Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что организационные изменения являются неотъемлемой чер­той современного бизнеса. Как написать актуальность темы дипломной работы

Актуальность темы обусловлена тем, что…

Необходимость разработки темы обусловлена тем, что…

Выбор темы (объясняется, вызван) продиктован тем, что…

…Все эти обстоятельства обусловливают (всё это обусловливает) актуальность исследования.

…Вот почему особую актуальность приобретает…

…Вот почему остается актуальным вопрос…

Цель реферата – проанализировать явление, понятие (чего?), проблему (чего?).

Основные задачи реферата:

· рассмотреть (затронуть, раскрыть)…;

· сопоставить (сравнить) …;

· изучить (исследовать) …;

· выявить (выделить)… и т.д.

Примеры формулировок для предмета и объекта исследования

Предмет исследования – описание речевого портрета персонажа в очерке как одном из жанров СМИ.

Объект исследования – очерковые тексты СМИ, содержащие речевой портрет персонажа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги анализа, можно сделать вывод о том, что…

Завершая рассмотрение вопроса, хочется подчеркнуть, что…

Сопоставив различные точки зрения, можно еще раз отметить, что…

Анализ литературы по теме исследования показал, что…

Проведенное исследование показало, что…

Рассмотрев проблему (чего?), можно сделать следующие выводы….

Задание 6. Разделите текст на абзацы.

СМИ образуют одну из влиятельнейших и авторитетных сфер в стилистической системе современного языка. Язык СМИ играет важную роль как в информировании населения, так и в повышении уровня его грамотности. Отражая сложные формы речевого взаимодействия, язык СМИ оказывает сильное влияние на формирование стилистических вкусов, языковых норм. И хотя налицо положительные результаты работы СМИ в популяризации знаний о русском языке, формировании уважительного отношения к нему, всё же в газетах мы по-прежнему сталкиваемся с огромным количеством ошибок, а с экранов телевизоров часто звучит отнюдь не образцовый русский язык. Отсюда следует высокая ответственность журналистов за качество языка СМИ. Но было бы заблуждением ограничивать роль СМИ лишь трансляцией знаний, просветительством. Создаваемая ими картина мира оказывает огромное воздействие на общественное сознание. Эта картина мира предназначена для убеждения, воздействия, поэтому во многом она зависит от политических, идеологических и моральных установок адресанта. Автор невольно, а порой и вполне осознанно выражает свою оценку какого-либо факта. При этом желательной считается объективная подача информации. Отбор и функционирование языковых средств определяются особенностями бытования в СМИ текстов публицистического стиля. Они многотемны и обращены к широкой аудитории. В языке СМИ встречается общеупотребительная и специальная лексика, с помощью которой можно информировать аудиторию обо всем, что затрагивает ее интересы. Тексты СМИ избегают развернутых, на несколько сотен слов конструкций официально-делового стиля или предложений, осложненных вставными конструкциями, перечислениями, характерных для научного стиля. Синтаксис текстов СМИ отличается балансированием между разговорной непринужденностью и умеренной книжностью, так как автор стремится установить почти дружеский контакт с адресатом и в то же время сохранить позицию информатора и аналитика.



Задание 7. Найдите ошибки, связанные с формулировкой заголовков глав и параграфов.

«Культура речи в СМИ. Роль и значение речевой культуры в СМИ»

«Языковая мода и современная языковая ситуация. Понятие языковой моды»

Глава 1. Особенности языка современного делового человека

§1. Понятие делового общения

§2. Типичные ошибки в профессиональном общении

§3. Роль языка в профессиональной культуре делового человека

Введение – это небольшая часть дипломной работы , но ее важность нельзя недооценивать. Просматривая текст ВКР на защите, преподаватели читают в первую очередь именно введение, поскольку эта часть представляет собой анонс всего диплома. Написание введения затрудняет многих студентов, но на самом деле его писать проще, чем основную часть. Оно строится по определенной схеме, в которой каждый блок является обязательным. Одним из первых таких смысловых блоков является актуальность выбранной темы.

Что такое актуальность в дипломе

Актуальность раскрывает важность вашего исследования, позволяет понять, каким образом можно применить данный научный материал. Иначе говоря, почему вы выбрали эту тему, и какую пользу принесет ваша работа. Важно обосновать злободневность раскрываемой тематики, указать на ее востребованность в реалиях современности. Поэтому, расписывая данный блок, в первом абзаце обратитесь к обозначению социальной остроты проблемы. Например, если вы пишите диплом на инженерную тему о технологии строительства крыши, расскажите о том, как опасно несоблюдение стандартов при стройке, как часто это происходит и чем это чревато.

Описание актуальности обычно занимает два-три абзаца, не более одной страницы печатного текста. Не стоит растягивать ее на полтора-два листа. Рассказав об общей злободневности проблемы, в следующем абзаце распишите актуальность конкретно вашего проекта. Для этого используйте такие обороты, как «актуальность данной работы заключается в том, что…», «… Эти причины обуславливают актуальность дипломного проекта», или «в связи с этим очевидна важность выбранной темы и возможность применения ее на практике».

Как определить актуальность своей темы

Выявить и обосновать значимость своей работы можно по трем основным направлениям:

  1. Интерес ученых к данной тематике, или так называемая дискуссионность темы. В таком случае можно написать: «Большое количество исследований по данному вопросу доказывает, что тема является злободневной и актуальной». Но обратите внимание, что исследования должны быть достаточно свежими.
  2. Можно пойти и от обратного: если по вашей теме мало работ, это значит, что диплом будет уникальным и ценным проектом. Обоснуйте важность проблемы в современной жизни и продолжите таким образом: «Поскольку исследований по обозначенной проблематике мало, разработка данного научного материала будет актуальной для ученого сообщества».
  3. Практическая ценность работы. Это беспроигрышный вариант в составлении актуальности, особенно, если вы пишите по технической, экономической или другой прикладной дисциплине. В данном случае вы говорите, какие исследования были проведены (что-то модернизировано, усовершенствовано, изобретено), где их можно будет применить (например, в строительстве), и какие проблемы это позволит решить. В тексте это будет выглядеть примерно так: «данная технология применения нагревательных элементов позволит уменьшить экологическую проблему загрязнения окружающей среды вследствие сокращения расхода топлива».

Обратите внимание, что можно построить актуальность своей работы по аналогии с другими научными трудами. Выберите несколько книг или диссертаций, посвященных той же тематике, и просмотрите начало текстов – в них всегда указывается важность исследования. Выпишите эти предложения и свяжите логически с вашей работой.

Примеры составления актуальности во введении

Юриспруденция. Тема диплома «Недвижимые вещи как объекты гражданского права»:

Вопросы правового регулирования недвижимых вещей как объектов гражданского права обрели особую значимость в связи с непрекращающимися изменениями в гражданском законодательстве, это и обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы.

Экономика. Тема диплома «Схема открытия туристического предприятия по системе франчайзинга»:

Актуальность данного исследования заключается в анализе основных способов построения бизнеса с использованием такого популярного инструмента, как франшиза, что позволяет определить критерии успешного практического применения данной схемы.

Педагогика. Тема диплома «Особенности социальной адаптации ребенка с задержкой речевого развития в младших классах школы»:

Важность работы обусловлена возможностью практического применения методик адаптации детей в начальной школе, описанных во второй части дипломного исследования.

Актуальность темы курсовой работы – это степень важности исследования, научной работы на современном этапе.

В данной части Введения необходимо сформулировать суть проблемной ситуации, научную или прикладную значимость избранной темы исследования, её своевременность. Приводятся соответствующие аргументы, ссылаясь при этом на примеры из юридической практики, на статистические данные, на мнения авторитетных лиц, государственных органов и т.д. При этом ссылки могут быть на различные источники – научные исследования (монографии, журналы), печатные и электронные средства массовой информации и др.

Обоснование актуальности выбранной темы курсовой работы предполагает:

1. четкое понимание сущности выбранной темы;

2. изучение соответствующей литературы;

3. раскрытие в работе теоретического и практического значения проводимого исследования.

Языковое оформление письменного текста может включать следующие конструкции: работа посвящена актуальной теме…; актуальность темы обусловлена…, актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна и т.п.).

Освещение актуальности должно быть в пределах 1-1,5 страниц.

2. Степень теоретической исследованности темы . В этой части введения следует сообщить о состоянии разработанности выбранной темы. Конечная цель – показать, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

Очень часто при выполнении данного раздела введения используется следующий прием: в тексте указывается инициалы и фамилия ученого, затем кратко сообщается направление произведенного им исследования по данному вопросу, а в сноске дается наименование его труда, где это направление нашло отражение.

3. Объект и предмет исследования.

Объектом курсовой работы является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – это конкретный компонент (элемент) или свойства объекта исследования, который представляет непосредственный интерес для исследователя. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Необходимо помнить, что объектом исследования науки являются общественные отношения, порождаемые в процессе правового регулирования одноименной отрасли права, в данном случае – гражданского права.

Например, гражданско-правовое положение физического лица если является объектом изучения, то конкретные его компоненты (элементы, части) – предметом. Это могут быть такие элементы объекта «Дееспособность физического лица», «Институт опеки и попечительства в гражданском праве», «Объявление гражданина умершим» и т.п.

Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы. Иными словами, объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и особенное (или особенное и единичное).

Объем данного раздела, как правило, невелик. Обычно определения объекта и предмета укладываются в одно-два предложения. Но сначала определяется объект, затем – предмет.

3. Цель исследования. Цель исследования – это прогнозируемый, предполагаемый (мысленно моделируемый) будущий результат курсового анализа. Цель отвечает на вопрос: ЧТО желает автор достичь своим исследованием: проанализировать, охарактеризовать, доказать, обосновать, выявить особенности, впервые рассмотреть, расширить область знания о предмете исследования, подтвердить ту или иную гипотезу и т.д. Цель работы отражается в названии темы и определении предмета исследования.

4. Задачи исследования. Задачи исследования - это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.

Если цель – это стратегия исследования, то задачи – тактика исследования. Задачи отражают собой структуру исследования (эта структура отражена в разделе курсовой работы «Содержание». По сути дела, наименование глав и, особенно, параграфов работы, выстроенные логически последовательно в соответствии с целью исследования, и есть формулировка исследовательских задач. При определении задач исследования, как правило, используются следующие обороты: «Исходя из указанной цели исследования (курсовой работы), его основными задачами являются: 1) изучить (исследовать, проанализировать и т.п.) …, 2) выявить (обозначить, разграничить и т.п.) …, 3) обосновать (доказать и т.п.) …, 4) разработать …, 5) сравнить (провести сравнительную характеристику) … и т.д.»

Так, например, если темой курсовой работы является «Дееспособность физического лица».

«Целью курсовой работы является изучить дееспособность физического лица.

В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие исследовательские задачи:

Определить понятие и содержание «дееспособности граждан»;

Рассмотреть дееспособность как элемент гражданской правосубъектности;

Проанализировать особенности частичной дееспособности несовершеннолетних от 6 до 14 лет;

Охарактеризовать частичную (неполную) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

Раскрыть недееспособность граждан и признание гражданина ограниченно недееспособным».

Цели и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно.

5. Методы исследования. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в достижении задач, поставленных в курсовой работе. Под термином «метод» в самом широком смысле слова понимается «путь к чему-либо» 1 . Метод - это система правил, принципов познания; представляя собой определенную последовательность действий, приемов и операций, необходимых для получения научных результатов 2 .

Методы исследования можно классифицировать по следующим группам:

Логические методы: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование, сравнение, аналогия.

Общенаучные методы: исторический метод, системный метод (и его элементы: системно-структурный и структурно-функциональный), метод конкретно-социологических исследований, математический метод, статистический метод, сравнительный метод (метод сравнительных исследований), формально-логический метод.

Специальные (частнонаучные) методы. Это методы, которые свойственны той или иной отдельно взятой научной дисциплине или группе наук, имеющих одинаковый или схожий объекты познания.

Применительно к отраслевым юридическим дисциплинам к таким методам относятся историко-правовой, сравнительно-правовой, метод толкования права (и договора), технико-юридический метод (метод юридической техники), сравнительно-правовой метод (метод юридической компаративистики).

Студенту необходимо ознакомиться с содержанием и особенностями применения названных методов в соответствующей учебной и специальной научной литературе.

В заключение введения желательно раскрыть структуру курсовой работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов, примерно в таком виде: «По своей структуре курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников».

Если в работе имеются различного рода приложения, то наличие этих приложений (включая их количество) также указываются.

Таким образом, Введение посвящено обоснованию выбранной темы, постановке целей и задач исследования, определению объекта, предмета и методов исследования.

В основной части работы раскрываются поставленные вопросы. Каждый вопрос должен включать вводную, описательную и заключительную части.

Основная часть курсовой работы излагается в соответствии с оглавлением (планом). Изложение всех вопросов в курсовой работе должно быть самостоятельным, последовательным, взаимосвязанным и строго выдержанным в соответствии с названиями глав, указанными в содержании. Приводимые материалы в параграфах должны быть логически взаимосвязаны, каждый последующий материал должен являться продолжением предыдущего и вытекать из его приведенных положений, рекомендаций, выводов. Фразы, формулировки необходимо строить точными, простыми и грамотными. Не следует допускать повторений одинаковых слов, словосочетаний, оборотов речи. После каждого параграфа необходимо формулировать краткие выводы.

Глава 1 - содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему. При ее написании целесообразно использовать исторические аспекты и возможность применения опыта зарубежных стран по вопросам рассматриваемой темы.

Глава 2 и последующие - содержат подробный анализ предмета исследования и описание его основных параметров и характеристик.

В основной части работы необходимо отразить использование источников. При этом не допускается переписывание текста из учебников или другой литературы. Должна быть произведена творческая обработка материала. Важнейшие теоретические положения темы излагаются своими словами и при необходимости подкрепляются цитатами. Цитаты оформляются в соответствии с библиографическими правилами и сопровождаются постраничными ссылками на используемый источник с указанием страниц.

При работе с литературой рекомендуется находить проблемные ситуации, противоречивые взгляды. Различные позиции авторов желательно отразить в содержании работы, изложить аргументы в их критику и поддержку. После анализа точек зрения о дискуссионных вопросах рекомендуется изложить и собственную позицию.

За основной частью работы следует заключение. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы. В нем подводятся итоги работы в целом, приводятся четко сформулированные выводы и предложения из всех глав курсовой работы. Выводы и предложения должны быть емкими по содержанию и краткими по форме, обоснованы и подтверждены соответствующими аргументами и фактами.

Заключение и введение составляются, как правило, в конце работы, когда автор хорошо ориентируется в исследуемой проблеме и может кратко, обоснованно подвести итоги исследования. Хорошо написанное введение и заключение дают четкое представление о полноте, глубине, качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

Примерный объем заключения не превышает 1,5-2 страницы.

Список использованных источников и литературы – элемент библиографического аппарата, который составляет одну из существенных частей курсовой работы. Он помещается после заключения и должен содержать библиографическое описание источников, использованных при выполнении курсовой работы. В список должны быть включены только те источники, которые действительно использовались автором и на которые есть ссылки в тексте работы.

После библиографического списка курсовая работа может содержать приложения . Они оформляются в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем, анкет, справок и др. Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы.

Требования к оформлению текста курсовой работы

Курсовая работа оформляется в соответствии с существующими требованиями ГОСТ.

Общий объем курсовой работы должен составлять 30-40 страниц машинописного текста. Рекомендуемые объемы введения и заключения 2-3 страницы.

Работа выполняется на белых листах бумаги формата А4 (210-297) с одной стороны компьютерным набором через 1,5 интервал, шрифт Times New Roman Cyr, 14 -го кегля. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются. Названия глав и параграфов выделяются полужирным (жирным) шрифтом. Размеры полей: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм; размер абзацного отступа - 1,25 см.

Нумерация всех страниц работы должна быть сквозной, порядковой, начиная с титульного листа и заканчивая списком использованных источников и приложений включительно. Титульный лист - первая страница работы, но номер страницы на нем не проставляется. Нумерация страницначинается с оглавления, которое обозначается цифрой 2 . Далее весь последующий объем работы нумеруются по порядку до последней страницы. Номер страницы проставляется арабскими цифрами сверху по центру страницы без точки в конце.

Основную часть курсовой работы следует делить на главы (разделы) и параграфы. Параграфы, при необходимости, могут делиться на пункты и подпункты. При делении текста работы на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый из них содержал законченную информацию.

Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация глав начинается с новой страницы с абзацного отступа. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер самого параграфа, разделенные точкой (1.1., 1.2., 1.3. и т. д.). Номер подпункта включает номер главы, параграфа и порядковый номер пункта, разделенные точкой (1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т. д.).

Названия всех структурных частей и параграфов в тексте курсовой работы должны иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в содержании.

Название каждой структурной части (заголовки) пишут прописными буквами, выделяют жирным шрифтом и располагают по центру.

Названия параграфов начинают с прописной буквы, остальные буквы должны быть строчными. Названия параграфов также выделяют жирным шрифтом, располагают по левому краю с абзацным отступом от начала строки.

Не допускается перенос слов в заголовках глав, параграфов и пунктов. Точку в конце заголовка не ставят. Название не подчеркивают. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Каждый раздел работы (включая введение, каждую из глав, заключение, список использованных источников, приложения) следует начинать с новой страницы. Параграфы на отдельные страницы работы не выносятся.

На странице, где приводится заголовок параграфа и пункта, должно располагаться не менее двух строк последующего текста; в противном случае заголовок параграфа и пункта и текст начинают со следующей страницы.

Сноски являются обязательными элементами работы, используются для сообщения точных сведений об использованных источниках. Сносками сопровождаются не только цитаты, которые выделяются кавычками, но и любое заимствованное из литературы или материалов положение (например, цифровой и иной не общеизвестный материал других авторов, при упоминании точек зрения на рассматриваемую проблему тех или иных авторов и др.) При этом допускается изложение используемого материала в собственной редакции, но с соблюдением смыслового содержания. Ссылка оформляется непосредственно в тексте работы в виде соответствующей цифры по окончании смысловой единицы текста (в конце предложения (группы предложений) или в конце цитаты, к которым ссылка относится).

Подстрочные ссылки отделяются от основного текста сплошной чертой шириной около 1/3 размера страницы, печатаются с абзацного отступа через 1 интервал и нумеруются арабской цифрой, на каждой странице начиная с цифры 1 (постраничная нумерация). Допускается сквозная нумерация ссылок. Знак сноски размещается вверху строки. В тексте знак сноски в виде соответствующей цифры должен стоять в конце предложения (группы предложений) или в конце цитаты, к которым ссылка относится.

Например:

1 Зенин И.А. Гражданское право: учебник. - М., 2008. – С. 231.

2 Решетина Е. Н. Проблемы гражданско-правовой ответственности // Российская юстиция. - 2012. - № 4. - С. 64-66.

При нескольких ссылках на одну и ту же работу полное описание дается лишь в первой ссылке, а в последующих приводится фамилия и инициалы автора, заглавие произведения и номер страницы. Длинные заглавия сокращаются, опущенные слова заменяются многоточием.

1 Зенин И. А. Гражданское право: Учебник. - М., 2011. - С. 54.

2 Зенин И. А. Указ.соч. - С. 54.

1 Свирков С. А. Квалификация договора энергоснабжения на современном этапе развития отношений в электроэнергетике // Цивилист. - 2012. - № 1. - С. 50.

2 Свирков С. А. Квалификация договора энергоснабжения на современном этапе развития отношений в электроэнергетике. - С. 50.

1 О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2, п. 1.

2 О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2. п. 2.

При ссылке на один документ на одной странице в повторной ссылке приводят слова «Там же» и соответствующие новые страницы. Если страницы повторной ссылки совпадают со страницами предшествующей, то их опускают.

1 Сергеев А. П. Гражданское право: учебник. М., 2009. С. 98.

3 там же. С.112.

Список использованных источников и литературы формируется из трех частей:

    списка нормативных правовых актов,

    списка литературы;

    списка материалов правоприменительной практики.

Раздел «Нормативные правовые акты» строится по двум критериям: по юридической силе и в хронологическом порядке.

Необходимо соблюдать следующую строгую последовательность перечисления нормативных правовых актов:

    Международные нормативные правовые акты, ратифицированные РФ;

    Конституция Российской Федерации;

    Федеральные Законы Российской Федерации;

    Законы Российской Федерации;

    Указы Президента Российской Федерации;

    Акты Правительства Российской Федерации;

    Акты министерств и ведомств федеральных органов государственной власти;

    Решения иных государственных органов.

Библиографическое описание документа, книги и любого другого материала, использованного при подготовке научно-исследовательской работы – это совокупность библиографических сведений об источнике (документе), приведенных по установленным правилам, дающая возможность получить представление о самом источнике, его содержании, назначении, объеме и т.д.

В число обязательных элементов библиографического описаниявходят:

    при указании книг (учебника, монографии, учебного пособия и др.): фамилия и инициалы автора (авторов), заглавие (название), место издания, издательство, год выпуска, количество страниц;

    при указании статьи, тезисов из сборника, книги или журнала включает: фамилия и инициалы автора (авторов), заглавие (название)статьи и после двойной косой черты - название журнала, год выпуска, номер журнала, номера страниц;

    при указании нормативных правовых актов и материалов правоприменительной практики: полное название акта, вид документа, дата его принятия, номер, а также данные об официальном источнике, где опубликован.

Описание материала из Интернет-источника включает все обязательные элементы описания, включая электронный адрес.

Образец библиографического описания источников и литературы см. в Приложении 3.

Оформленная курсовая работа должна быть сброшюрована и иметь обложку.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что наличие в отечественной науке значительного числа работ, посвященных амнистии или касающихся ее, сочетается с существованием дискуссий о необходимости амнистии, ее назначении, влиянии ее на преступность, характере оформляющих ее актов и т.

Д. Указанные дискуссии создают поле для дальнейших исследований амнистии, направленных на выработку новых позиций, дополнительных аргументов в пользу той или иной из имеющихся точек зрения, а также проверку того, подходят ли для современной российской амнистии

имеющиеся суждения.

Практика объявления амнистии в Российской Федерации пополняется новыми актами, создавая потребность в их осмыслении. На сегодня последняя амнистия была объявлена в 2015 г. В 2016 г. появилась так называемая амнистия капиталов, требующая оценки ее правовой природы. В целом за время существования Российской Федерации была объявлена 21 «уголовная» амнистия 1 . В то же время, объем законодательного регулирования амнистии в Российской Федерации относительно незначителен, и некоторые вопросы находят разрешение лишь в практике амнистирования (что отчасти объективно обусловлено спецификой амнистии, отчасти может рассматриваться как недостаток, возможные пути устранения которого составляют поле для научного

исследования).

Закон устанавливает для амнистии пределы должного, которые могут уточняться, нарушаться практикой объявления амнистии. Изучение законодательного регулирования амнистии само по себе недостаточно для установления характеристик современной российской амнистии и должно быть дополнено исследованием имеющейся практики объявления амнистии, оформляющих ее актов. Потребность подобного изучения связана и с тем, что
знание практики позволяет предотвратить формирование видения амнистии, не соответствующего ее реальным характеристикам, избежать неоправданных ожиданий и опасений, связанных с амнистией.

Одновременно формирование целостного представления об амнистии невозможно без обращения к тем концепциям, которые, предлагая некоторое представление о преступиении, вариантах и целях реагирования на него, дают

возможность понять место амнистии в механизме такого реагирования (относительно него). Обращение к подобным концепциям дает возможность понять основания тех или иных суждений об амнистии, а значит и условия, при которых они будут справедливы. Одна из таких концепций изложена Ч. Беккариа 2 .

Идеи Ч. Беккариа 3 оказали и продолжают оказывать влияние на законодательство, практику его осуществления, научные исследования в нашей стране 4 . К ним отсыпают и в современных российских исследованиях 5 . Так, к примеру, имя Ч. Беккариа присутствует в списках цитируемой литературы 801 публикации по тематике государство и право, юридические науки, размещенной в Научной электронной библиотеке eLIBRARY RU 6 . В частности, и сегодня в работах, посвященных современной российской амнистии, встречаются ссылки на

2 См, например Фокс В Введение в криминологию / пер Л А Нежинской и М А Тумановой, под ред и со вступит ст Б С Никифорова, В М Когана М. 1985 С 45

2 Когда говорится об идеях Ч Беккариа, подразумеваются идеи, изложенные в его работах Для целей настоящего исследования не имеет значения, был ли он их автором или только изложил их в систематизированном виде

4 БерковП Н Книга Ч Беккариа;;0 преступлениях и наказаниях;; в России // Россия и Италия из истории русеко-итальянских культурных и общественных отношений М, 1968 С 73-74, Медведева Н Т Идеи позитивной школы и их отражение в уголовном законодательстве России Рязань, 2001 С 23, Советское уголовное право Часть общая / под ред В Д Менынагина, Н Д Дурманова, П С Ромашкина М.1 962 С 430, Фельдштейн Г С Главные течения в истории науки уголовного права в России / под ред и с предисл В А Томсинова М. 2003 С 84. 172

5 См, например Кудрявцев В Н Стратегии борьбы с преступностью М, 2003 С 45, Новоселов Г П Учение об объекте преступления Методологические аспекты М, 2001 С 1-2, Сумачев А В Публичность и диспозитивность в уголовном праве монография М, 2003 С 21

‘ Такой результат получен по запросу на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY RU (URL http ∕∕elibrarv m∕guervbox asp7scope=newauerv (дата обращения 02 09 2016 г)) с параметрами что искать - Беккариа, где искать - в списках цитируемой литературы, во всех типах публикаций, предлагаемых базой по тематике государство и право, юридические науки, поступивших в базу за все время при поиске с учетом морфологии

Ч. Беккариа, в том числе относящие сказанное им к современной российской амнистии ’ Реализация данной концепции в российском уголовном

законодательстве проявляется, в частности, в том, что в нем находят воплощение требования правовой определенности, регламентации уголовно-правовых отношений законом, представление о предупреждении преступлений как цели наказания, ограничение толкования уголовного закона (запрет на применение его по аналогии) и др.

С учетом отмеченного, обращение к идеям Ч. Беккариа, рассмотрение через их призму современной российской амнистии позволяет как объяснить ее, так и лучше понять позиции, высказываемые в отношении нее; выработать предложения по усовершенствованию практики осуществления амнистии, ее

нормативного регулирования.

Степень научной разработанности темы. В отечественной и зарубежной литературе неоднократно излагались и интерпретировались взгляды Ч. Беккариа (С. К. Гогель, М. Куссон, Э. Ферри, В. Фокс и др.). Достаточно обширен и круг исследований, посвященных амнистии, решающих вопросы: о понятии и видах амнистии (например, Б. С. Утевский), о необходимости амнистии и возможности отказа от нее (например, И. В. Нестеренко); о необходимой форме и субъекте принятия решений об амнистии (например, И Г Баранникова); об отраслевой природе института амнистии (например, А. В. Мохорев); о природе актов, оформляющих амнистию (например, Г. Д. Коробков, И. Л. Марогулова); о целях амнистии - должных и существующих (например, А. П. Фильченко); о влиянии амнистии на преступность (например, С. М. Иншаков); о соотношении амнистии и помилования (например, В. Г. Максимова); об истории амнистии (например, К. Ф. Хартулари); об особенностях амнистирования отдельных категорий лиц (например, А. А. Павлов); о характеристике личности амнистированных (например, С. А. Сотников); об отдельных амнистиях (С. И. Зельдов, А. П. Фоков и др.) ит. д.

А Амнистия в уголовном праве России монография / под

См, например. Сотников С ред А И Чучаева М. 2010 С 6-7

Ряд авторов, обсуждая амнистию, ссылаются на Ч. Беккариа и делают выводы о ней, опираясь на сказанное им (В. В. Дубровин, В. В. Лунеев, А. К. Хачатрян и др.). Трактовку идей Ч. Беккариа, в рамках исследования амнистии, помилования осуществляли, в частности, П. И. Люблинский, Н. С. Таганцев, К. Ф. Хартулари.

Цель исследования - дать характеристику современной российской амнистии на основе идей Ч. Беккариа. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1) определить, что есть современная российская амнистия; 2) изучить взгляды Ч. Беккариа, касающиеся заявленной темы; 3) рассмотреть современную российскую амнистию с точки зрения тех понятий из концепции Ч. Беккариа, которые подходят для ее осмысления.

Научная новизна исследования заключается в том, что: получены новые эмпирические данные об имеющейся практике объявления амнистии в Российской Федерации (с учетом последних амнистий); сформулировано новое определение амнистии; предложена интерпретация воззрений Ч. Беккариа, отличающаяся от ряда имеющихся; оценена возможность влияния амнистии на поведение людей по тому механизму, который описан Ч. Беккариа; показано место амнистии в современном российском уголовном праве и отношение ее к иным его институтам с точки зрения того, воплощается ли в них описанная Ч. Беккариа модель уголовной системы порядка.

Методологической основой исследования является сочетание эмпирических методов юридической социологии и формально-юридического метода получения данных о современной российской амнистии с интерпретацией этих данных на основе концепции, изложенной Ч. Беккариа. Использовались, в том числе, такие методы, как обобщение юридической практики (актов, которыми оформлялись амнистии, связанных с ними актов, решений судов), документальное наблюдение (анализ стенограмм заседаний Государственной Думы), анализ статистических данных (ФСИН, Росстат), толкование (в том числе юридическое).

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная российская амнистия может быть определена как заключенные в одном или нескольких актах веление или комплекс велений о полном или частичном освобождении категории лиц от уголовной ответственности или ее элементов (наказания, судимости), которые: 1) издаются органом власти, определяющимся в своих действиях самостоятельными побуждениями, а не указаниями каких-либо иных властей; 2) имеют силу закона; 3) адресованы персонально неопределенному кругу исполнителей; 4) могут быть исчерпаны исполнением; 5) существуют наряду с нормами, предписывающими освобождение от уголовной ответственности или отдельных ее элементов.

Исходя из присущих ей свойств, амнистия может быть оценена либо как такая особая разновидность индивидуальных велений, как веление акта- директивы, либо как ненормативное веление общего характера, не принадлежащее ни к индивидуальным велениям, ни к нормам права.

2. Амнистия может воздействовать на поведение людей по тому механизму, который описан Ч. Беккариа для награды, обеспечивая выполнение определенных условий лицом в обмен на его освобождение, если: освобождение по амнистии предсказуемо и неотменимо; уголовная ответственность уже реализуется, или известно, что ее применение неизбежно, и ее реализация более обременительна дня лица, чем выполнение условия освобождения; отсутствуют иные возможности освобождения; поставленное условие освобождения выполнимо.

Семь амнистий, объявленных за время существования Российской Федерации, предполагавших освобождение в обмен на прекращение преступления и устранение последствий преступления, могут быть описаны как награда в вышеозначенном понимании.

3. Амнистия может способствовать совершению преступлений по описанному Ч. Беккариа механизму только при условии предсказуемости освобождения по ней. В современной российской практике время объявления амнистии и категории лиц, на которых она будет распространяться, становятся относительно предсказуемыми только в период между появлением проекта амнистии и вступлением в силу акта об ее объявлении. В полной мере
освобождение по амнистии предсказуемо лишь в то время, когда акт об объявлении амнистии принят, но еще не вступил в силу. Способствовать совершению престугшений (по указанной схеме) такая предсказуемость может, если амнистия распространяется на деяния, совершенные до вступления в силу акта об ее объявлении, т. е. возможно амнистирование за деяния, совершенные после принятия акта об объявлении амнистии. Такая возможность имела место для 11 амнистий, объявленных за время существования Российской Федерации, когда между принятием и вступлением в силу актов об объявлении амнистии был разрыв, составлявший от одного до двадцати дней.

4. Чтобы устранить возможность влияния предсказуемости освобождения по амнистии на совершение преступлений, сохранив при этом способность амнистии быть стимулом к прекращению преступления, предлагается дополнить статью 84 Уголовного кодекса Российской Федерации частями 6 и 7 следующего

«6. Амнистия распространяется на деяния, совершенные до дня внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта акта об амнистии или иного дня, предшествующего ему, определенного в акте об

амнистии.

7. Амнистия может распространяться на преступления, начатые до дня, указанного в части 6 настоящей статьи, если они прекращены после этого дня путем совершения действий, предусмотренных актом об амнистии, в пределах установленного им срока.».

5. Российское уголовное право наряду с иными моделями стремится

воплотить в жизнь описанную Ч. Беккариа уголовную систему порядка, которая предполагает: разграничение правотворческой и правоприменительной

деятельности; регулирование уголовно-правовых отношений исключительно законом, власть которого выше власти людей (даже общества в целом); существование закона не как произвольного установления, но как норм права, в которых воплощается общая воля, положения общественного договора.

Амнистии, предписывающие осуществить освобождение в тех случаях, в каких оно не предусмотрено уголовным законом, не будучи нормами права, являются тем элементом уголовного права, который построен не на основе указанной модели и препятствует полному воплощению ее в жизнь.

6. Амнистия является лишь одной из форм реализации запроса на ситуативное регулирование уголовно-правовых отношений, строящееся на иных началах, нежели требования, составляющие уголовную систему порядка. Поэтому отказ от амнистии повлечет не исчезновение такого регулирования, но

расширение использования иных его механизмов, некоторые из которых, как думается, более противоречат основам уголовной системы порядка, чем амнистия (создание, изменение норм уголовного права под конкретную ситуацию; включение в уголовный закон предписаний об освобождении, сходных по содержанию с амнистией, таких, как положение ч. 3 ст. 76\" Уголовного кодекса Российской Федерации).

7. Уголовная система порядка не является универсальной моделью, которая должна воплощаться независимо от имеющихся условий. Разрушение общественного договора (то есть полное или частичное исчезновение молчаливого или явного согласия членов общества на отказ от части своей свободы и подчинение их общей власти в обмен на обеспечение со стороны последней общих блага и безопасности) предполагает необходимость осуществления мер, способствующих восстановлению общественного договора, и реализацию иных моделей, нежели уголовная система порядка.

Амнистия за счет того, что она предполагает принятие решения под конкретную ситуацию, способна фиксировать договоренности, достигнутые между сторонами, не связанными общественным договором, или быть этапом достижения таких договоренностей. То есть амнистия может служить для регламентации не основанных на общественном договоре отношений и способствовать восстановлению общественного договора. Ряд амнистий, объявленных за время существования Российской Федерации, опосредовали
отношения, не основанные на общественном договоре (например, амнистия 1996 г.).

8. Нормативное регулирование амнистии не должно приводить к такому ограничению свободы Государственной Думы при объявлении амнистии, которое сделало бы невозможным использование амнистии как средства опосредования отношений, не основанных на общественном договоре. Невозможно формализовать в виде норм права ситуации, составляющие разрушение общественного договора. Не имеет смысла заранее устанавливать правила, регламентирующие применение амнистии в случае его разрушения В силу сказанного, нормы права могут тем или иным образом определять возможности амнистии, но не должны решать, в каком случае Государственная Дума должна прибегнуть к амнистии, и какими из предусмотренных в них возможностями ей следует при этом воспользоваться

9. Амнистия обеспечивает учет специфики конкретной ситуации за счет возможности по-разному решать те или иные вопросы в актах, оформляющих разные амнистии. При регламентации амнистии нормами права исчезновение такой возможности должно компенсироваться созданием иных механизмов дифференциации, - в частности, сохранением у Государственной Думы возможности сделать исключение из общего правила в установленной форме.

10. Существуют смежные с амнистией веления, которые могут выступать ее альтернативами (помилование; изъятие из регулятивных норм, влияющее на реализацию норм охранительных отраслей; включение предписания, сходного с амнистией, в уголовный закон н др.). Чтобы предотвратить использование данных альтернатив для осуществления освобождения вне тех рамок, которые установлены законом для амнистии, вводя то или иное нормативное ограничение на объявление амнистии, следует по возможности распространять его н на ее альтернативы.

11. С целью упорядочения имеющейся практики ограничения неоднократного амнистирования представляется необходимым законодательно закрепить предписание о нераспространении по общему правилу амнистии на
ранее амнистированных лиц, равно как и лиц, ранее освобожденных на основании ч. 3. ст. 76\" Уголовного кодекса Российской Федерации. Дня этого предлагается дополнить ст. 84 частями 3-5 следующего содержания:

«3. Действие актов об амнистии, если в них прямо не установлено иное, не распространяется:

а) на лиц, вновь совершивших умышленные преступления после

применения к ним амнистии в одной из форм, перечисленных в части второй настоящей статьи, произошедшего не ранее чем за лет до принятия акта об

амнистии;

б) на лиц, вновь совершивших умышленные преступления после освобождения их от уголовной ответственности на основании части третьей

статьи 76\" настоящего Кодекса, произошедшего не ранее чем за____________________ лет до

принятия акта об амнистии.

4. Ограничение, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, распространяется на лиц, к которым была применена амнистия, предусмотренная актами об амнистии, принятыми в Российской Федерации.

5. В акте об амнистии может быть предусмотрено, что применение предписанной им амнистии к лицу не может учитываться как обстоятельство, препятствующее распространению на него действия иных актов об амнистии. Если такая оговорка сделана, она действует независимо от содержания актов об амнистии, принимаемых в последующем. Указанная оговорка не может быть включена в текст акта об амнистии путем внесения в него изменений.».

12. Дифференциацию доступа к амнистии лиц, освобожденных до принятия общего правила о нераспространении амнистии на ранее амнистированных, предлагается обеспечить, предусмотрев в Федеральном законе о внесении изменений в статью 84 Уголовного кодекса Российской Федерации возможность Государственной Думы определить в пределах установленного срока перечень актов, освобождение на основании которых не может быть основанием отказа в амнистии без права пересмотра такого перечня, который действует независимо от содержания актов об амнистии, принимаемых в последующем.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: введены в научный оборот новые эмпирические данные (результаты, полученные в ходе обобщения практики объявления и исполнения амнистии, обработки статистических данных); выработаны схемы исследования амнистии, которые могут использоваться в дальнейших изысканиях; сформулировано определение амнистии, подходящее для современной российской амнистии; осмыслено место современной российской амнистии в уголовно-правовом регулировании с точки зрения предложенной Ч. Беккариа модели уголовной системы

Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения в закон и практику осуществления амнистии предложений диссертанта, а также возможности учета при объявлении амнистии, применении актов, оформляющих амнистию, законодательном регулировании и др. выявленных им сведений о российской амнистии.

Степень достоверности полученных результатов обеспечивается: 1) анализом текстов всех актов, оформлявших амнистию за время существования Российской Федерации; обращением к официальным интернет - ресурсам для получения текстов таких актов, сопровождавших их актов, информации о датах их опубликования, для формирования их перечня и т. и.; 2) анализом трактовок идей Ч. Беккариа, данных иными авторами, с учетом издания (перевода), с которым они работали; 3) анализом стенограмм заседаний Государственной Думы, решений судов, статистических данных, размещенных на официальных интернет - ресурсах; 4) сопоставлением статистических данных из различных источников, разнообразием судов, чьи решения анализировались и субъектов Российской Федерации, в которых расположены данные суды; 5) обращением к редакции нормативных актов, действующей (действовавшей) на тот момент времени, для которого разрешается тот или иной вопрос.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре уголовного права Уральского государственного юридического университета, где она прошла рецензирование, обсуждение и была одобрена. Основные итога и промежуточные результаты диссертационного исследования

нашли отражение в восьми публикациях автора, в том числе в четырех научных статьях в изданиях, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий (Кокотова Д. А. Анализ практики осуществления амнистии в Российской Федерации с точки зрения наличия (отсутствия) цели исправления недостатков применения уголовного закона // Право н политика. 2015. № 5. С. 684 - 689; Кокотова Д А. Амнистия как фактор совершения преступлений // Право и политика. 2015. № 9. С. 1257 - 1264; Кокотова Д. А. Фактор времени как условие влияния амнистии на поведение людей // Библиотека уголовного права н криминологии. 2016. № 2 (14). С. 38 - 42; Законодательное закрепление

ограничения неоднократности амнистирования // Библиотека уголовного права н криминологии. 2016. № 5 (17). С. 43 - 48) н четырех публикациях в иных

изданиях (Кокотова Д А. Совместимость амнистии и идей классической криминологической школы // Актуальные вопросы публичного права: материалы ХП всерос. науч. конф. молод, учен, н студ. (25-26 окт. 2013 г.) / Отв. ред. М. В. Гончаров. - Екатеринбург, Издательство УМЦ УПИ, 2014. С. 331 -333; Кокотова Д А. Значение для определения направленности амнистии закрепления в ней отбытия определенной части наказания как условия освобождения // Эволюция российского права: тезисы докладов ХШ Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 23-24 апреля 2015 года) / Уральский государственный юридический университет. - Екатеринбург, 2015. С. 235 - 237; Кокотова Д. А. Часть 3 статьи 76\" уголовного закона - непоименованная амнистия //Российское право: образование, практика, наука. 2016. №2. С. 65 -67; Kokotova D. A. Les idees de Beccaria et Γamnistie russe moderne // Современные тенденции мирового сотрудничества: материалы V междунар. науч.-практ. конф. на ни. яз. 20 мая 2016 г.; РАНХиГС, Сиб. Ин-т кпр. - Новосибрск: Изд-во СИБАГС, 2016. С. 97).

∏p омежуточные и итоговые результаты работы были обсуждены на научно- практических конференциях, в числе которых: ХП всероссийская научная конференция молодых ученых и студентов «Актуальные вопросы публичного права» (Екатеринбург, 25-26 октября 2013 г.); ХП Всероссийская научная
конференция молодых ученых и студентов «Эволюция российского права» (Екатеринбург, 25-26 апреля 2014 г.); XI Международная конференция молодых ученых и студентов «Правовая реформа в России» (Екатеринбург, 6 ноября 2015 г.); V международная молодежная научно-практическая конференция на иностранных языках «Современные тенденции мирового сотрудничества» (Новосибирск, 20 мая 2016 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения; двух глав, включающих шесть параграфов; заключения; списка использованных источников и приложений.