Фатима (дочь пророка). Наставления Пророка Аллаха (ﷺ) любимой дочери Фатиме (р.а.)

Какого бы направления Ислама ни придерживался человек, перед ним неизбежно должен вставать вопрос: почему единственная дочь Пророка (С) была похоронена ночью в глубокой тайне, и место ее могилы осталось неизвестным? Какой секрет содержится в этом? Что за обстоятельства привели к подобному трагическому положению дел, и какое послание оно в себе содержит?

Верно, что сама Фатима Захра (А) перед своей мученической смертью сделала такое завещание, однако почему она его сделала, что вынудило ее желать похоронить себя тайно и какое послание она хотела этим самым донести до уммы?

Почему человек, который был халифом того времени, то есть, по собственному заявлению, «преемником» Пророка (ДБАР), не присутствовал на ее похоронах и не читал намаз над дочерью того, чьим преемником он себя называл?

Фатима (А) завещала похоронить себя тайно, чтобы ни один из тех, кто причинил ей угнетение, не смог присутствовать на этих похоронах. Это завещание само по себе является для каждого размышляющего мусульманина лучшим доказательством того, что Фатима Захра (А) ушла из ближнего мира угнетенной и разгневанной на своих угнетателей.

Похороны Фатимы (А) ночью и их причина, согласно суннитским источникам:

1. Бухари приводит:

وَعَاشَتْ بَعْدَ النبي صلى الله عليه وسلم سِتَّةَ أَشْهُرٍ فلما تُوُفِّيَتْ دَفَنَهَا زَوْجُهَا عَلِيٌّ لَيْلًا ولم يُؤْذِنْ بها أَبَا بَكْرٍ وَصَلَّى عليها

«И она жила после Пророка (ДБАР) шесть месяцев, а когда она умерла, ее муж Али похоронил ее ночью и не известил об этом Абу Бакра».

(«Сахих» Бухари, том 4, С. 1549, хадис 3998).

2. Ибн Кутейба в «Тавилу мухталифи ль-хадис» приводит:

وقد طالبت فاطمة رضي الله عنها أبا بكر رضي الله عنه بميراث أبيها رسول الله صلى الله عليه وسلم فلما لم يعطها إياه حلفت لا تكلمه أبدا وأوصت أن تدفن ليلا لئلا يحضرها فدفنت ليلا

«Фатима потребовала у Абу Бакра наследство своего отца, а когда он не дал ей его, поклялась никогда не говорить с ним и завещала, чтобы ее похоронили ночью, дабы он (Абу Бакр) не присутствовал на ее похоронах».

(Ибн Кутейба, «Тавилу мухталифи ль-хадис», том 1, С. 30).

3. Абдурраззак приводит:

عن بن جريج وعمرو بن دينار أن حسن بن محمد أخبره أن فاطمة بنت النبي صلى الله عليه وسلم دفنت بالليل قال فرَّ بِهَا علي من أبي بكر أن يصلي عليها كان بينهما شيء

«От Ибн Джариджа от Амру ибн Динара от Хасана ибн Мухаммада, что Фатима, дочь Пророка (ДБАР), была похоронена ночью, дабы Абу Бакр не смог прочитать над нею намаз, потому что между ними случилось нечто».

(«Муснаф», том 3, С. 521, хадис 6554).

4. Ибн Батталь в «Шархе Сахиха Бухари» пишет:

أجاز أكثر العلماء الدفن بالليل… ودفن علىُّ بن أبى طالب زوجته فاطمة ليلاً، فَرَّ بِهَا من أبى بكر أن يصلى عليها، كان بينهما شىء

«Большинство ученых дали разрешение хоронить ночью… И Али ибн Аби Талиб похоронил свою жену ночью, чтобы Абу Бакр не смог прочитать намаз над ней, потому что между ними произошло нечто».

(Ибн Батталь, «Шарх Сахиха Бухари», том 3, С. 325).

5. Ибн Аби Хадид передает от Джахиза:

وظهرت الشكية، واشتدت الموجدة، وقد بلغ ذلك من فاطمة (عليها السلام) أنها أوصت أن لا يصلي عليها أبوبكر

«Недовольство Фатимы достигло такой степени, что она завещала, чтобы Абу Бакр не молился над ней».

(Ибн Аби Хадид. «Шарх нахдж уль-балага», том 16, С. 157).

И в другом месте той же книги:

وأما إخفاء القبر، وكتمان الموت، وعدم الصلاة، وكل ما ذكره المرتضى فيه، فهو الذي يظهر ويقوي عندي، لأن الروايات به أكثر وأصح من غيرها، وكذلك القول في موجدتها وغضبها

«Но что касается сокрытия ее могилы, тайны ее смерти, отсутствия погребального намаза и другого, что упоминает Муртаза, то я принимаю все это, потому что риваяты об этом многочисленны и достоверны, также как и гнев Фатимы (на Абу Бакра и Умара)».

(Ибн Аби Хадид. «Шарх нахдж уль-балага», том 16, С. 170).

Похороны Фатимы (А) ночью и их причина, согласно шиитским источникам:

Хотя среди шиитов понятна причина тайных похорон Фатимы (А), укажем на один важный риваят. Шейх Садук приводит:

عَنِ الْحَسَنِ بْنِ عَلِيِّ بْنِ أَبِي حَمْزَةَ عَنْ أَبِيهِ قَالَ سَأَلْتُ أَبَا عَبْدِ اللَّهِ عليه السلام لِأَيِّ عِلَّةٍ دُفِنَتْ فَاطِمَةُ (عليها السلام) بِاللَّيْلِ وَ لَمْ تُدْفَنْ بِالنَّهَارِ قَالَ لِأَنَّهَا أَوْصَتْ أَنْ لا يُصَلِّيَ عَلَيْهَا رِجَالٌ [الرَّجُلانِ‏ ].

Али ибн Аби Хамза спросил у Имама Садыка (А): «Почему Фатима была похоронена ночью, а не днем?» Он сказал: «Потому что она сделала завещание, чтобы над ней не читали погребальную молитву те люди (Абу Бакр и Умар)».

(«Илалу шшараи», том 1, С. 185).

Итак, с учетом шиитских и суннитских источников, можно сделать такой вывод: причиной тайных ночных похорон Фатимы (А) было ее завещание, в котором она распорядилась, чтобы угнетатели и узурпаторы ее наследства не смогли прочитать над ней намаз. Главное послание ко всей умме, которое она выразила этим завещанием, состоит в следующем: дочь Пророка (ДБАР), «чей гнев есть гнев Аллаха», осталась навечно разгневанной на людей, подвергнувших угнетению ее саму и отобравших халифат у ее мужа Али ибн Аби Талиба (А).

Дочь Пророка, Фатима , является одной из ярчайших женских фигур в Исламе. Она была образцом милосердия, стойкости, преданности, честности и надежности. Ее достоинства восхваляли многие, указывая на схожесть ее характера с характером отца. Но что мы еще знаем о любимице самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?..

1. Фатима была пятым ребенком Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Хадиджи, да будет доволен ею Аллах

2. Ей было около пяти лет, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, получил откровение, так что ученые о ней сказали: «Она выросла в исламе».

3 . Одно из ее имен – Умму Абиха («мать отца»). Ее так называли, потому что она была очень предана своему отцу (Пророку), всегда была рядом с ним и была готова защищать его. Когда Укба ибн Аби Муайт высыпал внутренности убитого животного на спину Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот был в суджуде, именно Фатима подбежала к нему и, плача, все убрала с его спины. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидев ее слезы, сказал ей: «Не плачь, дочь моя, истинно, Аллах дарует отцу твоему победу».

4. Она переняла так много черт от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, однажды сказала о ней: «Я не видела никого, кто походил бы на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так сильно в его манерах, привычках, характере, стоянии и сидении, чем Фатима» (Тирмизи).

5. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так сильно любил Фатиму, что каждый раз, когда она входила, если он сидел, то он вставал и целовал ее в лоб.

6 . Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после женитьбы Фатимы и Али ибн Абу Талиба, принимал иногда участие в их жизни. Так, однажды он зашел к ним в гости, и не увидев Али, спросил о нем, на что Фатима ответила, что они не поладили, и Али вышел из дома. Узнав об этом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал искать зятя, и, найдя его спящим в мечети, сбил с него пыль, прилипшую от земли, и, даже не спрашивая о причине раздора, сказал: «О, Али, пойдем со мной к тебе домой».

7 . Несмотря на бедность, у Фатимы и Али была счастливая семейная жизнь, в которой у них родилось четверо детей: Хасан, Хусейн, Мухсин (умерший очень рано) и Умм Кульсум.

8 . Фатиме было 28 лет, когда умер ее отец (Пророк Мухаммад). Она зашла к нему, когда он был болен, но ему было слишком тяжело встать и поцеловать ее как обычно. Она заплакала. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Приблизься ко мне», желая ей что-то сказать.

Она приблизилась, и он ей что-то сказал, после чего она заплакала. Затем он снова ей что-то сказал, и она рассмеялась. Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросил ее, что он ей сказал, и Фатима ответила, что в первый раз он сказал ей, что умрет сегодня, и она заплакала. А во второй раз, увидев ее плачущей, он сказал, что она будет первой из его семьи, кто покинет этот мир вслед за ним, и что она будет предводительницей женщин в Раю. После этого она рассмеялась.

9. Фатима умерла через шесть месяцев после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

10. Али очень переживал по поводу смерти жены и много плакал. Он говорил: «Никто так сильно не расстроило меня в этом мире как смерть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Фатимы, случившаяся не позже шести месяцев после первого».

Фатима Аз Захра

Фатима - это Фатима

В этот священный вечер, не было запланировано, что такой обыкновенный человек как я, будет говорить. Я многое извлёк из моего знакомства с работой Л. Массиньона. Это был великий человек и известный Исламский ученый, который писал о Фатиме. Я очень впечатлён её благословлённой жизнью, как и тем следом, который она оставила в истории Ислама. Даже после её смерти, она поддерживала дух тех, кто боролся за правосудие и противостоял притеснениям и дискриминации в Исламском обществе. Фатима - проявление и символ Пути, и существенное направление "Исламского учения". Как студент, я играл скромную роль в подготовке этой большой работы, особенно в начальной стадии исследований. Существующие документы и информация записывалась в течение тысячи четырехсот лет. Они были написаны на всех языках и местных Исламских диалектах. Были изучены исторические выводы к различным документам, и даже местные оды и народные песни. Меня попросили вкратце рассказать об этой работе здесь.

Пророк Мухаммад (мир ему) – наследник чести семьи, того нового сокровища, которое основано ни на крови, ни на земле, ни на материальных ценностях, а на явлении откровения. Рожденный в вере, революционер мышления и человечества, он – прекрасно объединяет в себе всё это. Из этих ценностей, он представляет высочайший дух. Мухаммад присоединился к истории человечества, ни от Абдель Мутталиба, Абд Манафа, Курайш, ни от арабов. Он - потомок Авраама, Ноя, Моисея и Иисуса. И Фатима - его единственный наследник.

Мы дали Тебе кяусар, о Мухаммад... (из Суры Кяусар). В этой же суре говорится о враге Пророка Мухаммада.

Он, твой враг с десятью сыновьями, отделён, отрезан, бесполезен. Твой враг отделён от высших форм наследия. `Мы дали тебе Каусяр, - Фатиму". Таким образом, Революция произошла в глубинах времени. Теперь, дочь становится владельцем ценностей своего отца, наследником чести семьи. Она - продолжение цепи великих предков, которая начиналась с Адама, и передавалась через всех лидеров свободы и совести в истории человечества. Через Авраама и присоединяясь к Моисею и Иисусу. Достигла Мохаммеда. Заключительная связь этой цепи Божественного правосудия, законная цепь истины - это Фатима, последняя дочь в семье, ожидавшей сына: Мухаммад знал то, что руки судьбы хранили для него. И Фатима, также знала, кем она была. Да! Эта школа учения создала такую революцию. Женщина, в этой религии, таким образом была освобождена. Разве это не религия Авраама, а они его потомки?

Честь, ниспосланная на Женщину Рабу

Никто не имел право быть захороненным в мечети. Величайшая мечеть в мире - Масджид аль-Харам в M екке. Кааба. Этот дом принадлежит Богу. Это место посвящено Богу. Это то направление, на которое ориентируются все молящиеся. Дом предначертан Им, и Авраам строил его. Это - дом, который Пророк Ислама почтил мандатом освобождения. Он освободил этот "Дом Свободы"", обходя вокруг него, молясь и медитируя. Все великие пророки истории - слуги этого дома. Но ни один пророк не имел право быть здесь захороненным. Авраам (мир ему) построил его, но он не захоронен там, пророк Мухаммад (мир ему) освободил его, но и он не захоронен там. Во всей истории человечества, есть только один единственный человек, которому была дана такая привилегия. Бог удостоил одного человека такой честью, быть захороненным в Его особом доме, быть захороненным в Кааба. Кому?.. Женщине. Рабыне. Хаджар [вторая жена Авраама и мать Исмаила]. Бог приказал Аврааму построить величайший храм, который, вместе с этим стал могилой для этой женщины. Человечество будет вечно собираться вокруг могилы Хаджар и проходить вокруг этого места. Бог выбрал женщину из числа этого великого человеческого общества как своего неизвестного солдата, мать, и более того, она - рабыня. Другими словами, Бог выбрал женщину, создание, которое, во всей истории человечества, было лишено благородства и чести.

Честь, ниспосланная на Дочь Пророка

Да, в этой школе учения, имела место такая революция. В Исламе, женщина, таким образом, стала освобождена. Это - то, как Ислам ценит положение женщин. И ещё раз - Бог Авраама выбрал Фатиму. Фатима, девочка, заменила сына, став наследницей славы своей семьи, поддерживая благородные ценности своих предков и продолжая генеалогическое дерево и доверие.

В обществе, которое относилось к рождению дочери как к немилости, которая может быть очищена только захоронив её живой, в обществе, где в лучшем случае зять, отец, мог надеяться иметь для неё, только что называется `могилу": Пророк Мухаммад (мир ему) знал, что судьба подготовила для него, и Фатима знала, кем она была.

Поэтому, история в изумлении наблюдала на то, как Пророк Мухаммад (мир ему) действовал по отношению к своей дочери, Фатиме, как он говорил с нею и как хвалил её. Мы можем увидеть, что дом Фатимы, стоит рядом с домом Пророка Мухаммад (мир ему). Фатима и ее муж, Али, единственные люди, которые жили рядом с мечетью Пророка. Они из одного дома, как и он, и там есть только внутренний двор из двух метров, отделяющий эти два дома. Два окна; напротив друг друга, открываются из дома Пророка Мухаммад (мир ему) к дому Фатимы. Каждое утро Пророк открывал своё окно и приветствовал свою юную дочь.

Мы увидим, что всякий раз, когда Пророк отправлялся в путешествие, он стучал в дверь дома Фатимы, и прощался с ней. Фатима - последний человек, который провожал его перед поездкой. Всякий раз, когда он возвращался, Фатима была первым человеком, встречающим его. Пророк Мухаммад (мир ему) стучал в дверь её дома, и спрашивал, как она. В некоторых исторических документах, есть записи, что Пророк целовал руки Фатимы. Такого рода поведение - более чем просто взаимоотношения доброго отца к его дочери. Отец целует руки своей дочери, и это, его совсем еще юная дочь! Подобное поведение в таком обществе несло революционный удар в семьи и в нечеловеческие отношения того общества. `Пророк Ислама целует руки Фатимы". Такое отношение открыло глаза важных людей, политических деятелей и большинства мусульман, собирающихся вокруг Пророка, в восхищении к величию Фатимы. Такое отношение со стороны Пророка Ислама призывает человечество освободиться от привычек и предрассудков истории и традиций. Это учит мужчину спуститься с фараоновского трона, забыть о своей гордости и грубом притеснении и склонить свою голову, когда перед ним женщина.

Это учит женщину стремиться к достижению славы и красоты человечества, и избавиться от навязанных невежественным обществом чувств неполноценности, покорности и низости. По этой причине слова Пророка не только выражали доброту отца, но также и приносили ей ответственность и строгие обязательства. Он выражал свою благодарность ей и говорил о ней следующим образом: `В истории были четыре великие женщины: Мария, Асия [жена Фараона, которая вырастила Моисея (пророка Мусу (мир ему)], Хадиджа и Фатима". `Бог доволен, когда Фатима довольна, и Бог сердится, когда сердится она". "Довольство Фатимы это также и моё довольство, её гнев - мой гнев. Кто любит дочь мою Фатиму, любит и меня. Кто делает Фатиму довольной, делает довольным и меня. Кто делает Фатиму несчастной, делает меня несчастным". "Фатима - часть меня. Кто причинит боль ей, сделает больно мне, и кто причиняет боль мне, делает больно Богу".* «делает больно Богу» – аллигорическое сравнение, тем не менее именно оно употребляется, чтобы акцентировать внимание на особенность высочайшего уровня Фатимы).

Для чего всё это повторение? Почему Пророк всегда хвалил свою юную дочь? Почему он всегда восхвалял её перед другими людьми? "Почему он хотел, чтобы все люди знали о его особенном уважительном отношении к ней? И, наконец, почему он так подчеркивал о радости и гневе Фатимы? Почему так часто повторяются слова `причинить боль" в отношении к Фатиме. Ответ на эти вопросы очень важен. Это ясно. История ответила на все эти вопросы: секрет всех этих действий будет открыт в ближайшее время, через несколько месяцев после смерти её отца.

Мать для своего Отца

История не только всегда говорила о `великих людях", она служила только им. О детях всегда забывали. Фатима - самая младшая в семье. Её детство проходило в очень сложные времена. Дата её рождения неизвестна. Табари, Ибн Исхак и Ибн Хашим Сирах упоминали о пяти годах до начала миссии Пророка. Мурраведж аль Захиб Масуди выражал противоположное мнение - о пяти годах после начала миссии Пророка. Якуби придерживался мнения, что Фатима была рождена между этими датами, но не точно, из записей, `после откровения". Таким образом, существуют различные мнения среди писателей Традиций. Сунниты, позднее, говорили о пяти годах до мандата Пророка, а Шииты говорили о пяти годах после его миссии.

Мы оставляем это на обсуждение учёным, чтобы они могли просветить нас относительно точной даты её рождения. Нас же интересует личность Фатимы и её великая миссия. Была ли она рождена до или после миссии Пророка, ясно лишь то, что Фатима оставалась в Мекке одна. Два её брата умерли ещё в младенчестве, и Зайнаб, её старшая сестра, которая была для неё как мать, ушла в дом Аби Аль-Аас. Фатима горько восприняла её отсутствие. Затем ушли Умм Кульсум и Рукаййя. Они вышли замуж за сыновей Абу Лахаба, и Фатима стала ещё более одинокой. Это - если мы принимаем мнение, что она родилась до миссии Пророка. Если мы принимаем второе мнение, то, по сути своей, " c того момента, когда она открыла глаза, она была одна". В любом случае, начало её жизни совпадает с началом миссии Пророка. Этот период был наполнен большими трудностями и наказаниями, тени которых упали на дом Пророка.

В то время как её отец нёс мандат сознания за человечество на своих плечах и сталкивался с враждой людей, её мать всеми силами заботилась о своем возлюбленном супруге. С первыми событиями детства, Фатима испытывала страдание, печаль и негодования жизни. Поскольку она была маленькой, она могла свободно гулять. Она использовала эту свободу, чтобы сопровождать своего отца. Она знала, что её отец не имеет никакой собственной жизни, даже не имея возможности просто держа руку своего ребёнка, прогуливаться свободно по улицам и на базар. Он всегда ходил один. В буре вражды города, он проходил через опасности, которые поджидали его со всех сторон. Маленькая девочка, которая понимала судьбу своего отца, не хотела отпускать его одного. Много раз она видела, что её отец стоит среди толпы людей. Он мягко говорил с людьми, а они, в ответ, грубо гнали его. Их единственным намерением было высмеять его, демонстрируя всю свою вражду. Пророк Мухаммад (мир ему) чувствовал себя одиноким: Но спокойно и терпеливо, он собирал другую группу, и начинал свою речь снова и снова. В конце концов, утомлённый и без каких-либо результатов, также как отцы других детей, которые возвращались домой после работы, он тоже возвращался домой, чтоб немного отдохнуть и затем снова возвращался к своей работе.

В истории упоминалось, как однажды, когда Пророк Мухаммад (мир ему) пришёл в Масджид аль-харам, и там его стали оскорблять и избивать, Фатима, маленький ребенок, стояла одна на небольшом расстоянии от этого места. С болью в сердеце, она беспомощно наблюдала за происходящим, затем, бежала к отцу, утешала ег, как могла и возвращалась с ним домой. В тот день, когда он совершал суджуд (земной поклон) в мечети, а его враги стали бросать в него овечьи кишки, маленькая Фатима неожиданно подошла к своему отцу, собрала это и выбросила. Затем, своими маленькими, любящими руками, очистила голову и лицо своего отца, утешала его и возвращалась с ним домой. Люди, видевшие эту хрупкую, слабую девочку, одну, недалеко от своего отца, наблюдали, как она заботилась о нём. Она поддерживала его через все его неудачи и страдания. Своим чистым поведением ребёнка, она заботилась о нём. Именно из-за этого её стали называть умм аль-абиха (umm al ? abi ­ ha ) , мать для своего отца.

Изгнание

Чёрные и трудные годы голода начались в долине Абу Талиб. Семьи – Хашими и Абдул Муталиба были изгнаны туда, за исключением Абу Лахаба, который перешёл к врагам. Мужчины, женщины и дети были заключены в эту жаркую, сухую долину. Приказ-призыв Абу Джахаля, обращенный ко всем богатым людям Курайш, был размещен на стене Каабы: `Никто, не имеет право вступать в любой контакт с семьями Хашими и Абдул Мутталиба. ‘Все отношения с ними отрезаны. Не покупайте ничего от них. Не продавайте ничего им. Не женитесь ни на ком из них".

Их заставили жить в этой каменной тюрьме, обрекая на одиночество, нищету, голод. И непомерные жизненные испытания принуждали их подчиниться либо идолам, либо смерти! Все они должны были нести такую пытку: как те, кто принял новую религию, так и те, кто пока ещё не принял. Те, кто пока ещё не приняли Ислам, но сохранили чувство свободы, даже при различии мысли с Пророком Мухаммадом (мир ему) и лицом к лицу в Единстве, они подняли объединённый фронт против врагов. Они защищали его, даже притом, что не знали Ислам, и, следовательно, не имели веру в него, но они знали Мухаммеда!. Они верили в его чистоту! Они знали, что он не ищет личную выгоду. Они чувствовали его веру. Они слышали, что он говорил о вере в Истину. Они знали, что он искренне желал освободить людей. Они достойны намного большего, чем та интеллигенция, полная страхов, такие консерваторы как А.Ибн Омаййид, который, открыв прогрессивную идеологию, особенно сильно выступал против активистов, которые поддерживали загрязнённое аристократическое общество так же как классический арабский режим с его социальными различиями. Но, в то же время, зная всё это, чтобы защитить достояние их отцов, богатство своей семьи, своё социальное положение и здоровье, и чтобы избежать какие-либо неприятности, они остались в стороне от Абу Джаала и Абу Лахаба. Они наблюдали мучения Балала, Амара, Яссера и Сумаййи. Но даже рта не раскрыли в их защиту.

На протяжении этих трудных лет, им пришлось покинуть своих соотечественников и друзей, и жить самим в своём маленьком обществе. Они занимались непосредственно своей жизнью в городе, на базаре, своих домах и семьях. Они проводили своё время с языческими лидерами. Даже держались с ними за руки. Они забыли свои традиции. Они открыли путь. Годы спустя, последователи этого направления и их религия состояла из большего числа людей, чем последователи религии самого Пророка. Настоящие сторонники - Али, Абузар, Фатима, Хусейн, Зайнаб и все мухаджирины, и их единомышленники. А такие как А.ибн Омаййид - первые мусульмане, начавшие практику сокрытия (обмана под «набожным видом») даже не смотря на то, что Пророк запретил это. Они остались верны этому выгодному принципу и не оставили его до смерти.

Когда огонь новой веры зажёг их дух, и в обществе началось движение полное опасности, основываясь на опыте, личном выборе, где каждый честен с собой без обмана, проявились воистину чудеса человечества. Слава также сопровождается чувствами неполноценности, презрения, силой, как и слабостью. Всё это скрывается внутри, но всё это открывается и показывает себя. Теперь, в этом пугающем обществе, есть люди, не мусульмане, но которые переносят трудность терпеливо, проходя три года голода и одиночества. Они разделяют тень опасности. Они также принимают участие в великой революции Бога. В этот важный момент начала истории Ислама, они разделяют боль, понимая положение Мохаммеда, Али и их единомышленников. Но чёрное облако невежества накрыло удобный и самодостаточный город, наполненный консерватизмом, противоречием, бесчувственностью и бесстыдством. Среди них, можно заметить некоторых мусульман, чья одежда загрязнена, а действия ненадёжны. Они заняты собственной безопасностью и комфортом. Являются ли они наблюдателями или участниками этой трагедии? Это вопрос, потому что они полагают, что они следуют религии. Они любят религиозных людей. Они чувствуют себя просвещенными.

Семьи Хашими и Абдул Мутталиба были изгнаны на 3 года из их города, от общения с людьми, от собственной свободы и даже от средств, необходимых для жизни. Возможно ли было, убегая из долины среди ночи, скрыться от глаз шпионов Курайшитов, доставать еду для голодных, ожидающих в тюрьме? Случалось ли, чтобы член либеральный семьи или друг, от доброты душевной, приносил им немного хлеба. Иногда голод достигал момента, что казался образ "чёрной смерти". Но так как они готовили себя для "красной смерти", они были терпеливы. Саад ибн Али Вакас, который был отделён от других, писал: "Голод приносил такое головокружение, что, если ночью я наступал на что-то мягкое и влажное, не осознавая, что делаю, я пробовал это и сосал. Два года спустя, я всё ещё не знаю, что это было".

Можно представить, через что проходила семья Пророка при таких условиях, даже если в истории ничего не записано. Вся семья несла трудности, голод, одиночество и нищету ради Пророка. Пророк лично брал ответственность за них. Когда ребёнок кричит от голода, и всякий раз, когда больной страдает от недостатка лекарств и пищи, когда пожилой человек, мужчина или женщина, достигая своих пределов, преодолевали трудности и давление трёх лет голода, пыток и жизни в долине, они скрывали всё, что чувствовали внутри себя. Пот и кровь капали с их лиц, но они отрицали любые проблемы перед Мохаммедом. В то же время, не смотря на все трудности, они оставались верными и щедрыми в вере и любви. Всё это является выражением духа, веры и человеческой жизни, которая глубоко затронула чувствительное сердце Пророка. Знаем точно, что когда удавалось достать еду в темноте ночи, и она была отдана в руки Пророка, чтобы разделить среди людей, доля для его жены и дочери была меньше всех, чтобы они не боялись за свои жизни.

Дни были трудными в таких обстоятельствах. Ночью, черный навес темноты падал на жителей этой гористой местности, отделенной от жизни. Недели, месяцы и годы проходили тяжело, медленно по их измученным телам и душам, но все они продолжали идти, поддерживая друг друга, и с Пророком. Семья Пророка имела особое положение среди этой группы. Глава семьи нёс тяжелый груз их горькой судьбы на своих плечах. Комфортной жизни Умм Кульсум пришла на замену горькая нужда: она покинула дом своего мужа, и вернулась в дом своего отца. Его другая дочь, Фатима, тогда всё ещё юная девочка, либо ей было два или три года, либо двенадцать или тринадцать. Она была хрупкая физически, но имела чувствительный дух, полный эмоций. Его жена, Хадиджа, в возрасте, возможно около семидесяти лет, пережив десять лет миссии Пророка и три года в изгнании с семьёй, пережила голод, свидетельствовала постоянные страдания своего мужа и дочерей, пережила смерть двух сыновей, и, хотя терпение не покинуло её, но физические силы уже были на исходе. С каждым мгновением смерть приближалась.

В таких условиях, от голода в доме Пророка Мухаммада (мир ему) страдали так сильно, что больная Хадиджа, которая прожила жизнь в достатке, теперь, будучи уже в возрасте, смачивала кусочек кожи в воде, затем сжимала его между зубами. Фатима, юная, чувствительная девочка беспокоилась о своей матери, и мать беспокоилась о своей младшей, хрупкой дочери, чьё выражение любви к своим матери и отцу было таким, какое и должно быть в семье. В один из последних дней их заключения, Хадиджа, которая чувствовала, что смерть близка, не могла встать. Фатима и Умм Кульсум сидели рядом с ней. Её отец вышел, чтобы раздать порции еды. Хадиджа, пожилая, слабая, ощущая трудности, которые она пережила, говорила с чувством сожаления, `Если бы только смерть, приближающаяся ко мне, могла подождать, пока эти тёмные дни пройдут, и я смогла бы умереть с надеждой и счастьем". Умм Кульсум, со слезами говорила, "ничего, мама, не волнуйтесь. "Да, для меня, с Божьей милостью, это ничего. Я не волнуюсь о себе, мои дочери. Никто из женщин Курейш не испытал такого благословения, какое познала я. Нет такой женщины в мире, которая получила такое великодушие, которое получила я. Для меня достаточно, что моя судьба в этой жизни, в этом мире, имела честь быть любимой женой Божьего выбора. Что касается моей судьбы в другом мире, достаточно, что я была среди первых, кто поверил в Мухаммада и что меня называют `матерью его последователей". "Затем, шепотом, продолжала, "О Боже, не пересчитать благословения и доброты, которыми Ты наделил меня. Моё сердце не было скудным, потому что я стремилась к Тебе, но я действительно желаю быть достойной тех благ, которые Ты ниспослал мне".

Тень смерти упала на их дом. Тишина и глубокая печаль наполнили Хадиджу, Умм Кульсум и Фатиму. Внезапно, появился Пророк, освещённый надеждой, верой, силой и победой. Как будто три года одиночества, голода и тяжелого духовного аскетизма не затронули тело и дух Пророка, более того, увеличили его храбрость, силу воли и веру.

Фатима жила таким образом и умерла таким образом. После её смерти, она начала новую жизнь в истории. Облик Фатимы появляется как венец света для всех угнетённых, кто позднее стал последователями Ислама. Все униженные, угнетённые, мученики, все те, чьи права были подавлены, кто был обманут, держались за Фатиму, как за их лозунг. Память о Фатиме росла с любовью, вдохновением и прекрасной верой мужчин и женщин, которые в истории Ислама боролись за свободу и правосудие. На протяжении веков, они выживали, несмотря на беспощадные и кровавые удары Халифатов. Их крики и гнев росли и вырывались из их раненных сердец. Это - то, почему в истории всех Мусульманских наций и среди угнетённых масс Исламского сообщества, Фатима - источник вдохновения за свободу, честность, за правосудие, для всех тех, кто противостоял притеснениям, жестокости, преступлениям и дискриминации.

Наиболее трудная задача, рассказать о личности Фатимы. Фатима – такая женщина, какой должна быть женщина Ислама. Ёе облик был описан самим Пророком. Он создал её чистоту, проходя через огонь трудностей, бедности, борьбы, глубокого понимания и страдания за человечество. Она - символ всех различных понятий того, какой должна быть женщина. Символ дочери, перед своим отцом. Символ жены, перед своим мужем. Символ матери, перед своими детьми. Символ ответственной, борющейся женщины, принимая время и судьбу своего общества. Она сама – ведущая, выдающийся пример, за которым могут следовать, идеальная женщина и та, кто на собственном примере показывает как "стать собой" по собственному выбору. Она отвечает на вопрос, как быть женщиной, примером своего детства, преодолением своей внутренней борьбы и противостоянием двух сторон, внутренним и внешним, в доме своего отца, в доме своего мужа, в своём обществе, в своих мыслях и поступках, в своей жизни. Я не знаю, что сказать. Я уже сказал много. Но всё ещё многое остается несказанным.

Выражая все удивительные аспекты великого духа Фатимы, наибольший интерес у меня вызывает то, что Фатима сопровождает везде, шаг за шагом, всегда вместе с великим духом Али, как через возрождение человечества к совершенству, так и на стадиях упадка духа. Она была не только женой для Али. Али видел в ней друга, который хорошо понимал его боль и его великие мечты. Она была тем, кто знал его тайны. Она была единственным единомышленником в его одиночестве. Поэтому, Али относился к ней особенно, так же как и к их с ней детям. После Фатимы, у Али были другие жёны, и у него были дети от них. Но с самого начала, он разделял детей, которые были от Фатимы, от своих других детей. Последние назывались "Бану Али", [сыновья Али], а первые, "Бану Фатима " [сыновья Фатимы]. Не странно ли это! Лицом к лицу со своим отцом, Али, дети являлись относящиеся к Фатиме. И мы видели, что Пророк также относился к ней по-другому. Из числа всех его дочерей он дисциплинировал только Фатиму. Он доверял только ей. С раннего возраста, она ощущала особое отношение.

Я не знаю, что рассказать о ней. Как рассказать это? Я хотел повториться за французским автором, который однажды на конференции говорил о Марии. Он сказал: "За 1700 лет, многие говорили о Марии. За 1700 лет, философы и мыслители различных стран Востока и Запада говорили о ценности Марии. За 1700 лет, поэты всего мира выражали всё своё творческое вдохновение и силу в их восхищении Марией. За 1700 лет, все живописцы и художники создавали прекрасные произведения искусства, запечатлев образ Марии. Но всё, что было сказано, как и усилия всех художников на протяжении многих веков, не могут передать полностью всего величия Марии, как слова: "Мария была матерью Иисуса Христа"."

Таким же образом, я хотел начать с Фатимы. Но остановился. Я хотел бы сказать: "Фатима - дочь великой Хадиджы". Я ощущал, что это не Фатима. Я хотел бы сказать: "Фатима - дочь Пророка Мухаммада (мир ему). "Я ощущал - это не Фатима. Я хотел сказать: "Фатима - жена Али (‘ aлейхи салям)". Я ощущал, что это не Фатима. Я хотел бы сказать: ‘Фатима - мать Хасана и Хусейна". Я ощущал - это не Фатима. Я хотел бы сказать: "Фатима - мать Зайнаб". Я всё ещё ощущал, что это не Фатима. Нет, всё это верно, но ни одно из этого не может полностью выразить величия личности Фатимы. ФАТИМА это ФАТИМА.

Имена

  • Фа́тима (араб. فطم ‎‎) - Защищённая от зла и огня ада
  • Аз-Захра (араб. الزهرة ‎‎) - Освещающая
  • Сидди́ка (араб. صديقة ‎‎) - Правдивая
  • Кубра (араб. كبرى ‎‎) - Возвеличенная
  • Муба́рака (араб. مباركة ‎‎) - Благословенная
  • Та́хира (араб. طاهرة ‎‎) - Чистая
  • Заки́я (араб. زكية ‎‎) - Целомудренная
  • Ра́дийя (араб. راضية ‎‎) - Довольная судьбой, предопределённой Аллахом
  • Мардийя́ (араб. مرضية ‎‎) - Хвалимая

Отношения с отцом

Фатима и её отец относились друг к другу с большой любовью и теплотой. Фатима была первой, кого пророк Мухаммад приветствовал, вернувшись с похода, и последней, с кем он прощался, выходя в него .

Кроме Фатимы я не видела такого человека, чтобы его вид, серьёзность, манера вставать и садиться были так сильно похожи на пророка. Каждый раз, когда Фатима заходила в помещение, посланник Аллаха шёл к ней навстречу, целовал её и сажал на своё место, когда же РасулюЛлах (Посланник Аллаха) входил в помещение, Фатима подымалась со своего места, подходила к нему, целовала его и уступала ему своё место

Сахих Тирмизи, т.2, стр.319

Рождение и первые годы жизни

Фатима родилась в пятом, по некоторым источникам в первом, году после начала пророческой миссии пророка Мухаммада в Мекке . Её рождение выпало на период, когда курайшиты начали ожесточённо притеснять мусульман. Во время родов служанки Хадиджи покинули её и отказали ей в помощи, и рожать ей пришлось самостоятельно. В соответствии с традицией арабов всех детей Хадиджа отдавала кормилицам из числа кочевых арабов для удаления их от очагов болезней, распространённых среди осёдлых арабов, а также для изучения чистого арабского языка. Фатиму же Хадиджа с рождения воспитывала сама.

Первые годы жизни Фатимы совпали с периодом применения курайшитами экономической блокады против мусульман, им был перекрыт доступ к продовольствию и занятию торговлей, и мусульмане три года страдали от голода, сосредоточившись в квартале Абу Талиба . В 10-м году пророчества умирают мать Фатимы и её дед Абу Талиб , после чего притеснения мусульман усиливаются, и Фатима становится свидетелем унижений и насилия, предпринимаемых против её отца и его последователей.

Замужество

После того, как Фатима достигла возраста замужества, к ней приходили свататься многие знатные и богатые женихи. Среди них были такие сподвижники, как Абу Бакр и Умар. Однако Мухаммад с согласия Фатимы выдал её замуж за своего двоюродного брата Али . Это произошло в или 623 году .

Махр, данный Фатиме, составил 480 (в некоторых источниках 500) динаров, полученных Али от продажи своей кольчуги . Церемония бракосочетания прошла скромно, как это и приветствуется в исламе.

Их брак продлился 10 лет и закончился смертью Фатимы. И хотя в исламе было разрешено многожёнство, Али так и не взял второй жены при жизни Фатимы.

Семейная жизнь

Множество хадисов рассказывают о трудолюбии и усердии дочери пророка:

…Фатима сама размалывала зерно, отчего на её руках появились костные мозоли. Она сама носила домой воду в кожаных бурдюках, которые оставляли следы на её груди. Она сама убиралась по дому, и её одежда становилась пыльной, она так много разжигала огонь в печи, что её одежда становилась чёрной от сажи…

Сахих Абу Дауд, т. 33, раздел "О тасбихах перед сном"

Однако больше всего времени Фатима посвящала поклонению Аллаху , многие ночи она проводила в молитвах намазах .

Дети Фатимы

  • Умм-Кульсум
  • Мухсин.

Смерть Фатимы

Фатима умерла через несколько месяцев после своего отца, как и он и поведал ей перед смертью , в 11 году хиджры. Она завещала, чтобы её тело омыл Али . Из политических соображений Али тайно похоронил Фатиму, место её могилы до сих пор неизвестно.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фатима (дочь пророка)" в других словарях:

    Фатима бинт Мухаммад (فاطمة بنت محمد) Имя при рождении: Фатима бинт Мухаммад ибн Абдуллах Пол: Жен. Рождение: 605 Мекка Смерть: 632 Медина Нацио нальность: арабка Отец: Мухаммад ибн Абдуллах Мать … Википедия

    - (ум. в 11/633 г.) дочь пророка Мухаммада и Хадиджы. Она родилась в Мекке, предположительно через пять лет после пророческой миссии своего отца и пережила его на несколько месяцев. Фатима была женой Али ибн Абу Талиба и матерью его сыновей –… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Фатима многозначный термин Женское имя Фатима («отнимающая от груди», по другой версии «ребёнок, отнятый от груди») женское имя. Известные носительницы: Фатима четвёртая дочь пророка Мухаммеда, жена Али, мать Хасана и Хусейна. Фатима… … Википедия

    - (около 605 633 гг.) дочь пророка Мухаммеда. К Фатиме и её мужу, двоюродному брату Мухаммеда, халифу Али возводили свою генеалогию шиитские (см. Шиизм) династии в странах распространения ислама (Идрисиды, Фатимиды и др.), имамы шиитов и Алиды … Исторический словарь

    - (араб. فاطمة‎‎ «светлолицая») популярное арабское женское имя, распространённое у многих народов исповедующих Ислам. Женская форма слова «фатимун» ({{светлолицый). Персоналии Фатима четвёртая дочь пророка Мухаммеда, жена Али, мать… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фатима. Фатима (فاطمة) арабское Род: женский Этимологическое значение: отнятый от груди (о ребенке) Другие формы: Фатимат, Патимат, Пати Производ. формы: Фатимочка … Википедия

    - (около 605 или 606, Мекка, – 633 или 632, Медина) дочь пророка Мухаммеда. К Ф. и её мужу, двоюродному брату Мухаммеда халифу Али, возводили свою генеалогию шиитские имамы (см. Шиизм) и многие династии в странах распространения ислама… … Большая советская энциклопедия

    - (точнее Фâтыма) дочь пророка Мохаммеда от его первой жены Хадиджи. На ней женился Алий (впоследствии 4 й халиф), и она ему родила Хасана (Гасана) и Хосейна (Гусейна), родоначальника Алидской династии, членами которой провозглашали себя и Фатимиды … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (ок. 605 633) дочь пророка Мухаммеда. К Ф. и ее мужу, двоюродному брату Мухаммеда, халифу Али возводили свою генеалогию шиитские (см. Шиизм) династии в странах распространения ислама (Идрисиды, фатимиды и др.), имамы шиитов и Алиди … Советская историческая энциклопедия

История о том, что после смерти Посланника Аллаха его дочь Фатима обиделась на халифа Абу Бакра, упоминается в достоверных сводах. Мать правоверных ‘Аиша рассказывала, что Фатима, дочь Пророка, отправила человека к Абу Бакру, попросив передать ей оставшиеся в наследство от Посланника Аллаха и относящиеся к фею (военная добыча, полученная без боя - К.Э.) земли в Медине и Фадаке, а также то, что осталось от хумса в Хайбаре. Абу Бакр ответил, что Посланник Аллаха сказал: «Мы не оставляем наследства, и то, что остаётся после нас, считается пожертвованием, но семья Мухаммада ест из этого имущества». Он сказал: «Поистине, клянусь Аллахом, я ничего не убавлю из пожертвования Посланника Аллаха. Оно будет таким же, каким было при жизни Посланника Аллаха, и я буду распоряжаться им так же, как он». Абу Бакр отказался отдать его Фатиме, и она обиделась на него из-за этого. Она перестала разговаривать с ним и не делала этого до самой смерти, а прожила она после смерти Пророка шесть месяцев. Об этом сообщили ал-Бухари в разделах «Фард ал-хумс» и «Магази» и Муслим в разделе «ал-Джихад ва-с-сийар».
Фатима была недовольна решением Абу Бакра, поскольку полагала, что слова Посланника, на которые сослался халиф, не распространяются на земельные владения и прочую недвижимость. Абу Бакр же, опираясь на общий смысл хадиса, принял решение передать эти земли в собственность государства и назначить для семьи Пророка содержание из доходов, получаемых с этих земель. Такое объяснение дал Ибн Хаджар ал-‘Аскалани.

На справедливость решения Абу Бакра указывает и то, что другие сподвижники, включая самого ‘Али ибн Абу Талиба, не опротестовали его, и последующие халифы тоже оставили его в силе. Ал-Куртуби сообщил, что никто из имамов, относящихся к семье Пророка, начиная с ‘Али ибн Абу Талиба, также не претендовал на эти земли. Он писал: «‘Али во времена своего правления поступал так же, как Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман. Он не пытался сделать эти земли своей собственностью и не отделил себе часть их. Он распределял полученный с них доход так же, как это делали до него. Потом эти земли перешли в распоряжение ал-Хасана ибн ‘Али, потом - ал-Хусайна ибн ‘Али, потом - ‘Али ибн ал-Хусайна, потом - ал-Хусайна ибн ал-Хасана, потом - Зайда ибн ал-Хусайна, потом - ‘Абдаллаха ибн ал-Хусайна. Потом ими распоряжались потомки ал-‘Аббаса, о чём сообщил Абу Бакр ал-Баркани в своём “Сахихе”».

Таким образом, отказ Абу Бакра нарушить завещание Пророка не был ущемлением прав его дочери. Фатима, да будет доволен ею Аллах, руководствовалась собственным суждением, и хотя оно было неправильным, это ни в коей мере не умаляет её достоинств.

Любому человеку, включая праведных сподвижников и членов семьи Пророка, свойственно ошибаться, и до нас дошли предания о том, что Пророк Мухаммад при жизни не раз отказывал Фатиме. Ал-Бухари в разделе «Фадаил ас-сахаба» и Муслим в разделе «аз-Зикр ва-д-ду‘а» привели хадис о том, что Фатима попросила своего отца подарить им слугу, но он отказал ей. Вместо этого он велел ей и ‘Али восславлять Аллаха.

Следует знать, что, согласно некоторым сообщениям, перед смертью Фатима примирилась с Абу Бакром, да будет доволен ими Аллах. Ал-Байхаки в «ас-Сунан ал-кубра» (6/301) передал со слов аш-Ша‘би: «Когда Фатима заболела, Абу Бакр ас-Сиддик пришёл к ней и попросил разрешения войти. ‘Али спросил: “Фатима, пришёл Абу Бакр и просит разрешения войти”. Она спросила: “Ты хочешь, чтобы я разрешила ему?” Он сказал: “Да”. Она разрешила, и тот вошёл к ней. Желая угодить ей, он сказал: “Клянусь Аллахом, я оставил свой дом и своё имущество, свою семью и своих родных только для того, чтобы заслужить довольство Аллаха, довольство Его Посланника и ваше довольство, люди дома Пророка”. Он продолжал говорить ей приятное, пока она не осталась довольна».

Это отосланное (мурсал) сообщение, но Ибн Касир в «ал-Бидайа ва-н-нихайа» (5/253) назвал его иснад сильным, ибо очевидно, что ‘Амир аш-Ша‘би (один из самых авторитетных передатчиков) слышал об этом либо непосредственно от ‘Али, либо от того, кто слышал это от него. Ибн Хаджар назвал его иснад достоверным до аш-Ша‘би. Слова матери правоверных ‘Аиши не исключают правдивости слов аш-Ша‘би, поскольку она рассказывала лишь то, что было известно ей.

В целом же мусульманам не подобает обсуждать разногласия, возникавшие между сподвижниками Пророка, поскольку любить их - обязанность каждого правоверного. Ан-Насаи передал со слов Анаса ибн Малика, что Пророк сказал: «Любовь к ансарам - признак веры, а ненависть к ним - признак лицемера». Ал-Албани назвал хадис достоверным.

Ахмад, ал-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Маджа передали со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что Посланник Аллаха сказал: «Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует золото величиной с Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с её половинкой».

Как может человек, уверовавший в Аллаха и последний день, выискивать недостатки у сподвижников и умалять их достоинства, если Всевышний Аллах обещал им райские сады?! В Коране сказано: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» (ат-Тауба, 100). Есть и другие аяты, свидетельствующие о превосходстве сподвижников Пророка Мухаммада.

Однако те, чьи сердца поражены неверием и лицемерием, ставят под сомнение авторитет сподвижников, чтобы тем самым оборвать связь между мусульманами и их Пророком. Они потеряли надежду на то, что правоверные отрекутся от Писания Аллаха или усомнятся в правдивости Его Посланника. Но они всё ещё верят, что сумеют опорочить сподвижников как передатчиков сунны Посланника.

Среди этих смутьянов есть такие, которые возводят навет на лучшего из мусульман после Пророка Мухаммада - Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах. Они утверждают, что разногласия между Абу Бакром и Фатимой навлекли на праведного халифа гнев Всевышнего Аллаха. При этом они ссылаются на хадис ал-Мисвара ибн Махрамы, переданный ал-Бухари в разедел «Манакиб» и Муслимом в разделе «Фадаил ас-сахаба». В нём сообщается, что Пророк сказал: «Фатима - частица меня самого, и тот, кто разгневает её, вызовет и мой гнев». В версии Муслима говорится: «Фатима - частица меня самого, и мне причиняет страдания то, что причиняет страдания ей».

Однако совершенно ясно, что здесь имеются в виду лишь те случаи, когда гнев дочери Пророка был справедливым и оправданным. Мы уже показали, что в данном случае справедливым было решение Абу Бакра, и потому его поведение не могло навлечь на него гнев Аллаха и Его Посланника. С другой стороны, слова «Фатима - частица меня самого» были сказаны Пророком, когда его дочь была разгневана на своего мужа ‘Али ибн Абу Талиба. В одной из версий ал-Бухари говорится: «Однажды ‘Али посватался к дочери Абу Джахла. Услышав об этом, Фатима пришла к Посланнику Аллаха и сказала: “Твои люди станут говорить, что ты не гневаешься за своих дочерей! ‘Али собирается жениться на дочери Абу Джахла!” Когда Посланник Аллаха встал, я услышал, как он произнёс слова свидетельства и сказал: “А затем… Я выдал свою дочь замуж за Абу ал-‘Аса ибн ар-Раби‘, который был правдив в том, что сказал мне. Поистине, Фатима - частица меня самого, и я не хочу, чтобы ей доставляли огорчения! Клянусь Аллахом, дочь Посланника Аллаха и дочь врага Аллаха не могут быть замужем за одним человеком!” После этого ‘Али отказался от своего сватовства».

Тем не менее, эта история нисколько не умаляет добродетелей ‘Али ибн Абу Талиба, и никто из учёных никогда не относил этого славного сподвижника к числу тех, кто разгневал Аллаха и Его Посланника. И такая характеристика тем более несправедлива в отношении правдивого Абу Бакра, который не заслужил гнева дочери Посланника. Они разошлись во мнениях относительно правового вопроса не первой важности, и Фатиме стали ясны аргументы праведного халифа. Тот, в свою очередь, всячески пытался подчёркнуть превосходство дочери Пророка и снискать её благоволение, и у нас есть основания считать, что перед смертью она не питала к нему злобы и не была разгневана на него. А лучше всего об этом известно Аллаху.