Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты. «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению

Елена Косолапова
Диагностика готовности детей 6–7 лет к школьному обучению

ВВЕДЕНИЕ

Одним из многочисленных направлений деятельности практического психолога является отбор детей в школу , и в частности диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению . Несмотря на наличие самого разнообразного материала по данной проблеме, основным недостатком большинст-ва таких пособий является неполное описание процедуры обследования и обработки результатов. По-мимо этого в диагностике не всегда учитываются все компоненты психологической готовности .

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, вклю-чающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражаю-щееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запо-минания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реак-ций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения .

На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости . В связи с этим в настоящем издании собраны не просто методики, а целые программы, позволяющие проводить полноценную диагностику готовности ребенка к школе и получать сведения о сформированности ка-ждого компонента школьной зрелости .

В работе изложены 5 программ (включающие в себя специально подобранные методики, 5 методик для определения ведущих мотивов учения и методика исследования обучаемости , пользующаяся большой популярностью из-за ее практической значимости, которую можно применять как самостоя-тельно, так и дополнительно к программам.

Материалы по каждой из диагностических методик представлены в следующем порядке :

Цель исследования с помощью данной методики;

Необходимый диагностический материал ;

Особенности предъявления инструкции;

Особенности проведения исследования;

Оценка результатов;

Интерпретация данных.

Диагностическая программа 1

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя четыре сферы : 1) аффек-тивно-потребностная; 2) произвольная; 3) интеллектуальная; 4) речевая.

Исследование аффективно-потребностной сферы.

а) методика по определению доминирующего мотива у ребенка

Оборудование : На столе заранее расставляются игрушки.

Ребенка приглашают в комнату, показывают игрушки, которые он рассматривает в течение одной ми-нуты. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать интересную сказку (но не очень длинную) . На самом интересном месте чтение сказки прерывается и задается вопрос : «Чего тебе сейчас хочется больше : дослушать сказку или пойти поиграть с игрушками?»

Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, со слабым – идут играть (но игра, как правило, носит манипулятивный характер – хватают то одну игрушку, то другую).

б) Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника

Беседа должна содержать вопросы, которые бы косвенным образом позволяли определить наличие познавательных или учебных потребностей.

Вопросы могут быть такими :

Что ты знаешь о школе ?

Как ты думаешь, что там будет интересного?

Ты со своими друзьями играешь в школу ?

А кем тебе больше нравится быть : учителем или учеником?

Тебе нравятся мультики или фильмы про школу ?

Как ты думаешь, зачем детям надо идти в школу ?

Как ты думаешь, как лучше учиться : в школе с учительницей или дома с мамой?

Кем ты хочешь быть? А что для этого нужно?

Число положительных ответов 6 и более свидетельствует о наличии познавательных или учеб-ных потребностей.

а) Методика «Домик» .

Цель : Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Инструкция : «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком) . Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то на-рисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»

Рисунок выглядит следующим образом :

Пока ребенок рисует, стоит отметить :

Ведущую руку;

Как работает с образцом;

Быстро или медленно проводит линии;

Отвлекаемость во время работы;

Сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;

Исправляет ли сам ошибки.

Ошибками считается :

Отсутствие какой-либо детали на рисунке;

Увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;

Неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;

Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;

Разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;

Наложение линий одна на другую.

За каждую ошибку начисляется один балл.

Таблица 1 Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет

Для детей 6 лет : Для детей 7 лет :

1-2 балла – высокий уровень;

3-5 баллов – средний уровень;

> 5 баллов – низкий уровень. балл – высокий уровень;

Балла – средний уровень;

> 3 баллов – низкий уровень.

б) Методика «Да и Нет»

Инструкция : «Давай с тобой поиграем в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет» . По-втори, какие слова нельзя будет произносить? (Ребенок повторяет эти слова) . Теперь будь внимателен, я тебе буду задавать вопросы, отвечая на которые нельзя будет говорить слова «да» и «нет» . Понят-но?»

После того, как ребенок подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает зада-вать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет» .

Ошибками считаются только слова «да» и «нет» . Слова «ага» , «неа» и тому подобные не рассматри-ваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утверди-тельным или отрицательным кивком головы.

Оценка :

Средний уровень – 1 ошибка;

Исследование интеллектуальной сферы.

а) Методика исследования обучаемости А . Ивановой (приложения А, Б) .

б) Сюжетные картинки

Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

Материал : 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности.

Инструкция : «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. По-рядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Оценка :

Высокий уровень – если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.

Средний уровень – если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.

Низкий уровень – если ребенок не справился с заданием.

Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если :

Не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;

По выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

Выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответ-ствующую рассказу);

Каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными – в результате рассказа не получается;

На каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т. к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР .

Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка : как он строит фразы, сво-бодно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т. е. развитие фонематического слуха.

Исследование речевой сферы

Методика «Звуковые прятки» .

Предназначена для проверки фонематического слуха.

Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следую-щие : каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

Инструкция : «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример : «у» - шуба.

Предлагается по 4 слова на каждый звук :

«о» – кошка, море, точка, баня;

«а» – мама, парта, стол, каша;

«ш» – шайба, ручка, школа , суша;

«с» – суп, киска, лужа, свет.

Оценка :

Высокий уровень – ни одной ошибки;

Средний уровень – 1 ошибка;

Низкий уровень – более 1 ошибки.

Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука ни-где нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.

Общие итоги : готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свиде-тельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям да-ются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.

Форма протокола, заполняемого в процессе обследования, представлена ниже.

Протокол обследования

ФИ ребенка

Возраст Дата обследования

Исследование аффективно-потребностной сферы

1. Доминирующий мотив : а) познавательный

б) игровой

Беседа по выявлению внутренней позиции школьника

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Исследование произвольной сферы

а) Методика «Домик»

высокий средний низкий

б) Методика «Да» и «Нет»

высокий средний низкий

Исследование интеллектуальной сферы

а) Методика исследования обучаемости А . Ивановой

б) Методика «Сюжетные картинки»

высокий средний низкий

IV. Исследование речевой сферы

Методика «Звуковые прятки»

высокий средний низкий

Диагностическая программа 2

Данная программа является достаточно затратной по времени, однако она дает наиболее полное пред-ставление о сформированности самых необходимых для успешного школьного обучения психических и физических функций.

Описание диагностических процедур и оценка их выполнения

Общий кругозор (пункты «а» и «б» из протокола):

С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится беседа, которая носит и ди-агностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка, а 9-11 вопросы выявляют отношение к школе :

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твоих родителей?

Как называется город (село, где ты живешь?

Каких домашних животных ты знаешь? А диких?

В какое время года на деревьях появляются листья?

Что остается на земле после дождя?

Чем отличается день от ночи?

Хочешь ли ты идти в школу ?

Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе ?

Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей ?

В протоколе рядом с номером вопроса плюсом отмечаем правильный ответ, а минусом – неправиль-ный.

Ориентировка в окружающем, запас знаний :

Ответы на вопросы 1-4 оцениваем по информации родителей, ставится «+» , даже если ребенок ответил в уменьшительной форме. Ответ на вопрос пять считаем правильным, если названо не менее двух домашних и двух диких животных, и они не перепутаны. Ответ на вопрос шесть считается правильным, если ребенок ответил «весной» , «когда закончится зима» и т. п. Седьмой ответ будет правильным, если ребенок сказал «лужи» , «грязь» и т. д. Восьмой ответ засчитывается как правильный, если ответ типа «днем светло, солнце» , «ночью темно» , «днем работают, а ночью спят» и т. п.

ответов :

Высокий – 7-8 правильных ответов;

Средний – 5-6 правильных ответов;

Низкий – 4 и меньше правильных ответов.

Отношение к школе :

Ответ на девятый вопрос считается правильным, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания» , а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т. д. Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего .

Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов :

Высокий – 3 правильных ответа;

Средний – 2 правильных ответа;

Низкий – 1 правильный ответ или 0.

Мышление и речь (пункт «в» протокола).

Уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценива-ется.

А) Понимание грамматических конструкций.

Ребенку дается следующая инструкция : «Сейчас я прочитаю предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос. Договорились?»

Предложение : Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.

Вопрос : Что Петя делал раньше : смотрел кино или читал книгу?

Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос.

Оценка результатов :

«+» - если ребенок дал верный ответ

«–» - если ребенок дал неверный ответ

Б) Выполнение словесных поручений

На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них. Ребенку дается инструкция : «Собе-ри карандаши, сложи их в коробку и поставь на подоконник» . После того, как ребенок выполнил задание, задаются вопросы : где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?

Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению, то ему дается упрощенное задание : «Возьми карандаши и положи их в коробку» . Соответственно, задается вопрос : где теперь лежат карандаши?

Оценка результатов :

«+» - если ребенок всю инструкцию выполнил верно

«+-» - если выполнил упрощенную инструкцию

«–»

В) Изменение существительных по числу

Ребенку дается инструкция : «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получи-лось много предметов. Например : если один, то карандаш, а если много, то карандаши».

Слова для предъявления : книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.

Оценка результатов :

«+» - если ребенок допустил не больше двух ошибок

«+-» - от трех до шести ошибок

«–» - если ребенок сделал семь и более ошибок

Г) Рассказ по картинкам

Перед ребенком вразброс выкладывается 4-5 картинок, связанных одним сюжетом. Инструкция пред-лагается следующая : «У меня есть картинки, но они перепутались. Ты сложи их по порядку и приду-май по ним рассказ».

Оценка результатов :

«+» - если ребенок верно разложил картинки и составил по ним рассказ

«+-» - если картинки разложил верно, но не рассказал по ним

«–» - если ребенок неверно разложил картинки

Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий :

Высокий – если четыре «+»

Низкий – если четыре «-» или два «-» и два «+-»

Образные представления (пункт «г» протокола).

Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик :

А) Собирание разрезных картинок

Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант) и дается инструкция : «У ме-ня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить» . Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.

Картинки должны быть размером не менее 10*15, цветные, с крупными деталями. Разрезаются они следующим образом :

Оценка результатов :

«+» - если ребенок выполнил сложный вариант

«+-» - если выполнил упрощенный вариант

«–» - если ребенок вообще не выполнил задание

Б) Рисунок человека

Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами : «Нарисуй мне, пожалуйста, на память челове-ка. Рисуй так, как у тебя получится».

Оценивается рисунок по трем критериям : наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туло-вище, ноги, руки) ; наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одеж-да) ; способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой) .

Оценка результатов :

«+» - если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами

«–» - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных

«+-» - все остальные варианты

Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий :

Высокий – если два «+»

Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-»

Средний – все остальные варианты

1. Анализ образца (пункт «д» протокола).

На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенку говорится : «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги.

После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим : «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы : «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»

Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок :

Высокий – если он сам исправил ошибки

Низкий – если никак не исправляет

Средний – если исправляет с помощью вопросов

1. Одномоментное восприятие количества (пункт «е» протокола).

На стол выкладывается две кучки спичек : около ребенка и около себя.

Инструкция : «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет раз-два-три откроем ладошки». Сначала берется одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются. Таким образом, ребенку предъявляются до пяти спичек вразброс без повто-рений.

Итоговый уровень :

Высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек

Средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички

Низкий – 1-2 спички

8. Мелкие движения

Методика «Езда по дорожкам»

Материал : 2 варианта рисунка, карандаш

Инструкция : «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (пока-зать на варианте Б) ». На варианте А рисуем, поясняя : «Ты поедешь вот так : карандаш не должен отры-ваться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы ма-шина не съехала с дороги».

Итоговый уровень :

Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;

Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невиди-мая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;

Средний – все остальные варианты.

9. Крупные движения

Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений :

Пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;

Встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;

Ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков) .

Итоговый уровень :

Недостаточный : 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутству-ют основному заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации : ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно.

Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.

Протокол индивидуального психолого-педагогического обследования

ФИО Дата обследования

Дата рождения Посещал ли детский сад

а) Ориентировка в окружающем, запас знаний :

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Итоговый уровень : высокий средний низкий

б) Отношение к школе :

Итоговый уровень : высокий средний низкий

в) Мышление и речь :

Итоговый уровень : высокий средний низкий

г) Образные представления :

Итоговый уровень : высокий средний низкий

д) Анализ образца :

Итоговый уровень : высокий средний низкий

е) Одномоментное восприятие количества :

Итоговый уровень : высокий средний низкий

ж) Мелкие движения :

Итоговый уровень : высокий средний низкий

з) Крупные движения :

Итоговый уровень : высокий средний низкий

http://www.vseodetishkax.ru/gotovnost-k-shkole

С поступлением в школу для ребенка начинается новый возрастной период – младший школьный возраст, а учебная деятельность становится в нем ведущей. Коренные изменения происходят в жизни недавнего дошкольника, и основное изменение касается социальной среды за пределами семьи. В особенности сильно это влияет на тех детей, которые не посещали детский сад и которым предстоит, таким образом, впервые стать членами детского коллектива.

В семье положение ребенка также меняется, у него появляются новые обязанности, возрастают требования к нему. В связи с формальными оценками успехов и неудач ребенка родители, так или иначе, на них реагируют. Возникают новые для младшего школьника отношения – сложное посредничество между институтами семьи и школы. Как уже говорилась, учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, также на первый план теперь выходит и трудовая деятельность. Но по-прежнему в жизни ребенка большое значение имеет игровая форма деятельности. Подготовка ребенка к школе – серьезный вопрос, который исследуется психологами, педагогами, медицинскими работниками, который всегда волнует родителей . В данной статье мы поговорим о диагностических методах, позволяющих оценить степень психологической подготовки ребенка к обучению в школе.

Напомним, что слово «диагностика» пришло к нам из греческого языка и означает оно «науку о методах распознавания болезней и процесс постановки диагноза». Психологическая диагностика, таким образом, являет собой постановку психологического диагноза, то есть квалифицированное распознавание психологического состояния человека.

Готовность ребенка к школе с точки зрения психологии

Под психологической готовностью к систематическому обучению в школе понимается достаточный для усвоения школьной программы уровень психологического развития ребенка, принимая во внимание обучение в коллективе ровесников. Это результат развития ребенка в дошкольном периоде его жизни, сформированный постепенно и зависящий от условий, в которых происходило это развитие. Учеными выделяются интеллектуальная и личностная готовность к обучению. Личностная готовность, в свою очередь, подразумевает определенную степень развития нравственных, волевых качеств ребенка, а также социальных поведенческих мотивов. Также в исследованиях были выделены три аспекта школьной зрелости – интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый аспект более подробно.

Интеллектуальный аспект школьной зрелости

Отражает функциональную зрелость структуры головного мозга . Ребенок должен уметь концентрировать внимание, выделять фигуры из фона, мыслить аналитически, постигая основные связи между явлениями, демонстрировать сенсомоторную концентрацию, тонкие движения рук, умение воспроизводить образцы и запоминать логически.

Эмоциональный аспект школьной зрелости

Подразумевает способность ребенка выполнять не слишком увлекательные задачи в течение длительного времени, сдерживать свои эмоции и управлять волей. В раннем возрасте, как известно, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Но к школьным годам психика маленького человека меняется, развивается произвольность его поведения. Ребенок уже умеет распознавать эмоции по различным признакам (интонация, жесты, мимика), регулировать их. Для определения готовности к школьному обучению этот аспект особенно важен, поскольку в школе ребенку предстоит столкнуться с различными не всегда приятными ему жизненными ситуациями (взаимоотношения с одноклассниками, учителями, неудачи, оценки и т.п.) Если ребенок будет не в силах контролировать свои эмоции и управлять ими, то он не сможет корректировать собственное поведение и налаживать социальные связи. Учить ребенка адекватно реагировать на эмоции других людей нужно еще с дошкольного возраста.

Социальный аспект школьной зрелости

Выражает сформированность у ребенка готовности принимать свою новую социальную позицию имеющего определенные права и обязанности школьника. Ребенок должен ощущать потребность в общении с ровесниками, должен уметь соотносить свое поведение с законами детского коллектива и правильно воспринимать свою роль ученика в обстановке школьного обучения. Также сюда относится и сфера мотивации к обучению. Ребенок в том случае считается готовым к школе, когда она привлекает его не внешней стороной (возможностью носить красивый ранец, пользоваться яркими принадлежностями, тетрадями, пеналами, ручками и т.п.), а содержательной стороной (возможностью получить новые знания). Если иерархическая система мотивов ребенка сформирована, он сможет управлять своей познавательной деятельностью и своим поведением. Развитая учебная мотивация, таким образом, важный признак для определения степени готовности ребенка к школе.

Готовность ребенка к школе с точки зрения физического развития

Уклад жизни ребенка с началом его обучения в школе меняется, старые привычки нарушаются, умственные нагрузки возрастают, формируются взаимоотношения с новыми людьми – учителями, одноклассниками. Все это способствует возрастанию нагрузки на ребенка, на все функциональные системы организма, что не может не сказываться на здоровье в целом. Случается и такое, что некоторые дети не могут адаптироваться к новому режиму в течение всего первого года обучения. Это говорит о том, что в дошкольный период жизни физическому развитию малыша не уделялось достаточно внимания. Организм ребенка должен находиться в активном и бодром состоянии, малыш должен быть закаленным, его функциональные системы – тренированными, трудовые навыки и двигательные качества – в достаточной степени развитыми.

Специфика учебной деятельности

Для успешной учебы ребенок должен обладать рядом определенных навыков и умений, которые понадобятся ему на различных уроках. Различают специфические и обобщенные навыки. Специфические навыки необходимы для определенных уроков (рисование, чтение, сложение, письмо и т.п.) Обобщенные навыки пригодятся ребенку на любых занятиях. Эти умения разовьются в полной мере в старшем возрасте, но их предпосылки закладываются уже в дошкольный период. Наибольшее значение для учебной деятельности имеют следующие навыки:


Очень желательно, чтобы к началу обучения в школе у ребенка были сформированы пять следующих мотивов.

  1. Познавательный. Это стремление читать с целью узнавать интересные и новые факты об окружающем мире (про космос, динозавров, животных, птиц и т.п.)
  2. Перспективный. Желание читать для более интересной и легкой учебы в школе.
  3. Мотив личностного роста. Ребенок хочет читать, чтобы стать похожим на взрослых, или чтобы взрослые гордились им.
  4. Деятельностный. Читать для того, чтобы потом было можно играть в игры с придумыванием сказок, увлекательных историй и т.п.
  5. Мотив общения с ровесниками. Стремление читать, чтобы потом рассказывать друзьям о прочитанном.

Уровень речевого развития ребенка также определяет степень его готовности или неготовности к обучению в школе. Ведь система школьных знаний усваивается именно с помощью устной и письменной речи. Чем лучше развита устная речь ребенка к моменту поступления в школу, тем проще и быстрее он овладеет письмом, а его письменная речь в дальнейшем будет полноценнее.

Определение психологической готовности к обучению в школе

Эта процедура бывает различной в зависимости от того, в каких условиях работает психолог. Самым благоприятным временем для проведения диагностики считаются апрель и май . Предварительно на доске объявлений в детском саду размещается лист, где родители могут увидеть информацию о типах заданий, предлагаемых ребенку на собеседовании с психологом. В общем виде эти задания обычно выглядят следующим образом. Дошкольник должен уметь:

  1. Работать по правилу
  2. Воспроизводить образцы
  3. Распознавать отдельные звуки в словах
  4. Выкладывать сюжетные иллюстрации последовательно и составлять рассказ на их основе

Как правило, обследования психолог проводит в присутствии родителей, чтобы исключить их опасения по поводу предвзятости или строгости специалиста. Родители своими глазами видят, какие задания предлагаются их ребенку. Когда ребенок выполнит все задания, родители при необходимости получают комментарии психолога и советы, как за оставшееся время лучше подготовить ребенка к школе.

С дошкольником во время собеседования должен быть установлен дружественный контакт, а само собеседование должно восприниматься им как игра, что позволит малышу расслабиться и снизит стресс. Тревожный ребенок требует особенной эмоциональной поддержки. Психолог даже может обнять малыша, погладить его по голове, ласково убедить его в том, что со всеми играми он обязательно справится. В процессе выполнения заданий нужно постоянно напоминать ребенку, что все хорошо, и он все делает правильно.

Некоторые практические методики для диагностики готовности ребенка к школе

Уровень бытовых знаний и ориентации детей в окружающем мире можно проверить, задавая следующие вопросы:

  1. Как тебя зовут? (Если вместо имени ребенок назовет фамилию, не считать это ошибкой)
  2. Как зовут твоих родителей? (Ребенок может назвать уменьшительные имена)
  3. Сколько тебе лет?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Как называется улица, на которой ты живешь?
  6. Назови номер своего дома и номер квартиры
  7. Каких ты знаешь животных? Назови диких и домашних животных (Ребенок должен назвать не менее двух домашних и не менее двух диких животных)
  8. В какое время года появляются листья на деревьях? В какое время года они опадают?
  9. Как называется то время суток, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься спать?
  10. Какими ты пользуешься столовыми приборами? Какими предметами одежды пользуешься? (Ребенок должен перечислить не менее трех столовых приборов и не менее трех предметов одежды).

За каждый правильный ответ ребенок получается 1 балл. По данной методике максимальное количество баллов, которое может набрать дошкольник – 10. На каждый ответ ребенку дается 30 секунд. Отсутствие ответа расценивается как ошибка и в этом случае ребенок получает 0 баллов. По данной методике ребенок считается полностью психологически готовым к школе в том случае, когда правильно отвечает на все вопросы, то есть получает в итоге 10 баллов. Ребенку можно задавать дополнительные вопросы, но не подсказывать ответ.

Оценка отношения ребенка к обучению в школе

Целью предлагаемой методики является определение мотивации учения у поступающих в школу детей. Заключение о готовности или неготовности ребенка к обучению в школе не может быть вынесено без данного вида диагностики. Если дошкольник умеет взаимодействовать с другими людьми (взрослыми и сверстниками), если с его познавательными процессами все в порядке – нельзя делать окончательный вывод о том, что к школе он готов полностью. Если желание учиться у ребенка отсутствует, его, конечно, можно принять в школу (при условии познавательной и коммуникативной готовности), но, опять же, с условием, что интерес к обучению непременно должен проявиться в течение первых нескольких месяцев.

Задайте ребенку следующие вопросы:

  1. Ты хочешь пойти в школу?
  2. Зачем нужно учиться в школе?
  3. Чем обычно занимаются в школе?
  4. Что такое уроки? Чем занимаются на уроках?
  5. Как себя нужно вести на уроках?
  6. Что такое домашнее задание? Зачем его нужно выполнять?
  7. Когда ты придешь из школы домой, чем ты будешь заниматься?
  8. Когда ты начнешь учиться в школе, что в твоей жизни появится нового?

Ответ будет считаться правильным, если он точно и полно соответствует смыслу заданного вопроса. Можно задавать дополнительные наводящие вопросы. Обязательно следует убедиться, что вопрос ребенок понимает правильно. Ребенок будет считаться готовым к обучению в школе, если ответит на большинство заданных вопросов (как минимум на половину из них) максимально осознанно, четко и емко.

Методики для изучения психологической готовности к школе.

Методика "Графический диктант» (разработана Д.Б.Элькониным).

Цель : направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, то есть действовать по правилу, произвольно управлять своей деятельностью.

Оборудовании: тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками, карандаш.

Описание выполняемой методики : ребенок сидит за партой. По внешнему виду заметно, что ребенок волнуется. После объяснения инструкции приступили к рисованию тренировочного узора. Объяснения ребенок слушал внимательно, старательно вырисовывал каждый узор. Следующие узоры он выполнял смелее, активнее, старался не ошибиться.

Оценка результатов: ребенок точно воспроизвел узоры и за выполнение диктанта получил – «4» балла.

За самостоятельное продолжение узора – «4» балла.

Вывод:

Таким образом, за выполнение диктанта ребенок получает 8 баллов, что говорит о том, что ребенок умеет внимательно слушать, действовать по правилу, произвольно управлять своей деятельностью, точно действовать инструкции взрослого.

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасека

Субтест№1, Вербальное мышление.

Цель: определить уровень развития мышления ребенка 6-7 лет, умение устанавливать причинно-следственные связи, процессы анализа, обобщения, сравнения

Описание проводимого теста.

Ребенок ведет себя спокойно, внимательно слушает задаваемые вопросы. Дает полные правильные ответы.

Обработка полученны х данных:

Количественный анализ : подсчитывается сумма балловполученных при ответах на вопросы.

Ребенок набрал 25 баллов, что говорит о высоком уровне готовности к школе.

Вывод: ребенок умеет обобщать материал, устанавливать причинно-следственные связи, владеет мыслительными операциями как анализ, синтез, сравнение, умеет рассуждать на предложенные темы, обосновывать свои ответы и т.д.

Субтест № 2.Рисунок мужской фигуры.

Ребенку предлагается чистый лист бумаги, карандаш. Дается инструкция; "Здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь, но обязательно мужчину". Рассматриваются только рисунки мужской фигуры.

Во время работы ребенок улыбался, покусывал карандаш.

Вывод:

Нарисованнаяфигура иметь голову, туловищеиконечности. Голова с туловищем соединены посредством шеи и она не больше туловища. На голове имеются волосы и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги со ступнями. Воспроизведение одежды. Это соответствует – 1 баллу.

Субтест № 3. Подража ние письменным буквам.

Перед ребенком - образец написанной фразы.Хорошенько посмотри, как это написано, и на пустом месте напиши также".

Вывод:

Удовлетворительное подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Буквы хорошо соединены в три слова Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более, чем на 30° . Это соответствует – 1 баллу.

Субтест № 4. Срисовыв ание группы т очек.

Перед ребенком образец группы точек. Посмотри, здесь точечки. Попробуй, нарисуй рядом такие же

. Обработка результатов:

Рисунок параллелен образцу. Это соответствует – 1 баллу.

Общий результат теста.

Это сумма баллов по всем трем заданиям и она равна 3 балла – высокий результат.

Вывод: ребенок имеет представление о строении фигуры человека. Владеет навыками работы с письменными принадлежностями.

Может воспроизводить написание букв по образцу. У ребенка развиты мышцы кисти руки.

У ребенка имеется пространственное мышление.

Это говорит о том, что ребенок готов к обучению в школе.

Изучение мотивационной готовности. Беседа с ребенком.

Цель: определить особенности отношения ребенка 6-7 лег к школе и учению.

Вопрос экспериментатора.

Ответ ребенка, его поведение.

Анализ полученных данных.

1. Хочешь ли ты идти в школу?

Да, хочу.(радостное, улыбчивое)

У ребенка положительное отношение к школе.

2. Почему ты хотел идти в школу?

Там интересно, весело.

У ребенка положительные ассоциации в отношении к школе, желание идти в школу.

3.Г отовишься ли ты к школе? Как ты готовишься?

Готовлюсь. Делаю зарядку, рисую,учу буквы. (ответил гордо, подняв голову)

Ребенок осознает действия относящиеся к подготовке к школе.

4. Как ты думаешь, понравится ли тебе в школе? Что тебе понравится больше всего?

Понравится. Компьютер, новые друзья.

Ребенок выявляет элементы школьной действительности, наиболее привлекательной для него.

Вывод: ребенок проявляет интерес к школе. Школу он воспринимает как продолжение детского сада.. Ребенок имеет представления о видах деятельности ожидающих его в начальной школе. Он имеет свои интересы связанные со школьной жизнью, привлекательные для него.

Методики для изучения познавательных процессов дошкольника.

Методика "Заучивание десяти слов".

Цель: исследование кратковременной и долговременной памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал : ряд из десяти односложных и двусложных слов, не связанных по смыслу.

Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Инструкция: " Сейчас я прочту 10 слов, слушать надо внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно? ".

После первого воспроизведения следует продолжение инструкции: "Сейчас я снова прочту т e же самые слова, и ты опять должен повторить их и те, которые ты уже называл, и. которые в первый раз пропустил; все вместе, в любом порядке".

Ход_ исследования: после пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим методикам, а в конце исследования, то есть примерно спустя5060 минут снова. Спрашивает у испытуемого эти слова. Ответы испытуемого фиксируются в протоколе.

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

Проба 1

Проба 2

Проба 3

Проба 4

Проба 5

Отсроченное

воспроизв.

Вывод : на протяжении всего исследования наблюдалась высокая активность внимания. Преобладает кратковременная память. Через час ребенок воспроизводит более 50% слов. Что характеризует способность сохранять в памяти изучаемый материал продолжительное время. У ребенка низкая утомляемость памяти.

Методика "Исследование непроизвольной зрительной памяти

Цель : определение объема непроизвольной зрительной памяти.

Оборудование: набор из 10 предметных картинок (например: рыба, ведро, кукла, молоток, портфель, санки, елка, чашка, часы, телевизор).

Инст рукция: "Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них".

Обработка: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу. Общее количество баллов = 4 слова это является показателем объема непроизвольного зрительного запоминания.

Методика "Исследование произвольной зрительной памяти".

Цель : определение объема произвольной зрительной памяти.

Оборудование: набор из 10 предметных картинок (например: мяч, яблоко, гриб, морковь, бабочка, шапка, матрешка, цыпленок, цветок, машина).

Инст рукция : "Я тебе буду показывать картинки, а ты постарайся запомнить, что на них нарисовано".

Обра ботка: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу. Общее количество баллов = 8 это является показателем объема произвольного зрительного запоминания.

У ребенка преобладает произвольная зрительная память.

Методика "Классификация ".

Цель : изучение процесса классификации.

Оборудование: предметные картинки для составления классификационных групп (игрушки, посуда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты и т.п.).

Инструкция: "Разложи по группам, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему картинки подходят одна к другой".

Группа 1 Игрушки. (я в них играю)

Группа 2 Обувь. (одевают на ноги)

Группа 3 Одежда (одевают на тело)

Группа 4 Часы (есть стрелки)

Группа 5 Фрукты (растут на дереве)

Ребенок легко разложил предметные картинки по группам, опираясь на существенные признаки. Ребенку было легко выделить такие классификационные группы: игрушки, обувь, одежда.

Методика «Четвертый лишний»

Цель: изучить некоторые элементы логического мышления (анализ, сравнение, обобщение, выделение лишнего)

Оборудование: 5 карточек с изображением 4-х предметов, 3 из которых относятся к одной группе, а 1 к этой группе не подходит.

1карта: помидор, огурец, морковь, яблоко.

2 карга: лиса, медведь, волк, собака.

3 карта: пальто, платье, юбка, сапоги.

4 карта: машина, автобус, троллейбус, лошадь.

5 карта: портфель, пенал, ручка, кукла.

Инструкция: «Посмотри внимательно на карточку. На каждой из них один изображенный предмет является лишним. Какой это предмет? Почему? Как назвать все предметы одним словом? К какой группе относится лишний предмет?

Ребенокс этим заданием справился легко, дал правильные ответы. Это говорит о том, что ребенок может логически мыслить, делать анализ предметов, определять, сравнивать и выделять основные группы предметов. Умеет мотивировать свой ответ,какие признаки предмета являются ведущими при определении лишнего.

Восприятие формы предметов у детей дошкольного возраста.

Цель: Выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам (для детей 6 лет).

Проведение исследования:

ребенок получил тетрадь. Дается инструкция: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки и фигурку под ними. Выберите картинки, которые больше всего похожи на эту картинку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страниц) и на следующей странице тоже отметь крестики, которые уже похожи на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить картинки на всех четырех страницах».

Набор методик для определения готовности

детей 6–7 лет к школе

Подготовила: Мазко Елена Евгеньевна, практический психолог Орловской ОШ

1.Пиктограмма

Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления. Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Инструкция. "Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл "слова".

Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова "разлука" ребенок говорит "расставание" или вместо "вкусный ужин" - "сладкий ужин", это ошибкой не считается.

Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.

Уровни выполнения:

Ниже среднего уровня - рисунки мало связаны с с темой, либо эта связь поверхностная (но слово "холодно" ребенок рисует дерево и объясняет, что ему тоже холодно).

Средний уровень - адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов (например, развитие).

Высокий уровень - рисунки отражают суть данного предмета. Например, для "вкусного ужина" может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало несвязанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.

2.Самое непохожее

Л.А. Вагнер (Позволяет изучить мышление и восприятие детей).

Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур:

2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой),

2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).

Инструкция. Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: "Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна." указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: "Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?" Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: "Чем эти фигурки отличаются друг от друга?". Так же можно помочь выделить и другие признаки - цвет и форму.

Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.

Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе "самой непохожей" фигурки и которые он назвал.

Ниже среднего - преобладание выбора по одному признаку без называния признака.

Средний уровень - преобладание выбора по двум признакам и называние одного.

Высокий уровень - преобладание выбора по трем признакам и называние одного - двух.

3.Последовательные картинки

Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.

Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки.

Инструкция . "Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так, чтобы получился связный рассказ".

Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: "Кто изображен? Что они делают?" и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: "Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается". В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Анализ результатов . При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

Уровни выполнения :

Ниже среднего уровня - картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.

Средний уровень - картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике.

Высокий уровень - дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.

4.Графический диктант .

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Методика проводиться следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками (см. рис.). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.

После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: "Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева на право длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Вот я, не отрывая руки провожу линию на три клетки налево - к окну (на доске соответствующая линия). Все поняли как надо рисовать?".

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы - две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

По прошествии времени, отведенного для самостоятельного узора, проверяющий говорит: "Теперь поставьте карандаш на следующую тоску. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: "Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клеточки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор".

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: "Поставьте карандаш на самую последнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одну клетку вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведение методики обычно составляет около 15 минут.

Обработка результатов .

Результаты выполнения тренировочного узора не оценивается. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производиться по следующей шкале:

    Точное воспроизведение узора - 4 балла неровность линий, "дрожащая" линия, "грязь" и т.п. не учитывается и не снижается оценка).

    Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла.

    Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла.

    Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.

    Отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну - за выполнение диктанта, другую - за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 .

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводиться итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

5.Тесты школьной мотивации

    Тест-опросник на определение сформированности "внутренней позиции школьника".

Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.

    Ты хочешь идти в школу?

    Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

    Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?

    Ты любишь, когда тебе читают книжки?

    Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?

    Какие у тебя любимые книжки?

    Почему ты хочешь идти в школу?

    Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?

    Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?

    Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

    Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?

    В игре в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?

Анализ результатов

Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.

При сформированной "внутренней позиции школьника" ответы на вопросы будут такими.

1 - Хочу идти в школу.

2 - Не хочет еще на год остаться в детском саду (дома).

3 - Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)

4 - Люблю, когда мне читают книги.

5 - Сам прошу чтобы мне прочитали.

10 - Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

11 - Хочу быть учеником.

12 - Пусть будет длиннее урок.

    Тест Лесенка

Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых тебе детей. На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше ("хорошие", "очень хорошие", "самые хорошие") А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже ("плохие", "очень плохие", "самые плохие"). На средней ступеньке дети не плохие и нехорошие. На какую ступеньку ты поместишь себя? Почему?

Затем задайте ребенку вопрос: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть". После этого спросите: "На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)".

Анализ результатов.

В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком: колеблется ли он, раздумывает, аргументирует свой выбор, задает вопросы и т.д.

Если ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама (другой взрослый) оценивает его так же, аргументируя свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: "Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама сказала", то можно предположить, что у него неадекватно завышенная самооценка.

О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку, называя свои недостатки и упоминая совершенные промахи, объясняет их внешними, не зависящими от него. Причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: "Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный".

Если, обдумав задание, он ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, что оценка взрослого такая же либо ниже, то можно говорить об адекватной самооценке.

Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: "Мама так сказала", то это свидетельствует о заниженной самооценке.

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он не понял задание либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задание, на все вопросы отвечает "Не знаю".

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям 4-5 лет: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка 6-7 лет становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях, привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка может быть завышенной.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как свидетельство неблагополучного эмоционального развития личности.

Приложение 1.

Литература.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой Ярославль, Академия развития 2006 г.)

2. Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Издание 4-е. Ростов-на-Дону "ФЕНИКС" 2006 г.

3. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. М.Н. Ильина Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск. Питер 2004 г.

1. Газета «Психолог», №11 2010 г.

«Готовность ребенка к обучению в школе» (стр. 18)

Определение уровня развития графических умений

Изучения уровня развития аналитико-синтетических умений

    Тесты Керна-Ерасика и Д. Векслера (с. 18)

Изучения уровня развития фонетических умений

    Тесты В. Тарсун, Н. Ремингтон (с. 19)

Изучение уровня развития арифметических умений

    Тесты В. Тарсун (с. 19)

Изучение уровня кратковременной памяти и логического мышления

    Методика С. Коробко, Л. Кондратенко (с. 20)

Изучение умения устанавливать логическую последовательность событий

    Тест Д. Векслера (с. 20)

Оценочная карта уровня развития и подготовленности к обучению с. 21

2. «Робота психолога з молодшими школярами», С. Коробко, О. Коробко,«Літера», Киев: 2008 г.

«Експрес діагностика готовності до навчання у школі»

    Тест фонематичного слуху (с. 22)

    Тест копіювання безглуздих складів (с. 24)

    Тест словника (с. 25)

    Тест короткочасної пам `яті (с. 27)

Карточка психологічного дослідження (с. 30)

Екатерина Морозова


Время на чтение: 7 минут

А А

Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая готовность, социальная, психологическая. Последняя, в свою очередь, разделяется еще на несколько компонентов (личностную, интеллектуальную и волевую). О них, как о наиболее важных, и пойдет речь.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе – портрет идеального ученика

Такой компонент, как психологическая готовность к школе, представляет собой весьма многогранный фактор, подразумевающий присутствие у ребенка готовности к получению новых знаний, а также поведенческих, бытовых и прочих навыков. Разбираемся…

Интеллектуальная готовность. Она состоит из следующих составляющих:

  • Любознательность.
  • Уже имеющийся запас навыков/знаний.
  • Хорошая память.
  • Большой кругозор.
  • Развитое воображение.
  • Логическое и образное мышление.
  • Понимание ключевых закономерностей.
  • Сенсорное развитие и мелкая моторика.
  • Речевые навыки, достаточные для обучения.

Маленький дошкольник должен…

  • Знать — где он живет (адрес), ФИО родителей и сведения об их работе.
  • Уметь рассказать о том, каков состав его семьи, какой образ ее жизни и пр.
  • Уметь рассуждать и делать выводы.
  • Обладать информацией о временах года (месяцы, часы, недели, их последовательность), об окружающем мире (флора и фауна в регионе проживания малыша, самые распространенные виды).
  • Ориентироваться во времени/пространстве.
  • Уметь систематизировать и обобщать информацию (например, яблоки, груши и апельсины — это фрукты, а носки, футболки и шубы — одежда).

Эмоциональная готовность.

Этот критерий развития предполагает лояльность к обучению и понимание, что выполнять придется и те задания, к которым душа не лежит. То есть…

  • Соблюдение режима (дня, школьного, питания).
  • Способность адекватно воспринимать критику, делать выводы по результатам обучения (не всегда положительным) и искать возможности для исправления ошибок.
  • Способность ставить цель и достигать ее, несмотря на препятствия.

Личностная готовность.

Одна из самых больших сложностей в школе для малыша — социальная адаптация. То есть, готовность к знакомству с новыми ребятами и учителями, к преодолению сложностей в отношениях и пр. Ваш ребенок должен уметь…

  • Работать в коллективе.
  • Общаться с детьми и взрослыми, разными по характеру.
  • Подчиняться старшим «по званию» (учителя, воспитатели).
  • Отстаивать свое мнение (при общении со сверстниками).
  • Искать компромисс в спорных ситуациях.

Что должно насторожить родителей?

Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты). При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал). Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?

  • По проявлениям его детской непосредственности.
  • Не умеет слушать — перебивает.
  • Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
  • Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.

Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.

Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:

  • Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
  • Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
  • Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
  • Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.

Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты

Определить — готово ли чадо к школе — можно с помощью определенных методик (благо, недостатка в них нет), как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у специалиста. Конечно же, готовность к школе — это не только способность сочетать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.

Итак, самые популярные методики и тесты — определяем уровень развития малыша.

Тест Керна-Йирасека.

  • Проверяем: зрительное восприятие малыша, его уровень развития моторики, сенсомоторную координацию.
  • Задание №1. Рисунок фигуры по памяти (мужчины).
  • Задание №2. Срисовывание письменных букв.
  • Задание №3. Срисовывание группы точек.
  • Оценка результата (5-балльная шкала): высокое развитие — 3-6 баллов, 7-11 баллов — среднее, 12-15 баллов — ниже нормального значения.

Метод Узор Л.И. Цеханской.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать взрослого.
  • Суть метода. В 3 ряда располагаются фигуры: треугольники наверху, квадраты внизу, круги — посередине. Задача — нарисовать узор, внимательно соединяя квадраты с треугольниками через круги в порядке (по инструкции), определяемом педагогом.
  • Оценка. Правильная — при соответствии соединений диктанту педагога. За разрывы линий, пропуски, лишние соединения — очки минусуются.

Графический диктант Д.Б. Эльконина.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать педагога, способность ориентироваться на образец.
  • Суть метода: на листе в клетку ставят 3 точки, с которых приступают к воспроизведению узора по инструкции педагога. Линию прерывать нельзя. Другой узор ребенок рисует самостоятельно.
  • Результат. Точность рисунка под диктовку — это способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного рисунка — степень самостоятельности малыша.

Рисование по точкам А.Л. Венгера.

  • Проверяем: уровень ориентировки на определенную систему требований, осуществление задания с одновременной ориентировкой на образец и восприятием на слух.
  • Суть метода: воспроизведение фигур-образцов путем соединения точек линиями по заданному правилу.
  • Задача: точное воспроизведение образца без нарушения правил.
  • Оценка результата. Оценивают тест с помощью суммарного балла за 6 задач, который снижается соответственно качеству выполнения задания.

Методика Н.И. Гуткиной.

  • Проверяем: психологическую готовность малыша и ее главные компоненты.
  • Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких сфер развития крохи — произвольная, речевая, на интеллектуальное развитие, а также мотивационно-потребностная.
  • Сфера мотивационно-потребностная. Здесь применяется метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления внутренней позиции будущего ученика. В первом случае ребенок приглашается в комнату с игрушками, где педагог предлагает ему прослушать интересную сказку (новую). На самом интересном моменте сказку прерывают и предлагают малышу выбор — дослушать сказку либо поиграть. Соответственно, ребенок с познавательным интересом выберет сказку, а с игровым — игрушки/игру.
  • Интеллектуальная сфера. Ее проверяют с помощью методик «Сапожки» (в картинках, для определения логического мышления) и «Последовательность событий». Во второй методике также применяются картинки, по которым следует восстановить последовательность действий и составить небольшой рассказ.
  • Звуковые прятки. Взрослый с ребенком определяют звук, который они будут искать (с, ш, а, о). Далее педагог называет слова, а малыш отвечает — присутствует ли искомый звук в слове.
  • Домик. Ребенок должен срисовать домик, некоторые детали которого состоят из частей прописных букв. Результат будет зависеть от способности малыша к копированию образца, от внимательности, тонкой моторики.
  • Да и нет. По мотивам всем известной игры. Малышу задают вопросы, которые его провоцируют на ответ «да» либо «нет», которые произносить запрещено.

Методика Дембо-Рубинштейн.

  • Проверяем: самооценку малыша.
  • Суть метода. На нарисованной лесенке малыш рисует своих друзей. Сверху — самые хорошие и положительные ребята, внизу — те, кто отличается не самыми лучшими качествами. После чего малышу нужно найти на этой лесенке место и для себя.

Также маме с папой стоит ответить себе на вопросы (о социальной адаптации):

  • Способен ли малыш самостоятельно ходить в общественный туалет.
  • Может ли он самостоятельно справиться со шнурками/молниями, со всеми пуговицами, обуться-одеться?
  • Уверенно ли чувствует себя вне дома?
  • Хватает ли усидчивости? То есть, сколько времени выдерживает, сидя на одном месте.

Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?

На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам. Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций. Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год. Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.