Диагностическая первоклассников в адаптационный период. Методы диагностики школьной адаптации первоклассников

Батарея диагностических методик для определения уровня школьной адаптации первоклассников.

Комплексная диагностика первоклассника основана на предупреждении или раннем распознавании кризисных ситуаций, а именно дезадаптации учащегося, что является основой психологического исследования. Диагностика включает не только оценку состояния и результатов работы ребенка, но и в целом психологическое и физиологическое состояние первоклассника, это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

    Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго

Инструкция: Ребята сейчас мы с вами будем знакомиться и все, чему вы научились приду в школу вы покажите на бланке, которой я вам раздала. Ваша задача внимательно слушать меня и приступать к выполнению задания строго после моей команды. Работать будем все вместе. На выполнение каждого задания будет отведено определенное количество времени. Посмотрите внимательно на лист, который я вам сейчас раздала. Работаем исключительно простым карандашом. Приготовьте пожалуйста его. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Приготовились.

Слушайте внимательно .

Задание № 1. «Продолжи узор» (см. приложение 1)

Цель: оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

Инструкция: здесь нарисованы два узора. Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Сначала продолжите первый узор, кто закончил, положите карандаш и покажите, что выполнили работу. Закончили. А теперь приготовились выполнять второй узор, также не отрывая руки до конца строчки. Кто выполнил задание, положите карандаш на стол, чтобы я видела, что вы сделали задание».

Психолог наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения детей, прохаживаться между рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Рекомендуется при выполнения любого задания, это успокоить и подбодрить первоклассника, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. Ты справишься с заданием, ты это знаешь и умеешь. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.

Задание № 2. «Сосчитай и сравни» (см. приложение1)

Цель : оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Инструкция . Все нашли задание №2. Сосчитайте, сколько кружков нарисовано на листе, и напишите цифру (следует показ - где на бланке следует написать соответствующую цифру, обозначающую количество кружков), сколько квадратов нарисовано (следует показ - где на бланке следует написать соответствующую цифру), и напишите число квадратиков. Поставьте цветным карандашом галочку там, где фигур больше.

Приготовились. Берите карандаш и начинайте работать.

Задание при необходимости можно повторить дважды. По мере выполнения задания № 2 еще более внимательно анализируется самостоятельность выполнения детьми задания, отмечаются на листе наблюдений особенности выполнения и поведения. Психолог наблюдает, так же как дети выполняют второе задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения и поведения детей, прохаживаться между рядами. Так же как и в первом задании, при необходимости можно использовать помощь: «Ты молодец, все получится, не торопись» и т.п.

Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл повторить: «Тот, кто закончил работу, положите карандаши, чтобы я видела, что вы сделали второе задание».

Задание № 3. «Слова» (см. приложение1)

Цель : оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.

p . s . Для выполнения этого задания необходима

предварительная ориентировка детей.

На доске рисую три квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Проговариваю, что этот образец списывать не нужно, а только смотреть и слушать. Называю слово и показываю как нужно будет проставлять каждую букву в соответствующие квадраты.

Инструкция. Ребята посмотрите на лист и найдите задание № 3. А теперь посмотрите на доску.

Сейчас я произнесу слово и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах.

В слове ДОМ - три звука: Д, О, М , ребята определяют какую букву в какой квадрат устно ставить и я вписываю на доске в квадраты). Будьте внимательны!

p.s. Ребята если вы не знаете, как писать букву,

то просто поставьте вместо буквы галочку

(в квадратах на доске стираются буквы - одна или две,

а на их место ставятся галочки).

Приготовились. Берите карандаш и начинайте работать.

Ребята возьмите простой карандаш. Я буду говорить слова, а вы - отмечать каждый звук в своем квадратике на листе.

Начали. Первое слово - ШАР, начинаем отмечать звуки... Специалист смотрит, как дети выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений.

Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.

Задание № 4. «Шифровка» (см.приложение 1)

Цель: в ыявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 мин. На доске рисую пять пустых фигур.

Инструкция. Ребята посмотрите внимательно на доску и в свой листик. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас мы будем ставить в пустые фигуры знаки. У вас на листе показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на бланке. Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда. Пожалуйста не спешите, будьте внимательны. Задание можно повторить при необходимости.

Приготовились. Время пошло.

С этого момента отсчитывается время выполнения задания. Фиксирую в листе наблюдений особенности выполнения задания и характер поведения детей. Работа продолжается не более 2 минут. По истечении этого времени дети перестают работать: А теперь все отложили карандаши и посмотрели на меня.

Задание № 5. «Рисунок человека»

Цель: Оценить уровень сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

Инструкция. Ребята,а теперь послушайте последнее задание. Переверните все свои листики. Возьмите простой карандаш, послушайте задание:

НАРИСОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Приготовились. Начинайте рисовать.

Время выполнения последнего задания не более 5–7 минут.

В процессе выполнения задания, отмечаю характер поведения и работы детей в листе наблюдений.

СУММАРНАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням:

1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе. (У) от 17 до 25 баллов

2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.(УГ) от 14 до 17 баллов.

3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения. (УН) от 11 до 14 баллов

4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.(Н) суммарная оценка ниже 10 баллов .

2. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) (для педагогов и родителей)

(схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют отдельно учителя и отдельно родители))

Каждая схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе.

Схема для учителей включает в себя 4 критерия адаптированности и 7 характеристик (шкал) для их оценки. (см. приложение 2). Схема для родителей состоит и 6 шкал, из которых нужно выбрать утверждение, которое наиболее точно отражает состояние своего ребенка. (см. приложение 3.)

В качестве критериев выбраны:

 эффективность учебной деятельности;

 усвоение школьных норм поведения;

 успешность социальных контактов;

 эмоциональное благополучие.

Схема для родителей включает в себя 6 характеристик (шкал):

 успешность выполнения школьных заданий;

 степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий;

 самостоятельность ребенка при выполнении заданий;

 настроение, с которым ребенок идет в школу;

 взаимоотношения с одноклассниками;

 общая оценка адаптированности.

Схемы можно заполнять как один раз, так и в течение определенного времени. При одноразовом применении схем педагогов и родителей просят выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент (каждое утверждение имеет свой балл). На основании суммы полученных баллов по каждой схеме можно оценить адаптированность ребенка к школе.

Обработка результатов для учителей:

Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально-психологической адаптации детей:

 нормальная адаптация – 22–35 баллов;

 неполная адаптация – 15–21 балл;

 дезадаптация – 0–14 баллов.

Обработка результатов для родителей:

Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально­

психологической адаптации детей:

 зона нормальной адаптации – 19–30 баллов;

 зона неполной адаптации – 13–18 баллов;

 зона дезадаптация – 0–12 баллов.

3. Проективная методика "Кактус".

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника.

Инструкция : ребята перед вами белый лист бумаги, все вы видели цветок такой как кактус и представляете его, я вас попрошу сейчас нарисовать кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При проведении диагностики учащимся выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика "образа кактуса" (дикий, домашний, женственный и т.д.)

характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивност ь - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивност ь - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированност ь - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку (при инд.диагностике) в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

4.Микропрактикум «Мой класс»

Инструкция: Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса: «Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. (см. приложение 4) За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свою имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

Учителю важно знать:

    С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?

    Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (Рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?

Анализ результатов:

1. На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

2. Позиция «один, вдали от учителя» – эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.

3. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, – доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.

4. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.

4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции

5. Методика оценки школьной мотивации учащихся начальных классов

Данная методика может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должен написать те ответы, которые они выбирают.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы. (см. приложение 5)

Обработка результатов

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

Ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

Нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;

Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.


Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

Оценка за

Оценка за

Оценка за

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Уровни школьной мотивации:

25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;

15–24 балла – средний уровень мотивации;

10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).

6. Методика «Градусник»

Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике. Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.

Инструкция:

Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. (см. приложение 6) Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Отметьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния (в данном случае – гнев или злость).

Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному.

Интерпретация данных:

Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов - средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов - высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов - очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.

7. Методика "Солнце, тучка, дождик"

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

В классе мне -

С друзьями мне -

Дома мне -

Диагностическая методика "Солнце, туча, дождик" позволила определить, как себя ощущает ребенок в различных ситуациях. Настроение в школе дети обозначили солнцем, это связано с появлением новых друзей и новой социальной роли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Имя Фамилия ____________________________________________Класс_____

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Экспертная оценка

социально-­психологической адаптации детей к школе

Инструкция: Уважаемые педагоги! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние учащегося.

Ф.И.учащегося __________________________________________________________ Класс _____________

Показатели

Оценка
показателя
в баллах

Критерий 1. Эффективность учебной деятельности

Шкала 1. Учебная активность

Учебная активность отсутствует (ребенок не включается в учебный процесс)

Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски

Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса

Редко поднимает руку, но отвечает правильно

На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются

Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно

Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)

Плохое усвоение программного материала по всем предметам – грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам, средний балл ниже 3,3)

Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл 3,5 и ниже)

Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок

Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой

Критерий 2. Усвоение школьных норм поведения

Шкала 3. Поведение на уроке

Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами

Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает

Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах

Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами

Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока

Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя

Шкала 4. Поведение на перемене

Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой)

Пассивный, движения скованные, избегает других детей

Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой

Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс)

Активность выражена в малой степени – предпочитает занятия в классе с кем-­нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры

Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх

Критерий 3. Успешность социальных контактов

Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками

Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят)

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему)

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт

Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами

Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

Общительный, легко контактирует с детьми

Шкала 6. Отношение к учителю

Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании

Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается

Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным

Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам

Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью

Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним

Критерий 4. Эмоциональное благополучие

Шкала 7. Эмоции

Преобладание депрессивного настроения. Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляются в отношениях с детьми (может ударить, что­то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем

Отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин. Агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос

Отрицательные эмоции:

Эпизодически проявление сниженного настроения

Спокойное эмоциональное состояние

Хорошее настроение, часто улыбается, смеется

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Экспертная оценка

адаптированности ребенка к школе

(Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)

Инструкция:

Уважаемые родители! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние вашего ребенка.

Ф.И. учащегося _________________________________________________ Класс _____________________

Показатели

Оценка
показателя
в баллах

Шкала 1. Успешность выполнения школьных заданий

Плохое усвоение программного материала по всем предметам

Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий

Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой

Небольшие помарки, единичные ошибки

Правильное безошибочное выполнение школьных заданий

Шкала 2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий

Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию

Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения

Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения

Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений

Ребенок работает легко, свободно, без напряжения

Шкала 3. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий

Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого

Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого

Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам

Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого

Ребенок сам справляется со школьными заданиями

Шкала 4. Настроение, с которым ребенок идет в школу

Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости)

Случаются проявления отрицательных эмоций:
- тревожность, огорчение, иногда страх;
- обидчивость, вспыльчивость, раздражительность

Иногда бывают проявления сниженного настроения

Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения

Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу

Шкала 5. Взаимоотношение с одноклассниками

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один. Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт

Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами

Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых

Шкала 6. Общая оценка адаптированности ребенка

Низкий уровень адаптированности

Уровень адаптированности ниже среднего

Средний уровень адаптированности ребенка

Уровень адаптированности выше среднего

Высокий уровень адаптированности

ПРИЛОЖЕНИЕ4

Фамилия Имя ___________________________________ Класс __________

ПРИЛОЖЕНИЕ5

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Тебе нравится в школе?

Не очень

Нравится

    не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома

Бывает по-разному

    иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

Остался бы дома

    пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Не нравится

Бывает по-разному

    нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы

Не хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    не хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

Точно не знаю

Хотел бы

    не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

    нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся

Не очень

    не нравятся

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Бланк для ответов:

«Градусник»

ФамилияИмя___________________________________________________ класс ________

Насколько я разозлился сегодня _______________________________ (число, месяц, год)?

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане.

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

Становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностямишкольника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями и от того насколько благополучно прошел адаптационный период при поступлении в школу, будет зависеть успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.

Анализ процесса адаптации первоклассников к школе, позволяет выделить следующие ее формы:

    Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам, здесь успешность зависитот возраста ребенка, от уровня его подготовки; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.

    Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшимибратьями, сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристикедеятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).

    Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированноститворческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).

Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца.

В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным:

Высоким, когда первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубокои полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение;

Нормальным когда первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружитсо многими одноклассниками;

Низким, когда первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работас учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособностьи внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения - период «острой» адаптации,в течение которой не следует повышать нагрузку и темп работы.

Термином «первичная психологическая адаптация» ученые - психологи обозначили период, длящийся ориентировочно первое полугодие обученияв школе. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленноена быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности.

На операциональном уровне адаптация определяется как соответствие психологического статуса ребенка психолого-педагогическим требованиям, где статус школьника представляет собой систему характеристик психического состояния и поведения ребенка, важных для его успешного обученияи всестороннего развития. Это характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений ребенка к миру, самому себе и значимым формам деятельности; особенности поведения в учебных и внеучебных школьных ситуациях. Социально-педагогическая ситуация, в которую попадает ребенок с начала обучения в первом классе, предъявляет определенные требования к уровнюразвития и содержанию названных выше характеристик. Соответствие психолого-педагогического статуса ребенка предъявляемым ему школьным требованиям рассматривается нами как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состоянияи поведения ребенка содержательное несоответствие предъявляемым требованиям будут служить для нас индикатором социально-психологической дезадаптации ребенка в школьной среде.

Если физиологическая адаптация протекает как бы автоматически, то с социально- психологической адаптацией дело обстоит иначе: она представляет собой процесс активного приспособления. Адаптация ребенка к школе процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально-психологическую ситуацию, не только «встроиться в нее», но и ее «пристроитьк себе». Да ведь и учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него учениками.

Ухудшение нервно-психического состояния детей также наиболее выражено в первом полугодии. Специальные исследования показывают, что именно в этот период число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14­16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время «острой адаптации». Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.

Следовательно, для того чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологам необходимо ориентировать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности ребенка, помогать ему сформировать навыкии внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде. Таким образом, необходимым является осуществление психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей и уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса школьников и их соотнесение с системой требований, предъявляемых к ученику первого класса, какна этапе поступления (зачисления) ребенка в школу, так и в середине первого класса.

Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровнепсихологической готовности и сформированности некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй диагностический тур. Он направлен на выявление причин низких результатов.

Психолого-педагогическая диагностика позволяет решить ряд актуальных задач среди которых:

    выявление уровня готовности ребенка к школьному обучению и те индивидуальные особенности, общения, поведения, которые необходимо учестьв процессе обучения и общения в школьной среде;

    устранение, восполнение пробелов, то есть повышение уровня школьной готовности к моменту прихода в первый класс;

    разработка стратегии и тактики обучения ребёнка с учётом выявленных особенностей и возможностей.

Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиямна рассматриваемом этапе сопровождения являются: экспертные опросы педагогов и родителей; психологическое обследование самих детей; анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

Экспертные опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения ребенка от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать за ребенком в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего учителя и родители.

Опрос педагогов рассматривается нами как основной способ получения информации от экспертов, позволяющий: выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведение и общение ребенка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям; уточнить содержание и природу трудностей, возникающих у детей с нарушениями поведения.

Опрос родителей является вспомогательным методом получения информации об отношении ребенка к школе, некоторых аспектах его учебной деятельности и актуальном психологическом состоянии.

Психологическое обследование детей направленно на получение информации, прежде всего о тех особенностях психолого-педагогического статуса школьника, которые скрыты от непосредственного наблюдения: это система отношений к миру, себе и значимым видам деятельности, особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие. Помимо этого обследование позволяет уточнить содержание и природу школьных трудностей, возникающих у некоторых детей.

Анализ документации предлагает работу с классным журналом и тетрадями школьников, ретроспективный анализ диагностических данных, просмотр записей в медицинской карте ребенка, появившихся в процессе обучения в школе.

Классный журнал служит источником информации об объективных педагогических показателях школьной успешности ребенка (оценках). Их анализпозволяет выяснить, насколько стабильно учится ребенок (по динамике или разбросу оценок), сравнить успешность обучения по разным предметам, объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников.

Анализ ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной сферы ребенка (тонкая моторика, внимательность, утомляемость и др.) Внимательный просмотр тетрадей позволяет педагогу или психологу извлечь из них дополнительные сведенияоб отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.)

Наконец, медицинские данные дают информацию о состоянии здоровья ребенка, динамике заболеваемости за последние полгода, различных изменениях в физическом самочувствии ребенка.

Охарактеризуем основные моменты процедуры диагностической работы на данном этапе. Диагностика проводилась по трем основным направлениям: обследование школьников, опрос родителей и опрос педагогов. Работа со всеми тремя категориями опрашиваемых осуществлялась одновременно.

Учащиеся обследовались в групповой форме по двум методикам: тест несуществующего животного, мотивационная анкета. По результатамобследования заполнялся протокол, в который заносились первичные данные и бланк наблюдения за ребенком в процессе работы.

Педагоги опрашивались с помощью двух методик: психолого-педагогической характеристики школьника и карты наблюдений Скотта. Характеристика раздается педагогам заранее, приблизительно за неделю до опроса. Педагогам предлагалось ознакомиться с ее содержанием и целенаправленнопронаблюдать за поведением и обучением детей. Затем характеристика заполнялась в школе в присутствии психолога. Такая же процедура повторялась и при заполнении карты Скотта.

Родители на общем собрании заполняли анкету для родителей первоклассников. При этом также важно соблюдать общее условие: все диагностические процедуры проводились в школе в присутствии психолога или другого лица, занимающегося сбором данных. Анкеты и тесты домой раздавались только для ознакомления (в данном случае - педагогам).

Таким образом, определение уровней психологической адаптации детей 6 - 7 лет к условиям школы осуществлялось на основе всестороннегои глубокого изучения обучения и поведения, личности ребенка в целом на основе данных, как самооценки, так и внешних оценок.

В основу оценки продуктов изобразительной деятельности первоклассников (тест «Несуществующее животное»), ответов детей (мотивационная анкета), мнения педагогов и родителей была положена их правильность, полнота и выражение собственного отношения к содержанию. Обработкаих показала отсутствие у некоторых учащихся устойчивой учебной мотивации, несформированность коммуникативных умений и неразвитостькогнитивных способностей.

Результаты нашего диагностического исследования покали, что высокий уровень адаптации имеют 15% детей. Этот показатель составили дети, которые прошли предшкольную подготовку в стенах указанной школы. Поэтому процесс их приспособления к школе проходил безболезненно. Средний уровень приспособления к новым условиям жизнедеятельности показали 20% детей. Позитивную роль в средней адаптации первоклассников к социально-психологичесим условиям школы играют высокая коммуникабельность детей, как по отношению к сверстникам, так ик педагогам, а также осознание значимости нового статуса. Низкий уровень адаптации имеют 65%, которым свойственно отрицательно или индифферентно относится к школе.

Выявленный у первоклассников общий уровень психологической адаптации следует признать недостаточным для их успешного обучения в школе.Вместе с тем, есть основание рассчитывать на улучшение приспособляемости детей 6 - 7 лет к новым условиям жизнедеятельности в ходеспециально организованной развивающей деятельности, так как у них достаточно сформированы коммуникативные умения и интерес к новойсоциальной роли.

Кроме этого, при первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. На основе появившихся интересовк содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению. Дальнейшее развитие этих интересов и динамикаотношения младших школьников к учению зависят как от привлекательности учебной деятельности, так и от специально организованного развивающего обучения.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения большую роль играют ряд факторов: взрослые участники образовательного процесса - учителя, родители, психологи, социальные педагоги; личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей со взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей - залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителяи родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. В свою очередь объективная и своевременнаядиагностика позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его - высокими

Тестирование первоклассников на предмет адаптации в школе

Конец формы

Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.

Анкета для родителей первоклассников

Класс

Школа №

Фамилия, имя ребенка

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

Неохотно (ДА)

Без особой охоты (ВДА)

Охотно, с радостью (А)

Затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

Пока нет (ДА)

Не совсем (ВДА)

В основном, да (А)

Затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

Скорее нет, чем да (ДА)

Не вполне (ВДА)

В основном да (А)

Затрудняюсь ответить

4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

Иногда (ВДА)

Довольно часто (А)

Затрудняюсь ответить

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

В основном отрицательные впечатления (ДА)

Положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

В основном положительные впечатления (А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий? (укажите конкретную цифру)

7. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

Довольно часто (ДА)

Иногда (ВДА)

Не нуждается в помощи (А)

Затрудняюсь ответить

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

Перед трудностями сразу пасует (ДА)

Обращается за помощью (ВДА)

Старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

Настойчив в преодолении трудностей (А)

Затрудняюсь ответить

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

Сам этого сделать не может (ДА)

Иногда может (ВДА)

Может, если его побудить к этому (А)

Как правило, может (А)

Затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

Довольно часто (ДА)

Бывает, но редко (ВДА)

Такого практически не бывает (А)

Затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

Нет (ДА)

Скорее нет, чем да (ВДА)

Скорее да, чем нет (А)

Затрудняюсь ответить

А - адаптация

ВДА - возможна дезадаптация

ДА - дезадаптация

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов

1. Тебе нравится в школе или не очень?

Не очень

Нравится

Не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома

Бывает по-разному

Иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

Не знаю

Остался бы дома

Пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Не нравится

Бывает по-разному

Нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы

Не хотел бы

Не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Не знаю

Не хотел бы

Хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Часто

Редко

Не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

Точно не знаю

Хотел бы

Не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

Мало

Много

Нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся

Не очень

Не нравятся

Тестирование учащихся в целях диагностики успешности адаптации к школьному обучению, предлагается по следующим методикам:

1. «Беседа о школе», предназначенная для исследования «внутренней позиции школьника» (авторы: Д.Б. Эльконин, А.Г. Венгер) Показателями «внутренней позиции школьника» являются:

· положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;

· особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

· отказ от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;

2. Тест на эмоциональное отношение к школе («Домики»), применяемый в целях выявления полюса преобладающих эмоций по отношению к школе и школьному обучению (авторы: Д.Б. Эльконин, А.Г.Венгер);

3. Методика изучения мотивов учения, предназначенная для диагностики ведущей мотивации учения (автор М.Ю. Гинзбург). При диагностике выявляются преобладающие мотивы посещения школы и обучения из следующего ряда: позиционный, учебный, игровой, мотив получения отметки, социальный, внешний.

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

    4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

    3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

    2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

    1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

    0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

    0-3 баллов – низкий;

    3-6 баллов – ниже среднего;

    7-10 баллов – средний;

    11-13 баллов – выше среднего;

    14-16 баллов – высокий

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное - к дезадаптации.

Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие:

во-первых, с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность;

во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе.

Нами были предложены следующие методики для исследования адаптации первоклассников:

  1. Методика «Домик» (Н.И. Гуткина);
  2. Методика «Изучение интеллектуальной готовности к школе»;
  3. Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург);
  4. Методика «Составление рассказа по картинке»;
  5. Рисуночная методика «Что мне нравится в школе»;
  6. Тест Тулуз-Пьерона;
  7. Тест «Домики» (О.А. Орехова).
  1. Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5-10 лет и используется при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования : определить способность ребенка копировать сложный образец.

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

  1. Методика «Изучение интеллектуальной готовности школе».

Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах – это операции мышления, оценивая которые можно судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на серию вопросов. За каждый правильный ответ на каждый вопрос ребенок получает 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.

  1. Методика «Определение мотивов учения» направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

Для детей 6-7 лет наиболее характерными являются следующие мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный); «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); «внешние» по отношению к самой учёбе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п. Игровой мотив, неадекватно перенесённый в новую учебную сферу (игровой); мотив получения высокой оценки (отметка).

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Дети последовательно осуществляют три выбора. Из ответов-выборов первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.

Интерпретация мотивов:

Внешний - собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.

Учебный - ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой - в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

Позиционный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

Социальный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.

Отметка - ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

  1. Методика «Составление рассказа по картинке». Ц ель- оценить активный словарный запас, связность и грамматический строй ребенка.
  1. Рисуночная методика «Что мне нравится в школе» позволяет определить отношение ребенка к школе.
  1. Тест Тулуз-Пьерона.

Цель методики: выявление способности к произвольной концентрации внимания

Увелечение массовой доли легких церебральных нарушений – новая реальность последнего десятилетия. 40-60% современных детей, ежегодно поступающих в школу, имеют функциональные нарушения в деятельности мозга, в принципе, обратимые и нормализуемые по мере роста ребенка и созревания головного мозга. В нашей стране эти нарушения получили название минимальных мозговых дисфункций (ММД). Обучение, не учитывающее индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, порождает обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации.

Тест Тулуз-Пьерона позволяет исправить эту ситуацию. Тест является модификацией корректурного теста - невербального теста достижений, направленного на выявление способности к произвольной концентрации внимания. Применение этой методики для диагностики ММД обосновано канд. психол. наук Л.А. Ясюковой.

  1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» позволил провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе (к себе в новой роли, к учителю, к одноклассникам).

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

1-е задание определяет вегетативный коэффициент , который характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

  1. 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность.
  2. 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Рекомендация: необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
  3. 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам.
  4. Свыше 2,0 – перевозбуждение. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

2-е задание расшифровывает эмоциональную сферу первоклассника.

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.

По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

  1. с положительным отношением к школе
  2. с амбивалентным отношением
  3. с негативным отношением

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

  1. достаточный
  2. частичный
  3. недостаточный (или дезадаптация)

Методики диагностики

адаптации\дезадаптации учащихся.

Классный руководитель: Симанкова М.П.

2016 г.

Психодиагностический инструментарий

Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой

Педагог-психолог знакомится с ребёнком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задаётся первый вопрос "Беседы".

  1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее педагог-психолог говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребёнок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?
  2. Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
  3. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь? Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
  4. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?
  5. Представь, что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
  6. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
  7. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: "Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты выбрал?

Классификация ответов
(Все ответы подразделяются на две категории А и Б)

Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".
Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.
Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор учителя.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8: выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.
Вопрос 2: согласие на "отпуск".
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.

Проективная методика «Школа зверей» Т.А. Нежновой

Цель: выявление школьных неврозов на начальной стадии развития, выяснение причин и способов коррекции.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка: Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите "Школу зверей". Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой "Школе зверей", пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция: Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаш и бумагу. Попробуйте нарисовать то, что видели. Дети выполняют задание. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или «я».

Интерпретация:

Положение рисунка на листе. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребёнка всё в норме.

Контуры фигур. Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий - все это защита от окружающих. Агрессивная - если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой - если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, заслоны.

Нажим. При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

Наличие деталей, соответствующих органам чувств, - глаза, уши, рот. Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии.

Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка. Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

Изображение учебной деятельности. В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

Цветовая гамма. Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребёнка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Наблюдение – наиболее распространённый и незаменимый метод в работе с первоклассниками, хотя он может применяться в изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда исследователя интересуют все особенности поведения ребёнка, но чаще применяется выборочное, когда фиксируются только некоторые из них. Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований. Это чётко поставленная цель, разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать), систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния ребёнка и не показывающие закономерностей его развития), объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем).
Сложность в организации наблюдения в период адаптации к школьному обучению состоит в том, что приходится наблюдать одновременно за поведением 20 и более учащихся.
В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух – четырёх уроках и переменах между ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребёнка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей. Приведём примеры.
1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ёрзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встаёт из-за парты.
2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, рисует на парте, занимается другими посторонними делами.
3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то всё время дерётся, конфликтует с другими детьми и т.п.
Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д.
Путём наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д.
При более длительном наблюдении рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам. Результаты наблюдений за учеником оцениваются учителем или психологом по семи шкалам в соответствии со следующими показателями:

1-я шкала – учебная активность .
5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.
4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
3 – редко поднимает руку, но отвечает верно.
2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.
1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы.
0 – учебная активность отсутствует полностью.

2-я шкала – усвоение программных материалов .
5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий.
4 – единичные ошибки.
3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов.
2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов.
1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний.
0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество.

3-я шкала – поведение на уроке .
5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность.
4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.
3 – часто разговаривает с товарищами, не собран.
2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало.
1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает.
0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами.

4-я шкала – поведение на перемене.
5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах.
4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят.
3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.
2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую.
1 – пассивен, избегает других.
0 – часто нарушает нормы поведения.

5-я шкала – взаимоотношения с одноклассниками .
5 – общителен, легко контактирует с детьми.
4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.
3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.
2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 – замкнут, изолирован от других.
0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям.

6-я шкала – отношение к учителю .
5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.
4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.
3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам.
2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным.
1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, плачет.
0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.

7-я шкала – эмоции .
5 – хорошее настроение, часто улыбается.
4 – спокойное эмоциональное состояние.
3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность).
2 – отрицательные эмоции преобладают.
1 – депрессивное настроение.
0 – агрессия.

Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу.
Карта школьной адаптации

Фамилия, имя

Учебная активность

Усвоение
программного материала

Поведение на уроке

Поведение
на перемене

Взаимоотношения с одноклассниками

Отношение к учителю

Эмоции

Общий балл

Выводы

В списке отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал.

Ключ.
21-35 баллов - адаптация произошла полностью.
14-20 баллов - неполная адаптация.
0-13 баллов - дезадаптация.
Для получения более полной информации рекомендуется анализ по шкалам.

Схема наблюдения «Карта школьной адаптации»

Предназначена для фиксации наблюдений и оценок учителя по отношению к отдельным детям, в частности для более углубленного изучения проблемных детей. В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально–волевой сферы и положение в классе. Эти сведения могут быть дополнительными для оценки адаптации ребенка в школе.
Ф.И.О. ______________________________________класс__________________

(правильный вариант подчеркните)
1. Уровень готовности к школе :
высокий - средний - низкий.
2. Успеваемость за 1-е и 2-е полугодие:
чтение
русский язык
математика
лучше письменные - лучше устные - без различия
3. Выполнение письменных работ:
лучше выполняет классные работы - лучше выполняет домашние работы - разницы в их выполнении нет.
4. Отношение к учебе:
ответственное - безответственное.
5. Отношение к школьным неудачам:
сильно переживает - быстро забывает о них - совсем не переживает.
6. Заболеваемость:
частая - временами - очень редко.
7. Дисциплина:
всегда хорошая - средняя - недисциплинирован.
8. Темп работы:
быстрый - средний - медленный.
9. Работоспособность:
ровная - скачкообразная - быстро падающая.
10. Внимание:
устойчивое - неровное - легко отвлекаемое.
11. Сообразительность:
быстрая - средняя - медленная - ограниченная.
12. Моторика:
чрезмерно подвижен - умеренная - малоподвижен.

13. Речь :
развита очень хорошо - не очень развита - плохо развита.
14. Выдержка:
хорошая - средняя - снижена - ничтожна.
15. Контактность:
общителен - замкнут - незаметен - неконтактен.

16. Положение в классе:
любим - пользуется вниманием - незаметен - нелюбим - отгорожен.
17. Настроение:
радостное - ровное - незаметное - серьезное - подавленное.
18. По сравнению со сверстниками:
1) менее труден да нет
2) сильно отвлекаем да нет
3) более утомляем да нет
4) чаще волнуется да нет
5) труднее в контакте да нет
6) больше колебаний в
работоспособности да нет
7) более пуглив и робок да нет
8) более чувствителен да нет
9) более возбудим,
раздражителен да нет
10) более плаксив да нет
11) более беспокоен да нет
12) более подвижен да нет
19. Адаптация к школе произошла:
быстро - медленно - не произошла

Анкета для определения школьной мотивации
(разработана Н.Г.Лускановой)

Тебе нравится в школе?

да;
нет;
не очень

Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

иду с радостью;
бывает по-разному;
чаще хочется остаться дома

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома?

пошёл бы в школу;
не знаю;
остался бы дома

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

не нравится;
бывает по-разному;
нравится

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы;
не знаю;
хотел бы

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

нет;
не знаю;
хотел бы

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

часто;
редко;
не рассказываю

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель;
точно не знаю;
хотел бы

У тебя в классе много друзей?

много;
мало;
нет друзей

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся;
не очень;
не нравятся

Анализ результатов . За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25 – 30 баллов : сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20 – 24 балла : отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).
15 – 19 баллов : положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).
10 – 14 баллов : отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).
Ниже 10 баллов : негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).
Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации.

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Тюменской области

«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

Анкета для определения

школьной мотивации

(разработана Н.Г.Лускановой).

Выполнила студентка 3 курса специальности

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Симанкова Анастасия Викторовна.

Тюмень 2013.