Общественные цели и предпочтения. Влияние групп с особыми интересами гораздо больше их

В условиях представительной демократии процесс голосования усложняется. Избиратель должен выбрать одного депутата, позиция которого, как правило, не полностью совпадает с его предпочтениями. Для принятия решения необходимо располагать информацией о предстоящих выборах, для получения которой необходимы время и деньги. Большинство избирателей стремятся минимизировать затраты, связанные с получением информации, они формируют свое мнение под влиянием средств массовой информации, родственников, знакомых. Некоторые избиратели отказываются от участия в избирательном процессе. Это свидетельствует о том, что они не видят пользы от участия в выборах. Такое явление получило название«рациональное неведение» . Представительная демократия имеет как положительные черты (возможность специализации принятия решений по определенным вопросам, контроль исполнения принятых решений и т. п.), так и отрицательные черты (принятие решений, не соответствующих интересам большинства населения).

Лоббизм. В условиях представительной демократии качество решений зависит от необходимой информации и стимулов, способствующих ее преобразованию в политические решения. Влияние на депутата связано со значительными затратами (письма, звонки по телефону, поездки). Предельные затраты превышают предельные выгоды, поэтому желание избирателя постоянно воздействовать на своего депутата минимально.

Иные мотивы у избирателей, интересы которых сконцентрированы. Это могут быть работники отдельных отраслей, заинтересованные в установлении определенных цен, изменении таможенных пошлин и т. п. Как правило, они организованы и им не доставляет труда показать, что они могут выиграть в случае удовлетворения их требований. Так профсоюз работников автостроительных предприятий может предоставить данные о количестве рабочих мест, которые придется сократить, если будут снижены таможенные пошлины на ввоз импортных автомобилей. Такие группы с особыми интересами стремятся постоянно поддерживать связь с правительством. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Группы со взаимными и значительными интересами могут с избытком компенсировать свои затраты, если законопроект, который они отстаивают, будет принят. Так как выгоды будут распределены внутри группы, а издержки – на все общество в целом. Концентрированные интересы немногих побеждают распыленные интересы большинства.

Депутаты также заинтересованы в активной поддержке со стороны влиятельных избирателей, так как это увеличивает их шансы быть переизбранными на новый срок. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной кампании и политической деятельности.

Парадокс голосования. Предположим, что группа из трех депутатов выбирает между тремя проектами:А ,В ,С . Предпочтения каждого голосующего относительно предлагаемых проектов представлены в таблице, приоритетным для голосующего является проект с рангом 1. Так как предпочтения голосующих расходятся, прямое голосование не выявит победителя. Поэтому на голосование выносятся два проекта. Если данная группа будет выбирать между проектамиА иВ по принципу большинства, то будет принят проектА , два голоса против одного (против проголосует второй депутат). Если выбирать между проектамиВ иС , то результат – два против одного в пользуВ . При голосовании по принципу простого большинства группа в целом предпочитаетА по сравнению сВ иВ по сравнению сС . Однако при выборе междуА иС , выбор будет сделан в пользуС . Таким образом, нельзя опираться на принцип простого большинства для принятия непротиворечивых, согласованных решений.

Парадокс голосования – это противоречие, которое возникает вследствие того, что голосование по принципу простого большинства не обеспечивает выявление действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Таблица 9.3

В данном случае результат голосования будет зависеть от процедуры голосования: прямое голосование между А иС , при котором большинство выберетС , или поэтапное голосование, сначала междуА иВ , а затем междуВ иС , в результате которого победитА . Парадокс голосования дает возможность объяснить, почему нередко принимаются решения, не соответствующие интересам общества, и показывает, почему результат голосования поддается манипулированию.

Логроллинг – практика взаимной поддержки путем торговли голосами. Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку своим вопросам депутат покупает, отдавая взамен свой голос в поддержку проектов своих коллег.

Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» – закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы обеспечить прохождение закона к нему добавляют все новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон наберет большинство голосов депутатов. Подобная практика таит в себе опасности для демократии, так как важные решения могут быть «куплены» предоставлением частных льгот или удовлетворением местных интересов. Возможность потерь для общества при пакетном голосовании рассмотрим на примере. В таблице показаны стоимостные эквиваленты выигрышей и потерь для каждого голосующего. Предположим, что депутат голосует за мероприятие, если он от этого выигрывает.

Таблица 9.4

Оба пункта, вынесенные на голосование, оказались бы отвергнутыми при прямом голосовании. Предположим, второй и третий депутат договорятся голосовать «за» по обоим пунктам сразу. Второй депутат выиграет при этом 1 ден. ед., третий – 4 ден. ед. Таким образом, при коалиции пройдут оба пункта, хотя их суммарная польза для общества отрицательна.

Концентрированный интерес немногих побеждает распыленные интересы большинства. Поэтому относительное влияние групп с особыми интересами гораздо больше их доли голосов.

Выгодные им решения не были бы приняты в условиях прямой демократии, когда каждый избиратель прямо и непосредственно выражает свою волю.

Влияние концентрированных интересов объясняет массу парадоксов экономической политики государства, которое в основном защищает старые, а не молодые отрасли (в США, например, такие, как сталелитейная и автомобильная).

Государство гораздо чаще регулирует рынки потребительских товаров, чем рынки факторов производства, предоставляет льготы отраслям, сконцентрированным в определенном районе, чем распыленным по всей стране.

Классический пример – американский штат Мичиган, в главном городе которого – Дейтройте – расположены три крупнейшие автомобильные компании США: «Дженерал моторз», «Крайслер» и «Форд».

Депутаты, в свою очередь, также заинтересованы в активной поддержке со стороны влиятельных избирателей, ибо это увеличивает шансы их переизбрания на новый срок. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной компании и политической деятельности.

В еще большей степени заинтересованы в лоббизме профессиональные чиновники, от деятельности которых зависит не только принятие, но и претворение в жизнь политических решений.

Поэтому выборные органы и исполнительная власть должны следовать определенным принципам, сфера их деятельности должна быть строго ограничена.

По мнению Ф. Хайека, «ограничена должна быть… любая власть, но особенно демократическая. Всемогущее демократическое правительство именно вследствие неограниченности своей власти становится игрушкой в руках организованных интересов, ибо должно угождать –им, чтобы обеспечить себе большинство» (Хайек Ф.А. Общество свободных. Лондон. 1990. С.15).

Логроллинг. В повседневной законодательной деятельности депутаты стремятся повысить свою популярность, активно используя систему логроллинга (logrolling - «перекатывание бревна») – практику взаимной поддержки путем торговли голосами».

Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат «покупает», отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.

Сторонники теории общественного выбора (например, Дж. Бьюткенен и Г. Таллок) не считают всякую «торговлю голосами» отрицательным явлением.

Иногда с помощью логроллинга удается добиться более эффективного распределения ресурсов, т.е. распределения повышающего общее соотношение выгод и затрат в соответствии с принципом Парето-оптимальности.

Однако не исключен и прямо противоположный эффект. Идя навстречу местным интересам, с помощью логроллинга правительство добивается одобрения крупного дефицита госбюджета, роста ассигнований на оборону и т.д. Тем самым общенациональные интересы нередко приносятся в жертву региональным выгодам.

Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» - закон, включающий набор небольших локальных проектов.

Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов.

Чтобы обеспечить его прохождение, к нему добавляют все новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов.

Подобная практика таит в себе опасности для демократии, так как принципиально важные решения (ограничение гражданских прав, свободы, совести, печати, собраний и т.д.) могут быть «куплены» предоставлением частных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.

16.4 Бюрократия и проблемы формирования конституционной экономики

Экономика бюрократии.Одним из направлений теории общественного выбора является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они, в свою очередь, - обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов (рис.16.6).

Депутаты

Бюрократия


Избиратели

Рис. 16.6. Роль бюрократии

Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства. Она необходима в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ, организации, способной приспосабливаться к внешним изменениям.

Политический процесс представляет собой единство прерывности и непрерывности. Периодическое обновление законодательных органов сочетается с относительной стабильностью основных эшелонов исполнительной власти. Бюрократия помогает сохранить преемственность в руководстве, осуществляет контроль за оппортунистическим поведением.

Экономика бюрократии (economics of bureaucracy) согласно теории общественного выбора – это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и,

во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей. она обслуживает прежде всего интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти.

Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке. Поэтому они –нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Через бюрократов группы с особыми интересами «обрабатывают» политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.

Бюрократия, как правило, опасается не недовольства общества в целом, а прицельной критики со стороны групп с особыми интересами, которые легко могут использовать для этого средства массовой информации. И наоборот, в случае провала им могут помочь выйти из затруднительного положения опять те же группы с особыми интересами, с которыми они тесно связаны.

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. На экономии общественных благ они мало что могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и в конечном счете для подготовки путей «отхода» на какое-нибудь «теплое» местечко. Не случайно многие служащие корпораций, поработав в государственном аппарате, возвращаются в свои корпорации с заметным повышением. Такая практика получила название "системы вращающихся дверей".



Бюрократии присущи стремление ускорить ход дела административными методами, абсолютизируя формы в ущерб содержанию, принесение стратегии в жертву тактике, подчинение цели организации задачам ее сохранения.

«Бюрократия, - писал К. Маркс, - считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрократия делает свои «формальные» цели своим содержанием, то она всюду вступает в конфликт с «реальными» целями. Она вынуждена поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание – за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи – в государственные».

С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществление их претворение в жизнь.

Различные ведомства преследуют нередко противоположные цели; их работники часто дублируют друг друга. Устаревшие программы не отменяются, издаются все новые и новые циркуляры, увеличивается документооборот. Все это требует огромных средств для решения простых вопросов.

На осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Субъективно И. обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту И. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. И. в динамике своего развития может превращаться в как проявлении в осуществлении деятельности, вызывающей И. Различают непосредственный И., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость И. выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости И. свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе И. не вызывает, но выполнение которой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости И. в конечном счете определяется его содержательностью и значимостью для личности.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Интерес

Форма проявления потребности познавательной, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности. Субъективно обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню деятельности познавательной. Интерес в динамике развития может превратиться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различаются интерес непосредственный, вызываемый привлекательностью объекта, и интерес опосредованный к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, коя сама по себе интереса не вызывает, но является условием осуществления интересующей деятельности. Оценка широты или узости интереса определяется его содержательностью и значимостью для личности.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Интерес Этимология.

Происходит от лат. interest - важно.

Категория.

Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы.

Специфика.

Форма побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности, ориентированной на окружающий мир. Среди других видов функциональных мотивов (на основе потребностей в игре, в общении, в творчестве) особое место занимают познавательные мотивы. Сопровождается специфической эмоцией захваченности, зачарованности, которая презентирует индивиду предметы, с которыми оказываются связаны его предметно-функциональные потребности, субъективная приятность которой является фактором постоянного воспроизведения соответствующей деятельности.

Исследования.

В лабораторно-экспериментальных исследованиях интерес рассматривается как проявление ориентировочной деятельности, направленной на адаптацию к многозначности окружающего мира и связанной с чувством удовлетворения при оптимальном уровне стимуляции (Д.Е.Берлайн, Д.О.Хебб). При таком, получившим обозначение "экологического", подходе, определяются внешние условия интереса (новизна, ), но теряется возможность рассматривать индивидуальную специфичность интересов, их ориентацию на разные предметы. В большей степени эта возможность реализуется при опоре на анализ онтогенетического развития. Так, при анализе проблемы интересов в рамках возрастной и педагогической психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский), были выявлены основные закономерности и этапы формирования интересов при освоении культуры, их роль в продуктивной деятельности и стимулирующее влияние на внимание, мыслительные процессы, самореализацию личности.

Частные интересы интегрируются в интересе к жизни, противоположном психологической апатии, который характеризует уровень психологического здоровья индивида и выражает собой широту и глубину его предметных интересов, легкость их возникновения, устойчивость в неблагоприятных условиях. Интерес к жизни является достаточно независимым от жизненной активности, другого признака психологического здоровья, основанного, в значительной степени, на мотивации достижения.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ИНТЕРЕС

(англ. interest ) - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично - как интеллектуальная и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний . И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

И. классифицируются по содержанию, т. е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т. е. по их укорененности в системе потребностных отношений личности; по устойчивости; по силе; по длительности. И. занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения (желания ) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в . (А. Б. Орлов.)

Добавление ред.: А. Ребер в своем «Словаре психологии» (1995) честно признается в невозможности дать полноценное определение слову «И.», которое, по его мнению, используется почти всеми чисто интуитивно. Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с И.: от внимания до желания. В то же время иногда делаются попытки придать понятию И. большое теоретическое значение.

Некоторые авторы трактуют И. как одну из эмоций, близкую к удивлению, любознательности. Напр., К. Изард включает И. в число базальных (первичных ) эмоций , имеющих, помимо прочего, и мотивационное значение. И. описывается в таких терминах как увлеченность содержанием и вовлеченность в процесс деятельности.

Л . С . Выготский трактовал И. как специфически человеческий уровень в развитии потребностей, для которого характерна сознательность и свобода: «И. предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением в себе». И. - это «высшие культурные потребности», являющиеся движущими силами поведения. В «Психологическом словаре» (1931) Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского И. определяется как «эмоционально окрашенная установка, направленность на к.-л. деятельность или на к.-л. объект, вызванная положительным отношением к предмету».

Само слово «И.», хотя и имеет лат. основу, но к классическому лат. языку не принадлежит; оно появилось в капиталистическую эпоху как технический, специальный (а именно бухгалтерский) термин, означавший ожидаемый доход (выгоду) от каких-то затрат. (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "интерес" в других словарях:

    интерес - Интерес … Словарь синонимов русского языка

    интерес - а, м. intérêt m. 1. фр., > Interesse, пол. interes. Польза, выгода. СИЗ 1698. Е. Ц. В. тех городов меры испражняти не позволяет для того, что те городы предстение Е.Ц. В ва и оным мноогим государства от татар..; и сей интерес оные господа… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИНТЕРЕС - (фр. interet; этим. см. интересан). 1) выгода, польза, прибыль. 2) отношение к предмету, возбуждающему любознательность, занимательность. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕРЕС 1) выгода, прибыть,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Интерес - Интерес ♦ Intérêt Субъективно – форма желания или любопытства, зачастую – сочетание того и другого. В то же самое время можно иметь объективный интерес к тому, что не пробуждает ни желания, ни любопытства. Таков, например, интерес ребенка к… … Философский словарь Спонвиля

    ИНТЕРЕС - (от лат. interest имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредств. побуждениями мотивами, помыслами, идеями и т. д. участвующих в этих действиях индивидов, социальных… … Философская энциклопедия

    ИНТЕРЕС - ИНТЕРЕС, интереса, муж. (от лат. interest имеет чение). 1. только ед. Внимание, возбуждаемое по отношению к кому чему нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таким. Слушать без всякого интереса. Проявлять интерес к делу. Не без… … Толковый словарь Ушакова

    интерес - См. барыш в интересах, нарушать чьи л. интересы, остаться при пиковом интересе, соблюдать интерес(ы)... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. интерес заинтересованность,… … Словарь синонимов

В Азиатско-Тихоокеанском регионе к Арктике обычно относят территории и пространства Мирового океана, расположенные к северу от 60° с. ш, включая Берингово, Чукотское и другие моря, прилегающие к Северному Ледовитому океану.

В северной части Тихого океана, которая в последнее время все больше начинает рассматриваться и с учетом ситуации, складывающейся в арктическом регионе, российская позиция сталкивается с интересами, прежде всего, США и Канады. Эти страны также относятся к арктическим прибрежным государствам и имеют в этом регионе общие морские границы с Россией. Однако в последнее время к Арктике все больший интерес проявляют неарктические страны - Китай, Япония, Республика Корея и др. И с этим также приходится считаться.

Япония не является приарктическим государством, но не желает оставаться в стороне от мировых процессов оценки, разработки и использования разнообразных ресурсов и возможностей арктического региона, используя для этого приобретенный ею статус «наблюдателя» в международном Арктическом совете.

О неподдельном интересе Японии к проблемам Арктики и в первую очередь к Северному Морскому пути (СМП) свидетельствует создание в 2012 году парламентской Лиги за обеспечение безопасности СМП под председательством премьер-министра Абэ С. Вялотекущие исследования СМП велись в Японии, начиная с 1995 года после распада СССР. Их активизация началась после того, как этим вопросом стали плотно заниматься восточноазиатские соседи Японии - Китай и Республика Корея.

Концентрированный интерес к Арктической проблематике, включая возможности использования СМП, исходит и от неправительственных организаций. В частности со стороны Азиатско-Тихоокеанского Форума (АТФ). Практический интерес к проблеме использования СМП проявляет и крупный японский бизнес.
Мониторинг ситуации вокруг арктической проблематики в Японии показывает, что существуют несколько достаточно важных тем, которые явным образом интересуют японское правительство:
- возможность практического использования Северного морского пути (СМП);
- научные исследования арктических морей для углубления научных знаний в области океанологии, физики и химии вод арктических морей, для получения новых научных данных о морских биологических ресурсах, а также в целях прогнозирования долгосрочных климатических изменений;
- приобретение статуса «наблюдателя» при Арктическом совете Японией и другими странами АТР;
- расширение сотрудничества и одновременно конкуренции России с Китаем и другими азиатскими странами в деле совместной разработки ресурсов Арктики, в первую очередь месторождений углеводородного сырья;
- обеспечение Россией своих интересов в Арктике военными и техническими средствами;

Не оставили в Японии без внимания и проблему «северных территорий» в эпоху СМП.
Некоторые японские наблюдатели также обращают внимание на выработку международных стандартов и правил, касающихся защиты легко уязвимой окружающей среды Арктики.

Северный морской путь

Первые сообщения в Японии об успешной проводке по Севморпути танкера с грузом сжиженного газа, которую осуществила российская госкорпорация «Газпром», были опубликованы японскими СМИ еще три года назад. Конечным пунктом доставки был японский порт Кита-Кюсю. Арендованный «Газпромом» норвежский танкер вышел 7 ноября 2012 года из норвежского порта Хаммерфест и 5 декабря 2012 года прибыл в точку назначения. В полярных морях России проводку танкера обеспечивал атомный ледокол.

«Газпром» строит планы разработки газовых месторождений на полуострове Ямал, чтобы затем использовать СМП для транспортировки газа в страны АТР и Европу.

После этого японское государственно-частное партнерство стало проявлять повышенное внимание к возможности использования СМП, выделяя такие ключевые моменты: сокращение времени в пути и транспортных расходов; Хоккайдо с его портами может стать парадными воротами этой важной транспортной артерии; обострение противоречий заинтересованных стран по поводу пространств и ресурсов Арктики.

Первым шагом стали действия японского МИД, направленные на привлечение внимания к Японии со стороны стран Арктического совета.

Арктический совет был создан восемью странами, которые имеют территории за полярным кругом, в 1996 году. К этим странам относятся Россия, Финляндия, Дания (Гренландия), США, Канада, Швеция, Исландия, Норвегия. Статут наблюдателей в совете в настоящее время имеют Франция, Голландия, Италия, Германия, Великобритания, Испания, Польша, а также пять азиатских государств - Япония, Индия, Республика Корея, Китай, Сингапур. В мае 2013 года при поддержке России, Япония была наделена статусом наблюдателя в Арктическом совете и «получила опору для активизации своей позиции в Арктике».

В том же году правительство Японии на основании решения парламента впервые включило тему освоения Арктики в Морской генеральный план. Министерство государственных земель и транспорта получило отдельный бюджет на исследование экономических и других перспектив и выгод, а также юридических аспектов использования СМП. Из-за значительной разницы законодательств разных стран, которыми могут регулироваться отношения в связи с использованием Арктики, возникает множество проблем, решение которых не является компетенцией бизнеса. В основном субъектами арктической деятельности могут выступать только государства.

Для проработки, в том числе, и этих вопросов в Японии были проведены два международных симпозиума (в Токио и Саппоро) с участием российских, американских и норвежских специалистов по проблемам Северного морского пути. То, что часть работы прошла в Саппоро, не случайно. Япония стремится обеспечить себе свою особую роль в эксплуатации СМП. Речь идет о представлении мировой общественности острова Хоккайдо как ворот в Азию на этом пути. Портом базирования судов, следующих по СМП, планируется сделать Томакомаи. Но уже на эту роль стал претендовать южнокорейский порт Пусан, масштабами и объемами перевозок грузов превосходящий хоккайдскую гавань. И хотя географически расположение Томакомаи более привлекательно, международное соперничество разгорается нешуточное.

В настоящее время Япония обеспечивает себя поставками энергетического сырья с ближневосточного направления, североамериканского и южного из Австралии. Осталось неосвоенным только северное направление - СМП. Главное направление - ближневосточное, через Суэцкий канал. Учитывая напряженную обстановку на Ближнем Востоке, диверсификация морских путей доставки углеводородного сырья становится для Японии очень важной задачей.
Эта задача, похоже, будет решена в 2018 году, когда перевозки сжиженного газа с полуострова Ямал на арктическом побережье в Сибири начнутся на регулярной основе. Линию по доставке газа, добываемого в этом сибирском и арктическом районе, будет обслуживать крупнейший японский морской перевозчик «MITSUI O.S.K. Lines Ltd.» Газ будет доставляться, как в Японию и другие страны Северо-Восточной Азии, так и в европейские страны. Ежегодный объем перевозок сжиженного газа прогнозируется в 3 млн. тонн.

В то же время японские аналитики признают наличие проблем, которые устранить трудно, но они будут оказывать влияние на степень эффективности эксплуатации СМП. Это в первую очередь суровые климатически условия, из-за которых могут меняться длительность навигации и скорость проводки судов. Кроме того, использование ледокольного флота для сопровождения транспортов значительно удорожает эксплуатацию СМП. Также Японию тревожит безлюдное побережье и слабая инфраструктура российских портов за полярным кругом.

И, наконец, об украинских событиях, в которых также усматривается возможность повлиять на расклад сил в арктической политике. Охлаждение отношений с Европой развернет Россию лицом к Азии. В азиатские страны начнет поступать больше энергоносителей российского производства. И здесь возлагают надежды на СМП, не смотря на все вскрытые сложности.

Научные исследования арктических морей

Научные исследования арктических морей для углубления научных знаний в области океанологии, физики и химии вод арктических морей, а также для получения новых научных данных о морских биологических ресурсах - это именно то направление, на котором Япония могла бы - и уже пытается это делать - внести свой практический вклад в изучение и освоение Арктики. Эта страна позиционирует себя как ближайшее к Арктике азиатское государство и должна этим преимуществом пользоваться. Поэтому необходимо раскручивать не только «хоккайдскую карту азиатских ворот», но и вести научные исследований в арктических районах. В частности, в привязке к проблеме СМП важнейшим вопросом является мониторинг распределения льдов. В настоящее время японские ученые для исследования этого вопроса используют международный ресурс - данные российских съемок и исследований, а также данные спутниковых наблюдений США.

Одновременно правительством Японии принято решение о создании беспилотного подводного научно-исследовательского судна для изучения условий распределения арктических льдов из толщи воды. Необходимость постоянного мониторинга состояния льдов в Арктике, регионе еще мало изученном, в комментариях не нуждается. При проводке судов надводные инструменты наблюдений для обеспечения безопасной навигации в сложных ледовых условиях явно недостаточны. Наблюдения из толщи воды дадут много больше информации для безопасности мореплавания, включая толщину льда и формирование подводных торосов, а также соленость воды, направление течений и многое другое.

Изучение состояния арктических льдов важно еще и потому, что изменения ледяного покрова, особенно если они будут проходить быстро, без сомнений скажутся на подвижках в климате и состоянии экосистем.
Для восполнения пробелов в системе арктических знаний Япония провела комплексную научную съемку в северной части Берингова моря и в прилегающей к Берингову проливу части Чукотского моря, использовав научно-исследовательское судно Хоккайдского университета «Осёро-мару». Проведенные исследования можно расценивать как серьезную заявку на признание Японии полноценным членом «Арктического клуба». Видимо, и правительство Японии рассчитывает именно на подобную оценку.
Даже краткое перечисление пунктов проделанной научной работы показывает масштабность проекта: определение скорости и характера течений, измерение температуры воды, сбор образцов планктона, сбор образцов ихтиофауны, наблюдения за морскими птицами и китообразными, сборы проб для определения содержания микроэлементов в морской воде и ее кислотность, а также некоторые другие наблюдения и сборы проб.

Перечисленные работы проведены в рамках пятилетней программы GRENE, сформированной для изучения климатических изменений в Арктике Министерством образования и науки Японии в 2011 году до 2016 года. Данная программа обеспечивается из государственного бюджета, ежегодный размер ее субсидирования равен 600 млрд. иен. В исследованиях по данной программе участвуют около 300 ученых от 35 научно-исследовательских институтов и университетов.

Основной целью данных работ называют прогнозирование предстоящих изменений в состоянии арктической экосистемы в результате происходящих в настоящее время климато-океанологических изменений. В результате таяния полярных льдов в Чукотском море может произойти взрывное увеличение биомассы планктона, за которым нельзя исключать появление в арктических морях обитателей Берингова моря - минтая и даже лососей.

Для долгосрочных климатических прогнозов исследования Арктики также необходимы. Уменьшение площади ледового покрова в Баренцевом море может привести к смещению циклонической активности на север и активизации и главное расширению сибирского антициклона, которые может отразиться на японском климате, сделав зимы на островах более холодными.

Надо сказать, что будущее японских арктических исследований в ближайшие годы может оказаться под большим вопросом. Упомянутое судно «Осёро-мару» в ходе арктических исследований выполнило последний свой рейс и будет списано. Подводный беспилотник пока еще находится в состоянии проекта. Да и его практическое использование всех проблем не решит.

Научные суда ледового класса есть только у Министерства обороны Японии. Согласно закону «О силах самообороны» это министерство может вести научные исследований только в Антарктике. В этой связи заинтересованные министерства Японии (Министерство науки и образования, Министерство государственных земель и транспорта) приступили к рассмотрению вопроса строительства нового научного судна ледокольного класса специально для арктических исследований. Для строительства подобного судна понадобятся средства в размере нескольких сотен миллионов долларов.

Судно будет предназначено для международных исследований и будет принимать на борт иностранных ученых для выполнения международных программ. Также будет вести и самостоятельные работы в Северном ледовитом океане. И то и другое должно подчеркнуть возрастающее присутствие Японии в Арктике.

Определенную часть рыбных ресурсов Берингова моря для нужд внутреннего рынка получает Япония, ведя промысел в российской части моря и осуществляя закупки рыбного сырья из этого района у России и США. На Алеутских островах действуют дочерние предприятия японских компаний по производству сурими из минтая. Распределение его скоплений в беринговоморской зоне США в последние годы сильно изменилось, промысел сместился в сторону российской зоны на 400-500 км от береговых обрабатывающих баз, что приводит к значительному росту дополнительных расходов на переходы и транспортировку улова.

Полагая с учетом выше указанных обстоятельств, что климато-океанологические изменения могут привести к изменениям в распределении и состоянии запасов промысловых объектов, в получении которых заинтересована эта страна, в Хоккайдским университетом проведены исследования состояния ледового покрытия в Беринговом море, а также в южной части Северного ледовитого океана. Такие исследования не проводились Японией в этих районах 15 лет. Новые данные позволили оценить направленность изменений, в том числе и в состоянии рыбных запасов, которые произошли за этот период.

Сотрудничество и конкуренции России с Китаем и другими азиатскими странами в деле совместной разработки ресурсов Арктики

В данном разделе мы попытаемся обобщить японские оценки включения других азиатских стран в освоение Арктики.

Китай также стремится играть собственную, самостоятельную, роль в освоении Арктики. КНР пытается наладить контакты по поводу Арктики с североевропейскими странами, в частности, с Арктическим научным агентством, которое создано Данией, Швецией, Норвегией, Исландией и Финляндией. С этим агентством в декабре 2013 года была достигнута договоренность об учреждении в Шанхае Китайско-Североевропейского арктического научного центра. Основными направлениями работ этого центра станут климатические изменения за полярным кругом, разработка арктических ресурсов и морские арктические пути.

Свою независимую арктическую позицию он продемонстрировал в 2012 году, успешно осуществив в сотрудничестве с Исландией проводку научно-исследовательского судна не через прибрежные полярные воды России, а через более высокие широты, минуя СМП. В следующем году из Китая в Европу через Северный Ледовитый океан было доставлено 20 тысяч тонн коммерческого груза. При этом планируется, что к 2020 году этим путем в Европу из Китая будет доставляться до 15 % грузов.

Китай называет опорным портом Северной Европы в начале Северного Морского Пути исландский Рейкьявик. Поэтому с Исландией отношения КНР укрепляются все активнее. Однако своих амбиций как страна базового порта в Азии в конце СМП Китай пока не демонстрирует. Хотя, как считают в Японии, такими портами могли бы стать Далянь или Шанхай. Китайские же специалисты на этот счет отвечают, что «в конечном счете, базовый порт для себя определяют судовладелец и грузовладелец, исходя из стоимости транспортировки и скорости». И с этим трудно не согласиться.

В Японии считают, что полярные амбиции России были уязвлены таким шагом. Коммерческое использование СМП предполагает обязательное использование (разумеется, платное) российских ледоколов, а также сборы за проход по этому пути.

Японские специалисты выдвигают следующее обоснование для защиты японских экономических интересов. СМП, вероятнее всего, будет открыт для судоходства 5 месяцев в году. Порт Томакомаи находится на таком расстоянии, например, от Мурманска, которые крупные контейнеровозы могут преодолевать за две недели. То есть вполне вероятно осуществить в месяц рейс туда и обратно. Южнокорейские или китайские порты, и даже японские порты, расположенные южнее, значительно уменьшают количество рейсов. Поэтому порт Томакомаи мог бы стать перевалочным пунктом СМП в точке, где северные условия уже не станут ограничителем судоходства. А доставленные грузы могут из этого порта транспортироваться дальше - в южные районы Азии.

Хоккайдо может сыграть в этом вопросе еще одну вспомогательную роль. Порты восточного Хоккайдо Кусиро и Нэмуро смогли бы сыграть роль портов-убежищ на случай сильных штормов.

Обеспечение Россией своих интересов в Арктике военными и техническими средствами. Японские оценки
В первую очередь это вопросы безопасности. Причем безопасности не только России на данном направлении, но и других членов «Арктического клуба», а также стран пользователей, как транспортного потенциала СМП, так и ресурсов недр, а для отдельных районов и морских биологических ресурсов.

Нет ничего неестественного в том, что Япония свои планы с использованием арктического потенциала тесно связывает с вопросами безопасности. Японские исследователи арктических проблем выделяют две главные составляющие на этом направлении - военную и ледокольную, иными словами - техническую.

В Японии незамедлительно отреагировали на выступление Президента России В.В.Путина 10 декабря 2013 года перед представителями Министерства обороны и командным составом Вооруженных Сил, процитировав его выступление в части, касающейся необходимости применения всех возможных средств для обеспечения безопасности и российских государственных интересов в Арктике. Японские СМИ также обратили внимание на указание российского президента сформировать в Арктике специализированные воинские подразделения и ускорить оборудование в регионе военных баз.

В практическом плане это означает в первую очередь строительство взлетно-посадочных полос и оборудованных причалов на архипелаге Земля Франса-Иосифа и на Новосибирских островах, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение арктических воинских подразделений с целью постоянного базирования здесь военной авиации и ВМФ России. В Японии вполне резонно считают, что данными действиями Россия стремиться усилить сдерживание нарастающей активности в Арктике со стороны США и Китая. Еще труднее не согласиться и с такой беспристрастной оценкой российских действий: «Россия стремится обеспечить себе лидирующие права на освоение Арктики, богатой природными ресурсами. Россия заявляет себя в Арктическом регионе новой „зоной наибольшего влияния“, стратегическое значение которой неуклонно возрастает».

Достаточное обеспечение морских арктических районов ледокольным флотом - вопрос не менее важный, чем создание военной инфраструктуры. Он напрямую связан с гарантией безопасности транспортных потоков.

В Японии внимательно оценивают ледокольный парк России и планы по его усовершенствования, отмечая неизбежный выход из строя в скором будущем имеющихся ледоколов, число которых в 2012 году снизилось с 7 до 6 единиц. Рост грузопотоков на СМП растет, активизируются и работы по освоению ресурсов арктического шельфа. Поэтому России не обойтись без мощного ледокольного флота, оснащенного атомными двигателями.

В настоящее время флагманом российского атомного ледокольного флота является самый крупный в мире ледокол - атомоход «50-летие Победы». Из трех запланированных для постройки атомных ледоколов один станет крупнейшим в мире и превзойдет по параметрам нынешнего лидера этого флота. Он будет способен пробивать путь во льдах толщиной 4 метра.

Российско-японская территориальная проблема в эпоху СМП

Японцы не были бы самими собой, если как все брали точкой отсчета СМП порты северной Европы. Поэтому началом СМП они считают Азию и, в частности, Японию. И в этом начале как раз находятся южные Курилы, которые в Японии называют «северными территориями», и Охотское море, прибрежным государством которого вполне по праву Япония себя также считает.

По мнению профессора университета Токай Ямада Ё., если СМП действительно заработает, то станет активным движение судов через пролив Екатерины (разделает острова Кунашир и Итуруп Южно-Курильского архипелага). Уже через данный проход осуществляется транспортировка сжиженного газа с Сахалина в Японию. Судоходство в данном районе становится все более оживленным.

Морские акватории, где необходимо поддержание порядка и безопасности со стороны России, возрастает. Обеспечение подобных условий в этом проливе и других смежных акваториях будет большой и трудной задачей для России, поскольку, по мнению японских аналитиков, она не обладает достаточным опытом такой деятельности. Поэтому Япония в данной ситуации должна предложить совместное управление судоходством в этом морском районе. Углубляя двустороннее сотрудничество на этом участке, можно будет продвигаться и в решении территориальной проблемы. Это дополнительный канал для работы дипломатов двух стран в данном направлении.

В любом случае понимание того, каким образом сформируются новые мировые транспортные потоки, крайне важно для Японии, всецело зависимой от морских торговых путей. Возможно, эти изменения характера морских путей помогут по-другому взглянуть и на проблему «северных территорий», создадут почву для возникновения новых идей ее решения. Этот шанс Япония также не собирается упускать. Какая новая экономическая и логистическая конструкция может возникнуть в этом районе? Этот вопрос сейчас основательно изучается министерством государственных земель, инфраструктуры и транспорта Японии.
Упоминавшаяся идея ключевых перевалочных портов на Хоккайдо также рассматривается как один из возможных инструментов улучшения общего климата отношений двух стран на экономической почве. Правда, роль дипломатов при этом в определенной степени отодвигается в сторону. На первую значимую роль выдвигается преимущество снижения расходов при транспортировке грузов из других континентов. Кроме того, важную роль должны сыграть тренированные российские экипажи, имеющие большой опыт проводок судов по Северному Морскому Пути. Именно они будут обеспечивать доставку значительной части грузов для Азии по СМП. Правда, автор этой идеи несколько пессимистично оценивает проявление интереса правительства Японии к данному вопросу, как к одному из потенциально возможных направлений решения территориальной проблемы. Но из арсенала возможностей этот путь не исключает.

Единые экологические правила использования потенциала Арктики

Этот вопрос в Японии рассматривают в первую очередь с точки зрения заключения многосторонних конвенций, которые могли бы установить универсальные правила пользования пространствами и ресурсами Арктики.

Правовой режим Арктики кардинально отличается от международно-правового режима Антарктики, поскольку в арктическом регионе пока не действуют универсальные многосторонние договоры, как это имеет место в Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.). Поэтому прибрежные государства проводят свою, ни с кем не согласованную линию в освоении Арктики. Так, Россия самостоятельно установила титановый государственный флаг. Северная Европа заявляет об усилении военного потенциала. Китай вкладывает в освоение региона огромные инвестиции. США преследуют свободы судоходства в Северном Ледовитом океане и заявляют о намерениях разрабатывать арктические недра.

Отсутствие единых правил игры является дестабилизирующим фактором в Арктике. Как на один из путей решения данной проблемы Япония смотрит с большой надеждой на способность Арктического совета срочно выработать единые для всех правила с упором на сохранение легкоуязвимой арктической природной среды, которые бы имели «сдерживающую силу».

Вполне очевидно, усиление экономической деятельности в арктическом регионе приведет к дальнейшему таянию льдов или другим пагубным последствиям в результате изменения окружающей среды и состояния экосистем. Здесь сказать свое веское слово и внести вклад, который бы был оценен международным сообществом, Япония намерена на научно-исследовательском поприще. Изучением природы Арктики и другими арктическими проблемами в Японии занимаются не менее 300 ученых в основном из Хоккайдских университетов. Их основная цель - разработка методов бережного использования пространственного и ресурсного потенциала Арктики.

Подводя итог, скажем, что интерес к арктической теме в Японии появился в последнее время практически внезапно, но проявляется очень активно. Это видно по выработке четко очерченных планов использования арктического потенциала. Это понятно и из того, как ревниво Японии относится к активизации арктической деятельности со стороны соседних азиатских государств, которые также получили статус наблюдателя в Арктическом совете.

Не случайно Япония делает не только заявления о своих арктических интересах, но и делает практические шаги в тех областях, где у нее имеется определенный потенциал. В частности, в области научных исследований.

В основе такого подхода, скорее всего, лежит экономическая безопасность государства, которая может быть поддержана дополнительными ресурсами.

Круг арктических интересов Японии широк и разнопланов - от Севморпути до возможных подвижек в разрешении территориального вопроса с Россией. Достаточно острая конкуренция на поле арктических проблем с азиатскими соседями и другими странами, а также неравноправный статус участников Арктического совета в то же время - эти трения могут быть использованы в российских интересах, если «арктические пазлы» сложить в выгодную для нас картину.

В условиях представительной демократии процесс голосования усложняется. Избиратель должен выбрать одного депутата, позиция которого, как правило, не полностью совпадает с его предпочтениями. Для принятия решения необходимо располагать информацией о предстоящих выборах, для получения которой необходимы время и деньги. Большинство избирателей стремятся минимизировать затраты, связанные с получением информации, они формируют свое мнение под влиянием средств массовой информации, родственников, знакомых. Некоторые избиратели отказываются от участия в избирательном процессе. Это свидетельствует о том, что они не видят пользы от участия в выборах. Такое явление получило название «рациональное неведение» . Представительная демократия имеет как положительные черты (возможность специализации принятия решений по определенным вопросам, контроль исполнения принятых решений и т. п.), так и отрицательные черты (принятие решений, не соответствующих интересам большинства населения).

Лоббизм. В условиях представительной демократии качество решений зависит от необходимой информации и стимулов, способствующих ее преобразованию в политические решения. Влияние на депутата связано со значительными затратами (письма, звонки по телефону, поездки). Предельные затраты превышают предельные выгоды, поэтому желание избирателя постоянно воздействовать на своего депутата минимально.

Иные мотивы у избирателей, интересы которых сконцентрированы. Это могут быть работники отдельных отраслей, заинтересованные в установлении определенных цен, изменении таможенных пошлин и т. п. Как правило, они организованы и им не доставляет труда показать, что они могут выиграть в случае удовлетворения их требований. Так профсоюз работников автостроительных предприятий может предоставить данные о количестве рабочих мест, которые придется сократить, если будут снижены таможенные пошлины на ввоз импортных автомобилей. Такие группы с особыми интересами стремятся постоянно поддерживать связь с правительством. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Группы со взаимными и значительными интересами могут с избытком компенсировать свои затраты, если законопроект, который они отстаивают, будет принят. Так как выгоды будут распределены внутри группы, а издержки – на все общество в целом. Концентрированные интересы немногих побеждают распыленные интересы большинства.

Депутаты также заинтересованы в активной поддержке со стороны влиятельных избирателей, так как это увеличивает их шансы быть переизбранными на новый срок. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной кампании и политической деятельности.


Парадокс голосования. Предположим, что группа из трех депутатов выбирает между тремя проектами: А , В , С . Предпочтения каждого голосующего относительно предлагаемых проектов представлены в таблице, приоритетным для голосующего является проект с рангом 1. Так как предпочтения голосующих расходятся, прямое голосование не выявит победителя. Поэтому на голосование выносятся два проекта. Если данная группа будет выбирать между проектами А и В по принципу большинства, то будет принят проект А , два голоса против одного (против проголосует второй депутат). Если выбирать между проектами В и С , то результат – два против одного в пользу В . При голосовании по принципу простого большинства группа в целом предпочитает А по сравнению с В и В по сравнению с С . Однако при выборе между А и С , выбор будет сделан в пользу С . Таким образом, нельзя опираться на принцип простого большинства для принятия непротиворечивых, согласованных решений.

Парадокс голосования – это противоречие, которое возникает вследствие того, что голосование по принципу простого большинства не обеспечивает выявление действительных предпочтений общества относительно экономических благ.