Смешанные формы правления в современном мире. Смешанная республика – понятие и характеристика

Прежде чем приступить к рассмотрению того, что представляют собой сегодня смешанные формы правления, необходимо обратить внимание на одну из основных категорий, использующихся в этом случае. Она позволяет получить представление о том, как осуществляется государственная власть и кто выступает в качестве её источника.

Виды форм правления

Это понятие характеризует различные способы образования высших органов государства. Кроме того, оно позволяет раскрыть особенности взаимодействий как внутри механизма власти, так и за его пределами – с населением страны.

Как известно из теории, основные формы правления - это монархия и республика.

В первой из них властные полномочия наследуются и, как правило, предоставляются пожизненно. Хотя есть и исключения из правил – сегодня можно найти страны, в которых глава государства – монарх - избирается.

Вторая – республиканская. В этом случае власть реализуется представительными органами, которые могут избираться или формироваться общенациональными собраниями. Здесь также не обошлось без присутствия форм, которые не вписываются в рамки предложенных наукой критериев.

Традиционная типология республик

Возникновение этой формы относят к эпохе античности, но до сегодняшнего дня она является доминирующей. Из 194 независимых государств в мире более 150 республик.

Теория на основе ряда критериев пытается «втиснуть» все это многообразие в рамки трёх её видов:

  • президентской (США, Колумбия и др.);
  • парламентской (Германия, Австрия, Индия и т.д.);
  • смешанной (Франция, Польша и др.).

Отличительный признак первой – наличие в высших органах власти поста президента. Он занимает доминирующее положение в государстве, выступая одновременно главой державы и правительства. То, что президента избирает народ всеобщим голосованием, предоставляет ему следующие полномочия:

  • независимость от парламента;
  • возможность по своему усмотрению формировать органы исполнительной власти.

Но есть и ограничение – он не обладает правом роспуска парламента.

Второй вид – парламентская республика. Из названия понятно, кто обладает большинством полномочий. Правительство формируется из партий, получивших победу на выборах или же на основе сформированной коалиции. Возглавляет его премьер-министр, избираемый парламентским большинством. Правительство ответственно перед ним. Парламент также выбирает из числа своих представителей и президента. Последний, однако, не оказывает существенного влияния на процесс управления страной.

Итак, отличить президентскую республику от парламентской можно по ряду признаков, но основное различие имеет отношение к сформированному правительству, а точнее, к тому, как реализуется его политическая ответственность. Суть её в последнее время все чаще трансформируется. Вследствие чего сокращается число «чистых» типов республик и возникают смешанные формы правления.

Появление их отображает наметившиеся направления конституционного развития современных стран, имеющие своей целью улучшение качества государственного управления и снижение нестабильности в обществе. В результате появился третий вид – смешанная республика. Форма правления, для которой характерно сочетание элементов предыдущих видов. Исходя из того, какой орган имеет больше полномочий, происходит разделение на соответствующие подвиды.

Основные недостатки чистых республиканских форм

Характеризуя их, следует вспомнить факты из истории развития государственности ряда стран, в которых сочетание в одних руках полномочий главы державы и правительства в целом приводило к узурпации или монополизации власти. Результатом проявления таких тенденций стало возникновение видоизмененных форм в виде суперпрезидентской или президентско-монистической республики. Отчётливые примеры, демонстрирующие проявление таких трансформаций, можно наблюдать в ряде стран Африки и Латинской Америки.

Парламентская республика, в свою очередь, достаточно часто характеризуется неустойчивостью, возникновением различных, в том числе и правительственных, кризисов, отставок министров и кабинета в целом. Причина такого положения дел определяется зависимостью от парламентского большинства. Утрата его поддержки может привести к вотуму недоверия. Смена правительства создаёт напряжённость в обществе и угрозу политической нестабильности.

Особенности смешанных форм правления

Внедрение некоторых составляющих парламентаризма в президентскую республику позволяет нейтрализовать нарастание авторитарных тенденций. В то же время введение президентских элементов в парламентские формы даёт возможность избавиться от некоторых её недостатков.

Отличить этот вид республик от других позволит главный признак смешанной формы правления – способ ответственности правительства.

В этом случае она является двойной и реализуется перед двумя главными, легитимированными народом представителями, один из которых президент, второй – парламент.

Кроме этого, ещё следует обратить внимание на сдерживающую систему, элементы которой действуют в качестве противовесов. Во-первых, парламентарии могут определённым образом выражать своё недоверие правительству. Во-вторых, президент имеет возможность наложения вето на законы, которые были приняты парламентом.

То, что в современных условиях появилась смешанная республиканская форма правления, можно объяснить стремлением устранить «слабые места» традиционных способов организации власти.

Каковы преимущества смешанной республики? И есть ли недостатки?

В первую очередь следует заметить, что смешанные формы правления позволяют организовать стабильное руководство государством, обеспечивая консолидацию политических сил в парламенте, снижая частоту смены правительств и зависимость их от конъюнктурных партийных предпочтений. Все это позволяет упрочить авторитет государства на местах и обезопасить его целостность.

Результатом выбора этих преимуществ развития некоторыми современными государствами привело к тому, что возникли смешанные президентско-парламентские формы правления.

Также не следует забывать и о минусах. Возникают иные взаимодействия, которые отсутствовали в чистых формах, разнообразные нестыковки и несоответствия. Меняются существующие стандарты, регулирующие разделение властей. Такое смешение в ряде случаев может привести к нарушению конституционных норм.

Кроме этого, достаточно часто усиление парламентской роли в президентской республике может быть чисто формальным. А повышение президентской значимости во втором случае чревато проявлением тенденции его всевластия.

Смешанные формы правления в современном мире

Предложенные теорией критерии, позволяющие определить, к какому типу относится государство, не утратили своего значения и по сегодняшний день остаются отправными точками подобного анализа. Также следует отметить, что на их основе, вместе с ними, сочетая и создавая совершенно иные признаки, формируются неизвестные доселе образования – нетипичные смешанные формы правления.

В то же время и юридические категории, жёстко определявшие критерии, лежащие в основе классификации государств, подобным образом размываются и смешиваются. Примерами здесь могут служить монархические республики, которые являют собой уже не просто смешанные формы правления, а появление совершенно иного типа государства. Главной чертой таких образований является избрание монарха на определённый период. Яркими примерами таких «республик» являются:

  • Малайзия – здесь глава выбирается на пять лет из девяти наследственно властвующих султанов;
  • Объединённые Арабские Эмираты – монарх избирается Высшим советом эмиров на пятилетний срок.

Интересное сочетание представляют собой республиканские монархии. Возникновение их связано с гипертрофированным усилением президентской власти. Вследствие этого возникает уже новая форма республики, в которой фактически отсутствует выборность главы государства. Страны, имеющие подобные признаки, называют президентско-монистическими. Примеров, подтверждающих их появление в современном мире немало:

  • президент Сукарно, положивший начало этому процессу в Индонезии;
  • глава Филиппин Маркос, который заявил о себе как о несменяемом правителе;
  • президент Бокасса, возглавлявший Центральную Африканскую Республику и сменивший пожизненный статус на императорский.

Это далеко не все государства, которые шли по такому пути развития. В большинстве из них власть провозглашённого пожизненного президента свергнута. Осталась лишь одна страна, в которой глава имеет подобный статус до сегодняшних дней, – КНДР.

а) Франция,

б) Россия,

в) Англия,

е)Швейцария.

5.С точки,зрения форм правления государство предстает в виде:

а) конфедерации;

б) содружества;

в) республики;

г) унитарного государства;

д) федерации.

6.Определите, к какой форме правления относятся следующие признаки:

а) отсутствие каких-либо представительных учреждений; - АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ

б) концентрация всей полноты власти в руках одного человека; - ДИКТАТУРА

в) религиозный культ верховного правителя; - МОНАРХИЯ

г) бесконтрольная наследственная власть одного человека, не стесненная никакими формальными правилами или законами; - ДЕСПОТИЯ

д) право верховного правителя распоряжаться всеми ресурсами, находящимися на территории государства? – АБСОЛБТНАЯ МОНАРХИЯ

7.Определите форму монархического правления, существовавшую в России в годы царствования:

а) Ивана Грозного; - АБСОЛЮТНАЯ

б) Михаила Романова; - АБСОЛЮТНАЯ

в) Екатерины II; - АБСОЛЮТНАЯ

г) Александра II- АБСОЛЮТНАЯ;

д) Николая II. – АБСОЛЮТНАЯ,

8.Конституционная (парламентская) монархия характеризуется:

а) неограниченными полномочиями монарха в сфере законодательной деятельности;

б) ограничением полномочий монарха в сфере законодательства;

в) неограниченными полномочиями монарха в области законодательной и исполнительно-распорядительной деятельности;

г) сильным ограничением монархической власти в судебной и исполнительной ветвях, фактически полным отсутствием полномочий в законодательной;

д) неограниченными полномочиями монарха как в законодательной, так и в исполнительной и судебной ветвях государственной власти.

а) Саудовская Аравия;

б) Иордания;

в) Испания;

г) Марокко;

д) Швеция;

е) Кувейт;

ж) Япония;

з) Норвегия.

10.Какие из перечисленных ниже характеристик относятся к парламентской форме республиканского правления:

а) выборы одновременно решают вопрос образования парламента и правительства;

б) парламент не обладает правом отправки правительства в отставку путем вынесения ему вотума недоверия;

в) парламент обладает таким правом;

г) президент не обладает правом на роспуск парламента;

д) президент обладает таким правом;

е) роль президента представительная, а не распорядительная;

ж) полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице;

з) правительство ответственно за свою деятельность только перед парламентом ?

11.Чем похожи парламентская республика и парламентская монархия:

а) принципом формирования правительства;

б) политической ответственностью правительства перед нижней палатой парламента;

в) правом президента распустить парламент;

г) отсутствием института президентства;

д) президент, как и монарх, фактически не обладают властными полномочиями ?

12.В президентской республике правительство несет политическую ответственность перед:

а) парламентом;

б) президентом;

в) парламентом и президентом;

д) всеми вышеперечисленными органами власти.

13.В полупрезидентской республике президент является:

а) главой государства;

б) главой правительства;

в) главой государства и главой правительства;

г) главой государства, разделяя высшую исполнительную власть с главой правительства ;

д) верховным главнокомандующим

14.В парламентской республике президент имеет право:

а) по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона;

б) вето на законы, принятые парламентом;

в) отдавать распоряжения, согласованные с правительством;

г) распускать парламент и назначать внеочередные выборы;

д) вводить чрезвычайное положение.

15.В президентской республике президент обладает следующими полномочиями:

а) назначает членов правительства;

б) назначает только главу правительства;

в) по собственному усмотрению увольняет членов правительства;

г) по собственному усмотрению не может уволить членов правительства;

д) представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

е) по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

ж) по своему усмотрению созывает внеочередную сессию парламента;

з) по своему усмотрению проводит референдумы.

16.К числу парламентских республик относятся:

а) Италия;

в) ФРГ;

д) Испания;

д) Австрия ;

е) Швейцария;

ж) Болгария;

з) Япония.

17.Какие из перечисленных ниже стран относятся к типу президентских республик:

а) Финляндия;

б) Португалия;

в) США;

г) Украина;

д) Мексика ;

е) Бразилия;

з) Норвегия?

18.Определите страну, которая относится к полупрезидентской республике:

а) Израиль;

б) Греция;

в) Латвия;

г) Аргентина;

д) Франция?

19.Наличие 2-х палатного парламента указывает на:

а) монархию;

б) аристократию;

в) республику;

г) демократический режим;

д) федерацию?

Тема 5. Политико-территориальное устройство зарубежных государств (2 часа)

План

1.Территориальное устройство государства: понятие, формы.

2.Федерация. Симметричность и ассиметричность федераций.

3.Конституционно-правовой статус субъектов федерации и иных носителей государственной автономии.

4.Порядок распределения компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.

5.Порядок разрешения конфликтов между федерацией и субъектами.

6.Федеральные территории.

7.Зависимые территории.

Задание 1

1.1. Определите (напишите) признаки федеративного государственного устройства:

Наличие двухуровневой системы законодательства;

Предметы ведения и полномочия разделены между самим государством и его субъектами;

Двухуровневая система государственных органов;

1.2. Какие из перечисленных ниже государств являются федеративными (Ф), а какие унитарными (У)?

(У) 1) Австрия (Ф) 4) Канада (У) 7) Франция

(Ф) 2) Великобритания (Ф) 5) Россия (Ф) 8) Швейцария

(У) 3) Италия (Ф) 6) США (У) 9) Япония

1.3 Заполните таблицу

Форма государственного устройства Критерии Примеры стран, где реализована форма устройства
1. Унитарная субъекты являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования Франция, Дания, Чили, Турция
2. Федерация Сложное государство. Субъекты являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами. РФ, Бразилия, Индия, Аргентина
3. Конфедерация Временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства. Британское содружество Европейский союз

Задание 2

Напишите ответы на вопросы:

2.1. Из чего состоит унитарное государство? Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, у которых нет суверинитета.

2.2. Назовите страну с унитарным государственным устройством. Испания, Франция, Великобритания

2.3. Асимметричной федерацией называют разновидность федеративного государства, субъекты которого имеют разный статус.

2.4. Конфедерация в современном мире – это союз суверенных государств, для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

2.5. Стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий – это сепаратизм.

Форма государственного устройства - это:

а) способ формирования верховной власти;

б) порядок взаимоотношений высших государственных органов;

в) совокупность методов правления;

г) структурно-функциональная организация политической власти;

д) способ территориально-политической организации государства.

К какой форме государственного устройства относятся следующие характеристики:

а) единая государственная территория состоит из автономных частей, обладающих атрибутами государственности;

б) наряду с общегосударственной конституцией региональные государственные образования имеют свою конституцию;

в) в государстве существует двухуровневая структура правления;

г) региональные образования имеют свою политическую систему;

д) граждане подчиняются двум правительствам одновременно - центральному и региональному?

ФЕДЕРАЦИЯ

ТЕСТЫ

1.Выделите страны с унитарной формой государственного устройства:

б) Австрия;

в) Франция;

г) Великобритания;

д) Швейцария;

е) Норвегия;

ж) Бразилия;

з) Дания.

2.К числу федеративных государств относятся:

а) Швеция;

б) Италия;

в) Бельгия;

г) Индия;

д) Испания;

е) Канада;

ж) Финляндия;

з) Австрия.

3.Выделите черты, присущие конфедеративным государственным союзам:

а) члены союза не имеют права выходить из союзного объединения;

б) члены союза имеют право свободного выхода из состава союза;

в) союз обладает государственным суверенитетом;

г) союз не обладает государственным суверенитетом;

д) постоянно действующие органы союзного объединения лишены властных полномочий;

е) союз имеет единую конституцию;

ж) в союзном объединении нет единого гражданства;

з) бюджет союза формируется за счет обязательного для его субъектов налогообложения.

4. Какой из следующих терминов входит в понятие «форма государственного устройства»:

а) монархия;

г) диктатура пролетариата;

д) унитарное государство?

Тема 6 Политический режим (4часа)

План

1. Понятие и основное содержание государственно-политического режима в зарубежных странах и его связь с формой правления.

2. Конституционно-правовые элементы государственно-политических режимов:

3. Классификация государственно-политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный; их место, роль и значимость в развитии государства и права.

Контрольные вопросы и задания:

Задание 1

Напишите ответы на вопросы:

1.1 Способ функционирования политической системы общества, совокупность форм и методов осуществления политической власти – это ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.2 Важнейшими признаками тоталитарного режима являются: ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА НАД ВСЕМИ АСПЕКТАМИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ЛИКВИДАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД, МИЛИТАРИЗАЦИЯ, РЕПРЕСИИ.
1.3 Авторитаризм – это система правления, при которой правители от тех, кем правят, требуют неукоснительного повиновения.
1.4. Отличительными признаками авторитаризма являются: ОТСУТСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ, НАЛИЧИЕ ЛИДЕРА, ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕДАНО ВОЖДЮ.
1.5 Какой типологический признак характеризует авторитарный политический режим? ВСЯ ВЛАСТЬ СОСРЕДОТОЧЕНА В РУКАХ ОДНОГО ЛИДЕРА, КОТОРЫЙ ТРЕБУЕТ ПОЛОНОГО ПОДЧИНЕНИЯ.
1.6 Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Задание 2

2.1. Определите типы политических режимов (вставьте названия):

а) ТОТАЛИТАРИЗМ - это тип политического режима, предполагающего всеобщий контрольи регламентацию со стороны государствавсех сфер деятельности человека;

б) ДИКТАТУРА - это политический режим, характеризующийся неограниченной властьюодного человека или группы лиц и обладающий жёсткой системой насилия;

в) ДЕМОКРАТИЯ - это форма государства, в котором источник власти - народи где гарантированы права личности.

Задание 3

В приведённой таблице знаком “+” отметьте наличие признака, знаком “-” - его отсутствие, а знаком “+ -” - неполное наличие.

Из названных признаков подчеркните те, которые характерны для демократической политической системы:

1) наличие многопартийной системы, обеспечивающей деятельность парламентской и внепарламентской оппозиции;

2) активное вмешательство государственной власти в организацию социального обеспечения;

3) свободные выборы, обеспечивающие гражданам равные возможности выбирать и быть избранным в органы власти;

4) законодательное обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина;

5) экономическое и политическое поведение регламентируется в соответствии с принципом: “запрещено всё, кроме того, что разрешено государственной властью”.

Задание 4

Подчеркните правильные высказывания:

1. Представительная демократия – это форма государства, при которой народ делегирует свою власть избранным лицам.

2. В демократическом государстве, как правило, существует единое вероисповедание.

3. В демократическом правовом государстве власть распределяется между конкурирующими группами всего общества.

4. Высокий уровень экономики способствует демократии и стабильности.

5. Демократическая форма правления не предполагает применения насильственных средств к гражданам государства.

Подчеркните правильные высказывания:

1. В условиях тоталитарного государства частная собственность запрещена.

2. В условиях демократической политической системы государство не вмешивается в рыночную экономику.

5. Чем ниже уровень экономического развития страны, тем легче она становится на путь демократических перемен .

Задание 5

Подчеркните правильные высказывания:

1. Рыночная экономика противоположна плановой экономике.

2. Политический плюрализм невозможен без экономической свободы граждан.

3. Централизация государственной власти всегда приводит к усилению авторитарных тенденций в управлении экономикой.

4. Этатизм является наиболее оптимальной формой взаимодействия экономики и политики.

5. Гражданское общество является социальной основой становления правового государства.

Задание 6

Какие суждения не верны для демократических политических режимов? (подчеркните)

1) Все демократические режимы соблюдают права человека.

2) Все демократические режимы допускают существование оппозиции правящим партиям.

3) Все демократические режимы имеют разделение властей.

4) Все демократические режимы основываются на президентской форме правления.

5) Для демократических режимов характерно федеративное, а не унитарное государственное устройство.

ТЕСТЫ

1. Какое из понятий включается в категорию «политический режим»:

а) конституционная монархия;

б) президентско-парламентская (смешанная) республика;

в) демократия;

г) конфедерация;

д) феодализм?

2. Президентская республика с демократическим режимом:

а) Италия;

б) Россия;

в) Япония;

г) Франция;

д) США.

3.Парламентско-президентская (смешанная) республика с демократическим режимом:

а) Великобритания;

б) Австрия;

в) Саудовская Аравия;

г) Германия;

д) Канада.

4.В какой из следующих стран дольше всего существовал крайне авторитарный политический режим:

а) Германия;

б) Италия;

в) Франция;

д) Португалия?

5. Демократия - это:

а) республиканская форма правления;

б) власть революционного вооруженного народа;

в) свобода;

г) конституционный порядок;

д) политический режим гражданского общества .

б) Объединенные Арабские Эмираты;

в) Чили;

г) Северная Корея;

д) Саудовская Аравия?

7. В какой стране впервые было разработано теоретическое понятие тоталитаризма:

а) Россия;

б) Канада;

в) Япония;

г) Италия;

д) Великобритания?

8. В какой исторический период впервые возникли тоталитарные режимы:

а) во времена древневосточных деспотических монархий;

б) в античный период истории (Древняя Греция, Древний Рим);

в) в средние века;

г) во времена Великой французской революции ХУШ в.;

д) в первой половине ХХ в.?

9.Какой из терминов точнее всего передает сущность тоталитаризма:

а) унификация;

б) консенсус;

в) легитимность;

г) плюрализм;

д) разделение властей?

10. В какой из стран существовал фашистский режим:

а) Великобритания;

б) Россия;

в) Япония;

д) Швеция?

11.В какой из следующих стран фашистский режим не был насильственно свергнут, а постепенно и мирно был заменен демократическим:

а) Германия;

б) Италия;

в) Португалия;

г) Испания;

12.Тоталитаризм - это:

а) абсолютная монархия;

б) режим личной власти;

в) режим всепоглощающего властвования;

г) объединение всех ценностей, которое «дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы» (итальянский философ Дж. Джентиле);

13.В какой стране был предпринят «Большой скачок» - попытка построить коммунистическое общество за несколько лет:

а) Чехословакия;

б) Монголия;

в) Польша;

г) Китай;

д) Германская Демократическая Республика.

14Современное демократическое общество признает наивысшей социальной ценностью:

а) правительство;

б) систему политических партий;

в) справедливое распределение материальных благ;

г) свободу слова;

д) суверенную (свободную и самостоятельную) личность.

Тема 7. Избирательные системы в зарубежных странах(2 часа)

Тема

1.Представительный характер парламента.

2.Компетенция парламента, акты, делегирование полномочий.

3.Организация палат парламента, его структура. Роспуск парламента.

4.Вспомогательный аппарат парламента.

5.Органы, учреждения и должностные лица при парламентах.

6.Особенности законодательного процесса в зарубежных странах.

Контрольные вопросы и задания:

Задание 1

Перечислите основные недостатки, свойственные мажоритарной и пропорциональной избирательной системе.

Мажоритарная:

Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают.

Меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе.

Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.

Пропорциональная:

При закрытых списках возможно во главу избирательного списка ставить популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают не известные личности.

Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.

Ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями.

Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии.

Задание 2

Приведите по 4-5 примеров государств, в которых используется: а) мажоритарная избирательная система; б) пропорциональная избирательная система; в) смешанная избирательная система.

А) Великобритания, США, Япония, Индия, Лесото

Б) Россия, Бельгия, Израиль, Финляндия, Бразилия.

В) Египет, Мексика, Австралия, Пакистан

Задание 3

Охарактеризуйте такой термин как избирательная география.

Избирательная география – это произвольная демаркация избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них и, как следствие, в целом на территории проведения выборов. Нарушает равенство избирательных прав граждан

Задание 4

Расположите в правильном порядке основные стадии референдума:

Назначение референдума; 2

Инициатива проведения референдума; 1

Всенародное обсуждение; 7

Ответственность за неисполнение решения референдума; 9

Исполнение решений референдума;

Информирование граждан; 5

Агитация; 3

Задание 5

Опишите как может абсентеизм повлиять на результаты выборов.

Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Из-за этого выборы могут быть признаны не состоявшимися, или же могут создать почву для нарушений на выборах.

Задание 6

6.1 Перечислите три типа избирательных систем, сложившихся в политической практике различных государств:

1) Мажоритарная

2) Пропорциональная

3) Смешанная

6.2. Подчеркните правильные высказывания:

1. Мажоритарная избирательная система ведёт к широкому представительству во власти различных политических партий.

2. Пропорциональная избирательная система не способствует развитию многопартийности в стране.

3. При мажоритарной избирательной системе большинство избирателей (до 80%) оказываются представленными в органах власти.

4. Пропорциональная избирательная система обеспечивает тесную связь между избирателями и депутатами.

5. В России действует пропорционально-мажоритарная система.

Задание 7

7.1. Какие избирательные системы - мажоритарные (М) или пропорциональные (П) существуют в следующих странах:

(М) Великобритания (М) США (П) Австрия (М) Франция (П) Бельгия (П) Италия (М) Греция (М) Япония

7.2 . Назовите ту избирательную систему, которая существует в России: ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

Задание 8

Политические партии в предвыборной борьбе используют разные средства для обработки массового сознания. Какие из принципов пропаганды используют политические партии и движения России (подчеркните ):

  1. принцип “наклеивания ярлыков” : наделение какой-либо личности оскорбительным эпитетом для подрыва её авторитета;
  2. принцип “рекомендаций” : использование в целях усиления эффекта внушения популярности известных актёров, спортсменов;
  3. принцип “простые люди” : отождествление интересов самого информатора с интересами простых людей, большинства избирателей ;
  4. принцип “подтасовки карт” : откровенная фальсификация действительных фактов с помощью приёмов, не заметных для масс;
  5. принцип “общего вагона” : стимулирование определённой реакции у населения путём внушения мысли о том, что она является общепринятой (типа “все так думают”).

ТЕСТЫ

1.Конституция какой страны устанавливает точные даты выборов высших органов государственной власти (исполнитель­ной и законодательной):

1) США ;

3) Италии;

4) Японии.

2. При системе куриальных выборов:

2) избиратели разделены на группы с неравной нормой пред­ставительства;

3) кандидаты назначаются главой государства.

3. В парламентарных республиках глава государства - пре­зидент - избирается:

1) прямыми выборами граждан;

2) назначается парламентом;

3) парламентом или коллегией выборщиков на основе парла­мента.

4. Высший орган конституционного надзора контролирует и определяет результаты выборов главы государства:

1) в ФРГ;

2) во Франции;

4) в Италии.

5. В первый вторник после первого понедельника ноября високосного года проходят выборы:

1) президента Франции;

2) президента ФРГ;

3) президента США.

6. При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат получивший:

7. Обязательный вотум - это:

2) минимальное число избирателей, принявших участие в выбо­рах, необходимое для признания выборов действительными;

3) юридическая обязанность избирателей принять участие в го­лосовании;

4) обязанность спикера парламента принять участие в голосо­вании в случае равенства голосов.

8. «Джерримендеринг» - это:

1) процедура отрешения от должности;

2) нарушение при «нарезке» избирательных округов для обес­печения преимуществ одному из кандидатов;

3) фальсификация результатов выборов;

4) процедура оглашения результатов выборов.

9.При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат получивший:

1. процедура отрешения от должности;

2. неучастие избирателей в выборах;

3. отказ кандидата от участия в выборах.

2.1.3 Смешанные формы правления

В практике государственного строительства зарубежных стран иногда встречаются такие формы правления, которые не укладываются в принятую в науке конституционного (государственного) права классификацию. Речь идет о смешанных формах правления, в которых сочетаются различные элементы, порою крайне противоречивые.

Существуют такие формы правления, которые сочетают в себе элементы как парламентарной, так и президентской республик. Наиболее типичным примеров смешанной республиканской формы правления является V Республика Франции. По конституции Франции 1958 года президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты парламента, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем президент может распускать национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом, с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, - с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.

Существуют и такие форма правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером является форма правления Малайзии. По конституции 1957г Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии - выборную (избирательную) монархию. Глава Малазийской Федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследия, а избирается сроком на 5 лет советом правителей, входящих в состав федерации 9-ти монархических государств.

Согласно конституции монарх назначает премьер-министра, а по его совету - министров, но это чисто формальное положение, т.к. правительство Федерации Малайзия несет коллективную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Форма правления в Малайзии - сочетание монархии и республики, но республиканский элемент не существенен.

2.2 Виды форм государственного устройства

Следующим элементом формы государства является форма государственного устройства.

Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.

В отличие от формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

Каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

2.2.1 Унитарная форма государственного устройства

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.

Далее - единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая Конституция - Основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственная норма, устанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер, распространяется на соответствующую локальную территорию.

В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью.

Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.... двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя). Вопрос 2. Соотношение типа и формы государства В отечественном государствоведении политический режим нередко рассматривается в качестве еще одной – после формы правления и формы государственного устройства – характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. ...

То, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении”. Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на “обрывистом и скользком пути”, ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом...

Тельность и собственную ответственность правительству, глава которого занимает самостоятельное высокое положение среди выс- ших должностных лиц страны. 2II. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА КОНКРЕТНО ДЛЯ СТРАНЫ ИНДИЯ 2II.1. Политический режим Индия - демократическое государство. Среди властных органов центральное место занимают парламенты и Президент. Члены парламента Народной палаты (Лок сабха) ...

  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема ш. Политическая власть в системе общественных отношений
  • 1. Власть как общественное явление и её основные характеристики.
  • 2. Структура и функции политической власти.
  • Первый вопрос. Власть как общественное явление и её основные характеристики
  • Второй вопрос. Структура и функции политической власти.
  • 1. Субъекты политической власти.
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема IV. Теория политической системы
  • 1. Основные концепции политической системы.
  • 2. Структура и функции политической системы.
  • 3. Типология политических систем.
  • Первый вопрос. Основные концепции политической системы
  • Второй вопрос. Структура и функции политический системы
  • Третий вопрос. Типология политических систем
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема V. Государство как субъект политики
  • Первый вопрос. Понятие государства и его основные характеристики
  • Второй вопрос. Формы правления и государственного устройства
  • 2. Республика или республиканская форма правления.
  • 3. Смешанные формы правления.
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема VI. Политические режимы современности
  • Первый вопрос. Определение политического режима: сущность и основные характеристики
  • Второй вопрос. Типология политических режимов
  • 1.Тоталитарный политический режим (синоним - тоталитаризм).
  • 3. Демократический политический режим (синоним - демократия).
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема VII. Партии как субъект политической жизни общества
  • Второй вопрос. Типология политических партий и партийных систем
  • Третий вопрос. Становление многопартийности в россии
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и контрольные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема VII. Политическая элита общества
  • Первый вопрос. Понятие политической элиты: сущность и основные характеристики
  • Второй вопрос. Механизм формирования политической элиты
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема iх. Политическое лидерство
  • Первый вопрос. Политическое лидерство в механизме осуществления власти
  • Второй вопрос. Личность политического лидера
  • Третий вопрос. Типология политического лидерства
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема х. Человек и политика
  • Первый вопрос. Человек и политика
  • Второй вопрос. Типология основных прав и свобод человека
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Второй вопрос. Типология политических культур
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема хii. Политическая социализация
  • Первый вопрос. Политическая социализация: понятие и основные характеристики
  • Второй вопрос. Этапы политической социализации
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема XIII. Политическое сознание
  • Первый вопрос. Сущность, функции и структура политического сознания
  • Второй вопрос. Формы и типы политического сознания
  • Третий вопрос. Динамика политического сознания в российской политической жизни
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема XIV. Политические идеологии
  • Первый вопрос. Понятие и основные уровни политической идеологии
  • Второй вопрос. Основные политические идеологии современности
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема XV. Мировая политика и международные отношения
  • Первый вопрос. Политика в системе международных отношений
  • Второй вопрос. Международные отношения. Понятие, принципы и тенденции развития
  • Третий вопрос. Внешняя политика, ее функции, цели и средства реализации. Внешняя политика современной россии
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема XVII. Геополитика
  • Первый вопрос. Понятие и основные этапы становления геополитики
  • Второй вопрос. Современные проблемы геополитики
  • 4. Геополитические факторы способствуют объяснению и правильному пониманию тех изменений, которые происходят в политической жизни мирового сообщества.
  • Учебно-методические материалы для самостоятельной работы тематика семинарских занятий Занятие 1. Политология как наука
  • 1. Обязательная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 2. История политических учений
  • 1. Обязательная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 3. Политика в структуре общественной жизни
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 4. Власть и властные отношения в политике
  • 1. Обязательная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 5. Политические режимы современности
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 6. Политические партии, общественно-политические движения и группы давления как субъекты политики
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 7. Политическая элита и политическое лидерство в системе общественных отношений
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 8. Международный политический процесс
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Материалы итогового контроля
  • 1. Контрольные вопросы к экзамену, (зачёту):
  • 2. Тематика контрольных работ (если предусмотрено учебным планом)
  • 3.Список литературы для написания контрольных работ
  • Оглавление
  • Учебное издание
  • 3. Смешанные формы правления.

    Как правило, в политической жизни многих стран, существуют иногда такие формы, которые не укладываются в принятую в науке классификацию. Речь идёт о смешанных формах правления. В которых сочетаются различные элементы, порою противоречивые.

    Итак, имеются, например, формы правления, которые сочетают в себе элементы как парламентской, так и президентской республики. Как отмечается в литературе, примером такой формы правления является V Республика Франции. Конституция Франции 1958 года, сохранив некоторые атрибуты парламентаризма, фактически оформила установление режима личной власти. Центральной фигурой в системе высших органов государственной власти стал президент, наделённый огромными полномочиями и избираемый внепарламентским путём. Вначале он избирался коллегией выборщиков, состоящих из 81 512 человек, из числа которых на долю парламента приходилось менее 1% голосов, а в 1962 году были введены прямые выборы президента.

    Конституция V Республики ограничила применение института парламентской ответственности. Правительство формируется президентом и несёт ответственность только перед ним. Фактическое руководство правительством осуществляет президент, а не премьер. Президент V Республики наделяется не только полномочиями, свойственными главе парламентской республики, но и правами президента президентской республики. Более того, располагая правом роспуска парламента он обладает большей фактической властью, чем глава президентской республики. Таким образом, как полагают исследователи, во Франции существует полупрезидентская республика.

    В некоторых странах существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером такого политико-правового гибрида является форма правления Малайзии.

    По конституции 1957 года Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии - выборную (или избирательную) монархию. Глава Малайзийской Федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследования, а избирается сроком на пять лет (в порядке очереди) советом правителей, состоящим из правителей, входящих в федерацию девяти монархических государств.

    Главой Малайзии может быть избран правитель одного из монархических государств, достигший совершеннолетия, если совет правителей подаст за него большинство голосов. Глава государства обладает обычными полномочиями конституционного монарха, но в государстве есть и республиканский элемент, правда, не особенно существенный.

    12 декабря 1993г. в России была принята новая конституция, которая утвердила в нашей стране смешанную форму правления. Правящие круги полагали, что сильная президентская власть (авторитарный режим жёсткого типа) спасёт Россию от социальных и политических потрясений. И лишь после завершения политических и экономических реформ на горизонте России засияет солнце широкого демократического режима в форме парламентской республики. Но, по оценке специалистов, до этого России ещё очень далеко. В течении десятилетий нас ждут авторитарные политические режимы различных оттенков и форм.

    Форма государственного устройства.

    Как указывается в литературе, под формой государственного устройства обычно понимается национально-территориальная организация государства, а также принципы взаимоотношения центральных и местных органов власти. Вопрос о государственном устройстве - это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение. Данная форма может быть различной и связана с воздействием нескольких факторов. Любое государство расположено на определённой территории, где проживают граждане этого государства или подданные (если это монархия). Для организации экономической жизни, защиты граждан, сбора налогов и т.д. государство ведёт разнообразную деятельность, которая весьма усложняется, а зачастую, становится просто невозможной при достаточно большой численности населения и больших размерах территории.

    Возникает необходимость деления территории на округа, кантоны, штаты, края, области, губернии и т.д. и создания на этих территориальных образованиях местных органов власти с обязательным разделением полномочий между центральными и местными органами власти и управления.

    Кроме того, население того или иного государства бывает многонациональным. Причём каждая народность, нация обычно имеет свои национальные традиции, культурные, языковые или иные национальные потребности, собственный исторический опыт государственности. Поэтому при государственном устройстве приходится учитывать и этот важный аспект.

    Как отмечается в литературе, на территориальное устройство государства зачастую влияют субъективные и даже случайные факторы - политико-правовые подражания (к сожалению, это довольно распространено в нашей стране), колониальное воздействие, политические интересы и многое другое.

    Обычно выделяются следующие формы государственного устройства:

      унитарное государство;

      федеративное государство;

      конфедерация государств;

      содружество государств.

    1. Унитарная форма государственного устройства характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Полномочия верховных государственных органов распространяются на всю территорию страны. Осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам власти и не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

    По всей стране существует: 1) единое гражданство, 2) единая система права, 3) единая судебная система, 4) единая система налогов.

    В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами управления, унитарные государства делятся на: централизованные и децентрализованные . К характерным унитарным государствам современного мира можно отнести следующие: Францию, Швецию, Норвегию, Финляндию, Грецию, Португалию, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджу, Лаос, Таиланд, Японию и ряд других.

    2. Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом отдельном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание в мире унитаризма, федерация достаточно широко распространена среди современных государств и существует в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, ФРГ, Австралийском Союзе, Пакистане, России, Индии и других странах.

    Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определённой политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, области) являются субъектами федерации и имеют своё собственное административно-территориальное деление.

    Федеративная форма государственного устройства обладает следующими признаками:

    В отличие от унитарного государства территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой одного целого - она состоит из территорий субъектов федераций. В некоторых федерациях имеются наряду с государственными образованиями и такие территории, которые не являются субъектами федерации. В США в самостоятельную единицу выделен федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица - Вашингтон. Бразилия по конституции 1869 года состоит из штатов, федеральных округов и двух особых территорий. В Индии наряду с 26 штатами имеются территории центрального подчинения.

    Государственные образования, входящие в федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внутренних, так и внешних отношений. Субъекты федерации лишены права участия в международных соглашениях.

    В случае нарушения федеральной конституции центральная власть имеет право принимать принудительные меры по отношению к субъектам федерации. Это право центральной власти может быть закреплено в конституции (Индия, Аргентина, Венесуэла), но даже в тех случаях, когда подобная норма в конституции не оговорена, центральная власть всегда имеет возможность силой принудить субъект федерации к повиновению.

    Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из союза, хотя реально и могут осуществить этот выход, что получило название сецессии. Примерами сецессии являются: Гражданская война в США, сецессия Сенегала из федерации Мали, сецессия Сингапура из федерации Малайзии, сецессия Бангладеш из Пакистана, сецессия Чечни из России ещё больше было неудачных попыток осуществления сецессии.

    Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью. Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях федеральной конституции. Однако, многие федерации устанавливают принципы субординации, согласно которым конституция субъектов федерации должна полностью соответствовать федеральным конституциям.

    Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Последние действуют на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета союзного законодательства является всеобщим для всех без исключения федераций.

    Субъекты федерации могут иметь свою собственную правовую и судебную систему. Как правило, федеративная судебная система строится по единому образцу (независимо от числа членов федерации).

    Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется большинством федеративных государств.

    Длительное время обязательным признаком федерального государства считалась двухпалатная структура федерального парламента (бикамерализм). Высший законодательный орган федеративного государства, как правило, состоит из двух палат: первая представляет население страны в целом, а вторая - субъекты федерации.

    Исключения из этого общего правила появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых независимых государств (например, Пакистан до 1963года). В настоящее время во всех федеративных государствах применяется бикамерализм.

    С точки зрения конституционного закрепления федерации делятся на два вида: национально-государственные (республики); административно-территориальные (области).

    С точки зрения реального соотношения сил, сложившегося между центром и субъектами федерации, политологи выделяют следующие виды федерализма:

    Квази-федерализм. Федеративное государственное устройство существует практически только на уровне законов, которые в реальной политической жизни не действуют. Сохраняется практически полный диктат центра.

    Классический федерализм. Основным его принципом является такое разделение власти между центральным и региональными правительствами, при котором каждое из них в пределах своей компетенции самостоятельно координирует свои действия в условиях относительной автономии.

    Чрезвычайный федерализм. Существует в период социальных и экономических потрясений (войны, «великая депрессия» и т.п.). В это случае субъекты федерации добровольно передают часть своей компетенции центру на определённый период времени.

    Федерализм с двойным лицом. Субъекты федерации находятся в данном случае в неравном правовом положении, имею различный конституционный статус. Соответственно их реальные права и возможности в значительной степени различаются.

    Национально-культурный федерализм. Одна из основных целей (функций) создания федеративного государства - это предоставление автономии определённым группам населения, таким как религиозные и этнические меньшинства, особенно в тех случаях, когда они образуют ярко выраженные субобщности в плюралистическом обществе.

    Для анализа этой функции федерализма целесообразно использовать предлагаемое Чарльзом Тарлтоном различие между конгруэнтным и неконгруэнтным федерализмом.

    Конгруэнтные федерации состоят из территориальных единиц, социальный и культурный состав которых близок в каждом из субъектов федерации и в федерации в целом. Соответственно, неконгруэнтные федерации состоят из субъектов, социальные и культурные характеристики которых сильно отличаются друг от друга и от федерации в целом.

    К конгруэнтным федерациям можно отнести, например, Австралию, Австрию, Германию, США; к неконгруэнтным - Россию, Канаду, Швейцарию, Бельгию. Необходимо отметить, что именно в неконгруэнтных федерациях особенно сильно обычно проявляются тенденции сепаратизма. Видимо, неслучайно к неконгруэнтным относились и распавшиеся федерации Советского Союза, Югославии, Чехословакии. С огромным трудом сохраняет в своём составе франкоязычный Квебек Канада, весьма сильны сепаратистские настроения в ряде штатов Индии.

    Социологический федерализм. Нередко концепция федерализма распространяется и на те случаи, когда автономия предоставляется частным или общественным организациям, которые представляют определённые чётко выраженные группы в обществе. Так, в Австрии, Бельгии и Нидерландах центральные правительства давно признали и оказывают финансовую помощь различным ассоциациям, особенно в сфере образования, здравоохранения и средств массовой информации, которые были созданы основными религиозными и идеологическими субобществами: католиками, протестантами, социалистами, либералами. Этот тип федерализма иногда называют социологическим федерализмом.

    В России в настоящее время субъектами федерации объявлены входящие в её состав 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов.

    Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью. Однако само по себе такое конституционное закрепление является лишь необходимой базой для решения проблем национально-государственного устройства России. Что же касается реальной системы функционирования федеральных отношений, то здесь существует целый ряд серьёзных проблем.

    Исследователи отмечают следующие проблемы, стоящие перед Российской Федерацией:

      интенсивная территориальная дезинтеграция России: политическое, хозяйственное, культурно-этническое и иное обособление региональных элементов единого государственного организма;

      сохранение реального различия в статусе между республиками и регионами РФ;

      наличие в составе ряда краёв и областей национальных округов, также являющихся субъектами федерации;

      региональное нормотворчество, нередко вступающее в противоречие с федеральной конституцией и федеральными законами;

      «идеология» экономического сепаратизма: появление территорий с льготными, особыми режимами природопользования, хозяйствования, налогообложения и т.п., охватившее почти четверть пространства России и около трети её экономического и ресурсного потенциала;

      изменение региональных приоритетов России в результате продолжающихся геополитических сдвигов: неизмеримо возросла доля северных и тихоокеанских территорий, требующих солидной государственной поддержки;

      возрастание противоречий между «бедными» (дотационными) и богатыми регионами;

      усложнение процесса обеспечения управляемости субъектов федерации со стороны центра в результате проведения региональных выборов.

    От успешного и своевременного решения данных проблем зависит само существование Российской Федерации.

    3. Конфедеративная форма государственного устройства. Конфедеративные союзы представляют собой добровольный союз независимых суверенных государств, имеющих все атрибуты независимого государства (герб, гимн, столица, валюта, конституция, единое гражданство, единая система права, единая судебная система). Каждое из входящих в конфедерацию государств является независимым государством, но между ними имеется и общее: единая валюта, единое гражданство, единая таможня, единое экономическое пространство. Примером современной, процветающей и динамично развивающейся конфедерации является ЕЭС. Суверенные государства Западной Европы, входящие в ЕЭС, идут по пути политической, экономической, духовной и научной интеграции, обеспечивающей всем участникам бурное экономическое развитие.

    4. Содружество . Это ещё более редкое и аморфное организационное объединение государств, характеризующихся наличием общих признаков и определённой степенью однородности (например, СНГ). Это не государство, а своеобразное объединение независимых государств, в основе которого могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и т.д. В содружестве могут создаваться надгосударственные организации, но не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

    Резюмируем наиболее важные положения данной темы. Итак, государство - это публичная, нормативно выраженная и признаваемая людьми властная сила общества, выступающая в качестве важнейшего элемента его политической системы, это политический институт, созданный для устойчивого воспроизводства политики, организации жизнедеятельности общества в целом, для реализации властнозначимых потребностей правящих классов, других социальных групп и слоёв населения. Неотъемлемыми признаками государства являются: публичная власть, территория, население.

    Сущность государства определяется: 1) структурой, 2) приоритетными функциями, 3) политическим режимом, 4) социально-экономической, классовой природой, 5) устойчивостью политической жизни, 6) тенденциями в развитии, 7) формой правления, 8) формой государственного устройства.

    С точки зрения приоритетных функций, господствующих в деятельности тех или иных государств, выделяются: военно-полицейские, социальные и правовые государства.

    Под формой правления понимается организация государственной власти. Выделяют следующие формы правления: 1. Монархии (абсолютные, дуалистические, конституционные); 2. Республики (президентские, парламентские); 3. Смешанные формы.

    Под формой государственного устройства понимается национально-территориальная организация государства. К основным формам государственного устройства относят: унитарное государство, федеративное государство, конфедерацию и содружество государств.

    __________________________________________________________

      Атаманчук Г.В. Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской Федерации// Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997. С. 3-12.

      Богомолов О. Где искать философский камень роста?// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. С. 25-33.

      Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985.

      Валовой Д. О причинах рекордного кризиса российской экономики и путях его преодоления// Проблемы теории и практики управления. 1997. №2. С. 52 - 57.

      Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб., 1997.

      Государственное и муниципальное управление: учебное пособие/ Под ред. А.Я. Пономарёва. СПб., 1997.

      Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.

      Захаров С.В. Население// Россия: Энциклопедический справочник/ Под ред. А.П. Горкина. М., 1998. С. 57-73.

      Интрилигейтор М.Д. Чему Россия могла бы поучиться у Китая при переходе к рыночной экономике// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. с.34-38.

      Карамышева Н.А. Государство как политический институт //Политология: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Г.В. Полунинной. М., 1996. С. 117-135.

      Котц Д.М. Уроки пятилетней экономической трансформации в России// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. с. 36-41.

      Мухаев Р.Т. Основы политологии: Учебник для средней школы. М., 1996.

      Политология: Альбом схем/ Сост.: Е.В. Макаренков, В.И. Сушков. М., 1998.

      Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе// Социс. 1998. № 6. С. 3-12.

      Семашко Л.М. Сферный подход. СПб., 1992.

      Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 23 - 178.

      Эфендиев А. Г. Базисные элементы социальной жизни //Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. Часть 1 /Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М., 1994. С. 88-134.

    Как правило, в политической жизни многих стран, существуют иногда такие формы, которые не укладываются в принятую в науке классификацию. Речь идёт о смешанных формах правления. В которых сочетаются различные элементы, порою противоречивые.

    Итак, имеются, например, формы правления, которые сочетают в себе элементы как парламентской, так и президентской республики. Как отмечается в литературе, примером такой формы правления является V Республика Франции. Конституция Франции 1958 года, сохранив некоторые атрибуты парламентаризма, фактически оформила установление режима личной власти. Центральной фигурой в системе высших органов государственной власти стал президент, наделённый огромными полномочиями и избираемый внепарламентским путём. Вначале он избирался коллегией выборщиков, состоящих из 81 512 человек, из числа которых на долю парламента приходилось менее 1% голосов, а в 1962 году были введены прямые выборы президента.

    Конституция V Республики ограничила применение института парламентской ответственности. Правительство формируется президентом и несёт ответственность только перед ним. Фактическое руководство правительством осуществляет президент, а не премьер. Президент V Республики наделяется не только полномочиями, свойственными главе парламентской республики, но и правами президента президентской республики. Более того, располагая правом роспуска парламента он обладает большей фактической властью, чем глава президентской республики. Таким образом, как полагают исследователи, во Франции существует полупрезидентская республика.

    В некоторых странах существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером такого политико-правового гибрида является форма правления Малайзии.

    По конституции 1957 года Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии - выборную (или избирательную) монархию. Глава Малайзийской Федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследования, а избирается сроком на пять лет (в порядке очереди) советом правителей, состоящим из правителей, входящих в федерацию девяти монархических государств.

    Главой Малайзии может быть избран правитель одного из монархических государств, достигший совершеннолетия, если совет правителей подаст за него большинство голосов. Глава государства обладает обычными полномочиями конституционного монарха, но в государстве есть и республиканский элемент, правда, не особенно существенный.

    12 декабря 1993г. в России была принята новая конституция, которая утвердила в нашей стране смешанную форму правления. Правящие круги полагали, что сильная президентская власть (авторитарный режим жёсткого типа) спасёт Россию от социальных и политических потрясений. И лишь после завершения политических и экономических реформ на горизонте России засияет солнце широкого демократического режима в форме парламентской республики. Но, по оценке специалистов, до этого России ещё очень далеко. В течении десятилетий нас ждут авторитарные политические режимы различных оттенков и форм.

    Форма государственного устройства.

    Как указывается в литературе, под формой государственного устройства обычно понимается национально-территориальная организация государства, а также принципы взаимоотношения центральных и местных органов власти. Вопрос о государственном устройстве - это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение. Данная форма может быть различной и связана с воздействием нескольких факторов. Любое государство расположено на определённой территории, где проживают граждане этого государства или подданные (если это монархия). Для организации экономической жизни, защиты граждан, сбора налогов и т.д. государство ведёт разнообразную деятельность, которая весьма усложняется, а зачастую, становится просто невозможной при достаточно большой численности населения и больших размерах территории.

    Возникает необходимость деления территории на округа, кантоны, штаты, края, области, губернии и т.д. и создания на этих территориальных образованиях местных органов власти с обязательным разделением полномочий между центральными и местными органами власти и управления.

    Кроме того, население того или иного государства бывает многонациональным. Причём каждая народность, нация обычно имеет свои национальные традиции, культурные, языковые или иные национальные потребности, собственный исторический опыт государственности. Поэтому при государственном устройстве приходится учитывать и этот важный аспект.

    Как отмечается в литературе, на территориальное устройство государства зачастую влияют субъективные и даже случайные факторы - политико-правовые подражания (к сожалению, это довольно распространено в нашей стране), колониальное воздействие, политические интересы и многое другое.

    Обычно выделяются следующие формы государственного устройства:

    · унитарное государство;

    · федеративное государство;

    · конфедерация государств;

    · содружество государств.

    1. Унитарная форма государственного устройства характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Полномочия верховных государственных органов распространяются на всю территорию страны. Осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам власти и не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

    По всей стране существует: 1) единое гражданство, 2) единая система права, 3) единая судебная система, 4) единая система налогов.

    В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами управления, унитарные государства делятся на: централизованные и децентрализованные . К характерным унитарным государствам современного мира можно отнести следующие: Францию, Швецию, Норвегию, Финляндию, Грецию, Португалию, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджу, Лаос, Таиланд, Японию и ряд других.

    2. Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом отдельном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание в мире унитаризма, федерация достаточно широко распространена среди современных государств и существует в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, ФРГ, Австралийском Союзе, Пакистане, России, Индии и других странах.

    Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определённой политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, области) являются субъектами федерации и имеют своё собственное административно-территориальное деление.

    Федеративная форма государственного устройства обладает следующими признаками:

    В отличие от унитарного государства территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой одного целого - она состоит из территорий субъектов федераций. В некоторых федерациях имеются наряду с государственными образованиями и такие территории, которые не являются субъектами федерации. В США в самостоятельную единицу выделен федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица - Вашингтон. Бразилия по конституции 1869 года состоит из штатов, федеральных округов и двух особых территорий. В Индии наряду с 26 штатами имеются территории центрального подчинения.

    Государственные образования, входящие в федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внутренних, так и внешних отношений. Субъекты федерации лишены права участия в международных соглашениях.

    В случае нарушения федеральной конституции центральная власть имеет право принимать принудительные меры по отношению к субъектам федерации. Это право центральной власти может быть закреплено в конституции (Индия, Аргентина, Венесуэла), но даже в тех случаях, когда подобная норма в конституции не оговорена, центральная власть всегда имеет возможность силой принудить субъект федерации к повиновению.

    Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из союза, хотя реально и могут осуществить этот выход, что получило название сецессии. Примерами сецессии являются: Гражданская война в США, сецессия Сенегала из федерации Мали, сецессия Сингапура из федерации Малайзии, сецессия Бангладеш из Пакистана, сецессия Чечни из России ещё больше было неудачных попыток осуществления сецессии.

    Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью. Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях федеральной конституции. Однако, многие федерации устанавливают принципы субординации, согласно которым конституция субъектов федерации должна полностью соответствовать федеральным конституциям.

    Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Последние действуют на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета союзного законодательства является всеобщим для всех без исключения федераций.

    Субъекты федерации могут иметь свою собственную правовую и судебную систему. Как правило, федеративная судебная система строится по единому образцу (независимо от числа членов федерации).

    Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется большинством федеративных государств.

    Длительное время обязательным признаком федерального государства считалась двухпалатная структура федерального парламента (бикамерализм). Высший законодательный орган федеративного государства, как правило, состоит из двух палат: первая представляет население страны в целом, а вторая - субъекты федерации.

    Исключения из этого общего правила появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых независимых государств (например, Пакистан до 1963года). В настоящее время во всех федеративных государствах применяется бикамерализм.

    С точки зрения конституционного закрепления федерации делятся на два вида: национально-государственные (республики); административно-территориальные (области).

    С точки зрения реального соотношения сил, сложившегося между центром и субъектами федерации, политологи выделяют следующие виды федерализма:

    Квази-федерализм. Федеративное государственное устройство существует практически только на уровне законов, которые в реальной политической жизни не действуют. Сохраняется практически полный диктат центра.

    Классический федерализм. Основным его принципом является такое разделение власти между центральным и региональными правительствами, при котором каждое из них в пределах своей компетенции самостоятельно координирует свои действия в условиях относительной автономии.

    Чрезвычайный федерализм. Существует в период социальных и экономических потрясений (войны, «великая депрессия» и т.п.). В это случае субъекты федерации добровольно передают часть своей компетенции центру на определённый период времени.

    Федерализм с двойным лицом. Субъекты федерации находятся в данном случае в неравном правовом положении, имею различный конституционный статус. Соответственно их реальные права и возможности в значительной степени различаются.

    Национально-культурный федерализм. Одна из основных целей (функций) создания федеративного государства - это предоставление автономии определённым группам населения, таким как религиозные и этнические меньшинства, особенно в тех случаях, когда они образуют ярко выраженные субобщности в плюралистическом обществе.

    Для анализа этой функции федерализма целесообразно использовать предлагаемое Чарльзом Тарлтоном различие между конгруэнтным и неконгруэнтным федерализмом.

    Конгруэнтные федерации состоят из территориальных единиц, социальный и культурный состав которых близок в каждом из субъектов федерации и в федерации в целом. Соответственно, неконгруэнтные федерации состоят из субъектов, социальные и культурные характеристики которых сильно отличаются друг от друга и от федерации в целом.

    К конгруэнтным федерациям можно отнести, например, Австралию, Австрию, Германию, США; к неконгруэнтным - Россию, Канаду, Швейцарию, Бельгию. Необходимо отметить, что именно в неконгруэнтных федерациях особенно сильно обычно проявляются тенденции сепаратизма. Видимо, неслучайно к неконгруэнтным относились и распавшиеся федерации Советского Союза, Югославии, Чехословакии. С огромным трудом сохраняет в своём составе франкоязычный Квебек Канада, весьма сильны сепаратистские настроения в ряде штатов Индии.

    Социологический федерализм. Нередко концепция федерализма распространяется и на те случаи, когда автономия предоставляется частным или общественным организациям, которые представляют определённые чётко выраженные группы в обществе. Так, в Австрии, Бельгии и Нидерландах центральные правительства давно признали и оказывают финансовую помощь различным ассоциациям, особенно в сфере образования, здравоохранения и средств массовой информации, которые были созданы основными религиозными и идеологическими субобществами: католиками, протестантами, социалистами, либералами. Этот тип федерализма иногда называют социологическим федерализмом.

    В России в настоящее время субъектами федерации объявлены входящие в её состав 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов.

    Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью. Однако само по себе такое конституционное закрепление является лишь необходимой базой для решения проблем национально-государственного устройства России. Что же касается реальной системы функционирования федеральных отношений, то здесь существует целый ряд серьёзных проблем.

    Исследователи отмечают следующие проблемы, стоящие перед Российской Федерацией:

    · интенсивная территориальная дезинтеграция России: политическое, хозяйственное, культурно-этническое и иное обособление региональных элементов единого государственного организма;

    · сохранение реального различия в статусе между республиками и регионами РФ;

    · наличие в составе ряда краёв и областей национальных округов, также являющихся субъектами федерации;

    · региональное нормотворчество, нередко вступающее в противоречие с федеральной конституцией и федеральными законами;

    · «идеология» экономического сепаратизма: появление территорий с льготными, особыми режимами природопользования, хозяйствования, налогообложения и т.п., охватившее почти четверть пространства России и около трети её экономического и ресурсного потенциала;

    · изменение региональных приоритетов России в результате продолжающихся геополитических сдвигов: неизмеримо возросла доля северных и тихоокеанских территорий, требующих солидной государственной поддержки;

    · возрастание противоречий между «бедными» (дотационными) и богатыми регионами;

    · усложнение процесса обеспечения управляемости субъектов федерации со стороны центра в результате проведения региональных выборов.

    От успешного и своевременного решения данных проблем зависит само существование Российской Федерации.

    3. Конфедеративная форма государственного устройства. Конфедеративные союзы представляют собой добровольный союз независимых суверенных государств, имеющих все атрибуты независимого государства (герб, гимн, столица, валюта, конституция, единое гражданство, единая система права, единая судебная система). Каждое из входящих в конфедерацию государств является независимым государством, но между ними имеется и общее: единая валюта, единое гражданство, единая таможня, единое экономическое пространство. Примером современной, процветающей и динамично развивающейся конфедерации является ЕЭС. Суверенные государства Западной Европы, входящие в ЕЭС, идут по пути политической, экономической, духовной и научной интеграции, обеспечивающей всем участникам бурное экономическое развитие.

    4. Содружество . Это ещё более редкое и аморфное организационное объединение государств, характеризующихся наличием общих признаков и определённой степенью однородности (например, СНГ). Это не государство, а своеобразное объединение независимых государств, в основе которого могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и т.д. В содружестве могут создаваться надгосударственные организации, но не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

    Резюмируем наиболее важные положения данной темы. Итак, государство - это публичная, нормативно выраженная и признаваемая людьми властная сила общества, выступающая в качестве важнейшего элемента его политической системы, это политический институт, созданный для устойчивого воспроизводства политики, организации жизнедеятельности общества в целом, для реализации властнозначимых потребностей правящих классов, других социальных групп и слоёв населения. Неотъемлемыми признаками государства являются: публичная власть, территория, население.

    Сущность государства определяется: 1) структурой, 2) приоритетными функциями, 3) политическим режимом, 4) социально-экономической, классовой природой, 5) устойчивостью политической жизни, 6) тенденциями в развитии, 7) формой правления, 8) формой государственного устройства.

    С точки зрения приоритетных функций, господствующих в деятельности тех или иных государств, выделяются: военно-полицейские, социальные и правовые государства.

    Под формой правления понимается организация государственной власти. Выделяют следующие формы правления: 1. Монархии (абсолютные, дуалистические, конституционные); 2. Республики (президентские, парламентские); 3. Смешанные формы.

    Под формой государственного устройства понимается национально-территориальная организация государства. К основным формам государственного устройства относят: унитарное государство, федеративное государство, конфедерацию и содружество государств.

    __________________________________________________________

    1. Атаманчук Г.В. Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской Федерации// Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997. С. 3-12.

    2. Богомолов О. Где искать философский камень роста?// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. С. 25-33.

    3. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985.

    4. Валовой Д. О причинах рекордного кризиса российской экономики и путях его преодоления// Проблемы теории и практики управления. 1997. №2. С. 52 - 57.

    5. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб., 1997.

    6. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие/ Под ред. А.Я. Пономарёва. СПб., 1997.

    7. Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.

    8. Захаров С.В. Население// Россия: Энциклопедический справочник/ Под ред. А.П. Горкина. М., 1998. С. 57-73.

    9. Интрилигейтор М.Д. Чему Россия могла бы поучиться у Китая при переходе к рыночной экономике// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. с.34-38.

    10.Карамышева Н.А. Государство как политический институт //Политология: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Г.В. Полунинной. М., 1996. С. 117-135.

    11.Котц Д.М. Уроки пятилетней экономической трансформации в России// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. с. 36-41.

    12.Мухаев Р.Т. Основы политологии: Учебник для средней школы. М., 1996.

    13.Политология: Альбом схем/ Сост.: Е.В. Макаренков, В.И. Сушков. М., 1998.

    14.Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе// Социс. 1998. № 6. С. 3-12.

    15.Семашко Л.М. Сферный подход. СПб., 1992.

    16.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 23 - 178.

    17.Эфендиев А. Г. Базисные элементы социальной жизни //Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. Часть 1 /Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М., 1994. С. 88-134.


    Похожая информация.