Татьяна Рындина
Статья «ИКТ - компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»
Статья «ИКТ – компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»
Стратегия информатизации системы дошкольного образования определена государственной концепцией, как одно из приоритетных направлений в развитии современного общества. Информатизация способствует интеграции и амплификации различных направлений образовательного процесса, повышает его эффективность и качество. Особую актуальность проблема развития ИКТ приобрела с введением ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога. Поскольку современные требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы включают в себя наличие у педагогов основных компетенций, связанных с освоением ИКТ и умением их использовать в педагогической практике. Компетентность педагога в области информационно-коммуникационных технологий является, с одной стороны, условием, детерминирующим создание данной среды, а с другой стороны – это значимый фактор, определяющий профессиональную педагогическую компетентность.
Создание руководителем детского сада условий для освоения педагогами ИКТ - компетенций является одной из основных задач в процессе внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А главная задача современного воспитателя – освоить ИКТ - технологии как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, включить их в свою собственную деятельность, применяя по мере необходимости. Компоненты современных информационно-коммуникативных технологий должны применяться педагогом дошкольного образования при взаимодействии с воспитанниками, коллегами, администрацией и родителями. Для повышения ИКТ - компетентности педагогов используются разнообразные формы. Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, являются работа в паре, наставничество, мастер-классы, семинары-практикумы, неделя педагогического мастерства.
В «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:
Общепользовательская ИКТ-компетентность;
Общепедагогическая ИКТ-компетентность;
Предметно-педагогическая компетентность.
К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.
Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.
Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой воспитатель в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.
ИКТ - технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста.
В системе деятельности ДОО ИКТ могут быть использованы:
В организации образовательного процесса с детьми;
Организации методической работы с педагогами;
В процессе взаимодействия с родителями.
Использование ИКТ:
Дает возможность моделировать различные ситуации и среды, в том числе, те, с которыми ребенок в реальной жизни не может встретиться;
Способствует лучшему усвоению материала, поскольку задействованы все каналы восприятия материала;
Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легко восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
Активизируется познавательная активность.
1. Области применения ИКТ для взаимодействия с детьми
Использование сети Интернет:
Дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;
Разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимация, видеоматериалы);
Обмен опытом, распространение идей и пособий.
Мультимедийные презентации позволяют представить материал, как алгоритмическую систему структурированных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет детям освоить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде. Презентации используются для обозначения темы или иллюстраций к объяснениям педагога; сопровождения небольших театрализованных сценок, праздника, концерта, родительских собраний.
Видеофрагменты, схемы и модели позволяют показать детям те явления, факты и события окружающего мира, которые сложно или невозможно наблюдать в реальной жизни.
Использование развивающих и обучающих программ способствует оптимизации перехода ребенка от наглядно-образного к абстрактному мышлению (через умение оперировать символами); увеличивает количество ситуаций, которые ребенок может решить самостоятельно, способствует преодолению неуверенности в себе, снимает и профилактирует страх ошибок.
Использование ИКТ при организации образовательного процесса с детьми направлено на преобразование предметно-развивающей среды; создание новых средств для развития детей; использование новой наглядности, которая визуализирует проблемы, подлежащие решению. При этом образовательная деятельность становится динамичной и наглядной, в результате повышается познавательный интерес, что, в свою очередь приводит к повышению активности, снижению утомления, сохранению работоспособности. НОД с использованием ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая поиск в сети Интернет, самостоятельно или вместе с родителями. Дети не только видят результаты своей деятельности, но и осознают те действия, которые к этим результатам привели, а также значимость информации, без которой результат не может быть достигнут. В то же время, ребенок начинает понимать значение информационно-коммуникационных ресурсов как источника информации. Таким образом, формируются предпосылки информационной культуры.
2. При организации методической работы с педагогическими кадрами ИКТ позволяют распространять и внедрять передовой педагогический опыт, знакомиться с профессиональным опытом не только российских, но и зарубежных педагогов, участвовать во всероссийских и международных интернет - конкурсах, проектах и конференциях, повышая свой социальный и профессиональный статус.
Обсуждение педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами на форумах в сетевых педагогических сообществах позволяют эффективно и быстро расширять собственный профессиональный кругозор. Эффективной формой самообразования является участие в вебинарах, на которых можно пообщаться со многими ведущими специалистами в области дошкольной педагогики и психологии, авторами программ и технологий, получить современные материалы для использования в работе. Кроме того, участие в вебинаре в режиме он-лайн дает возможность задать специалистам актуальные вопросы и получить ответ в режиме реального времени. Сетевые технологии общения дают педагогам возможность профессионально общаться в широкой аудитории пользователей сети Интернет.
Использование ИКТ помогает педагогу в подборе иллюстративного материала к НОД, оформлению стендов, альбомов, групп, кабинетов, позволяет разнообразить пространственно-развивающую среду. Создание дидактических игр, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, с периодикой, оформление групповой документации с использованием ИКТ делают работу педагога более эффективной. Использование компьютера для оформления групповой документации упрощает деятельность педагога, экономит время и усилия.
3. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями позволяет:
Обеспечить диалог партнеров по общению независимо от места нахождения через электронную почту, форум; расширить информационные потоки; продемонстрировать фото и видеоматериалы; провести он-лайн консультации специалистов для родителей часто болеющих детей. Эффективной формой организации взаимодействия с родителями является групповой сайт на сайте ДОУ, который позволяет получать оперативную информацию о жизни группы, узнавать подробности прошедшего дня, получать рекомендации педагогов. Такие формы, как общение с родителями в режиме он-лайн через сайт, презентация организации работы в группе, презентация достижений детей, создание электронных страничек для родителей в сети Интернет не только обогащают, но и преобразуют взаимодействие с родителями.
Современное дошкольное образование больше не может обойтись без ИКТ – технологий. Информационно-коммуникационные технологии повышают уровень профессионализма педагога, создают дополнительные возможности для его самореализации, способствуют повышению качества образовательного процесса, делают его освоение намного интересней и разнообразней.
Литература
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание,1991г., №5
3. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2000
4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
6.. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ»
(Соловей Е.А.)
ИКТ-компетентность. Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога - это:
Один из основных показателей профессионализма;
Ключевая компетентность для решения современных задач образования;
Новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие «обработка информации» включается также создание новой информации на основе
(с использованием) уже имеющейся.
Учитель-предметник - использует ИКТ в качестве подсобного инструмента в своей педагогической деятельности, но его компетентность в области ИКТ не позволяет ему (пока-что) быть наставником (тьютором) для других учителей в этой области.
Учитель-тьютор - владеет ИК-технологиями не только в большем объеме, чем учитель-предметник, но и применяет их более гибко и разносторонне.
Только компетентный учитель в области информационно - коммуникационной технологии - сможет по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Такой учитель сможет разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития ИКТ - грамотности учащихся, освоения ими знаний и способности производить новые знания. Следует различать два понятия:
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность - это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, об их функциях и возможностях; это умение "нажимать на нужные кнопки" и знать о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции:
1. Наличие общих представлений о возможностях использования ИКТ в педагогической практике.
2. Наличие представлений о назначении и функционировании ПК, устройств: ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможностях их использования в образовательном процессе.
3. Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы.
4. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий. Владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности:
* приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
* приёмами работы с электронной почтой;
* приёмами работы со средствами сетевого общения (форумами и чатами).
Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.
Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России.
На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью.
Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога это: один из основных показателей профессионализма.
Ключевая компетентность для решения современных задач образования - новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.
Требования к педагогу
Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Для этого педагогу необходимо:
Умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами;
Умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением;
Применять на практике современные образовательные технологии.
Педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, а современный учитель должен уметь разговаривать с учеником на понятном ему языке. ИКТ- это знание информационных технологий и умение ими пользоваться. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.
Компетентностный подход
Компетентностный подход - один из тех подходов, которые противопоставлены трансляции готового знания, один из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Что такое «компетенция»
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
ИКТ - компетентность
ИКТ-компетентность - это способность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
ИКТ – компетентность педагога
Для того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: трансформирование (преобразование) педагогической деятельности; пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, систематическое самообразование; обмен педагогическим опытом; создание и накопление разработок для уроков с применением ИКТ; обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов; формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, тип мышления).
Преимущества ИКТ-технологий
Опыт работы показал, что использование современных ИКТ-технологий на уроках:
активизирует познавательную деятельность учащихся;
повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету;
экономит время на объяснение материала;
позволяет выйти за рамки школьных учебников,
дополнить и углубить их содержание;
позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;
даёт возможность увеличить накопляемость оценок;
создаёт комфортность на уроках.
Познавательная деятельность
Активизация познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт:
высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию;
подбора интересного материала;
более высокого темпа работы учащихся.
Повышение мотивации к предмету
Повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету происходит вследствие: посильности заданий для каждого учащегося; возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения; внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания; одновременного слухового и зрительного восприятия материала; привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями.
Экономия учебного времени
Экономия времени на объяснение материала достигается путём:
повышения уровня структуризации урока (от общего к частному;
от причины к следствию;
от простого к сложному;
от известного к неизвестному;
от интересного к ещё более интересному;
увеличения темпа работы;
повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…);
активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности.
Накопляемость оценок
Увеличение накопляемости оценок по предмету происходит благодаря:- посильной работе всех учащихся на уроке;
Применению учащимися ИКТ в домашней работе;
Выполнению учащимися творческих заданий;
Самостоятельной инициативе учащихся по подготовке докладов, сообщений, иллюстраций и др.
Комфортность на уроках
Комфортность на уроках увеличивается из-за:
Учёта возрастных особенностей учащихся;
Создания творческой атмосферы;
Создания ситуаций успеха;
Использования на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.)
Использования на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся;
Привлечения эмоционального отношения учащихся к содержанию урока;
Установления связей урока с уроками по другим предметам.
Психологический фактор
Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.
Диагностика знаний
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной информации при проведении:
Контрольно-обобщающих уроков,
Фронтальных опросов,
Поурочных опросов,
Программированных опросов.
Информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы:
содержание образования и воспитания,
деятельность педагогических и вспомогательных кадров,
решение финансово-хозяйственных вопросов,
определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом.
Это связано с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации .
В силу этого обстоятельства, необходимо организовать единое информационное пространство образовательного учреждения, то есть среду, в которой он будет протекать.
Единое информационное пространство образовательного учреждения - система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.
Цели создания
единого информационного пространства:
организация доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения;
интеграция внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий.
ЕОИП (единое образовательно-информационное пространство) образовательного учреждения
- это система, которая:
включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;
предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
Информационная инфраструктура , объединяющая различные информационные ресурсы структурных подразделений учреждения и обеспечивающая их единообразное использование включает в себя:
программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);
программное обеспечение для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);
программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);
информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт).
Тема: «Формирование и развитие ИКТ – компетенции обучающихся»
Выполнена:
Шатовой Зариной Яхияевной,
учителем информатики
Введение
Взаимосвязь ИКТ – грамотности и ИКТ – компетенции…………………..5
Цель ИКТ……………………………………………………………………...7
Влияние факторов на уровень ИКТ – компетенции обучающихся……….8
Элементы образовательной ИКТ – компетенции…………………………..10
Условия формирования и развития ИКТ – компетенции у обучающегося……………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………....14
Список литературы……………………………………………………………...16
Приложения……………………………………………………………………...17
Введение
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик – учебник» прочно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Актуальность работы заключается в том, что современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:
определять цели познавательной деятельности;
находить оптимальные способы реализации поставленных целей;
использовать разнообразные информационные источники;
искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;
организовывать свою деятельность;
сотрудничать с другими учащимися.
Согласно новому стандарту результаты освоения учащимися основной образовательной программы делятся на личностные, метапредметные и предметные. Предмет «Информатика» входит в состав предметной области «Математика и информатика», предметные результаты освоения которого должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и включают в себя: осознание значения информатики в повседневной жизни человека, понимание роли информационных процессов в современном мире.
В результате изучения предмета «Информатика» учащиеся развивают различные виды мышления, получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель работы : повышение эффективности процесса формирования и развития ИКТ – компетенции обучающихся через активное внедрение информационных технологий.
Задачи:
выявить условия для формирования ИКТ – компетенции обучающихся;
рассмотреть влияние факторов на уровень ИКТ – компетенции обучающего;
изучить элементы и основные понятия ИКТ – компетенции.
Взаимосвязь ИКТ – грамотности и ИКТ – компетенции
Соотношение понятий компьютерной грамотности, ИКТ-компетентности и информационной культуры личности можно представить в виде лестницы информатизации, где на первой ступени формируется ИКТ-грамотность, на второй – ИКТ-компетентность и заключительная ступень – информационная культура личности. Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования для формирования универсальных учебных действий (далее УУД), наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно- образовательной среды. Ориентирование обучающихся основной школы в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одни ми из важных элементов формирования УУД обучающихся на ступени основного общего образования.
Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ- грамотности. Понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. В порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения это:
определение информации;
доступ к информации;
управление информацией;
интегрирование информации и противопоставление данных;
оценивание информации;
создание информации;
сообщение информации.
При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).
ИКТ-компетентность это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Ключевые компетенции и универсальные учебные действия (УУД) включают навыки планирования и целеполагания, измерений, анализа и обработки информации, сотрудничества, решения проблем, коммуникативных навыков и ряд других. Достижение учащимися обозначенного результата происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности. Одновременно ИКТ необходимо применять и конечно будут применяться в условиях ФГОС при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.
Цели ИКТ
повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков,
собственно навыков использования ИКТ
В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в основной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ- компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий, во внеурочной деятельности учащихся.
При освоении личностных УУД ведётся формирование:
критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия;
уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
основ правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных УУД обеспечивается:
·оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; ·
использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
При освоении познавательных УУД ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
·поиск, фиксация, структурирование информации;
·создание простых гипермедиа сообщений; ·
построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных УУД. Для этого используются:
·обмен гипермедиа сообщениями;
·выступление с аудиовизуальной поддержкой; ·
фиксация хода коллективной/личной коммуникации; ·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ- компетентности в программу формирования УУД позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений.
Влияние факторов на уровень ИКТ – компетенции обучающихся
Следует отметить и влияние на уровень ИКТ-компетентности факторов, связанных с поведенческой активностью обучающихся.
Например, довольно ярко проявляют себя в этом отношении посещаемость учащимися уроков и своеобразие их досуговой деятельности. Следует отметить, что определенный тип организации досуга учащихся (например, создание на базе школы объединений, кружков, связанных с использованием ИКТ, а также проведение конкурсов и олимпиад) позволит в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников.
Еще немало важное влияние на уровень компетентности обучающихся в сфере ИКТ оказывает образовательный статус их семьи. Результаты исследований показывают, что существует прямая зависимость между уровнем компетентности ученика и уровнем образования его родителей - чем выше уровень образования родителей, тем выше ИКТ-компетентность школьника.
Итак, на формирование ИКТ-компетентности учащихся влияет множество различных факторов:
образовательное учреждение;
деятельность преподавателя информатики;
социально-демографические факторы;
различные аспекты учебной деятельности и досуга.
В то же время нельзя игнорировать и поселенческую специфику в уровне ИКТ-компетентности школьников. Школьники села в уровне своей ИКТ-компетентности заметно уступают городским, что обусловлено широким спектром причин: дефицит квалифицированных кадров, недостаточность материально-технического обеспечения, отсутствие развитой инфраструктуры.
Деятельность педагога, является и остается одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области. Уровень ИКТ-компетентности обучающихся напрямую зависит от деятельности преподавателей информатики. Но при обособленном преподавании предмета информатики достижения желаемых целей в развитии ИКТ-компетентности учащихся невозможно, даже при достижении высокого уровня ИКТ-грамотности. Учитель информатики, так или иначе, особенно в сельских школах, является консультантом, помощником в вопросе информатизации образования. Мнение о том, что, главное - это научить учителя пользоваться компьютером, а дальше все произойдет автоматически, является в корне не верным. Это подтверждается практикой. Главное в том, что использование ИКТ должно быть, прежде всего, удобным, доступным и эффективным в учебной и воспитательной работе. Только в этом случае обучение этим технологиям будет носить осмысленный и продуктивный характер.
Если спросить учителей-предметников школы: «На ком лежит задача формирования ИКТ-компетентности учащихся?», я уверена, подавляющее большинство укажет на учителя информатики. Видимо, очень прочной оказалась эта связь между названием предмета и видом компетентности.
Хотя, ответ на вопрос очевиден, обучение комплексным информационным умениям проходит успешно там, где эта работа осуществляется при тесном взаимодействии учителей - предметников, работников библиотеки и преподавателей информатики. Поэтому, теоретическая значимость опыта заключается в том, что каждый учитель может воспользоваться описанными приемами и выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы формировать познавательные компетентности обучающихся.
Несмотря на трудности освоения, большая часть учителей-предметников уже использует компьютер для подготовки к урокам, но еще недостаточно, очень мало. И причин здесь несколько, в том числе и отсутствии компьютеров на рабочем месте в учебном кабинете, и в очень малой гибкости предлагаемых учителю информационных продуктов выпускаемых на дисках. Учителю важно адаптировать любой материал под особенности своей работы, под программу, в рамках которой работает, под особенности детей, обучаемых в этом году, и в этом классе. Конечно, достойна уважения продуктивная работа любого учителя независимо от того, какие технологии в своей работе он использует. Ведь все, даже самый сложный путь, можно преодолеть, если на человека не давят, если можно пройти его по ступенькам от простого к сложному, если у учителя есть четкая задача и доступные средства ее решения.
Элементы образовательной ИКТ – компетенции
1.Обращение с устройствами ИКТ; понимание основных принципов работы устройств ИКТ; подключение устройств ИКТ к электрической сети, включение и выключение устройств; базовые действия с экранными объектами; соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий; вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде; обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ; вывод информации на бумагу; использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком.
2.Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка.
цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка; создание мультипликации как последовательности фотоизображений; обработка фотографий; видеомонтаж и озвучивание видео сообщений.
Искусство, русский язык, иностранный язык, естествознание, внеурочная деятельность.
3.Создание письменных текстов.
сканирование текста и распознавание сканированного текста: ввод русского и иноязычного текста; базовое экранное редактирование текста; структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения); использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;издательские технологии.
4.Создание графических объектов.
создание геометрических объектов; создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами; создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических; создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий; создание мультипликации в соответствии с задачами; создание виртуальных моделей трехмерных объектов.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:
обществознание, география, история, математика.
5.Создание музыкальных и звуковых объектов.
использование музыкальных и звуковых редакторов; использование клавишных и кинестетических синтезаторов»
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:
искусство, внеурочная (внеучебная) деятельность
6.Создание сообщений (гипермедиа).
создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер; цитирование и использование внешних ссылок; проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;
7.Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа).
понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные);
формулирование вопросов к сообщению; разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями; деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование; описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.); работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;
8.Коммуникация и социальное взаимодействие.
выступление с аудио-видео поддержкой, участие в обсуждении (видео-аудио, текст); посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо; личный дневник (блог); форум; игровое взаимодействие; театральное взаимодействие;
взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики); видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса; образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);
9.Поиск информации
приёмы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов; приемы поиска информации на персональном компьютере; особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
Условия формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся
Насыщенная информационная среда образовательного учреждения
Современная школа – это школа высокого уровня информатизации, в ней преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ, локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны во всех помещениях, где идет образовательный процесс, учителя и другие работники школы обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью, обеспечены технические и методические сервисы.
Таким образом, информатизация школы затрагивает не только содержание школьных предметов и инструменты учебного процесса, но и сам образ жизни его участников, основы профессиональной педагогической работы.
В соответствии с ФГОС (требования к условиям) примерная ООП ООО исходит из того, что весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Это значит, что в информационной среде размещается:
поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу,
материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипермедийные иллюстрации и справочный материал.
домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т. д.
учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, «письменных» домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д.,
учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в Информационной среде,
текущие и итоговые оценки учащихся.
цифровые измерительные приборы и цифровые микроскопы для естественно-научных дисциплин, системы глобального позиционирования для уроков географии, устройства синтеза и ввода музыкальной информации для уроков музыки, конструкторы с компьютерным управлением, графопостроители для уроков технологии, графические планшеты.
Все это оснащение эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и в повышении квалификации учителей.
Основой информационной среды являются общешкольные средства ИКТ
мобильный компьютер (например, ноутбук),
переносной проектор и экран,
фотоаппарат, видеокамера,
цифровой диктофон,
шумопоглащающие наушники закрытого типа,
микрофон,
соответствующие цифровые образовательные ресурсы и необходимые расходные материалы (диктофоны, микрофоны и т.д., устройства для хранения, записи и передачи информации – флеш-память, CD, DVD-диски).
Преимущества ИКТ- технологий
ИКТ-технологий на уроках:
активизирует познавательную деятельность обучающихся;
повышает мотивацию обучающихся к изучаемому предмету;
экономит время на объяснение материала;
позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;
позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу обучающихся;
даёт возможность увеличить накопляемость отметок;
создаёт комфортность на уроках.
Заключение
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Вывод
Одним из результатов процесса информатизации школы стало появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они умеют искать необходимые данные, организовывают, обрабатывают, анализируют и оценивают их, а также продуцируют и распространяют информацию в соответствии со своими целями.
Эта способность (или компетенция) должна обеспечить в дальнейшем школьникам возможность:
успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета);
подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Список использованных источников
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.Просвещение, 2011.
Агапова Н. В. - Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005 – 247 с.
Гузеев В.В.- Образовательная технология: от приема до философии / Директор школы, выпуск 4, М.: Сентябрь 1996.
Кларина М.В. Технологии обучения. Идеалы и реальность. – Рига, 1999
Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
Полат Е.С. и др.; под ред. Е.С.Полат- Новые педагогические и инфор- мационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров – М. Издательский центр «Академия», 1999.
Советов Б. Я.- Информационные технологии в образование и общество XXI века. // Информатика и информационные технологии в образовании, 2004, № 5.
Тряпицына А.П.- Образовательная программа – маршрут ученика. Часть 2 – СПб., 2000.
Монография. Основные виды учебно-познавательной деятельности учащихся.Гл.5 http://www.rae.ru/monographs/76-2774
Селевко Г.К. Педагогические технологи на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
На современном этапе развития для российского образования установлен приоритет в прогрессивном развитии общества как такового наряду с его информатизацией. Именно на этом фоне особую значимость обретает такое понятие, как ИКТ-компетентность педагога, а также учащихся. Поэтому вопросы использования ИК-технологий активно изучаются, внедряются в образовательной сфере.
Понятие
Жизнь человека любого возраста тесно переплетена с информационными технологиями. Они необходимы как учащимся, так и педагогам. В современном мире крайне сложно реализовать себя, не имея элементарных навыков владения компьютером, так как такая техника теперь активно применяется в любой сфере деятельности.
Использование информационных технологий в образовательной сфере имеет большие перспективы. Понятие, а также особенности развития ИКТ-компетентности описывали в своих работах многие специалисты.
В общем виде под ИКТ-компетентностью сегодня понимается способность к практическому применению коммуникационных информационных технологий, обеспечивающих доступ к той или иной информации либо ее поиску, обработке, организации процесса распространения. Ее уровень должен быть достаточным для жизни и работы в условиях современного информационного общества.
Базовая структура
В состав современного понятия ИКТ-компетентности входит несколько различных компонентов, за счет которых она входит в число основных показателей компетенции педагога по ФГОС.
Главными аспектами понятия ИКТ-компетенции является:
- достаточная функциональная грамотность в ИКТ как сфере жизни;
- обоснованное внедрение ИКТ как в процессы решения профессиональных задач, так и в рамках образовательной работы;
- ИКТ как основа новой образовательной парадигмы, которая направлена на активное развитие учащихся.
Цели педагога
За счет повышения ИКТ-компетенции педагога постепенно будут реализовываться:
- Новые образовательные цели.
- Способность использовать информационные и коммуникационные технологии на высоком уровне.
- Новые формы в рамках организации образовательного процесса.
- Содержание в рамках современной образовательной деятельности.
Понятия грамотности и компетенции
Важно различать такие понятия, как ИКТ-грамотность и ИКТ-компетенция педагога.
Так, под ИКТ-грамотностью понимается только знание основ работы с программными продуктами и компьютерами как таковыми, их базового функционала, общее понятие о работе в сети Интернет.
При этом в рамках ИКТ-компетенции не достаточно одного знания. Она предполагает реальное применение тех или иных информационных инструментов, внедрение их в учебный процесс. На современном этапе развития они могут использоваться в ходе решения познавательных и коммуникативных вопросов, при проведении экспериментов.
Особенности
Один из основных элементов квалификации современного учителя - это ИКТ-компетентность. С каждым годом уровень преподавания любой дисциплины все возрастает. За счет внедрения ИКТ сам образовательный процесс становится индивидуальным, более эффективным. Благодаря способности педагога к использованию информационных и коммуникационных технологий, можно реально увеличить степень заинтересованности учеников наряду с усвоением информации.
Педагогов постоянно совершенствуется в соответствии с потребностями информационного общества. Для увеличения профессионализма требуется прохождение нескольких последовательных этапов.
Если на первом этапе происходит освоение педагогом основных информационно-коммункационных навыков, то на втором происходит формирование ИКТ-компетентности учителя. Это обеспечивает постоянное совершенствование текущего учебного процесса на фоне педагогического сетевого взаимодействия.
В современных образовательных школах при организации учебного процесса непременно учитываются общества. Идет процесс информатизации наряду с активным развитием и повышением ИКТ-компетентности самих учителей.
Необходимость совершенствования компетенции педагогического состава
Профессиональное совершенствование теперь невозможно без учета современных информационных технологий, так как ИКТ-компетентность учителя - это важнейшая его составляющая. Современный мир характеризует динамичное развитие, наличие обширных информационных потоков. Педагогам особенно важно обращать внимание на совершенствование ученой работы, просвещаясь и в прочих областях жизни общества. Без этого нельзя изменить ИКТ-компетентность обучающихся в лучшую сторону.
Важно обратить внимание на тот факт, что процесс формирования ИКТ-компетентности предполагает активное пользование существующими информационными инструментами наряду с эффективным их внедрением в учебный процесс.
Реальная структура
При детальном рассмотрении структуры ИКТ-компетентности современного педагога выделяется наличие в ней следующих составляющих:
- понимание необходимости внедрения ИКТ в образовательную сферу;
- внедрение ИКТ-возможностей в учебный процесс;
- управление и организация процесса обучения с применением ИКТ;
- постоянное профессиональное совершенствование данной сферы.
Компоненты компетентности педагога
Для оценки уровней ИКТ-компетентности учителя необходимо рассмотреть присутствие в ней следующих составляющих:
- Знание основных электронных пособий, исходя из специфики предмета, в том числе электронных атласов и учебников, образовательных ресурсов, расположенных на просторах сети Интернет.
- Способность установить необходимую программу на компьютер, используемый в ходе образовательного процесса, умение практического использования и создания дидактических электронных материалов, активное применение проекционной техники в работе.
- Способность использовать и отбирать необходимое программное обеспечение, чтобы предоставить учащимся материалы в наиболее удобной и понятной для них форме.
- Активное использование инструментов в ходе организации учебного процесса, в том числе программного тестирования, рабочих электронных тетрадей и т. д.
- Способность определения оптимальной формы для донесения необходимой информации до учеников, а также родителей, педагогического состава и даже администрации учебного заведения - это может быть электронная почта, сайт и его разделы, форумы, блоги, возможности школьной сети, социальные сети, рассылки и прочее.
- Способность нахождения, обработки, оценки и грамотной демонстрации информации, собранной в образовательных цифровых ресурсах, исходя из поставленных задач, в рамках учебного процесса.
- Способность грамотного преобразования поступающей информации для решения учебных задач в ходе подготовки учебного материала.
- Способность практического использования возможностей информационных технологий, в том числе и средств интернета, для подготовки и проведения уроков.
- Формирование цифрового портфолио.
- Организация работы учащихся в коммуникационных сетевых проектах вроде викторин, предусматривающих дистанционное проведение и контроль, оценку результатов.
Данный перечень основных компонентов ИКТ-компетентности современного учителя будет постепенно дополняться с течением времени по мере развития и совершенствования информационного сообщества по мере появления все новых достижений научно-технического прогресса.
Важность компетенции участников образовательного процесса
На современном этапе развития общества особое значение отводится как ИКТ-компетенции обучающихся, так и учителя. Дело в том, что теперь информационные технологии вошли в число основных компонентов жизни современного человека. Владение ими становится необходимостью, точно такой же, как и способность к чтению, письму и счету. Но, по мере усиления внедрения ИКТ в повседневную жизнь, требуется соответствующий рост информационно-коммуникационной просвещенности и для участников образовательного процесса.
Не так давно был введен новый стандарт актуальный для общего и начального образования. Он требует создания одной информационно-образовательной среды для каждого из учебных заведений. Но для этого и ученики должны разбираться в тонкостях практического использования ИКТ в ходе решения как учебных, так и профессиональных задач.
Поэтому основная задача современного учителя состоит в знакомстве учеников с ИК технологиями наряду с обучением разумному и правильному использованию возможностей информационных систем на практике. Это необходимо для полноценного формирования именно компетентности, осознанности и понимания данной сферы. Теперь одной компьютерной грамотности недостаточно - нужно нечто большее.
Важно суметь создать такие условия для учебного процесса, когда с самых начальных этапов познания окружающего мира дети будут знакомиться с высокотехнологичными процессами, оборудованием. Поэтому среди приоритетных направлений совершенствования образовательного процесса стоит именно работа по его информатизации.
Необходимость
Как уже отмечалось выше, под ИКТ-компетенцией понимается способность к сбору, оценке, передаче, поиску, анализу информации, моделированию процессов, объектов за счет полноценного пользования возможностями доступных средств в рамках коммуникационно-информационных технологий.
Чтобы каждый урок вызывал реальный интерес со стороны учеников, важно правильно подобрать приемы и методики для процесса обучения. Они должны быть максимально разнообразными, применяться по мере необходимости.
За счет высокой ИКТ-компетентности преподавательского состава появились возможности:
- Представление информации в ходе учебного процесса в разнообразном виде - это может быть аудио, анимация, текстовая или видео форма.
- Выдача значительных объемов информации за тот же период времени по частям, что существенно облегчает усвоение материала.
- Мобилизация внимания учеников.
- Воспроизведение и комментирование потока информации.
- Формирование познавательного интереса наряду с повышением мотивации к обучению.
- Получение первичных навыков в работе с компьютером, знакомство с возможностями глобальной сети Интернет.
- Активизация мышления, памяти, восприятия и воображения в ходе обучения.
- Уточнение и повышение объективности оценки полученных знаний.
- Усиление мотивации учеников.
Под ИКТ-компетентностью понимается грамотное пользование возможностями компьютерной техники, которая работает как с локальной сетью, так и с интернетом.
Особенности компетенции
На ранних этапах, когда информационные технологии только начали внедряться в жизнь современного общества, ИКТ-компетентность была не более чем составляющей компьютерной грамотности человека. Она сводилась к определенному набору технических навыков и умений в рамках так называемого стандартного набора.
Теперь же информационные технологии получили повсеместное распространение в современной жизни. Поэтому их активно применяют в самых разных сферах, в том числе и в эффективном образовательном процессе. Так появилось понятие ИКТ-компетенции педагога, ученика.
Важно понимать, что за ИКТ-компетентностью учителя скрывается комплексное понятие - способность к практическому внедрению в образовательный процесс коммуникационных и информационных технологий. Данный показатель не может стоять на месте. Ввиду постоянного развития им также должно быть регулярным.
ИКТ-компетентность педагога включает в себя не только теоретические знания, но и реальное их применение. Современный педагог должен уверенно владеть всеми основными компьютерными программами, свободно пользоваться возможностями сети Интернет, а вместе с этим пользоваться современным оборудованием вроде принтера, сканера и прочего.
В рамках деятельностного уровня предполагается систематическое применение функциональной грамотности при организации образовательного процесса, когда она дает реальные положительные результаты. В составе данного уровня выделяется два подуровня - внедренческий и творческий. Внедренческий предполагает включение в образовательный процесс современных медиаресурсов, которые созданы с учетом специфики конкретного предмета. В свою очередь творческий предполагает уже самостоятельную разработку электронных средств различного типа, которые могут быть использованы в ходе учебного процесса.
Специалисты заметили, что активное применение ИК-технологий в современном образовательном процессе позволяет значительно изменить привычный подход к обучению. За счет создания открытой среды для образовательной сферы у педагога появляется возможность использования самых разных ресурсов и форм обучения.