Самые важные детали в иконах Благовещения: от евангельской простоты до царственной пышности. Карлштадт и «Виттенбергерские клубы». Молитва перед иконой

У многих людей при посещении храмов в дни Святой Пасхи может возникнуть легкое недоумение – на центральном аналое (так называется подставка для икон) в разных церквях могут лежать разные по своему сюжету иконы этого праздника. В одном месте верующий увидит изображение Христа, выходящего из отворенной пещеры. В другом случае перед ним предстанет более сложная композиция, на которой Спаситель выводит людей из ада.

Оба сюжета считаются пасхальными. Они в равной мере вошли в традицию Русской Православной Церкви, что иногда порождает недоумение у верующих. Ведь обычно то или иное новозаветное событие изображается одинаково вне зависимости от иконописной школы или эпохи. Но вот с Пасхой получилось иначе – она имеет сразу два иконографических типа изображения. Так что же символизируют собою те элементы, которые мы видим на иконах светлого Христова Воскресения?

Наиболее древними образцами пасхальной иконографии считаются византийские миниатюры, фрески, мозаики и рельефы. На них, как правило, изображено событие, изложенное в апокрифическом (то есть не вошедшем в Библию) евангелии от Никодима. Вот отрывок, положенный в основу первых пасхальных икон:

И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватив Диавола, увязал его, предал его муке вечной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих в аду, в Свое пресветлое сияние (XXII).

В учении всех древних христианских Церквей утверждение о том, что Христос после Своей телесной кончины сошел в ад, является принципиальным моментом. Сошествие Спасителя в места пребывания душ всех умерших людей было продолжением той миссии, ради которой Господь воплотился, стал Человеком, принял страдания, поругания и смерть. Поскольку после грехопадения всякий человек независимо от личного благочестия или греховности направлялся именно в ад, то и Иисус как истинный Человек идет Своей душой туда же. Однако как истинный Бог Он не только свободен от власти тьмы над Собою, но и Сам имеет власть разрушить адские чертоги, освободив оттуда всех, кто там оказался. Эти ключевые моменты и отображены на византийской иконе Воскресения Христова.

Практически все византийские изображения строятся по таким принципам:

– Фигура Христа расположена в центре, на фоне нескольких окружностей, из нее исходят стилизованные лучи. Все это символизирует небесную славу Спасителя, Его божественное достоинство и могущество. Ведь, согласно учению святых отцов, Господь даже в аду не переставал быть Богом.

– В руках Иисус держит Крест, поскольку именно этим страшным орудием казни Он благоволил совершить дело спасения.

– Одежда на Христе изображена весьма необычным образом. Если присмотреться, то заметно, что края Его плаща не свисают, как обычно, а парят в воздухе, походя больше на крылья херувима. Такой живописный прием неудивителен: икона показывает не то, как Господь спускается в ад, а то, как Он уже поднимается оттуда. Потому и складки одежды столь характерно вздуты – едва достигнув преисподней, Спаситель начинает движение вверх. Именно это движение и передают иконописцы с помощью развевающегося плаща.

– Под ногами Христа зияет черная бездна. На многих иконах среди густой черноты просматривается антропоморфная фигура. Это – сатана, поверженный Спасителем и связанный до дня второго пришествия. Иногда вместе с сатаной иконописцы помещают и других бесов. Бывает и так, что дьявол показан в паре с еще одним темным субъектом. Это – персонифицированное изображение самого ада, побежденного Христом.

– Примечательно, что ноги Господа не касаются черной пропасти под Ним. Он полностью над нею. Это еще раз подчеркивает, что изображаемое событие происходит не в глубинах ада, а вне него.

– Христос стоит на двух скрещенных продолговатых плитах, а еще ниже разбросаны обломки металлических предметов. Это – створки адских ворот, которые Господь сокрушил Своим могуществом. А обломки – это замки, цепи, засовы, петли и прочие элементы все тех же ворот. Именно так в древности изображались победители и покорители вражеских городов – стоящими на сломанных досках.

– Фон, на котором разворачивается сюжет (если не брать во внимание пропасть под ногами Спасителя), – золотой, желтый, оранжевый или песчаный. Эти цвета символизируют собою царское достоинство Христа, а также неземную, вечную славу Спасителя, Его благодать. Кроме того, фон не просто золотой, а в виде золотых стилизованных скал, которые в иконографии являются символом небесного царства. Все перечисленные элементы еще раз указывают, что событие происходит вне ада, на пути к раю.

– Среди людей, которых выводит Христос, прежде всего выделяются Адам и Ева. Они обычно изображены встающими с колен – символ того, что до этого они находились в падшем состоянии, но теперь Господь их восстанавливает в былом величии. Примечательно, что рука Адама, за которую нашего праотца выводит из ада Сам Господь, – обвисшая и слабая. Это тоже символ – символ невозможности спасения без Бога.


Вот такие детали мы видим на иконе Воскресения. Западный вариант этого образа немного отличается от византийских образцов – в них Господь не исходит из ада, а входит в него. Но, в принципе, обе вариации очень похожи, и отличия между ними заметны только при внимательном рассмотрении. В качестве примера западного «Сошествия в ад» можно привести знаменитую фреску Андреа Бонаиути да Фиренце во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (середина XIV века).

Общая идея и византийского, и западноевропейского пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.

Но существует и другой тип пасхальной иконы. На ней изображен Христос, выходящий из открытой погребальной пещеры. Иногда можно увидеть не пещеру даже, а просто саркофаг с откинутой крышкой. Также довольно часто по сторонам от Спасителя показаны ангелы и/или римские воины, в страхе попадавшие ниц от такого видения.


В XVII – XIX веках эта икона получила очень широкую популярность у нас на Руси. В Европе же она стала распространенной еще раньше. Причина всеобщей народной любви к ней довольна проста – эта икона почти не имеет никаких символических деталей и показывает вполне земной момент. Сюжетно она более привычна и доступна для восприятия молящегося. Но многие исследователи указывают на неточности и несоответствия изображения догматической традиции Церкви.

– Евангельское повествование говорит об ангелах, сидящих не снаружи, а внутри гроба.

– Воины, часто изображаемые на подобных иконах спящими, не могли спать, поскольку в римской армии дисциплина была железной, и сон на карауле карался смертью.

– Самое же главное несоответствие церковному преданию состоит в том, что для выхода Христа из гроба не нужно было отваливать камень от входа в пещеру. Тело Христово после Воскресения не знает никаких внешних преград. По преданию, Спаситель покинул гробницу без каких-либо внешних эффектов, а воины полночи стерегли пустую камеру. Ангелы появились лишь под утро, чтобы отвалить камень и показать всем, что Христос уже воскрес.

Тем не менее, и древняя византийская композиция, и более новое изображение Христа у пещеры относятся к одному Празднику – Воскресению Господню. Дню, когда все мы ликуем и радуемся той победе над злом и смертью, которую принес в мир Воскресший Спаситель.

Фото: Сошествие во ад. Мозаика из монастыря святого Луки. Греция. XI в.

«ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ...»

Величайшим событием в спасении рода человеческого стало Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, знаменующее и завершение Его земного пути, и начало «жизни будущего века». Великая победа Спасителя над смертью стала прообразом грядущего воскресения мертвых и открывающейся человечеству жизни вечной.

O Воскресении Христа свидетельствуют все четыре Евангелия. Православный иконописный канон (за исключением позднего времени, т.е. XVII–XVIII веков) решительно отвергал возможность изображения непостижимой тайны Воскресения, поскольку в евангельских текстах, с благоговейным смирением перед Божественной тайной, этот момент не описан. Молчание евангелистов стало еще одним свидетельством величия события, не поддающегося ни человеческому разуму, ни языку.

Символической заменой образа Воскресения Христова служат два иконописных сюжета: «Явление ангела женам-мироносицам» (описанное в канонических евангельских текстах) и «Сошествие во ад» (cогласно апокрифическому Евангелию от Никодима, последовавшее сразу после Воскресения Спасителя). Женами-мироносицами называют святых благочестивых жен: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Сусанну, сестер воскрешенного Христом Лазаря - Марфу и Марию, которые были последовательницами учения Христа, видели Его казнь и посетили Гроб Господень на рассвете дня, следующего за субботой.

Они несли к пещере, где было положено Тело Учителя, миро в сосудах, чтобы умастить Его перед погребением ароматными благовониями, потому женщин и стали называть «мироносицами». Объятые скорбью, они тихо вопрошали друг друга по дороге к пещере: «Кто отвалит нам камень от гроба?», - зная, что вход в гробницу завален огромным камнем, и пещеру охраняют стражники (враги Христа опасались, что Его ученики выкрадут Тело и объявят Учителя воскресшим). Но когда жены-мироносицы подошли ко Гробу, то обнаружили, что камень от входа отвален, «и вошедши, увидели юношу, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16, 5-7).

Сюжет «Жены-мироносицы у Гроба Господня» стал самым ранним воплощением образа Воскресения, он был известен еще в IV веке.

Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг.

В раннехристианском искусстве встречалось и аллегорическое изображение Воскресения Христова - это история ветхозаветного пророка Ионы, оказавшегося в пасти морского чудовища («водного зверя», как сказано в Библии, а переводчики стали называть его китом). Трехдневное пребывание Ионы во чреве китовом, а затем его освобождение, было прообразом смерти и Воскресения Спасителя.

Иона во чреве китовом. Миниатюра. Афон. IX в.

Об этом говорил и Сам Христос: «Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). На иконах, изображающих жен-мироносиц с сосудами в руках, писали горки с пещерой (что символизировало чрево земное) и ангела (иногда двух), сидящего на отверстом гробе, в черной пустоте которого виднеются брошенные белые погребальные пелены.

Мироносицы у Гроба Господня. Икона. 1497 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В более подробных вариантах этого сюжета изображали фигуры лежащих воинов-стражников - устрашившись ангела, «стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые». Эта мертвенная оцепенелость сна-забытья символически представляла состояние безжизненности душ, не объятых верой, не прикоснувшихся к Спасению, не знающих Бога.

По мере того, как складывалась устойчивая иконография образа Воскресения Христова, сюжет «Жены-мироносицы у Гроба» обрел в XI-XII веках основные, неизменные черты, а с XV века был включен в состав праздничного ряда иконостаса.

Жены-мироносицы и ангел на гробе. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в.

В более развитом, расширенном варианте этого образа, характерном для второй половины XVI века, объединились сразу два сюжета: явление ангела женам-мироносицам и явление Воскресшего Христа Марии Магдалине (Ин. 10, 11-18).

В число мироносиц здесь входила и Богоматерь (хотя нет упоминаний о том, что Она была в тот момент у Гроба, но то, что Матерь Божия всей душой приняла долгожданную весть о Воскресении Сына, несомненно). Отдельно от других жен, чуть позади, писали Марию Магдалину, устремившую взор на Христа. За фигурами мироносиц возвышались крепостные стены Иерусалима, а справа наверху, там, куда указывала десница Спасителя, обернувшегося к Магдалине, было еще строение за стеной, о нем говорил Христос, когда возвещал потрясенной встречей ученице, что Ему надлежит взойти к Своему Отцу Небесному. Так символически являлся на иконе горний мир, Небесный Иерусалим.

Жены-Мироносицы у Гроба Господня из Благовещенского собора Сольвычегодска, кон. 16 века. Многочастная композиция развернута во времени. Женщины склонились по велению ангела над гробом, внизу навзничь упавшие воины. А справа от фигуры ангела представлен предшествующий эпизод. На ступенях у стен Иерусалима те же три святые жены, держащие сосуды с миром изображены еще раз. Их позы и жесты передают волнение:"... и говорят между собою: кто отвалил нам камень от двери гроба. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик" (Мк 16: 3-4). И, повернувшись, одна из жен, Мария Магдалина, видит ангела. Изображение трех ступеней лестницы напоминают о совершении события на третий день после смерти Спасителя. В левой верхней части иконы высоко на горе - Мария Магдалина, узревшая Христа после Его Воскресения. «Иисус говорит ей: не прикасайся ко мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу Вашему» (Ин 20: 17). ()

О том, что на третий день после казни на Голгофе Господь воскрес и снизошел в преисподнюю, сокрушив врата ада, было рассказано в апокрифах: Евангелии от Никодима, в «Слове о сошествии Иоанна Предтечи во ад» Евсевия Александрийского (IV в.) и «Слове о погребении тела Господа нашего Иисуса Христа» Епифания Кипрского (IV в.). Эти тексты легли в основу песнопений Триоди цветной, стихир, акафистов и канонов.

Все эти источники в той или иной мере повлияли на сложение иконографии «Сошествия во ад». Различают несколько основных вариантов изображения, наиболее традиционные из них - те, где Христос представлен фронтально, в величавой позе триумфатора, победителя смерти и ада, и те, где воскресший Спаситель изображен повернувшимся вправо, с крестом в руке, выводящим за руку Адама.

Сошествие во ад (икона Андрея Рублёва, 1408-1410 годы)

Первые изображения «Сошествия Христа во ад» (где Христос выводит Адама и Еву буквально из «чрева адова», то есть разверстого тела простертого чудища) появились в византийских иллюстрациях к тексту Псалтири еще в IX веке, в XI-XII веках эта композиция стала известна на Руси.

Сошествие во Ад. Миниатюра. Хлудовская Псалтирь, ГИМ. (Илл. Пс. 67,7 "Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне". Пример ранней иконографии Сошествия во ад 1-го, т.н. "нарративного" типа. Христос, идя навстречу Адаму и Еве, выводит их из "чрева Адова". Ад представлен в образе чёрного, низвергнутого Силена. Византия, Константинополь (?). 840-850-е гг.) ()

В центре русских икон «Сошествия во ад» изображен Христос в сияющем ореоле Божественной Славы (этот овал, или несколько светоносных овалов вокруг фигуры Спасителя называют «мандорлой»). С крестом в руке (но иногда и без него) Христос попирает ногами разрушенные двери ада, крестообразно упавшие на фоне черной адской бездны. Кроме створок дверей, иногда изображают разбитые замки, ключи, цепи - страшась грядущего Воскресения Спасителя, сатана, как повествуют апокрифы, приказал своим служителям крепко-накрепко запереть двери ада.

Но врата обители тьмы распались от одного приближения Христа, Который «Есть Свет миру». «Он, Солнце правды, воссиял во тьме, осветил сидящих во тьме светом Божественных лучей и показал им свет истины» (св. Иоанн Дамаскин). В глубине ада, в нижней части иконы, помещена фигура поверженного сатаны (иногда изображено, как его и бесов сковывают ангелы).

Такие изображения распространились в XV-XVI веках, когда иконопись становится более повествовательной и назидательной, и в личинах побежденных бесов аллегорически представлялись различные грехи. Церковные авторы отмечали, что Христос «сошел один, а исшел в сонме многих», то есть вывел из ада ветхозаветных праведников. По обеим сторонам от Иисуса изображены избавляемые от ада: коленопреклоненные Адам и Ева, выводимые Спасителем за руки из гробов, чуть позади - цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, пророк Даниил, Авель с пастушьим посохом и другие восставшие из гробов праведники. Иногда Христа писали протягивающим руку Еве, но чаще она сама, в молитвенном, радостно-благоговейном порыве, протягивает к Нему обе руки, покрытые мафорием (так, «прикровенно», прикасаются лишь к величайшим святыням).

Символически композиция «Сошествия во ад» стала воплощением спасения человечества от духовной смерти, от мрака жизни без Бога. В этом иконном образе было выражено заветное чаяние каждой верующей души, конечная цель земной жизни каждого человека - воссоединение его с Богом: ведь простирая руку падшему Адаму, Христос давал спасение в его лице всему человечеству.

«Христос приходит и пришествием Своим воскрешает умерщвленные души наши, и дает нам жизнь, и дарует очи, [чтобы] видеть Его Самого, бессмертного и нетленного» (св. Симеон Новый Богослов).

С XVII века иконография этого сюжета заметно усложнилась. На иконах появилось два смысловых центра - собственно «Воскресение Христово» и «Сошествие во ад».

Воскресение. Сошествие во ад. Кострома. XVIII в. Из местного ряда иконостаса Троицкого собора Ипатьевского монастыря. 1757 год. ()

В сюжете Воскресения, представленном выше, чем «Сошествие», Христос изображен парящим над гробом в светлом ореоле, в руке у Него - крест или знамя, означающее победу над смертью. В верхней части иконы изображены стены Иерусалима и сюжеты, связанные с праздником Воскресения - жены-мироносицы перед ангелом, трапеза с учениками в Эммаусе, уверение Фомы и т.д. Рядом с воскресшим Христом пребывает небесное воинство, которое, повинуясь Его повелению, идет на брань с адом. Ниже разворачивается традиционный сюжет Сошествия во ад. На правой стороне иконы изображается шествие праведников в Рай, сопровождаемых ангелами с крестом и орудиями Страстей Христовых (тростью и копием). Здесь же - Иоанн Предтеча со свитком, где написано: «Се аз видех и свидетельствовах о Нем», надписи видны и на развернутых свитках других пророков, восходящих на небеса: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя» - читается у Соломона, «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» - гласит свиток Давида. У райских врат шествие встречает благоразумный разбойник с крестом в руке - ему, распятому по правую руку Спасителя, искренне раскаявшемуся и уверовавшему в Божественность Христа, Он дал обетование: «Ныне же будешь со мной в Раю» (Лк. 23, 39-43). За вратами Рая, охраняемыми херувимом, видна фигура того же разбойника, беседующего с пророками Енохом и Илией, взятыми живыми на небо.

В отличие от иконописи, в западноевропейской живописи был весьма распространен сюжет Воскресения, где Христа изображали возносящимся из раскрытого каменного гроба, или стоящим на отваленном гробовом камне, или выходящим из пещеры.

Христос выводит из ада души праведников (фреска Фра Беато Анджелико 1437-1446 годы)

Такие попытки изобразить Воскресение чисто внешне неизбежно сводились к художественному вымыслу и принижающим, а то и искажающим Истину подробностям: ангелы открывают крышку гроба, держат погребальные пелены и даже поражают мечом стражников... Совлекая покров Тайны с великого события Воскресения Христова, западные художники вольно или невольно утрачивали и глубину богословской мысли, и силу веры, не требующей лицезрения.

Проникновенно, светло и мудро об этом сказал святитель Иоанн Златоуст: «Ты не видел телесными очами Воскресшего из мертвых? Но ты созерцаешь Его очами веры».

Воскресение Иисуса Христа часто называют краеугольным камнем православия и всего христианства в целом. Это событие нашло отражение в главном празднике всех верующих - Пасхе. Она всегда отмечается с большим размахом и считается самым важным днем для любого человека, который относит себя к христианам. Неудивительно, что данное событие нашло многочисленные отражения в иконографии. Икона «Христово Воскресение» считается одной из самых почитаемых и распространенных в наше время, но и в древности этот сюжет живописцы не единожды пытались воплотить в своих работах. Интересно, но данная икона имеет несколько абсолютно разных вариаций. Причем каждая из них воспринимается Церковью как истинная и не противоречащая канонам. Сегодня вы узнаете о значении иконы «Воскресение Христово», в чем помогает этот образ и как появлялись подобные иконы.

Сложности образа

Образ Воскресения Христова является одним из самых сложных. Это связано с тем, что само событие не имело реальных свидетелей, и все представления об этом были взяты из письменных источников, содержащих отрывочные сведения о том, как Христос явился женщинам и своим ученикам. Примечательно, что сами живописцы считали образы, отраженные на иконе «Христово Воскресение», неизобразимыми. Ведь человеческий разум не может до конца осознать, какое чудо сотворил Господь, воскресив Сына Своего. И уж тем более невозможно в подробностях изобразить, как именно оживала умерщвленная плоть и что происходило в этот момент с Христом.

Интересно, что любая из известных икон «Светлого Христова Воскресения» отличается насыщенностью персонажей. На одном полотне изображаются многочисленные фигуры, которые тесно связаны с Воскресением Христа и последующими событиями. Часто авторы размещали их в разных сюжетах рядом друг с другом. А порой их располагали регистрами, что позволяло верующим собрать воедино целую историю, наполненную глубоким смыслом.

По мере становления и укрепления христианства видоизменялись и образы на иконах «Воскресения Христова». Современное исполнение этого сюжета существенно отличается от самых первых икон, появившихся еще на заре становления религиозного течения. В следующих разделах статьи мы рассмотрим процесс появления различных вариаций на тему Воскресения Христа, а также типы икон, которые Церковь относит к классическим.

Иконографические типы

Трудно даже представить, насколько сложно формировались образы Воскресения Христова у святых отцов. Ведь перед ними стояла очень непростая задача - передать смысл великого события, которое никто не видел собственными глазами. Поэтому со временем сцены, изображенные на иконах, стали приобретать некий ограниченный характер. Постепенно сформировался церковный канон, от которого отталкивались все последующие живописцы.

Интересно, что столь распространенная икона «Христово Воскресение» вовсе не относится к классическим. Более традиционным считается сюжет сошествия Спасителя в ад. Дело в том, что до момента чудесного Воскресения Иисуса райские врата были закрыты для душ. И лишь когда Христос спустился в преисподнюю, чтобы поднять из гробов души праведников и проповедников, верующие смогли получить жизнь вечную. Именно эта история считается классической, как и все иконы с подобным сюжетом. Стоит отметить, что когда мы говорим о канонах, то имеем в виду именно православные традиции. А вот западная церковь внесла свои коррективы в сюжетную линию о Воскресении Христа.

Западные святые отцы предпочитали создавать иконы, изображающие Спасителя у гроба либо явившегося женам-мироносицам. На эти сюжеты существуют многочисленные вариации, одной из самых известных считается икона «Воскресение Христово с праздниками».

Примечательно, что по законам христианства каждое действие должно быть четко регламентировано и подтверждено догмами. Это защищает церковь от любой ереси и лжеучения. За долгие годы своего существования христианская религия не только подвергалась многочисленным гонениям, но и испытала нападки новых учений, позиционирующих себя единственно верными.

Серьезный догматический подход отражен и в церковном искусстве. На иконах каждая мельчайшая деталь не должна выходить за рамки принятых норм и догматических учений. А вот икона «Христово Воскресение» абсолютно не соответствует сформированным веками правилам. Она не имеет под собой канонических источников информации, что ставит ее в разряд уникальных живописных работ.

Примечательно, что все изображенное на описываемой нами иконе основывается на евангелии от Никодима. Данный источник информации датируется пятым веком нашей эры и очень подробно описывает все события, произошедшие с момента Воскресения Христа, включая его сошествие в ад. Однако каноническая церковь полностью отвергает этот источник, что, впрочем, не мешает иконописцам опираться на него в своих работах.

Икона «Воскресение Христово»: значение

Значение данной иконы трудно переоценить, в христианстве ее можно считать основополагающей. Ведь именно она повествует верующим о событиях, которые являются подтверждением жизни вечной. В своем евангелии Никодим описал, как, встав из гроба, Христос спустился в преисподнюю, чтобы увести души людей за собой. Он сокрушил ворота, которые нечистые духи заперли, опасаясь потерять тех, кто томился в этих мрачных пределах.

Для Спасителя не имело значения, что делал человек при жизни. Он забрал с собой всех, кто желал уйти. Это показывает силу Творца и его милосердие к душам людей. А также напоминает современным людям, что мы и сейчас сами делаем выбор и определяем, куда отправимся после смерти. Ведь Спаситель умер для того, чтобы каждая душа могла принять дар вечной жизни. А в установленный срок он снова придет на землю и определит меру наказания или награды всем усопшим и ныне живущим.

Именно поэтому святые отцы считают таким важным показать Воскресение Христа, ведь это самая яркая победа жизни над смертью и добра над злом.

Молитва перед иконой

В чем помогает икона «Воскресение Христово»? Этим вопросом часто задаются православные, которые планируют приобрести этот образ для домашнего иконостаса. Считается, что на любую искреннюю молитву, произнесенную подле данной иконы, верующие обязательно получат ответ. Ведь молясь, христианин обращается практически напрямую к Богу через Сына Его. В этом случае любая молитва доходит до Создателя гораздо быстрее, ведь просящий просит во имя Его.

Особенно помогает икона тем, кто желает избавиться от грехов и просит сил для того, чтобы встать на путь истинный. В подобной просьбе Христос никогда не откажет и поведет человека за собой, вручив ему бесценный дар жизни вечной. Поэтому любой православный старается украсить иконой Воскресения Христова свой дом, чтобы получить защиту и благословение.

Первые образы

В первые три века, когда наблюдались гонения на христиан, большинство икон на тему Воскресения Христа были немного иносказательными. Это было связано с зарождением церковного искусства и многочисленными опасениями верующих. За основу композиции иконописцы того времени брали тексты из Ветхого Завета, где рассказывалось про пророка Иону, пробывшего три дня во чреве кита и исторгнутого оттуда по воле Создателя. Многие богословы утверждали и утверждают, что этот сюжет явился некой предысторией Воскресения Христа. Ведь и он провел в гробу три дня и только после этого вновь явился апостолам, как и предрекал ранее.

К четвертому столетию в церковной живописи начинает прослеживаться образ Иисуса Христа. Он постепенно заменяет Иону, а сюжет становится более насыщенным событиями. В нем можно разглядеть уже настоящие иллюстрации к евангельским текстам.

Византийское православное искусство

В пятом веке намечается существенный перелом в иконописи на тему Воскресения Христа. Значительный вклад в этот процесс внесли византийские мастера. Они впервые стали изображать на иконах не только самого Христа, но и других персонажей, формируя настоящую сюжетную линию в одной работе. На едином полотне писались апостолы, жены-мироносицы и сам Иисус, восстающий из гроба.

На одной из икон, датируемой пятым веком, изображен не только сам Христос, но и место, где он был захоронен. Здесь в деталях прописан Гроб Господень и ротонда, построенная на этом месте Константином Великим.

Работы иконописцев десятого века

С этого периода многие живописцы, изображающие сцены Воскресения Христа, стали акцентировать внимание верующих на сошествии Создателя в ад и выводе оттуда всех желающих душ. Богословы связывают это с распространением текстов Никодима, о которых мы уже упоминали ранее.

Однако сами иконы еще не отличаются обилием деталей. Сюжетная линия очень четкая и не отклоняется от основного повествования. Также не отвлекают верующих и дополнительные персонажи, которых старались не выводить на передний план.

Иконы: четырнадцатый-девятнадцатый века

В этот временной промежуток сюжетная линия становится максимально усложненной, и увеличивается количество персонажей, изображенных на иконе. Христа на многих работах окружают ангелы, они являются символом добродетели. По задумке живописцев, они поражают греховное начало в виде бесов и демонов копьями. Спаситель выводит из ада в первую очередь Адама и Еву, уже за ними видна толпа других душ, желающих покинуть преисподнюю. В описание иконы «Воскресение Христово» четырнадцатого века, считающейся классической, можно добавить и изображение креста. Он становится символом вечной жизни и победы над злом в любом его проявлении. Интересно, что подобная икона хранится в Третьяковской галерее.

Можно сказать, что работы этого периода выполняют главную задачу, стоящую перед иконами, повествующими о торжестве света над тьмой. К таким ярким работам можно отнести икону «Воскресение Христово» Рублева. Ее датируют пятнадцатым веком, и она полностью соответствует всем канонам, принятым в то время. На ней крупным планом изображено, как Спаситель выводит из ада первых людей и распахивает ворота для других душ.

Становление иконографии Воскресения Христова

Можно сказать, что уже к семнадцатому веку иконописцы определились с канонами, соответствующими данному сюжету. К девятнадцатому веку иконы стали своеобразной иллюстрацией к праведной жизни христианина. Правилом, которого он должен придерживаться всеми силами.

С этого времени смысловая составляющая подобных работ практически не изменялась. Некоторые дополнения были внесены в композицию, которая в дальнейшем только усложнялась. Определенный вклад в это внесли западные мастера, подарившие сюжеты, в которых Христос парит над гробом, опоясанный белой тканью.

Отличие православных и западных образов

Еще со времен византийской культуры начали формироваться некие каноны, которых четко придерживались православные живописцы. В их исполнении икона «Воскресение Христово» представала в традиционном виде. Спаситель изображается в центре полотна, стоящим на сломанных воротах ада. У его ног по обеим сторонам находятся гробы Адама и Евы. Из них он и поднимает за руки прародителей всех людей на земле. Позади него располагаются праведники, среди которых можно узнать царя Соломона, Моисея, Иоанна Крестителя и других личностей. В самом низу иконы часто несколькими штрихами изображается преисподняя со всеми ее ужасами.

Классический западный образ выглядит совсем иначе. Он является не символичным, а более точным отображением древних событий. На иконе Христос изображается около своего гроба в окружении ангелов. Спаситель одет в сияющие белизной одежды, а в его руках находится слепящее знамя, символизирующее торжество света и добра.

Церковь в Сокольниках

В России действует около пяти сотен храмов, названных в честь самого важного в христианстве события. Одной из самых необычных является церковь в Сокольниках. Она была построена в начале двадцатого века, а сам проект, основанный на традициях русского зодчества, имеет явный отсыл к модерну.

Храм имеет девять куполов и три крыльца, оформленных изысканной резьбой и арками. Строение выделяется некой хрупкостью, которая стала его отличительной чертой. Иконы в храме Воскресения Христова в Сокольниках считаются настоящими православными святынями. Их названия дороги сердцу каждого православного человека: икона Святого Пантелеймона, икона Богоматери Страстной, икона-заместительница Боголюбской Божией Матери.

В неисчислимом множестве икон Воскресения Христова на Руси большую часть составляют иконы Сошествия во ад — сюжета, известного в византийском искусстве, по крайней мере, с VIII в.; древнейшие из сохранившихся памятников — главным образом, миниатюры лицевых рукописей — датируются VIII—IX вв. Принято считать, что окончательно эта иконография сложилась к X—XI вв. , т. е. Древняя Русь получила иконографию Пасхи Господней в готовом виде.

Православная иконография не дерзает непосредственно изображать непостижимую тайну Христова Воскресения, раскрывая ее символически, либо в форме свидетельств, приведенных Евангелием — это Явление ангела женам-мироносицам, Уверение Фомы, Явление Воскресшего Христа ученикам и другие. Сюжет «Сошествие во ад» можно отнести также свидетельству — свидетельству пророческому.

В Псалмах Давида содержится целый ряд пророчеств о схождении Господа в преисподнюю и изведении оттуда душ праведников:

Яко не оставиши душу мою во аде… (Пс. 15:10);

Возьмите врата князи ваши, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен… (Пс. 23:7-8);

Господи, возвел еси от ада душу мою… (Пс. 29:4);

Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего (Пс. 85:13);

Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных… (Пс.101:20-21).

Есть намек на избавление праведников от уз смерти Воскресшим Христом и у евангелиста:

Земля потряслась; и камни расселись и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:51-52).

Прямо говорит об этом избавлении апостол Петр:

Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3:18-19). Апостол Павел также говорит, что Христос нисходил в преисподние места земли… (Ефес. 4:9).

Литературной основой сюжета «Сошествия во ад» принято считать так называемое «Евангелие Никодима» — апокрифический источник, появившийся во II в. С ним перекликаются составленное в IV в. и использовавшее этот источник «Слово якорное» святителя Епифания Кипрского (Христос вкушением смерти сокрушил жало смерти, схождением во ад отнял [силу] ада, освободил узников); Гомилия 13-я «О сошествии Иоанна Крестителя во ад» и Гомилия «О сошествии Господа во ад» (частично дошедшая до нас в составе сербского рукописного сборника — РНБ) Евсевия, епископа Александрийского — автора рубежа V—VI вв. , а также целый ряд святоотеческих пасхальных поучений и богослужебных текстов.

До нас дошел целый ряд икон «Сошествия во ад», что подтверждает изначальную укорененность именно этой иконографии Воскресения Христова в искусстве Древней Руси.

На иконе «Сошествие во ад» XII в. (она находится в Государственном Эрмитаже) фронтально изображенный Христос с крестом в руках триумфально выводит из ада праотца Адама. Сюжет известен и в лицевом шитье — например, на саккосе святителя Московского Фотия (конец XIV в., хранится в Музеях Московского Кремля). Замечательные памятники этого времени находятся в Государственном Руссом музее («Сошествие во ад» из Рождественского собора Ферапонтова монастыря, около 1500 г.), в Третьяковской галерее («Сошествие во ад» из Воскресенского собора Коломенского кремля, конец XIV в.) и ряд других.

На Руси сюжет «Воскресения Христова — Сошествия во ад» получил не только повсеместное распространение, но и творческое развитие; это т.н. развернутая иконографическая редакция, известная в русском искусстве с XVI в. Древнейшей из дошедших до нас икон развернутой редакции является икона Дионисия Гринкова «Воскресение -Сошествие во ад» 1568 г. из Ильинской церкви в Вологде (одно из клейм).

В нашей заметке приводятся примеры развития развернутой иконографической редакции «Воскресения Христова — Сошествия во ад» в памятниках, находящихся в провинциальных музеях.

Но прежде обратим внимание на востребованность сюжета «Воскресение — Сошествие во ад», что выражалось, в частности, во включении его в более сложные композиции храмовой росписи. В акафистном цикле выполненных Дионисием росписей соборного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — древнейшем из дошедших до нас изображений Акафиста Пресвятой Богородице в древнерусском искусстве — в иллюстрации к 12-му кондаку художник изобразил сюжет Сошествия во ад с разрыванием рукописания. Фреска Дионисия лаконична; иконописец стремился дать точную иллюстрацию текста акафиста: «Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа». В росписи представлен попирающий сокрушенные адовы врат Воскресший Христос, всех долгов Решитель. Он держит в правой руке раздранное рукописание, а левой извлекает из преисподней праотца — падшаго Адама. Эта деталь позднее повторена во многих храмовых росписях, посвященных теме акафиста (например, в московском храме Троицы в Никитниках), а также в иконах Сошествия во ад. Надо отметить, что Дионисий в храмовой иконе Воскресения Христова — Сошествия во ад того же собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне она в Государственном Русском музее) при сохранении некоторых черт колористического и композиционного решения эту деталь не воспроизводит.

Икона «Воскресение — Сошествие во ад» из Псковского музея представляет собой сложную композицию, восходящую к целому ряду прототипов. Воскресший Спаситель изображен в круглой славе стоящим на сокрушенных адовых вратах. По правую руку от Него — Адам, за которым плотной группой стоят ветхозаветные цари и пророки (на переднем плане Соломон и Давид). Слева — Ева, припадающая к ногам Воскресшего Христа (она, как и Адам — в самом нижнем регистре обитателей ада), затем группа ветхозаветных праведных жен и праотцев. Выше всех в этой группе — Иоанн Предтеча, это самый недавний обитатель ада, он благовестил сущим во аде явльшегося плотию Бога.

Присутствие трех жен, окружающих Еву — достаточно редкая деталь в иконографии Сошествия во ад. Одна из жен протягивает руки к Спасителю, а Он простирает Свою левую руку к ней, повелевая выйти из преисподней.

Из характерных для псковских икон Сошествия во ад иконографических деталей отметим изображение двух ангелов в красных одеждах, связывающих сатану в глубине ада. В нижней части иконы изображены выходящие из гробов праведники в белых одеждах. Эта деталь встречается в русских иконах XVI в.

Еще одна псковская икона середины XVI в. из того же музея происходит из церкви жен-мироносиц «на скудельницах», т. е. стоящей на кладбище, где погребали странников, нищих и людей, умерших во время эпидемий (ср.: на Иудины тридцать сребреников была куплена земля горшечника, для погребения странников (Мф. 27:7). Видимо, село скудельничье — место добычи глины для изготовления посуды; в ямах из-под глины и производились захоронения умерших от моровой язвы, нередко в братских могилах. Во время чумной эпидемии 1522 г. в Пскове в одну «скудельницу» похоронили 11 500 человек. Церковь жен-мироносиц «на скудельницах» была построена в 1546 г.

Возможно, что икона написана не псковским мастером, а новгородским или даже московским: в ней нет типичных для псковской иконографии деталей: отсутствует крест в руке Спасителя — он заменен на свернутый свиток. Ад, в отличие от большинства псковских икон, изображен лаконично.

Еще одна замечательная икона «Воскресения — Сошествия во ад с праздниками, Страстями и Евангельскими сценами» находится в Муромском историко-художественном музее. Икона датируется 1699 г. и происходит из Георгиевской церкви города Мурома. Это — типичный образец «развернутой редакции» Сошествия во ад.

Иконы такого типа имели целые циклы клейм с изображением основных праздников годового богослужебного круга, а также событий Постной и Цветной Триоди. Средник представлял собой многосоставную композицию Сошествия во ад; тема Воскресения Христова продолжалась в клеймах.

Муромская икона не является каким-то новым словом в иконографии Воскресения Христова, это скорее типичная икона, использующая многочисленные более ранние и краткие варианты иконографии. Иконы, по типу которых создана муромская, известны по крайней мере с начала XVII в.

На среднике муромской иконы изображена фронтально расположенная фигура Воскресшего Христа, попирающего сокрушенны врата ада. У ног Спасителя — восстающие из гробов Адам и Ева, группа пророки и праведники. По правую руку Спасителя — Иоанн Предтеча, за которым расположились плотной группой пророки.

Дополнительные сюжеты средника иконы — это шествие праведников в рай, изображение самого рая (он обнесен стеной) и стоящий у врат рая благоразумный разбойник с крестом в руках. Он показан повторно уже в раю беседующим с праотцем Енохом и пророком Илией и изображен непосредственно над главой Воскресшего Христа. Отличительная особенность муромской иконы -фигуры двух ангелов, которые держат над головами выводимых Воскресшим Христом из ада праведников развернутые свитки (надписи на свитках сохранились фрагментарно).

Свитки с надписями есть и в руках у некоторых пророков:

У Иоанна предтечи — «Се аз видех и свидетель…»

У Псалмопевца Давида — «Радуйся зелосвятый Соломон»

У царя Соломона — «Воскресни, Господи Боже мой, да воз…»

У пророка Иезекииля — «Аз Езекеиль провиде врата»

У изображенных в раю пророка Илии — «Ревнуя и поревновах по Господе» и у праотца Еноха — «Се исполнися земл.»

Часть характерных сюжетов развернутой иконографической схемы «Сошествия во ад» в нашей иконе перенесена в самое большое и подробное из внешних клейм (18-е), занимающее около половины нижнего поля. Это клеймо иллюстрирует текст воскресного тропаря 2-го гласа, звучащий на полунощнице Великой Субботы и в Неделю жен-мироносиц. Здесь изображен пустой гроб со спящими воинами; подходящий к запертым вратам ада Христос с ангелами; ангелы, сковывающие сатану; ветхозаветные пророки, поклоняющиеся Христу. В правой части клейма изображен Христос со стоящими перед ним на коленях Адамом и Евой, а ниже — ангелы, выводящие ветхозаветных праведников из преисподней.

Вокруг средника располагается шестнадцать клейм внутреннего ряда с изображениями двунадесятых праздников — кроме двух переходящих, Входа Господня в Иерусалим и Вознесения, время празднования которых непосредственно зависит от времени наступления Пасхи. Эти сюжеты вынесены во внешний ряд клейм. Третий переходящий праздник — Сошествие Святого Духа на апостолов — изображен в виде Святой Троицы (клеймо 13). Цикл двунадесятых праздников дополняют изображения Зачатия Богоматери, Преполовения Пятидесятницы и Покрова, а также три сюжета Страстного цикла — Снятие со Креста, Положение во гроб, и Оплакивание Христа.

Во внешнем ряде клейм, помимо нескольких праздничных сюжетов, подробно иллюстрируются события, связанные с Воскресением Христовым, и явления Спасителя ученикам после Воскресения.

Эти сцены в качестве литературной основы имеют тексты ексапостилариев — песнопений, которые поются в воскресные и некоторые праздничные дни на утрени после канона, вместо светильнов. Одиннадцать ексапостилариев, составленные в Х в. императором Константином Багрянородным, конспективно излагают содержание одиннадцати воскресных Евангелий, читаемых на утрени.

Клейма с изображением явлений Воскресшего Христа надписаны. Вот содержание надписаний в порядке расположения клейм, начиная с 6-го:

6. Явление Христа апостолам после Воскресения — «Со ученики взыдем на гору галилейскую верою Христа видети» (ексапостиларий 1-й).

7. Жены-мироносицы у гроба Господня — «Камень узревша отвален, мироносицы срадовахуся» (ексапостиларий 2-й).

8. Явление Христа Марии Магдалине — «Яко Христос воскресе никтоже да неверует, явися бо Марии — (ексапостиларий 3-й).

9. Явление ангелов женам-мироносицам — «Видим предстоящим в живоносном гробе мужи в блещащихся ризах» (ексапостиларий 4-й). На свитке одного из ангелов надпись: «Что ищете жива».

10. Явление Христа апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус — «Христос воста из мертвых, Клеопе и Луце спутешествова, има же и познася во Еммаусе» (ексапостиларий 5-й).

11. Трапеза Воскресшего Христа с учениками —

«Яко человек еси, Спасе, по существу, посреде став воскрес от гроба и брашна сопричастился еси» (ексапостиларий 6-й).

12. Апостолы Петр и Иоанн обретают гроб Христа пустым, с лежащими в нем погребальными пеленами — «Яко взяша Господа Марии рекшей, на гроб течаста Симон Петр и другий таиник Христов» (ексапостиларий 7-й).

13. Явление Христа Марии Магдалине — «Два ангела видевши внутри гроба, Мария удивляшеся и Христа не знающе вопрошаше» (ексапостиларий 8-й).

14. Явление Христа апостолам дверем затворенным и послание им Духа Святого — «Заключенным, Владыко, дверем, яко вшел еси, апостолы исполнил еси Духа Пресвятого, мирно дунув» (ексапостиларий 9-й).

15. Явление Воскресшего Христа ученикам на море Тивериадском — «Тивериадское море с детьми Зеведеевы, Нафанаилом с Петром же и со другима» «…иже Христовым повелением одесную ввергше мрежу, множество извлекоша рыб» (ексапостиларий 10-й).

16. Троекратное вопрошение Петра и уверение Петра в любви ко Христу — «По божественнем восстании трижды Петра: Любиши ли Мя? Вопрошаяй Господь». Спаситель держит свиток с надписью: «Симоне Ионин, любиши…». Ответ Петра написан на свитке, который он держит: «…и Господи, яко люблю Тя» (ексапостиларий 11-й).

18. Многофигурная развернутая композиция Сошествия во ад. Надпись: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества» (тропарь воскресен 2-го гласа).

Представляется, что иконы Сошествия во ад «развернутой редакции» могут послужить прототипами как при написании храмовых икон Воскресения Христова, так и при разработке программы храмовой росписи.

Епископ Балашихинский Николай

Использованная литература:

  1. Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
  2. Иконы Мурома. // Древнерусская живопись в музеях России. Муромский историко-художественный музей. М., 2004.
  3. Иконы Пскова. // Древнерусская живопись в музеях России. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. М., 2003.
  4. Нерсесян Л. В. Об иконографических прототипах акафистного цикла в росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. М., 2005.

Сюжетной основой иконы является Библия - Новый и Ветхий Завет. В Средние века церковное искусство так и называли - «Библия для неграмотных». Книги не были так доступны, как сегодня, чтение не было распространено широко даже среди грамотных людей, и икона выполняла информативную, учительскую, эстетическую и нравственную функции, давая зрителю разнообразную пищу для ума, души и сердца. Но и позже, когда книга вошла в быт, икона не утратила своей роли. Ее язык универсален, она не только открывает смысл Священного Писания, но и позволяет глубже взглянуть на мир и человека. Иконография основных образов сложилась примерно к VIII в., к концу иконоборческого периода. Закрепленная каноном, она принципиально c этого времени не менялась, происходила лишь весьма разнообразная модификациия образов.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Земная жизнь Христа и Богоматери легла в основу иконографии двунадесятых праздников, к которым относят Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение (Богоявление), Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение Господа Иисуса Христа, Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов), Крестовоздвижение. В основном эти образы написаны на сюжеты Евангелия, но некоторые иконы, например детство Богоматери и ее успение, созданы на основании неканонических текстов (так называемых апокрифов) - «Протоевангелия Иакова», «Евангелия от Никодима» и др. Сюжет иконы «Крестовоздвижение» - событие из истории церкви: вIV в. мать императора Константина Елена, производя раскопки в Иерусалиме, нашла крест Христов, и он был поставлен в храме - воздвигнут - как важнейший символ христианства.

Четырехчастная икона. Воскрешение Лазаря. Троица. Сретение.
Евангелист Иоанн диктует Прохору.
Рубеж XIV–XV вв. ГРМ, Санкт-Петербург

Иконы праздников составляют основу «праздничного» ряда иконостаса. Образa кладут на аналой посреди храма в день праздника, чтобы всякий входящий в храм сразу видел, какое событие отмечается церковью.

Каждый праздник имеет свой образ, запечатленный на иконе, также он имеет и свое поэтическое выражение в храмовых песнопениях в этот день. Иконография и гимнография разными средствами выражают одно и то же - смысл празднуемого события и его богословское толкование. Все праздники, как правило, имеют одну икону, только праздник Пасхи - две: Распятие и Воскресение, поскольку Пасха - это не тринадцатый праздник, а «праздников праздник, торжество из торжеств», он стоит в центре церковного календаря.

Образ Воскресения Христова в иконах выражается двояко. Древнейший извод (одна из разновидностей установленного канона), известный с раннехристианских времен, прямо соотносится с евангельским текстом - это «Жены-мироносицы у гроба Господня». На этой иконе изображается, как женщины пришли ко гробу Христа и нашли погребальную пещеру пустой, а ангел, сидевший на отваленном от входа камне, возвестил им, что Христос воскрес.

Сошествие во ад
Последняя четверть XIV в. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

Второй извод, возникший уже в постиконоборческую эпоху, выражает богословскую интерпретацию Воскресения, он получил название «Сошествие во ад». Это образ победы Христа над смертью. На иконе изображается воскресший Христос, стоящий на поломанных крестообразных створках адских врат. Под ним разверзнута черная бездна, из которой Христос выводит Адама и Еву, первых людей, грехопадением ввергших человечество в царство смерти, за ними из ада выходят цари, пророки, праведники и проч.

В праздничный ряд иконостаса включались также иконы праздников, не входящих в число двунадесятых, но значимых с точки зрения церкви. Особое место всегда имели так называемые страстные иконы, посвященные последним дням земной жизни Христа, его распятию и погребению (в иконостасе они могут составлять даже отдельный ряд) - «Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Взятие Христа под стражу», «Христос перед Пилатом», «Поругание Христа», «Несение креста», «Положение во гроб», «Снятие со креста», «Оплакивание» и др. (Эти евангельские события вспоминаются в период Великого поста, предшествующий Пасхе.)

В послепасхальное время, в период от Пасхи до Троицы, вспоминаются следующие евангельские события: «Уверение Фомы», «Беседа Христа с самарянкой у колодезя Иаковлева», «Исцеление расслабленного» и др. На эти сюжеты написаны иконы. В их ряду есть образ, называемый «Преполовение», поскольку это празднование приходится ровно на середину послепасхального периода. А темой для иконы «Преполовение» послужил рассказ из Евангелия от Луки, в котором повествуется, как во время этого праздника Мария, Иосиф и Иисус посетили Иерусалимский храм. Когда пришло время возвращаться домой, Иисуса не оказалось с ними, Мария долго искала сына и наконец нашла его в храме беседующим со старейшинами и учителями, которые были удивлены, откуда у 12-летнего отрока такая мудрость и познания в Священном Писании. На иконе изображается Христос-отрок, сидящий среди израильских учителей.

Школа Рублева. Тайная вечеря
1425–1427. Троицкий собор
Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад

Среди других сюжетов, связанных с Евангелием, которые стали темой для создания образов,можно отметить историю Иоанна Крестителя или, как его именует древняя традиция, Иоанна Предтечи. Это целый цикл икон: «Рождество Иоанна Предтечи», «Ангел ведет Иоанна Предтечу в пустыню» (в более позднее время этот сюжет стал основой для иконы «Ангел-хранитель»), «Усекновение главы Иоанна Предтечи». К ним примыкает также «Обретение главы Иоанна Предтечи» по сюжету средневековых сказаний. На Руси очень любили образ «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». На этих иконах Иоанн изображался с крыльями, как ангел («ангел» в переводе с греческого значит «посланник», «вестник»), одетым в шкуры, с длинными всклокоченными волосами, как у ветхозаветного пророка. В руку Иоанна обычно помещается свиток с надписью «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное…» - этими словами, согласно Евангелию, Иоанн начал проповедь. Иногда в руках он держит чашу со своей головой, символизирующую его мученическую смерть. На иконах Иоанна Предтечи часто можно видеть дерево и секиру, напоминающие слова пророка: «Уже и секира лежит при корне дерев, всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь».

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием
Начало XV в. ГТГ, Москва

Помимо четырех Евангелий - от Матфея, Луки, Марка и Иоанна, в Новый Завет входят книги: Деяния апостолов, Послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Павла, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Сюжеты из этих книг чаще использовались в храмовых росписях, чем для написания икон. Однако образы из книги Откровения (Апокалипсис) послужили основой иконы «Страшный суд».

На ней изображается второе пришествие Иисуса Христа, который приходит как Царь и Судия. Он сидит на престоле в окружении двенадцати апостолов. Христос судит людей, отделяя праведников от грешников: и одни идут в жизнь вечную (образы рая, Царства Небесного изображаются в левой части иконы), а другие - на вечную муку (образы ада и преисподней изображаются в правой части иконы).

Перед престолом, на котором восседает Христос, изображаются Адам и Ева, первые люди, отпавшие от Бога, у их ног мы видим огромного змия-искусителя, который извивается по всей плоскости иконы, и его хвост уходит в бездну ада, откуда приходят силы зла. Тело змия бывает увито кольцами с названиями смертных грехов - «убийство», «ложь», «лицемерие», «сребролюбие», «властолюбие» и др. Но змей изображен поверженным, ибо Христос победил зло и смерть. В самом центре иконы, между раем и адом, изображается архангел Михаил с весами, он взвешивает души людей, определяя тяжесть их грехов. Тема «Страшного суда» может внушать ужас, но древние иконы написаны ярко и светло, в них нет мрачности, они не пугают, а вселяют надежду на то, что зло и смерть будут побеждены, а свет и любовь восторжествуют.

Статья опубликована при поддержке Компании «PlasmaOnLine». На любой крупной выставке и презентации не обойтись без широкого спектра специального оборудования. Компания «PlasmaOnLine» предоставляет в аренду экраны и звуковое оборудование для презентаций и выставок. Посетите официальный сайт компании http://plasmaonline.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Сюжеты Ветхого Завета реже, чем сюжеты Нового, изображались на иконах, их гораздо чаще мы видим в храмовых росписях в силу повествовательности текста многих ветхозаветных книг. Ветхий Завет стал доступен для читателя в XVI–XVII вв., после того как в 1498 г. архиепископ Новгородский Геннадий (Гонзов) перевел на славянский язык весь корпус книг Ветхого Завета. В Ветхом Завете более шестидесяти книг и тысячи сюжетов. Но среди росписей наиболее часто встречаются следующие: Шестоднев (шесть дней творения мира), история Каина и Авеля, Вавилонская башня, Потоп и история Ноя, история патриархов: Авраама, Исаака и Иакова, Моисей и Исход из Египта, Давид, цари и пророки.

Высокий русский иконостас к XVII в. имел целых два ряда икон с ветхозаветными персонажами: пророческий (великие и малые пророки) и праотеческий (от Адама до Моисея). К числу пророков относят также царей Давида и Соломона - их легко отличить по царским одеяниям и коронам на головах.

Школа Дионисия. Шестоднев
Начало XVI в. ГТГ, Москва

Среди ветхозаветных пророков самым известным и чтимым был Илия, поэтому и иконография его весьма разнообразна. Большое распространение получили иконы «Илия-пророк в пустыне», где он сидит на камне и ворон приносит ему пищу. Также часто встречаются иконы «Огненное восхождение пророка Илии». На них пророк возносится на небо на огненной колеснице, а его ученик Елисей держится за его милоть (верхняя одежда из шкур). Милоть остается в руках Елисея как знак пророческой силы, переходящей от учителя к ученику.

Огненное восхождение Ильи-пророка
Конец XVI в. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева,
Москва

Из историй, связанных с пророками, пожалуй, наиболее занимательна по сюжету история Ионы. Книга Ионы повествует о том, как Бог послал пророка в Ниневию проповедовать покаяние, но Иона, воспротивившись этому, решил убежать от Бога на корабле. Во время бури пророк был выброшен в море, где его проглотил кит. Три дня пробыл Иона во чреве кита и благополучно вышел из китового чрева как раз около Ниневии. Этот почти сказочный сюжет любили изображать еще в катакомбах, он вошел и в древнерусскую иконописную традицию, но особой изобретательностью отличаются иконы XVII в., в которых история Ионы приобретает характер занимательного рассказа.

Бывало, что образ в иконе со временем приобретал новый смысл и сюжет в определенный момент истории осмыслялся заново. Яркий тому пример «Гостеприимство Авраама». Сюжет этой иконы восходит к 18-й главе книги Бытия (первая книги Библии), в которой рассказывается, как к праведному Аврааму приходят три ангела (посланника) с вестью о том, что у него родится сын. Уже в римских катакомбах мы находим этот сюжет. Его изображали в раннехристианских мозаиках, на фресках и иконах в Византии и по всему христианскому миру.

Обычно на иконах эта история изображается подробно: три ангела сидят за столом, Авраам и Сара угощают гостей, слуга закалывает тельца и т.д. В таком изводе этот сюжет пришел из Византии на Русь, и уже в стенных росписях Софии Киевской мы видим эту композицию. Встречается она и в иконах - новгородских, псковских, московских и др. Нередко в этом сюжете видели намек на Троицу, и это обозначалось в символах, которые угадывались сквозь бытовой план повествования. В таком виде иконография доживает до начала XV века, когда Андрей Рублев создает икону, которую с полным правом можно назвать образом Святой Троицы – единого Бога в трех лицах. Иконописец отказывается от изображения Авраама и Сары, сосредоточивая все внимание на трех ангелах.

Согласно летописи, эту икону Андрей Рублев создал «в память и похвалу преподобного Сергия». Как известно, Сергий Радонежский посвятил свой монастырь Святой Троице, потому что видел в Божественном Триединстве совершенный образ единения и любви.

Но если на иконе Рублева изображена Троица, то возникает вопрос: кто из трех ангелов Отец, кто Сын, а кто Святой Дух?

Посмотрим на икону внимательно: на ней изображены три прекрасных юноши с золотыми крыльями, их лики очень похожи, словно это один лик, данный в разных ракурсах. Этим иконописец показывает, что Троица - это единый Бог в трех лицах. Ангелы сидят вокруг стола, на котором стоит чаша с головой тельца (образ жертвы). Фигуры двух боковых ангелов также образуют собой силуэт чаши, так что ангел, сидящий в центре, оказывается внутри ее. Он облачен в одежды Христа - темно-красный хитон и синий гиматий (синий цвет как символ неба присутствует в одеяниях всех трех ангелов). Ангелы ведут между собой тихую беседу, о чем свидетельствуют их склоненные головы и жесты, указывающие на чашу.

Эту рублевскую икону в Древней Руси называли также «Предвечный совет», который совершается внутри Троицы о жертве Христа, приносимой во имя спасения мира. Есть несколько версий смысла этого образа, ученые спорят между собой о толковании символов и изображенных лиц, но икона и должна содержать непостижимую до конца тайну. И в то же время образ Троицы доносит до нас главный смысл библейского сюжета: Бог приходит к человеку, разделяет с ним трапезу, чтобы приобщить его к вечной жизни.

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ

Иконография святых также весьма обширна, поскольку за двадцать веков существования христианства к лику святых были причислены десятки тысяч людей. Святой - это живая икона Христа, тот, в ком просиял свет преображения, свет Христов. Поклонение святым началось уже в первые века с почитания мучеников, затем стали почитать святителей (епископов), преподобных (монашествующих), благоверных князей, праведных мирян, юродивых, страстотерпцев и др. Образ святого на иконе дает возможность молитвенного общения с ним. Обычно святой изображается в том чине, в котором он послужил Богу. Одеяния тоже свидетельствуют о его подвиге или служении.

Мученики обычно изображаются в красном (символ крови) и с крестом (символ следования за Христом). Среди мучеников немало женщин - Варвара, Параскева, Екатерина. Последнюю иногда изображают с колесом - символ ее мученичества, но эта традиция пришла с Запада не ранее XVII в.

Мученики-воины, принявшие смерть за Христа в первые века, - Георгий, Димитрий Солунский, Федор Стратилат и др. - изображаются в латах и полном вооружении, но, как правило, мечи опущены вниз в знак того, что их битва духовная. Однако в деисусном чине иконостаса воины предстают в одеждах знатных мирян, как придворные Небесного Царя.

Апостолов изображают в античной одежде - хитоне (нижняя рубаха) и гиматии (верхний плащ). В руках они держат свитки или книги, как провозвестники Евангелия. К апостолам относят не только двенадцать ближайших учеников Христа, но и семьдесят, также согласно Евангелию избранных Христом. Часто в число двенадцати включают апостола Павла, который был призван уже после смерти и Воскресения Христа. На иконах Петр и Павел нередко изображаются вместе, и это символизирует полноту церкви, так как Петр проповедовал евреям, а Павел - язычникам. Их иконография сформировалась уже в первые века, и она достаточно устойчива, до сих пор Петра изображают с седой курчавой головой и небольшой бородой, а Павла - темноволосым, с высоким лбом с большими залысинами и темной удлиненной бородой. У Петра обычно в руках ключи, так как согласно Евангелию Христос вручил ему ключи Царства Небесного. Павла изображают с книгой, так как он книжник, проповедник и писатель, большая часть посланий, вошедших в Новый Завет, принадлежит ему.

АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ
Середина XI в. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород

Святители перенимают эстафету ближайших учеников Христа и продолжают апостольское служение, поэтому их также изображают с Евангелием в руках. Епископы, пресвитеры, диаконы чаще всего прославлялись за их служение у престола Божия, и потому они предстают в полном богослужебном облачении, готовые к совершению таинства Евхаристии. На древних иконах святители облачены в крестчатые ризы (полиставрий), символизирующие ношение креста - и своего собственного, и своей паствы.

Глава у святых на древних иконах обычно обнажена в знак открытости перед Богом. Но иконография знает исключения: в головных уборах изображаются святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Спиридон Тримифунтский. Головной убор святителя Спиридона - это пастушеская шапочка. Он, будучи епископом, продолжал пасти овец, как это делал и до своего избрания.

С ХV в. головные уборы на иконах встречаются чаще: русские святители изображаются в белых клобуках в знак их особого служения. С ХVIII в. святителей и пресвитеров стали изображать не в богослужебном облачении, а в мантии, епитрахили, поручах, омофоре, черных клобуках, митрах.

Преподобные (монахи) обычно одеты в серо-коричневые одеяния, символизирующие смирение и молитву. У многих свитки в руках, развернутые или свернутые, так как они были учителями христианской жизни. На развернутых свитках обычно помещаются наставления, слова завещания ученикам. У святых иконописцев и защитников икон в эпоху иконоборчества в руках могут быть образа.

Пустынники и юродивые часто пишутся на иконах обнаженными в знак их суровой аскезы. Цари и князья - в царских и княжеских одеждах, иногда с коронами на головах, и в этом торжественном облачении они предстоят Христу (Христос нередко изображается на иконах святых в сегменте неба). Но есть исключения, например свв. Бориса и Глеба изображают в основном на конях, как воинов, а Даниила Московского и Александра Невского - часто в монашеском облачении, потому что в конце жизни они приняли монашеский постриг.

Особое место в иконографии занимают ангелы. Ангельский мир многообразен, по преданию, он содержит девять чинов. Часть из них получила вполне устойчивую иконографию: например, серафимы и херувимы изображаются шестикрылыми, с человеческими лицами. Архангелы в виде прекрасных крылатых юношей предстают на иконах то в доспехах, как воины небесного воинства, то в красивых туниках, как придворные Небесного Царя, а то в стихарях дьяконов, как участники Небесной литургии.

Надписи на иконах - важный элемент, они удостоверяют, кто или что изображено. В древней иконе надписи обычно предельно кратки, их задача - сделать изображение понятным, чтобы не было двойственности толкования.

Образ святого может сопровождаться также изображением его жития, это так называемые житийные иконы. Обычно они строятся по типу иконы с клеймами: в среднике крупно изображается святой, а на полях - сюжетные композиции с эпизодами его жития. Ряд житийных клейм окружает фигуру, словно разворачивающаяся кинолента, в которой перед нашими глазами проходят основные эпизоды жизни святого - от рождения до смерти и прославления.

ПРОЧИЕ СЮЖЕТЫ

Иногда темой для иконы может стать исторический факт, например «Вселенские соборы», «Крещение Руси», «Сретение иконы Владимирской Божьей Матери» и др. Изображали также события, связанные с вмешательством божественных сил в историю - «Покров Богородицы», «Чудо Архангела Михаила в Хонех», «Чудо от новгородской иконы Знамения». Легендарные или мифологические сказания тоже становились темами для иконописания, прославляющими победу светлых сил над силами зла. Самый яркий пример - икона «Чудо Георгия о змие». На ней прекрасный юноша в воинских доспехах, скачущий на коне, поражает копьем страшного змия. Иногда на заднем плане изображали город с жителями и царевну Александру, которую согласно одной из легенд и спас от змия святой Георгий.

Чудеса не только изображаются на иконах, но и сопровождают их историю. Существует много икон, которые прославились как чудотворные. В Древней Руси был даже особый жанр литературы - сказания о чудотворных иконах. Но на самом деле каждый молящийся знает - всякая икона чудотворна, ибо она открывает окно в мир горний, тот мир, в котором действуют свои законы. Это мир благодати, где царят вечные любовь и красота.