Республика как способ управления государством. Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод






Тоталитаризм Тоталитарный режимполитический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля над всеми сторонами жизни каждого человека м всеми общества в целом. Черты Наличие всеобщей идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества. Монополизация власти единой массовой партией. Репрессии. Монополия государства на СМИ, отсутствие свободы слова. Жесткий контроль со стороны государства за экономикой.


Авторитаризм Авторитарный режим – политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа. Черты Власть в руках политического лидера или группы. Наличие у государства лишь ключевых рычагов общественной жизни. Ограничение политических прав. Отсутствие огромного репрессивного аппарата. Разрешение гражданам того, что не запрещено государством.


Демократия Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Черты Выборность органов власти. Наличие парламента – законодательного органа власти. Принцип разделения властей. Многопартийность. Многообразие идеологий. Многообразие форм собственности. Гарантия и соблюдение прав и свобод граждан.


Практикум О факте проявления какого режима идет речь? 1.В 1926г. в Италии государственный аппарат полностью слился с фашистской партией Б.Муссолини. 2.В 1932г. в США на выборах против кандидата от республиканцев Г.Гувера выступил представитель демократической партии Т.Рузвельт, которому удалось набрать большинство голосов.








Практикум 6. В современном демократическом государстве 1)Всегда действует мажоритарная избирательная система 2)Вводятся ограничения на размеры частной собственности 3)Устанавливается обязательная государственная идеология 4)Действует принцип разделения властей


Практикум 7. Приведите в соответствие: Элементы политического устройстваФормы правления 1. Глава государства избирается парламентом, выполняет представительские функции А) абсолютная монархия 2. Правительство возглавляет президент государства Б) парламентская монархия 3. Глава государства обладает высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. В) президентская республика 4. Верховная власть сохраняется за наследственной главой государства, правительство несет ответственность перед законодательным органом. Г) парламентская республика


Практикум 8. В государстве А. установлен демократический политический режим, а в государстве Б. – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. 1)Пресечение нарушений общественного порядка. 2)Наличие органов исполнительной власти. 3)Свободные выборы на альтернативной основе. 4)Вынесение приговоров несудебными органами. Черты сходстваЧерты отличия







Существует несколько основных форм правления в современном мире, которые сформировались исторически. В этой статье речь пойдет о такой политической системе, как парламентская республика. Примеры стран вы также сможете найти в данной статье.

Что это такое?

Парламентская республика (примеры формы правления вы найдете ниже) - это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу - парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг - в Германии, Ландтаг - в Австрии, Сейм - в Польше и т. д.

Форма правления "парламентская республика" отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество "портфелей" в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

Примеры стран - "чистых" парламентских республик - можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года - африканское государство Кабо-Верде.

Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

парламентская, смешанная

На сегодняшний день существует три вида республик. В зависимости от величины и широты полномочий - президента - выделяются республики президентские и парламентские. Классическим примером президентской республики всегда называют США, традиционные примеры парламентской республики - Германия, Италия, Чехия и другие.

Также выделяется и третий тип республики - так называемый смешанный. В таких государствах обе наделены примерно одинаковыми полномочиями и контролируют друг друга. Самые яркие примеры таких стран - Франция, Румыния.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Парламентские республики: список стран

Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):

  • в Европе - Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
  • в Азии - Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
  • в Африке - Эфиопия;
  • в Америке - Доминика;
  • в Океании - Вануату.

Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, - большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.

Если взять во внимание рейтинг стран мира по уровню демократии (организации Economist Intelligence Unit), то можно заметить, что из 25 государств, которым присвоен наивысший статус "полноценная демократия", 21 страна - это парламентские республики и монархии. Также эти страны являются лидерами и в рейтинге МВФ по объемам страны. Таким образом, можно смело утверждать, что самой эффективной и успешной формой правления (на данный момент времени) являются именно парламентские республики.

Список стран, приведенный выше, можно изобразить и в виде следующей карты, на которой парламентские республики отмечены оранжевым цветом:

"Плюсы" и "минусы" этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры - Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Еще один существенный недостаток парламентских республик - это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную "штамповочную машинку" для законов.

Федеративная республика Австрия

Австрийский парламент носит название "ландтаг", а депутаты в него избираются на четырехлетний срок. Центральный парламент страны - Федеральные Сборы Австрии - состоит из двух палат: Национальрат (183 депутата) и Бундесрат (62 депутата). Кроме этого, свой ландтаг есть в каждой из девяти федеральных земель Австрии.

В Австрии зарегистрировано всего около 700 партий, однако на данный момент времени в австрийском парламенте представлены только пять из них.

Федеративная Республика Германия

Немецкий парламент также избирается на четыре года. Он состоит из двух палат: Бундестаг, включающий 622 депутата, и Бундесрат (69 депутатов). Депутаты Бундесрата - это представители всех 16 земель страны. Каждая из федеративных земель имеет от 3 до 6 представителей в государственном парламенте (в зависимости от размеров конкретной земли).

Немецкий парламент избирает на должность федерального канцлера, который возглавляет исполнительную власть и, по сути, является главным лицом в государстве. С 2005 года в Германии занимает Ангела Меркель - первая женщина на должности федерального канцлера за всю историю страны.

Республика Польша

Польский парламент носит название Сейм, он также является двухпалатным. состоит из двух частей: это собственно Сейм, который состоит из 460 депутатов, а также Сенат, состоящий из 100 депутатов. Сейм избирается по пропорциональной системе, согласно методу Д"Ондта. При этом получить депутатское место в Сейме могут лишь те кандидаты, которые набрали не меньше 5% голосов в общенациональном голосовании (исключение составляют только представители партий этнических меньшинств).

Республика Индия

Индия также является парламентской республикой, в которой вся полнота власти принадлежит парламенту и правительству, которое им формируется. включает в себя Народную Палату и Совет Штатов - орган, который выражает интересы отдельных штатов.

В Народную Палату (Лок Сабха) депутаты избираются всеобщим народным голосованием. Общее (максимальное по Конституции Индии) количество членов Народной Палаты - 552 человека. Срок работы одного созыва Палаты составляет 5 лет. Однако Лок Сабха может быть распущена президентом страны досрочно, а в отдельных ситуациях законодательство Индии предусматривает и продление срока работы Палаты на один год. Руководит Народной палатой Индии спикер, который после своего избрания на эту должность обязан выйти из своей партии.

Совет Штатов (Раджья Сабха) формируется путем косвенных выборов и включает в себя 245 депутатов. Каждые два года состав Раджья Сабха обновляется на треть.

В заключение...

Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика. Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего - около 30 государств). В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика - это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.

Республика - (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

Существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

Юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

Преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

Имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства , но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.

В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)

Нетрадиционные республики

Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки харак­терна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политичес­кого режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке осо­бой формой республики считалась республика Советов . Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравших­ся Советов в пользу их исполнительных комитетов

ПИЭФ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

1. Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? А можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?. 3

2. Подробно опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?. 6

3. Каков механизм избирательной кампании? Раскройте основные понятия. 9

4. Сделайте письменное сообщение на тему «Выборы, их сущность и политические функции». 12

Список литературы.. 16


1. Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? А можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?

Поскольку власть может исходить 1) от одного человека, 2) от немногих, 3) от большинства; а также тот, кто управляет, управляет в соответствии а) с общим благом, или же б) собственным интересом, получаем, по учению Платона, три правильных формы правления:

1а) монархию,

2а) аристократию,

3а) "политию"

и три неправильных

1б) тиранию,

2б) олигархию,

3б) демократию.

Монархия – это такая форма правления, при которой верхов­ная государственная власть осуществляется единолично и пере­ходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы прав­ления являются:

Существование единоличного главы государства, пользующе­гося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

Наследственный порядок преемственности верховной власти;

Представительство государства монархом по своему усмот­рению;

Юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь тради­ционные, в основном формальные, черты монархического прав­ления. То есть, правление одного.

Аристократия – (греч. ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») – форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати. В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы, т. е. правление немногих.

Полития – "средняя" форма государства, основанная на "среднем элементе" – наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве, т. е. правление большинства.

Тирания – форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.

Олигархия – образ правленья, где вся высшая власть в руках небольшого числа вельмож , знати, олигархов. Согласно Платону и Аристотелю, олигархия - это государственное устройство, в котором право занимать государственные должности имеют только люди имущие. Имущих всегда намного меньше, чем неимущих, поэтому правление имущих есть правление «немногих» («олигой» – немногие). Тем же Платону и Аристотелю принадлежит характеристика олигархии как порочной формы государственного устройства, в котором целью правящих является не всеобщее благо, а личная корысть.

Демократия – (др.-греч. δημοκρατία – «власть народа», от δῆμος – «народ» и κράτος – «власть») – политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Агрессивность, зависть, жадность, самомнение и необходимость в самоутверждении, я умный – ты дурак, это мое – дай, я сильнее тебя и другие природные черты человека, необходимые что бы выжить, не согласуются с идеями полной демократии. Поэтому со времен греков демократия быстро гибнет и перерождается часто в свою противоположность – охлократию, а затем тиранию и диктатуру.

Пример – Россия в начале ХХ века (демократия – выборы в Государственную Думу, охлократия – Октябрьский переворот 1917 г., Выбор народа всегда осознан и аргументирован. Выбор толпы – инстинктивен. Народ всегда стремится к контролю за действиями власти. Толпа пытается поскорее избавиться от ответственности и переложить эту самую ответственность на тех, кого выбрала. Именно поэтому следующий шаг после охлократии – тирания и диктатура – правление Ленина, Сталина); смена демократической формы правления в Германии в 1933 г. на диктатуру Гитлера.

2. Подробно опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?

Республика - это такая форма правления, при которой вер­ховная государственная власть осуществляется выборными орга­нами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления явля­ются:

Существование единоличного и коллегиального главы госу­дарства;

Выборность на определенный срок главы государства и дру­гих верховных органов государственной власти;

Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

Обязательность решений верховной государственной влас­ти для всех других государственных органов;

Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития об­щественной жизни она видоизменялась, приобретала новые чер­ты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламент­ским путем, т. е. путем выбора из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского боль­шинства. В случае утраты доверия большинства членов парламен­та правительство либо уходит в отставку, либо через главу госу­дарства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках изби­рается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства являет­ся главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют также по три делегата от каждой области, избранных областным сове­том. В федеративных государствах участие парламента в избра­нии главы государства также разделяется с представителями чле­нов федерации. Например, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтага­ми земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает до­вольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, из­дает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он форми­рует возглавляемое им правительство, которое осуществляет вер­ховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламен­тарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главными функциями парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет , определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной, политики.

Парламентарная форма республиканского правления пред­ставляет такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жиз­ни, свободу личности, создает справедливые условия человече­ского общежития, основанного на началах правовой законности.

3. Каков механизм избирательной кампании? Раскройте основные понятия.

Избирательная кампания представляет собой комплекс агитаци­онных мероприятий, организуемых и проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Наряду с ними в избирательной кампании участвуют разного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Предвыборная агитация проводится с помощью собраний и митингов, печатных и электронных средств массовой ин­формации, расклейки предвыборных афиш и плакатов и т. д. Сроки, порядок и формы проведения агитации, и т. д. более или менее строго регламентируются соответствующим законодательством.

Можно сказать, что избирательная кампания – это развернутый во времени процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. Речь идет, во-первых, о назначении конкретной даты выборов; во-вторых, об образовании избирательных округов и участков; в-третьих, о начале и завершении регистрации избирателей; в-четвертых, о выд­вижении и регистрации кандидатов; в-пятых, о начале и завершении предвыборной борьбы; в-шестых, о голосовании; в-седьмых, о под­счете поданных на выборах голосов.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важ­нейших принципа. Первый – это прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Его суть состоит в том, что всем предоставляется равный максималь­ный лимит расходов на проведение выборов. С одной стороны, ограни­чиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, с другой стороны, во многих странах госу­дарство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении.

Второй принцип – это так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать какие бы то ни было фальсификации, оскорбления противника. Третий принцип – нейт­ралитет государственного аппарата , его невмешательство в ход пред­выборной борьбы.

Важное место в избирательной системе занимает институт регист­рации, который регулируется соответствующими законами. Как пра­вило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. В большинстве индустриально развитых стран списки избира­телей составляются местными органами власти. Они автоматически обновляют регистрацию избирателей, и, когда эти последние меняют место жительства, регистрация также автоматически следует за ними.

Система личной регистрации предусматривает периодическое об­новление избирательных списков. Причем сами кандидаты должны также периодически возобновлять свою регистрацию. Чтобы добить­ся права внесения в избирательные бюллетени, кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к претенден­там на ту или иную должность. Такие требования могут включать ми­нимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности и т. д.

Для проведения выборов, в зависимости от их характера (всеоб­щие, региональные, местные), вся территория страны, области, про­винции, района разбивается на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерально­го уровня несколько таких округов объединяются в один. Как прави­ло, избирательные округа создаются так, чтобы каждый депутат (в за­висимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией в формальном значении понимает­ся установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответствен­ные за проведение выборов, осуществляют организационную, пропа­гандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответ­ствии с установленными правилами. Сюда же относится комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, прово­димых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях гово­рят об «избирательной кампании» той или иной партии, того или иного кандидата.

Организация и проведение избирательных кампаний в разных странах осуществляются по-разному. В зависимости от сложившихся в стране традиций глава государства или правительства или парла­мент назначают официальную дату выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию.

Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежед­невных планов, технический секретарь, специальный помощник. По­мимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по оп­росам общественного мнения, генеральный консультант, консуль­тант по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте. После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени.

4. Сделайте письменное сообщение на тему «Выборы, их сущность и политические функции».

Выборы – неотъемлемая черта политической жизни большинства стран современного мира. Важнейшими функциями, которые вы­полняют выборы в политической системе общества, являются:

1. Представительство различных общественных интересов.

2. Формирование представительных органов власти.

3. Легитимация политической власти в целом.

4. Диагностика социально-политической ситуации, сложившейся в данном обществе в данный отрезок времени.

5. Рекрутирование политической элиты.

6. Институциализация политического участия граждан.

7. Политическая социализация.

В условиях тоталитарных и авторитарных политических режи­мов выборы могут принимать форму ритуала или даже фарса, но демократический режим без института выборов в принципе невоз­можен. Поэтому для политических систем демократического типа наличие того или иного варианта избирательной системы является обязательным атрибутом. Единого и общепризнанного понимания того, что собой представляет избирательная система, в политической науке не существует. В целом речь идет о сложившемся поряд­ке организации и проведения выборов представительных органов власти, а также руководителей различного ранга.

Избирательная система включает два основных компонента: из­бирательное право как совокупность юридических норм, на основе которых проводятся выборы; избирательный процесс, то есть сово­купность процедур и организационных мероприятий, сопровождаю­щих подготовку, проведение голосования и подведение его итогов.

Выборы могут проводиться на разных уровнях – от выборов главы государства до избрания депутатов в органы местного са­моуправления.

По характеру норм избирательного права и практике их при­менения выборы могут быть разного типа. Различают всеобщие и ограниченные выборы. При всеобщих выборах все взрослое де­еспособное население страны в одинаковой степени обладает пра­вом голоса, при ограниченных выборах такое право ограничено цензами: оседлости, имущественным, образовательным и т. д.

Равные выборы происходят в условиях обеспечения единой для всех нормы представительства, то есть одинаковое количество изби­рателей приходится на избирательные округа, в которых баллотиру­ются кандидаты на одно и то же количество выборных мест. Прямые выборы означают непосредственное голосование избирателей за кандидатов на соответствующие выборные места. При косвенных многоступенчатых выборах избиратели сначала избирают вы­борщиков и делегатов и уже те на соответствующих мероприятиях делают окончательный выбор в пользу конкретного кандидата.

Выборы могут быть тайными, когда воля избирателя скрывается от посторонних лиц, результаты волеизъявления носят анонимный характер и оформляются в виде обезличенного общего для всех избирательного бюллетеня. Выборы могут быть и с открытым голосованием, когда избиратель публично в той или иной форме оглашает свой выбор.

В избирательных системах применяются разные варианты про­ведения самих выборов, но главным критерием, по которому изби­рательные системы различаются, является способ определения ре­зультатов голосования.

5. Проанализируйте голосование и выборы как механизм участия граждан в политической жизни общества.

Выборы – важнейший компонент современной политики.

Они представляют собой способ формирования ор­ганов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политичес­кой воли граждан.

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей бли­зости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избра­ния состава органов государства. Голосование же не всегда свя­зано с выборами. Оно используется и в различных формах пря­мой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллектив­ных решений на собраниях и т. п.

В условиях современных демократий выборы – их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важ­нейшим каналом представления в органах власти интересов раз­личных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единствен ной формой их реального участия в политике. Они позволяют осу­ществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность пе ред народом, изменять политический курс и т. д.

Выборы – достаточно частое в политической и обществен­ной жизни явление, поскольку они распространяются на различ­ные институты и уровни правления: парламент, президента, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти.

В период выборов создаются наиболее бла­гоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и от­дельных депутатов.

Также с помо­щью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политичес­кая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству автори­тет и поддержку, что повышает его дееспособность.

Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депу­татов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем са­мым кризис конкретного правительства и его политики не при­водит к отторжению гражданами всего политического строя и дестабилизации политической системы, не перерастает в стрем­ление разрушить существующий политический порядок путем революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют предохра­нительному клапану, выпускающему накопившийся пар народно­го недовольства и предохраняющему весь политический «котел» от перегрева и взрыва. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур власти, народом признается их право руководить государством.

Список литературы

1. Гаджиев: учебник. – М.: Логос, 2009.

2. Ланцов. – СПб.: Питер, 2011.

3. , Соловьев политологию. Учебник. М.: Аспект-Пресс, 1999.

4. Хропанюк государства и права. – М.: Омега-Л, 2012.

Хропанюк государства и права. – М.: Омега-Л, 2012. – С. 97.

Гаджиев: учебник. – М.: Логос, 2009. – С. 274.

Республика - от лат. res publico - общественное дело

Хропанюк государства и права. – М.: Омега-Л, 2012. – С. 104-110.

Гаджиев: учебник. – М.: Логос, 2009. – С. 227-232.

Ланцов. – СПб.: Питер, 2011. – С. 313-314.

Соловьев политологию. Учебник. М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 401-.404.

В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию.

Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Такой была и Российская империя до 1918 года. В настоящее время в нескольких унитарных государствах — Великобритании, Испании, Италии, Дании, Финляндии — существует административная автономия для отдельных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченной автономией располагают Шотландия и Северная Ирландия.

Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Прямое представительство субъектов федерации в парламенте страны обеспечивает существование второй палаты (в России, например, им является Совет Федерации, в США — Сенат, в ФРГ — Бундесрат). Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства — главенство общефедеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран.

Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.

Конфедерация, достаточно устойчивая и распространенная в прошлом форма государственного объединения (Рейнская конфедерация, 1254–1350; Ганзейская лига, 1367–1665; Швейцарская Конфедерация, 1291–1798 и 1815–1848; Республика Соединенных провинций (Нидерланды), 1579–1798; Соединенные Штаты Америки, 1781–1789; Германский Союз, 1815–1860; Австро-Венгерская монархия, 1867–1918; Конфедеративные Штаты Америки, 1861–1865, Шведсконорвежская уния, 1814–1905), к настоящему времени находит все меньше сторонников, а существование государств-конфедераций оказывается все более кратковременным. В ХХ столетии, например, Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику (1958–1962 годы), затем Сенегал и Гамбия — Сенегамбию (1982), Чехия и Словакия — Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (1990–1992 годы). Союз Независимых Государств (СНГ), состоящий из бывших республик СССР, специалисты-правоведы причисляют к конфедеративному типу лишь с большими оговорками; на самом деле он является, вероятно, не более чем консультативным межгосударственным соглашением.

Для обозначения способа организации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ее органов, степени участия населения в их формировании используется термин форма правления. Истории известны две такие формы — республика и монархия.

Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики — парламентская, президентская и смешанная.

Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами. Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбирая кандидатуры из лидеров победившей на выборах партии включая премьер-министра. Таким образом, высшая исполнительная власть имеет четко выраженную партийную принадлежность. Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет не более чем формальную процедуру.

Вместе с тем во многих парламентских республиках высшая исполнительная власть фактически занимает значительно более важное положение сравнительно с тем, что предписано ей законодательством. Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительности нередко оказывается декларативным. Напротив, правительство, располагающее правом роспуска парламента, в состоянии контролировать его деятельность и оказывать на него давление. Парламентская форма правления установлена в таких странах, как Германия, Ирландия, Италия, Турция, Швейцария.

В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них осуществляет свои полномочия в течение всего установленного срока. Право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое таким образом на внепартийных началах правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент, со своей стороны, не обладает правом роспуска законодательного собрания.

Классическим образцом президентской республики считаются США, ставшие родоначальником этой формы правления в 1787 году. Затем она наиболее широко распространилась в странах латиноамериканского континента — Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др.

В соответствии с конституцией США, президент, будучи одновременно главой государства и исполнительной власти, является единственным должностным лицом федерального правительства, выбираемым гражданами страны на четырехлетний срок с правом лишь одного переизбрания. Поскольку на президенте лежит основной груз ответственности за выбор политической и экономической программы, он наделен широкими административно-исполнительными полномочиями. На него возложено руководство государственным аппаратом включая вооруженные силы; он же отвечает за назначение судей федеральных судов. Формально лишенный права вмешиваться в дела парламента, чтобы не нарушать принцип разделения властей, президент США тем не менее на практике в состоянии оказывать такое вмешательство, блокируя одобренные нижней палатой законопроекты при помощи предоставленного ему права вето. Для преодоления президентского вето парламенту необходимо повторно одобрить законопроект квалифицированным большинством (две трети голосов). Однако и парламент (Конгресс) располагает средством контроля за исполнительной деятельностью президента. Один из основных рычагов — финансовый. При ежегодном голосовании по вопросу о государственном бюджете обе палаты Конгресса (Палата представителей и Сенат) вправе не согласиться с запросами президентской администрации. Кроме того, Сенат наделен правом контролировать назначения президента на некоторые высшие государственные посты (членов кабинета, судей федеральных судов, послов и др.). Существуют и другие парламентские способы контроля за деятельностью президента, вплоть до импичмента.

Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закреплена конституциями ряда западноевропейских стран — например, Франции, Португалии, Австрии, Исландии.

Не вполне определенной, по мнению некоторых исследователей, остается форма правления Российской Федерации. Положение Конституции «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1) не является исчерпывающим, считают они. Напротив, оно оставляет простор для разных толкований. Исходя из фактического статуса президентской власти, не отраженного в должной мере в конституционных нормах, одни из этих исследователей склонны видеть в форме правления черты республики парламентского типа с президентским режимом, другие — президентской или полупрезидентской республики .

До принятия 19 октября 1999 года федерального закона «Об общих принципах организации системы представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации» форма республиканского устройства субъектов Федерации не была регламентирована, и, следовательно, были возможны различные варианты. Так, например, в Удмуртии сформировалась типично парламентская республика. Однако закон потребовал от регионов соответствия общефедеральным конституционным основам, т. е. ориентации на президентскую или полупрезидентскую республику.

Вторая форма правления — монархия — подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьи корни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежности всей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время она практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман.

Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная — кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции.

Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании и Марокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, фактически подконтролен первому лицу государства, обладающему правом вето, и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти.

Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии — выборная — существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главы государства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в это своеобразное монархическое федеративное образование.

Не менее своеобразная форма правления родилась в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), представляющих собой по существу федерацию семи монархических государств. Стоящие во главе них эмиры образовали Высший совет, от лица которого коллективно реализуют свои властные полномочия.

Особую разновидность монархической формы правления представляет собой доминион. К доминионам причисляют себя 16 государств из числа бывших британских колоний—Австралия, Новая Зеландия, Канада, Барбадос, Ямайка и др. Фактически почти все они являются парламентскими республиками, но формально продолжают объявлять главой государства британского монарха.

Мировая практика выделяет и несколько форм политического режима. К наиболее распространенным из них относятся демократия, олигархия, авторитаризм (автократия) и тоталитаризм.