Выдающийся общественный деятель депутат 1 государственной думы. Парламентаризм в России (кратко)

СОЗЫВ ПЕРВОЙ ДУМЫ

Учреждение Первой Государственной Думы было прямым следствием Революции 1905-1907. Николай II под давлением либерального крыла правительства преимущественно в лице премьер-министра С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав подданным понять в августе 1905 о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо сказано в манифесте 6 августа: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов». Манифест 17 октября 1905 существенно расширил полномочия Думы, третий пункт Манифеста превращал Думу из законосовещательного органа в законодательный, она становилась нижней палатой российского парламента, откуда законопроекты поступали в верхнюю палату - Государственный Совет. Одновременно с манифестом 17 октября 1905, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной думе «по мере возможности» те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 был утвержден указ О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений . В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, «никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров». Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Сохранялись «всеподданнейшие» доклады министров царю. Совет министров собирался 2-3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С. Ю.Витте (до 22 апреля 1906). С апреля по июль 1906 Совет министров возглавлял И.Л.Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А.Столыпин (до сентября 1911).

I Государственная дума действовала в период с 27 апреля по 9 июля 1906. Ее открытие состоялось в Петербурге 27 апреля 1906 в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца. После обследования многих зданий Государственную Думу было решено разместить в построенном Екатериной Великой для своего фаворита светлейшего князя Григория Потемкина Таврическом дворце.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, - депутатов избирали выборщики от избирателей - двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. 23 апреля 1906 Николай II утвердил , который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.

Выборы в I Государственную Думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906. Большинство левых партий бойкотировали выборы - РСДРП (большевики), национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров (эсеры), Всероссийский крестьянский союз. Меньшевики заняли противоречивую позицию, заявив о готовности участвовать лишь на начальных стадиях выборов. Только правое крыло меньшевиков во главе с Г.В.Плехановым стояло за участие в выборах депутатов и в работе Думы. Социал-демократическая фракция образовалась в Государственной Думе только 14 июня, после приезда 17 депутатов с Кавказа. В противовес революционной социал-демократической фракции, все, кто занимал правые места в парламенте (их называли «правыми»), объединились в особую парламентскую партию - Партию Мирного Обновления. Вместе с «группой прогрессистов» их было 37 человек. Продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию конституционные демократы КДП («кадеты»), сумевшие обязательствами навести порядок в работе правительства, провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических свобод привлечь на свою сторону большинство демократических избирателей. Тактика кадетов принесла им победу на выборах: они получили 161 место в Думе или 1/3 от общего числа депутатов. В отдельные моменты численность фракции кадетов доходила до 179 депутатов.

Энциклопедия «Кругосвет»

http://krugosvet.ru/enc/istoriya/GOSUDARSTVENNAYA_DUMA_ROSSISKO_IMPERII.html

ВЫБОРГСКОЕ ВОЗЗВАНИЕ

Роспуск Государственной Думы, о котором было объявлено утром 9 июля 1906 г., стал для депутатов сюрпризом: депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на запертые двери. Рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная "вносить спокойствие" в общество, лишь "разжигает смуту".

Около 200 депутатов, основную массу которых составляли трудовики и кадеты, незамедлительно выехали в Выборг с единственной целью: обсудить текст воззвания к народу "Народу от народных представителей". Уже вечером 11 июля текст отпечатанного воззвания сами депутаты начали распространять, возвращаясь в Петербург. Воззвание призывало к гражданскому неповиновению в ответ на роспуск Думы (неуплата налогов, отказ от воинской повинности).

Реакция в стране на Выборгское воззвание была спокойной, лишь в некоторых случаях были попытки арестовать депутатов, распространявших воззвание. Народ, вопреки ожиданиям депутатов, практически не откликнулся на эту акцию, хотя в массовом сознании к этому моменту укрепилось мнение, что Дума все-таки нужна.

Первая Дума прекратила свое существование, но распрощаться навсегда с Государственной Думой царь и правительство уже не могли. В Манифесте о роспуске I Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы "сохранен без изменений". На этом основании началась подготовка к новой кампании по выборам во II Государственную Думу.

Проект «Хронос»

http://www.hrono.ru/dokum/190_dok/19060710vyb.php

ВЫБОРЫ ВО ВТОРОЙ СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Избирательная кампания во вторую Думу началась рано, еще в конце ноября. На этот раз в ней участвовали и крайние левые. Боролось, в общем, четыре течения: правые, стоящие за возвращение к неограниченному самодержавию; октябристы, принявшие программу Столыпина; к.-д. и «левый блок», объединивший с.-д., с.-р. и другие социалистические группы.

Устраивалось много предвыборных собраний; на них шли «диспуты» между к.-д. и социалистами или между к.-д. и октябристами. Правые держались в стороне, устраивая собрания только для своих.

Правительство Витте в свое время совершенно пассивно отнеслось к выборам в 1-ю Думу; со стороны кабинета Столыпина были сделаны некоторые попытки воздействовать на выборы во 2-ю. При помощи сенатских разъяснений был несколько сокращен состав избирателей в городах и на съездах землевладельцев. Партиям левее октябристов было отказано в легализации, и только легализованным партиям было разрешено раздавать печатные избирательные бюллетени. Эта мера никакого значения не получила: и у к.-д., и у левых оказалось достаточно добровольных помощников, чтобы заполнить от руки требуемое количество бюллетеней.

Но избирательная кампания носила новый характер: при выборах в Первую Думу никто не защищал правительство; теперь же борьба шла внутри общества. Самый этот факт был уже существеннее, чем то, кто получит большинство на выборах. Некоторые слои населения - более состоятельные слои - почти целиком повернулись против революции.

Избрание выборщиков происходило в январе. В обеих столицах к.-д. сохранили свои позиции, хотя и сильно растаявшим большинством. Они победили и в большинстве крупных городов. Только в Киеве и Кишиневе на этот раз одержали верх правые (избраны были епископ Платон и П. Крушеван), а в Казани и Самаре - октябристы .

Гораздо более пестрыми были результаты по губерниям. Там сыграла свою роль аграрная демагогия, и крестьяне выбирали в Думу тех, кто более резко и решительно обещал им землю. С другой стороны, среди землевладельцев проявилось то же резкое поправение, как на земских выборах, и в Западном крае Союз русского народа имел успех среди крестьян. Поэтому одни губернии посылали в Думу с.-д., с.-р. и трудовиков, а другие - умеренных и правых. Бессарабская, Волынская, Тульская, Полтавская губернии дали наиболее правый результат; поволжские губернии - наиболее левый. К.-д. потеряли почти половину своих мест, а октябристы усилились очень мало. Вторая Дума была Думой крайностей; в ней громче всего звучали голоса социалистов и крайних правых. 128 Но за левыми депутатами уже не чувствовалось революционной волны: выбранные крестьянами «на всякий случай» - авось правда «исхлопочут» землю - они не имели реальной поддержки в стране и сами удивлялись своей многочисленности: 216 социалистов на 500 человек!

Насколько торжественным было открытие 1-й Думы, настолько буднично прошло 20 февраля 1907 г. открытие 2-й. Правительство заранее знало, что в случае неработоспособности этой Думы она будет распущена, и избирательный закон будет на этот раз изменен. А население мало интересовалось новой Думой.

По своему личному составу 2-я Дума была беднее первой: больше полуграмотных крестьян, больше полуинтеллигенции; гр. В. А. Бобринский назвал ее «Думой народного невежества» .

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-210-74.html

РОСПУСК ВТОРОЙ ДУМЫ

Вопрос о возможности досрочного роспуска Второй Думы обсуждался еще до ее созыва (за это выступал бывший премьер Горемыкин еще в июле 1906 года). Пришедший на смену Горемыкину П.А.Столыпин все-таки надеялся наладить сотрудничество и конструктивную работу с народным представительством. Николай II был менее оптимистичен, заявляя, что "не видит практических результатов от думской работы".

В марте активизировались правые, которые слали в адрес правительства и царя послания с "настойчивыми" просьбами и даже требованиями о немедленном роспуске Думы и изменении избирательного закона. Чтобы не допустить роспуска Думы видные депутаты от кадетской партии вели переговоры с правительством, но власть, тем не менее, все увереннее склонялась к роспуску Думы, т.к. "большинство Думы желает разрушения, а не укрепления государства". С точки зрения правящих кругов ни для стабилизации положения, ни для новых осторожных преобразований не годилась Дума, в которой заседало, по словам одного помещика, "500 Пугачевых".
Располагая через полицейскую агентуру данными о революционной агитации социал-демократов в армии и о причастности к этой работе некоторых депутатов Думы - членов РСДРП, П.А.Столыпин решил представить это дело как заговор с целью насильственного изменения существующего государственного строя. 1 июня 1907 года он потребовал отстранить от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократических депутатов и немедленного лишения 16 из них депутатской неприкосновенности в виду привлечения к суду. Это была откровенная провокация, поскольку никакого заговора в действительности не было.
Кадеты настояли на передаче этого вопроса в специальную комиссию, дав ей на расследование дела 24 часа. Позже и председатель II Думы Ф.А.Головин, и видный кадет Н.В.Тесленко признали, что комиссия пришла к твердому убеждению, что в действительности речь шла не о заговоре социал-демократов против государства, а о заговоре петербургского охранного отделения против Думы. Однако комиссия попросила продлить срок ее работы до понедельника 4 июня. Социал-демократы от имени всех левых фракций предложили прекратить прения о местном суде, которые шли в то время на пленарном заседании Думы, отвергнуть бюджет, столыпинские аграрные законы и немедленно перейти к вопросу о готовящемся государственном перевороте, чтобы предотвратить молчаливый роспуск Думы. Однако это предложение было отклонено, причем решающую роль здесь сыграла "законопослушная" позиция кадетов, настоявших на продолжении прений о местном суде.
В итоге Дума отдала инициативу в руки П.А.Столыпина, на которого в свою очередь давил царь, требовавший ускорить роспуск непокорных депутатов. В воскресенье, 3 июня, II Государственная Дума указом царя была распущена. Одновременно, вопреки ст.86 Основных законов, было опубликовано новое положение о выборах в Государственную Думу, заметно менявшее социально-политическую структуру российского парламента в пользу правых сил. Таким образом, правительство и император совершили государственный переворот, названный "третьеиюньским", который знаменовал собой конец революции 1905-1907 годов и наступление реакции.

ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ПЕ́РВАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА - российский представительный законодательный орган (см. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ) , действовавший с 27 апреля по 8 июля 1906 года в течение одной сессии. Принципы деятельности Государственной думы были определены Манифестом 17 октября 1905 года, который декларировал основы гражданских свобод и созыв законодательного органа, к выборам которого будут допущены все слои населения. Император Николай II Александрович обещал, что никакой закон не мог быть утвержден царем без одобрения Государственной думой; органами исполнительной власти должна была быть обеспечена возможность участия депутатов Государственной думы в надзоре за исполнением законодательства.
11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской империи) . Сохранив куриальную систему, установленную ранее для выборов в Булыгинскую думу, закон прибавил к землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и расширил состав избирателей по городской курии. 49% всех выборщиков принадлежали к крестьянской курии. По рабочей курии к выборам допускались мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишали избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик на две тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи - в городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч - в рабочей), не прямыми (двух-, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными).
Признав за Государственной думой законодательные права, царь (см. ЦАРЬ) стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи - Государственный совет, существовавший с 1810 года, был преобразован в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы. Манифест 20 февраля 1906 года разъяснял, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы. Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов от 23 апреля 1906 года, император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом. Царь мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой.
Большевики (см. БОЛЬШЕВИКИ) призвали к бойкоту выборов в Государственную думу, надеясь свергнуть самодержавие революционным путем. Однако в условиях спада революционного движения бойкот не удался. Выборы в Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 года. Из 478 избранных депутатов кадетов было 161, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских этнических групп) - 70, октябристов - 13, беспартийных - 100, трудовиков - 107. В состав фракции трудовиков входили десять социал-демократов, в основном, меньшевиков. Они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков. В июне 1906 года, по решению Четвертого съезда РСДРП, социал-демократические депутаты выделились в самостоятельную фракцию.
Торжественное открытие Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Тронном зале Зимнего дворца (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) в Петербурге. Председателем Государственной думы был избран один из лидеров кадетов, профессор Московского университета, правовед С.А. Муромцев. Центральным на заседаниях Первой Государственной думы стал аграрный вопрос. Кадеты выступали за частичное принудительное отчуждение помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший земельное наделение крестьян за счет казенных, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». Однако, правительство еще накануне созыва Государственной думы приняло решение распустить ее, если будет поставлен вопрос о принудительном отчуждении земли. Трудовики выступили 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104»), в котором потребовали отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», создания «общенародного земельного фонда» и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Это был революционный законопроект, означавший ликвидацию помещичьего землевладения. 8 июня 1906 года группа из 33 депутатов внесла проект земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров. Этот проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Государственная дума отказалась обсуждать радикальный «проект 33-х». Социал-демократическая фракция голосовала за аграрный проект трудовиков. Реагируя на проекты земельной реформы в Государственной думе, правительство 20 июня выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю.
С самого начала своей деятельности Первая Государственная дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с авторитаризмом (см. АВТОРИТАРИЗМ) царской власти. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель. Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отверг все требования Государственной думы. Та, в свою очередь, провела резолюцию о недоверии правительству, потребовав его отставки. За 72 дня своей работы Первая Государственная дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В условиях фактической конфронтации Государственной думы и правительства, Николай II решил воспользоваться своим правом в любой момент распустить Государственную думу, что и сделал, обосновав свое решение с помощью формулировки «за уклонение в вопросы, не входящие в компетенцию думы». Царский манифест о роспуске Первой Государственной думы был опубликован 9 июля 1906 года.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА" в других словарях:

    Российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 27 апреля по 8 июля 1906. Государственная дума была учреждена царским Манифестом 17 октября 1905, который определил функции Думы как совещательную и… … Политология. Словарь.

    Государственная дума Российской империи I созыва … Википедия

    Государственная Дума России: исторический экскурс - 24 декабря проходит первое заседание Госдумы пятого созыва, в которую по итогам декабрьских выборов прошли четыре партии единороссы, эсеры, либерал демократы и КПРФ. В России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), высший законодательный представительный орган России (1906 1917). Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской … Энциклопедический словарь

    Данная статья о современной Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная дума Федеральное… … Википедия

    Данная статья о современной Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная Дума Федеральное… … Википедия

    Данная статья о современной Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная Дума Федеральное… … Википедия

    Данная статья о современной Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная Дума Федеральное… … Википедия

    Данная статья о современной Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная Дума Федеральное… … Википедия

Книги

  • Первая Государственная Дума. Воспоминания современника. 27 апреля - 8 июля 1906 года , Маклаков Василий Алексеевич. Член ЦК партии кадетов, депутат Государственной думы 2-го, 3-го и 4-го созывов Василий Алексеевич Маклаков (1869-1957) был -одним из самых авторитетных российских политиков начала XX века и,…

В историческом зале Таврического дворца более 100 лет тому назад начала свою работу I Государственная Дума Российской империи. Это событие вызвало различные отклики и реакцию в России того времени – от восторженно-оптимистических до тревожно-пессимистических.
Манифест 17 октября 1905 года провозглашал о созыве Государственной Думы. Задачей её было возбуждение дел об отмене, изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных. В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название - Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Всего было четыре созыва Государственной Думы.

Одни считали, что образование Государственной Думы – это начало вступления России в общеевропейскую жизнь. Другие были уверены, что это конец российской государственности, основанной на принципе самодержавия. В целом же выборы в Государственную Думу и сам факт начала ее работы вызвали в российском обществе начала XX в. новые ожидания и надежды на позитивные перемены в стране.Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Только что пережившая революцию 1905 г., страна ожидала глубокого реформирования всей государственной системы Российской империи.

Хотя в России долгое время не было парламента и принципа разделения властей, но это отнюдь не значит, что представительных учреждений не было – они были в виде Вече в Древней Руси, городских дум и земств в последующие эпохи. Но все они были законосовещательными по отношению к верховной власти, теперь же ни один закон не мог быть принят, если он не одобрен Государственной Думой.

Во всех четырех созывах Государственной Думы преобладающее положение среди депутатов занимали представители трех социальных слоев - поместного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства.

Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Первая Государственная Дума

Выборы в Первую Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г., когда революционная ситуация в стране уже начинала поддаваться контролю со стороны властей, хотя в некоторых окраинных районах продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось провести выборы.

в Первую Думу было избрано 478 депутатов: кадетов – 176, октябристов – 16, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 97, социал-демократов (меньшевиков) – 18, а остальные входили в состав регионально-национальных партий и объединений, в значительной части примыкавших к либеральному крылу.

Выборы не были всеобщими, равными и прямыми: исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств;
— один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи;
— избирателей, в крестьянской - на 30 тысяч, в рабочей - на 90 тысяч;
— для рабочих и крестьян устанавливалась трех- и четырех степенная система выборов.

Перед созывом I Государственной думы Николаем II был утверждён свод «Основных государственных законов». Статьи свода подтверждали священность и неприкосновенность особы царя, устанавливали, что он осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой, верховное руководство внешними отношениями, армией, флотом, финансами и так далее. В одной из статей закреплялась власть Государственной думы и Государственного совета: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной Думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора».

Открытие Думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты.

Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем - князь Д. И. Шаховской (кадет).

Главным вопросом в работе I Государственной Думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта - об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.

6 июля 1906 г. вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июля распустило Думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.

Вторая Государственная Дума

Выборы во Вторую Государственную Думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов: кадетов – 98, трудовиков – 104, социал-демократов – 68, эсеров – 37, беспартийных – 50, октябристов – 44.

Председателем думы был избран один из лидеров кадетов Федор Александрович Головин.

Аграрный вопрос опять оказался в центре внимания, но теперь уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок.

Правые депутаты и октябристы поддержали указ 9 ноября 1906 года о начале Столыпинской аграрной реформы. Кадеты пытались найти компромисс по земельному вопросу с трудовиками и автономистами, сведя к минимуму требования по принудительному отчуждению помещичьих земель. Трудовики отстаивали радикальную программу отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Эсеры внесли проект социализации земли, социал-демократическая фракция - проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.
Большинство заседаний Второй Государственной Думы, как и ее предшественницы, было посвящено процедурным вопросам. Это стало формой борьбы за расширение компетенции депутатов думы. Правительство, ответственное только перед царем, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела признать узкие рамки своих полномочий. Такое положение дел стало одной из причин роспуска Государственной Думы.

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «военной организацией РСДРП», которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой».

Третья Государственная Дума

В III Государственную Думу было выбрано правых — 51, октябристов — 136, прогрессистов — 28, кадетов — 53, националистов — 90, трудовиков – 13, социал-демократов — 19. Председателями Государственной думы третьего созыва становились: Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко.

Как и следовало ожидать, в составе III Государственной Думы сложилось большинство правых и октябристов. Она продолжала свою работу с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 год и провела за этот срок 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой думой.
Основное место в по-прежнему занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы Столыпина, рабочий и национальный. Думой было утверждено 2197 законопроектов, большинство которых касалось смет различных ведомств и управлений, ежегодно в государственной думе утверждался государственный бюджет. В 1909 году правительство, ещё раз нарушив основной закон, изъяло из ведения Думы военное законодательство.

За пять лет существования Третья Государственная дума приняла ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

Четвертая Государственная Дума

В июне 1912 года полномочия депутатов III Государственной Думы истекли, а осенью состоялись выборы в IV Государственную думу. Дума IV созыва начала свою работу 15 ноября 1912 года и продолжала её до 25 февраля 1917. Председателем всё это время был октябрист М.В. Родзянко. Состав Государственной Думы IV созыва: правые и националисты — 157 мест, октябристы — 98, прогрессисты — 48, кадеты – 59, трудовики — 10 и социал-демократы — 14.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

Новая Государственная Дума возобновила свою работу только в 1993 г.

Подведем итоги

За время существования Государственной Думы были приняты прогрессивные по тем временам законы об образовании, об охране труда на производстве; благодаря последовательной линии думцев выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота, серьезно пострадавших во время русско-японской войны.

Но дореволюционные Думы так и не смогли решить многие насущные вопросы своего времени, в частности, земельный вопрос.

В России это было первое представительное учреждение парламентского типа.


Депутаты Государственной Думы I созыва

Левые партии объявили бойкот выборов в связи с тем, что, по их мнению, никакого реального влияния на жизнь государства Дума иметь не могла. Бойкотировали выборы и крайне правые партии.

Выборы растянулись на несколько месяцев так, что к моменту начала работы Думы из 524 депутатов было избрано около 480.

Первая Государственная дума приступила к работе 27 апреля 1906 г. По своему составу Первая Государственная Дума оказалась, чуть ли не самым демократическим парламентом в мире. Основной партией в Первой Думе стала партия конституционных демократов (кадетов), представлявшая либеральный спектр российского общества. По партийной принадлежности депутаты распределились таким образом: кадетов - 176, октябристов (официальное название партии - «Союз 17 октября»; придерживалась правоцентристских политических воззрений и поддержала Манифест 17 октября) - 16, трудовиков (официальное название партии - «Трудовая группа»; левоцентристская) - 97, социал-демократов (меньшевиков) - 18. Беспартийные правые, близкие по политическим взглядам к кадетам, вскоре объединились в партию прогрессистов, в которую вошли 12 человек. Остальные партии были организованы по национальному признаку (польская, эстонская, литовская, латышская, украинская) и иногда объединялись в союз автономистов (около 70 человек). Беспартийных депутатов в Первой Думе насчитывалось около 100. Среди беспартийных депутатов были представители крайне радикальной партии социалистов-революционеров (эсеров). Они не стали объединяться в отдельную фракцию, так как официально эсеры приняли участие в бойкоте выборов.

Председателем первой Государственной думы стал кадет С. А. Муромцев.

В первые же часы работы Дума показала свое крайне радикальное настроение. Правительством С. Ю. Витте не было подготовлено крупных законопроектов, которые должна была рассмотреть Дума. Предполагалось, что Дума сама будет заниматься законотворчеством и согласовывать рассматриваемые законопроекты с правительством.

Видя радикальность Думы, ее нежелание конструктивно работать, министр внутренних дел П. А. Столыпин настоял на ее роспуске. 9 июля 1906 г. был опубликован императорский манифест о роспуске Первой Государственной думы. В нем было объявлено и о проведении новых выборов.

180 депутатов, не признавших роспуска Думы, провели заседание в Выборге, на котором выработали воззвание к народу, призывавшее не платить налоги и не давать рекрутов. Это воззвание было нелегальным способом опубликовано, но не привело народ к неповиновению властям, на которое рассчитывали его авторы.

Депутаты Государственной Думы II созыва

В январе и феврале 1907 г. проходили выборы во вторую Государственную думу. Правила выборов не изменились по сравнению с выборами в первую Думу. Избирательная агитация была свободной лишь для правых партий. Исполнительная власть надеялась, что новый состав Думы будет готов к конструктивному сотрудничеству. Но, несмотря на спад революционных настроений в обществе, вторая Дума оказалась не менее оппозиционной, чем предыдущая. Таким образом, Вторая Дума была обречена еще до начала работы.

Левые партии отказались от тактики бойкота и в новой Думе получили значительную долю голосов. В частности, во вторую Думу прошли представители радикальной партии социалистов-революционеров (эсеров). Прошли в Думу и крайне правые партии. В новую Думу прошли представители центристской партии «Союз 17 октября» (октябристы). Большинство мест в Думе принадлежало трудовикам и кадетам.

Было избрано 518 депутатов. Кадеты, потеряв часть мандатов по сравнению с первой Думой, сохранили значительное число мест во второй. Во второй Думе в этой фракции состояло 98 человек. Значительную часть мандатов получили левые фракции: социал-демократы - 65, эсеры - 36, Партия народных социалистов - 16, трудовики - 104. Во второй Думе были представлены и фракции правого толка: октябристы - 32, фракция умеренно правых - 22. Во второй Думе существовали национальные фракции: польское коло (представительство Царства Польского) - 46, мусульманская фракция - 30. Представлена была казачья фракция, в которую входило 17 депутатов. Беспартийных во второй Думе было 52 депутата.

Вторая Государственная дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. 6 марта в Государственной думе выступил председатель Совета министров П. А. Столыпин. Он объявил, что правительство намерено проводить крупномасштабные реформы с целью обращения России в правовое государство. На рассмотрение Думы был предложен ряд законопроектов. В целом Дума отрицательно отнеслась к предложениям правительства. Конструктивного диалога между правительством и Думой не было.

Поводом для роспуска второй Государственной думы послужило обвинение некоторых социал-демократов в сотрудничестве с боевыми рабочими дружинами. Первого июня правительство потребовало от Думы немедленного разрешения на их арест. Была сформирована Думская комиссия, рассматривавшая этот вопрос, но решение так и не было принято, так как в ночь на 3 июня был опубликован императорский манифест, объявлявший о роспуске второй Государственной думы. В нем говорилось: «Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства. Деятельность этих лиц в Государственной думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли».

В том же манифесте было объявлено об изменении закона о выборах в Государственную думу. Созыв новой Думы назначался на 1 ноября 1907 г.

Депутаты Государственной Думы III созыва

По новому закону о выборах существенно увеличивался размер землевладельческой курии, и уменьшались размеры крестьянской и рабочей курий. Таким образом, землевладельческая курия имела 49% от общего числа выборщиков, крестьянская курия - 22%, рабочая курия - 3%, городская курия - 26%. Городская курия разделялась на два разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия), имевший 15% от общего числа всех выборщиков, и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия), имевший 11%. Резко сокращались представительства национальных окраин империи. Например, от Польши теперь могло избираться 14 депутатов против 37, которых избирали ранее. В общей сложности число депутатов в Государственной думе сокращалось с 524 до 442.

Третья Государственная дума была гораздо лояльнее к правительству, чем ее предшественницы, что обеспечило ее политическое долголетие. Большинство мест в третьей Государственной думе получила партия октябристов, ставшая опорой правительства в парламенте. Значительное число мест получили и правые партии. Резко уменьшилось по сравнению с предыдущими Думами представительство кадетов и социал-демократов. Была сформирована партия прогрессистов, находящаяся по своим политическим взглядам между кадетами и октябристами.

По фракционной принадлежности депутаты распределились так: умеренно правые - 69, националисты - 26, правые - 49, октябристы - 148, прогрессисты - 25, кадеты - 53, социал-демократы - 19, трудовая партия - 13, мусульманская партия - 8, польское коло - 11, польско-литовско-белорусская группа - 7. В зависимости от предложенного законопроекта в Думе формировалось либо правооктябристское, либо кадетско-октябристское большинство. а время работы третьей Государственной думы сменились три ее председателя: Н. А. Хомяков (1 ноября 1907 г. - март 1910 г.), А. И. Гучков (март 1910-1911 г.), М. В. Родзянко (1911-1912 гг.).

Третья Государственная дума обладала меньшими полномочиями, чем ее предшественницы. Так, в 1909 г. из ведения Думы было изъято военное законодательство. Третья Дума больше всего времени уделяла аграрному и рабочему вопросам, а также вопросу об управлении на окраинах империи. Среди основных законопроектов, принятых Думой, можно привести законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

Депутаты Государственной Думы IV созыва

Выборы в Четвертую Государственную думу проходили в сентябре-октябре 1912 г. Основным вопросом, обсуждавшимся в предвыборной кампании, был вопрос о конституции. Все партии, за исключением крайне правых, выступали в поддержку конституционного строя.

Большинство мест в Четвертой Государственной думе получили партия октябристов и правые партии. Сохранили влияние партии кадетов и прогрессистов. Незначительное число мест получили партии трудовиков и социал-демократов. По фракциям депутаты распределились следующим образом: правые - 64, русские националисты и умеренно правые - 88, октябристы - 99, прогрессисты - 47, кадеты - 57, польское коло - 9, польско-литовско-белорусская группа - 6, мусульманская группа - 6, трудовики - 14, социал-демократы - 4. Правительство, которое после убийства П. А. Столыпина в сентябре 1911 г. возглавил В. Н. Коковцев, могло опираться лишь на правые партии, так как октябристы в Четвертой Думе, так же, как и кадеты, вошли в легальную оппозицию. Четвертая Государственная дума приступила к работе 15 ноября 1912 г. Председателем был избран октябрист М. В. Родзянко.

Четвертая Дума требовала проведения существенных реформ, на которые правительство пойти не соглашалось. В 1914 г. после начала первой мировой войны оппозиционная волна временно спала. Но вскоре, после ряда поражений на фронте, Дума опять приняла резко оппозиционный характер. Противостояние Думы и правительства привело к государственному кризису.

В августе 1915 г. был сформирован прогрессивный блок, получивший большинство в Думе (236 из 422 мест). В него вошли октябристы, прогрессисты, кадеты, часть националистов. Формальным руководителем блока стал октябрист С. И. Щидловский, а фактически его возглавил кадет П. Н. Милюков. Основной целью блока было формирование «правительства народного доверия», в которое бы входили представители основных думских фракций и которое бы несло ответственность перед Думой, а не перед царем. Программа прогрессивного блока была поддержана многими дворянскими организациями и некоторыми членами царской семьи, но сам Николай II отказался даже от ее рассмотрения, считая невозможным замену правительства и проведение каких-либо реформ во время войны.

Четвертая Государственная дума просуществовала до Февральской революции и после 25 февраля 1917 г. больше официально не собиралась. Многие депутаты вошли во Временное правительство, а Дума продолжала собираться в частном порядке и давать советы правительству. 6 октября 1917 г. в связи с грядущими выборами в Учредительное собрание Временное правительство постановило распустить Думу.

Первая Государственная Дума с господствовавшей партией народной свободы, резко указывала правительству на ошибки последнего в делах государственного управления. Принимая во внимание, что второе место занимала во второй Думе оппозиция, в лице партии народной свободы, депутаты которой составляли около 20°/о, выходит, что вторая Дума являлась также враждебно настроенной к правительству.

Третья же Дума, благодаря закону 3 июня 1907 года, получилась уже иная. Преобладающими в ней явились октябристы, которые сделались правительственною партиею и заняли враждебное положение не только к социалистическим партиям, но и к оппозиционным, как партия народной свободы и прогрессисты. Объединившись с правыми и националистами, октябристы составили послушный правительству центр, состоящий из 277 депутатов, что доставляет почти 63% всех членов Думы, что способствовало принятию ряда законопроектов. Четвертая Дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при весьма умеренном центре (консерваторы), работа, которой осложнялась внутриполитическими событиями. Таким образом, рассмотрев ряд значительных факторов повлиявших на деятельность первого в истории России парламента, далее следует обратиться к законотворческому процессу, осуществлявшемуся в Государственной Думе.



110 лет назад – 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга начала работу первая в истории России Государственная Дума. Первая Дума просуществовала всего лишь 72 дня. Но это были дни, открывшие новую страницу в истории России.

Историческая справка о высших законодательных органах России (1906-1993)

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы).

Во всех четырех думах (в разном соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленной буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства.

Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом об учреждении Государственной Думы и законом о создании Государственной Думы, изданными 6 августа 1905 года. Николай II под давлением либерального крыла правительства в лице, главным образом, его премьера С. Ю. Витте решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо говорится в указанном Манифесте: "Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов".

Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа.

Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом революционных настроений в обществе. При этом полновластие царя, т.е. самодержавный характер его власти, сохранялся.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90 тысяч), не прямыми - двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех - и четырехстепенными.

23 апреля 1906 года Николай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности, предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство.

Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в свод Основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы, которые Дума наверняка не приняла бы.

Потому Думы, за исключением третьей, фактически функционировали лишь по нескольку месяцев.

«День незабываемый и полный очарования»…

Открытие Первой Государственной Думы произошло 27 апреля 1906 года. Оно состоялось в Санкт-Петербурге в самом большом зале Зимнего дворца - Тронном зале.

Петербург встретил день открытия Думы по-праздничному. Город с вечера украсили флагами, у газетчиков появились бутоньерки из цветов с надписью «На память о 27 апреля». В 10 утра во всех храмах были отслужены молебны.

27 апреля был очень теплым и солнечным днем, в столице уже распустилась черемуха. Петербуржцы приветствовали передвижение депутатов в течение всего дня: на Невском, до приема в Зимнем дворце, после – вдоль набережной Невы от Зимнего до Таврического дворца. В Москве с 12 часов были закрыты все торговые заведения, работали лишь фабрики, заводы, парикмахерские и почта.

Но радовались далеко не все. Великий князь Александр Михайлович считал, что в этот день для приема во дворце уместнее было бы облачиться в траур. А. Ф. Кони называл события этого дня «погребением самодержавия». Впрочем, подобные оценки чаще давались по прошествии многих лет. Современник же радовались изменениям в жизни страны. Этот день Российская империя встречала как начало новой жизни.

Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий. Ее самой многочисленной фракцией были кадеты - 179 депутатов. Председателем первой Думы был избран крупнейший ученый-правовед, профессор Московского университета, кадет Сергей Андреевич Муромцев.

«И тем не менее большое счастье выпало на долю Государственной Думы, что она получила председателя именно муромцевского типа. Государственное учреждение, постоянно действующее, работающее не наспех, создающее нормы, обязательные для миллионов, должно быть воспитано так, чтобы каждый участник умел и желал нести ответственность за формулировку своей мысли.
Каждая пядь, уступленная в этом отношении кому-либо одному, хотя бы и первоизбранному, будь то в области прерогатив или обязанностей, есть подрыв под принцип осуществления народной воли…» (Винавер М. М. Муромцев – адвокат и председатель Думы. – М.: Тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1911. – С. 24-25).

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Это проявилось с первых дней работы российского парламента. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель и т.д.

Через восемь дней председатель Совета министров И. Л. Горемыкин отмел все требования Думы. Последняя в свою очередь провела резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В конце концов она была распущена царем, войдя в историю как "Дума народного гнева".

Вторая Дума, председателем которой был Головин Федор Александрович, просуществовала с февраля по июнь 1907 года. Также состоялась одна сессия.

В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

Председателем Думы избрали октябриста Николая Алексеевича Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник Александр Иванович Гучков.

Четвертая, последняя в истории самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун мировой войны.

Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист Михаил Владимирович Родзянко.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года. Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом "частных совещаний". Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы.

Что полезного для страны смогли сделать депутаты Государственной Думы дореволюционной России?

Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти дома Романовых. Она уделяла огромное внимание сирым и обездоленным, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе - фабрично-заводское законодательство.

Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Она довольно задиристо настаивала на выделении средств на строительство школ, больниц, домов призрения, церковных храмов. Особое место уделяла делам религиозных конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите инородцев от произвола центральных и местных чиновников. Наконец, существенное место в работе Думы занимали внешнеполитические проблемы. Думцы постоянно бомбардировали российский МИД, другие инстанции запросами, реляциями, указаниями, формировали общественное мнение.

Крупнейшей заслугой Думы явилась безоговорочная поддержка кредитования на модернизацию потерпевшей поражение в войне с Японией русской армии, восстановление Тихоокеанского флота, строительство по самым передовым технологиям кораблей на Балтике и Черном море.

С 1907 по 1912 год Дума санкционировала увеличение военных расходов на 51 процент.

Есть, конечно, и пассив, причем немалый. Несмотря на все старания трудовиков, постоянно будировавших в Думе аграрный вопрос, решить его она оказалась бессильна: слишком велика была помещичья оппозиция, да и среди депутатов присутствовало немало таких, кто, мягко говоря, не был заинтересован в его решении в пользу малоземельного крестьянства.

Все заседания Государственной Думы дореволюционной России проходили в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.


Таврический дворец – уникальный памятник архитектуры, истории и культуры. Построенный для Г. А. Потемкина, в 1792 г. он становится императорской резиденцией, а с 1906 по 1917 гг. - местом заседаний Государственной Думы Российской империи.

Сегодня в Таврическом дворце размещается Музей истории Парламентаризма в России и штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

После Февральской революции 1917 года

После Февральской революции 1917 г. в стране стала быстро расти сеть советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917 г. состоялся I съезд крестьянских советов, а в июне - рабочих и солдатских. II съезд советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 25 октября, провозгласил переход всей власти к советам (в декабре крестьянские советы присоединились к рабочим и солдатским). Избранный съездом ВЦИК (Всероссийский Центральный исполнительный комитет) оказался носителем законодательных функций.

III Всероссийский съезд советов в январе 1918 г. принял два акта, имевших конституционное значение: “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа” и постановление “О федеральных учреждениях Российской республики”. Здесь было официально оформлено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - РСФСР.

В июле 1918 г. V съезд советов принял Конституцию РСФСР. В ней устанавливалось, что именно съезд советов является “высшей властью”, компетенция которой никак не ограничивается. Съезды должны были собираться не реже двух раз в год (с 1921 г. - один раз в год). В периоды между съездами их функции переходили к ВЦИКу, но и этот последний с осени 1918 г. перешел к сессионному порядку работы (а в 1919 г. вообще не собирался, т.к. все его члены были на фронте). Постоянно действующим органом оказался Президиум ВЦИК, состоявший из узкого круга лиц. Председателями ВЦИК являлись Л. Б.Каменев (несколько дней в 1917 г.) Я. М.Свердлов (до марта 1919 г.), М. И. Калинин. При ВЦИКе сложился значительный рабочий аппарат, включавший несколько отделов, различные комитеты и комиссии.

Установленная конституцией избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских - на 125 тысяч (что давало преимущества рабочим). К участию в выборах не допускались 7 категорий лиц: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа, бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные, а также лица, осужденные в судебном порядке. Голосование было открытым (к началу 20-х гг. в стране окончательно установилась однопартийная система).

РСФСР оказалась не единственной советской республикой, образовавшейся на территории бывшей Российской империи. В итоге гражданской войны советская власть победила в провозгласивших независимость Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджане (три последние объединились в Закавказскую федерацию - ЗСФСР). 30 декабря 1922 г. состоялось решение об объединении советских республик в единое федеративное государство - СССР (решение принял I Всесоюзный съезд советов).

На II Всесоюзном съезде 31 января 1924 г. была принята первая Конституция СССР. Установленный в ней государственный механизм Союза был вполне аналогичен РСФСР. Высшим органом власти в стране провозглашался всесоюзный съезд советов (созывался один раз в год, а с 1927 г. - один раз в два года), ЦИК (двухпалатный), собиравшийся на сессии три раза в год), Президиум ЦИК (в подчинении которого находилось более 100 учреждений). С начала 30-х годов на сессиях ЦИК установилась специфическая процедура: депутаты утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятые Президиумом.

Именно СССР стал фактическим наследником дореволюционной российской государственности. Что ж касается РСФСР, то ее правовой статус в ряде отношений был ниже, чем у других союзных республик, поскольку многие российские вопросы отошли в ведение союзных учреждений.

5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзный съезд советов принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании. На смену съездам советов и ЦИКу пришел Верховный Совет СССР. Он также собирался на сессии два раза в год, рассматривал законопроекты и утверждал указы своего Президиума.

21 января 1937 г. была принята и новая Конституция РСФСР, также заменившая съезды советов на Верховный Совет республики, депутаты которого избирались на 4 года по норме 1 депутат от 150 тысяч населения.

В новой Конституции более детально были прописаны структурные, организационные, процедурные и другие вопросы формирования и деятельности Верховного Совета и его руководящих органов. В частности, впервые за годы советской власти депутаты получили право парламентской неприкосновенности, наряду с Председателем Президиума Верховного Совета был введен пост избираемого съездом Председателя Верховного Совета. Первым Председателем Верховного Совета РСФСР в 1938 г. был избран А. А. Жданов.

В последующие годы полномочия и статус высшего органа законодательной власти в Российской Федерации неоднократно пересматривались и уточнялись. Заметными вехами на этом пути стали: законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР от 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., от 24 мая и 1 ноября 1991 г., закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. Большинство этих изменений и дополнений были связаны с начавшимися в стране глубокими социально-экономическими и политическими преобразованиями и роли в них представительных институтов.

Самым принципиальным изменением в системе государственной власти этого периода стало введение в 1991 г. поста Президента РСФСР и соответствующее перераспределение властных функций между различными ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов как высший орган государственной власти и Верховный Совет, состоящий из двух палат - Совета Республики и Совета Национальностей, как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней политики, принятия решений по вопросам государственного устройства и т.д., многие их прежние права, включая подписание и обнародование законодательных актов, формирование правительства и назначение его Председателя, контроль за их деятельностью, отошли к Президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти в Российской Федерации.

Подобное перераспределение общественных ролей в условиях отсутствия парламентских традиций, отработанного механизма согласования интересов, а также личные амбиции руководителей с обеих сторон не раз служили причиной острых правовых и политических коллизий во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей, что, в конце концов, привело в октябре 1993 г. к их открытому конфликту, завершившемуся роспуском Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации и ликвидацией системы советов.

21 сентября 1993 г. Президент России Б. Н. Ельцин издал Указ №1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”, которым предписывалось “прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации”.

Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы.

В соответствии с этим Положением предлагалось провести выборы в Государственную Думу - нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации.

Впервые нижняя палата парламента РФ начала свою работу в декабре 1993 года. В ее состав входили 450 депутатов.

Использованы источники:

Высшие законодательные органы России (1906-1993 годы) [Электронный ресурс] // Государственная Дума: [официальный сайт]. – Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/about/history/information/ . – 01.03.2016.

Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910) // История государства Российского: жизнеописания. XХ век / Рос. нац. б-ка. – М.: Книжная палата, 1999. – С. 142-148.

Хмельницкая, И. «День незабываемый и полный очарования»… : день открытия Первой Государственной Думы / Ирина Хмельницкая // Родина. – 2006. - № 8. – С.14-16: фот. – (Эпоха и лица).


Псковичи - парламентарии

В составе I – IV Государственных Дум Российской империи Псковская губерния имела 17 мест: по четыре места в Первой, Второй и Третье Думах, и пять мест – в Четвертой. Депутатами избирались 19 человек.

Псковская губерния в I Государственной Думе была представлена четырьмя депутатами – Федот Максимович Максимов – георгиевский кавалер, зауряд-прапорщик, крестьянин Опочецкого уезда, Слободской волости, деревня Липицы, Константин Игнатьевич Игнатьев – крестьянин Холмского уезда, деревня Замошье, граф Петр Александрович Гейден – тайный советник, Опочецкий уездный предводитель дворянства, Трофим Ильич Ильин – георгиевский кавалер, крестьянин Островского уезда Качановской волости, деревня Унтино.

Во II Государственную Думу тоже было избрано четыре представителя Псковской губернии. Избранными оказались трое крестьян – Ефим Герасимович Герасимов, Петр Никитич Никитин, Василий Григорьевич Федулов. Выборщики забаллотировали всех крупных землевладельцев, из которых прошел только один – Николай Николаевич Рокотов, председатель Новоржевской уездной земской управы.

В III Думе были четверо представителей Псковской губернии. Среди них – А. Д. Зарин, С. И. Зубчанинов, Г. Г. Челищев.

В составе первых двух Дум от Псковской губернии преобладали депутаты-крестьяне, в составе третьей и четвертой Дум – дворяне, что стало следствием третьеиюньского государственного переворота 1907 года, обеспечившего большинство в Думе представителям консервативных сил. Из 19 депутатов 11 были представителями дворянства, 8 – от крестьянства.