Детские сады с нарушением зрения – прекрасный вариант для воспитания и обучения слабовидящих детей. Особенности развития детей с нарушением зрения

Следующую группу детей с дизонтогениями по дефицитарному типу составляют лица с нарушениями зрения. Закономерности и особенности психического развития лиц с нарушенной функцией зрения изучает тифлопсихология. Ее данные актуальны для тифлопедагогики - науки о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.

В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.

Слепые (незрячие) - подкатегория лрщ с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.

По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.

Слабовидящие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения, слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем:

1. психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях;

2. пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;

3. изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

4. важное место занимают: разработка содержания, методов и организация обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих;

5. определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик.

Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.



Л. Брайль (1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать.

Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 году при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.

В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых. Для большинства учеников обучение было платным и стоимость достаточно высока.

В 1928 году появились первые советские школьные программы для слепых. В начале 30-х годов XX века появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х годов открываются и первые школы для слабовидящих.

Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации . Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.

Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения - сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалиты), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса.

К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций. Существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившиеся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития. Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями.

В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а предоставления имеют качественное своеобразие.

У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение.

Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения. Коррекционная работа направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения.

Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь.

С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды.

Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся упражнения на дифференциацию - различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной - зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки. Пространственная ориентировка является существенной частью свободного движения в пространстве. Различные структуры психологической системы, формирующейся у слепых разного возраста, являются основой для эффективной коррекции дефектов их пространственной ориентировки.

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Успешность компенсаторной перестройки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспитания. Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения.

Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье требуют от родителей знания особенностей развития ребенка с нарушенным зрением, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка.

Кроме образовательной составляющей, работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.

Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.

Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.

В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции:

· учебно-воспитательную;

· коррекционно-развивающую;

· санитарно-гигиеническую;

· лечебно-восстановительную;

· социально-адаптационную;

· профориентационную.

Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).

Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознание способов самореализации и овладение ими зависят прежде всего от социальных условий, в первую очередь от образовательных.

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем :

· учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;

· модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;

· дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;

· специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы;

· усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране имеется развитая сеть специальных школ. При некоторых массовых общеобразовательных школах имеются классы охраны зрения.

Как уже отмечалось ранее, школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы 3 и 4 видов) состоят из 3-х ступеней:

· I ступень - начальная школа;

· II ступень - основная школа или неполная средняя школа;

· III ступень - средняя школа.

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Школа I ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей,- лечение, га-гиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться.

Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества.

Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе ёго дифференциации.

Программы специальных классов общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. При этом программы специального образования построены с учетом особенностей развития незрячих и слабовидящих детей.

Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих).

Особенностью программы по русскому (национальному) языку в начальных классах специальных школ для слепых и слабовидящих детей является то, что они предусматривают увеличение продолжительности подготовительного периода. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому (национальному) языку,

Программа по математике, так же как и программа по русскому языку, предусматривает увеличение подготовительного периода. Большое внимание уделяется формированию конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действий.

В программах школ для слабовидящих «Ознакомление с окружающим миром и природоведение» увеличено количество предметных уроков, экскурсий и практических занятий, что позволяет обогатить зрительный опыт детей и сформировать у них представления об окружающей действительности. В тему «Организм человека и охрана его здоровья» введен материал об органе зрения и его охране, что способствует овладению навыками гигиены и охраны зрения. Введено изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения.

При изучении природоведения в школе для слепых особое внимание уделяется умениям выделять элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой приводы при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения.

Особенности программ по изобразительному искусству для слепых и слабовидящих состоят прежде всего в подборе видов объектов и средств изобразительной деятельности.

Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития.

В этой статье:

Психологические особенности каждого ребенка изменяются в зависимости от возраста, окружения, состояния здоровья. У детей с какими-либо физическими недостатками они носят особый характер. Поговорим о том, какие психологическое особенности имеют дети и подростки с нарушениями зрения и как себя должны вести педагоги и родители по отношению к ним.

Адаптация слабовидящих детей: как повлиять?

Сразу отметим: по результатам многочисленных экспериментов можно сделать вывод о том, что у детей с нарушениями зрения мозг функционирует так же, как и у здорового ребенка. Тем не менее для таких детей характерны свои психологические особенности и некоторые сбои в развитии.

Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает, и связано это по большей мере с малым запасом представлений о мире, ограниченными возможностями освоения пространства, недостаточной двигательной практикой, а главное - с пониженной активностью знакомства с миром.

Развитие ребенка с нарушениями зрения несколько затягивается, требует больше времени.
Это происходит потому, что таким ребятам необходимо искать собственные методы познания окружающего мира, порой сильно отличные от методов нормально видящих детей.

Осознавая эти проблемы, нужно думать о том, чтобы дети с нарушениями зрения получили возможность развиваться в комфортных для них условиях, способствующих этому процессу, причем как в школьных и дошкольных учреждениях, так и за их пределами. Это важно для того, чтобы предотвратить появление отклонений вторичного характера: например, сбоев в развитии познавательных процессов, эмоциональном и интеллектуальном развитии.

Таким образом, налаживание процесса обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и подбор эффектных методик, учитывающих психологические особенности, поможетт добиться включения таких детей в полноценное общение, предотвратить развитие отклонений, повысить уровень знаний.

Чем отличаются слабовидящие дети от обычных?

Отличия детей младшего возраста с нарушениями зрения очевидны.


Таким детям нужно гораздо больше времени, чтобы выполнить задания, в силу определенных сложностей с восприятием информации и проблем в процессе организации собственной деятельности. Именно поэтому они испытывают чувство неуверенности в собственных силах, ищут поддержки у взрослых. Многие из них нуждаются в дополнительной стимуляции концентрации внимания, постоянных подбадриваниях. Это помогает детям справиться с нерешительностью и преодолеть скованность.

Различия слабовидящих детей

Дети младшего возраста с нарушениями зрения могут отличаться не только по степени нарушения друг от друга, но и по целому ряду других признаков:


Чаще всего на это влияют индивидуальные особенности, а также характер поражения зрения. При этом неудивительно, что, имея один диагноз, посещая одну группу, дети могут иметь серьезные различия в плане интеллектуального и психологического развития. В младшем школьном возрасте каждый пятый ученик с нарушениями зрения имеет задержки в развитии, к концу младшего школьного возраста это число увеличивается, и задержки можно диагностировать уже у каждого четвертого ученика.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере

Дети с нарушениями зрения разной степени, как правило, имеют похожие психологические особенности. Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению.

Такие дети играют в более простые игры, причем нуждаются в помощи, особенно на первых этапах. Большая часть из них не в состоянии сразу усвоить правила игры: они воспринимают информацию фрагментарно, поэтому не могут долго сохранять в голове образ сюжета.

Возникают у таких детей и некоторые сложности с предметными действиями, причем как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Из-за недостатка опыта общения и ограниченной подвижности дети с нарушениями зрения имеют сложности с «языком тела» – пантомимикой: они плохо умеют пользоваться крупной моторикой для выражения эмоций и потребностей. В результате у них не всегда получается наладить контакт.

Слабовидящие дети стараются не пользоваться жестами, применяя их лишь в исключительных случаях при необходимости уточнения информации. Это связано с незрелостью средств невербальной коммуникации.

Кроме того, у них могут возникнуть проблемы с общением не только на расстоянии, но и вблизи – в связи с тем, что они просто не желают слышать партнера. С одной стороны, эти особенности имеют отношение к недостаточности восприятия, с другой же часто являются последствием чрезмерной опеки родственников.

Об особенностях старших дошкольников со слабым зрением

В старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе, ребенок с нарушениями зрения сталкивается с трудностями восприятия, которые возникают вследствие смены деятельности с игровой на учебную. Итог - старший дошкольник становится замкнутым, хуже поддается воспитанию.

Анализ степени готовности дошкольника к учебе в школе проводится в подготовительных группах детских садов каждый год, в конце весны. По результатам анализа можно сделать вывод, что наиболее подготовленными являются дети с нарушениями зрения, посещающие специальные коррекционные дошкольные
учреждения.

Тесты для проверки готовности детей могут носить следующий характер:

  1. Предлагается выявить закономерность.
  2. Даются задания для определения уровня развития логического комбинаторного мышления.
  3. Предлагается записать слова под диктовку для определения уровня развития фонематического слуха.
  4. Даются задания для определения развития тонкой моторики рук.
  5. Определяется уровень развития внимания и степени ориентации в пространстве.

Обычно большинство детей с легкостью выполняют предложенные задания, при этом сложности возникают, как правило, с тестовыми упражнениями для анализа комбинаторных навыков и при выполнении задач на соотношения.

Первые годы в школе: восприятие слабовидящих детей

Во многом самооценка школьника с нарушениями зрения будет связана с тем, какие эмоции у него этот дефект вызывал в дошкольном возрасте. Если он не придавал особого значения проблеме, то в первых классах школы ему будет проще найти контакт не только со сверстниками, но и с самим собой.

Но в большинстве случаев при поступлении в школу таких детей охватывают отрицательные эмоции, которые приводят к развитию кризиса самооценки. Школьники меняют позиции, по-другому начинают относиться к учителям, у них падает мотивация, ухудшаются отношения с одноклассниками.

В первые годы школы дети с нарушениями зрения практически безоговорочно доверяют учителю, не смея оспаривать его заключения. К окончанию периода обучения в младшей школе ученик начинает понимать, что учебная деятельность в его жизни не является ведущей. Он меняет отношение к учителю, которого считает не просто человеком, передающего знания, но и наставником, которого должны волновать проблемы детей не только в школе, но и в жизни.

Вот перечень признаков, которые характерны для
учеников младшей и средней школы с нарушениями зрения в период обучения:

  • неспособность к обучению, не связанная со здоровьем, интеллектуальными или сенсорными факторами;
  • неспособность к построению отношений с учителями и одноклассниками;
  • неадекватное поведение и ухудшение самочувствия без видимых на то причин;
  • состояние подавленности и даже депрессии;
  • страх на физическом уровне перед школьными проблемами или учителями.

На фоне всего этого у детей развивается нежелание посещать школу, учиться, заводить дружбу с одноклассниками.

О роли взрослых в жизни слабовидящих детей

Огромное влияние на развитие детей с нарушениями зрения и их психологические особенности оказывают взрослые, принимающие участие в их обучении и воспитании. В дошкольном возрасте взрослый должен выступать в качестве
равноправного партнера, выбирать игровые формы обучения, готовить детей к школе.

Помимо игрового метода с элементами обучения, важно придерживаться арт-терапевтического подхода, который, учитывая психологические особенности таких детей, будет способствовать формированию у них позитивного и гармоничного представления о мире.

Не менее важным является отношение родителей к особенностям детей, влияющее на их воспитание и отношения в семейном кругу. Излишнее волнение по поводу нарушений зрения и переоценка дефекта могут стать причиной развития чрезмерной опеки, что, в свою очередь, приведет к развитию эгоизма с упором на пассивную потребительскую ориентацию.

В то же время нельзя допускать и недооценки нарушения, что может привести к ничем не подкрепленному оптимизму детей и родителей, а также легкомыслию и утрате чувства реальности.

Чаще всего родители детей с нарушениями зрения оберегают их, жалеют, стараются выполнять любые капризы. Из таких
детей, если не изменить линию поведения, в основном вырастают личности иждивенческого характера.

Пока дети маленькие, они не осознают до конца систему требований по отношению к себе. Со временем, в школьный период, они начнут следовать той программе, которую разработали для них взрослые. То есть требования родителей, учителей станут для них теми требованиями, которые они будут предъявлять к себе.

Сегодня достаточно много систем коррекции зрительных дефектов внедрены в учебных заведениях как дошкольного, так и школьного типа. Все они разработаны с одной целью: помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе и, учитывая их психологические особенности, способствовать нормальному развитию основных сфер личности.

Влияние нарушений зрения на психику подростков

Для нормального формирования личности подростка ему необходимо быть полноправным членом общества, в котором приходится жить. Между тем особенности подростков с нарушениями зрения накладывают свой отпечаток на процесс формирования их личности.

Осознание наличия дефекта в большинстве случаев становится причиной возникновения у подростков целого ряда социальных установок нетрадиционного характера. При этом характерно, что статус психологического фактора нарушение зрения приобретает лишь после того, как подросток вступает в контакт с нормально видящими людьми.

Особенности личности подростков с нарушениями зрения

На основе анализа основных черт личности подростков, имеющих дефекты зрения разной степени, были сделаны выводы о некоторых свойственных им чертах. Как правило, большая часть подростков в этом случае отличаются:

  • излишней импульсивностью;
  • консерватизмом, граничащим с настороженностью;
  • тревожностью.

Нельзя приуменьшать при этом способности таких детей к адаптации в современном обществе. Многим из них свойственны следующие черты: активный подход ко всему, с чем им приходится сталкиваться; любопытство; желание устанавливать и сохранять контакты, невзирая на противоречия; умение определять четкие цели и средства для их достижения, даже в неблагоприятных для этого условиях. Также они часто имеют собственное мнение и желание дискутировать на разные темы.

Достаточно часто подростки со слабым зрением демонстрируют общительный, открытый характер, реально оценивают ситуации, с которыми сталкиваются в жизни, отличаются зрелостью внутренних переживаний.

Уровень социально-психологической адаптации таких детей практически не отличается от уровня подростков без проблем со зрением, что говорит об их готовности интегрироваться в общество.

В заключение можно отметить, что коррекционная работа и комфортные социальные условия в процессе обучения и
воспитания таких детей играют основную роль в успешной подготовке подростков к переходу во взрослую жизнь.

Можно предположить, что коррекционная работа и специальные условия для обучения и воспитания способствуют формированию подростка с дефектом зрения как зрелой и конструктивно ориентированной личности.

Вместе с тем нельзя не упомянуть тот факт, что из-за создания искусственных условий воспитания у многих детей развивается подверженность чужому мнению, недостаточность эмоционального контроля, которые могут оказать не самое благоприятное влияние на процесс их адаптации в обществе после окончания школы.

Одним из наиболее эффективных способов профилактики возникновения личностных нарушений у детей и подростков в период их социально-психологической адаптации считается постоянное нацеленное на результат и вместе с тем деликатное психологическое сопровождение.

Малыши с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и развитие имеет свои особенности. Правильное воспитание такого ребенка очень важно для его развития, последующей адаптации в школе и в дальнейшей жизни. Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. Самые легкие из известных нарушений – функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр. К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.

Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке. Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру. К примеру, слепые дети узнают машину или соловья вовсе не по внешним качествам, а по звуку. Вот почему так важно обращать внимание детей на разнообразные звуки. У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение. Речь детей с нарушением зрения фрагментарна.

Что делать?

Для детей с нарушенным зрением, также как и для детей нормальновидящих очень важно развиваться, обучаться! Первой образовательной ступенью является дошкольное учреждение. Очень важно серьёзно подойти к его выбору. Для детей с нарушенным зрением существуют специализированные сады, в которых:

  • обучение и развитие детей происходит с учетом особенностей заболевания.
  • ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение) .
  • группы в таких садах меньше, чем в обычных (ясли – до 6 детей, детский сад – до 10 детей) . То есть, к детям применим индивидуальный подход.
  • для обучения детей применяют специальное оборудование и методики.
  • с детьми работает учитель – тифлопедагог
  • назначают аппаратное лечение

Таким образом, уже с младшего дошкольного возраста необходимо активно развивать зрительное восприятие ребенка и в этом родителям поможет правильный детский сад.

Школы для детей с нарушением зрения

1. Классификация слепых и слабовидящих

2. Особенности психофизического развития

3. Особенности поведения

4. Использование зрительных возможностей учащихся

5. Обучение слепых и слабовидящих совместно со зрячими детьми

6. Качества, необходимые педагогу в работе со слепыми детьми

7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов

8. ПОЛИТИКА работы с детьми с нарушением зрения на примере Шадринской школы-интернат № 12 Курганской области.

9. Список школ для детей с нарушением зрения

10. Библиография

1 Классификация слепых и слабовидящих

По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0% до 0,04%. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%).

Тотально слепые дети безусловно будут использовать в получении учебной информации осязание и слух. Слепые дети с остаточным зрением, также основную учебную информацию будут получать через осязание и слух, так при наличии такого глубокого поражения использование зрения в течение длительного времени отрицательно влияет на его дальнейшее развитие. Однако в процессе обучения и воспитания остаточное зрение не игнорируется, так как оно дает детям дополнительную информацию об окружающем. Дети с остротой зрения от 0,05% до 0,2% входят в категорию слабовидящих, и уже могут работать с помощью зрения при соблюдении определенных гигиенических требований.

Кроме того, сообщалось, что в этом возрасте «многие слепые дети имели психиатрические проблемы».

Многие педагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни».

Вторая особенность раз­вития слепого ребенка состоит в том, что перио­ды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенса­ции слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

Третьей особенностью развития слепого ре­бенка является диспропорциональность. Она проявляет­ся в том, что функции и стороны личности, которые ме­нее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном.

В дошкольном возрасте слепой ребенок импульсивен, так же как и зрячий. Но при слепоте импульсивность может про­являться более резко и при этом в более старшем возрасте, когда для зрячего она уже нехарактерна. Импульсивность поведения слепых детей особенно сказывается в том, что во время занятий они не умеют регулировать свое поведение.

На занятиях детям очень хочется, чтобы их спросили, они вскакивают и выкрикивают ответ. Или, наоборот, ребенок протестует, если его спрашивают, когда он не поднимает руку. «Я ведь не поднимал руку, а вы меня спрашивае­те»,-говорит он. Он перебивает дру­гих, требует к себе особого внимания и настойчиво обра­щается к. педагогу в то время, когда он разговари­вает с другими детьми. В большинстве случаев дети не мо­гут следить за ответом своего товарища, не умеют его продолжить.

У слепых и слабовидящих отмечают закономерные измене­ния в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нару­шениях зрения ослаблены. Даже безусловно-рефлекторные выразительные движения, сопровождающие состоя­ние горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.

Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушени­ем зрения зачастую сочетается с навязчивыми движениями. Это и частое потряхивание руками, и подскоки на пружинящих ногах, и надавливание пальцем на веки, и ритмичные покачивания туловищем или головой и др. Это мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные и дру­гие качества слепых и слабовидящих. Так, чрезмерно улыбчивых слепых зрячие в школе воспринимают как подхалимов, а на улице как интеллектуально не­полноценных.

Слепые дети с остаточным зрением и слабовидящие при разговоре часто кажутся зрячим странными, потому что "наступают" на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним.

Один из незрячих рассказывал, что ему было очень стыдно за свой поступок в школе, и он сильно переживал. Учительница этого не понимала, она кричала: "Ты еще улыбаешься?! Ты еще смеешься?! Наглец! Я бы на твоем месте сквозь землю провалилась!". Только повзрослев, он узнал из книг, что по лицу зрячие "прочитывают" эмоциональные состояния, и понял, что внешние проявления его чувств не соответствуют его внутренне­му состоянию.

Слепой и слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев голову рукой. Учеников в такой позе часто можно увидеть на их любимых уроках в школах для детей с нарушением зрения. Такая поза воспринимается нормаль­но видящими как выражение скуки и утраты интереса. Это может приводить (да и приводит) к взаимонепониманию слепых и слабовидящих со зрячими.

«Взгляд в сторону» у слепого и слабовидящего может быть вызван глубоким нарушением зрения. Например, человек с боковым полем зрения при рассмат­ривании собеседника вынужден направлять взгляд в сторону, так как на собе­седника в таком случае будет направлена видящая часть глаза. Но такой взгляд зрячими воспринимается как выражение сомнения и подозрения.

Людям с глубокими нарушениями зрения доступно не только воспроизведе­ние выразительных движений, но их понимание с помощью осязания. Об этом говорят многие факты. В.З.Денискина описывает один из них. В ее практике был случай, когда тотально слепой человек, легонько коснувшись указательным пальцем правой руки уголка ее губ, быстро и очень верно охарактеризовал ее настроение в тот момент. На вопрос: "Ты давно так понимаешь мимику?" он ответил: "До женитьбы я вообще об этом не задумывался, лицо человека меня никогда не интересовало, да и ни дома, ни в школе внимание к этому никто не привлекал. Женившись на любимой девушке, у которой, кстати, лицо оказалось очень живым и подвижным, я посте­пенно научился пальцами различать ее эмоции, настроения. К сожалению, нельзя дотрагиваться до лиц неблизких людей, а как хочется иногда проверить, насколь­ко совпадает впечатление от слов с мимикой".

И.М.Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чув­ствования вдаль, за пределы длины руки». А если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточ­ное зрение, то окажется, что незрячие в принципе обла­дают познавательными возможностями, близкими к возможностям зрячих.

Прикасаясь к предметам, незрячий вос­принимает их разнообразные признаки и свойства: величину, упругость, плотность, температуру, расстояние и скорость, вес, форму и т. д. «Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предме­тов; поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза».

б) Раздельное обучение различных категорий детей с нарушениями зрения

Опыт различных педагогов в обучении детей с нарушениями зрения позволил сделать ряд практиче­ских выводов.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»

Доклад на тему: «Особенности детей

с нарушениями зрения»

Выполнила:

Колебер Галина Федоровна,

учитель

начальных классов

Анадырь

2016 г.

I . Введение

По данным ВОЗ в настоящее время в мире насчитывается около 42 млн. слепых и более 110 млн. слабовидящих. В последние годы имеет место мировая тенденция увеличения численности слепых и слабовидящих, причем каждый четвертый из них потерял зрение в детском возрасте.

Зрение - это способность ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Орган зрения позволяет получить до 90% информации об окружающем мире.

Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения – тифлопедагогика. Основоположником тифлопедагогики является французский педагог Гаюи. Развитие отечественной тифлопедагогики связано с именами ученых М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, Б.И.Коваленко. Автором рельефного письма является французский ученый, «великий слепой» – Луи Брайль.

Для чтения слепые используют шрифт Брайля.

II . Причины зрительных нарушений

1. Врожденная патология

1.1Наследственная передача некоторых дефектов зрения (генетические факторы):

а) микрофтальм – уменьшение размера одного или обоих глаз и значительное

понижение зрения;

б)анофтальм – врожденное безглазие.

в)катаракта – помутнение хрусталика;

г)астигматизм – аномалии рефракции, т.е. преломляющей способности глаза;

1.2.нарушение обмена веществ (при фенилкетонурии);

воздействие на плод инфекций.

2. Приобретенная патология

2.1.Осложнения детских инфекций: корь, скарлатина, дифтерия;

2.2.Осложнения общих инфекций: оспы, туберкулеза глаз;

2.3. Глаукома (заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза);

2.4.Внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния;

2.5.Травмы головы;

2.6.Атрофия зрительного нерва, сетчатки (нарушение питания, гибель клеток);

2.7.Нейроинфекции – менингит, энцефалит.

3. Функциональные нарушения

3.1. Нарушение санитарно-гигиенических норм и правил:-недостаточная освещенность.

3.2. Чрезмерные зрительные нагрузки (длительное чтение книг, просмотр телевизора, работа с компьютером),

3.3.Несоблюдение правил работы с книгой: чтение лежа, в движущемся транспорте, при плохом освещении).

II . Классификация детей с нарушением зрения

1. Незрячие (слепые) - это лица с остротой зрения от 0 (0 %) до 0,04 (4 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, лица с более высокой остротой зрения, у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации.

1.1. абсолютная слепотаполное отсутствие зрительного восприятия и полная невосприимчивость к свету;

1.2. практическая слепотастепень потери зрения при котором человек не видит людей, предметы, утрачено восприятие цвета, света и формы. Способность видеть колеблется в диапазоне светлое – темное, контуры, силуэты.

2. Слабовидящие - это лица с остротой зрения от 0,05 (5 %) до 0,4 (40 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Лица с пониженным зрением или пограничным зрением между слабовидением и нормой имеют остроту зрения от 0,5 (50 %) до 0,8 (80 %) на лучше видящем глазу с коррекцией.

2.1.Частичная потеря зрения – относительное снижение остроты зрения, цвет и форма воспринимается, но более мелкие детали не различаются;

2.2.Цветовая слепота – человек видит нормально, но не воспринимает всех или нескольких цветов;

2.3. Куриная слепота (не видит в сумерках) или дальтонизм (искаженное восприятие некоторых цветов, цвета могут восприниматься только в желтом и голубом, иногда в красном и зеленом, может быть восприятие только в сером цвете).

3. В последние годы в категорию детей с нарушениями зрения, нуждающихся в специальном сопровождении, наряду со слепыми и слабовидящими, включены дети, имеющие:

3.1.амблиопию (стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической причины);

3.2.миопию, гиперметропию, астигматизм (снижение преломляющей оптической системы глаза);

3.3.косоглазие (нарушение содружественного движения глаз).

III . Характерные особенности детей с нарушением зрения

У незрячих (слепых):

    наблюдаются специфические особенности психики - либо он всячески старается уменьшить пропасть отделяющую его от нормальных детей, либо наоборот подчеркивает различия и требует признания особой формы личности;

    могут наблюдаться нарушения эмоционально-волевой сферы: чувство малоценности, слабости, неуверенности в себе;

    многие дети не умеют общаться в диалоге, т.к. не слушают собеседника;

    обедненность опыта, т.к. у них знакомство с окружающим лишь формально-словесное;

    страх, вызванный неизвестным и непонятным;

    слуховое внимание у них концентрированное;

    быстро считают, запоминают большие объемы текста, умение петь, находчивость в викторинах;

    обостренное осязание

У слабовидящих:

    трудности различения цветов и оттенков, локализации форм и размеров, мелких предметов и деталей;

    трудности узнавания предметов и их изображений, смешение сходных по форме изображений и предметов;

    снижение скорости и точности восприятия;

    испытывают трудности в восприятии линий и клеток в тетради, обозначений и рисунков, имеющих место в учебниках и учебных пособиях;

    имеет место нарушение бинокулярного зрения, что затрудняет процесс рассматривания иллюстраций, и проявляется в трудностях выделения различных планов, установления причинно-следственных связей между персонажами;

    снижается скорость и качество выполнения видов работ, в основе которых лежит зрительное восприятие;

    заниженная самооценка, низкая положительная мотивацию к учебной деятельности (частые ситуации неуспеха);

    не в состоянии самостоятельно обрести многие навыки общения, в том числе в полной мере овладеть невербальными средствами общения (жест, мимика, пантомимика);

    чувство неуверенности (излишняя опека со стороны зрячих тормозит развитие у ребенка самостоятельности).

IV . C оздание специальной образовательной среды в инклюзивной образовательной организации

1. Обучение слепых детей с опорой на сохраненные анализаторы:

Слуховой,

Вибрационный,

Обонятельный,

-«шестое» чувство (тепловое)

2. Обучение слабовидящих детей с опорой на остаточное зрение:

Применение оптических средств,

Наглядности,

Специальных учебников,

Дополнительного освещения.

3 . Интегрированное обучение детей с нарушением зрения.

Педагог должен соблюдать следующие правила :

    Посадить ребенка за первую парту;

    Соблюдать режим зрительной работы: 10-15 мин. непрерывного чтения или письма – перерыв;

    Чередовать виды деятельности, проводить гимнастику для глаз, оптимально использовать наглядность;

    Осуществлять тесную связь с родителями и медработником.