Как поступить в театральный вуз советы бывалых. Какие предметы нужно сдавать на актёра

Вступительные испытания в творческий ВУЗ мало похожи на экзамены в обыкновенный. На знания и результат по ЕГЭ иногда на них даже не смотрят или смотрят в последнюю очередь, когда все основные туры (их может быть с десяток) пройдены. Более важно уметь передвать эмоциональный настрой, выражать его всеми доступными способами. Школа-студия актёрского мастерства , поможет будущему артисту стать выразительнее.

Сила слова

Одним из важнейших характеристик актёра является речь. Её в первую очередь проверяют в творческих ВУЗах. Могут попросить прочитать прозу или стихи для поступления в театральный .

В школе изучается множество произведений как российских, так и зарубежных авторов. Необходимо выбирать такое, чтобы максимально раскрыть свой дар чтеца. Главный критерий отбора - эмоциональная составляющая. Если текст не цепляет за душу, то можно его не читать. Размер не имеет особого значения. Важно, чтобы было желание заразить других мыслями автора произведения, то есть пережить суть стихотворения.

Готовить надо несколько текстов, они должны иметь противоположное содержание, быть написаны разными поэтами. Если одно из произведений про любовь, то другое должно нести в себе другой смысл. Только так можно продемонстрировать себя с разных сторон и показать свою индивидуальность. Если произведение юмористическое, то упор делается на иронию, если философское, то - на размышления.

Читая стихотворение нужно помнить:

  • произносить надо так, будто это собственное сочинение;
  • важно соблюдение стихотворного ритма;
  • необходимо встать на чью-то сторону в произведении;
  • рассказывая, следует показать какие мысли возникают у чтеца;
  • при чтении у слушателей должны рождаться образы;
  • стихотворение должно «брать за живое»;
  • если оно перестало вызывать бурю эмоций, необходимо другое.

Хорошим выбором будут произведения классиков. Это показывает отличный вкус и профессионализм. Знать надо наизусть, ведь память - это пригодность артиста к работе на подмостках. Если тяжело запомнить произведение, стоить задуматься, а правильный ли выбор профессии сделан.

Хореография

Выбирая танец для поступления в театральный , крайне желательно не перебарщивать, если вы не поступаете на эстрадно-цирковое отделение. Слишком сложная композиция не нужна, как и в стихотворении в первую очередь важно проявление эмоций. Необходимо показать зрителю своё понимание создаваемого образа.

По возможности лучше подготовить не один танец, хотя направление может быть любым, от народных до бальных. Музыкальное сопровождение лучше своё, но не факт, что оно потребуется. На экзамене могут попросить исполнить под другой аккомпанемент. Не стоит постоянно думать, что это экзамен. В будущей профессии он станет ежедневным. Самое главное чувствовать музыку, держать ритм и отдать эмоциональную составляющую, даже если танец очень простой. Показав характер танца, вы легко пройдёте испытания

Поступил, что дальше

Главные трудности начнутся в процессе учебы. Все нагрузки выдерживает тот, кто беззаветно предан театру. Лекции, репетиции, тренировки, в ненормированном времени самое малое, что ожидает будущего артиста.

Если вы готовы посвятить себя профессии актера, то не сомневайтесь, вы обязательно добьетесь своего и будете востребованы!

Основные критерии отбора при поступлении в театральный ВУЗ.

«Существуют только два критерия при поступлении в театральное училище: это у будущего студента можно исправить, это исправить не удастся никогда… Из этого и надо исходить!» Леонид Волков, великий театральный педагог.

При поступлении в театральный ВУЗ , училище или во ВГИК существуют критерии отбора абитуриентов. Еще недавно перед педагогами по актерскому мастерству, которые слушали абитуриентов на заключительном творческом конкурсе, перед каждым педагогом по мастерству актера , лежал разлинованный лист бумаги, в который педагог ставил свою оценку напротив того или иного творческого критерия абитуриента. Примитивно, по пунктам.

Сейчас таких «листочков» нет, но для каждого педагога по актерскому мастерству, профессионала своего дела, такие «пунктики» существуют в их головах. Эти пункты – параметры, творческие критерии, критерии отбора напротив которых педагог умозрительно проставляет абитуриенту баллы. Попробуем разобраться. Что же это за пункты?

Первым пунктом стоят: «Внешние данные абитуриента театрального ВУЗа».

Для актера – его внешние данные – его визитная карточка. Это то, что он не может развивать, это – от Бога и родителей. Глаза, лицо, улыбка, рост, фигура, белизна зубов, форма губ, цвет и натуральность волос, отсутствие явных физических недостатков, – это реальность и на это, естественно, педагоги по мастерству актера (актерскому мастерству) обращают первостепенное внимание.

Но не надо путать «внешние данные» абитуриента театрального ВУЗа с его/ее «сценическим обаянием» . Пока, в первом пункте, оно не рассматривается. Как и сексуальность. Как и красота.

Понятие красоты, кстати, условно и субъективно. Понятие красоты, особенно женской, меняется у человечества, как и мода. Для эпохи Возрождения - Джоконда Леонардо да Винчи - была эталоном красоты.

Но…если мы сегодня поставим рядом фотографию какой-нибудь Мисс Вселенной и репродукцию Джоконды – уверяю Вас – выбор современного среднестатистического мужчины падет не на «эталон да Винчи».

Выставляя мысленно оценку в строке «внешние данные» - педагог по мастерству актера (актерскому мастерству) смотрит не на Вашу красоту, а на степень выразительности ваших внешних данных.

Можно быть далеко не красавицей, но иметь такие выразительные и проникновенные глаза, которые, кажется, отражают малейший «шорох Вашей души», как говорил великий К.С.Станиславский.

Или, опять же, не быть красавцем, но иметь такую живую мимику («живое лицо»), - которая «зеркалит» любой нюанс Ваших переживаний. Можно иметь редкие «внешние данные» . Например, очень смешные, внешние данные комика . Вам встречались на жизненном пути люди, первый взгляд на которых вызывает улыбку? Не часто, но, наверняка, встречались.

Или – наоборот, - посмотришь на человека – и оторопь берет!

Настолько он кажется каким-то необычным, ярким, его лицо, глаза, движения – будоражат, вызывают эмоциональный отклик . Еще реже такое случается – но случается.

Вот такую природную редкость мы, педагоги по мастерству актера , называем уникальными внешними данными. Но это редкость! Наличие этих выразительных средств зависит не от нас с Вами. Повторюсь, это объективная реальность – именно на нее и обращают в первую очередь педагоги. Потому что знают, большинство из нижних строк «оценочной ведомости» (голос, дикция, пластика, даже, музыкальный слух), можно будет развить у студента в процессе обучения, а вот внешние данные и их природная выразительность развитию не подлежат.

Они или есть, или их нет…

(Из статьи Эльдара Тагиева «Кого принимают в театральные училища?» - газета «Культура» сентябрь 1993 год.)

Да, существует понятие «сценическое обаяние» - тоже очень важный критерий при отборе при поступлении в театральные ВУЗы. Но что такое «сценическое обаяние»? Это – «подпункт» того о чем я говорил выше. Сценическое обаяние – опять же не путайте с красотой – вытекает из «внешних данных».

«Сценическое обаяние» - это то, попросту говоря, что объясняет почему нам - интересно, приятно, увлекательно наблюдать за человеком, находящимся на сценическом пространстве. Это, опять же, объективный фактор: или он есть, или его нет.

«Сценическое обаяние» может быть как положительное, так и отрицательное.

Например, возьмем всем известный пример – фильм «Брат»: Данила Багров (актер Сергей Бодров – младший) - положительное обаяние, его брат (актер Виктор Сухоруков) – отрицательное обаяние.

Но нам зрителю увлекательно, интересно, приятно наблюдать за существованием в кадре этих разнополюсных актеров. Наш глаз не устает ни от того, ни от другого.

У обоих присутствует магия «сценического (в данном случае - кинематографического) обаяния».



Сцена и экран обладают поистине магическим действием.

Порой красавцев в жизни – они превращают в серую посредственность, и – наоборот! Не спорю, существуют всемирно признанные эталоны мужской и женской красоты на сцене и экране. Например, Мерилин Монро – эталон женской красоты и сексуальности для многих американцев. Она была очаровательна и в жизни, и на сцене. Но, согласитесь, Мерилин Монро – никогда не была признана Великой Актрисой.

Мир «молился» на нее, как на икону очарования. К объективным факторам (критериям, которым невозможно исправить) я отношу, как кому бы ни показалось странным, чувство ритма.

Его спросили: - "Юрий Андреевич, можно ли без музыкального слуха стать актером?

Юрий Андреевич ответил:

«Слух нужен, хотя порой мы принимаем в театральный ВУЗ абитуриентов с приторможенным музыкальным слухом. Но если возникает проблема ритма, то тогда – все. И хочется взять человека, и даже иной раз берешь, но к третьему курсу понимаешь: это непреодолимо. Ребята без слуха начинают петь через ритмы, и слух налаживается. Но если ритм хромает, человек даже слышать и воспринимать не сможет, куда там воспроизводить. Педагоги выпускают его из вуза, понимая, что выпускают на гибель. Бог дал ему многое другое: обаяние, подвижность, хорошую восприимчивость – все в нем есть, а элементарное действие он выполнить не способен. Он может случайно проткнуть кого-то шпагой, нанести кому-то случайный удар, он выпадает из танцевальных номеров, а главное, он неподвижен в речи, а речь вся – на ритмах. Он не воспринимает особую стилистику автора, он везде одинаков: бубухает, бубухает, бубухает….»

И третьим «китом» из тех критериев, что даны абитуриенту Богом (после внешних данных и чувства ритма ), я считаю, это - внутренняя эмоциональность и заразительность.

Думаю, не стоит объяснять детально, что под этим подразумевается.

Для меня «заразительность» - это когда у меня от эмоционального переживания актера начинают по спине « бегать мурашки». Но в отличие от первых двух критериев, Вашу эмоциональность, к счастью, развить можно и ее в хорошем театральном ВУЗ е развивают.

И по окончании театрального ВУЗа хороший актер этим всю жизнь и занимается – он с каждой ролью «растит» свою эмоциональность , повышает градус воздействия на зрителя.

Ну же, признайтесь, кто из вас не мечтал об актерской или - чем черт не шутит! - режиссерской карьере?Для тех, кто не готов выкинуть эту мечту на помойку - мануал о том, как подготовиться к поступлению, чего опасаться и как оно всё вообще происходит. Рассказывает Соня, студентка 2 курса режиссерского отделения РГИСИ.

Важная информация для начала:

1) Поступление в театральный институт не имеет ничего общего с поступлением в любой другой ВУЗ. Это огромный труд, который часто превращается в многолетнюю войну, годы подготовки и мучений. Баллы ЕГЭ, если вообще имеют значение, плюсуются на последних этапах прохождения творческого конкурса, состоящего из трех туров, нескольких консультаций и непредсказуемого количества дополнительных отборов.2) Для абитуриента театрального института мой опыт потрясающе ничтожен – всего 2 года, всего 3 города, всего 5 мастерских (для сравнения: моя нынешняя однокурсница поступала 6 лет, в среднем к 4 мастерам за один забег). Будьте готовы к тому, что с первого раза вы туда не попадёте.3) Универсального сценария поступления или подготовки нет и не может быть – каждый мастер ищет «своих» студентов. Чем вы ему понравитесь или не понравитесь – тайна. Очень часто по тем самым тайным причинам «скидывают» очень ярких и талантливых ребят. Увы, талант – ещё не гарантия поступления.4) Туры (при любом финальном раскладе) – сильнейшее эмоциональное впечатление, толпа новых людей, адреналин и опыт. Даже завидую тем, кто пойдёт поступать впервые.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БЫТЬ АКТЕРОМ

1

Вам повезло. 17-18 лет – самое время поступать на актёрство.

2

Тем не менее, без минимального опыта делать там нечего. До поступления лучше «пощупать» профессию – театральная студия, тренинги, книжки. А лучше бы почитать Станиславского и посмотреть много разного театра, в том числе классику типа Эфроса и Товстоногова в записях. Думаю, если вы стремитесь в театр, знать вы о нём должны много.

3

На туры требуется программа. Это проза, стихотворения, басни. Чем больше и разнообразней в жанрах она будет, тем уверенней вы себя будете ощущать в процессе. Материал должен быть «вашим», то есть:
  • не противоречить амплуа.
  • Девочки (понимаю, сама больше люблю Бродского), берите больше женской поэзии. И лучше бы не только Ахматову и Цветаеву, комиссию уже подташнивает;
  • что-то в этом материале вас должно цеплять. И если это сто раз читанный банальный текст, но вы уверены, что он «ваш», не бойтесь. Удивить мэтров оригинальностью получится вряд ли, а вот разозлить современной сверхзаумной прозой неизвестного автора можно. Режиссёрам такое простят. Актёры, будьте проще;
  • можно обратиться к репетиторам, театральным педагогам, и программу вам поставят. Но, как показывает опыт, это не всегда хорошо. Поставленные тексты слышно . Если вы чувствуете в себе силы самостоятельно разобрать текст, то лучше готовиться самим. И над программой лучше начинать работать за год, а то и больше. В течение года она изменится, выровняется, станет «родной». А перед турами можно показаться знающему человеку, пусть вам что-то посоветуют. А не учат с вами интонации. А вообще – всё индивидуально. Опять.
  • 4

    Внешность имеет значение. Нет, речь не о красоте и даже не о весе. Очень важно понимать, кто вы есть на площадке. Природа подарила внешность романтической героини – значит, сделайте акцент на этом. Больше похожи на комедийного персонажа – прекрасно, не комплексуйте, читайте Хармса, подготовьте смешной танец, берите юмором. Театру нужны все. И берут всех.Но! Девочкам всё равно лучше надеть юбки/платья, более того, готовьтесь, что юбку попросят поднять, показать ноги, показать зубы. Лучше отказаться от яркого макияжа. Могут погнать смывать прямо из десятки, вам оно надо?Мальчикам проще. Опрятно выглядеть соответственно себе самому – вполне достаточно.

    5

    Советовать что-то по поводу туров почти бессмысленно. Всё зависит от мастера. Кого он ищет, какой внешний типаж предпочитает. Часто набираются целые курсы под конкретный спектакль. Всё, что вы можете – это максимально подготовиться заранее, а дальше импровизировать и не зажиматься. Хорошо, если помимо программы, у вас готова песня и танец. Если вы играете на музыкальном инструменте, жонглируете, крутите сальто – найдите способ это показать, все дополнительные навыки идут вам в плюс.Система с небольшими вариантами везде одна: запускают десятками, на первых консультациях и турах слушают очень быстро, просто убирают категоричные «нет», а потом начинаются развлечения. Тур, где вы читаете, поёте, делаете всё, что попросят, а по ходу могут давать задания от «покажи птичку» до «перечислите муниципальные театры своего города», после – отсев. И так, пока не останется узкая группа тех, кого мастер хочет видеть на курсе. И когда из 30 надо оставить 15, а талантливы все, начинается самый суровый этап – конкурс. Здесь роль играют секундные прорывы. Так что не расслабляйтесь, если прошли первый тур. Всё только начинается.

    6

    Блат имеет место, но мифы о нём преувеличены. Да, я слышала в коридоре ГИТИСа разговоры о том, кто кому сколько заплатил, и, наверное, такое бывает, но ни один мастер не возьмёт на курс патологическую бездарность, чтобы потом самому с этой бездарностью мучиться. Даже «блатные» учатся за какие-то заслуги.

    РЕЖИССУРА

    1

    Поступить на режиссуру в 17 лет, будучи к тому же (о ужас!) девочкой, почти нереально. Исключения были (кажется, в ГИТИСе, кажется, у Кудряшова). Поэтому, если сразу после школы вам взбрело идти в профессию… идите. Попробуйте. Мне обещали, что меня развернут с порога, в ГИТИСе я дошла до 3 тура, в ЕГТИ поступила и проучилась год. Опыт бесценный. Поступить в РГИСИ летом 2012 было в разы проще.

    2

    Любят брать взрослых (от 25 до 35), опытных мужчин. Набирают режиссёров не по 30 человек, а по 3-5 (если это актёрско-режиссёрский курс) или человек по 12-15, если курс чисто режиссёрский.

    3

    Требования к режиссёрам огромны. Чтобы заниматься этой профессией, надо быть больным.

    4

    См. все, что написано про актёров – это режиссёры тоже проходят. Требования к актёрской программе, правда, другие. Здесь уже будьте добры показать и знание литературы, и умение анализировать текст, и поднимать интересующую вас проблему и массу всего еще. При этом очень пристально смотрят на вас, как на актёра. Поэтому все правила про амплуа и присваивание текста в силе. Если курс режиссёрский, то – поздравляю – первые три курса играть друг у друга будете вы сами, так что при таком наборе на актёрство смотрят очень внимательно. И да, петь и танцевать тоже придётся (при поступлении в мастерскую, где я сейчас учусь, было аж 3 чисто актёрских отсева, только потом с нами заговорили про режиссуру).

    5

    Опыт имеет колоссальное значение. Именно поэтому не очень любят детей. У вас должны быть готовые постановки (конечно, ничего выше любительских театров и собственных проектов от вас не ждут), пусть одноактовка, пусть детский утренник, но вы должны что-то понимать в практике.

    6

    На первую же консультацию лучше принести экспликацию/экспликации и макет/макеты. Экспликация, говоря грубо, это ваша разработка пьесы. В принципе, есть примерный план такой работы (о чём хочу ставить, концепция, разбор по событийному ряду, сценография, костюмы, актёры…), но это тоже не обязательно. Интереснее понять ваше искреннее виденье пьесы. Кратко изложенное необычное решение, которым вы зацепите, запоминающийся макет, эскизы костюмов (не умеете рисовать – обратитесь к художникам, можно). Лучше, если вы везёте экспликацию по поставленной пьесе (тогда + фотографии, видео) и что-нибудь по классике.Можно везти и одну. А в некоторых мастерских её вообще никто не требовал. Зато Женовач в ГИТИСе без неё не пускал на порог. Например, я в свои 17 брала нереальным желанием и количеством проделанной работы, так что в ГИТИС я привезла сразу 2 макета и 3 экспликации, одна из них по готовому спектаклю, 2 по классическим пьесам. В этом году я поехала с 3 макетами и 5 разработками. И да, не обижайтесь, если ваши труды никто не прочитает. Скорее всего, о предложенном поговорят прямо на туре или попросят оставить. Так что умейте красиво изложить людям то, что написали.Если вы пишите стихи-пьесы-рассказы-картины – несите. Посмотрят, будут иметь в виду.

    7


    На сайтах ГИТИСа и РГИСИ представлены списки литературы для абитуриентов (разные школы – разные списки!). Это и пьесы, и литература по специальности. Но это – необходимый минимум, и надо знать кучу всего сверх. Во-первых, современные режиссёры и современная драма. Во-вторых, иметь сформированные пристрастия относительно драматургов и режиссёров из списка + осознавать ситуацию в театрах страны. В-третьих, режиссёру странно не иметь любимого писателя, художника, композитора, не знать историю, не понимать ничего в политике… В общем, вы поняли. В любое свободное от репетиций время, ваши лучшие друзья – книги. И, конечно, смотреть. Смотреть-смотреть-смотреть всё подряд, спектакли в городе, спектакли в записи, оперу, балет, хорошее кино.

    8

    Помимо экспликации, которую вы несёте, экспликацию надо писать там. Вам дают список пьес из того списка, который висит на сайте, вы выбираете, что больше нравится, и еще раз доказываете, что умеете это делать.

    9

    Отдельный тур – постановка этюда. Иногда в два этапа. Иногда индивидуально (кто-то делает одну работу, кто-то пять). Здесь всё зависит от того, что предложит мастер. Этюд «случай из жизни», или по событию, или по пословице, по картине, по пьесе, этюд на музыку. Готовиться заранее бесполезно, но тренироваться придумывать этюдные истории – можно.

    10

    Завершающий этап – коллоквиум. Тут вам как раз пригодятся прочитанные книжки и отсмотренные спектакли, хотя могут быть и сюрпризы. Например, мне показали картину и попросили рассказать, что произошло до запечатлённого момента. Да, могут проверить ваше умение анализировать, говорить, всё, что еще не поняли. Могут дать дополнительный этюд – не пугайтесь. Работайте и всё.

    11

    Сложно говорить, насколько сильно отличаются Москва, Питер и Екатеринбург (помимо количества человек на место), потому что поступаете вы всё-таки не в ВУЗ, как ни странно, а в конкретную мастерскую. Так что узнайте заранее, кто набирает (логично, что тот мастер, у которого сейчас 4 курс), поспрашивайте студентов. Поймите направление работы.Хотя ничто не поможет вам так, как умение быть собой. В результате выяснятся, что через все задания педагоги пытаются разглядеть вашу личность. И пока я это не осознала, никакая подготовка и выпученные горящие глаза меня не спасли. Только всё это плюс незаменимый вы.И еще одно: поступление – не самое сложное в театральном обучении. Настоящая работа начинается потом. Это сверхнагрузки, которые можно выдержать только при условии абсолютной любви к своему делу. Лекции по всем гуманитарным дисциплинам, сцендвижение, танец, акробатика, вокал, речь заканчиваются в три часа дня, а потом начинается мастерство – собственно, освоение профессии, которое заканчивается только за 10 минут до закрытия метро. А дальше – ночные репетиции, индивидуальная подготовка, потому что каждый день надо прыгать чуть выше своей головы.Готовы?

    Как поступить в театральный — этим вопросом, пожалуй, хоть раз задавался каждый, кто живет любовью к кино и театру, кто видит себя исключительно на сцене или большом экране и мечтает о народной славе. Если вы готовы к тяжелой жизни студента-театрала, не против учиться с утра до ночи и каждый день работать над собой, то спешите ознакомиться с деталями процесса поступления и начинайте готовиться уже сейчас.

    Процесс поступления в театральные учебные заведения сводится к нескольким этапам, которые принципиально ничем не отличаются друг от друга.

    Отборочная консультация

    Сначала абитуриент проходит отборочную консультацию и предэкзаменационные прослушивания, которые называют турами.

    По прибытии в вуз нужно лично предъявить паспорт. В некоторых учебных заведениях, чтобы попасть на отборочную консультацию, необходимо заранее записаться, отправив письмо на адрес электронной почты, который можно узнать на сайте вуза, а в некоторых вы просто попадаете в живую очередь.

    Чтобы не пропустить период проведения этих прослушиваний, нужно узнать на сайте учебного заведения номер приемной комиссии и узнать даты. Консультации обычно начинаются уже в апреле.

    Предэкзаменационные прослушивания

    К турам готовят программу — подбирают определенный материал, с которым потенциальный студент будет выступать на прослушиваниях. Обязательно требуется подготовить стихотворение, отрывок из прозы, басню, которые учатся наизусть.

    На всех прослушиваниях читается одна и та же программа — выступив с одним материалом на отборочной консультации, больше не следует вносить изменения.

    Слушают абитуриентов члены комиссии — как правило, это несколько педагогов вуза и мастер — тот из них, кто набирает себе курс. Мастер может не слушать вас на первом туре, но непременно появится на следующих.

    Прослушивания с первого по третий тур считаются вступительными экзаменами. На них абитуриенты снова выступают со своей программой и выполняют дополнительные творческие задания.

    Всегда проверяют вокал — это не значит, будто вы станете певцом , но вокальная подготовка является важным навыком для работы в театре и кино. Но разные преподаватели могут просить показать что угодно — придется и станцевать, и проявить способности к импровизации, продемонстрировать другие свои таланты — игру на музыкальном инструменте, гимнастические навыки и т. п.

    Экзамены

    Апофеозом становится так называемый конкурс — финальный творческий конкурс при поступлении в театральный вуз. Отличается от предыдущих прослушиваний он тем, что количество поступающих существенно снижается, претензии к отбору ужесточаются, и слушать участников будет уже максимально большое количество педагогов во главе с мастером.

    Если поступающий раньше не демонстрировал свои вокальные умения и пластику, могут попросить показать их на конкурсе. Возможно, попросят сделать этюд — сыграть мини-сценку на заданную тему, рассказать скороговорки.

    После творческого конкурса остаются конкурсы общеобразовательные.

    Выпускники российских школ предоставляют свои результаты по Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русском языку и литературе, а поступающие с высшим образованием, закончившие школу до 2009 года и иностранцы сдают экзамен по этим двум предметам в самом вузе.

    Абитуриенты в украинские вузы подают результаты Внешнего независимого оценивания (ВНО) по истории Украины и украинскому языку и литературе; экзамен по этим предметам сдают в вузе иностранцы, люди с высшим образованием и получившие среднее образование до 2008 года.

    Все поступающие пишут сочинение и участвуют в коллоквиуме. Этот этап является проверкой общей эрудиции и культурного фона абитуриента, поэтому при наличии пробелов по этой части стоит получше подготовиться: будут вопросы о литературе, истории, театре, теории сценического искусства.

    Только пройдя отборочную консультацию в учебном заведении, абитуриент может подать документы. Делается это, чтобы отсеять ненужных людей на начальных этапах и не тратить ресурсы на обработку лишней документации — желающих поступить в театральный вуз в России в основном приходится по двести человек на место и больше. В украинских вузах конкурс меньше в десять раз, но поступить по-прежнему очень нелегко.

    Следует подготовить такие документы:

    • заявление на имя ректора;
    • копия паспорта (показать оригинал в вузе);
    • копия справки о присвоении идентификационного номера;
    • аттестат о среднем образовании либо диплом;
    • результаты ЕГЭ либо ВНО;
    • медицинская справка формы №086-У;
    • фото 3 х 4 в количестве 6 шт.;
    • парням — военный билет либо прописное свидетельство.

    Вузы требуют подавать оригиналы документов. Поэтому если вы поступаете в несколько вузов сразу, придется сделать нотариально заверенные копии подлинников.

    Готовиться к поступлению в театральный нужно как минимум за год.

    Поступайте сразу во все театральные вузы выбранного вами города, дабы увеличить свои шансы. Не забудьте узнать подробную информацию о каждом вузе, какая там «школа», какие педагоги, кто мастер, который набирает курс.

    Не забывайте про самообразование — читайте много художественной литературы, ознакомьтесь с трудами Станиславского и Михаила Чехова (заодно на коллоквиуме не спутаете его с Антоном Павловичем), обязательно почитайте про историю театра.

    Приходить на прослушивание вы должны выспавшимися, здоровыми и в боевом расположении духа — будет обидно, когда из-за такого состояния вы не сможете поступить.

    Когда будете представляться комиссии, постарайтесь звучать ровно и уверенно, несмотря на внутренние переживания.

    Помните, по сути ваша основная задача — произвести впечатление именно на мастера. До начала прослушиваний узнайте, что это за человек, как он преподает, где он играл, какие спектакли он ставил — составьте мнение о том, что ему близко и чем его можно заинтересовать.

    Поступающие заходят на прослушивание десятками; в первую-вторую можно особо не стремиться, а вот дальше уже будьте поактивнее. Не тяните время: педагоги тоже люди, они устают, раздражаются, внимание к концу дня рассеивается, и вас могут просто не оценить по достоинству.

    Как составить программу

    Вопрос о подготовке программы должен беспокоить вас сразу же после вопроса о том, как поступить в театральный. Вы должны хорошенько продумать свой репертуар, изучить, пропустить через себя и потом на прослушиваниях не выглядеть фальшиво. По этой же причине не советуется менять программу во время туров — на качественную переподготовку уходит очень много времени.

    Подготовьте несколько вариантов каждого произведения, желательно по три стихотворения, басни и прозаических отрывка.

    Рекомендуемый список литературы часто вывешивают на сайтах вузов, не поленитесь и изучите, но можете попробовать выучить что-то по собственному желанию. Для прозы и стихов лучше выбирать что-то из классической литературы. Категорически не нужно читать свое авторское творчество — важно не то, умеете ли вы писать стихи , а то, как вы можете передать чужое послание зрителям. Ищете басни — берите Крылова и не ошибетесь.

    Главный принцип подбора произведений — готовьте, то что близко вам, то, что вы можете понять и передать зрителю.

    Постарайтесь выбрать разноплановые произведения, но в соответствии с вашим типажом. Оцените себя со стороны и решите, как себя подать: может быть вам подходит образ романтического героя, а может быть вы — натуральный комик? Несовпадение внешнего типажа и материала может оказаться фатальным для вашего театрального будущего.

    Желающие поступить в театральный часто обращаются за помощью к профессиональным педагогам, ходят на курсы, но помните: такой подход лишает ваше выступление индивидуальности, ведь все произведения и способ их подачи будут выбраны не вами. В любом случае, о подобном опыте подготовки комиссии лучше не говорить — все хотят, чтобы студент изначально не был приправлен чужим опытом и видением актерского мастерства.

    Выступая с программой, начинайте декламировать с той части произведения, на которой вы ставите главный акцент. Не думайте, будто сейчас вы расскажете вступление, а потом гениально подведете к яркому моменту — комиссия вас долго слушать не будет, а заинтересовать слушателей вы должны сразу же.

    Ваш внешний вид

    Девушкам нужно подчеркнуть свою женственность. Наденьте юбку либо платье средней длины, короткая юбка комиссию явно не обрадует, так же как и юбка в пол. И в целом не надевайте ничего вызывающего. Совсем плоская обувь или высокая шпилька — не вариант, выберите средний каблучок.

    Яркий макияж не одобряется, но и совсем без него приходить не стоит — остановитесь на натуральном легком макияже с акцентом на глаза. Волосы следует убрать в хвост, в любом случае возьмите с собой резинку.

    Юношам следует одеться просто и прилично: классические брюки, рубашка или футболка подойдут как нельзя кстати, а вот пиджак не надевайте — он не должен сковывать в движениях. Никаких экстравагантных нарядов и спортивной обуви, ваш выбор — туфли. Растительность на лице тоже не приветствуется, поэтому лучше гладко побриться.

    Помните, оценка актерского мастерства — само по себе действие довольно субъективное, и не расстраивайтесь в случае провала. Большинство известных актеров пробовали поступить в театральный и во второй раз, и в третий, прежде чем у них что-то вышло. В любом случае вы получаете ценный опыт и знания, которые в будущем сыграют вам на руку.

    Почти каждая девушка мечтает примерять на себя разные роли. Увы, в реальной жизни такой возможности может не представиться: дочь, жена, мама, сестра. А ведь еще хочется почувствовать себя спецагентом, королевой, экзотической принцессой, колдуньей... И девушки всего мира не видят иного выхода, кроме как стать актрисой. Именно эта профессия дает раскрыться всем граням переменчивого женского нрава.

    Однако профессия актрисы - это не только постоянная смена ролей и обстановки, а тяжелая работа. Разберемся же в важных нюансах этого ремесла и решим, что нужно, чтобы стать актрисой.

    Профессия актрисы

    Быть актрисой считается престижно во всех странах мира, где развит кинематограф. Хорошие актеры получают щедрые гонорары, о чем, мы, естественно, знаем из сети и прочих источников. Однако актерство - это тяжелая работа, несмотря на внешнюю праздность и блистательность.

    Интересуясь тем, как стать актрисой, мы должны оценить следующую важную и особенно приятную особенность этой профессии: возраст не помеха. Будем мы очень молоды или уже на пенсии, всегда можно открыть свой актерский талант и стать востребованным профессионалом.

    Актриса театра

    Театр представляет собой древний вид искусства, весьма специфический, но чарующий. От актрисы театра требуется создавать богатый эмоциями, чрезвычайно яркий образ на сцене театра, при этом на нее взирают сотни пар глаз зрителей. В этом заключается важнейшая особенность работы на сцене: взаимодействие со зрителем происходит в реальном времени, напрямую.

    На актрисе театра лежит большая ответственность: нужно идеально отрепетировать роль, заучить каждое слово и каждое движение персонажа. Во время представления профессиональная актриса театра не может ошибиться: запутаться в репликах или забыть, из какого угла сцены появится партнер. Учитывая, что человек не может никогда не ошибаться, в случаях, когда оплошность на сцене допущена, профессиональных актрис спасает умение импровизировать и харизматичность. Первое из этих качеств можно в себе развить, когда второе все-таки закладывается при рождении.

    Основная задача актрисы театра

    Задача актрисы театра заключается в том, чтобы создать объемный художественный образ на сцене. Он должен быть многогранным и «живым», а для этого актриса полностью вживается в образ своего персонажа.

    Однако важнейшая задача актрисы именно театральной сцены - это вызвать своей игрой реакцию зрителя. В этом заключается актерский талант, и он же ведет к успеху на данном поприще.

    Актриса кино

    Актрисы кино имеют большую популярность в силу того, что современные зрители в большинстве своем предпочитают кино. Кроме того, киноактрисы получают гораздо большие гонорары, нежели работники театральной сцены.

    При этом актрисе киноэкрана не менее тяжело в работе, чем театральной. В ее профессиональные обязанности входит изучение личности своего героя и его воплощение перед кинокамерой. Единственная «поблажка» для киноактрисы - это то, что есть возможность снять несколько дублей. При этом ей нужно заботиться о том, чтобы показать себя в выгодном свете перед камерой. Известно, что камера «любит» далеко не всех людей, поэтому этот фактор является немаловажным в карьере киноактрисы.

    Киноактрисе приходится находить общий язык с громадным количеством людей, с которыми ей приходится работать. Режиссеры, сценаристы, коллеги по фильму (сериалу) - со всеми нужно сработаться для максимально высокого результата.

    Что нужно, чтобы стать актрисой?

    Для того, чтобы стать успешной узнаваемой актрисой, востребованной для киносъемок или театральных постановок, нужно иметь целый букет профессиональных качеств и природных талантов. Хороший трамплин для старта дает актерское образование в специальных учебных заведениях.

    В профессиональном актерстве сможет проявить себя далеко не каждая девушка. Потребуется, опять-таки, врожденный талант, усовершенствованный массой выработанных своими силами навыков.

    Так, актрисе для успешной карьеры, помимо всего перечисленного, нужно природное обаяние, харизма, готовность полностью отдавать себя работе, вживаться в образ другого человека до мельчайших деталей, даже если сама персона вам не нравится. Большим плюсом для актрисы является наличие хорошо поставленного голоса, отличной памяти для запоминания больших объемов текста.

    Ценится в актрисах умение импровизировать, вносить в каждую роль, даже на 100 % шаблонную, свою изюминку. Многие великие актеры - это люди чрезвычайно энергичные и непосредственные.

    Также, перед тем как решать, быть ли актрисой, нужно трезво оценить, сможете ли выдержать напряженный график съемок, большие нагрузки на съемочной площадке или сцене, ведь в по сценарию придется и бегать, и прыгать, и, возможно, летать или карабкаться по отвесной скале.

    Обучение актерскому мастерству

    Актерскому мастерству обучают в специальных учебных заведениях. Чтобы поступить в такое высшее или среднее учебное заведение, необходима некоторая подготовка.

    На собеседовании вас попросят сыграть какого-нибудь персонажа или продекламировать любимое стихотворение (басню). Вам могут не давать конкретных заданий, и тогда можно представить подготовленную сценку. Но скорее всего, вам назовут вполне конкретного персонажа. Тут нужно быть готовой к любым неожиданностям, как то сыграть нападение Волан-де-Морта на Гарри Поттера или грибочек под осенним дождем. Вам пригодится богатое воображение, навыки выступления перед публикой и собранность.

    Исходя из всего этого, поступление в театральный вуз считается большим достижением, а получение высшего театрального образования еще более значительным. При всей важности образования, всестороннее саморазвитие актрисы и во время его получения, и после - крайне важно. На самом деле обучение актрисы не заканчивается никогда.

    Особенности поступления в вуз

    Собираясь обучаться актерскому мастерству, стоит проанализировать свои возможности. Предрасположенность быть артистом необходима, иначе даже самое грамотное и усердное обучение обернется пустой тратой времени. При наличии подходящих данных можете смело продолжать путь к своей мечте.

    Основательно подготовившись к любым заданиям, которые могут быть подкинуты приемной комиссией, нужно определиться, куда поступать на актрису вам лучше. Оптимальный вариант - сначала выбрать удобный город, если в вашем нет нужных учебных заведений, а затем подать документы, куда только можете. Не пропускайте ни театральные училища, ни один актерский факультет в университетах и институтах культуры. Так вы сможете быть всегда в курсе дела, всегда на месте и готовы к прохождению нескольких отборочных туров, посещению подготовительных курсов и прочим другим ситуациям.

    Перед началом отборочных туров посетите кафедры выбранных вузов, соберите максимум информации о предстоящем поступлении, побеседуйте с педагогами. Неплохо будет также пообщаться с учащимися этих вузов, поскольку те могут дать ценные советы, как люди, прошедшие через все то, что вам лишь предстоит. Студенты таких вызов могут посоветовать, как вести себя с тем или иным преподавателем, если он будет в приемной комиссии. Такого вам точно больше никто не посоветует, сами преподаватели в том числе. Во время общения с людьми не забывайте быть вежливыми и учтивыми, но также не скрывайте свою личность, чтобы иметь возможность получить некий «кредит доверия».

    Можно ли стать актрисой без образования?

    Если у вас нет времени, желания или возможности проходить длительное обучение в вузе, закономерен вопрос о том, как стать актрисой без образования и можно ли вообще это сделать.

    Судя по опыту знаменитых личностей из западных стран, это возможно. Нужно просто сильно захотеть и не лениться.

    Секреты известных актрис-самоучек

    Ответ на этот вопрос очевиден: в западных странах большинство знаменитых актрис не имеют специального образования. При этом они популярны, успешны и профессиональны в своем деле. Их секрет, конечно же, во врожденных способностях и целеустремленности. Многие из них с ранней юности, почувствовав жгучее желание пробиться в верха актерского мира, начинали отрабатывать нужные навыки, посещали кастинги и смотры. Они брались за участие в малейшем, незначительном проекте, постепенно пробираясь к более престижным и оплачиваемым. У них могло просто не быть времени на актерское образование, но было время на работу.

    Среди наших красавиц-актрис такие примеры тоже есть. Это Алена Бабенко, Юлия Снигирь и другие. В Голливуде гораздо больше таких примеров: Николь Кидман, Деми Мур, Мэрилин Монро. Более того, эти мегазвезды не получили никакого образования (даже полного школьного). Поначалу - в силу бедности или других преград, затем им было просто не до этого.

    Итоги

    Быть актрисой - значит много, без перерывов, работать над собой. Перед тем как стать актрисой, начать делать первые шаги навстречу мечте, необходимо разобраться в себе с тем, чтобы удостовериться в своих перспективах.

    Подготовка к поступлению в театральный вуз должна быть основательной. Ведь вам предстоит показать свой талант перед комиссией, которая до этого видела сотни таких же энтузиастов. Произвести впечатление - важнейшая задача во время прохождения всех этапов поступления в вуз на актрису. Все время после окончания вуза вам также нужно будет самосовершенствоваться, чтобы расти и достигать больших успехов.

    Без специального образования также есть шансы стать актрисой. В таком случае на первый план должны выйти целеустремленность и природный дар к игре на публику.

    Таковы итоги нашей статьи. В ней мы разобрали некоторые моменты светлой мечты многих девушек - как стать актрисой кино или театра, быть успешной и востребованной. Надеемся, вам было интересно читать материал, и вы смогли почерпнуть из статьи что-то новое для себя.