Что означает история про иону в библии. Андрей Ткачев: Человек в чреве кита - реальная история

Сюжет «пророк Иона в чреве кита» описывается в Книге пророка Ионы (ивр. יוֹנָה‎) — девятнадцатая часть Танаха и пятая часть «малых пророков» Ветхого завета Библии (Ион.1:1-16, 2:1-10)

В Музей Техногенной Магии эта история помещена как пример позитивного узнаваемого описания путешествия в деревянном наборном корабле, очень большом по сравнению с использовавшимися в то время долблеными лодками-однодеревками и вязаными из тростника, папируса бунтовыми судами.


Согласно Библии, Иона плыл по Средиземному морю на корабле в Фарсис. Во время шторма будто бы выброшен командой корабля за борт. Иона описывает обычное утопление «вверг меня в глубину», «объяли меня воды», «морской травой обвита голова моя». Далее повествуется о необычном спасении "И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи." А затем был выпущен китом на берег в Ливане.

Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве кита (3 Макк.6:6) и его проповеди в Ниневии (Тов.14:8). Затем Иосиф Флавий, передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю.

Оригинальное название пожирателя Ионы — «большая рыба», «даг гадол», было переведено на греческий как «кетос мегас», что потом было сокращено до просто кита. В славянские языки термин «кит» попал из греческого, в котором Ketos, или Keto сперва означало древнегреческую богиню глубин, а позже — любое морское чудовище.

Ближе всего к разгадке подошла Е.П. Блаватская, которая предположила, что выражение "великий кит" происходит от слова Keto — имени Дагона, бога рыб. Иона, по ее мнению, был в действительности помещен в каюту, выдолбленную внутри гигантской статуи Дагона.

Такие древние иллюстрации сюжета на первый взгляд могли бы быть намеком на показанную ниже триеру, но кораблик маловат для поражения воображения и вообще "пасть кита" находится не на носу, а на корме, что будет показано далее . Опять же, доски на современной реконструкции слишком идеальные и не внахлест, поэтому и не напоминают рыбью чешую.

Кстати, даже в 13 веке н.э. кита изображали по-рыбьему, видно не было рисовальщиков среди китобоев. Зато процесс вытапливания китового жира (ворвани) показан вполне реалистично:

Кит. Картинка из бестиария Харли (Англия, 13 век)

В качестве ликбеза дадим несколько пояснений об общем устройстве морского судна, корабля, называемого Блаватской «гигантской статуей бога рыб».

По чисто техническим причинам корма изначально стала главной частью судна, поскольку там располагался кормчий (рулевой), управлявший кормилом (рулевым веслом). На больших парусных судах именно на корме уютно размещался «мозг» - капитан с помощниками, рулевое колесо, компас и пр. оттуда хорошо видно все паруса, направление движения судна и вообще всю обстановку на палубе.

Кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы называется «ют» (от нидерл. hut). Ют, частично утопленный в корпус судна, называется полуютом. Поначалу каюты были только на юте, и только для начальства. А всякие матросики расползались спать и кушать как тараканы по разным щелям - куда придется.

В противоположность корме носовая часть корабля была наименее почетная, именно там находился гальюн (туалет) и поэтому красивые ростральные, носовые фигуры корабля также именовались гальюнными фигурами.

Отсюда видно что даже физиология «большой деревянной рыбы» вполне совпадает с живыми организмами, только двигается «хвостом вперед».

На верхнем изображении "морда большой рыбы" достаточно выразительная, особенно если представить вечернюю подсветку фонарями, и даже чем-то похожа на фантазийную гравюру:

Теперь можно сравнить с первыми иллюстрациями, где Иона без всякой паники со свитком в руках выглядывает из пасти "огромной рыбы", несущей его в море и представить как выглядел Иона на балконе ЮТа, где он не просто приЮТился, а уЮТно устроился в каЮТе:

Старинное название располагавшихся на корме шканцев и юта — ахтерзейль-кастель (от jacht - яхта, zee - море, kasteel - замок) - "замок морского судна". Действительно дворец, снаружи несколько устрашающе, но внутри очень комфортно:

Для непосвященных такие морды покажутся страшноватыми, особенно размерчики

Теперь рассмотрим внутреннее строение кита Ионы без "чешуи" внешней обшивки:

"Скелет кита Ионы" называются судовым набором , "рёбра кита" называются шпангоутами

Старинный судовой набор и современная игрушечная модель:

Пророчества Ионы, и книга с его именем очень странно смотрится среди прочих пророческих книг - в них всё наоборот. Он говорит,, но его пророчество очень не походит на первое. Начать можно с имени пророка - оно означает «голубь», и эта птица имела особое значение еще в библейские времена (голубь с масличной веточкой в клюве, которого сегодня принято изображать как символ мира, вернулся к Ною после окончания потопа и так показал, что вода покидает сушу). Но весть, которую Иона должен был принести Ниневии, была вовсе не мирной.

Материал по теме

По происхождению имя Иона - «יוֹנָה» - древнееврейское. В переводе этого слова, которое на греческом языке пишется как «Ιωνας», есть разночтения

Иона слышит призыв Господа отправиться в Ниневию и объявить ей, что чаша Господнего терпения переполнена. Чтобы понять чувства Ионы, представим себе, что году этак в 1943-м с подобной миссией кого-нибудь отправляют в Берлин… И поэтому нет ничего удивительного, что Иона бежит от полученного задания в противоположную Ниневии сторону, на Запад, через Средиземное море в неведомый город Таршиш (скорее всего, это была финикийская колония где-то на Иберийском полуострове, самая окраина тогдашнего мира).

Но Господь насылает бурю, кораблю грозит скорая гибель… Все моряки молятся своим языческим богам и только Иона крепко спит в трюме. Не слишком-то правдоподобная версия: как уснешь в жестокий шторм, когда корабль вот-вот развалится? Может быть, это не столько физический сон, сколько духовное оцепенение: он прячется от Бога небесного, отправляется в другую страну, спускается в трюм корабля, проваливается в забытье, только бы не исполнять Его волю. Но Иону будит капитан корабля: все молятся своим богам, помолись и ты.

Молитва не помогает, буря все усиливается. Тогда моряки кидают жребий, чтобы понять, кто стал причиной бедствия. Жребий падает на Иону, он просит, чтобы его бросили в море, но они все-таки пытаются выгрести к берегу, не желая лишать жизни ни в чем перед ними не виновного человека. Но все напрасно, корабль вот-вот разобьется, и тогда они решаются исполнить просьбу Ионы. Книга здесь явно противопоставляет богобоязненность этих иноземных моряков-язычников и категорическое нежелание пророка исполнять свое предназначение.

Он оказывается в море, его глотает огромная рыба, и в ее чреве Иона проводит три дня и три ночи. Звучит этот эпизод совершенно невероятно, и многие считают, что он лишает книгу всяческого правдоподобия, но не будем пока что торопиться с выводами. Лучше вспомним, что и в Евангелии Христос говорил о «знамении Ионы пророка»: как Ионе в морскую пучину, ему предстояло спуститься в преисподнюю и на третий день подняться из нее живым и невредимым.

Только ли сроки совпадают здесь? Едва ли, особенно если учесть, что «три дня и три ночи» и «на третий день» не совсем одно и то же. Евангельское Воскресение напоминает нам и о молитве Ионы, которая тоже приведена в этой книге: это слова человека, который погиб, уничтожен и не имеет никакой надежды - но все же Господь выводит его на свет: «Ты вверг меня в глубину, в сердце вод, в сплетенье потоков; все волны Твои и валы прошли надо мной. Сказал я, что изгнан теперь с глаз Твоих прочь, но только бы снова взглянуть на храм Твоей Святой! К ноздрям подступила вода, и бездна вокруг меня, повит травою мой лоб, я сошел к основаниям гор, навеки сомкнула земля свои врата надо мной. Но Ты выводишь меня из могилы, Господи, Боже мой!»

Так оно и вышло: Иона был выброшен на сушу и отправился проповедовать в Ниневию. И тут произошло чудо еще более удивительное, чем с рыбой: «Ниневитяне, от мала до велика, поверили Богу, объявили пост и надели рубища… По всей Ниневии объявляли указ царя и его придворных, гласивший: “Пусть не вкушает ничего ни один человек и ни одно животное, ни корова, ни овца. Пусть никто ничего не ест и даже не пьет воды. Пусть люди и животные покроются рубищем, пусть изо всех сил взывают к Богу. И пусть каждый сойдет с пути зла, откажется от насилия, которое творил прежде. Может быть, переменится Бог и пожалеет нас, отвратит от нас дыхание Своего гнева, и мы не погибнем”. Бог увидел все, что они в самом деле сошли с пути зла, сжалился и не стал причинять им того несчастья, которое обещал причинить[П1] .

Казалось бы, полный триумф? Но только не для Ионы! Ведь теперь получалось, что пророчество его не сбылось! Да, Господь простил ниневитян, но сам Иона совершенно не собирался этого делать. Он сидел неподалеку от города и ждал его гибели, а к Господу на сей раз он обратил такие слова: «Потому-то я и бросился сначала бежать в Таршиш, ведь я знал: Ты Бог благой и добрый; Твой гнев медлит, а милость Твоя велика, и зла Ты людям не желаешь. А теперь молю: возьми мою жизнь, потому что смерть мне милее жизни». Милосердие Божье - повод для самого горького отчаяния, если оно направлено на людей, которые, по мнению праведника, этого совсем не заслуживают. Казалось бы, уж кто бы говорил…

И тут Господь преподал Ионе очень важный урок. Погода стояла жаркая, ждал он гибели города долго - и Господь в одну ночь произрастил некое растение, под тенью которого Иона укрылся от палящего солнца. А на следующую ночь растение погибло, и Иона, истомившись от зноя, снова стал просить себе смерти. И Господь ответил ему: «Ты жалеешь деревце, над которым не трудился и которого не растил, в одну ночь оно возникло и в одну ночь пропало. Так Я ли не пожалею Ниневию, город великий, в котором больше ста двадцати тысяч человек не отличают правой руки от левой, да и скота немало?»

Нет границ для милосердия Божьего, нет ничего невозможного для покаяния человека - задолго до Евангелия рассказала нам эта книга. И есть в ней еще одна важная деталь - это упоминание домашних животных. Они разделяют судьбу людей, которые их приручили, их постигают такие же несчастья и беды… но значит, и Господь тоже милует их, не желая погибели ни малейшему из сотворенных Им существ.

Немало споров возникает вокруг буквальной точности книги пророка Ионы. В ней есть немало чудес, которые кажутся невероятными: человек провел трое суток во чреве огромной рыбы и остался жив, а большое дерево, способное дать тень, выросло в одну ночь и на следующую ночь погибло. Разве такое бывает? Наверное, перед нами сказка, - говорят одни. Нет, отвечают им другие, это чудеса, а для чудес нет ничего невозможного. На то оно и чудо, чтобы нарушать законы природы.

Но главная проблема с этой книгой вовсе не в чудесах. Ниневия, столица ассирийской империи, никогда не каялась в совершенных злодеяниях и в результате погибла, как и описывал пророк Наум. Перед нами - своего рода альтернативная история (популярный ныне жанр), а говоря библейским языком - притча. А что было бы, если бы израильские пророки пришли в Ниневию и проповедовали бы там покаяние? А как бы они сами отнеслись к результату своей проповеди, если бы она «подействовала»?

И тогда получается, что это не история одного единственного человека, но своего рода размышление об исторических судьбах всего израильского народа, которому была открыта истина о Едином Боге. Он привык воспринимать Бога как свою защиту и был в этом прав - но этого мало. Израильтяне должны были донести весть о Боге до других народов и племен, даже если им и казалось, что те этого недостойны. Рассказывая о «неправильном» пророке, который все делал наоборот, эта книга указывает на те же идеи, что и другие пророческие книги, но делает это в яркой форме, в виде притчи.

А как же относиться к тому, что на нее ссылается Христос? Он тоже любил рассказывать притчи о сеятелях, виноградарях или рыбаках, о сорняках, монетах или зернах. Это были не истории о конкретных людях и предметах, но вечные истины, облеченные в форму притчи. Чтобы понимать Писание верно, не обязательно всегда понимать его строго буквально.

Тема: Иона убегает от Бога.

Истина: Бог видит нас везде.

Цель: Учить детей не огорчать Бога плохими поступками.

Догматика: Бог всевидящий и вездесущий.

Христианская этика: Не делаем плохие поступки.

Заинтересованность:

Игра «Умеете ли вы слушать».

— Я включаю магнитофон (кассета с шумами), вы должны угадать, что это за звук. Условия: кто угадал, поднимает руку.

Молодцы, слушать умеете, а теперь посмотрим, умеете ли вы слушаться.

Игра «Слушай-делай».

Я говорю каждому из вас, что нужно делать, а вы показываете, как это делать. Например (показывает):

Света, помой, пожалуйста, посуду.

Коля, ложись спать.

…., убирай игрушки.

…., вытри со стола,

…., встань в угол,

…., покачай малыша,

…., сядь, полистай книжку с картинками,

…., не разговаривай на уроке в воскресной школе,

…., садись, порисуй и т.д.

Молодцы, ребята, какие вы послушные. А также ли вы дома слушаетесь родителей? Если мы не слушаемся родителей, значит, мы не слушаемся Бога.

Библейская история.

  1. Бог посылает Иону в Ниневию.
  2. Иона не слушается.
  3. Иона на корабле.
  4. Буря на море. (Разминка «Корабль тонет».)
  5. Иона во чреве кита.
  6. Покаяние Ионы, берег.

Разминка «Корабль тонет». Говорит учитель: «Буря на море» — дети взмахивают ручками. «Корабль тонет» — дети садятся на корточки.

Вопросы:

Дети по очереди вынимают по одному вопросу из шапки (вопросы лежат по порядку стопочкой).

  • Куда должен был пойти Иона по слову Божию?
  • Что сделал Иона вместо того, чтобы подчиниться Богу?
  • Что началось на море?
  • Каким оно стало, когда Иону бросили в море?
  • Что случилось с Ионой в море?
  • Что делал Иона во чреве кита?
  • Как он чувствовал себя во чреве кита?
  • Почему Иона туда попал?
  • Что понял Иона?
  • Как Бог спас Иону?
  • Почему нельзя скрыться от Бога?
  • О чем молился Иона? (просил прощения за непослушание)

— А как мы можем не слушаться Бога?

Поделка «Иона во чреве кита».

Золотой стих.

«Слушайтесь гласа Моего, чтобы вам было хорошо» Иер. 7:23.

Заучиваем с движениями:

«слушайтесь» — приставить руку к уху;

«гласа моего» — поднять руку вверх;

«чтобы вам» — показать на других детей;

«было хорошо» — обнять себя руками.

Применение

  1. Беседа.

Видит ли нас Бог, когда мы:

  • убегаем от папы и мамы?
  • Пролили воду на стол, а сказали, что это сделали сестричка или братик?
  • Когда ушли далеко от дома, никому ничего не сказав?
  • Когда идем в ВШ?
  • Помогаем маме накрывать на стол?
  • Играем с сестрой или братиком?

2. Игра «Иона во чреве кита»

Цель: В нашей жизни мы часто делаем то, что неугодно Богу, т.е. мы не подчиняемся тому, что говорит Господь.

  • Что произошло с Ионой, когда он не подчинился Господу? (был наказан, ему стало плохо)
  • А если мы слушаемся Господа, подчиняемся Его воле, как своим родителям, то нам будет хорошо.

Оковы греха так окутывают нас, что порой тяжело снять их. И только с Божьей помощью возможно освобождение от греха. В данной игре дети практически смогут ощутить, как тяжело порой бывает справиться с оковами греха.

Правила игры: Дети делятся на две команды. Каждому игроку первой команды связывают ноги в области голени на бант (ни в коем случае на узел). Для безопасности детей можно усадить на стулья. Игроки этой команды стараются освободиться от завязанной ленты, в то время как игроки другой команды говорят вслух:

Кит Иону проглотил.

Он внутри там долго был.

Весь морской травой обвит,

Кто его освободит?

Ой, как страшно,

Ой, как жутко

У кита сидеть в желудке.

За неверие пророк

Получил такой урок.

Игроки первой команды должны освободиться к тому времени, как закончится стих. Несправившиеся игроки выбывают из игры. Потом команды меняются местами.

  1. Бывает, грех опутывает нас. Справиться мы можем только с Божьей помощью. Скажите, как можно разорвать эти оковы. (В скобках даны места Писания для учителя, дети могут их сказать своими словами.)
  • Мама просит сходить в магазин, а тебе не хочется./Дети, будьте послушны родителям /. Колоссянам 3:20.
  • Ты пришёл в гости друг к другу. Тебе понравилась игрушка, и ты захотел ее взять./Не кради /. Исход 20:15.
  • Разбил нечаянно чашку и сказал, что это сделал не ты./Признавайтесь друг другу в проступках /. Иакова 5:16.
  • Съел конфеты и сказал, что это сделал младший брат./Участь лжецов в озере, горящим огнем и серою /. Откровение 21:8.

Они являются сборником мудростей для последующих поколений. Давайте узнаем, о чем нам говорит притча об Ионе. Текст ее незамысловат, а расшифровки ученых богословов собраны в огромные тома. Что же такого рассказал современникам Иона, что потомки ломают голову до сих пор? Давайте разберемся.

Предварительное замечание

Необходимо отметить, в Ветхом и Новом Заветах содержится множество текстов, которые изучаются теми, кто желает освоить богословие. Они описывают вечные проблемы мира. К примеру, о столкновении народов, невозможности понять друг друга без выработки правил поведения, говорит Притча об Ионе имеет немного иной, но тоже извечный смысл. Нужно знать, что толкуют ее разные школы по-своему. Так уж получилось, библейские тексты каждый старается использовать, чтобы обосновать собственное мировоззрение. Богословы, конечно, изучают все точки зрения. Мы их подробно разбирать не станем, это слишком долго и неинтересно. Постараемся изложить основные выводы, которые необходимо знать культурному человеку, чтобы не теряться при обсуждении данной темы.

Притча об Ионе - это философская история, подталкивающая к размышлениям. Над ее текстом стоит подумать. Ведь каждому открывается свое. Попробуйте поразмышлять о судьбе этого реального человека, когда ознакомитесь с текстом.

Притча об Ионе: краткое содержание

Одному человеку Господь во сне повелел отправиться в город Ниневию. Там он должен был рассказать жителям об их греховном образе жизни и передать, что если они не изменятся, то почувствуют Божью кару. Этим человеком был Иона. Он страшно перепугался. Ослушавшись Господа, Иона сел на корабль, плывший в иное место. Он решил бежать от Высшего поручения. Однако в пути шхуну настиг страшный шторм. Иона спал в трюме. Его разбудил капитан и поведал о несчастье. Увидев, что всех, кто плывет на корабле, ожидает неминуемая гибель, Иона признался в ослушании. Он сказал невольным товарищам по несчастью, чтобы они бросили его в пучину вод. Те поначалу колебались, но потом выполнили просьбу грешника. Иону тут же проглотил кит, а шторм успокоился. В утробе морского чудища грешник провел трое суток. Он понял, что нельзя отступать от долга и попросил Господа о пощаде. Кит выплюнул человека на землю. Иона отправился в назначенный город и рассказал жителям о гневе Господа. Те, на его удивление, покаялись. Господь простил их.

Смысл повествования

Содержание притчи - это обычная история человека того времени. Однако она привлекает внимание богословов и философов много веков подряд глубиной содержания. Они ведут нескончаемый спор о том, чему учит притча об Ионе. На самой поверхности лежит вера в Создателя. На самом деле Иона был далек от того, чтобы опровергать его существование. Но он ослушался, не стал выполнять порученного дела. А это уже граничит с неверием. Человек посчитал, что может сам решать, как ему поступать, действуя из страха. Он просто испугался, что жители города побьют или уничтожат его за мрачную весть и нравоучения. А это уже отступничество. Иона поставил свое эго выше души, говорящей с Господом. Однако потом он покаялся, решив спасти жизни невольных страдальцев - попутчиков ценой собственной. Он поднялся над эгоизмом, смог преодолеть слабости. Господь за это сохранил его жизнь, но не снял ответственности за выполнение задания. Пришлось человеку, сумевшему осознать долг, отправляться на верную смерть, как он это себе представлял. Там же его поджидало удивление. Жители города вняли словам, переданным Господом, и раскаялись.

Притча об Ионе: выводы

Смысл повествования в том, что у каждого в этом мире своя ноша, долг, обязанности. И негоже человеку отступать от них, убегать, чтобы облегчить свою судьбу. То, что тебе необходимо сделать, будет преследовать, куда бы ни отправился, хоть на край света. Кроме того, заканчивается притча об Ионе еще более поучительным эпизодом. Человек этот был разочарован и недоволен тем, что Господь не покарал грешников. Он поджидал в тени дерева, пока Бог разрушит город. Но так и не увидел кары. А когда дерево по велению Господа усохло, спасительная тень исчезла, Иона выразил недовольство. Бог в ответ спросил его, почему он жалеет растение. Он не приложил сил к его взращиванию. Но жаждет разрушения города и гибели тысяч его жителей. А ведь на его возведение потрачено много труда. Вывод: не поддавайтесь эмоциям, смотрите в суть явлений.

Заключение

Притча об Ионе, повторимся, глубока и содержательна. Мы рассмотрели только те ее аспекты, что лежат на поверхности. Добавим, что суть существования человека на земле - любовь. А она есть служение долгу, помощь ближним. От этого нельзя уйти. Не гнев Господень, а внутреннее недовольство собой станет тем кнутом, что вернет грешника на истинный путь. Хотя существуют и иные, более подробные и витиеватые толкования приключения Ионы.

Каждый христианин относится к Библии, как к святыне, безоговорочно веря в каждое ее слово. И это правильно, однако, чего, греха таить, есть некоторые события, описанные в Святом писании, действия которых не вмещаются в наш разум. Как мог ожить Лазарь, который уже начал разлагаться? Как воскрес Иисус в человеческом теле? Чем дышал трое суток во чреве кита пророк Иона?

Именно книга пророка Ионы вызывает более всего споров, миф или правда то, что человека проглотила рыба, и он выжил после этого.

История Ионы

Это случилось в восьмом веке до нашей эры. Ниневия была городом в Ассирийском государства, «слава» о распутных, жестоких людях которого была известна всем. Мерзкие поступки ниневитян вызывали негодование Бога, но Его любовь к людям была выше Его суда.

Столица Ассирии — Ниневия

Творец выбрал пророка Иону с миссией посланиям злым жителям Ниневии о том, что, если они не прекратят бесчинствовать, Бог уничтожит город.

Страх овладел посланником Божьим, и он решил бежать в другую страну, сев на корабль. Во время путешествия огромный шторм накрыл корабль, моряки поняли, что это гнев Бога и начали искать виновника, Иона признался, что это он и был выброшен за борт.

По проведению Божьему пророка проглотил кит, подержал его там 3 дня и выплюнул. (Матв.12:40)

Кит выбросил Иону на берег Ниневии

Звучит, как сказка или миф. Иона во чреве кита молился, безусловно, за это время он осознал, как опасно не выполнять велений Всевышнего.

Как часто мы, люди, читаем слово Божье, понимаем, что идем не тем путем, но упрямо делаем неугодные Богу дела, а потом, попадая в проблемы, кричим и взываем к Создателю.

Внимание! История Ионы призвана научить христиан слушать с первого раза повеления Господа.

Пророк дошел до Ниневии, со страхом передал послание Бога, ожидая смерти за плохую весть. Его удивлению не было конца, когда весь город оделся в рубища, на три дня был объявлен пост, когда даже воду не пили, люди посыпали волосы пеплом и молили Создателя о помиловании.

Эти дни Иона сидел под стенами города, в тени густого дерева и ждал Божьего наказания. Любящий Господь увидел искреннее покаяние ниневитян и даровал им жизни. Ниневия простояла еще 100 лет, после чего она была разрушена.

Милость Господня вызвала недоумение у пророка. Его возмутило и то, что дерево, дававшее тень, по слову Божьему засохло в одно мгновение, на что Бог дал ответ. Творец сказал пророку, что он пожалел дерево, которое не сажал. Господь же создал людей города, это Его творения, как же Он мог их уничтожить, видя раскаяние.

Важно! Чудесное знамение для всех живущих на земле - Бог всегда отвечает на искренние молитвы, забывает грех после искреннего раскаяния.

Действительность или сказка

Позиция православной церкви в этом вопросе однозначна, она делает акцент не на чудо, а на милость Бога, который спас Иону и Ниневию.

Пророк Иона

Почему-то все верят, что огромное дерево, дававшее тень взрослому человеку, может засохнуть в один день, а вот выжить во чреве кита невозможно. Мир ученых ничего не берет на веру, ему нужны доказательства и примеры.

На еврейском языке ничего не сказано о том, что Иону проглотил кит, там написано, что это было живое чудовище. Древние картинки начали изображать в качестве морского чудища голубого кита, возможно, этому поспособствовали огромные размеры кита.

Тогда еще люди не знали, что горло кита не способно проглотить даже большой апельсин. Голубой кит питается маленькими креветками и крилем, отсюда возникло и недоверие к посланию пророка Ионы. Не мог проглотить пророка и кашалот с огромным ртом, который тщательно пережевывает пищу, так что Ионе в этом случае не оставалось никакого шанса на жизнь.

Особый интерес у ученых вызвал кит-финвал. Эта громадина порой достигает 25 метров по длине, но самое интересное, его желудок разделен на 6 камер, а в голове находится камера с воздухом, через которую огромное морское чудовище дышит. Процесс улова выглядит таким образом, что вначале заглатываемая пища поступает в воздушную камеру, а оттуда в желудок.

Финвал — родственник синего кита и второе по величине животное планеты

Кстати, размер камеры равняется почти 200 кубическим метрам, так что Иона спокойно мог пробыть там трое суток. Бедный кит, как он измучился за это время, пока не выплыл на мелководье и выбросил полуживого пророка на сушь.

В записках английского доктора Рансона Гарвея описано, как его друг решил проверить правдивость истории, и залез в воздушную область мертвого кита, подтвердив, что воздуха, наполняющего камеру, вполне достаточно для поддержания жизни человека в течение трех суток.

Реальные случаи из жизни рыбаков

О моряке из английского судна «Звезда Востока» в 1891 году писали все газеты мира. Матросы китобойного судна заметили кита, спустили шлюпки на воду и даже ранили морского великана. Вдруг раненый кит наносит сокрушительный удар по лодкам, в предсмертных судорогах круша все вокруг.

Моряки добили морское животное, но при этом обнаружили, что среди них нет двух товарищей. Все решили, что они утонули во время битвы с великаном. Целый день и ночь китобойцы разделывали китовую тушу.

Когда очередь дошла до желудка, который постоянно шевелился, никто не удивился, ибо часто из чрева кита вытаскивали полуживых кальмаров и даже акул. Каково же изумление всей команды, когда после нескольких ударов ножа под ноги морякам вывалилось покрытое слизью тело Джеймса Бартли, который был в обмороке.

Через три недели моряк пришел в полное сознание, описал «свое путешествие» по желудку в кромешной тьме и слизи.

Важно! Современный Иона-Бартли доказал правдивость истории Ионы, еще подтвердив ценность посланий Святого писания.

Видео о пророке Ионе и ките