Проповедь в день памяти святых царственных страстотерпцев. Храм святителя чудотворца николая на водах - святые царственные мученики

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас с днем памяти святых страстотерпцев: императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексея, великих княгинь Татьяны, Ольги, Марии, Анастасии. Они пострадали не просто как мученики, а пострадали за заповеди Божии. Страдание за заповеди Божии – это то страдание, которое было у Иоанна Крестителя. Иоанн проповедовал закон Божий настолько, что готов был пойти на смерть и пошел, лишь бы не отречься от закона Божия. Этот путь наиболее яркий по нему на Руси пошли князья Борис и Глеб, они готовы были погибнуть лишь бы не развязать братоубийственную войну. К ним близок подвиг царя мученика, который отрекся, чтобы избежать гражданской войны и не проливать невинной крови.

Суть подвига царственных страстотерпцев заключается в том, что Николай II находясь у власти хотел править по Христову, он отвергал тот тезис, который сейчас все признают, что «политика – грязное дело». Он утверждал обратное, «политика – чистая вещь!». Правитель должен управлять страной, чтобы она шла ко Христу. И это не новость, вся история православной Церкви за последнее полторы тысячи лет, начиная с святого Константина Великого, была построена именно на этой идеи, что все люди должны служить Богу и не только лично, но и на работе и в обществе. Все люди объединены во Христе, чтобы исполняя заповеди идти всем вместе к Богу. И земная власть должна не мешать этому делу, а наоборот всемирно поспешествовать, ограничивая нашествия зла. Этому служили все христианские правители, в том числе и Николай II.

Россия начала XX века в духовном плане была гниющим государством, зараженной коммунизмом, безбожием, жидовством, спиритическими учениями и масонством.
И в этом зараженном духовно обществе царь Николай II очень успешно пытался сдерживать зло, и через этот мрак стоя на вершине власти оставался хорошим христианином. У него были ошибки, но у каждого живущего на земле они есть. Мы часто думает, что святой это какой-то недостижимый такой человек, который не ошибается, любое его дело святое и праведное. Нет. Чем отличается святой от грешника? Грешник падает и не встает, а праведник падает, встает и идет дальше. Святые страстотерпцы отличались именно тем, что всячески старались укреплять Церковь. Чтобы не говорили клеветники о царе Николае II, его арест, заключение и душевные переживания того периода, оправдывают его. Церковь не прославляла царя-политика, потому что политика временная вещь, Она прославила царя-христианина, который достиг высот христианских добродетелей. Мы видели, что царь и его семья находясь в заключении отличались смирением и прощением всех. Умение прощать врагов, является величайшей добродетелью, при том, что царь был свержен с вершины власти, обладал чрезвычайным смирением. Он умел всецело полагаться на волю Божию, не унывал, умел молиться, сохранить любовь – это то, чему мы должны учиться у страстотерпцев.

Царскую семью убили ритуально, об этом образованный человек спорить не будет. Их убийство явилось закономерным, не трагическим, а победным завершением их пути. Это была трагедия для богоотступников: Ульянова-Ленина, Бронштейна-Троцкого, Эймана – Свердлова и для всей этой безбожной швали, которая захватила нашу страну. Трагедия для них потому что, это невинная кровь, как кровь Авеля кричит Богу об отомщении. И мы знаем, что все эти мерзавцы получили по заслугам еще на земле. Для самих царских мучеников и для Церкви – это день славы, потому что день кончины человека, который умирает в Боге, это день его прославление, день вознесения его на Небеса. Эти ступени, которые прошел Государь со своей семьей вниз в Ипатьевский подвал, стали для них ступенями вверх – на Небо. Он умирая оживает, и смывает своей кровью все свои грехи, воспаряя как птица к Небесам, показав тем самым нам, что дорога туда открыта для всех. Мы знаем, что мученическая кровь смывает все грехи, кроме грехов раскола и ереси.

Бог принимает людей по изволению сердца, а не по внешнему какому-то расположению или за успехи в политической жизни, и не за успехи в государственном строительстве, а принимает за то, что человек возлюбит Его всем сердцем, и старается свою жизнь пропитать этой Божественной любовью. Какие бы не были обстоятельства в обществе, человек всегда может подняться к вершинам. Большая часть князей до революции входила в масонские ложи, где они занимались спиритизмом, колдовством, чародейством, развратом, и другими мерзостями. Но были и те кто сохранил чистоту и веру Христову к этому числу относился и государь Николай II. И это нам пример, что никакое духовное состояние в обществе, никакая политическая обстановка, не может нас оправдать, если мы заповеди Божии не выполняем. Они выполнимы всегда и везде, поэтому ни какое дело человека само по себе не грязно, в том числе и политика, и властительство. И политика может не только не мешать, но и помогать делу сердечного, духовного восхождения человека.

Еще один пример, мы можем почерпнуть из жизни страстотерпцев, как относится нам к страданиям? Многие люди стараются всякими силами от страданий отбиться. Это понятное и естественное желание любого человека. Но мудрый человек знает, что страданий ему не избежать, и он умеет их обращать ко своей пользе. Если мы видим, что взрывчатку некуда нельзя деть, то ее нужно переложить так, чтобы она взорвалась в нужном направление. И в результате, при умелом перекладывании взрывчатки, мы даже себе можем дорогу из тюрьмы проложить. Энергия направленного взрыва должна быть направленная нам на пользу. Также и страдания. Если они правильно ориентированы, восприняты, то они тогда способны давать величайшие блага. Само имя царственных мучеников – страстотерпцы, говорит о том, что они терпели страдания, и через это достигшие славы. Они терпели страдания и унижения, которые для них были гораздо тяжелее, потому что они имели большую честь. И эту боль они смогли направить на укрепление сердца, на очищения его от всякой нечистоты, на любовь. А в таких случаях его обычно направляют на гнев, на злобу, на раздражения, саможаления.

Когда страдает христианин ради Христа, то ему намного легче страдать, чем когда он страдает не ради Христа. Как говорили отцы Церкви: «Если связывают мученика за Христа, то вместе с ним связывается и Христос, если бьют мученика, то боль на себя берет Христос». Потому что Христос страдает с мученика, утешает сломленных, поддерживает падающих. Потому что Христос наше утверждение, наше сердце, наше дыхание, наша любовь, и источник всех благ. Давайте в этот день будем учиться правильно использовать страдание, использовать себе на пользу, а не на вред. Нужно не ругать окружающих за страдание, а получать Божественные силы, чтобы молится кротко за врагов, - так писала страстотерпица княгиня Ольга. Поможет нам в этом Господь! Спаси Господи!

Эта проповедь отца Даниила Сысоева, приведена из книги "Уроки святости"

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

В сонме новомучеников Русской Церкви императорская семья занимает совершенно особое место.

В апостольском чтении нынешнего дня мы слышим слова: А кого Онъ предопределилъ, техъ и призвалъ, а кого призвалъ, техъ и оправдалъ; а кого оправдалъ, техъ и прославилъ... Кто будетъ обвинять избранныхъ Божиiхъ? Богъ оправдываетъ ихъ (Рим. 8, 30 и 33).

Подлое убийство членов царской семьи и их верных слуг, позорное сокрытие и уничтожение тел, даже недостойная дискуссия и обследование якобы останков царской семьи в 90-х гг. были задуманы организаторами всего этого ради того, чтобы подвергнуть их сугубому позору и оскорблению. Исполненные горя, ужаса и стыда смотрим мы на конец царской семьи и ее приближенных. «Разве так умирают избранные Господни? Те, которых Он призвал и оправдал?» – вот какой вопрос можно задать себе перед лицом их смерти.

Апостол Павел дает ответ на этот вопрос или на это сомнение: кого Онъ предузналъ, темъ и предопределилъ быть подобными образу Сына Своего, дабы Онъ былъ первороднымъ между многими братiями (Рим. 8, 29).

Взгляните на смерть Господа: Он Сам подвергся этому позору, бичеванию, осмеянию, крестной смерти, и даже поспешное положение во гроб было унизительным, поскольку Его убийцы хотели исполнить Моисеев закон о праздничном покое. Тот, Кто пришел в мир, не чтобы нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17), был убийцами подчинен этому закону.

Слова Апостола об избранности поясняют, что позорный конец царской семьи был одновременно великой милостью Господа: убиенные стали братьями «первородного», ибо были предузнаны и предопределены и таким образом оправданы Самим Господом.

Говоря об избранности, Апостол вопрошает и напоминает: Кто будетъ обвинять избранныхъ Божiихъ?.. Кто осуждаетъ?.. Кто отлучитъ насъ отъ любви Божiей? (Рим. 8, 33-35). Не смирение царской семьи и ее приближенных, не их глубокая вера, не их благочестие, даже не благоволение к Церкви суть основа их святости, а единственно их избранность Богом. Они были предопределены и избраны, призваны Богом к святости. «Кто их осудит?» – спрашивает Апостол. Кто осмелится осуждать или судить тех, кого избрал Бог?

Убийство царской семьи в течение десятилетий политически оправдывалось атеистами. Николая Второго прозвали «кровавым». Тела были изуродованы, сожжены и погребены в неизвестном месте. Убийцы постарались скрыть все следы своего злодеяния. В течение десятилетий безбожники говорили о царской семье в презрительном тоне, множили обвинения, осуждали ее. То есть делали все, чтобы осквернить ее память и изгладить все воспоминания о ней.

Но можно ли избранных Богом изгнать из памяти? Кто отлучитъ насъ отъ любви Божiей? – спрашивает Апостол (Рим. 8, 35). Никто не может отлучить нас от этих избранных и предопределенных, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не можетъ отлучить насъ отъ любви Божiей во Христе Iисусе, Господе нашемъ (Рим. 8, 38-39).

Сколько же истины открывается в этих словах, когда мы думаем о кровавом конце царской семьи! Те, кто стяжал любовь Божию, не могут быть изгнаны из нашей памяти. Они могут быть оболганы, поругаемы и презираемы, но они призваны к святости. И можно ли, имея в виду эту избранность, вообще обсуждать вопрос о том, допустимо ли было прославлять во святых царскую семью? Да, можно – если посчитать, что мы должны «признать» ее святость и вообще вправе решать о ней. Но тогда мы одновременно совершаем грех перед Богом, потому что подвергаем сомнению избранность царской семьи и прославление ее Господом. Если она была призвана Богом к святости, тогда давайте молиться этим святым, прося их о защите. И они услышат нашу мольбу и пошлют нам помощь и защиту.

В одном из последних писем перед кончиной великая княжна Ольга Николаевна писала: «Отец просит всех, кто остался ему верен... не мстить за него, ибо он простил всех и молится о них... Нынешнее зло в мире усилится, но не злом побеждается зло, а лишь любовью».

Читая эти слова, мы невольно думаем о слове апостола Павла, назидавшего Коринфскую церковь в любви: Злословятъ насъ, мы благословляемъ (1 Кор. 4, 12). Кто последовал за Христом и призван к святости, тот любит врагов своих и молится за гонящих его (Мф. 5, 44). Господь призвал нас к совершенству, и мы должны быть совершенны, какъ совершенъ Отецъ нашъ Небесный (Мф 5, 48). Высшая ступень совершенства есть святость. Мы все призваны к святости, даже если путь этот труден и тернист и проходят его немногие.

Об этом св. Амвросий писал, что тот, кто следует путем совершенства, молчит, когда его ложно обвиняют, и не отвечает, когда его злословят. Тот же, кто достиг совершенства, благословляет злословящих, как поступал Апостол, говоря: Злословятъ насъ, мы благословляемъ (1 Кор. 4, 12; ср.: св. Амвросий, Об обязанностях, т. 3, абз. 235). Достигший такого совершенства с любовью прощает несправедливость, причиняемую ему, и молится за тех, кто ненавидит и чернит его.

Царь достиг такого совершенства перед своей смертью, как об этом свидетельствуют слова из письма царевны Ольги. И сегодня в тропаре праздника мы воспеваем это совершенство: «сего ради мученическимъ венцемъ на небесехъ венча тя, с царицею, и чады, и слуги твоими Христосъ Богъ, Егоже моли помиловати страну Россiйскую, и спасти душы наша». Аминь.

И мператорская чета отличалась глубокой религиозностью. Религиозным духом было проникнуто воспитание детей императорской Фамилии. Все её члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов были не-отъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием традициям. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли Императора и Императрицу. Специально для них совершаются служ-бы в Царскосельском Феодоровском соборе. Семейную жизнь Императора отличали удивительная простота, взаимная любовь и согласие всех членов этой тесно спло-ченной семьи. Как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из религиозно-нравственных принципов.

2 марта 1917 года представители Государственной Думы и предатели из высшего военного командования вынудили Николая II отречься от престола. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят ос-тавить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину», — говорил Государь.

В Царской семье, оказавшейся в заточении, мы видим людей, стремившихся во-плотить в своей жизни заповеди Евангелия. Вместе с родителями все унижения и страдания с кротостью и смирением переносили Царские дети. Хорошо знавший их священник писал: «Дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, предан-ность воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи — страстной и греховной — меня привело в изумление». В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьев-ского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа. Их истинное ве-личие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравст-венной высоты, на которую они постепенно поднялись.

Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

Иеромонах Назарий (Рыпин)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, есть день скорби для России, день сетования, день плача, потому что Россия потеряла не просто царя, но лучшего царя, который только мог быть в России. И тем более этот день плача, потому что большинство людей этой страны, где царствовал этот царь, этого даже не осознают, в том числе и из числа церковных людей, как это не прискорбно. Мы потеряли самое чистое светлое и святое. Чудовищно то, что сам русский народ, обманутый какими-то щедрыми посулами, восстал на собственного помазанника.

Если даже обратиться только к цифрам, то государь Николай Второй, Николай Александрович, с детства воспитанный в благочестии, будучи кротким, очень молитвенным благочестивым юношей и мальчиком, воссев на престол после внезапной кончины своего отца венценосного императора Александра Третьего, смог сделать очень многое в годы свое правление. И та клевета, которую раздували большевики на этого великого государя, и та клевета, которая повторяется и ныне, как это не чудовищно, этому учат современных детей, говоря о том, что у нас светская школа.

У нас по-прежнему не светское, а советское образование, потому что в этом образовании нет ни слова о Византии, а следовательно и ее культуры, ее веры, архитектуры, живописи, письменности, которую дали нам выходцы из византийского Константинополя братья Кирилл и Мефодий, нет почти что ни одной строки. Этому учат наших детей. Чему мы можем научиться, если мы не знаем своих истоков по сути, если об этих тысячелетиях царствования нашим детям ничего не говорят.

Так вот император Николай Второй за годы своего правления построил и лично участвовал в них по лицу всей земли русской семь тысяч сорок шесть храмов. Он открыл 211 монастырей. При нем было прославлено 83 угодника Божьия, больше чем за двести лет предшествовавших ему за весь синодальный период. Благодаря реформам Петра Аркадьевича Столыпина, сподвижника государя Николая, который так много смог сделать, в Сибирь переселилось около 4-х миллионов переселенцев, которым давалось совершенно даром по 15 гектаров на человека и по 45 гектаров земли на семью. Давались подъемные деньги, беспроцентные займы. Бесплатно перевозило государство все имущество этих людей и давалось 200 рублей подъемных. Это достаточно большая сумма по тем временам. И благодаря этому, прирост населения составил 60 миллионов человек за двадцать лет, при том, что на всю Российскую Империю приходилось 80 миллионов людей, то есть почти что в два раза. Если бы людям жилось плохо, то они бы так не плодились. У нас была нация почти что детей. 12 лет был средний возраст русского человека. А средняя российская семья имела 8 детей.

Но самое главное, что государь Николай Второй безмерно заботился о благе своего народа, пытаясь улучшить все, что только возможно. Россия совершила невероятный экономический рост. Было построено несколько десятков тысяч километров железных дорог, открыты тысячи заводов и фабрик. И Россия уверенным шагом шла к экономическому росту, входила в число лидирующих экономик всего мира. 80% населения страны это были крестьяне, которые снабжали зерном всю Европу, производя зерна больше, чем вместе взятая Аргентина, Канада и Соединенные Штаты Америки. И, казалось бы, что нужно было русскому человеку. Все Господь нам давал, но хотелось чего-то лучшего и большего. И вот в отсутствии смирения, довольства тем, что есть, русский человек поверил в эти сладкие обещания, что будет еще лучше. И самое главное, что наш народ нарушил ту присягу, которую давали еще в 17-м веке наши предки, но и многие офицеры и генералы, которые восстали на своего государя, большинству из которых он дал все, которые были из простых не знатных сословий. Но, тем не менее, это предательство совершилось.

И вот нам с вами нужно осознать. Николай Второй не был безволен, как его хотят нам «нарисовать» и «рисуют» по сию пору. Как говорил один французский мыслитель: «он имеет железную руку, но в белой перчатке», - потому что он был очень волевым человеком, но жалея своих подданных, не желая никого жестоко карать, он порой долго терпел. При нем не было подписано ни одного смертного приговора. Он практически пытался помиловать всех, кто обращался к нему с помилованием, более того, заботясь о том, чтобы не упустить такой возможности и сделать это скорее.

Николай Второй был образцом не только христианина и мудрого правителя. Ведь многое из того, что большевики присвоили себе, это есть идеи будущего развития России и его кабинета министров. И так называемый план ГОЭЛРО, электрификация всей страны, собственно строительство БАМа, освоение целинных земель и многое, многое другое, что собственно большевики полностью взяли и воплотили. Но вопрос, какой ценой? Путем страданий миллионов и миллионов людей, на костях которых все это зачастую было выстроено совершенно другими средствами.

Есть пророчество, что будет русский царь, что Россия возродится, быть может, мы этого не знаем. Но чтобы это случилось, давайте посмотрим вперед, но прежде всего назад, когда русские люди были вполне благочестивы. Конечно же, не все. Но большинство из них считали себя православными, верноподданными Российской Империи, которые имели достаточно много, потому что крестьянин или рабочий, получавший зарплату на заводе, мог содержать многодетную семью. Далеко не каждый из современных людей в состоянии прокормить 10, 12, 18 человек. При том, что жены этих рабочих не работали, а они были всего лишь домохозяйками.

Конечно, в крестьянском труде принимали все участие - и жены и старшие дети и даже совсем маленькие. Но, так или иначе этот Государь был этими же людьми отвергнут. Многими из них. Предан, оболган и практически распят. И все, что требовалось от русского человека, набраться терпения, мужества и трудолюбия, чтобы лишь с каждым годом увеличивать мощь своего государства, благосостояние свое личное и в целом всего народа.

И даже если предположить, что сейчас придет православный царь, что он потребует от нас. Он не даст нам развлечений и бесконечных каких-то отвлечений, постоянного какого-то праздника жизни, которого человек хочет все время потреблять, удовлетворять свое «хочу», ничего не производя, но имея много денег. Прежде всего, он призовет нас к нравственной чистоте, к самоотверженному труду, к жертвенности своего служения. Но кто из нас к этому готов? Поэтому пока Россия не осознает, что все это она потеряла, все это же было, пока она не покается в этом безумии своем, в том, что наши идеалы совсем далеки от христианства, вряд ли мы можем надеяться на какое-то возрождение само по себе. Чудеса у Бога бывают.

Но при действии божественной воли необходимо соучастие, соработничство воли человека, без чего спасение человека не совершается. И поэтому от нас с вами зависит, как мы живем, какие идеалы нашей с вами жизни, что наполняет наши с вами сердца - желание удовольствий и развлечений или же стремление к спасению и готовность в чем-то отказывать себе, вести хоть какую-то аскезу, пусть небольшую. Но без нее, без воздержания душа христианина никогда не сформируется. И без разумного воздержания и народная жизнь невозможна. И как говорил Государь Александр Третий, завещая своему сыну, будущему императору Николаю Второму: храни семью - основу всякого государства.

Он явился еще идеальным семьянином, вырастив пятерых детей, настолько любящих друг друга, беззаветно преданных друг другу, верных и совершенно любивших друг друга чистой духовной христианской любовью. Даже тропарь воспевает их и говорит как о малой церкви, которой была их семья. То, чего так не хватает нам, то, на что восстает сегодня глобальная верхушка человечества, потому что им не нужны государства. Им нужен сброд похотливых существ, которые уже не способны ни любить, ни жертвовать собой, которые ради своей похоти готовы идти куда угодно и слушать что угодно, веря всяким внушениям и бредням. Потому что только этой толпой легко управлять, толпой, которая подвержена низменным страстям и не желающей ни в чем себе отказывать.

Если мы не осознаем этой трагедии русского народа, нашей личной трагедии, того, что мы потеряли, если мы лишились исторической памяти, то, не зная прошлого, у нас нет будущего. Если не почитая своих предков, своих святых, своих царственных страстотерпцев, покровителей Руси, мы не имеем надежды на то, что мы что-то сможем здесь на этой земле воссоздать.

И дай Бог, чтобы историческая память и скорбь об утерянном вернулась к нам с вами. Мы будем иметь надежду, что Господь помилует Россию, что Господь даст ей путь через скорби, через тернии, через страдания к великой славе. Но, прежде всего, это слава божественная и духовная сила, которой да сподобит Господь наш народ за молитву царственных страстотерпцев, которые день и ночь болезнуют о своих заблудших чадах, которых они так возлюбили до конца, до смерти. Аминь.

Священник Андрей Лютиков клирик Донской церкви

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы вспоминаем день расстрела - на земле, и день славы и торжества - на небе, последнего русского императора и его семьи. Эта слава засвидетельствована Самим Богом через чудеса по молитвам этих святых, через почитание церковным народом и, нако- нец, через благодать, приходящую ныне в наши сердца ради их почитания.

Как и любые другие святые, царственные страстотерпцы кажутся нам теперь «неотмирными», т.к. вели особенную жизнь, совершали только необычайные поступки. На самом же деле император и императрица были по положению своему погружены в самую гущу общественной жизни. И потому вокруг них, как это бывает на властном «олимпе», всегда было множество людей, ищущих толь- ко своей выгоды, интригующих и пытающихся манипулировать даже царской властью ради своих целей. И именно от этих деятелей выходили те неприязненные воспоминания, которые во внецерковной среде формировали негативный образ императора и его семьи. Вспомним хотя бы то, что мы с вами вынесли из школьных уроков истории о Николае Александровиче: «кровавый тиран», «блюститель «тюрьмы народов», «неумелый и нерешительный правитель». Но мы знаем, что по-другому и не могло быть: удел святых в этом мире - оставаться при жизни непоняты- ми и непринятыми. Логика поступков императора часто вызывала даже у бли- жайшего окружения недоумение: он поступал так, как будто решения его должны быть действенными и правиль- ными уже в силу того, что они справед- ливы и праведны перед судом Божиим. И это действительно непонятно и никак необъяснимо для «людей века сего». Теперь же мы подлинно знаем, что деятельность помазанника Божия на своем «посту» имела колоссальный успех - развитие России и материальное, и культурное совершило громадный скачок вперед за период последнего царствования. Страна оставалась на подъе- ме даже в годы Мировой войны и даже перед самой катастрофой 1917 г. И все же за эти годы неслыханного ранее развития Россия обнаружила некоторый надлом, ставший основной причиной этой катастрофы. И надлом этот заключался в потере веры и отступлении от нее как экономической и политической элиты, так и широких масс народа. Все очевидно были захвачены опьянением от собственной мощи и богатства еще открывающихся новых материальных возможностей. Увы, такое состояние часто рождает в душах людей гордость и самонадеянность, подавляя в нас трезвые понятия о мире и своем месте в нем. На этом фоне необходимое в большой войне напряжение всех сил страны вызвало резкое недовольство властью и персонально императором, умело подогретое заинтересованными силами. И потому, наконец, случился надлом той целостности, которая давала крепость и жизнь всему организму России, разорвался основанный на вере союз между поставленным Богом монархом и присягнувшим ему народом. Это стало началом целой череды катастроф России, как в духовной, так и материальной жизни в XX веке. Надлом этот готовился и созревал давно, и о нем предупреждали с горе- стью многие наши святые. Видимо, знал о неминуемости беды и сам царь, толь- ко этим можно объяснить никем нео- жидаемую легкость, с которой было подписано им отречение от престола. Но он сошел с трона не принуждаемый силой, а добровольно, и лишь когда увидел невозможность действовать как православному монарху в любви и согласии, в «симфонии» с подданными. Подобно первым русским святым Борису и Глебу, он не хотел стать причиной междоусобной войны, и всем показал, что никак не держался за богатство и привилегии царской власти, желая скорее стать жертвой, чем проливать русскую кровь. Этого принципа и держался до конца наш государь, восходя на свою голгофу, претерпевая всякое зло от тех, кого более всего любил. Это убеждение в необходимости следования только путем долга и данного Богом пути дер- жалась и супруга императора, опроверг- шая своей верностью выбору мужа при- писанное ей властолюбие. И еще одна черта, несомненно, украшала царственную чету - независимость от богатства. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк.10:25), - читаем мы в Евангелии. И для нас несомненно, что обладая огромными богатствами, семья последних Романовых не надеялась на него, чтобы не перестать уповать на Бога. Они не строили заранее планов бегства от подданных, не готовили себе удобных и надежных убежищ на случай опасности, но предали себя и в этом Богу. И пото- му к моменту их подлого расстрела им была готова обитель на Небесах, где с ними пребывает Сам обетовавший нам ее Спаситель Христос (Ин.14:2) и где все они - Николай, Александра, Ольга, Мария, Анастасия и Алексей - соби-рали себе всю свою жизнь «сокровище неоскудеваемое» (Лк.12:33) и «неветшающее», которое не могли уже отнять у них никакие земные гонители. Аминь.