Кто такие славянские волхвы? Кто такие волхвы

Суббота, 19 Окт. 2013

Тема волхвов является, пожалуй, самой недоступной для исследования и изучения, поскольку на протяжении последних триста лет волхвы были наиболее уничтожаемой частью населения. Сегодня ни один волхв не сознается в своём знании, и многие владеющие древними знаниями предпочитают молчать и жить вдали от современного общества. Не случайно в древности родилось грустно-ироническое замечание: «Знающий молчит, говорящий не знает».

Другая трудность, поджидающая исследователя, заключается в том, что невозможно правильно познать то, что развито более человека. Вот что писал, например, о египетских волхвах известный дешифровщик египетской письменности Шампольон: «Они могли подниматься на воздух, ходить по нему, жить под водой, безболезненно переносить увечья, читать в прошлом, предсказывать будущее, делаться невидимыми, умирать и воскресать, излечивать болезни и т.д.».

Чтобы стать волхвом, человеку необходимо было добиться признания его божественным Пантеоном, тогда выполнялись все просьбы и желания вновь подключившегося к Пантеону человека. Ученик проходил длительный процесс обучения (ещё в XIX веке на волхва учились 20 лет), которое заканчивалось испытанием, по недоразумению называемым сегодня экзаменом. Если человек проходил испытания и оставался жив, после этого боги освещали волхва своими светом и возможностями, и человек становился посвящённым, т.е. обретал волшебные, божественные свойства. На греческом языке сохранились названия наук: тавматургия - чудотворство с помощью богов, в отличие от демиургии - чудотворство за счёт своих способностей. Человек, признанный русскими богами, может читать и понимать древние книги по магии, совершать обряды, и у него будет всё получаться, в отличие от непризнанного, который будет делать то же самое, но всё бесполезно. Человек, достигший контакта с богом, сам становится богом, а человек, с которым в контакте весь Пантеон богов, обретал возможности Господа.

Изучение жизни русских святых показывает, что свои способности они приобретали в результате длительного пребывания наедине с Природой. Одним из показателей святости являлось достижение понимания всех существ, когда животные, в том числе и хищные, перестают бояться человека и берут у него корм из рук, как это было у многих русских святых (например, у Сергия Радонежского).

Волхв был не только посредником между человеком и Пантеоном, но и созидателем этого Пантеона.

По древним представлениям, бог - это не только дух, рождённый Человечеством , но и растение , через которое происходит подпитка божественного агрегата ; и животное , через которое бог проявляет свою волю ; и кристалл , посредством которого бог передаёт волшебные свойства ; и пища , закрепляющая божественные свойства человека ; и созидающая сила Вселенной , определяемая уровнем последователей ведо-вестизма.

Когда люди жили в единстве с природой, они создали деревья, с помощью которых созидались боги. Они превратили в животных неудачников и заставили служить их богам, которые через животных проявляли свою волю, они выбрали кристаллы и минералы, благодаря которым боги передавали им свои свойства. Священные животные и растения в итоге сделались просто домашними, а кристаллы - драгоценными камнями.

После происшедших катастроф, приведших к гибели гигантской древней биосферы - люди, чтобы выжить, вынуждены были некоторых священных животных употреблять в пищу, мало того, специально разводить их для этих целей. К таким животным относились: овцы, свиньи, козы, коровы, лошади, куры. Так священные животные превратились в домашних и зародилось скотоводство с птицеводством. Когда в результате социальных пертурбаций какие-то животные изгонялись из храмов, несмотря на это, они продолжали и продолжают селиться до сих пор подле жилища человека (крысы, ласки, хорьки).

Постараемся воссоздать ту обрядовость и иерархическую картину, существовавшую у волхвов в древности, чтобы нам стало понятно, как возникла и как исчезла РЕЛИГИЯ предков.

Спрашивается, зачем нужно восстанавливать систему древних знаний, которые уже давно исчезли из жизни человека?

Сейчас то тут, то там возникают центры древней Веры, которые требуют точных знаний, чтобы появилась возможность резонировать со старыми божественными агрегатами. Любые неточности ведут к слабому взаимодействию или к отсутствию контакта, так что все вновь созданные центры древней религии ничем особенным не будут отличаться от существующих центров других вероисповеданий. Без этих знаний нам не обрести то счастье, что существовало прежде, когда была эпоха Рая на Земле.

Слово ВОЛХВ - восхваляющий Велеса (Волоса) , состоит из двух слов ВОЛ (Волос=Велес ) и ХВ - «хвалить ». Первоначально всех священнослужителей называли РАХВАМИ , т.е. хвалящими Ра , но после крещения Ра-сии, когда Господом вместо Ра сделали Велеса, всех служителей культа стали называть «волхвами». Все смены названий служителей культов связаны с теми или иными потрясениями, происшедшими в нашей истории.

Например, в отделившейся Европе волхвов называли ДРУГИ , от него у кельтов произошло название ДРУИДЫ , суффикс «ид» означает уменьшение, сравните: «астра» - звезда, «астероид» - маленькая звезда. Уменьшительное название друидов было вызвано, скорее всего, не уменьшением их роста, а уменьшением их дружественности. По дошедшим до нас историческим сведениям, люди боялись друидов и их кровавых обрядов, которыми они себя скомпрометировали. В России жреческую касту долгое время называли РАХМАНами («Ра» - господь, «х» - священнослужитель и «ман» на санскрите означает «знать», «думать», а также первочеловека). Каста - это возрастной период деятельности человека, равный 24 годам. Каждые 24 года каста менялась. Первые 24 года ученичества все люди проходили студенчество и активно помогали в этот период жрецам.

После последней катастрофы в результате разделения культов и возникновения мировых религий, отделились РАВВИНЫ (русское ПРАВИНЫ , от имени богини «Прави»).

Слово «рахв» употреблялось вообще к духовным лицам. Для обозначения священнослужителей употреблялось слово ХЕР или ХИЕР (сравни с жреческим словом арХИЕРей ), но благодаря «сс» это слово стало обозначать мужской половой орган. Христиане для обозначения своих культовых работников стали употреблять слово СВЯЩЕННИК , взятое ими также из волховской (раховской) иерархии, что является слегка искажённым первоначальным словом «свещельник » = свеща + ел , т.е. служитель (ел), способный творить «свещу» - таинство проникновения в прошлые жизни.

Ступени достижения мирян и священнослужителей

Открытой системе познания и исследования мира соответствовала открытая система образования без фиксированного количества лет обучения. Действительно, для того, чтобы жрец мог управлять агрегатом (эгрегором), он должен был иметь знания биологии, физики, математики, инженерии, химии, геологии, психологии, астрологии, лингвистики, истории, магии и этики, а это по сегодняшним меркам равнозначно 12-ти высшим образованьям.

Для формирования всех семи оболочек человека в древности предназначались семь систем - 7 яг, которые назывались дисциплинами , а не предметами изучения или познания. Дисциплина отличается от предмета тем, что она требует дисциплины тела и дисциплины образа жизни. Люди, занимавшиеся соответствующей ягой, назывались: Леля-яг, Желя-яг, Таня-яг и т.д. В каждой яге требовалось овладеть соответствующим видом энергии, например, в Леля-яге, нужно было последовательно овладеть энергиями - жи. В Желе-яге и Таня-яге соответственно - хи и фи. Поскольку тела связаны с именами отца и матери, то становится понятным, откуда идёт почитание своих родителей. В Радегаст-яге, Троян-яге, Костроме-яге и Семаргл-яге, соответственно энергиями ми, ли, пи и чи.

Было ещё две яги, вернее, аги, соответствовавшие 8-й и 9-й божественным оболочкам. Название «ага» сохранилось в мусульманских странах, оно означает уважаемого и почитаемого человека. Его этимология идёт от слов «ас » (асур - космическое я ) и «га » - указание на дорогу.

Ступени. Каждый человек последовательно проходил семь ступеней яги (йогу), после чего он мог выбрать одну из яг или даже аг и заниматься ею всю жизнь. Каждая яга была ступенью, и если человек овладевал всеми семью ягами, то становился роком (риком), что находило отражение в окончании его настоящего имени: Рюрик, Эльмарик, Гермарик...

ЛЕЛЯ-ЯГ (а) , или просто ЯГ (ягин - муж. род, а жен. род - яга или ягиня) - первая ступень совершенства. Ягами называли вообще всех, занимающихся ягой (или йогой), т.е. идущих по пути Прави. Тот, кто после 24 лет хотел посвятить себя служению какому-либо богу и стать священнослужителем, мог это сделать беспрепятственно. Леля-яга работала с энергией ЖИ.

ЖЕЛЕ-ЯГ (а) - вторая ступень совершенства, ступень служителей бога Желя. Если «жнани» просто знание, то Желя - это принцип познания. Другое название «знающий» (знахарь), но это не тот, кто много знает, а тот, кто владеет способностями, дающими знания. Желя-яга работала с энергией ХИ.

ТАНЯ-ЯГ (а) , или ТАН (женский род тана) - третья ступень совершенства. Название священнослужителей, обладавших ею, исчезло из русского языка вместе с преданием анафеме богини Тани, но сохранилось у некоторых народов Европы, например, у голландцев - ТАН. Таня-яга работала с энергией ФИ.

Радегаст-ЯГ (а) - четвёртая ступень совершенства и служба Радегасту. Мысль и дух - всегда огненные, а Радегаст управлял оболочкой (телом) мыслей, т.е. энергией МИ.

ТРОЯН-ЯГ (а) - пятая ступень совершенства. На этой ступени находился человек, овладевший не только знаниями о травах, кристаллах и минералах, но и достигший способности делать обереги, амулеты, пентакли, талисманы. Троян-яга работала с энергией ЛИ.

КОСТРОМА-ЯГ (а) или КОШ - шестая ступень совершенства. Кощеи были изгнаны из древнерусского общества, а Кострома подверглась сожжению ещё задолго до христианизации России. Именно общность её судьбы с судьбой Кощея, позволила поставить между ними знак соответствия. К тому же разложение слова Кострома на составляющие, как уже говорилось выше, означает КОш - судьба, СТРона - сторона, МА - мать, что лишний раз доказывает связь Костромы и Коша. Кострома-яга управляла энергией ПИ.

СЕМАРГЛ-ЯГ (а) - седьмая высшая ступень совершенства и наработки ягических способностей. Для волхвов целибат, т.е. безбрачие, было необязательно и сохранялось юношами и девушками лишь до 24 лет. Отношение к безбрачию видно по русским народным сказкам, вспомним, как Кощей (одна из высоких ступеней ягического достижения) похищает для себя жену, которой предлагает не по принуждению, а по любви выйти за него замуж. И Марья Моревна соглашается и выходит, отказываясь от своего прежнего жениха. Хотя уход в леса по достижению уровня волшебника предполагал возможное безбрачие, но, скорее всего, целибат принимался после 48 лет, когда обязанности по продолжению рода были уже выполнены. Тем не менее, он всё равно был временным, поскольку безбрачие было нужно для достижение каких-то магических способностей.

Бог - это орган большого божественного организма, и между органами нет, и не может быть половых связей. Поэтому волхвы не могли жениться или выходить замуж с волхвами, служивших разным богам. Они могли создавать семью со светскими лицами или между жрицами и жрецами, служившими одному и тому же богу, ведь каждый орган способен к самовоспроизводству своих клеток.

Семаргл-яга управляла энергией ЧИ.

Прошедший все семь яг назывался - «ягарь », что сохранилось в русском слове «егерь » и русском имени «Игорь », прежде это было не имя, а характеристика волхва или праведника.

Использовались также названия степеней: лелюг, желюг, танюг, радюг, тронюг, берюг, кострюг, семрюг, т.е. люди, овладевшие соответствующими дисциплинами. Оставшееся слово «бирюк », имеющее сейчас отрицательное значение, говорит об осмеянии ступеней волхвов и вытравлению их из народной памяти. Окончание «юг» в XIX веке вошло в русские фамилии, хотя потом они стали считаться украинскими. Но в Сибири и Центральной России до сих пор существуют целые деревни, где у жителей именно это окончание в фамилиях. И старожилы утверждают, что их Роды ниоткуда не приходили, а столетиями живут в этих местах, что лишний раз вскрывает планомерную работу «сс» посредством органов НКВД и иезуитов и пр. по искусственному разделению русского народа на новые национальности, которым уготована судьба - исчезнуть с лика Земли.

Юга в переводе с санскрита - это продолжительный период , но в действительности это, прежде всего, система достижений совершенства . Если слово «север » означает «сияющую веру» , то юга - означает практическое воплощение идеалов веры.

С 8-й и 9-й оболочками работали Дый-ага и Даж-ага, которые появлялись у человека после прохождения Пантеона Дыя и Дажбога. Мы видим, что ступени совпадали с должностями рахвов, но не тождественны им.

Иерархия русских волхвов. Специальность, чин, сан и должность

Подсказка халдеев, что в каждом храме существовало 9 должностей культовых работников, позволяет разобраться в древнежреческом русском сословии. Десятеричная система волхвов в точности повторяла строение всего божественного Пантеона, потому что древние соблюдали Изумрудную скрижаль Гермеса Трисмегиста (по данным А.П. Стамболи, за этим именем скрывается Енох, чьи книги считаются апокрифическими, но входят в коптскую Библию) понимали, что, делая соответствие внутреннего и внешнего, они обеспечивали вечность своего существования.

Б.А. Рыбаков выделяет следующие разряды среди мужчин и женщин, причастных к жреческому сословию: волхвы, ведуны, потворники, волшебники, чародеи, кощуники, облакопрогонители, чаровники, баяны, жрецы, хранильники, обавники, кобники, кудесники, наузники, ведьмы, ведьмаки, целители. Конечно, это далеко не полный перечень должностей и рангов жреческого сословия, встречающихся в летописях и народном фольклоре. Известен ещё ряд специализаций волхвов: знахари, ворожеи, колдуны, яги, гривы, которых никак нельзя отнести к землепашцам или воинам. На мой взгляд, все эти названия больше относятся к прижреческим искусствам, которые широко использовались народом в повседневной жизни, но к званиям, чинам и рангам жрецов не имели никакого отношения.

Ясно, что из девяти храмовых должностей волхвов, четыре специальности были посвящены конкретным богам, например, «облакопрогонитель» мог служить только Стрибогу - богу ветров, потому что без ветра облака не прогнать. Тане могли служить только «таны» и т.д. С другой стороны, ворожеи, баяны, целители, жрецы могли служить любому мировому богу. Начнём с чинов.

Чин. В древности по мере обучения каждый человек получал ЧИН как результат приобретения соответствующих умений (чи + н = «начало чи» ). Это слово входит как составная часть в множество важнейших понятий: уЧИНить, наЧИНять, соЧИНять, ЧИНить, поЧИН, вотЧИНа, мужЧИНа, круЧИНа, приЧИНа, ЧИНовник, братЧИНа, обЧИНа, заЧИНщик, ЧИНно и т.д. Такое большое разнообразие непересекающихся понятий доказывает древность этого корня и его универсальное и общественно важное значение. ЧИН - это умение, способность к осуществлению, полнота знаний, это определённый итог общения и обучения в Общине. Чем больше времени человек учился, тем выше у него была степень чина. Обобщённый смысл корня - овладение соответствующей оболочкой энергией чи, ведающей формированием способности человека общаться с богами.

Поэтому можно предположить следующую картину иерархии чинов волхвов.

ЖРЕЦ (жиерц) - тот, кто осуществляет жертву, т.е. готовит культовую пищу и связан с энергией Жи. Самая первая должность служителя культа. Священнослужитель, способный в совершенстве управлять не только своей энергией жи, но и у других людей, назывался ЖИЕРЦ (современное - «жрец ») жи + ерц , т.е. энергия жи + священное звание . От «ерц », кстати, происходит слово «ерeсь », означающее древнее знание, сегодня преданное анафеме «сс».

Жрецом мог стать лучший, поскольку до сих пор сохранилась в русских деревнях традиция, когда пищу готовят лучшие и уважаемые люди (от «жрец » происходит слово «жрать » ). У жреца была и курьерская функция: он переносил просьбы и вопросы к высшим волхвам, у которых сам продолжал учиться. Волхвы, достигшие высокого уровня развития, уже не могли показываться простым людям на глаза (поскольку в магии общение с неспособными означает терять свои способности) и общались с народом через посредников, что сохранилось в описаниях древних авторов .

ВОРОЖЕЯ или ХИроманты , а ещё более древнее - хиерц (сравните с современным словом «герцог ») - сегодня трактуются как прорицатели и прорицательницы, предсказатели судьбы и будущих событий. В действительности же они могли исправлять судьбу человека, потому что, внося изменения в эфирном теле (ближайшем по плотности к физическому), эти изменения оказывали воздействия и на физическое тело. Это следует из самого термина ворожея - «воротить жи». Их название связано со второй энергией хи, поскольку более тонкая энергия управляет более плотной. В настоящее время, когда люди забыли, что они пришли на эту Землю, чтобы снова стать богами, ворожба изменила своё первоначальное значение и означает определение будущих фатальных событий.

В действительности каждому из родившихся на Земле предначертано судьбой стать богом, но захватчики создали столько событий-помех, что радостные события достижения бессмертия, совершенства и могущества никогда не наступают. С помощью же ворожбы выясняли будущие помехи и устраняли саму возможность их наступления. В зависимости от бога, ворожба была разной (прежде всего по поведению животных, олицетворяющих того или иного бога). Однако прорицатель высшей степени мог сделать точное предсказание без всяких вспомогательных средств. Эта должность требовала индивидуальных способностей, которые развивались с помощью Желе-яги.

САДОВНИК , он же травник (ФИтотерапевт ), сегодня его ещё неправильно называют знахарем (знахарями в России называли людей, способных получать информацию во сне). Садовник - это человек, знающий лечебные свойства растений. Сейчас эта профессия уже не считается волховской, поскольку вырублены все Священные Рощи, и знания о возникающих свойствах растений, когда они растут рядом друг с другом, оказались никому не нужными. А этих свойств гораздо больше, чем химических веществ. Садовник был третьей культовой должностью, поскольку работал с энергией фи, откуда «фиерц» (слово, сохранившееся в шахматной игре). В задачу садовника входило правильно рассадить деревья в Священной Роще, чтобы они способны были вызывать у людей состояние блажа. Он также проводил консультации по рассадке деревьев не только в Священной Роще, но и в саду у человека, чей сад связывался со Священной Рощей посредством аллеи. С помощью Таня-яги садовник мог менять свойства растений, получая новые виды садовых культур.

МИЕРЦ или МЕДИУМ. Сравните с современным словом «мерзавец », что указывает нам на войну культур. Это была четвёртая должность служителя культа, связанная с энергией Ми, требовавшая помимо веры ещё и знаний. Не случайно тех, кто принимает информацию с того света, сегодня называют медиумами, потому что души умерших ещё как-то могут работать с энергией ми, но им очень трудно работать с энергиями фи, хи, а тем более жи. Медиум был одновременно и медиком, этим словом сейчас называют различные специальности врачей, но в древности медиками называли тех, кто мог работать с энергией МИ. Видимо, принятие с того света подсказок, как лечить человека, определило название МЕдик. Вспомните, как возникла медицина. Гиппократ собрал все подсказки, пришедшие людям во сне, как лечить ту или иную болезнь, которые они размещали в храме и написал трактат по медицине.

ЛИЕРЦ или Лекарь, чей корень указывает на работу с энергией ЛИ (ли + Карна) - энергией кристаллов.

ПИЕРЦ - шестая должность служителя культа, работавшего с энергией ПИ. Основным видом их знания была волшебная кулинария и знания обо всех природных приметах, которые есть не что иное, как язык богов. Пища переносит и впитывает в себя все виды полей тонких миров, а если человек способен был создавать астрально-ментальные конструкции, он мог передать их своим ученикам или детям с пищей. Таким образом, передавались человеческие и божественные качества. Тот, у кого оказывалось больше энергии пи, назывался пилюлин «пи + люля», т.е. воспевающий пи. Современное значение слова пилюля не имеет никакого отношения к старому понятию.

ЧИЕРЦ работал с седьмым видом энергии, называемой ЧИ. Вполне возможно, что странствующие чиерцы назывались Баянами, (или более древнее - баяльниками). Они пели песни и гимны нашим богам, героям, святым. Воздействие на окружающий мир частотами огромно, на этом была основана эволюционная роль музыкальных инструментов и всех видов ритмических воздействий. От слова «баян» происходят такие слова, как «баять» - хорошо (сладко) говорить, «убаюкивать» - усыплять, «баян» - музыкальный инструмент. Многие виды русских народных инструментов были уничтожены после принятия христианства. Процесс разрушения древнерусской культуры был завершён в период царствования императора Петра I, когда были окончательно запрещены скоморохи и их «бесовские пения».

Почему баяны были храмовой должностью у волхвов? Потому что в сохранившихся на Востоке музыкальных мелодиях и священных песнях скрыты чудесные ритмы, способные любого разъярённого зверя превратить в ягнёнка, вызвать у человека просветление или заставить открыть его не проявленные способности. Народы Европы после принятия христианства, утратили их полностью. Высшие знания достигались работой над собой, и этому способствовали музыкальные вибрации, в результате чего люди приближались к богам. Не случайно из древности пришло выражение Арея: «Мои струны сделают больше, чем ваши 100.000 сабель».

Есть частоты особо полезны человеку и которые не встречаются на Земле (возможно, их производил Фаэтон). В 30-х годах нашего века немецкий учёный Райх вновь переоткрыл их и удачно применил в своей медицинской практике. Богатые люди со всех концов Европы и Америки устремились к нему, чтобы получить это ни с чем несравнимое удовольствие, но фашистское правительство поспешило расстрелять Райха как еврея, хотя он им и не был. Потому что в мире продолжает действовать программа уничтожения Знающих, которая рядится под любые политические движения и находит самые невероятные, но очень веские причины, позволяющие беспрепятственно уничтожать Знающих людей, чтобы не дать Человечеству вновь обрести утраченные знания.

СИЕРЦ - волхв, работающий с энергией СИ. Вполне возможно, он дошёл до нас как цирюльник , современное слово «парикмахер» , но правильно в данном случае будет сирюльник . Человек резонировал со свойствами богов через длину своих волос. На это указывают сохранившиеся в русском языке слова: часть , чаща и причёска , которые являются однокоренными. Русское выражение «опростоволоситься », выражающее попасть впросак, в действительности выражало, что волосы стали простыми, не резонирующими с богами, и человек потерял возможность воздействовать на богов. Поэтому очень важна была приЧёска . Не случайно слово «цирюльник » связано с корнем ЦАР . Ту же функцию, что и причёска, несла БОРода , имеющая один корень с Господом пятого Пантеона - Бором (Паном) . А человек, подстригающий бороды был жрецом , на что указывает сохранившееся слово «брадобЕРЕЙ » (ерей - общее название жрецов ). Выше уже говорилось, что воля является высшим движущим фактором эволюции, и не случайно её корень -вол- связан с волосами.

Циерц или целитель (однокоренные слова: цель, целый ) - он помогал людям обрести цельность, лечил и способствовал своим прихожанам решать проблемы, возникающие с домочадцами, людьми и богами; воспринято христианской церковью в форме исповедания своих прихожан священнослужителем. На современном языке - это психотерапевт, который являлся девятым храмовым должностным лицом в иерархической лестнице волхвов. Целитель был наставником и психологом, приобретшим опыт общения с людьми и воспитания.

Девять чинов служителей культа были общими для мировых богов Яви, Нави, Слави: жиерц, хиерц, фиерц, миерц, лиерц, пиерц, чиерц, сиерц и циерц. (Вполне возможно, что существовал ещё дзиерц - десятый чин, который был уже в коне Дыя. Звук «дз» здесь произносится звонче звука «ц»).

Соответственно наряду с 9-ю чинами было четыре специальности.

Специальность. Сегодня, когда человек становится священником, говорят, что он принял сан. Сан имеет ещё значение титула. Такая разбросанность в смыслах указывает, что первоначальное понятие сана исчезло из русского языка. Но всё становится понятным, если вспомнить, что у наших предков было четыре типа культовых работников, связанных с четырьмя священными местами. А выбор его определялся именами человека, в которые входили имена богов, принадлежавших соответствующим святым местам (мирам). Если в имена входили боги, принадлежащие всем четырём мирам, значит, человек обязан был получить все четыре специальности: молебельника, требельника, свещельника и капельника.

«Требельники» происходят от Требища - святого места богини Яви.

«Молебельники» от мольбища - святого места богини Нави.

«Капельники» от Капища - святого места богини Слави. Подобное слово сохранилось у католиков - капеллан .

«Свещельники» от Святилища - святого места богини Прави, сохранилось слово «священник ». Таким образом, у священнослужителей было четыре специальности: требельники, молельники, капельники и свещельники. Общий суффикс -ел обозначает служителя .

С помощью богов Прави он обретал возможности, заложенные в настоящем имени.

С помощью богов Слави - возможностями сакрального имени.

Благодаря Нави и её богам - возможностями родового имени.

С помощью Яви и её богам - возможностями вечного имени.

По мере продвижения по лестнице эволюции, священнослужитель получал последовательно чины от первого жиерца, до высшего циерца.

Сан определялся видом культовой деятельности, т.е. это была специальность, в которой священнослужитель достиг мастерства . Четыре сана имели соответствующие названия: явьереи, навьереи, славьереи и првьереи (ер - обратное ре - частица повторения , ей - указание на производителя повторения ).

Слова «сан » и «сон » не случайно являются однокоренными, из чего следует, что сан не присваивался, а достигался человеком . Через сон человек познавал себя, проникал в своё глубокое прошлое и овладевал возможностями своих имён.

Деление священнослужителей по специальностям и чинам представлено в таблице 1.

Таблица 1. Чины и специальности волхвов

Должности. Были ещё непосредственные служители богам, т.е. всем остальным 24-м богам, чьи названия состояли из имени бога и окончания - хв , т.е. хвалящие, например: явьхв, навьхв, правьхв, славьхв. Они тоже делились на четыре сана и соответственно имели общее название: правьереи, славьереи, навьереи и явьереи (ерей - действующий священнослужитель). Служителем бога мог стать священнослужитель, прошедший все девять чинов (см. таблицу 1). В таблице 2 приведены названия всех служителей древлеправославного культа.

Должности в России появились после захвата Земли «сс» и установления государственного правления, и никогда не существовали в период Рая на Земле. Само слово «должность » происходит от русского слова «долго» и появление современного понятия долга связано с внедрением во времена Ивана Чёрного денежной системы, которая никакого отношения не имела к самодержавию (самоуправлению). То есть «долг» - человек должен долго отдавать государственной системе управления, которая внедрена у нас на Земле для разрушения человеческой культуры. В то время как при самодержавии, если долг требовал служения обществу, так человек это и делал, а если такой потребности не возникало, то и служения не делалось. В государственной системе человек должен служить постоянно.

Таблица 2. Саны и должности служителей культа (знати, волхвов) богов Пантеона Ра

Предложенное здесь распределение совсем неочевидно и сделать его достаточно сложно, поскольку история, кроме названий волхвов, нам ничего не сохранила.

Доведение жрецов до невежественного состояния было главной задачей «сс», которую они успешно выполнили. А как может невежественный человек вести за собой просвещённых? Конфликт паствы с духовенством был неизбежен, и неизбежно в этом случае было появление атеизма.

Звания у мирян и русских волхвов

Сегодня в словарях мы не найдём особой разницы между чином и званием, а в древности у волхвов понятие «чин» означало уровень личных достижений , а «звание» характеризовало уровень достижений в обществе .

Мы знаем, что в Египте, чтобы стать жрецом, необходимо было пройти ступени обучения в течение 20 лет. В Галлии столько же лет учились, чтобы овладеть возможностями друида. Тибетские монахи до сих пор обучаются по 20 и более лет, чтобы стать ламой. Одним из основных курсов у них является медицина (хирургия и траволечение). В России у старообрядцев, прежде чем стать священником, послушники обучались медицине, ветеринарии, хозяйствованию, инженерии не меньшее количество времени. Как уже было показано ранее - 28 лет, что связано со становлением у человека тонких тел, по четыре года на каждое тело.

Звания. У волхвов и у всех людей, наряду с саном и чином, были также научные звания, которые в примитивном виде сегодня известны как бакалавр, магистр, доктор (или в России: кандидат, доктор ). Если степень нужно защищать, то учёные звания доцент, профессор, присваиваются за особые заслуги. Закрытая академическая система возникла в Европе и была, затем экспортирована в Россию. Закрытость её заключалась в том, что защитить второго доктора или кандидата по этой системе не представлялось возможным, что было сделано «сс» специально для тормоза развития Человечества. К тому же они ещё её изрядно запутали, введя параллельные звания академиков и членов корреспондентов, профессоров и доцентов, которые присваиваются, а не защищаются.

Система учёных званий у наших предков была открытой, что не могли допустить силы сатаны, поскольку в таком случае шло безграничное развитие человека и его познавательного процесса. Звание ему присуждалось кругом. Люди имели много званий. Сохранившееся в русском языке обращение вопрос: «Как тебя звать?» и «Как твоё имя?» - суть разные вопросы. Первый означал: каково у человека звание, а не его имя, т.е. звание заменяло человеку имя. Звание составлялось из функций, характерных для данного бога, которые человек смог усилить своими разработками, изобретениями, открытиями или исследованиями. Соответственно по их функциям он и получал звание.

Например, функция богини Лады - хранить лад и согласие ! А богини Нави - поддерживать мир ! Звание, составленное из функций этих двух богов - Ладомир.

Или, например, человек сделал изобретение, улучшающее здоровье и повышающее умственные способности. Соответственно ему будет присвоено звание, состоящее из функций Стрибога - хранить здоровье , и Вея - повышать мудрость , и звание тогда будет звучать - Здравомудр.

Всех званий-имён, основанных на функциях богов - 524. Согласитесь, что сами звания - доктор и кандидат - не дают понять за что люди получили их и какую пользу от этих работ будут иметь остальные. А в древних званиях мы можем видеть воочию. Такие имена-звания мы обнаруживаем в списках русских имён. Но теперь-то мы понимаем, что это не имена, а звания, определяющие общественно значимые качества человека.

В русских списках встречаются также имена: Первый, Второй и т.д., что указывает опять-таки не на имя, а на количество званий.

Если значимость изобретения, открытия или предложения трудно было оценить, то присваивалось звание по времени открытия, которому покровительствовали в это время два бога. В этом случае звание составлялось из двух приветствий богов-покровителей, года и месяца, когда было сделано открытие. Это самоназвание мог дать себе человек сам, а вот если его находка оценивалась другими, то он получал звание от других людей.

Титулы

Титул - сегодня трактуют как звание или высокое положение в обществе, это понятие имеет три значения.

Первое - это прохождение человеком кона (т.е. служение божественному Пантеону) и переход в следующий кон.

Второе значение слова «титул » - это чин прошлой жизни, который человек возвращал себе в этой жизни через обряд пастос, описанный Е.П. Блаватской, который есть ничто иное, как летаргический сон. В нашем обществе смерть не рассматривается как летаргия, а считается прекращением физической жизни, поэтому людей умертвляют вскрытием. Поскольку сегодня десятки тысяч русских молодых людей имеют божественное воплощение, они все по достижению юношеского возраста проходят самопроизвольный пастос, явление, получившее в современной медицине название «внезапной смерти». Но человек вовсе не умер, а его вскрывают. Его нужно подготовить к пастосу, очистить ротовую полость и кишечник и положить в прохладное место, но не с минусовой температурой. Раньше роль такого места исполняли склепы. По истечении девяти месяцев, он должен проснуться преображённым.

Третье значение «титул» связывают с этимологией слова, вернее с последним значением слова «тата» - отец . Это позволило некоторым исследователям утверждать, что титул - это наследование по отцу.

Но правильная трактовка, всё-таки первая. Что касается возвращения титула, присвоенного в прошлой жизни, так это должно происходить только в том случае, если человек заслужил, чтобы ему вернули его, т.е. реально подтвердил новые божественные возможности. Титул характеризовал уровень эволюции человека, т.е. к какому Пантеону (кону) он относился, и лишь пройдя полностью кон, он получал очередной титул.

Титульная система была разрушена во время столетней войны, когда были разрушены высшие Пантеоны, а затем Петром I, который ввёл извращённую систему титулов, якобы позаимствованную из Европы.

Существовало два ряда названий титулов. Первые - названия людей прошедших коны, и второй ряд непосредственно священнослужителей. Какие это были названия?

Прохождение очередного кона, как указывалось выше, обозначалось словами рок (рокир), крестьянин (дивир), богатырь, чатир (витязь), панир, сатир, семир, везир и Дэв.

В других Пантеонах, кроме Пантеона Ра, могли нести службу только те люди, которые прошли предыдущие коны.

У православных христиан взято на вооружение слово «дьякон », производное от Дыя (два) и корень «кон », который означает период . То есть дьякон раньше мог означать человека, прошедшего первый КОН и получившего право перейти во второй.

Логично предположить, что был просто кон, и далее шёл дьякон, трикон, кваркон, боркон, сесткон, семкон, воскон, дэвкон, дэцкон, одинадцкон, двенадцкон, ..., и т.д. На это указывают сохранившиеся слова: конас - современное князь (кон + ас) и дьконас - современное дьякон , остальные все названия не сохранились: триконас, сварконас, панконас, сестконас, семконас, вестконас, дэвконас, десконас. Это были названия священнослужителей соответствующих конов.

Остатки титульной системы мы находим у других народов, например, рахан (санскритское рахат или испорченное архат ), далее шли диван, тиран, сван, пан, сестан, семан, вестан, дэван и десан. Сохранились только диван и тиран (последнее имеет сегодня иное значение ). Введения шах и падишах , выпадают из этого ряда, поскольку внесены захватчиками.

Человек, прошедший все 10 конов, прошёл полный круг - коло, поэтому назывался калиф, арабизированное халиф, который считался принцем (претендентом на престол царя) и мог участвовать в конкурсе на царский престол.

Ранг - часть кона, кратная его продолжительности. Например, первые четыре кона, каждый по 24 года, являются минимальным числом лет, которое нужно потратить, чтобы их пройти. Если с первого раза не всем удавалось пройти кон, человек повторял прохождение его снова, или, как говорили, получал второй ранг (второй раз повторял тот же кон). И мог получать и третий и четвёртый, что не считалось образцом усердия. Неслучайно в Морском флоте капитан первого ранга, считается выше всех остальных рангов. Кстати, от ранга произошло известное слово «раунд », применяющееся сегодня к спортивным поединкам.

Армия и священнослужители

Во все времена волхвов уважали, недруги же их ненавидели и боялись. Волхвы были хранителями всех достижений тогдашней цивилизации и, в случае военных действий, могли нанести очень большой урон противнику, прибегая к помощи богов Пантеона. Они могли наслать мор на неприятеля, погубить урожай, вызвать бурю, чтобы разметать вражеские силы или, наоборот, остановить её и многое другое, чему не могут не позавидовать современные военные.

Явление камикадзе, а в России их называли смертниками, родилось ещё во времена, когда священников называли волхвами. Человек, убивший волхва, не мог избежать мести его духа, который становился духом-мстителем и был гораздо опаснее живого волхва, поскольку с живым ещё как-то можно было договориться, с духом же говорить бесполезно. Обидчик нёс заслуженную кару, к каким бы ухищрениям он не прибегал: будь то специальные стрелы с серебряными наконечниками или серебряные пули, или втыкание осинового кола в могилу погибшего волхва - всё это были бесполезные меры. Тот, кому удавалось убить у неприятеля волхва, неизбежно был убит духом убитого. Простой воин не мог это сделать, победить волхва мог только волхв, поэтому идущие на битву с волхвами знали, что это их последний бой.

Во времена староверчества христианизированная православная церковь всё ещё хранила традиции по обучению монахов боевым искусствам. Не случайно в России монахов, взявших в руки оружие, называли «черносотенцами» по цвету монашеской одежды. Монахи были обучающимися послушниками, которые по достижении зрелости (24 года) покидали монастырь. Те же, кто хотел посвятить себя богу, мог остаться в монастыре, но ни как учитель, а как «живое оружие» против неприятельских жрецов. С социальной точки зрения, содержать целую армию монахов, посвятивших себя богу или богам, совершенно бесполезная для общества затея, поскольку каждый человек и так посвящал себя богу и нарабатывал общий агрегат даже лучше, чем это могли делать монахи. А вот быть оружием против волхвов неприятеля, для общества было сверхзначимо. Поэтому раньше в монастырях монахи выполняли военную функцию, для этих целей отбирали только тех, у кого не было родственников, и кто был готов принять целибат. Потому что дух убитого волхва, не удовлетворялся смертью своего победителя, и уничтожал весь его род. Именно из-за этого в смертники попадали только люди, не имевшие родственников.

Во время войн армию организовывали волхвы. Семь богов Прави, отвечавших за пути развития семи оболочек человека, были подчинены военному искусству. Поэтому со временем чинам волхвов стали соответствовать военные звания.

Конечно, смешно искать соответствия современным военным званиям, введенными Петром I, и сегодня позаимствованными всеми европейскими армиями, которые не соответствуют истинным названиям. Однако, можно увидеть некоторые аналогии с казачьими званиями, которых до сих пор осталось девять, ровно столько, сколько существовало у человека оболочек в прошлом: урядник, десятник, сотник, подъесаул, есаул, войсковой старшина, полковник, атаман, верховный атаман. Хотя атаман сегодня превращён в должность, а не в звание, но корень -атман (сохранившийся в санскрите и означающий «вездесущий дух» ) указывает на чин восьмого уровня, а не на должность. Чин волхва означал не выслугу лет в армии, а уровень достижения волшебной силы, позволявшей ему противостоять неприятелю. Чем выше был уровень, тем большее число людей мог победить один волхв.

Из русских сказок мы узнаём о мече-кладенце, шапке-невидимке, сапогах-скороходах, волшебной палочке, которые были на вооружении наших жрецов. Из сказок же мы узнаём о лазерах: «Махнул палицей, полвойска не стало». Палица - от корня «пал », на санскрите и древнерусском означающая «палить», «жечь». Да, некоторые древние волхвы стоили всего военного арсенала современной армии, и не случайно они уничтожались неприятелем в первую очередь.

В таблице 3 приведены соответствия волховских и военных чинов. Хотя душман и духман слова, сегодня отсутствующие в русском языке, но они сохранились в Турции, в прошлом называемой (как показали Фоменко А.Т. с Носовским Г.В.) Атаманской империей, т.е. казачьей страной.

Первоначально военная структура была у жрецов. Во всяком случае, слово марш (ма+раж ), которое сегодня обозначает музыку и ритмический шаг , применялось сначала исключительно жрецами, поскольку благодаря ему люди достигали ража , откуда, кстати, происходит слово маршал , т.е. тот, кто принимал марш . Маршалу же отдавали честь выкинутой вперёд рукой, пальцы которой изображали православную мудру. Эта мудра передавала энергию участников марша, маршалу - принимавшему марш. В свою очередь маршал слабой рукой принимал энергию марширующих и, обретая силу, ему переданную марштрующими, устанавливал связь с богами. Через него начинала литься божественная благодать на всех участников марша. Не случайно до сих пор солдаты, участвующие в парадном марше, испытывают благоговение при прохождении мимо трибуны.

Слово «генерал » сегодня означает воинское звание, а ещё недавно это был человек организующий, вернее рождающий агрегат Ра (ген + Ра+ ал) , который по своему уровню, т.е. по своим знаниям был выше маршала, поскольку мог правильно выбрать людей для ритуала, который предопределял все дальнейшие события.

Таблица 3. Соответствие волховских чинов воинским званиям

Ранг - это отличие должностей друг от друга уровнем достижения рахва, что следует из разложения этого слова на части: РА + начало + глаголить

См. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. М., «Молодая гвардия», 1988.

Фрагменты из книги:

Такое понятие, как «волхвы» слышали многие, например, о них написано в известном произведении О. Генри «Дары волхвов» и в Библии, но мало кто может с точностью ответить, кем являются эти люди. Термин имеет непосредственную связь с язычеством и магией.

Кто это волхвы?

В Древней Руси языческих жрецов и кудесников, которые, используя разные магические заклинания, управляли стихиями и предсказывали события будущего, называли волхвами. Самые известные волхвы из Библии, которые предсказали рождение Спасителя. Люди считали их пророками и целителями. Через какое-то время так начали называть знахарей, магов и чернокнижников. Если рассматривать иерархическое разделение, то волхвы Древней Руси находились рядом с правителями, делая для них разные предсказания.

Само слово «волхв» связано со старым славянским понятием, которое означает «бормотать или сбивчиво говорить». Отсюда можно сделать вывод, что основными методами работы языческих жрецов были многочисленные молитвы и заговоры. Стоит отметить, что от термина «волхв» произошло понятие «волшба». Есть также версия, что это слово имеет общее с термином «волосатый», поскольку у кудесников были длинные волосы.

Где жили волхвы?

На самом деле в истории многих стран упоминается о волхвах, которые обладали разными силами. Есть упоминания о распространении волхвования на территории древней Ассиро-Вавилонии и Ближнего Востока. От них маги перешли и на Римскую империю. Самыми известными являются волхвы на Руси и первые упоминания о них датируются XII столетием. Что касается версии из Библии, то там указано, что они прибыли в Иерусалим с Востока.


Чем занимались волхвы?

Существует огромное количество историй, мифов и преданий о многочисленных мистических функциях языческих жрецов. Чтобы понять, кто такие волхвы, необходимо узнать об их способностях:

  1. Их силы были огромны, благодаря чему они могли , лечить людей и проводить разные ритуалы.
  2. В те времена считалось, что волхвы могли парить в воздухе, дышать под водой и даже становиться невидимыми.
  3. Люди верили, что они неуязвимы и даже воскресают после смерти.
  4. Владели маги специальным календарем, по которому они определяли время молений.
  5. Считалось, что они могут управлять силами природы и даже устраивать затмения.
  6. Волхвы и их тайные учения интересуют многих исследователей, которые считают, что стать жрецом могли только избранные люди, получившие благословение богов и прошедшие длительное обучение.

Волхвы в Библии

В священном писании волхвами называют мудрецов и звездочетов, которые ориентируясь на движение небесных сил, предсказывали события будущего. Волхвы, пришедшие к Иисусу после того, как увидели необычную звезду, загоревшую над городом Вифлеемом, заранее знали о пророчествах, что на землю придет Мессия, который будет Спасителем народа. В Иерусалим они попали с Востока.

В Евангелие описаны волхвы и Иисус, но при этом точно не названо их количество и имена. Версия, что магов было трое, появилась в христианской литературе через какое-то время. Считается, что они представляли три возрастных категории людей. Спасителю волхвы в дар принесли: золото, ладан и смирну. Согласно легенде после они ушли на другие земли, были крещены и приняли мучительную смерть в странах востока. Их мощи хранятся в храмах Европы.

Волхвы в наше время

Историки считают, что настоящие волхвы, которые обладали магическими силами, уже канули в лето. Самым известным среди них является Вещий Олег. Некоторые современные маги и экстрасенсы называют себя языческими жрецами, но это не всегда является истиной. Следует помнить, что настоящие волхвы у славян не только обладали , но и управляли силами природы, а такими способностями похвастаться популярные нынче экстрасенсы не могут.

Выясняя, кто такие волхвы в современном мире, стоит отметить, что так принято называть носителей ведических знаний. Их главная обязанность заключается в том, что они отвечают за жизнь людей живущих по славянским традициям. Знания волхвов безграничны и они должны нести их людям. Еще современные языческие жрецы называют себя родоверами, но историки считают, что настоящие волхвы не имеют такого права, поскольку их силу должен признать род.

    О волхвах говорят много разного, но происхождение этого слова правильнее выводить от слова волшба (волшебство).

    Волхв может творить волшбу, имеет паранормальные способности и способен творить чудеса. Обладает обширными способностями в разных разделах естествознания, медицины и других. Может управлять собственным телом, психикой и разумом.

    Общее название их способностей называлось Ведарством .

    А разделы этого умения назывались:

    Облакогонительство способностью изменять погоду,

    Характерничество , объединяющее понятия экстрасенсорики, психологии, психотерапии и гипноза,

    Мечетничество , то есть влияние на уровне клеток, ДНК и волновое влияние,

    Наузничество , способность делать обереги,

    Кощунничество , знание родовых традиций и кощун-сказов,

    Зелейничество , способность применять на практике не только целительных свойств растений, но и минералов и сырья животного происхождения,

    Кобничество , способность распознавать знаки по полту птиц, поведению животных и насекомых и т.д.,

    Костоправство ,

    Лажение (ладки),

    Правки ,

    Очищение .

    Волхвы в толковании с древнерусского языка - волшебники, кудесники, гадатели. Волхвов можно назвать древнерусскими языческими жрецами, которые проводили богослужения и жертвоприношения. Кроме того, волхвы умели укрощать стихии и предсказывать будущее.

    Дары волхвов

    Волхвами назывались в древней Руси провидцы, прорицатели, кудесники, лекари, хранители тайн и знаний. Они умели предсказывать будущее, исцелять от недугов и совершать обряды. Они знали дату рождения Христа и первыми пришли поклониться, высказать свое почтение и принесли дары младенцу Иисусу Христу. Хотя сами скорее всего являются язычниками.

    Раньше я тоже думал, что волхвы это славянские маги . Оказывается есть более общее определение. Под волхвами понимают вообще всех таинственных жрецов древности, действовавших на огромной территории: от славянских земель до Ближнего Востока. Это особенный класс людей, как я понял, не имевший точно выраженной национальности.

    Это - мудрецы, прорицатели, волшебники, хранители древних тайн и знаний, а также целители, знахари (есть разные классы волхвов). Какому богу они поклонялись, неизвестно, но, когда родился Иисус Христос, они первыми пришли и оказали ему честь. Они шли к месту его рождения заранее, так как уже знали час и место, где он появится на свет.

    Они не жили вместе с людьми, а - в удалении, в местах, куда тяжело добраться, поэтому о них не так уж и много сведений.

    Куда они делись, неизвестно, может быть, часть из них живет среди нас? Но по прошествии древних времен, уже в эпоху Просвещения и Нового времени сообщений о волхвах нет никаких.

    Волхвы - это те же друиды. На Руси волхвы упоминаются в летописях о Новгороде, Пскове. Изначально их функции в общине сводились к добрым делам (лекари, предсказатели), но в последствии их стали называть чернокнижниками и еретиками.

    я думаю, что волхвы - это старое название всех магов и острологов, которых мы наблюдаем сейчас. поэтому они никуда не исчезли и существуют. они пытаются предсказывать будущее, гадают, следят за движением звезд и планет, гадают на таро и на рунах. все эти дела не угодны Богу, но слишком много людей хотят знать свое будещее и заглянуть в неведомое.

    Волхвы - это древне-русское слово. Так в Древней Руси называли кудесников, прорицателей и магов, предсказывавших будущее и совершавших языческие обряды, а также умевших исцелять от недугов с помощью различных снадобий и заклинаний. Волхвы были хранителями древних сакральных знаний, поэтому их считали волшебниками и мудрецами. Древние правители относились к ним с большим почтением и нередко обращались за помощью, когда требовалось, например, предсказать исход будущей битвы. Из известных литературных примеров - Песнь о Вещем Олеге, где кудесник-волхв предсказывает князю Олегу гибель от собственного коня.

    Согласно Евангелию, жившие на Востоке мудрецы-волхвы получили откровение о родившемся Царе Иудейском и отправились в Иерусалим с богатыми дарами, чтобы поклониться ему. Путь им указывала Вифлеемская звезда, которая двигалась по небосводу до самой пещеры в Вифлееме, где находился новорожденный младенец Иисус. Там волхвы поклонились Иисусу и поднесли Ему принеснные ими дары.

    Принеснные волхвами Дары - золото, ладан и смирна (драгоценное благовонное масло) были весьма символичны: золото преподносилось новорожденному, как Царю, ладан - как Первосвященнику, а смирна - как Избранному в качестве искупительной жертвы (по древне-израильскому обычаю ею бальзамировали тела умерших).

    Дары волхвов почитаются в христианстве как священная реликвия. В 2014 году они впервые в истории были привезены в Россию. Сотни тысяч верующих смогли поклониться Дарам волхвов в Москве, где они пребывали с 6 по 13 января, а также в Санкт-Петербурге, где Дары волхвов находились с 13 по 17 января 2014 года. Видевшие святыню рассказывают об этом необыкновенном событии и о том, что с ними происходило, вот здесь .

    Это жрецы, маги, знахари, ведуны, т.е служители языческих религий. Это славянское слово. И на Руси они были служителями религии славянских племен. А в Персии, Греции и др. их называли магами. Им приписывались различные умения: знание языка зверей, птиц,тайную силу камней и растений, предсказывали движения звезд и будущее.

    По некоторым данным, слово волхв имеет значение волшебство и образовалось от имени бога Велеса. У славян волхвы - это особый, избранный класс людей, предсказывающих прошлое и будущее, влияющих на погоду и исцеляющих болезни. К волхвам относились с большим почтом, к ним прислушивались князья и старейшины, эти мудрецы присутствовали на каждом общественном событии. Считалось, что они находятся в тесной связи с духами и богами.

    Библия волхвами называет мудрецов и звездочтов, способных по движению небесных светил предсказывать будущее. Волхвы, принесшие свои дары младенцу Иисусу, были уроженцами разных мест, Мельхиор был из Европы, Гаспар из Азии, а Бальтазар из Африки. О рождении мессии они знали заранее.

    На территории древней Руси волхвы были древнерусскими жрецами-язычниками, проводившими религиозные обряды. Они были уважаемы в обществе и занимали высокое положение, князья прислушивались к их советам. Вълхвъ обозначало волшебника, кудесника, предсказателя будущего и гадателя, знахаря и чернокнижника.

    Волхвъ в форме диалектного волохв имеет самое раннее упоминание в берестяной новгородской грамоте, найденной в 2014 г. и относящейся к периоду второй половины 12 века.

Материал из ЭНЭ

Волхвы

Особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы» или так называемые маги , мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его В. или мудрецы могли представлять собой разные степени «мудрости» - от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина В. - древний Восток; В. или маги появляются в качестве особого класса у мидян и персов . По свидетельству Геродота , они составляли одно из шести племен древних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках все религиозные функции, как это было, например, с племенем левитов у древних евреев. Но мидийское или персидское происхождение магов не может быть признано уже потому, что оно не захватывает существования волхвов в более отдаленные времена, у более древних народов, как, например, ассиро-вавилонян. Магия или волхвование было одной из важнейших отраслей знания в древней Ассиро-Вавилонии (см. Вавилония). Тамошние маги существенно отличались от жрецов; жертву богам, например, приносят жрецы, а изъясняют сны, предсказывают будущее В., маги, мудрецы. У них был свой глава или начальник, так называемый раб-маг, который, как и другие высшие чины, носившие соответствующие же титулы (раб-сарис, раб-сак), был одним из ближайших советников вавилонского царя (Иерем., XXXIX, 3 и 13). Сами В. разделялись на несколько разрядов, из которых каждый имел свою особую специальность и носил соответствующее название. К одному разряду относилось составление писанных заговоров или талисманов, прикладывавшихся к телу больных людей или к дверям домов, пораженных каким-нибудь большим несчастием. Волхвы, занимавшиеся этим, назывались хертуммимами, в собственном смысле магами. Другой класс мудрецов (ашшафимы или мекашафимы ) имел своей специальностью чтение заклинаний; третий класс (газеримы ) вел запись различных физических и астрономических явлений, которые служили для них основой предсказания будущих событий. Особенно важное значение имели газеримы или звездочеты. Ассиро-вавилонские В. были самыми знаменитыми в древности, так что их общее название халдеи сделалось впоследствии у других народов синонимом магов. У египтян также были мудрецы или В.; их волхвование весьма близко напоминает собой подобную же мудрость халдеев. Они также отличались знанием тайн природы, которыми пользовались для произведения необычайных явлений, как это можно видеть из их состязания с Моисеем в присутствии Фараона (Исход, VII, 8-12 и др.), истолковывали сны и делали предсказания на основании астрономических наблюдений. Но у египтян, сообразно с их более серьезным характером, и самые В. отличались большей серьезностью и преданы были главным образом научной разработке представлявшихся их наблюдению явлений. От ассиро-вавилонян В. перешли и к персам , где они сначала встретили себе сильный отпор со стороны туземных жрецов. Но затем магизм привился и у персов, слившись с местным жречеством, так что и самое слово маг или волхв у персов получило значение жреца или священника. Зороастр во многих древних памятниках выставляется как глава и преобразователь класса магов или волхвов. Из Персидской монархии понятия волхвов перешли к грекам, сначала азиатским, а затем и европейским. Под именем волхвов или магов (μάγοι ) греки стали вообще разуметь разных чародеев или колдунов, заклинателей, искусство которых имело иногда весьма сомнительное значение. Самое слово маги сделалось, особенно впоследствии, синонимом всякого обмана и шарлатанства. У греческих писателей, впрочем, можно заметить значительные колебания в этом отношении. У Эсхила, например, оно просто означает племя, как и в свидетельстве Геродота, а у Софокла уже имеет укорительный смысл, встречаясь среди поносительных эпитетов, которые царь Эдип прилагает к фиванскому мудрецу Тиресию (Oed. Tyr., 387). Платон с уважением говорит о магии Зороастра, как составляющей такую основу воспитания, которая лучше афинской (Alcib., I, p. 122). Ксенофонт также одобрительно отзывается о магах в своей «Киропедии ». По определению позднейшего лексикографа Свиды , магами назывались «у персов философы и богословы». В греческом переводе Библии под магами разумеются вавилонские и египетские мудрецы, снотолкователи , толкователи священных книг, врачеватели, волшебники, вызыватели мертвых и пр.

От греков, а потом и непосредственно от восточных народов, В. перешли к римлянам, которые весьма скоро стали смотреть на восточных В., как на низких обманщиков, бессовестно эксплуатировавших народное суеверие. Тацит называет мудрость восточных волхвов суеверием (magicae superstitiones ), а Плиний видит в ней «пустоту» и «обман» (vanitates magicae, mendacia magica ). Римские сатирики времен Империи бичуют как самих магов, так и их многочисленных клиентов. Несмотря на это, В. получали все больше и больше влияния в римском обществе. Во многих домах римской знати В. состояли на жалованье, а при дворе кесарей по временам жили целыми полками, играя важную роль во всех придворных интригах. Уже во II в. до Р. X. была попытка изгнать халдеев из Рима. Закон Суллы , относившийся к разным сикариям и тайным злодеям, на практике применялся и к В. В последующее время иные правители преследовали В., а другие, напротив, покровительствовали им. Так, император Август, старавшийся восстановить старый римский культ, запрещал азиатским В. и астрологам заниматься своими предсказаниями и даже сжигал их книги. Тиберий и Клавдий также издавали различные постановления касательно изгнания «математиков и магов», хотя известно, что лично Тиберий был далеко не равнодушен к ним и тайно окружал себя целыми «стадами халдеев» (по саркастическому выражению Тацита). Нерон относился к ним настолько благосклонно, что не прочь был принять участие в пиршествах магов. Веспасиан, Адриан и Марк Аврелий относились к ним с терпимостью. Некоторые из восточных В., как, например, Аполлоний Тианский , приобретали громкую известность. Самое понятие о магах все более расплывалось, и под ними разумелись вообще приверженцы всего таинственного и непостижимого. Знаменитый языческий полемист против христианства Цельсий почти не различал магов от христиан и приписывал самому Христу знание магии . Со своей стороны, христиане объясняли магией чудеса, совершавшиеся, будто бы, известными в то время еретиками. В царствование Каракаллы В. были сжигаемы живыми, а пользовавшиеся их чарами ко вреду другим были распинаемы или отдаваемы на растерзание зверям. Александр Север относился к В. так благосклонно, что давал им государственное содержание. Диоклетиан возобновил прежние против них указы, но вполне отрицательное отношение к ним установилось лишь при христианских императорах. Константин Великий издал ограничительные постановления касательно всякого волшебства, а его сын Констанций и последующие императоры запрещали магию под страхом смертной казни. Это отношение к В. нашло себе ясное юридическое определение в законах Юстиниана, послуживших основой последующего законодательства христианских народов.

В истории волхвов нельзя не упомянуть о евангельском указании на то, что во время рождения Христа в Иерусалим «пришли с востока В. и спрашивали, где родившийся царь иудейский» (Матф., II, 1 и 2). Что это были за люди, из какой страны и какой религии - на это евангелист не дает никаких указаний.

Но дальнейшее заявление этих В., что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося царя иудейского, которому и прибыли поклониться (II, 2), показывает, что они принадлежали к разряду тех восточных волхвов, которые занимались астрономическими наблюдениями.

Около времени Рождества Христова, а именно в 747 году после основания Рима, на небе видимо было чрезвычайно редкое сочетание планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Оно не могло не обратить на себя внимания всех, кто наблюдал за звездным небом и занимался астрономией , то есть именно халдейских волхвов. В следующем году к этому сочетанию присоединился еще Марс , который еще более усилил необычайность всего явления. Волхвы, поклонившись новорожденному Христу, найденному ими в Вифлееме, по свидетельству евангелиста, «отошли в страну свою», возбудив тем крайнее раздражение Ирода (см. Вифлеемское избиение младенцев). О них сложился целый цикл легенд, в которых восточные мудрецы являются уже не простыми волхвами, а царями, представителями трех рас человечества. Позже предание знает даже самые имена их - Каспар, Мельхиор и Валтасар , и подробно описывает самую их наружность. В восточных христианских сказаниях волхвы получают еще более внешнего величия и блеска. Они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7000 человек. По возвращении в свою страну (на отдаленнейшем Востоке, у берегов океана) они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него

–2). Узнав от волхвов о времени появления звезды, Ирод просил их сообщить ему, когда найдут Младенца, якобы для того, чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем волхвам вновь явилась звезда, которая "вела их" вплоть до места, где был Младенец. "И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою" (Мф. 2, 11 –12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить "всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф 2, 16).

Событие поклонения языческих магов Божественному Младенцу становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы, так как, следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как несовместимые с представлением о свободе воли и стремится опровергнуть их перед лицом эллинистической культуры. Во всей библейской литературе только евангелист Матфей употребляет термин magoi в позитивном смысле, относя его к группе людей, совершающих благочестивый поступок. Понятие "маг, волшебник" в Ветхом Завете всегда имеет негативный оттенок (заклинатели мёртвых: Лев. 20, 6 ; 2 Пар 33, 6 ; прорицатели при египетском (Быт 41, 8 , 24; Исх 7, 11 , 22; Исх. 9, 11) и вавилонском (Дан 1, 20 ; Дан. 2, 2 ; Дан. 4, 4 ; Дан. 5, 7 , 11, 15) дворах); дважды в Деяниях апостолов (Деян. 8, 9 и Деян. 13, 8) словом μάγοι названы, также в негативном смысле, астрологи и заклинатели.

В античной литературе в основном существует два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа. Геродот первый упоминает магов как особое персидское племя или эзотерическое сообщество, посвятившее себя царским жертвоприношениям, ритуалам погребения, предсказаниям и толкованиям снов . Известно также определение волхвов, данное Платоном или кем-то из его учеников в разговоре об учении одного молодого персидского аристократа: "Один из них преподает магию Зороастра, сына Ормузда; суть её в почитании богов" . В данном случае имеется в виду определённая профессия, суть которой в исполнении конкретных жреческих функций. Такое понимание было определено общим античным представлением о зороастризме . Со временем акцент в понимании этого слова всё больше смещается с выполнения жреческих функций на дивинационную практику астрологических предсказаний. Плиний Младший , напр., говорит о двух функциях магов: исцеление от болезней и предсказание будущего, при этом последнее считается более важным . Таким образом, этот изначально этнический термин прочно связывается с восточной астрологией и магией вообще .

Отсутствие в рассказе евангелиста точных указаний на происхождение волхвов, их число, мотив, который побудил их отправиться в путь, уже достаточно рано послужило основанием для многочисленных предположений экзегетов , а также для развития легендарных традиций как на Востоке, так и на Западе.

Попытки экзегетов уточнить, откуда "с востока" (греч. - ἀπὸ ἀνατολῶν) пришли волхвы, приводят с учётом возможных значений термина μάγοι (греч.) к трём основным вариантам решения: многие утверждают персидское или вавилонское происхождение волхвов, реже их родиной называют Аравию . Подтверждением персидского или халдейско-вавилонского происхождения волхвов может служить указание евангелиста на мотив, побудивший их пойти и поклониться "родившемуся Царю Иудейскому": "Мы видели звезду Его на востоке" . Контакты иудеев с народами Вавилона и Персии возникли достаточно рано и постоянно поддерживались, поэтому волхвы в силу своего интереса к религиозным проблемам вполне могли иметь представление об ожидаемом иудеями царе-Мессии и о пророчестве о мессианской звезде (Чис 24, 17). Звезда (у древних звезда или комета часто была указанием на рождение великого человека) стала тем знаком, который побудил волхвов искать родившегося царя в Иерусалиме , самом известном городе иудеев. Необычное небесное явление, даже без допущения знакомства волхвов, посвятивших себя изучению звёзд, с иудейскими верованиями, могло стать причиной их путешествия, так как появление на небе необычной звезды и в зороастризме, и в халдейской магии понималось как предзнаменование события, способного изменить мир .

В обширной астрономической литературе, связанной с данным вопросом , можно выделить следующие наиболее распространенные объяснения. Во-первых, появление сверхновой звезды, что, однако, невозможно точно доказать для этого времени; затем явление так называемой кометы Галлея, которая была видна ок. 12-11 гг. до Р. Х., но для понимания евангельского рассказа это событие произошло слишком рано. Мн. исследователи более обоснованным считают явление особой звезды и ссылаются на сообщение китайских астрономов о комете или сверхновой звезде (?) в 5-4 гг. до Р. Х. . И наконец, констелляция Юпитера и Сатурна, которая трижды происходила в 7- 6 гг. до Р. Х. и была хорошо заметна. Кроме того, именно эта констелляция была предсказана вавилонскими астрономами . Такое объяснение принимается многими толкователями, поскольку Юпитер считался "царской звездой", а Сатурн, "субботнюю звезду", иногда называли "звездой евреев" .

Согласно многим экзегетам, волхвы поклонились Младенцу как Сыну Божию. Обоснование также находят в особенностях употребления греческого глагола προσκυνα (поклоняться), что по греческим представлениям подобает только богам, а по восточным - также облечённым высокой властью людям, прежде всего царям . У евангелиста Матфея это слово употребляется в значении "поклонение" Иисусу со стороны тех, кто ожидает от Него помощи (Мф 8, 2 ; Мф. 9, 18 ; Мф. 15, 25 ; ср. Мф. 20, 20), например поклонение учеников (Мф 14, 33) Воскресшему Господу (Мф 28, 9 , 17). Поклонение волхвов подчёркивает величие Христа как Сына Давидова (Мф 1, 1), Сына Божия (ср. Мф 1, 20 –21; Мф. 2, 15) и Мессии Эммануила (ср. Luz. S. 120). Противники такой интерпретации ссылаются на то, что волхвы, придя в Иерусалим, искали именно царя ("Где родившийся Царь Иудейский?" - титул "царь иудейский" достаточно редко употребляется как мессианский). Кроме того, поклонение царю и дары могли быть просто способом выражения почтения (ср. Иер 19, 1 ; Иер 42, 6), которое не выходит за рамки обычаев многих древних народов (ср.: 1 Цар 10, 27 ; Пс 71, 10) .

Спорным является и вопрос о времени прихода волхвов в Вифлеем . Независимо от происхождения (вавилонское или персидское) ясно, что с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстояния до Иудеи они могли достичь Вифлеема не ранее, чем через несколько недель после рождения Младенца. Наибольшее распространение получило мнение, согласно которому волхвы прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее 2 лет, на это косвенно может указывать приказ Ирода "избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф 2, 16).

Патристическая и средневековая интерпретация

Христологическое толкование подразумевает, что сцена поклонения волхвов Младенцу Христу символизирует конец языческой магии, и мудрость мира, таким образом, получает совершенно новую оценку . Некоторые авторы считали волхвов гадателями, одержимыми бесами, которые, однако, были приведены Богом в Вифлеем, чтобы осознать грехи и признать власть Сына Божия . Многие отцы и учители Церкви осмысливают этот рассказ в контексте вопроса о христианской миссии и понимают приход волхвов как призыв язычников к спасению: волхвы - "первые из язычников" ; часто такое толкование имеет антииудейскую направленность - следствием поклонения язычников младенцу Иисусу становится "проклятие иудеев", которых в этом эпизоде представляют царь Ирод, его книжники и народ, ибо волхвы шли за звездой, а иудеи не верили своим пророкам . Назидательное толкование подчёркивает важность благочестивого поведения волхвов, в первую очередь их поклонение, принесение даров, которые часто воспринимались как символы .

Наиболее распространённым у ранних авторов является мнение о происхождении волхвов из Персии . Согласно мученику Иустину Философу и Тертуллиану , они прибыли из Аравии , реже встречается утверждение об их происхождении из Месопотамии или Эфиопии .

Имена волхвов Каспар, Мельхиор и Вальтазар появляются в раннем средневековье , позднее это мнение стало общепринятым (Иоанн Хильдесхаймский , XIV в., Иаков из Варацце , XIII в.). Встречаются описания внешнего вида волхвов: Каспар - безбородый юноша, Мельхиор - бородатый старец, Вальтазар - темнокожий , позднее - чёрный (Елизавета из Шёнау, XII в.).

Звезда, указавшая путь волхвам к месту рождения нового Царя, иногда соотносилась толкователями с мессианским предсказанием о восхождении звезды от Иакова (Числ 24. 17) языческого прорицателя Валаама . Начиная с Оригена существовало представление, что волхвы были потомками Валаама, которые из поколения в поколение передавали пророчество в своей среде, пока оно, наконец, не исполнилось в евангельской звезде Рождества .

Многие церковные авторы считают, что волхвы прибыли в течение 2 года после Рождения Христа . Эта интерпретация отражена в иконографии поклонения волхвов первых веков христианства, где Младенец изображается уже немного подросшим. Однако были отцы, считавшие, что событие поклонения произошло на 1-й неделе после рождения Иисуса, например, Августин Блаженный называет точное время - 13-й день после рождения .

В рамках христологического толкования евангельского рассказа дары волхвов (золото, ливан (ладан) , смирна) получают символическое значение: они указывают на царское, божественное и человеческое (страдание, смерть) служение Младенца . Начиная со священномученика Иринея Лионского и Оригена , смирна понималась как указание на предстоящую смерть Христа (Мк 15, 23 ; Ин 19, 39); золото подобает Иисусу как Царю, ладан - как Богу, смирна - как человеку . Иногда ладан - указание на первосвященническое служение Иисуса . Для автора толкования на Евангелие от Матфея , написанного в в., дары символизируют веру, разум и добрые дела . Для Евфимия Зигабена (XII в.) - это добрые дела, молитва и умерщвление страстей ; для святителя Григория Великого (кон. в.) - мудрость, молитва и умерщвление плоти . Начиная с позднего средневековья, существует толкование, что золото указывает на бедность Святого семейства, ладан - на зловоние в стойле, смирна была дана для здоровья Младенца .

Легендарные традиции Запада и Востока сохранили ряд особенностей и деталей жизни волхвов Один из древних текстов - "Книга сокровищ пещеры " ( в.) сообщает, что за два года до рождения Иисуса волхвы в Персии видели звезду особой формы, которая сопровождалась видением о девушке с коронованным ребёнком во чреве. Волхвы взошли на гору Нуд, чтобы взять дары, которые в одной из пещер этой горы были оставлены Адамом и Евой . Адам заповедовал своему сыну Сифу взять сокровища только тогда, когда явится необычная звезда; от Сифа это завещание передавалось из поколения в поколение. Три волхва поклонились Иисусу как Мессии , а по возвращении возвестили о Нём в своих странах. После Пятидесятницы они были крещены апостолом Фомой , проповедовавшим в их странах, и присоединились к нему в деле благовествования Евангелия. О 12 волхвах говорится в сирийской легенде (Хроника Зукнина, VIII в.) о завете Адама, данном сыну, и о чудесном явлении звезды, которая вела волхвов в пещеру сокровищ и в Иерусалим. Из поколения в поколение избирались 12 мудрецов, которые должны были каждый год восходить на высокую гору, где в молитве в течение трёх дней наблюдали за светилами, чтобы увидеть таинственную звезду.

Влияние восточных легендарных традиций на западные заметно уже в в., напр. в Opus imperfectum in Mattheum , который связан с тем же источником, что и Хроника Зукнина, так как в нём упоминаются 12 мудрецов и ожидание появления яркой звезды. В XIV в. европейская легендарная традиция в развитом виде нашла отражение в книге Иоанна Хильдесхаймского "Historia trium regum", повествующей о трёх царях - Мельхиоре из Нубии, Вальтазаре из Годолии и Каспаре из Фарса. Узнав о рождении Младенца благодаря звезде, предсказанной Валаамом, они отправились в Иерусалим отдельно друг от друга и встретились там из-за тумана не сразу. Мельхиор ожидал остальных на горе Кальвар, где воздвиг часовню; после встречи и беседы с Иродом они отправились в Вифлеем, где преподнесли Христу, кроме золота, ладана и смирны, другие предметы, принадлежавшие Александру Великому и царице Савской , а также сосуды из иерусалимского храма , похищенные халдеями. Мельхиор, кроме того, поднёс золотое яблоко (державу) и 30 динариев (они были утеряны Марией и Иосифом; их нашёл один пастух и отдал в иерусалимский храм, потом они послужили платой Иуде за предательство). Вернувшись на родину, они стали возвещать о Христе, построили часовню и храмы, в которых изображали Младенца с поднявшейся над крестом звездой. После Пятидесятницы апостол Фома отправился в те края, освятил часовню и поставил волхвов епископами.

Почитание волхвов

В западных календарях память Каспара отмечается 1 января, Мельхиора - 6 января, Вальтазара - 11 января. Впоследствии память трёх волхвов была приурочена к празднику Богоявления Господня - 6 января . В этот день устраивались представления, изображающие поклонение волхвов, получившие название праздника "Трёх королей". В православных календарях не было особого дня памяти волхвов; однако в ряде византийских рукописей под 25 декабря отмечается "Поклонение волхвов" , перешедшее и в некоторые современные месяцесловы. В "Житиях святых" по святителю Димитрию Ростовскому под 25 декабря помещено, кроме текста, посвящённого собственно Рождеству Христову, и отдельное "Сказание о поклонении волхвов", где, кроме прочего, сказано: _"А имена их такие: первый - Мелхиор, старый и седой, с длинными волосами и бородой; он принёс золото Царю и Владыке. Второй - Гаспар, молодой и без бороды с лицом румяным; он принёс ливан вочеловечившемуся Богу. Третий - Валтасар, смуглый лицом, с длинною бородою, он принёс смирну смертному Сыну Человеческому"

По преданию, мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь , в в.- в Милан . В г. по желанию императора Фридриха Барбароссы мощи были увезены в Кёльн архиепископом Рейнальдом, где в память об этом 24 июля был установлен местный праздник "Трёх королей". В настоящее время мощи хранятся в Кёльнском кафедральном соборе во имя Пресвятой Богородицы и апостола Петра . О гробницах волхвов в персидском городе Сава (ныне Саве , к юго-западу от Тегерана) сообщал в XIII в. Марко Поло.

Дары волхвов до в. хранились в Иерусалиме , император Аркадий перенёс их в Константинополь , впоследствии они были помещены в храме Святой Софии . По свидетельствам паломников, когда подаренное волхвами золото подносят к уху, "чудесным образом слышится как бы шёпот" . После падения Константинополя () Мария (Мара) Бранкович , вдова турецкого султана Мурада II и дочь сербского деспота Георгия Бранковича, привезла их на Афон . Когда в нарушение древнего запрета она подымалась от пристани к монастырю святого Павла , Богородица чудесным образом воспрепятствовала ей приблизиться к обители. Мария не посмела идти дальше и передала дары волхвов в руки игумена, который вышел ей навстречу в сопровождении братии. Впоследствии на этом месте иноки воздвигли часовню.

Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, поверхность каждой пластины украшена сканью. Ладан и смирна представляют собой маленькие шарики (до 60 штук). В настоящее время эта святыня хранится в ризнице монастыря святого Павла.

Иконография

Изображения волхвов, основанные на евангельском повествовании (Мф 2, 1 -12), а также на апокрифических текстах ("Протоевангелие Иакова ", Евангелие Псевдо-Матфея), известны с III в. как в живописи катакомб, так и в рельефах саркофагов. Они, как правило, включены в композиции Рождественского цикла и не встречаются в качестве единоличных образов. Наиболее распространённые сюжеты с волхвами: поклонение Богородице и Младенцу, путешествие за звездой, беседа с Иродом, возвращение в свои страны. Волхвы изображаются в коротких туниках, штанах и фригийских шапках, иногда одежды орнаментированы, что подчеркивает восточное происхождение волхвов (например, в церкви Успения Богородицы в Дафни, ок. ). В сцене поклонения волхвы с сосудами в руках представлены рядом с сидящей на престоле Богоматерью с Младенцем либо с одной стороны (например, катакомбы Каллиста, сер. III в., латеранский саркофаг, в.), либо с двух сторон (два волхва изображены в катакомбах Петра и Марцеллина, кон. III в.; в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, г. - на триумфальной арке, рядом с престолом, на котором сидит Младенец Христос, беседующими с Иродом; волхвы в обтягивающих расшитых жемчугом нарядах и фригийских шапках). В церкви Сант-Аполлинаре Нуово ( в.) сцена поклонения волхвов находится на северной стене перед вереницей мучениц, подходящих к Богоматери. В образах волхвов можно отметить новые черты, характерные для византийской иконографии: если до сих пор они изображались безбородыми, то здесь и в последующих памятниках Гаспар представлен в виде старца с седой бородой, Вальтазар - средовеком, Мельхиор - юношей. В церкви Сант-Аполлинаре Нуово иллюстрируется путешествие волхвов на конях и Акафист.

Почитание волхвов в средневековье было связано с перенесением их мощей из Милана в Кёльн (). В пространном сказании о "Трёх святых царях" Иоанна Хильдесхаймского наряду с изложением легендарной истории волхвов и повествованием об обретении и перенесения их мощей содержится возвышенная похвала Кёльну. Заключительная 46-я глава "О прославлении трёх святых царей, о том, как надлежит их хвалить" свидетельствует о значении их почитания для Церкви. Особенности местного кёльнского празднования и рождественские мистерии оказали влияние на русскую иконографию. Так, на псковской иконе "Собор Богоматери" (Государственная Третьяковскоя галерея, нач.