Почему надо целовать иконы. Почитание икон при посещении церкви и дома

В православном храме мы всегда видим святые образы - иконы. По церковному преданию, первую из них нарисовал на доске от обеденного стола сам апостол и евангелист Лука. Надо отметить, что он был образованнейшим человеком своего времени - медиком, художником, а также первым иконописцем.

Первая икона изображала Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках. Увидав это изображение, Божия Матерь сказала, что благодать Сына Ее и помощь да пребудет с этой иконой. С тех пор написано немало святых образов, изображающих не только Пресвятую Богородицу, но и множество святых угодников Божиих. На иконах можно встретить также изображения событий церковных праздников и реальных историй Ветхого и Нового Заветов.

При входе в церковь нас традиционно встречает икона, расположенная на отдельном столике-подставке (он называется аналой). Это икона того святого или церковного праздника, в честь которого был освящен храм. Обычно перед такой иконой нет никаких подсвечников.

В нашем кафедральном соборе в Бобруйске первая икона - это образ святого Николая Чудотворца. Ее можно поцеловать в самом начале.

Как прикладываться к иконам (целовать их)

Есть определенное правило почитания святых предметов храма: икон, мощей в раках (это украшенные гробницы, в которых находятся нетленные тела святых), креста, Распятия, других предметов. Например, в нашем соборе находится часть Туровского креста, который приплыл по реке Припять в древний белорусский город Туров более десяти веков назад.

Правило такое: перед целованием крестимся ДВА РАЗА (это можно сделать, стоя в очереди к святыне), ОДИН РАЗ целуем, отходим и крестимся ЕЩЕ РАЗ. Такая последовательность существует для того, чтобы не затягивать время и не задерживать других людей.

Не надо целовать несколько мест на иконе, многократно прикладываясь к стеклу киота (украшенной рамки, в которую помещена сама икона). Такие действия сильно затягивают время и заставляют других людей, стоящих в очереди, нервничать, а то и осуждать. Особенно это заметно, когда много людей подходят для поклонения к чтимой святыне (иконе или мощам).

Куда прикладываться

Есть несколько мест на иконах, куда мы прикладываемся.

Если изображение святого «поясное», мы целуем благословляющую руку. Если он написан в полный рост - целуем ножки. У нерукотворного образа Спасителя Иисуса Христа особо почитаем изображение волос. Подходя к Кресту, целуем ножки Спасителя, изображенного на кресте.

Если вы теряетесь и не знаете, куда надо прикладываться, - ничего страшного: целуйте краешек иконы!

Распространенная ошибка - целование лика (лица) святого. Этого делать не нужно.

Каждая икона в храме освящена. В богослужебных книгах есть несколько чинопоследований освящения новых образов. В зависимости от того, кто или что на них изображается, читаются различные молитвы. Потом иконы окропляются святой водой с определенными молитвенными словами. До освящения этот предмет является благочестивым изображением. Однако после освящения - это уже святой образ, открывающий нам духовный мир Богопочитания.

В церковной среде встречаются такие понятия, как намоленность и чудотворность икон. Обычно это (намоленность) относится к древним изображениям. Чудотворными же считаются образы, через которые обильно изливается благодать Божия по молитвенным просьбам людей - и происходят множественные чудесные исцеления.

Но надо отметить, что ЛЮБАЯ ИКОНА является святой, и через каждую из них Господь дарует нам Свою помощь и поддержку. Перед ними можно и нужно молиться, почитая их как святыни, дарованные нам свыше.

Иконы в доме

Древний благочестивый обычай предписывает иметь у себя в доме несколько икон. Обычно это образы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых, имена которых носят проживающие в доме люди. Можно иметь и другие иконы.

Расположить святыни желательно с восточной стороны квартиры или дома на какой-либо полочке. Над ними прикрепить крест. Допустимо устанавливать иконы в книжном шкафу. Но в этом случае не надо на той же полке хранить фотографии родных и близких, мирские предметы.

Желательно оформить все в виде молитвенного уголка. Оптимально иметь перед иконами лампадку или маленький подсвечник с церковной свечкой и зажигать их перед молитвой.

Не советую приобретать большое количество святых образов. Ведь перед каждой из икон надо молиться, а не складировать их где-то в тумбочке по той причине, что на полке уже нет места…

Если старые иконы уже выцвели или, наоборот, потемнели до неузнаваемости, по церковным правилам их можно предать огню. Те же правила запрещают молиться перед такими - вышедшими из строя - образами. Потому что мы возносим молитвы не самой иконе, а святому, который изображен на ней.

Известны случаи, когда потемневшие от времени иконы сами обновлялись, вновь становились яркими и красивыми. Встречаются проявления мироточения и даже кровоточения святых образов. Притом изображения могут быть написаны не только на доске, но и на холсте или даже на бумаге. Конечно, это промысел Божий - и трудно объяснить, почему происходят такие чудеса. Бывало, что во время пожара огонь вообще никак не воздействовал на икону, хотя вокруг все пылало и рушилось.

На моем сайте собрано несколько реальных историй о чудесной помощи Бога после усердных молитв перед иконами (http://bolotov.by/all-stories/).

Однажды я сам был свидетелем похожей ситуации. На чердаке одного из домов Бобруйска прорвало трубу отопления, и горячая вода хлынула вниз на квартиры. Все помещения с четвертого до второго этажа были залиты водой. И только в двух комнатах на разных этажах вода обогнула молитвенные уголки, оставив потолок сухим, и иконы совершенно не пострадали!..

Святыня над постелью малыша

Еще с давних времен в книге «Домострой» указывалось, что в каждой палате (комнате) должен находиться святой образ с неугасимой лампадой перед ним. В современной квартире, следуя такому благочестивому обычаю, можно, разделив все свои иконы, установить их в разных местах: в прихожей, спальне, детской комнате и даже на кухне.

Особенно хорошо их иметь в детской комнате. Обычно над постелью малыша с самого его рождения устанавливают образ Пресвятой Богородицы. И ребенок, подрастая, неизменно видит святыню рядом с собой, что благоприятно сказывается на его духовном мире. Конечно же, надо рассказывать детям о «их» иконе  - кто там изображен и какие молитвы ребята уже могут возносить, обращаясь к святым. Тексты таких молитв можно найти в детском молитвослове.

Какие иконы сохраняют дом

Есть такое понятие, относимое к образу Пресвятой Богородицы, как «хранительница семейного благополучия». Безусловно, Царица Небесная помогает всем обращающимся к Ней за помощью. Но не надо приписывать магическую силу иконе как предмету или даже относиться к ней как к оберегу! Семейное благополучие зависит от многих факторов, в том числе от отношений между супругами и от молитв, возносимых мужем и женой. Молитвословие освящает человека, умиряет бурю его чувств - и, конечно, Господь по просьбе святых угодников дарует мир и радость дому сему. Однако есть иконы Пресвятой Богородицы, молитвы перед которыми имеют наиболее быстрый ответ от Бога. Это - среди многих иных известных - такие образы, как «Казанская», «Феодоровская», «Семистрельная», «Достойно есть», «Неопалимая купина».

Есть и святые угодники Божии, которые помогают в обретении семейного благополучия. Это святитель Николай Чудотворец, благоверные князья Муромские Петр и Феврония, мученики Гурий, Самон и Авив, мученики Адриан и Наталия.

Икона на цепочке

В церковных киосках можно встретить небольшие кулоны с изображением святого образа. Такие маленькие иконы носят на шее под одеждой рядом с нательным крестиком. Но нужно отметить, что эти иконки НЕ ЗАМЕНЯЮТ собой нательного креста.

Для освящения крестиков и икон имеются разные чинопоследования. Крест освящается как защита человеку от духовных и телесных опасностей. Икона же освящается как образ, перед которым возносится молитва.

Иконография

Каждая икона написана в соответствии с церковными канонами. Образ должен быть узнаваемым и иметь подпись, кто или какое событие на нем изображается.

Имеются разные школы иконографии, у каждого иконописца есть свои фирменные черты изображения - чувствуется рука мастера. На моем сайте размещено интересное интервью с иконописцем Аллой Мельниченко - автором известных списков чудотворных образов Божией Матери «Барколабовская» и «Юровичская» (http://bolotov.by/interview-with-painter/).

Очень интересно и познавательно было беседовать с Аллой. Мы говорили о том, что составляет внутренний мир мастера, насколько трудна такая работа, как готовиться и какие молитвы читать перед ее началом, насколько сейчас востребована «мерная икона» (то есть икона размером с рост родившегося малыша, имеющая изображение святого, имя которого ребенок получает при Крещении)… Почитайте!

Теперь вы знаете все необходимое об иконопочитании, о молитве перед святыми образами - и эти вопросы уже не будут вас заботить при входе в церковь или при обустройстве домашнего молитвенного уголка.

Иерей Алексий Болотов

Икона с изображением святых, дни памяти которых выпадают не несколько дней седмицы

Икона святителя Кирилла Туровского на холсте

Оформление иконы в праздник Крещения Господня

Иерей АЛЕКСИЙ БОЛОТОВ, Бобруйск

Навигация по записям

Выпуск № 29

Поиск:

Архив выпусков:

Рубрики

Выберите рубрику _Свежий выпуск “Взаимодействие-2018” “ЗАПАД 2013” “Запад-2017” “Рюкзачок” в армии “Славянское братство-2015” “Славянское братство-2017” “Славянское братство-2018” “Танковый биатлон” “Щит Союза – 2011” “Щит Союза-2015” «Авиадартс‑2015» «Армейские международные игры - 2015» «Армейские международные игры - 2016» «Армейские международные игры - 2017» «Армейские международные игры - 2018» «Боевое братство - 2017» «Боевое братство - 2017» «Боевое содружество - 2015» «Взаимодействие-2017» «Взаимодействие‑2014» «Взаимодействие‑2018» «ВоенТВ» представляет «ВОИН СОДРУЖЕСТВА - 2014» «ВОИН СОДРУЖЕСТВА - 2015» «Запад‑2017»: послесловие «мастера автобронетанковой техники - 2015» «Нерушимое братство - 2017» 20 лет журналу “Армия” 2016-й - Год культуры 2017-й - год науки 2018-Год малой родины 90 лет БВГ MILEX – 2017 Publishing EXPO – 2015 А знаете ли вы Абитуриент-2014 Абитуриент-2018 Авиация:особый ракурс Азимут Актуально Актуальное интервью Акценты Акция Акция “Наши дети” Анализируем события Аналитика и цифры Ангольский дневник Анонс Армейская среда Армейская учебка Армейские будни Армейские международные игры Армейский спорт АрМИ-2018: послесловие Армии наших соседей Армия – детям Армия – ступень к карьерному росту Армия в его судьбе Армия в лицах Армия и культура Армия и личность Архивы истории Аукцион Афганский дневник Афиша БВГ-гостиная Без рубрики Безопасность движения Белорусская неделя моды Белорусские колумбы Благое дело Блогеры в армии Боевая подготовка Боевое дежурство Боевое содружество Будь в курсе! В армии В армиях мира В армиях ОДКБ В армиях СНГ В ВВС и войсках ПВО В военкоматах В жизни есть всегда место подвигу В Зарубежье В зеркале времени в мире В мире прекрасного В организациях БСО В организациях ДОСААФ в стране В ЦДО В центре внимания Век и вехи Великие битвы Вести из войск Ветераны в строю Вехи истории Вечные ценности Взаимодействие-2015 Взгляд на проблему Взрослым о детях Визитная карточка – гостеприимство Виртуальный полигон Внимание - конкурс! Во внутренних войсках Военная история городов Военная медицина Военная присяга Военная энциклопедия Военно-патриотическое воспитание Военное образование Военные династии Военные истории Военные профессии Военные тайны Военный архив Воин Содружества Вооружённые Силы Республики Беларусь - на благо общества Вопрос – ответ Воспитать патриотов Воспоминания Время события люди Вслед за событием Встреча для вас Выборы Выборы – 2015 Выпуск Выставки Газетный сериал Гарнизоны Геополитика Герои земли белорусской Год воинской дисциплины и безопасности военной службы Год малой родины Горжусь службой Горячая точка Государственная граница Далёкое-близкое Дата в календаре Династии Директива№1: к исполнению Дневник солдата Домострой Допризывная подготовка Дорогами освободителей ДОСААФ ДОСААФ: подготовка Есть мнение Есть такая профессия Женское лицо белорусской армии Женсоветы Жилищный вопрос Жыццёвiнкi За Веру и Отечество Забытый подвиг Забытый полк Закон и порядок Записки ликвидатора Записки неисторика Зваротная сувязь Здоровье Здравия желаю! Знай наших! Идеологическая работа Из блокнота журналиста Из истории Белорусской военной газеты Из недавнего прошлого Из первых уст Из почты Из района учения Имя в истории Индекс успеха Инновации Интервью Инфографика Испытано на себе Исторические байки История оружия Итоги-2018 К 100-летию Вооружённых Сил Беларуси К 100-летию ВС РБ К 100-летию медицинской службы Вооруженных Сил Беларуси К 100-летию со дня начала Первой мировой войны К 20‑й годовщине гибели Владимира Карвата К 25-летию вывода советских войск из Афганистана К 30-й годовщине аварии на ЧАЭС К 30‑летию Белорусского общественного объединения ветеранов К 30‑летию вывода советских войск из Афганистана К 30‑летию вывода советских войск из Афганистана К 60-летию МСВУ К 70-летию Великой Победы К 70-летию освобождения Беларуси К 71-летию Великой Победы к 75-летию начала великой отечественной войны К 75-летию освобождения Беларуси К 93-летию «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» К 95-летию органов военной контрразведки К 95-летию создания строительно-эксплуатационных организаций ВС РБ К 95‑летию «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» К 95‑летию создания финансовой службы Вооружённых Сил К пятилетию “ВАЯРА” Как это было Калейдоскоп Киберспорт Книжная полка Ко Дню Конституции Республики Беларусь Ко Дню матери Ко Дню танкистов Компетентно Конкурсы Коротко Крупным планом Культурное пространство Литературная страница Личность Личный прием граждан Люди и судьбы Международное военное обозрение Международное военное сотрудничество Международные контакты Мемуары Министерство обороны информирует Минское подполье Миротворцы Мнение Молодежный спектр Молодые офицеры Мысли вслух На житейских перекрестках На заметку читателю На книжную полку На личном приеме НА ПОЛЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРАЖЕНИЙ Наблюдатель Нам пишут Наряд по кухне Наука и армия Национальная безопасность Наша гостиная Наша почта Наше наследие Наши земляки в армии Невыдуманные истории Незабываемое Неизвестные страницы войны Нерушимое братство - ​2015 Ничто не забыто Новости Новости ВПК Новости Центрального Дома Офицеров Нужна помощь! НЦПИ Республики Беларусь сообщает Образование Обратная связь Обращение Общественная безопасность Общество Объявления Один день из жизни Окно в природу Олимпийские чемпионы Они были первые Они защищают Отечество Оружие Оружие Победы Особая служба Особый случай От сердца к сердцу Отечественные предприятия Отечество Офицер милиции предостерегает Офицерские жены Офицерские ритуалы Офицерские семьи Офицерское собрание Офицеры по призыву Официально Охрана труда Память Парламентские выборы-2016 Парламентский вестник Патриотическое воспитание Персона Письмо в редакцию Планета людей По страницам стенной печати Под острым углом Подготовка к “АрМИ-2018” Подготовка к параду Подробности Поздравления Полезная информация Портрет современника Почтовый ящик Поэтическая страница Правопорядок Пресс-служба МО РБ Призыв Призыв 2016 Призыв-2013 Призыв-2014 Присяга Происшествия Профессионалы Прямая линия Путевые заметки Пятое колесо Равнение на лучших Разное Ракурс Расследование Реализация военной техники Реализация имущества Резолюция Родители - о службе сыновей Родная мова Семейная суббота Семейные ценности Семейный архив Слово читателя Современники Солдатская среда Солдаты победы Сотки Сотрудничество Социум Союзники Союзное государство Спадчына Спасибо за службу! Специальная техника Специальный проект: в армиях ОДКБ Специальный репортаж Спорт Спрашивали – отвечаем Становление Страна Страницы истории Субботний рассказ Судьба Судьба человека Сыновья отечества Телемба-2014 Техника и вооружение Точка зрения Требуется помощь Увлечения Увольнение в запас Уик-энд Уникальная профессия Уникальные подразделения Урожай Урожай-2017 Урок мужества Уточнение Учения ФГШ Фельетон Форма одежды Фоторепортаж Хозяину на заметку Хронограф Честь имею Чтобы помнили Школа солдатского актива Щит и меч Эволюция бронетехники Экономика Эксклюзив Это интересно Эхо события Юбилей Юридическая консультация Я горжусь службой в Вооруженных Силах Беларуси

У вас никогда не возникало желания узнать, что остается на иконе после поцелуя верующих? А вот студентка Британской высшей школы дизайна Дарья Федорова решила это выяснить, проведя бактериальный анализ икон московских церквей, о чем она рассказала The Village.

Девушка с детства интересовалась медициной, но решила посвятить свою жизнь изучению дизайна и искусства, и когда ей представилась возможность сделать свой собственный творческий проект, у нее возникла идея совместить медицину и искусство.

Все начиналось со слепка лица, которое потом поросло разными организмами. Девушка рассказала, что Американская ассоциация микробиологов даже разместила фото ее работы в соцсети, где слепок лица не только набрал много лайков, но вызвал гнев у одной из художниц, которая, оказывается, тоже занималась подобной работой и посчитала, что ее идею украли.

Студентке понравился результат ее творческого проекта и она решила продолжить работу в том же направлении. Недавно у Дарьи возникла идея взять бактериальный анализ с икон и попытаться прорастить эти бактерии в лаборатории, а к тому же узнать, какие микробы живут в московских церквях.

Я просто подумала, что круто было бы собрать образцы с икон из разных церквей, вырастить эти микроорганизмы и визуализировать. Я верю в Бога и в то, что каждый человек и есть Бог, а значит, и в людей я верю, пояснила Дарья в интервью.

Вместе со своей напарницей – научной сотрудницей лаборатории, девушка ходила по московским церквям в надежде взять анализ. Как рассказала Дарья, служители церкви не очень радушно их встречали, некоторые отнеслись с настороженностью к дамам с длинными ватными палочками.

Если я это стекло целую, я имею право знать, что на нем. Тем более что эти следы видны невооруженным глазом - на одной из икон был даже блеск для губ,вспоминает студентка.

Результаты анализа

Целью исследования было показать, что в церквях тоже могут обитать опасные бактерии, несмотря на святость места. Дарья поясняет, что ее проект не отрицает Бога, он лишь показывает людям действительность, о которой они могли не подумать в таком месте.

Исследование Дарьи очень важное, но оно вряд ли приведет к смене порядка в церквях. К сожалению, церковь и наука несовместимы. Никак не получится добиться полной дезинфекции икон, так как это уже многовековая традиция - прикладываться к иконам. Радует, что на иконах нашли не патогены, а микробы, живущие почти у каждого человека во рту. Например, при разговоре по офисному телефону вы тоже можете подцепить эти болячки. Поэтому, чтобы обезопаситься, надо укреплять иммунитет, поделилась со «Снег.TV» доктор биологических наук Елизавета Александровна Бонч-Осмоловская.

Всего девушки обошли шесть церквей Замоскворечья и взяли смывы с десяти икон: Преподобного Сергия, Воскресения Христа, Серафима Саровского, Святой Елисаветы, Божией Матери, Крещения Господня, Спиридона Тримифунтского, «Неупиваемой Чаши».


© VisualHunt.com

Взятые анализы показали, что икона кроет в себе множество микробов: стафилококки, стрептококки, синегнойные палочки, кишечные палочки. У студенток даже было подозрение на сибирскую язву, но в итоге это оказалась родственная ей палочка.

За такое исследование можно наградить девушку Шнобелевской премией. Конечно, на иконе полно бактерий, мы это понимаем и делаем все возможное - периодически дезинфицируем стекло. За всю мою практику я не помню ни одного случая эпидемии, которая бы коснулась наших прихожан. Вот я, например, обязан после причастия выливать вино и промывать чашу, но я так не делаю. Я сам выпиваю вино после прихожан, и, как видите, жив-здоров, рассказал «Снег.TV» проповедник и протодиакон Андрей Кураев.

Непонятый художник

Дарья Федорова так и не стала публиковать фотографии своего эксперимента, так как посчитала, что ее проект могут воспринять как открытую провокацию. Девушка признаётся, что она лишь увлекается медициной и не может сказать, как сильно повлияют найденные бактерии на человека, но она уверена, что человеку со слабым иммунитетом даже такие микробы могут повредить.

То, что иконы не стерильны, - факт. Было бы здорово, если бы люди, как в спортзале после тренировки, протирали за собой иконы салфеткой с дезинфектором. Ведь это про отношение к ближнему, а христианство учит любви к нему, рассказала Дарья.

Выступая как художник, девушка хочет, чтобы в будущем появились лаборатории, в которых художники могли бы периодически исследовать свои наработки вместе с учеными. Дарья Федорова верит, что художник способен совершить открытие, потому что он лишен рамок научного метода.

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон - это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении - в ручку); Божию Матерь и святых - в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное - мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего.

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот - излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон - это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу - Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».


Мирские люди часто путают икону - образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом - обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, - трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона - это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа .» Прп. Ефрем Сирин