Какая наука изучает организм? Науки об организме человека. Здоровье человека

1. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении данной темы.

    Ответ: Какие науки изучают организм человека? Чем организм человека отличается от организма других живых существ? Как работает организм человека, в чем его особенности? Откуда появился первый человек на земле?

2. Прочитайте по учебнику «Введение». Выпишите в левый столбец таблицы черты сходства организма человека с другими организмами, а в правый - черты различия.

3. Подумайте, какие преимущества дает людям цивилизация, какие негативные последствия и издержки она принесла. Запишите свои выводы в таблицу. Сопоставьте их со взглядами авторов статьи «Введение».

4. Прочитайте § 1 учебника. В левый столбец таблицы выпишите названия биологических наук о человеке, в правый - методы, которые применяются в них для исследований.

5. Прочитайте § 2. В таблицу впишите фамилии двух античных мыслителей и двух учёных эпохи Возрождения и укажите их вклад в науку.

    Ответ: Я узнала о науках, которые изучают организм человека, и об учёных, внесших вклад в развитие этих наук. Кроме того, что эти знания мне пригодятся для общего развития, они помогут мне в жизни. Например, зная простейшие правила гигиены можно предохранить себя от многих заболеваний. Знания в области анатомии и физиологии помогут мне лучше понять свой организм, а в области психологии - саму себя и окружающих меня людей.

7. Решите кроссворд № 1

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки медицинских сестер.

Анатомия — это наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.

Физиология — наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.

Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормальная) анатомия.

Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом изучает топографическая анатомия.

Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения;возрастная анатомия — строение тела человека в зависимости от возраста.

Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений — общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.

Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.

Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.


РИС. А
На данном рисунке показаны структуры, находящиеся непосредственно под кожей, вид спереди. На левой половине тела изображена лимфатическая сеть. На правой - артериальная сеть (красным) и венозная сеть (синим), а также некоторые наиболее крупные из близких к поверхности нервов (белым). Подкожные артерии и вены обрезаны в тех местах, где они направляются в глубь тела. Для головы также показаны лимфатическая, артериальная и венозная сети.




РИС. Б Вид спереди 1. Мышцы живота


22. Латеральная подкожная вена 26. Ключица 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 53. Лобная мышца 62. Паховый канал 64. Межреберные мышцы 73. Нижняя челюсть 74. Жевательная мышца 82. Носовая кость 85. Затылочная мышца 89. Круговая мышца глаза 90. Круговая мышца рта 95. Большая грудная мышца 96. Малая грудная мышца 107. Четырехугольные мышцы верхней губы 111. Ребро 112. Хрящевая часть ребра 115. Околоушная слюнная железа 117. Поднижнечелюстная слюнная железа 119. Передняя зубчатая мышца 126. Грудино-ключично-сосцевидная мышца 127. Грудина 133. Височная мышца 144. Пупок 150. Большая скуловая мышца




РИС. В


Вид сзади 1. Мышцы живота


а. наружная косая б. внутренняя косая в. прямая мышца живота г. поперечная мышца живота


22. Латеральная подкожная вена 26. Ключица 34. Мозговая капсула 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 38. Нижняя надчревная артерия и вена 53. Лобная мышца 62. Паховый канал 64. Межреберные мышцы 65. Межреберные сосуды и нервы 73. Нижняя челюсть 76. Верхняя челюсть 89. Круговая мышца глаза 91. Глазница 95. Большая грудная мышца 96. Малая грудная мышца 111. Ребро 112. Хрящевая часть ребра 113. Венечная связка печени 115. Околоушная слюнная железа 116. Подъязычная слюнная железа 117. Поднижнечелюстная слюнная железа 120. Лобная пазуха 121. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха 126. Грудино-ключично-сосцевидная мышца 127. Грудина 135. Поперечная мышца груди 144. Пупок




РИС. Г


Вид спереди 4. Кожные нервы предплечья 5. Фасция предплечья 13. Кожные нервы плеча 14. Фасция плеча 18. Плечеголовные вены


a. левая б. правая


20. Головной мозг 22. Латеральная подкожная вена 23. Мозжечок 24. Мозговые артерии 25. Большие полушария 32. Венечные артерии и вены 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 43. Глазное яблоко 45. Фасция бедренных мышц 47. Бедренные кожные нервы 51. Овальная ямка 52. Лобная кость 54. Желчный пузырь 55. Сердце


67. Внутренняя яремная вена 69в. Поперечная ободочная кишка 71. Печень 72. Легкое 73. Нижняя челюсть 75. Сосцевидный отросток височной кости 76. Верхняя челюсть 83. Носовые хрящи 86. Большой сальник 87. Малый сальник 88. Зрительный нерв 97. Околосердечная сумка 113. Венечная связка печени 116. Подъязычная слюнная железа 120. Лобная пазуха 121. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха 123. Тонкая кишка 128. Желудок 130. Подключичная вена 136. Тимус 137. Щитовидный хрящ 138. Щитовидная железа 139. Язык 148. Верхняя полая вена




РИС. Д


Вид сзади 5. Фасция предплечья 7. Аорта 14. Фасция плеча 18. Плечеголовные вены


a. левая б. правая


22. Латеральная подкожная вена 23. Мозжечок 25. Большое полушарие 28. Общий желчный проток 33. Мозолистое тело 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 39. Надгортанник 41. Слуховая (евстахиева) труба 44. Серп большого мозга 45. Фасция бедренных мышц 51. Овальная ямка 52. Лобная кость 54. Желчный пузырь 55. Сердце


a. правое предсердие б. правый желудочек в. левое предсердие г. левый желудочек


56. Печеночная артерия 57. Печеночная вена 66. Межжелудочковая перегородка 67. Внутренняя яремная вена 69в. Поперечная ободочная кишка 70. Гортань 71. Печень 72. Легкое 73. Нижняя челюсть 76. Верхняя челюсть 78. Продолговатый мозг 81. Брыжейка 87. Малый сальник 92. Твердое небо 93. Мягкое небо 99. Глотка 100. Гипофиз 101. Варолиев мост 102. Воротная вена 106. Привратник желудка 118. Портняжная мышца 120. Лобная пазуха 123. Тонкая кишка 128. Желудок 130. Подключичная вена 137. Щитовидный хрящ 138. Щитовидная железа 139. Язык 143. Носовые раковины 146. Небный язычок 147. Нижняя полая вена 148. Верхняя полая вена




РИС. Е


Вид спереди 6. Аппендикс 7. Аорта 8. Подмышечная артерия 10. Двуглавая мышца плеча 12. Плечевая артерия 16. Плечевое сплетение нервов 17. Плечеголовной ствол 19. Плечелучевая мышца 21. Бронхи 24. Мозговые артерии 27. Чревная артерия 28. Общий желчный проток 29. Общая сонная артерия 36. Диафрагма 37. Двенадцатиперстная кишка 39. Надгортанник 40. Пищевод 50. Сгибательные мышцы предплечья 55. Сердце (стрелки показывают направление кровотока)


a. правое предсердие б. правый желудочек в. левое предсердие г. левый желудочек


56. Печеночная артерия 57. Печеночная вена 66. Межжелудочковая перегородка 69. Толстый кишечник


72. Легкое 77. Срединный нерв 79. Нижняя брыжеечная артерия 80. Верхняя брыжеечная артерия 81. Брыжейка 84. Носовая перегородка 94. Поджелудочная железа 98. Пристеночная (париетальная) брюшина 102. Воротная вена 103. Легочные артерии 104. Легочные вены 106. Привратник желудка 109. Четырехглавая мышца бедра 124. Селезенка 125. Селезеночная артерия и вена 129. Подключичная вена 140. Трахея 147. Нижняя полая вена 148. Верхняя полая вена




РИС. Ж


Вид сзади 6. Аппендикс 7. Аорта 8. Подмышечная артерия 10. Двуглавая мышца плеча 12. Плечевая артерия 16. Плечевое сплетение нервов 17. Плечеголовной ствол 19. Плечелучевая мышца 24. Мозговые артерии 28. Общий желчный проток 29. Общая сонная артерия 36. Диафрагма 37. Двенадцатиперстная кишка 40. Пищевод 50. Сгибательные мышцы предплечья 69. Толстый кишечник


a. слепая кишка б. восходящая ободочная кишка в. поперечная ободочная кишка г. нисходящая ободочная кишка д. сигмовидная кишка


72. Легкое 79. Нижняя брыжеечная артерия 80. Верхняя брыжеечная артерия 81. Брыжейка 84. Носовая перегородка 94. Поджелудочная железа 98. Пристеночная (париетальная) брюшина 102. Воротная вена 109. Четырехглавая мышца бедра 124. Селезенка 125. Селезеночная артерия и вена 129. Подключичная вена 140. Трахея 147. Нижняя полая вена




РИС. З


Вид спереди 2. Приводящие мышцы 3. Надпочечник 7. Аорта 9. Непарные вены 10. Двуглавая мышца плеча 11. Мочевой пузырь 15. Плечевая мышца 16. Плечевое сплетение нервов 19. Плечелучевая мышца 20. Мозг 23. Мозжечок 25. Большие полушария 26. Ключица 27. Чревная артерия 30. Клювовидно-плечевая мышца 31. Клювовидный отросток лопатки 33. Мозолистое тело 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 39. Надгортанник 41. Слуховая (евстахиева) труба 42. Разгибательные мышцы предплечья и кисти 46. Бедренная артерия и вена 48. Бедренный нерв 49. Бедренная кость 50. Сгибательные мышцы предплечья и кисти 58. Плечевая кость 59. Общая подвздошная артерия и вена 60. Подвздошная мышца 61. Подвздошная кость 63. Паховая (пупартова) связка 64. Межреберные мышцы 65. Межреберные сосуды и нервы 68. Почка 69е. Прямая кишка 70. Гортань 73. Нижняя челюсть 76. Верхняя челюсть 77. Срединный нерв 78. Продолговатый мозг 79. Нижняя брыжеечная артерия 80. Верхняя брыжеечная артерия 92. Твердое небо 93. Мягкое небо 99. Глотка 100. Гипофиз 101. Варолиев мост 105. Поясничная мышца 108. Квадратная поясничная мышца 109. Квадратная мышца бедра 110. Почечная артерия и вена 111. Ребро 114. Крестцовая артерия и вена 118. Портняжная мышца 120. Лобная пазуха 122. Пазуха клиновидной кости 131. Подлопаточная мышца 132. Симпатический ствол 134. Грудной лимфатический проток 139. Язык 141. Трапециевидная мышца 142. Трехглавая мышца плеча 143. Носовые раковины 145. Мочеточник 146. Небный язычок 147. Нижняя полая вена 149. Позвоночник

О том, какие существуют науки изучающие человека, Вы узнаете из этой статьи.

Какая наука изучает организм?

Организм человека изучают науки физиология, анатомия, морфология, гигиена.

О каждой мы поговорим отдельно.

  • Морфология

Наука изучающая строение организмов это морфология человека. Она специализируется на изучении внешнего строения человеческого тела, его связи с исполняемыми функциями, а также закономерностей изменения его отдельных частей.

Данная наука связана с происхождением и местом человека в системе мира животных. Она состоит из двух разделов. Это соматология и мерология. Соматология занимается изучением закономерностей изменчивости организма в целом, влияния условий жизни и возрастных изменений на него. А мерология изучает изменения развития и роста отдельных частей организма.

  • Анатомия

Анатомия – это наука, которая изучает внутреннее строение человека, его отдельных органов. Выделят несколько подразделений данной науки:

  • Нормальная анатомия. Изучает анатомию здорового человеческого тела.
  • Сравнительная анатомия. Изучает закономерности строения органов, сравнивая их с разными таксонами животных.
  • Топографическая анатомия. Изучает расположение органов.
  • Функциональная анатомия. Изучает связь строения организма с исполняемыми функциями.
  • Пластическая анатомия. Изучает внешнюю форму тела и его пропорции.
  • Патологическая анатомия. Изучает болезненные патологические процессы в организме.
  • Макроскопическая анатомия. Изучает строение тела и его органов.
  • Микроскопическая анатомия. Изучает органы под микроскопом.
Физиология

Физиология – это наука, которая изучает функции организма и его органов. Из общей науки выделилось несколько ее направлений:

  • Нейрофизиология. Изучает нервную систему.
  • Возрастная физиология. Изучает развитие организма на протяжении его индивидуального развития.
  • Сравнительная физиология. Изучает функции организма, сравнивая их с животными.
  • Эволюционная физиология. Изучает процесс изменения функций организма в ходе эволюционного развития.
  • Экологическая физиология. Наблюдает над тем, как экологические факторы влияют на реакции организма.

Также существуют и другие науки изучающие организм человека. К ним относят и гигиену, которая изучает влияние труда и условий жизни на здоровье. Благодаря этому разрабатываются меры по профилактике недугов и по созданию условий для укрепления и сохранения здоровья.

То, как устроен человеческий организм изнутри, интересовало людей с самой древности. Даже когда основные законы, по которым жили люди, были церковными, запрещающими изучать строение тела, находились ученые и естествоиспытатели, которые вопреки всему вскрывали трупы животных и людей и занимались рассмотрением и изучением всех интересующих деталей.

Тягу к знаниям в данной области преодолеть не удалось. Поэтому с течением времени все же было выяснено, как устроен организм человека. Схема, рисунок каждого органа и системы были зафиксированы художниками, испытателями, врачами, учеными, благодаря этому возникли множественные науки, существующие и сегодня.

Развитие знаний о строении человеческого тела

Еще в V веке в Кратоне жил человек по имени Алкемон. Именно он первым выразил желание изучить внутреннее строение живых организмов, поэтому вскрывал трупы животных. Главная его заслуга - это предположение о взаимосвязи между органами чувств и головным мозгом.

Позже, примерно с 460 года до нашей эры, начинается более осознанное и интенсивное развитие знаний в рассматриваемой области. Большой вклад в понимание того, что такое организм человека (схема его строения, топография внутренних органов также были описаны), внесли следующие ученые:

  1. Гиппократ.
  2. Аристотель.
  3. Платон.
  4. Герофил.
  5. Клавдий Гален.
  6. Авиценна.
  7. Леонардо да Винчи.
  8. Андреас Везалий.
  9. Уильям Гарвей.
  10. Каспаро Азелли.

Благодаря этим людям была составлена общая схема строения организма человека. Появились знания о функциональных особенностях, системах органов, тканях и их значении, а также прочих очень важных вещах.

XVII век для всех наук был периодом застоя, не обошло это и рассматриваемую нами область. Зато позже схема организма человека (рисунок вы можете видеть ниже) значительно пополнилась, уточнилась и преобразилась благодаря многочисленным открытиям. Появилась новая техника, позволяющая изучать микроструктуры, стали интенсивно применяться методы эксперимента, наблюдения, сравнения. Особый вклад внесли:


Таким образом, был детально изучен организм человека, схема стала полной и отражающей все имеющиеся органы и системы. Сегодня любой школьник может рассмотреть как топографию, так и детальное описание каждой изучить выполняемые функции и внутреннее строение.

Общая схема "Человек - живой организм"

Если говорить о подобной схеме, то следует отметить, что же именно она содержит. Во-первых, представлена она может быть в разных вариантах. Одни такие рисунки и схемы содержат лишь словесные описания, классификацию внутренних структур человека, отражают их взаимосвязь и выполняемые функции. Другие же, напротив, не содержат описаний, а просто иллюстрируют топографическое в теле, показывают их взаимную ориентацию, общий план строения. Здесь же отражаются и системы органов. Если совмещать оба варианта, то такая схема получится слишком громоздкой, сложной для восприятия. Чаще используется второй тип.

Поэтому схема "Человек - живой организм" включает в себя изображение органов из следующих систем организма (в случае если предоставляется полный вариант всего тела):

  1. Сердечно-сосудистая и лимфообразовательная. Здесь подробно отражается схема тел и каналов человека.
  2. Пищеварительная система.
  3. Опорно-двигательная, или костно-мышечная.
  4. Репродуктивная.
  5. Выделительная (мочеполовой называют объединенную систему репродуктивных и выделительных органов).
  6. Нервная и эндокринная системы.
  7. Сенсорные, или органы чувств и восприятия.

Таким образом, данная схема предоставляет подробную информацию о строении человеческого тела и расположении его органов. Также существует множество различных таблиц и рисунков, схем, в которых находит отражение подробное микростроение любого органа. Описываются все особенности строения, функционирования и расположения.

Если совместить все подобные рисунки, то получится целая книга. Подобные издания носят название "Биология человека в таблицах и схемах" и зачастую значительно упрощают жизнь школьникам, студентам и учителям. Ведь в них кратко, емко и понятно изложены все основы, необходимые для общего представления о строении людей.

Система лимфообразования

Особую роль в поддержании здорового состояния организма человека играет иммунитет. Но что он собой представляет? Оказывается, это и есть система лимфообращения, которая является важным дополнением сердечно-сосудистых органов. В ее составе - клетки, которые называются "лимфоциты". Именно они выполняют роль биологического защитника организма от вирусов и бактерий, чужеродных частиц и всего постороннего.

Лимфатическая система человека, схема которой представлена ниже, имеет ряд структур, ее составляющих:

  1. Стволы и протоки.
  2. Капилляры.
  3. Сосуды.

Все вместе они формируют сеть, которая является незамкнутой, в отличие от сердечно-сосудистой. Также в данной системе нет центрального управляющего органа. Лимфатическая жидкость (лимфа) представляет собой продукт жизнедеятельности межклеточного пространства, который под слабым давлением движется по сосудам и узлам, капиллярам, стволам.

Во время заболевания, например, простудного, каждый человек может ощутить увеличение лимфатических узлов своего организма. Они находятся под нижней челюстью, в подмышечных впадинах, паховой области. Прощупать их достаточно легко. Это подтверждает тот факт, что именно в них происходит основная борьба с недугом. Таким образом, главный барьер для заболеваний - лимфатическая система человека. Схема ее показывает, как именно располагаются все структурные части и каким образом они взаимосвязаны между собой.

Пищеварительная система

Одна из важнейших в организме. Ведь именно благодаря ее работе человек получает питательные вещества для роста, развития, энергию для процессов жизнедеятельности. Без невозможно двигаться, расти, мыслить и так далее. Ведь каждый процесс требует энергии, которая заключается в химических связях питательных молекул.

Схема пищеварительной системы человека показывает, из каких органов складывается данная сеть.

  1. Ротовая полость, включающая зубы, язык, небо и внутреннюю мышечную часть щек.
  2. Глотка и пищевод.
  3. Желудок.
  4. Пищеварительные железы, выделяющие секреты для переваривания пищи.
  5. Кишечник, состоящий из нескольких отделов: двенадцатиперстная, тонкая и толстая кишки.

Сердечно-сосудистая система

Представляет собой два круга кровообращения, состоящих из главного органа - сердца - и отходящих от него артерий, сосудов, капилляров. Общий объем крови взрослого человека составляет примерно 5 литров. Однако показатель колеблется в зависимости от массы тела.

Сердце - центральный орган, способный ритмически сокращаться, выталкивая кровь в русло под определенным давлением. Состоит из четырех камер, тесно сообщающихся между собой.

Нервная система человека

Одна из самых сложных. Состоит из:

  • головного мозга;
  • спинного мозга;
  • нервных клеток;
  • тканей.

Практически в каждом кусочке человеческого тела находятся нервные клетки. Они воспринимают раздражения, передают болевые ощущения, предупреждая об опасности. Их строение достаточно своеобразное. Головной и спинной мозг включают в себя ряд разделов, каждый из которых осуществляет тщательный контроль над работой той или иной части организма.

Сенсорные системы

Таковых можно выделить пять:


Все они в совокупности также составляют организм человека. Схема строения показывает, из каких частей складывается сенсорная система, какие особенности в строении имеет и какие функции выполняет.

Выделительная система человека

В состав данной системы входят следующие органы:

  • почки;
  • мочевой пузырь;
  • мочеточники.

Другое название этой системы - экскреторная. Основная функция - выведение продуктов метаболизма, освобождение организма от ядовитых продуктов распада.

Науки, изучающие организм человека

Таковых можно выделить несколько основных. Хотя число их значительно выросло по сравнению, например, с XVIII веком. Это такие науки, как:

  • анатомия;
  • физиология;
  • гигиена;
  • генетика;
  • медицина;
  • психология.

Физиология занимается рассмотрением вопросов функционирования той или иной системы. То есть ее задача ответить на вопрос: "Как это происходит?" Так, например, именно данной дисциплиной рассмотрены механизмы смены сна и бодрствования, изучены особенности высшей нервной деятельности человека.

Генетика и гигиена человека

Генетика занимается изучением механизмов наследования тех или иных признаков, а также причинами и последствиями изменений в хромосомном аппарате человека. Благодаря этой науке люди научились прогнозировать серьезные генетические отклонения в развитии плода, контролировать этот процесс и, если возможно, вмешиваться и изменять его ход.

Гигиена помогает ответить на вопрос: "Зачем нужна чистота и как добиться здоровья?" Эта наука подробно рассказывает о правилах поддержания чистоты своего тела, о значимости этого процесса, о механизмах иммунитета, которые напрямую зависят от показателя чистоплотности, уровня бактерий и вирусов. Эта дисциплина сравнительно молодая, но не менее важная, чем все остальные.

Психология и медицина

Психология - очень сложная и тонкая наука, проникающая в сознание и высшую нервную деятельность человеческого существа. Она призвана объяснить основные механизмы психосоматического устройства людей. Существует целый ряд разделов психологии, которые занимаются всеми социальными вопросами, касающимися людей (психология семейных отношений, возрастная, экспериментальная и так далее).

Медицина - важнейшая наука, которая занимается вопросами здоровья людей. Естественно, она тесно граничит со всеми остальными дисциплинами: физиологией, анатомией, генетикой, гигиеной и психологией.

Основы медицины зародились вместе с человечеством. Ведь, к сожалению, люди болели всегда. Во все времена рядом с ними шли наследственные (генетические) заболевания и прочие недуги. Поэтому данная наука - одна из самых главных, когда речь идет о сохранении жизни и здоровья.

Существует множество разделов, складывающих медицину в единое целое: хирургия, онкология, гематология, терапевтия, дерматология, травматология и прочие. Все они узко специализированы на конкретных проблемах, имеют свои методы изучения проблемы и разрешения ее.

В общем, все науки, изучающие организм человека, являются единым целым. Ведь объединяет их общая цель - изучить, рассмотреть, объяснить все части тела, научиться управлять каждым органом и каждой клеткой организма.

Анатомия как главная наука

Конечно, самая первая, исторически сложившаяся и его строении - это анатомия. Именно благодаря развитию этой дисциплины людям стало известно о том, какие органы есть в человеческом теле, как они там расположены (топография), как устроены и на каких принципах основана их работа.

Выше мы рассматривали основные исторические вехи развития знаний о человеке. Это и есть этапы развития анатомии. Те люди, имена которых были названы, - основоположники и отцы этой огромной и важной дисциплины.

Задача анатомии всегда была одна на все времена - изучить внутреннее строение и внешние морфологические признаки всех органов и систем, а также тканей. Не зря в переводе с греческого anatome - "рассечение".