Вербальное или невербальное действие человека. Вербальные средства общения: что это такое

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика . Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт , также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика - роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
- Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
- Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Упражнение «Открытка»

Цель: знакомство с участниками, создание непринужденной психологической атмосферы, развитие фантазии.

Инструкция : Участники выбирают по 1 открытке. Открытка может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером. Педагоги по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе « На открытке…. как и я……»

Упражнение «Анкета»

Цель: актуализация собственного настроения и педагогов в целом

Инструкция: Каждому педагогу задается вопрос «С каким настроением вы начинаете это занятие? Если бы вам предложили выбрать погоду под ваше настроение, какую бы вы выбрали?»

Упражнение «Я отличаюсь от тебя?»

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, развитие навыков межличностного общения.

Инструкция : Предложить педагогам разделиться на пары. И в течении 2 минут вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 2 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель : упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: Представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем чужого языка, но нам как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Рсслабиться.
  2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
  3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
  4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
  5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
  6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
  7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).

А сейчас разобьемся на пары и покажем мимикой что-то, другие должны отгадать показанное настроение.

Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Инструкция : Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций : Радость, удивление, разочарование, подозрительность, грусть, гнев, усталость, уверенность, восхищение, страх. Приложение 1

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят.

Педагог-психолог: Баркова Л.И


Для того чтобы быть полноценным членом общества, взаимодействовать с другими людьми и достигать успеха, нужно владеть средствами коммуникации, принимать и передавать информацию, то есть общаться. Средства общения, которые использует человек, многочисленны и разнообразны, но их можно объединить в 2 группы: вербальные и невербальные.

Вербальное или речевое общение считается исключительно человеческой формой коммуникации. Основными его средствами являются слова, имеющие свое значение и наделенные смыслом, а также состоящие из слов сообщения – тексты или предложения.

Конечно, животные тоже обмениваются информацией в звуковой форме. Однако такая коммуникация, как бы разнообразна она ни была, речью не является, и звуки, издаваемые животными, не обозначают предметы или действия, а только передают состояние, в первую очередь, эмоциональное.

Речь и язык: связь и различия

Речь и язык – очень близкие понятия, но не тождественные, хотя большинство людей затрудняются сказать, в чем различие между речью и языком. А здесь все очень просто. Речь – это процесс передачи информации, а язык – средство, с помощью которого этот процесс осуществляется.

Язык как продукт общества

Язык социален, он результат длительного развития, возник и сформировался в обществе и тесно связан с определенной социальной средой. Есть национальные языки, которые возникли в далеком прошлом и за многотысячелетнюю историю накопили огромную информацию об истории, культуре, экономике этноса, его ментальности, образе жизни и даже географическом положении. Например, в языке саамов – северного народа, проживающего на территории Норвегии и Финляндии, более 100 слов, обозначающих снег и лед, а в эскимосском языке их не менее 500. У киргизов только для наименований разных возрастных групп лошадей используется более 10 разных слов.

Есть и так называемые подъязыки: сленги и диалекты. Они формируются в отдельных территориальных или социально-профессиональных общностях на основе общенационального. Если диалекты сейчас уже не выражены ярко, то сленги иногда бывают весьма своеобразными по звучанию и значению слов. Например, молодежный сленг, студенческий, сленг автолюбителей, геймеров, ИТ-специалистов, копирайтеров и т. д.

Язык стандартизирован и в плане произношения, и в плане порядка расположения слов в предложении. Правила грамматики и лексики незыблемы и обязательно должны выполняться всеми носителями языка, иначе они рискуют быть непонятыми.

Каждое слово имеет значение, то есть связь с объектом, явлением или действием. Помните, как в сказке С. Маршака «Кошкин дом» кошка объясняла своим гостям: «Вот это стул – на нем сидят. Вот это стол – за ним едят». То есть она озвучивала значения понятий. Правда, немало слов многозначных или полисемантичных (семантика – наука о значениях). Так, слово «стул» может обозначать не только предмет мебели. Несколько значений имеют слова «ключ», «ручка», «мышка» и т. д.

Кроме значений, слово имеет еще и смысл, который часто носит индивидуальный характер. Например, слово «красавица» не всегда похвала, оно может иметь смысл, прямо противоположный значению. Еще больше разноплановых смыслов в целостных высказываниях, что часто приводит к проблемам во взаимопонимании людей, казалось бы, говорящих на одном языке.

Речь и ее особенности

Если язык социален, то речь индивидуальна, в ней отражаются особенности говорящего: образование, социальная принадлежность, сфера интересов, эмоциональное состояние и т. д. Речевые характеристики человека позволяют составить его полноценный психологический портрет.

Речь буквально наполнена . От них зависят и слова, которые мы выбираем, и построение предложений, и индивидуальные смыслы. А еще речь тесно связана с такими невербальными средствами, как интонация, тон, громкость, тембр голоса.

Речь можно рассматривать как деятельность, связанную со взаимодействием людей. И поскольку это взаимодействие разнообразно и разнопланово, то и речь выполняет несколько функций:

  • Коммуникативная – функция передача информации, которая считается основной.
  • Экспрессивная выражается в передаче эмоций.
  • Побуждающая – воздействие на других людей с целью побудить их к каким-либо действиям или запретить что-то.
  • Сигнификативная – функция обозначения, проявляется в назывании предметов, явлений и действий. Именно наличием этой функции речь принципиально отличается от звуковой коммуникации животных.

Речевое имеет очень высокую ценность в сообществах людей, поэтому так важно, чтобы ребенок вовремя овладел речью. И поэтому довольно долго немые считались неполноценными и умственно отсталыми людьми. Однако, как выяснили психологи и лингвисты, с помощью вербальных средств в живом межличностном общении люди передают не более 20 % информации. Удивительно? Но это на самом деле так. А вот 80 % приходится на невербальное общение.

Невербальные средства и их виды

Когда речь заходит о невербальных средствах общения, то в первую очередь вспоминают о жестах. Однако жесты сравнительно небольшая и самая «молодая» группа неречевых средств. Многие из них достались нам от животных предков и носят рефлекторный характер, поэтому человек не может ими управлять.

Экспрессивные рефлекторные реакции

К таким рефлекторным реакциям относятся экспрессивные (выразительные) движения – внешние проявления тех изменений в организме человека, которые сопровождают различные эмоциональные состояния. К наиболее известным и наиболее заметным экспрессивным движениям относят следующие:

  • покраснение и побледнение кожных покровов, сопровождающие чувства , гнева или смущения;
  • тремор – дрожание рук и ног, иногда губ и голосовых связок (страх, сильное волнение);
  • «мурашки» - ощущение, связанное с возбуждением волосяных луковиц на теле (страх, возбуждение);
  • изменение размера зрачка: расширение – волнение, связанное с выбросом адреналина (страх, гнев, нетерпение), и сужение (неприязнь, презрение, отвращение);
  • кожно-гальваническая реакция (повышенное потоотделение) сопровождает сильное возбуждение, волнение, часто страх.

Так как в основе этих невербальных средств естественные рефлекторные реакции, которыми человек не может управлять, то эти средства коммуникации считаются самыми правдивыми и искренними. Простая наблюдательность поможет вам определить человека с теми чувствами, которые он переживает.

Ольфакторные средства общения

К древнейшим источникам информации, связанным с состоянием человека, относятся ольфакторные средства общения. Это запахи, в первую очередь естественный запах человека. Мы утратили способность животных ориентироваться по запахам, но они все же влияют на формирование отношения к другим людям, хоть мы этого часто и не замечаем. Так, традиционно считается, что запах пота неприятен, но это не всегда верно. Например, пот человека, находящегося в состоянии сексуального возбуждения, буквально насыщен феромонами, и его запах может быть очень привлекателен для представителя противоположного пола.

Наряду с естественными, определенное значение в общении имеют и искусственные запахи, которые создают настроение, возбуждают или расслабляют. Но роль ольфакторных средств в общении, пожалуй, наименее изучена.

Мимика и пантомимика

Все эмоции и чувства, которые мы испытываем, отражаются на нашем поведении и характере движений. Достаточно вспомнить, как меняется походка человека в зависимости от его настроения:

  • Вот плавной походкой, неторопливо идет спокойный, умиротворенный человек, а тот, кто испытывает прилив бодрости, активности и позитива, двигается уверенно, широко шагает и делает отмашку при ходьбе, его плечи развернуты – это движения успешного, целеустремленного человека.
  • Но если настроение плохое, а эмоциональное состояние подавленное, то мы видим, как походка становится вялой, шаркающей, руки безвольно висят вдоль тела, а плечи опускаются. Испуганные люди стараются сжаться, казаться меньше, словно прячутся от всего мира, они втягивают голову в плечи и стремятся совершать минимум движений.

Наряду с динамическими пантомимическими средствами, есть и статические. Это позы. Положение, которое человек занимает во время разговора, тоже многое может сказать не только о его настроении, но и о его отношении к партнеру, к теме разговора, к ситуации в целом.

Движения человека настолько информативны, что в социальной психологии есть целое направление, которое изучает язык телодвижений, и ему посвящено множество книг. Пантомимика во многом зависит от физиологического состояния организма, на изменение которого влияют эмоции. Но все же это не рефлекторные движения, и знающий человек может научиться ими управлять – демонстрировать уверенность при ее отсутствии или скрывать страх. Этому обучают политиков, актеров, бизнесменов и людей других профессий, где важно уметь оказывать . В этом плане невербальное общение эффективнее, так как словам люди верят меньше, чем движениям и жестам.

Еще более разнообразные нюансы эмоций способно выражать лицо человека, ведь на нем находится около 60 мимических мышц. Они могут передавать самые сложные и неоднозначные эмоциональные состояния. Например, удивление может быть радостным, огорченным, испуганным, настороженным, презрительным, пренебрежительным, высокомерным, робким и т. д. Перечислить, а тем более описать различные выражения лица совершенно невозможно.

Однако человек, как правило, безошибочно угадывает значение мимических движений и может всерьез обидеться на партнера, даже если тот ничего обидного не сказал, но взгляд его был очень красноречивым. А дети учатся «читать» мимику с самого раннего детства. Думаю, многие замечали, как начинает плакать малыш, увидев нахмуренные брови мамы, и расцветает в улыбке в ответ на ее улыбку.

Улыбка вообще уникальна, она стоит особняком среди невербальных средств общения. С одной стороны, улыбка относится к врожденным рефлекторным реакциям, улыбаться умеют многие высшие животные, особенно социальные: собаки, дельфины, лошади. С другой стороны, эта мимическая реакция настолько высоко ценится как средство общения, что люди научились ей управлять и даже поставили себе на службу. Хотя внимательный человек все равно отличит искреннюю улыбку от фальшивой демонстрации зубов без кариеса.

Жесты

Это наиболее осознанные и управляемые невербальные средства. Они полностью социализированы и могут даже выполнять знаковые функции. Самый простой пример таких жестов-знаков – это числа, которые показывают с помощью пальцев. Но есть и множество других обозначающих жестов: указывающие, запрещающие, приглашающие, жесты согласия, отрицания, повеления, повиновения и др.

Особенность жестов в том, что они, так же как и слова формального языка, принадлежат определенному социуму или этносу. Поэтому часто говорят о языке жестов. У разных народов одно и то же могут обозначать разные жесты. А одинаковый жест нередко имеет совершенно разное значение.

Например, большой и указательный палец, соединенные в кольцо, в традиции, пришедшей в Европу из США, значат «О′кей» – все в порядке. А в Германии и Франции этот же жест имеет почти противоположное значение – «ноль», «пусто», «бессмыслица»; в Италии это «белиссимо» – великолепно, а в Японии – «деньги». В некоторых странах, например, в Португалии и на юге Африки, такой жест вообще считается неприличным, а в Тунисе и Сирии означает угрозу.

Таким образом, для нормального взаимопонимания необходимо изучать не только язык слов другого народа, но и язык жестов, чтобы случайно не попасть впросак.

Невербальные средства, связанные с речью

Среди средств общения выделяют такие, которые самостоятельной роли не играют и тесно связаны с речевой деятельностью. Но их тоже относят к невербальным средствам. Это интонация, с которой произносится высказывание, повышение и понижение тона, паузы, громкость и скорость речи. Такие средства тоже передают информацию об эмоциональном состоянии человека. Например, чем более возбужден и взволнован человек, тем быстрее и громче становится его речь, а нерешительного или испуганного человека выдают дрожащий голос и частые паузы в речи. Интонативность речи очень важна в общении, иногда ее достаточно, чтобы понять, что хочет сообщить человек, говорящий на незнакомом языке. Палеолингвисты считают, что интонация как средство общения возникла даже раньше самой членораздельной речи.

Рассмотрев основные виды невербальных средств, становится понятно не только то, насколько они важны, но и то, что они пронизывают буквально все уровни коммуникации, а в межличностном общении вполне могут вообще заменять слова, и тогда о людях говорят, что они понимают друг друга без слов. Бывает так, что ваш партнер обижается и сердится, а вы, недоумевая, спрашиваете: «Ну, что я такого сказала, на что ты обиделся?» Так вот, он обиделся не на те 20 % информации, которые вы передали словами, а на те 80 %, что продемонстрировали с помощью невербальных средств: интонации, выражения лица, взгляда и т. д.

Один из способов контакта человека с окружающими людьми является вербальное общение. Это метод общения при помощи слов, которые передают ту или иную информацию. Наряду с ним еще рассматривается невербальное общение, когда информация передается мимикой, жестами, поведением человека. Все это имеет виды и особенности своего проявления, о которых следует знать.

Человек с самого детства изучает речь окружающих людей. Это позволяет ему в будущем выражать свои мысли и идеи, чтобы о них знали окружающие, с которыми происходит контакт. Через слова можно воздействовать на окружающих. Через слова можно управлять людьми. Однако не всегда удается найти общий язык.

Почему так трудно найти общий язык с людьми? Вы наверняка и сами не раз попадали на таких людей, с которыми просто невозможно разговаривать и договариваться. То они вам перечат, то грубят, то не понимают, то не слышат, о чем вы говорите. Сложно найти общий язык с теми, кто не слышит никого, кроме себя. Это является первой причиной такого положения дел.

Второй причиной, почему так трудно найти общий язык с людьми, является попытка поставить свои интересы и взгляды превыше чужих. Обратите внимание, что проблемы и скандалы между людьми чаще всего возникают именно тогда, когда вы или ваш оппонент ставит свое мнение превыше чужого. Если принижать точку зрения другого человека, то естественным образом у него возникает желание принизить ваше мнение. Если считать свою точку зрения более правильной, это значит оскорблять личность собеседника, чье мнение считается неправильным.

Люди считают себя лучше и правильнее остальных. Если вы кого-то считаете ничтожеством, ниже себя, менее правильным и уважаемым, тогда всеми словами и поступками выражаете это. А как вы думаете, что при этом чувствует тот человек, которого вы унижаете? Агрессию, злость, обиду. То же самое чувствовали бы и вы. Если бы вас унижали, ваше мнение оскорбляли, считали «никем», вы тоже бы злились и обижались. Вот почему люди не могут найти общего языка – они считают кого-то лучшими и худшими.

Каждый человек имеет право на уважение и понимание. Даже если ваше мнение не совпадает с мнением другого человека, вы оба являетесь уважаемыми людьми, которых нужно по крайней мере принимать такими, какие они есть. Вы можете не быть лучшими друзьями, но уважать точки зрения друг друга обязаны. Ни вы, ни кто-то другой не лучше и не хуже. Вы равны для природы. Если это привить себе, тогда общий язык с другими людьми вы начнете находить гораздо быстрее и легче.

Что такое вербальное общение?

Что такое вербальное общение? Это обоюдонаправленное взаимодействие людей, при котором используется языковая система, четкая, понятная, выраженная, доступная. Человек может общаться с одним или несколькими собеседниками одновременно. Все они должны говорить на одном понятном языке, чтобы не возникало непонимания. Вербальное – это беседа на уровне слов, понятных всем собеседникам.

На сегодняшний день существует множество тренингов, которые направлены на совершенствование речевых навыков. Это говорит о том, что люди понимают необходимость умения красиво и правильно общаться. Дело в том, что именно на уровне слов можно в ответ получать положительную или отрицательную реакцию. Пока вы говорите, у собеседника возникают эмоции. Их окрас зависит от того, что он слышит из ваших уст.

Таким образом, вербальное общение – это метод воспроизведения собственных мыслей и получения информации извне.

Контакт между людьми происходит за счет общения. Люди общаются, пользуются своим языком, чтобы передать информацию друг другу. Если раньше, когда не было языка, люди могли через рисунки и жесты выражать свои мысли, то сейчас человек использует язык как средство взаимодействия.

Чтобы у вас удачно складывались отношения с разными людьми, вы должны учиться искусству общения. Если человек знает мало слов, использует брань, при этом ковыряется в носу и постоянно дергается, то он вызовет неприятные ощущения практически у любого собеседника. Общение предполагает находить особый подход к каждому человеку. Но есть основы, которыми можно пользоваться практически в любой ситуации.

  1. Пусть ваш собеседник будет самым умным и интересным.

Общайтесь с человеком так, чтобы он чувствовал себя умным, интересным и сообразительным. Часто люди совершают ошибку, когда пытаются перебить речь собеседников, настоять на своем мнении, переубедить их в чем-то. Если вы вспомните, то в таких ситуациях часто возникают споры и . Вы не достигли доверия и расположения к себе своими методами. Значит, их нужно менять.

И самым верным способом является позволение другим людям тоже быть умными, интересными и сообразительными. Это не значит, что вы становитесь глупыми и безучастными. Наоборот, ваша беседа живая и интересная, при этом каждый из вас может выразить свое мнение, чувствовать уважение по отношению к себе, видеть понимание (в лучшем случае поддержку) в глазах собеседника. Вы умны, и ваш собеседник умен. Вы своим отношением к нему показываете, что его мысли и идеи тоже разумны, интересны, привлекательны, даже если у вас есть другая точка зрения.

  1. Слушайте своего собеседника.

Нет лучшего собеседника, чем тот, который умеет слушать и не перебивать. Плохой привычкой многих людей является желание как можно быстрее высказать свое мнение. Собеседник говорит, а вы его перестаете слушать, поскольку возникла своя мысль. Вы ее желаете как можно быстрее высказать, из-за чего перебиваете речь другого человека.

Ваш собеседник может замолкнуть, чтобы дать вам возможность высказаться. Но если вы постоянно перебиваете, то у вашего собеседника может возникнуть желание как можно реже с вами общаться. Зачем другому человеку общаться с тем, кто не желает его слушать? Каждый человек желает быть услышанным. А перебивать его речь – значит показывать свое нежелание слушать его.

Учитесь не только говорить, но и молчать. И ваше молчание должно быть направлено на то, чтобы выслушать мнение собеседника. Не просто помолчать, а выслушать речь, вникнуть в ее суть и продолжить беседу.

Вербальное и невербальное общение

Чтобы передать свою мысль другому человеку, используются самые разнообразные методы. Здесь общение делится на вербальное и невербальное. Особенностью вербального общения являются слова, которые произносятся устно или письменно. Особенностью невербального общения становится жестикуляция и поведение человека.

Людям привычно общаться на уровне слов. Когда они видят друг друга, то начинают говорить какие-то слова. Это позволяет им выразить свое отношение, переживания, мысли, идеи и пр. Когда люди понимают под словами одни и те же значения, тогда им легче воспринять друг друга. Барьер в словесном общении возникает тогда, когда под одними и теми же словами собеседники понимают разные значения.

Помимо слов, люди еще двигаются. Меняется их выражение лица, руки, ноги и тело занимают определенные позы. По мере контакта совершаются какие-то действия, реакции и прочее. Все это называется невербальным общением.

Обычно человек воспринимает своего собеседника целиком. Если его слова он воспринимает осознанно, то на его мимику и жесты зачастую не обращает внимания. Подсознание принимает активное участие во взаимодействии, поэтому так часто возникает ощущение, что вас в чем-то обманули. Это происходит тогда, когда произнесенные слова не совпадают с жестами и поступками человека.

  • Вербальное общение – это зачастую осознанный процесс того, кто произносит слова, и того, кто их воспринимает.
  • Невербальное общение – это зачастую неконтролируемый процесс, когда тело передает истинное отношение или желания говорящего. Его собеседник(-и) также неосознанно воспринимает его жестикуляцию. Вот почему иногда возникает ощущение несоответствия сказанного с «телесной» речью.

Невербальную речь еще называют «языком жестов» или «языком тела». Она включает:

  1. Жесты – движения руками, которые совершаются во время общения.
  2. Мимику – лицевое движение мышц во время разговора.
  3. Взгляд – направленность, выраженность, изменение на те или иные слова.
  4. Позу и походку – положение тела во время стояния или движения.

Сайт психологической помощи сайт рекомендует быть активными во время общения с людьми. Слушать не только то, что они говорят, но и видеть то, что они при этом делают, какое их выражение лица, поза и т. д. Если пару минут человек может проконтролировать собственные действия, то потом он отключится, поскольку будет занят обдумыванием того, что бы сказать.

Тело никогда не врет, особенно если человек его не контролирует. По нему можно распознать, когда вам лгут на уровне слов, а когда говорят правду. Другими коммуникативными барьерами являются:

  • Фонетический – особенности дикции, произношения, интонации.
  • Логический – особенность мышления, которая не совпадает с мышлением собеседника.
  • Смысловой – различие смысла и значения тех или иных слов, поз, действий, что наблюдается при различии культур.
  • Стилистический – особенности построения фраз и предложений, которые могут быть непонятны собеседнику.

Виды вербального общения

Каким образом человек общается с окружающими? Следует рассмотреть виды вербального общения:

  1. Внешняя речь.
    • Устная речь. Она в свою очередь делится на:
      • Диалогическая речь – говорят два человека поочередно.
      • Монологическая речь – говорит только один человек, а остальные его слушают.
      • Дактильная речь – передача азбуки на уровне рук. Это способ общения между глухонемыми людьми.
    • Письменная речь. Она в свою очередь делится на:
      • Непосредственная – когда собеседники моментально присылают ответ. Например, переписывание через смс или записками.
      • Отложенная – когда собеседники общаются через письма, которые присылаются к ним через некоторое время.
  1. Внутренняя речь.

Вербальная речь выражена такими формами общения:

  • Спор – общение на уровне разногласия мнений, где каждый старается настоять на своем мнении и переубедить собеседника(-ов).
  • Разговор – это общение между людьми, которое происходит в непринужденной обстановке, где каждый может выразить свои мысли, переживания, уточнить какие-то вопросы и пр.
  • Дискуссия и диспут – это обсуждение научной или общественно важной темы с целью найти пути решения. Здесь каждый высказывает свое мнение, предположения, теории и пр.
  • Собеседование – специально организованное общение на научные или профессиональные темы.
  • Собрание и т. д.

Каковы существуют методы эффективного общения? Рассмотрены лишь те методы, которые помогут создать комфортное пространство для доверительного общения. Другими словами, вы не будете манипулировать, а, наоборот, будете общаться так, чтобы у другого человека возникало доверие к вам, желание раскрыться, дать вам добровольно любую информацию, которую вы пожелаете от него получить (и даже сам захочет о чем-то сокровенном рассказать).

Методы эффективного общения:

  1. Обратная связь. «Я правильно вас понял, что вы имели в виду, говоря… (и пересказываете своими словами тот смысл, который вам был сообщен)?». Вы должны показать человеку, что слушаете его. Кивание головой и звук «Ага» — это простое слушание. Но доверие вызывает активное слушание, когда вы стараетесь понять ту информацию, которую вам сообщают. Раз вы слушаете и стараетесь понять, значит, не осуждаете, тем более, если вы просто хотите перепроверить правильность вашего понимания сказанного собеседником.
  2. Договоренность. Если человек вас о чем-то просит, то дайте обещание выполнить просьбу (если вы, конечно, согласны на это пойти). К примеру, если человек вас просит не рассказывать никому того, что вы от него услышите, то нет ничего трудного в том, чтобы закрыть свой рот и не разглашать чужие тайны, не так ли? Поэтому договоритесь о чем-то с другим человеком. Это позволит ему понять, что вам можно доверять (если, конечно, вы сдержите свое слово).
  3. Пока вы не знаете человека, знакомьтесь с ним. Занимайтесь сбором информации, знакомством с собеседником, если вы ничего о нем не знаете. Это требует от вас только одного – молчать и слушать все, что говорит другой человек. Вы внимательно слушаете, а вашему собеседнику кажется, что вы действительно увлечены его рассказом. Вы собираете информацию, а ему кажется, что вы его понимаете. И вам хорошо, и собеседник раскрывается перед вами.
  4. Люди легче доверяют авторитетам. Как стать таким человеком? Нужно просто себя позиционировать авторитетным человеком. Авторитет – специалист, он все знает, если вы за ним пойдете, то выживете.
  5. Легче доверять тому, у кого такие же ценности, как и у вас. Тому, у кого есть такие же жизненные приоритеты, проблемы и ценности, люди больше доверяют, поскольку неосознанно понимают, что их поймут.
  6. Люди доверяют тем, кто их понимает. Следует отметить, что понимать – еще не значит согласиться. Вы можете быть не согласны с тем, что говорит человек, но если вы понимаете его точку зрения, проявляете сочувствие и просто показываете то, что его мнение тоже имеет право на свое существование, то вызовете доверие. Вы можете быть не согласны, иметь свое мнение, но понимать то, что у другого человека есть какая-то другая идея, – важно.

Особенности вербального общения

Особенностью вербального общения является то, что данный вид коммуникации доступен только человеку. Чтобы говорить с окружающими, необходимо сначала изучить те слова, которые применяются в их среде. Человек не сможет выразить свою мысль, если не умеет говорить на языке других людей, понимать, что он выражает, и согласовывать это с представлениями, которые формируются у людей в результате восприятия информации.

Немаловажной особенностью вербального общения является умение построения предложений так, чтобы выражать свои мысли, убеждения, идеи. Они должны быть не только сформированы, но и переданы так, чтобы другие их поняли.

Речь должна соответствовать ситуации и меняться, в зависимости от социальной роли и ее направленности. Так, люди выдерживают дистанцию между собой, в зависимости от того, в каких отношениях они находятся. Общение происходит на 4 уровнях:

  1. Интуитивный – на основе слегка услышанной информации выстраиваются догадки, предположения.
  2. Физический – прикосновения и прочие виды контактов собеседников во время общения.
  3. Логический – четкая передача информации.
  4. Этический – изменение интонации, тембра и прочих составляющих речи, в зависимости от того, с кем общается человек.

Люди очень редко общаются друг с другом. Общение предполагает под собой, что люди понимают значения каждого произнесенного слова. Собеседник что-то говорит, но может иметь в виду не то, что говорит. А человек в свою очередь под каждым словом собеседника понимает то значение, которое привычно для него. Непонимание происходит потому, что один не умеет прямо выражать свои мысли, а второй под каждым словом понимает что-то свое. Выходит, что люди общаются не друг с другом, а сами с собой.

Общение с самими собой происходит за счет того, что зачастую собеседники находятся в своих мыслях даже в те минуты, когда происходит общение с другими людьми. Пока собеседник что-то говорит, человек думает о том, что он скажет дальше. Вот почему иногда происходит так, будто человек перескакивает с темы на тему, не слыша того, что ему говорится. Этот человек не слушает своего собеседника, он увлечен своими мыслями.

Почему люди не общаются друг с другом? Скорее всего, это идет с самого детства, когда каждый приучается к тому, чтобы не слушать никого, кроме самого себя. Есть люди, которые с самого детства привыкли молчать, пока «взрослые говорят». Есть люди, которых постоянно слушали окружающие, поэтому они привыкли быть каждый на своей волне. Есть люди, которые привыкли не уточнять значения слов своего собеседника, понимая под ними то, что им удобно.

Люди общаются не друг с другом, а сами с собой. Это — культура, которую можно перевоспитать, если искренне этого захотеть, чтобы эффективнее общаться с окружающими.

Итог

Вербальное общение выполняет много функций в жизни человека. Во-первых, оно позволяет передавать другим людям свои мысли, переживания, желания. Во-вторых, оно позволяет понимать мысли и идеи окружающих. Когда люди общаются друг с другом, они не только обмениваются информацией, но и влияют. Итог — общаясь с теми или иными людьми, человек невольно перенимает их качества, какими бы плохими или хорошими они ни были.

Попадая в новое окружение (приступая к новой работе, заводя новых друзей, начиная встречаться с новым партнером), подумайте, хотите ли вы быть похожими на данных людей. Если вы начнете общаться с определенной группой (или хотя бы с одним человеком, который является новым знакомым), то вскоре станете таким же, как и они.

Обычные люди забывают об этой истине. Они часто меняются не в лучшую сторону, поскольку найти плохую компанию намного легче, чем хорошую. Успешные люди помнят об этом, поэтому тщательно подбирают общество, с которым постоянно готовы контактировать. Они знают, что вскоре станут похожими на тех, с кем часто видятся, и выбирают партнеров, которые смогут их научить чему-то полезному и хорошему.

Неважно, какого человека или какую группу людей вы предпочтете. Чем дольше вы будете с кем-то общаться, тем больше будете становиться похожими на него. Люди не просто так притягиваются друг к другу. Обычно они начинают отношения с теми, кто уже чем-то похож на них либо кто олицетворяет образ человека, на которого хочется быть похожими.

Обычно люди не знают, кем они хотят быть, поэтому выбирают партнеров, которые обладают теми же качествами, что и они. Зачастую сходятся на плохих качествах, что объединяет, поскольку остальные представители могут не проявлять понимания.

Хотите ли вы быть похожими на то окружение, в котором пребываете? Вскоре вы станете таким же человеком, как и люди, с которыми начали общение. Здесь неважно, нравятся они вам или нет. Вы все равно разовьете схожие качества. Соответственно, тщательно выбирайте личное окружение и помните, что ваши знакомые являются образами, на которых вы вскоре станете похожими.

Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения. Кто-то может получать удовольствие от общения, кто-то – нет, но наличия такого позитивного во всех смыслах процесса коммуникации мы отрицать не можем. Общение считается одной из главных форм социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал и умел один человек, становится достоянием множества людей. Общение в научном понимании представляет собой взаимодействие людей (воздействие людей друг на друга и их ответные реакции на это воздействие) и обмен информацией при этом взаимодействии.

Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения. Считается, что вербальное общение дает меньше информации о целях, правдивости информации и других аспектах общения, в то время как по невербальным проявлениям можно установить многие моменты, которые афишировать в разговоре не принято. Но применимы и значимы разные средства общения в зависимости от ситуации. Так, в деловом мире важно в основном вербальное общение, поскольку вряд ли руководитель будет следить за своими жестами или эмоционально реагировать на очередное поручение сотруднику. В общении же с друзьями, новыми знакомыми или родными людьми невербальные проявления более важны, поскольку дают представление о чувствах и эмоциях собеседников.

Вербальное общение.

Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков.

Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.

Язык и его функции.

Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей. Необходим он для многих аспектов человеческой жизни в обществе, что выражается в следующих его функциях:

  • Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными.
  • Аккумулятивная . С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности.
  • Познавательная . С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей.
  • Конструктивная . При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного).
  • Этническая . Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей.
  • Эмоциональная . С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения.

Невербальное общение.

Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела».

«Язык тела» и его функции.

Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем:

  • Дополнение произнесенного сообщения. Если человек сообщает о победе в каком-то деле, он может дополнительно победно вскинуть руки над головой или даже подпрыгнуть от радости.
  • Повторение сказанного. Это усиливает устное сообщение и его эмоциональную составляющую. Так, можно при ответе «Да, это так» или «Нет, не согласен» повторить смысл сообщения еще и в жесте: кивком головы или, наоборот, мотанием из стороны в сторону в знак отрицания.
  • Выражение противоречия между словом и делом. Человек может говорить одно, а чувствовать при этом совершенно другое, например, шутить вслух и грустить в душе. Именно невербальные средства общения позволяют понять это.
  • Акцент на чем-то. Вместо слов «внимание», «заметьте» и т.д. можно показать жест, привлекающий внимание. Так, жест с вытянутым указательным пальцем на поднятой руке показывает важность произнесенного при этом текста.
  • Замена слов. Иногда некоторые жесты или проявления мимики могут полностью заменять собой некий текст. Когда человек пожал плечами или указал рукой направление, уже не обязательно говорить «я не знаю» или «направо-налево».

Разнообразие невербальных средств общения.

В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:

  • Жесты и поза . Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много. Также важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи.
  • Мимика , взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. Не зря многие занятия на развитие понимания эмоции у детей начинаются с распознавания основных чувств (гнев, страх, радость, удивление, печаль, и т.д.) по лицам на фотографиях.
  • Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника.
  • Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный.

Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова, это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого экспрессивного партнера по общению.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

  • 1. Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  • 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  • 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - "хм-хм", "э-э-э" и др.

Рис. 6.6.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют - 7%, звуки интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие пауки.

  • 1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика - движение мышц лица, жестика - жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика - моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  • 2. Такесика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  • 3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
    • - интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
    • - личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
    • - социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;
    • - публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика - движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светский - когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимный - когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - па другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса - говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Восприятие другого человека происходит на основе анализа его внешности, походки, жестов и других сигналов (рис. 6.7).

Рис. 6.7.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший "алфавит" жестов можно разбить на следующие пять групп.

  • 1. Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели ("указывающий перст"), пиктографы, т.е. образные картины изображения ("вот такого размера и конфигураций"); кинетографы - движения телом; жесты-"биты" (жесты-"отмашки"); идсографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  • 2. Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
  • 3. Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях - "здравствуйте", а поднятые над головой - "до свидания".
  • 4. Жесты-адапторы - это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).
  • 5. Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпуса); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные жесты, как правило, связаны с конечностями.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

  • - жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);
  • - жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
  • - жесты нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть, и др.
  • - жесты самоконтроля - руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
  • - жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • - жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
  • - жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  • - жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  • - жесты неискренности - жест "прикрытие рукой рта", "прикосновение к носу" как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, "бегающий взгляд" и др.

Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях. (Дж. Ниренберг, Г. Калеро. Как читать человека словно книгу. М., 1990.)

Виды и правила слушания, восприятия и понимания другого человека представлены на рис. 6.8.

Рис. 6.8.

Правила эмпатического слушания:

  • 1. Освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на чувства собеседника.
  • 2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящую за его высказыванием, показать, что вами чувство собеседника не только правильно понято, но и принято (не осуждая, не критикуя, не поучая его).
  • 3. Надо только отразить чувство партнера, но не интерпретировать его поступки и скрытые мотивы поведения, не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства, не поучать его.
  • 4. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в своих переживаниях. Не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Правила "Я-высказываний" (способ самовыражения, осознание своих чувств, возникающих в напряженных ситуациях, и называние их партнеру, осознание своей ответственности за решение проблемы): 1 -описание ситуации, вызвавшей напряжение; 2 - точное название своего чувства в этой ситуации; 3 - называние причин этого чувства ("я испытываю такое раздражение, когда ты говоришь, что...") (рис. 6.9, 6.10).