Развитие государственной системы образования в России в XIX веке. Образование в российской империи

19 век для России был переломным моментом, когда в начале века власть перешла к Александру I после цареубийства Павла I, когда наука и образование стали стремительно развиваться, что требовало больших перемен. Все эти изменения 19 столетия можно поделить на первую и вторую половины.

Россия на пороге 19 века

В наследство молодому императору досталось государство, которое претерпело значительные изменения по сравнению с предыдущими периодами. Можно отметить несколько важных факторов, которые говорят о величественности страны:

  1. Увеличилась территория за счет присоединения Крыма, Казахстана, Прибалтики, Правобережной Украины и Западной Белоруссии. Вследствие чего и численность населения стала больше, около 40 млн. человек, из них 90% было крестьян. Также увеличилось и городское население, в особенности в Петербурге и Москве, что, конечно же, повлияло на развитие науки в 19 веке в России.
  2. Романовы стали крупными собственниками и имели определенную независимость от других сословий страны.
  3. Бюджет вырос более чем в три раза по сравнению с 18 веком.

Однако на момент прихода власти Александра I Россия была страной, где вся модернизация по догоняющему плану происходила за счет собственного народа, а науке, образованию и культуре уделялось очень мало времени.

Развитие науки в первой половине 19 века

Рассказать о развитии науки в первой половине столетия можно по полученным результатам известными учеными на тот период, благодаря которым сегодня можно увидеть такие выдающиеся достижения.

Наука в 19 веке в России - это, прежде всего, математика, физика и химия.

В казанском университете профессор математики Николай Лобачевский смог разработать новую теорию в геометрии, которая получила название «неевклидовая». Врач Николай Пирогов смог далеко шагнуть в медицине, долго изучая при этом хирургию. Он смог применить ее на войне, впервые использовав эфирный наркоз и гипсовую повязку.

В физике главным направлением изучения в это время являлось электричество, и именно здесь были сделаны открытия. Борис Якоби открыл метод гальванопластики, а потом создал несколько электрических двигателей и телеграфов. А физик Василий Петров смог показать, как можно использовать электричество для освещения и плавки металла, исследовав электрическую дугу и заряд в разреженном газе.

Развивалась в этот период и такая наука, как астрономия, поэтому в 1839 году была открыта где трудился астроном Василий Струве, который обнаружил концентрацию звезд в плоскости Млечного Пути.

Школы, гимназии и университеты

В самом начале наука и образование 19 века в России претерпели изменения, и уже в 1803 году был издан указ разделить всю страну на 6 образовательных округов, в каждом из которых должны были построить университет. Однако за 20 лет было открыто всего лишь три высших учебных заведения, в том числе Московский, Казанский и Петербургский университеты. не поддержал идею образования, и при его правлении не был открыт ни один университет. К тому же он считал, что дети крепостных не должны обучаться наравне со всеми.

Хорошее образование можно было получить, но только дворянам, в лицеях, таких как Царскосельский под Петербургом и Демидовский, который находился в Ярославле.

Лучше дело обстояло с учебными заведениями технического профиля. На начало века был открыт лишь Горный институт, чуть позже появился Лесной институт. Николай I хорошо относился к инженерному и военному образованию, поэтому при нем были открыты технологические заведения в Петербурге и Москве, а также Артиллерийская и Инженерные академии.

Образование для женщин

Хорошей тенденцией считалось продолжение получения образования женщинами, которое было заложено при Екатерине II, чтобы воспитать хороших и добрых жен и матерей. Поэтому были открыты институты во многих городах для девушек дворянского происхождения: Нижний Новгород, Астрахань, Саратов, Иркутск, конечно же, Москва и Петербург.

Гуманитарные знания

Гуманитарные науки 19 века в России, в первой половине, при высоком общественном интересе стали развиваться в истории, и было учреждено Московское общество истории и древностей. Также интерес был проявлен к общей истории и языковедению, в том числе славяноведению, китаеведению, что послужило запуску производства книг и периодической печати.

Издательское дело стало очень популярным, и в 1809 году печаталось 68 журналов различных тематик и 9 газет. Вследствие открытия и развития типографий появилась переводческая деятельность, и граждане стали знакомиться с зарубежной литературой.

Отдельно стоит отметить и русскую литературу, когда страна узнала о Пушкине, Некрасове и Тургеневе. В этот период поднимались такие проблемы, как бедственное положение маленького человека из низов, но в то же время воспевались народные традиции в устной и письменной форме.

Наука, образование (19 век, вторая половина, Россия)

Вторая половина, когда феодализм сменился капитализмом, предполагала более высокий уровень развития не только среди грамотных людей, но и среди обычных рабочих, и просвещение в первую очередь должно было коснуться тех отраслей, которые связаны с обычной жизнью.

Однако развитие проходило в непростых условиях, когда местами сохранился еще феодализм, были гонения со стороны самодержавия, и русским ученым, писателям и художникам приходилось очень непросто.

Стоит отметить, что революционное движение помогло продвинуться науке далеко вперед, когда Чернышевский, Добролюбов и Герцен боролись за то, что пора освободить людей от крепостного права. Все это подстегнуло ученых совершать великие открытия на благо народа.

Известные ученые

Вторая половина 19 столетия характеризуется с точки зрения науки как развитие естественных наук, таких как физика, математика, химия, зоология и география. Такой спрос определялся потребностями жизни, модернизацией производства и желанием ученых прославить государство достижениями и открытиями, чтобы именно такая была история науки России. 19 век, прежде всего, «подарил» таких ученых, как Пафнутий Чебышев, который старался увязать проблемы математики с естественными науками и сделал открытия по теории машин и механизмов.

Ярким представителем ученого мира была женщина, которая не смогла получить должное образование в России и уехала за границу, где получила степень доктора математических наук. Однако она представляла Россию, и ее труды были признаны во всем мире.

Наука в 19 веке в России достигла блестящих успехов и в физике, благодаря таким ученым, как Александр Столетов, который изучал магнетизм и фотоэлектрические явления, а также являлся преподавателем на протяжении тридцати лет, возглавляя кафедру Московского университета.

Отдельно стоит отметить Дмитрия Менделеева, который открыл химических элементов.

Реформы в образовании

После того как в стране появилось много фабрик и заводов, на которые требовались грамотные люди, умеющие писать, читать, разбираться в машинах, потребовались перемены в образовании.

Был проведен ряд реформ, которые помогли создать в церковных школах двухклассные и четырехклассные начальные школы. Также открылись земские начальные школы, где была более обширная программа обучения, и воскресные школы для взрослых, которые изучали грамоту после работы.

Наука второй половины 19 века в России требовала расширения сети обучения в средних и высших заведениях. В городах (Томск, Одесса, Рига, Харьков, Киев) были открыты университеты, технические заведения и несколько сельскохозяйственных академий.

Но царизм тормозил просвещение, и слишком мало было открыто даже начальных школ, поэтому Россия находилась на одном из последних мест по грамотности населения. К концу века грамотное население составляло всего 28%, а среди женщин это было всего лишь 17%.

Школы для женщин

Как было сказано выше, только представительницы дворянского сословия в первой половине века получали хоть какое-то образование, где их обучали языкам, правильным манерам и ведению хозяйства. Наука в 19 веке в России для женщин была чем-то нереальным и непонятным, главным для них было - научиться читать, писать и красиво выражаться.

Начальных и средних школ для простых женщин практически не существовало вплоть до 60-х годов. Учебные заведения стали появляться в 70-х годах, но очень медленно, а поступление в университеты было и вовсе закрыто для женщин любого сословия.

Благодаря общественному движению, было открыто несколько женских гимназий, врачебные курсы, но до революции 20 века женщины находились не в равноправном положении.

Развитие гуманитарных наук 19 века в России

Своеобразной чертой для страны было то, что на фоне безграмотности большей части населения был высокий темп развития науки, где происходили выдающиеся открытия для всего мира в целом.

Главное, что было сделано в гуманитарных науках, так это создание собрания сочинений об истории России с древних времен и до настоящего времени (второй половины 19 века), которая создана академиком Сергеем Соловьевым, в 29-ти томах. и на сегодняшний день остается наиболее полным об истории страны.

В этот период появился известный всем толковый словарь Владимира Даля, где было собрано более 200 тысяч слов. Помимо слов, в книгу были включены пословицы и поговорки, а также специальная терминология.

Изучением русской словесности занимался писатель А.Н. Афанасьев, известность получили и работы русского философа, который к тому же изучал древнерусскую литературу и фольклор, академика Буслаева.

Гуманитарная наука в 19 веке в России попала под влияние сложных социалистических процессов, когда была политическая нестабильность, назревала смена власти, а люди искали пути дальнейшего развития страны, что выразилось и в литературе, которая разделилась на три направления: критический реализм, пролетарская литература и модернизм.

Итоги 19 столетия

Для России 19 век был богат событиями, очень разнообразные, неоднородные и противоречивые во всех сферах жизни, начиная с жизни крестьян, которые стали свободными только к концу века, и заканчивая правлением четырех царей, где каждый в чем-то преуспел, а в чем-то был полный провал. Однако наука первой половины 19 века в России, как и второй, характеризуются стремлением ученых достичь небывалых высот, несмотря на все сложности, которые тормозили развитие. На протяжении всего века совершались открытия, благодаря которым сегодня технологии во всех областях находятся на высшем уровне.

Средняя школа № 60

Проектная работа

Подготовили:

Наталия Максимчук

Юрий Колесников

Владислав Вилейто

Маргарита Крупеня

Руководитель работы

Учитель–методист

Татьяна Ануфриева

Первая половина XIX века

Система образования

В начале XIX века эта система подверглась коренной перестройке.

Программа средней школы была расширена и усложнена, а обучение продлено до

7 лет (последовательно в четырёх видах учебных заведений – приходской

школе, уездном и главном и главном училищах и гимназии). С известными

оговорками к общеобразовательным можно отнести созданные во второй половине

века миссионерские школы для детей нерусских народов Поволжья (татар,

чувашей и др.), где готовили переводчиков, учителей и низшее провославное

духовенство. Основной формой обучения податного населения продолжали

оставаться школы грамоты. Для дворянских детей была создана сеть закрытых

учебных заведений. (Пажеский корпус, кон. 50-ых годов; «Воспитательное

общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт),

1764; Царскосельский лицей, 1811 и др.). Эти учебные заведения пользовались

наибольшей финансовой поддержкой правительства. Для сравнения: один

Смольный институт получал 100 тыс. рублей в год, в то время как все

народные школы целой губернии – всего 10 тыс. рублей, причём, часть этих

денег предназначалась на нужды больниц, богаделен и т. п. Появились

профессионально-художественные училища закрытого типа, в которые не

принимали детей крепостных крестьян (Балетная школа при Московском

воспитательном доме, 1773; академия художеств, 1757, дававшая

профессиональную подготовку в области живописи, ваяния и зодчества и др.).

К концу XVIII века в стране было 550 учебных заведений с числом учащихся

около 60-70 тыс.

Хотя создание системы народных училищ и других общеобразовательных

школ явилось важным вкладом в становление русской светской школы, но

провозглашённая «всесословной», она на деле оставалась придатком сословной

системы образования. Эта ситуация отражала отношение властей к

распространению знаний среди низших сословий. « Черни не должно давать

образование, - писала Екатерина московскому генерал-губернатору П. С.

Салтыкову, - поскольку она будет знать столько же, сколько вы да я, то не

станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь». Эта

ситуация не менялась до начала XX века.

Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования.

В начале XIX в. было образовано 5 университетов – Дерптский (Тартуский),

Казанский, Харьковский и др. Возросшее число школ сделало актуальной

проблему подготовки учителей, которых катастрофически не хватало (на

каждое уездное училище, например, приходилось в среднем по 2 учителя,

преподававших по 7-8 предметов каждый). Петербургское главное народное

училище для подготовки учителей народных училищ, открытое в 1782 году, было

преобразованно в Педагогический институт. Педагогические институты были

созданы при всех университетах.

Домашнее образование

Если определять эффективность образовательной системы количеством

ярких воспитанников, то лучше всего в России себя зарекомендовала как раз

система домашнего обучения и воспитания. Каждая семья создавала свою

образовательную конструкцию в результате творческого общения родителей,

преподавателей и ребёнка. Однако эта произвольная конструкция имела жёсткий

Гувернантка – домашний наставник – репетитор

Вот триада, составившая систему домашнего обучения и воспитания.

Гувернантку-иностранку обычно преглашали к ребёнку 5-6 (иногда 3-4)

лет и поселяли рядом с детской. Дабы привить ребёнку хорошие манеры,

гувернантка ела вместе с ребёнком, гуляла, играла с ним. И занималась с ним

– на иностранном языке. Родному языку до поры до времени учились без

программ и педагогов. К 10-12 годам ребёнок получал возможность читать на

двух-трёх языках книги из домашней библиртеки.

И тут наступала пора приглашать домашнего наставника. Вот где

начиналось настоящее педагогическое творчество родителей. Гувернантку

иностранного языка подтверждалось иностранным происхождением. А где

готовили в домашние наставники? Нигде! Как и сегодня. Кого же приглашали в

наставники? Да кого угодно, в меру прозорливости и изобретательности

родителей.

Если с гувернанткой ребёнок осваивал дом, то с домашним наставником

он осваивал мир. Домашний наставник был для ребёнка другом, наперсником,

покровителем, компаньоном во время путешевствий, партнёром для игр,

объектом для подражания, положительным примером. То есть всем. Он мог быть

чудаком, но не мог не быть личностью, а отсутствие диплома педагога никого

не смущало.

В русской литературе XIX века домашние наставники изображались

значительно чаще, чем, скажем, гимназические преподаватели. Мемуары

свидетельствуют, что в прошлом веке почти у каждого человека из

состоятельной семьи был хотя бы один хороший наставник, оставивший по себе

добрую и благодарную память. Так, А. С. Грибоедова, не забывшего в своей

комедии помянуть метким словом и домашних учителей, воспитывал учёный-

энциклопедист И. Б. Петрозилиус, служивший в университетской библиотеке.

Талантливым домашним наставником был И. А. Крылов, некоторое время

живший в семействе князя Голицына. Как вспоминал Ф. Ф. Вигель, «несмотря на

свою леность, он от скуки предложил князю Голицыну преподавать русский язык

младшим сыновьям его и, следственно, и соучащимся с ними. И в этом деле

показал себя он мастером. Уроки проходили почти все в разговорах; он умел

возбуждать любопытство, любил вопросы и отвечал на них так же толковито,

так же ясно, как писал свои басни. Он не довольствовался одним русским

языком, а к наставлениям своим примешивал много нравственных поучений и

объяснений разных предметов из других наук».

Из русских домашних наставников самую большую известность приобрёл В.

А. Жуковский, воспитавший императора Александрa II. Перед вступлением в

должность Жуковский представил Николаю I «План учения», в котором изложил

принципы созданной им особой системы воспитания и образования будущего

монарха, а также свои педагогические и политические взгляды. А будучи

принятым в дом, прежде всего обязал коронованного родителя следовать

одобренному плану.

Помимо постоянно живущего в доме наставника родители часто приглашали

и приходящих учителей. «Берём же побродяг и в дом, и по билетам», -

сокрушался Фамусов. По окончании урока учителю выдавался билет, который

служил потом документом для оплаты. Среди приходящих учителей преобладали

русские люди – студенты, вынужденные давать уроки для оплаты своего

обучения, семинаристы. Они часто были выходцами из образованных семей и

обладали более глубокими знаниями, нежели многие из их иностранных коллег.

Но в числе дающих платные уроки не стеснялись состоять и известные люди.

Так, знаменитый Добужинский давал уроки рисования маленькому Володе

Набокову, а его маме, когда она была девочкой, зоологию преподавал

известный учёный Шимкевич.

При этом ребёнок мог одновременно и гимназию посещать, но это вовсе

не значит, что родители отказывались от домашнего наставника и репетиторов.

Дело находилось всем.

Принципы домашнего воспитания

Все удачные примеры домашнего воспитания позволяют выделить главный

его принцип – доверие педагогу, которому родители частично отдавали свои

воспитательные права, вплоть до права «казнить и миловать».

Доверившись домашнему учителю, родители избегали открыто вмешиваться

в воспитательный процесс и подчёркнуто почтительным отношением к педагогу

рутине и выступавших как высший суд. Неискренность в отношениях между

семьёй и домашней «школой» в этом случае полностью исключалась – иначе

гувернёр или наставник не сумел бы ужиться в доме. Обычно к нему относились

как к члену семьи и участнику всех её радостей и забот. Знание семейного

уклада, обстановки в доме, характера воспитанника помогало «школе» находить

и принимать верные педагогические решения.

В середине XIX века появились специальные методики домашнего

воспитания, которые учитывали накопившийся опыт. Они предусматривали

«образовательные беседы» и «образовательные прогулки», во время которых

можно было в непринуждённой форме объяснить достаточно сложные вещи –

нравственные и философские представления, логические категории,

классификации биологических процессов и многое другое. Беседы

занятий. Они должны были служить для обобщения изученного и увиденного на

прогулках, а также для размышлений вслух и развития речи. Опыт передачи

знаний путём непринуждённого общения отразился и в детской литературе – в

жанре назидательной беседы (учителя с учеником, отца с сыном и др.).

«Разговоры благоразумной наставницы с благовоспитанными воспитанницами»,

«Письма матери к сыну о праведной чести и к дочери о добродетелях,

приличных женскому полу» вошли в круг немногочисленных в то время изданий

для юношества на русском языке.

Обучение «шутя» вовсе не исключало систематических уроков («классов»)

и самостоятельной подготовки к ним. Обычно для прохождения курса в компанию

к воспитаннику брали ещё двух-трёх детей, живущих по соседству. В этом

небольшом коллективе вырабатывались навыки общения со сверстниками, дух

соревнования хорошо сказывался и на качестве обучения. Регулярные занятия

дополнялись общением с наставником во время выполнения бытовых домашних дел

или на прогулках, которые были обязательными в любое время года и в любую

Идеальный портрет гувернантки

Идеальный образ гувернантки рисует в своих воспоминаниях А. П. Керн: “В это

самое время выписали из Англии двух гувернанток, m-lle Benoit приехала в

Берново в конце 1808 года. Родители мои тотчас же поручили нас в полное её

распоряжение. Никто не смел мешаться в её дело, делать какие-либо

замечания, нарушать покой её учебных занятий с нами и тревожить её в мирном

приюте, в котором мы учились. Нас поместили в комнате, смежной с её

спальней.

M-lle Benoit была очень серьёзная, сдержанная девица 47 лет, с очень

приятною, умною и доброю наружностью. Одета она была всегда в белое и так

любила этот цвет, что в восторг пришла от белого заячьего меха и сделала на

нём салоп из дорогой шёлковой материи. У неё зябли ноги, и она держала их

всегда на мешочке с горячими косточками из-под чернослива. Она сама

одевалась и сама убирала комнату. Когда же в ней всё было готово, то

растворяла двери и приглашала нас к себе завтракать. Нам подавали кофе,

чай, яйца, хлеб с маслом и мёд. За обедом она всегда пила рюмку белого вина

после супа и такую же после обеда и любила очень чёрный хлеб. После

завтрака мы гуляли по саду, несмотря ни на какую погоду, потом садились за

уроки. Все предметы мы учили, разумеется, по-французски и русскому языку

учились только шесть недель во время вакаций, на которые рпиезжал из Москвы

студент Марчинский. M-lle Benoit так умела приохотить нас к ученью

разнообразиями занятий, терпеливым и ясным толкованием, без возвышения даже

мы занимались, нисколько не тяготясь, целый день, за исключением времени

прогулок и часов обеда, завтрака и ужина. Мы любили наши уроки и занятия,

(вроде вязаний и шитья) подле m-lle Benoit, потому что любили и уважали её

и благоговели перед её властью над нами, исключавшею всякую другую волю.

Нам никто не смел слова сказать! Она заботилась и о нашем туалете,

отрастила нам волосы, обвязывала головы коричневыми бархотками, схожими с

нашими глазами. Она принимала живейшее участие во всём, косавшемся нас и

наших семейств... В сумерках она заставляла нас ложиться на пол, чтобы

выправлять спины, или приказывала ходить по комнате и кланяться на ходу,

скользя, или ложилась на кровать и учила нас, стоящих у кровати, петь

французские романсы. Рассказывала про своих учениц в Лондоне, про

Вильгельма Телля и Швейцарию”.

Идеальный домашний наставник Василий Жуковский

«Учение по предложенному плану тогда только может иметь успех совершенный,

когда ничто, ни в каком случае не будет нарушать порядка, один раз навсегда

установленного; когда и особы, и время, и все окружающее великого князя

будут без всякого ограничения подчинены тем людям, коим его высочество

будет поручен. Государь император, утвердив сей план, да благоволит быть

первым его исполнителем.

Дверь учебной горницы в продолжение лекции должна быть неприкосновенна;

никто не должен себе позволять в неё входить в то время, которое великий

князь будет посвящать занятию; из этого правила не должно быть ни для кого

исключения. Великий князь приучится дорожить своим временем, когда увидит,

что им дорожат и другие и что в порядке часов соблюдается строжайшая

точность. Его высочество в продолжение своего воспитания не должен почитать

ничего свыше своих обязанностей. Он должен идти вперёд постоянным и ровным

шагом: порядок ненарушимый есть главное для сего условие... Изъявление

одобрения государя мператора должно быть величайшею наградою для нашего

воспитанника, а изъявление неодобрения его величества – самым тяжким

наказанием. Надобно весьма дорожить сим важным средством. Смею думать, что

государь император не должен никогда хвалить великого князя за прилежание,

а просто оказывать своё удовольствие ласковым обращением... великому князю

надлежит привыкать видеть в исполнении своих обязанностей простую

необходимость, не заслуживающую никакого особенного одобрения; такая

привычка образует твёрдость характера. Каждый отдельный хороший поступок

весьма маловажен; одно только продолжительное постоянство в добре

заслуживает внимания и рохвалы. Его высочество должен приучиться

действовать без награды: мысль об отце должна быть его тайною совестью...

То же можно сказать и о выражении родительского неодобрения. Его высочество

должен трепетать при мысли об упрёке отца. Государь будет всегда знать о

его мелких проступках, но пускай это будет тайною между его величеством и

наставниками; пускай воспитанник чувствует вину свою и сам наказывает себя

тягостным своим чувством. Но испытать явный гнев отца должно быть для него

случаем единственным в жизни...»

Из «Плана

учения» Василия Жуковского, 1826г.

Смольный институт благородных девиц

Смольный институт благородных девиц – первое в России

привилегированное женское среднее общеобразовательное учебно-воспитательное

заведение закрытого типа для дочерей дворян. Основан в 1764 году при

Воскресенском Смольном женском монастыре в Петербурге. Воспитание

продолжалось с 6 до 16 лет. Закрыт после 1917 года.

заведений». Это название объяснялось тем, что ещё задолго до его окончания

он оказалась в центре большого учебного комплекса: в 1764 году в южном

корпусе монастыря разместилось только что основанное Воспитательное

общество благородных девиц, а год спустя в северном открыли «училище для

малолетних девушек не дворянского происхождения» (Смольный институт и

Мещанское училище). Позже Екатерина распорядилась учредить в Смольном

общину монахинь, отобрав для этого из других монастырей двадцать «стариц

честного и доброго жития», которых можно было бы использовать для

обслуживания «благородных» воспитанниц. Найти таких «стариц» оказалось

совсем не просто. Из московских и смоленского монастырей с трудом набрали

четырнадцать монахинь, отличающихся тем достоинством, что «грамоте умеют».

Впрочем, и они довольно скоро исчезли из монастыря. Основанные же в нём

учебные заведения просуществовали до Великой Октябрьской революции.

Архитектурные памятники, воздвигнутые по соседству с монастырём, положили

начало женскому образованию в России и тем самым сыграли важную роль в

истории отечественного просвещения. До их открытия грамотных русских женщин

даже среди дворянства было очень мало, а уж если таковая обнаруживалась в

другом сословии, то представляла собой «весьма странное явление».

В возникновении Воспитательного общества сказалось воздействие

французских писателей-просветителей. Екатерина, утверждая устав

воспитательного общества, ввела в него пункт, лишающий родителей права

требовать ребёнка обратно до окончания полного двенадцатилетнего курса

обучения. В институт принимались только «девицы природного (потомственного)

дворянства и дочери чиновников, имеющих чины по воинской службе не ниже

полковников, а по статской не ниже статского советника». Выращиваемые в

искусственных, тепличных условиях для «украшения семейства и общества»,

«смолянки» пополняли также придворный штат – из них императрица выбирала

себе статс-дам и фрейлин.

В Мещанское училище брали дочерей конюхов, солдат, дьячков, лакеев и

прочих «подлых людей». Этих девочек готовили «к употреблению ко всем

женским работам и рукоделиям, то есть шить, ткать, вязать, стряпать, мыть,

чистить...». Впрочем, выпускницы училища также имели свои «высочайшие

дарованные» превилегии, анологичные преимуществам, которыми пользовались

воспитанники Академии художеств: если какая-нибудь из них выходила замуж за

крепостного, муж её получал вольную, вольными считались и дети, рождённые

от их брака.

На протяжении всего своего существования оба учебных заведения

находились под покровительством «высочайших особ», лично просматривавших

списки принимаемых со всеми данными о них и их родителях. Обнажды из списка

была вычеркнута «дочь отца известного своим дурным поведением», в другой

раз – дочь ссыльного. В 1808 году к приёму в училище была представлена дочь

«камер-лакея из арапов», о которой в списке говорилось: «Здорова, выключая

настоящий цвет арапки». Резолюция императрицы гласила: «Её не брать».

Разумеется, условия жизни и обучение воспитанниц в училище были

гораздо хуже, чем в институте, хотя и в Смольном уровень преподавания

далеко не всегда был высок. Помимо общеобразовательных предметов,

институток обучали музыке, танцам, рисованию, а также представлению

театральных пьес. Спектакли в Смольном готовили лучшие танцмейстеры,

капельмейстеры и артисты придворных театров. Значительно хуже обстояло дело

с обучением наукам. Комиссия народных училищ отмечала у воспитанниц «весьма

недостаточное знание языков инострвнных и особливо своего российского», а

так как все предметы преподавались на французском, «коего девицы довольно к

тому не разумеют», то и знания они получали весьма слабые. Позднее учить

стали на родном языке и положение несколько улучшилось. Но подлинный

перелом наступил лишь в середине девятнадцатого века, когда инспектором

классов обоих заведений был назначен замечательный педагог-демократ

Константин Дмитриевич Ушинский.

Проведя коренную реформу воспитания и обучения, Ушинский привлёк к

преподаванию в институте и училище молодых, демократически настроенных

педагогов, при нём впервые учебные программы в обоих заведениях были

уравнены. Ведущее место в них заняли родной язык и литература. Ушинский

сумел добиться почти полного искоренения традиционного пренебрежительного

отношения «благородных смолянок» к «мещанкам». Такая демократизация

Смольного, естественно, вызвало недовольство в «высших кругах». Начальница

института и консервативные преподаватели начали кампанию против Ушинского,

которая завершилась доносом, обвиняющим его в политической

неблагонадёжности. Возмущённый самим фактом доноса, Ушинский покинул

Смольный. Однако его прибывание там не прошло бесследно. «Благодаря энергии

и таланту одного человека, - отмечает историк, - в какие-нибудь три года

совершенно обновилось и зажило новою, полною жизнью огромное учебное

заведение, дотоле замкнутое, рутинное». Некоторые его выпускницы теперь

поступали на женские Высшие и педагогические курсы, в женский медицинский

институт.

Смольный институт был призван прежде всего внушать своим

питомцам «непоколебимую преданность престолу и благоговейную

признательность к августейшим их покровителям». Но не стоит, может быть,

забывать, что, наряду с фрейлинами императриц и фаворитками императоров,

его воспитанницами были жена Радищева, поехавшая за мужем в ссылку и там

погибшая, жёны и сёстры декабристов, мать героя Плевны генерала Скобелева,

сама в русско-турецкую войну служившая в лазарете и убитая в Болгарии, а

также матери и жёны других славных сынов России.

Здание Мещанского училища до сих пор используется в учебных целях – в

нём занимаются студенты географического факультета и факультета прикладной

математики Ленинградского университета.

Воспитательное общество благородных девиц находилось в монастырских

корпусах гораздо дольше, чем училище. Лишь в начале следующего столетия

архитектор Кваренги возвёл для него с южной стороны монастыря, на месте,

где находился «мастерский двор» со служительским лазаретом, пекарней,

сараями и прочим, новое здание.

Барышень учили не только языкам и манерам, но и терпению. Вот как

вспоминала годы учёбы бывшая «смолянка» Анна Владимировна Суслова:

В Смольном была дисциплина, как в армии. Физически приходилось очень

тяжело. Первое моё впечатление от Смольного – холод. Холодно везде: в

спальнях, классах, в столовых. Температура не выше плюс 16 градусов. Утром

надо было умываться ледяной водой до пояса. За этим наблюдала классная дама

(воспитательница, прикреплённая к какому-либо классу). Потом все одевались

и шли по коридору в церковь, которая находилась в противоположном конце

здания. Во время молитвы следовало стоять неподвижно, глядя вперёд. Нельзя

повернуть голову, переступить с ноги на ногу. Праздничная служба

продолжалась долго, и девочки иногда падали в обморок.

Очень следили за осанкой. Девочки одевались в платья, в которые

вставлен китовый ус, чтобы талия была затянутая прямая. Упаси Бог

сгорбиться. Классная дама всегда находилась при нас и следила за осанкой,

за причёской. Надо было быть совершенно «зализанной», чтобы ни одна

волосинка не висела. Должна быть одна косичка, две не разрешалось. В неё

вплетали чёрную ленточку. Любое кокетство, желание выделиться

преследовалось очень строго. Ходили всегда парами, молча. Улыбаться нельзя.

За улыбку сразу сбавляли несколько баллов за поведение.

Образование, в общем, было хорошим. Языки мы усвоили во многом

влагодаря тому, что нам не разрешалось разговаривать по-русски. Только по-

немецки или по-французски. Везде: в спальнях, во время отдыха и т.д. учили

нас стряпать, шить, вышивать, танцевать, играть на музыкальном инструменте.

Можно было выбрать один из трёх: скрипку, рояль или арфу.

Мне не нравилось в Смольном. Я зябла, кашляла и половину времени

провела в лазарете. Мне трудно было выдерживать этот режим. Но зато у меня

выработалось огроиное терпение. Оно мне в жизни очень пригодилось.

Царскосельский лицей

студентами: было им в среднем по 12 лет, но после окончания своего учебного

заведения они могли больше нигде не учиться. Это был первый курс

Царскосельского Лицея – нового для России учебного заведения, так и

оставшегося единственным в своём роде.

В этом учебном заведении, по замыслу Михаила Сперанского, ближайшего

советника царя Александра I, небольшое число дворянских детей должно было

учиться, чтобы потом учавствовать в управлении Росией.

Мальчиков было всего тридцать. Среди них были представители знатных

семей, такие, как князь Александр Горчаков; были дети царских чиновников,

как Иван Пущин, был среди них и правнук знаменитого «арапа Петра Великого»

Абрама Петровича Ганнибала – Александр Пушкин.

Лицеистов ждали 6 лет учёбы. Строгий режим дня, в котором

чередовались «классы» и прогулки, «танцеванье» и фехтование. Домой ездить

было нельзя – все лицеисты жили в Лицее в небольших комнатках, на которые

деревянными, не доходящими до потолка перегородками, разделили большой зал.

Изучали множество предметов: иностранные языки, историю, географию,

математику, право (юридические науки), артиллерию и фортификацию (науку о

военных сооружениях), физику. На старших курсах занятия велись без строгой

программы – утверждённый устав определял лишь науки, подлежащие изучению:

предусматривались знания по разделам нравственных, физических,

математических, исторических наук, словесности и по языкам. Учились

серьёзно, но не упускали возможности и пошутить. Однажды на уроке лицеист

Мясоедов так описал в стихах восход солнца: «Блеснул на западе (!) румяный

царь природы...» Другой лицеист (Пушкин или Илличевский, точно неизвестно)

тут же продолжил:

«И изумлённые народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать».

Учителей уважали и любили. Они хорошо понимали своих воспитанников.

Сохранились воспоминания Ивана Пущина об учителе математики Карцове,

который вызвал Пушкина к доске и задал задачу. Пушкин долго переминался с

ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его

наконец: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил:

«Нулю!» – «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём.

Садитесь на своё место и пишите стихи».

Пролетели шесть лет учёбы. Пятнадцать выпускных зкзаменов сданы за 17

праздновать лицейскую годовщину, вспоминая тех, кого уже нет... Первым

уйдёт Николай Ржевский (в 1817 году, вскоре после выпуска), последним –

Александр Горчаков (в 1883 году).

Горчаков станет канцлером (высшим чиновником), Кюхельбекер –

декабристом, Пушкин – «солнцем русской поэзии».

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Лицей был учебным заведением, повторившим в миниатюре судьбу и

характер многих реформ и начинаний «дней александровых прекрасного начала»:

блестящие обещания, широкие замыслы при полной непродуманности общих

задач, целей и плана. Размещению и внешнему распорядку нового учебного

заведения уделялось много внимания, вопросы формы лицеистов овсуждались

самим императором. Однако план преподавания был непродуман, состав

профессоров – случаен, большинство из них не отвечало по своей подготовке и

педагогическому опыту даже требованиям хорошей гимназии. А Лицей давал

выпускникам права окончивших высшее учебное заведение. Не было ясно

определено и будущее лицеистов. По первоначальному плану в Лицее должны

были воспитываться также младшие братья Александра I – Николай и Михаил.

Мысль зта, вероятно, принадлежала Сперанскому, которому, как и многим

передовым людям тех лет, внушало тревогу то, как складывались характеры

великих князей, от которых в будущем могла зависеть участь миллионов людей.

Подрастающие Николай и Михаил Павловичи свыклись с верой в безразличность и

божественное происхождение своей власти и с глубоким убеждением в том, что

искусство управления состоит в «фельдфебельской науке»...

Замыслы эти, видимо, вызывали противодействие императрицы Марии

Фёдоровны. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся,

в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные

планы были отброшены, в результате чего Николай I вступил в 1825 году на

престол чудовищно неродготовленным... Лицей помещался в Царском Селе –

летней императорской резиденции, во флигеле Екатеринского дворца. Уже само

местоположение делало его как бы придворным учебным заведением. Однако,

видимо не без воздействия Сперанского, ненавидившего придворные круги и

стремившегося максимально ограничить их политическую роль в государстве и

влияние на императора, первый директор Лицея В. Ф. Малиновский пытался

оградить своё учебное заведение от влияния двора путём строгой замкнутости:

Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы

его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, пеосещения родственников

ограничивались.

В лицейских занятиях была бесспорная положительная сторона: это был

тот «лицейский дух», который на всю жизнь запомнился лицеистам первого –

«пушкинского» – выпуска и который очень скоро сделался темой многочисленных

доносов. Именно этот «дух» позже старательно выбивал из Лицея николай I.

Когда создавался Лицей, предпологалось, что в нём будут учиться

великие князья – младшие братья императора Александра I. Поэтому многие

стремились поместить своих детей в это, говоря современным языком,

престижное (уважаемое) учебное заведение. Вот как пишет о первом лицейском

курсе Натан Яковлевич Эйдельман, писатель, историк, литературовед.

«...Члены царской фамилии в конце концов «не попали» в Лицей, но меж

тем летом 1811 года образовался конкурс, потому что на тридцать мест было

куда больше желающих. Одним (Горчакову) поможет звучный титул (князь –

Рюрикович). Другим – важные посты, занимаемые родственниками: у Модеста

Корфа отец -–генерал, видный чиновник юстиции; десятилетний Аркадий

Мартынов ещё мал для Лицея, зато он крестник самого Сперанского, а отец его

литератор, директор департамента народного просвещения; Ивану Малиновскому

пятнадцать лет, он уже называется «иностранной коллегии студент», но отец

его, Василий Фёдорович, назначается директором Лицея и хочет «испытать»

новое заведение на собственном сыне...

Ещё и ещё – родители-царедворцы, или отставные, или невысокие

чиновники; отсутствуют отпрыски багатейших фамилий вроде Строгановых,

Юсуповых, Шереметевых... Аристократы своих детей в какой-то там Лицей не

отдают (тем более, когда выяснили, что царские братья туда не

определяются): ведь им пришлось бы в одном классе на равных учиться и,

может быть, получать подзатыльники от мелкопоместных, малочиновных или

(страшно подумать!), скажем, от Владимира Вольховского, сына бедного гусара

из Полтавской губернии; мальчик идёт в Лицей... как первый ученик

Московского университетского пансиона.

Из нниги Н. Я. Эйдельмана

«Прекрасен наш союз...»

60-90-е годы XIX века

Школа, просвещение и печать

Падение крепостного права и либеральные реформы образования вызвали

серьёзные сдвиги в народном просвещении. В 1860-90-е годы заметно вырос

уровень грамотности населения (в среднем в 3 раза), в городе больше, чем

в деревне (2,5 раза). Согласно данным всеросийской переписи населения

1897 г., средний уровень грамотности в Российской империи составлял 21,1%,

среди мужчин – 29,3%, среди женщин – 13,1%. При этом высшее и среднее

образование имели чуть более 1% населения. Таким образом, общий уровень

образованности в России до второй половины XIX в. определяла начальная

В 60-е годы правительство провело реформы в сфере просвещения.

«Положение о начальных народных училищах» 1864г. допускало, в частности,

открытие начальных школ общественными организациями (органами городского

самоуправления и земствами на селе). Это позволило широкому общественному

движению за создание народных школ (Московский и Петербургский комитеты

грамотности и другие общественные просветительские организации) претворять

в жизнь передовые педагогические идеи К. Д. Ушинского (1824 – 1870 / 71)

и его учеников. Под влиянием общественности начальное образование получило

значительный импульс к дальнейшему развитию. Наряду с церковно-приходскими

школами (учителей для которых готовили церковно-учительские школы,

находившиеся в ведении Синода), начали действовать земские трёхгодичные

школы (в это время наиболее распространённый тип начальной школы),

преподавали в которых представители земской интеллигенции, как правило,

истинные подвижники, носители демократической культуры. Обучение в них было

поставлено лучше: кроме обычных для церковно-приходской школы предметов –

письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались

география, природоведение, история.

Среднее образование одновременно с гуманитарными классическими

гимназиями (число учащихся в которых выросло в 60-80-е годы почти в 3 раза

) давали училища – с 1864 года реальные (учебный план включал большой

объём знаний по точным и естественным наукам) и с 1873 года коммерческие (

где изучались – бухгалтерия, товароведение и др.). В период реформ

открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около 200;

для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных

училищ. В период контрреформ знаменитый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887

года закрыл доступ к образованию неимущим слоям.

В предреформенную эпоху качественные изменения наметились в высшем

образовании. В Одессе и Томске были открыты новые университеты. Либеральный

университетский устав 1863 года, предоставивший этим учебным заведениям

автономию, привёл не только к росту числа студентов (в 60-90-е годы почти в

3 раза), но и к демократизации их состава, правда, неравномерно (в 1897

году в Петербургском унивесситете доля детей дворян и чиновников составила

около 2/3, а в Харьковском – менее 40%). В университетах страны стали

сосредоточиваться лучшие научные кадры (А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, К.

А. Тимирязев и др.), оживилась научная работа и повысился образовательный

уровень выпускников. Появились первые ростки высшего женского образования –

высшие женские курсы, готовившие врачей и учителей (Аларчинские в

Петербурге и Лубянские в Москве, 1869; курсы профессора В. И. Герье в

Москве, 1872; Бестужевские (названы по имени их директора историка,

профессора К. Н. Бестужева-Рюмина) в Петербурге, 1878 и др.).

Понимая недостатки существовавшей системы образования, представители

передовой общественности способствовали становлению в России внешкольного

образования: с 1859 года начали работать бесплатные воскресные школы,

программа которых была шире, чем в казённых школах, и включала знакомство с

основами физики, химии, естественной истории и др. Правительство также в

ряде случаев выступало инициатором внешкольного овразования. Так, начиная с

1871 года, проводились вызывавшие широкий интерес народные чтения, в

которых преобладала историческая, военная и религиозно-нравственная

тематика.

В 70-90-е годы почти втрое возросло число периодических изданий на

русском языке (до 1 тысячи наименований в 1900 году). Окончательно

оформился тип «толстого» журнала, публиковавшего литературно-

художественные, публицистические, критические, научные материалы и имевшего

значительное влияние на общественно-культурную жизнь («Современник»,

«Русское слово», «Вестник Европы»). Издание книг росло ещё стремительнее (в

1860-е90-е годы с 1800 до 11500 названий в год). Всё это было возможно, так

как полиграфическая база в России за три пореформенных десятилетия выросла

более чем в три раза (в 1864 году насчитывалось около 300 типографий, в

1894 году их было уже более тысячи). Среди издателей ведущее место занимали

частные фирмы М. О. Вольфа, Ф. Ф. Павленкова, И. Д. Сытина, выпускавшие

учебную, научно-популярную, художественную литературу, в том числе дешёвые

издания русской классики. Количество книжных лавок увеличилось в 6 раз (до

3 тысяч в конце 90-ых годов). В городах и сёлах росло число библиотек и

читателей, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного

управления. В 1862 году была открыта первая Публичная библиотека в Москве

(сейчас Российская Государственная Библиотека). Главная роль в развитии

культурно-просветительных учреждений принадлежала интеллигенции, в том

числе земской.

Конец XIX века

Образование и просвещение

Система образования в России рубежа XIX-XX веков по-прежнему включала

три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища),

среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую

школу (университеты, институты). По данным 1913 года, грамотные среди

подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет)

составляли в среднем 38-39%.

В значительной мере развитие народного образования было связано с

деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой

области не представляется последовательной. Так, в 1905 году Министерство

народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего

начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II

Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.

Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего,

в особенности технического, образования. Количество студентов многих

университетов заметно выросло – с 14 тысяч в середине 90-ых годов до 35.5

тысяч в 1907 году. Получили распространение частные высшие учебные

заведения (Вольная высшая школа П. Ф. Лесгафта, Психоневрологический

институт В. М. Бехтерева и др.). Университет Шанявского, работавший в 1908-

18 годах на средства либерального деятеля народного образования А. Л.

Шанявского (1837-1905) и давший высшее и среднее образование, сыграл важную

роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица

обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических

взглядов.

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы

культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы

(например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие

выдающиеся учёные как И. М. Сеченов, В. И. Пичета и др.), просветительские

рабочие общества и народные дома – своеобразные клубы с библиотекой,

актовым залом, чайной и торговой лавкой (Лиговский народный дом графини С.

В. Паниной в Петербурге).

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати

и книгоиздательства. Тираж массового литературно-художественного и научно-

популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916) к 1900 году выросло с 9 до

235 тысяч экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье

место в мире (после Германии и Японии).

Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин (1835-1912) в Петербурге и И.

Д. Сытин (1851-1934) в Москве способствовали приобщению народа к

литературе, выпуская книги пог доступным ценам («Дешёвая библиотека»

Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина). В 1899 – 1913 годах в

Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Архитектурный ансамбль Смольного» Н. Семенникова Ленинград. «Искусство»

«История отечественной культуры» Т. Балакина Москва. «Спектр-5» 1994г.

«Я познаю мир» Н. Чудакова Москва. «АСТ» 1996г.

«Русский язык» Р. Панкова/Л. Гришковская Каунас. «Швиеса» 2002г.

Образование в 19 веке имело ступенчатую форму. Сначала ученику предстояло окончить начальное общеобразовательное учреждение, потом среднее общеобразовательное и последний этап – поступление в университет.

Начальные общеобразовательные учреждения состояли из приходских, уездных и городских училищ, воскресных школ и школ грамотности. При этом ученику следовало сначала отучиться в приходском, а затем в уездном училище и лишь потом он имел право поступать в гимназию.

Средними общеобразовательными учреждениями являлись гимназии и пансионы. Различались классические, реальные, военные гимназии. Гимназии по значимости представляли собой современную среднюю школу, которую необходимо закончить перед поступлением в вуз. Обучение в этих учреждениях занимало семь лет.

Поступить в образовательное учреждение имели право представители всех сословии. Однако в школах и училищах учились дети низших сословий, а в пансионах и лицеях – дети высокопоставленных людей. Такая форма образования была заложена Александром I, позже изменена Николаем I, и вновь восстановлена Александром II.

Предметы изучения

План обучения на протяжении века часто изменялся. Это касалось как гимназии, так и училищ.

Приходские и уездные училища официально имели программу обучения такую же обширную, как и в гимназиях. Но на деле не выходило выполнять установленный план. Начальные общеобразовательные учреждения были отданы под попечение местных чиновников, которые в свою очередь не стремились заботиться о детях. Не хватало кабинетов и учителей.

В приходских училищах учили чтению, письму, простым правилам арифметики и основам закона Божьего. В уездных учреждениях изучали более широкий курс: русский язык, арифметика, геометрия, история, геометрия, чистописание и закон Божий.

В гимназиях преподавались такие предметы, как математика, геометрия, физика, статистика, география, ботаника, зоология, история, философия, литература, эстетика, музыка, танцы. Ученики помимо русского языка изучали немецкий, французский, латинский, греческий. Некоторые предметы носили факультативный характер.

В конце 19 века уклон в образовании стал делаться на прикладные дисциплины. Стало востребовано техническое образование.

Процесс обучения

В 19 веке в гимназиях и училищах время обучения делилось на уроки и перемены. Ученики приходили на занятия к 9 часам или ранее. Заканчивались уроки в 16 часов, в некоторые дни в 12. Обычно раньше всего обучение завершалось в субботу, но в некоторых гимназиях такими днями была среда. После уроков неуспевающие ученики оставались на дополнительные занятия, чтобы подтянуть оценки. Также была возможность остаться на факультативные курсы.

Более тяжело приходилось тем ученикам, которые жили в пансионах. Их день был расписан буквально по минутам. Распорядок дня в разных пансионах немного различался. Примерно выглядел он так: подъем в 6 утра, после умывания и одевания ученики повторяли уроки, затем шли завтракать и после начинались уроки. В 12 часов был обед, после которого снова начинались уроки. Заканчивались занятия в 18 часов. Ученики немного отдыхали, перекусывали, делали уроки. Перед сном ужинали и умывались.

Кроме обычных общеобразовательных государственных школ в нашем государстве распространены различные специализированные учебные заведения: например, художественные, музыкальные школы. Церковь, уделяющая особое внимание достойному воспитанию подрастающего поколения, организует свои педагогические классы.

В современное время при многих православных приходах организованы воскресные школы, в которых обучаются дети с младшего возраста (обычно с пяти лет) до старших классов (в некоторых приходах такие школы включают в себя только три-четыре года образования). Такая практика является современным отголоском истории нашего Отечества - того времени, когда именно при храмах создавались учебные заведения (так называемые Церковно-приходские школы). Преподавателями в нынешних воскресных школах являются представители духовенства, а также благочестивые миряне, имеющие соответствующие знания и педагогические навыки по работе с детьми.


В современных воскресных школах изучается Закон Божий - изложение Ветхого и Нового Заветов, понятное для детского восприятия. Объясняется значение десяти заповедей, прививаются основные нравственные ценности. Детей учат уважению к родителям и старшим, доброте, любви к и родному Отечеству.


Также в воскресных школах преподаются жития святых. Детям рассказывают о великих подвижниках благочестия, их подвигах. На подобных уроках ребята могут узнать много нового из истории не только российского государства, но и великих империй (Римской и Византийской).


На занятиях в воскресной школе детей знакомят с христианской культурой и искусством. Детям объясняется значение икон, рассказывают о самых почитаемых образах. Детей приобщают к пению и музыке, разучивают с ними стихи и песни к выступлениям на праздничных пасхальных и рождественских концертах.


Особое значение в воскресной школе уделяется духовности и достойному воспитанию ребенка. Детей знакомят с основными христианскими молитвами, объясняют смысл и значение постов.


Кроме учебно-воспитательного процесса воскресные школы могут организовывать развлекательную программу. Так, во многих православных приходах распространена практика посещения детьми, их родителями и учителями всевозможных музеев, выставок, цирковых представлений. Иногда организовываются скаутские походы по красивым местам нашей Родины, а также совершаются паломнические поездки.


Занятия в воскресных школах проходят в отдельном здании на территории церкви или же в самом храме (нижней его части). Название этих учебных заведений свидетельствует, что уроки проходят по воскресеньям. Обычно они начинаются днем после окончания литургии.


Воскресные школы воспитывают в детях общую культуру поведения, развитие основополагающих нравственных качеств и дают знания основ православного вероучения.

Видео по теме

Черкашина Анна Евгеньевна
магистрант

Федеральное государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
высшего образования "Омский
государственный педагогический университет"
г. Омск

Система образования любого государства является важнейшим инструментом формирования личности гражданина. Влияние государства на систему образования бесспорно.

В XIX веке система образования в России принимает новые формы. Необходимость образования для широкого круга населения страны становится необходимостью. С этой целью в 1802 году было создано Министерство народного просвещения, которому подчинялась вся система народного образования, кроме учебных заведений для женщин, которые находились в подчинении ведомству императрицы Марии Федоровны.

При Министерстве было создано Главное управление училищ. Члены Главного управления училищ в 1804 году разработали законодательный акт «Предварительные правила народного просвещения». Согласно Правилам были опубликованы такие документы, как:

- «Устав университетов Российской империи»

- «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

В соответствии с этими документами обучение объявлялось бесплатным и бессословным (исключение - крепостные крестьяне). А так же устанавливалась преемственность между различными типами образовательных учреждений:

Приходские училища - один год обучения;

Уездные училища - два года обучения;

Гимназии в губерниях - четыре года обучения;

Университеты.

В идеале это означало, что любой человек, пройдя все ступени обучения, мог получить высшее университетское образование. Но реформа не предусматривала обучение в гимназиях и университетах детей крепостных крестьян и женщин.

Страна была поделена на 6 образовательных округов, во главе которых находились университеты. В каждом округе были назначены попечители из числа членов Главного управления училищ, которые следили за делами в отведенном ему округе, получал отчеты о деятельности образовательных учреждений, отвечал за организацию университета и проводил в жизнь образовательную политику государства. В каждом округе при университете были созданы Училищные комитеты, которые руководили деятельностью образовательных учреждений в своем округе.

«Цель каждой системы образования заключалась в том, чтобы подготовить учеников к обучению на более высокой ступени и дать законченное образование тем, кто не смог или не хотел получать дальнейшее образование» .

Обучение в приходских училищах предусматривало двоякую цель: во-первых готовило к поступлению в уездные училища и во-вторых давало детям первоначальные знания. Здесь обучали читать, писать, считать, основам природоведения, гигиены и Закона Божьего. А также изучалась книга «Краткое наставление о сельском домоводстве». Все занятия проводились одним учителем, это был приходской священник. Специальных учебников не существовало и каждый учитель учил детей на своё усмотрение.

После восстания декабристов в стране произошел пересмотр результатов реформы. От образования требовался поворот на укрепление патриархальных устоев. Поэтому в 1826 году был создан Комитет устройства учебных заведений, который постановил запретить произвольное обучение.

В 1828 году Комитетом принят новый документ: «Устав гимназий и училищ уездных и приходских». Согласно этому документу упразднялась преемственность между учреждениями. Теперь каждое учреждение должно было давать законченное образование.

Приходские училища предназначались для детей крестьян, мещан и ремесленников. По мнению членов Комитета для каждого сословия предназначался свой уровень образования, необходимый им в силу выполняемых ими обязанностей. Впервые заговорили о значимости воспитательной работы в школах.

В начале второй половины XIX века произошло событие, реформа 1861 года, которая принесла с собой не только отмену крепостного права, но и породила большой интерес общественности к вопросам воспитания и образования подрастающего поколения. Помимо этого отмена крепостного права принесла с собой проблему несправедливого деления школ по сословному и половому признакам.

В 1861 году особая комиссия представила «Проект общего устройства народных училищ» в котором предусматривалось появление новых общеобразовательных учреждений. При этом сохранялись и приходские и уездные училища. Стали открываться народные училища, прогимназии и гимназии, которые, в свою очередь, подразделялись на филологические и реальные.

К 1864 году был разработан и принят новый устав для средних школ. Этот документ провозглашал бессословное обучение всех детей, независимо от профессии или верования родителей. Главное, чтобы родители были способны оплатить обучение. От оплаты могли быть освобождены только дети малоимущих родителей, но их количество в общеобразовательном учреждении регламентировалось - не более 10 %.

«Положение о народных училищах», принятое в 1864 году объявляло о бессословности школ, давало право открытия начальных школ земствам, органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, которые сами решали вопрос об оплате за обучение.

«Цель народных училищ - „утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания“. Предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение» .

Прогимназия являлась начальной ступенью гимназии. Предполагала четырехлетний курс обучения. Реформой предполагалось в статус прогимназии перевести уездные училища и двухлетние приходские школы.

Уставом 1864 года были созданы два типа средних школ: классическая гимназия и реальная гимназия. В свою очередь классическая гимназия имела деление на классические гимназии с изучением двух древних языков и классические гимназии с изучением одного древнего языка, чаще всего это был латинский язык. Обучение в этих учреждениях позволяло в дальнейшем продолжить обучение в университете. В реальных гимназиях древние языки не преподавались и их окончание не позволяло продолжать обучение в университете, но открывало возможность поступить в технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения.

В классических гимназиях курсы математики и естествознания были уменьшены, в реальных гимназия увеличивается курс естествознания, вводится черчение и дополнительно преподаются два новых иностранных языка. По желанию руководства и обучающихся вводились курсы пения, музыки, гимнастики, танцев. Обучение предполагало семилетний курс.

Новый устав придавал большое значение личного примера учителя в воспитании и обучении подрастающего поколения; были отменены телесные наказания. Так же учителю было позволено самостоятельно составлять учебные планы, выбирать учебники из утвержденного Министерством народного просвещения списка.

Между народными училищами и гимназиями преемственности не было, таким образом, дети низших сословий не имели возможность получать полное классическое образование. Доступ им в высшие учебные заведения был полностью перекрыт.

Ещё одним важным достижением реформ 1864 года стало учреждение женских всесословных училищ. В 1870 году стали появляться женские гимназии и прогимназии. Они были всесословными, но платными.

«Основными предметами были: Закон Божий, русский язык, арифметика с приложением к счетоводству и основы геометрии, всеобщая и русская география и история, главнейшие понятия из естественной истории и физики со сведениями по домашнему хозяйству и гигиене, французский и немецкий языки, музыка, пение танцы» .

С 1872 года появились частные женские гимназии, обучение в которых проходило по программам, утвержденным Министерством народного просвещения, и приближались по уровню обучения к мужским гимназиям. Для получения аттестата экзамены сдавались в мужских гимназиях.

В 1866 году Министерство народного просвещения возглавил Граф Дмитрий Андреевич Толстой. Он отличался очень консервативными взглядами на систему образования в целом. При его руководстве Министерством были ограничены свободы университетов, введен жесткий контроль за школьными программами. Являясь одновременно и обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, он противился открытию земских школ и всячески приветствовал церковно-приходские школы, уровень обучения в которых было на порядок ниже. Одновременно с усилением влияния церкви на школы в 1869 году Д.А. Толстой вводит должность инспектора народных училищ в каждой губернии Российской Империи. А в 1874 году появились должности директоров народных училищ. Так усиливался контроль за деятельностью учителей народных училищ.

Очередные нововведения вступили в силу в 1871 году. Благодаря проекту публицистов Михаила Никифоровича Каткова и Павла Михайловича Леонтьева исчезло деление гимназий на классические и реальные. Была полностью пересмотрена программа преподавания. Теперь в гимназиях более 40 % учебного времени отводилось изучению древних языков. Отводилось больше учебных часов на изучение математики, физики, математической географии. Естествознание и химия теперь не преподавались вообще, а количество часов на рисование, черчение, чистописание и историю значительно сократилось.

Бывшие реальные гимназии по реформе 1871 года были переименованы в реальные училища с профессиональным уклоном. Обучение было шестилетним, но предполагалось и обучение в дополнительном седьмом классе, где можно было дополнительно обучаться на механико-техническом, химико-техническом и общеобразовательном отделениях. Обучение в реальном училище не позволяло продолжить обучение в университетах, но зато удовлетворяло потребности промышленности в квалифицированных инженерных кадрах.

16 марта 1882 года пост министра народного просвещения занимает Иван Давыдович Делянов. В 1884 году при его непосредственном руководстве выходит новый проект переустройства церковно-приходских школ, предложенный ещё одним видным политическим деятелем второй половины XIX века - Константином Петровичем Победоносцевым. Целью этого нововведения было вернуть под контроль церкви все церковно-приходские училища, которые в 1870-х годах были у церкви изъяты. «Правила о церковно-приходских школах» предусматривали, что церковно-приходские школы "имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания«. Церковно-приходские школы должны были на местах заменять министерские училища и земские школы.

А в 1887 году вышел новый документ Министерства народного просвещения - «О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях
и изменении состава оных» - так назывался доклад И.Д. Делянова, который был издан 18 июня (1 июля) 1887 года. Доклад получил довольно печальное название - «Циркуляр о кухаркиных детях». В нем министр народного просвещения граф Иван Давыдович Делянов призывал принять меры в учебных заведениях «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию» .

Также в 1887 году в гимназии и прогимназии Российской Империи распоряжением министра просвещения был ограничен прием евреев, закрыты приготовительные классы при гимназиях. Таким образом приводились в действие слова министра об ограничении образования для низших сословий.

Но не всё было так грустно. Министерство народного просвещения под давлением либеральных общественных кругов периодически ослабляло давление и надзор на школы. Однако всё более стремилось уйти от материалистических тенденций, царивших в обществе, к классическим и привычным формам обучения. Министерство всецело поддерживало создание церковно-приходских школ, в том числе и финансами. Так с 1896 года из государственного казначейства выделялось по 3 миллиона 279 тысяч рублей ежегодно на развитие системы церковно-приходских школ, содержание учителей. Таким образом церковно-приходская школа фактически становится государственной.

Отличие земской школы от церковно-приходской школы выражалось в содержании обучения. В церковно-приходских школах учителями являлись, прежде всего, священники. В учебном плане преобладали такие предметы, как Закон Божий, церковное пение, чтение церковных книг - на это отводилось до 46 % учебного времени. Тогда как в земских школах, не отвергая религиозную составляющую, расширялось обучение географии, истории, естествознанию.

Последняя четверть XIX характеризуется началом борьбы за народную школу между земствами и правительством. Правительство стремилось содержание школ взвалить на плечи земства, но при этом хотело всецело контролировать учебный процесс. Земства же стремились к независимой от правительства школе.

В этот же период педагогическая общественность сама начинает проявлять большую активность. Образуются различные педагогические комитеты и общества, содействующие образованию. Одним из главных занятий этих обществ являлась разработка новых учебных пособий. Хотя недостатка в учебной литературе не наблюдалось, не все учебники были написаны профессиональными педагогами.

В целом сеть общеобразовательных учреждений в Российской Империи в начале XX была достаточно разнообразна. Чехов Николай Владимирович, видный педагог XIX-XX веков, выделил более семнадцати типов одноклассных и двуклассных училищ, находящихся не только в ведении Министерства народного просвещении, но и различных ведомств. «И все эти 17 типов представляли часто огромные отличия друг от друга и по задачам, и обстановке, и по способам обеспечения и фактического управления. Различались они и по постановке учебной части, а следовательно и фактическими программами своего курса» .

Использованная литература

  1. Гуркина Н.К. История образования в России (Х-ХХ века): Учеб. пособие/ СПбГУАП. СПб., 2001. 64 с.
  2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
  3. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М: Гардарики, 2006. - 603 с.
  4. Липник В.Н. Школьные реформы в России/ Библиотечка журн. «Вестник образования России». М.: Про-Пресс, 2002, № 3-9.
  5. Медынский Е.Н. Народное образование в СССР. М.: Издательство Академии педагогических наук СССР, 1952. - 259 с.
  6. Пискунов А.И. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины ХХ в.: Учебное пособие для педагогических университетов/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 304 с.
  7. Правила о церковно-приходскихъ школахъ. // « Правительственный вестник ». 25 июля (6 августа ) 1884, № 164, стр. 1.
  8. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том десятый. Царствование Императора Александра III. 1885-1888 годы. СПб., 1894 с.
  9. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М., Издание Т-ва «Мир». - 1923., 150с.

После общероссийской реформы 1804 году в губернии складывается новая система мужского образования. В 1805 году в Доме призрения ближнего открывается гимназия. Ее первым директором был А.Н.Хомутов. Многопредметная программа гимназии не была постоянной. В 1-й половине XIX века в основу гимназического образования было положено преподавание древних языков, греческого (1834-1852 гг.) и, прежде всего, латыни. Важную роль играли и математика, французский и др. новые языки. В конце 1840-х годов, была сделана попытка увеличить, объем естественнонаучных дисциплин в учебной программе, но от этого быстро отказались. В гимназии с 1817 году вводится платное образование.

В начале XIX века на базе народных училищ возникают уездные училища в городах Ярославле, Ростове, Рыбинске, Мологе, Угличе, а затем и в др. городах. Это средняя ступень школы. Низшей ступенью были приходские училища, здесь давались навыки чтения, письма, счета и религиозное воспитание. Приходские училища создавались по личной инициативе духовенства.

В 1805 году в Ярославле открывается высших наук училище (Демидовский лицей).

В начале века отсутствие в обществе серьезной потребности в образовании сдерживало развитие школы. В 1828 году была проведена ее реформа, перестала быть нормой трехступенчатая модель. Образование имело сословный оттенок (гимназия - гл. образом, хотя и не исключительно, для дворян, уездные училища - для детей купцов и зажиточных ремесленников).

Развивалось женское образование. В 1816 году учитель рисования ярославская гимназии Луи Дювернуа открыл здесь институт благородных девиц. В 1820 году частный женский пансион открыла А.Матьен. Частные пансионы открывались затем в Ярославле и других городах. Все они предназначались для молодых дворянок.

В 1828 году открылось первое, вероятно, на селе народное училище в Поречье под Ростовом. В 1834 году в селе Староандреевском (ныне Шаготь) открыто образцовое приходское училище. Князь М.Д.Волконский открыл школу для крестьян в 1835 году в селе Марьино (на реке Ильди). Повсеместно было распространено обучение грамоте односельчанами. В середине века И.Аксаков фиксировал: «В Ярославской губернии более всего грамотных. Не говорю уж о горожанах: между мещанами неграмотный редкое исключение». В 1840-е года в губернии обучались в школах от 12 до 47 процентов мальчиков (в среднем 28,7%).

В 1860–1861 годах была открыта силами энтузиастов 21 воскресная школа (в том числе женская в Угличе). В 1862 году они были закрыты за критический уклон.

К мужской гимназии в Ярославле прибавляется гимназия в Рыбинске (открылась в 1875 г., полной стала в 1884 г.). В программе их господствуют древние языки. Только в начале XX века время на латынь и греческий язык было сокращено в пользу русского языка и географии.

До начала 1860-х годов в губернии было 4 женских училища (в Ярославле, Ростове, Рыбинске, Романове-Борисоглебске). В 1861 году в Ярославле возникает Мариинская женская гимназия «облегченного типа», которая располагалась в Доме призрения ближнего. Ее первой начальницей была Ф.Ф.Шульц. Она предназначалась «для девиц всех сословий». В 1876 году взамен переехавшей Мариинской гимназии в Доме призрения ближнего открывается Екатерининская женская гимназия. К концу века в губернии 3 женских гимназии (2 в Ярославле, 1 в Рыбинске), и 3 прогимназии (Ростов, Углич, Пошехонье).

В 1880-1886 годах в Ярославле существовало частное реальное училище П.Я.Морозова с уклоном в сторону естественных наук. Государственное реальное училище будет открыто в городе в 1907 году.

Развивается профессиональное образование. К концу века существуют учительская семинария в селе Новом Мологского уезда, техническое училище им. Комарова в Рыбинске, Соболевское ремесленное училище в Ярославле, фельдшерская школа в Ярославле (с 1873 г.). В 1859 году в Ярославле появляется школа военных писарей, на базе которой возникает военная прогимназия (1868/1869 уч. год). Впоследствии она была преобразована в военную школу и на ее основе в 1895 г. создается кадетский корпус , расположившийся за рекой Которосль, где с 30-х годов XIX века были батальоны кантонистов.

На рубеже веков возникают профессиональные училища: техническое училище им. Н.П.Пастухова ; торговая школа, которая затем будет преобразована в коммерческое училище имени Ярослава Мудрого; вечерние классы рисования в Ярославле, речное училище в Рыбинске, сельскохозяйственная школа - сначала в с. Вахтино Даниловского уезда, а после в Угличском у., коммерческое училище в селе Великом, техническое училище в селе Середа и т.д.

В системе духовного образования, помимо семинарии , возникают 4 уездных духовных училища – в Ярославле, Ростове, Угличе и Пошехонье (первоначально в Адриановом монастыре). Было духовное училище и в Переславле-Залесском.

В Ярославле в 1848 году открывается училище девиц духовного звания . Сначала оно было трехклассным, а с 1903 года - стало шестиклассным. В 1880 году появляется шестиклассное Ионафановское епархиальное женское училище. Оно готовило и учительниц для церковно-приходских и земских школ.

Во 2-й половине XIX века отмечается развитие потребности в образовании. Система образования включает в себя низшее звено (школы грамоты, одноклассные училища); двуклассные училища; уездные училища (их в губернии 6: в Ярославле, Рыбинске, Ростове, Романове-Борисоглебске, Угличе, Мологе). На этой арене взаимодействуют государство, земство и церковь.

Земство активно шло навстречу народной потребности в образовании, но его активность сдерживалась материальными возможностями.

В 1860-е года по инициативе некоторых священников (а иногда и за их счет) возникают приходские училища - например, в селах Воскресенском, Маслове, Кузяеве Мышкинского уезда. Много трудился над развитием образования архиепископ Нил (Исакович) . В 1884 году учреждается система церковно-приходских школ, финансируемых по духовному ведомству.

Самой распространенной формой народной школы была школа одноклассная (трехгодичная). Здесь изучались Закон Божий, церковно-славянский и русский язык, арифметика, чистописание, иногда ремесла и рукоделие, а в церковно-приходских школах еще и церковное пение. В 1896 году появляются первые двухклассные (шестигодичные) церковно-приходские школы (учительские).

За три последних десятилетия XIX века число учебных заведений в губернии выросло почти в пять раз, а число учащихся более чем в пять раз. К концу века школ низшего типа было 1036, с около 56 тысячи учащихся. В конце XIX века губерния по развитию начального образования, числу школ, грамотности населения была одной из первых в стране, соперничая с Прибалтикой, Московской и Петербургской губерниями. А по проценту грамотных губерния была первой среди земских губерний. В некоторых уездах была обеспечена почти поголовная грамотность мальчиков (особенно в Рыбинском, Ярославском, Мологском и Мышкинском). Самым высоким был уровень грамотности в Копринской волости Рыбинского уезда. Среди призывников было 86, а местами и 100 процентов грамотных. В семьях отходников грамотность достигала 90 процентов.

К началу ХХ века средний показатель грамотности среди мужского населения достигал 61,8%, среди женщин - 27,3% (по данным переписи 1897 г. аналогичные показатели в целом по России составляли соответственно - 27% и 13%).

Ермолин Е.А.