Ораторская речь: примеры публичных выступлений известных людей. Выступление на конференции: что важно знать

Многие выступающие сталкиваются с проблемой - как же начинать выступление, чтобы сразу понравится? Как появиться на сцене? Как встать, чтобы это выглядело естественно? Как сразу завоевать доверие публики? С чего начать? Как произвести благоприятное первое впечатление? Известно, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление - поэтому важно использовать шанс первый и единственный. Существуют закономерности впечатления и восприятия, которые должен учитывать любой человек, появляющийся в центре внимания. Есть важное наблюдение, много раз проверенное опытными ораторами:

ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫ СКАЗАЛИ «ЗДРАВСТВУЙТЕ», ВЫ ПРОИЗНЕСЛИ 70 ПРОЦЕНТОВ СВОЕЙ РЕЧИ!

А после приветствия вы уже будете только дополнять уже сложившееся впечатление о вашей личности. В психологии существует понятие «импритинг» - то есть «впечатывание» образа человека в сознание публики. Если первое впечатление позитивное - оно начинает работать на вас неким «шлейфом», все ваши слова будут подкрепляться положительным образом в сознании зала. Если негативное - против вас будет работать отрицательный «шлейф», подсознательно публика будет уже настроена скептически.

Автор неоднократно становился свидетелем ситуаций, когда компетентные, умные, знающие люди не могли произвести убедительного первого впечатления и откровенно проваливали свою речь. Причина провала была только одна - неудачное начало, слабое первое впечатление, которое уже не получилось исправить. В результате даже потенциально сильные и содержательные выступления и презентации не достигали своей цели, или даже оратор становился посмешищем в глазах публики.

И наоборот. Автор много раз наблюдал, как после удачного начала, подкрепленного дальнейшим выступлением, публика меняла отношение к человеку. Он становится полубогом. Ну, если не полубогом, то, как минимум, человеком гораздо более уважаемым! За счет чего происходит этот эффект? За счет того, что значимость, или психологический вес человека, становится в наших глазах гораздо выше, когда мы видим, что он обладает каким-либо мастерством, талантом, редким умением. Когда мы видим, как работает мастер, мы как бы присутствуем при рождении маленького чуда. А разве красивое, убедительное, увлекающее, радующее людей публичное выступление не чудо и не шедевр? Без сомнения, речь - это маленькое (или большое) чудо, сравнимое с чудом сотворения на наших глазах музыки, чуда актерского перевоплощения или рождения картины-шедевра.

Так как же произвести сильное и убедительное первое впечатление ? Каковы закономерности восприятия? Что должно происходить в самом начале выступления? Прочитаем еще раз заголовок. В самом выражении «постановка на публике» заключен некий двойной смысл. Первый смысл, прямой и буквальный, происходит от слова «ставить» или «стоять» - куда и в какую позу себя поставить, какое положение тела принять? И зачастую это является проблемой для оратора, который не знает, какое место на сцене, в зале ему занять, как встать, как сесть, что делать с ногами и куда девать руки? И второй смысл - переносный. Есть такое устойчивое словосочетание в нашем языке - «он поставил себя в коллективе». Что имеется ввиду? Что этот человек заслужил уважение, авторитет, положение в негласной ранговой иерархии коллектива. Если же оратор является новым человеком для слушателей - он должен заслужить уважительное отношение. Сразу! Времени на раскачку у оратора мало! И даже если выступающего знают, положение на сцене обязывает на особую роль. И в этой роли - он все равно новый человек для публики.

При этом первый и второй смысл словосочетания «постановка на публике» тесно связаны между собой. От расположения в зале и позы сильно зависит первое впечатление, произведенное нами на зрителей. А от первого впечатления, как следствие, зависит и дальнейшее отношение зрителей к вам - симпатия и доверие к вашим словам, либо холодная нейтральность и желание поспорить. И наша задача, разумеется, за счет своих знаний и мастерства добиваться максимально убедительного первого впечатления.

Кредит доверия от сцены. Это важное явление, которое выступающий обязан использовать. Само по себе знание об этом кредите доверия должно прибавить уверенности вам, как оратору! Сцена или любое место выступления дает не только испытание на прочность для оратора, но и несет некий изначальный положительный для оратора эффект. Главное место дает некий кредит доверия и уважения оратору от публики. Сцена поднимает человека не только физически, но и психологически, в глазах слушателей. Мы готовы слушать человека, вошедшего на сцену, только потому, что он занял это центральное, главное место. Может быть, вы и на своем опыте замечали, что, когда сидишь в зале, а на сцену выходит человек, он автоматически вызывает некое «притихание» слушателей и первоначальную долю уважения. И это только благодаря тому, что он появился на этом главном месте. Этот эффект изначального кредита доверия и уважения идет еще откуда-то с подсознательных детских времен. Когда мы были школьниками, в класс входила учительница, она занимала главное место - и мы автоматически начинали уважать, слушать и бояться. А кто это забывал делать, тому напоминали, кто здесь главный. Более того, вся система образования закрепляла этот эффект и в институтах, училищах, академиях, а потом и на работе. Главный тот - кто на сцене! Это усвоилось нами с молоком всех наших «альма матерей». И осталось в нашем подсознании. Мы не всегда знаем, кто и почему доверил человеку сцену, но раз ему доверено, значит, так и надо! Значит, он имеет право стоять перед нами и внушать нам свои мысли! Изначально сцена наделяет оратора некоторой властью над умами людей, и люди уже готовы к этому - ведь именно оратор находится на сцене, а они сидят в зале. Ведь именно оратору доверено вещать перед публикой!

Изначальный кредит доверия и уважением - это закономерность, но, конечно, она не исключает, что в зале могут находиться люди, еще до этого настроенные против вас, пришедшие специально сорвать выступление или поглумиться. Как их нейтрализовывать - это отдельная тема. А закономерность первоначального кредита доверия важно знать и использовать - то есть увеличивать, а не обесценивать своим поведением этот кредит уважения от зала.

Правило семи секунд. В течение какого времени формируется первое впечатление? Это не часы, не десятки минут и даже не минуты. Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. И мы уже знаем, что первое впечатление всегда одно. Конечно, теоретически можно попытаться сгладить и исправить, но это очень сложно. Первое впечатление похоже на отпечаток пятерни на еще влажном мягком цементе или след ботинка на свежем асфальте - оно застывает и закрепляется на века. При появлении человека на сцене у зрителей в сознании, в мозгу, начинает формироваться наш образ, представление о нас, или, как я говорю, новый «файл», которого раньше не было. И этот файл мы формируем сами именно нашим поведением за это короткое время. Уже через семь секунд люди думают, что они многое про нас поняли. Уже через семь секунд зрители думают, что они нас уже прочитали. К этому времени зритель уже оценил оратора и сделал вывод: интересен - неинтересен, симпатичен или нет, нравится - не нравится, умный - глупый, сексуален - несексуален. В реальности, наша личность может совершенно не соответствовать этому образу в сознании, но это представление рождается как результат нашего поведения и судить будут по нему. При этом слушатели могут совершенно ничего и не знать ни про первое впечатление, ни про формирование образа, все это работает помимо их воли, то есть подсознательно, помимо сознания, не подчиняясь осознанному решению. Этот эффект работает не только для публичного ораторского случая, но и для личного общения. Наверняка вы когда-то ощущали на себе, что если человек сразу при знакомстве не понравился, это шлейфом несет отпечаток на дальнейшее к нему отношение. И наоборот, если сразу понравился, расположил, то и дальше хочется с ним общаться и сближаться.

  • Говорят, что бывает даже любовь с первого раза.

Показательны результаты следующего психологического исследования. Были опрошены работодатели, начальники, кадровики с одним вопросом - когда, в какой момент вы для себя принимаете внутреннее решение о приеме или нет человека на работу? И по статистике получился интереснейший результат. Большинство работодателей приходили к выводу, что это внутреннее решение созревало у них в течение всего лишь первой минуты. А чем, спрашивается, работодатель занимается в следующие двадцать минут собеседования? Правильно. Убеждает самого себя, что решение верное. И тогда, если человек понравился, начальник пропускает минусы и преувеличивает плюсы, не обращает внимания на недостатки и жадно ловит достоинства. Пусть не семь секунд, а минута, но в любом случае, это очень короткий промежуток времени.

Вы были студентами? Вспомните, тот же воздействие первого впечатления часто наблюдается на экзаменах. Если студент сразу произвел положительное, приятное впечатление, профессор начинает его «тащить»: задавать хорошие вопросы, исключать трудные вопросы, не замечать слабые ответы, прощать ошибки, помогать формулировать, подсказывать, давать новый шанс. А если сразу не понравился - то дело труба. Профессор будет всячески топить вредными вопросами, выискивать ошибки, пропускать хорошее, и при первой возможности отправит на пересдачу. И все это также происходит подсознательно, начальник, как и профессор не осознают этого эффекта, они находятся, можно сказать, в плену первого впечатления, которое управляет их отношением и действиями.

Когда начинается публичное выступление? Совершенно верно, тогда, когда пошло формирование первого впечатления, а не когда вы открываете рот! Когда начинаются эти семь секунд? Когда оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить! Когда вы встаете со своего места в зале и начинаете идти на сцену - семь секунд уже начались. Когда выходите из-за кулис - впечатление автоматически начало складываться. Идете по проходу в зале - вы уже в поле внимания. Внимание публики автоматически реагирует на движущиеся и новые объекты - и вся публика повернет к вам голову - «та-а-к, ну, кто это там сейчас будет у нас выступать, вот этот, что ли, ну давай, давай, сейчас посмотрим, чего ты стоишь…» Все зрители невольно начинают вас оценивать - что такое, кто такой, как идет, как двигается, куда идет? Поэтому помните - выступление начинается с вставания с места или появления вашего кончика носа из-за кулис!

Никакой кухни! Разберем типичные ошибки неопытного оратора.Видел много раз следующую картину. Выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, хорошо, если платком, одергивает одежду на ходу и чуть ли не застегивает брюки. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Какое впечатление складывается в эти семь секунд? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений.

  • Представляете, если мы увидим приготовления президента к торжественной речи на Новый Год - как его гримируют, напомаживают, подкрашивают, повторяют ему в ухо текст, дают наставления, одергивают, застегивают и причесывают? Мы разочаруемся, это снижает значимость человека.

Поэтому - никакой кухни на людях, вы должны уже быть абсолютно «ОК», без признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.

Поведение Хозяина. В этом емком слове - Хозяин - заключены все сильнейшие качества человека: уверенность, независимость от мнения других, внутренняя сила, стопроцентный психологический комфорт, несмотря ни на что. А также неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое поведение ассоциируется с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с вожаком и даже вождем. Уверенный и внутренне сильный человек вызывает уважение, люди ему невольно подчиняются, впечатление о нем сильное, слова его имеют особенную значимость.

  • Если Вы хотите успех, Вы должны выглядеть так, как будто Вы его уже имеете. (Древний афоризм.)

К сожалению, публика заставляет оратора все делать быстрее и провоцирует его на суету, вследствие дискомфорта и психологического давления, которое она создает самим фактом присутствия. В чем причина суеты? В том, что когда мы испытываем неприятные и дискомфортные ощущения, понятно, хочется побыстрее от них избавиться. А как это сделать на сцене? Убежать, мы понимаем, нельзя. Но зато можно побыстрее справиться со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Поэтому я на тренингах рекомендую участникам, наоборот, двигаться на публике чуть более замедленно, неторопливо, как будто слегка тормозя (по своим ощущениям), и тогда суета скомпенсируется и будет золотая середина.

Выход на сцену. Отсюда вывод. Идем на сцену уверенно и спокойно, с видом Хозяина и абсолютно независимо - так, как будто в зале никого нет. Не допускайте еще одной типичной ошибки - коммуницирования на ходу. Это когда оратор общается с публикой, еще не дойдя до места выступления, с помощью улыбочек в зал, веселых приветствий, помахиваний залу рукой, обращений к старым знакомым и расшаркиваний. Это смотрится, как жгучее желание завоевать доверие дешевым способом, понравится публике и сразу демонстрирует зависимость от нее. Такое кокетство уважения у публики не вызовет, сразу становится понятно, что человек очень хочет понравится. Наоборот, вызывает уважение поведение Хозяина - абсолютная уверенность, независимость от аудитории, то, что оратор не стремится набрать дешевых бонусов, проявляет выдержку и хладнокровие, и раньше, чем нужно, говорить не начинает. Никакого заигрывания!

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК СПЕЦИАЛЬНО НЕ ХОЧЕТ ПОНРАВИТЬСЯ - ОН НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ!

Как ни парадоксально, но это так. Потому что мы уважаем сильных людей и восхищаемся уверенными личностями. В этот момент такой человек становится в наших глазах лидером, вожаком и даже вождем.

Важно знать, что желательно идти не через центр зала, потому что в эти семь секунд вы будете демонстрировать зрителям свою… спину, что не совсем правильно для первого впечатления. Лучше выходить как будто бы сбоку, заходя через один из флангов сцены. В идеале, желательно выйти из-за кулис и там же скрыться после выступления, но кулисы сейчас сохранились только в театрах. Во время уверенной ходьбы смотрим только вперед, оценивая, как дойти до главного места. Главное место всегда расположено по центральной оси зала и на удобном расстоянии от первых рядов, не слишком далеко, но и не слишком близко - не наваливаясь на первые ряды.

Занимаем центральное место. Ошибкой будет начинать говорить где-нибудь сбоку, не в центре сцены. Особенно, часто так бывает, когда выступление короткое и выступающий внутренне для себя это оправдывает маленьким временем на речь. Что он транслирует в зал в этом случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение - извините, я тут с краю постою, я, простите, ненадолго, я вообще случайно тут зашел, ничего, что я вас отвлекаю…? И это уже не Хозяин - а маленький человек… Хозяин всегда достоин главного места. Поэтому не обесценивайте себя речью с краю, а смело ищите главное место, достойное вас!

Кроме центрального расположения, главное место должно удовлетворять «правилу девяносто градусов». То есть угол обстрела, или сектор охвата аудитории, должен быть примерно 90 градусов, если вы вытянете, стоя в центре, руки по флангам аудитории. Если подойдете слишком близко, угол обзора будет уже под 180 градусов, и в этом случае боковые зрители будут выпадать из вашего влияния, а на первом ряду слишком напрягутся. Если слишком далеко, угол будет градусов 45 и расстояние для выступления будет слишком далекое и неудобное. Найдя взглядом во время спокойной ходьбы на сцену главное место, смело занимаем его, как и подобает Хозяину, поворачиваемся к залу и фиксируемся на нем.

Как в этот момент встать? Встать сейчас в прямом смысле слова - какую позу принять, каково положение тела, рук, ног должно быть для наилучшего восприятия оратора?

Типичные ошибки неопытных ораторов. Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Впечатление, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также есть впечатление, что человек что-то там прячет. Камень, например, за пазухой не поместился, но зато сейчас как достанет… Если зритель не видит руки, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью. Знаете, как родился жест рукопожатия? В средневековье этого жеста еще не существовало, и когда воины встречались на одной тропе, они издалека показывали друг другу правую руку. Это означало - у меня нет в руке оружия, и я иду с добрыми намерениями. Постепенно этот жест трансформировался в рукопожатие при сближении. Поэтому руки оратора люди должны видеть для того, чтобы от него не исходило ощущение угрозы.

  • А знаете, как родился жест объятия с дружеским похлопыванием по спине? Здравствуй, дорогой, сколько лет, сколько зим…!!! Воины сходились и во взаимном объятии прохлопывали друг друга на предмет незадекларированного оружия за спиной. Смысл уже забылся, а традиция осталась.

Другая ошибка. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди в позе Наполеона. Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства. Это еще и поза вредного преподавателя:

- Ну-ну, молодой человек, давайте свою зачетку, все равно не сдадите…

Понятно, что это тоже не оптимально для восприятия публикой.

Еще распространенная ошибка. Руки оратора скрещены не сзади, а спереди ниже пояса - «поза футболиста». Тоже читается скованность, закрытость, плюс только ленивый не спросит себя, что же он там защищает. Это не те ассоциации, которые надо сразу рождать у аудитории.

И еще одна ошибка. Руки в карманах. Это выглядит абсолютно вульгарно, а для бизнес-аудитории является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто упадет в глазах публики. А если вы так будете выступать на приеме у президента, вас больше никогда к нему уже не пригласят. Еще хуже, если руки в карманах брюк, а не пиджака. Иногда оратор, не зная, куда девать руки от волнения, прячет их в карманы, думая, что хотя бы эту проблему он решил, и никто теперь его суетящихся рук не заметит. Как бы не так! В карманах-то суетливые руки заметны еще больше. Особенно, если они там продолжают играть с ключами, брелками, и другими предметами. Любой движущийся предмет привлекает внимание гораздо сильнее - и вся публика будет заворожено смотреть только на низ туловища оратора, потеряв интерес ко всему остальному. И это, разумеется, тоже не то впечатление, в котором оратор должен быть заинтересован.

По этой же причине не стоит брать с собой предметы, которые хочется взять для самоуспокоения - тетрадки, шпаргалки, записи на листах, а также на всякий случай - ручки, фломастеры, маркеры. Все предметы в руках визуально усиливают дрожащие и играющие руки. Исключение - если речь или доклад настолько объемны, что без записей не обойтись, но тогда их можно взять и положить рядом на стул, стол, трибуну и подглядывать, а если по-другому невозможно, зачитывать текст.

Так в какой же позе оптимально начинать и вести речь, где должны быть руки и что делать на сцене?

Основная стойка оратора

Это главная стойка оратора, с которой надо начинать речь и проводить большую часть времени на сцене. После начала выступления можно время от времени от нее отходить, но важно не забывать возвращаться. Разберем основную стойку - для тренировки лучше выполнять последовательно, а потом уже автоматически и сразу.

Ноги на ширине плеч. Именно на ширине, а не больше и не меньше. Если будет менее ширины плеч («ножки вместе») это со стороны смотрится довольно изящно, но когда вы начнете говорить, неизбежно почувствуете некоторую неустойчивость - площадь опоры слишком мала. Если ноги шире плеч, это, конечно, устойчиво и удобно, но выглядит со стороны угрожающе и даже агрессивно - человек занимает больше пространства, чем ему необходимо. Еще засучить рукава - и будет полная картина «эсесовец на посту». Иногда на тренингах девушки говорят - а как же, мол, вот учат же профессиональных моделей и манекенщиц стоять в «третьей позиции», как раз ножки вместе, спинка прогнута…? Да, эта стойка красиво смотрится, но учтите, если фотомодель начнет говорить, люди в зале разбегутся… Задача моделей и других блондинок - украшать пространство своим присутствием, но никак не покорять публику своей речью и интеллектом. Поэтому оптимально в стойке ноги именно на ширине плеч, даже для женщин.

Тянем себя за макушку мысленно за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая. Сутулость - проблема современного человека, большинство людей ходит согнувшись - годы, заботы, тревоги, усталость, тяжелая жизнь… И если мы на сцене увидим сутулого человека - будет именно такое и впечатление, плюс от него будет исходить ощущение неуверенности и скованности. Действительно, когда мы тревожимся или волнуемся, интуитивно тело человека сжимается и съеживается, чтобы стать незаметным в минуту опасности. И как раз так на сцене и воспринимаемся. В результате первое впечатление будет неизбежно смазано. Очень важно продемонстрировать на публике прямую противоположность сказанному - уверенность, силу, энергию, свободу, лидерские качества, в том числе за счет хорошей осанки.

К сожалению, у большинства людей сутулость уже вошла в привычку, поэтому прямая осанка для многих является некомфортной и долго ее держать непросто. Это так. Но любую дурную привычку можно вытеснить новой более конструктивной привычкой, как вместо сигареты в момент волнения можно себя приучить к леденцам. Поэтому важно сформировать себе привычку именно к прямой, королевской, если хотите, осанке. Знаете, как в старые времена гусар приучали держать аристократическую стать? Гусар должен был вдохнуть на полную грудь - и так дальше и стоять, жить, говорить, дышать. А как будущих светских дам приучали к благородной осанке? Был еще более жестокий способ - корсет. Когда женщину затягивали в корсет на сорок шнурков, осанку волей-неволей она держала (скорее, конечно, неволей). Для женщин, кстати, возможно использование не мысленной ниточки в космос, а представление, что вы подпираете головой балкон или небесный свод - готовитесь в кариатиды. Еще вариант - несете на голове легкий, но хрупкий предмет - нельзя уронить. Тренироваться можно с книгой на макушке, и тогда дадите фору восточным женщинам, известным своим изяществом и особой статью - натренированной кувшинами с водой на голове.

Иногда человеку у меня на тренинге некомфортно держать осанку не потому, что он патологически сутулится, а только потому, что слишком старается и напрягается. Сделаем вместе такой эксперимент. Сильно напрягите правую руку в кулак. Сильно-сильно. Еще сильнее! Еще сильнее!!! А теперь пальцы руки расслабьте, а форму кулака оставьте. Чтобы держать форму кулака - усилий, оказывается, почти не требуется. Так и наши мышцы спины, ответственные за осанку, настолько сильны, что для того, чтобы держать тушку в прямостоящем положении им не требуется даже сильно напрягаться - пять процентов их возможностей вполне достаточно. Некоторые даже умеют спать стоя - солдаты на посту, лошади в поле… Поэтому форму тела оставляем - а лишнее напряжение мысленно сбрасываем, и в целом тело расслабленно.

Плечи на «вешалку», грудь расправляем колесом. Эти правила дополняют хорошую осанку. Плечи на мысленную вешалку, как будто вы пиджак. Для того, чтобы повесить «пиджак», делаем круговое движение плечами назад и фиксируем плечи чуть сзади. Поцелуйтесь лопатками. Грудь расправляем на вдохе (вспомним гусар) и дальше дышим свободно, набирая перед речью воздуха на 80% возможностей легких для полноценного использования наших грудных резонаторов и сильного грудного голоса. Дышать и до и во время речи лучше (по ощущениям) брюшным дыханием, то есть «животом». Все равно будут наполняться только легкие, но объем и эффективность вдоха будет гораздо выше.

Важно, что глубокое дыхание помогает снизить волнение перед выступлением. Прием «четыре секунды». Медленно и глубоко вдыхаете в течение четырех секунд, задерживаете дыхание на четыре секунды, медленно и сосредоточенно выдыхаете за те же четыре секунды.

«Когда женщина выпрямляет спину и расправляет плечи - у неё появляется грудь» . Этот афоризм правдиво иллюстрирует особенности женского строения организма. Иногда женщины стесняются расправлять грудь, справедливо полагая, что от этого она визуально увеличивается. Но, думается, что это даже хорошо. Грудь - символ жизненной силы и красоты как для женщин, так и для мужчин. И хорошего человека должно быть много! А хороший оратор даже просто обликом должен привлекать внимание и стремиться производить сильное, яркое впечатление. К тому же сцена, расстояние между выступающим человеком и публикой скрадывают габариты оратора, делают его маленьким - особенно в большом зале. Поэтому на сцене желательно визуально казаться крупнее, больше, занимать жестами и движениями все доступное пространство, чтобы компенсировать этот негативный фактор. Тогда визуально габариты вашей личности будут больше, вы будете ассоциироваться с большей силой, мощью. Сцена - не место для скромного поведения!

Интересно, что прямой позвоночник тесно связан с состоянием здоровья человека. Любой медик вам скажет, что через позвоночник, посредством спинного мозга, совершается иннервация (стимуляция нервными сигналами) внутренних органов. Позвоночник и его спинной мозг являются неким проводником этих сигналов от нервных центров головного мозга. Если у человека существует хроническая сутулость, и как следствие, сколиоз (искривление позвоночника) это постепенно приводит к нарушениям иннервации и хроническим заболеваниям внутренних органов. Правда, человек этого часто не замечает, поскольку в молодом возрасте эта сутулость компенсируется резервами организма. Но молодость вещь не вечная, и когда резервы организма истощаются, болезни начинают подкатывать равномерной чередой. Поэтому важно формировать осанку не только для восприятия публикой, но и для здоровья.

Что означает формировать осанку? Это означает тренировать ее в жизни. В жизни, как известно, всегда есть место подвигу. И для формирования новой привычки необходимо завязать узелок на память и вспоминать об осанке по нескольку раз в день. Придумайте себе «якоря», «зацепки». Например, вижу людей - выпрямляю позвоночник, делаю основную стойку.

Чтобы время от времени проверять осанку, можно использовать такой метод. Спиной прислониться к стене. Должно быть четыре точки соприкосновения: затылок, лопатки, попа, пятки. Вы будете удивлены, но это настоящая прямая осанка. Многие на этой проверке ее почувствуют впервые. И настоящая прямая осанка прямее, чем обычно кажется человеку.

Если ваш случай запущен и сутулость явно заметна и плохо исправляется, то есть еще один радикальный метод. В аптеках продается корректор осанки - упругая конструкция, которая закрепляется на плечах и спине и держит осанку не хуже корсета.

Передняя нога на полступни вперед . Это следующее правило основной стойки оратора. Вес тела переносим на 60 процентов на переднюю ногу. Появляется легкий наклон корпуса вперед, вектор на публику. Как будто бы вы шли вперед, но приостановились. Передней ногой считается та нога, на которой вам удобнее переносить вес тела. Это надо подобрать по ощущениям. Обычно, для большинства людей, передней ногой является толчковая, самая сильная, та, которой вы отталкивались при прыжках в длину, на уроках физкультуры в 8 классе. Зачем нужен этот вектор вперед? Такое положение тела считывается публикой как готовность на диалог, готовность идти навстречу людям, отсутствие страха и волнения. Сравните. Если наклон будет назад, то ощущение будет, как будто бы публика отталкивает оратора и он делает шаг назад. А потом еще назад. А потом еще назад. И скрывается в тумане за кулисами. Наклон назад - публика как будто отталкивает выступающего. Вектор вперед - оратор идет навстречу людям и готов к диалогу!

Руки брошены вдоль корпуса , локти чуть прижаты, ладони слегка развернуты на публику. Никакой суеты в руках, руки брошены и расслаблены, только чуть прижаты локти. Зрители воспринимают это положение рук как отсутствие угрозы, как уверенность в себе и в своей правоте. И это хорошие ассоциации! Бывает, что руки у выступающего плохо управляемы, живут своей жизнью и бросить их вниз в начале речи не получается. Это называется «руки мешают». И действительно, в таких случаях оратор своим суетливым рукам не находит места и они реально начинают ему мешать.

Помните, такой эпизод есть в кинофильме «Начало» с Инной Чуриковой в главной роли. Она играет актрису, которая играет Жанну д-Арк. Жанна на коленях перед иконой молится своей святой. Но вдруг Чурикова выходит из образа и у нее начинается истерика, она вскакивает и начинает бить себя по рукам:

- Не могу, не могу! Мне руки мешают, я не могу, не могу, не могу! Мешают они мне, мешают, ничего не могу с ними сделать!!!

Режиссер не растерялся:

- Пилу мне!!! Какая больше мешает - правая или левая?!

Актриса, выходя из истерики:

- Так, все… Уже не мешают. Все нормально. Давайте работать! Камера, включаем, камера, давайте работать!!!

Так и мы на тренингах, на всякий случай держим пилу. А если серьезно, то избавиться от суеты в руках помогает использование тяжестей во время речи. Можно исключить суету солидными книгами, гирями или другими тяжелыми предметами.

Учтите, что руки брошены вдоль корпуса только в начале, пока вы еще не начали говорить. Когда включается речь, то и руки должны ее поддерживать выразительной жестикуляцией, помогая оратору выражать свои мысли.

Голова в положение допустимой надменности. То есть подбородок чуть выше линии горизонта. Если подбородок будет слишком задран, от человека появится ощущение презрительности. Если подбородок ниже линии горизонта, будет ощущение угрожающего взгляда «исподлобья». Глаза устремлены на публику. На лице «улыбка Джоконды» - готовность к улыбке, полуулыбка. Если выражение лица расслабленное и нейтральное, оно будет восприниматься как угрюмое. Поэтому лучше добавлять полуулыбку, то есть уголки губ чуть приподняты. Если будет выступать в Америке, то надо улыбаться изо всех сил во все 33 зуба, во всю свою голливудскую улыбку, иначе с вами не будут связываться («он что, неудачник?»). Но в нашей культуре подчеркнутая улыбка будет раздражать народ («чо щерится?»). Еще, мол, ничего смешного не сказал, а уже скалится. Поэтому оптимально - уголки губ приподняты, улыбка Джоконды.

Это главные правила, касающиеся основной стойки оратора. Это базовая, основная, доминирующая стойка. Не значит, что от нее нельзя время от времени отходить. Это значит, что в нее надо время от времени возвращаться.

Какие ассоциации на эту стойку? Это древнегреческий или древнеримский памятник. В то время именно в этой позе ваяли всех героев, победителей соревнований и других лучших людей. Если это был мыслитель, он держал свиток в руке. Именно эта поза отражала их силу духа, достоинство и величие. Это Ленин на броневике. Только пролетарский вождь использует указующий в светлое будущее жест, а все остальное похоже. И не зря Ильича изображали в этой позе - ведь он должен был запечатлеться в массовом сознании как трибун, лидер и сильный человек. Также это поза статуи Свободы в США - символа всех поколений американцев. Это наши рабочий и колхозница на ВДНХ - только шаг они делают помощнее. Это артист балета, выходящий на триумф под овации и букетный дождь. Все эти образы отражают успешность, силу, лидерские качества. И все это неслучайные - это правильные ассоциации, и в этой стойке оратор им соответствует.

У основной стойки оратора два полезных свойства. Во-первых, она формирует у публики нужное первое впечатление от оратора. И, во-вторых, если вы постоите в этой стойке секунд тридцать - то почувствуете прилив уверенности, силы, некоторого пафоса, желания сказать что-то мощное:

- Римляне! Сограждане!

Или хотя бы:

- Россияне!

Сама по себе основная стойка создает нужное внутреннее состояние достоинства, большей уверенности, силы. Почему так происходит? Потому что не только внутреннее состояние отражается на внешнем облике и позе. Но и наоборот тоже верно. Внешнее формирует внутреннее. Сама поза также обладает формирующим действием и отражается на внутреннем психологическом состоянии. Поэтому я не устаю повторять участникам на тренингах - даже если вы волнуетесь перед выступлением, не забывайте просто силой воли поставить себя в основную стойку и волнение снизится!

А если у вас сидячее выступление? Например, во время совещания, переговоров, конференции. Все равно, правила те же самые, только сидя. Как если бы памятник сел. Конечно, «кто ж его посадит, он же памятник?», но когда-то оратору говорить приходится и сидя. И тогда - корпус подан вперед, а не откинут назад на спинку. Грудь расправлена. Позвоночник прямой. Голова приподнята. Ноги на ширине плеч, одна нога чуть спереди. Руки брошены на вниз колени или положены сверху на стол - а позже, во время речи включается уместная жестикуляция. Нежелательно обвиваться ногами вокруг ножек стула - выглядит жалко. И уж если говорить сидя, то лучше на относительно жестком сидении, что помогает энергетике оратора. Есть такой хитрый прием у переговорщиков - оппоненту подсунуть мягкое кресло или диван. И тогда человеку становится совсем хорошо, он расслабляется, и включать в таком состоянии речь и логику уже гораздо сложнее - тонус пропадает.

Никакой суеты! С этим должна сочетаться основная стойка оратора. Особенно поначалу, когда устанавливаются отношения с залом, когда любое лишнее движение будет подсознательно трактоваться публикой как волнение. Правило такое. Вы выходите, фиксируетесь на главном месте в стойке оратора и делаете паузу. В паузе ведете себя как человек-скала, как памятник самому себе. Никаких заигрываний, ужимок, подергиваний плечами, сжиманий кистями, поигрыванием пальчиками, движений губами, постукиваний ногами. Это исключаем! Наоборот. Человек - скала! Это сила, уверенность, собранность. Такое впечатление и сформируется у публики.

Перед началом выступления делаем паузу. Зачем нужна пауза? Какую роль она выполняет? Почему бы и не сразу начать говорить? Пауза выполняет очень важную функцию. Во-первых, она привлекает и захватывает внимание публики. И даже если вы в середине выступления сделаете паузу, внимание зала вернется к вашему выступлению. Во-вторых, в паузе, собственно, и происходит так называемая «постановка на публике», то есть окончательно устанавливаются отношения между оратором и аудиторией, «кто главный» - оратор говорит, публика слушает. Конечно, пауза, это испытание для нервов оратора, но если вы прошли это испытание, публика вас зауважает. Аудитория примет ваше право быть лидером на время этого выступления.

Сколько по времени должна быть пауза? Давайте ее оценим на примере театра. Перед началом спектакля в театре всегда происходит некая суета в зале, шумок, обсуждение программок, шуршание оберток. Все уже сидят, но внимание зала еще рассеянное. И представьте себе такую картину. Занавес открывается, на сцену свет и мы видим человека, стоящего в нашей основной стойке оратора лицом к залу и держащего паузу. И чем больше артист, тем больше у него пауза…

Что будет происходить с публикой? Постепенно она затихнет и соберет внимание на этом актере. Тех, кто еще не готов, соседи будут подталкивать - тихо, ш-ш-ш, уберите конфеты, уже началось… Внимание театральной публики будет собираться по нарастающей параболе. И через некоторое время установится максимум - пик внимания публики. В театре наступит мертвая тишина с полным вниманием зала - что дальше?

Это напоминает такой сюжет в Ералаше. Весна. Мальчик стоит в луже. Лужа большая, глубокая. Вокруг собираются взрослые - мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься!? Он стоит, молчит, держит паузу. Еще больше взрослых собирается - мальчик, зачем ты здесь стоишь, что ты стоишь, простудишься, что, зачем, простудишься… Он невозмутимо стоит, держит паузу. Уже толпа взрослых, все к нему руки тянут - мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься, что, зачем, что ты здесь стоишь, что ты здесь стоишь…!!!??? И, наконец, со словами «А вот оно что!» он прыгает на месте в луже, фонтан брызг, все прохожие мокрые. Вот это крепкие нервы у мальчика! Он просто так не расходует свою энергию. Он собрал внимание, выдержал паузу, и кпд его хулиганских действий стало гораздо выше! Так же и на публике. Вы выйдите, зафиксируетесь в основной стойке оратора, сделаете паузу - и все внимание зала будет собираться на вас:

- И что ты здесь стоишь? И что ты здесь стоишь?? И что ты здесь стоишь???

И высший пилотаж - на пике внимания - а вот оно что! Речь у меня тут! И звучат ваши первые слова. Если это Большой театр, что время от появления до пика внимания публики я оцениваю примерно в 12-15 секунд. Если это обычный конференц-зал на пятьдесят человек, то время максимума внимания будет около 5-7 секунд. На это время и необходимо ориентироваться. Если аудитория совсем маленькая, можно сократить паузу и до 3-х секунд, но пауза должна быть!

Если пауза передержана - что будет происходить с публикой? Правильно, когда пик внимания пройден, оно неизбежно будет ослабляться и опять пойдет шумок:

- А что такое? А чего они? Они что, прикалываются над нами?

Поэтому хорошему оратору важно чувствовать время и начинать говорить на пике внимания!

Что делать в паузе? Сама пауза также не должна быть пустой - пустая пауза разочаровывает зрителей. Она должна быть заполнена внутренней жизнью. Есть история про Константина Сергеевича Станиславского, который на актерском тренинге давал задания своим ученикам просто держать паузу на сцене перед зрителями. Почти все не выдерживали, улыбались, хихикали, мялись на месте, играли мимикой лица. И, наконец, Станиславский вышел сам и стал внимательно смотреть в зал - и все студенты почувствовали заполненность, значение паузы, даже его внутренние размышления. Он молча смотрел в зал две минуты, и аудитория не скучала - насыщенная пауза держала внимание.

Поэтому правило такое. В паузе вы собираете взгляды людей из разных секторов зала, оцениваете их готовность, думаете об их лицах и внутреннем состоянии:

- Так, ну что, готовы или нет? Что у нас здесь? Хорошо. А кто у нас тут? Ладно. А на галерке? Пока не все еще в порядке…

Внешне ничего специально демонстрировать не надо - это приведет к фальши. Только внутренняя работа делает паузу насыщенной, а не пустой.

Помним, что вы должны находиться в состоянии Хозяина зала. А чем занимается Хозяин по жизни? Делом. И вот он вышел на сцену и у него есть дело - он выбирает для своего дела людей. Хозяин - хороший психолог, он наблюдает и оценивает - кто ему подойдет, а кто нет, с кем можно сварить кашу, а с кем только компот, кого взять на работу, а кто не потянет. И тогда пауза становится многозначительной и насыщенной. Секрет такой паузы - в концентрации внимания на людях в зале.

С какого текста начать? И только когда уже публика готова к восприятию, вы открываете рот и начинаете говорить. Предложу универсальное начало почти для любой речи:

- Здравствуйте! Я очень рад вас видеть! Меня зовут … (имя)! Я являюсь … (кем являетесь)! Тема моего выступления… (и далее по теме).

Здесь все, что требуется для начала. Универсальное приветствие. Универсальный комплимент публике. Представление себя. Презентация своей социальной роли.

У публики вначале есть естественное любопытство - кто это, что это, что из себя представляет человек. И начало выступления - это возможность удовлетворить это любопытство и с помощью презентации поднять свою значимость, сделать себе «пиар». Знаете, чем отличается пиар от хвастовства? Только одной позицией. Поводом. Если есть повод - это пиар, в хорошем смысле этого слова. Если нет - это уже хвастовство и выглядит невыгодно. Начало же речи - это всегда повод - хотели узнать, кто сейчас выступает? Ну, пожалуйста, мне не жалко, рассказываю. Разумеется, это годится только для новой публики. Если же публика и так вас знает, то самопрезентация уже не требуется.

Можно искать и другие начала для речи, но это универсальное начало годится всегда, даже когда ничего в голову не приходит.

Если вы провели постановку на публике успешно, хороший задел и вклад в успех всего выступления уже сделан и публика будет готова искупать вас в аплодисментах по окончании речи.

Успешных вам выступлений!

См. также:

© Д. Ю. Устинов, 2009 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

«Хорошо сказано! Презентации и разговоры, которые приносят плоды» (Well Said! Presentations and conversations that get results).

В начале выступления у вас есть всего 60 секунд, чтобы завладеть вниманием публики, войти в доверие к людям, сориентировать их в теме и настроить на дальнейшее прослушивание. Если вы потратите драгоценную вводную минуту на шутки, повестку дня, извинения, бесполезные детали, слова благодарности или бессвязные запинания, то внимание вашей аудитории будет безвозвратно потеряно. Вы должны творчески подойти к вступлению - самой важной части работы. Это трудная задача для любого спикера, и вам придётся хорошо репетировать и отрабатывать вызывающее начало.

Дарлин Прайс

1. Расскажите захватывающую историю

Повествование - один из самых мощных и успешных приёмов. С самого рождения людям нравится слушать и учиться на . Сказочные герои, злодеи из баек у костров или театральные персонажи увлекают нас своими диалогами, конфликтами и судьбами. С их помощью мы набираемся житейского опыта и проводим параллели с собственной жизнью, что с лёгкостью удерживает внимание любого человека.

В лучшем случае это должна быть личная история из первых рук, рассказывающая зрителям, почему вы озадачились темой доклада. Хотя подойдёт рассказ и о другом человеке, которого публика может узнать. Как вариант, раскройте басню, сказку, мудрость или историческое событие. Идея заключается в том, чтобы ваше вступление длиною в 60–90 секунд очаровало присутствующих и содержало в себе ключевую мысль всего последующего доклада.

С какими проблемами по теме выступления вы (или кто-то другой) столкнулись? Как вы (или кто-то другой) их преодолели? Кто или что помогло или помешало вам? Какие выводы были сделаны? Что ваша аудитория должна получить и почувствовать после ознакомления с историей?

2. Задайте риторический вопрос

И какой же русский не любит быстрой езды?

А судьи кто?

Мечты, мечты, где ваша сладость?

Риторические вопросы помогают убеждать. Если они продуманны и поданы в верной форме, аудитория последует тому пути, который задумал спикер. С их помощью легко склонить слушателей к своей точке зрения.


Monkey Business Images/Shutterstock.com

При этом не всегда вопрос должен давать однозначный ответ «да» или «нет». Можно пробудить любопытство людей и заставить их подумать над ответом, спросив что-то более «тяжёлое».

3. Озвучьте шокирующую статистику или заголовок

Смелое заявление или броский заголовок идеально убеждают аудиторию внять вашим рекомендациям и следовать им в дальнейшем. Главное, чтобы они точно отражали цель вашей речи.

Например, вице-президент по продажам ведущей американской компании в области здравоохранения успешно продаёт программное обеспечение для больниц в очень яркой манере. Он начинает с сухих, но до боли колких цифр: «Врачебные ошибки, приводящие к кончине пациента, стали третьей главной причиной смерти после болезней сердца и раковых заболеваний. Речь идёт о 400 тысячах случаев в год. Это гораздо больше, чем считалось ранее. Мы создаём мир без врачебных ошибок, и нам нужна ваша помощь».

4. Используйте вескую цитату

Приведите мудрые слова известного человека, чьё имя добавит вашей речи привлекательности и социального веса. Но важно понимать, что цитата должна быть уместной: иметь смысл и актуальность именно для вашей аудитории.

Представьте, что вы управляющий конфликтами и убеждаете группу достичь согласия. Открывая переговоры, вы бы могли привести слова Марка Твена, который однажды сказал: «Если два человека согласны во всём, в одном из них нет нужды». Следующее предложение должно добавить нотку единства: «Даже при том, что не все из нас одинаково видят выход из проблемы, усилия каждого из нас крайне важны в достижении соглашения».

5. Покажите эффектную фотографию

Картинка стоит тысячи слов. А может быть, и больше.

Используйте снимки вместо текста, когда это возможно. Качественное фото привносит эстетическую привлекательность, улучшает понимание, заполняет воображение аудитории и делает доклад более запоминающимся.


Matej Kastelic/Shutterstock.com

Например, президент компании по продаже электрооборудования умело вдохновил своих менеджеров на сокращение расходов. Вместо того чтобы показать им обыденные диаграммы, графики и таблицы, он открыл заседание довольно странным вопросом: «Почему затонул „Титаник“?». В унисон прозвучало упоминание о столкновении с айсбергом. Тогда глава компании вывел на общий экран изображение айсберга: его верхушка была видна над водой, но гораздо большая часть скрывалась под поверхностью. «То же самое ждёт и нашу компанию. Скрытые расходы - та самая подводная опасность, которая и потянет нас на дно». Эта визуальная метафора вдохновила управленцев, а их предложения по в итоге спасли миллионы долларов.

6. Добавьте творчества

Тематический реквизит - это верный способ удержать внимание слушателей. Визуальная поддержка подчеркнёт вашу мысль.

Так, будучи заядлым любителем тенниса, руководитель крупной страховой компании начал своё выступление с эффектного удара ракеткой. Таким образом он выразил свою целеустремлённость, «выиграл очко у конкурентов», сплотил команду и конечном счёте «завоевал Большой шлем».

Подумайте о том, как бы вы могли использовать настенные часы, красочную сумку, пучок морковки, жонглирование шарами или манипуляции с картами, чтобы очаровать аудиторию, добавить юмора и донести главный посыл вашего сообщения.

7. Запустите короткое видео

Представьте: вы начинаете выступление перед производственным отделом с ролика, в котором довольные клиенты дают положительную характеристику вашему товару. Или вы открываете мероприятие по сбору средств для вымирающих видов животных мини-фильмом об амурском леопарде и его потомстве.

Видео вызывает эмоциональную реакцию. В отличие от слов и слайдов, короткометражка добавляет драмы и быстрее передаёт суть происходящего.

Как сказал Уолт Дисней:

Я бы скорее развлекал людей и надеялся, что они чему-то научились, чем обучал людей и надеялся, что они развлеклись.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Каждому из нас в жизни доводилось блистать силой ораторского искусства. Для одних - это сплошная радость и забава. А для других - немыслимое испытание.

Выступать перед аудиторией - это как сдача экзамена. Казалось, бы и билет выучил, но все же тремор и предательски дрожащий голос, делают свое коварное дело. В итоге — ступор, стресс и заметное желание отказаться от затеи, приняв решение сбежать через приоткрытое окно в закат. Знакомо, правда?

Собрания на работе, нуждающиеся в вашем победном спиче, тосты на Дне рождения близких или на свадьбе, выступления на различного рода семинарах и тренингах, частенько лишают нас пару сотен нервных клеток. Как начать публичное выступление правильно и закончить его на феерично успешной ноте?

Для сегодняшнего материала я постаралась найти максимально эффективные стратегии и методики, оказывающие положительное влияние на подход к диалогу с массами. Готовы? Тогда, приступаем!

Начав свое шоу за упокой душ собравшихся в аудитории, вы рискуете не закончить его за здравие. В канун начала вашего выступления, у вас есть примерно 60 секунд, чтобы дать понять «кто здесь хозяин?! ».

В этой ситуации очень важно завладеть вниманием слушателей и окончательно влюбить их в себя. Вы обязаны заручиться их доверием, сориентировать в теме повода собраться, а так же настроить на дальнейший ход прослушивания.

Если вы потратите драгоценные секунды на запинания, заикания, рассказ о вашей бабушке, на шутки, понятные только вам и рыбкам в аквариуме - то время будет упущено и вернуть обратный отсчет, станет невозможным желанием.

Постарайтесь творчески подойти к выступлению и наполнить его позитивной аурой восприятия, наряду с креативом, доброжелательностью и эмоциональным посылом. Но как это сделать?

1. Рассказ ошеломляющей истории о выступлении

Правильно начать выступление поможет история. С самого рождения человеку нравится слушать повествовательные басни, сказки и поговорки, обучаясь с их помощью мудрости жизни.

Нас увлекают герои фантастических сюжетов, сильные личности, сражающиеся со злодеями из басен или театральные персонажи, мастерски завораживающие сюжетными перипетиями и диалогами.

Благодаря им, мы набираемся векового опыта, знаний и теоретических навыков. Проводим параллели анализа между собой и героями, вырабатывая собственное мнение о противостоянии добра и зла во Вселенной.

С каких слов начать удивительное путешествие? Подготовьте историю, в которой вы выступаете, как главный персонаж. История из первых рук или от всем известного лица, приковывает внимание и уводит за собой.

Конечно же, может подойти рассказ о другом человеке, вашем наставнике , мотиваторе или учителе. Вступление - это не деловая беседа, это забрасывание удочки в пруд, полной рыбы.

Основная и самая важная миссия этого приема - очаровать присутствующих за 1 минуту содержательностью и темой ключевой мысли доклада, а следовательно самого выступления.

Дайте возможность слушателям, задаться вопросами: «С какими проблемами вы или ваш коллега столкнулись? », «Каким образом нашли решение и проводили анализ? », «Чем руководствовались? » и самое главное — «Что они должны понять или почувствовать? А быть может сделать вывод после прослушивания? »

2. Любопытство

Человек - существо пытливое. Нам нравится разгадывать загадки и подогревать собственный интерес. Создать структуру таинственного образа, направленного на то, что бы аудитория начала думать - важно и нужно.

Это можно сделать благодаря вопросам и точечным, во время озвученным цитатам . Примеры «говорящих за себя» изречений: «А судьи кто? », «Маленький шаг для человека - но огромный, для всего человечества! » и т. д.

Риторические вопросы , эффективные помощники в убеждении оппонентов. Они наталкивают на нужную мысль и подчеркивают атмосферу таинства и интеллигентности.

Если они поданы качественно и уместно, то аудитория непременно последует по пути, который для них подготовил спикер. Помните о том, что таким образом, можно склонить присутствующих к своей точки зрения.

Но, вопрос не всегда должен стремиться к однозначному ответу «да или нет». Вы можете подтолкнуть их поразмыслить над чем-то более тяжелым, нажимая на рычажки любопытства.

3. Шокирующие цифры или заголовки

Стоп-слова, целые фразы или броская статистика, всегда производят ощущение встряски или удара по голове.

Человек думает: «Вау! Ого, я и не знал! » и продолжает следить с нескрываемой заинтересованностью за вашим ртом, с которого доносятся интересные факты.

Креативный заголовок или мысль, выраженная достаточно в откровенной форме, идеально убеждают аудиторию в том, что вашим доводам, аргументам или рекомендациям, можно продолжить следовать.

4. Вместо тысячи слов

Ораторское искусство, способно творить чудеса и вести за собой массы, но не менее ярким дополнением к повествованию, выступает иллюстрирование и графическое сопровождение выступления.

Попробуйте использовать графики, иллюстрации, диаграммы и картинки для усиления эффекта, а так же для создания привлекательного, эстетического образа.

Визуализация помогает легче усваивать аудио-поток вещания, понимать поданный материал глубже и заполнять воображение аудитории. Это может делать выступление запоминающимся и удивительным!

Вкрапление творческих ноток, всегда воспринимается на ура! Дополнительные гаджеты, атрибуты или даже бутафория, усиливают эффект восприятия.

Почему-то мне вспомнилось выступление одного из руководителей страховой компании, что был влюблен в свое хобби — игру в теннис. Собственно, свою речь он начал с эффектного удара ракеткой. В дальнейшем это стало узнаваемым триггером.

Триггеры в психологии - это предметы или действие человека, вызывающее определенную реакцию. Это так называемый спусковой крючок. А в выступлении, это может быть жест, фраза или уникальный сигнал - способный «взорвать» слушателей! Помните о всех уловках и непременно практикуйте прочитанное в жизни.

Друзья, вот и конец!

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, какие стратегии вам известны и что из них успешно довелось воплотить в выступлении?

До встречи на блоге, пока-пока!

Вступление является необходимым элементом любого публичного выступления. Вступление различается в зависимости от подготовленности аудитории: в хорошо подготовленной аудитории оно может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

Зачин нужен для того, чтобы завладеть вниманием ауди-

тории, захватить ее внимание. Ф. Снелл писал: «Первое предложение можно сравнить со стуком торгового агента в вашу дверь».

П. Сопер, уделявший очень большое внимание проблеме захвата внимания аудитории, отмечал: «Повлиять на безразличную аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против ваших воззрений... Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение. Слушатель также бывает в состоянии инерции покоя и движение. Поэтому введение – наиболее важная часть информационной речи».

Рассказывают такой случай. Один фермер продавал мула. Покупатель подал несколько команд, но мул не выполнил их.

– Твой мул глух, – сказал покупатель.

Фермер не сказал ни слова, взял дубинку и ударил мула промеж глаз. Затем он что-то прошептал ему на ухо. Мул рявкнул и помчался со всей скоростью.

Покупатель был изумлен.

    Зачем ты долбанул его дубинкой? Фермер ответил:

    Сперва надо привлечь его внимание... Внимание действительно надо сначала привлечь. Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте... Внимание бывает непроизвольное – такое внимание возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное – поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать, в первую очередь, произвольное внимание. Исследования показывают, что для этого нужно создать у слушателей установку на внимание.

Приемы захвата внимания

Практикой выработан целый ряд эффективных приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор.

– Апелляция к событию, времени, месту.

«Начните с того места, где вы находитесь», – советует П. Сопер. Скажите: Мы собрались сегодня в аудитории, в

которой... Вот висит портрет Ленина... Сегодня годовщина... Два месяца назад я выступал в этой же аудитории, и тогда... Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают... Сегодня утром в последних известиях сообщили и т. д. и т. п.

Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

– Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем. Вот что писал на эту тему Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересовались бы беседой «Как составлять наши собственные завещания» (с. 65).

П. Сопер дал любопытную классификацию интересов людей, затронув которые, мы обеспечим себе внимание аудитории.

Он выделил «основные интересы» людей:

вопросы жизни и смерти;

здоровье;

профессия;

социальный престиж;

опасность;

безотлагательные мероприятия.

Кроме них, он включил в число вызывающих общий интерес такие проблемы, как: патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к бессловесным страдальцам.

«Групповые интересы», по П. Соперу – это подкуп в местном самоуправлении, налоги, воздух, проблема преступности по месту жительства.

«Злободневные интересы» – эпидемии, избирательная кампания, новый закон, положение в мире.

«Конкретные интересы» – автомобиль, дом, пища, вещи обихода, то есть то, с чем мы ежедневно соприкасаемся.

Нетрудно заметить, что интересы, выделяемые П. Сопером, в основном американские, но важно понять принципы выделения таких интересов.

– Возбуждение любопытства.

Затроньте необычный факт, который показывает слуша-

телям, что они еще не все знают. Например: «Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира?» – «Как? В каких?»

Пообещайте рассказать «о чужих землях и народах, таинственных происшествиях, чудесах прошлого и настоящего» (П. Сопер).

Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: а как же оратор разрешит этот парадокс? Ср.: «Эйнштейн сказал, что образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». Правильно ли это?» Или: «Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим?» Или еще один вариант: «Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?».

Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед дилеммой: механизм будет тот же самый, что и при предложении некоторого парадоксального утверждения – аудитории самой не захочется решать поставленную проблему, но ей захочется, чтобы эту проблему решил за нее оратор, и внимание будет обеспечено.

Л. П. Гроссман в книге «Об искусстве лектора» (М., 1970, с. 17) приводит пример постановки дилеммы в начале публичного выступления А. В. Луначарским, который выступал на тему «Пушкин и Некрасов». А. В. Луначарский начал свое выступление так:

«Плеханов вспоминал, что на похоронах Некрасова Достоевский сказал над могилой: «Он был не ниже Пушкина». Но целый хор молодых голосов из толпы закричал: «Выше, выше!». Достоевский сделал усилие, поморщился и сказал: «Не выше, но и не ниже Пушкина». И опять хор молодых голосов: «Выше, выше!» И за этим хором голосов стояло много сознательных элементов тогдашней России.

Так кто выше?»

– Обращение к борьбе, конфликту.

Дейлу Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы».

П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что

задевает приключенческую жилку; «ищите конфликт: столкновение в борьба вызывают невольный интерес». Вспомните: люди охотно наблюдают за бытовыми конфликтами на улице, остановятся поглазеть на драку, пожар, аварию и т. д. Объявив в самом начале выступления о том конфликте или драматической ситуации, о которой вы намерены рассказывать, вы завоюете внимание аудитории. Стоит оратору сказать: «Зимой 1930 года, в бурную ночь, когда грузовое судно приближалось к побережью... – и аудитория сразу встрепенется» (П. Сопер, с. 137). Или еще вариант начала: «Ссоры между мужем и женой – обычное дело в семьях. Почему это происходит?» Или: «На днях я был свидетелем бурного конфликта в очереди. Из-за чего все началось?..»

– Демонстрация какого-либо предмета.

Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем, в ней нет ни слова правды...»

Или: «Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю как. А значок этот – «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что его давали у нас в стране?»

– Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из Вашей жизни, о прочитанном вами.

Можно рассказать о своих переживаниях, ощущениях: «Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что...». Другие возможные варианты «рассказа о себе»: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора... Недавно я прочитал, что... Однажды со мной произошел такой случай... Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мною в купе оказался очень интересный попутчик... и т. д.

– Цитирование знакомого.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля. Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, обработано так, чтобы вызвать интерес у слушателей.

– Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал...»; «Говорят, Петр I говорил своим сподвижникам...»; «Эйнштейну принадлежит очень любопытная фраза...» и т. д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко

заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

– Исторический эпизод.

Начать можно так: «В XVIII веке при французском дворе был обычай...»; «Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века...»; «Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем, мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних пародов. «Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято...» и т.д.

Например: «Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о...», «Сегодня утром в программе «Время деловых

людей» я услышал любопытное сообщение...»; «Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что...» и т. д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей обязательно будут люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором»; такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел (читал, слушал) тоже...» и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать. Еще неплохо привести некоторые подробности: «Часов в одиннадцать по «Маяку»...», «Утром, я как раз уже собирался уходить, стоял в коридоре и услышал...» и т. д. Дополнительные подробности – когда, где, в каких условиях вы получили информацию, которой делитесь со слушателями, оказывает дополнительное притягивающее» действие.

– Постановка проблемного вопроса и ответ на него. Данный прием захвата внимания рекомендован Д. Карнеги; его ограниченность в том, что разная аудитория по-разному реагирует на такое начало – малоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое начало более пассивно, нежели подготовленная.

– Риторический вопрос.

Если риторический вопрос задается эмоционально, после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, конкретизирована – другими, бо-

лее конкретными риторическими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно, «красиво».

– Изложение цели и задачи выступления.

Данный прием действенен только в очень компетентной аудитории, когда слушатели изначально хорошо разбираются в проблеме и внимание их уже фактически обеспечено самим интересом к теме.

Есть и некоторые чисто «технические» способы захвата взимания:

    произнесение намеренно громкой фразы;

    совершение необычного действия (например, слушатели долго не успокаиваются, и оратор начинает долго что-то искать в своем портфеле: все утихнут, с любопытством наблюдая – что же такое важное он там ищет?

Можно указать и на некоторые неправильные приемы в начальной части выступления:

Не говорите, что вы не оратор.

Не начинайте выступление с извинений.

Не начинайте выступление с шутки.

Последняя рекомендация особенно важна для нашей аудитории. Американская аудитория, например, допускает такое начало и положительно реагирует на шутку в самом начале, но русская аудитория подобное начало не считает приемлемым, не привыкла к нему и оценит такое начало скорее как неудачное, как свидетельство несерьезности оратора или расшифрует шутку как стремление оратора изо всех сил понравиться аудитории. Если же какой-либо коммуникативный прием расшифрован, его действие равно нулю и он даже ухудшает коммуникативную позицию оратора.

Однажды оратор, который должен был выступить перед аудиторией преподавателей вузов на темы экологии (а лекцию об экологии аудиторию вынудили слушать), чтобы завоевать внимание и расположение аудитории, начал свою лекцию так: «Все мы любим выпить (?!)... Но чтобы выпить, надо ведь иметь, чем закусить (?!). А чтобы иметь чем закусить, надо чтобы это выросло... А чтобы выросло, нужна хорошая экологическая обстановка... Вот мы и поговорим сегодня о значении экологии в жизни человеческого общества!» Такое начало вызвало недоумение и смешки в аудитории, и оратор был воспринят как несерьезный. «Фигляр»,

сказала о нем одна из слушательниц. Слушать его аудитория не захотела. Так что с юмором в начальной стадии выступления надо быть очень осторожным. Не полагайте, что вы должны быть обязательно остроумны с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на следующие стадии вашего выступления.


Оратор – это архитектор, созидающий стройные, высокие, низкие, длинные, короткие постройки из идей в умах своих слушателей. В любом строительстве все начинается с фундамента. Это основа любого здания. Похожа ситуация и в ораторской речи. Начало выступления можно сравнить с фундаментом. Ведь с него начинается любая речь. А уверенное и безошибочное начало – половина успеха. Выходя на сцену, вы приковываете к себе внимание аудитории на несколько секунд. Но вот как его удержать в следующие пять минут? И здесь возникает вопрос о том, как сделать из начала своего выступления «крепкий фундамент». Для этого необходимо обладать знаниями в этом аспекте . Именно этому и будет посвящена статья

Приводите конкретный пример

Многие начинающие ораторы считают, что сначала нужно изложить общие положения. В то время, когда примеры легче для восприятия и понятнее аудитории. Так почему бы не начинать с них? Начните свое выступление с примера, захватите внимание и интерес аудитории, а после этого беритесь рассказывать общие замечания по вашему примеру. И такое начало будет неплохим.

Используйте какую-либо вещь или предмет для привлечения внимания аудитории

Его можно держать в обеих руках, в одной руке, на ладони, над головой, на уровне пояса. Это все не очень существенно. Однако немаловажно, чтобы ваш предмет был связан с темой вашего выступления. Посмотрите на . Он чуть ли не постоянно на своих презентациях держит в руках какой-нибудь гаджет.

Начинайте с шокирующих фактов

Например, «В России самый высокий показатель преступности в мире». Не факт. Но то, что подобное начало произведет эффект, ясно.

Начните с мощной цитаты

Высказывания известной личности неизменно имеют притягательную силу. Поэтому нужное изречение – один из самых успешных способов начала ораторской речи. Как вы оцениваете нижеприведенное начало выступления о личностном успехе: «Никакие поражения не фатальны, никакие успехи не окончательны, значение имеет лишь мужество продолжать!» ()

Такое начало имеет два положительных момента. Первое, цитата вызывает интерес. Второе, цитата приводит вас с аудиторией прямо к сути дела.

Задавайте вопросы

Это не только возможность наладить контакт с аудиторией посредством интерактива. Вопрос поможет подобрать ключик от умов слушателей, т. к. заставляет их думать с оратором, сотрудничать с ним.

Возбуждайте любопытство

Это немаловажно для захвата внимания аудитории. Для этого вы можете использовать от одной фразы до нескольких абзацев. Я знаю историю одного охотника, который обвязывался простыней и начинал ползать взад-вперед, возбуждая таким образом любопытство у животных и привлекая их, свою добычу.

Как не стоит начинать выступление

Не стоит начинать со смешных историй. В публичном выступлении нет ничего более сложного, чем рассмешить свою аудиторию. Юмор – вещь очень тонкая. Имейте в виду, что истории не всегда бывают смешными сами по себе. Во многом тут играет роль харизма оратора. Подавляющая доля рассказчиков потерпит провал с шутками знаменитых ораторов таких, как, например, Марк Твен. Сам автор однажды попал впросак на чемпионате ораторов, рассказывая смешную историю. Однако читатель может оказаться человеком с великолепным чувством юмора. В таком случае – флаг Вам в руки.

Не начинайте с извинений: «Я плохой оратор… Я плохо подготовился… Мне нечего сказать» Даже если вы плохо подготовлены, часть слушателей поймет это без вашей помощи. А другая не поймет.

Несмотря на все советы в этой статье, многое будет неизбежно зависеть от вас самих, от аудитории, предмета выступления, подготовленного материала. Тем не менее автор надеется, что советы, приведенные в этой статье, окажутся полезными.