Мировая система социализма и ее распад. Всемирная история

Мировая система социализма, социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных государств, идущих по пути социализма и коммунизма, объединённых общностью интересов и целей, узами международной социалистической солидарности. Страны М. с. с. имеют однотипную экономическую основу - общественную собственность на средства производства; однотипный государственный строй - власть народа во главе с рабочим классом и его авангардом - коммунистическими и рабочими партиями: единую идеологию - марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революционных завоеваний, в обеспечении безопасности от посягательств империализма, в борьбе за мир во всём мире и оказании помощи народам, борющимся за национальную независимость; единую цель - коммунизм, строительство которого осуществляется на основе сотрудничества и взаимной помощи. Социалистические страны, оставаясь суверенными государствами, всё теснее сближаются в рамках М. с. с., которая противостоит классово противоположной мировой капиталистической системе (см. в статьях Капитализм, Капиталистическая система мирового хозяйства).

Материальной основой М. с. с. является мировая социалистическая система хозяйства, основанная на социалистических производственных отношениях. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных и постепенно сближающихся хозяйств суверенных социалистических государств, связанных международным социалистическим разделением труда и мировым социалистическим рынком.

Образование М. с. с. - закономерный результат развития мировых экономических и политических сил в период общего кризиса капитализма, распада мировой капиталистической системы и становления коммунизма как единой всеохватывающей общественно-экономической формации. Возникновение и развитие М. с. с. - важнейший объективный итог международного революционного рабочего и коммунистического движения, борьбы рабочего класса за своё социальное освобождение. Оно является непосредственным продолжением дела Великой Октябрьской социалистической революции, положившей начало эпохе перехода человечества от капитализма к коммунизму.

Успехи СССР в строительстве социализма, его победа в Великой Отечественной войне 1941-45 над фашистской Германией и милитаристской Японией, освобождение Советской Армией народов Европы и Азии от фашистских оккупантов и японских милитаристов ускорили созревание условий для перехода на путь социализма новых стран и народов. В результате мощного подъёма освободительной борьбы народов в ряде стран Центральной и Восточной Европы (Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии), а также борьбы корейского и вьетнамского народов в 1944-49 победили народно-демократические и социалистические революции. С этого времени социализм выходит за пределы одной страны и начинается всемирно-исторический процесс его превращения в мировую экономическую и политическую систему. В 1949 на путь социализма вступила ГДР, победила революция в Китае. На рубеже 50-60-х гг. в М. с. с. вошла первая социалистическая страна Западного полушария - Куба.


Страны М. с. с. начали процесс создания нового общества с разных уровней экономического и политического развития. При этом у каждой из них - свои история, традиции, национальная специфика.

В М. с. с. есть страны, имевшие ещё до 2-й мировой войны 1939-45 многочисленный, закалённый в классовых битвах пролетариат, в других же рабочий класс к моменту свершения революции был малочислен. Всё это порождает определённые особенности в формах строительства социализма, выдвигает задачу творческого использования общих закономерностей социалистического строительства с учётом конкретных условий. При наличии М. с. с. к социалистическому строительству могут приступать и успешно осуществлять его даже те страны, которые не прошли капиталистической стадии развития, например МНР.

С победой социалистических революций в ряде стран Европы и Азии постепенно стал формироваться новый, социалистический тип международных отношений, которые основываются на принципе социалистического интернационализма. Этот принцип вытекает из природы социалистического способа производства и международных задач рабочего класса и всех трудящихся.

Становление нового типа международных отношений - сложный и многогранный процесс, связанный с преодолением тяжёлого наследия, оставленного многовековым господством эксплуататорских классов, национальной замкнутости, розни, недоверия. Объективные трудности в налаживании разностороннего сотрудничества социалистических государств порождаются унаследованными от прошлого различиями в уровнях экономического и социального развития, в классовой структуре. Преодоление этих последствий, избавление от всех пережитков мелкобуржуазной и националистической идеологии - задача, требующая сравнительно продолжительного времени. Поступательное движение М. с. с. происходит в ожесточённой борьбе с империализмом, который разными методами пытается разъединить социалистические страны.

Стержнем всех форм сотрудничества социалистических государств является межпартийное сотрудничество. Без активного руководства марксистско-ленинских партий строительство социализма вообще невозможно. На основе познания объективных закономерностей и обобщения коллективного опыта коммунистические и рабочие партии совместно выработали принципы и нормы межпартийных и межгосударственных отношений внутри М. с. с., которые включают полное равноправие, взаимное уважение независимости и суверенитета, взаимовыгодность экономического сотрудничества, братскую взаимопомощь. Единство действий на международной арене, координация усилий в деле строительства и защиты социализма, широкий обмен опытом партийной, хозяйственной и государственной работы, культурный обмен, расширение и углубление братской взаимопомощи отвечают коренным интересам каждой социалистической страны. Опыт М. с. с. показал, что успешное созидание нового общества возможно только на основе использования открытых марксизмом-ленинизмом общих закономерностей построения социализма, что отход от принципов марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, от общих закономерностей построения социализма приводит к серьёзным деформациям в функционировании экономического базиса и политической надстройки. Шовинистический антисоветский курс маоистов нанёс ущерб делу единства М. с. с. (см. Маоизм). Несмотря на все трудности, главной и определяющей линией развития М. с. с. было и есть укрепление единства и сплочённости социалистических государств.

Формирование М. с. с. происходило одновременно по двум взаимосвязанным линиям. В странах, отпавших от капиталистической системы, шёл процесс создания нового общества, укреплялись позиции социализма. В то же время между социалистическими государствами налаживались прочные экономические и политические связи, тесно сплачивающие их в социалистическое содружество.

До конца 40-х гг. в большинстве европейских стран народной демократии решались преимущественно общедемократические, антиимпериалистические, антифеодальные задачи. На этом этапе складывалась и укреплялась революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства. По инициативе коммунистических и рабочих партий в странах народной демократии осуществлялись мероприятия, которые подготавливали условия для постепенного перехода к строительству социализма.

Глубокие преобразования были осуществлены в этот период и в сфере экономики. Первые годы народной власти - годы осуществления коренных аграрных реформ, которые уничтожили остатки феодальных отношений в деревне и ликвидировали класс крупных землевладельцев. В этот период развернулась национализация промышленности, транспорта, банков, торговых предприятий. Национализированная собственность стала основой государственного сектора в народном хозяйстве. Практически была ликвидирована крупная буржуазия, зависимость от иностранных монополий. В Болгарии революция с самого начала носила социалистический характер; государственная власть формировалась как власть рабочего класса, находящегося в тесном союзе с трудовым крестьянством.

В ходе народно-демократических революций укрепился сложившийся ещё в период освободительной борьбы военно-политический союз СССР с народно-демократическими государствами, который дал им возможность отстоять завоевания трудящихся, несмотря на экономическое и политическое давление, военные угрозы империализма. Важнейшим политическим актом, направленным на стабилизацию международного положения стран Центральной и Юго-Восточной Европы и повышение международного престижа этих стран, явилось заключение между ними и Советским Союзом договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

На рубеже 40-50-х гг. в европейских странах народной демократии полнота государственной власти и командные высоты в экономике перешли в руки рабочего класса в союзе с крестьянством и другими слоями трудящихся. Началась социалистическая индустриализация народного хозяйства и социалистическое преобразование сельского хозяйства. Экономика социалистических государств стала развиваться на основе перспективных народно-хозяйственных планов. В трудных исторических условиях, опираясь на помощь Советского Союза, братские страны создали собственную индустрию, обеспечили победу социалистических производственных отношений и неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся. В большинстве европейских социалистических стран на протяжении 50-х - 1-й половины 60-х гг. была создана материально-техническая база социализма.

В области взаимных межгосударственных связей в этот период начало формироваться международное социалистическое разделение труда, развиваться сотрудничество на основе долгосрочных экономических соглашений. С середины 50-х гг. большинство стран перешло к координации пятилетних народно-хозяйственных планов, которая стала основным методом их экономического сотрудничества.

Процесс развития социалистического содружества сложился таким образом, что наиболее тесно экономически и политически объединяются страны, входящие в Совет экономической взаимопомощи (1949), организацию Варшавского договора 1955, призванные объединять и координировать их политические, экономические и военные усилия. Между странами СЭВ развёртывается также тесное идеологическое сотрудничество, происходит взаимное обогащение и сближение национальных социалистических культур. В процессе обмена опытом и взаимного обогащения культур вырабатываются общие критерии социалистического образа жизни, укрепляются социалистический патриотизм и социалистический интернационализм. Страны СЭВ образуют мощный промышленный комплекс, позволяющий совместными усилиями решать сложные проблемы дальнейшего экономического развития и технического прогресса. Они добились высоких результатов в повышении жизненного уровня трудящихся.

В середине 60-х гг. многие страны М. с. с., завершив создание основ социализма, перешли к строительству развитого социалистического общества. СССР вступил в этап развитого социализма. Сов. народ создаёт материально-техническую базу коммунизма. Страны СЭВ переходят к более глубоким и комплексным формам экономического сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая). Активным фактором тесного сближения и совершенствования национальных хозяйственных комплексов становится формирование рациональных межгосударственных народно-хозяйственных пропорций путём взаимного приспособления и совершенствования своих народных хозяйств для повышения эффективности общественного производства.

Важным событием послевоенного времени стали «народно-демократические революции» в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии, а также в Азии: во Вьетнаме, Китае, Северной Корее и ранее - революция в Монголии. В значительной мере их политическая ориентация под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью. Выход социалистической модели за рамки одной страны заложил основы для возникновения сообщества, получившего название «мировая система социализма» (МСС). В конце 80-х гг. XX в. в состав МСС входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% населения мира.

Образование СЭВ. Заметной вехой в истории формирования МСС можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. По линии СЭВ осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество первоначально европейских социалистических стран. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г. Варшавского Договора. Социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. На другом ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняя элементы рыночных, частнособственнических отношений.

Этапы развития МСС. Большинству стран МСС удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции. Укрепившаяся во всех странах МСС социалистическая модель сковывала хозяйственную инициативу, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мире. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 1950-е гг. НТР. По мере ее развития страны МСС все более отставали от передовых стран по темпам внедрения научно-технических достижений, главным образом, в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в эти годы, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность, и как результат - безуспешность процесса преобразований.

В середине 70-х гг. социально-экономическое и политическое положение в социалистических странах стало осложняться. В это время в странах с рыночной экономикой под воздействием НТР началась структурная перестройка хозяйства, связанная с переходом от экстенсивного к интенсивному типу развития. Нарастающее отставание стран МСС в научно-технической сфере неуклонно вело к потере завоеванных ими позиций на мировом рынке. К 80-м гг. отставание отраслей, производящих товары и услуги, от все еще державшихся на плаву отраслей добывающей и тяжелой промышленности, привело к возникновению тотального дефицита на товары народного потребления. Требование радикальных политических и социально-экономических преобразований становится практически повсеместным.

Распад МСС. В конце 80-х гг. по странам Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно - во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария), в Румынии же - в результате вооруженного восстания. Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, быстро шел процесс денационализации, все большую роль стал играть частный капитал. В результате распада МСС была как бы подведена черта под долгим периодом тоталитаризма в истории большинства стран Восточной Европы.

Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

  • Внешняя политика стран Европы в XVIII в.
    • Международные отношения в Европе
    • Колониальная система европейских держав
    • Война за независимость в английских колониях Северной Америки
      • Декларация независимости
      • Конституция США
      • Международные отношение
  • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
      • Разгром наполеоновской империи
      • Испанская революция
      • Греческое восстание
      • Февральская революция во Франции
      • Революции в Австрии, Германии, Италии
      • Образование Германской империи
      • Национальное объединение Италии
    • Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
      • Гражданская война в США
      • Япония в XIX в.
    • Формирование индустриальной цивилизации
      • Особенности промышленного переворота в различных странах
      • Социальные последствия промышленного переворота
      • Идейно-политические течения
      • Профсоюзное движение и образование политических партий
      • Государственно- монополистический капитализм
      • Сельское хозяйство
      • Финансовая олигархия и концентрация производства
      • Колонии и колониальная политика
      • Милитаризация Европы
      • Государственно- правовая организация капиталистических стран
  • Россия в XIX в.
    • Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
      • Отечественная война 1812 г.
      • Положение России после войны. Движение декабристов
      • «Русская правда» Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева
      • Восстание декабристов
    • Россия эпохи Николая I
      • Внешняя политика Николая I
    • Россия во второй половине XIX в.
      • Проведение других реформ
      • Переход к реакции
      • Пореформенное развитие России
      • Общественно-политическое движение
  • Мировые войны XX века. Причины и последствия
    • Всемирно-исторический процесс и ХХ век
    • Причины мировых войн
    • Первая мировая война
      • Начало войны
      • Итоги войны
    • Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
    • Вторая мировая война
      • Ход Второй мировой войны
      • Итоги Второй мировой войны
  • Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики
    • Экономические кризисы первой половины XX в.
      • Формирование государственно-монополистического капитализма
      • Экономический кризис 1929-1933 гг.
      • Варианты выхода из кризиса
    • Экономические кризисы второй половины XX в.
      • Структурные кризисы
      • Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.
      • Антикризисное государственное регулирование
  • Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
    • Система колониализма
    • Этапы крушения колониальной системы
    • Страны третьего мира
    • Новые индустриальные страны
    • Этапы развития мировой системы социализма
    • Распад мировой системы социализма
  • Третья научно-техническая революция
    • Этапы современной НТР
      • Достижения НТР
      • Последствия НТР
    • Переход к постиндустриальной цивилизации
  • Основные тенденции мирового развития на современном этапе
    • Интернационализация экономики
      • Процессы интеграции в Западной Европе
      • Процессы интеграции стран Северной Америки
      • Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    • Три мировых центра капитализма
    • Глобальные проблемы современности
  • Россия в первой половине XX века
    • Россия в ХХ в.
    • Революции в России начала XX в.
      • Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
      • Участие России в Первой мировой войне
      • Февральская революция 1917 г.
      • Октябрьское вооруженное восстание
    • Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI. 1941 г.)
      • Гражданская война и военная интервенция
      • Новая экономическая политика (НЭП)
      • Образование СССР
      • Форсированное строительство государственного социализма
      • Планово-централизованное управление экономикой
      • Внешняя политика СССР 20-30-е гг.
    • Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
      • Война с Японией. Окончание Второй мировой войны
    • Россия во второй половине XX столетия
    • Послевоенное восстановление народного хозяйства
      • Послевоенное восстановление народного хозяйства - страница 2
    • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 2
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 3
    • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия
      • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия - страница 2

Образование мировой системы социализма

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее – революция в Монголии.

В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны.

Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью, характеризовавшейся высочайшей степенью централизации народного хозяйства и засильем партийно-государственной бюрократии.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название «мировая система социализма» (МСС). В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет.

В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения.

Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни, требующем более углубленного рассмотрения.

Восточноевропейские страны. Как отмечалось, важной предпосылкой складывания МСС явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-1947гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития.

С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, на наш взгляд, следует учитывать, что в 1945-1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец наличие многопартийности, включая и высший уровень власти.

Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.). Таким образом, в ряде стран в течение полутора-двух послевоенных лет сохранялась возможность альтернативного, несоциалистического пути.

1949 г. можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией МСС, а 50-е годы – выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества, по «универсальному образцу» СССР, составляющие черты которого достаточно хорошо известны.

Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

Оценивая результаты проведенного курса строительства основ социализма в странах Юго-Восточной Европы, следует констатировать в целом скорее негативный эффект этих преобразований. Так, форсированное создание тяжелой индустрии привело к возникновению народнохозяйственных диспропорций, что сказалось на темпах ликвидации последствий послевоенной разрухи и не могло не отразиться на росте уровня жизни населения стран в сравнении со странами, не попавшими в орбиту социалистического строительства.

Подобные результаты были получены и в ходе принудительной кооперации села, а также вытеснения частной инициативы из сферы ремесла, торговли и услуг. В качестве аргумента, подтверждающего такие выводы, можно считать мощные общественно-политические кризисы в Польше, Венгрии, ГДР и Чехословакии 1953-1956 гг., с одной стороны, и резкое усиление репрессивной политики государства в отношении всякого инакомыслия, с другой.

Достаточно распространенным до недавнего времени объяснением причин подобных трудностей строительства социализма в рассматриваемых нами странах было слепое копирование их руководством опыта СССР без учета национальной специфики под воздействием жесточайшего диктата Сталина в отношении коммунистического руководства этих стран.

Самоуправленческий социализм в Югославии. Однако была и иная модель социалистического строительства, осуществлявшаяся в те годы в Югославии – модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни.

Отход югославского руководства от «универсальной» сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться.

Некоторый положительный экономический и социальный эффект, полученный от внедрения более сбалансированной хозяйственной модели в Югославии, казалось бы является подтверждением аргумента сторонников вышеприведенной точки зрения на причины кризисов 50-х гг. Образование СЭВ. Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. По линии СЭВ осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество первоначально европейских социалистических стран. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г. Варшавского Договора.

Необходимо отметить, что социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

  • Социалистические режимы в Азии

идейно-политический термин, обозначавший социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных стран, избравших путь строительства социализма. Начала складываться в 1944-1949 гг., когда после окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг. влияние СССР распространилось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай - КНР, Северная Корея - КНДР). Эти страны вместе с СССР и Монголией образовали социалистический лагерь, к которому присоединились Германская Демократическая Республика (ГДР с октября 1949), Демократическая Республика Вьетнам (в 1976 воссоединившаяся с Южным Вьетнамом в Социалистическую Республику Вьетнам - СРВ), Республика Куба (с 1959) и Лаос (в 1975). Идейно-организационную основу всех форм сотрудничества составляло взаимодействие стоявших у власти коммунистических и рабочих партий. В январе 1949 г. с целью укрепления экономических связей стран социалистического лагеря было создано специальное объединение Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В мае 1955 г. был образован военно-политический союз - Организация Варшавского договора (ОВД). Оказывала значительное влияние на рост национально-освободительного и антиколониального движений; почти на 50 лет изменила геополитическую ситуацию в мире. Однако стремление руководства СССР навязывать свою социально-политическую линию членам содружества нередко приводило к серьезным конфликтам - в 1948-1949 гг. произошел разрыв советско-югославских связей (начали нормализоваться с 1955); в 1961-1962 гг. были нарушены советско-албанские отношения, в середине 1960-х гг. - советско-китайские. В конце 1980-х гг. в мировую систему социализма входило 15 стран, занимавших 26,2% территории земного шара и производивших до 40% мировой промышленной продукции. Распалась в 1989 г. - в результате демократических революций в странах Европы коммунистические партии утратили власть (в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше и Чехословакии - мирным путем, в Румынии - после вооруженного восстания). ФРГ поглотила ГДР, Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию, Федеративная Республика Югославия была расчленена на пять государств. 1 июля 1991 г. был ликвидирован Варшавский договор 1955 г. На позициях строительства социализма остались КНР, КНДР, СРВ и Республика Куба.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МИРОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА

социально-экономич. и политич. общность свободных, равноправных стран, идущих по пути социализма и коммунизма. М. с. с. - величайшее ист. завоевание между нар. рабочего класса, гл. революц. сила нашей эпохи, надежная опора народов, борющихся за мир, нац. независимость, демократию и социализм. Страны М. с. с. имеют однотипную экономич. основу - обществ. социалистич. собственность на средства произ-ва; однотипный гос. строй - власть народа во главе с рабочим классом и его авангардом - коммунистич. и рабочими партиями; единую идеологию - марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революц. завоеваний и нац. независимости от посягательств империалистич. лагеря, в борьбе за мир во всем мире и оказании помощи народам, борющимся за нац. независимость; единую цель - коммунизм. Социалистич. строительство в странах М. с. с. основывается на общих закономерностях, к-рые каждой страной реализуются с учетом конкретных особенностей ее развития. Образование и развитие М. с. с. происходит на основе соблюдения принципов гос. суверенитета, полной добровольности, на основе укрепления дружеств. отношений между странами, образующими эту систему, в соответствии с коренными жизненными интересами трудящихся. Возникновение М. с. с. кладет начало формированию нового, социалистического типа политических и экономических отношений между странами. Принципами этих отношений являются: полное равноправие, уважение терр. целостности, гос. независимости и суверенитета, невмешательство во внутр. дела друг друга, братское сотрудничество и взаимопомощь, взаимная выгода. В этих принципах на деле проявляется социалистич. интернационализм. Эти отношения в наибольшей степени способствуют развитию производительных сил, историческому процессу экономического, политического и культурного сближения народов. Начало переходу человеческого общества от капитализма к социализму положила Вел. Окт. социалистич. революция. С ее победой мир раскололся на две противоположные системы: социалистическую и капиталистическую. Советская Россия оказала братскую поддержку Монголии, перед к-рой после победы в 1921 Нар. революции открылся путь развития к социализму, минуя капитализм. Успехи СССР в строительстве социализма, его решающая роль в разгроме герм. фашизма и япон. милитаризма во 2-й мировой войне оказали сильнейшее влияние на развитие революц. движения, облегчили и ускорили победу нар.-демократич. и социалистич. революций в группе стран Европы и Азии. На путь социализма встали народы Албании, Болгарии, Венгрии, ДРВ, ГДР, КНР, КНДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии. Сложилась новая форма организации общества - народная демократия. Во 2-й пол. 40-х гг. 20 в. началось превращение социализма в мировую систему. Возникновение М. с. с. - самое крупное событие мировой истории после победы Вел. Окт. социалистич. революции. Оно подтвердило вывод ленинизма о том, что развитие мировой социалистич. революции будет происходить путем революционного отпадения отдельных стран от капиталистич. системы. Важным событием в процессе складывания М. с. с. явилась победа в 1959 на Кубе народной, антиимпериалистич. революции, переросшей в социалистическую. Республика Куба - первая страна Зап. полушария, вступившая на путь строительства социализма. Укреплению отношений между странами, вступившими на путь социализма, содействовали заключенные между ними договоры и соглашения. В 1945 был подписан договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Польшей (продлен в 1965), в 1946 - договор и соглашение с Монголией (новый договор заключен в 1966; первое советско-монг. соглашение относится к 1921), в 1948 - договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Румынией, Венгрией и Болгарией, в 1950 - с Китаем, в 1961 - с КНДР, в 1964 - с ГДР (договор об отношениях между ГДР и СССР был заключен в 1955); советско-чехословацкий договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве был подписан еще в 1943 (продлен в 1965). Были заключены также договоры между отд. зарубежными социалистич. странами: в 1947 - между Албанией и Болгарией, между Польшей и Чехословакией, в 1948 - между Болгарией и Румынией, между Румынией и Чехословакией, между Венгрией и Польшей, между Венгрией и Румынией, в 1949 - между Румынией и Польшей, и др. Усилия стран М. с. с. направлены на всемерное обеспечение успешного строительства социализма. При этом социалистич. страны используют опыт друг друга и прежде всего опыт социалистич. строительства Сов. Союза, создавшего к концу 50-х гг. необходимые предпосылки для построения материально- технич. базы коммунизма и постепенного перерастания социалистич. общественных отношений в коммунистические. Уже в начале первого периода развития М. с. с. в странах нар. демократии были национализированы крупная пром-сть, банки, ж. д. Важное значение в строительстве социализма в странах М. с. с. имели социалистич. индустриализация и кооперирование с. х-ва (см. в статьях Индустриализация и Кооперирование сельского хозяйства). Существенную роль в восстановлении нар. хозяйства и в его дальнейшем развитии в молодых социалистических странах играла помощь им со стороны СССР кредитами, поставками оборудования, сырья и продовольствия; в ряд стран, по просьбе правительств этих стран, командировывались сов. специалисты. Между социалистич. странами постепенно расширялось, наряду с внешней торговлей, научно-техническое сотрудничество. Для осуществления более широкого экономич. сотрудничества и социалистич. разделения труда внутри М. с. с. в 1949 создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В связи с угрозой миру в Европе, создавшейся в результате ратификации зап. гос-вами Парижских соглашений 1954, предусматривавших образование агрессивной воен. группировки - зап.-европ. союза с участием ФРГ и включение ее в Северо-атлантический пакт, был подписан 8 европ. социалистич. гос-вами Варшавский договор 1955. Договор имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности миролюбивых гос-в и поддержания мира в Европе, носит строго оборонит. характер. Развитие и укрепление социалистич. производств. отношений и защита всеобщего мира являются важнейшими политич. задачами М. с. с. и на втором этапе ее развития, в к-рый М. с. с. вступила в конце 50-х гг. На этом этапе развития М. с. с. СССР развернул строительство коммунизма, др. страны М. с. с. решают задачи всемерного укрепления и совершенствования социалистич. производств. отношений, завершения строительства материально-технич. базы социализма и создания предпосылок для постепенного перехода к строительству коммунизма. При этом ист. сроки решения этих задач различны для отд. стран. Страны М. с. с. путем развития своей нац. экономики вносят вклад в дело укрепления М. с. с. в целом, а особенности строительства социализма в отдельных странах являются вкладом в общую сокровищницу марксизма-ленинизма. В странах М. с. с. создана развитая пром-сть. Те страны М. с. с., к-рые в прошлом были аграрными, превратились или превращаются в индустр. и индустр.-аграрные. Несмотря на очень высокие темпы роста пром. произ-ва в странах, имевших в прошлом низкий уровень экономич. развития, объем произ-ва на душу населения в них еще отстает от аналогичных показателей в развитых социалистических странах. Сохраняющиеся различия в уровнях экономич. развития и определенная однобокость экономики нек-рых стран М. с. с., унаследованная от капитализма, создают возможность несовпадения конкретных экономич. интересов и требуют повседневного внимания к вопросам координации экономич. политики. С 1963 в ряде стран М. с. с. (ГДР, Чехословакия, Польша, СССР и др.) проводятся реформы управления нар. хозяйством, направленные на повышение эффективности обществ. произ-ва. Перестройка управления предусматривает более полное использование товарно-денежных отношений (закона стоимости), совершенствование планирования для повышения уровня производства, поднятия производительности труда. Успехи в развитии нац. экономики и накопленный опыт экономич. сотрудничества позволили социалистич. странам начать постепенный переход от косвенного согласования производств. усилий (через внешнеторг. связи) к прямому производств. сотрудничеству. Каждая социалистич. страна, с учетом своих возможностей и стоящих перед нар. х-вом задач, суверенно и добровольно решает вопрос о своем участии в тех или иных формах экономич. сотрудничества. Большое внимание развитию экономич. сотрудничества стран М. с. с. было уделено на совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий стран - членов СЭВ 1958, 1960 (февр.), 1962 и 1963. Гл. средством планомерного углубления междунар. разделения труда и объединения производств. усилий стран - членов СЭВ является в современных условиях координация нац. народнохоз. планов, а также специализация и кооперация производства, совместное строительство странами М. с. с. крупных народнохоз. объектов. К концу 1964 специализацией было охвачено более 1500 видов машин и оборудования. Вступил в действие нефтепровод "Дружба", построенный совместными усилиями СССР, Чехословакии, Польши, Венгрии и ГДР. Создана энергосистема "Мир": к объединенным ранее энергосистемам Венгрии, ГДР, Польши и Чехословакии присоединилась в 1962 энергосистема Зап. Украины (СССР), в 1963 - Румынии и в 1964 - Болгарии. С 1 янв. 1964 приступил к работе Междунар. банк экономич. сотрудничества, создан и (с 1963) начал действовать Ин-т СЭВ по стандартизации. В 1964 создано международное производственное объединение "Интерметалл" и организация по сотрудничеству в производстве подшипников, начал функционировать общий парк товарных вагонов. Товарооборот внешней торговли стран М. с. с. вырос в 1964 более чем в 3,8 раза по сравнению с 1950 и составил св. 40,4 млрд. руб. Ведущее место в экономич. и научно-технич. сотрудничестве стран М. с. с. занимает Сов. Союз. За послевоенные годы он оказал зарубежным социалистич. странам содействие в строительстве более 600 пром. предприятий и сооружений. В 1964 СССР оказывал технич. помощь в сооружении еще 620 предприятий и объектов. Размер кредитов, предоставленных Сов. Союзом, превышает 9 млрд руб. Развиваются научные связи стран М. с. с. В 1956 образован Объединенный институт ядерных исследований в Дубне (СССР), расширяются контакты между научно- исследовательскими институтами стран М. с. с., обмен технической документацией. Расширяются культурные связи (перевод литературы, издание журналов, театральные и концертные гастроли, фестивали фильмов, обмен радио и телепередачами и т. д.). В развитии М. с. с. встретился ряд трудностей. Они вытекают прежде всего из различия в уровнях экономич. развития отд. стран к моменту начала строительства в этих странах социализма; они также связаны с известными различиями в подходе к ряду проблем, возникающих в процессе становления отношений нового типа. В обстановке культа личности Сталина имели место случаи нарушения равноправных и взаимовыгодных отношений между СССР и нек-рыми др. странами М. с. с. Они были решительно исправлены после XX съезда КПСС. Важную роль в этом деле сыграла Декларация Сов. пр-ва об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между СССР и др. социалистич. странами от 30 окт. 1956. Делу укрепления М. с. с. содействовали Моск. совещания 1957 и 1960 представителей коммунистич. и рабочих партий. В 1960 обнаружились разногласия руководства Коммунистич. партии Китая и Албанской партии труда с КПСС и др. братскими партиями. СССР и большинство др. социалистич. стран проявляют полную готовность к установлению дружеских отношений с Китаем и Албанией, к преодолению на марксистско-ленинской основе разногласий с КПК и АПТ, особо опасных в условиях активизации империалистич. сил, к-рые пытаются использовать любые средства для ослабления М. с. с. и подрыва борьбы народов всего земного шара за мир. Укрепление М. с. с. неразрывно связано с соблюдением верности идеям марксизма-ленинизма, принципам пролетарского интернационализма, а также с необходимостью правильного сочетания каждым гос-вом М. с. с. нац. интересов и интернац. задач. Сотрудничество и солидарность - один из гл. источников силы М. с. с. Развитие и углубление этого сотрудничества отвечает коренным интересам каждой страны в отдельности и всей М. с. с. в целом, способствует сплочению ее рядов в борьбе против империализма. В результате своего растущего экономич. и политич. могущества М. с. с. превращается в решающий фактор прогрессивного развития человеч. об-ва. Определяющее влияние на мировое развитие М. с. с. оказывает своими хоз. успехами. В 1951-64 среднегодовые темпы прироста пром. произ-ва составили в социалистич. странах 11,7% по сравнению с 5,5% в капиталистич. странах. Выпуск пром. продукции в странах социализма в целом за 1961-65 вырос на 43%, а в странах капиталистич. системы - на 34%; при этом рост экономики стран М. с. с., в отличие от капиталистич. стран, обеспечивает неуклонное повышение материального и культурного уровня трудящихся. Однако поскольку большинство стран М. с. с. начали строить социализм, имея отсталую экономику, М. с. с. по производству на душу населения промышленной продукции ряда отраслей еще не догнала такие экономически развитые капиталистические страны, как США, Англия и ФРГ. Коммунистические и рабочие партии социалистических стран, говорится в Заявлении Московского совещания 1960 (ноябрь), свою интернац. обязанность видят в решении совместными усилиями и в кратчайший срок историч. задачи - превзойти мировую капиталистич. систему по абсолютному объему пром. и с.-х. произ-ва, а вслед за этим обогнать наиболее развитые в экономич. отношении капиталистич. страны по уровню произ-ва на душу населения и пожизненному уровню. Успехи стран М. с. с. создают благоприятные условия для рабочего движения в развитых капиталистич. странах, для нац.-освободит. движения народов Азии, Африки, Лат. Америки. Образование М. с. с. в значит. степени способствовало процессу распада колон. системы империализма. Помощь стран М. с. с. облегчает освободившимся из-под колон. господства народам создание развитой, независимой экономики. В молодых гос-вах Азии, Африки и Латинской Америки с помощью стран М. с. с. строится около 1500 предприятий, из них 600 - с экономической и технической помощью СССР. Социалистич. страны предоставили этим странам долгосрочные льготные кредиты для развития национальной экономики на сумму около 5,5 млрд. руб. Сила и могущество М. с. с. привели к прекращению имп. агрессии против Египта в 1956, спасли Кубу от амер. вторжения в 1962 и т. д. Мощная поддержка М. с. с. помогает вьетнамскому народу отражать агрессию империализма США. Успехи М. с. с. оказывают могучее влияние на умы людей, усиливают притягательную силу идей марксизма-ленинизма, развивают революционную энергию и активность трудящихся масс. М. с. с. создает благоприятные условия для развития мировой социалистич. революции, для отпадения все новых стран от мировой капиталистич. системы. Достижения стран М. с. с. в области науки, выдающиеся успехи Советского Союза в освоении космоса и в мирном использовании атомной энергии, расцвет социалистич. культуры оказывают все более значит. воздействие на развитие мировой науки и культуры. В наст. время (1966) в состав М. с. с. входит 14 стран с общей площ. 35,2 млн. км2 (26% терр. земного шара); в них проживает (на начало 1965) 1 млрд. 144 млн. чел. (35% нас. земного шара). -***-***-***- Таблица. Страны мировой социалистической системы (территория и население) [s]МИР_СОЦ_СИСТ.JPG Источн.: Экономика социалистич. стран в цифрах 1964 М., 1965, с. 3. Лит.: Ленин В. И., Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам, Соч., 4 изд., т. 31, с. 163-66; Резолюция XII съезда РКП(б) "По национальному вопросу", в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1954, с. 709-16; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Декларация Правительства Союза ССР об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими государствами, "Правда", 1956, 31 окт., No 305; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран..., М., 1958; Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, в кн.: Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Основные принципы международного социалистического разделения труда, М., 1964; Социалистический лагерь Краткий иллюстр. полит.-экон. справочник, М., 1962; Мир социализма в цифрах и фактах. (Справочник), М., 1964; Экономика социалистических стран в цифрах, М., 1963-65; Краткий статистический сборник, М., 1964; Соревнование двух систем. Справочник, М., 1964; Дудинский И. В., Мировая система социализма и закономерности ее развития, M., 1961; Победа ленинского кооперативного плана в странах социализма, M., 1963; Социалистическая индустриализация стран народной демократии, M., 1960; Золотарев В. И., Внешняя торговля социалистических стран, М., 1964; Иванов Н. И., Экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран социализма, М., 1962; Санакоев Ш. П., Великое содружество свободных и суверенных народов, М., 1964; Сергеев С. Д., Экономическое сотрудничество и взаимопомощь социалистических стран, (3 изд.), М., 1964; Социалистическое международное разделение труда, М., 1961; Фаддеев Н. В., Совет Экономической Взаимопомощи, M., М., 1964; Строительство коммунизма в СССР и сотрудничество социалистических стран, М., 1962; Айрапетян М. Э., Суходеев В. В., Новый тип международных отношений, М., 1964; Харахашьян Г. M., Некоторые вопросы теории мировой экономики социализма, М., 1960; Ширяев Ю. С., Мировое социалистическое содружество, М., 1963; Экономическая эффективность международного социалистического разделения труда, М., 1965; Сопоставление уровней экономического развития социалистических стран, M., 1965; Кишш Т., Экономическое сотрудничество социалистических стран, M., 1963; Пописаков Г., Международного разделение на труда при социализма, София, 1960; Apr? A., A szocialista orszagok gazdas?gi egy?ttm?k?de seert, (Bdpst), 1964; Gr?big G., Internationale Arbeitsteilung und Au?enhandel im sozialistischen Weltsystem, В., 1960; Krause M., Das Entwicklungstempo der sozialistischen L?nder im ?konomischen Wettbewerb der beiden Weltsysteme, В., 1960; Kunz W., Grundfragen der Internationalen Wirtschaftszusammenarbeit der L?nder des Rates f?r Gegenseitige Wirtschaftschilfe (RGW), В., 1964; Bodnar A., Gospodarka europejskich Kraj?w socjalistycznych, Warsz., 1962; Margineanu I., George V., J?nosi J., Sistemul mondial socialist, Buc., 1961; Bantea E., Dreptatea si taria sont de partea socialismului, Buc., 1962; B?lek A., Havelkova B., Titera D., Zame socialisticke Soustavy, Praha, 1961; Machov? D., CSSRv socialisticke mezinarodni delbe pr?ce, (Praha), 1962; Mal? В., Svetov? socialistick? hospod?rsk? soustava, Praha, 1961. Л. И. Абалкин. Москва.