Национальная политика и межнациональные отношения как предпосылки распада ссср. Национальный вопрос и национальные отношения

Тема работы:
Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80-90 х годов.
Распад СССР

Введение

Актуальность изучения межнациональных отношений в СССР на рубеже 80-90 х годов обуславливается необходимостью пристального внимания к сфере национальных отношений и национальной безопасности государства, поскольку действительность последних лет обусловлена тем, что на территории бывшего СССР развиваются процессы, для которых характерны межнациональные и межэтнические конфликты, усиление напряженности по линии "центр-периферия", выражающиеся в "параде суверенитетов", тенденции автономизации вплоть до сепаратизма, войны в Чечне, росте терроризма и экстремизма. Частью ментальности гражданина России стали вошедшие в лексический обиход слова "беженец", "мигрант", "вынужденный переселенец", "незаконные вооруженные формирования", "межнациональные конфликты" и др. В результате распада СССР нарастает политизация ислама, рост мусульманского фундаментализма, реализация идей панисламизма.
Ни одна страна в мире, ни один регион не застрахованы от импровизированного взрыва находящихся в боевой готовности "этнических бомб". Как показывают события на Балканах, в Афганистане, на Ближнем Востоке, на Кавказе, современная цивилизация не располагает эффективными военными средствами прекращения уже возникших на национальной почве конфликтов.
Все это требует качественно новых подходов к анализу и исследованию сложившихся межнациональных отношений, выявлению их особенностей, ведь современная Российская Федерация, также как и СССР, является многонациональным федеративным государством, построенным на договорных отношениях. Межнациональные отношения составляют очень важную часть жизни общества. Их динамичное и сбалансированное развитие является залогом существования Российской Федерации как единого государства. И такое развитие невозможно без глубокого знания и правильного учета уроков давней и недавней истории.
Степень научной разработанности проблемы. Существует масса работ по истории "перестройки", в которых рассматриваются причины обострения межнациональных отношений и распада СССР. Свое понимание причин распада дают экономисты и правоведы, политологи и социологи, философы и этнографы, историки и представители других специальностей.
К проблеме исследования природы и специфики межнациональных и межэтнических отношений обращались в разное время (О.И. Аршиба, Р.Г. Абдулатипов, А.Г. Агаев, В.А. Тишков, В.Г. Казанцев, Э.А. Паин, А.И. Шепилов, В.Л. Суворов, А.А. Котенев, Н.В. Божко, Н.А. Федорова, И.П. Чернобровкин, В.Г. Бабанов, Е.В. Матюнин, В.М. Семенов);
Влияние национализма на характер политических процессов изучали В.А. Тишков, Э.А. Поздняков, Г.Г. Водолазов, Ю.А. Красин, А.И. Миллер, Н.М. Мухарямов, В.В. Коротеева.
Влияние этнических общностей и наций на политический процесс рассматривается также в трудах многих западных авторов (П.Л. Ван ден Берг, А. Коэн, Э. Линд, Ф. Таджмен, О. Бауэр, М. Бергесс, Ф. Барт, Б. Андерсон, Э. Смит, К. Энлос, М. Вебер, Н. Глейзер, Э. Дюркгейм, Д. Белл, Г. Каллен, Х. Ортега – и – Гассет, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, П. Сорокин, С. Хантингтон, Ж. Фовэ).
В середине 1990-х гг. когда началось переосмысление последствий распада единого политического пространства СССР, возникла необходимость научного анализа новых тенденций в процессе взаимодействия России с новыми государствами ближнего зарубежья. 1 Интерес исследователей к данной проблематике подтверждается появлением комплекса серьезных работ, освещающих стратегию власти на постсоветском пространстве. 2
Таким образом, в научной литературе существуют самые разные, порой противоположные точки зрения на вопросы межнациональных отношений, и оценки роли межнациональных в судьбе СССР. Это свидетельствует о том, что проблема нуждается в дальнейшем серьезном изучении.
Целью данной работы стал анализ межнациональных отношений в СССР на рубеже 80-90 х годов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
      проанализировать национальную политику в СССР в указанный период времени;
      выявить возможные причины и истоки проявления межнациональных конфликтов на территории Советского Союза;
      рассмотреть общие причины распада СССР;
      проследить хронологию событий, приведших к распаду СССР;
      выявить роль межнациональных конфликтов в распаде СССР.
В соответствии с заявленными задачами структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы. Основное содержание работы изложено на 29 страницах.

1. Межнациональные отношения в СССР

1.1. Межнациональные отношения и национальная политика в СССР

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Можно выделить следующие уровни межэтнических взаимоотношений:
1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни;
2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности 3 .
Для России как многонационального государства обеспечение межнационального мира и согласия, урегулирование межэтнических и этнополитических конфликтов расценивается экспертами как важнейший составной элемент сферы национальной безопасности страны.
В недавнем прошлом в советский период национальная политика по ряду параметров строилась на иных ценностях и принципах, нежели сейчас. Она, в частности, подчинялась задаче построения социалистического государства, мира социализма. В ней, прежде всего, присутствовала инициатива и определяющая роль КПСС, в то время как структурам исполнительной и законодательной власти приходилось больше конституировать директивы советского партийно-политического руководства.
Процессы развития современной национальной политики Российского государства имеют свои истоки и базу, основываются на предыдущем опыте как позитивном, так и негативном.
Национальная политика начального советского периода в стране определялась руководством РКП (б) и была нацелена на привлечение на свою сторону народов российских окраин политикой широких перспектив независимости, самоопределения. На начальном этапе органы народного представительства в лице Советов разных уровней играли весьма активную роль в решении национальных вопросов. Однако с течением времени и с закреплением советской власти на местах партийное руководство стало урезать их самостоятельность в принятии решений. Отношение к народам России со стороны большевиков определялось, в первую очередь, революционной целесообразностью, ради которой они часто шли на уступки, считавшиеся "одним шагом назад".
В русле этой политики и во исполнение своих деклараций советское руководство пошло на создание Федерации свободных республик в лице Союза СССР, который в скором времени стал не федерацией, а жестко централизованным государством. В практическом плане руководство СССР начало выстраивать весьма громоздкую многоуровневую территориально- административную систему (союзная, автономная республика, автономная область, автономный округ, национальные районы, национальные сельсоветы). При декларировании высоких целей, например, самоопределения, основные документы, включая Конституцию СССР, не предусматривали процедур реализации этих принципов на деле.
Как показала практика, советское руководство унаследовало от царской России достаточно пренебрежительное отношение к законодательной власти в области национальной политики. Советы по сути являлись исполнителями решений партийного руководства, которое и определяло эту политику. Но, по сравнению с Думой, Советы оказались в еще более уязвимой позиции: они не могли реально даже обсуждать наиболее острые национальные проблемы, а только следовать в фарватере линии партии 4 .
Вместе с тем, советская власть осуществила ряд принципиально важных решений для развития национальных окраин - развитие экономики, повышение грамотности и образовательного уровня, издание книг, газет и журналов на многочисленных языках народов СССР. Но, вместе с тем, не создавая исследовательскую базу в сфере национальной политики, власть закрывала глаза на наличие скрытых противоречий и часто сама закладывала бомбы замедленного действия в виде произвольно проводимых границ между национальными образованиями, исходя из принципа политической целесообразности. Таким образом, закладывался фундамент многонационального государства, в котором имелись свои сильные стороны и уязвимые места.
Ввиду закрытости для исследования и обсуждения национальных проблем в научных кругах в советский период, суждения по наиболее острым проблемам национальной политики и межнациональных отношений, прежде всего, выносились высшим партийным руководством страны.
Принятая в 1977 году Конституция СССР характеризовала построенное в СССР "развитое социалистическое общество" как общество, "в котором на основе сближения всех социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей возникла новая историческая общность людей - советский народ". Таким образом, "новая общность" представлялась в преамбуле новой Конституции одним из основных отличительных признаков "развитого социализма". Советский народ провозглашался главным субъектом власти и законотворчества в стране. "Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов… все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам", - гласила статья 2 новой Конституции. В других статьях декларировалось равноправие граждан вне зависимости от расовой и национальной принадлежности (статья 34), утверждалось, что "экономика страны составляет единый народнохозяйственный комплекс" (статья 16), что в стране имеется "единая система народного образования" (статья 25). В то же время основной закон страны утверждал, что "за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР" (статья 71), каждая союзная и автономная республика имеет свою Конституцию, учитывающую их "особенности" (статьи 75, 81), территория республик "не может быть изменена" без их согласия (статьи 77, 83), "суверенные права союзных республик охраняются Союзом ССР" (статья 80). Таким образом "советский народ" в Конституции представал на словах единым, но реально разрезанным на различные "суверенные" и "особенные" части. Последнее соответствовало также духу никем не отмененной Декларации прав народов России, провозгласившей еще на заре советской власти (2 ноября 1917 г.) не только "равенство и суверенность народов России", но и их право "на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства" 5 .
Исследователи выделяли в единой "новой исторической общности" явно различающиеся по возможностям реализации своего суверенитета нации, народности, этнические и национальные группы. Единого мнения об их соотношении в советское время так и не было выработано. М. И. Куличенко в своей работе "Нация и социальный прогресс" (1983) полагал, что из 126 национальных общностей, зафиксированных при обработке материалов переписи 1959 года, к категории наций принадлежали 35 национальностей, к народностям - 33, к национальным группам - 35, к этническим группам - 23. Из 123 общностей, выявленных переписью 1979 года, к нациям были отнесены 36, к народностям - 32, национальным группам - 37, этническим группам - 18 национальностей 6 . Но это был лишь один из вариантов типологизации общностей, были и другие, существенно отличавшиеся от приведенного. Разные возможности для реализации своих жизненных интересов имели народы "титульные" и "нетитульные", национальные большинства и меньшинства.
Экономический кризис, особенно остро обозначившийся в 80-е годы прошлого века, сказался на социально-политической сфере и, как следствие, на состоянии межэтнических отношений в СССР. Высшее руководство страны уже не могло адекватно реагировать на проблемы и вызовы внутренней и внешней политики, а его национальная политика стала приобретать рефлекторный характер. Этот кризис особенно серьезно сказался на национальных отношениях, поставил под сомнение всю советскую систему территориально- государственного и национального устройства, содействовал росту национализма и, в конечном итоге, во многом предопределил развал Союза ССР. Однако кризис привел к тому, что советские руководители все меньше отваживались решать национальные проблемы самостоятельно и все больше - переносить их на законодательный уровень, вследствие чего начала возрастать роль их правового регулирования высшей законодательной властью - Верховным Советом СССР.
Президент СССР и его окружение слишком быстро пошли на преобразования в политическом плане, не осознав того очевидного факта, что демонтаж советской идеологической интернационалистской системы, которая, по существу, цементировала межнациональные отношения, приведет к краху советской системы национально-территориального устройства страны, что и произошло. Даже их позитивные действия - включение науки в исследование национальных отношений, органов законодательной власти - в процесс их правового регулирования - выглядели уступками и, в конечном итоге, обернулись против них. Как и в переходный период 1917 г. национальные отношения стали инструментом в борьбе за власть между союзным руководством и группировавшимся вокруг Б.Н.Ельцина руководством РСФСР. При этом инициатива явно принадлежала последнему. В результате многие националисты получали все большие послабления, о которых ранее они и не могли мечтать. Возврат к традиционным силовым методам решения споров с ними для советского руководства уже не мог сработать.
Поздний советский опыт показал, что деятельность в сфере национальной политики может быть эффективной в условиях, когда исполнительная власть проводит достаточно четкую, реалистичную и последовательную политическую линию. Если же действия последней, как это наблюдалось в период перестройки, отличаются отсутствием системы, непоследовательностью и противоречивостью, то и усилия всех ветвей власти станут такими же неэффективными.
Развернувшаяся политическая борьба за власть в стране в период 1992-93 гг. оказала самое негативное воздействие на становление системы межнациональных отношений. Российский парламент в лице Верховного Совета РФ практически перестал заниматься национальными проблемами, которые все больше и больше использовались противоборствующими силами в своих интересах. Национальная политика стала на время заложницей политической борьбы за власть.

1.2. Межнациональные конфликты на территории СССР и их истоки

Территориальный принцип национально- государственного устройства СССР с течением времени обнаруживал все большее противоречие с растущей интернационализацией состава населения "национальных" образований. Наглядным примером являлась Российская Федерация. В ней в 1989 году проживало 51,5 % всего населения СССР. Общее число российских народов чаще всего обозначалось неопределенным выражением: "Более ста". Республика имела сложную иерархическую систему национально-государственного и административного устройства. В ее состав входило 31 национально-государственное и национально-территориальное образование (16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов). Народов-эпонимов (именем которых названы автономные образования) было 31. При этом в четырех автономных образованиях было по два "титульных" народа (в Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Карачаево-Черкессии, в Ханты-Мансийском автономном округе). У бурят и ненцев было по три автономных образования, у осетин - два (одно в России, другое в Грузии). Дагестанскую АССР населяли 26 коренных народов. Другие этносы своих территориальных национальных образований не имели. Наряду с автономными национальными образованиями РФ включала "русские" края и области, не имеющие официального национального статуса. При такой ситуации среди разных народов естественным образом возникали движения за выравнивание и повышение своего "государственного" статуса или за обретение такового.
Народы, проживавшие в СССР в рассматриваемый период, существенно отличались друг от друга по темпам роста своей численности. Например, численность народов, каждый из которых насчитывал в 1989 году более миллиона человек, с 1959 года изменилась следующим образом. Количество латышей и эстонцев увеличилось на 3 и 4 %; украинцев и белорусов - на 18 и 26 %; русских и литовцев - на 27 и 30 %; киргизов, грузин, молдаван - на 50-64 %; казахов, азербайджанцев, киргизов - на 125-150 %; а узбеков и таджиков - на 176 и 200 %. 7 Все это создавало естественную озабоченность отдельных народов демографической ситуацией, которая усугублялась нерегулируемой миграцией населения.
Противоречия в национальной сфере довольно часто выходили из латентного состояния на поверхность общественной жизни. Так, на протяжении всего рассматриваемого периода давали о себе знать движения советских немцев и крымских татар, утративших в годы Великой Отечественной войны свои автономии, за восстановление национально-территориальных образований. Другие репрессированные ранее народы требовали разрешения возвратиться к местам прежнего жительства (турки-месхетинцы, греки и др.). Недовольство условиями жизни в СССР порождало среди ряда народов (евреи, немцы, греки) движения за право эмигрировать на "историческую родину".
Протестные движения, эксцессы и другие акты недовольства национальной политикой возникали и по другим поводам. Можно отметить целый ряд событий, происходивших задолго до распада СССР. Отметим лишь некоторые. С 1957, особенно в 1964-1970-х гг., в ответ на усиление курса «сплошной интернационализации» - политики русификации в управлении республиками, перекраивания республик, противопоставления народов-«спецпереселенценцев» коренным и т.д., в ряде республик проявились протестные настроения против национальной политики центра, выливавшиеся нередко и в межнациональные конфликты.
Так, 24 апреля 1965 года в связи с 50-летием геноцида армян в Турции состоялось несанкционированное стотысячное траурное шествие в Ереване. Студенты и присоединившиеся к ним рабочие и служащие многих организаций шли к центру города с лозунгом "Справедливо решить армянский вопрос!". С полудня на площади Ленина начались митинги. К вечеру толпа окружила здание оперы, где проходило официозное "собрание общественности" в с 8 вязи с годовщиной трагедии. В окна полетели камни. После этого демонстранты были разогнаны с использованием пожарных машин.
8 октября 1966 года прошли митинги крымских татар в узбекских городах Андижане и Бекабаде. 18 октября они митинговали по случаю 45-летия образования Крымской АССР в Фергане, Кувасае, Ташкенте, Чирчике, Самарканде, Коканде, Янгикургане, Учкудуке. Многие митинги разогнаны. При этом только в Ангрене и Бекабаде были задержаны более 65 человек, 17 из них осуждены за участие в "массовых беспорядках". При разгонах митингов в этих двух городах милицией использовались брандспойты, дымовые шашки и дубинки.
22 мая 1967 года во время традиционного собрания и возложения цветов к памятнику Тараса Шевченко в Киеве были задержаны за участие в несанкционированном мероприятии несколько человек. Возмущенные люди обступили милицию и скандировали "Позор!". Позднее 200-300 участников собрания направились к зданию ЦК, чтобы выразить протест и добиться освобождения арестованных. Власти пытались остановить движение колонны водой из пожарных машин. Министр охраны общественного порядка республики был вынужден освободить задержанных.
2 сентября 1967 года милиция разогнала в Ташкенте многотысячную демонстрацию крымских татар, протестующих против разгона 27 августа двухтысячного собрания-встречи с представителями крымско- татарского народа, возвратившимися из Москвы после приема их 21 июня Ю. В. Андроповым, Н. А. Щелоковым, секретарем Президиума Верховного Совета СССР М. П. Георгадзе, генеральным прокурором Р. А. Руденко. При этом были задержаны 160 человек, 10 из них осуждены. 5 сентября 1967 года был издан указ Президиума ВС СССР, снимающий с крымских татар обвинение в предательстве. Им возвращались гражданские права. Татарская молодежь получала право учиться в вузах Москвы и Ленинграда, но татарские семьи не могли приезжать и селиться в Крыму.
Длительного времени потребовало преодоление последствий столкновения между узбекской и русской молодежью, произошедшего во время и после футбольного матча между командами "Пахтакор" (Ташкент) и "Крылья Советов" (Куйбышев) 27 сентября 1969 года на ташкентском стадионе, вмещающем более 100 тысяч человек. Некоторым данным, было арестовано несколько сотен человек. Вместо придания огласке этих случаев и принятия мер, чтобы не допустить в будущем подобных эксцессов, руководители республики пытались свести к минимуму информацию о масштабах происшедшего. Понимая всю неприглядность случая, особенно на фоне помощи Ташкенту РСФСР и других союзных республик после разрушительного землетрясения 1966 года, Ш. Р. Рашидов не хотел, чтобы инцидент расценивался как узбекский национализм, и сделал все, чтобы скрыть его от Москвы.
В 1974-1976-х гг. по всем союзным и ряду автономных республик прокатились митинги протеста против новой волны русификации - ограничения языков титульных национальностей, которые зачастую вырастали в серьезную постановку национального вопроса 9 .
Период 60-80-х годов характеризуется значительным усилением сионистских настроений среди советских евреев, инспирируемых зарубежными сионистскими центрами. Следствием "пробуждения у молодежи еврейского сознания" был рост эмиграционных настроений. По переписи населения, проведенной в январе 1970 года, в СССР насчитывалось 2151 тысяча евреев. Но эта цифра не включала так называемых скрытых евреев, общее число которых по некоторым оценкам составляло до 10 млн. человек. Сионизм и сопутствующий ему как протест против этой идеологии антисемитизм стали серьезной проблемой во многих городах СССР. В целях опровержения обвинений в том, что в СССР якобы проводится политика государственного антисемитизма, была выпущена официозная брошюра "Советские евреи: Мифы и действительность" (М.: АПН, 1972). В ней были представлены факты, показывающие надуманность подобных суждений. В частности, указывалась, что, по данным переписи 1970 года, в СССР евреи составляли менее 1 % от общего количества населения всей страны. В то же время из 844 лауреатов Ленинской премии было 96 (11,4 %) евреев, 564 (66,8 %) русских, 184 (21,8 %) представителя других национальностей. Высшее почетное звание Героя Социалистического Труда получили 55 человек еврейской национальности, дважды этого звания удостоены - 4 еврея, трижды - три представителя этой национальности. В 1941-1942 годах из прифронтовой полосы (западные районы страны, где евреи жили сравнительно компактным населением) было отправлено в глубокий тыл около 2 млн. граждан еврейской национальности (13,3 % от 15 млн всех эвакуированных), что при политике государственного антисемитизма было бы вряд ли возможно. Подчеркивалось также, что "советский паспорт является важным средством национальной идентификации, указание в нем национальности - дань уважения к нации его владельца".
В прибалтийских республиках распространению антирусских настроений способствовали местные партийные власти, которые совершенно отчетливо проводили политику на обособление групп населения по национальному признаку.
В январе 1977 года дело дошло до террора на национальной почве. Трое армян, Степанян, Багдасарян и Затикян, являвшиеся членами подпольной националистической партии, приехали в Москву с целью нелегальной борьбы против русских людей. В субботу, 8 января, во время школьных каникул ими были взорваны три бомбы - в вагоне метро, в продмаге и неподалеку от ГУМа на улице 25 Октября. Результатом было 37 погибших и раненых. После неудавшейся попытки взорвать три заряда на Курском вокзале накануне 7 ноября 1977 года преступники были раскрыты.
После принятия Конституции 1977 года ситуация в межнациональных отношениях не менялась к лучшему и в других регионах страны. Своеобразие и острота ситуации показана в книге О. А. Платонова. "Отток ресурсов Русского народа в национальные регионы СССР, - пишет он, - сильно ослабил главную нацию, резко ухудшил ее материальное положение. Вместо строительства фабрик и заводов, дорог и телефонных станций, школ, музеев, театров в Центральной России ценности, созданные руками русских, обеспечивали условия для преимущественного развития других народов (и прежде всего их правящих слоев). В результате в национальных республиках возникает значительное количество людей, живущих на нетрудовые доходы, за счет спекуляций и махинаций ресурсами русского народа. Именно в этой среде постепенно формируются и переплетаются между собой мафиозные кланы, “опекающие” разного рода “теневиков” и “цеховиков”, и националистические организации (всегда связанные с западными спецслужбами). Весьма характерно, по мнению Платонова, что чем больше та или иная национальная республика неоправданно потребляла за счет ресурсов русского народа, тем сильнее были ее мафиозные и националистические организации (Грузия, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Эстония). В Грузии мафиозные и националистические организации, тесно переплетенные между собой, стали влиятельной силой общества, а их лидеры - образцом для подражания молодежи, особенно студенческой… Не лучшее положение сложилось и в Армении. Здесь мафиозно-националистические кланы уделяли особое внимание “воспитанию” молодежи. Армянским детям и подросткам с малых лет внушали идеи об исключительности армянской нации. Многие армяне к зрелому возрасту становились убежденными националистами, причем с антирусской направленностью, которую они получали не без помощи широко разветвленной подпольной националистической организации дашнаков. Распад СССР фактически сокрушил все сложившиеся основные структуры общества: государственное пространство, политическую систему безопасности, культуру, инфраструктуру. Сегодня они формируются заново, уже в рамках 15 самостоятельных государств. Столь радикальная трансформация общественных структур нередко становилась источником национальных конфликтов. Коренные перемены в СССР в 1985-1991 г.г. осуществлялись в ходе так называемой "перестройки" - революционной радикальной формы преобразования общества. Как политический термин она противостоит таким понятиям, как "совершенствование", характерное для иного, эволюционного типа развития.
В российской историографии существует огромный диапазон оценок, мнений и концепций, с разных методологических подходов рассматривающих и объясняющих феномен трансформации Союза ССР в 1980-1991 гг., которые в целом можно дифференцировать в три группы.
Первая группа исследователей "тектонического сдвига", условно определяемая автором державно-патриотической, анализирует трансформационно- модернизационные процессы с критической позиции - как разрушительные процессы и катаклизмы, обусловленные последовательными провалами в политической, экономической, социальной практиках государственного управления. Различие во взглядах исследователей данной группы заключается лишь в разных определениях конкретных политических, социальных, этносоциальных и прочих акторов, "проваливших" осуществление оптимальных преобразований в единой стране-державе. В.А. Тишков, применяя социально-конструктивистскую парадигму в инструменталистском ключе, определяет всю этническую политику периода перестройки грандиозным провалом, главным аргументом в пользу упразднения СССР для его оппонентов, и "огромным успехом лидеров нерусских национальностей, которым удалось мирным путем расчленить СССР" 10 . Другие эксперты, также придерживаясь парадигмы распада "великой державы", руководствуются "теорией иностранного заговора" и определяют виновниками дезинтеграции – одни – "американский империализм", другие – "международный сионизм", третьи – "сговор внешних и внутренних врагов" и т.д. А.В. Ципко распад державы объясняет сопротивлением самого народа назревшей перестройке, ее ценностям и, соответственно, реформам 11 .
Вторая группа исследователей, определяемая условно либерально- демократической, исследует исторические события, приведшие к кардинальным изменениям, в т.ч. и к гибели единого государства, как объективный процесс демокр атизации бесправного общества, как в целом позитивно-модернизационное системное явление на пути к общечеловеческим ценностям и общепризнанным международным принципам равноправия народов и права их на самоопределение.
Третья группа экспертов изучает советское государство как обычную тоталитарную модель, сформированную всей отечественной историей. Советская бюрократическая система также плод предыдущей политической культуры и ее классического имперского мышления. Академик Г. Лисичкин указывает основной проблемой государства и общества имперское сознание народных масс: "Россия больна не с 1917 года. Большевики продолжили и обострили губительные процессы, которые уже не одно столетие подтачивают организм российского общества" 12 .
Отмечается, что огромный диапазон суждений, взглядов и концепций обществоведов об этом сложном периоде государства и его общества свидетельствует о незавершенности эпохальных преобразований, объективно инициированных политическим руководством страны во всех сферах общественной практики, о доминировании по-прежнему идеологических установок и политического измерения. Подчеркивается целесообразность локализации поиска на выявлении этномобилизующего фактора основных федеральных преобразований, инициированных политической властью.

2.2. Хронология событий

Распад СССР происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением).
В период 1989-1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики - хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов.
С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью).
Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году, а на территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов.
Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт. Происходят взаимные этнические чистки, причем в Азербайджане это сопровождалось массовыми погромами. В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В апреле 1991 года между двумя советскими республиками фактически начинается война.
В 1990 году происходят беспорядки в Ферганской долине, особенностью которой является смешение нескольких среднеазиатских национальностей (ошская резня). Решение о реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму - между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии - между осетинами и вернувшимися ингушами 13
и т.д.................

В теории и практическом плане большой интерес представляет конкретно-исторический опыт осуществления программы по национальному вопросу, соответствующая национальная политика, результатом которой было установление новых межнациональных отношений в СССР.

В Российской империи национальный вопрос был одним из острых вопросов общественно-политической жизни . Его значение, сложность и острота обусловливались тем, что нерусские национальности составляли большинство населения (57%), необычайно пестрой была этническая структура населения (свыше 200 наций, народностей, этнических групп), весьма сложными и запутанными были исторически сложившиеся взаимоотношения между народами во многих регионах: национальные окраины нередко находились на докапиталистическом уровне развития и отличались крайней отсталостью; межнациональные противоречия и конфликты часто переплетались с религиозными. Официальная политика самодержавия в национальном вопросе с известным креном в великорусскую державность и официальной идеологией «самодержавия, православия, народности» стимулировала, особенно с конца XIX в., недовольство среди народов местных этнических групп (поляков, финнов, евреев и др.).

Решение этих острейших вопросов, в том числе проблем формирования новых взаимоотношений между народами, потребовало глубокой разработки теоретических положений, программных задач во всех областях, связанных с планами социалистического строительства. Первым законодательным актом Советского правительства по национальному вопросу была «Декларация прав народов России» . Впоследствии было принято много других официальных документов по данному вопросу.

Одним из значительных шагов в решении национального вопроса после победы Октябрьской революции было создание многими народами своей национальной государственности.

В процессе самоопределения складывались различные формы национальной государственности: союзная республика, автономная республика, автономная область, национальный округ. Имели место и разные формы административно-территориального устройства для компактно проживающих этнических меньшинств (сельские, районные, волостные национальные Советы). Органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, нравы и обычаи соответствующих народов. Были изданы специальные законы, обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях, обслуживающих местное инонациональное население и национальные меньшинства.

Однако деление единой многонациональной России на национально-территориальные образования изначально было непродуктивным, противоречивым шагом . Раздел территории был осуществлен произвольно, в нем сразу же были заложены противоречия, которые дали о себе знать спустя десятилетия. Республики-государства, получившие свои названия по названиям коренных наций, реально по фактическому составу населения представляли собой полиэтнические образования. Кроме того, разные этносоциальные общности получили разную степень суверенизации: одни – статус союзных республик, другие – автономных. Многие народы оказались в многоступенчатом подчинении – автономные республики входили в состав союзных республик, автономные области – в состав краев, национальные округа были в составе края или области.

В соответствии с принципами провозглашенной национальной политики Советское правительство признало независимость и право на самостоятельное государственное существование Польши, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, входивших ранее в состав Российской империи . Образовались Украинская, Белорусская, Азербайджанская и другие советские республики. Были провозглашены Туркестанская, Башкирская, Татарская, Чувашская, Марийская, Удмуртская, Карельская и другие автономные республики и области.

Образование СССР в декабре 1922 г. было торжеством ленинской национальной политики. Дальнейшее развитие многонационального государства шло по пути совершенствования национально-государственной структуры и национально-государственных взаимоотношений. Если к началу 1923 г. в стране было 33 национально-государственных и национально-территориальных образования, то к 1937 г. их число возросло до 51. Среди них было 11 союзных республик, 22 автономные республики, 9 автономных областей и 9 автономных (национальных) округов.

В центре национальной политики Советского государства находилась практическая деятельность по преодолению огромной отсталости многих народов страны. Для решения этой труднейшей задачи были обеспечены ускоренные темпы роста их экономики и культуры . Если в центральных промышленных регионах за годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) объем промышленного производства вырос в 2 раза, то в национальных республиках и областях – более чем в 3,5 раза, а в республиках Средней Азии – почти в 5 раз. За годы двух первых пятилеток (1928-1937 гг.) валовая продукция крупной промышленности в целом по СССР увеличилась в 9 раз, а в Киргизии – в 94 раза, в Таджикистане – в 157 раз. Не менее выразительными были достижения культурной революции в национальных республиках. Так, если в начале 1920-х гг. национальные районы и республики по уровню грамотности отставали в десятки раз от тоже невысокограмотных регионов центра страны, то уже к 1939 г. этот уровень вплотную приблизился к среднесоюзному.

В деле ликвидации фактического неравенства народов важную роль сыграла прямая помощь национальным республикам . Так, бюджеты ряда союзных республик в течение десятилетий покрывались в своей расходной части главным образом за счет общесоюзных дотаций. В национальные республики направлялись многочисленные отряды специалистов, научных работников, инженеров, работников высшей школы и других квалифицированных кадров. Кроме того, по направлениям республик в вузы центральных городов страны на льготных условиях зачислялись представители коренных народов. В самих республиках создавалась сеть собственных вузов, научных центров. Важное значение имел процесс коренизации государственных органов и их аппарата в национальных республиках. Для 56 ранее бесписьменных народов была создана письменность, появилась возможность вести обучение в школе на родном языке.

В результате огромной созидательной деятельности и выдающейся роли русского народа к 1970-м гг. были выровнены уровни экономического и культурного развития народов, достигнуто не только юридическое, но и фактическое равенство народов . Утвердились дружба народов, интернациональное единство, ушли в прошлое межнациональная вражда и рознь. Национальный вопрос в том виде, в каком он достался нам от Российской империи, был успешно решен. Достижения национальной политики, новый этап в развитии национальных отношений в СССР были зафиксированы в Конституции СССР 1977 г.

Однако после этого внимание к проблемам и задачам в области национальных отношений в центре и на местах было ослаблено. Было очевидно, что, несмотря на достигнутые успехи, национальный вопрос не снимается с повестки дня и требует к себе постоянного пристального внимания. Возникали новые проблемы и обстоятельства в сфере национальных отношений, характерные для этапа высокоразвитых наций и зрелого национального самосознания. Эти новые моменты в практической национальной политике не учитывались. По существу, национальные отношения были пущены на самотек.

В такой обстановке стали все более явно проявляться теневые моменты межнациональных отношений. Участились ошибки и извращения в кадровой политике, были допущены серьезные упущения в экономической и социальной политике и другие непродуманные действия, подрывающие стабильность межнациональных отношений. В республиках активизировались националистические и сепаратистские силы (особенно в 1980-е гг.), усилились тенденции противопоставления центру, антироссийские и антирусские настроения у местных политических элит. Этим и другим негативным явлениям не было противодействия со стороны союзных органов. Все это, так или иначе, подрывало сложившуюся дружбу народов, расшатывало межнациональные отношения и, в конечном счете, привело к распаду СССР. Вместе с тем распад СССР отнюдь не означает, что в национальных отношениях не были достигнуты позитивные итоги, что не было дружбы народов или что распад произошел из-за нежизнеспособности союзного многонационального государства. Известно, что СССР перестал существовать как единое государство вследствие субъективного акта нескольких высоких государственных деятелей.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность национального вопроса в широком значении этого понятия?
2. От каких условий и факторов зависит конкретное содержание национального вопроса?
3. Вспомните историю становления России как многонационального государства. Почему большинство народов добровольно вошли в состав Российского государства?
4. Какова была национальная политика в Российской империи?
5. Была ли Россия классической колониальной империей? Имелись ли основания называть ее «тюрьмой народов»?
6. Какие известны пути и формы решения национального вопроса?
7. Каким было состояние межнациональных взаимоотношений в России в 1917 г.?
8. Каковы были принципы и способы решения национального вопроса, провозглашенные советской властью?
9. Как образовался СССР? Почему он распался?
10. Дружба народов в СССР - это была реальность или миф?
11. Какие межнациональные проблемы в современном мире вам известны?

Литература

1. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство. - М., 2001.
2. Государственная служба Российский Федерации и межнациональные отношения. - М., 1995.
3. Национальная политика России: история и современность. - М.,
4. Национальные проблемы Канады. - М., 1972.
5. Национальный вопрос в Государственных Думах России. - М., 1999.
6. Национальный вопрос за рубежом. - М., 1989.
7. Основы национальных и федеративных отношений. - М., 2001.
8. Пути решения национального вопроса в современной России. - М.,
9. Россия в XX веке: проблемы национальных отношений. - М., 1999.
10. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.
11. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.1897 Умер Йиндржих Ванкель - чешский врач, археолог и спелеолог. Произведённые им раскопки в местах стоянок доисторического человека в районе Моравского Карста дали важные результаты по истории Чехии периода заселения её человеком.

  • 1923 Умер Джордж Карнарвон - граф, английский лорд, египтолог и собиратель древностей. Вместе с Говардом Картером исследовал гробницы фараонов XII и XVIII династий, в том числе гробницу Тутанхамона. Неожиданная смерть лорда Карнарвона от воспаления легких вскоре после вскрытия гробницы Тутанхамона послужили запуску в медиапространство легенды о проклятии фараонов.
  • 2015 Умер Пётр Качановский - польский археолог, профессор, доктор, специалист по пшеворской археологической культуре.
  • По мере развития перестройки все большее значение стали приобретать национальные проблемы .

    В 1989 г. и особенно в 1990-1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в Средней Азии (Фергана, Душанбе, Ош и целом ряде других районов). Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов был Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия. В 1990-1991 гг. в Южной Осетии, по существу, шла настоящая война, в которой не применялись только тяжелая артиллерия, авиация и танки.

    Противостояние имело место также в Молдове, где население гагаузских и приднестровских районов протестовало против ущемления их национальных прав и в Прибалтике, где часть русскоязычного населения выступала против руководства республик.

    В Прибалтийских республиках, на Украине, в Грузии острые формы принимает борьба за независимость , за выход из СССР. В начале 1990 г., после того как Литва провозгласила свою независимость, а переговоры о Нагорном Карабахе зашли в тупик, стало очевидным, что центральная власть не в состоянии использовать экономические связи в процессе радикального пересмотра федеративных отношений, что было единственным способом предупредить, или хотя бы приостановить распад Советского Союза.

    Распад ссср. Образование Содружества Независимых Государств

    Предпосылки распада СССР .

    1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление "спасаться в одиночку".

    2) Разрушение советской системы - резкое ослабление центра.

    3) Распад КПСС.

    4) Обострение межнациональных отношений. Национальные конфликты подорвали государственное единство, став одной из причин разрушения союзной государственности.

    5) Республиканский сепаратизм и политическая амбициозность местных лидеров.

    Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и прибегает к военной силе : Тбилиси - сентябрь 1989 г., Баку - январь 1990 г., Вильнюс и Рига - январь 1991 г., Москва - август 1991. Кроме того - межнациональные конфликты в Средней Азии (1989-1990 гг.): Фергана, Душанбе, Ош и др.

    Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к выступлению, была угроза подписания нового Союзного договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново-Огарево.

    Августовский путч 1991 г. и его провал .

    Август 1991 г. - Горбачев находился на отдыхе в Крыму. На 20 августа было намечено подписание нового Союзного договора. 18 августа ряд высших должностных лиц СССР предлагают Горбачеву ввести чрезвычайное положение на территории всей страны, но получают с его стороны отказ. Чтобы сорвать подписание Союзного договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть. 19 августа в стране было введено чрезвычайное положение (на 6 месяцев). На улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска.

    Но переворот не удался . Население страны в основном отказалось поддерживать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Уже 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. Сопротивление возглавил президент России Б.Н.Ельцин. Действия ГКЧП весьма негативно были восприняты за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.

    Переворот был крайне плохо организован, отсутствовало деятельное оперативное руководство. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. Министр внутренних дел Пуго застрелился. Главной причиной провала государственного переворота являлась решимость масс защитить свои политические свободы.

    Заключительный этап распада СССР (сентябрь - декабрь 1991 гг.).

    Попытка государственного переворота резко ускорила распад СССР, привела к утрате Горбачевым авторитета и власти, к заметному усилению популярности Ельцина. Деятельность КПСС была приостановлена, а затем прекращена. Горбачев оставил пост Генерального Секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК. В последовавшие за путчем дни 8 республик заявили о своей полной независимости, а три Прибалтийские республики добились признания со стороны СССР. Произошло резкое сокращение компетенции КГБ, было объявлено о его реорганизации.

    1 декабря 1991 г. более 80 % населения Украины высказалось за независимость своей республики.

    8 декабря 1991 г. - Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Россия, Украина и Белоруссия достигли договоренности о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) . Три государства приглашали все бывшие республики вступить в СНГ.

    21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились 8 республик. Была принята Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев объявил о сложении с себя функций президента в связи с исчезновением государства. В 1994 г. в СНГ вошли Азербайджан и Грузия.

    За период существования СНГ подписано более 900 принципиальных нормативно-правовых актов. Они касались единого рублевого пространства, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена, безопасности, таможенной политики и т.д.

    Вопросы для повторения:

    1. Перечислены основные причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в СССР к началу 1990-х гг.

    2. Назовите регионы, в которых сложились очаги напряженности. В каких формах разворачивались там национальные конфликты?

    3. Как распался СССР?

    Основные даты и события: 1986 г. - начало массовых выступле­ний на национальной почве; 1990 г. - выборы народных де­путатов союзных республик; 1991 г. - принятие деклараций о государственном суверенитете союзных республик, распад СССР.

    Исторические деятели: М. С. Горбачев; Б. Н. Ельцин; Л. М. Крав­чук; С. С. Шушкевич; Н. А. Назарбаев.

    Основные термины и понятия: федерализм; право наций на само­определение.

    Работа с картой: показать границы СССР и союзных республик. План ответа: 1) истоки -оживления национального самосозна­ния; 2) межнациональные конфликты; 3) формирование мас­совых национальных движений; 4) выборы 1990 г. в союзных республиках; 5) разработка нового союзного договора; 6) авгу­стовский политический кризис 1991 г. и его последствия для союзного государства; 7) распад СССР: причины и последст­вия; 8) образование СНГ.

    Материал к ответу: Демократизация общественной жизни не могла не коснуться сферы межнациональных отношений. Года­ми копившиеся проблемы, которых власти долго старались не замечать, проявились в резких формах сразу, как только пове­яло свободой. Первые открытые массовые выступления нача­лись в знак несогласия с сокращавшимся из года в год числом

    национальных школ и стремлением расширить сферу примене­ния русского языка. Попытки Горбачева контролировать наци­ональные власти вызвали еще более активные протесты в ряде республик. В декабре 1986 Г., в знак протеста против назначе­ния первым секретарем ЦК компартии Казахстана вместо Д. А. Кунаева - русского Г. В. Колбина, в Алма-Ате состоялись многотысячные демонстрации, перешедшие в беспорядки. Рас­следование злоупотреблений властью, имевших место в Узбе­кистане, вызвало массовое недовольство в этой республике. Еще более активно, чем в прежние годы, звучали требования о воссоздании автономии крымских татар, немцев Поволжья.

    Зоной самых острых межнациональных конфликтов стало Закавказье. В 1987 г. в Нагорном Карабахе (Азербайджанской ССР) начались массовые волнения армян, составлявших боль­шинство населения этой автономной области. Они требовали передачи территории НКАО в состав Армянской ССР. Обеща­ние союзных властей «рассмотреть» карабахский вопрос было воспринято как согласие с требованием армянской стороны. Это привело к погромам армянских семей в Сумгаите (АзССР). Характерно, что партийный аппарат обеих республик не толь­ко не препятствовал межнациональному конфликту, но и сам активно участвовал в создании национальных движений. Гор­бачев отдал приказ ввести в Сумгаит войска и объявить комен­дантский час. Таких мер СССР еще не знал.

    На фоне карабахского конфликта и бессилия союзных вла­стей в мае 1988 г. были созданы народные фронты в Латвии,. Литве, Эстонии. Если вначале они выступали «в поддержку перестройки», то уже через несколько месяцев объявили конеч­ной целью выход из состава СССР. Наиболее массовой и ра­дикальной из этих организаций стал «Саюдис» (Литва). Вскоре верховные советы Прибалтийских республик приняли решение о про возглашении национальных языков государственными и лишении русского языка этого статуса. Требование о введе­нии родного языка в государственных и учебных заведениях звучало на Украине, в Белоруссии, Молдавии.

    В Закавказ~ обострились межнациональные отношения не только ме)fЩУ республиками, но и внутри них (между грузинами и абхазами, грузинами и осетинами и др.). В Среднеазиатских республиках впервые за многие годы возникла угроза проникно­вения исламского фундаментализма. В Якутии, Татарии, Башки­рии набирали силу движения, требовавшие предоставления этим автономным республикам прав союзных. Лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, дела­ли особый упор на то, что их республики и народы «кормят Рос-

    сию» И союзный центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их про­цветание может быть обеспечено лишь в резулылате выхода из состава СССР. для партийной верхушки республик создавалась исключительная возможность обеспечить себе быструю карьеру и благосостояние.· «Команда Горбачева» оказалась не готова предложить пути выхода из «национального тупика» и потому постоянно медлила и опаздывала с принятием решений. Ситуа­ция постепенно начинала выходить из-под контроля.

    Обстановка еще более о()ложнилась после проведения в на­чале 1990 г. выборов в союзных республиках на основе нового избирательного закона. Почти везде победу одержали лидеры на­циональных движений. Партийное руководство республик пред­почло поддержать их, рассчитывая остаться у власти. Начался «парад суверенитетов»: 9 марта декларацию о суверенитете при­нял Верховный Совет Грузии, 11 марта - Литвы, 30 марта ­Эстонии, 4 мая - Латвии, 12 июня - РСФСР, 20 июня - Уз­бекистана, 23 июня - Молдавии, 16 июля - Украины, 27 ию­ля - Белоруссии. Реакция Горбачева поначалу была резкой. В отношении Литвы, например, были приняты экономические санкции. Однако с помощью Запада Литва сумела выстоять. В условиях разлада между центром и республиками в роли ар­битров попытались выступить лидеры западных стран - ClllA, ФРГ, Франции. Все это заставило Горбачева с большим опозда­нием объявить о начале разработки нового союзного договора.

    Эта работа началась летом 1990 г. Против пересмотра основ Союзного договора 1922 г. выступили большинство членов По­литбюро и руководства Верховного Совета СССР. Горбачев начал бороться против них с помощью избранного Председателем Вер­ховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина и руководителей других союзных республик. Главной идеей, заложенной в проект доку­мента, была идея широких прав союзных республик, прежде всего в экономической сфере (а позже - их экономического су­веренитета). Однако вскоре выяснилось, что Горбачев не готов пойти на это. С конца 1990 г. союзные республики, обладавшие ~перь большой самостоятельностью, заключили серию двусто­ронних соглашений в области экономики.

    Тем временем резко осложнилась ситуация в Литве, где Верховный Совет один за другим принимал законы, оформ­лявшие на деле суверенитет республики. В январе 1991 г. Гор­бачев в улылимативной форме потребовал от Верховного Сове­та Литвы восстановить в полном объеме действие Конституции СССР, а после отказа - ввел в республику дополнительные воинские формирования. Это вызвало стычки армии с населе-

    нием в Вильнюсе, в резулылате которых погибли 14 человек. Эти события вызвали бурный резонанс по всей стране, еще раз скомпрометировав союзный центр.

    17 марта 1991 г. был проведен референдум о судьбе СССР. 76% населения огромной страны высказались за сохранение единого государства. Летом 1991 г. состоялись первые в исто­рии России выборы президента. В ходе избирательной кампа­нии ведущий кандидат от «демократов» Ельцин активно разы­грывал «национальную карту», предлагая региональным лидерам России брать суверенитета столько, сколько они «смо­гут съесть». Это во многом обеспечило ему победу на выборах. Позиции Горбачева еще более ослабли. Нараставшие экономи­ческие сложности требовали ускорить разработку нового союз­ного договора. В этом теперь уже в первую очередь было заин­тересовано союзное руководство. Летом Горбачев согласился на все условия и требования, предъявленные союзными рес­публиками. По проекту нового договора СССР должен был превратиться в Союз Суверенных Государств, в состав которо­го на равных условиях входили бы как бывшие союзные, так и автономные республики. По форме объединения это была скорее конфедерация. Предполагалось и формирование новых союзных органов власти. Подписание договора было назначе­но на 20 августа 1991 года.

    Часть высших руководителей СССР восприняла подготов­ку подписания нового союзного договора как угрозу сущест­вованию единого государства и попыталась ее предотвратить. В отсутствие Горбачева в Москве, в ночь на 19 августа, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положе­нию (ГКЧП), который возглавил вице-президент Г. И. Янаев. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное поло­жение; объявил расформированными структуры власти, дейст­вовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятель­ность оппозиционных партий; запретил проведение митингов и демонстраций; установил контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву. Утром 19 августа руковод­ство РСФСР выступило с обращением к гражданам республики, в котором расценило действия ГКЧП как государствеЮIЫЙ пере­ворот и объявило их незаконными. По призыву президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг зда­ния Верховного Совета, чтобы предотвратить его штурм вой­сками. 21 августа начала работу сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая руководство республики. В тот же день президент СССР Горбачев возвратился из Крыма в Москву, а члены ГКЧП были арестованы.

    Попытка членов ГКЧП воспрепятствовать распаду СССР при­вела к противоположному резулылату. 21 aBrycтa о своей незави­симости объявили Латвия ff Эстония, 24 aBrycтa - Украина, 25 aBrycтa - Белоруссия, 27 aBrycтa - МOJщавия, 30 aBrycTa - Азер­байджан, 31 aBrycтa - Узбекистан и Киргизия, 9 сентября - Та­джикистан, 23 сентября - Армения, 27 октября - Туркмения. Центральная власть была скомпрометирована. Теперь уже речь могла идти лишь о создании конфедерации. 5 сентября V Вне­очередной съезд народных депутатов СССР фактически заявил о самороспуске и передаче властных полномочий Государствен­ному Совету СССР в составе руководителей республик. Горба­чев как глава единого государства оказался лишним. 6 сентября Госсовет СССР признал независимость Латвии, Литвы и Эс­тонии. Это было началом реального распада СССР. 8 декабря в Беловежской пуще (Белоруссия) собрались Президент Рос­сии Б. Н. Ельцин, Председатель Верховного Совета Украины Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич. Они объявили о денонсировании Союзного дого­вора 1922 г. и прекращении существования СССР. Вместо него создавалось Содружество Независимых Государств (СНГ), объе­динившее первоначально 11 бывших союзных республик (без Прибалтики и Грузии). 27 декабря М. С. Горбачев заявил об от­ставке. СССР прекратил свое существование.

    Таким образом, в условиях острого кризиса союзных струк­тур власти инициатива в политическом реформировании стра­ны перешла к республикам. События августа 1991 г. оконча­тельно показали невозможность существования единого союзного государства.

    Обострение межнациональных конфликтов. В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек - представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

    Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые Политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

    В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.

    В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха - территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный, конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев - таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.



    «Парад суверенитетов». С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

    12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом - А. В. Руцкой.

    Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

    Финал политического кризиса. В апреле - мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

    Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписании временного договора сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

    В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП - Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков существовавших в СССР до 1985 г.

    Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

    22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

    События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

    В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств - России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ - Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

    Перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживавшим его демократическим силам.

    Глава 42. Россия в 90-е годы XX в.

    С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить кyрс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.