О духовной жизни. Значение слова (словосочетания) духовная жизнь. Что такое духовная жизнь. Что значит духовная жизнь

Многие из нас сегодня живут привычной жизнью: в суете и заботах. Однако рано или поздно наступает момент, когда человек прозревает, приходит к осознанию того, что все земное богатство – будь то молодость, красота, деньги, слава – временно. А вечна лишь наша бессмертная душа и о ней мы должны позаботиться в первую очередь.

Сегодня со священником Владимиром Авсеенко, благочинным Мучкапского церковного округа, мы поговорим на тему: НАЧАЛО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.

— Отец Владимир, что такое духовная жизнь? Для чего она нужна?

Духовная жизнь является определяющим фактором для человека и человечества в целом. Тело - это только одна наша часть, оно является хранительницей души – главной составляющей человека. Как для поддержания тела ежедневно требуется пища, так и для души необходимо питание, но питание иное — духовное. Оно складывается из участия в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах, прежде всего, Таинствах Исповеди и Причащения, в доброделании, в домашней молитве, чтении Евангелия и духовной литературы.

Духовная жизнь — это жизнь с Богом. От Бога нас отделяют лишь наши грехи, они создают преграду между нами и Господом. Чтобы разрушить эту преграду, мы должны вести постоянную борьбу с грехом в себе, избавляясь от пагубных пристрастий.

Желание жить духовно заложено в каждом из нас, независимо от веры и национальности. Господь определил для человека высшую степень понимания добра и зла - совесть, которая определяет нашу нравственную жизнь. И вот по совести в каждом человеке определяется так называемая жажда духовной жизни. Однако, сегодня человек, получив неправильный ориентир в жизни, начинает искать истину в другом. Он ищет справедливости в жизни. Но ее как таковой в мире не найти. Сколько у нас населения сейчас? Около семи миллиардов человек; и у каждого своя правда, и каждый ищет ее. А где же на самом деле истина? А Истина одна - Христос, Который говорит, что «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6).

Как начать совершенствоваться обычному человеку, который никогда не жил духовной жизнью?

— Очень важно, чтобы основы духовной жизни закладывались в семье, в процессе воспитания. При этом воспитание начинается не тогда, когда ребенок подрастает, становится сознательным, а сразу же после зачатия. Духовная жизнь будущей мамы в этом случае является правильным основанием для формирования личности ее ребенка.

Семья – это главное в начале духовного пути. Однако, если человек вырос в неверующей семье и никогда не жил духовной жизнью, то первым шагом на пути к Богу станет его четкое осознание, что жизнь на земле обязательно закончится и за чертой смерти ему предстоит дать неизбежный ответ за прожитые годы. Исключений нет – это участь и верующих, и атеистов. После такого осознания человеку нужно понять, что главной помощницей в деле спасения его души станет Церковь.

Каждое растение питается от корней своих. Так же и человек– если он оторвется от корней – от веры, православных традиций, тогда потеряет свое назначение. А это очень опасно, потому как это приводит к деградации личности, к бедствиям, революциям…

— Правила прохождения духовного пути индивидуальны для каждого человека или они подчинены какому-то общему принципу?

— Конечно, у каждого человека в жизни своя дорога, свой путь ко спасению. Но главная задача каждого из нас - подготовить себя к жизни вечной. Жизнь, которую мы проживаем на земле, до обидного мала. Мы же читаем Псалтирь, знаем, как Господь говорит нам через царя Давида, что «жизнь наша семьдесят, аще в силах — восемьдесят лет и многие из них — труд и болезнь» (Пс.89,10).

Из Священного Писания нам известно, что первые люди жили девятьсот с лишним лет, а сегодня мы пребываем на земле очень недолго, и в этот короткий срок нужно успеть сделать как можно больше доброго, а главное – жить по совести.

Как жить духовной жизнью в современном мире? Мы не должны бежать от мира в его прямом понимании, потому что мы в нем живем, мы - его часть. Однако мы обязаны бежать от пороков и страстей, которые сопутствуют миру. Как? Жизнью воздержанной. Церковь, как любящая мать, помогает нам в этом, устанавливая четырежды в год многодневные посты. Церковь постоянно напоминает: «Человек, опомнись, для чего ты живешь? Воздержись!». При этом главным является воздержание духовное. Так, в Священном Писании мы читаем: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Кто хочет иметь счастье и благоденствие, тот должен связать руки от дурных дел, а уста свои закрыть от дурных слов.

Нужно только начать идти к Богу. Сам Господь говорит нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28).

— Какой совет Вы дадите тем, кто впервые в жизни решил начать молиться и поститься? Как определить свою меру?

Для начала нужно приложить какое-то усилие воли, поставить себе цель — жить по совести. По свободной воле человек может многое делать: молиться - не молиться, поститься – не поститься… Помните, когда по обе стороны от Христа были распяты два разбойника, поносящие Христа, один из них вдруг опомнился и сказал: «Достойное по делам нашим приемлем, помяни мя Господи во Царствии Твоем» (Лк.23,41–42), и услышал ответ от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43). А что же второй? Тот продолжал поносить Христа. Господь мог бы сказать и второму: «Опомнись!». Но нет, Он уважает свободную волю человека.

Дар, который вручил нам Господь - свободную волю — это удивительный дар. Свобода - это когда есть право выбора. Главное — сделать правильный выбор в жизни, чтобы добро, а не разрушающее зло, стало ее главной составляющей.

Что касается меры молитвы и поста для новоначальных, то нужно помнить, что младенец нуждается в грудном молоке, по мере возрастания ребенок принимает более твердую пищу и так далее. Так и в духовной жизни: человек, только встающий на путь духовного совершенствования, начинает с самого малого. Лучше, если он придет в храм и вместе со священником определит для себя молитвенную меру, степень постного воздержания, которые сможет понести. Нужно только сделать первый шаг и призвать на помощь Бога: «Господи, помоги мне», а остальное Господь устроит. Разумеется, при участии нашей воли.

Молиться нужно утром и вечером, а также перед вкушением пищи и после трапезы нужно вспоминать о Боге. Перекрестившись, кратко просить у Него благословение на всякое дело. А Господь на хорошее дело всегда укрепит, от дурного — оградит.

— Назовите наиболее характерные ошибки в самом начале духовного пути.

По неопытности человек может очень много на себя взять, чрезмерно обременив себя. Особенно это касается поста: воздержанность в пище, питие или непосильный молитвенный подвиг. Человек духовно надрывается и ослабевает, от чего впоследствии могут быть и разочарование, и болезни. Чтобы не допустить этого, нужно руководствоваться советами священника.

— С какими препятствиями может столкнуться начинающий духовную жизнь?

Препятствие - это, прежде всего, я сам. Сам с собой человек борется всегда. Ведь в нас помимо духовного начала есть и вторая сторона – печать первородного греха, склонность ко всему порочному. Чтобы искоренить в себе это, необходимо помнить свое предназначение на земле. Нужно идти спасительным путем исполнения евангельских заповедей, ожидая и веруя, что после смерти мы перешагнем порог Отчего дома и наследуем Царство Небесное.

— Когда начало духовной жизни положено, как удержаться, не сойти с правильного, спасительного пути?

Нужно приходить в храм не от случая к случаю. Нужно быть частью Церкви. В Церкви — Таинства, которыми мы живем.

Ничего само по себе не происходит в нашей жизни. Господь все так премудро устроил, установил все законы нашего бытия. И только от нашего неверия, потребительского отношения к жизни Господь попускает в различных территориях засухи, наводнения, землетрясения — это же глас трубы вразумляющий: «Одумайся, человек!». А нам все кажется, что это не с нами происходит.

Вспомните библейскую историю, когда упала башня и убила восемнадцать человек. Господь сказал: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13,4-5). Понимаете? Погибнете! Это значит — не будете иметь жизни будущего века. Это очень опасно. Поэтому, пока есть время - будем исправлять свой жизненный путь через покаяние и отвращение греховных привычек. Надо только начать, а Господь поможет…

- Благодарим Вас, батюшка, за интересную и познавательную беседу.

Понятие духовной жизни

Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности и .

Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей , а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его и .

В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.

Духовное производство

Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.

Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Процесс духовного производства будет завершенным, когда его продукт дойдет до потребителя. Важное значение имеет такая функция духовного производства, как формирование общественного мнения.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от материального производства? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом положительных свойств. Главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендуют, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе — от потребления они не убывают . Наоборот: чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Духовность человека

Духовность человека

Духовность — свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.

Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и , науку и , искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности , как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей , к которым стремится личность:

  • истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;
  • добро — общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;
  • красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.

Человек руководствуется в силу своей образованности и воспитанности множеством ценностей, созданных предшествующими поколениями. Истинное богатство человека заложено в его духовном мире .

Духовность России

В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только наличием больших денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери как ценности дли поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важны для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько тесно связан человек с духовной культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину, добро и красоту. Именно с помощью культуры формируются уникальные, неповторимые черты .

На вопросы телезрителей отвечает клирик храма святого пророка Илии на Пороховых священник Константин Морозов. Передача из Санкт-Петербурга.

Дорогие друзья, сегодня мы будем говорить о том, что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. Отец Константин, что Вы думаете по этому поводу?

– В первую очередь нам стоит посмотреть на историю отношения к духовной жизни внутри Церкви в России, потому что очень долгое время – в монгольский и послемонгольский период – это понятие концентрировалось вокруг монастырей. Для приходского духовенства и для мирян оставалось лишь обыденное благочестие: молиться, поститься, вовремя в храм приходить... И так продолжалось довольно долго. Мы видим, что на протяжении этого времени святые – это в основном монашествующие люди. Это до сих пор сохранилось в сознании людей, и допустим, если на исповедь выйдут два священника, один из которых будет монах, а второй нет, то очередь выстроится именно к первому, поскольку в понимании многих монахи являются носителями духовной жизни, а представителям белого духовенства отводится роль тех, кто занимается поучениями в бытовом благочестии. Со временем мир стал меняться, и хотя в деревнях бытовое благочестие остается (понятно, что здесь и занавески меняют во время постов: с белых на черные), в больших городах происходит секуляризация церковной жизни. И только в ХIХ веке, к началу ХХ века, у нас появляется особая прослойка городского духовенства, которая начинает предлагать для своих пасомых совершенно иные образы духовной жизни, отличные от образа жизни монашествующих, так как жизнь, посвященная Богу, в монашестве, и жизнь, посвященная Ему в миру, кардинально различается. И в этом отношении на первый план выходит фигура отца Иоанна Кронштадтского, который, будучи приходским священником, становится старцем. К нему начинает стекаться в большом количестве народ, для того чтобы получить от него духовное назидание для себя, поскольку те советы, которые можно получить на страницах «Добротолюбия» или в поучениях святых отцов, предназначены для монашествующих и не подходят для тех, кто живет в миру. Это можно увидеть и в литературе, которая тогда была, когда на первый план в духовной жизни выходит «Домострой», где описывается бытовое благочестие. Мы видим то, что отец Иоанн Кронштадтский начинает применять не только определенную методологию в духовной жизни, но и давать советы о том, как вести такую жизнь. Конечно, мы все восторгаемся его дневниками, но ведь сама идея их вести возникла у него во время лекций по психологии, которые он слушал в Санкт-Петербургской духовной академии. Тогда профессора начинали говорить о том, что для того, чтобы проследить свою духовную жизнь, надо вести дневники. Став священником, отец Иоанн начинает этим заниматься, и его дневниковые записи стали для нас предметом понятия «духовная жизнь». Поэтому мы видим новый тип формирующегося духовенства, в которое начинают приходить представители интеллигенции и дворянства. В этом отношении оно пополняется такими яркими фигурами, как Александр Шмеман, Иоанн Мейендорф, как многие другие, которые смотрят на духовную жизнь уже совсем с иных позиций.

Заслуга отца Иоанна Кронштадтского не только в том, что он начал вести дневники и показывать, что в духовной жизни необходимо отслеживать свои мысли, помышления и устремления сердца, – очень важно то, что он начинает призывать к частому причащению. Напомню, что раньше люди причащались иногда один раз в год. Феофан Затворник писал своей духовной дочери о том, что он благословил ее причащаться в двунадесятые праздники, но при этом он просил ее никому о том не говорить. То есть люди причащались очень редко, и было целым событием, когда кто-то причащался во время постов: Великого, Петровского, Успенского и Рождественского. А в обыденный воскресный день причастников было немного. Так что заслуга отца Иоанна Кронштадтского еще и в том, что он начал вводить Евхаристию в основу духовной жизни каждого человека и общины православного прихода. Конечно же, эта тенденция продолжается уже и в ХХ веке.

Поэтому говорить о том, что такое духовная жизнь для мирян, начали не так давно. До сих пор большинство мирян, приходящих к нам в Церковь, проходят через искус монашеской жизни: «Я бы хотел быть монахом. Вот у них все правильно, а у нас нет!» Это отношение сформировалось еще в монгольский и послемонгольский период, и многие люди до сих пор убеждены в том, что полнота духовной жизни есть только в монастырях, а в миру ее нет. Я уже приводил пример с исповедью, повторю еще раз: если бы вышел представитель из белого духовенства такой же одаренный, как Александр Шмеман, и ничем не выделяющийся священник из монашествующих, то все-таки народ предпочел бы монаха.

И конечно же, человек не понимает того, как ему настроиться на духовную жизнь. Перед ним встает огромное количество вопросов в связи с тем, что он пробует, потому что быт и жизнь человека посвящены не только ему одному, но и его домашней церкви, близким, родным, а следовательно, у него для духовной жизни остается не так много времени, как у монаха. И если раньше было принято бытовое благочестие, то и роль приходского священника сводилась только к тому, как человек поддерживает его. Мы и сейчас иногда можем видеть на исповеди такое, когда батюшка спрашивает: «А ты молишься каждый день? А ты готовился к Причастию?» И если слышит в ответ положительные ответы, то больше ничего не спрашивает у такого человека. Хотя на самом деле важно проследить то, с каким устремлением человек молится, как он осмысливает для себя важность Причастия, когда он к нему готовится. И те правила, которые он выполняет, нужны прежде всего ему самому, а не Богу. Мы до сих пор наблюдаем такую тенденцию.

Конечно, зная, что сейчас такого бытового благочестия не осталось, особенно после семидесяти лет безбожия, стоит вопрос о том, какова же роль современного приходского священника для своей паствы. А с другой стороны, возникает вопрос о том, какой должна быть духовная жизнь человека, живущего в секулярном мире, постоянно пользующегося Интернетом, человека, который, приходя из дома на работу, испытывает огромное количество искушений. К примеру, насколько для него должен быть важен пост, чем он должен быть для такого человека в первую очередь. Мы понимаем, что многие современные люди берут себе послабление на пост. Значит можно говорить о том, что пост, связанный с пищей, для большинства труден или не воспринимается ими. Поэтому мы можем пересмотреть наше отношение к посту как к средству воздержания от средств массовой информации, Интернета, телевизора, компьютера и всего прочего. То есть в этом отношении выходить на другой уровень в духовной жизни.

В то же время, говоря о духовной жизни человека, не хотелось бы уходить только в выполнение определенного бытового благочестия, когда человек для того, чтобы приблизиться к Богу, должен молиться, поститься, читать Священное Писание, хотя это, безусловно, очень важно, но это не является сердцевиной всей духовной жизни. Подчеркну еще раз свою мысль, что все-таки у большинства верующих вся их духовная жизнь вращается только вокруг того, насколько правильно они исполняют те или иные предписания. И если, к примеру, взять страшный грех блуда или прелюбодеяния, то у людей не возникает вопроса, почему Церковь его осуждает. Ведь здесь причина не в том, что человек с кем-то переспал, а в том, что он нарушил в первую очередь обеты, данные Богу при венчании, и именно поэтому он несет за это ответственность, именно поэтому это смертный грех. У нас все это размывается, внимание концентрируется на мелочах, а большие вещи уходят на второй план. Думаю, что в современных условиях это понимание духовной жизни очень важно доносить до человека.

– Вопрос от телезрительницы, который нам поступил через социальную сеть «ВКонтакте»: «Можно ли читать в день по кафизме из Псалтири? И насколько практика ее чтения связана с духовной жизнью?»

– Любая молитва связана с духовной жизнью. Мы видим, что псалмы всегда лежат в основе каждого богослужения, и на службах они регулярно либо поются, либо прочитываются. Поэтому это очень хорошая практика, когда человек за день прочитывает по одному псалму или целиком кафизму – у кого как получается. Это хорошо, но еще более важно, чтобы не только прочитывался тот или иной псалом, но и понимался его смысл. Поскольку для большинства людей при чтении псалмов на церковнославянском языке уходит этот смысл – о чем в них говорится, почему царь Давид написал именно этот псалом. Если вначале читать на русском языке, то будет понятным его содержание, поэтому я бы посоветовал в практике чтения Псалтири нашей телезрительнице использовать сначала русский текст псалма или кафизмы, а уже потом читать на церковнославянском языке, если он ей больше нравится.

– Отец Константин, когда мы говорим о духовной жизни, то не подразумевается ли здесь, что это какая-то отдельная жизнь, которая отличается от нашей повседневной, обычной?

– В наши дни это стало подразумеваться, потому что, как я уже говорил, наш быт оторван от религиозной составляющей. Если раньше соблюдение бытового благочестия было центром жизни, то это говорит о том, что жизнь русского народа строилась на основании церковного календаря. Сейчас это абсолютно не так. Поэтому в этом отношении у нас духовная жизнь строится иначе: когда я прихожу в храм – это одно, а моя обыденная жизнь – это совсем другое. Мы не воспринимаем свою жизнь как определенное служение, как посвящение Богу, и в этом основная причина того, почему у нас не происходит этой смычки между духовной и обыденной жизнью. У большинства людей такое понимание: вот здесь я могу вести себя как хочу, а когда я буду в храме, то я должен вести себя, говорить и думать по-другому. Допустим, среди своих невоцерковленных, не очень религиозных коллег я говорю, думаю, иногда шучу абсолютно по-иному, моя жизнь вращается вокруг совсем других понятий, я измеряю все другими категориями – в отличие от того, когда я в воскресенье прихожу в храм. В этом определенная особенность духовной жизни людей, с одной стороны. А с другой – мы понимаем, что человек не может «перепрыгнуть» из первого класса сразу в десятый. Через такое искушение сейчас проходят практически все люди, когда думают примерно так: «Вот был такой подвижник, монах, который мне нравится. Он совершал это, это и это. Значит я буду читать большое количество акафистов, молитв, делать много поклонов...» Потом человек понимает, что ему этого не выдержать, и тогда он падает духом, начинает унывать. А почему? Потому что взял на себя слишком много.

Поэтому в духовной жизни, как и в любом другом деле, нужна поэтапность: вначале я должен взять на себя немного, а потом постепенно увеличивать нагрузку. Это подобно тому, как дети приучаются к молитвенному правилу. Я всегда говорю: «Ты сначала читаешь вечером «Отче наш», потом «Богородице Дево, радуйся...», а потом «Отче наш» и «Богородице Дево...» вместе. Затем молитвенное правило расширяется, и ты уже добавляешь сюда Символ веры, затем еще что-то...» Так ребенок потихоньку расширяет свое молитвенное правило, которое становится для него естественным, потому что он не брал на себя сразу все молитвенное правило, а каждый раз постепенно добавлял себе по молитовке. Здесь должно быть точно такое же поступательное движение человека. Он не может сразу из того, каким он был до церковной жизни, стать таким, каким он должен быть в Церкви. Поэтому, еще раз повторюсь, должен быть поэтапный подход к духовной жизни. Это подобно тому, как люди идут в гору: спринтеры, даже если они обгонят человека, идущего вверх обычным шагом, выдохнутся где-то на подступах к вершине, их дыхание будет сбито, и наверх они уже не поднимутся. А человек, который идет тихо, спокойно, с размеренным дыханием, шаг за шагом доберется до вершины горы. Почему? Потому что у него все выстроено в определенной последовательности. А у нас же обычно делается один шаг вперед и два шага назад. Поэтому выстраивание каких-то воздушных замков в своей духовной жизни – это дело ненужное. И думать о том, что вот я стану великим подвижником, тоже не надо. Господь от нас требует не этого, а того, чтобы наша духовная жизнь была регулярной и постоянной. В этом основа любой духовной жизни. Если мы будем регулярно исполнять небольшое послушание – взятое на себя молитвенное правило, постоянно причащаться, то у нас будет нормированная духовная жизнь, которая не будет колебаться из стороны в сторону.

– Вопрос от телезрителя из Москвы: «Скажите, пожалуйста, есть ли такое понятие, как «обрядоверие»? И если есть, то что это такое и насколько оно может вредить или помогать в подлинной духовной жизни христианина?»

– Обрядоверие, конечно же, есть. Это происходит тогда, когда мы думаем, что исполняя те или иные условия обряда, мы каким-то образом достигаем каких-либо целей в общении с Богом. Управление Богом с помощью обрядов – вот что такое обрядоверие. Сюда же относятся всевозможные приметы, знаки и символы, которые я вижу. Например, черная кошка через дорогу перебежала – значит будет плохой день. Это момент того, что совершённый обряд ведет человека или в ад, или в рай. Допустим, говорят, что если живого человека отпели, то он умрет. Это недопустимо в духовной жизни, потому что мы спасаемся не из-за обрядов, а благодаря вере.

С другой стороны, мы можем сказать, что мы всю жизнь облекаем в тот или иной символ. Так что обрядность есть. Молодой человек дарит девушке цветы, и этим жестом он показывает, что любит ее. Что это такое, если не обряд? Или перед тем как сесть за стол, человек моет руки, хотя это религиозный обряд. Мы всё облекаем в обряд, но не он сам по себе важен, главное то, что наполняет его, что он несет в себе.

Недавно я перечитывал циркуляры архиепископа Михаила (Мудьюгина), написанные им, когда он был в Вологде. В одном из них он запрещал отпевание тех людей, которые не были прихожанами, то есть не были церковными людьми. Он пишет, что таинство отпевания должно совершаться только над церковными людьми, над теми, кто исповедовался и причащался. А если они не были таковыми, то как же мы можем совершить над ними христианское таинство – обряд погребения, если они сами себя отлучили от Церкви, так как не причащались? Таким образом, говорит он, это будет способствовать тому, что человек будет приходить в храм, зная, что его не отпоют, если он не будет этого делать. С другой стороны, и родственники этих людей станут способствовать их духовной жизни. Я так немного вольно пересказываю его циркулярное богословское мнение, но в принципе это верно: таинство совершается над христианином, и в данном случае это не говорит о том, что душа попадет в рай или ад. Таинство отпевания совершается над усопшим, пишет владыка, дабы высказать уважение телу усопшего, которое является храмом души. Здесь владыка Михаил очень четко определяет сторону обряда – это определенное действие, совершаемое над телом усопшего как над храмом души.

Так что обрядоверие не должно в духовной жизни играть значимой роли. Хотя с другой стороны, такого выражения своей жизни только с помощью тех или иных обрядов у нас нет.

– Вопрос от телезрительницы из Новосибирска: «Меня интересует, почему в постные дни, в среду и пятницу, нужно есть горячую пищу без растительного масла, хотя оно называется постным?»

– Во-первых, потому что это полагается по монашескому уставу. Мы понимаем, что для такого поста, во всей его строгости, растительное масло не употребляется. Но это все-таки монашеские требования.

– И иной климат.

– Да, и писалось это для других климатических условий. Поэтому понятно, что данные требования к современным людям неприменимы. С другой стороны, мы понимаем, что основа любого поста – это не только ограничения в еде, а самое главное заключается в духовном делании. В этом отношении в среду и пятницу, как в особые дни, мирянам надо положить осмысление и своей недели, и всей своей жизни. Это очень удобно, потому что среда – это середина недели, а пятница – ее конец. Если мы будем в среду отслеживать то, как мы прожили понедельник и вторник, а в пятницу станем думать о том, как провели четверг, и будем размышлять о том, что будем делать в субботу и воскресенье, то эти два дня послужат для нас очень хорошим толчком для того, чтобы анализировать свои духовные устремления и настроения. Потому что в духовной жизни в первую очередь внимание уделяется именно мыслям, поскольку любая мысль стремится к воплощению. Если мы задумаемся, то увидим, что эта энергия мысли безудержна, любая мысль хочет воплотиться, стать реальностью, и именно здесь происходят падения. Как утверждают святые отцы, когда мы начинаем высказывать свои мысли, когда бываем одержимы той или иной греховной мыслью, то наше падение начинается тогда, когда происходит ее полная реализация в действии. Именно поэтому к мыслям такой важный подход во всей святоотеческой литературе. И для мирян я бы в первую очередь взял на вооружение эти два дня: среда и пятница как осмысление всей своей жизни.

– Мне кажется, что вопрос нашей телезрительницы включал в себя и такое: по какому признаку те или иные продукты считаются постными? Есть ли некая духовная составляющая здесь? К примеру, чистота или нечистота тех или иных продуктов?

– Если говорить о чистоте или нечистоте продуктов, то апостол Павел нам уже ответил на этот вопрос: «Что Господь очистил, не почитай нечистым», то есть любой продукт чистый, коль его сотворил Господь. Так что здесь нет никакой проблемы для христиан. Единственное, что христианин не может употреблять по апостольскому правилу, это кровь, то есть стейк с кровью или кровяную колбасу мы, конечно, есть не можем, а все остальное – пожалуйста.

Что же касается городского жителя, то здесь бывает такая ситуация, когда многие начинают выслеживать состав продуктов: постные они или нет, входит в состав сухое молоко или нет, добавлено ли яйцо и т. д. То есть начинается вот такое «лазанье» по продуктам. Даже что касается печенья, которое люди употребляют в Великий пост, многие смотрят на этикетки. Хотя мы понимаем, что сейчас мы живем совсем в другом ритме.

Я об этом как-то с Вами говорил, что современному человеку вечером тяжело молиться, особенно совершать вечернее правило. Большинству людей трудно его выполнять, потому что современный человек ложится спать часов в 11-12 вечера. Понятно, что встать на молитву в 12 часов ночи ему уже невмоготу. Раньше люди ложились спать, как это было обычно в деревнях, не так поздно: часов в 9-10 вечера, но не позже. Так, может, перенести вечернее правило на более ранний срок, даже если ты еще пока не ложишься спать?

– Как в семинарии...

– Да, а потом продолжить свои дела. Ритм жизни города и села очень сильно отличается, и в этом отношении возникает большое количество вопросов, которые касаются в том числе и продуктов. Раньше солдатам, к примеру, дозволялось поститься первую неделю Великого поста, а потом они уже ели мясо. И кузнец ел в пост мясо, поскольку у него была очень тяжелая физическая работа. Если мы знаем темп городской жизни, то, что те продукты, которые мы сейчас вкушаем (об этом много говорится по телевизору и радио), не очень подходят под нормы экологически чистых, то здесь встает вопрос о том, насколько важно подходить к еде с такой четкостью и принципиальностью. На мой взгляд, лучше уделить время чтению каких-либо духовных книг или размышлениям о своей духовной жизни, чем выискивать, рассматривая на этикетках, является ли это печенье постным или нет. В этом отношении современный человек стоит в иных условиях, поэтому прилагать ему те нормы и правила, которые диктуют нам каноны предписания постов, конечно же, невозможно.

– Вопрос от телезрительницы, который нам поступил через социальную сеть «ВКонтакте»: «Как все-таки можно совмещать духовное с земным?»

– Здесь необходимо уточнить вопрос: а что она сама подразумевает под мирским, а что под духовным? Обычно я вспоминаю случай, который рассказывал отец Софроний (Сахаров), когда он впервые побывал на Афоне: «Я зашел в трапезную, поел и, уже уходя, заметил монаха, который мыл тарелки за братией. Я обратил внимание на то, как он это делал. Было такое ощущение, что он творит литургию на своем месте. Мне подумалось, что, наверное, этот брат, приехав на Афон, думал о великих монашеских подвигах, а его поставили мыть тарелки, потому что кто-то это должен делать. И я понял, что любое дело, которое мы делаем, мы должны совершать так, как будто мы творим литургию».

В этом отношении мы можем свести ответ на вопрос к следующему: нельзя разграничивать духовное и светское. Все в этом мире духовно, главное, как ты к этому подходишь. Если ты относишься к своей работе, к семейным отношениям как к совершению душеспасительных особых действий, то они для тебя и будут таковыми. Здесь как раз и кроется разграничение, о котором мы с вами говорили: то, что духовная жизнь – это одно, а обычная жизнь – совсем другое. Поэтому тут человеку стоит задуматься именно над тем, что его и обычная, и церковная жизнь должна быть одним и тем же: стремлением в любом действии угодить Богу. Была такая история у западных святых: мальчик кидал мяч, его остановили и спросили: «Что ты будешь делать, если придет Христос?» Он ответил: «Продолжу кидать мяч, потому что если я могу сделать это перед Богом, то я буду продолжать это делать. А если я этого не могу, так зачем мне это делать?» Ребенок так воспринял игру в мяч. И мы должны любое дело чувствовать так, что мы его совершаем перед лицом Божьим.

– Хочется задать еще один вопрос от телезрительницы: «Не является ли стремление к святости эгоизмом? Все мирское стало неинтересным, а ближние обвиняют меня в том, что никого не люблю. На них остается меньше времени, потому что хочется только вести духовную жизнь: ходить в храм, общаться с единомышленниками».

– Общение со своими близкими – это непосредственная задача христианина. Господь сказал: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Поэтому задача христианина – это свидетельствование о Христе своей жизнью, и если Ваши близкие чувствуют, что Ваша жизнь никаким образом им о Христе не говорит, то стоит задуматься о том, а живете ли Вы вообще духовной жизнью. Поскольку в данном вопросе заключается еще и сектантский подход: «Я живу духовной жизнью, а они плохие, не живут так, поэтому мне с ними неинтересно. Мне интересно только с теми, кто думает о Боге, кто говорит о Нем и заботится о своей духовной жизни». Мы должны понимать, что апостолам в первую очередь было интереснее не с язычниками, которые впервые услышали о Христе, задумались о том, что им возвестили, о том, что Христос умер и воскрес. И нам должно быть интересно. Если каждый из нас будет свидетельствовать своей жизнью в первую очередь домашним, близким, родным о Христе, то это и будет тот плод, который мы можем принести Христу в своей повседневной жизни. Конечно, рассуждая о духовной жизни, мы должны понимать то, в каких условиях она проходит, при каком стечении обстоятельств, и на один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Здесь слушательница должна задуматься о том, почему близкие говорят ей, что она уделяет им мало времени. Может быть, она действительно зачиталась и для родных у нее не осталось времени? А Христос сказал нам, кто наш ближний, и если они ей оказывают любовь, милосердие, то они являются ее ближними, а значит она должна относиться к ним с любовью и пониманием.

– Любовь и духовная жизнь, наверное, это очень близкие понятия?

– Евангелие, рассказывая нам о духовной жизни, говорит нам о любви. Первая и основная заповедь звучит так: возлюби Бога своего и ближнего своего, как самого себя. И изначально, рассуждая о духовной жизни, мы в первую очередь будем говорить о любви. Это основа любого духовного делания.

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Евгения Осипцова

Духовная жизнь - основа человеческой жизни. Самую тяжелую боль человек испытывает в своей душе. Самую сильную высокую радость он тоже ощущает не телом. Поэтому забота о невидимой части себя определяет наше счастье или несчастье. Более того - этим определяется и наше физическое здоровье, и все наши неудачи и успехи.

Но с какой стороны подступиться к этому невидимому миру? Самый надежный, известный путь - православие. Но некоторым скучно идти проторенными дорогами, хочется поискать чего-то уникального. Что-то такого менее трудного, более окутанного ореолом тайны. А порой человек и не ищет, просто к нему приходят сектанты и обращают в свою веру.

Либо же человек по незнанию соприкасается с миром магии и колдовства, и совершенно неожиданно оказывается лицом к лицу с самыми темными сущностями невидимого мира, которые властно входят в его жизнь и влекут куда-то вниз…

Конечно, эту тему лучше освещают специализированные сайты. Мы попробуем дать вам лишь основные сведения о разных направлениях духовности, сориентировать в мире разных духовных практик и теорий.

Рекомендуем дистанционный (онлайн) курс-тренинг счастья для тех, кто чувствует себя несчастным: «Из несчастного стать счастливым»

Важнейшие отношения в нашей жизни


В процессе осознания себя мы начинаем понимать, почему мы ведем себя с близкими людьми так, а не иначе, что нам мешает их любить и как нам следует поступать, чему учиться, чтобы зла в нас было меньше, а любви - больше. В том числе и наше общение с Богом необходимо вывести из тени на свет. Осознать, как мы к Нему относимся. Почему мы относимся к Нему так, а не иначе. Почему у нас именно такое представление о Боге и насколько оно верное. С этого и начинается духовная жизнь...
Читать дальше

Атеизм под нафталином

Елена Тарасенко
Как ни странно, люди, так придирчиво относящиеся к Евангелию, при этом наивно верят в совершенно немыслимые вещи - лишь бы они согласовались с их мировоззрением...
Читать дальше


Мы, на поверку, чрезвычайно нетерпимы. Поэтому как и прежде в нашей кумирне никто: ни Христос - придуманный нами, такой, какой нам нужен, ни Маркс, ни Фрейд, ни Бакунин - не добьются от нас покаяния, отчета в своей дурной духовной жизни.
Читать дальше

Десять причин, по которым я не умываюсь

Владислав Головин
Для того чтобы упрекать Церковь, нужно сначала разобраться, кто и зачем упрекает. Подавляющее большинство людей, далёких от Церкви, совершают в своей духовной жизни множество грехов, но не считают себя людьми безнравственными.
Читать дальше

Православие и ислам

Диакон Георгий Максимов
В подавляющем большинстве случаев причиной принятия ислама является желание девушки выйти замуж. Хотя бывают и девушки, которые обращают своих женихов-мусульман в Православие. Что касается парней, то в некоторых случаях не община в целом, а конкретная компания сверстников-мусульман может создавать привлекательный образ такой дружной общины. В некоторых случаях это может играть свою роль, особенно в регионах или коллективах, где мусульман большинство.
Читать дальше

Что важнее - ходить в церковь или быть хорошим человеком?

Священник Сергий Фейзулин
Паскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники, говорит Паскаль - это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники - это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви...
Читать дальше

Православное понимание духовности

Игумен Митрофан (Никитин)
Вопрос о духовности – это вопрос о том окончательном и высшем смысле жизни, который каждый человек должен бы был искать. В настоящее время о духовности говорят все религии, различные оккультные и мистические направления, о духовности говорит секулярная мысль. Перед лицом этого многообразия важно выявить, какова же правильная духовность, а какова ложная.
Читать дальше

«Новый Атеизм»: критический анализ


Вождей Нового Атеизма - Ричарда Докинза, Кристофера Хитченса и Сэма Харриса - называют атеистическими евангелистами, светскими фундаменталистами, проповедниками и т.п. Эти эпитеты, без сомнения, отражают пыл, страсть и витиеватость стиля, свойственные не только их печатным работам. Доводы «новых атеистов» скорее не столько убеждают, сколько впечатляют читателей и слушателей.
Читать дальше

Во что верят христиане


Если вы атеист, вам приходится верить, что в основе всех религий мира кроется одна гигантская ошибка. Если вы христианин, вы свободны думать, что все религии, в том числе самые странные, содержат хотя бы крупинку истины...
Читать дальше

О достоинстве христианства и недостоинстве христиан


Внешняя история церковной жизни бросается нам в глаза и легко поддается изложению, о ней можно рассказывать в доступной для всех форме. Внутренняя же духовная жизнь Церкви, обращение людей к Богу, достижение святости, не так бросается в глаза...
Читать дальше

Где живет Сознание


Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали еще в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и решает, как действовать в каждом конкретном случае...
Читать дальше

Нужно ли православие «свободному человеку»


Речь здесь пойдет не о буддизме. Сейчас об этой религии многие говорят. Но говорят и знают сейчас, в основном, о буддизме, о йоге, о Рерихах, о Блаватской. О политике. О науке. О спорте. О вещах очень или не очень далеких... Но что мы знаем о том, что всегда было и есть РЯДОМ с нами?
Читать дальше

Сущность христианства

Иван Андреев
О сущности христианства было высказано много самых разнообразных мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее определяет Православная Церковь...
Читать дальше

О сущности христианства


О, как велико знание истины! Когда мы ее знаем, когда мы правильно представляем себе наше бытие, действуем в соответствии со своей природой, осознаем законы этой природы, то, по-видимому, следуя этим путем, сможем достичь блага. Ибо правильное удовлетворение человеческих потребностей приносит человеку благо.
Читать дальше

Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений (часть1)

Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Авторы таблицы стремятся не затушевывать расхождения между христианством и исламом, а представить эти различия «как они есть».
Читать дальше

Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений (часть2)

Окончание таблицы сравнения христианского и мусульманского вероучений.
Читать дальше

Из Церкви в секту и обратно

Как выглядят сектанты, знали в нашем городе все: в какой-то момент они появились буквально ниоткуда, выросли из-под земли. С одинаковыми хриплыми голосами, надрывными интонациями и невидящими глазами, они приставали на улицах, в транспорте...
Читать дальше

В Церковь Христову из «Церкви Христа»

Наталия Зайцева
Мои первые годы в «ЦХ» – это «сумасшедшее» проповедование, дикие эмоции, амплитуда которых колебалась от восторга до депрессии. У нас был свой сленг, своя субкультура, свой закрытый и очень сплоченный мирок.
Читать дальше

Почему православие есть истинная вера


В настоящее время все мы находимся в такой жизненной ситуации, когда уже никоим образом и никакими стенами не можем отделить себя от окружающего мира. Какова она? Мы живем в мире религиозного плюрализма...
Читать дальше

Мой путь к Богу

В Бога верила я давно. Помню, еще в начальной школе возник у нас с одноклассницами разговор: есть Бог или нет? Одна девочка сказала, что нет, не верит она в Его существование, а мы с другой ответили «и да, и нет»...
Читать дальше

Взрослые люди часто задумываются о саморазвитии и самосознании, о вопросах этики и морали, духовности и религии, о смысле жизни. В чем состоит духовная Можно сказать, что это нагромождение его впечатлений и опыта, которые осознаются в процессе жизнедеятельности.

Что такое духовность?

Вопросами духовности занимаются такие науки, как философия, теология, религиоведение и обществознание. В чем состоит духовная жизнь человека? Дать определение ей очень сложно. Это формирование который включает в себя знания, чувства, веру и «высокие» (с морально-этической точки зрения) цели. В чем состоит духовная жизнь человека? Образование, семья, походы в церковь и редкие подачки милостыни? Нет, это все неверно. Духовная жизнь - это достижения чувств и разума, объединенные в так называемые которые ведут к построению еще более высоких целей.

«Сила» и «слабость» духовного развития

Что отличает от прочих «духовно развитую личность»? В чем состоит духовная жизнь человека? Развитая, стремится к чистоте идеалов и помыслов, она думает о своем развитии и поступает в соответствии со своими идеалами. Слабо развитый в данном плане человек не способен оценить все прелести мира вокруг, внутренняя жизнь у него бесцветна и бедна. Так в чем состоит духовная жизнь человека? В первую очередь, это прогрессивное развитие личности и ее саморегуляция, под «руководством» высоких ценностей, целей и идеалов.

Мировоззренческие особенности

В чем состоит духовная жизнь человека? Эссе на эту тему часто задают писать школьникам и студентам, так как это - фундаментальный вопрос. Но его нельзя рассматривать без упоминания такого понятия. как «мировоззрение». Что термин описывает совокупность взглядов личности на окружающий ее мир и процессы, которые в нем происходят. В мировоззрении заложено отношение индивида ко всему, что его окружает. Мировоззренческие процессы определяют и отображают чувства и мысли, которые мир преподносит человеку, они формируют целостное представление о других людях, о природе, обществе, моральных ценностях и идеалах. Во всех исторических периодах особенности людских взглядов на мир были разными, но и сложно найти две личности с одинаковыми взглядами на мир. Именно поэтому можно сделать вывод, что духовная жизнь каждого отдельно взятого человека - индивидуальна. Могут быть люди со схожими представлениями, но есть факторы, которые обязательно внесут свои коррективы.

Ценности и ориентиры

В чем состоит духовная жизнь человека? Если говорить об этом понятии, то необходимо вспомнить и про ценностный ориентир. Это - наиболее дорогой и даже святой момент для каждого человека. Именно такие ориентиры в совокупности отображают отношение личности к фактам, явлением и событиям, которые происходят в действительности. Ценностные ориентиры различны для разных наций, стран, обществ, народов, общин и этносов. При их помощи формируются как индивидуальные, так и общественные цели и приоритеты. Можно выделить нравственные, художественные, политические, экономические, профессиональные и религиозные ценности.

Мы - это то, о чем мы думаем

Сознание определяет бытие - так говорят классики философии. В чем состоит духовная жизнь человека? Можно сказать, что развитие - это осознанность, ясность сознания и чистота мыслей. Нельзя сказать, что весь этот процесс происходит только в голове. Понятие «осознанность» подразумевает некие активные действия на этом пути. Она начинается с контроля над своими мыслями. Каждое слово происходит от бессознательной или сознательной мысли, именно поэтому важно их контролировать. Следом за словами приходят и действия. Тон голоса, язык тела соответствуют словам, которые, в свою очередь, порождаются мыслями. Следить за своими действиями также крайне важно, так как они станут со временем привычками. А перебороть дурную привычку очень сложно, гораздо лучше ее не иметь. Привычки формируют характер, а это именно то, каким видят личность другие люди. Они не способны знать мысли или чувства, но они могут давать оценку и анализировать поступки. Характер же, вместе с поступками и привычками, формирует жизненный путь и духовное развитие. Именно постоянный контроль над собой и самосовершенствование составляют основу духовной жизни человека.