Ифтар – вечерний прием пищи после поста

Вниманию читателя предлагается перевод серии ответов на вопросы об ифтаре с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com.

Не медлить с разговением является сунной

Вопрос № 13999:

Я бы хотел знать, является ли разговение (ифтар) обязательным. Если мусульманин отправляется в мечеть во время вечерней молитвы, то как ему поступить во время ифтара, вначале поесть, а затем присоединиться к коллективной молитве, или же вначале помолиться, а потом поесть?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Разговляться желательно сразу, как только завершится время поста. На это указывают разные хадисы. Передаётся со слов Сахля б. Са’да , что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Люди будут пребывать в благополучии пока будут поторапливаться с разговением» (Аль-Бухари (1821) и Муслим (1838)).

После поста человеку в первую очередь следует незамедлительно поесть несколько кусочков еды, которые успокоят его голод, а затем приступить к молитве. После завершения молитвы, если хочет, он снова может продолжить приём пищи пока не наестся.

Так поступал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Передают, что Анас б. Малик сказал: «Пророк, – мир ему и благословение Аллаха! – до того, как совершал молитву, разговлялся свежими финиками. Если же их не было, то он разговлялся сухими финиками. Если не было и их, то он разговлялся несколькими глотками воды». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (ас-саум / 632), а аль-Альбани назвал его достоверным в «сахих Аби Дауд » (560).

В комментариях к этому хадису, аль-Мубаракфури пишет: «Этот хадис является полноценным и достаточным указанием на желательность незамедлительного разговения после поста».

Разговение едой, предоставленной тем, кто владеет недозволенным состоянием

Вопрос № 37711:

Разрешается ли принимать приглашение на ифтар от человека, чья большая часть имущества состоит из запретного?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если большая часть имущества человека состоит из запретного, то разрешается принимать его приглашение.

Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – принял приглашение к столу от иудеев, несмотря на то, что Аллах описал их как занимающихся ростовщичеством и незаконно присваивающими имущество людей. Некоторые салафы относительно таких вещей говорили: «польза от него достанется тебе, а грех от него достанется им».

Вместе с тем, тебе разрешается и отказывать такому человеку в принятии приглашения, дабы высказать тем самым ему своё порицание и удержать его от зарабатывания состояния недозволенным путём. Так и лучше будет поступить, если это действительно может оказать влияние на оставление им того греха, в который он впал.

А Аллах же знает лучше!

Хукм разговения в обществе приверженцев нововведений

Вопрос № 37742:

Ложится ли грех на того, кто на протяжении всего месяца Рамадан не совершал молитву-таравих? Я работаю в одной компании, где иногда я бываю вынужден оставаться по работе допоздна, так, что мне приходится разговляться на рабочем месте. И я похоже единственный суннит в этой фирме. Все остальные там шииты и исмаилиты. Можно ли мне разговляться вместе с ними?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если мусульманин не будет совершать молитву-таравих, то грех на него за это не ложится. Независимо от того, по уважительной причине он её не совершал, или без уважительной причины, так как она не является обязательной. Её совершение является настоятельной сунной (сунна муаккада). Сам Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – постоянно её совершал и побуждал мусульман к её совершению. Он говорил: ««Кто выстоит [ночные молитвы] в Рамадане искренне и с верой, тому будут прощены все его прежние грехи!» (Аль-Бухари (37) и Муслим (760)).

Мусульманину конечно же не следует пренебрегать этой молитвой. Если у него нет возможности совершить её за имамом в мечети, то он может совершить её дома. Если не может совершить одиннадцать рак’атов, то он может совершить столько, сколько не будет ему в тягость, пусть даже всего два рак’ата, а потом совершит молитву-витр. А Аллах же знает лучше!

Что касается разговения вместе с шиитами и исмаилитами, то, если ты считаешь, что разговение в их кругу может способствовать склонению их сердец к призыву их соблюдать Сунну и отказаться от тех нововведений, которые они совершают, то с точки зрения шариата это будет правомерным.

Если же ты видишь, что пользы в разделении с ними ифтара не будет, то лучше не разговляться вместе с ними и сторониться их, выражая отрицательное отношение к их нововведениям, и остерегаясь того, что тебе придётся столкнуться с их измышлениями (шубухатами), когда у тебя не будет знаний, которые бы раскрывали для тебя их ложность и несостоятельность, в силу чего ты можешь подвергнуть себя искушению в Религии. А Аллах же знает лучше!

Где лучше разговляться, в мечети или дома?

Вопрос № 38264:

Как лучше, совершить ифтар в мечети, после совершения молитвы, или же вначале совершить молитву, затем пойти домой и поесть вместе с семьей?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если задавший вопрос говоря об ифтаре имел ввиду то, что ест постящийся для разграничения времени поста от времени, когда разрешается принимать пищу, как например, употребление нескольких фиников, питьё воды и т.п., то такой ифтар желательно совершить сразу после поста, в соответствии со словами Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Люди будут пребывать в благополучии пока будут поторапливаться с разговением» (Аль-Бухари (1957) и Муслим (1098). См.: вопрос № 13999).

Если же он имел ввиду то, что обычно люди едят после совершения молитвы, то есть те блюда, которые они специально приготовили для ифтара (ваджабат уль-ифтар), то, как я знаю, в Сунне нет конкретных регламентаций по этому поводу. Тут человек сам должен решать как ему лучше поступить, учитывая различные надобности.

Разговение в мечети в кругу джамаата полезно тем, что собирает мусульман, сближает их сердца, ставит их в один ряд друг с другом, знакомит их, способствует возрождению духа взаимопомощи и т.д. Разговение в доме в кругу домочадцев полезно тем, что собирает семью, позволяет обсудить её проблемы, способствует укреплению семейных уз, помогает воспитать в детях культуру общения и культуру приёма пищи, и т.д.

Глава семьи обязан разумно взвешивать все эти пользы и определять, в какие дни он будет разговляться в кругу семьи, а в какие дни он будет делать это в мечети, принимая во внимание, что обязанность заботы о семье и детях, обучение детей Религии и её этическим нормам важнее и значимее, нежели простая желательность встречи с друзьями в мечети, при том, что есть возможность увидится с ними и во время молитвы-таравих, и на собраниях, где приобретают знания, и в других подобных случаях.

А Аллах же знает лучше!

Поминание Аллаха при разговении.

Вопрос № 93066:

Как расценивается обращение к Аллаху с мольбами, встречаемыми в хадисах, которые названы недостоверными, такими как: (1) При разговении: «Аллахумма ля-ка сум-ту ва ‘аля ризкы-ка афтар-ту / О Аллах, ради Тебя я постился, и предоставленным Тобою уделом я разговляюсь!» ; (2) «Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах, астагфиру-Ллах, ас’алю-ка-ль-джанна, ва а’узу би-ка мина-н-нар / Свидетельствую, что нет иного божества, кроме Аллаха, прошу прощения у Аллаха, прошу у Тебя Рая и ищу у Тебя защиты от Огня!». Есть ли в шариате такое, можно их читать, нельзя, порицается, не достоверно, или харам?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Первое:

Упомянутые Вами слова мольбы, произносимые при ифтаре, приводятся в слабом хадисе, который передал Абу Дауд (2358). В нём, со слов Му’аза б. Захры , сообщается, что когда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – разговлялся, произносил: «Аллахумма ля-ка сум-ту ва ‘аля ризкы-ка афтар-ту / О Аллах, ради Тебя я постился, и предоставленным Тобою уделом я разговляюсь!».

В этих словах нет необходимости, поскольку имеется то, что также передал Абу Дауд (2357) со слов Ибн ‘Умара , – да будет доволен Аллах им и его отцом! – который сказал: «При разговении, Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – говорил: “Захаба-з-замау ва-бталляти-ль-‘уруку, ва сабата-ль-аджру ин ша’а-Ллах / Ушла жажда, жилы наполнились влагой и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху!» .

Этот хадис назвал достоверным аль-Альбани в «сахих Аби Дауд».

Второе:

Постящемуся желательно обращаться к Аллаху с мольбами, как во время поста, так и при разговении. Ахмад (8030) передал со слов Абу Хурейры , – да будет доволен им Аллах! – который сказал: «Я сказал: “О Посланник Аллаха, воистину, когда мы видим тебя, наши сердца смягчаются и мы становимся людьми [, стремящимися] к миру вечному, но когда мы покидаем тебя, этот мир вновь прельщает нас, и мы становимся увлеченными своими женами и детьми”. Пророк ответил: “Если бы вы всегда пребывали в таком же состоянии, в каком вы пребываете в моём присутствии, то ангелы бы здоровались с вами за руку и навещали бы вас в ваших домах, а если бы вы не грешили, то Аллах заменил бы вас другим народом, который бы совершал грехи, чтобы прощать им”. Тогда мы сказали: “О Посланник Аллаха, расскажи нам о Рае, какие в нём строения?”. Он ответил: “Кирпичи из золота и серебра, раствор из миска с сильным запахом, щебень из жемчуга и яхонта, пыль из шафрана. Кто войдёт в него, тот будет в благоденствии, не подвергнется ничему дурному, останется жить навечно и никогда не умрёт. Его одежда не износится и он не перестанет быть молодым. Мольба троих людей не отвергается: справедливого правителя, постящегося, пока длится его пост, и притеснённого. Эта мольба переносится в облаках и перед нею раскрываются врата небес, а Господь – Всемогущ Он и Велик! – говорит: «Своим Могуществом Я окажу тебе помощь, хоть даже только с этого момента!»”».

Хадис достоверный, как это установил Шу‘айб аль-Арнаут в «тахкык уль-муснад».

В версии ат-Тирмизи (2525) говорится: «… постящегося, в момент разговения».

Эту версию признал достоверной аль-Альбани в «сахих ат-Тирмизи».

Вам следует просить у Аллах Рай, просить у Него убежища от Огня, просить у Него прощения грехов, и взывать к нему любыми другими узаконенными шариатом мольбами. Что касается мольбы: «Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах, астагфиру-Ллах, ас’алю-ка-ль-джанна, ва а’узу би-ка мина-н-нар / Свидетельствую, что нет иного божества, кроме Аллаха, прошу прощения у Аллаха, прошу у Тебя Рая и ищу у Тебя защиты от Огня!», - то мы её не встречали.

А Аллах же знает лучше!

Время обращения к Аллаху с мольбой во время ифтара

Вопрос № 14103:

Постящийся получает ответ на мольбу, с которой он обращается во время ифтара. А в какой именно момент надо взывать с мольбой: до того как приступаешь к разговению, в процессе разговения или же после разговения? Есть ли какие-нибудь специальные молитвы, передаваемые от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – или которые Вы можете посоветовать читать в это время?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Такой вопрос был задан шейху Мухаммаду б. ‘Усеймину , – да помилует его Аллах! – и он ответил:

«Обращаться к Аллаху с мольбой следует до ифтара, во время захода солнца, так как в этот момент в человеке объединяются покорность, смирение и состояние соблюдения поста. Всё это является причинами получения ответа на мольбу. После разговения душа получает отдохновение, восторг, а иногда даже её постигает беспечность.

Однако, передаваемая от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – молитва, даже если передаётся достоверно, имела место после разговения, а это — “Захаба-з-замау ва-бталляти-ль-‘уруку, ва сабата-ль-аджру ин ша’а-Ллах / Ушла жажда, жилы наполнились влагой и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху!”.

Передал Абу Дауд, а аль-Альбани признал сообщение хорошим в «сахих сунан Аби Дауд» (2066).

Она произносится только после ифтара. Также от некоторых сподвижников передаются такие его слова: “Аллахумма ля-ка сум-ту ва ‘аля ризкы-ка афтарту / О Аллах, ради Тебя я постился и тем, чем Ты меня наделил, я разговляюсь!”.

Вы можете обращаться к Аллаху с такими просьбами, которые Вам покажутся более подходящими».

(«Лика’у-ш-шахри», № 8, шейха Мухаммада б. Салиха аль-‘Усеймина).

Когда разговляется пилот самолёта?

Вопрос № 37670:

Когда следует разговляться пилоту самолёта?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

«Если находясь на земле он разговеется после захода солнца, а затем взлетит на самолёте и вновь увидит солнце, то он не обязан будет воздерживаться от нарушающих пост действий, так как он полноценно завершил соблюдение поста в тот день и нет для него необходимости в том, чтобы повторять совершение того обряда поклонения, который он уже завершил. Если же он совершит взлёт до того, как зайдёт солнце, и захочет завершить пост этого дня, несмотря на то, что является путником, то он должен будет разговляться только тогда, когда зайдёт солнце относительно того места в воздухе, в котором он находится. При этом пилоту не разрешается специально снижать самолёт на такую высоту, на которой не видно солнца, чтобы завершить пост, поскольку это является ухищрением. Однако, если он опустится из технических соображений полёта и при этом скроется солнечный диск, то ему следует разговляться».

(Из устных фетв шейха Ибн База . См. брошюру: «Семьдесят основных моментов, касающихся поста»).

Постоянный Совет говорит:

«Если постящийся будет находится в самолёте и выяснит посредством часов и телефона, что в ближайшей от него части земли наступило время ифтара, но по причине нахождения самолёта в воздухе он всё еще будет видеть солнце, то он не вправе будет завершать пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «… а затем поститесь до ночи» (Св. Коран. 2: 187), - а так как он видит солнце, не считается, что для него наступила ночь.

Если же он будет находиться на земле и разговеется когда при нём завершится день, а после этого самолёт, в котором он находится, поднимется в воздух и он вновь увидит солнце, то в этом случае он продолжает оставаться не соблюдающим пост, поскольку он должен действовать согласно тому положению, которое имеется в той части земли, в которой он находился вплоть до завершения дня пока не вылетел» (конец цитаты).

В другой фетве Постоянный Совет говорит: «Если в дневное время Рамадана человек будет находиться в полёте и будет желать продолжать соблюдать пост до завершения дня, то ему нельзя будет разговляться, кроме как после захода солнца» («Маджму’ фатава аль-Ляджнати-д-Даима», 10 / 136 – 137).

А Аллах же знает лучше!
Вопрос № 66605: Что должен прежде совершить муаззин: разговеться или провозгласить азан?

Когда разговляется муаззин: до азана или после?

Вся хвала принадлежит Аллаху!

По основному правилу, постящемуся следует разговляться после того, как зайдёт солнце и наступит ночь, в соответствии со словами Всевышнего: «Ешьте и пейте пока не сможете отличать белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Св. Коран, 2: 187).

Ат-Табари сказал: «Что касается слов: “… а затем поститесь до ночи”, - то ими Всевышний даёт разграничение времени поста, то есть, указывает на то, что его время завершается с наступлением ночи. Подобно этому Он указывает на то, что пределом времени разговения и времени, в котором разрешается есть, пить и вступать в половую близость, является момент начала дня и начало ухода ночи. Этими же словами Он указывает на то, что пост не соблюдается ночью, и что в дни поста нельзя разговляться в дневное время суток» (конец цитаты).

«Тафсир ат-Табари», 3 / 532.

Постящемуся желательно приступать к разговению незамедлительно. Передают со слов Сахля б. Са’да, – да будет доволен им Аллах! – что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Люди будет пребывать в благе, пока будут быстро приступать к разговению».

Аль-Бухари (1856) и Муслим (1098).

Ибн ‘Абду-ль-Барр – да помилует его Аллах! – сказал: «Сунной является незамедлительность разговения и откладывание сухура. Незамедлительно приступать к разговению следует после того, как станет точно известно о заходе солнца. Никому не разрешается разговляться в момент, когда у него есть сомнение относительно того, зашло ли солнце или нет, поскольку к исполнению обязанности не приступают, кроме как при наличии уверенности в её наступлении, и не прекращают её исполнение, кроме как при наличии уверенности в её завершении» (конец цитаты).

«ат-Тамхид», 21 / 97, 98.

Ан-Навави – да помилует его Аллах! – сказал: «Этот хадис побуждает приступать к разговению незамедлительно, сразу после того, как будет точно установлено, что солнце зашло. Он говорит о том, что положение мусульманской общины будет стабильным, а сами мусульмане будут пребывать в благоденствии, пока будет стабильно соблюдать эту сунну» (конец цитаты).

«Шарх Муслим», 7 / 208.

Что касается муаззина, то если есть те, кто ждут пока он начнёт провозглашать азан, чтобы опираясь на его азан приступить к разговению, то ему следует немедленно начинать провозглашать азан, чтобы не стать причиной того, что люди запоздают с разговением и тем самым нарушится сунна. Однако нет ничего такого в том, если прежде чем начать возвещать азан, он прибегнет к лёгкому разговению, в виде глотка воды например, которое не повлечет за собой откладывание азана.

Если же никто не ждёт пока он начнёт провозглашать азан, как в том случае, когда он будет возвещать его для себя (если он находится один в пустыне, например), или когда он возвещает азан для группы находящихся рядом с ним людей (группа путешественников, например), то не будет ничего плохого в том, чтобы разговеться до возвещения азана, поскольку его товарищи станут разговляться вместе с ним, даже если он не провозгласит азан, и не станут ждать пока он начнёт его провозглашать.

А Аллах же знает лучше!

Разговение в кругу немусульман

Вопрос № 38125:

Можно ли есть ифтар вместе с немусульманами, с индуистами и христианами, например?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Есть ифтар вместе с немусульманами разрешается, если в этом есть шариатская польза, такая как призыв их к Религии Истины, или склонение их сердец к Исламу, или что-то подобное, на что можно рассчитывать от их участие в приёме пищи ифтара с тех столов, которые накрывают мусульмане для общего ифтара, как это делается в некоторых странах.

Что касается простого поддержания с ними общительности и получения удовольствия от их компании, то это опасное дело, ибо одним из важнейших положений основ Религии и обязанностей верующих является приверженность принципу «дружбы и непричастности» (аль-валя’у ва-ль-бара’у). На этот принцип указывает ряд аятов из Книги Аллаха, и ряд хадисов из Сунны Пророка, мир ему и благословение. Из них:

Слова Всевышнего: «Не найдешь ты людей, верующих в Аллаха и в Последний день, которые бы дружили с теми, кто противится Аллаху и Его Посланнику, даже если для них эти противники будут отцами, сыновьями, братьями или родственниками. Аллах утвердил веру в их сердцах и укрепил их духом (светом) от Себя. Он введёт их в сады Рая, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими [за то, что они подчинялись Ему], а они довольны Им [за то, как Он их вознаградил]. Они являются партией Аллаха (следуют Его приказам и сторонятся Его запретов). Воистину, партия Аллах является преуспевшей» (Коран, 58: 22);

Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите, чтобы Аллах представил против вас ясный довод [, раскрывающий ваше лицемерие]» (Коран, 4: 144);

Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не берите иудеев и христиан себе в друзья и помощники. Они являются друзьями и помощниками друг для друга. А кто из вас берёт их себе в друзья и помощники, тот один из них. Воистину, Аллах не ведёт прямым путём народ, который творит беззаконие [посредством того, что берёт себе неверных в друзья]» (Коран, 5: 51).

Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не берите своими близкими друзьями (такими друзьями, которые могут осведомляться о ваших секретах) тех, кто не из вас (иудеев, христиан и лицемеров). Они не упускают возможности навредить вам и радуются вашим трудностям. Враждебность [по отношению к вам] уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая [вражда]. Мы разъяснили вам знамения [относительно их враждебности], если только вы осознаёте [это и не станете поддерживать с неверными отношения дружбы и взаимопомощи]» (Коран, 3: 118).

На основании изложенного, ответ на вопрос о допустимости разделения с неверными ифтара зависит от того, с какой целью это совершается.

А Аллах же знает лучше!

Может ли врач, выполняющий хирургическую операцию, откладывать ифтар?

Вопрос № 49716:

Мой родственник работает врачом. Он хотел спросить, если он выполняет хирургическую операцию, может ли он отложить ифтар?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Первое:

Сунной является приступать к разговению сразу как только зайдёт солнце. Об этом сообщается в хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аль-Бухари (1975) и Муслим (1098) передают со слов Сахля б. Са’да, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Люди будут пребывать в благополучии пока будут поторапливаться с разговением».

Ан-Навави пишет: «Этот хадис побуждает поторапливаться с разговение сразу как только зайдёт солнце. Смысл его в том, что положение мусульманской общины будет стабильным, а сами мусульмане будут пребывать в благополучии пока будут соблюдать эту сунну. Если же они начнут откладывать разговение, то это станет признаком их кризиса».

Хафиз сказал: «По словам Мухалляба , это деяние позволяет исключить возможность добавления к дневному времени суток части ночного времени, а также является проявлением наибольшей снисходительности по отношению к постящемуся и наилучшим образом придаёт ему силы для поклонения. Ученые единогласны в том, что моментом разговения является установление захода солнца путём непосредственного наблюдения за ним, либо из осведомления, полученного от двух надежных людей. Также, по более достоверному мнению, достаточным будет свидетельство и одного надежного человека» (конец цитаты).

В «аш-шарху-ль-мумти’» (6 / 268) говорится и о другой мудрости своевременного разговения: «… это поспешное устремление к тому, что Аллах сделал дозволенным. Аллах – свят Он и велик! – Щедрый, а Щедрый любит, когда люди пользуются Его Щедростью. Он любит, когда Его рабы, как только зайдёт солнце, в спешке устремляются к тому, что Он дозволил им» (конец цитаты).

Ибн Дакык аль-‘Ид сказал, что в этом хадисе содержится ответ шиитам, которые откладывают разговение до тех пор, пока не появятся звёзды.

Второе:

Сунной является разговляться свежими финиками. Если их нет, то сухими финикам. Если нет и сухих фиников, то водой. Если же постящийся не найдёт и воду, то он может разговеться любой едой или питьём, которыми располагает. Если у него вообще ничего не будет, то он разговляется посредством намерения, то есть, он выражает намерение разговеться и тем самым проявляет поспешность в разговении и поступает в соответствии с Сунной.

Шейх Ибн ‘Усеймин пишет в «аш-шарху-ль-мумти’» (6 / 269): «Если постящийся не найдёт ни воды, ни другого питья, ни еды, то он просто выражает намерение на разговение, и это будет для него достаточным».

Поэтому, если этот врач не может разговеться свежими или сухими финиками, то он разговляется водой. Если же он не может сделать это по причине занятости хирургической операцией, то для него будет достаточным выразить намерение на ифтар, и таким образом сунна будет им соблюдена.

А Аллах же знает лучше!

Вопрос из Китая о времени ифтара

Вопрос № 93148:

Я студент, обучаюсь в Китае. Город, в котором я нахожусь, со стороны запада окружен горами. Проживающая здесь мусульманская община разговляется опираясь на время, указанное в расписании, взятом из Интернета. Что касается меня, то я смотрю на солнечный диск. Как только он заходит за горы я разговляюсь и совершаю вечернюю молитву (магриб) с целью соблюдения сунны незамедлительного разговения и незамедлительного совершения вечерней молитвы, а также чтобы отличаться от иудеев. Правильно ли я поступаю? Обязан ли я обременять себя тем, чтобы подниматься на очень высокое место, равное по высоте горам, чтобы наблюдать за солнечным диском?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Разрешается опираться на расчеты времени молитв, если ничем не подтверждено, что в этих расчетах имеются ошибки. Хотя ошибки в этих расчетах обнаруживаются часто. Не во всех конечно, но часто бывает, что в них неверно указано время утренней молитвы (фаджр), а в некоторых – время ночной молитвы (‘иша). Что касается вечерней молитвы (магриб), то ошибки относительно её времени бывают незначительными, и для основной массы людей не составляет труда подтвердить является ли верным то её время, которое указано в расписании, либо выявить в нём ошибку посредством самостоятельного наблюдения за солнцем.

В любом случае, закат солнца, после которого постящемуся разрешается разговляться и наступает время вечерней молитвы, считается состоявшимся когда солнечный диск реально скроется за горизонтом, а не когда он скроется за горой или строением.

От сподвижников – да будет доволен им Аллах! – передаётся, что временем заката они называли скрытие солнца под завесой (ночи). Употребляемые ими фразы были разными, кто-то говорил: «зашло солнце» («габати-ш-шамсу»), - другие говорили: «спряталось за завесой» («таварат би-ль-хиджаб»), - третьи говорили: «закатилось солнце» («ваджабати-ш-шамсу»). Все эти фразы имеют один смысл – заход полностью всего солнечного диска за горизонт (гыябу-ль-кулийу ли-курси-ш-шамси).

Вам не надо подниматься на гору или на какую-нибудь возвышенность. Вы должны учитывать заход исходя из того места, где Вы находитесь. Относительно этого места солнце должно зайти за горизонт, а просто заход его за гору закатом не является.

Так как из-за гор Вы не имеете возможность увидеть солнце во время захода, Вы можете определить время заката по признаку, о котором упомянул посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – а это – приближение темноты с Востока.

Аль-Бухари (1954) и Муслим (1100) передали со слов ‘Умара б. аль-Хаттаба – да будет доволен им Аллах! – о том, как Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Если ночь придёт с этой стороны (с востока), день удалится в ту сторону (в сторону запада), и закатится солнце, то постящийся разговляется».

Ан-Навави сказал: «Относительно этих слов Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – ученые говорят: “Каждый из этих трёх признаков предполагает остальные и сопровождается ими. Пророк упомянул их вместе, чтобы человек, который находится в ущелье или в подобном месте и не имеет возможности наблюдать за закатом, основывался на приближении темноты и удалении света”, - а Аллах знает лучше!» (конец цитаты).

Если же Вы не можете и это, то не будет ничего страшного в том, чтобы руководствоваться расписанием молитв, так как минимум что они Вам дают – это основательное предположение (галябату-з-занн) о наступлении времени молитвы, если, конечно же, ничем не установлено, что это расписание ошибочное.

А Аллах же знает лучше!

Если муаззины возвещают азан в разное время, то на кого из них опираться при разговении?

Вопрос № 93577:

Если азан из одной мечети раздаётся в другое время, нежели в другой мечети, тогда как обе эти мечети находятся в одном районе неподалёку друг от друга, то по какому из них можно будет определить начало ифтара?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

При решении вопроса о наступлении времени разговения, опираться следует на заход солнца. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Если ночь придёт с этой стороны, день уйдёт в ту сторону, и закатится солнце, то постящийся разговляется».

Аль-Бухари (1954) и Муслим (1100).

Сегодня большинство муаззинов опираются на расписания молитв. В этом нет ничего плохого. Просто некоторые из муаззинов маловнимательно относятся к точности времени на своих часах.

Поэтому, если муаззины возвещают азан по разному, то вам следует либо дождаться пока азан станет возвещать тот, кто более остальных скрупулёзно относится ко времени, так, что начинает возвещать азан сразу, как только наступит положенное для него время, ни раньше, ни позже, и полагаться именно на его азан, а не на чей-либо другой, либо же вы можете опираться на расписание самостоятельно, прежде убедившись в точности своих часов, даже если при этом муаззин не станет возвещать азан в указанное в вашем расписании время.

А Аллах же знает лучше!

Уменьшает ли награду за пост проявление чрезмерности (исраф) в блюдах во время ифтара?

Вопрос № 106459:

Уменьшает ли награду за пост неумеренность в приготовлении пищи для разговения?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

«Это не уменьшает награду за пост. Даже совершение греховных поступков после поста не уменьшают награду за него. Однако это подпадает под слова Всевышнего: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, воистину, Он не любит излишествующих» (Коран, 7: 31).

Исраф (расточительство) сам по себе запрещен, а иктисад (экономичность) приводит жизнеустройство в порядок.

Если у них останется излишек, то пусть отдадут его в качестве садака (пожертвования). Так будет лучше» (конец цитаты). (Уважаемый шейх Мухаммад б. ‘Усеймин «Фатава-ль-ислямийа», 2 / 118).

Арсен Шабанов

Мировые новости

19.06.2016

Слово «ифтар» с арабского переводится как «завтрак». Ифтар в Рамадане - первая еда, которую мусульманин принимает после захода солнца.

Суть ифтара заключается в том, что человек выходит из поста, которого придерживался в светлое время суток, употребив что-то простое из еды, не следует сразу есть тяжелые и сытные блюда, это может быть вредно для желудка. Пророк Мухаммед (с.а.в.) наставлял, что нужно начинать ифтар с фиников, молока и воды, то есть, того, что подготовит желудок к полноценному приему пищи.

Традициям ифтара - более четырнадцати столетий. Человек, который исповедует ислам, обязан держать пост во время месяца Рамадана, отказываясь от приема пищи и воды, развлечений и вредных привычек от рассвета до захода солнца.

Многие спрашивают: зачем мусульмане держат пост? Суть поста заключается в том, чтобы правоверный, испытав трудности воздержания, смог стать добрее и терпимее. Ведь только отказавшись от пищи, можно понять, что чувствует голодный человек, и как ему тяжело, а от этого стать милосерднее.

На вечерний прием пищи желательно приглашать гостей, верующих мусульман. За каждого человека, которого мусульманин накормил, он получит вознаграждение в Вечной жизни. Верующий желает пригласить на свой ифтар больше гостей, потому что знает, что за каждого человека, который постился, и которого он накормил пищей, получит вознаграждение. Ифтары всегда были своего рода общественными мероприятиями, призванными накормить не только бедного, но и любого постящегося человека.

Один из самых важных уроков ифтара - испытать ощущения, которые испытывают нуждающиеся люди, вынужденные голодать. Ифтар - это своего рода напоминание об этом.

Важные наставления постящимся в месяц Рамадан (видео)

Инструкция

Если начало утренний молитвы Фадрж в 3:12 минут. То вам надо будет встать раньше, скажем за пол часа в 2:40 и у вас будет время достаточно, что бы хорошо покушать до времени окончания приёма пищи (сухура).
Лучше всего приготовить еду перед сном, чтобы утром всё было готово, встать и начать кушать.

Важное замечание

Если хотите получить награду больше, то встаньте ещё раньше, совершите омовение и сделайте намаз Тахаджуд в два или четыре или более ракатов суннат. А после уже кушайте.

Мы бы вам не советовали кушать слишком жирную или соленую пищу, так так вам будет трудно держать пост в таком случае. Если же вы все-равно испытываете трудность, то покушайте только овощи и фрукты. Или хотя-бы выпейте глоток воды.

Ифтар (прием пищи)

Если вы уже накрыли еду на стол, то когда придет время ифтара, вам надо начать приём пищи финиками или водой и начать кушать в течение минут десяти, а после идти делать намаз.
Если вы ещё не накрыли еду, то в начале начинаете приём пищи финиками или водой, после идете делаете намаз и уже потом садитесь кушать.

Сухур и ифтар

Сухур (утренний прием пищи) надо стараться заканчивать в последнюю минуту. НЕ НАДО заканчивать пищу за 10 или более минут. ЗАКАНЧИВАЙТЕ прием пищи за минуту или две минуты!

Ифтар (вечерний прием пищи) надо начинать как только наступит время намаза Магриб (вечернего времени). Как только услышите Азан сразу же начинайте прием пищи финиками или водой. Не оттягивайте без причины ифтар! (это запрещено)

Если пригласили в гости

Вас могут пригласить в гости или на ифтар или даже на сухур (на сухур тоже приглашают, но реже). Если есть возможность, то вы должны принять приглашение. Если пригласили двое в один день, то выбираете того кто ближе живет. Если оба живут близко, то выбирайте того, кто более праведный на ваш взгляд.
Так же желательно вам тоже кого-то пригласить к себе домой из тех, кто держит пост.

Что не нарушает пост?

Если Вы покушали или выпили воду случайно или по забывчивости, то это не нарушает пост. Если заболели, то можете прервать пост и после возместить пропущенные дни.

Если стало тяжело настолько, что хочется прервать пост

Тут главное не оставаться в одиночестве. То есть, идите к знакомым или садитесь на автобус. Время проведенное со знакомыми в беседе идет быстрее. И возле людей стыдно будет прервать пост, это тоже вам поможет выдержать Рамадан полностью. Вы должны помнить, что время до ифтара идет очень медленно, а время после ифтара очень быстро.
В этой жизни мы радуемся наступлению ифтара, а в той жизни (загробной) мы будем радоваться что держали пост.

  • Во время поста нельзя ругаться с людьми. Избегайте этого любой ценой. Говорите, что поститесь. Возможно люди будут вас провоцировать на конфликт. Нужно всячески избегать этого.
  • Старайтесь быть щедрыми
  • Больше уделяйте время поклонению, изучению книг, делайте зикр (поминания Аллаха)

Что касается времени поста

Время поста в месяц Рамадан может меняться каждые сутки. То есть сегодня, допустим, ифтар начинается в 20:10 завтра в 20:11 и так далее. Так же и все остальные намазы. Следите за этим!

Таравих

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

“Кто выстаивает (таравих) в месяц Рамадан с верой и в ожидании награды, тому простятся прежние грехи” (Сахих аль-Бухари).

Мужчины должны делать Таравих в мечетях, а сестры у себя дома. В разных мечетях могут по разному делать. В одной может быть по 8 ракатов, а в другой по 20 ракатов.

Желаем всем братьям и сестрам сил для совершения добрых дел, что позволит нам ощутить благодать и свет этого священного месяца!

Намаз в 10 тыс. человек на футбольном поле и путевка в хадж в подарок - муфтий рассказал, как верующие проведут предстоящий Рамазан

Памятник Екатерине II в Казани уже есть - это мечеть аль-Марджани. Такое заявление сегодня сделал муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин. В преддверии каскада религиозных мероприятий он назвал будущую звезду Болгарской академии - им станет советник президента Египта.

Камиль хазрат Самигуллин: «Планируется, что здание Болгарской исламской академии будет готово уже через год» Фото: dumrt.ru

НАМАЗ НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ

Начало священного для всех мусульман месяца Рамазан выпадает в этом году на 6 июня. Об этом сегодня на пресс-конференции официально объявил муфтий ДУМ РТ . Однако первые молитвы - таравих намазы, которые читаются исключительно в этом месяце, верующие совершат уже вечером 5 июня. Последний день поста выпадает на 4 июля, а 5 июля состоятся праздничные мероприятия, посвященные Ураза-байрам. Праздничные намазы в этот день начнутся во всех мечетях Казани в 7 часов утра. Это сделано, по словам муфтия, для удобства верующих: пожилые люди смогут добраться до мечети на общественном транспорте, все остальные - посмотреть прямую трансляцию по ТV.

Во время поста запланировано проведение масштабного ифтара - вечернего разговения, в котором примут участие 10 тыс. человек. Республиканский ифтар этого года станет самым масштабным, поскольку в прошлом году собрались 5 тыс. человек, а на первом и вовсе всего 2 тыс. верующих. Основными спонсорами ифтара выступят ассоциация предпринимателей мусульман РФ и меценаты. Пройдет ифтар, как и в прошлом году, на стадионе «Казань Арена». Там же, прямо на газоне, будет прочитан и коллективный намаз - это впервые за историю ифтаров в Казани. На беспокойство журналистов, не пострадает ли при этом газон футбольного поля, муфтий ответил, что предполагается расстелить специальное покрытие, которое защитит газон от повреждения.

Дата проведения республиканского ифтара пока не определена. По словам муфтия, предположительно он будет проведен в середине священного месяца Рамазан. Конкретная дата зависит от графика президента РТ Рустама Минниханова , говорил ранее «БИЗНЕС Online» один из организаторов ифтара. Но предположительная дата - между 20 и 24 июля.

Садик Хан может стать единственным звездным гостем, который порадует в этот месяц своим визитом мусульман Татарстана

ПОЗОВУТ ЛИ НА ИФТАР МУСУЛЬМАНИНА-МЭРА ЛОНДОНА?

Кого из известных людей ждут в Казани? Муфтий отшутился: в качестве гостя на республиканский ифтар могут пригласить нового мэра Лондона Садика Хана .

«Было предложение - а давайте мэра Лондона позовем! Но это пока что только мысль, которая прозвучала в качестве шутки», - заметил Самигуллин. По словам муфтия, оргсобрание по подготовке к этому масштабному мероприятию состоится сегодня, где и будет утвержден список VIP-гостей, которые будут приглашены на ифтар.

Стоит отметить, что имя нового мэра Лондона Садика Хана прозвучало не случайно - на прошлой неделе впервые в истории Лондона мэром города стал мусульманин. Так что кто его знает, может, действительно позовут. В этом случае Садик Хан может стать единственным звездным гостем, который порадует в этот месяц своим визитом мусульман Татарстана. Поскольку, в отличие от предыдущих лет, когда на празднование Ураза-байрама в Казань приезжали такие звезды, как Сами Юсуф и Махер Зейн , в этом году окончание месяца будет отмечено скромнее: не концертом, а республиканским конкурсом знатоков Корана, победитель которого будет награжден путевкой в хадж. Хотя путевка в хадж в нынешних условиях - это тоже самая что ни на есть роскошь: девальвация сильно сократила шансы небогатого населения на паломничество в Мекку. Хадж по программе «Комфорт», например, стоит 385 тыс. рублей.

По словам муфтия, в этом году в связи с ростом доллара сократилось число желающих поехать в хадж. «Мы привязаны к курсу доллара. Но мы работаем в этом направлении: в этом году мы постарались сделать несколько вариантов по ценовой политике - дешево, очень дешево, комфорт-вариант и т. д.», - отметил он. На вопрос, сможет ли Татарстан закрыть квоту по хаджу, председатель ДУМ РТ однозначно ответить не смог. «Ажиотаж не такой, как несколько лет назад», - лишь добавил он. По словам Самигуллина, эта проблема касается всех, не только Татарстана. Так, в Дагестане, где всегда спрос выше предложения, в прошлом году также смогли закрыть квоту лишь наполовину.

Стоит отметить, что в прошлом году и Татарстан смог осилить лишь половину 1,5-тысячной квоты. Поэтому в этом году был разработан тур суперэконом, стоимость которого составляет 120 тыс. рублей.

Пройдет ифтар, как и в прошлом году, на стадионе «Казань Арена». Там же, прямо на газоне, будет прочитан и коллективный намаз - это впервые за историю ифтаров в Казани Фото: Сергей Елагин

ГОРОДОК, ДАЛЕКИЙ ОТ СОБЛАЗНОВ МЕГАПОЛИСА

Упомянул Самигуллин и KazanSummit-2016, площадки которого не обойдут вниманием исламскую тематику. Пройдут VII всероссийский форум татарских религиозных деятелей, международная конференция «Инвестиционные и инновационные возможности индустрии «Халяль»: российский и мировой опыт»; VIII международная конференция «Вакф в современном мире» и международная конференция «СМИ-онлайн: противодействие ДАИШ на информационном пространстве». Завершатся все эти мероприятия участием гостей в традиционном «Болгар жыены» 21 мая, в рамках которого состоится торжественная закладка памятной капсулы на месте строительства Болгарской исламской академии.

На этом Самигуллин остановился поподробнее. Основные мероприятия пройдут позади Белой мечети, там уже идет установка сцены. В капсулу, по словам муфтия, будут заложены наставления будущему поколению на нескольких языках, а также две газеты, освещающие события текущего дня, - на татарском и русском языках. «Также поступило предложение вложить туда деньги, которые в обиходе на сегодняшний день», - добавил муфтий.

Что касается самой академии, то построить ее должны в течение года. Отвечая на вопрос о финансировании строительства, председатель ДУМ РТ отметил: «Финансовый вопрос - не самое главное. Самое главное - чем мы наполним эту академию». Кто станет ректором академии, еще не решено, но уже определены имена иностранных ученых. Это «ученый с большой буквы», «звезда Аль-Азхара» Усама Азхари - советник президента Египта Ас-Сиси . Он дал свое предварительное согласие возглавить одну из кафедр. Также свое согласие возглавить кафедру подтвердил известный богослов из Иордании. «Список ученых у нас большой, планы грандиозные», - подчеркнул муфтий. Что касается ректора, то этот вопрос будет обсуждаться в рамках собрания попечительского совета, которое пройдет в Болгаре в ближайшую субботу.

Академия расположится на территории 10 тыс. кв. метров. «Это будет некий городок, далекий от соблазнов мегаполиса, соответствующий исламскому духу. Будем надеяться, что из стен академии будут выходить не только российские богословы, что будут приезжать учиться и наши соседи, коллеги из других стран», - заметил председатель ДУМ РТ.

Обучение в академии будет идти преимущественно на арабском языке. По словам муфтия, молодежь уезжает за границу по большей части для того, чтобы овладеть арабским языком, так что этот магнит теперь разместят в Болгаре. «Кроме того, арабский - это язык Корана, научный язык ислама», - добавил муфтий. Учиться там смогут выпускники вузов со степенью бакалавров.

Чтобы увеличить, нажмите

«МНОГИЕ ВЕЩИ О ПРОПАВШЕМ ИМАМЕ МЫ УЗНАЕМ ИЗ СМИ»

Прокомментировал муфтий Татарстана и ход следствия о пропаже имама Сулеймана Зарипова . Самигуллин, в частности, отметил, что на сегодня новой информации о пропаже казанского имама нет. «Это событие всех нас огорчило. Это был известный в нашей республике религиозный деятель. Мы знаем не больше, чем вы. Многие вещи мы узнаем из СМИ», - ответил он.

По словам муфтия, он встречался с прокурором республики, но сказать что-то конкретное никто не может. «Следствие продолжается, но... нам остается только молиться, чтобы такого больше не повторилось», - добавил он.

Напомним, Зарипов и его спутник шейх Наджмеддин пропали в Буинске - по дороге из Мордовии в Казань в феврале. До сих пор об их местоположении ничего не известно.

МЕЧЕТЬ АЛЬ-МАРДЖАНИ И ЕСТЬ ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ЕКАТЕРИНЕ II - БОЛЬШЕ НЕ НУЖНО, СЧИТАЕТ МУФТИЙ

Не обошел муфтий стороной и вопрос установки памятного знака Екатерине II на набережной озера Кабан в знак уважения императрицы, посетившей Казань. «В Татарской слободе его быть не должно. Даже если и делать памятник, то не в Татарской слободе» - считает он. - Мечеть аль-Марджани сама как памятник. Этого достаточно. Когда туда приходят туристы, им обязательно рассказывают, что мечеть построена по разрешению Екатерины II», - подчеркнул муфтий.

Напомним, конкурс на создание памятного знака «Тергезү (Возрождение)» объявил исполком Казани. Знак должен содержать образ Екатерины II и быть связан с ее визитом в Казань в 1767 году. Однако новость об установке памятного знака Екатерине II напротив Татарской слободы в Казани вызвала резко негативную реакцию со стороны общественности. В частности, всемирный форум татарской молодежи направил письмо мэру Казани Ильсуру Метшину с просьбой приостановить конкурс с целью проведения общественных слушаний по этому поводу.

Камиль хазрат Самигуллин с волонтерами ифтара Фото: dumrt.ru

АЗИМОВСКАЯ МЕЧЕТЬ, РАДИО «АЗАН», ДЖАМАЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Волновали журналистов и вопросы безопасности массовых мероприятий - собрания в Болгаре и республиканского ифтара. Проблем с этим, по словам муфтия, быть не должно. Если стадион оборудован всем необходимым оборудованием, то в Болгаре также будут предприняты все необходимые меры. «Можете не бояться, приезжать», - добавил с улыбкой муфтий. К слову, от многих мечетей Казани в этот день будут организованы автобусы, как платные, так и бесплатные. Нужно лишь следить за соответствующими объявлениями.

Также в муфтияте следят за скандальной ситуацией, сложившейся с реконструкцией исторической мечети в Ново-Татарской слободе. «Мы следим за событиями вокруг Азимовской мечети, хотя этот спор нас не касается. Две недели назад я сам провел там пятничный намаз. Там построено красивое медресе - у нас есть в планах открытие там курсов Корана. Преподавать будут на татарском языке, чтобы наши дети могли получать знания, а мечеть не простаивала», - добавил.

Планируется ли выход радио «Азан», которое возглавил бывший директор «Болгар радиосы» (ТНВ), на FM-вещание? По словам муфтия, этот процесс очень сложный и дорогостоящий. «Пока мы думаем над этим», - отметил он.

А вот конкурс «Евровидение», где победила крымско-татарская певица Джамала , муфтия не интересовал. « Видел в «Инстаграме обсуждение, но сам не смотрел», - признался Камиль хазрат Самигуллин.

Молодежный ифтар

Проводится в кругу друзей, студентов, молодежи

Кого пригласить?

На молодежный ифтар, как следует из названия, приглашается молодежь. Это не только ваши близкие друзья-мусульмане, но также и те, кто интересуется Исламом, кто пока не обладает достаточными знаниями, кто желает приобщиться к соблюдению поста, в том числе и немусульмане.

Это может быть ифтар, куда придут только мужчины или только девушки, а также совместный ифтар. При проведении последнего важно обращать внимание на раздельное пребывание ребят и девушек за столом, на ограничения в их общении.

На такое мероприятие хорошо также пригласить и тех из ваших знакомых, кто находится в поиске второй половины для заключения брака, чтобы дать им возможность увидеть друг друга на ифтаре. Не секрет, что многие из мусульман сегодня испытывают затруднения с выбором невесты или жениха. Ифтар – прекрасная возможность для знакомства в рамках Шариата.

Где провести и как приготовить место?

Наиболее оптимальным вариантом для проведения такого молодежного мероприятия является небольшой зал в каком-нибудь кафе или ресторане, в зависимости от ваших материальных возможностей. Возможно, помещение для такого мероприятия вам предоставит какая-нибудь общественная организация, тогда угощения нужно будет заказать отдельно. Если ифтар совместный, то это должен быть зал минимум с двумя большими столами, где за одним столом разместятся ребята, а за другим – девушки.

Вам необходимо будет договориться с администрацией заведения и с обслуживающим персоналом о времени подачи пищи на стол, разъясните им ваше пожелание, рассказав о месяце Рамадан. Важно, чтобы к приходу гостей на столах не было заранее поставленных блюд с салатами и пр. продуктами. Попросите поставить только воду и посуду, а с собой принесите на всех финики. Этим следует открыть пост.

Договоритесь о том, чтобы поставить в зале свой музыкальный центр или магнитофон, на котором вы сможете послушать запись лекции, суры из Корана или исламские песнопения. Постарайтесь арендовать зал целиком, чтобы вашими соседями не оказались пьющие или курящие посетители.

Если рядом с заведением нет мечети, куда можно всем вместе пойти на намаз, то предупредите администрацию о том, что собравшиеся будут вместе читать намаз в этом зале. Определите здесь заранее киблу и принесите с собой достаточное количество ковриков. Договоритесь, чтобы в то время, когда намаз будут читать девушки, мужчины-официанты не входили в зал. Пусть мужчины и девушки читают намаз по отдельности, чтобы не стеснять тех девушек, которые в этот день не молятся.

Если владельцами ресторана окажутся мусульмане, пригласите и их принять участие в вашем празднике. Сделайте это не для того, чтобы получить скидку на обслуживание банкета, а с намерением призвать их к соблюдению своей веры и искреннему поклонению Всевышнему.

Не стесняйтесь предъявлять администрации заведения свои требования и пожелания. Постарайтесь дать понять, что в случае, если вам пойдут навстречу, вы и ваши гости станут постоянными посетителями такого толерантного и лояльного к нуждам мусульман заведения. Но не забывайте, что владельцы ресторанов могут отказать вам в вежливой форме, не объясняя причин. В таком случае отнеситесь с пониманием и найдите другое заведение.

Если же, услышав о мусульманском празднике, администрация примется угрожать вам или оскорблять ваши религиозные чувства, обращайтесь на Ислам.Ру с информацией об инциденте, и все мусульмане-посетители нашего сайта объявят этому заведению бойкот.

Что приготовить?

Основная сложность, с которой вы можете столкнуться в данном случае, связана с тем, что сегодня пока мало есть заведений, где готовят пищу-халяль. В то же время, это обстоятельство является хорошим поводом предложить ресторанам и кафе учесть такую потребность населения и попробовать себя в новом качестве.

Если в заведении, где вы намерены провести ифтар, повара используют мясо-халяль и соблюдают условия его приготовления, то вы можете оставить выбор меню на усмотрение повара. Постарайтесь найти баланс между ценой и качеством блюд. Перед тем, как сделать окончательный заказ, попробуйте сами все то, чем предстоит угощать гостей. Возможно, какие-то блюда покажутся вам слишком специфичными.

Если же выбранное вами заведение не знакомо с кухней-халяль, то вам придется ограничиться рыбными и овощными блюдами и проследить, чтобы они готовились отдельно от мясных блюд, в стерильной чистоте и без добавления алкогольных добавок. Если же такой возможности нет, вам придется договориться лишь о напитках и сладостях. В этом случае программа вашего вечера существенно сократится, ведь гостей придется отпустить пораньше, чтобы дома они, наконец, плотно покушали после целого дня воздержания.

О чем говорить?

Молодежь часто ведет себя активно и шумно, поэтому, если народу будет много, вам нужно найти организатора – человека с хорошими ораторскими способностями, активного и коммуникабельного, либо выступить в этой роли самому. Важно, чтобы с самого начала прибытия гостей все они были проинформированы об определенных правилах поведения на таком мероприятии, а еще лучше, если вы сделаете это заранее. Приветствуйте гостей словами «Ас-саляму алейкум!».

Пригласите гостей приблизительно за час до наступления вечерней молитвы. Не волнуйтесь, что они будут скучать. Даже если они не знакомы между собой, атмосфера праздника и желание познакомиться со своими братьями и сестрами сделает их общение живым и радостным.

Когда соберется подавляющее большинство приглашенных, расскажите им о программе вечера и напомните о правилах поведения. Пусть девушки и ребята не кокетничают друг с другом, не сплетничают, не злословят, не ругаются. Представьте гостей друг другу, но не давайте о человеке ту информацию, которую он не желает сказать о себе сам (например, возраст, род деятельности, место жительства и т.п.). Для этого заранее узнайте у гостей, как их представить.

За полчаса до начала ифтара начните 10-минутную лекцию о пользе и ценности Рамадана. Для этого можно пригласить молодого авторитетного ученого, имама или кого-нибудь из студентов мусульманских вузов. Затем можно провести викторину на знание правил поста, отвечайте на вопросы друг друга. Для этого случая вы можете воспользоваться материалами нашего сайта – вопросами раздела «Спросите алима», а также «Горячими десятками» вопросов о Рамадане. Опоздавшим давайте отдельное задание – прочитать суру из Корана или рассказать хадис.

Когда наступит время разговения, попросите знающего человека прочесть ду’а и откройте пост. После этого подготовьте место для намаза и пригласите мужчин на молитву. Девушки же в это время могут выйти в другое помещение, отдохнуть, привести себя в порядок. Когда наступит их очередь, пусть мужчины проследят, чтобы посторонние не входили в помещение.

Как только завершится чтение намаза, приглашайте официантов. Позаботьтесь о том, чтобы угощение было подано одновременно на оба стола. Если есть возможность пойти на намаз в мечеть, то дайте на время вашего отсутствия официантам задание накрыть столы к вашему возвращению.

За чаем обсудите с собравшимися, хорошо ли поставлена в вашем регионе работа с молодежью, чего не хватает, как можно улучшить информационную и просветительскую деятельность. Может быть, в ходе таких бесед вам захочется создать свое молодежное мусульманское объединение. Обменяйтесь идеями, координатами активных и заинтересованных в этом людей, подумайте, к кому из опытных и авторитетных мусульманских деятелей вы можете обратиться за советом и помощью.

Пусть результатом такого общения станут укрепившиеся узы между молодыми представителями мусульманской общины. Может быть, вам захочется издать свою газету или написать о проведенном мероприятии на Ислам.Ру, чтобы другие мусульмане в разных уголках страны и мира узнали о вашей общине и о ваших проблемах. Начните уже сегодня выстраивать будущее вашего региона.