    Иго - взаимоотношения между завоевателями и побежденными. Оно проявлялось в следующих моментах:

    • Политическая зависимость русских князей. Без монгольского одобрения, ярлыка, невозможно было княжить.
    • Экономическая зависимость. Русь должна была платить дань.
    • Военная зависимость. Русь должна была посылать воинов для монгольских войск.

    С первых строк кажется, что в зависимости одни минусы. Но так ли это?

    Отношение к Руси: мифы и реальность

    Сегодня сложилось много мифов о том, что вассальная зависимость от Орды - настоящая трагедия для русской истории. Монголы остановили наше развитие, не давали нам пойти по цивилизационному пути, страна была в разрухе, люди голодали и т. д.

    Однако исторические источники дают нам понять следующее:

    1. Монголы сохраняли местные династии, не вмешивались в их жизнь.
    2. Они следили за численностью населения. Постоянно проводили переписи, так как от этого зависел «выход», т. е. налог. Это говорит о прогрессивном, подушном, справедливом налогообложении уже в 13 веке. Только Петр Великий путем сложных реформ сумел повторить это в 18 веке. Естественно, при этом они не допускали убыли населения. Монголы сами никого не трогали и не разрешали это делать местным династиям.
    3. Взаимоотношения отличались прозрачностью, стабильностью. Так называемое «иго», т. е. вассальная зависимость Руси, не сопровождалось массовыми террорами, убийствами, грабежами.
    4. Монголы не изменяли верования покоренных народов. Несмотря на то что сами приняли ислам в качестве государственной религии, нет ни одного упоминания о навязывании этой религии со стороны «хозяев». Наоборот, монголы освободили церковь от всех налогов, включая десятину. Монастыри богатели в этот период. После монголов «истинные православные» князья несколько раз грабили их, проводя политику секуляризации.

    Отсюда вывод: монгольское иго было отрицательным явлением для княжеской верхушки. Простых людей оно вполне устраивало, ибо защищало от нападений, разорений, междоусобиц.

    Был ли произвол?

    Действительно, «выход» в Орду насчитывал 14 наименований дани. Однако был построен таким образом, что простой человек все понимал. Не было никакой разницы, кому платить - монголам либо князьям. Но некоторые из последних мириться с этим никак не могли. Жадность местных правителей порой не имела границ, они произвольно увеличивали дань, прикрываясь «произволом монголов».

    Но так было не везде. Ярким примером тому служит Московское княжество. Именно здесь местные князья из династии Невского делали все для своей земли, чтобы возвыситься над остальными. «Выход» они имели такой же, как и остальные регионы, однако не грабили свой народ дополнительными поборами. Это позволило переманить почти всех бояр Рязани. Таким образом, вассальная зависимость позволило перераспределить политическое влияние внутри Древнерусского государства.

    Первые попытки освобождения

    К концу Москва окрепла. Это позволило ей выступить во внутриордынской борьбе за власть.

    Против истинного восстал один из темников - мурза Мамай. Каждый считал, что именно ему должны платить дань покоренные народы. В 1380 году Москва оказала поддержку истинному хану. Собрав все силы, включая ратников из Литвы и Генуи, князь Дмитрий выступил в поход против Мамая. Куликовская битва закончилась в пользу русских. После этого Москва считала, что теперь Тохтамыш ей обязан. Можно не платить дань. Однако последний напомнил Дмитрию, зависимость Руси от Орды. Он запросил налог за все невыплаченные годы. После отказа в 1382 году хан прошелся по Руси огнем и мечом. Об этих событиях после Куликова поля не принято много говорить.

    Распад Золотой Орды: вассальная зависимость уходит в историю

    К концу 15 века происходят следующие события:


    Никакого ига не было?

    В исторической науке существует альтернативная точка зрения на сей вопрос двух известных академиков в области математики - З. Фоменко и В. Носовского. Они утверждают в своей теории, что Русь не являлась вассалом монголов, приводят множество аргументов. Между ней и Ордой были союзнические отношения. Русь платила дань, а взамен получала охрану. По аналогии с предприятиями, которые платят за спокойствие частным охранным ведомствам. Таким образом, не нужно ошибочно подменять понятия «нашествие» и «иго».

    В первом случае, действительно, Батый разорил многие города. Во втором - взаимоотношения были вполне мирными. Даже антиордынские выступления подавлялись русскими князьями, а не ханами. Одно из них - подавление Твери Александром Невским.

    Зависимость Руси от Орды и её последствия.
    Зависимость Руси от Орды и её последствия .
    Цель урока: показать монголо-татарское иго, как время длительного господства Золотой Орды над русскими землями, на основе работы с историческими источниками выявить последствия монгольского завоевания Руси; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну.

    Учебное оборудование: учебник Данилова «История Отечества» 6 класс, мультимедийная установка, исторические источники, интерактивные карты.

    Ход урока: 1. Оргмомент 0,5 мин

    2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Невская битва» 6 мин

    3. Изучение новой темы 30 мин

    4. Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин

    5. Домашнее задание 2 мин

    6. Организационное окончание урока - 0,5 мин

    Краткий конспект урока

    1. Создание в классе рабочей обстановки

    2. Проверка д/з, переход к изучению новой темы

    Новая тема отражена на интерактивной доске.


    После завоевательных походов монгольских полчищ образовалась огромная империя от Тихого океана до Дуная (карта). Ставка Великого хана находилась в Каракоруме в Монголии. Чингисхан еще при жизни поручил своим сыновьям и внукам управление завоеванными землями. На западе должен был править его старший сын Джучи, но он был убит в ходе заговора еще при жизни Чингисхана(изображение), власть перешла к сыну Джучи, Батыю(изображение), внуку Чингисхана. В низовьях Волги Батый повелел поставить город Сарай (карта) и сделал его своей столицей. Возникло новое государство, названными русскими Золотой Ордой. Зависимость Сарая от Каракорума со временем все более ослабевала, Орда управляла своими делами самостоятельно.

    Русские земли не вошли в состав Золотой Орды. Они попали в вассальную зависимость. В 1242 году в северо-восточные княжества были отправлены послы, потребовавшие от русских князей явки к Батыю, с изъявлением покорности. В 1243 году в Сарай был вынужден поехать Владимиро-Суздальский князь Ярослав Всеволодович, брат князя Юрия убитого на реке Сити. Батый, встретивший Ярослава с «великой честью», назначил его старшим из князей. Следом за Ярославом потянулись и другие князья. На Руси продолжали действовать древнерусские традиции наследования княжеств, но ордынская власть поставила их под свой контроль. Князья должны были ездить в Орду, чтобы получать ханские утверждения на свои княжества. Каждому князю выдавался ярлык – особая ханская грамота на его владения.

    Само получение ярлыка обставлялось унизительными условиями, подчас идущими вразрез с христианскими обычаями (найти в летописи). Рассказ о Михаиле Черниговском.(Приложение № 1) Самым привлекательным был ярлык на великое Владимирское княжение, так теперь не Киевский, а Владимирский князь имел право на старшинство. Политический центр страны переместился из разоренного Киева во Владимир. Получением князем ханского ярлыка на собственное княжество сопровождалось приездом ордынского посла, при котором происходило торжественное возведение обладателя ярлыка на княжеский престол. Это символизировало политическое главенство ханской власти. Со временем выдача в Орде ярлыка на то или иное княжество стало сопровождаться беззастенчивым требованием со стороны правящей ордынской знати денежных выплат и ценных подарков.

    В русские города были посланы ханские наместники – баскаки, которые опираясь на вооруженные отряды, следили, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам, платило дань. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Самой тяжелой повинностью для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси «выходом» или «Ордынской данью». Кроме регулярной дани взимались и внеочередные платежи, русским людям приходилось принимать, кормить и содержать многочисленных послов со свитами, приезжавших на Русь с военными, дипломатическими миссиями следивших за сбором и отправлением дани в Орду. Еще одной тяжелой повинностью наложенной победителями на население русских княжеств была обязанность поставлять воинов в монголо-татарское войско, принимать участие в военных походах. Во второй половине XIII века русские полки действовали в монгольских военных операциях против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии. В 1257- 1259 годах монгольские чиновники – «численники» провели на Руси перепись населения. (Как вы думаете для чего?) После чего взимание дани приобрело повсеместный и регулярный характер. Существовало 14 видов даней, ежегодная дань Великому хану составляла 13000 кг серебра в год.

    Затем на интерактивной доске высвечивается таблица, которую предстоит заполнить в ходе урока:

    Последствия монгольского нашествия на Русь


    Экономические

    Политические

    Социальные

    Культурно-бытовые

    1.Разорение городов сел

    2. Упадок ремесла

    3. Нарушение торговых связей

    4. Упадок сельского хозяйства



    1. Изменение роли и значения князя в государстве.

    2. Размежевание и ослабление отдельных русских земель.



    1. Резкое сокращение численности населения

    2. Обезлюдение.

    3. Продолжение формирование зависимого крестьянства


    1. Упадок ремесла (утеряны секреты ремесленного производства, стеклянная посуда, многоцветная керамика)

    2. Уничтожение храмов, книг, летописей

    3. Утрата политических традиций древнерусской цивилизации


    Итак, переходим к выявлению последствий. Чтобы выявить экономические последствия, обратимся к летописям.

    Лаврентьевская летопись: « В лето 1239 года. Того лета татары взяли Переславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли и, захватив много людей и имущества ушли.… Того же лета взяли татары Чернигов … и город сожгли, и людей перебили и монастыри пограбили.… Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали, и город Гороховец сожгли и вернулись в станы свои…»

    Работа с летописью, выводы.

    Археологи свидетельствуют: « было выявлено, что из 74 изученных городов, относящихся к периоду монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем, 14 из них так и не поднялись из пепла».

    Вопрос: Подумайте, на что еще могло повлиять разорение городов?

    Выводы о экономических последствиях заносятся одним из учащихся в таблицу у доски, остальные в тетради.

    Переходим ко 2 вопросу «Политические последствия»

    Вопрос: Что вы подразумеваете под политическими последствиями?

    Текст «Михаил Черниговский», дети делают выводы на основе этого документа самостоятельно, запись на доске и в тетрадях.

    3 вопрос «Социальные последствия»

    Вопрос: Что вы под этим понимаете?

    Работа с Лаврентьевской летописью.

    Археологи свидетельствуют: « На берегу Оки, в котловане, вырытом в мерзлом грунте, археологами найдены общие захоронения жертв монгольского нашествия. В них обнаружены останки 143 человек, похороненных уже после ухода татар в последние дни 1237 года. Люди лежали тесными рядами, а местами 2-3 яруса. Завоеватели не пощадили никого вместе с мужскими найдено много женских и детских останков. Одна из женщин держала на груди маленького ребенка. На скелетах – признаки насильственной смерти: следы сабельных ударов, отрубленные кисти рук, застрявшие в костях наконечники стрел».

    Выводы в таблицу.

    И последний вопрос «культурно-бытовые последствия».

    На основе прочитанных документов сделать вывод о культурно-бытовых последствиях монгольского нашествия.

    Кроссворд – обобщение по теме.

    Закрепление и выводы по уроку: Для того чтобы закончить нашу работу, давайте подведем итоги наших исследований, для этого ответим на несколько вопросов:

    1. На основе заполненной таблицы, сделайте выводы о последствиях завоевания.

    2. Как вы считаете, монголо-татарское иго задержало развитие Руси, или остановило его совсем?

    На основе исследовательской работе на уроке, работая с историческими документами, доказали что общие могилы, разрушенные жилища – все это свидетельствует о страшной катастрофе обрушившейся на Русь. И все-таки, несмотря на все это Русь смогла воспрянуть и освободиться от завоевателей.

    Словарь урока

    1. Баскак – ханский наместник, следивший, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам.

    2. Ордынская дань, выход – ежегодная дань

    3. Численники – монгольские чиновники, переписчики

    4. Сарай – столица Золотой Орды

    5. Улус – владение

    Приложение №1

    Убиение князя Михаила Черниговского и боярина его Федора в Орде.
    В лето 1246 был убит царь Михаил Всеволодович Черниговский окаянным царем Батыем в Орде, а с ним и боярина его Федора. Сей блаженный князь Михаил Всеволодович княжил в Киеве в то время когда безбожный царь Батый пришел на землю русскую и на все православие. Окаянный царь Батый, попленив все земли, которые были под властию русских князей, пошёл на град Киев и послал перед собою послов к князю Михаилу со лживыми словами, князь же Михаил повелел перебить их, а сам бежал в Угры с домашними своими и был там некоторое время. Потом же услышав, что царь Батый, попленив всю русскую землю, идет в Угры, возвратился из Угр и, обойдя рать Батыеву иным путем пришёл в Киев, и все люди его с ним. Те же, кто разбежался по чужим землям, услышав о возвращении князя, пришли в свою землю.

    Тогда татары начали из звать и неволить идти к Батыю, говоря: «Не подобает вам жить на земле Батыевой и не поклониться ему». И многие ехали кланяться ему. Был же у Батыя такой обычай: если кто приедет поклониться ему, он не велит того к себе, но сначала приказывает шаманам вести его сквозь огонь и велит поклониться кусту и огню, идолам их. А от даров, которые принесут царю, шаманы берут часть и мечут в огонь и тогда только пускают царю самих с дарами. Многие же князья с боярами своими шли сквозь огонь и кланялись кусту и огню, идолам их, славы ради света сего, и просили каждый себе волости. Татары же безвозбранно давали им, что они хотели.

    В то время великий князь Михаил был в Чернигове. Видя многих, прельщающихся славою света сего, он разгорелся духом и пошел к отцу своему духовнику (священнику) и начал говорить ему:

    Хочу, отче, идти к царю Батыю.

    И ответил священник:

    Многие ездили и творили волю проклятого, шли сквозь огонь и поклонялись кусту и солнцу, и погубили душу свою и тело. Ты же если хочешь идти, не делай так как другие, не иди сквозь огонь не поклоняйся идолам их, не ешь, не пей с ними, и не приемли в уста свои ничего от их скверны, но исповедуй веру христианскую.

    … И вот князь Михаил и боярин его дошли до царя Батыя. И сказали о них Батыю. Царь же позвал к себе шаманов и сказал им:

    Сделайте все по обычаю вашему и приведите ко мне князя Михаила.

    Они же пришли и сказали:

    Царь зовет тебя.

    Михаил взял боярина своего Федора и пошел с ним. И дошел до места, где был наложен огонь по обе стороны. Шаманы же хотели вести великого князя Михаила и Федора, боярина его, сквозь огонь. Князь Михаил сказал им:

    Не достойно христианам ходить сквозь огонь и поклоняться идолам.

    Шаманы оставили их и пошли сказать царю:

    Князь Михаил повеления твоего не слушает, сквозь огонь не идёт и богам твоим не поклоняется.

    Царь взъярился весьма и послал одного из вельмож своих, стольника Елдыгу по имени, и сказал ему:

    Иди и скажи Михаилу: почто повеление мое приобидел, богам моим не поклонился? Избери себе жизнь или смерть. Если повеление моё сотворишь, жив будешь, и великое княжение своё примешь все. Если же не сотворишь, то злою смертию умрешь.

    Тогда внук великого князя Михаила князь Борис Василькович ростовский сказал ему:

    Господине отче, сотвори волю царёву, тем ты много блага сделаешь земле совей и всем нам.

    И остальные бояре стали просить его об этом. Михаил же отвечал им:

    Не хочу только по имени называться христианином, а дела творить поганых.

    Елдыга же, видя, что и свои не могут уговорить его, пошел к царю сказать ему все речи князя Михаила.

    Сказали стоявшее тут:

    Княже Михаиле, идут отцаря убить вас, поклонитесь и живы будете.

    Великий же князь Михаил и боярин его Фёдор словно едиными устами отвечали:

    Не кланяемся и не слушаем вас, а славы света сего не хотим.

    И стояли, словно два столпа непоколебимы и неподвижны.

    Тогда же подоспели убийцы те окаянные и, соскочив с коней, схватили великого князя Михаила и растянули его за руки и за ноги и начали бить по сердцу а потом повергли его ниц на землю и били его ногами. Но это недолго было. Некто, бывший прежде христианином, а потом отрекшийся от веры Христовой сжалился над князем и отсек ему голову.

    После этого татары начали говорить боярину его Федору:

    Если сотворишь ты волю царёву, поклонишься богам его, то примешь честь великую от него и будешь наследник княжению господина твоего.

    Федор же отвечал:

    Не хочу княжения господина своего, великого князя Михаила, и не поклонюсь богам вашим, но хочу пострадать за Христа, как и князь мой.

    Тогда Федор начали мучить, как прежде великого князя Михаила, а после отсекли голову его честную.

    Приложение № 2