Воскрешение Лазаря – прообраз Воскресения Христа. Воскрешение Лазаря

(Иоанна 11:1-46)

Воскрешение Лазаря описывается в 11-й главе Ев. от Иоанна. По хронологии, проведенной еп. Аверкием, оно непосредственно предшествует вифанской вечери и входу Господню в Иерусалим, а фактически, согласно Ин. 11, 54, после него произошло удаление в Ефраим, близ пустыни, и т.н. последнее путешествие в Иерусалим. Перед воскресение Лазаря, в 10-й главе, описывается удаление Господа с праздника Обновления за Иордан по причине стремления иудеев схватить Его. Христос узнал о болезни Лазаря от сестер его, которые послали сказать Ему об этом. Ответ Христа о том, что эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, ясно предуказывает духовный и догматический смысл описываемого события. Уже после смерти Лазаря Господь указывает на Иудею, а не на Вифанию, как на цель последнего путешествия, чтобы еще раз подчеркнуть необходимость своих собственных страданий. Духовный смысл аллегорической речи о 12-ти часах во дне состоит в показании краткости нашей жизни и определенности ее высшей божественной волей, а потому необходимости идти согласно определенным для нас свыше обязанностям, пока наша жизнь продолжается. Контекст Евангелия недвусмысленно указывает, что ответ ап. Фомы на речь Христа «Пойдем и мы, умрем с Ним» – относятся ко Христу. В 27-м стихе при встрече Марфы, сестры Лазаря, со Христом, мы встречаемся с одним из нескольких в Ин. исповеданий Христа Сыном Божиим, грядущем в мир. В то же время, в предшествующих словах Марфы мы встречаем живую веру части иудейского народа в грядущее всеобщее воскресение. Святоотеческое толкование слов из 33-го и 35-го стихов «Иисус воскорбел духом и возмутился; Иисус прослезился» состоит в объяснении этих действий данью человеческой природе Христа. Еп. Михаил (Лузин) полагает, что эта скорбь и возмущение Господа объясняются присутствием иудеев, плакавших неискренно и пылавших злобой против Него, собиравшегося совершить столь великое чудо.... (еп. Аверкий, с. 233-234). Собственно при воскрешении Лазаря произошло, по толкованию И.Златоуста, еще одно чудо, состоящее в том, что Лазарь вышел из пещеры, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Ев. описывает реакцию многих иудеев на чудо воскрешения Лазаря: «Тогда многие из иудеев... уверовали в Него» (11, 45). В контексте соврешения этого чуда ев. от Иоанна повествует об окончательном решении Синедриона убить Иисуса Христа (47-53). Это окончательное решение связано с установившимся мнением о Христе, выраженном в словах «этот человек много чудес творит. Если оставим его так, то все уверуют в него, – и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом» и в пророчестве Каиафы, как первосвященника: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Именно с этим решением связано удаление Христа в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим (ст. 54).

Печать смерти [по Емельянову]:

Смерть Лазаря: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11, 11-12).

Смертельная опасность, грозящая Христу: «Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин. 11, 8).

Готовность Фомы на смерть: «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16).

Связь чуда с прославлением Сына Божия в страстях («Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11, 4), «Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11, 40); ср. 7, 39).

Утверждение последователей Христа в вере в Его Божественность и в возможность Воскресения:

Учеников: «Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» (Ин. 11, 14-15).

Диалог с Марфой, ее исповедание: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 25-27). Марфа находится в таком же недоумении, в каком находилась и самарянка, когда Христос говорил ей о поклонении в духе и истине (4, 25). Она признает, что Христос есть Сын Божий, обетованный Мессия, но сделать из этого признания какого-либо определенного вывода не в состоянии [Златоуст].

В завершении – двойное чудо: четверодневный мертвец восстает и идет спеленатый. Связанный по рукам и ногам погребальными пеленами Лазарь смог сам выйти из пещеры, после чего Господь повелел развязать его (Ин. 11, 44).

Молитва к Отцу: «Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11, 41-42). «Возможно ли, чтобы Бог молился Богу?». Зная, что враги Его приписывают чудодейственную силу Его власти бесовской, Господь молитвой этой хотел показать, что Он творит чудеса в силу Своего полного единства с Богом Отцом [Аверкий].

Усугубление разделения на последователей и противников Христа под воздействием чуда:

Уверение многих (Ин. 11, 45; 12, 11; 12, 17-19). «Тогда многие из иудеев... уверовали в Него» (11, 45).

Очевидное для противящихся иудеев знамение (Ин. 11, 47) не уверяет их, а служит поводом к формальному вынесению приговора синедриона: «С этого дня положили убить Его» (Ин. 11, 53)

- «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11, 48). Они признают чудеса Господа как действительные чудеса, но выражают опасение, что может произойти народное волнение, а этим воспользуются римляне для того, чтобы уничтожить и ту тень самостоятельности иудеев, какую они еще имели. Роковая ложь такого суждения заключается в том, что они, не признавая Господа Мессией, так как Он не соответствовал их извращенным представлениям о Мессии, высказывали опасение, что Иисус может стать во главе народного возмущения и этим навлечь беду на целую нацию [Аверкий].

- «Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11, 49-52). Каиафа произнес это определение по осенению свыше, как некогда Валаам, и вследствие наития дара пророчества, который, происходя от Бога, по тому самому не заключал в себе ничего злого и преступного; только страсти, обладавшие первосвященником, истолковав это откровение по-своему, потемнили и исказили в душе его истинный смысл пророчества. Бог открыл Каиафе, что смерть Иисуса Христа будет спасительна для всех, но это откровение, как не внушало, так и не обязывало его стремиться к погублению Праведника, несмотря на Его невиновность и чудеса: все это Каиафа привнес от злого сокровища сердца своего (Лк. 6, 45), потому что для сердца испорченного нет ничего легче, как злоупотреблять самыми святыми истинами, обращать их в орудие страстей своих, искажать и извращать их смысл прибавками и объяснениями по прихоти преобладающей страсти [Барсов].

Тропарь Лазаревой Субботы. Воскрешение Лазаря есть прообраз будущего воскресения по вере во Христа.

Узнав о приговоре, Господь ушел из Вифании в Ефраим близ Иерихонской пустыни, ибо еще не настал час Его страданий (ср. Ин. 11, 54).

Великий пост - главный и самый продолжительный пост в году. Для православных христиан это особое время духовного бодрствования, покаяния и молитвы.

В период Великого поста, начиная с первой и заканчивая Воскресением Христовым, Церковь вспоминает множество событий, неразрывно связанных с земным служением Господа Иисуса Христа. Суббота шестой недели Великого поста именуется Церковью Лазаревой субботой - в честь совершённого Спасителем великого чуда - воскрешения Лазаря.

Установление празднования Лазаревой субботы перед Вербным воскресеньем и Страстной седмицей восходит к первым векам христианства.

В VII-VIII веках святые песнописцы - преподобные Андрей Критский, Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин - составили на этот праздник особые песнопения и , воспеваемые Церковью и сегодня.

Согласно Священному Писанию, чудо воскрешения Лазаря Христос совершил незадолго до празднования еврейской Пасхи - последней Пасхи в земной жизни Спасителя.

В селении Вифания недалеко от Иерусалима заболел Лазарь, брат Марфы и Марии. Господь любил Лазаря и его сестёр и часто посещал это благочестивое семейство.
Когда Лазарь заболел, Иисуса Христа не было в Иудее. Сёстры послали известить Его о болезни брата, но Христос сказал: " ".

Пробыв ещё два дня на том месте, где находился, Спаситель сказал ученикам: " ".

Иисус говорил им о смерти Лазаря, а ученики подумали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Господь сказал им прямо: " ".
Марфа первая узнала о приходе Спасителя и поспешила Ему навстречу. Мария же в глубоком горе находилась дома. Марфа встретила Спасителя и сказала: " ".
Иисус Христос говорит ей: " ". Марфа же сказала: " день".

Тогда Спаситель возвестил ей: " "? Марфа ответила: " ".
Мария же, как только услышала, что Учитель пришёл и зовёт её, поспешила к Иисусу Христу. Увидев плачущую Марию и с ней иудеев плачущих, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился.

Лазарь уже был похоронен в пещере, но Христос пожелал увидеть его. Вход в пещеру был завален камнем, и Спаситель повелел отвалить его. Марфа сказала Христу: " ". Иисус ответил: " если будешь веровать, увидишь славу Божию?"

Отвалили камень от пещеры. Иисус возвёл очи к небу и произнёс: " ".

Громким голосом Христос воззвал: " ". И вышел умерший из гроба, обвитый погребальными пеленами. Иисус сказал собравшимся: " ".
Слух о чуде стал распространяться по всей Иудее. Многие приходили в дом Лазаря, чтобы видеть его, и, увидев, обретали веру в Иисуса Христа.

Чудо воскрешения Лазаря за несколько дней до Своей крестной смерти Христос явил не случайно. Он знал, что наступают Его последние дни. Знал, что многие отрекутся от Него. Желая укрепить веру Своих учеников, даровать им упование на жизнь вечную, Господь являет Свою божественную силу, которой повинуется смерть.

Чудо воскрешения явилось прообразом грядущего Воскресения Христова, а вместе с этим и последующего воскресения всего человечества во время Второго пришествия Спасителя.

Приближался праздник еврейской Пасхи, а с ним наступали и последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Злоба фарисеев и начальников иудейских дошла до крайности; окаменели сердца их от зависти, властолюбия и других пороков; и они не хотели принять кроткое и милосердное учение Христа. Они выжидали удобного случая, чтобы схватить Спасителя и предать смерти. И вот, теперь их время приближалось, наступала власть тьмы, и Господь предавался в руки человеческие.

В это время в Вифании болен был Лазарь, брат Марфы и Марии. Господь любил Лазаря и сестер его и нередко посещал это благочестивое семейство.

Когда же Лазарь заболел, Иисуса Христа не было в Иудее. Сестры послали сказать Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен». Иисус Христос, услышав это сказал: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».

Пробыв два дня на том месте, где находился, Спаситель сказал ученикам: «Пойдем в Иудею. Лазарь друг наш уснул; но Я иду разбудить его». Иисус говорил им о смерти Лазаря (о смертном сне его), а ученики думали, что Он говорит о сне обыкновенном, но так как сон во время болезни есть добрый знак выздоровления, то они сказали: «Господи! если уснул, то выздоровеет». Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер, и Я радуюсь за вас, что Меня там не было (это для того), чтобы вы уверовали. Но пойдем к нему».

Когда Иисус Христос подходил к Вифании, то Лазарь был уже четыре дня в гробу. Многие иудеи из Иерусалима пришли к Марфе и Марии утешать их в печали. Марфа первая узнала о приходе Спасителя и поспешила к Нему на встречу. Мария же в глубокой горести сидела дома. Когда Марфа встретила Спасителя, сказала: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ни попросишь Ты у Бога, даст Тебе». Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой». Марфа же сказала Ему: «Знаю, что воскреснет в Воскресение, в последний день (то есть во всеобщее Воскресение, при конце мира)». Тогда Иисус сказал ей: «Я есть Воскресение и Жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли этому?» Марфа ответила Ему: «Так Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир».

После этого Марфа быстро пошла домой и тихонько сказала сестре своей Марии: «Учитель здесь и зовет тебя». Мария, как только услышала эту радостную весть, поспешно встала и пошла к Иисусу Христу. Иудеи, которые были с ней в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за ней, думая, что она пошла к могиле брата – плакать там.

Спаситель же еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Мария пришла к Иисусу Христу, пала к ногам Его и сказала: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус Христос увидев плачущих Марию и пришедших с ней иудеев, Сам восскорбел духом и сказал: «Где вы положили его?» Говорят Ему: «Господи! Пойди и посмотри». Иисус Христос прослезился.

Когда подошли ко гробу Лазаря – это была пещера, вход в нее был завален камнем – Иисус Христос сказал: «Отнимите камень». Марфа сказала Ему: «Господи! Уже смердит (запах разложения), потому что четыре дня, как он во гробе». Иисус говорит ей: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»

Итак, отвалили камень от пещеры. Тогда Иисус возвел очи к небу и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». И, сказав эти слова, Иисус воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон».

И вышел умерший из пещеры, весь обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком (таков был погребальный обычай у евреев). Иисус сказал им: «Развяжите его, пусть идет».

Тогда многие из иудеев, бывших там и видевших это чудо, уверовали в Иисуса Христа. А некоторые из них пошли к фарисеям и рассказали им о том, что сделал Иисус. Первосвященники и фарисеи забеспокоились и, опасаясь, чтобы весь народ не уверовал в Него, собрали синедрион (совет) и решили убить Иисуса Христа.

Слух же об этом великом чуде стал распространяться по всему Иерусалиму. Многие иудеи приходили в дом Лазаря, и, увидев его, обретали веру в Иисуса Христа. Тогда первосвященники решили убить и Лазаря. Но Лазарь, по воскрешении его Спасителем, жил еще долго и был потом епископом на острове Кипр.

Это великое чудо воскрешения Спасителем Лазаря, воспоминается Православной Церковью в субботу шестой седмицы Великого поста (накануне Вербного воскресенья).

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Ин. 11, 1-57; 12, 9-11.

Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 11, ст. 38 44) рассказывается об одном из чудес, совершенных Иисусом Христом, о том, как он воскресил некоего Лазаря на четвертый день после его смерти (ст. 44): «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам… … Словарь крылатых слов и выражений

Четверодневного, Китайского, епископа, друга Божиего. В своей земной жизни Спаситель, «Единый Человеколюбец», имел и личных друзей, особенно Ему близких. Среди них евангельское повествование выделяет Лазаря и его сестер Марфу и Марию. Марфа… … Русская история

воскрешение Лазаря - шутл. и ирон. О выздоровлении кого л. после тяжёлой болезни От евангельского рассказа об одном из чудес Христа воскрешении им человека по имени Лазарь через четыре дня после погребения … Словарь многих выражений

Воскрешение Лазаря Lazarus Rising Номер эпизода 4 сезон, 1 эпизод Место действия штат Иллинойс, Понтиак Сверхъестественное Демоны Кастиэль(Ангел) Автор сценария Эрик Крипке Режиссёр Ким Мэннэрс Премьера … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Воскрешение Лазаря. Гверчино Воскрешение Лазаря, 1619 ит … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Воскресение (значения). Об эсхатологическом Воскресении, см. Воскресение из мёртвых. Содержание 1 Происхождение слова … Википедия

Содержание 1 Происхождение слова 2 В древнегреческой мифологии 3 В Библии … Википедия

Содержание 1 Происхождение слова 2 В древнегреческой мифологии 3 В Библии … Википедия

Святого Лазаря. См. Воскресение святого Лазаря (ВОСКРЕСЕНИЕ) … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Воскрешение Лазаря , Владимир Шаров. Владимир Шаров известен как мастер интеллектуальной провокации, как автор романов, в которых российская история приобретает совершенно фантастические черты. В центре романа `Воскрешение…
  • Воскрешение Лазаря , Чертинов В.. Молодой преуспевающий петербуржец находит в доме недавно умершего деда тайник, а в нем - письмо 73-летней давности, адресованное неизвестному Лазарю Черному. Из любопытства он распутывает эту…

Притча о воскресении Лазаря - очень значимая и в наше время история, так как свидетельствует о Великой Славе Бога. И по прочтению этого рассказа, пожалуйста, ответьте себе на вопрос: "Как я могу делами отражать качества Христа"? Давайте в мыслях перенесемся во времена, когда жил и проповедовал Иисус Христос. У Иисуса был друг, которого он очень любил, звали его – Лазарь. Однажды Лазарь заболел и его сестры – Мария и Марфа отправили к нему вестника с этим известием. Но Иисус был далеко от Вифании – города, где проживала эта семья. Сестры Лазаря надеялись, что получив такую новость, Иисус исцелит их брата на расстоянии, ведь раньше он это делал.

Когда печальная весть доходит до Иисуса, он не поспешил помочь Лазарю. Почему? Неужели лучшего друга он бросит в беде?

Но если он уснул, то выздоровеет, говорят ему ученики. Тогда Иисус сказал им, что Лазарь умер.

До этого Иисус возвращал к жизни людей, но они были мертвы несколько часов. А тело праведного Лазаря было уже в склепе несколько дней. Когда приблизились к Вифании ученики с Иисусом, Марфа побежала к нему на встречу и сказала: «Господи, если бы ты был здесь, мой брат не умер бы» и в ответ услышала слова: «Воскреснет брат твой». Народ очень горевал о смерти Лазаря и плакал, Иисус скорбел внутренне, и в глазах у него были слезы. Тогда Иудеи говорили: смотри, как ОН любил его.

Иисус вместе со всеми приходит к памятному склепу. Это пещера, вход которой закрыт камнем. Иисус велит убрать камень. Марфа не понимает, что собирается сделать Иисус, возражает: «Господи! Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе». Но он отвечает: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию».

Люди отняли камень от пещеры, и Иисус начинает молиться: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, ОН воззвал громким голосом: «Лазарь, выходи!» И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами и лицо было его обвязано платком. Воскресший Лазарь продолжил свою жизнь благодаря Силе Божией, данной Иисусу.

Так почему Иисус не торопился к Лазарю, хотя и получил печальную новость? Здесь кроется великий смысл Божьей славы. Прошло четыре дня со смерти Лазаря и человеку нелегко поверить, что он может ожить. Иисус как раз выбрал подходящее время, чтобы показать Славу и Силу Божию людям, что и мертвые вновь оживают. Для Бога нет ничего невозможного! Многие люди тогда уверовали во Христа и стали его учениками.

Эта библейская история говорит нам о том, что мы тоже можем выбрать подходящее время, чтобы помочь другу в беде и показать свою любовь и преданность. И может вы, вернете к жизни кого-то из дорогих вам людей, попавших в трудную ситуацию. А что стоит только поговорить и понять человека. Просто протяните руку, как Господь любит и спешит к нам на помощь всегда, только поверьте и все у вас получиться! Эту историю вы можете прочитать в