Профессиональная деятельность и образ будущей профессии. А не пойти ли мне в психологи

Психология – это прикладная и фундаментальная наука о психической жизни, поведении и деятельности человека. Она изучает различные механизмы, закономерности и проявления психики людей в различных условиях и на различных этапах жизненного пути. Профессия психолог включает в себя научное изучение психики человека, ее описание. Главная задача специалиста – помочь человеку осознать ситуацию на эмоциональном уровне, понять интеллектуальные способности, избавиться от круга повторяющихся ошибок и направить вперед с целью изменения жизни.

Зачем идут на психологический факультет

Психология – очень востребована среди молодёжи и многими воспринимается как интересная и довольно простая наука, поэтому большое количество абитуриентов идут учиться на психолога. Но поступив в ВУЗ и начав обучение, студенты сталкиваются с разочарованием, потому как только на житейском опыте выехать на экзаменах не получится. В их курс не входят привычные книги по психологии, подходящие для лёгкого чтива. Студенты первые несколько лет изучают такие серьёзные дисциплины и направления, как «физиология высшей нервной деятельности», «общая психология» и т. д.

Ещё одной распространённой причиной поступления на психологический факультет является желание познать себя и разобраться со своим подсознанием. Вполне возможно, что далее человек искренне заинтересуется наукой и продолжит построение карьеры, однако если это единственный мотив, стоит выбрать другую профессию.

Чтобы стать консультирующим психологом, а точнее психотерапевтом, необходимо довольно серьёзно отнестись к своему обучению, и учёба на одном лишь ВУЗе не заканчивается. Психолог имеет право оказывать психологическую помощь только после прохождения дополнительного обучения и получения необходимых сертификатов, учёба в университете дает лишь направление для дальнейшего развития. Поэтому учиться он не перестает практически никогда.

Психология как профессия требует большой отдачи от человека, но главное, для того чтобы быть хорошим специалистом, необходимо первоначально понять свою личность.

Где можно получить образование

Чтобы стать психологом, следует иметь высшее образование по одному из направлений:

  • психология,
  • клиническая психология,
  • конфликтология,
  • психологическое консультирование,
  • дошкольная психология и педагогика.

Диплом в области психологии можно получить во множестве ВУЗов страны. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом после основного обучения, необходимо прохождение дополнительных курсов и постоянное повышение квалификации.

Необходимые личные качества будущего специалиста

Вопреки киношным образам, профессия психолог не делает специалиста всемогущим или всесильным, поэтому без участия самого клиента решить все проблемы невозможно.

Суть деятельности психолога заключается в помощи с поиском внутренних ресурсов, чтобы направить их на изменение жизни в лучшую сторону. Его основная задача – помочь человеку понять, что в большинстве неудач в его жизни виноват он сам, его отношение к жизни, мировоззрение. Хороший психолог поможет взглянуть на проблему с другой стороны и найти пути решения за счёт внутренних изменений.

Чтобы проводить такую тонкую работу и оказывать психологическую помощь, специалист должен сам обладать такими личностными качествами, как:

  • умение слушать и понимать человека,
  • умение сопереживать (но при этом он не должен принимать всё близко к сердцу),
  • умение отгораживаться от чужих проблем,
  • тактичность,
  • высокие интеллектуальные способности,
  • способность анализировать и делать выводы,
  • наблюдательность,
  • ответственность,
  • стрессоустойчивость,
  • терпимость,
  • логическое мышление,
  • быть уверенным в своих силах.

Если человек выбрал верное направление в своей жизни и решил посвятить себя психологии, то учиться и совершенствоваться он должен изо дня в день.

Место работы

Большой плюс: это профессия – довольно востребованная и популярная на рынке. Специалист в области психологии может стать сотрудником как учебного учреждения, так и правоохранительных органов или, например, тюрьмы. Достаточно часто специалисты этого направления выбирают частную практику. Имея образование психолога, можно стать менеджером по подбору персонала или психологическим тренером. Наиболее востребована данная специальность среди женского пола.

Детский психолог в учебных заведениях помогает освоиться на новом месте и с коллективом. Также он проводит тестирование для выявления ярких личностных качеств и .

В медицинских учреждениях психологи часто встречаются с людьми, подверженными сильному стрессу и нервным импульсам. Специалисты в местах заключения подготавливают арестантов к выходу на свободу и помогают им возвратиться к достойной жизни после выхода на волю.

Преимущества профессии

Несомненно, работа психолога имеет свои плюсы, в ней вы сможете помогать людям, столкнувшимся с трудностями. Преимущества профессии:

  • главным плюсом является – возможность участия в разрешении реальных проблем людей,
  • творческая работа,
  • необходимость постоянного развития и повышения уровня квалификации,
  • возможность в повседневной жизни использовать полученные знания,
  • развитие толерантности и терпимости.

Все перечисленные плюсы заставляют специалистов чувствовать себя счастливыми во время работы в данной сфере.

Недостатки в профессии

Обладая плюсами, работа психологом имеет и свои минусы. В ней вы можете встретиться со следующими проблемами:

  • вы можете столкнуться с главной проблемой и главным минусом данной профессии – эмоциональным выгоранием,
  • слишком близко воспринимать проблемы клиента,
  • перестать разграничивать жизнь и работу.

Если данные минусы не отпугивают от профессии, то выбранное направление деятельности – действительно ваше призвание.

Ни одна работа не имеет только плюсы, в каждой встречаются и минусы. Выбор, продолжать ли свою работу или нет в данном направлении, зависит только от того, чего вы встречаете больше – плюсов или минусов. При этом учиться и получать новые знания необходимо всегда.

Перспективы карьерного роста

Основная перспектива в работе – это возможность бесконечного самосовершенствования и, в итоге, достижение уровня высококвалифицированного специалиста с возможностью частной практики. Постоянные тренинги и семинары дают возможность узнавать новые методики, после чего применять их в работе. Специалист высокого уровня может открыть свой личный кабинет или компанию по оказанию психологической помощи людям, попавшим в различные трудные ситуации в жизни.

Самую высокую оценку деятельности психолог получает от людей, чью жизнь изменил в лучшую сторону, которым он помог побороть личные страхи и добиться высот в карьере или личной жизни.

Профессия психолога достаточно популярная и востребованная. Уровень заработной платы в ней напрямую зависит от места работы и от оказываемых услуг. Наиболее прибыльной считается частная практика, но уровень дохода также зависит от количества обратившихся людей. Несмотря на все трудности и минусы, хороший психолог усваивает из этого опыта только положительные моменты.

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач -- уход от проблем, их игнорирование и т.д.

В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в социальные отношения, которые опосредуют динамику смысложизненных ориентаций через новые связи и стимулируют развитие личности.

При положительной мотивации субъекта (прежде всего, осмысленной) целостный процесс профессиональной деятельности обусловливает формирование, развитие и эффективную реализацию личностных характеристик, определяющих структуру профессионально-значимых качеств (ПЗК) данной профессии, и накладывает заметный отпечаток на весь облик человека: психомоторику, стереотипы речи и мышления, установки и ценностные ориентации.

Весь этот комплекс личностных новообразований выражается в профессиональном видении мира, центральнообразующим ядром которого является система личностных смыслов профессионала, уровень функционирования которой и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности.

Именно личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, указывают на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жизни, определяющей его статус в обществе.

Чем раньше выявлена склонность человека к определенной профессиональной деятельности, тем легче ему сориентироваться в выборе профессии. Признаком склонности к определенной профессиональной деятельности являются интересы человека, в которых проявляется его познавательная потребность и направленность на определенную деятельность. Выявление интересов человека способствует профессиональному определению личности.

Обучение должно не просто формировать высококачественные профессиональные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости. Многие исследователи едины в утверждении, что обучение в вузе должно иметь целостный характер, но реальный учебный процесс является зачастую корпускулярным, когда изучение различных дисциплин не связано друг с другом, содержание теоретических и практических курсов разорвано, разнесено в изучении и по времени и по внутреннему наполнению, которое представлено студентам как изолированное, не взаимосвязанное. Цели обучения не отражают в полной мере социальные функции будущей практической деятельности и в результате образуются понятия теоретического характера, которые в столкновении с действительными материальными условиями не могут ориентировать специалиста .

H.Н. Нечаев и другие рассматривают профессиональное сознание как структуру, интегрирующую различное профессиональное содержание: но это образование имеет внеситуативный характер очень широкой степени обобщения и в его рассмотрении теряется конкретное профессиональное содержание. Необходимость формирования профессионального сознания - факт, очевидный для представителей рассмотренных концепций. Но данной констатацией и ограничивается разработка этой проблемы. З.А.Решетова и В.Д.Шадриков в своих исследованиях подчеркивают, что неотъемлемой составляющей становления профессионала является развитие представлений о конкретных компонентах профессиональной деятельности. Но, даже будучи исчерпывающими, они остаются знаниями об отдельных частных фрагментах профессиональной деятельности и не могут служить обобщенной характеристикой процесса профессионализации. Такой характеристикой являются структуры профессионального сознания, отражающего профессиональную деятельность в целом, интегрировано и системно.

Л.М. Митина говоря о выборе профессии, отмечает, что "важным является и то, что образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей" . Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной "биографией", их определенными профессиональными ценностями. Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени "идеальный образ профессионала" заменен на "идеальный образ жизни" (американский, европейский, "новых русских" и др.) Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

Зиброва С.В. исследует образ профессии как внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности -- с другой стороны.

В качестве такой структуры у студентов Зиброва выделяет образ будущей профессии, который является отражением в сознании студента основного содержания его будущей профессиональной деятельности. Значение данной структуры сознания для профессионального становления связано с содержанием образной формы субъективного отражения в целом. Образ определяется как субъективная картина мира или его фрагментов . А.В. Запорожец отмечает, что "под образом, в широком смысле, следует понимать не только конкретные, но и общие представления, а также абстрактные понятия" . В работах А.Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об образе мира как многомерном образовании, целостной, многоуровневой системе представлений о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. Мы рассматриваем образ профессии у студентов как фрагмент данной системы, включающий в себя представления, связанные с предстоящей профессиональной деятельностью. Включение в практическую деятельность (одной из форм которой является профессиональная деятельность) обеспечивается участием целостного образа какого-либо явления в порождении познавательных гипотез, выступающих в качестве начального звена процессов построения нового образа. Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам, является выражением активной природы образного отражения. Образ, являясь порождением практической деятельности, оказывает на нее обратное воздействие, определяя ее направленность и избирательность. Активная роль образа проявляется в том, что сформировавшийся образ некоторого явления (в том числе, профессиональной деятельности) определяет характер действии человека по отношению к данному явлению. Образ будущей профессии есть представление цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого конечного результата собственной деятельности по освоению профессии .

Любая деятельность предполагает наличие объекта деятельности - той конкретной сферы, где деятельность разворачивается; цели -- результата, который должен быть достигнут; и средств деятельности как операциональной составляющей. Все эти моменты должны быть представлены в сознании личности. Иначе, по мысли А.Н.Леонтьева, "неадекватность того смысла, который приобретает для человека его деятельность и ее предмет их объективному значению" есть проявление дезинтеграции сознания.

Исследователи выделяют такие компоненты образа профессии как цели профессиональной деятельности, средства, используемые специалистом в этой области, и ее специфическую предметную область -- набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, как бы "противостоящих" человеку в труде. Под целями профессиональной деятельности в образе профессии понимается отражение в сознании студента социального смысла данной профессии, ее значения для общества, ее специфических задач. Это есть понимание роли профессии в общественном производстве, что достигается путем раскрытия внутренних связей между осваиваемой деятельностью и ее местом в обществе. Средствами здесь является все то, что использует профессионал для реализации своих функций - от конкретных инструментов ("внешние" средства по Венде В.Ф.) до обобщенных представлений о возможных способах деятельности ("внутренние" средства). "Средством труда можно считать любую реальность, дающую возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели", -- по определению Е.А.Климова . Наконец, знание того особого круга явлений предметного мира, с которым оперируют представители данной профессии, есть третий компонент образа будущей профессии -- предметная часть.

Выделенные составляющие образа профессии (цели, предмет, средства) в целом охватывают содержание конкретной профессии. К ним нельзя свести все многообразие реальных профессиональных ситуаций, но они отражают именно существенные закономерные, обязательные моменты, конституирующие профессиональную определенность и специфику, отличающую данную профессию от других видов профессиональной деятельности. Это устойчивое и обобщенное содержание профессии. Оно относится к внутреннему, субъективному плану, отражает профессиональную специфику, и может быть объективировано, вынесено вовне. Этим требованиям удовлетворяют такие составляющие внутреннего плана профессионализации, которые обладают свойствами устойчивости и обобщенности и характеризуют существенные, необходимые элементы профессии, не зависящие от частных, изменяющихся условий. Мы выделяем такой компонент профессионального сознания у начинающих специалистов на этапе обучения в вузе как образ будущей профессии. Это образование выполняет функции интеграции, объединения разрозненных знаний и умений, обретенных в различных учебных ситуациях, в единое целостное представление об изучаемой профессии. Образ профессии есть отражение в сознании студента наиболее значимого содержания профессии, и это есть основа, благодаря которой новые знания не остаются разрозненными, а интегрируются в целостную структуру. Образ профессии - это целостное представление базовых компонентов профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры.

Е.А.Климов характеризует трудовой пост (форму существования профессии) как "некоторое социально фиксированное многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование" , следовательно, его адекватное отражение также будет являться системой взаимосвязанных представлений об основных его составляющих. Формирование образа профессии заключается в объединении различных сведений о профессии воедино, установлением их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в его отношении к уже имеющемуся содержанию основных структурных элементов (цель, предмет, средства). В свою очередь, это содержательное обогащение становится способом развития самого образа профессии, его насыщения новыми представлениями, которые требуют нового обобщения, формирования концептуальных структур более высокого уровня.

Предлагаемый Зибровой подход к анализу значения такой психологической структуры как образ будущей профессии соотносится с современными представлениями о роли "образа собственного будущего" в регуляции социального поведения. С.В.Горбатов и Б.Д.Лысков рассматривают концепцию собственного будущего как обобщенную систему представлений человека о своем собственном будущем. Как элемент структуры личности концепция собственного будущего "имеет особое значение для процессов, связанных с выбором и принятием решений, постановкой задач" . В нашем случае область будущего конкретизирована в профессиональном отношении, что определяет ее содержательную специфику. Однако, как пишет, К.А.Абульханова-Славская, "само по себе указание на жизненные занятия, сферы жизни и жизненные события не дает ответа на вопрос, как они реализуются в жизненной динамике, то есть, как они становятся движущей силой развития личности" . Важно выделить формы представленности этих явлений человеку, имеющие побудительную силу, позволяющие ему развиваться как субъекту определенной деятельности.

Формирование образа профессии у студентов включает в себя процессы наполнения личностным смыслом определенных объективных свойств, характеризующих род занятий, которые обретают внутреннее значение для студентов. "Значение -- это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей своей полноте и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного "образа действия", нормы поведения и тому подобное" .

"Полнота и многосторонность" образа будущей профессии у студентов рассматривается как характеристику процесса обучения. Подобные показатели выделяют Л.П.Калининский и С.Г.Гайдаржи: "Профессионал - субъект профессиональной деятельности, сознательно и эмоционально предвосхищающий ее социально ценный результат... представляющий систему средств профессиональной деятельности, сознательно выбирающий и уверенно владеющий орудийными средствами деятельности (внешними и внутренними, вещественными и функциональными), осознающий производственно-деловые зависимости людей" .

Итак, формирование образа профессии у студентов -- одна из существенных характеристик учебного процесса в вузе. Это критерии профессионализации студента, его готовности к выполнению определенных социальных функций. Сформированный образ профессии есть сложное социальное явление, имеющее свой путь развития, свой процесс становления. "Знание закономерностей формирования личности профессионала, выделение основных этапов этого процесса, их психологических характеристик, нахождение и описание важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на становление профессионала, либо тормозящих этот процесс -- дало бы возможность оптимизировать этот процесс, ... управлять им" -- подчеркивает значимость подобных исследований Е.М.Борисова .

С точки зрения онтогенетического развития субъективный образ предполагает интериоризацию схем действия с внешними предметами и порождение внутреннего плана деятельности из реальных предметных действий. Таким образом, расширение внешней, предметной деятельности является основным способом развития ее образного компонента. При формировании образа происходит преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания . Следовательно, этапность становления образа профессии отражает овладение реальной профессиональной деятельностью, и, наоборот, по внешним проявлениям при выполнении профессиональной деятельности можно судить о сформированности соответствующих внутренних структур.

Конституирующей чертой деятельности является ее содержательность. Тогда характеристика деятельности включает в себя проблему выявления ее конкретной цели деятельности, ее внутреннее основание -- мотивационные процессы не имеют достаточного развития.

Итак, в своей работе Зиброва обращает внимание на такой механизм развития внутренней детерминации деятельности человека как определение, оформление цели деятельности, что структурирует различные неоформленные побуждения и стремления, придает им организованный характер и позволяет разворачивать целостную целенаправленную деятельность. "В жизнедеятельности человека цели выступают средствами мотивационной организации поведения, развертывания функционального потенциала человека". Цель, то есть представление результата деятельности, является системообразующим фактором мотивационных процессов и имеет мотивационную функцию влечения, приобретают характер действительно мотива, оформляясь целью, обогащение и углубление образа желаемого будущего, то есть цели, становится фактором развития соответствующей мотивационной сферы.

Для студентов вуза такой содержательной целью является освоение определенной профессиональной деятельности. Представления о ней, то есть образ профессии, выполняют функцию целеобразования. Степень сформированности образа профессии определяет уровень отчетливости цели деятельности студента. Развитие этих представлений, насыщение их профессиональным содержанием позволяет уточнить цель деятельности и таким образом оформляет процессы внутренней детерминации, то есть имеет мотивирующее значение. В процессе интериоризации человеком объективно существующих в обществе ценностей последние приобретают побудительную силу и становятся реально действующей внутренней детерминацией деятельности .

Образ профессии обладает мотивационным значением, его сформированность характеризует степень интериоризации данного содержания человеком и, следовательно, возможность сознательного отношения к нему и его побудительную силу. Таким образом, развитие образа профессии становится способом развития системы внутренней детерминации. По мысли С.Л.Рубинштейна, сознание -- это не только отражение, но и отношение человека к окружающему его миру, а значит, сопряженные процессы развития представлений об определенном явлении и отношения к нему следует изучать вкупе. "В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним. И в силу этого предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию, -- мотивы" .


Меня часто клиенты и будущие коллеги спрашивают в письмах и в личных сообщениях, где я училась и как стала практикующим психологом. Не претендуя ни на что, просто расскажу, как это было у меня.

Профессору Сафину, когда я получала диплом, было, кажется, 75 лет.

Он страстно любил психологию, жестко с нас спрашивал и я его считаю одним из своих Учителей -во всех смыслах.

Он вел Высшие Курсы практической психологии при Баш Пед Университете в Уфе. На базе высшего образования, обучение в течение почти двух лет, дневная форма. Каждый день с двух часов дня до вечера. Теория несколько недель, практика несколько недель, экзамен. Теория, практика, экзамен. Никаких сессий и зимних каникул- все сдавалось блоками.

Сафин приглашал для нас лучших преподавателей и устраивал лучшие семинары. Около двухсот вопросов на каждый экзамен, а сколько экзаменов было- сосчитать трудно. Практика по диагностике в психиатрической больнице, практика по дефектологии- в доме ребенка с аномалиями развития. Диплом защищался при условии, что выпускники начинают вести платную частную практику (за символическую цену) и проходят супервизию. Клиентский опыт был обязателен (собственная терапия), это было условие всего времени обучения.

Он читал основные блоки лекций, теорию личности, возрастную психологию, детскую психологию, в области которой он и был профессором. Вел специализацию по директивному гипнозу. Я туда не ходила, так как в то время уже специализировалась по недирективному, мягкому эриксоновскому.

Вел он свои лекции страстно, и к нам относился страстно. "Как вы будете работать, -раздраженно кричал он, - если вы сейчас не выдерживаете нагрузок?? Вы знаете, что такое выгорание терапевта? Выдержите мои нагрузки- выдержите все! Слабаки!" Мы втягивали головы в плечи. "Я вас люблю!" - точно так же раздраженно прибавлял он, неизменно в конце каждой своей гневной речи.

Он очень крепко, помимо всего прочего, дал нам процедурные вопросы. Как отвечать на первый звонок, как устанавливать условия приема и их соблюдать.

Он вбил мне в голову следующее правило: когда ты практикуешь, ты должен построить систему поддержки собственной психики и тела. Работа тяжелая. Даже если это не специализация на работе с потерями, горем, не паллиативная терапия. А просто частная практика, как у меня, по вопросам отношений, развития, обретения смыслов и тд.

Как писал Ирвин Ялом - "кто сказал, что терапевтам много платят?" Практикующий психолог каждый день, хоть и не с каждым клиентом, работает с такими темами как потери, травмы, измены, расставания, разводы, смерти, изнасилования, насилие в раннем возрасте, в семье, инцесты, депрессивные, нарушенные состояния. К тебе приходят с бессоницей или с неудачами в работе, и ты находишь латентную, хорошо маскированную депрессию, потому что несколько лет назад пришедший запретил себе как следует оплакать умерших родителей. Ты ищешь, как именно клиентка разрушает отношения, и наталкиваешься на "почти забытое" изнасилование в юности.

Поэтому - еженедельно свой психолог. Еженедельно- супервизия с другим психологом-наставником. У меня это Хамитова Инна Юрьвна, семейный терапевт, принимающий в Институте практической психологии и психоанализа. Регулярные супервизии и внутренняя проработанность, собственный клиентский опыт - это обязательные требования к профессии.

Йога, или любое регулярное движение, дыхательные техники- обязательны, иначе, в полном сознании и ясной памяти свалишься в болезнь от перегрузок.

И ежегодные регулярные обучения. Эта профессия не имеет потолка. Вы всегда, на любой ступени мастерства, встретитесь с тем, чего не знаете и с чем не справляетесь.

Моя другая наставница, Порошина Татьяна Юрьевна, психолог от Бога, говорила: наши три инструмента - это способность к самоанализу, к эмпатии и способность точно формулировать сложные вещи.

Вы, уважаемые будущие коллеги, столкнетесь много с чем. В переносе вас будет трясти от гнева или обиды, и вы будете обязаны осторожно говорить об этом с клиентом. Вас и вашу работу будут обесценивать или оценивать негативно; вас будут идеализировать а потом обвинять, что вы не соответствуете; вас будут соблазнять, отвергать и проделывать с вами все то, что ваши клиенты проделывают с близкими им людьми; с вами будут пытаться разрушать отношения, и вы увидите травму своего пациента в действии. Вам нельзя будет вступать с вашими клиентами в двойные отношения любого рода, даже если очень хочется, потому что терапия на этом кончится.

В этом профессиональном сообществе существует огромная коллегиальная поддержка. Ни один профессионал не скажет плохо о коллеге: напротив, дурные высказывания о коллегах-психологах свидетельствуют о неуверенной профессиональной идентификации.

Я принадлежу к гуманистической школе, клиентцентрированной школе Карла Роджерса. Я не психаналитик, не бихевиорист, не "телесник".

Вместе с пришедшим ко мне человеком мы ищем его собственные скрытые ресурсы, неосознанные или заблокированные. Мягко включается работа бессознательного, направленная на решение проблемы. Нередко бывает, что люди, которые утверждают, что никогда не видят снов, в терапии начинают их видеть. Начинают делать то, на что раньше не решались...

Самая лучшая награда для меня- когда клиент заканчивает терапию, говоря - я стал другим человеком. Спасибо. Такая последняя сессия делает меня счастливой, хоть и немного грустно.

Девочка, которая двадцать лет не носила юбки, пришла однажды ко мне на сеанс в мини и скромно сидела, ожидая когда я замечу. Когда я заметила, мы с ней смеялись от радости. У нее красивые ноги, которых она стеснялась. Это была одна из лучших встреч в моей пока еще короткой практике.

Девочка, которая не позволяла себе эмоций, теперь открыто смеется и плачет, если хочется. Девушка, которая не позволяла себе отношений вообще, выходит замуж. Молодой человек, который между первым и вторым сеансом съехал от родителей: ему нужен был лишь небольшой толчок. Клиентка, с которой у меня была не встреча, а схватка спустя полгода после начала работы: она прятала огромный кусок агрессии, улыбалась и мучилась, и я приняла рискованное решение спровоцировать ее гнев на себя. Мы с ней едва выплыли в конце, обесиленные, почти плачущие, и она поняла- если даже ты не улыбаешься, тебя все равно можно любить.

И навалом неудач, разочарованных клиентов, бессонных ночей, супервизий, растерянности и отчаяния.

Мне приходится объяснять женщинам, что на терапии не выдают тортиков и мужчин в качестве приза за хорошо сделанную работу над собой. Мне приходится объяснять мужчинам, что проблемы в отношениях в паре не решается путем бегства в другие отношения. Иногда я, как училка, жестко, говорю об ответственности и авторстве собственной жизни и собственных отношений. Иногда говорю мягко.

Меня обзывали и швыряли деньги. Будили звонками среди ночи. Нарушали условия и размазывали агрессией по стенке, презрительно говоря - вам за это деньги платят. Обращались как с обслугой и как с гуру, и второе всегда оканчивается хуже.

Вы увидите, как клиент, рядом с которым плечо к плечу вы только что работали на его проблемой, вдруг оказывается по другую сторону баррикад: теперь вы одна, а он и его проблема- против. Это всегда страшно и требует нечеловеческой выдержки, а вы всего лишь человек.

Мне очень везет с наставниками. Это профессор Сафин Вадим Фатхиевич, который научил меня страсти в профессии. Порошина Татьяна Юрьевна, кандидат философских наук, практикующий психолог, научившая меня терпению и взявшая меня впервые, еще зеленую совсем, читать курс по конфликтологии. Это психологи из Уфы.

Это Гинзбург Михаил Романович, у которого я проходила специализацию по эриксоновской терапии, открывший мне чудесную магию человеческой психики. Это Ирина Якович, на семинаре по VIP-консультированию давшая нам множество практических техник. И, конечно, это Кроль Леонид Маркович, у которого я только начинаю учиться. Это специалисты Института Групповой и Семейной терапии в Москве.

Посмотрите на меня, - говорил профессор Сафин, расхаживая на лекции между рядами, -- я много курю, ем и болтаю. Я типичный орально травмированный!!

Эта профессия требует любви, терпения и чувства юмора. Иначе никак...

Я за то, чтобы психологи имели базовое профессиональное образование.

Под катом - то, чему я обучалась у Сафина.