Социально значимое формальное и неформальное образование

Термин «социальное образование» появился в трудах российских ученых в первой половине 90-х годов двадцатого века и был соотнесен с процессом профессиональной подготовки кадров для социальной сферы. Вместе с тем, данное понятие требует более детального рассмотрения и широкого понимания, т.к. развитие социального образования должно рассматриваться как способ и условие развития человека, а также российского общества в целом. Актуальность вопроса обусловлена еще и тем, что в самом процессе профессиональной подготовки по направлению «педагогическое образование», «социальная работа» имеет место быть отдельная учебная дисциплина «Основы социального образования». Для понимания специфики курса, его проблематики актуальным является анализ и осмысление самой сущности данного феномена. В целом, можно выявить ряд основных аспектов к пониманию исследуемого явления. В рамках первого понимание связано с формированием определенного типа личности, необходимого будущему нашего общества. Обоснуем позицию. Современная политика нашего государства направлена сегодня на построение гражданского общества. В этой связи важным становится вопрос формирования нового типа личности, на который ориентировано будущее нашей страны. Определение критериев такого типа личности связано с показателями, которыми представлена сама модель гражданского общества. В частности, она направлена на расширение негосударственного сектора в структуре общества. Он характеризуется развитием частно-предпринимательской сферы, формированием разного рода творческих союзов и объединений граждан, разнообразием общественных движений. Следовательно, растущий человек должен быть готов к тому, чтобы в будущем, с опорой на собственные силы, суметь создать свое дело, уметь реализовать личностные интересы для собственного развития, но и направить свои достижения на благо общества. Также ориентир общества связан с формированием у человека социально активной позиции, такого уровня мышления, который позволит четко понимать социальные процессы, происходящие не только в России, но и мировом сообществе, правильно их анализировать и адекватно оценивать. Уже растущий человек должен проявлять интерес к тем событиям, которые имеют место быть не только в пределах нашей страны, но и за рубежом, уметь понимать, как их развитие может отражаться на собственном будущем, будущем государства, и в целом человечества. Умение осмысливать данные тенденции объясняется усложнением общества и человека в целом, всех сфер общественной жизни, несформированностью навыков социального взаимодействия, культуры коммуникаций и т.д. Исходя из вышеизложенного, формирующаяся личность должна четко понимать происходящие вокруг неё социальные процессы и явления, а также с опорой на собственные силы уметь отстаивать свое дело, интересы, стремления. С.И. Григорьев и понимает социальное образование как формирование у людей умения взаимодействовать в обществе в рамках определенного социально-исторического пространства. По его мнению, от каждого человека сегодня требуется способность глубоко анализировать социальные аспекты взаимодействия общества и человека в каждой из сфер жизнедеятельности, понимание научно обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфике и взаимосвязи интересов различных социальных групп и слоев . В.А.Никитин также подчеркивает, что результатом целенаправленного социального образования должно стать приобретение не только знаний, но и способностей к социальному мышлению и деятельности, то есть соответствующих умений и навыков анализа, оценивания, предвидения последствий социального развития и на этой основе содействия происходящим социальным процессам или противодействия им, если они противоречат интересам всех и каждого члена общества, выработка научно обоснованного многомерного социального сознания личности как активного и ответственного субъекта социальной жизнедеятельности (обыденной и профессиональной), что для современной России является важнейшим фактором развития вообще . Информацию о самом обществе, умениях взаимодействовать, навыки социального анализа студенты получают в рамках учебных дисциплин преимущественно социальной направленности. Ведь неслучайно, в процессе профессионального образования сегодня появились учебные предметы - социальные науки, предметом которых стала в широком смысле слова социальность как общественное явление, социальная деятельность, социальные идеи (социология, социальная философия и др.). Но в рамках курса «Основы социального образования» мы отталкиваемся от мысли, что сформировать соответствующий тип личности можно благодаря особому механизму - системе образования. Однако необходимо понять, какой должна быть сама система, чтобы сформировать такую личность, какие положительные тенденции из истории развития образования и современного её положения мы можем выделить, чтобы становление такого человека состоялось. Исходя из этого, первой группой изучаемых вопросов в рамках предмета «Основы социального образования» выступают: исторические аспекты развития образования, образование как феномен современного общества, его непрерывность, образование в системе мирового сообщества, современные зарубежные системы образования, вопросы содержания образования, нормативно-правовая база современного образования. Все вопросы изучаются с целью оценки системы образования на предмет её способности обеспечить условия для формирования личности, умеющей жить в обществе, грамотно оценивать окружающую действительность и т.д. Обратимся к анализу и обоснованию второго аспекта в понимании феномена социального образования. По мнению Е.И. Холостовой, социальное образование можно рассматривать как формирование систем социокультурных принципов смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры . Что может сегодня служить ориентиром, смыслом для растущей личности? Ответ мы находим снова в объективных предпосылках нашей современности. Это связано с мировой проблемой постепенного истощения ресурсов и как следствие поиска заменяющих их технологий. Но для их разработки нужен человек с гибким, нестандартным, аналитическим мышлением, активный субъект, готовый проявить инициативу, творчество для создания новых изобретений. Создание чего-то нового может стать для растущего человека определенным жизненным ориентиром, ценностью. А такие люди с развитым интеллектом должны составлять основу нации. Но для того, чтобы формировать такую личность, необходимы и новые образовательные технологии в процессе работы с обучающимися, которые развивают в человеке необходимые соответствующие способности, формируют систему жизненных ценностей, идеалов, социальных ориентиров. Следовательно, еще одним направлением курса «Основы социального образования» является изучение современных образовательных технологий (технологии обучения и воспитания), которые направлены на развитие самостоятельности учащихся, гибкости мышления, творчества. Стоит отметить, что в истории развития образования были те представители педагогического знания, которые понимали необходимость раскрытия в ребенке творческого начала, критического анализа, оценки изучаемых явлений. Это такие педагоги как М. Монтессори, К.Н. Вентцель, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. Поэтому проблематика курса предусматривает изучение не только современных образовательных технологий, но и обращение к наследию, опыту, истокам зарождения данных направлений деятельности с обучающимися. Обратимся к третьему аспекту понимания сущности социального образования. Мы подчеркивали, что наше общество стремится к формированию особого типа личности как представителя гражданского общества, к тому, чтобы обеспечить её соответствующее социальное поведение, социальное функционирование. Это необходимо для достижения социального благополучия общества. Вместе с тем, в условиях современности мы наблюдаем достаточно высокий уровень неблагополучия многих слоем населения, рост асоциальных явлений. Это проявляется в увеличении числа неблагополучных семей, подростков девиантного, делинквентного поведения. Безусловно, возникает необходимость в развитии системы, которая направлена на поддержку нуждащихся с одной стороны, но и на формирование в каждом человеке такой позиции, чтобы каждый мог самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. Эту политику организует государство через систему социального обеспечения как фактора социальной стабильности и также просвещения масс. Следовательно, важное место сегодня в обществе принадлежит системе подготовки кадров для социальной работы. Данные вопросы затрагивает в своих трудах В.И. Жуков . Ученый рассматривает социальное образование как подсистему образования, существующую на объектном и субъектном уровнях. Представляет интерес субъектный уровень социального образования. Он предстает как субъектный процесс (сам процесс профессиональной подготовки) и субъектный результат. Социальное образование как субъектный результат есть то новое интегративное качество личности, компетентность, которая формируется в процессе усвоения и связана с гибкостью мышления, умением анализировать, систематизировать информацию и т.п. По мнению других отечественных ученых, компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные (М.А.Чошанов и др.). Компетентность как обобщенные и глубокие сформированные качества личности, совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности рассматривает А.В.Хуторской. Ученый подчеркивает, что обучающийся должен уметь использовать накопленный опыт при решении конкретных задач или проблемных ситуаций . Таким образом, в процессе профессиональной подготовки у будущих специалистов социальной сферы должны быть сформированы такие качества, которые соответствуют типу личности будущего общества. Сам образовательный процесс рассматривается как развивающееся взаимодействие педагога и обучающегося, приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств обучаемых (И.П. Подласый). Этими свойствами студента и являются навыки анализа, приемы нестандартного, творческого мышления, гибкость, умения применять получаемые знания на практике, т.е. то, что поможет самому специалисту состояться в жизни и профессиональной деятельности, поможет справиться с трудной жизненной ситуацией. Это важно и в связи с тем, что сам социальный работник, обладая такими свойствами должен их формировать и у клиента. А социальная работа в сфере образования позволяет развивать необходимые умения еще у растущей личности. Исходя из вышеизложенного, социальное образование понимают как подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы. В рамках же курса «Основы социального образования» проблематика данного раздела включает в себя изучение зарубежного и отечественного опыта профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, международное сотрудничество в системе подготовки. Это необходимо для анализа имеющегося наследия и построения на этой основе более качественного образовательного процесса для специалистов социальной сферы. Также изучаются особенности социальной работы в системе образования. Студент должен осознавать, что в процессе будущей профессиональной деятельности он как грамотный специалист должен не только оказывать поддержку растущей личности, но и формировать у неё необходимые для жизни умения, корректировать их. Таким образом, феномен социального образования рассматривается в разных значениях, каждое из которых имеет собственное обоснование. В рамках дисциплины «Основы социального образования» выстаивается отличительная проблематика, исходя из основных аспектов понимания сущности исследуемого феномена.


В процессе социализации ребенок усваивает большое количество знаний об обществе, общественных отношениях, социальных статусах и ролях, нормах и правилах социального поведения и многом другом. Он также приобретает различные умения и навыки, которые способствуют его интеграции в общество. Причем наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве. Известно, что ребенок до пяти лет усваивает огромное количество знаний, которые в дальнейшей его жизни, в основном, корректируются и дополняются.

Напомним некоторые положения из анатомии, физиологии, психологии, педагогики и других дисциплин, которые характеризуют специфику освоения социума ребенком, имеющим отклонения от нормы.

Если рождается нормальный (физически и психически здоровый) ребенок в нормальной семье, то его физическое, психическое и социальное становление происходит по известным законам. Благодаря органам зрения, слуха, осязания ребенок вначале осваивает физическое пространство, учится ориентироваться в нем: ползать, сидеть, ходить, бегать и т. д. Вначале это - пространство, которое окружает ребенка дома, затем он осваивает улицу, знакомится с природой, новыми предметами, окружающими его. Одновременно с этим ребенок осваивает социально-психологическое пространство. Этот процесс вживания в социальную жизнь, врастания в человеческую культуру - довольно сложный и продолжительный. Вначале происходит восприятие людей как живых существ, затем выделение близких (отца, матери, родных, окружающих ребенка). Ребенок рано привыкает к тому, что он имеет свое имя, рано начинает реагировать на него: улыбаться, поворачивать голову; дальше он привыкает к определенным действиям по отношению к себе со стороны матери, отца, окружающих его близких людей. У ребенка формируются социальные симпатии, чувства, формируется первоначальный социальный опыт. Дети приучаются к тому, что у них есть свое «место» в окружающей их социальной среде. Затем они начинают выделять себя из окружающей обстановки, осознавать однородность своей личности и личностей окружающих людей.

Особая роль в социальном становлении ребенка отводится освоению им речи. Развитие речи связано у ребенка с длительным и сложным процессом, в котором ребенок научается владеть формами того языка, в атмосфере которого он развивается. При вступлении в жизнь ребенок получает готовый и сложившийся язык, которым он должен овладеть, чтобы вступить в общение с окружающими его людьми. Вместе с языком ребенок незаметно для себя усваивает целую систему идей, понимания мира и человека в нем. Все, что хранится в сокровищнице народного духа, переходит в душу ребенка с помощью языка. В языке запечатляется история народа, его характер, традиции, обычаи. Осваивая язык, ребенок осваивает и народную культуру, социальный опыт и социальные традиции. Если ребенок не осваивает эти знания, то у него могут возникнуть сложности в понимании окружающей действительности, сложности интеграции его в общество.
Социальное созревание ребенка, развитие и формирование социальных умений и навыков лишь частично происходит в серьезном и деловом взаимодействии с окружающей средой, окружающими его людьми. Самое же главное социальное развитие ребенка происходит в играх; с помощью игр дети знакомятся с различными социальными позициями, вживаются в мир других людей, проникают в сущность взаимоотношений людей. Например, дети, играя «в родителей», совершают те действия, которые они замечали у родителей, повторяют их движения, воспроизводят речи, которые они слышали, повторяют позиции родителей; через игру происходит определенное эмоциональное вживание ребенка «в чужую душу». В процессе игры дети не только копируют то, что они видели, но и проявляют самостоятельность, активность; в игре обязательно присутствует полет фантазии. Так происходит творческое усвоение социального опыта, социальных ролей, вживание в разнообразные социальные позиции, знакомство с бесконечным многообразием социальных отношений.

Если же ребенок рождается с физическими или психическими недостатками, то естественный путь освоения и физического, и социально-психологического пространства значительно затруднен. Так, ребенку, от рождения слепому, гораздо труднее осваивать физическое пространство. И путь его движения от естественной домашней среды во внешнюю, более обширную сопряжен с различными трудностями; еще большие сложности возникают у ребенка, если к этим недостаткам прибавляются другие, например, слепота, нарушение координации движений, сложности в освоении речи и др.

У такого ребенка возникают серьезные затруднения и при освоении социально-психологического пространства, в общении и взаимодействии его как со взрослыми, так и со сверстниками: здоровыми детьми и детьми с проблемами. Если такой ребенок развивается в обычной семье, то решение задачи его социального становления падает на родителей, которые к этому не всегда, а чаще просто не готовы.

Другая ситуация, когда ребенок в силу каких-либо причин, воспитывается и развивается вне обычной, необходимой для него среды, например, в доме малютки, затем в детском доме. В этом случае невозможно освоение естественным путем некоторых социальных ролей: матери, отца, брата, других родственников.

В таких и других подобных случаях должны существовать специальные методики и технологии, позволяющие формировать у детей определенные знания и умения, способствующие освоению ими социального опыта и интеграции их в общество. Итак, в процессе физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций ребенок приобретает ценностные ориентации и социальные установки; у него активно развивается самосознание, происходит творческая его самореализация, раскрывается собственный индивидуальный жизненный путь. Нормальное развитие детства вообще и индивидуальное развитие каждого ребенка в частности это сложный процесс социального развития ребенка, овладения опытом социальных действий. Отличительной особенностью социализации детей является то, что ребенку трудно оценивать и контролировать предлагаемые обществом и социумом нормы поведения, он их может, в основном, только усваивать. Поэтому на социализацию детей большое влияние оказывают родители, родственники, профессионалы, которые работают с детьми (медики, психологи, педагоги и др.). Именно от них зависит, чтобы дети как можно раньше и лучше осваивали необходимые социальные знания и умения и стремились применять их в жизни.

Применительно к социальной педагогике это означает следующее. В процессе обучения в школе или другом образовательном учреждении ребенок, как известно, получает прежде всего академические знания и необходимые для их усвоения и использования умения. Однако одновременно с этим он должен приобретать определенные систематизированные социальные знания, умения и навыки, которые дополнят стихийно получаемый ребенком социальный опыт и обеспечат ему более успешное освоение социальных норм, установок, ценностей, ролей. Особенно важными такие знания, умения, и навыки становятся в тех случаях, когда ребенку необходима специальная помощь в его социализации.

Целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка, называется социальным обучением.
Наряду с понятием социального обучения в научной литературе в последнее время широко используется термин социальное образование. Термин социальное образование появился в России в первой половине 90-х годов в связи с открытием институтов социальной педагогики и социальной работы. Однако его значение до сих пор остается недостаточно четко определенным. Различают два основных случая употребления этого словосочетания.

В первом случае под социальным образованием понимается профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее и послевузовское, а также курсовую подготовку и переподготовку специалистов. В этом употреблении термин аналогичен обозначениям других разновидностей профессионального образования, таких как педагогическое образование, медицинское образование, юридическое образование и др.

Во втором употреблении под этим термином подразумевается образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. В этом значении термин «социальное образование» близок понятию «социальное обучение».



Эволюция социального образования в последние годы

Глава 1. Понятие социального образования

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Безусловно, становление, оформление новых отраслей знания, образования нельзя понимать прямолинейно: это следствие сложных процессов взаимодействия? дифференциации, интеграции, ассимиляции в области науки, образования, религии, культуры, всей духовной сферы человеческого общества.

То есть социальное образование интегрирует в себе совокупность знаний в области философии, психологии, социологии, педагогики, истории, биологии, физики, математики, экономической теории т. д. Столь широкий сегмент определяется содержанием социального образования, которое, по мысли В. И. Жукова, ? «социальный феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности и общества в целом». То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не охватывает все сферы жизнедеятельности, а имеет узкое направление.

Социальное образование определяется «как система подготовки кадров для нужд «третьего сектора» (С.И.Григорьев); часть общего и любого вида профессионального образования (Е.И.Холостова); подготовка специалистов для учреждений социальной сферы, обучение социальным наукам, привитие навыков воспитания (И.М.Лаврененко). Вместе с тем ученые подчеркивают, что социальное образование направляется на формирование личности, способной к самореализации в социальной сфере, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению функций и профессиональных ролей специалиста социальной сферы (В.И.Жуков)». Отмечается также, что социальное образование предполагает обучение специалистов социальной сферы основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Подчеркивается роль социального образования для развития творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов социальной сфере, адекватных представлений о процессах, происходящих в современном мире, специфике интересов и поведения разных социальных групп.

Учеными выделяется социальная функция социального образования, которая заключается в социализации личности в процессе профессиональной деятельности, а также культурная функция, направленная на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности. К стратегиям социального образования относят:

с универсализацию;

с свободу выбора;

с инновационное изменение среды и региональной инфраструктуры;

с участие в становлении гражданского общества.

«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека».

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости для решения задач повышения профессионализма специалистов по социальной работе выделяют виды и уровни социального образования:

Неформальное социальное образование представляет собой совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни;

Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования и во многом определяет уровень социализации человека, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Анализ системы образования в Волгоградской области

Как не прискорбно, но в современном мире немалая доля людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много утрачивают сам человек, иные люди, государство, общество...

Изучение социальных процессов в учебном коллективе

Образование является объектом и предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики, социологии. Каждая из них исследует ту грань, которая специфична для каждой из них...

Образование как объект социологического исследования

Разумеется, социология образования не может обойти своим вниманием и технологические вопросы. Будущие инженеры, экономисты, управленцы, политики XXI века сейчас; находятся в школьных классах и студенческих аудиториях...

Образование как социальный институт

Особую роль в становлении и развитии интеллигенции, в формировании интеллигентности как особого социального качества личности, качества, которое характеризуется специфической интеллектуальной деятельностью, рефлексивностью и духовностью...

Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Приемная семья - одна из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Социальное образование структурно состоит из трех основных уровней подготовки, первый из которых -- подготовительно-ориентировочный, второй -- реализация и контроль, третий -- саморазвитие...

Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы

Переживая период трансформации, обновления, адаптации к новой социальной практике, формирующейся социальной культуре, социальное образование оставалось не вполне эффективным...

Социальная работа в системе социального образования

Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования...

Социальный контроль в организации

Суть любого управления - достижение предприятием целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие...

Социология как наука о явлениях и процессах в обществе

Эволюция социального образования в последние годы

В зарубежной системе социального образования (Франция, Швейцария, Австрия и др.) в качестве перспективного направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе выделена социально-культурная деятельность...

Элитное образование в России и США

Термин "элитное образование" используется в литературе неоднозначно, порой в разных смыслах. Прежде всего, элитным называют образование высокого качества (в англоязычной литературе - high quality education). Под ним понимают также образование...

Наряду с понятием социального обучения в научной литературе в последнее время широко используется термин социальное образование. Термин социальное образование появился в России в первой половине 90-х годов в связи с открытием институтов социальной педагогики и социальной работы. Однако его значение до сих пор остается недостаточно четко определенным. Различают два основных случая употребления этого словосочетания. В первом случае под социальным образованием понимается профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее и послевузовское, а также курсовую подготовку и переподготовку специалистов.

Во втором употреблении под этим термином подразумевается образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. В этом значении термин «социальное образование» близок понятию «социальное обучение».

Социальное образование может рассматриваться в нескольких планах:

1) социальное образование понимается как направленность любого образования, когда вся учебно-воспитательная работа служит социализации личности;

2) социальное образование это компонент процесса образования, включающий социальное формирование и социальное научение личности;

3) это часть образования об обществе; освоение наук об обществе;

4) это процесс и результат социализации личности;

5) обучение основам правил жизнедеятельности в обществе, коллективе, освоение знаний о человеке, обществе;

5) это профессиональное образование личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере; подготовка профессиональных кадров для учреждений социальной защиты.

Результатом социального образования как единства социального воспитания и социального обучения должен быть достигнутый каждым индивидом или группой людей определенный уровень социальности, социального ориентирования и социального функционирования.

Мардахаев Л.В. определяет социальное образование как процесс или как результат обучения человека самореализации в обществе, в социальной среде его жизнедеятельности. В нем выделяются два направления: 1) процесс и результат усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимые ему для самореализации как гражданина, семьянина, специалиста и профессионала; 2) процесс и результат подготовки человека как специалиста социальной сферы.

Социальное образование можно рассматривать и более широко. Это подготовка специалистов в области социальных наук, обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; социальное просвещение и воспитание населения, формирование умений взаимодействовать в социуме; формирование и воспроизводство определенного менталитета, системы социокультурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, образа жизни.



Павленок П.Д. отмечает, что социальное образование в широком плане это общественное образование, т.е. процесс знания общества в целом; в узком плане – это процесс получения знаний и умений в области социальной сферы.

На объектном уровне социальное образование выступает: как процесс, как система, как социальный институт, часть социальной сферы. На субъектном уровне: как субъектный процесс, как субъективный результат, как ценность.

Выделяют основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем, разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. Одной из главных задач социального образования является установление баланса потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека.

На основе выявления особенностей социального образования определяют его базовые принципы: гуманизм, последовательность и целостность социального образования ; использование в содержании социального образования мировых образовательных стандартов; единство государственных, общественных, профессиональных и индивидуальных ценностей; воспитание активного отношения к общественной жизни.

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости (В.А. Никитин и Г.Т. Медведева) различаются виды социального образования :

1.Неформальное социальное образование - это совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни.

2.Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования , и во многом определяет уровень социализации индивида, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Исследователи В.А. Никитин и Г.Т. Медведева выделяют общенаучный и частнонаучный уровни социального образования .

На общенаучном уровне социального образования специалисты получают знание о законах, принципах развития социальной сферы (социальное взаимодействие людей, групп) и умения анализировать, прогнозировать, создавать проекты для преобразования общества. На частнонаучном уровне осуществляется специализация социального образования , когда специалисты овладевают теоретико-методологическими, общепрофессиональными и частнопрофессиональными основами и методиками профессиональной деятельности, приобретают умения осуществлять экспертно-аналитическую, организационно-управленческую, прогнозно-проектную деятельность по оказанию помощи коллективу, группе, отдельным личностям в социализации в рамках подготовки специалистов по социальной работе, а также в соответствии с потребностями общества.

Понятие социального института

Любое общество при нормальном функционировании нуждается в социальной стабильности, которая обеспечивается наличием общепринятой системы норм, правил и ценностей, включающих идеалы, моральные нормы, веру, традиции и т.д.

Механизмом обеспечения целостности и устойчивости общества и социальных структур является социальный институт, который представляет собой комплекс ценностей и норм, с помощью которых осуществляется управление деятельностью людей в сферах жизнедеятельности.

Замечание 1

Таким образом можно сказать, что социальный институт – это организация, которая осуществляет удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Можно говорить об эффективной деятельности социального института при соблюдении некоторых условий, а именно:

  • наличия системы социальных норм и правил, которые осуществляют управление поведением людей;
  • внедрения деятельности института в ценностную структуру общества, что позволяет институту обеспечить свою деятельность правовой базой и осуществлять контроль над поведением членов общества;
  • наличие ресурсов и условий для его нормального функционирования

Сущность института образования

Для нормального функционирования общества и воспроизводства его структуры необходим социальный институт образования. Он позволяет передать накопленный социальный опыт, знания, ценности, установки, идеалы от предшествующих поколений последующему поколению, а также способствует усвоению этих знаний и ценностей нынешним поколением.

Образование как социальный институт является самостоятельной системой, которая выполняет задачу последовательного обучения и воспитания индивидов, ориентированных на получение определенных знаний, ценностей, навыков, норм, сущность которых определяется обществом и его особенностями.

Современная социология выделяет формальное и неформальное образование.

  • Формальное образование включает в себя наличие в обществе системы образовательных учреждений, осуществляющих функцию обучения, а также предписанного государством образовательного стандарта, который предписывает минимальные объемы знаний и умений, требуемых обществом. Система формального образования зависит от принятых и приоритетных в обществе культурных стандартов и идеологии.
  • Неформальное образование является частью социализации личности человека, оказывая ему помощь в усвоении социальных ролей и статусов, норм и ценностей, а также способствует духовному развитию, то есть неформальное образование – это несистематизированное усвоение человеком знаний и навыков, осваиваемых им стихийно в результате взаимодействия с окружающим миром.

Рассматривая образование как социальный институт, следует говорить, прежде всего, об институте формального образования.

Функции образования как социального института

Образование выполняет множество функций. В зависимости от направлений исследования, выделяют различные функции, наиболее распространенными являются следующие функции:

    Распространение культуры в обществе.

    Данная функция заключается в передаче культурных ценностей между поколениями. Каждый народ имеет свои культурные особенности, поэтому институт образования является универсальным средством передачи и сохранения культурных традиций народов.

    Социализация.

    Институт образования считают одним из основных институтов социализации, поскольку образование формирует мировоззрение молодого поколения. Благодаря усвоенным в процессе образования ценностям и установкам, молодое поколение становится частью общества, социализируется и вовлекается в социальную систему.

    Социальная селекция.

    Данная функция подразумевает посредством образовательного процесса осуществление различного подхода к учащимся с целью отбора наиболее талантливых и способных, что позволяет молодежи получить статус, отвечающий ее интересам и способностям.

    Замечание 2

    Таким образом, результатом селективной функции образования, является распределение социальных позиций в социальной структуре общества, а также осуществление данной функции способствует социальной мобильности, поскольку получение той или иной ступени образования позволяет продвинуться выше по каналам социальной мобильности.

    Функция социального и культурного изменения.

    Данная функция осуществляется посредством процесса научных исследований, научных достижений, которые вносят вклад и изменения в сам образовательный процесс, технологии, экономику, в свою очередь, образовательный процесс также вносит изменения в процесс научных исследований. Таким образом, можно наблюдать взаимосвязь и взаимозависимость образовательного процесса и общества.

Структура системы образования

Система образования является сложной формальной организацией. В ней существует иерархическая система управления, возглавляет которую аппарат министерства.

Ниже располагается департаменты образования регионов, которые координируют и управляют школами и среднепрофессиональными учреждениями региона.

Следом идет руководство школ и образовательных учреждений среднепрофессионального звена – ректоры, деканы, директора и завучи.

Для системы образования также характерна специализация видов деятельности. Так, например, учителя и преподаватели различаются по предметам, которые они преподают. Высшие и среднепрофессиональные образовательные учреждения специализируются по своим профессиональным и образовательным программам.

В системе высшего образования существует также иерархия должностей преподавателей.

Замечание 3

Особенностью образования как системы является стандартизация образовательного процесса. Каждое учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с обязательными учебными планами.

Преподаватель выступает в роли административного руководителя, который организует и управляет учебным процессом в группе.