Пример - американский штат Мичиган, в главном городе. Концентрированный интерес немногих побеждает распыленные интересы большинства. Поэтому относительное влияние групп с особыми интересами гораздо больше их доли голосов

Концентрированный интерес немногих побеждает распыленные интересы большинства. Поэтому относительное влияние групп с особыми интересами гораздо больше их доли голосов.

Выгодные им решения не были бы приняты в условиях прямой демократии, когда каждый избиратель прямо и непосредственно выражает свою волю.

Влияние концентрированных интересов объясняет массу парадоксов экономической политики государства, которое в основном защищает старые, а не молодые отрасли (в США, например, такие, как сталелитейная и автомобильная).

Государство гораздо чаще регулирует рынки потребительских товаров, чем рынки факторов производства, предоставляет льготы отраслям, сконцентрированным в определенном районе, чем распыленным по всей стране.

Классический пример – американский штат Мичиган, в главном городе которого – Дейтройте – расположены три крупнейшие автомобильные компании США: «Дженерал моторз», «Крайслер» и «Форд».

Депутаты, в свою очередь, также заинтересованы в активной поддержке со стороны влиятельных избирателей, ибо это увеличивает шансы их переизбрания на новый срок. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной компании и политической деятельности.

В еще большей степени заинтересованы в лоббизме профессиональные чиновники, от деятельности которых зависит не только принятие, но и претворение в жизнь политических решений.

Поэтому выборные органы и исполнительная власть должны следовать определенным принципам, сфера их деятельности должна быть строго ограничена.

По мнению Ф. Хайека, «ограничена должна быть… любая власть, но особенно демократическая. Всемогущее демократическое правительство именно вследствие неограниченности своей власти становится игрушкой в руках организованных интересов, ибо должно угождать –им, чтобы обеспечить себе большинство» (Хайек Ф.А. Общество свободных. Лондон. 1990. С.15).

Логроллинг. В повседневной законодательной деятельности депутаты стремятся повысить свою популярность, активно используя систему логроллинга (logrolling - «перекатывание бревна») – практику взаимной поддержки путем торговли голосами».

Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат «покупает», отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.

Сторонники теории общественного выбора (например, Дж. Бьюткенен и Г. Таллок) не считают всякую «торговлю голосами» отрицательным явлением.

Иногда с помощью логроллинга удается добиться более эффективного распределения ресурсов, т.е. распределения повышающего общее соотношение выгод и затрат в соответствии с принципом Парето-оптимальности.

Однако не исключен и прямо противоположный эффект. Идя навстречу местным интересам, с помощью логроллинга правительство добивается одобрения крупного дефицита госбюджета, роста ассигнований на оборону и т.д. Тем самым общенациональные интересы нередко приносятся в жертву региональным выгодам.

Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» - закон, включающий набор небольших локальных проектов.

Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов.

Чтобы обеспечить его прохождение, к нему добавляют все новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов.

Подобная практика таит в себе опасности для демократии, так как принципиально важные решения (ограничение гражданских прав, свободы, совести, печати, собраний и т.д.) могут быть «куплены» предоставлением частных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.

16.4 Бюрократия и проблемы формирования конституционной экономики

Экономика бюрократии.Одним из направлений теории общественного выбора является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они, в свою очередь, - обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов (рис.16.6).

Депутаты

Бюрократия


Избиратели

Рис. 16.6. Роль бюрократии

Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства. Она необходима в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ, организации, способной приспосабливаться к внешним изменениям.

Политический процесс представляет собой единство прерывности и непрерывности. Периодическое обновление законодательных органов сочетается с относительной стабильностью основных эшелонов исполнительной власти. Бюрократия помогает сохранить преемственность в руководстве, осуществляет контроль за оппортунистическим поведением.

Экономика бюрократии (economics of bureaucracy) согласно теории общественного выбора – это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и,

во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей. она обслуживает прежде всего интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти.

Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке. Поэтому они –нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Через бюрократов группы с особыми интересами «обрабатывают» политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.

Бюрократия, как правило, опасается не недовольства общества в целом, а прицельной критики со стороны групп с особыми интересами, которые легко могут использовать для этого средства массовой информации. И наоборот, в случае провала им могут помочь выйти из затруднительного положения опять те же группы с особыми интересами, с которыми они тесно связаны.

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. На экономии общественных благ они мало что могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и в конечном счете для подготовки путей «отхода» на какое-нибудь «теплое» местечко. Не случайно многие служащие корпораций, поработав в государственном аппарате, возвращаются в свои корпорации с заметным повышением. Такая практика получила название "системы вращающихся дверей".



Бюрократии присущи стремление ускорить ход дела административными методами, абсолютизируя формы в ущерб содержанию, принесение стратегии в жертву тактике, подчинение цели организации задачам ее сохранения.

«Бюрократия, - писал К. Маркс, - считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрократия делает свои «формальные» цели своим содержанием, то она всюду вступает в конфликт с «реальными» целями. Она вынуждена поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание – за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи – в государственные».

С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществление их претворение в жизнь.

Различные ведомства преследуют нередко противоположные цели; их работники часто дублируют друг друга. Устаревшие программы не отменяются, издаются все новые и новые циркуляры, увеличивается документооборот. Все это требует огромных средств для решения простых вопросов.

На все общество в целом. Концентрированный интерес немногих

Побеждает распыленные интересы большинства. Поэтому относительное

Влияние групп с особыми интересами гораздо больше их

Прямой демократии, когда каждый избиратель прямо и непосредственно

Выражает свою волю.

Влияние концентрированных интересов объясняет массу парадоксов

Экономической политики государства, которое в основном

Защищает старые, а не молодые отрасли (в США, например, такие,

Как сталелитейная и автомобильная). Государство гораздо чаще

Регулирует рынки потребительских товаров, чем рынки факторов

Производства, предоставляет льготы отраслям, сконцентрированным

В определенном районе, чем распыленным по всей стране. Классический

Пример - американский штат Мичиган, в главном городе

Которого - Дейтройте - расположены три крупнейшие автомобильные

компании США: "Дженерал моторз", "Крайслер" и "Форд".

Депутаты, в свою очередь, также заинтересованы в активной

Поддержке со стороны влиятельных избирателей, ибо это увеличивает

Шансы их переизбрания на новый срок. Лоббизм позволяет

Находить источники финансирования предвыборной кампании и

Политической деятельности. В еще большей степени заинтересованы

В лоббизме профессиональные бюрократы, от деятельности которых

Зависит не только принятие, но и претворение в жизнь политических

Решений. Поэтому выборные органы и исполнительная

Власть должны следовать определенным принципам, сфера их деятельности

Должна быть строго ограничена. По мнению Ф. Хайека,

"ограничена должна быть... любая власть, но особенно демократическая.

Всемогущее демократическое правительство именно вследствие

Неограниченности своей власти становится игрушкой в руках

Организованных интересов, ибо должно угождать им, чтобы обеспечить

себе большинство"1.

„ Последователи теории общественного выбора нагляд-

Радо с но П 0 к а 3али, что нельзя целиком и полностью пола-

Немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений.

Органах также не препятствует принятию экономически

Неэффективных решений.

Хайек Ф. А. Общество свободных. Лондон, 1990 С 151.

Общественный выбор в условиях представительной демократии 459

Проиллюстрируем это на простом примере. Допустим, некоторое

Общество (или выборный орган) состоит из трех человек (Иванова,

Петрова, Сидорова), отличающихся друг от друга системой

Предпочтений.

Один из них, например Иванов, ранжирует общественные цели

в следующем порядке: 1 - борьба с инфляцией, 2 - политика

Занятости, 3 - национальная оборона. Другой (Петров) на первое

Место ставит политику занятости, на второе - национальную оборону,

На третье - борьбу с инфляцией. Предпочтения третьего (Сидорова)

выглядят следующим образом: 1 - национальная оборона,

Борьба с инфляцией, 3 - политика занятости (см. табл. 14-4).

Таблица 14-4

Общественные цели и предпочтения

Общественные цели

Борьба с инфляцией

Политика занятости

Национальная оборона

(Внимание: Информация в этом тексте может распространяться на всех аутистов, а не только на людей с синдромом Аспергера)

Итак, несмотря на то, что большинство особых интересов безобидны, могут возникнуть ситуации, когда ваш интерес может принять незаконные или табуированные формы, представлять опасность для вашего здоровья и благополучия, или для здоровья и благополучия окружающих. И, в этом случае, возможно, придется обратиться за помощью, чтобы переключить свое внимание на более безопасную тему.

КАК АСПИ НАХОДЯТ ОСОБЫЕ ИНТЕРЕСЫ?
Обычно это особые интересы находят нас, а не наоборот. Я понятия не имею, что именно привлекает меня во многих вещах, которые на протяжении многих лет в самое разное время были моими особыми интересами. У большинства из них просто есть очень сильное и необъяснимое очарование.

Подобно интересу к письму, чтению и боевым искусствам, интерес к заброшенным местам был у меня с детства. Но при этом другие интересы появлялись и исчезали. Специальные интересы возникают внезапно, набирают силу и становятся очень интенсивными (в течение нескольких месяцев или лет), а потом так же быстро исчезают. Именно такими были мои интересы к коллекционированию. Подобные интересы возникали у меня с детства. Я могла часами сортировать, раскладывать и перекладывать монеты, марки и бейсбольные карточки. Я могла упрашивать родителей отвести меня на встречи коллекционеров, прижимая к себе свои сокровища, и с волнением думая о перспективе заполнить еще одно окошко в коллекционном альбоме.

Потом, когда мой интерес к коллекционированию внезапно сходил на нет, я убирала свою коллекцию и каталоги, оставляя их пылиться в шкафу. А я тем временем тратила часы на изучение Книги Рекордов Гиннеса, следила за всеми изменениями в Книге, или резала журналы, чтобы вставить в специальный альбом найденные мною статьи о M*A*S*H .

КОГДА ИНТЕРЕСЫ СТАНОВЯТСЯ ЧРЕЗМЕРНЫМИ?
Особые интересы зачастую необходимы для счастья аспи, и, вероятно, даже для их психического здоровья. Периоды, когда у меня нет возможности заниматься чем-то, связанным с особыми интересами, являются довольно беспокойными, и я часто не могу решить, что же мне в эти периоды делать. В моем случае – и в случае многих других аспи – специальные интересы являются прекрасным способом подзарядки и снятия напряжения. К тому же, они являются прекрасным способом времяпровождения.

Но, как и в любом другом полезно деле, тут можно переусердствовать. Думаю, можно с уверенностью сказать, что увлеченность особым интересом может принести проблемы, когда она начинает препятствовать необходимым повседневным делам (школе*, работе, гигиене), если она негативно влияет на ваше здоровье (если вы регулярно не высыпаетесь, часто забываете поесть*), или если она негативно сказывается на близких людях (недостаточный социальный контакт, финансовые затраты).***

Однако, есть одно исключение, когда вы можете заниматься своим особым интересом целыми днями, пять дней в неделю, и общество это будет только поощрять. Это исключение касается карьеры. Если ваш особый интерес связан с карьерой, вы больше не гик, который помешан на программировании C++, производстве видеомониторов или моде восемнадцатого века. Вы хороший программист, специалист по ремонту техники или куратор музея. Большая разница, правда?

Мне повезло, что я дважды смогла этого добиться, и поэтому могла заниматься любимым делом большую часть бодрствования. Я читала и слышала о многих аспи, которым удалось так же приспособить свои «пожизненные» специальные интересы. Такой вариант точно не подходит всем людям с синдромом Аспергера – не все специальные интересы могут стать основой работы или карьеры. Но если это сработает, вы станете одним из тех счастливчиков, кому удается зарабатывать на жизнь, занимаясь любимым делом.

___
ПРИМЕЧАНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА-ПЕРЕВОДЧИКА:
*Увлечение специальным интересом могут быть важнее, чем многие абстрактные и отдаленные от повседневной жизни школьные знания, которые ребенок все равно забудет во взрослом возрасте.

**Стоит заметить, что если вы (или ваш ребенок) изредка не будете высыпаться из-за специального интереса, или будете иногда забывать поесть, в этом нет ничего страшного. Пока нет угрозы здоровью или серьезного вреда для карьеры и благополучия, не стоит стыдить себя и других за свои увлечения. Вопрос вреда заключается в частоте нежелательных действий.

***Вы не обязаны тратить время на общение с теми, с кем не хотите общаться, даже если это ваши родственники. Точно так же вы не обязаны постоянно общаться с теми, кто для вас важен. И вы можете тратить свои деньга на то, на что вы сами хотите их тратить (если вы не обещали никому никаких денег, и если речь идет не о содержании несовершеннолетних членов семьи).

___
На русский язык переведено специально для проекта Нейроразнообразие в России.


Свободная международная торговля приносит выго-ды потребителям, о чем свидетельствуют их покуп-ки импортных машин, тканей и обуви. Но, с другойстороны, отечественные производители автомоби-лей, тканей и обуви теряют работу и прибыли итерпят убытки от импорта. Как мы увидим в гл. 37,
выгоды для общества в целом от свободной торгов-ли, вообще говоря, перевешивают издержки.
В политическом плане, однако, тем, кто выступа-ет против свободной торговли (их называют протек-ционистами), часто удается заставить Конгрессуменьшить поток импортных товаров. Иногда зако-нодатели вводят тарифы, которые представляют со-бой налоги на импортные товары. Подчас давлениена Конгресс и исполнительные органы власти обо-рачивается давлением на правительства иностран-ных государств с целью введения квот, ограничива-ющих объемы их экспорта в Соединенные Штаты.Например, с 1981 по 1984 г. Япония ввела квотына число экспортируемых в Соединенные Штатымашин, существуют также квоты на ткани и другиетовары.
Почему же политика протекционизма часто ока-зывается успешной, даже несмотря на выгоды отсвободной торговли для потребителей и общества вцелом? Потому что издержки тех, кто несет потериот свободной торговли, предстают в высококонцент-рированном виде, тогда как выгоды для потребите-лей - нет. Конкуренция с импортными товараминаносит очень сильный вред конкретным работни-кам и фирмам. Работник, теряющий высокооплачи-ваемую работу в автомобильной промышленности,несет большие издержки. Выгоды для потребителейявляются более размытыми и, следовательно, менееочевидными. Кроме всего прочего, потребители мо-гут покупать отечественные машины, и потеря оттого, что человек не в состоянии купить иностран-ный автомобиль, не может идти ни в какое сравне-ние с потерей хорошего места
Поскольку издержки, обусловленные импортом,предстают в концентрированном виде, те, кто теря-ет, и более заметны, и более легко организуемы. До-статочно только четырех высших руководителей ав-томобильных отраслей и президента профсоюза ра-ботников автомобильной промышленности, свиде-тельствующих перед Конгрессом, чтобы дать яснопонять, каковы их потери от импорта И гораздотруднее для миллионов потенциальных покупателейимпортных машин собраться вместе и убедительнозасвидетельствовать, каковы могли бы быть их поте-ри, если бы импорт был сокращен.
Рассмотрим с этих же позиций проблему поддер-жания цен на молоко. Молочная промышленностьмала и так высокопроизводительна, что она не мо-жет продавать столько, сколько производит, по су-ществующим ценам. Поэтому государство покупаети запасает молоко в больших количествах12. Госу-дарственные субсидии производителям молока до-рого обходятся и налогоплательщикам, и потребите-
12 Не случайно помощь США бедным странам часто включает поставкисухого молока.
лям молока. Почему это продолжается? Потому чтомолочные фермеры представляют собой политиче-ски мощную, географически сконцентрированнуюгруппу, тогда как потребители молока - нет. Кро-ме того, организация молочных фермеров обнару-живает, что ей легко оказывать политическое содей-ствие тем, кто голосует за их интересы, тогда какширокой общественности было бы крайне труднообъединиться, чтобы обеспечить содействие полити-кам, выступающим против субсидий на молоко. Да-же простое обращение с просьбой о добровольномсодействии тех, кто жаждет снижения цен на моло-ко, наталкивается на проблему существования «еду-щих бесплатно», так как каждый осознает, что егоили ее малый вклад в это дело сам по себе не будетреально значимым.
Тот факт, что концентрированные конкретныеинтересы оказываются политически более влиятель-ными, чем размытые общие интересы, помогает по-нять многие государственные решения. Государст-венное вмешательство в экономику не может рас-сматриваться как простое корректирование неэф-фективной работы рынков. Хотя теоретически несо-стоятельность рынка и обеспечивает оправдание го-сударственному вмешательству, но действительныепричины и последствия государственной политикимогут иметь мало общего с преодолением недостат-ков рынка.
Эти рассуждения по поводу несовершенства про-цесса принятия решений государством в демокра-тическом обществе были бы напрасны, если быможно было указать на то, что существует лучшийспособ. Не существует совершенной процедурыпринятия обществом решений. Вопрос в том, какаясистема является наилучшей, а не совершенной сточки зрения отражения предпочтений людей. Каксказано, «демократия - это наихудшая форма госу-дарственного правления, кроме всех остальных».

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Сконцентрированные интересы:

  1. Списки составлены достаточно краткими, так как внимание студентов должно быть сконцентрировано на четырех-пяти

В условиях представительной демократии качество и оперативность решений зависят от необходимой информации и стимулов, способствующих ее преобразованию в практические решения. Информация характеризуется альтернативными издержками. Для получения ее необходимы время и деньги. Рядовому избирателю небезразлично решение того или иного вопроса, однако влияние на своего депутата связано с затратами — придется писать письма, посылать телеграммы или звонить по телефону. А в случае, если он не внемлет просьбам, — писать гневные статьи в газеты, привлекать внимание радио или телевидения самыми различными способами вплоть до организации демонстраций и митингов протеста.

Рациональный избиратель должен соотносить предельные выгоды от такого влияния с предельными затратами (издержками). Как правило, предельные затраты значительно превышают предельные выгоды, поэтому желание постоянно воздействовать на депутата у избирателя минимально.

Иные мотивы у тех избирателей, интересы которых сконцентрированы на определенных вопросах, как, например, у производителей конкретных товаров и услуг (сахара или винно-водочных изделий, угля или нефти). Изменение условий производства (регулирование цен, строительство новых предприятий, объем государственных закупок, изменение условий импорта или экспорта) для них — вопрос жизни или смерти. Поэтому такие группы с особыми интересами стремятся поддерживать постоянную связь с представителями власти. Они используют для этого письма, телеграммы, средства массовой информации, организуют демонстрации и митинги, создают специальные конторы и агентства, чтобы оказывать давление на законодателей и чиновников (вплоть до подкупа). Все эти способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом (lobbying).

Группы со взаимными и значительными интересами могут с лихвой компенсировать свои затраты, если законопроект, который они отстаивают, будет принят. Дело в том, что выгоды от принятия закона будут реализованы внутри группы, а издержки распределятся на все общество в целом. Концентрированный интерес немногих побеждает распыленные интересы большинства. Поэтому относительное влияние групп с особыми интересами гораздо больше их доли голосов. Выгодные им решения не были бы приняты в условиях прямой демократии, когда каждый избиратель прямо и непосредственно выражает свою волю.

Влияние концентрированных интересов объясняет массу парадоксов экономической политики государства, которое в основном защищает старые, а не молодые отрасли (в США, например, такие, как сталелитейная и автомобильная). Государство гораздо чаще регулирует рынки потребительских товаров, чем рынки факторов производства, предоставляет льготы отраслям, сконцентрированным в определенном районе, чем распыленным по всей стране. Классический пример — американский штат Мичиган, в главном городе которого — Дейтройте — расположены три крупнейшие автомобильные компании США: "Дженерал моторз", "Крайслер" и "Форд".

Депутаты, в свою очередь, также заинтересованы в активной поддержке со стороны влиятельных избирателей, ибо это увеличивает шансы их переизбрания на новый срок. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной кампании и политической деятельности. В еще большей степени заинтересованы в лоббизме профессиональные бюрократы, от деятельности которых зависит не только принятие, но и претворение в жизнь политических решений. Поэтому выборные органы и исполнительная власть должны следовать определенным принципам, сфера их деятельности должна быть строго ограничена. По мнению Ф. Хайека, "ограничена должна быть... любая власть, но особенно демократическая. Всемогущее демократическое правительство именно вследствие неограниченности своей власти становится игрушкой в руках организованных интересов, ибо должно угождать им, чтобы обеспечить себе большинство".