Уровни функционирования политической системы. Теория Политики: учебное пособие

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Политическая система: понятие, основные черты, типы

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и других социальных норм совокупность институтов, с помощью которых осуществляется политическая власть и политическая жизнь общества. Она является целостной совокупностью политических институтов, отношений, процессов, принципов политической организации общества, связанных с историческими традициями и ценностями существующего политического режима. В соответствии с теорией системного анализа любая система, в том числе политическая, состоит из многих частей, эти части составляют единое целое, система имеет границы.

Границы политической системы могут сужаться или расширяться, например, в период выборов. «Все органы и организации, принимающие участие в политической жизни страны, в научной юридической и философской литературе принято называть структурными элементами политической системы общества. Применительно к России - это институт президентства, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, местные государственные органы, все существующие в стране политические партии и политические движения, профсоюзные, молодежные, женские и другие общественные организации».

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном, который определяет политическую систему как раз личные взаимодействия, с помощью которых распределяются легитимно политические ценности, предотвращая социальные конфликты. Политическая система не только должна распределять ценности, но и придавать такому распределению общеобязательный характер. Сторонник структурно-функционального подхода в политологии, Г. Алмонд определяет политическую систему как присущую всем обществам систему взаимодействия, выполняющую функции интеграции и адаптации с помощью применения (угрозы применения) легитимного принуждения. «Политическая система, по его мнению, является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизывающая все «входящие» и «исходящие» факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы».

Политическая система является универсальной управляющей системой, упорядочивающей отношения между государством и обществом, между различными субъектами политической деятельности. Политика является сферой взаимодействия людей в связи с их участием в деятельности политических структур, в принятии политических решений по поводу организации и осуществления государственной власти. Политическая система является организацией политической власти, она опосредует отношения между обществом и государством, характеризует уровень политического развития и политического участия. В исследовании политической системы преобладает многовариантность ее толкования. Главное внимание при всех существующих подходах уделяется институциональному, регулятивному и коммуникативному аспектам существования политической системы. Каждый из элементов политической системы органически связан с другими элементами.

Политическая система является совокупностью взаимодействующих подсистем: институциональной, информационно-коммуникативной, нормативно-регулятивной . Г. Алмонд указывал, что все системы выполняют два базовых набора функций: «ввода» и «вывода». К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение к участию, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. К функциям «вывода» относятся: разработка норм-законов, применение норм, контроль за соблюдением норм. При этом функции «ввода» осуществляются преимущественно неправительственными подсистемами, а функции «вывода» являются прерогативой правительства. Алмонд обратил внимание на то, что политическая система способна не только артикулировать интересы, но их агрегировать, т.е. превращать требования в альтернативы государственной политики.

Политическая система является также упорядоченной структурой государственных органов и политических организаций, действующих в соответствии с ее нормативной основой. Она представляет собой не только совокупность определенных институтов и учреждений, но и политическую культуру, ценности, деятельность, принципы и др. Все субъекты политической системы занимаются реализацией политических функций государства.

Алмонд рассматривает функционирование политической системы на грех уровнях, что дает возможность сравнивать различные типы политических систем. Первый уровень - возможности (экстрактивные, регулирующие, распределительные, реагирующие, символизирующие). Второй уровень функционирования - конверсивный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящие), показывающий, как происходят процессы на уровнях политической системы, например, как формируются требования или как они контролируются и регулируются. Под третьим уровнем функционирования политической системы понимаются функции поддержания модели и адаптации (процессы социализации и рекрутирования).

Нормативная основа политической системы включает в себя: правовые нормы, регулирующие политическую деятельность, корпоративные нормы (нормы различных партий и организаций), политические обычаи и традиции, политические ценности и этикет.

Различают следующие типы политических систем :

  • по характеру взаимоотношении с внешней средой выделяют открытые (активно обмениваются ресурсами) и закрытые (консервативные);
  • по политическому режиму - демократические, авторитарные и тоталитарные;
  • с точки зрения классового похода выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические и другие политические системы;
  • по содержанию и формам управления различают либерально- демократические, авторитарно-радикальные, авторитарно-консервативные, традиционные, популистские политические системы;
  • по типу политической культуры и разделению политических ролей принято выделять: англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную и тоталитарную политические системы.

По классификации Ж. Блонделя (по содержанию и формам управления) выделяются следующие политические системы: либерально-демократические, авторитарно-консервативные, коммунистические, популистские, традиционные . В связи с классовым подходом выделяют рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую политические системы . Особое признание в науке имеет классификация политических систем Г. Алмонда, который различал четыре типа политических систем: англо-американскую (основана на высокой степени разделения политических ролей и функций, функционирующая в рамках однородной культуры), европейско-континентальную (характеризуется расколотостью политической культуры, но не в масштабах общества, а в масштабах класса, группы, партии), доиндустриальные и частично индустриальные политические системы (со смешанной политической культурой, состоящей из местных политических субкультур), тоталитарные политические системы (функционируют на основе приоритета классовых, национальных и других ценностей).

К основным функциям политической системы относятся функция политической социализации, адаптации к окружающей среде, реагирования, распределительная, регулирующая и др. Выделяются распределительные, регулировочные, коммуникативные требования. Основными объектами поддержки являются политический режим, власть и политическое сообщество. Ответы политической системы связаны с ее реакцией - «выходом»: политические решения и политические действия. Таким образом, к определению политической системы общества применяются конкретно-исторический, институциональный, сущностный и системный подходы.

План

Тема 4. Политическая жизнь

Библиографический список

1. Арон Р. Избранное: Измерения исторического сознания. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

2. Белл Д. Современная политика и власть. // Пер. с англ. Мокрецова А.В. – М.: Терра, 2004.

3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Междунар. отношения, 2003.

4. Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Становление институтов представительной власти в современной России. – М.: Агенство «Издательский сервис», 2004.

5. Вебер М. Типы истинного порядка: условность и право // М. Вебер. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990.

6. Даль Р. Демократия и ее критики / Пер. с анг. Под ред. М.В. Ильина.- М.: Российская политическая энциклопедия. (РОССПЭН), 2003.

7. Джарон Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования / Пер. с англ. А.К. Соколова.- М.: Изд-во «Весь мир», 1997.

8. Кожинов В.В. Победы и беды России.- М.: Изд=во Эксмо-Пресс, 2002.

9. Луман Н. Власть.- М.: Праксис, 2001.

10. Люкс Леонид. Третий Рим? Третий Рейх? Третий путь? Исторические очерки о России, Германии и Западе.- М.: Московский философский фонд, 2002.

11. Назаров М.В. Вождю Третьего Рима.- М.: Русская идея, 2004.

12. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире.- М.: Изд-во: Эксмо, 2003.

13. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера.- М.: Изд-во МГУ, 1992.

14. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность. Социологические очерки.- М.: Российская политическая энциклопедия. (РОССПЭН), 2003.

15. Философия власти / Под ред. В.В. Ильина.- М.: Изд-во: МГУ, 1993.

16. Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии.- М.: Луч, 1995.

1. Понятие «политическая жизнь».

2. Основные виды и уровни функционирования политической жизни.

1. Понятие «политическая жизнь»

Политическая жизнь является очень широким понятием и употребляется как в научной литературе, так и в языке повседневной практики. Однако, исследовано, оно на наш взгляд, недостаточно. Об этом свидетельствует, во-первых, относительно небольшое количество публикаций, а, во-вторых, слишком большой разброс мнений, касающихся определения этого феномена.

Например, А.А. Борисенков характеризует политическую жизнь как процесс производства (воспроизводства) политических связей между людьми . В позиции автора отражены философские аспекты изучения политической жизни. Исходя из диалектики общего и отдельного, А.А. Борисенков считает политическую жизнь одним из проявлений более общего, родового понятия «общественная жизнь» Далее анализируются основные формы политических связей между людьми, к которым относятся политические отношения, политические объединения, политическую структуру и политическую систему общества. Эти формы политических связей, возникающих в процессе политической деятельности, обусловленной политическими интересами людей и составляют основное содержание политической жизни общества.



Такой подход имеет слишком общий характер и отражает, скорее всего, структурные элементы политической реальности, мира политического, что, конечно, очень важно с методологической стороны, но не дает более или менее четких контуров исследуемого явления. В этом отношении дополняет и конкретизирует представление о политической жизни позиция
И. М. Чудиновой, которую разделяют и авторы данного учебного пособия.

Очевидно, что под политической жизнью следует понимать все многообразные изменения, события, процессы, происходящие в политической сфере (избирательные кампании, выборы, встречи и дискуссии лидеров, митинги, демонстрации, законодательная деятельность парламента, взаимоотношения различных ветвей власти, встречи делегаций и т.п.

Политическая жизнь охватывает все формы жизнедеятельности политических субъектов. Основу политической жизни составляют многообразные потребности и интересы людей. Их удовлетворение в обществе всегда зависит от власти, поэтому приобретает политической характер.

Ядром политической жизни выступают политическая деятельность и политическая отклонения. В нее так же включаются политическое поведение, политический процесс, политические конфликты и ситуации.

Если говорить от оптимальной модели политической жизни, то следует иметь в виду, что все ее компоненты их взаимосвязи и взаимодействия должны быть направлены на достижение баланса интересов и политической стабильности общества.

Дается такое определение политической жизни: «политическая жизнь – это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными потребностями и интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики .

Политическая жизнь включает в себя способ политической жизнедеятельности общества, связанный с производством и распространением политического сознания, с определенным уровнем политической культуры людей и удовлетворением их потребностей.

Политическая жизнь предполагает политическое осознание потребностей и интересов, а также готовность субъектов политики вступать в диалог с властью.

Если субъекты (люди) не способны осознавать свои политические интересы, то они, как правило, превращаются в заложников правящих элит, либо в простых объектов манипулирования, в средства достижения целей другими политическими субъектами.

Политическое осознание интересов выражается в разработке собственных целей и средств использования государственной власти (или давления на нее) в определении норм взаимоотношений с возможными союзниками и оппонентами для реализации своих потребностей и интересов.

От характера осознания политических интересов зависят границы политического вмешательства в сферу общества.

В политическую жизнь постоянно включаются новые субъекты политической деятельности со своими потребностями и интересами. Этот процесс сопровождается появлением новых политических движений, партий и т.д. Все это может при определенных обстоятельствах порождать политические конфликты, приводить к кризисам.

Политическая жизнь имеет две главные связанные между собой, но не тождественные сферы – внутреннюю и внешнюю. Отсюда – внутренняя политическая жизнь и внешняя (международная) политическая жизнь.

Внутренняя политическая жизнь – собирательное понятие, охватывающее все действия субъектов внутренней политики, и вырастающие из этого политические события, отношения и связи. Первостепенное значение здесь имеет характер интересов, доминирующих внутри страны, что проявляется в расстановке общественно-политических сил страны, распределении в обществе политической власти и собственности, охватывает имеющиеся в обществе политические партии, лидеров этих партий, их авторитет, влияние, прочность позиций. Вся совокупность отношений, связей, взаимодействий этих субъектов внутренней политики и составляет внутреннюю политическую жизнь.

«Международная политическая жизнь» - собирательное понятие, охватывающее все действия субъектов международной политики в их взаимодействии с зарубежными субъектами международной политики.

Политическая жизнь функционирует на трех уровнях: 1) институциональном; 2) представительном и 3) индивидуальном.

1. Институциональный уровень – это государственно-правовая сфера политической жизни. Здесь осуществляется профессиональная политическая деятельность и складываются политические отношения в рамках государственного механизма. На этом уровне политическая деятельность сосредоточивается на утверждении и распространении политических ценностей (национальная безопасность, экономическое развитие, права и свободы граждан, конституционный порядок), на выработке политической стратегии и тактики, закрепление их в соответствующих законах.

Главная цель политической деятельности в рамках этого уровня – достижение политической стабильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти.

Политическая стабильность – состояние общества, характеризующееся относительным согласием основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития. Она основывается на балансе совпадающих и противостоящих интересов действующих социальных сил, на разрешении возникающих противоречий и конфликтов в результате консенсуса. К условиям, обеспечивающим политическую стабильность, относят: экономический рост, увеличение численности среднего класса, высокий уровень политической культуры, наличие демократических традиций, уважительное отношение к закону и лояльность к политическим институтам. Отсутствие стабильности порождает стремление обиженных нажать на государственные органы с целью получения материальных преимуществ.

Политическая стабильность – предмет особой заботы правящей политической элиты. Для этого она использует следующие меры:

1) Социально-политическое маневрирование. Наиболее распространенным средством социального маневрирования выступает перераспределение общественного богатства с учетом интересов «обиженных» групп;

2) Политическое манипулирование. Это массированное воздействие через СМИ с целью формирования общественного мнения нужной направленности;

3) Введение оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция;

4) Применение силы (наименее эффективна).

2. Представительный уровень. Субъектами политической жизни в рамках внегосударственных институтов и организаций являются группы по интересам, политические партии, профсоюзы, корпоративные объединения и др. На этом уровне формируются групповые интересы и потребности. Группы по интересам пытаются оказывать влияние на тех, кто управляет и добиться принятия соответствующих решений.

Адекватное представление правительства об актуальных интересах населения и своевременная ответная реакция на них предотвращают социальные взрывы и обеспечивают поддержку населением правящей элиты. Группы по интересам со временем могут оформиться в политические партии.

На представительном уровне осознанные интересы преобразуются в альтернативные политические программы. По отношению к правительству, активизируется деятельность по их реализации на государственном уровне.

В представительной системе корпоративизма политика вырабатывается посредством взаимодействия между государственным аппаратом и ограниченным кругом влиятельных организаций (бизнеса, профсоюзов). Корпоративные организации получают монопольное право на представительство своих интересов в обмен на их подчинение определенным ограничениям со стороны государства. Складывается своеобразное партнерство бизнеса, профсоюзов и государства на основе объединения узкогрупповых и общегосударственных интересов.

Таким образом, представительные институты являются необходимым инструментом реализации политического процесса, через них происходит своеобразное проникновение групповых интересов в государственную политику.

Итак, если на институциональном уровне формируется общая политическая воля и приоритетным является государственный интерес на представительном – групповой, то на индивидуальном – частный.

3. Субъектами политической жизни на этом уровне выступают независимые граждане, способные объединяться в массовые движения.

Особенностью политической жизни на индивидуальном уровне является спонтанность и стихийность ее проявления – свободное формирование и изложение интересов, воли неорганизованных людей.

Одной из форм спонтанного движения является гражданское неповиновение. Это символическое нарушение некоего правила, ультимативное средство обращения к большинству с тем, чтобы оно еще раз оценило свое решение и по возможности пересмотрело его. Широко распространены массовые протесты, связанные с ухудшением жизненного уровня, отравлением окружающей среды и т.д.

Спонтанное движение может приводить как к позитивным, так и негативным результатам. Возможно проникновение в это движение деструктивных, эгоистических интересов, в результате чего спонтанный процесс может быть направлен в разрушительное русло.

Отсюда следует, что спонтанное движение нуждается в саморегуляции и самозащите. Для неорганизованной политической жизни характерно самодеятельное политическое творчество (производство новых идей, концепций). Спонтанное движение подпитывает официальную политическую жизнь нововведениями, приближает власть к насущным потребностям той части населения, которая не поддается целенаправленному воздействию, обеспечивает динамизм политической жизни.

Для спонтанного развития политической жизни необходима свобода, во-первых, у государства нет возможности рационально оценить все то, что происходит в общественной жизни; во-вторых, порядок, организуемый сверху не может предусмотреть все правила управления обществом; в-третьих, через спонтанную жизнь осуществляется «вхождение» в политику требований снизу и обеспечивается учет естественных потребностей людей.

Существует два способа регулирования взаимодействия и развития социально-политических интересов: конфликтный и консенсусный.

Конфликтный – преодоление или даже ликвидация определенной группы интересов. При таком способе исключается совместный поиск истины, сотрудничество невозможно, единственное средство – насилие. Не эффективный способ.

Консенсусный способ основан на признании разнообразных интересов их носителей естественным состоянием общества. Сторонники этого пути исходят из необходимости согласованности интересов.

Политическая жизнь имеет свои закономерности развития, выступающие как тенденции. К ним относят: 1) постоянное воспроизводство и развитие политических потребностей и интересов; 2) соблюдение преемственности в функционировании и развитии; 3) взаимодействие субъектов политической жизни в осознании и реализации политических интересов, в формировании общественного мнения; 4) расширение сферы общенационального согласия на основе приоритета общечеловеческих ценностей; 5) сближение субъектов профессиональной политической деятельности с неорганизованными носителями политических интересов; 6) расширение взаимосвязи с экономической и духовной сферами жизни общества.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные виды и уровни функционирования политической жизни.

2. Какова роль политических потребностей и интересов в политической жизни?

3. Что такое политическая стабильность?

4. Назовите основные закономерности политической жизни.

5. Выявите особенности политической жизни современной России.

Понятие «политическая система» объёмно по содержанию. Политическую систему можно определить как совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.

Политическая система – это совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействия между ними, посредством которой осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.

Теория политической системы.

Тема 5. Политическая система общества и проблема власти.

1. Теория политической системы.

2. Структура и функции политической системы.

3. Типы политической системы.

4. Политическая система советского типа.

Необходимость создание целостного представления о процессах в политической сфере, её взаимосвязях с внешним миром обусловило развитие системного подхода в политической науке.

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50-60-х гг. ХХ в. американским политологом Д. Истоном, который создал теорию политической системы. Затем эта теория получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча. и др. Это было связано с необходимостью рассмотрения политики как системы. Это понятие было призвано отразить 2 момента: 1) целостность политики, как самостоятельной сферы общества, представляющей совокупность взаимодействующих элементов(партий гос-ва, лидеров, права…); 2) характер связи политики с внешней средой (экон-й,..).Понятие политическая система д/б помочь выявить факторы которые обеспечивают стабильность и развитие общества, раскрыть механизм согласования интересов различных групп.

Поэтому в политическую систему включаются не только политические институты, участвующие в политике, (гос-во, партии, лидеры,и т.д), но и экономические социальные, культурные институты, традиции и ценности, нормы, имеющие политическое значение и влияющие на политический процесс. Назначение всех указанных политических и общественных институтов состоит в том, чтобы распределять ресурсы (экон-е, валютные, матер-ые, технологические и т.д.) и побуждать население к принятию этого распределения в качестве обязательного для всех.

Ранее политика сводилась к деятельности государственных структур, выделению их в качестве главных субъектов властных отношений. До определенного момента подобное объяснение отражало реальность. Однако процессы развития гражданского общества, появление свободной личности с ее правами и свободами привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство через политические организации. Власть перестала быть монополией (прерогативой) государства, а властные отношения приобрели сложный характер, т.к. в них стали участвовать негосударственные организации. Сложность властных отношений привела к пересмотру преобладающих в то время институционального и бихевиористского подходов к объяснению политики. Политика должна была решать более сложную задачу: поиск универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешней среды .



Теория систем зародилась в биологии в 20-х годах 20в.

Понятие «система» в научный оборот ввел немецкий биолог Л. Фон Берталанфи (1901-1972). Он исследовал клетку как «совокупность взаимозависимых элементов», т.е как систему связанную с внешней средой. Эти элементы так связаны между собой, что если изменить даже один элемент системы, то изменятся и все остальные, вся совокупность. Система развивается благодаря тому, что реагирует на сигналы извне и на требования своих внутренних элементов.

Понятие «система» на рассмотрение общества перенес Т. Парсонс . Он политическую систему рассматривает как специфический элемент социальной системы . Т.о. Толкотт, Парсонс рассматривает общество как социальную систему, состоящую из четырех подсистем, которые находятся во взаимодействии - это экономическая, политическая, социальная и духовная. Каждая из подсистем выполняет свои функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Определение коллективных целей, мобилизация ресурсов на их достижение, принятие решений, составляют функции политической подсистемы . Социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передает новым членам общества нормы, традиции, обычаи, ценности, (которые составляют мотивационную структуру личности.) И, наконец, интеграцию общества, установление и сохранение связей солидарности между ее элементами осуществляет духовная подсистема .

Однако модель Т. Парсонса слишком абстрактна, чтобы объяснить все процессы в политической сфере, она не включает случаи конфликтов, сой- ой напряжённости. Тем не менее, теоретическая модель Парсонса оказала заметное влияние на исследования в области социологии и политологии.

Теория политической системы Д. Истона . (системный анализ)

Теорию систем в политологию ввёл американский политолог Д. Истона, который определил политику, как «волевое распределение ценностей». (Основной вклад Истона в полити­ческую науку применение методов системного анализак изучению политических систем , а также с исследование проблем по­литической социализации). Следовательно, политическая система, по Д. Истонуестьсовокупность политических взаимодействий в данном обществе. Основное назначение её состоит в распределении ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более чётко определить место политики в жизни общества и выявить механизм соц-х изменений в ней.

Так с одной стороны ,политика выступает как самостоятельная сфера, основное назначение которой распределение ресурсов , а с другой стороны , политика есть часть общества , она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами. Т.о. политическая система может существовать, имея способность реагировать на импульсы, поступающие из внешней среды и приспосабливаться к внешним условиям функционирования.

Механизм функционирования политической системы .

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы с внешней средой осуществляется по принципу «входа » и «выхода ».


"Вход" – это способы

влияния внешней среды на политическую систему.

"Выход" – это ответная реакция, (обратное воздействие) системы на внешнюю среду, выступающая в виде решений, выработанных политической системой, ее институтами.

Д. Истон различает 2 типа входа : требование и поддержка. Требование можно определить как обращение к органам власти по поводу распределения ценностей и ресурсов в обществе. Например, требования трудящихся о повышении минимальной з.п. или требования учителей об увеличении ассигнований на образование. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Они являются следствием невнимания властных структур к меняющимся интересам и потребностям соц-х групп.

Поддержка, напротив, означает усиление пол-й системы, и является выражением преданного, благожелательного отношения к режиму. Формами проявления поддержки могут считаться исправная выплата налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству.

В результате, воздействия на «входе» вызывают реакцию на «выходе ». На «выходе » появляются политические решения иполитические действия . Они выступают в форме новых законов, политических и заявлений, решений судов, субсидий и т.д.

(Следовательно, политическая система и внешняя среда в глубокой взаимосвязи).

В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования. "Вход" и "выход " системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют "петлей обратной связи" . В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь важна и для возможной переориентации, отхода от заданного направления и выбора новых целей и путей их достижения.

Политическая система , игнорирующая обратную связь , неэффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, мобилизовать ресурсы и организовать коллективные действия в соответствии с общественными целями. В конечном счете, это оборачивается политическим кризисом и потерей политической стабильности .

Т.о. политический процесс показывает, как возникают социальные требования, как они превращаются в общезначимые проблемы, а затем в предмет действия политических институтов, направленных на формирование общественной политики, на желаемое решение проблем. Системный подход помогает уяснить механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов системы в политическом процессе.

Однако Д. Истон сосредоточил внимание на взаимодействии с внешней средой и оставил без внимания внутреннюю структуру пол-ой системы , которая позволяет поддерживать равновесие в обществе.

Теория политической системы Г. Алмонда. (функциональный анализ П.С.)

Иной подход к анализу политических взаимодействий предложил амер-й политолог Г. Алмонд. (специалист в области общетеоретической и срав­нительной политологии). Он исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования и поддерживать стабильность зависит от функций и ролей политических институтов. Алмонд проводил сравнительный анализ различных политических систем, с целью выявления основных функций, которые способствовали эффективному социальному развитию. Сравнительный анализ П.С. предполагал переход от изучения формальных институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Исходя из этого, Г. Алмонд и Г. Пауэлл определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий , осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества. Политическая система должна осуществлять три группы функций: Функции взаимодействия с внешней средой ;

· Функции взаимосвязи внутри политической сферы;

· Функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.

Коммуникативная теория политической системы К. Дойча .

Переход развитых стран к информационным технологиям, внедрению компьютерной техники , позволили рассматривать политическую систему как механическую модель. Первым уподобил политическую систему кибернетической машине американский политолог К. Дойч (р. 1912 г). Он рассматривал политическую систему в контексте «коммуникационного подхода», при котором политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Особое значение в политической коммуникации имеет обмен информацией между управляющими и управляемыми с целью добиться согласия. Поэтому формулировка целей осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношений к данным целям. Функционирование политической системы зависит от качества и объёма информации, поступающей из внешней среды, и информации, о ее собственном движении. На основе двух потоков информации принимаются политические решения.

Модель К.Дойча обращает внимание на важное значение информации в жизни пол-ой и

соц-й системы, но опускает значение других переменных : пол-я воля, идеология, которые тоже могут влиять на отбор информации.

Политическая система состоит из подсистемы, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Изменение одной приводит к изменению функционирования всей системы.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, общественные организации и движения, группы давления, СМИ, церковь и т.д. Центральное место отводится государству, которое представляет всё общество. Оно обладает суверенитетом в рамках гос-х границ и независимостью за их пределами. (Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает большими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни). Зрелость этой подсистемы определяет степень специализации ролей и функций её структур. Благодаря специализации эта подсистема может быстро и эффективно реагировать на новые потребности и требования населения .

Нормативная включает правовые, политические, моральные нормы, ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, граждан .

Функциональная – это методы политической деятельности, средства и способы осуществления власти (согласие, принуждение, насилие, авторитет и т.д.). Преобладание тех или иных методов (принуждение или согласование), определяет хар-р взаимоотношений власти и гражданского общ-ва, способы интеграции и достижения целостности..

Коммуникативная включает в себя все формы политического взаимодействия власти, общества, индивида (пресс-конференции, встречи с населением, выступления по телевидению и т.д). Система коммуникаций характеризует открытость власти, её способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на потребности различных групп, обмениваться информацией с обществом .

Культурная включает систему ценностей, религию, ментальность (совокупность представлений об обществе, образ, характер и способ мышления). Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности пол-х институтов.

Функции политической системы .

Взаимодействуя друг с другом, подсистемы обеспечивают жизнедеятельность П.С., способствуют эффективной реализации её функций в обществе. Одну из наиболее полных классификаций функций П.С. дали Г. Алмонд и Д. Пауэлл.

. Функция политической социализации .

1. Регулирующая функция . Она выражается в регулировании поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспечивается исполнительной и судебной властью.

2. Экстракционная функция . Сущность её заключается в способности системы черпать из внешней и внутренней среды ресурсы для своего функционирования. Любая система нуждается в матер-х, финансовых ресурсах, политической поддержке.

3. Распределительная (дистрибутивная) функция . П.С.распределяет полученные ресурсы, статусы, привилегии социальным институтам, индивидам и группам, чтобы обеспечить интеграцию внутри общества. Так, централизованного финансирования требует образование, управление, армия. Эти ср-ва черпают из внешней среды, например, из экономической сферы, через налоги.

4. Функция реагирования . Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к (импульсам), требованиям различных групп населения. Быстрое реагирование системы определяет её эффективность.

5. Функция политической социализации . Означает процесс усвоения человеком пол-х ценностей, идеалов, знаний, чувств, опыта, позволяющих ему выполнить различные политические роли.

Тема Политическая культура.

Ее компоненты и структура.

1. Сущность политической системы.

2. Механизм функционирования политической системы.

3. Типы современных политических систем.

Сущность политической системы

Политическая система - одно из ключевых понятий в современной политологии. Впервые его ввел в научный оборот в 1953 г. американский политолог Дэвид Истон. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит авторитетное распределение ценностей в обществе. Политическая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых политических институтов и организаций, при помощи которых осуществляется завоевание, утверждение и функционирование политической власти в обществе, в соответствии с достигнутым уровнем политической культуры. Политическая система имеет определенную структуру. Четкое определение структурных элементов дает возможность лучше понять механизм функционирования политической системы, уровень ее развития, политические возможности.

Структуру политической системы составляют следующие элементы:

ü Политическая, государственная власть;

ü Политическая организация общества, политические институты (государство, политические партии, группы интересов и давления, средства массовой информации и т.п.);

ü Политические отношения;

ü Политическая культура и политическое сознание;

ü Политические и правовые нормы.

Взаимодействие различных компонентов политической системы общества между собой обеспечивает ее функционирование и развитие, а также осуществление ряда общих функций политической системы по отношению к обществу, в котором она действует.

Функции политической системы общества:

v Определение целей и задач развития общества, выработка программы его жизнедеятельности;

v Мобилизация ресурсов общества для достижения поставленных задач;

v Интеграция всех элементов общества, поддержание его целостности и стабильности;

v Обязательное для всех граждан распределение ценностей в обществе;

v Властно-политическая функция.

Механизм функционирования политической системы

Взаимодействие политической системы с окружающей средой осуществляется путем «вход-выход». Из среды на вход поступает информация и действия в виде требований и поддержки. Требования можно определить как действия и мнения индивидов и групп по поводу распределения ценностей в обществе. К ним можно отнести также другую подобную информацию: ожидания, мнения, мотивации, идеологии, интересы, предпочтения членов данной системы. Поддержка включает все варианты позиций и поведения индивидов и групп, которые соответствуют системе. Это те силы, которые поддерживают систему и тем самым дают ей возможность сохраниться.

Существует 3 типа поддержки:

  • Поддержка политического сообщества в целом (необходим минимальный консенсус в обществе);
  • Поддержка политического режима (признание членами общества норм функционирования политической системы, политических ценностей, распределения властных ролей);
  • Поддержка политических авторитетов (поддержка органов власти или конкретных политических лидеров).

Формы поддержки:

1) Материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например, труд на общественных началах или воинская служба);

2) Соблюдение законов;

4) Почтительное, уважительное отношение к власти, государственной символике и официальным церемониям, внимание к официальной информации. Политическая система трансформирует и перерабатывает введенные требования и поддержку и подает на «выход» авторитетные решения по поводу распределения ценностей в обществе, и действия по их осуществлению (экономические, социальные, внешняя политика и т.д.).

Функции выхода:

2) Функция «применения правил» - связана с приведением правил и законов в действие. Это сфера компетенции исполнительных органов и администрации.

3) Функция «контроля за соблюдением правил» - подразумевает интерпретацию законов и действия, связанные с определением фактов нарушения норм и наложением соответствующего наказания на нарушителей. Этим занимаются судебные и правоохранительные органы.

4) Функция «политической коммуникации» - обеспечивает распространение и передачу политической информации между управляющими и управляемыми, а также между различными составляющими системы.

Механизм функционирования политической системы включает в себя и обратную связь, посредством которой решения политической системы влияют на будущие требования и поддержку. Обратная связь - основной механизм устранения напряженности в обществе, но эта функция выполняется, только когда система способна реагировать на поступающие в нее требования.

Типы современных политических систем

В каждой стране существует уникальная политическая система, специфика которой обусловлена особенностями социально-экономической, культурной и международной среды её существования, историческими традициями. Вместе с тем, сравнительный анализ позволяет классифицировать все многообразие политических систем по отдельным группам - типам. В политологии используются различные типологии политических систем в зависимости от того, какие критерии применяются для их классификации:

По характеру взаимодействия со средой:

а) открытые;

б) закрытые.

По типу общества (классификация Р.Арона):

а) традиционные;

б) тоталитарные;

в) модернизованные демократии.

Политическая культура и ролевая структура (характер взаимодействия между собой различных политических институтов) - типология Г. Алмонда:

а) Англо-американская (характеризуется однородной политической культурой, автономными политическими партиями и средствами коммуникаций - стабильность);

б) Европейско-континентальная (раздробленная политическая культура, взаимная зависимость между партиями и группами - нестабильность);

в) Доиндустриальная (недемократичность, нестабильность, конфликты между социальными группами, разделенными этносом, языком, религией, кастой, регионом) - развивающиеся страны;

г) Тоталитарная (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции общества, что достигается насилием и подавлением оппозиции).

По политическому режиму и уровню развития гражданского общества:

Понятие «политическая система» используется в политической науке для системного описания политических явлений и процессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой (другими сферами общественной жизни). Появление этого понятия, объединившего структурную, организационно-институциональную и функциональную стороны политики, чаще всего связывают с именем американского политолога Д. Истона, который ввел его в научный оборот в середине ХХ века. Он хотел отразить политику как самостоятельную сферу общества, выявить особый характер связи политики с внешней средой (как внутри отдельно взятого государства, так и с другими государствами).

Стержнем политической системы, определяющим ее сущность, структуру и границы, является политическая (государственная) власть. В то же время было бы неверным сводить политическую систему только к системе политических (прежде всего государственных) институтов и их взаимоотношений друг с другом. Понятие политической системы охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию государственновластных решений (законодательных, правительственных и т. д.).

Политическая система представляет собой сверхсложную систему, которая в качестве ее образующих структурных элементов включает ряд подсистем, в свою очередь являющихся сложными системами. В их числе:

Институциональная подсистема - это своего рода каркас, несущая конструкция политической системы, состоящая из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, органы представительной и непосредственной демократии, политические партии и общественно-политические движения, организованные группы интересов и группы давления , средства массовой информации, церковь и др.).

Нормативная подсистема - это подсистема, которая, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах и принципах, отраженных в конституции и других нормативно-правовых актах, имеющих общеобязательную силу закона, регулирует формирование и деятельность политических институтов и учреждений, устанавливает правила игры в политике и т. д., придавая политической системе упорядоченность, направленность на достижение и поддержание стабильности.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества (в том числе связанных с борьбой за власть и использованием властных ресурсов) как между политическими институтами и учреждениями внутри самой системы, так и между политической системой и другими общественными системами (экономикой, социальной сферой и др.), а также между политической системой данной страны и политическими системами других государств.

Политико-идеологическая подсистема включает политическое сознание и политическую культуру . Житейские представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки, формируясь под влиянием конкретной социально-политической практики, оказывают значительное влияние на индивидуальное и массовое политическое поведение . Они являются основой создания и преобразования общественно-политических институтов, а также тех изменений, которые вносятся в политикоправовые нормы, во всю систему политических отношений.

Функциональная подсистема складывается из совокупности тех ролей и функций, которые выполняются как отдельными общественно-политическими институтами, так и их группами (формы и направленность политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и т. д.). В конечном счете речь идет о причинно обусловленной групповыми интересами совокупной динамике политической жизни, принимающей форму сложного взаимодействия (в диапазоне от сотрудничества до открытого противоборства) различных институциональных и социальных субъектов политики , в рамках которой происходит функционирование и развитие (изменение, преобразование, трансформация) политической системы общества.

Подсистемы трех уровней власти и политико-властных отношений

В структуре политической системы принято выделять также подсистемы трех уровней власти и политико-властных отношений - двух институциональных: высшего (мегауровень, или мегавласть) и среднего, или промежуточного (мезоуровень, или мезовласть), и третьего - нижнего, массового (микроуровень, или микровласть). На всех этих уровнях указанные подсистемы в свою очередь делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры: легальные и теневые, правящие и оппозиционные. Здесь также различают носителей власти и исполнителей, функционеров и рядовых членов партий, элитарных групп и простых граждан и т. д.

На институциональном макросистемном уровне располагаются высшие инстанции власти (парламент, правительство, верховные судебные органы и др.). При этом для определения типа политической системы решающее значение имеет то, кому принадлежит верховенство в этой иерархии власти (главе государства, главе правительства, парламенту и т. д.).

Особую арбитражную роль на этом уровне играет общественный контроль власти, в том числе со стороны средств массовой информации, политических партий и организованных групп интересов (в лице общенациональных предпринимательских ассоциаций и союзов, единых общенациональных профцентров и т. д.). Сюда же входят разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной).

На этом же мегауровне концентрируются теневые, скрытые политические структуры и действия макровласти: официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированные учреждения (разведки и контрразведки), а также скрытые от «посторонних глаз» действия легальных учреждений высших рангов (государственных и партийных), секретные документы, директивы, приказы, распоряжения и пр.

Другой ряд легально существующих структур, входящих неофициально и неформально в макроуровень власти, образуют разного рода элиты и элитарные сообщества (клубы, парламентские фракции, товарищеские группы), группы давления (парламентское лобби, близкое окружение президентской администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий и др.).

На институциональном среднем или промежуточном уровне (мезовласти) структура политической системы по своей конфигурации аналогична структуре макровласти. Ее образуют аппараты управления, органы выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами верхнего уровня, но составляют его периферию. Они располагаются в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, играя роль связующего звена между ними (региональная и муниципальная администрация, представительные учреждения разных рангов, органы юстиции и охраны правопорядка, а также руководящие органы политических партий и профсоюзов, других общественных организаций и движений).

На этом же уровне формируются нелегальные структуры неполитического характера (параллельная «теневая» экономика, черный рынок, организация преступного мира, разного рода мафиозные группировки), которые имеют тенденцию смыкаться (сращиваться) с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние или же подменять их, выполнять властные функции (охранные, арбитражные и т. д.)

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, слоев и классов, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических и неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях протеста или поддержки власти, в ответственных процессах ее демократической организации (выборах, референдумах, плебисцитах). На этом уровне формируются политические народные движения и гражданские инициативы, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества.

Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В принципе, в нем расположено все общество, все его граждане с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни. Но в силу того, что выполняемые ими политические роли организационно и функционально разные, это их ранжирует, т. е. размещает по разным уровням политической системы.

Вышеизложенная дифференциация носит универсальный характер, т. е. прослеживается в политической системе любого общества. Даже самые простейшие политические системы обладают структурной дифференциацией и отличаются от развитых систем только тем, что составляющие их подсистемы имеют разные формы и уровни специализации, разные объемы и характер влияния.

Американский политолог Д. Истон представляет политическую систему как саморегулирующийся и саморазвивающийся организм с входом и выходом информации. На входе в политическую систему извне поступают многочисленные импульсы в форме требований и поддержки, которые представляют собой постоянно действующий и решающий для системы фактор; в противном случае она перестанет функционировать из-за «недогрузки». Но вместе с тем эти импульсы являются потенциальными источниками напряженности системы и должны быть управляемы.

Чрезмерные требования по отношению к способности системы производить соответствующие результаты (распределять ценности) могут привести к ее перегрузке или к потенциальному застою. Высокий уровень поддержки весьма желателен для системы, но если в силу внешних причин она не сможет удовлетворить требования, то лишается поддержки и основ самосохранения.

Что касается требований как формы выражения правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти , то они разделяются на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие из самой системы (отдельных ее составляющих подсистем и структур, особенно периферийных). Различают:

Требования, связанные с потребностями удовлетворения гражданами первичных физиологических нужд, т. е. распределением благ и услуг;

Требования, связанные с удовлетворением нужд безопасности (не только физической, но имущественной, социальной, экологической санитарной и др.);

Требования в сфере организации и функционирования государственно-властных институтов (сокращение и рационализация госаппарата, борьба бюрократизмом и коррупцией и др.);

Требования в области коммуникации и информации (гласности и открытости политики, всесторонней информированности о ней со стороны тех, кто ее вырабатывает, и др.).

Являясь по своему содержанию регулировочными, распределительными и коммуникативными, эти требования могут быть как конструктивными, так и деконструктивными, соответствовать возможностям системы или приводить к ее количественной или качественной перегрузке.

Количественная перегрузка требованиями касается дефицита ресурсов, из-за чего система не в состоянии адекватно реагировать на них (т. е. удовлетворять в полной мере). Вторая качественная перегрузка требованиями - связана с их сложностью. Удовлетворить эти требования система (в рамках присущих ей традиционных структур и механизмов) не способна в принципе.

Для того чтобы не возникало такого рода перегрузок, и предъявляемые системе требования соответствовали ее возможностям, требуется:

1) чтобы формулирование и выдвижение требований не носили спонтанный (стихийный) характер, а осуществлялись по преимуществу организованными группами - массовыми общественными организациями, а также политическими партиями; направлялись по официальным каналам с соблюдением всех предусмотренных законом правил и процедур;

2) чтобы систему был вмонтирован некий надзорно-контроли - рующий механизм, посредством которого не только фиксируются поступающие в нее требования, но и происходит их «естественный отбор», фильтрация и упорядочение, иерархи - зация в проблемные блоки с учетом степени остроты, актуальности, сложности и т. д.;

3) система обладала неким конверсионным механизмом, преобразующим упорядоченные и агрегированные требования в исходящие из системы продукты (т. е. конкретные решения и действия в виде реакции системы на вызовы внешней среды). Помимо требований, которые имеют тенденцию ослаблять политическую систему, последняя (т. е. система) пользуется поддержкой, усиливающей ее. Поддержка - это своего рода опоры системы, без которых она не может существовать длительное время и рано или поздно разрушается.

Поддержка охватывает все позиции, все варианты наблюдаемого поведения, благоприятные системе, и группируется по следующим направлениям:

Материальная поддержка, которая принимает форму не только своевременной и регулярной выплаты налогов и других обложений, но и добровольных пожертвований, оказания услуг системе посредством труда на общественных началах, воинской службы и т. д.;

Законопослушание, т. е. соблюдение законов и выполнение директив, предписаний властных органов, как в центре, так и на местах;

Участие в политической жизни (в выборах и референдумах, демонстративных политических акциях и дискуссиях, членство в политических партиях и общественных организациях и пр.);

Внимание к официальной информации, почтительное отношение (уважение) к власти и институтам, ее олицетворяющим, а также к государственной символике (флагу, гимну, гербу) и др. Все эти виды поддержки так или иначе связаны с гражданской

активностью. Вместе с тем широко распространены и пассивные виды поддержки. Конформизм, аполитичность и другие формы массового неконвенционального поведения объективно также «работают» на систему, хотя субъективно во многих политических системах их носители свое неучастие в политике склонны трактовать не как поддержку системы, а как протест против нее.

Функции выхода (функции конверсии) выражают способы и технологии реагирования политической системы на окружающую среду, т. е. на поступающие в нее запросы и требования и принимают форму конкретных решений и политических действий. Эти исходящие из системы импульсы обусловлены самой сущностью и природой политической власти как организованной силы, уполномоченной обществом на управление «общими делами» и обеспечение «общего блага». Если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Если же это не так, и власть вместо того, чтобы отвечать на чаяния народа, озабочена в основном собственным благополучием, то это создает реальную угрозу частичного или полного кризиса политической системы.

Исходные функции политических систем

Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения многообразных функций, среди которых в качестве основополагающих выделяют:

Функцию целеполагания, т. е. выработка политических целей, их закрепление в политических документах и придание им всеобщего характера, а также ранжирование (иерархизация) по временному критерию, уровню значимости (стратегические, тактические, приоритетные, текущие и т. д.);

Интегративная функция, т. е. обеспечение объединения и интеграции общества на основе использования политики и власти для выражения воли народа через право, закон, субординацию, принуждение и др.;

Регулятивная функция, т. е. регулирование режима социально-политической деятельности в обществе, установление таких правил и способов поведения и активности людей, организаций, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений.

Эти основополагающие функции тесно переплетаются и взаимодействуют со многими другими:

Нормотворчества (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения людей и групп в обществе);

«применения правил» (приведение законов в действие);

«контроля соблюдения правил» (интерпретация законов и действия с целью определения фактов их нарушения и наложение соответствующего наказания);

политической социализации (политическое просвещение, приобщение членов общества к политической деятельности) и др.

В целом же политическая система (во всем многообразии своих структурных элементов и функций) выступает средством социальной интеграции и сдерживания деструктивного влияния социальных и иных различий на функционирование общественного организма как противоречивого, но единого целого.

Факторы-детерминанты результативности и эффективности политических систем

Результативность и эффективность любой политической системы зависят от многих факторов как структурного, так и функционального порядка. Для того чтобы быть действенной, политической системе требуется:

1. Высокий уровень развития политической коммуникации , т. е. различные формы взаимосвязи и взаимодействия по обмену и передачи политической информации, как между отдельными структурными единицами (подсистемами) самой политической системы, так и между политической системой и внешней средой. Будучи, по определению, самоорганизующейся и самонастраивающейся системой, имеющей целью управление и координацию усилий очень большого множества людей, политическая система только тогда результативна и дееспособна, когда располагает всеобъемлющей информацией о настроениях и запросах этого множества, а также о своем собственном состоянии и движении.

Необходимо, чтобы информация непрерывно циркулировала, опутывала политическую систему многочисленными сетями, разнообразными коммуникационными каналами, которые обеспечивали бы движение потоков информации от власти к гражданам и обратно. Чем больше и разнообразнее информация, тем выше качество принимаемых решений, тем легче предвидеть и опережать события. И, наоборот, скудность информации, которую система получает о внешней среде и о себе самой, резко снижает ее возможности эффективного руководства и управления. Она постепенно утрачивает власть над историческими обстоятельствами, теряет свою легитимность и доверие граждан и рано или поздно разрушается.

2. Сильная структурная дифференциация. Нельзя адекватно и своевременно реагировать на обращенные к системе извне и изнутри требования, а также удовлетворять растущие экономические и социальные потребности, не имея автономных и в то же время согласованно действующих подсистем, «узкоспециализированных» структур и аппаратов, профессионально вышколенной администрации, разветвленной инфраструктуры политических партий, массовых общественных организаций, органов гражданской самодеятельности и т. д.

Структурная дифференциация и специализация на принципах четкого разделения сфер влияния и компетенции между различными подсистемами, равно как и между их образующими институтами и учреждениями, дает возможность держать в поле зрения все многообразие настроений и ожиданий в обществе; своевременно выявлять разного рода «поломки» и сбои в общественном организме, заниматься профилактикой и «превентивным» лечением (т. е. на стадии зарождения) различных социальных болезней и язв. Не допускать перерастания неизбежных для всякой системы межличностных и межгрупповых конфликтов в разрушающие общество кризисы и противостояния и т. д.

3. Способности системы, среди которых первостепенное значение имеют:

а) способность к инновации - это способность приспосабливаться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации. Система, которая не способна генерировать нововведения, вовремя производить изменения, которые объективно назрели, подписывает себе «смертный приговор»;

б) способность к мобилизации предполагает способность политической системы черпать из среды необходимые людские и материальные ресурсы с целью мобилизации населения на достижение общезначимых задач, реализации программ общественных преобразований и реформ;

в) способность к выживанию требует высокого уровня развития политической системы, которая обеспечивает выживание уже тем, что способна к распространению позиций, благоприятствующих ее сохранению. Она использует в этих целях структуры политической социализации (школы, университеты, церковь, армию, политические партии), вовлекая в общественную жизнь тех, кто хочет быть с ней связан или тех, кто, не будучи охвачен системой, рискует поставить под угрозу ее политическую стабильность и образовать революционную контрэлиту;

г) способность к равноправию. Согласно утверждению американского политолога Л. Пайя, реализация этой способности должна проявляться:

В активном участии народа в политической деятельности, т. е. в переходе от «культуры подчинения» к «культуре участия» (этот переход может происходить либо демократическим путем - через расширение избирательных прав граждан; либо в форме авторитарной мобилизации);

В универсальном характере законов, которые становятся общими; по отношении к ним все находятся в одинаковом положении, и ко всем они применяются без учета различий статусных позиций и связанных с ними привилегий;

В рекрутировании на государственные посты не по принципу наследования или из какого-то одного общественного класса или касты, а по заслугам, учитывая компетентность, образование, способности и пр.

Следует отметить, что прогресс всех названых выше переменных эффективности и результативности политического развития необязательно происходит синхронно. Исторический опыт свидетельствует, что нередко между ними возникают состояния напряженности, и тенденция к равноправию часто приводит не к увеличению, а к уменьшению способностей политической системы. А в системах, подвергнувшихся модернизации, необходимость обеспечить экономическое развитие и интеграцию в общенациональном масштабе зачастую сопровождается не расширением, а существенным ограничением народного представительства ради концентрации власти в руках одной партии или харизматического лидера.