Почему так важна организованность для человека? Научитесь управлять своей энергией. Знание техники личной работ

Даже самый последний разгильдяй слышал о принципах организованности – чистое, правильно оформленное рабочее место, где все под рукой, система хранения информации, записи, расписания и т.д. Более того, он наверняка видел примеры, доказывающие их работоспособность. Вот только дисциплины ему, чтобы самому им следовать, не хватает. Так рождается популярная отговорка, мол, организованность это скучно, организованный человек становится рабом своих привычек и времени.

Так ли это? Отнюдь. Организованность – это определенные привычки. А привычки есть у всех нас. Только у одних это привычка разбросать все, а у других – держать в порядке. Первая не обязательно плохая, но лишь до тех пор, пока не вредит жизни, убивая продуктивность и .

Привычки организованных людей

Развивайте следующие привычки, чтобы стать организованным человеком.

Записывайте все

Зачастую, когда человек что-то не забыл, это не благодаря хорошей памяти, а потому, что он самое важное записал. Попытка запомнить все не поможет стать организованным, это, скорее, признак лени.

Запишите все: список товаров, которые нужно купить, фильмов, которые хотите посмотреть, книг, которые необходимо прочесть. Можете использовать бумажный дневник, телефон или компьютер.

Составляйте расписания и устанавливайте крайние сроки

Составляйте расписания, таблицы и графики. Устанавливайте сроки и цели. Без этих простых приемов очень сложно контролировать то, что происходит в вашей жизни.

Помните, что если найдется хотя бы малейшая причина ничего не делать, вы тут же ухватитесь за нее. Поэтому грамотно составленный план – это своеобразный способ не дать себе увильнуть от работы, ведь вот она, определена и понятна.

Избавьтесь от прокрастинации

Прокрастинация – одна из главных бед современного человека. Даже особо не напрягаясь, можно себя обеспечить едой и иметь крышу над головой. А значит, можно отложить важные дела и заняться чем-нибудь приятным, верно? Нет, потому что таким образом вы делаете выбор в пользу сиюминутного удовольствия, упуская возможность сделать что-то значащее.

Чем дольше вы откладываете работу, тем сложнее будет за нее взяться. Поэтому нужно ввести привычку заниматься важными делами сразу после пробуждения.

Регулярно убирайтесь в доме

Уборка – акт не только полезный, но и символический. Вы таким образом показываете самому себе, что наводите порядок в жизни и не приемлите хаоса.

Убирайтесь в квартире хотя бы раз в неделю. Это позволит находить нужные инструменты за считанные секунды и не откладывать важные дела.

Купите все, что нужно для работы и учебы

Как мы уже говорили, человек любит придумывать себе оправдания для того, чтобы не работать. Об организованности в не может быть и речи. Если у вас нет блокнота, ручки, скрепок и прочих канцелярских товаров, вы рискуете упустить то минутное вдохновение, когда вас тянет работать. Да и когда не тянет, но нужно, гораздо проще начать, когда все необходимое есть под рукой.

Исключите отвлечения

Если что-то может вас отвлечь, то обязательно отвлечет. Не испытывайте силу воли. В читальном зале библиотеки сложно заняться чем-то другим, так как никто вас не дергает, за стеной не орет телевизор или радио, а соседи сверху не поют в душе «Макарену». Чем меньше раздражителей – тем проще сосредоточиться на важном.

Много работайте

Для того чтобы стать организованным, для начала нужно очень много работать. Это необходимо для понимания, где нужно приложить больше, а где меньше усилий.

Вы можете прочитать книгу Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок», но мало чего из нее вынести. Ведь он говорит о людях, которые много работают и должны быть продуктивными. А если вы любитель прикладывать минимум усилий, его советы вам вряд ли помогут.

Исходите из того, что нужно работать больше восьми часов в сутки. И только когда начнете замечать, что можно это делать умнее, начинайте пользоваться советами по продуктивности.

Как стать собранным и организованным

Используйте метод 3D

Данная техника расшифровывается как Delete, Delegate, Do (удалите, поручите, действуйте). Как видим, «действуйте» находится на последнем месте. Если вы хотите научиться работать разумно и оставаться организованным, для начала уберите все ненужное или поручите некоторые дела другим людям (об этом отдельно расскажем чуть ниже).

Удалите все дела:

  • которые являются срочными, но не очень важными;
  • которые дают поддельное чувство прогресса;
  • вызывают сильный стресс и при этом не несут никакого смысла.

Это особенно важно при работе с электронной почтой, поскольку по своей сути она представляет собой список дел других людей. Это запросы, которые они вам посылают. Они забирают энергию и время.

Конечно, в некоторых случаях пользу от ответа получаете как вы, так и человек, написавший письмо. Но только в том случае, если ваши цели гармонируют. Во всех остальных случаях это является отвлечением.

Делегируйте свои дела

Если у вас есть помощник или команда сотрудников, поручите им дела, которые они могут сделать. Сложность в том, что вы можете считать себя великим экспертом, а всех остальных – аматорами. И даже если так, часто бывают случаи, когда правильнее позволить сделать другим работу нормально другие, чем самому потратить непропорционально много времени, чтобы сделать ее идеально.

Если таких людей нет, найдите их. Предположим, вы фрилансер, который работает на износ, получает достаточно денег. Хочется не только отдыхать, но и заняться саморазвитием, например, выучить . Что делать? Найти другого фрилансера, который сможет выполнять часть вашей работы.

Если вы сможете освободить при этом 50% времени, снизив доход на 10-15% – отлично! Значит вы уже начинаете следовать заветам Кийосаки.

Как только вы начнете мыслить подобным образом, то, возможно, захотите пойти дальше и начать работать , как писал Тим Феррисс. Почему нет? Даже если такого идеального результата достигнуть не получится, стремиться к нему все равно нужно.

Составляйте список из трех самых важных дел

Составляйте список из трех самых важных дел, которые нужно выполнить за день. Это поможет сохранить предельную ясность и концентрацию. Длинный же список утомляет и заставляет чувствовать себя подавленным и потерянным. Непонятно, с чего начать, особенно если на носу большой проект. А это ведет к прокрастинации.

Всего три задачи, не больше. Каждая из них должна занимать от 1 до 2 часов. Обязуйтесь выполнить их на следующий день, что бы ни случилось. Никаких отговорок. Помимо этого можно планировать три дела в неделю, особенно если они достаточно объемны.

И все же стоит упомянуть, что некоторые гуру тайм-менеджмента не согласны с этим методом. Они считают, что подобные списки приводят к еще большей неорганизованности, ведь помимо трех дел все равно есть множество мелких задач, которые нужно выполнить. В любом случае, советуем попробовать эту технику и выявить ее плюсы и минусы.

Другие эксперты советуют завести два списка. В первом будет три самых важных задачи, которые нужно выполнить в первую очередь. Во втором то, что вы должны сделать потом. Рассмотрите и этот вариант.

Узнайте обо всех своих недостатках и слабых сторонах

У каждого из нас есть недостатки и ограничения. Тот, кто будет игнорировать этот очевидный факт, каждый день будет сталкиваться с одними и теми же проблемами. Поэтому не переоценивайте свои возможности.

Хотите изучить английский язык и ходить в спортзал три раза в неделю? Нет проблем, только для начала достаньте лист бумаги и проведите простые расчеты. Предположим, вы работаете 8 часов в день в офисе, 2 часа уходит на дорогу. Нужно еще собраться утром и поужинать вечером, это еще 1 час. Вам необходимо спать, это еще 7 часов. Сколько получилось в день? Не обманывайте себя, цифры не лгут. Найдите другой способ развивать свои навыки. Чем-то придется пожертвовать.

Независимо от того, насколько вы организованы, часть дня, скорее всего, будет бесполезной: встречи, пробки, бессмысленные разговоры. А еще необходимо отдыхать и приводить себя в порядок. Смиритесь с ограничением: на все время найти нельзя. Но найти его можно на самое важное . Поэтому список из трех задач, о котором мы писали выше, так важен.

Создайте список «Возможно когда-нибудь»

Человек на протяжении дня может держать в голове идеи и дела, до которых прямо сегодня, руки точно не дойдут. Они могут быть ценными или не очень, но прямо сейчас истязать себя выявлением этого, не стоит. А чтобы не забыть о них – просто запишите их в отдельный список. Так они перестанут вас беспокоить и отвлекать.

Используйте технику тайм-боксинга

– один из лучших способов организовывать себя. Суть его состоит в том, что вы резервируете определенные часы дня для своих ценных дел и целей.

Приведем пример. Первый час после пробуждения вы посвящаете чтению. Это не обсуждается, потому что саморазвитие для вас является невероятно важным. Затем работаете на протяжении 5-6 часов. Идете в тренажерный зал или на пробежку.

Суть в том, чтобы выделить несколько часов на конкретные дела, но при этом не назначать точного времени, а, скорее, забронировать его.

Тайм-боксинг применяли некоторые писатели. Они выделяли на свою работу, скажем, 4 часа и садились за стол. У них был выбор – просидеть без дела или начать писать. Мало кто комфортно себя чувствует во время скуки, поэтому человек сразу брался за задачу.

Например, вам нужно написать статью. Вы забронировали 2 часа на это. Просто садитесь за стол и открывайте документ в Ворде. Не знаете, с чего начать? Тогда напишите то, что точно будет в статье. Придумайте заголовок или создайте абзац, который там точно должен быть. Идеи появятся сразу, следует лишь преодолеть инерцию.

Заточите пилу

Совет может показаться не нужным именно для организованности, но это лишь на первый взгляд. Затачивание пилы – это один из принципов книги «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Суть в том, чтобы регулярно обновлять свои знания и изучать новые навыки. То есть, инвестировать в себя на уровне:

  • физическом: делайте зарядку, избегайте стресса и достаточно спите;
  • эмоциональном: общайтесь с позитивными людьми, любите, будьте благодарны, верьте в себя;
  • умственном: читайте книги, пробуйте новое, играйте в игры для мозга, ходите в музеи, занимайтесь творчеством, медитируйте, проводите сеансы мозгового штурма;
  • духовном: продолжайте искать цель жизни, будьте хорошим и достойным человеком, помогайте другим, жертвуйте деньги.

Придерживайтесь минимализма

В конце концов, чем меньше вещей вокруг вас, тем проще быть продуктивным. Раньше не было смартфонов с кучей приложений, телевизор показывал пару каналов, об интернете вообще никто не слышал.

    Основа личности – внутренняя самоорганизация

    Организованность и самоорганизация как качества личности: сравнительный анализ понятий

Основа личности – внутренняя самоорганизация

Наиболее доступный человеку путь познания мира и самого себя начинается на уровне его собственной личности. Личность является внешним проявлением внутреннего ядра человеческого существа, состоящего из сознания (своего рода высокоорганизованной операционной системы, действующей на основе причинно-следственного анализа), подсознания (по всей видимости, хаотического скопления эмоций, образов и интуитивных побуждений) и, возможно, души (некой обобщающей сущности, связующей отдельного индивидуума с общим духовным миром одухотворенных существ, если таковой имеет место быть).

Сама по себе личность чаще всего определяется как совокупность выработанных привычек и предпочтений, психических настроений и общего тонуса, социокультурного опыта и приобретенных знаний, иными словами, личность – это набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющий повседневное поведение и связь с обществом и мирозданием.

В более узком понимании личность наблюдается как проявление «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Итак, проявления личности представляют собой внешнюю сторону работы сознания, подсознания и души. На уровне собственного сознания человек может подвергнуть свою личность анализу и установить ее основные свойства. Таким образом, личность – это отражение внутреннего мира человека, отбрасываемое на зеркальную поверхность мира внешнего.

По всей видимости, сознание является единственным высокоорганизованным уровнем внутреннего мира человека, где, с одной стороны, собственно и может происходить построение личности, способной к плодотворному существованию во внешнем мире, так называемой повседневной реальности, и, с другой стороны, происходит некоторое взаимодействие с подсознанием и, возможно, душой, вследствие которого обеспечивается развитие мира внутреннего. Таким образом, насколько бытие определяет сознание, настолько и сознание определяет бытие.

Для успешной работы сознания необходимо устранение отвлекающих факторов, атакующих его как из внешнего мира, так и из мира внутреннего. Для того чтобы избежать коллапса своих структур, сознание работает на нескольких уровнях. Наиболее поверхностный и простой уровень – это повседневные операции, обеспечивающие жизнедеятельность человека. Когда вопросы повседневности ставятся наиболее остро, то этот уровень сознания бомбардируется наиболее интенсивно проблемами внешнего мира, а другие уровни сознания не способны эффективно работать, поскольку все внимание индивида захвачено решением житейских проблем. Этот поверхностный уровень так или иначе задействован практически всегда, за исключением погружения в глубокие размышления или медитацию.

Более глубинный уровень отвечает за анализ тех или иных поведенческих линий, обобщений, построенных на взаимодействии с сознанием других индивидов посредством диалогов, конфликтов и взаимообмена внешним опытом. На этом уровне закладываются основы деловых, научных и отчасти творческих успехов индивида. Этот уровень сознания обычно атакуется интеллектуальными конфликтами между индивидуумами и прочими проблемами, связанными с деловой и научной деятельностью. Загруженность этого уровня нередко препятствует работе еще более глубинного уровня, оставляя нерешенными многочисленные внутренние вопросы, проистекающие из подсознания и души.

Наконец, третий уровень сознания включается в состоянии глубокого самопогружения, напряженного мыслительного процесса второго уровня, когда его предметом становится собственное «я», или в состоянии гипноза, медитации и так называемых внутренних прозрений. Этот уровень сознания глубоко погружен в человеческое «я» и несет ответственность за внутренний анализ собственного подсознания и, если такое возможно, то и души. На этом уровне решаются основные концептуальные проблемы творчества, искренних верований, эмоциональной любви и самореализации человека как существа общего духовного мира одухотворенных существ. Этот уровень подвергается прямым атакам неразрешенных душевных конфликтов, психологических травм, нереализованных ожиданий, неразделенной любви. Неумение задействовать этот уровень сознания приводит к тому, что внутренние проблемы, проистекающие из подсознания, начинают атаковать более внешние уровни сознания, занятые рабочими или научными проблемами, а также повседневными вопросами. В итоге происходит дестабилизация работы сознания на всех уровнях, что приводит к развитию неврозов, а также, говоря простым языком, к возникновению проблем на работе и дома.

Мыслящий человек подспудно наблюдает подобное разделение своего сознания на уровни. Умение самоорганизовываться, последовательно задействуя разные уровни сознания, необходимо для нормального функционирования индивида и, таким образом, составляет основу человеческой личности.

Можно сказать, что такое деление на уровни сознания универсально. Различие лишь в том, насколько эта организация хорошо выражена и поддерживается в функциональном порядке.

Обзаведясь столь эффективным инструментом, каким является развитое трехуровневое сознание, личность может позволить себе поступательное движение в направлении удовлетворения своих потребностей. Наилучшим описанием этих потребностей является иерархия потребностей Маслоу . В своей эпохальной работе «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу сформулировал позитивную теорию мотивации, которая удовлетворяла теоретическим требованиям и вместе с тем соответствовала уже имеющимся эмпирическим данным, как клиническим, так и экспериментальным. Его теория во многом опиралась на клинический опыт, но в то же время продолжала функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера, Гольдштейна и гештальт-психологии, а также динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера.

Маслоу назвал свою теорию холистическо-динамической – по названиям интегрированных в ней подходов.

Разработанная Маслоу теория человеческой мотивации может быть приложена почти к любому аспекту индивидуальной и социальной жизни. По мнению Маслоу, каждый индивидуум представляет собой интегрированное, организованное целое. Однако при этом можно выделить семь групп потребностей: базовые потребности, включающие в себя прежде всего физиологические: дыхание, вода, пища, жилище, сон, секс, безопасность, а также потребность в любви и потребность быть принятым обществом; высшие потребности: стремление к познанию, красоте, и, наконец, самоактуализация.

Понимание этих двух концепций (наличие трех уровней сознания, позволяющих эффективно анализировать и удовлетворять потребности личности, и осознание этих потребностей во всей их полноте) является залогом счастливого и осмысленного бытия.

Список потребностей достаточно универсален для всех людей. Просто пути удовлетворения этих потребностей могут значительно различаться, что и выражается в широком разнообразии версий человеческой морали, которая ни в коем случае не может служить примером универсальности. Так, каннибал попытается удовлетворить свою потребность в пище путем убийства и съедания другого человека, тогда как убежденный вегетарианец для утоления голода не прибегнет даже к опосредованному убийству животного.

Сложно установить высшие потребности дикаря-каннибала, но можно с натяжкой предположить, что зачатки этих потребностей присутствуют практически во всех представителях человеческих сообществ, другое дело, что в большинстве случаев они остаются неудовлетворенными. Даже в развитых обществах только десять процентов населения достигает уровня самоактуализации, а тех, кто поднимается на более высокий уровень и помогает самоактуализироваться другим, и того меньше.

Достижения компьютерных технологий, приведшие к созданию виртуальной среды обитания, могут способствовать работе трехуровневого сознания по удовлетворению высших потребностей, а автоматизация производств и реорганизация политических структур – удовлетворению базисных потребностей человека.

Организованность и самоорганизация как качества личности: сравнительный анализ понятий

Представим сравнительный анализ терминов «организованность» и «самоорганизация».

Современный толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой рассматривает прилагательное «организованный» как планомерный, отличающийся стройным порядком, дисциплинированный, действующий точно и планомерно. Общепринятое понимание в ряд основных характеристик организованности ставит планомерность, упорядоченность и дисциплину, т.е. характеристики, определяющие стилевые особенности реализации организованного поведения. С житейских позиций организованность есть инструментально-стилевое качество, формирующееся индивидуально.

Самоорганизация относится к числу волевых качеств личности. Проявление воли (точнее было бы - «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. Итак, до сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий «организованность» и «самоорганизация», обозначающих волевую активность.

В одной из своих работ В.А. Иванников отмечает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое - волю. «Анализ показывает, - пишет он, - что все эти качества выводятся из других источников и связаны не только с волей, а значит, не могут претендовать на роль отличительных признаков воли». Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому он говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности. Однако через несколько лет В.А. Иванников меняет свою позицию. В совместной работе В.А. Иванникова и Е.В. Эйдмана уже утверждается, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т.е. как личностные свойства.

Ф.Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность, к качествам второй - выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Подчеркиваем значимость сформированности этих волевых качеств у любой современной личности.

В.И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность, и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе - выдержку, выносливость, терпение.

В современных отечественных исследованиях организованность выделяется как одно из базовых свойств личности. Несмотря на такое выделение, феномен организованности является до настоящего времени мало изученным, отчасти в силу того, что в современной психологической науке нет единого мнения относительно природы данного свойства. Подобным образом можно объяснить феномен самоорганизации.

А.Н. Лутошкин, И.С. Мангутов, Л.И. Уманский рассматривают проблему организованности в процессе изучения особенностей организаторской деятельности; С.Л. Чернер - в процессе формирования деловых качеств личности; Ю.К. Васильев и И.А. Мельничук обращаются к организованности, исследуя вопросы экономического воспитания и образования. Ряд ученых связывают организованность будущих менеджеров с их учебной деятельностью, но не с профессиональной направленностью. А.Д. Алферов рассматривает организованность как необходимую предпосылку воспитания ответственного отношения студента к учению; Е.С. Рабунский связывает воспитание организованности студентов с их самостоятельной учебной деятельностью; М.И. Шилова считает, что организованность в учении отражает отношение студента к умственному труду.

Вообще в психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Божович, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова, Т.Н. Мальковская и др.) организованность рассматривают как усиленную, напряжённую деятельность, направленную на реализацию поставленных задач. Это и форма самовыражения и самоутверждения личности, обусловленная не внешней, принудительной необходимостью, осознанно принятым решением напряжённо приобретать знания, умения и навыки ради профессионального становления. Эти аспекты применительно к учащейся молодежи в современных условиях являются особо актуальными. К сожалению, анализ практики показывает, что в процессе обучения в образовательных учреждениях этому не уделяется должного внимания, а школьники и бакалавры не осознают значимость вышеназванных характеристик, а чаще видят лишь привлекательную внешнюю сторону той или иной профессии.

Продолжая анализировать научные работы, посвященные изучению организованности, нужно разделить их на теоретико-методологические (Н.Д. Левитов, Н.И. Рейнвальд, В.И. Селиванов, А.А. Смирнов) и практико-методические (А.И. Высоцкий, Т.А. Егорова, Н.Ф. Прокина, С.Г. Якобсон).

Представители первого направления скорее заинтересованы в исследованиях природы организованности, характеристике ее отличительных особенностей, представители же второго направления основное внимание уделяют разработке конкретных приемов и способов развития этого свойства, опираясь на определенные концепции в его трактовке.

Анализ философской, психологической, педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что организованность рассматривается как качество личности, свойственное любому человеку с нормальной психикой (В.Н. Мясищев, Л.И. Уманский), как условие формирования способностей (А.Г. Ковалёв), как волевое качество, свойство, черта, привычка характера (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, В.И. Селиванов, B.C. Юркевич).

В исследованиях В. И. Селиванова, В.И. Высоцкого, Т.А. Егоровой особо уделялось внимание поведенческим и мотивационным характеристикам организованности. Здесь рассматриваются как регуляторно-динамические - постоянный самоконтроль за поведением, доведение начатого дела до конца, так и мотивационно-смысловые - наличие потребности планировать и самому создавать условия и средства для реализации своего поведения по плану, умственные умения ориентировки и планирования своих действий во времени - характеристики организованности. Причем в качестве параметров измерения организованности чаще всего выступают такие внешне-поведенческие (формально-динамические) признаки, как соблюдение внешнего порядка на рабочем месте и в процессе деятельности, рациональное расходование времени с учетом обстановки, планирование своих действий и разумное их чередование, умение вносить в деятельность определенную организацию при изменении обстоятельств. Важным фактором, определяющим динамические проявления организованности, выступает степень сформированности волевых привычек личности: доведение начатого до конца, систематичность и последовательность действий, умение преодолевать трудности, выполнять намеченное в срок и др. В целом для большинства перечисленных авторов характерно основной акцент в анализе природы организованности ставить на её волевой компонент, утверждая приоритетную роль формально-динамических характеристик в структуре изучаемого свойства. Подтверждением этого является факт отнесения организованности к группе волевых качеств, характеризующих динамичность, мобильность личности (Н.Д. Левитов), а также введение в психологическую терминологию понятия «организованность воли» (В.И. Селиванов). Данное положение кажется обоснованным, так как, по мнению С.Л. Рубинштейна, характер теснейшим образом связан с волей, являющейся как бы «хребтом характера» и определяющей его твердость, решительность, настойчивость. В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается, а с другой - проявляется. Отдельно необходимо подчеркнуть, что в самоорганизации также важное место занимают сила воли и волевые качества.

А.К. Осницкий, в частности, отмечает, что значительные сдвиги в формировании качества самоорганизованности наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте, когда саморегуляция деятельности и саморегуляция личности достигают расцвета, когда личность интересуется уже не только результатами своих усилий, но и своей позицией, своими возможностями во взаимодействии с другими людьми. Свои исследования А.К. Осницкий посвятил изучению качеств самоорганизации у подростков.

Он отмечает, что к этому времени в сознании учащегося в той или иной мере сформирована система представлений о своих возможностях: 1) в целеобразовании и целеудержании (нужно не только уметь понимать предложенные цели, уметь формировать их самому, но и удерживать цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие, тоже представляющие интерес); 2) в моделировании (надо уметь выделить условия, важные для реализации цели, отыскать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации отыскать объект, соответствующий этому предмету); 3) в программировании (нужно уметь выбрать соответствующий цели деятельности и условиям способ преобразования заданных условий, подобрать соответствующие средства осуществления этого преобразования, определить последовательность отдельных действий; 4) в оценивании (нужно уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий; субъективные критерии оценки результатов не должны сильно отличаться от заданных); 5) в коррекции (нужно представлять, какие изменения можно привнести в результат, если какие-то детали не соответствуют предъявляемым требованиям).

Рассмотрев понятия самостоятельности и организованности, мы представляем определение термина «самоорганизация». Самоорганизация - это деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. Итак, в основе самоорганизованности как качества личности лежат не только знаниевые и деятельностные характеристики, но и волевые и оценочные. Однако это лишь основа для дальнейшего формирования этого качества в процессе обучения. Анализ практики и наш эмпирический опыт показывает, что в образовательных учреждениях этому не уделяется внимание. На первый план, как правило, выходит знаниевый компонент, т.е. овладение общегуманитарными и профессиональными знаниями.

Изучение основных требований к образованию и сравнительный анализ понятий «организованность» и «самоорганизация» позволило определить ведущие научно-методологические подходы, лежащие в основе процесса развития культуры самоорганизации учащейся молодежи: психолого-педагогический, объективационный, культурологический, интегративно-модульный, системный, личностно ориентированный, уровневый. Сущность этих подходов заключается в следующем:

    психолого-педагогический подход. В контексте данного направления изучались взаимосвязи самоорганизации с различными феноменами учебной деятельности - самостоятельной работой школьников и студентов (В. Граф, И.И. Ильясов, П.И. Пидкасистый и др.), творческой активностью обучаемых (Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.), самосознанием личности и т.п. Авторы исследований, относящихся к указанному подходу, считают, что поскольку центральным, интегрирующим элементом личности является ее самосознание, то самоорганизация основывается на процессах самодетерминации и выступает как активное освоение и превращение личностью внешних условий жизни в собственное отношение;

    объективационный подход. Ученые, разрабатывающие данный подход (Г.А. Волковицкий), считают самоорганизацию личности необходимой формой ее объективации в процессах самоопределения, самовыражения, самореализации, самоосуществления. Этим они подчеркивают, что процесс личностной самоорганизации является двухвекторным - от осмысления и переосмысления содержания своего самосознания к высшим отношениям личности и от высших отношений к способам их объективации;

    культурологический подход. Группа авторов (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис), обращаясь к проблеме личностной самоорганизации, указывает в качестве ее атрибутивного критерия временную организацию деятельности. Они считают, что временная организация всего поведения человека в условиях современной культуры становится особой осознанной задачей и что действие организации времени неотделимо от смыслообразования и целеполагания - этих важных компонентов самоорганизации личности;

    интегративно-модульный подход. По мнению ученых, этот подход обеспечивает обоснование структуры содержания общей и профессиональной подготовки на основе базовых и специальных курсов, их обобщения на уровне законов, понятий, основных положений, формирования целостной системы знаний, действий, что способствует пониманию целостной профессиональной деятельности и развитию у студентов культуры самоорганизации;

    системный подход. Подход обеспечивает целостность построения и взаимосвязь отдельных компонентов содержания базовых и специальных дисциплин. В рамках системного подхода ученые обращают внимание на различные особенности саморегуляции, оказывающие влияние на эффективность деятельности и поведения личности. Это изучение саморегуляции поведения человека (Б.М. Ананьев, В.А. Ядов, Н.Н. Ярушкин и др.), саморегуляции процессов принятия решения (Т.В. Корнилова, В.В. Кочетков, И.Г. Скотникова и др.);

    личностно-ориентированный. В рамках этого подхода обеспечивается направленность процесса общего и профессионального обучения на развитие личностных качеств, способного к активной творческой деятельности, осознание себя субъектом общей и профессиональной культуры в новых социально-экономических и социокультурных условиях;

    уровневый подход. В базовых положениях данного подхода исследователями обозначается достаточно своеобразное соотношение психологической саморегуляции и личностной самоорганизации. Под термином «психологическая саморегуляция» (О.А. Конопкин) в широком смысле понимается один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности.

Кроме того, при обосновании процесса развития культуры самоорганизации учащейся молодежи мы учитывали деятельностный (В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и компетентностный (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенин, Ю.Н. Петров и др.) подходы.

Таким образом, в соответствии с обозначенными понятиями и ведущими научно-методологическими подходами была определена структура самоорганизации личности, которая в процессе обучения и профессиональной подготовки трансформируется в параметры будущей профессиональной деятельности (проектировочные, исполнительские, контрольно-оценочные). В структуру самоорганизации учащейся молодежи включаются следующие качества и умения: проектировочные (умение планировать свою деятельность, ориентироваться во времени, прогнозировать последствия своих решений, формировать стратегии своего развития и самосовершенствования); исполнительские (самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, конструктивно вести деловое общение); контрольно-оценочные (адекватно оценивать результаты своей деятельности, контролировать свою деятельность).

Список литературы

1. Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность. - Минск: Нар. света, 1966. - 211 с.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М., 1991.- С.49.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ под ред. Н.Ю.Шиловой.- М. : Рус. яз., 1989.- 924с.

4. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности и подготовка к профессиональному самоопределению // Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособ. - М. : Флинта, 1998. - С. 14-26.

5. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - Изд. 2-е. - М., 1976. - С. 85.

7. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения: воля, ее развитие и воспитание. - Рязань: Изд-во Рязанского гос. пед. ун-та, 1992. - 574 с.

Мы все хотели бы внести в нашу жизнь побольше порядка и организованности, а все дела разложить по полочкам. Знаем прекрасно, что это помогло бы нам планировать свое время и действовать более четко. Увы, на деле часто получается совсем наоборот. Порой мы даже не знаем, где найти свои вещи, не помним, где их оставили. В доме бардак, в голове - и того хуже. О работе и говорить нечего - везде завал, вы хватаетесь за сотню дел одновременно - и ничего не успеваете. В результате ваш рейтинг и самооценка снижаются.

Но так продолжаться больше не может. Нужно срочно навести у себя порядок таким образом, чтобы неорганизованность не мешала успеху. Вот несколько идей от умных людей, которыми полезно будет воспользоваться в повседневной жизни. Выполняя эти правила шаг за шагом, вы даже сами не заметите, как выработаете у себя бесценные привычки и значительно облегчите свою жизнь, да и жизнь окружающих тоже. Правила эти направлены прежде всего на то, чтобы целенаправленно удалять из жизни, быта, рабочего процесса все лишнее.

1. Избавиться от всего лишнего

Чем меньше вы имеете, тем меньше вы должны организовать. Это так просто. Сделайте ревизию всех ваших вещей. Посчитайте, сколько полотенец у вас есть, сколько листов бумаги, сколько чашек, сумок, пар обуви. Когда вы это сделаете, вы будете удивлены результатами. Подумайте о том, сколько предметов из каждого пункта вам действительно нужно. Когда число этих вещей в доме или на рабочем столе уменьшится, резко сократится объем работы, которую нужно успеть сделать. Меньше стирки, меньше пыли, меньше стресса. То же самое можно посоветовать тем, у кого нет порядка в рабочем процессе. Лишнее - оно и есть лишнее, значит, нужно от него избавляться.

2. Зачем столько покупок?

Перестаньте делать бесполезные покупки. Для начала научитесь ходить в магазин, только если вам нужно что-то конкретное. Прежде чем купить что-то, спросите себя: «Действительно ли мне это нужно?» За счет уменьшения количества покупок вы делаете сразу две полезные вещи: значительно упрощаете себе жизнь и экономите деньги. Мы все этим больны: когда видим что-то на витрине, мы считаем, что очень нуждаемся в этом, и тут же спешим схватить и оплатить порой совершенно бесполезную вещь. Лучшим решением будет избегать торговых центров, магазинов и рассылок каталогов. Умные люди делают лучше: они берут с собой в кошельке ровно столько денег, чтобы оплатить необходимые покупки. Так они страхуют себя от лишних соблазнов. Помните: сегодня торговля идет на всякие ухищрения для увеличения продаж. Например, чтобы дойти до хлебного отдела, вам придется пройти массу других витрин, и вы, сами того не замечая, будете бросать в корзину кучу товара, совершенно порой ненужного и неактуального. Вы приходите домой и думаете: а зачем мне это? Но уже поздно.

3. Лучшее решение для хранения вещей

Если вы приняли к сведению два первых совета - значит, поняли, что нужно иметь меньше вещей, чтобы стать организованным и хранить их в надлежащем порядке. Чем больше лишнего вы удалите из своей жизни, тем меньше вам нужно организовывать. Рассчитайте свои возможности, наконец. Не покупайте слишком много, или вы будете в конечном итоге снова пополнять свои залежи. И тогда опять встанет вопрос: а где это все хранить? И все повторяется точно по кругу. Вы опять накапливаете лишний хлам, и снова рушатся в прах ваши мечты об организованном быте или работе.

4. Отказаться от бумаг

Вы подумаете, что это невозможно. Но это до тех пор, пока вы не начнете пользоваться электронными дневниками, например Evernote, и просто не переведете всю писанину в цифру. Безбумажная технология - это движение в сторону безбумажного офиса. Это займет некоторое время, чтобы все настроить и начать работать, но оно того стоит в итоге. Имея всю информацию и документацию в электронном виде, вы уменьшите количество картотечных шкафов, стеллажей и полок для хранения документов. Чем не путь к скорейшему выздоровлению? Это особенно здорово для тех, кто постоянно на ходу и должен иметь документы под рукой, где бы они ни находились. Кстати, к этому приему уже пришли многие здравомыслящие люди, работающие в офисах и буквально задавленные бумагами.

5. Вырабатывайте положительные привычки

Для начала можно создать подпрограммы для уборки и самоорганизации. Например, сперва отправьте одежду детей в стирку - процесс пошел. Если нужно поговорить по телефону, параллельно приведите в порядок свой стол. Может, вы не сторонник многозадачности, но при выполнении задач, которые не нуждаются в умственной концентрации, это нормально - делать два дела одновременно. Призовите на помощь всех тех, кто живет в вашем доме, так вы поможете им тоже создать позитивные привычки. Каждый должен помочь убрать на кухне после еды. Все игрушки должны быть разложены по местам перед сном. Если все вокруг вас будут придерживаться одних и тех же правил вместе с вами - всем будет гораздо легче. Особенно важно вырабатывать полезные навыки у детей. Переучивать всегда труднее.

6. Нужен список задач

Вы должны иметь под рукой список задач на день, неделю, который все время пополняется новыми пунктами. А также постоянное место для размещения напоминаний, заметок и списков срочных дел. Есть много хороших приложений, которые помогут вести эту «документацию» в электронном виде. Не распыляйтесь, выберите что-то одно. То, что будет для вас проще и удобнее в использовании. Они могут находиться в вашем ноутбуке или смартфоне - неважно, лишь бы не на клочках бумаги, расклеенных по дверцам шкафов или холодильника.

7. План по календарю

Календарь является также важной частью вашего плана по самоорганизации. Удивительно, как мало людей используют этот атрибут для планирования еженедельных задач. Многие, кто использует календарь, только с его помощью могут планировать встречи и собрания, а между тем никогда не прибегают к его помощи для планирования личного времени, домашних забот или прочих задач. Не забывайте, что лучше всего выполняется запланированное заранее! По ходу жизни возникают непредвиденные ситуации и задачи, но и они прекрасно впишутся в общий календарь.

8. Используйте контрольные списки

"Что это такое?" - скажете вы. Если вы создаете список, по которому контролируете выполненное или невыполненное, вам уже никогда не придется повторять работу снова. Создайте контрольные списки для праздников, для деловых поездок, для еженедельных дел или контроля школьных заданий ваших детей. Приучите детей тоже пользоваться такими списками для самоконтроля. Вплоть до того, чтобы закрепить у них привычку чистить зубы, содержать опрятно игрушки и т. д. Контрольные списки могут быть созданы в Evernote или на компьютере в любом приложении, и можно распечатать их каждый раз, когда вам необходимо проверить кое-что из запланированного.

9. Разум можно очищать

Звучит парадоксально. Но это одно из самых полезных упражнений, которые надо делать регулярно, чтобы чувствовать себя более целенаправленным и продуктивным. Попробуйте выкинуть все из головы, доверьте все это бумаге на время. То есть вы не обязуетесь все удерживать в голове. Так легче организоваться в четкой системе. Это дает гарантию того, что ничего не забудется, также такой прием освобождает психологическое пространство для более творческих задач.

Попробуйте реализовать один из этих советов сегодня - и вы будете на один шаг ближе к тому, чтобы быть идеально организованным человеком.

Захарова Людмила, Иванов Андрей, Иванова Сандра

Организованность

Трудно с тремя, а когда трёх научишься организовывать,
дальнейшее число уже не имеет значения.
(цитата из к/ф «Москва слезам не верит»)

Организованность - это состояние внутреннего и внешнего порядка, это дисциплина и самодисциплина, это ответственность и максимальная сосредоточенность на действии, которое в данный момент делается, это способность эффективно распределять силы и время, это расстановка приоритетов и контроль выполнения запланированного.

Признаки организованности:

Порядок

Если подсчитать, сколько времени в течение года люди тратят на поиск нужных документов на работе, ключей или других вещей дома, это выльется в недели. Напротив, когда каждая вещь имеет свое место, проблем не возникает. Порядок экономит время, нервы и позволяет быть эффективным. Организованный человек всё делает быстро. По той простой причине, что он знает, куда записал нужный номер телефона, а на столе лежат только те бумаги, которые связаны с нынешней работой. Отсюда эффективность и хорошая деловая репутация.

Планирование

Для того, чтобы быть эффективным и организованным, нужно знать, что и в какой период времени будешь делать. Поэтому ключевое значение приобретает планирование, которое позволяет рационально рассчитать выполнение важных дел, приближение к намеченной цели, учёт бытовых интересов человека и т. д. Важно вовремя закупать домой продукты, из дома выходить в соответствующей погоде одежде, организованно вести семейный бюджет - это позволит не иметь долгов и кредитов, а также создать резервный фонд семьи. В общем, организованность позволяет жить без головной боли. Жизнь становится упорядоченной и насыщенной, потому что благодаря организованности, вы сами делаете её таковой. И даже если что-то идёт не по плану, всегда есть подушка безопасности или «План Б».

Гармония

У организованного человека не возникает дилеммы «работа или отдых». Умение рассчитать и распланировать время позволяет гармонично сочетать и то и другое. Такие люди редко задерживаются на работе, потому что на работе работают, а не часами гоняют кофе или перекуривают. Они практически никогда не берут работу на выходные. При этом результаты их работы высокие, а отдых расслабляет и восстанавливает силы. В этом случае человек не продолжает думать о недоделанной работе. Организованный человек находит время и на работу, и на отдых, на общение с родственниками, с друзьями, на ремонт в квартире, и на чтение книг…

Спокойствие

Организованный человек спокоен. Он гораздо меньше остальных подвержен стрессам по той простой причине, что избавлен от них благодаря своему эффективному планированию и выполнению намеченного плана. Утром организованный человек встаёт вовремя, что позволяет ему нормально позавтракать и вовремя выйти на работу. По дороге на работу он не нервничает, потому что не опаздывает. Работа двигается по плану, а значит, нет необходимости волноваться и психовать. Отсутствие стресса - это основа хорошего самочувствия, крепкого здоровья, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Ему не грозит синдром эмоционального выгорания, потому что он всегда знает, когда остановиться и передохнуть. Темп жизни организованного человека не такой сумасшедший, как у всех остальных.

Эффективность

Организованный человек быстро и умело справляется с поставленными делами, не разбрасывается по мелочам, умеет анализировать свои способности и с максимальной пользой применяет их. Вера в удачу и успех, вера в себя, а также творчество в самых обыденных делах - залог его результативных действий.

2. Описательная часть

а) Ассоциации организованности:
Физическое тело человека, картотека в библиотеке, ноты (выражение - как по нотам), снежинка, бальный танец…

Организованность естественна для человека. Подтверждением этому является наш организм - физическое тело. Все системы тела взаимно дополняют и заботятся друг о друге. Организм с астрономической точностью отмечает ход времени и согласовывает с ним все свои физиологические процессы, а также деятельность внутренних органов и систем. Ритмично функционируют сердце и лёгкие, сокращаются и расслабляются мышцы, сменяются возбуждение и торможение в центральной нервной системе. Благодаря этой ритмичной деятельности сохраняется длительная работоспособность отдельных органов и организма в целом. Большинство людей в одни и те же часы работает, отдыхает и принимает пищу. При этом образуется динамический навык, благодаря которому привычные дела требуют меньших усилий, а затрачиваемые в процессе трудовой деятельности силы быстрее и полнее восстанавливаются.

(Баранова С. В.)

Звук - японские барабаны, симфонический оркестр с дирижёром;
цвет - радуга (перетекание цвета рождает созвучие);
запах - луговое разнотравье.

б) Настройка:

Ощущаем себя стоящими на летнем бескрайнем лугу. Предрассветная мгла. На лугу очень много различных цветов. Выбираем наиболее созвучный, понравившийся цветок. У цветка перед рассветом чашечка закрыта, т. е. лепестки сомкнуты. Начинаем приближаться своим вниманием к цветку, втекаем в него и сами становимся этим цветком. Теперь ощущаем предрассветную тишину, чувствуем, как лёгкий-лёгкий ветерок касается нас. Мы ощущаем, как внутри начинают ускоряться токи энергий, чувствуем приближение восхода солнца - и вот на бутон падает первый тонкий-тонкий золотистый лучик восходящего солнца. Ощущаем усиливающееся излучение солнца и чувствуем, как расправляются лепестки бутона: сначала один лепесточек, затем второй, третий… Мы стремимся вырасти, вытянуться как можно выше вверх - навстречу потоку золотистых солнечных лучей. Энергия жизни заполняет нас, заполняет каждую клеточку нашего существа, несёт с собой радость и счастье, лёгкость и обновление. Напитываемся могущественной силой - силой организованности!

в) Как проявлена организованность:

В интеллектуальной сфере - умение планировать, выделять главное, анализировать и делать правильные выводы

В эмоциональной сфере - способность держать позитивное жизнеутверждающее эмоциональное состояние в любой, самой сложной и трудной ситуации

В физическом теле - опрятность, красота, здоровье, гибкость, выносливость

Когда разум в гармонии с душой - всё ладится и душа поёт, а тело "летает", в семье радость и социум не раздражает.

г) Стих:
Организованного видно по походке,
Опрятен и со временем в ладу.
Он вовремя приходит на свиданье,
С цветами и при галстуке к тому.

3. Способы и методы наработки организованности

3.1 Как стать организованным?

Вставать по первому звонку будильника. Да-да, не нужно дожидаться второго и третьего, а тем более давать себе поспать «5 минут». Все это приводит к опозданиям, стрессам. Вставайте сразу - по первому же зову будильника.

Соблюдать режим дня. Конечно, сложно по будням вставать в 6, по выходным в 12, а после выходных опять вставать в 6. Не вгоняйте себя в такой стресс. Каждый день вставайте и ложитесь в одно и то же время. Трапезничать также старайтесь в одни и те же часы. Режим дня - великая вещь. Режим каждого человека должен предусматривать определённое время для работы, отдыха, приёма пищи, прогулок на свежем воздухе и сна.
Сутки желательно распределить так: 8 часов работы, 8 часов активного отдыха и 8 часов сна. Систематическое недосыпание ведёт к разбалансировке нервной системы и психики, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, а также повышенной восприимчивости к различным заболеваниям. Говоря о распорядке дня, не доводите режим до карикатуры излишним педантизмом. Режим дня - это своеобразный стержень, на котором базируется проведение будничных и выходных дней; он необходим, чтобы реализовывать запланированное и успевать всё, что нужно делать.

Планировать. Тщательно планируйте свою жизнь. Для этого заведите себе ежедневник и записывайте туда все дела и по работе, и по дому. Это позволит ничего не забывать и сделает каждый ваш день успешным.

Организованность начинается с внешности. Опрятность и собранность, осанка и походка, внимание к самым мелким деталям своего внешнего вида - первый признак организованности.

Анализ. Путь к организованности лежит через контролирование и структурирование собственных действий в течение дня. Анализируя реальные действия и время, которое на них уходит, каждый день ставьте себе более высокую планку: сокращая время на привычные действия, конечно, не в ущерб их качеству, ставьте перед собой более сложные задачи.

Вести тетрадь позитивного опыта. Позитивный опыт - великая вещь! Собирайте свои и чужие победы и удачи и записывайте их. Перечитывание даёт приток сил!

Определите свою главную мечту, ради которой вам необходима организованность. Запишите её на листок и повесьте там, где он чаще всего будет попадаться вам на глаза. Таким образом вы постоянно будете помнить о главном!

Периодически устраивать себе тренировочные стрессовые ситуации, чтобы смоделировать и спрогнозировать своё поведение в реальной кризисной ситуации. Анализируя свои сильные и слабые стороны и делая выводы о своих подсознательных реакциях, можно научиться их контролировать.

3.2 Что мешает быть организованным?

Дезорганизованность, разболтанность, расхлябанность, несобранность, неумение говорить «нет».

Если вы хотите планировать своё время, способность говорить «нет» совершенно необходима. Иначе вас закружат дела, которые совершенно вас не касаются. Вы понапрасну растратите свою энергию на людей, её не заслуживающих. Это - слабость характера. Нужно научиться отказываться от действий, которые вас не интересуют, вежливо, но твердо.

(Софи Лорен)

Организованность - это инструмент, с помощью которого человек воплощает свои идеи, увеличивает своё могущество, проявляется как Творец и Созидатель.

И самое главное - организованность позволяет достичь любых целей, которые ставит перед собой человек!

1. Формулирование жизненных целей

2. Личная организованность

Приверженность системному подходу. Предполагает комплексный учет и взаимодействие многих факторов, влияющих на личную организацию.

Умение ценить и эффективно использовать время. Каждый здравомыслящий человек понимает, что время жизни, отпущенное нам, ограничено, однако многие стараются не думать об этом. В связи с этим полезно помнить ряд правил при составлении бюджета своего времени. Следует: использовать время исключительно для решения проблем, представляющих наибольший интерес; избегать людей, отнимающих у Вас время или стремящихся выиграть его за Ваш счет; никогда не откладывать работу на потом, а решать вопросы немедленно.



Основные группы качеств (первый уровень)

Содержание критерия

Первичные качества (второй уровень)

Способность правильно формулировать жизненные цели

Оптимальная направленность и мобилизация собственных способностей и жизненных ресурсов

1. Способность познать самого себя; 2. Умение формулировать свои жизненные цели; 3. Умение принимать решение; 4. Умение планировать карьеру.

2. Личная организованность Способность жить и работать по системе 1. Приверженность системному подходу; 2. Умение ценить и эффективно использовать время; 3. Умение сосредоточиться на главном; 4. Умение все делать по порядку; 5. Умение не упускать из виду мелочи; 6. Умение учитывать и анализировать затраты времени
3. Самодисциплина Умение управлять своим поведением: «держать себя в руках» 1. Обязательность, способность и умение держать слово; 2. Пуктуальность, точность исполнения; 3. Собранность, умение не разбрасываться; 4. Наличие чувства ответственности; 5. Умение отказаться от удовольствия ради главного.
4. Знание техники личной работы Знание правил и приемов организации личной работы и умение ими пользоваться 1. Умение организовывать рабочее время; 2. Умение пользоваться организационной вычислительной техникой; 3. Умение работать с информацией; 4. Умение составлять документы; 5. Умение говорить по телефону; 6. Умение слушать; 7. Умение планировать свои дела; 8. Знание методов рационализации труда; 9. Умение пользоваться записной книжкой; 10. Умение менять род занятий; 11. Знание технологии коммуникации; 12. Умение найти и получить работу; 13. Умение адаптироваться в коллективе; 14. Умение взаимодействовать с секретарем; 15. Умение делегировать полномочия.
5. Способность делать себя здоровым Хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда 1. Физические нагрузки; 2. Правельное питание; 3. Сон; 4. Дыхание; 5. Водные процедуры; 6. Закаливание; 7. Борьба с шумом; 8. Тренированность нервной системы; 9. Умение расслабиться; 10. Отказ от вредных привычек; 11. Режим труда и отдыха.
6. Эмоционально-волевой потенциал Способность управлять своей волей, воспитывать оптимизм и жизнерадостность 1. Волевые качества; 2. Трудолюбие; 3. Упорство в работе;4 Целеустремленность; 5. Решительность; 6. Напористось; 7. Умение заинтересовать, мотивировать себя; 8. Оптимизм и жизнерадостность; 9. Увлеченность работой; 10. Преданность работе и коллективу; 11. Семейное благополучие; 12. Уверенность в самом себе; 13. Психологическая подготовка к работе.
7. Самоконтроль своей жизнедеятельности Способность постоянно контролировать процессы своей деятельности и ее результаты 1. Знание функций самоконтроля; 2. Контроль процессов; 3. Контроль времени; 4. Контроль результатов; 5. Самоконтроль дня; 6. Умение создавать и контролировать собственный имидж.

Умение сосредоточиться на главном. Необходимо уметь выявлять наиболее значимые текущие и перспективные проблемы, требующие эффективного решения.

Умение все делать по порядку. Не следует стараться «перепрыгивать» какие-то ступени в уже запланированных делах, «подстегивать» время, а необходимо стремиться переходить oт простого к сложному.

Умение не упускать из виду мелочи. Многие люди не уделяют мелочам должного внимания, считая, что исполнение мелочей только крадет время. На самом же деле любая незаконченность, пусть даже в мелочах, больно бьет по престижу руководителя, представляя его с невыгодной стороны и, в конечном счете, отнимает столь дефицитное время.

Умение учитывать и анализировать затраты времени. Менеджер должен знать, на что расходуется бюджет его рабочего и внерабочего времени. Для этого необходимо уметь применять методы учета и контроля использования времени.

3. Самодисциплина

Самодисциплина - это личная дисциплинированность, соблюдение строгого порядка, точность и планомерность в работе.

Критерии второго уровня этого блока качеств содержат пять первичных качеств.

Обязательность, способность и умение держать слово. Другими словами, это качество индивида, проявляющееся в безусловном выполнении своих обязанностей, как предписываемых ему официально, так и диктуемых ему чувством долга, моральными принципами, а также в готовности оказать помощь, содействие. Умение держать слово - свойство того человека, на которого, как говорят, можно положиться. Для него это вопрос долга и самоуважения. Эти качества формируются на основе безусловного выполнения работником своих, обязанностей. Формированию этих качеств способствует также готовность, при необходимости, временно отказаться от выполнения личных дел с целью выполнить данное обещание.

Пунктуальность, точность исполнения. Трудно представить себе современного преуспевающего менеджера, попирающего такие ценности в деловом мире, как обязательность, точность в выполнении данных кому-либо обещаний, аккуратность в исполнении чего-либо.

Собранность, умение не разбрасываться. Чтобы добиться успеха, нужно уметь управлять самим собой, не браться за новое дело пока не закончено предыдущее.

Наличие чувства ответственности. Прежде всего, это внутреннее чувство ответственности за порученное дело, понимание необходимости, общественной полезности и четкое выполнения своих обязанностей, подкрепляемое внутренними моральными принципами.

Умение отказаться от удовольствий ради главного. Предполагает тщательное планирование личных дел. Не стоит забывать старую пословицу: «Делу время, потехе - час».

4. Знание техники личной работ

Критерием второго уровня этого блока являются пятнадцать первичных качеств.

Умение организовать рабочее место. Организация рабочего места, а следовательно, и личного труда - это не столько личное дело руководителя, сколько исходное звено организации работы всего аппарата управления. Руководитель, овладевший навыками самоорганизации труда, рабочего места, как правило, рационально использует свое время, рассматривая его как часть рабочего времени всего аппарата управления.

Умение пользоваться организационной и вычислительной техникой. Данное качество предполагает наличие знаний о современной вычислительной и организационной технике в системе управления, умение ею пользоваться.

Умение работать с информацией. В современном деловом мире
считается, что нужная и своевременная информация - это ключ к успеху.

Поэтому руководитель должен иметь хорошую осведомленность по решаемому кругу вопросов.

Сама по себе информация не является отрицательным фактором, без ее притока мозг деградирует. В то же время нервное напряжение возникает в связи с тем, что в наш мозг нередко поступает за единицу времени больше информации, чем он может переработать. Необходимость быстро мобилизовать все личностные возможности, все ресурсы организма и создает ситуацию нервного перенапряжения. Особенно велика вероятность появления такой ситуации при ответственной работе руководителя, осознающего в полной мере возможные последствия своих решений.

Умение составлять документы. Подразумевает овладение процессом делопроизводства.

Умение говорить по телефону. Часто руководителю поговорить с кем-либо лично удается не всегда. Поэтому первейшим средством связи является телефон. Никогда не следует упускать из виду то обстоятельство, что телефонный разговор - это своего рода визитная карточка. Следовательно, когда менеджер должен что-либо обсудить по телефону, перед звонком следует создать выгодную для разговора атмосферу: подчеркнуть общие точки соприкосновения интересов, упомянуть общих партнеров или друзей, не забыть подтвердить собеседнику свои обязательства, в заключение поблагодарить его за разговор.

Умение слушать. Как правильно слушать своего собеседника? Наверное, мало кто задавался таким вопросом. Для начала проверьте себя, дав ответы на следующие вопросы:

Внимательно ли Вы слушаете говорящего?

Не пытаетесь ли часто перебивать его?

Всегда ли у Вас хватает терпения внимательно выслушать собеседника?

Не теряете ли самообладание во время неприятной для Вас информации?

Готовитесь ли Вы заранее к: важным переговорам?

Ответы на эти вопросы помогут руководителю сделать правильные выводы, после чего эффективность переговоров, бесед, несомненно, возрастет.

Умение планировать свои дела. Планирование означает, прежде всего, умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Приступая к планированию, составьте для себя обзор возможных условий и факторов, которые могут оказать на Ваш план то или иное влияние. Выявленные условия и воздействующие факторы следует скомбинировать и адаптировать таким образом, чтобы они в максимальной степени отвечали поставленной цели. Планирование ничего не стоит, если отсутствует контроль за его выполнением. Оно теряет смысл, если план не выполняется или работа ведется, «спустя рукава».

Знание методов рационализации личного труда. Данное качество подразумевает наличие навыков по скорочтению, умению внимательно слушать собеседника, выработке приемов тренировки памяти, а также наличие удобных форм деловых записей и др.

Умение пользоваться записной книжкой. Пользуетесь ли Вы записной книжкой в своей повседневной практике? Существует несколько видов записных книжек. Например, карманная записная книжка. В нее заносят имя, отчество, фамилию владельца, паспортные данные, группу крови. Желательно, чтобы книжка имела алфавитный указатель. Это облегчает запись и поиск нужных адресов и телефонов деловых партнеров, друзей, а также различных справочных данных.

Другой вид записной книжки - ежедневник. Он может быть как переносной - в него записывают распланированные на неделю важные дела, встречи, звонки, так и настольный - более объемный и детальный.

Наличие записной книжки позволяет оперативно вести дела, быть в курсе всех событий и не забывать о запланированных встречах.

Умение менять род занятий. Загруженность современного руководителя может стать причиной серьезных нарушений состояния его здоровья. Основная причина этого - монотонность занятий, постоянное нервное напряжение, неумение «переключаться» с одного вида деятельность на другой. Это расслабляет нервную и иммунную систему, не позволяет набраться сил.

Знание технологии коммуникаций. Подразумевает: искусство убеждения собеседника, рациональную подготовку к публичному выступлению, знание правил проведения деловых переговоров, взаимодействие руководителя с секретарем и т.д.

Умение найти и получить работу. Предполагает наличие качеств и навыков, позволяющих определить свое профессиональное предназначение, а также умение «обойти» конкурентов на рынке труда и получить интересующую работу, с которой можно успешно справляться.

Умение адаптироваться в коллективе

Данное качество предъявляет требования к знанию и соблюдению сформировавшихся традиций в коллективе, проявлению своих профессиональных и положительных личностных качеств.

Умение взаимодействовать с секретарем. Для успешного взаимодействия руководителя и секретаря важно научиться правильно, координировать совместную работу, учитывать регламент трудовых процессов. Необходимо учитывать специфические условия и факторы работы, специфические черты характера руководителя, и секретаря.

Умение делегировать полномочия. Обладание данным качеством помогает руководителю в распределении среди работников организации задач, выполнение которых необходимо для достижения целей организации. Делегирование - это метод расширения управленческих возможностей руководителя путем передачи части прав и обязанностей подчиненным.

5. Способность делать себя здоровым

Содержание критерия - хорошее состояние здоровья, соблюдение гигиены умственного труда. Работа менеджера - это сложный труд, требующий высокого нервного напряжения, значительных умственных и физических сил. Опыт работы фирм и организаций в наиболее развитых странах мира свидетельствует, что руководителю приходится работать очень много, интенсивность его личного труда постоянно возрастает. В условиях динамичной деятельности руководитель все чаще становится причастным к нанесению вреда своему здоровью. Это тяжелым бременем ложится на его нервную, сердечнососудистую систему, что, безусловно, может привести к преждевременному нарушению состояния здоровья.

Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим собой, как с уникальным ресурсом, с тем, чтобы поддерживать свою производительность на должном уровне. Нельзя рисковать своим здоровьем, позволяя проблемам поглощать свою энергию.

Здоровый образ жизни для поддержания хорошей физической формы оправдывает себя в любом случае. Для того чтобы быть здоровым, особых рецептов не требуется. Прежде всего, нужно уделить внимание ряду факторов.

Ф изические нагрузки. Мышцы составляют около 44% веса тела человека, их работа определяет работу всех систем человеческого организма и, в первую очередь, сердечнососудистой системы. Главным врагом современного делового человека является гиподинамия - нарушение функций организма при ограничении двигательной активности. Нетренированная система может ответить на стресс, психоэмоциональную перегрузку роковыми для организма последствиями. Физическая тренировка закаляет аппарат вегетативного обеспечения функций организма. Разумный двигательный режим, активная мышечная деятельность для современного человека обязательны.

Правильное питание. Питание само по себе служит поддержанию энергетического баланса обмена веществ в организме. Культура питания в наше время развивается на основе научно» обоснованных принципов. Правильное питание означает питание рациональное, адекватное образу жизни, состоянию здоровья, иными! словами, индивидуальным потребностям человека. Оно служит гарантией поддержания и сохранения здоровья.

Сон. Важным компонентом восстановления работоспособности человека является сон - отдых мозговых клеток и главное средство восстановления творческой работоспособности. Однако занятость менеджера зачастую приводит к сокращению времени сна и, как следствие, к тяжелым нервным и физиологическим расстройствам. Во время сна происходят процессы накопления энергетических запасов. В результате восстанавливаются растраченные за день энергетические ресурсы. При выборе продолжительности сна человек должен основываться на субъективной оценке его возможностей.

Правильное дыхание. Общеизвестно, что человек может прожить без еды более десяти дней, без воды - шесть дней, без воздуха - всего пять минут. До наступления урбанизации человек в буквальном смысле этого слова жил на свежем воздухе. Сейчас большинство своего времени люди проводят в помещениях. Неполноценное дыхание приводит к более раннему старению организма, так как ухудшается деятельность легких. Многие люди при разговоре, выступлениях стараются произнести как можно больше слов на выдохе, тем самым задерживая вдох. Это ведет к ухудшению снабжения организма кислородом. Руководителю желательно
освоить несложные дыхательные упражнения йогов для постановки правильного дыхания. Обычно за норму принимается 14-18 дыханий в минуту.

Водные процедуры. Не следует путать водные процедуры с закаливанием, хотя и при закаливании широко применяют обтирание водой, купание в водоемах. Человек является носителем электромагнитного поля, что доказано учеными-медиками. В течение дня человек попадает в различные температурные, световые и шумовые режимы, контактирует с электромагнитными полями (электроприборы, другие люди). Все это сказывается на стабильности электромагнитного поля человека, приводит к нежелательному перераспределению зарядов в его организме. Поэтому полезно один раз в день принимать водные процедуры - обливание, душ. Лучше это проделывать (по возможности) стоя без обуви, босиком на земле. Это приводит к нормализации электромагнитного поля, что благотворно влияет на весь организм.

Закаливание. Закаливание надолго продлевает молодость и жизнестойкость. Главное правило - постепенность и систематичность. Начинатьзакаливание водными процедурами надо постепенно. Обтирание, обливание, холодный душ следует начинать с комнатной температуры. Закаливающие средства могут также включать: воздушные ванны, ходьбу босиком по прохладному полу, по земле и даже по снегу, холодные ванны для ног. Все эти процедуры при грамотном применении укрепляют иммунную и нервную системы организма.

Борьба с шумом. Шум сопровождает нас повсюду. Но в последнее время он преследует человека все более явно, настойчиво. О вреде шума знали еще наши далекие предки, и еще в античную эпоху существовали правила по его ограничению. Ученым давно известно, как вредно сказывается на состоянии человека радиошум - акустическая смысловая нагрузка, а попросту - прослушивание радио, телепередач параллельно с работой. Однако часто на практике дело обстоит иначе. Заниматься умственным трудом лучше в спокойной, тихой обстановке. Работа при повышенном шуме приводит к головном боли, развитию неврозов и язвы желудка, ухудшению слуха к снижению творческой отдачи.

Тренированность нервной системы. Подразумевается способность организма выдерживать длительные нервные нагрузки и перегрузки, реагировать на них без перенапряжения. Нужны ли вообще отрицательные эмоции, окружающие нас в этом мире? Как ни странно, да! Отрицательные стрессовые эмоции, неудовлетворенность стимулируют нас искать выход, развиваться. А потому нервную систему необходимо тренировать, закалять организм в борьбе с трудностями. В то же время необходимо стараться не оставаться со своими неприятностями наедине, уметь на время отвлечься от своих забот.

Умение расслабляться. Откуда у Вас берутся силы, когда необходимо преодолеть личные невзгоды? Существуют различные источники. Главный из них - внутренняя энергия. Тот, кто пребывает в постоянном напряжении, расходует свою внутреннюю энергию быстрее, чем люди уравновешенные. Минутная раздражительность неприятна, но не страшна. Но когда эти минуты часто повторяются это уже тревожный сигнал. Сушествует ряд рекомендаций, помогающих снять нервное напряжение:

Умейте на время отвлечься от своих забот. Кинофильм, хорошая книга, встреча с друзьями помогут Вам.

Используйте в качестве разрядки физический труд, занятия спортом.

Не ожидайте от окружающих слишком много.

Старайтесь не впадать в гнев.

Отказ от вредных привычек. Борьба со своими вредными привычками - особая забота каждого руководителя. Не стоит напоминать, что курение, употребление спиртных напитков, привычка поздно ложиться спать и пить часто крепкий кофе наносят огромный вред организму. А от вредных привычек стоит освобождаться.

Режим труда и отдыха. У большинства людей в течение суток имеются два пика повышенной работоспособности. Первый подъем наблюдается от 9 до 12-13 часов, второй - между 16 и 18 часами. В период максимальной активности повышается и острога наших органов чувств.

Какой режим труда и отдыха следует выбрать руководителю? Существуют три типа работоспособности: утренняя («жаворонки»), вечерняя («совы») и недифференцированная («аритмики»). Поэтому необходим индивидуальный подход к режиму труда и отдыха, при этом оставляя часы энергетического подъема для творческого труда, а часы «спада» - для отдыха и переключения на другую работу.

6. Эмоционально-волевой потенциал

В условиях рыночной экономики управление трудовым коллективом представляет сложный процесс, требующий ответственности и большой творческой отдачи от руководителей. Поэтому особое значение приобретают следующие качества руководителя.

Волевые качества менеджера. Выражают его сознательную саморегуляцию своей деятельности и поведения, обеспечивающую преодоление трудностей при достижении цели.

Т рудолюбие. Подразумевает проявление большого интереса к своему делу. Без этого невозможен творческий подход к решаемым вопросам.

Упорство в работе. Быть настойчивым в достижении поставленных целей - составная часть эмоционально-волевого потенциала.

Целеустремленность. Каждый честолюбивый человек ставит перед собой те или иные цели или задачи, и целеустремленность подразумевает способность твердо идти к поставленной цели, постоянно думать о перспективах трудового коллектива.

Решительность. Подразумевает отсутствие страха при решении поставленных задач, новизну и оригинальность, новаторство в постановке проблем и предложенных путях их решения. Решительный человек не боится поставить себя перед возможной неприятностью.

Напористость. Это способность не останавливаться на половине достигнутого, преодолевать любые трудности, быстро и оперативно реагировать на те или иные ситуации.

Умение заинтересовать, мотивировать себя. Мотивация самого себя - это определение побудительных моментов, которые управляют нашими поступками. Личные побудительные мотивы присущи каждому. Для усиления эффективности работы менеджер должен понимать и сознательно усиливать мотивы. Различают два вида мотивации. Первая - интравертная, т.е. получаемая как бы изнутри, исходящая от нас самих и побуждающая к определенным действиям. Вторая - экстравертная, т.е. внешняя. Обуславливается поставленными целями, например вознаграждением. Можно говорить об оптимальных побудительных моментах в том случае, когда оба вида мотивации совпадают.

Оптимизм и жизнерадостность. О человеке, обладающем такими, что он обладает мироощущением, проникнутым жизнерадостностью, верой в будущее. Судить же о мере чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, улавливает ли он комизм ситуации, способен ли иронизировать не только над другими, но и над собой, если сам становится объектом шутки.

Увлеченность работой. Умение творчески относиться к своему труду, работать с самоотдачей позволяет добиться гораздо больших результатов, чем лишь при формальном отношении к своим обязанностям.

Преданность работе и коллективу. Из анализа мировой практики менеджмента известно, что работник относится к выполнению своих обязанностей куда более ответственно, если уверен в поддержке коллектива, в котором он трудится. В этом случае возникает как бы обратная связь - человек относится с большим пониманием к коллективным проблемам, что положительно сказываете на морально-психологическом климате в коллективе.

Семенное благополучие. Зачастую от того, насколько благополучна семейная жизнь, зависит и эмоциональный настрой человека, а следовательно, его настроение, внутреннее спокойствие и, как следствие, - производительность на рабочем месте. Именно поэтому умение строить семейные отношения существенно влияет на эмоционально-волевой настрой индивида.

Уверенность в самом себе. Если человек твердо уверен в себе (т.е. никогда не колеблющийся и не сомневающийся), тогда и всегда ему будет сопутствовать удача в бизнесе, и все будут желать иметь с ним дела. Следует всегда помнить, что нет худшего, чем неверие в самого себя, которое будет оказывать довлеющее воздействие на Ваш дух.

Психологическая подготовка к работе. От того, как руководитель психологически настроен на выполнение той или иной работы, частую зависит и весь успех дела.

7. Самоконтроль своей жизнедеятельности

З нание функций самоконтроля. Предполагает хорошую информированность о функциях и механизме контроля за осуществлением этих функций.

Контроль процессов. Основной задачей в личной работе менеджера является контроль за ходом выполнения собственных дел.

Контроль времени. Данное качество предполагает постоянный процесс контроля использования собственного времени.

Контроль результатов. Подразумевает сравнение фактических результатов с запланированными.

Самоконтроль дня. Менеджер должен уметь контролировать выполнение текущих дел, применяя для этого письменную фиксацию выполненного.

Умение создавать и контролировать собственный имидж. Важным фактором в успешной деятельности менеджера является формирование собственного имиджа и создание условий для его поддержания. Также очень важно правильно оценивать себя. Далеко не всегда удается самостоятельно справиться с этой задачей. Не всегда возможно, да и не всегда нужно, стремиться кардинально изменить себя. Но, зная себя достаточно хорошо, можно выработать приемы компенсации и регламентации, чтобы минимизировать сложности, связанные с Вашими личностными качествами, а порой и превратить свои недостатки в достоинства.