Грудное плавание малышей до года. Грудничковое плавание: плаваем в ванне

Глава 11.
ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

11.1. Занятия плаванием детьми грудного возраста

Основными задачами занятий плаванием с детьми грудного возраста являются: >
- улучшение дыхания и кровообращения;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- улучшение деятельности центральной нервной системы;
- укрепление здоровья (профилактика заболеваний с помощью
закаливания).
Занятия плаванием с детьми грудного возраста осуществляются в детских поликлиниках и в домашних условиях, под руководст­вом специалистов-медиков. При этом строго учитывается индиви­дуальное развитие и состояние здоровья малыша. Если ребенок имеет нормальный вес, то, начиная с 3-й недели, после получения разрешения врача, можно приступать к занятиям плаванием, ко­торые должны проводиться 5-6 раз в неделю.
Заниматься плаванием с малышом можно в обычной домашней ванне или в небольшом бассейне-ванне из дерева, пластмассы, кирпича и нержавеющей стали (длина - 2 м, ширина -1м, глуби­на - 80 см).
Прежде чем наполнить ванну, ее необходимо тщательно вы­мыть и продезинфицировать. Вода должна быть абсолютно чис­той, пригодной для питья. Только в идеально чистую ванну можно опускать новорожденного. Температура воды на первых занятиях должна быть не ниже 36,5°С, а время пребывания в воде - не бо­лее 10-15 мин. Занятия плаванием лучше проводить в первой по­ловине дня, в одно и то же время. Во время занятий надо постоян­но разговаривать с ребенком, повторяя поощрительные слова, чтобы вызывать у него положительные эмоции. Желательно вклю­чить тихую, мелодичную музыку.
В течение занятия нужно постоянно следить за состоянием ре­бенка, не допуская перегрузок и переохлаждения и соблюдая глав­ный принцип постепенности.

В течение курса обучения не реже чем 1 раз в 1,5-2 месяца не­обходимо показывать ребенка детскому врачу. Первые занятия следует провести под наблюдением и при помощи специалиста по лечебной физической культуре при детской поликлинике.
Поскольку головка у новорожденного слишком тяжелая по от­ношению к другим частям тела, ее нужно обязательно поддержи­вать или прикрепить к чепчику пенопластовые поплавки («чепчик русалки»).
Обучение плаванию детей первого года жизни можно условно разделить на 5 этапов.
1-й этап. Срок обучения - 1 месяц; в среднем проводится 25 за­нятий. Продолжительность первых занятий - 15-20 мин при тем­пературе воды 36-37°С. Постепенно продолжительность каждого занятия увеличивается до 30 мин, а температура воды снижается до 34°С.
Все упражнения, используемые на этом этапе, выполняются с помощью методиста ЛФК, который специальными приемами под­держивает ребенка за различные части тела. В течение первого ме­сяца обучения с поддержками применяются три вида упражнений - покачивания, проводки и погружения. Во время выполнения уп­ражнений нужно поливать голову ребенка теплой водой из лейки: это учит его задерживать дыхание и побуждает двигаться в воде.
Основными упражнениями, выполняемыми на 1-м этапе обу­чения, являются:
- окунание в воду несколько раз до подбородка, держа ребенка под мышки и за верхнюю часть грудной клетки (рис. 83);

Рис 83, 84. Поддержка под мышки и - поддержки в вертикальном по- «солдатиком» ложении (в течение 1 мин): левая

-покачивания в воде в поло­ жении на спине, используя под­ держку «солдатиком». Покачи­ вания осуществляются перево­дом ребенка из горизонтального положения в полувертикальное и обратно - сначала медленно, затем все быстрее (2-3 мин). Для поддержки «солдатиком» левая ладонь подводится под за­тылок, а правая обхватывает об­ласть таза ребенка (рис. 84); -использование в качестве отдыха между упражнениями


Ладонь с разведенными четырь­ мя пальцами обхватывает грудь ребенка (он чуть заваливается на ладонь), большой палец поддер­живает подбородок, а правая ла­ донь - затылок (рис. 85); - поддержка «двойным зам ком». Применяется в двух по­ зициях:

а)на спине: подвести обе ла- дони под спину малыша и большими пальцами рук, как замком, обхватить сверху плечи ребенка (рис. 86). В таком по ложении выполнять боковые покачивания вправо-влево

Проводка от одного конца ванны до другого и обратно в положении на спине, а затем (на последнем занятии) на гру­ди, применяя поддержку «сол­ датиком» и «двойным замком». Чередовать прямые проводки на груди и на спине.

Покачивания и проводки выполняются на 1-5-м занятиях, по­степенно увеличивая продолжительность каждого упражнения в положениях на груди и на спине - до 5 мин; после этого ребенкудается отдых в вертикальном положении в течение 1 мин.

На последующих занятиях проводки усложняются: выполня­ ются на поверхности воды по кругу, восьмеркой, зигзагами, одно­ временно с покачиваниями («винтом»).

После 10-го занятия, усложнив прямую проводку, проверяетсяналичие у ребенка «толчкового рефлекса», который поможет ему активно скользить по воде. Упражнение выполняется в «чепчике ру­салки», поддерживающем лицо ребенка над водой для дыхания. Для этого необходимо довести ребенка в положении на спине (рис. 87) (а позднее на груди), до правой стенки ванны, повернуть его, при­ близив пятки к самому бортику ванны, и до отказа согнуть его ноги


в коленных и тазобедренных су­ставах; затем установить пятки на стенку ванны и на несколько секунд прекратить свое усилие. Ребенок должен сам оттолк­ нуться от стенки ванны и слегка проскользить по поверхности воды. Затем рекомендуется вы­ полнить проводку к левой стен ке ванны и повторить те же действия, но в обратную сторону.

Такие проводки с поворотами выполняются в течение 2-3 мин, затем ребенку дается отдых в течение 1 мин и упражнение повто­ ряется. За одно занятие надо выполнить 2-3 серии таких упражне­ ний, чередуя их с прямыми проводками, по кругу и восьмеркой. Если в течение недели ребенок не начнет отталкиваться от стенки ванны, выполнение упражнения придется прекратить.

С 15-16-го занятия проводку

в положении на спине выполня­ ют с поддержкой «ложкой»: ре­ бенок лежит на спине, а взрос­ лый, сложив ладонь в форме ложки, поддерживает его заты­ лок (рис. 88). Через некоторое время можно попробовать под­ держивать голову ребенка раз­ веденными пальцами, затем 2-3 пальцами.

Начиная с 12-го занятия, усложняются проводки в положении на груди - с поддержкой «дугой». Взрослый, сомкнув 4 пальца ле­ вой руки, отводит в сторону большой палец и на образовавшийся изгиб («дугу») укладывает и слегка приподнимает подбородок ре­ бенка.

Начиная с 16-го занятия, постепенно увеличивается продолжи­ тельность проводки ребенка в положении на спине или на груди, и к 25-му занятию она достигает 4 мин.

Для стимулирования активных плавательных движений ногами и руками, а также для развития врожденной способности к за­ держке дыхания с 20-го занятия начинается подготовка к погруже­нию, т.е. кратковременному окунанию с головой в воду. Для этого во время проводки на груди с поддержкой «дугой» нужно погру­ зить в воду лицо ребенка до уровня носа. На 23-25-м занятиях,


поддерживая ребенка в верти­ кальном положении, громко со­ считать: «Раз, два, три - ны­ ряй!» - и после этого погрузить ребенка в воду несколько раз (до уровня носа, затем до уровня глаз). В течение одного занятия можно выполнить 5-6 погруже­ ний (рис. 89).

На этом программа 1-го эта­па обучения заканчивается.

На 1-м этапе нужно придер­ живаться следующих методиче­ ских рекомендаций:

При горизонтальных про водках ребенок должен отдыхать в вертикальном положении;

- следить, чтобы ребенок во время проводки принимал строго горизонтальное положение и был полностью погружен в воду;

- не увеличивать рекомендованное число упражнений;

- не погружать ребенка в воду из положения на спине и не оку­нать в воду плачущего ребенка;

По окончании 1 -го этапа показать ребенка детскому врачу.2-й этап. Срок обучения - около 2 месяцев (40-50 занятий).

Продолжительность пребывания ребенка в воде постепенно уве­личивается до 40-45 мин; температура воды снижается с 34 до 32°С (каждые 2-3 дня на 0,5°С).

Перед занятием в ванне рекомендуется сделать ребенку легкиймассаж и выполнить с ним несколько упражнений (движения но­ гами типа «велосипед», кролем и брассом; поочередные движенияпрямыми руками вверх-вниз, в стороны-вниз).

Задачами 2-го этапа обучения являются:

Обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положе­нии на спине 2-3 мин;

сохранение в течение 2 мин горизонтального положения тела при беспрерывной проводке на груди с поддержкой одной рукой;

погружение в воду на 5 с (3 раза в течение 1 мин) с помощью взрослого.

На 2-м этапе осваиваются несколько новых способов поддержки.

Поддержка «ковшом» - ребенок лежит на груди на разведенных пальцах правой руки взрослого; подбородок придерживается предплечьрм (рис. 90).


Поддержка «обхватом сза­ ди» - ребенок находится в вер­ тикальном (рис. 91) или в гори­ зонтальном (рис. 92) положе­нии; взрослый обхватывает егодвумя руками под мышками так, чтобы большие пальцы располагались на лопатках, а остальные на груди.

Основными упражнениями первого месяца занятий являют­ ся проводки, погружения и скольжения. Особенностью данного этапа является сведение к минимуму поддержки малыша в воде и постепенное увеличе­ ние времени самостоятельного плавания (до 5,10,15 с). Провод­ ки на спине чередуются с про­водками на груди, используя поддержки «дугой» и «ковшом». Скольжение также выполня­ ется в двух вариантах - на груди и на спине. Для выполнения скольжения на спине следует выполнить 2-3 проводки вобычном темпе, затем ускорить проводку и, когда пятки ребен­ ка коснутся стенки ванны, на несколько секунд убрать руку - ребенок самостоятельно про­ двинется в обратном направле­нии по поверхности воды. Длявыполнения скольжения на гру­ ди, при поддержке «ожерельем русалки» (приспособление из кусочков пенопласта, одеваемое на подбородок для поддержки го­ ловы на поверхности воды) или руками, выполняются ускоренная проводка и толчок (рис. 93). Проводки со скольжением необходимо чередовать с короткими погружениями в воду. Продолжительность погружений - та же, что и на 1-м этапе, но глубину погружения можно увеличить, чтобы голова полностью находилась под водой.


От занятия к занятию увели­чивается продолжительность самостоятельного плавания ре­ бенка (до 30 с и более). Надоследить, чтобы ребенок сохра­ нял горизонтальное положение в воде. Для поддержки ребенка на спине можно воспользо­ ваться подвесками (вожжами). Периодически (на 5-10 с) мож­ но ослаблять натяжение подве­ сок, и ребенок постепенно привыкнет самостоятельно держаться на воде.

На 2-м этапе обучения определяется наиболее удобный вариант движений малыша. Для этого выполняются следующие упражне­ ния в воде. В положении на спине (в «чепчике русалки») обхватить стопы ребенка: на 1-3-м занятиях попеременно сгибать и выпря­млять ноги ребенка в коленных суставах («велосипед»); на 4-6-м занятиях выполнять попеременные движения свободно вытяну­ тыми ногами ребенка (кроль); на 7-9-м занятиях одновременносгибать ноги ребенка в коленных суставах, разводить колени в сто­ роны, выпрямлять ноги и смыкать их (брасс). Эти же упражнения осваиваются и в положении на груди. В каждое занятие рекомен­ дуется включать однотипные движения ногами, выполняемые в положении на спине и на груди. На каждом последующем занятии увеличивается количество движений ногами.

На последних 4-5 занятиях погружения в положении на груди несколько усложняются и выполняются в сочетании с проводкой и скольжением. Поддерживая ребенка на поверхности правой ру­кой «ковшом», левой мягко надавливать на его спину и плечи, по­гружая с головой в воду и одновременно продвигая вперед. Выпол­ няя погружение, надо обязательно давать команду: «Раз, два, три - ныряй!» При многократном повторении такой команды у ребенка вырабатывается условный рефлекс и, услышав ее, он самостоя­тельно сможет погрузиться в воду, в чем и заключается конечная цель выполнения данных упражнений.

3-й этап. Срок обучения - примерно 2 месяца (50-60 занятий). Основное внимание уделяется упражнениям для активизации дви­жений ногами, но выполнять их следует только одним (избранным на предыдущем занятии) способом - до тех пор, пока ребенок не начнет движения ногами самостоятельно.

Важными задачами данного этапа также являются:

активизация движений ру­ ками;


Освоение упражнения «каче­ли»: поддерживая ребенка в по­ложении на груди над самой по­ верхностью воды двумя руками (одной - под подбородок «ду­гой», ладонью другой - область таза или бедер обхватом снизу), 2 раза раскачать малыша из сто­ роны в сторону, а на третий погрузить в воду и 4-5 раз подряд про­ вести его от одной стенки ванны до другой (рис. 94).

В начале 3-го этапа при выполнении упражнений на спине и нагруди используются также поддерживающие средства, как «чеп­ чик русалки» и «пояс Нептуна» (надувная резиновая подушка,прикрепляемая к пояснице ребенка при плавании на груди). К концу этапа применение поддерживающих средств должно быть доведено до минимума.

Для того, чтобы научить ребенка выполнять движения на спи­ не, взрослый одевает ему «чепчик русалки», берет в руки его стопы и выполняет упражнения сериями по 3 мин (с интервалами отды­ха 1 мин). На следующем занятии можно не надевать «чепчик», а поддерживать голову пальцами; на 3-м занятии можно попробо­ вать обойтись без поддержек

В положении на груди уп- ражнения выполняются так же, как и на спине, но для под­держки используется «пояс Нептуна» (рис. 95). К серединеобучения на 3-м этапе «пояс Нептуна» рекомендуется наду­ вать примерно на две трети, за­ тем наполовину.

С 8-10-го занятия упражне­ ния для активизации движений ногами можно чередовать с движе­ ниями руками. Для этого, поддерживая ребенка за руки в положе­ нии лежа на спине, выполнять движения руками, как при плава­ нии кролем на спине; затем в положении на груди - движения ру­ ками, как при плавании кролем на груди и брассом. После 20-30 движений надо дать ребенку отдохнуть 15-20 с и снова повторить серию движений. В течение одного занятия рекомендуется выпол­ нить 4-8 серий.


С целью повышения активности ребенка можно использовать его любимые игрушки. Ребенку показывают игрушку и постепен­но отводят ее к противоположной стенке ванны. Ребенку придет­ ся тянуться за игрушкой, выполняя движения ногами.

На 3-м этапе детей грудного возраста также обучают нырянию в усложненных условиях. Ребенок находится в положении на спи­не; мягко касаясь ладонью его груди, взрослый погружает малыша в воду под привычную для него команду: «Раз, два, три - ныряй!»Затем то же выполняется во время прямой проводки в положении на спине. В том и другом случае погружать ребенка следует не бо­ лее чем на 4-5 с.

4-й этап. Срок обучения - 2,5-3 месяца (50-60 занятий). На каждом занятии 15 мин рекомендуется отводить активному отды­ ху в воде (играм, ходьбе по дну ванны).

Задачами 4-го этапа обучения являются:

обучение ребенка плаванию на спине в течение 10 мин, само­ стоятельно выполняя движения ногами или руками;

плавание на груди в течение 5 мин (можно с легкой поддерж­ кой), самостоятельно выполняя движения ногами или руками;

самостоятельное, по команде обучающего, погружение в воду и выныривание на поверхность.

Рис. 96. Ходьбапо дну ванны
с опорой орейку

Ходьбе по дну ванны отво­ дится по 4-5 мин в начале и в конце занятия. Когда ребенок стоит в ванне, вода должна до­ ходить ему до уровня плеч. Сверху поперек ванны кладет­ ся и слегка придерживается гладко выструганная реечка, закоторую малыш сможет уце­ питься. Многие дети ходят, держась за реечку, которую пе­ редвигает взрослый (рис. 96).

Для подготовки ребенка к самостоятельному плаванию его поддерживают кончиками разведенных пальцев под грудь

и живот, слегка толкают вперед и тут же убирают пальцы. Ребенок начинает самостоятельно выполнять движения ногами или рука­ми. Вначале ребенка оставляют без поддержки не больше чем на 2-3 с, затем постепенно увеличивают продолжительность само­ стоятельного плавания до нескольких минут.


Для активизации малыша, так же, как и на 3-м этапе обучения, используют его любимые игрушки.

Плаванию на спине на 4-м этапе уделяется несколько меньше времени, чем на 3-м: примерно 15-20 мин на каждом занятии от­ водится совершенствованию умения ребенка держаться на воде. Можно оставлять малыша без поддержки в положении на спине на 10-15 миН. В течение этого времени постоянно следует побуждать ребенка к движениям: подталкивать его для скольжения и помо­ гать ему выполнять движения ногами и руками.

Плавание на спине можно использовать не на каждом занятии, 2-3 раза в неделю. На других занятиях рекомендуется совершенст­ вовать движения ногами, помогать ребенку выполнять уже извест­ ные ему упражнения, но в более быстром темпе. Подобными уп­ ражнениями надо заниматься в течение 8-10 мин. Кроме того, на этом этапе совершенствуются изученные ранее гребковые движе­ ния руками.

Упражнения с погружениями в воду можно повторять по 3-4 раза в первой и во второй половине занятия. Продолжительность каждого погружения прежняя - 4-5 с (с интервалами отдыха 15-20 с). Надо постараться научить ребенка самостоятельно выныривать из воды.

После каждого упражнения, выполняемого в горизонтальном положении, надо давать ребенку отдых в вертикальном положении.

В программу занятий 4-го этапа включаются игры и упражне­ния, основанные на проявляющейся в этом возрасте способности к подражанию. Покажите ребенку гребки руками и попросите егосделать то же - и так 10-2 раз в течение занятия. Подражательные способности ребенка можно использовать для того, чтобы научить его самостоятельно погружаться в воду.

5-й этап. Срок обучения - 3-4 месяца (до тех пор, пока домаш­ няя ванна не станет мала для плавания). Затем можно перейти к занятиям (с разрешения детского врача) в плавательном бассейне при поликлинике.

Занятия рекомендуется проводить не реже 5 раз в неделю. Про­ должительного каждого занятия - 50-60 мин. Температуру воды разрешается постепенно снизить до 29-30°С.

Задачами 5-го этапа являются:

обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положе­нии на спине в течение 10 мин (при этом он должен активно рабо­ тать ногами);

Самостоятельное плавание в положении на груди в течение 5 мин;

по команде обучающего самостоятельное погружение в воду (3 раза в течение 3 мин) и доставание игрушек со дна бассейна.


В каждое занятие включаются плавание в положение на груди,самостоятельное плавание на спине, погружение в воду с самосто­ ятельным выныриванием, разнообразные игры. Усложняются уп­ражнения, основанные на подражании. Ребенка обучают дыханию(выдохи на поверхность воды). Повторяя с ребенком уже извест­ные ему движения ногами и руками, надо стараться, чтобы они становились более симметричными, плавными, мягкими. Выпол­няя с малышом движения руками, надо следить, чтобы он погру­ жал их в воду с ускорением, чтобы гребки руками имели достаточ­ ную амплитуду и руки быстрее возвращались в исходное положе­ние. Движения ногами тоже должны иметь достаточную амплиту­ду и выполняться ритмично.

Следует отметить, что разделение периода обучения детей груд­ ного возраста на этапы носит условный характер; продолжитель­ ность каждого этапа может быть увеличена в зависимости от инди­ видуальных особенностей ребенка. Надо помнить о том, что глав­ная цель занятий плаванием с детьми первого года жизни - зака­ливание и укрепление здоровья. Поэтому важно соблюдать основ­ ные принципы закаливания: систематичность и постепенность.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные задачи, которые решаются на занятиях плаванием с детьми грудного возраста.

2. В каких условиях проводятся занятия плаванием с малышами (гигиенические требования к воде, температурный режим, время проведения занятий, их продолжительность) ?

3. Расскажите о методике проведения занятий плаванием с деть­ ми грудного возраста.

4. Перечислите основные поддерживающие средства, используе­мые на занятиях плаванием с малышами.

5. Назовите этапы обучения плаванию детей первого года жизни (задачи, продолжительность, основные средства и методы).

1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию
в детском саду. - М.: Просвещение, 1991, с. 35-38

2. Фирсов З.П. Плавание для всех. - М.: ФиС, 1983.

Содержание статьи:

Большую популярность в последнее время завоевало грудничковое плавание. Это и неудивительно – современные родители стараются, чтобы ребенок рос здоровым, и пользуются различными комплексами физических упражнений и методами оздоровления крохи. Младенец в воде вызывает противоречивые мнения докторов. Одни специалисты утверждают, что малышу еще рано так масштабно знакомиться с водой. Другие, наоборот, утверждают: плавание грудного ребенка приносит ему немало пользы и способствует активному развитию.

Что собой представляет грудничковое плавание

Известно, что плавание полезно любому человеку. Оно укрепляет иммунную и нервную системы, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, улучшает настроение и сон. Однако врождённый рефлекс плавания начинает угасать в ребёнке после рождения спустя несколько месяцев. Поэтому очень многие специалисты по грудничковому плаванию рекомендуют начинать заниматься с крохой до наступления трёхмесячного возраста. Заниматься плаванием с грудничком требуется под наблюдением специалиста. Инструктор по грудничковому плаванию покажет и расскажет, как правильно держать крохотное тельце младенца и какие именно выполнять упражнения.

В животике у мамы плод находится постоянно в воде. Поэтому младенцу хорошо знакома данная среда. Чем меньше кроха, тем лучше он адаптируется к водным процедурам и задерживает дыхание, когда ныряет. Подобные навыки помогут младенцу не забыть правила плавания.

Начинать плавать ребенку лучше с 1 месяца. Малыш еще способен хорошо удерживать дыхание под водой. Ранее плавание необходимо для того, чтобы научить ребенка отлично плавать. Основная цель раннего плавания – общее укрепление всего организма.

Какими бы отчаянными приверженцами грудничкового плавания не были родители, им требуется непременно согласовать данный вопрос с педиатром и специалистами методики. Необходимо также проконсультироваться с ортопедом и неврологом – разрешат ли специалисты посещать детский бассейн для грудничков. В некоторых случаях купание младенца может быть ограничено только домашней ванночкой.

Впервые грудничковое плавание в ванной начало практиковаться в Советском Союзе в 60-е годы ХХ века. Спасатель-инструктор Игорь Чарковский разработал комплекс упражнений в воде для недоношенной дочери. Благодаря раннему плавания малышка быстро пошла на поправку и догнала своих сверстников в физическом развитии. Занятия в бассейне для грудничков постепенно стали входить в практику. Спустя пару лет методика была признана неудовлетворительной и оказалась запрещённой. Однако спустя десятилетие методика грудничкового плавания была одобрена председателем федерации З. П. Фирсовым.

Сегодня метод представляет собой комплекс занятий и упражнений в воде для грудных детей. Грудничковым плаванием можно начинать заниматься с 1 месяца, когда позади останется волнение первых купаний новорождённого. Сохранившийся рефлекс плавания после рождения поможет младенцу быстро освоиться в ванне или бассейне. Занятия можно начинать, когда:

Заживет пупочная ранка;

Не угаснет врождённый рефлекс;

Малыш окрепнет и прибавит в весе после рождения.

Обучение грудничковому плаванию должен выполнять опытный квалифицированный инструктор. Специалист знает, как не навредить младенцу. Можно обратиться к специалисту, когда крохе исполнится 3 недели жизни. Лучше всего записаться на курсы по грудничковому плаванию и проходить обучение вместе с инструктором.

Основные принципы процедур

Занятия должны проходить в абсолютной чистоте с соблюдением необходимой гигиены. Идеально гигиенически чистой должна быть ванна или другая ёмкость для купания. Её можно вымыть хозяйственным мылом, которое не навредит малышу. Если вы начали посещать бассейн для грудничков, то необходимо удостовериться, что организация соблюдает в помещении все гигиенические и санитарные нормы.

Важно обратить внимание на качество воды. Для плавания в обычной ванне следует использовать очищенную или кипячёную воду. В бассейне вода очищается хлором, однако это не совсем полезно для маленького ребенка. Лучше всего, когда бассейн для крохи очищают с помощью ультрафиолета.

Вода в бассейне для грудничков должна быть достаточно комфортной – 37 градусов. Малыш может плакать, если вода слишком холодная. Это следует учесть родителям при проявлениях беспокойства крохой. Адаптация младенца к новым условиям должна проходить постепенно. Важно создать привычные для ребенка условия, исключить шум и громкие звуки, чтобы он не испугался в процессе процедуры. В домашней ванне можно поиграть и повеселиться, чтобы занятия прошли с максимальным комфортом и удовольствием.

Для самых маленьких детей должны быть созданы оптимальные условия. Вода должна быть гигиенически чистой, без вредных бактерий. Если вы решили сотрудничать с инструктором, то необходимо обратить внимание на его опыт и квалификацию. Молодым родителям лучше прислушиваться к советам профессионала.

Во время занятий важно присматриваться к настроению и поведению ребенка. Важно позаботиться об одежде для купания в детском бассейне – понадобятся специальные трусики для бассейна. Также нужна шапочка для бассейна с дополнительными элементами из пенопласта. Она позволит малышу плавно скользить по поверхности воды. Если плавание доставляет крохе массу удовольствия, то молодые родители на верном пути, и можно продолжать занятия.

Плавание в ванной

Первоначально следует приучить младенца к движениям в воде. Для этого можно просмотреть в интернете видеоуроки грудничкового плавания. На пеленальном столике маме следует провести предварительную подготовку грудничка. Для этого младенца следует положить на столик и хорошо размять массажными движениями его тело, руки и ноги, а также пальчики. Движения необходимо выполнять круговые от позвоночного столба к плечам.

1. Правой рукой удерживают малыша за нижнюю челюсть в воде. Четыре пальца находятся на груди, а большой палец на нижней челюсти. Такое положение рук взрослого не позволит ребенку захлебнуться.

2. Массажные движения продолжают в воде – разминают ягодицы, спинку и мышцы ног.

3. Младенца удерживают в вертикальном положении, «танцуя» на резиновом коврике, который лежит на дне ванной.

4. Необходимо, чтобы малыш совершал шаги – для этого кроху манят яркой игрушкой.

5. Хождение в ванной сменяют двойной ручной поддержкой и, кистью удерживая младенца, совершают покачивания ребенка в воде.

6. Необходимо стимулировать гребки руками.

7. Выполняют движение «восьмёркой».

8. Применяют полив – говорят «ныряй» и поливают лобик младенца водой. Такое упражнение помогает стимулировать защитный рефлекс и задерживать дыхание.

После всех упражнений кроху вынимают из ванны и заворачивают в полотенце. Грудничковое плавание в ванне необходимо проводить не менее 3-х недель. После можно отправляться с малышом в бассейн к инструктору.

Вторым этапом грудничкового плавания является ныряние младенца. Однако к упражнению необходимо переходить, когда младенец уже хорошо освоит «ходьбу» и «восьмёрку» в ванне. Тогда полив головки ребенка заменяют погружением крохи под воду. Для этого левой рукой наклоняют головку младенца и четко произносят команду «Ныряй!». Правой рукой погружают кроху на секунду в воду.

Важно четко контролировать погружение ребенка под воду и вынимание его. После ныряние малыш должен оставаться спокойным. Далее выполняется привычная для крохи «восьмерка» в вожже. Проводки «восьмерками» должны быть на 2-4 длины ванны.

Стандартный вариант грудничкового плавания включает такие моменты:

Предварительный разогрев тельца массажем;

«ходьба» по дну ванны;

Проводка «восьмёркой»;

Полив головки водой;

Упражнение «Ныряй»;

Массаж в воде;

«танцы» в воде;

Небольшой по времени контакт младенца с холодным участком ванны для закаливания;

Вынимание ребенка из ванны и обеспечение гармонии младенцу.

Поскольку находиться в наклоненном положении над ванной маме будет тяжело, лучше удерживать малыша в положении сидя. Для этого рядом с ванной необходимо поставить стул. Удерживать малыша можно как за подбородок, так и под затылок. Головку требуется придерживаться так, чтобы подбородок крохи располагался в ладони.

Малыша можно приближать к бортикам ванной. Он почувствует опору и будет отталкиваться от борта ванной. Также можно научить его плескаться в ванной. Малыш будет с удовольствием наблюдать за расходящимися от рук кругами. Чтобы стимулировать плавание младенца, оттолкните от крохи игрушку. Пусть он попробует догнать ее вплавь.

Плавание в бассейне

Плавание в бассейне мало чем отличается от процедур в ванной. Малыш находиться в воде вместе с мамой, ему обеспечивается надежная помощь маминых рук или ладоней инструктора. Малыш уже хорошо знает водную среду, благодаря подготовке дома. Он с удовольствием кружится в форме «восьмёрки» и даже умеет задерживать дыхание под водой.

В бассейне вместе с инструктором кроха очень быстро научиться плавать. Если нет такого желания, то можно просто выполнять все вышеперечисленные упражнения не только в домашней ванне, но и в бассейне. Маленькие дети с удовольствием купаются и плавают. Эти навыки требуется всячески поддерживать и поощрять.

Польза грудничкового плавания

Грудничковое плавание запускает в детском организме важные биологические процессы для развития и клеточного метаболизма. Польза бассейна для грудничков очевидна. Процесс:

Укрепляет иммунитет и стимулирует работу иммунной защиты;

Учит спокойно реагировать на перепад температуры;

Закаливает организм;

Укрепляет мышечно-связочный аппарат;

Развивает мускулатуру;

Усиливает транспорт полезных веществ к внутренним органам;

Укрепляет и расслабляет мышцы ног, рук, шеи, спины;

Способствует росту гемоглобина в крови из-за усиленной выработки эритроцитов в процессе плавания;

Обеспечивает динамическое физическое здоровье ребенка;

Способствует красивой осанке малыша.

Всё чаще педиатры говорят о пользе плавания для грудного ребенка. Иммунитет ребенка укрепляется за счет регулярного закаливания, которое даёт плавание в ванне или бассейне. В процессе водных процедур усиленно развивается центральная нервная система, укрепляются мышцы рук и ног. Не секрет, что младенцы-пловцы раньше других ребятишек начинают ползать и ходить.

Плавание стимулирует кровоснабжение внутренних органов и стабилизирует артериальное давление. Оно благотворно влияет на кровеносную систему. Ныряние положительно действует на дыхательную систему и стимулирует работу лёгких и дыхательных путей. Сегодня известно много медицинских трудов известных профессоров, которые положительно отзываются о грудничковом плавании. Молодым родителям следует прислушаться к советам известных педиатров, которые высоко оценивают явную пользу грудничкового плавания.

Вода действует на тело ребенка наподобие массажа. Она усиливает кровообращение, улучшает микроциркуляцию кровяных масс в органах. Нормализуется работа кишечного тракта, исчезают кишечные колики, проходят запоры и расстройства пищеварения. Плавание также предотвращает появление судорог у новорожденного. Комплекс упражнений в воде благоприятно сказывается на всей дыхательной системе. Плавание особенно необходимо детям, которые родились обвитыми пуповиной или с помощью кесарева сечения.

В процессе водных процедур малыш успокаивается и избавляется от страха. Он начинает противостоять различным негативным факторам, его иммунитет, защитные реакции и рефлексы усиливаются. Мама тоже больше уделяет внимания младенца, отчего кроха счастлив и доволен. В процессе плавания развивается и крепнет эмоциональная связь матери и дитя. Ребенок, который с самого рождения умеет плавать, совершенно не боится открытого водоёма в более взрослом возрасте. Все занятия важно проводить в присутствии компетентного специалиста.

Грудничковое плавание – процесс увлекательный и полезный. Ребенок не боится знакомой среды и познает окружающий мир с удовольствием. После такого купания он хорошо спит, не страдает от кишечных колик и пребывает в прекрасном настроении. Однако перед началом занятий необходимо проконсультироваться с педиатром насчет целесообразности водных процедур.

Противопоказания

Не всегда грудному ребенку разрешено вдоволь насладиться водными процедурами и гимнастикой в воде. Основными противопоказаниями к плаванию являются:

Сильные неврологические расстройства;

Вирусные и простудные болезни;

Гнойный дерматит;

Врождённый порок сердца;

Фиксация конечностей при нарушении опорно-двигательного аппарата.

Родителям следует учитывать противопоказания к водным процедурам. Не следует увлекаться плаванием, если врач категорически настаивает не заниматься грудничковым плаванием. При наличии противопоказаний процедура не добавит пользы младенцу и может даже нанести серьёзный вред.


Большинство современных родителей увлекаются ранними развивающими методиками, в том числе и обучением новорожденных детей плаванью. Что же это – новомодное увлечение или необходимое условие гармоничного развития малыша? Необходимо ли учить грудничков плавать, когда начинать и как это делать, чтобы не нанести вред детскому здоровью? В нашей статье мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Чем плавание полезно для грудничков?

С самого рождения дети уже способны плавать: могут задержать дыхание под водой и с удовольствием плескаются в ванной. Объясняется это врожденными рефлексами – до появления на свет малыш в мамином животе пребывал в жидкой среде. Приблизительно к трем-четырем месяцам эта врожденная реакция угасает, и учить кроху держаться на плаву придется намного позже.

Однако суть подобных занятий с новорожденным состоит не в том, чтобы сделать из него будущего олимпийского чемпиона. Все чаще педиатры высказываются о том, что грудничковое плаванье приносит неоценимую пользу .

  1. Регулярные водные процедуры учат детей спокойно относиться к перепадам температуры. Благодаря закаливанию укрепляется иммунитет, что снижает вероятность простудных заболеваний, способствует динамичному физическому развитию и помогает предотвратить разнообразные проблемы со здоровьем.
  2. Результатом систематических занятий становится формирование правильной, красивой осанки, крепкого мышечного корсета для детского позвоночника.
  3. Водные упражнения намного эффективнее для совершенствования двигательной системы, чем массаж и поглаживание. Они укрепляют или, наоборот, расслабляют мышцы спины, рук, ног и шеи. Кстати, юные пловцы раньше начинают ползать, вставать на ноги и ходить (что умеет ребенок в 1 год).
  4. Во время купания, когда у ребенка немного затруднено дыхание и организму не хватает кислорода, детский организм дополнительно выделяет красные кровяные тельца (эритроциты), что способствует росту уровня гемоглобина.
  5. Плавание и ныряние положительно воздействует на легкие и сердечно-сосудистую систему, помогает стимулировать кровоснабжение органов и нормализовать артериальное давление.
  6. Когда ребенок ныряет, затекающая вода прочищает гайморовы пазухи. А это профилактика насморка у новорожденного. Также промывается детский носик, удаляются все бактерии, пылевые частицы и возможные аллергены.
  7. В воде ребенок успокаивается, избавляется от страхов. Также водные процедуры укрепляют связь между мамой и младенцем, уделяя время малышу при занятиях плаванием, вы сможете лучше понять язык его тела и жестов, что позволит вам быстрее найти взаимопонимание со своим крохой.
  8. Ребенок, наученный с рождения плавать, не будет бояться открытых водоемов.

Еще один несомненный плюс – многие детки, поплавав и поныряв, быстро засыпают и не тревожат молодую мамочку почти всю ночь. Что, согласитесь, немаловажно!

ЧИТАЕМ ПО ТЕМЕ:

Ознакомьтесь со статьей: что делать если ребенок боится купаться в ванной и полезная статья как правильно купать новорожденных детей

Правила плаванья с грудничком

Научить новорожденного плавать не составит для родителей особого труда, если придерживаться основных рекомендаций.


Оптимальный возраст

Начинать обучение следует с трех-четырех недель. Во-первых, к этому моменту заживает пупочная ранка. Во-вторых, ребенок прибавляет в весе, понемногу адаптируется к новой действительности. Наконец, младенческие рефлексы (плавательный и дыхательный) еще не затухли.

Подготовка ванны

Все процедуры следует проводить в привычной для крохи обстановке. Перед погружением помойте ванну обычным хозяйственным мылом, а раз в неделю промывайте ее содой, не забывая тщательно споласкивать. Будьте осторожны с раствором марганцовки и травяными отварами – ребенок может наглотаться жидкости. После получения основных плавательных навыков вы можете перейти к более профессиональным урокам – в бассейне.

Температура воды


Первые тренировки выполняйте при средней температуре в 35 °C. Понемногу ее можно снижать, но помните – маленьким деткам до трех месяцев нельзя купаться в воде, чья температура ниже 32 °C. Чтобы создать идеальные условия, следите за детским поведением:

  • если малыш плачет при погружении в течение нескольких минут, вода для него слишком холодная;
  • если он сначала хныкает, а потом замолкает и активно барахтается руками и ногами, вы подобрали оптимальную температуру;
  • если он излишне расслабленный и пассивный, ванна слишком теплая.

ПОДРОБНО: Оптимальная температура воды для купания новорожденного ребенка

Во время купания вода постепенно остывает, но не торопитесь доводить ее до первоначальной температуры. В этом и заключается смысл процедуры – происходит закаливание малышей.

Как проводить занятия по грудничковому плаванию?

Водные процедуры нужно выполнять приблизительно через час после приема пищи: младенец еще не проголодался, а молоко уже усвоено. Еще один важный момент – занимайтесь только с выспавшимися детьми во избежание слез и капризов.

Склоняться над ванной, удерживая малыша в воде, достаточно тяжело – достается и спине, и плечам. Попробуйте делать это, сидя на стуле. Пол в ванной комнате обязательно застелите резиновым ковриком, чтобы было не так скользко. Возьмите с собой чистую пеленку – ею вы сможете вытереть новорожденного после заплыва. В нее также можно укутать грудничка, перед тем, как занести его в детскую. Впрочем, если в квартире нет сквозняков, врачи рекомендуют немного промокнуть кожу крохи, не вытирая досуха, и отнести его в кроватку голышом. Это еще один действенный способ закаливания.

Итак, все готово к купанию – ванна наполнена чуть теплой водичкой, а ваше чадо в прекрасном настроении. Сначала дотроньтесь его рукой до водной поверхности, потом погрузите в нее ступни ребенка. Опускайте кроху вертикально, не прекращая разговаривать уверенным, спокойным голосом.

В грудничковом плавании применяют два вида поддержек: под подбородок и под затылок. В первом случае младенец лежит на воде животом вниз, а вы придерживаете его головку так, чтобы детский подбородок находился на вашей ладони. При втором варианте ребенок лежит на спине, а вы подхватываете его голову за затылок. Попробуйте обе позиции и выберите ту, которая нравится вашему чаду больше всего.

Основные упражнения в ванне

(в конце статьи много видео инструкций о том какие упражнения можно делать с новорожденным в ванне)

Если вы думаете, что водные процедуры в домашних условиях – неинтересное мероприятие, то вы ошибаетесь. Безусловно, у грудничка не будет возможности выполнять сложные кульбиты под руководством инструктора, но несколько несложных манипуляций вы сможете провести самостоятельно.


Совет: Для собственного успокоения приобретите надувной «спасательный» круг или шапочку с пенопластом. Смотрятся они достаточно симпатично и помогают младенцу находиться на поверхности воды даже без маминой поддержки.

  • Толчки и повороты

Приближайте ножки малыша к стенкам ванны. Почувствовав опору, он станет отталкиваться от бортиков и попытается плыть. На данном этапе ваша помощь минимальна – нужно всего лишь поддерживать кроху, который станет переворачиваться со спинки на животик.

  • Плескание

Ребенок лежит на животе, полностью погрузившись в водичку, а вы придерживаете его голову за подбородок. Покажите ему, как необычно выглядят разбегающиеся по воде круги, если немного поплескаться.

  • «Плывем за корабликом»

Исходное положение, как в предыдущем занятии. Поместите перед крохой игрушку для купания и попробуйте ее достать, говоря при этом: «Погляди, наша лодочка уплывает. Давай ее догоним». Необходимо постепенно наращивать скорость и длину «дистанции».

  • «Восьмерка»

Когда малыш научится двигаться по прямой линии, попробуйте перейти к следующему уроку. Его можно выполнять и на спинке, и на животике. «Рисуйте» ребенком цифру 8, индивидуально подбирая скорость выполнения задания.

  • «Качели»

Переверните младенца на живот, придерживая головку за затылок и подбородок, чтобы она оставалась над водой. Имитируйте плаванье вперед-назад и верх-низ (погружая и поднимая), совершая плавные движения.

Внимание, ныряем!

Пожалуй, самый непростой элемент грудничкового плавания – ныряние. И сложен он не для детей, а для родителей из-за боязни, что их ненаглядное чадо захлебнется. Однако ребенок с рождения умеет задерживать дыхание, ему об этом нужно лишь напомнить.

Прежде чем окунать малыша с головой, следует подготовиться. Произносите ключевое слово «Ныряем!» и дуйте грудничку в лицо. Он сразу же закроет глаза и задержит дыхание. Повторяем упражнение 10 дней.

Затем задание чуть усложняется: после оговоренной фразы необходимо подуть и побрызгать на лицо водой. Усвоили этот этап? Переходите, собственно, к полному погружению. Старайтесь делать первые нырки, когда ваш маленький пловец находится в добром расположении духа и успел немного искупаться. Произносите знакомую команду и опустите его не очень глубоко на пару секунд. Позже время погружения можно увеличить до пяти-шести секунд.

Противопоказания к занятиям

Перед началом систематических водных процедур проконсультируйтесь с лечащим педиатром. Он объяснит, подходит ли это занятие для вашего отпрыска, и выявит возможные ограничения. Плаванье противопоказано при следующих отклонениях в здоровье:

  • нарушения опорно-двигательного аппарата, при которых требуется фиксация конечностей;
  • врожденные сердечные болезни;
  • гнойные дерматиты;
  • простудные и вирусные заболевания (после курса лечения можно плавать);
  • расстройства неврологического типа, которые сопровождаются судорогами.

Помните, что нельзя настаивать и заставлять детей купаться, плавать и особенно нырять. Подобные усилия не добавят крохе здоровья, а, напротив, приведут к психологическим проблемам.

Итак, грудничковое плавание – чрезвычайно увлекательное и крайне полезное мероприятие. Ребенок погружается в знакомую для него среду, развивает мышечную систему, укрепляет иммунитет и узнает окружающий мир. Малыши, которые начали плавать с первых дней жизни, лучше адаптируются к условиям детского сада и школы. Разве это не веская причина заняться плаванием со своим чадом?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами -

P.S. Можете поискать в интернете две книги авторов Никиты Янущанец и З.П. Фирсов «Плавать раньше, чем ходить» и скачать бесплатно.

Подборка видео инструкций по грудничковому плаванию

Каждая мамочка хочет, чтобы ее малыш был здоровым и гармонично развитым, она заботливо ищет занятия по возрасту для крохи. Примерно с десятого дня жизни вы можете самостоятельно учить грудничка плавать и нырять в ванной. Обучение плаванию - важный этап в жизни многих современных семей. Буквально с рождения детки умеют рефлекторно задерживать дыхание. Это обусловлено тем, что 9 месяцев в утробе мамы малыш находится в водной среде – околоплодной жидкости. После трех месяцев жизни ребенок забывает это умение, и обучение плаванию происходит сложнее. Это может подтвердить любой педиатр.

Обучение плаванию: зачем оно нужно?

Обучение плаванию и нырянию положительно влияет на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы организма малыша. Регулярные занятия способствуют хорошей осанке, развивают мышечный корсет без причинения ущерба суставам и излишней нагрузки на позвоночник. При нырянии вода попадает в гайморовы пазухи, что является эффективной профилактикой насморка. Итак, обучение плаванию способствует повышению иммунитета, улучшению сна и аппетита. К тому же благодаря водному массажу повышается упругость кожи, мышечный тонус нормализуется. Это лишь некоторые плюсы грудничкового плавания.

Перед тем, как решите научить грудничка плавать в ванной, необходимо проконсультироваться с врачом. Существуют заболевания, при которых занятия в воде запрещены.

Обучение плаванию (а именно знакомство с водой) следует начинать во взрослой ванне, чтобы ничего не стесняло движений малыша. Попросите папу или бабушку помочь вам. Купаться можно не ранее, чем через час после еды, когда ваш карапуз сыт и спокоен.

Итак, смотрите «Как научить плавать грудничка в ванной» (видео):

Как научить плавать грудничка в ванной - советы от опытной мамы Евгении


Когда мы говорим про обучение плаванию и нырянию, следует выделить несколько ключевых моментов:

  • Предварительно нужно подготовить теплую воду (около 37 градусов). Со временем ее можно постепенно снижать на 1 градус и довести до 25.
  • Малыша следует окунать очень осторожно. Опускать в воду ребенка нужно в вертикальном положении и очень плавно.
  • Каждое движение мамы обязательно должно быть уверенным и спокойным. Важно контролировать свои эмоции, если мама испытывает страх, малыш тоже начнет волноваться и может закапризничать. Тогда процедуру придется прекратить.
  • Когда малышастик начнет активничать, расслабится, переверните его на животик. Вы можете держать ребенка за корпус двумя руками либо одной рукой придерживать за подбородок, а другой за затылок, он может лежать на вашей руке грудью. Выбирайте наиболее комфортное положение для вас обоих.
  • После того, как карапуз освоится, попробует совершать плавательные движения ручками и ножками, можно переходить к задержке дыхания и нырянию. Пусть ваш помощник (папа или бабушка) скажет: «Ныряй». И сразу же аккуратно подует ребеночку в лицо, в этот момент малыш рефлекторно задержит дыхание. Далее нужно полить ему на головку немного водички, например, из пластмассового стаканчика. На своем опыте я знаю, что поначалу даже просто купать такое крохотное существо очень страшно, поэтому к нырянию следует переходить лишь тогда, когда вы сами к этому морально подготовились. Замените стаканчик погружением малыша в воду на 2-3 секунды. Постепенно увеличивайте время, проведенное под водой.
  • Не забывайте давать малышу отдых. Обучение плаванию - это наслаждение, а не марафон по выживанию. Давайте ребеночку расслабиться, поплавать на спинке. Положите одну руку крохе под головку, а второй придерживайте его за подбородок.
  • Если ребенок явно выражает свое недовольство, плачет и пытается перевернуться, конечно, стоит прекратить обучение плаванию.

Постарайтесь как можно скорее начинать нырять, пока малыш еще помнит этот навык. Очень часто мамочки, переживая за свое чадо, лишают его возможности идти вперед в своем развитии. Не стоит волноваться, если ребенок случайно нахлебался воды. Обучение плаванию предполагает такой момент. Это происходит довольно часто. Поэтому спокойно, без паники. Вода не причинит вашей крохе вреда.

И еще: когда решите научить плавать грудничка в ванной, помните, что в данном деле очень важно не забывать хвалить кроху за каждый даже самый маленький успех! Ваша поддержка даст ему дополнительный стимул.

Вот вы и знаете, как научить грудничка плавать в ванной. Дерзайте! Как показывает опыт смелых мам, обучение плаванию обязательно дает шикарные результаты.

Когда ребенку исполнится 2 месяца, начните посещать бассейн для грудничков, где под руководством опытного тренера вы достигнете отличных результатов!

Хотите видеть своего ребеночка счастливым? Дарите ему самые прекрасные моменты! Смотрите, как груднички научились плавать в бассейне:

А что вы думаете по поводу обучения плаванию детей? Делитесь мнениями и опытом.

Когда и как начинать занятия с малышом? Начинать занятия плаванием можно, когда заживет пупочная ранка, обычно это в 2-3 недели. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне. Когда ванна становится мала для малыша, и он приобретает начальные навыки, можно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 2 месяца. Девять месяцев до рождения ребенок плавал в околоплодной жидкости. И если же вы ничем не спугнете его, то он с удовольствием воспримет и воду в ванне. Заниматься с ребенком нужно тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт, не хочет спать, ему ничего не мешает. Вы должны быть весело настроены и приветливы. Занятия плаванием желательно превратить в увлекательную игру, которая будет доставлять удовольствие и Вам, и ребенку. Вам нужно набраться терпения и не торопиться. Постепенно наращивать нагрузки, постепенно добавлять новые упражнения. Помните, что Ваша главная цель - не достижение результата, а удовольствие и здоровье Вашего малыша. Детское плавание -несложное дело, и ему могут научиться все родители. Вы должны быть спокойны, и ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. Ребенок чувствует Ваше настроение. Важно не вызвать у него страха, переутомления и недоверия к воде. Однажды допущенная ошибка может надолго отбить у ребенка желание научиться плавать. Грудной ребенок не знает что такое страх, он не боится воды. Во время пребывания в утробе матери его постоянно окружали околоплодные воды, и если в ванне у ребенка появляется страх, то виновника нужно скорее искать среди родителей. Как родителям обрести уверенность? Если Вы хотите обучать ребенка плаванию, то во время беременности тоже желательно заниматься в воде. У родителей, любящих воду и умеющих плавать, больше уверенности в целесообразности занятий с малышом. Внимательно прочитайте методическое пособие.Представьте, как Вы будете выполнять поддержки в воде. Подберите подходящее время, и можно начинать. Занятия плаванием проводятся в большой ванне. Потому что в маленькой ванночке ребенку будет также неудобно плавать, как Вам в обычной. Какой должна быть температура воды в ванне? По методике З.П.Фирсова температура на первых занятиях может быть 37 градусов, на пятом занятии -36.5, на девятом - 36, на четырнадцатом - 35.5, на двадцатом - 35, на двадцать четвертом - 34 градуса. Далее температура воды снижается до температуры обычного бассейна - 28 градусов. Мы обычно начинаем с более низкой температуры. Температуру Вы должны подобрать для ребенка индивидуально. Ему должно быть в воде тепло и комфортно, но в то же время вода не должна быть чересчур теплой, чтобы побуждать ребенка делать активные плавательные движения. Как правило, температура воды для ребенка только родившегося и с весом до 4 кг должна быть около 35.5 - 36 градусов, а для ребенка толстенького, со складочками должна быть 34-35. В любом случае Вы подбираете температуру для Вашего ребенка ориентируясь на то, как он ведет себя в ванне. Во время первых занятий Вы и Ваш малыш будете чувствовать себя уверенней, если в ванну погружаться будете вместе. На последующих занятиях это не обязательно. Вы будете стоять перед ванной и купать ребенка. В ванну набирается обычная чистая вода. Заниматься с ребенком нужно ежедневно. Первые занятия длятся 5-10 минут, затем по 20 минут. С тех пор как Вы перейдете в бассейн можно заниматься 40 минут. Методика З.П.Фирсова рассчитана на занятия в течение 9-12 месяцев. Конечная цель - до годовалого возраста научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 минут, во-вторых, нырять на небольшую глубину, до ставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд. В-третьих, находясь в легкой одежде - летний костюмчик, туфли, носки, шапочка - спрыгнуть с бортика бассейна в одежде в воду и в этой одежде продержаться на поверхности воды 2-3 минуты. Последнее кажется мне особенно актуальным в свете статистики трагических случаев, произошедших за последний год с детьми. Оказывается от утопления ежегодно гибнет большое количество детей, и самое странное что в 78% случаев дети гибнут в обычных лужах, то есть падают и от неумения задержать дыхание таким вот образом страшно погибают. Обучив ребенка плаванию с грудного возраста, Вы навсегда убережете себя от этой трагедии. Вначале мы изучали методику Фирсова, потом - опыт работы его зарубежных коллег и со временем приходил наш собственный опыт. Методика, которую Вы сейчас прочитаете она основана на нашем опыте обучения плаванию новорожденных. Она несколько отличается от базовых методик и является одной из модификаций методик мягкого плавания и кажется нам наиболее оптимальной. Погружать ребенка нужно медленно, постепенно, предварительно проверив температуру воды, чтобы она не показалась ребенку слишком холодной или слишком горячей. Погружение начинается с ножек в вертикальном положении.. При этом Вы можете спокойно объяснять ребенку, что он будет в водичке, что сейчас он будет плавать. Затем, когда он привыкнет к тому, что опустился в воду. Вы спокойно переводите его в горизонтальное положение и при этом поддерживаете снизу. Поддержки в первое время должны быть более сильными, чтобы ребенок ощущал себя надежно- Позднее поддержки приходятся под меньший участок тела. Если Вы находитесь в ванне вместе с ребенком (как правило, в первое время находится папа, потому что маме, пока есть лохии - не рекомендуется принимать ванну), ребенка можно держать на согнутых коленях, можно подложить руки полностью под его спинку, а ладонями охватить головку и покачивать ребенка в таком положении. Можно положить его себе на живот и на грудь так, чтобы голова ребенка была над водой. Когда Вы начинаете занятия, находясь перед ванной, то наиболее удобная поддержка такая: левая рука находится под затылком ребенка, а правой рукой Вы обхватываете бедра либо, с наружной стороны, либо между ножек, либо с вашей стороны, как Вам угодно. Старайтесь, чтобы во время плавания на спине ребенок находился в максимально горизонтальной позе по отношению к воде, что способствует быстрому обучению самостоятельному плаванию. Не беспокойтесь насчет попадания воды в ушки. Ребенок и внутри утробы находился постоянно в амниотической жидкости, и она попадала в уши. Если вы начинаете занятия до 3-х месяцев можете не опасаться вредного воздействия воды на ушки ребенка. За все время занятий у нас вообще не было ни одного случая воспаления ушей у детей. Вначале вы делаете небольшие проводки на спине вдоль ванны вперед и назад, а потом, желательно, освоить восьмерку, движение по максимальной длине ванны. Вы поддерживаете ребенка, как в предыдущем упражнении, а во время поворотов скрещиваете руки. Можно менять скорость. Вообще есть дети, которым нравится медленное, спокойное движение, а есть дети, которым нравится, когда взрослый задает достаточно большую скорость. Такие проводки на спине - основное упражнение, которое подготавливает к самостоятельному плаванию ребенка на спине. Следующее упражнение - отталкивание от стенки ванны. Выполняется оно следующим образом. Вы держите ребенка под затылок, подводите ребенка ножками к боковой стенке ванны, устанавливаете две ножки ступнями прямо на стенку ванны и, слегка придвигаете ребенка к бортику. Он отталкивается ногами. И насколько сильно он оттолкнулся, настолько Вы отводите его назад. Чтобы ребенок почувствовал прямую зависимость: на сколько сильно оттолкнется, на сколько далеко он отплывет. Некоторые дети легко и сразу выполняют это упражнение, другие не очень охотно. Но, как правило, со временем это упражнение ребенку нравится и он радуется, отплывая далеко назад. Следующая проводка делается в позе на животе. Ребенок лежит на животе, головка находится над водой. Левой рукой Вы обхватываете область затылка, четырьмя пальцами правой руки поддерживаете под подбородок, а большим пальцем прикрываете рот ребенка. Во-первых, этот прием страхует от попадания воды в рот, а во-вторых, малыш будет спокойнее плавать, посасывая Ваш палец. Вот в таком положении Вы проводите вперед и назад с небольшой скоростью, а потом переходите к движению восьмерками, такому же, как и при плавании на спине. Есть дети, которые охотно плавают на спине и на животе, есть дети, которые предпочитают плавание на спине либо на животе. Занятия лучше начинать с той позы, которая более приятна ребенку. Затем с играми, прибаутками постепенно переходить к той позе, которая нравится меньше. Если же какое-то упражнение не нравится, лучше перейти на иное упражнение, но не вынимать ребенка из воды и не прижимать к себе, потому что это может привести вообще к нежеланию потом что-либо делать в воде. Поэтому если не нравится плавать на животе - значит плаваем на спинке, если не нравится на спинке. тогда наживоте.Если устали и оттого, и от другого, молено принять позу для отдыха. Поза для отдыха, вертикальная. Вы поддерживаете ребенка под грудь так, что его обе" ручки были перекинуты через Вашу правую руку. При этом можно или поддерживать головку и спинку, или поливать их водичкой. Ребенок, как правило, в такой позе успокаивается. Есть дети, которым более приемлема поза отдыха не горизонтальная, а полулежачая на боку. Через несколько занятий Вы поймете особенности ребенка, приспособитесь к ним, и Вам обоим станет гораздо легче. Не пытайтесь взять ребенка силой. Главное в первые два месяца, пока Вы будете плавать в ванне, чтобы ребенок привык к воде и почувствовал к ней доверие. Поначалу его поза будет более напряженной, а чем дальше, тем более расслабленной. Помимо этих основных проводок можно выполнять покачивание ребенка, чтобы он лучше чувствовал воду. Пока ребенок спокоен, ему нравится занятие и он активно участвует в плавание - продолжайте занятие. Когда Вы видите признаки усталости - ребенок начинает похныкивать, капризничать, выгибаться, или же у него голубеет носогубной треугольник - занятие следует постепенно оканчивать. После того как Ваш ребенок научится правильно выполнять проводки на спине и животе, занятия плаванием удлинятся, будут приносить ему удовольствие и Вы увидите, что он доверяет воде, можно приступать к нырянию. Ныряние - необходимая составная часть обучения ребенка самостоятельному плаванию и то основное, что убережет Вас в последующем от опасности утопления ребенка. Вы будете спокойны на пляже, что Ваш ребенок может играть в воде, ничего страшного с ним не случится. Как же начать учить ребенка нырять? Следует это делать постепенно. Вначале, когда ребенок плавает на спинке или на животе. Вы даете громкую четкую команду: "Внимание, ныряем" или "Раз, два, три, ныряем!" И при этом интенсивно дуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Так нужно повторять несколько дней. Когда Вы освоите это упражнение, можно переходить к следующему. На команду: "Внимание, ныряем" Вы брызгаете ребенку в лицо. Желательно так, чтобы вода не попадала снизу вверх в нос. Вы заметите, что ребенок тоже задерживает дыхание. Затем можно в положении на спине выполнять следующее упражнение. На "Внимание, ныряем" Вы опускаете ребенка немножко глубже в водичку так, чтобы на поверхности оставались только носик и ротик, а щечки лобик и глазки, чтобы погружались под воду. Ну и наконец, если Вы освоили все эти упражнения, Вы можете перейти к настоящему нырянию. Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду и погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность. При этом под водой Вы его не отпускаете. Когда ребенок появится над водой, первую секунду у него будет непонимание и выжидательная реакция: "Что же это было?" Вы должны похвалить, сказать, что получилось у ребенка все очень и очень здорово, что он замечательно нырнул. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие ныряния, можно переходить к более длинным. Возле одного края ванны Вы заныриваете ребенка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем нырки можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребенка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Больше 5 нырянии в принципе на начальных этапах делать не рекомендуется, но Вы можете регулировать их по реакциям ребенка. Основные задачи, стоящие перед Вами в обучении ребенка плаванию в ванне - это дружба и доверие к воде и умение нырять, не заглатывая большого количества воды. К этому времени Вашему малышу исполнится 2-3 месяца, и Вы можете переходить в большой бассейн. В бассейне есть ряд преимуществ: во-первых, уровень воды выше и вода лучше держит ребенка, во-вторых, там тоже будут мамы с детками, а дети удивительным образом перенимают то, чему уже научились другие дети и рядом с ними тоже лучше начинают плавать, в-третьих, вам будет удобнее поддерживать ребенка, когда Вы находитесь вместе с ним в бассейне, а не наклонены над ванной. В любом случае, мы рекомендуем воспользоваться с 2-3 месячного возраста еще и вспомогательными приспособлениями. Это набор "Русалочка". Основной компонент - "корона русалочки". Она надевается на ребенка приблизительно с 2-х месячного возраста для того, чтобы он самостоятельно лежал на поверхности воды. С самого рождения у ребенка есть шаговый рефлекс. Иногда этот рефлекс не очень четко выражен. На суше ребенку ходить достаточно трудно. А вот если Вы на дно ванны положите резиновый коврик, наберете воды не так много, как для плавания, а так, чтобы она доходила ребенку до груди или чуть выше, возьмете его под мышки и чуть наклоните туловище вперед, он зашагает очень бодро по дну ванны. Дети обучаются хождению в ванне гораздо лучше, чем на суше. Вы только страхуете, смотрите и нет необходимости все время находиться в наклоненом положении, поддерживая ребенка. Со временем он научится сам, без всякой помощи и без "русалочки" лежать на воде. Поначалу Вы поддерживаете ребенка достаточно сильно, потом Вы поддерживаете ребенка гораздо слабее, только кончиками пальцев, потом ребенка поддерживает "русалочка", из которой Вы постепенно вынимаете кубики через один. Потом, во время проводок Вы на короткое время отпускаете руки и снова Когда Вы перейдете в бассейн, базовые упражнения и проводки останутся теми же, но глубина воды и простор бассейна помогут Вам всячески разнообразить эти упражнения. Можно разнообразить ныряния. Ребенок может нырять вместе с Вами. Вы можете держать его за спиной и нырять вместе. Можете держать впереди себя, и тогда он вынырнет первым, а Вы после него. Можно плавать на спине, при этом ребенок будет лежать у Вас на животе и на груди. Детям это очень нравится. Двум взрослым можно стать друг против друга, и ребенка, который уже хорошо научился нырять подталкивать от одного взрослого к другому. Он будет проплывать метр-полтора, и потом другой взрослый его примет, подождет, пока дыхание нормализуется, и таким же образом направит к первому. Для плавания на животе можно воспользоваться "ожерельем русалочки", оно будет поддерживать головку, и Вам не нужно будет делать это рукой. Есть еще один способ более спокойного перехода от поддержек к самостоятельному плаванию - это "подвески русалочки". Ими Вы поддерживаете ребенка слегка, чтобы помочь ему правильно балансировать на поверхности воды. Можно пользоваться кругом с маленьким диаметром и на кругу учить ребенка одновременно работать ручками и ножками. Более старшего ребенка можно посадить на бортик бассейна. Вы, находясь в бассейне, зовете ребенка к себе, и он будет нырять к Вам навстречу. Как правило, детям очень нравится такое упражнение. Чтобы разнообразить занятия, можно использовать различные надувные и плавающие игрушки, а также игрушки, за которыми можно нырять на дно. Вначале можно нырять за одной игрушкой, потом можно бросать несколько колец или предметов, которые ребенок может одновременно захватить и вынырнуть на поверхность. Ребенку тоже очень нравятся такие упражнения. Любой способ плавания основан на умении выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха. Нужно научить этому ребенка. Можно проделать такое упражнение. Ребенок лежит на груди в горизонтальном положении поддерживаемый подвесками или поясом. Вы наклоняетесь к его лицу и ласково приговариваете: "Посмотри как мама или папа делает. Дуем на водичку вот так". При этом Вы набираете полную грудь воздуха и медленно выдыхаете его на самую поверхность воды. Ребенок видит как на воде образуются круги. Ему это нравится и он старается воспроизвести это действие. Можно дуть на легкий кораблик или любую игрушку так, чтобы она двигалась по воде, и побуждать к этому ребенка. Через несколько занятий продемонстрируйте ребенку выдохи в воду, погружая в нее рот и нос. Образующиеся на поверхности воды пузырьки привлекут внимание малыша, и ему захочется делать то же самое. В домашней ванне можно купать ребенка голым, а в бассейн лучше надевать трусики или плавки, потому что иногда во время плавания или ныряния он может покакать. И чтобы не пачкать воду в бассейне желательно, чтобы на ребенке было что-либо надето. В занятиях плаванием очень важна систематичность и регулярность. Как правило, хороших результатов достигают те родители, которые спокойно, но постоянно занимаются с детьми. Поначалу в ванне каждый день или хотя бы 5 раз в неделю, потом, когда Вы переходите в бассейн - 2-3 раза в неделю. При таком режиме ребенок не утрачивает приобретенные навыки. Плавание доставляет ему огромное удовольствие. Благодаря урокам плавания Ваш малыш многому научится. Он научится держаться на спинке, плавать на животике, а главное, он научится нырять, и этот рефлекс закрепится у него уже навсегда. Но самое основное - Вы сможете подарить ребенку неповторимую радость. Взято здесь

Плавание принесет удовольствие и большую пользу для малыша. Кроме того, во время совместных процедур, мама и ребенок еще больше сблизятся и наладят контакт. Начинать занятия в ванной можно уже практически с рождения. Но учтите, что детское плавание в столь раннем плавание происходит не за счет работы мышц, а благодаря врожденным рефлексам.

Если вы хотите, чтобы грудничок в реальности научился плавать, продолжайте занятия уже в бассейне. Оптимальным возрастом для занятий в бассейне считается, когда ребенку исполнится 6 месяцев. Однако сегодня разработаны специальные программы, которые рассчитаны на плавание с грудничком в 2-3 месяца.

Учиться плавать нужно начинать с домашней ванны и затем переходить в бассейн. Делать это в два месяца или уже после полугода, решать родителям. В любом случае при регулярных занятиях уже к годовалому возрасту у малыша появятся осознанные навыки и умения плавания. Плавание – несомненная польза для здоровья и развития грудного ребенка.

Чем полезно плавание для грудничка

Каждый знает, что плавание оказывает благоприятное воздействие на дыхательную и опорно-двигательную систему, на работу сердца и сосудов. Давайте подробнее рассмотрим, в чем заключается польза грудничкового плавания:

  • Укрепление мышц малыша, распрямление рук, ног и пальчиков;
  • Прохладная вода закаляет и укрепляет иммунитет;
  • Улучшение работы органов дыхания новорожденного и выработка “глубокого” дыхания;
  • Повышение устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям;
  • Регулярное плавание стимулирует кровоснабжение и стабилизирует артериальное давление, положительно влияет на работу легких;
  • Более плотная по сравнению с воздухом вода оптимизирует давление сосудов, облегчает работу сердца и нормализует сердечный ритм;
  • Ныряние и задержка дыхания активизируют работу мозга и промывает носик младенца от пыли и бактерий. Это предупреждает развитие аллергии, является отличной профилактикой насморка и инфекционных заболеваний;
  • Плавание нормализует сон и помогает малышу быстрее заснуть. После процедур ребенок крепко и спокойно спит;
  • Ребенок привыкает к перепадам температур, что тоже положительно влияет на иммунитет и способствует физическому развитию;
  • Систематические занятия помогут сформировать правильную и красивую осанку, крепкий мышечный корсет для грудничкового позвоночника;
  • Исследования доказали, что малыш в воде расслабляется и избавляется от страхов, становится смелее и увереннее. Кроме того, ребенок, который умеет плавать практически с рождения, не будет бояться открытых водоемов.

Водные процедуры помогут новорожденному быстрее адаптироваться к новым условиям жизни. Интересно, что упражнения в воде гораздо полезнее и эффективнее массажа. Он укрепляют и в то же время расслабляют мышцы ног и рук, спины и шеи. Это стимулирует и улучшает опорно-двигательный аппарат.

Кроме того, плавание с грудничком укрепляет взаимосвязь и налаживает контакт с мамой, что положительно влияет на психику и эмоциональное состояние малыша. Новорожденный меньше капризничает, беспокоится и плачет.

Однако существуют и противопоказания для грудничкового плавания. Ребенку нельзя плавать при врожденных заболеваниях сердца и дерматите, при судорогах и серьезных расстройствах нервной системы. Плавание станет опасным для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей.

Плавание во время простуды или вирусного заболевания только усугубит положение. Возобновить занятия можно после полного выздоровления. Перед тем, как начать систематические упражнения по плаванию, лучше проконсультироваться с педиатром.

Правила плавания в ванной

Если противопоказаний нет, то смело начинайте тренировки. Важно соблюдать правила безопасности и некоторые рекомендации по плаванию в ванной. Тогда вы избежите проблем и легко научите плавать малыша. Начинать обучение уже можно с трех недель после появления младенца на свет.

Перед процедурами подготовьте ванну. Достаточно помыть сантехнику хозяйственным мылом перед погружением новорожденного. Раз в неделю обрабатывайте ванну содой, после чего тщательно споласкивайте горячей водой. Не используйте марганцовку и травяные отвары. Не забывайте, что ребенок может наглотаться воды, а данные вещества нередко вызывают негативную реакцию.

Большое значение играет и температура воды. Оптимальными показателями для новорожденных станут 37 – 35 градусов выше нуля. Затем температуру постепенно снижают. Но помните, что детям до трех месяцев нельзя купаться при температуре ниже 32 °C!

Первые купания должны длиться не более 15 минут. При этом, когда вода остывает, не нужно подливать горячую воду! Организм малыша привыкает к новым условиям и закаляется, что благоприятно влияет на иммунитет ребенка.

Никогда не оставляйте малыша одного в ванной! Достаточно двух-трех секунд, чтобы новорожденный захлебнулся даже в небольшом количестве воды!

Как выбрать температуру для купания грудничка

Начинать купание нужно с температуры 34-37°C, которую снижайте на 1-2 градуса раз в четыре дня. Но не увлекайтесь закаливанием. Слишком холодная вода принесет лишь вред новорожденному. Минимальная температура для трехмесячных детей составляет 32 градуса, а для малышей до года – 25 градусов.

Когда температура не подходит для малыша, он плачет при погружении в течение нескольких минут. Если малыш сопротивляется и капризничает, возвращайтесь к прежним показателям. Соблюдайте меру и не заставляйте купаться насильно. Когда грудничок пассивен и не хочет двигаться, вода слишком теплая. А вот если ребенок сначала хныкает, но потом успокаивается и активно плещется, вы подобрали идеальную температуру.

Для измерения градусов можно использовать специальный градусник или применять старый “бабушкин” метод при помощи опускания локтя в воду. Кожа в этом месте более мягкая, нежная и восприимчивая.

Кроме того, важно следить и за температурой воздуха. Не слишком нагревайте помещение для купания. Большая разница температур не понравится малышу и может привести к заболеваниям.

Восемь упражнений для плавания с грудничком

Оптимальным временем для купания считается 40-60 минут после кормления. Грудное молоко уже усвоилось, но при этом малыш еще не голоден. Малыш не должен быть уставшим, так как он будет плакать и капризничать во время грудничкового плавания. Но если ребенок спокоен и охотно выполняет упражнения, можно проводить занятия и перед сном.

  • Поддержка под затылок

Ребенок лежит на спине, а мама держит головку под затылок. Иногда самых маленьких малышей приходится поддерживать другой рукой и под попой. Очень скоро при регулярном выполнении поддержки грудничок будет держаться на воде сам.

  • Поддержка под подбородок

В данном случае ребенок находится животиков вниз практически в вертикальном положении. Мама поддерживает голову так, чтобы подбородок лежал на ладони.

  • Толчки и повороты

Ножки малыша приближают к стенке ванны. Он чувствует опору, отталкивается от бортика и пытается плыть.

  • Плескание

Мама кладет малыша на животик так, чтобы он полностью погрузился в воду, и слегка поддерживает подбородок. Покажите малышу, как интересно плескаться. Водите руку вместе с ребенком по воде назад и вперед. Скоро кроха самостоятельно будет плескаться, передвигать ножками и ручками.

  • Плывем за игрушкой или догонялки

Мама кладет малыша также, как и при плескании животиком вниз, поддерживает рукой подбородок. Перед младенцем кладут игрушку для купания, которую нужно догнать. С каждым занятием постепенно увеличивайте скорость и дистанцию.

  • Восьмерка

Когда младенец научится передвигаться по прямой, начинают плавать, повторяя начертания цифры 8. Упражнение выполняют и на спине, и на животе. Постепенно увеличивайте скорость передвижения и размеры цифры.

  • Качели

Малыш лежит на животике. Мама поддерживает подбородок и затылок, чтобы голова оставалась над водой. Ребенка плавными движениями погружают и поднимают, передвигают вперед-назад.

  • Ныряние

Дети с рождения умеют задерживать дыхание, поэтому не стоит бояться полного погружения в воду. Начинайте ныряние после того, как малыш привык к воде и немного “поплавал”. Сначала скажите “Ныряем” и подуйте в лицо. Тогда малыш закроет глаза и задержит дыхание, а вы окунайте его с головой на пару секунд. Повторяйте занятие 10 дней. Затем снова к ключевой фразе и ветерку прибавляются брызги. Перед тем, как окунуть ребенка, произносим заветное слово, дуем и слегка брызгаем водой в лицо. Когда младенец привыкнет к процедуре, постепенно увеличьте время погружения до 6 секунд.

Если вы беспокоитесь о безопасности малыша, в первое время используйте специальные надувные круги для новорожденных или шапочку с пенопластом для поддержания головы. Тогда ребенок легко сможет находиться на воде без маминой поддержки. Но такие приспособления не позволят выполнить ныряние.

Правила плавания в бассейне

Плавать в бассейне можно начинать уже с двух месяцев. Главное, чтобы пупочная ранка полностью затянулась. Лучше, если вы будете заниматься вместе с инструктором по программе, специально разработанной для мам и грудничков. Однако можно делать упражнения и самостоятельно.

В бассейн обязательно возьмите три полотенца, одно из которых будет для родителя, другое – для малыша, а третье используйте в качестве подстилки для пеленального столика. Рекомендуется брать любимую игрушку малыша, пустышки и погремушки. При необходимости они помогут успокоить малыша.

Оптимальная температура, как и в ванной, должна составлять 32-37 градусов. Начинайте занятия с 10 минут и постепенно увеличивайте время. Максимальное время грудничкового плавания составляет полчаса. Перед тем, как делать упражнения, дайте малышу привыкнуть к воде. Можно побрызгать малыша, но следите, чтобы вода не попала в глаза!

Если ребенок замерз, вынимайте его из воды и согревайте полотенцем. Нельзя оставлять грудничка в бассейне одного! Во время плавания разговаривайте и поддерживайте ребенка, чтобы он чувствовал контакт с мамой. Это придаст уверенности малышу.