Ситуационная игра-беседа с элементами викторины «Права и обязанности детей в современном обществе. Беседа «Опасные ситуации

21 октября в читальном зале центральной библиотеки прошло занятие клуба «Подросток и закон» в рамках районного Месячника по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Мероприятие проходило в форме ролевой игры - провокации «Как защитить себя от наркотиков?» с участием студентов Чекмагушевского профессионального лицея № 85. В ходе занятия учащиеся приняли активное участие в разговоре, откровенно отвечали на вопросы: «Что такое наркотики?», «Как ты относишься к наркотикам?», «Почему подростки употребляют наркотики?», разыгрывали ролевые ситуации из жизни молодежи, показывая пути приобщения подростков к наркотикам, и учились правильно отказываться от них. Для наглядного материала была развёрнута книжно-иллюстративная выставка «Жизнь стоит того, чтобы жить», где были представлены книги, журнальные статьи, буклеты о вреде психоактивных веществ. Видеофильм «Мы выбираем жизнь!» помог ребятам прийти к выводу о том, что проще отказаться от наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.

Светлана Чернова
Игровой тренинг для детей «Защити себя сам!»

Игровой тренинг для детей «Защити себя сам

ЦЕЛЬ : Научить ребенка делать выбор в критической ситуации, чтобы не получить физической, ни психической травмы.

ЗАДАЧИ :

Учить детей говорить твердое и решительное «НЕТ!»

Учить детей как вести себя при ссоре с родителями

Напомнить детям куда они могут обратиться за помощью в критической ситуации

Стулья по количеству участников(6-8 человек) расставлены полукругом.

Здравствуйте, дети! Меня зовут (одновременно прикрепляя нагрудную табличку с именем.) Чтобы запомнить ваши имена, возьмите таблички (раздаются таблички с именами детей ) . Пока вы их прикрепляете, пусть каждый ответит мне на такой вопрос : кто должен заботиться о вас и защищать вас ?

Родители!

Бабушки и дедушки!

Старший брат!

Воспитатель!

Государство!

Вы перечислили так много, но одного, самого главного, почему-то забыли.

Самого себя ! Каждый человек – и большой, и маленький – должен сам заботиться о себе. Согласны?

Именно этому : «Как себя защитить , как себя вести , чтобы не попадаться в неприятные ситуации, и что делать если всё – таки в такой ситуации оказались» - мы с вами и будем учиться.

Все решения будете принимать самостоятельно. Сможите? Тогда – вперед!

Встаньте те, кто остаётся дома один, когда родители уходят. Теперь пересаживаемся : те, кто встал, садятся справа, вы будете игроками , а остальные – слева, будете судьями , будете решать , правильно ли поступают игроки .

(Дети пересаживаются, один из игроков выходит в центр круга)

Итак, родители ушли, ты остался один. Только сел рисовать, и вдруг… (раздаётся звонок)

Что будешь делать?

Ребёнок подбегает к двери и начинает её открывать.

Стой, не надо!

Уходите, никого нет дома!

Кто там?

А теперь судьи решат, кто поступил правильнее (Кто там)

Ребёнок подходит к двери : «Кто там?»

Я врач из поликлиники. (Что делать)

Я вам не открою.

Взрослых пока нет дома, придите, пожалуйста, позже или перезвоните.

Следующий вариант :

Откройте, это милиция.

Впустите, мне нужно проверить газ.

Откройте, телеграмма.

Я друг твоего папы, он скоро придёт, и велел тебе впустить меня…

Когда начинают уговаривать и здесь нужно уметь сказать твёрдое «Нет!»

Хотите узнать, как дракончик Памси научился говорить «Нет!» ?

Когда дракончик Памси был маленьким, он очень любил говорить слово «нет» . Его спрашивали : «Ты вымыл руки?» - «Нет!» - отвечал Памси.

«Ты любишь кашу?» - «Нет!» - «Ты убрал игрушки?» - опять «Нет!» .

Но когда он подрос, то заметил, что всё чаще ему стало трудно говорить слово «Нет» . Это случалось тогда, когда его приятели звали Памси делать то, что было, по его мнению, опасно, вредно и нехорошо. Если в таких случаях он не мог сказать «нет» , то потом чувствовал себя очень плохо . Что-то мешало ему сказать «нет» . Это были мысли : «Если я скажу «нет» , то я кого-то обижу», «Если я скажу «нет» , то со мной не будут играть, меня будут считать трусом»

Что мешало Памси сказать «нет» ? (страх)

Бывали ли у вас ситуации, когда вам было трудно сказать «нет» ?

(Когда предлагают кого – то обидеть, сказать кому – то неправду, пососать сосульку, покататься на машине с незнакомым человеком, играть там, где тебя не видит мама)

Памси понимал, что ему необходимо научиться говорить «нет» даже тогда, когда это бывает трудно. «Я смогу сделать то, что мне надо!» , - решил дракончик Памси.

Он сложил лапы рупором и очень громко крикнул : «Нет!» Это было больше, чем просто звук его голоса, это был звук его силы, звук победы над своим страхом.

Памси знал, что нужно много тренироваться для того , чтобы чего-то добиться.

Он сел и стал тренироваться .

Памси вспомнил случай, когда его звали разорять птичьи гнёзда, испачкать друга, а он боялся сказать «нет» , потому что думал, что с ним тогда перестанут дружить. И сейчас, вспоминая это, он крикнул :

«Нет!» «Нет!» «Нет!»

Сначала это было неуверенно, а потом стало получаться всё лучше и лучше.

Мы тоже с вами потренируемся . Педагог предлагает ситуации, а дети отвечают «нет» .

Пойдём, толкнем того мальчика.

Давай сломаем его горку.

Сосулька такая вкусная, холодная. Хочешь?

Хочешь вкусный торт? Идем ко мне домой.

Я подарю тебе компьютер идем со мной.

Может, покатаемся на машине с тем дядей.

Давай, залезем в подвал.

Идём, поиграем в соседнем дворе.

Есть и другие способы сказать «нет» Например :

Я в этом не нуждаюсь

Мне это не надо

Я таких вещей боюсь

Не сегодня

Нет, я не хочу

Нет, спасибо

Мои родители мне не разрешают

Нет, я подожду, когда мне это разрешат

Я без этого обойдусь

Мне есть чем заняться

Нет, я вас не знаю

Нет, я знаю это опасно для жизни, для меня

Нет, лучше я позову брата (родителей ит. д.) и мы будем играть.

Говорить это нужно уверенно, решительно.

Если вы чувствуете, что у вас не получается, то лучше убежать к своему дому, родителям, хорошим знакомым.

Нарисовать ситуации в виде запрещающих знаков то, от чего они хотели бы отказаться, чему они хотели бы научиться говорить : «Нет!» .

Рассматривание рисунков.

Запомните на всякий случай!

Не все люди, даже взрослые, хорошо понимают, что делать хорошо, а что – плохо, что можно, а что нельзя. Некоторые заставляют детей делать неприятные и гадкие вещи. Поэтому лучше всего, если ты не станешь играть в одиночестве там, где тебя некому будет защитить – на всяких пустырях, чердаках, в подвалах, незнакомых местах.

Чужие люди могут позвать тебя с собой – погулять или покататься. Они могут уговаривать тебя и обещать в подарок интересные вещи, о которых ты давно мечтаешь или что-то вкусное. Ты сделаешь правильно, если не пойдешь и не поедешь с ними, а от подарков откажешься. Значит ты смог сам себя защитить .

Конечно, не все люди плохие, но ты ведь не можешь угадать, что на уме у чужого, незнакомого человека. Если это хороший человек, он всё поймёт и не обидится на твой отказ гулять с ним или принять от него подарок.

Если всё – таки чужой человек не отстаёт от тебя, как поступить в этом случае?

Лучше всего убежать или позвать на помощь других людей.

Совсем хорошо, если ты расскажешь о приставании чужих людей своим родителям – они постараются сделать так, чтобы чужие люди больше тебя не беспокоили.

Пойдем со мной!

Нет, я не иду с вами! (пантомима)

Работаем в кругу. Представьте ситуацию :

Незнакомые взрослые уговаривают пойти погулять вместе с ними. (Твой друг предлагает убежать из дома. Незнакомый просит проводить его домой, обещая за это подарок)

Покажите с помощью мимики и жестов свой отказ. (Что будут делать руки. Положение туловища. Выражение лица.)

Звонит звонок.

«Маска откровения»

Входит лисенок очень грустный.

Лисёнок рассказывает.

На лесной полянке всегда было спокойно. Зайчихи сидели на пеньках. Белки скакали с ветку на ветку. Ежи играли в камешки под ветвистым деревом. А лесные малыши резвились в песочнице. А по вечерам мы, зверята постарше, собирались на поляне, играли в лапту, разговаривали о многих интересных вещах. Однажды на нашей поляне появились чужие звери, которые были старше нас. Откуда они пришли, никто не знал. С тех пор на поляне собираться стало невозможным. Каждый раз эти звери обижали того, кто попадался на их пути : ругались плохими словами, дразнили, отнимали игрушки, сладости и просто били нас.

Однажды я не выдержал и дал сдачи одному хулигану. Тогда они стали постоянно меня преследовать, избивали, когда я был один, обижали. Мои друзья их боятся и поэтому не защищают меня . Я не знаю, как поступить в данной ситуации. Подскажите, что мне делать.

Предложения детей .

Рассказать родителям.

Не быть одному на поляне.

Нанесение обиды, жестокое обращение можно предотвратить, защищая себя самого , обратиться за помощью к родителям, другим родственникам, воспитателю, заведующему детским садом, родителям твоих друзей, к хорошим соседям, в милицию.

Лисенок благодарит детей и угодит .

(Звонит телефон.)

Звонит Марья – рукодельница. Что-то случилось. Марья рассказала, что занималась рукоделием и не заметила как порезала красивую кружевную скатерть и теперь боится, что будет за это наказана.

Ребята, как вы думаете, что чувствует Марья? (страх)

Чего боится Марья? Почему?

Наказывают ли вас родители?

Как ругают вас родители? (Грозят отшлёпать, ставят в угол, кричат, говорят обидные слова)

Что вы делаете в ответ?

Предлагаю вам и Марье ряд советов, которые помогут вам при ссоре с родителями.

1. Скажите взрослым, что вам страшно, когда они на вас кричат. (Мама мне страшно, когда ты ругаешься. Папа мне больно и страшно, когда ты ругаешься и шлёпаешь меня.)

2. Покажите готовность исправить свою ошибку : «Что мне сделать, чтобы ты не сердилась на меня?” Это помогает смягчить гнев взрослого.

3. Иногда полезно переждать «бурю» . Пусть взрослый человек сам успокоится, и вы сможете с ним спокойно поговорить. (подождать и предложить попить чай)

Разыграть ситуацию. Разделиться по парам. Один участник - «мама» , а другой – «Марья» . Затем меняются ролями.

Итог занятия : каждый ребенок может предотвратить неприятные ситуации и сделать правильный выбор в критической ситуации, чтобы не получить физической, ни психологической травмы.

Используя приемы : сказать уверенное и твердое «Нет!» ; говорить о своих чувствах; уйти от этой ситуации, переждать «бурю» ,а затем поговорить об этом; обратиться за помощью к родственниками и хорошим знакомым, кому вы доверяете.

Список используемой литературы :

1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я - ребенок, и я имею право. - М : «Издательство Скрипторий 2003» , 2007. - 96с.

2. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост.: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. М. Степина. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 88с.

3. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие - М.: Генезис, 2000. - 208с., илл.

4. Профилактика ВИЧ - инфекции и СПИДа : Учебное пособие А. А. Быков, Е. Н. Худякова, Т. И Бочкарёва, Н. В. Шокурова. Самара : СИПКРО, 2002.-226с.

Глобальной целью ролевой игры является устранение несоответствия между отдельно взятой личностью и окружающим ее миром. Соответственно, те индивидуумы, для которых указанное несоответствие не существует, в ролевые игры не играют и играть не будут. Все вышесказанное, конечно, не означает, что несоответствующая миру личность является ущербной, или мир столь плох.

Чисто теоретически возможны два варианта снятия этого противоречия: или надо изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру, либо надо преобразовать мир, чтобы в нем стало хорошо данной личности. История дает нам немало примеров и того и другого подхода, и оба они в крайнем своем выражении приводили к печальным последствиям. В первом случае это нивелирование особенностей личности, подавление их либо социальными инструментами (красивая женщина - ведьма, ученый доктор - отравитель, талантливый музыкант - слуга дьявола и т.п.) либо психологическими (филистерство, охлократия). Во втором случае это либо диктатура и автократия, либо, если у личности нет власти над другими, убийства и самоубийства. Что же предлагают для решения этой проблемы ролевые игры?

В ролевых играх реализуются одновременно оба пути. Во-первых, игрок имеет право выбрать себе любой мир из предложенных организаторами или устроить игру самому, создавая свой собственный мир. Во-вторых, в новых условиях нового мира он может попытаться к нему приспособиться. Процесс приспособления к игровому миру психологически происходит легче, чем к адаптация к реальному миру, так как здесь нет элемента насилия, в любой момент можно выйти из игры.

Разумеется, проблема несоответствия личности и мира первоначально снимается только на время игры, но, во-первых, многие из участвовавших хотя бы в одной игре принимают в них участие снова и снова; во-вторых, у игроков увеличивается внешняя приспособляемость к различным ситуациям при одновременном выявлении сущностных особенностей личности; и, наконец, в-третьих, когда игроков с определенным, выработанным в процессе игры менталитетом становится много, то они начинают влиять уже на реальный мир.

Кроме вышеуказанной глобальной цели организаторы игры и игроки могут ставить перед собой и другие задачи. Первая - познавательная (“как это было?”) характерна в большей степени для исторических игр. Такие игры помогают понять, как жили люди в Древнем Египте, Иерусалиме времен крестовых походов, в Англии времен короля Артура или войны Алой и Белой Розы и т.п. В этом случае характерно тщательное воссоздание исторической обстановки (предметов быта, одежды, строений, оружия). Вторая возможная задача - эстетическая (“мир прекрасен”). Точное историческое соответствие необязательно, но антураж необходим и обязан быть красивым. Третья задача - обучающая (“как это есть”) быть следопытом, корабелом, воином, монахом буддийского монастыря и т.п. В таких играх непременное условие - тщательно подобранное и обставленное место игры. Четвертая задача - этическая (“это наш мир”) - проведение в жизнь некоторой системы моральных ценностей (ни в коем случае не религиозных, религиозная оболочка может быть, а может и не быть). В играх, где эта задача явно поставлена, Добро и Зло, как правило, четко выражены, носители разных этических систем находятся в разных командах и даже одеваются в разные цвета. Этическая задача никогда не бывает единственной, ибо ролевая игра - это в первую очередь игра, а играть в абстрактные принципы невозможно. Пятая задача - компенсаторная (“все было не так”). Игры такого плана предполагают обязательный литературный или, реже, кинематографический источник. Декорации и реквизит минимальны, все внимание - непосредственно возникающим в ходе игры ситуациям. И, наконец, последняя задача - структурирование времени (“как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”) - это задача начинающих игроков. Однако поскольку ролевые игры имеют много достоинств (см. все вышеперечисленное), то такое времяпровождение может быть полезно и для них, хотя бы тем, что отвлекает от других времяпровождений, многие из которых ничего не дают ни уму, ни сердцу. Следует при этом заметить, что опытные игроки не любят тех, кто ставит перед собой только эту задачу.

В ходе каждого занятия детям предлагаются ситуации, поиск выхода из которых происходит в ходе игры. Роли взрослых выполняют педагоги, волонтеры, роли детей - ребята из класса, группы, кружка (дети, с которыми проводится работа).

Игра 1."Большое и маленькое "Нет".

(по мотивам сказки Гизелы Браун)

Ситуация к проигрыванию:

Маленькое "нет" сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.

Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: "Могу я сесть рядом с тобой?" Маленькое "нет" тихо шепчет: "Нет. Мне было бы лучше побыть одному". Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.
Тут подходит мальчишка и спрашивает: "Могу ли я получить твою шоколадку?" Маленькое "нет" опять тихо шепчет: "Нет, я бы охотно съел ее сам". Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького "нет" шоколадку и начал есть.
Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое "нет" в парке, и сказал: "Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?" Маленькое "нет" в третий раз прошептало: «Нет, я не хочу твоего поцелуя». Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому "нет" и собрался его поцеловать.
Тут, наконец, терпение маленького "нет" лопнуло. Оно встало, вытянулось в высоту и во весь голос закричало: "НЕ-Е-ЕТ!" и еще раз: " НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!"

Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: "Почему же ты так не сказал сразу?" - и пошли дальше своей дорогой.

Цель - научить ребенка громко и уверенно говорить "Нет".

Роли: взрослые, подросток, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями, атрибуты и игрушки.

Игра 2."Незнакомец"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.
Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.

Цели:

помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;

научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей младшего школьного возраста);

сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);

познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.

"Незнакомец":

взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.

Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.

Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.

Игра 3."Один дома"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок в дверь.

Цель - сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Один дома":

проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.

Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.

Игровой материал: различные атрибуты, рисунки к сказкам.

Игра 4."Телефонный звонок"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок по телефону .

Цель - научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Телефонный звонок":

Рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: игрушечный телефон, рисунки по теме.

Игра 5."Подкуп"

Ситуация к проигрыванию:

Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.

Цель - стратегию поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца.При попытке похищения - "кричать, бежать, рассказывать".
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Подкуп" :

после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.

Роли: взрослый, дети.

Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.

Игра 6."Машина"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.
Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;
Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.

Цели:

выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:

нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Правило "Трех больших шагов");

не садиться в автомобиль;

твердо и уверенно отвечать отказом.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Машина": рассмотреть и обсудить все возможные варианты этой ситуации в ходе анализа игры.
Если взрослый спрашивает дорогу куда-либо, можно посоветовать ему спросить об этом у кого-нибудь из взрослых, но строго соблюдать правило "Трех больших шагов".
Обязательно проиграть ситуацию, в которой ребенка приглашают сесть в машину друзья или знакомые родителей. Без предварительной договоренности с родителями или заранее оговоренного пароля, этого делать нельзя.
В ситуации "Вариант 2", обсудить возможные предлоги, с которыми взрослый может обратиться к ребенку.

Здесь главное правило: не садиться в машину никогда и ни под каким предлогом.
Обязательно проиграть ситуацию, когда водитель на машине преследует ребенка.
Правило: бежать в сторону, противоположную движению машины.

В конце проведения игрового занятия использовать упражнение на умение громко кричать. В игре использовать рисунки (рассматривание, обсуждение)

Роли: взрослый "за рулем автомобиля", ребенок.

Игровой материал: атрибуты к игре, рисунки.

Игра 7."Если потерялся"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок теряется в многолюдном месте (рынок, стадион, парк, в поездке и т.д.)

Цели:

научить ребенка обращаться за помощью к взрослым, уметь найти безопасного незнакомца (милиционер, продавец, кассир, водитель автобуса, троллейбуса и т.п.);

воспитывать чувство уверенности при общении с людьми, способными оказать помощь.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Если потерялся": в процессе игры подвести ребенка к тому, что он должен быть настойчивым в поиске помощи (если не помогут в первый раз, обращаться во второй и третий). Во избежание подобных ситуаций можно предложить ребенку заранее договориться с родителями о том месте, где они будут ждать друг друга в случае, если ребенок потеряется. Помочь твердо запомнить следующее: незнакомые люди, к которым дети обращаются за помощью сами, гораздо безопаснее тех, которые первыми предлагают ее ребенку.

Роли: взрослые, ребенок, массовка - вся группа.

Игра 8." Защита"

Ситуация к проигрыванию:

Взрослый пытается затащить ребенка в подъезд (подворотню, на стройку и т.д.)

Цель - выработать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации, научить его не теряться, быть решительным и пытаться спасти себя.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Защита": рекомендуются упражнения на умение громко кричать "Это не мой папа!", "Спасите!" и т.п. (выслушать предложения детей).В данной ситуации дети могут кусаться, царапаться, драться, бороться.
Важно научить ребенка не сдаваться и продолжать придумывать новые попытки выйти из ситуации.
Проиграть ситуацию преследования незнакомцем. В этом случае можно юркнуть в "убежище", если оно рядом (в том случае, если преследующий отстал и не видит, куда может последовать ребенок), а если нет - бежать в ближайшее людное место. Если и этого нет - кричать как можно громче и пытаться спастись бегством. Предложить детям самим придумать дополнительные средства и способы защиты.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями.

Игра 9."Дорога домой"

Ситуация к проигрыванию:

Друг предлагает ребенку поздним вечером сократить дорогу домой, пройдя через пустырь или двор.

Цель - научить ребенка отказывать, говорить "Нет", учить относиться серьезно к подобным ситуациям и с уверенностью отстаивать свое мнение.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Дорога домой": предложить для проигрывания различные ситуации, когда дети могут стать легкой добычей преступника. Попросить ребенка попробовать убедить друга не ходить опасным путем. Помочь ему понять, что отказ от подобного предложения является не трусостью, а разумным и безопасным поведением.

Роли: ребенок, его друг, взрослые.

Игровой материал: карточки с надписями.

Игра 10."Вымогательство"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. Ребенок идет с другом. По дороге к ним пристают трое старшеклассников и вымогают деньги.

Вариант 2. На улице незнакомец требует отдать ему украшения (у девочек - сережки, цепочка, кольцо и т.п.), деньги.

Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: отдать беспрекословно. Помочь понять, что такое поведение не является трусостью, что жизнь и здоровье - самое дорогое, что у них есть, и что главное - выйти из ситуации живым и здоровым.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Вымогательство": проиграть ситуацию, когда вымогательством занимаются сверстники (можно оказать сопротивление, предварительно рассчитав свои силы).

Роли: взрослые, дети (сверстники).

Игровой материал: карточки с надписями, украшения, деньги.

Игра 11."Опасность"

Ситуации к проигрыванию:

Вариант 1. В квартире начался пожар.

Вариант 2. Ребенок в доме с одним из взрослых. Взрослому стало плохо.

Вариант 3. Ребенок в доме один. Кто-то пытается взломать дверь.

Вариант 4. Ребенок в доме один, ощущается запах газа.

Цель - выработать безопасную стратегию поведения в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефона, уметь открывать замок входной двери.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Опасность": в ходе проигрывания обсуждать каждое действие ребенка и возможные последствия ситуации, выбирать наиболее удачные варианты поведения, выслушивать высказывания детей по каждому случаю и их предложения.

Роли: ребенок в различных ситуациях, взрослые.

Игровой материал: карточки с надписями.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

В ходе каждого занятия детям предлагаются ситуации, поиск выхода из которых происходит в ходе игры. Роли взрослых выполняют педагоги, волонтеры, роли детей - ребята из класса, группы, кружка (дети, с которы-ми проводится работа).

Игра 1. "Большое и маленькое "Нет".

Ситуация к проигрыванию:

Маленькое "нет" сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действи-тельно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.

Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: "Могу я сесть радом с тобой?" Маленькое "нет" тихо шепчет: "Нет. Мне было бы лучше побыть одному". Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.

Тут подходит мальчишка и спрашивает? "Могу ли я получить твою шоколадку?" Маленькое "нет" опять тихо шепчет: "Нет, я бы охотно съел ее сам". Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького "нет" шо-коладку и начал есть.

Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое "нет" в парке, и сказал: "Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?" Маленькое "нет" в третий раз прошептало: " Нет, я не хочу твоего поцелуя". Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к ма-ленькому "нет" и собрался его поцеловать.

Тут, наконец, терпение маленького "нет" лопнуло. Оно встало, вытя-нулось в высоту, и во весь голос закричало: "НЕ-Е-ЕТ!" и еще раз: " НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!"

Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: "Почему же ты так не сказал сразу?" И пошли дальше своей дорогой.

А кто сейчас сидит на скамейке? Нет, не маленькое "нет", а большое "НЕТ". Оно большое, сильное и громкое и оно думает: "Стало быть, так. Если всегда тихо и нерешительно говорить "нет", люди этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить "НЕТ".

Так маленькое "нет" стало большим "НЕТ".

Цель: научить ребенка громко и уверенно говорить "Нет".

Роли: взрослые, подросток, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями, атрибуты и игрушки.

Игра 2. "Незнакомец"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1 .На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.

Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подхо-дит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.

Цель:

- помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и нико гда;

- научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незна комому человеку (для детей мл. школьного возраста);

- сформировать следующую модель поведения - при попытке похище ния

"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);

- познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.

Обязательное допол нение к проигрыванию ситуации "Незнакомец": взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обяза-тельное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.

Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе. Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.

Игра 3. "Один дома"

Ситуация к проигрыванию: Ребенок один дома. Звонок в дверь.

Цель: сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.

Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, мили-ционер, врач, незнакомец и т.д.), ребенок.

Игровой материал: различные атрибуты, рисунки к сказкам.

Игра 4. "Телефонный звонок"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок по телефону.

Цель: научить ребенка безопасному общению по телефону. Разви-вать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно. "Телефонный звонок»

— рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.

— рассмотреть случай, когда ребенку по телефону говорят непристойности;

— рассмотреть случай, когда угрожают.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: игрушечный телефон, рисунки по теме.

Игра 5. "Подкуп"

Ситуация к проигрыванию:

Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, пода-рок.

Цель: выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Один дома" : Проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вы-зывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в кото-рых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печаль-ным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.

дан- ной ситуации: ничего не брать у незнакомца. При попытке похищения - "кричать, бежать, рассказывать."

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Подкуп ": после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для зна-комства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации.

Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.

Роли: взрослый, дети.

Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.

Игра 6. Машина"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина. Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо. Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.

Цель: выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:

- нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Пра вило "Трех больших шагов");

- не садиться в автомобиль;

- твердо и уверенно отвечать отказом.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Машина":

рассмотреть и обсудить все возможные варианты этой ситуации в хо-де анализа игры.

Если взрослый спрашивает дорогу куда-либо, можно посоветовать ему спросить об этом у кого-нибудь из взрослых, но строго соблюдать правило "Трех больших шагов".

Обязательно проиграть ситуацию, в которой ребенка приглашают сесть в машину друзья или знакомые родителей. Без предварительной до-говоренности с родителями или заранее оговоренного пароля, этого делать нельзя.

В ситуации "Вариант 2", обсудить возможные предлоги, с которыми взрослый может обратиться к ребенку.

Здесь главное правило: не садиться в машину никогда и ни под каким предлогом.

Обязательно проиграть ситуацию, когда водитель на машине преследует ребенка.

Правило: бежать в сторону, противоположную движению машины.

В конце проведения игрового занятия использовать упражнение на умение громко кричать. В игре использовать рисунки (рассматривание, обсуждение).

Роли: взрослый "за рулем автомобиля", ребенок. Игровой материал: атрибуты к игре, рисунки.

Игра 7."Если потерялся"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок теряется в многолюдном месте (рынок, стадион, парк, в поездке и т.д.)

Цель: научить ребенка обращаться за помощью к взрослым, уметь найти безопасного незнакомца (милиционер, продавец, кассир, водитель автобуса, троллейбуса и т.п.) Воспитывать чувство уверенности при общении с людьми, способными оказать помощь.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Если потерялся": в процессе игры подвести ребенка к тому, что он должен быть настойчивым в поиске помощи (если не помогут в первый раз, обращаться во второй и третий). Во избежание подобных ситуаций можно предложить ребенку зара-нее договориться с родителями о том месте, где они будут ждать друг друга в случае, если ребенок потеряется. Помочь твердо запомнить следующее: незна-комые люди, к которым дети обращаются за помощью сами, гораздо безопас-нее тех, которые первыми предлагают ее ребенку.

Роли: взрослые, ребенок, массовка - вся группа. Игровой материал: карточки с надписями.

Игра 8. " Защита"

Ситуация к проигрыванию:

Взрослый пытается затащить ребенка в подъезд (подворотню, на стройку и т.д.)

Цель: выработать безопасную стратегию поведения ребенка в дан ной ситуации, научить его не теряться, быть решительным и пытаться спасти себя.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Защита":

В данной ситуации дети могут кусаться, царапаться, драться, бороть-ся.

Важно научить ребенка не сдаваться и продолжать придумывать но-вые попытки выйти из ситуации.

Проиграть ситуацию преследования незнакомцем. В этом случае можно юркнуть в "убежище", если оно рядом (в том случае, если пресле-дующий отстал и не видит, куда может последовать ребенок), а если нет -бежать в ближайшее людное место. Если и этого нет - кричать как можно громче и пытаться спастись бегством. Предложить детям самим придумать дополнительные средства и способы защиты.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями.

Игра 9. "Дорога домой"

Ситуация к проигрыванию:

Друг предлагает ребенку поздним вечером сократить дорогу домой, пройдя через пустырь или двор.

Цель: научить ребенка отказывать, говорить "Нет", учить относиться серьезно к подобным ситуациям и с уверенностью отстаивать свое мнение.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Порога домой": предложить для проигрывания различные ситуации, когда дети могут стать легкой добычей преступника. Попросить ребенка попробовать убедить друга не ходить опасным путем. Помочь ему понять, что отказ от подобного предложения является не трусостью, а разумным и безопасным поведением.

Роли: ребенок, его друг, взрослые. Игровой материал: карточки с надписями.

Игра 10. "Вымогательство".

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. Ребенок идет с другом. По дороге к ним пристают трое старшеклассников и вымогают деньги.

Вариант 2. На улице незнакомец требует отдать ему украшения (у де-вочек — сережки, цепочка, кольцо и т.п.), деньги.

Цель: выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: отдать беспрекословно. Помочь понять, что такое по-ведение не является трусостью, что жизнь и здоровье самое дорогое, что у них есть, и что главное — выйти из ситуации живым и здоровым.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Вымогатель- ство":

проиграть ситуацию, когда вымогательством занимаются, сверстники (можно оказать сопротивление, предварительно рассчитав свои силы).

Роли: взрослые, дети (сверстники).

Игровой материал: карточки с надписями, украшения, деньги.

Игра 11. "Опасность"

Ситуации к проигрыванию:

Вариант 1. В квартире начался пожар.

Вариант 2. Ребенок в доме с одним из взрослых. Взрослому стало плохо.

Вариант 3. Ребенок в доме один. Кто-то пытается взломать дверь.

Вариант 4. Ребенок в доме один, ощущается запах газа.

Цель: выработать безопасную стратегию поведения в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефо-на, уметь открывать замок входной двери.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Опасность": в ходе проигрывания обсуждать каждое действие ребенка и возмож-ные последствия ситуации, выбирать наиболее удачные варианты поведе-ния, выслушивать высказывания детей по каждому случаю и их предложе-ния.

Роли: ребенок в различных ситуациях, взрослые. Игровой материал: карточки с надписями.

К ролевым играм по безопасности "Моя безопасность" прилагаются методические рекомендации по их проведению.

С каждым годом растет количество преступлений, совершенных про-тив детей. Сегодня дети, как никогда раньше, подвергаются опасности стать жертвами преступлений. Поэтому и родителям, и учителям необхо-димо использовать все возможные средства для того, чтобы защитить де-тей и, что еще важнее, научить их защищаться самостоятельно.

Как защитить ребенка от преступников? Как распознать уловки похи-тителей и маньяков? Как обучить детей правильному поведению в опасных ситуациях?

Данные методические рекомендации помогут социальным педагогам школ и внешкольных учреждений, воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов (а также родителям) в работе с детьми по обучению их уверенному поведению в различных экстремальных ситуаци-ях. Они адресованы всем заинтересованным в воспитании у детей безопас-ного поведения людям.

Игры предназначены для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Обучение в виде игры придает детям смелость и уве-ренность, в то время как просто беседы и описание трагических случаев, происшедших с другими детьми, способно напугать их. Помните, что вы не просто даете детям знания о том, как вести себя сегодня. Вы даете им возможность защищать и оберегать себя всю жизнь.

Игры лучше проводить с небольшой группой детей. Если это дети дошкольного возраста — 6-8 человек, а если младшего школьного возраста, то 8^10 человек. Для проведения игр необходимо выбирать свободное от занятий время. В младших классах - это классный час или специально вы-деленное для проведения игр время факультативных часов. В дошкольном учреждении можно использовать игровое время второй половины дня. Можно вставить игры в сетку занятий - один-два раза в неделю. Занятия целесообразно проводить по подгруппам. Продолжительность игры не бо-лее 25 минут. Поэтому один вариант игры может занять несколько игро-вых занятий.

В работе с дошкольниками необходимо помнить, что им трудно само-стоятельно найти безопасное решение в той или иной ситуации. Это реше-ние им нужно подсказать.

Предлагаемые игры являются одним из средств обучения детей пове-дению в экстремальных ситуациях.

Цель любой игры имеет три аспекта:

- познавательный - включает те знания, которые получает ребенок в процессе игры: определенные правила и умения, связанные с безопасной жизнедеятельностью;

- воспитательный - подразумевает демонстрацию различных форм общения между людьми, сохранения доброго отношения к людям при наличии навыков бдительного и безопасного поведения, воспитание доверия к окружающему миру;

- поведенческий - ориентирован на формирование определенных моделей поведения.

Как воспитать в наших детях здоровое чувство доверия, разумный взгляд на наш мир?

Предоставляя детям информацию по основам безопасности, взрослый, помимо воли, переходит к "тактике запугивания", говоря о том, что может случиться, если не внимать предупреждениям. Многие дети могут не за-помнить полезную информацию, но в памяти у них четко отложится то, что им угрожает опасность. Страх нередко парализует и, запугивая детей, можно подорвать у них способность правильно реагировать в опасной си-туации и встречать ее уверенным поведением.

Каждую игру с детьми можно начинать с таких слов, например:

"Большинство взрослых людей достойны доверия, но есть ис-ключения из этого правила. Некоторые ведут себя с детьми недостой-но, а кое-кто причиняет детям серьезный ущерб" (2).

Далее следует обучать детей, что делать, сталкиваясь с такими людь-ми, не переставая повторять им, что большинство людей не способны при-чинить зло детям. "Большинство взрослых хорошие, но некоторые — нет. К сожалению, мы не всегда можем увидеть разницу. Поэтому важно знать и соблюдать правила безопасности".

Прежде чем начнутся игровые занятия, обязательно должна быть ор-ганизована встреча с родителями и получено согласие на работу с их деть-ми (форма может быть произвольной, но согласие должно быть подтвер-ждено подписями).

Хорошо было бы заручиться родительской поддержкой на время про-ведения всего цикла игр. Основная поддержка родителей может заклю-чаться в обсуждении и закреплении знаний и правил, полученных детьми в ходе игровых занятий.

Многие родители считают, что их дети не нуждаются в знаниях пра-вил безопасности. Поэтому без согласия родителей работа с ребенком не ведется.

В ходе первой встречи с родителями можно рекомендовать следую-щие приемы безопасности:

1. Научить ребенка четко, громко и уверенно говорить "Нет!"

2. Предложить родителям вместе с детьми продумать семейный пароль, который каждый из членов семьи мог бы использовать в качестве

сигнала в случае опасной ситуации. Это может быть одно слово или фраза, но смысл один: "

Я в опасности! Мне нужна помощь!".

4. Для детей, которые ходят без сопровождения взрослых, можно заранее продумать постоянный маршрут, договориться с ребенком о том, что он всегда будет ходить одной и той же дорогой, причем первое время можно ходить с ребенком вместе. Если взрослые (родители, старшие братья и сестры) не встречают ребенка из школы (бассейна, занятий секции, кружковых занятий и т.п.), то ему рекомендуется ходить с группой сверстников, с друзьями.

5. Ребенка, самостоятельно возвращающегося домой, следует научить беречь ключи и тому, как действовать в случае их потери. Необходимо привить ребенку привычку, что всякий раз уходя из дому, он должен убедиться в том, что взял ключ.

6. Если ребенок много времени проводит на улице, во дворе, то желательно, чтобы родителями были четко оговорены границы окрестностей, в которых ребенок может гулять.

7. Установленное в семье правило "докладов" поможет родителям знать о планах детей, об их намерениях, быть в курсе событий. Такая семейная традиция - одно из условий безопасности ребенка.

Например:

"Что, если ты играешь во дворе, а какой-то мужчина просит тебя по-мочь ему и проводить, например, к метро?"

"Что, если, к примеру, ты идешь по тротуару, а кто-то, сидя в машине, предлагает тебе прокатиться?"

"Что, если, к примеру, мы с тобой потеряли друг друга в магазине?"

"Что, если, к примеру, взрослый человек предложит тебе угощение, деньги или еще что-нибудь, чего тебе очень хочется?" и т.п.

9. В период обучения детей основам безопасной жизнедеятельности,
родителям предложить внимательно выслушивать детей:

их рассказы о том, чем они занимались в детском саду (школе), что узнали нового, чему научились.

1.Ребенок должен знать свое имя, имена и фамилии родителей, свой домашний адрес и телефон.

2.Определения следующих понятий:

. "незнакомец" — это тот человек, которого ты не знаешь:

. "опасный незнакомец" — это тот человек, который подходит к ребенку, заговаривает с ним или просит ребенка помочь в чем-нибудь;

. "безопасный незнакомец" — милиционер, кассир, продавец магазина, военнослужащий, человек, который не вступает первым в контакт с ребенком;

. "безопасное место" — любое общественное место, видное и людное (аптека, почта, библиотека, банк, любое учреждение);

. "опасное место" - подворотня, стройка, места, поросшие густым кустарником, подвал, пустырь, темный двор и т.п.;

. "безопасное время суток" - светлое время суток (утро, день);

. "опасное время суток" — вечернее и ночное время.

Следует развивать наблюдательность детей, учить их запоминать важные детали в облике людей и обстоятельствах встречи с ними:

Особенности внешности (можно учить запоминать детали сверху вниз);

Пол, раса, примерный возраст, рост, телосложение;

Характерные приметы: шрамы, родимые пятна и т.п.;

Время встречи;

Место встречи;

Смысл сказанного (т.е. о чем говорил, просил незнакомец или незнакомка)

Внимательность можно развивать как в повседневной жизни, так и с

помощью специальных упражнений, тренировки на запоминание перечис-ленных деталей. Важно предоставлять детям возможность попрактико-ваться в умении различать марки машин, запоминать их цвет, номер.

Этот перечень приемов для развития наблюдательности у ребенка можно рекомендовать родителям.

Кроме того, во время работы с детьми постарайтесь пользоваться дос-тупным их возрасту языком, излагать мысли так, чтобы они могли их по-нять, терпеливо отвечать на вопросы, возникающие у детей в ходе игр.

В конце работы с детьми по обучению безопасному поведению с по-мощью ролевых игр целесообразно провести итоговое занятие.

Методические указания к проведению игр

Игра 1. "Большое и маленькое "Нет!"

(по мотивам сказки Гизелы Браун)

Перед началом игры попросить каждого ребенка крикнуть "Нет!" После инсценировки сказки предложить обсуждение. Некоторые дети, хотя и говорят "Нет", если им что-то не нравит-ся, но говорят, стесняясь, нерешительно и тихо, и поэтому не воспринима-ются всерьез.

Необходимо научить детей произносить "Нет" громко, четко и уве-ренно. Для этого полезно дополнительно провести упражнение "Учимся говорить "Нет".

Педагог говорит детям: "

"Сейчас я покажу вам как по-разному можно сказать "Нет". Вы послушайте, пожалуйста, и скажите какое "Нет" лучше звучит. При помощи какого "Нет" вы получите нужный вам результат".

1. Педагог говорит "Нет" тихо и сдержанно, глядя при этом в сторону
и немного наклонясь.

2. Педагог выкрикивает "Нет" громко и четко, при этом выпрямляясь
и подняв голову.

Дети обсуждают варианты и приходят к заключению, что во втором случае "Нет" более действенно. Группа делится на пары, и каждый участ-ник пробует тихо и громко сказать "Нет".

Игра 2. "Незнакомец"

Если данная игра проводится с детьми дошкольного возраста, то не-обходимо выработать у них умение отвечать отказом на любое обращение к ним взрослого, научить говорить "Я Вас не знаю". Если дети группы не знакомы с понятиями "опасный и безопасный незнакомец", необходимо объяснить, что они означают.

Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрос-лый незнакомец может попросить ребенка: что-то поднести до квартиры; что-нибудь найти (например, выпавший ключ); что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с таким-то номером и т.д.).

Незнакомец может также сказать, что ребенка зовут родители; при-гласить к себе домой под каким-либо предлогом; предложить сфотографи-роваться.

В ходе проигрывания желательно предложить детям самостоятельно придумать просьбы, с которыми, по их мнению, может обратиться к ним взрослый.

Расспросить детей о том, есть ли у них в семье установленное родите-лями правило:

"Когда ты гуляешь на улице, и тебе захочется куда-то пойти, то ты обязательно приди домой и отпросись. Родители всегда должны знать, где ты находишься".

Или предложить детям правило:

" Всегда говори своим родителям, куда ты идешь".

"Я уверен, что твоя мама одобрит это".

"Твоя мама в курсе. Она разрешила".

"Мы скоро вернемся, поэтому давай не будем ничего говорить твоей маме". Никто не должен просить ребенка что-либо хранить в тайне от ро-дителей.

Игра 3. "Один дома"

Здесь не может быть никаких исключений из правил, иначе ребенок найдет лазейку. Детям дошкольного возраста нужно объяснить, что им не следует вообще подходить к двери и отзываться незнакомцам. Помочь уяснить, что в отсутствие взрослых открывать не следует даже знакомым людям.

Лучше не говорить незнакомцу, что родителей нет дома. Если незна-комец попросит позвать родителей, ребенку стоит сказать следующее:

"Мама сейчас занята и не может подойти".

Родители должны помочь уяснить ребенку, что такой ответ соот- ветствует правилам безопасности ребенка в ситуации, когда он находит- ся один в доме.

В случае, когда незнакомец просит открыть дверь для того, чтобы воспользоваться телефоном, ребенку следует отказать ему, предложить по-звонить от соседей или из лифта, или спросить номер и позвонить самому. При этом, сообщив, что дома есть кто-то из родителей, но в данный мо- мент они заняты (спят, в ванной, в туалете и т.п.).

В ходе игры важно выслушать предложения и высказывания детей по данной ситуации. По возможности проиграть все варианты.

Следует напомнить детям, что абсолютное большинство людей, зво-нящих в дверь, не представляют для них опасности. Эти правила необхо-димо соблюдать хотя бы на всякий случай:

Какие вопросы может решать взрослый человек с ребенком в отсутст-вие родителей? Нет таких вопросов.

Дверь не следует открывать даже тем незнакомцам, которые приходят по службе: почтальонам, сантехникам, разносчикам телеграмм, милицио-нерам, врачам и т.д.

(Сказки: "Волк и семеро козлят", "Кот, лиса и петух", "Красная ша-почка").

Игра 4. "Телефонный звонок"

В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефо-ном, то есть отработать навыки безопасного ответа на телефонные звонки. Для этого следует научить детей задавать вопросы:

"Извините, кто вам нужен?", "Кого вам позвать?"

Спрашивать имя и фамилию того, кому звонят, по какому номеру зво-нят:

"Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Будьте добры, скажите, пожалуйста, куда вы звоните? Извините, по какому номеру вы звони- те? Простите, какой номер вы набрали?".

Правило:

Не давать по телефону никакой информации (своего имени, имени родителей и др.).

Не говорить, что дома один (можно сказать, что мама или па- па сейчас заняты или спят и не могут подойти к телефону, попросить перезвонить или спросить, кому перезвонить).

На первый взгляд, многим взрослым может показаться неэтичным та-кой подход, в котором ребенка преднамеренно учат обману взрослых. По-этому самому взрослому необходимо осознать и обязательно объяснить ребенку причину того, почему в подобных случаях это допустимо. Родите-ли, например, могут сказать:

"Мы просим тебя при разговоре с кем бы то ни было по телефону не говорить о том, что в это время ты один дома. Мы разрешаем тебе делать это потому, что очень любим тебя и дорожим тобою. Такой от-вет поможет нам не беспокоиться, когда ты находишься дома один, и убережет тебя от встречи с "опасным незнакомцем"

У некоторых детей бывает страх перед телефонными звонками. В та-ком случае целесообразно терпеливо объяснять ребенку необходимость пользования телефоном, так как звонки могут быть от родителей, родст-венников, друзей и т.д. Отрабатывание навыков безопасных ответов по-зволит воспитать вежливость и доброжелательность по отношению к ок-ружающим и в то же время сохранить бдительность.

Наличие работающего автоответчика создает впечатление, что дома никого нет, хотя ребенок может фиксировать звонки и знать, когда звонят близкие.

Если позвонивший говорит непристойности, надо научить детей сразу же вешать трубку. При повторных звонках следует сообщить в милицию. Можно рекомендовать родителям написать карточку для ребенка со все-возможными безопасными ответами.

В ходе проигрывания предоставьте возможность каждому ребенку от-ветить на любой вопрос по телефону.

Необходимо убедиться, что ни у кого из детей подобная ситуация об-щения уже не вызывает сложностей, и он знает, как отвечать на телефон-ный звонок.

Игра 5. "Подкуп"

В ходе игры необходимо сориентировать ребенка: то, что ему кажется просто подарком, на самом деле может оказаться подкупом. Человек,

сделавший подарок, может в ответ ожидать чего-то от ребенка. Следует помочь детям различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только "Спасибо", от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить какие-либо услуги. Эти взрослые, скорее всего, попросят ребенка куда-то с ними пройти: в машину, в подъезд; показать куда-либо дорогу, пригласят к себе домой, пообещают еще один подарок или угощение, могут отвести в безлюдное место.

Правило:

Ничего не брать у незнакомца.

Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на при-глашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть

правило: "Кричать, бежать, рассказывать".

(Сказки: "Белоснежка и семь гномов", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях").

Игра 6. "Машина"

В данной игре очень важно обратить внимание детей на расстояние (Правило "Три больших шага"), ближе которого он не должен подхо-дить к краю тротуара.

Правило "Три больших шага":

Когда ты идешь по тротуару, то расстояние до края должно быть не меньше трех больших шагов. Покажи, как ты можешь делать боль- шие шаги.

После того, как вы объяснили детям это правило, попросите каждого из них показать вам это расстояние. Спросите у детей, почему небезопасно подходить ближе.

Следующее правило:

Не садиться в машину.

Проиграть все возможные предлоги, по которым взрослый может за-манить ребенка в машину. Предложите детям придумать просьбы, с кото-рыми могут обращаться к детям взрослые, находящиеся в автомобиле.

Например, взрослый может сказать:

Что в машине больной и нужно показать, где аптека или поликлиника;

Что мама или папа попросили подвезти куда-либо;

Что кто-то из близких оказался в больнице, и предложить подвезти туда ребенка. Или взрослый может попытаться привлечь внимание красивой игрушкой в машине, экзотическим животным, сладостями, украшениями, деньгами и т.п.

Правило: привлекать внимание людей, сопротивляться всеми возмож-ными способами (вырываться, кусаться, щипаться, брыкаться, громко кри-

чать "Это не мой папа!", "Помогите!". Бросить камень в окно, в витрину магазина и пр.)

Если машина преследует ребенка, то надо повернуть в сторону, про-тивоположную направлению дорожного движения, это затруднит дальнейшее преследование.

Данный эпизод обязательно требует проигрывания.

Игра 7. "Если потерялся..."

В этой игре главная цель, которую вы преследуете, - помочь ребенку выработать чувство уверенности для обращения к "безопасным незнаком-цам" (кассирам, охранникам, милиционерам, водителям "скорой помощи", официантам и т.д.), то есть к любому человеку, который может предоста-вить помощь или временное убежище. Важно, чтобы ребенок понял, что он сам должен обращаться за помощью, уметь смело называть себя, свой ад-рес, телефон.

Ребенку необходимо знать следующие правила:

обязательно ждать родителей в безопасном месте.

В людных местах - не отходить от родителей или других взрослых на расстояние больше вытянутой руки.

Важно объяснить ребенку, что это правила его безопасности.

Помочь детям запомнить, что с родителями и другими взрослыми луч-ше заранее договориться о месте встречи, если вдруг они отстанут от родителей или потеряются в общественном месте. (Такую же информацию дать родителям).

Если место встречи не оговорено, значит, в случае если потерялся, действовать по схеме:

Иди к прилавку магазина (аптеки, киоска, к окошку кассы и т. п.) или подойди к милиционеру и сообщи, что тебе нужна помощь в поис-ке твоих родителей.

Игра 8. "Защита"

Перед тем, как начать игру, детям надо сказать о том, что подобных ситуаций следует избегать и не давать преступнику возможность совер-шить преступление. Но, если вдруг ребенок оказался в этой ситуации, ему необходимо научиться безопасной стратегии поведения:

спасать себя, не теряться, привлекать внимание окружающих и быть решительным.

Часто у детей в группе складывается мнение о том, что они якобы в состоянии справиться со взрослым с помощью приемов, шокеров, газовых баллончиков и т.д. В таких случаях, перед вами стоит задача — убедить их, что в данной ситуации необходимо бороться и не сдаваться, не только применяя приемы, которые не всегда могут помочь (взрослый сильнее), а вести себя так, чтобы привлечь внимание окружающих как можно быстрее.

В проигрывании ситуации преследования ребенок должен сначала убедиться в том, что его действительно преследуют (оглянуться, перейти на другую сторону, ускорить шаг) и тогда действовать:

убегать в безопасное место, привлекать к себе внимание окру жающих и т.д. I

Если незнакомец угрожает оружием, тогда оказывать сопротивление нельзя. Возможно, следует действовать хитростью. Если сразу не получа-ется, то надо ждать удобного момента, когда незнакомец потеряет бди-тельность. Такой момент обязательно представится.

Игра 9. "Дорога домой"

Перед проведением игровых занятий объяснить ребенку, что дорога домой должна быть безопасной. Рассказать о том, что если ребенок отказы-вается от предложения сократить путь и пройти через пустырь, темный двор, стройку и т.д., - это не проявление трусости, а разумное поведение.

Правило:

идти домой знакомой и безопасной дорогой.

Никакие оскорбления, посулы, деньги не должны сбить ребенка с безопасного маршрута (эти моменты необходимо проиграть).

Перед началом игры детям можно предложить разбиться по парам. Каждый ребенок в ходе игры будет выполнять и ту, и другую роль. Пары играют по очереди — группа наблюдает.

После проигрывания данной ситуации целесообразно задать детям вопросы:

- "О чем ты думал, когда...?"

- "Какие чувства ты испытывал?"

- "Что тебе хотелось сделать, когда...?"

После того, как каждый ребенок побывал в той и другой роли, следует предложить всей группе обсуждение игры, где каждый выскажет свое мнение. В ходе анализа поощрять высказывания детей об испытанных ими чувствах в той или иной роли.

Игра 10. "Вымогательство"

Вымогательство сродни грабежу, и поведение людей, занимающихся этим, обычно непредсказуемо. В любом случае такая ситуация может при-вести к физическому насилию со стороны вымогателей, особенно при со-противлении жертвы.

Поэтому ребенку необходимо усвоить правило:

физическое благополучие - это самое важное, а собственность — дело наживное.

Важно научить детей самостоятельно оценивать ситуацию и действо-вать максимально безопасным образом.

Непременное условие при проигрывании — участие каждого игрока в роли, как жертвы, так и вымогателя. (Обязательно проиграть ситуацию, когда в роли вымогателя выступает сверстник).

После проведения игры участникам задаются следующие вопросы:

"Какие чувства ты испытывал, когда играл эту роль?" (Роль жертвы, вымо-гателя)

"Что ты думал, и что тебе хотелось сделать?"

"Почему ты поступил именно так?"

"Как ты считаешь, какое поведение является более безопасным?"

"Почему ты так думаешь?"

"Является ли беспрекословное выполнение требований взрослого вы-могателя трусостью?"

В ходе игры подвести детей к мысли о том, что такое поведение - не трусость, а проявление благоразумия.

Когда вымогателем является сверстник и силы равны, нужно отстаи-вать свое имущество, но очень неблагоразумно и небезопасно вступать в конфликт с теми, кто старте и сильнее.

Игра 11. "Опасность"

Чрезвычайные ситуации в жизни происходят довольно редко, но луч-ше, если дети будут знать, как действовать безопасно для жизни в экстре-мальной ситуации.

Обязательное условие: раздать детям карточки, с телефонами служб, сделанные по следующей форме:

Телефоны служб:

1 ____пожарная

2 _____милиция

3 ____скорая помощь

4 ____аварийная газа

Мой телефон: Мой адрес: Телефон мамы: Телефон папы: Телефоны соседей:

Детям дается домашнее задание:

1. Принести заполненную карточку.

2. Попросить родителей закрепить карточку рядом с телефонным аппаратом.

В ходе проигрывания варианта 1 ориентировать ребенка на поэтапные действия:

1. Немедленно выйти из квартиры.

2. Найти безопасное место (например, обратиться к соседям) и сделать
звонок в пожарную службу, сообщить о пожаре и назвать домашний адрес.

Правило: нельзя оставаться в квартире.

В большинстве случаев дети не должны сами пытаться затушить огонь. Дети и многие взрослые не имеют понятия о том, с какой скоростью может распространяться огонь, и насколько ядовит и опасен дым. Поэтому нужно немедленно покинуть дом. Ни в коем случае не спасать личные вещи.

Можно дать дополнительную информацию (если пожар разгорелся, и вы не успели вовремя выбежать или он разгорелся вне дома):

Вызвать пожарную службу, четко сообщить адрес;

Ползти вдоль стены: там чище воздух;

До закрытой двери сначала нужно дотронуться, чтобы убедиться в том, не горячая ли она, если горячая - не открывать;

Если вы открываете дверь, а через нее валит дым - быстро закройте ее;

Если загорелась одежда, то нужно упасть на пол и кататься.

Необходимые знания, умения и действия в варианте 2 игры.

Знания:

1 .Знание домашнего адреса.

2.3нание номеров телефонов служб (в данном случае телефон "Скорой помощи").

3.Знание телефона соседей или тех людей, кто может оказать помощь.

Умения:

1 .Уметь пользоваться телефонным аппаратом.

2.Уметь открывать входную дверь.

Действия:

1. Сделать звонок в "Скорую помощь".

2. Сделать звонок соседям и попросить их о помощи.

Правило:

Необходимые действия в варианте 3 игры.

1. Сделать звонок в милицию и четко назвать свой адрес.

2.Позвонить соседям или людям, которые могут помочь, и сообщить им ситуацию.

З.Повторить звонок в милицию.

4.Спокойно ждать помощи.

Правило: действовать уверенно, спокойно и быстро.

Ситуация 4 варианта игры предлагается для проигрывания с детьми младшего школьного возраста.

Необходимо уточнить, у кого из детей в квартире газовые плиты (но работать нужно со всей группой).

Основные правила:

1. Не включать электроприборы.

2. Не звонить в дверь.

Для обучения детей умению перекрывать кран в случае утечки газа необходимо работать с родителями. Попросить родителей показать ребен-ку, где находится кран, и научить, как его перекрывать.

Ребенку можно объяснить, что аварии с газом могут нести опасность для жителей всего дома, а не только жителей данного подъезда, поэтому, если соседей, живущих на одной площадке, нет дома, можно обращаться за помощью к любому из жильцов дома. Как правило, кто-то из пожилых людей может оказаться дома в будний день.

Действия, которые необходимо выполнить:

1. Перекрыть общий кран.

2. Выйти из квартиры.

3. Сделать звонок в службу газа и четко назвать свой адрес (звонок от соседей по площадке или по дому).

4. Обратиться к взрослым соседям с просьбой открыть окна на кухне.

5. До приезда аварийной службы находиться вне квартиры, в которой произошла утечка газа.

Правило: действовать уверенно, спокойно и быстро.

Примерный ход игры "Незнакомец". Вариант 1 .

Ребята! Почти в каждой семье существует правило, которое заключа-ется в следующем: когда ты гуляешь на улице, и тебе захочется куда-то пойти, то необходимо прийти домой и сказать об этом родителям, так как они всегда должны знать, где ты находишься. Это одно из правил безопасности.

Сейчас мы поиграем в игру "Незнакомец".

Но прежде чем мы начнем, мне бы хотелось вам сказать, что боль-шинство взрослых людей достойны доверия, но есть исключения из этого

правила. Некоторые люди ведут себя с детьми недостойно, а кое-кто при-чиняет детям серьезный ущерб.

Давайте выберем участников и распределим роли.

Итак, во дворе будут играть вместе несколько детей (выбираем 5 че-ловек).Одна девочка играет отдельно от всех детей (выбираем девочку).

Ребята, предположим, что где-то рядом находится аптека.

(Дети разбирают игрушки и располагаются в центральной части "предполагаемого двора", а одна девочка удаляется от группы детей и иг-рает отдельно. К ней подходит незнакомец и спрашивает:

"Девочка! Покажи мне, пожалуйста, где находится аптека. Проводи меня туда. У меня что-то сердце разболелось". (Незнакомец берет девочку за руку.)

а) девочка соглашается;

б) девочка отказывается.

а) девочка уходит с незнакомцем, они скрываются за углом ближайшего дома.

(После их ухода начинается обсуждение ситуации в группе).

Ребята! Как вы считаете, безопасно ли для своей жизни поступила де-вочка?

(Если дети отвечают "Да", то попросить объяснить, почему они так считают. Если говорят "Нет", тоже попросить объяснить свою точку зре-ния. Есть еще вариант — создать проблемную ситуацию, попытаться убе-дить их в том, что девочка поступила правильно, и дождаться опроверже-ния этого).

Как вы думаете, что может произойти с ребенком, если он уходит с незнакомцем?

(Выслушиваются варианты ответов детей).

Как еще могла бы вести себя девочка?

(Выслушиваются варианты ответов. Некоторые варианты, предло-женные детьми, проигрываются. Обязательно проигрывается тот вариант, в котором девочка понимает, что ее хотят похитить и пытается спастись. Она начинает кричать, убегать, вырываться, кусаться и щипаться. О по-пытке похищения девочка рассказывает кому-либо из взрослых. Родителям рассказывает обязательно).

Ребята! Кто еще хочет исполнить роль "защищающегося ребенка"?

(Проигрываются аналогичные ситуации, в которых незнакомец обра-щается с просьбами, например, показать дорогу в магазин, в поликлинику, на рынок, на остановку, попросить поднести что-нибудь до квартиры или в другое место, сказать, что зовут родители и пр. Может обратиться с прось-бой найти утерянные ключи или другие вещи. В ходе игры формируется стратегия поведения: "кричать, бежать, рассказывать").

б) девочка отказывается.

Ответы могут быть следующими:

"Извините, я вас не знаю и никуда с вами не пойду".

"Мне нельзя уходить со двора".

"Обратитесь, пожалуйста, к кому-нибудь из взрослых".

Ребята! Придумайте, пожалуйста, другие варианты отказа.

(Высказывания детей выслушиваются и выборочно проигрываются.

Незнакомец уговаривает девочку:

"Пожалуйста! Проводи меня. Я очень плохо себя чувствую. Мне со-всем не знаком этот район".

"Проводи, пожалуйста. Я боюсь, что не дойду один, так как очень плохо себя чувствую".

"Мне показалось, что ты очень хорошая и добрая девочка. Почему ты не хочешь мне помочь?"

"Проводи меня, пожалуйста, до аптеки, за это я хорошо заплачу тебе (показывает деньги), совсем не знаю этого района, похоже, заблудился."

Ответы девочки:

"Нет, я не пойду. Извините, я не могу вам помочь."

же вам сказала, я вас не знаю."

"Мне не разрешается уходить со двора."

"Нет. Я не нарушаю правил своей безопасности. Обратитесь к взрослым").

Обсуждение первого варианта игры:

1 .Задаются вопросы детям, исполнявшим роли:

— Когда ты увидел(а), что к девочке подошел мужчина и заговорил с ней, о чем ты подумал(а)?

— Когда ты увидел(а), что девочка с кем-то уходит со двора, о чем ты одумал(а)?

2.3адаются вопросы девочке, которая исполняла роль "девочки":

— Когда к тебе подошел незнакомец и заговорил с тобою, о чем ты подумала?

— Какие чувства ты испытывала, когда незнакомец взял тебя за руку и повел?

— Что ты чувствовала, когда незнакомец попросил у тебя помощи?

— О чем ты думала, но не могла высказать?

— Когда вы скрылись за углом дома, что тебе хотелось сделать?

3.Задаются вопросы группе детей:

—Ребята, как вы думаете, много ли таких взрослых, которые могут чем-либо навредить детям? Кто хочет высказаться? Почему ты так думаешь?

—Какие взрослые, на ваш взгляд, не могут заслуживать доверия у детей? Почему вы так думаете?

—Для чего нам нужны правила безопасности?

Вариант 2.

Мы с вами знаем, что большинство взрослых хорошие, но некоторые — нет. К сожалению, мы не всегда можем увидеть разницу. Поэтому важно знать и соблюдать правила безопасности.

Ребята! Сейчас мы разыграем похожую ситуацию. Теперь кто-то из желающих будет исполнять роль мальчика, играющего во дворе отдельно от всех остальных ребят, а вы все будете группой детей, совместно играю-щих во дворе.

(К мальчику, играющему отдельно от группы детей, подходит ста-рушка и говорит:

"Мальчик! Я живу в соседнем дворе. Мой котенок залез на дерево. Помоги мне, пожалуйста, снять его оттуда".)

а) мальчик уходит со старушкой;

б) мальчик отказывает старушке;

в) мальчик бежит к группе играющих детей и предлагает им: "Ребята, давайте поможем старушке, у нее котенок на дерево залез. Бабушка просит снять его".

(Ребята все вместе идут помогать старушке).

а) мальчик уходит со старушкой

(После их ухода начинается обсуждение ситуации в группе). - Ребята, как вы считаете, разумно ли поступил мальчик? (Выслушиваются варианты ответов).

б) мальчик отказывается помочь старушке

"Бабушка! Мне нельзя уходить со своего двора".

"Обратитесь к кому-нибудь другому. Мне не велено уходить со своего двора".

"Бабушка! Я не умею лазить по деревьям". "Нет! Я не могу вам помочь".

в) мальчик обращается за помощью к другим детям Отвечает старушке:

"Здесь рядом играют другие дети, я пойду и расскажу им о вашем ко-тенке, и мы попробуем все вместе вам помочь. Но сначала мы предупре-дим своих родителей".

"Давайте я позову еще и других детей, мы все вместе достанем вашего котенка. Только надо отпроситься у мамы".

Обсуждение всех вариантов ответов "мальчика" по вопросам: "Почему ты решил сразу же откликнуться на просьбу старушки?" "О чем ты подумал, когда понял, что тебя хотят украсть?" "Какие чувства ты испытывал, когда отказался помочь старушке?" "Почему ты не согласился помочь старушке?" "Почему ты решил рассказать ребятам о просьбе старушки?"

"Что тебе хотелось сделать, когда ты услышал просьбу старушки?" и т.п.

(Выслушиваются и обсуждаются ответы детей).

Ребята! Придумайте, пожалуйста, просьбы, с которыми могут обратиться к вам взрослые люди за помощью, и давайте сразу же обсудим их.

(Выслушиваются предложения детей и обсуждаются. При необходи-мости какой-либо из предложенных детьми вариантов проигрывается).

Ребята! Теперь давайте назовем основные правила, о которых нужно помнить, когда к вам обращается незнакомец (можно хором и индивидуально):

1. Никогда и никуда не уходить с незнакомыми людьми.

2. Никуда не уходить со двора, не спросив разрешения у родителей (ни самим, ни с другими детьми).

3. Взрослому всегда может оказать помощь другой взрослый.

4. Если вдруг оказался в опасной ситуации - нужно спасаться и
действовать по правилу "Кричать, бежать, рассказывать".

Можно наслаждаться жизнью, но в тоже время быть бдительным и помнить об опасности.










Чтобы избежать опасность: Быть внимательным; Замечать детали; Анализировать ситуацию; Не появляться в местах с «дурной славой»; Попадая в новое, незнакомое место внимательно осматриваться; Игнорировать пустыри, стройплощадки, парки, скверы (особенно ночью).


Безопасное поведение на улице: Правильная оценка обстановки; Правильная оценка обстановки; Не находиться одной (одному) на улице в темное время суток; Не находиться одной (одному) на улице в темное время суток; Не пользоваться подземными переходом, если он недостаточно освещен и малолюден; Не пользоваться подземными переходом, если он недостаточно освещен и малолюден; Не садиться в машину к незнакомым людям; Не садиться в машину к незнакомым людям; Не заходите в чужие дома и квартиры; Не заходите в чужие дома и квартиры; Избегать проходные подъезды, дворы, пустыри, стройплощадки, безлюдные парки, скверы (особенно ночью) и т.д. Избегать проходные подъезды, дворы, пустыри, стройплощадки, безлюдные парки, скверы (особенно ночью) и т.д.


Меры предосторожности для девушек: Не провоцировать мужчину; Не садиться в машину к незнакомым людям; Не заходите в чужие дома и квартиры; Избегать проходные подъезды, дворы, пустыри, стройплощадки, безлюдные парки, скверы (особенно ночью) и т.д.; Идя на вечеринку хорошо знать всех ее участников; Если в компании незнакомые люди, то лучше сразу уйти; Приходить в компанию только с близкими, проверенными друзьями (с ними же уходить); Идя в гости к юноше (мужчине) быть уверенной, что не останетесь с ним наедине; Поведением (развязность, громкий смех) не привлекать внимание – признак доступности; Нельзя быть «центром внимания» в общественных местах.




Криминальные ситуации вне жилища. Стоит ли пытаться самостоятельно задерживать преступников? Стоит ли пытаться самостоятельно задерживать преступников? Что нужно предусмотреть заранее, если в твоей квартире нет телефона? Что нужно предусмотреть заранее, если в твоей квартире нет телефона?




Криминальные ситуации вне жилища. Как ты можешь объяснить фразу Яцека Павловича из книги «Выживание в городе»: «Не будьте сообщниками тех, кто грабит ваш дом, - не помогайте вору проникнуть в него»? Как ты можешь объяснить фразу Яцека Павловича из книги «Выживание в городе»: «Не будьте сообщниками тех, кто грабит ваш дом, - не помогайте вору проникнуть в него»?


Криминальные ситуации вне жилища. Если тебя кто-то пытается силой влечь за собой, кричи «помогите! Я его не знаю». А лучше кричать «Пожар!». Если тебя кто-то пытается силой влечь за собой, кричи «помогите! Я его не знаю». А лучше кричать «Пожар!». Если тебе пришлось защищаться самостоятельно – делай все возможное для спасения своей жизни и здоровья. Если тебе пришлось защищаться самостоятельно – делай все возможное для спасения своей жизни и здоровья.