Успешное испытание атомной бомбы в ссср. Семипалатинский испытательный полигон. Общевойсковые испытания ядерного оружия

Первый ядерный взрыв СССР был проведен 29 августа 1949 года, а последний ядерный взрыв - 24 октября 1990 года. Программа ядерных испытаний СССР продолжалась между этими датами 41 год 1 месяц 26 дней. За это время было произведено 715 ядерных взрывов, как мирного назначения так и боевых.

Первый ядерный взрыв был проведен на Семипалатинском испытательном полигоне (СИП), а последний ядерный взрыв СССР - на Северном испытательном полигоне Новая Земля (СИПНЗ). Наименования географических районов мест проведения ядерных испытаний соответствуют периоду существования СССР.

Некоторые сомневались в его работе. На выставке воспоминания о создателях атомной бомбы записываются в мультимедиа, от простого рабочего до главного дизайнера. Физик по имени Пужляев говорит ему, что он принял решение присоединиться к одному. Оружие массового уничтожения работать или нет, было непросто. Он не мог об этом никому об этом говорить, потому что Арзамас-16 официально не существовал. Старший инженер по имени Манакова помнит, что даже не говорил о работе дома: Когда мой муж поехал на первые ядерные испытания, он не сказал мне об этом.

В 1950 и 1952 гг. в СССР были перерывы в проведении ядерных испытаний, обусловленные спецификой начальной стадии работ над программой ядерных вооружений. В 1959-1960 гг. и до 1 августа 1961 года СССР не проводил ядерных испытаний, участвуя в моратории на ядерные испытания вместе с США и Великобританией. В 1963 году и до 15 марта 1964 года СССР не проводил ядерные испытания в связи с подготовкой заключения договора 1963 года о запрещении ядерных испытаний в трех средах, и переходом на реализацию программы подземных ядерных испытаний. С августа 1985 года по февраль 1987 года, и с ноября 1989 года до октября 1990 года и позже этого срока СССР не проводил ядерные испытания, участвуя в мораториях на их проведение.

И это, несмотря на то, что мы работали в одном и том же конструкторском бюро, - говорит она, проект был настолько секретным, что даже город Саров исчез из энциклопедии, и первые испытания советской атомной бомбы нашли. Сегодня любой человек может посетить модель атомной бомбы. Реплика выглядит удивительно безвредной, почти как кит с двумя иллюминаторами.

Но посетители, в том числе многие дети, нажимают кнопку на панели управления, чтобы получить представление о массивной разрушительной силе бомбы: земля вибрирует, яркая вспышка легких взрывов, и есть оглушительные взрывы. Когда дети испытали это, они видят атомную бомбу разными глазами, говорит Мария Платонова из Политехнического музея. «Ядерная угроза сегодня уже не вездесущи,» говорит она. Ранее она была реальной, так Платонова. И после того, как опыт на выставке, посетители могли также понять, почему.

Все испытания можно разделить на этапы:

  1. этап с 29.08.49 по 03.11.58, который был начат испытанием первой атомной бомбы СССР и закончился в связи с объявлением СССР (совместно с США) первого моратория на ядерные испытания.
  2. этап с 01.09.61 по 25.12.62, который начался в связи с выходом СССР из первого моратория (вследствие обострения военно-политической ситуации, толчком к которой послужил инцидент с полетом самолета-шпиона У-2 над территорией СССР в мае 1961 года) и закончился в связи с прекращением СССР атмосферных ядерных взрывов.
  3. этап с 15.03.64 по 25.12.75, который был начат реализацией программы ядерных испытаний СССР в условиях действия Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (СССР, США, Великобритания). Закончился в связи с прекращением СССР ядерных взрывов с энерговыделением выше порогового значения Е = 150 ктв соответствии с вступлением в действие Договора 1974г. о пороговом ограничении мощности ядерных испытаний.
  4. этап с 15.01.76 по 25.07.85, который был начат реализацией программы ядерных испытаний СССР в условиях действия Договора о пороговом ограничении мощности ядерных испытаний и закончился в связи с односторонним объявлением СССР моратория на ядерные испытания.
  5. этап с 26.02.87 по 24.10.90 (с перерывом между 19.10.89 и 24.10.90) представляет собой работу в условиях курса М.С. Горбачева на прекращение ядерных испытаний СССР.

Этапы I и II могут быть объединены в один этап, условно называемый периодом атмосферных ядерных испытаний, а этапы III, IV и V - во второй этап - этап подземных ядерных испытаний СССР. Общее энерговыделение ядерных испытаний в СССР составило Еo = 285,4 Мт, в том числе в период "атмосферных ядерных испытаний" Еo = 247,2 Мт и в период "подземных ядерных испытаний" Еo = 38 Мт.

Он не работает на выставке есть военная выставка а для стимулирования мысли. Баланс баланса сил. Один из отцов бомбы, исследователь ядерного оружия Аркадий Бриш, также посетил выставку. Ему сейчас 97 лет и живой легенде о ядерных исследованиях. «Советская бомба служила делу мира».

Исследователь ядерного оружия Аркадий Бриш был одним из отцов советской атомной бомбы. «Политика сдерживания», который является часто полагались на оправдание для советского ядерного оружия были разработаны и построены. Сомнительно, это никогда не может быть доказано. Большинство документов о проекте ядерного оружия Советского Союза все еще под обертками.

Представляет интерес сравнить эти характеристики с аналогичными характеристиками программы ядерных испытаний США . В период 1945-1992 гг. США провели 1056 ядерных испытаний и ядерных взрывов в мирных целях (в том числе 24 испытания в Неваде совместно с Великобританией), которые также можно разделить на ряд этапов:

  1. этап с 16.07.45 по 14.05.48, который был начат испытанием первой атомной бомбы США (Trinity) и закончился по внутренним обстоятельствам;
  2. этап с 27.01.51 по 30.10.58, который начался первым испытанием на Невадском полигоне и закончился вступлением США в совместный мораторий с СССР 1958 года;
  3. этап с 15.09.61 по 25.06.63,который начался в связи с выходом США из моратория вследствие обострения военно-политической ситуации и закончился вступлением в период, определяемый действием Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах;
  4. этап с 12.08.63 по 26.08.76, который начался в условиях действия Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах, а закончился в связи с началом действия Договора о пороговом ограничении ядерных испытаний;
  5. этап с06.10.76по настоящее время, который начался в условиях действия Договора о пороговом ограничении ядерных испытаний и рассматривается в данных материалах до сентября 1992 года.

Этапы I, II и III могут быть объединены в один этап, называемый этапом атмосферных ядерных испытаний (хотя значительная часть ядерных испытаний США в это время была проведена под землей), а этапы IV и V могут быть объединены в этап подземных ядерных испытаний.

Кто эти лучшие исследователи и что заставило их построить это смертоносное оружие

Российская газета, Москва, Россия. Сандра Лумбербергер Криста Брейнер. . Вспышка молнии освещает небо над горами Хименес в Нью-Мексико. «Гаджет», металлический шар с детонаторами и проводами, только что взорвался. При виде облака в форме грибов стих из «Бхагавад-гиты», писания индусов, проходит через его разум: «Я стал разрушителем смерти миров». Он понимает, что выиграл гонку за первую атомную бомбу, не став победителем. Был Оппенгеймер, научный директор Манхэттенского проекта, очищенный человек.

Общее энерговыделение ядерных испытаний США оценивается в Eo = 193 Мт, в том числе в период "атмосферных ядерных испытаний" Еo = 154,65 Мт и в период "подземных ядерных испытаний" Eo = 38,35 Мт.

Из сравнения общих характеристик ядерных испытаний в СССР и в США видно следующее:

  • СССР провел в ~ 1,47 раза меньше ядерных испытаний, чем США, а полное энерговыделение ядерных испытаний в СССР в 1,47 раза больше, чем полное энерговыделение ядерных испытаний США.
  • в период атмосферных ядерных испытаний СССР провел в 1,5 раза меньше ядерных испытаний, чем США, а полная мощность ядерных испытаний в СССР в 1,6 раза больше полной мощности ядерных испытаний США за этот период;
  • в период подземных ядерных испытаний СССР провел в 1,46 раза меньше ядерных испытаний, чем США, при примерно одинаковом полном энерговыделении ядерных испытаний у обеих стран.
  • максимальная интенсивность ядерных испытаний СССР в "атмосферный период ядерных испытаний" приходится на 1962 год(79 испытаний); максимальная интенсивность ядерных испытаний в этот период США также приходится на 1962 год (98 испытаний). Максимальное годовое энерговыделение ядерных испытаний в СССР приходится на 1962 год (133,8 Мт), а США - на 1954 год (48,2 Мт).
  • в период 1963-1976 гг. максимальная интенсивность ядерных испытаний СССР составляет 24 испытания (1972год), США - 56 испытаний (1968 год). Максимальное годовое энерговыделение ядерных испытаний в СССР составляет в этот период 8,17 Мт (1973 год), США - 4,85 Мт (1968,1971 гг.).
  • в период 1977-1992 гг. максимальная интенсивность ядерных испытаний СССР составляет 31 испытание (1978, 1979гг.), США - 21 испытание (1978 год). Максимальное годовое энерговыделение ядерных испытаний СССР составляет в этот период 1,41 Мт (1979 год), США - 0,57 Мт (1978, 1982гг.).

Из приведенных характеристик динамики проведения ядерных испытаний можно сделать ряд выводов:

После двух бомб Хиросимы и Нагасаки и сотен тысяч погибших он был совершен против использования ядерного оружия. Задумчивый, любопытный и изнурительный - Оппенгеймер, родившийся в Нью-Йорке, сын немецко-еврейских иммигрантов, считался великим учителем, который обучил многих лучших физиков. То, что побудило его и его коллег, в том числе многих лауреатов Нобелевской премии, построить адскую машину, по-прежнему непонятно. Оппенгеймер, безусловно, был забит научными амбициями. Постскриптум: «Бомбы нельзя было избежать».

Прежде всего, она была вызвана страхом перед национал-социалистами: перед эмиграцией некоторые главы «Манхэттенского проекта», такие как Эдвард Теллер, Евгений Вигнер и Ле Силард, работали бок о бок с их немецкими коллегами Вернером Гейзенбергом, Отто Ханом и Карлом фон Вайцзекером. В изгнании они хотели упредить их. Они разработали их для того, что они считают «хорошей стороной», - говорит Стейнхаузер. Однако они переоценили способность немцев: Они не вкладывали достаточно ресурсов. Гитлер сделал ставку на ракетные технологии, у американцев были лучшие исследователи, и они завершили проект беспрецедентным персоналом и ресурсами в течение трех лет некоторые сотрудники совести.

  • в каждый новый этап проведения ядерных испытаний (1949 год, 1963 год) СССР вступал с запаздыванием развития технологии проведения испытаний по сравнений) с США;
  • в 1962 году отставание СССР от США в возможностях проведения атмосферных взрывов было ликвидировано; при близком полном количестве испытаний (79 испытаний СССР, 98 испытаний США) полное энерговыделение ядерных взрывов СССР превышало полное энерговыделение ядерных взрывов США за этот год в ~ З,6 раза;
  • в 1964-1961 гг. количество ядерных испытаний СССР было в ~ 3,7 раза меньше количества ядерных испытаний, проведенных в эти годы США, а полное энерговыделение ядерных взрывов СССР уступало полному энерговыделению ядерных взрывов США в ~ 4,7 раза. В 1971-1975 гг. среднее годовое количество ядерных испытаний, проводившихся СССР и США, было уже близким (20,8 и 23,8 испытаний), а полное энерговыделение ядерных испытаний СССР превышало в ~ 1,85 раза эту величину для ядерных испытаний США;
  • в период 1977-1984 гг. (до политики мораториев М.С. Горбачева) среднее годовое количество ядерных испытаний СССР составляло 25,4 испытания в год по сравнению с 18,6 испытания в год в США (то есть превышало в ~ 1,35 раза); среднее годовое энерговыделение ядерных испытаний СССР составляло в этот период 0,92 Мт/год по сравнению с 0,46 Мт/год США (то есть превышало в ~ 2 раза).

Таким образом, мы можем говорить о ликвидации отставания и реализации определенных преимуществ в проведении ядерных испытаний СССР по сравнению с США в 1962г., в 1971-1975 гг., в 1977-1984 гг. Развить этот успех помешал в 1963г. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах, после 1975г. - Договор о пороговом ограничении мощности ядерных испытаний после 1984г. - политика М.С. Горбачева.

Оппенгеймер сомневался, сказав себе, что у народа Японии будет достаточно времени для защиты. Подобные моральные соображения не разделял его коллега Эдвард Теллер. Позднее он укрепил увольнение Оппенгеймера, поскольку его критиковали и хотели предотвратить ядерную войну с Советским Союзом.

Прошло 70 лет с момента запуска США атомных бомб в японских городах Хиросима и Нагасаки, двух исторических событий, которые ознаменовали начало ядерного века. В течение многих лет люди из города и остальной Японии, а также из-за рубежа пришли на эту церемонию, чтобы почтить память жертв и призвать к уничтожению ядерного оружия.

При сравнении программ ядерных испытаний СССР и США представляет интерес выделение ядерных испытаний в гражданских целях.

Программа США ядерных взрывов в мирных целях (программа Plowshare) проводилась в 1961 -1973 гг. и насчитывала 27 экспериментов. В СССР было проведено в течение 1964-1988 гг. в общей сложности 124 промышленных взрыва и 32 ядерных испытания в интересах отработки промышленных зарядов.

Более широкое использование ядерного оружия после холодной войны

Средний возраст оставшихся в живых атомной бомбы Хиросимы превышает 78 лет. По мере того, как они становятся старше, все меньше и меньше людей участвуют в торжественной церемонии, которая проходит каждый 6 августа; Тем не менее, число молодых людей и иностранцев, которые приезжают на мероприятие, более заметны каждый юбилей. Кроме того, присутствовали представители правительств 70 стран, Европейского союза и Организации Объединенных Наций. Все они были свидетелями того дня, когда Хиросима обратился с просьбой о скорейшей ликвидации ядерного оружия.

Общевойсковые испытания ядерного оружия

«Презревшим опасность,
выполнившим свой воинский
долг во имя оборонного
могущества Родины»
/надпись на обелиске
в эпицентре Тоцкого взрыва/

Всего в Советской Армии, можно считать, было проведено два войсковых учения с применением ядерного оружия: 14 сентября 1954 года - на Тоцком артиллерийском полигоне в Оренбургской области и 10 сентября 1956 года - ядерное испытание на Семипалатинском ядерном полигоне с участием войсковых подразделений. В США было проведено восемь подобных учений.

Существует несколько причин, объясняющих, почему международный интерес вызвал Хиросима и Нагасаки, когда прошло 70 лет с момента запуска двух атомных бомб в этих двух японских городах. Во-первых, человечество продолжает жить под угрозой ядерной войны, способной убить человечество даже после «холодной войны»: существует несколько тысяч ядерных вооружений, в основном принадлежащих России и Соединенным Штатам. Мы также не должны забывать о преобладающем страхе в отношении развития такого типа технологий такими странами, как Индия, Пакистан и Израиль, которые еще не присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия и что такая озабоченность распространяется на Иран и Северная Корея; последний решил оставить его.

Тоцкие общевойсковые учения с применением ядерного оружия

"Снежок" - кодовое название Тоцких войсковых учений

Сообщение ТАСС:
"В соответствии с планом научно-исследовательских и экспериментальных работ в последние дни в Советском Союзе было проведено испытание одного из видов атомного оружия. целью испытания было изучение действия атомного взрыва. При испытании получены ценные результаты, которые помогут советским ученым и инженерам, успешно решить задачи по защите от атомного нападения"
Газета "Правда", 17 сентября 1954 года.

С другой стороны, более широкое использование ядерной энергии в мирных целях привело к более широкому распространению технологий и ядерных веществ во всем мире. В результате они также стали использоваться в военных целях, и невозможно отрицать риск того, что некоторые вооруженные группы совершают акты ядерного терроризма. Фактически, мы могли бы сказать, что существует большая вероятность того, что сейчас используется атомное оружие, чем во время «холодной войны». Мы будем сталкиваться с избирательной ядерной войной, преднамеренной или случайной.

Ядерное оружие, обладая огромной разрушительной силой и специфическими поражающими факторами: ударной в одной, световым излучением, проникающей радиацией, радиоактивным заражением местности требовало пересмотра сложившихся способов ведения боевых действий, пересмотра структуры экономики страны и повышения ее живучести, защиты населения в небывалых масштабах.

Строительные работы на Кенотафе в мемориальном парке мира в Хиросиме в мае. В окрестностях есть казармы, которые служили жилищами. Вдали вы можете увидеть Купол атомной бомбы. Документ был адресован политическим лидерам мира и широкой общественности и может рассматриваться как признак того ощущения кризиса, о котором мы говорили.

В этом документе денонсы осуждают: «Мы должны остановить распространение ядерного оружия и пойти по пути к уничтожению атомного оружия или, в противном случае, дождаться неудачи, чтобы вновь возникнуть, как Хиросима и Нагасаки». Если человечество хочет выжить, необходимо найти новый образ мышления.

Войсковое учение с применением атомного оружия 14 сентября 1954 г. состоялось после принятия правительством СССР решения о развертывании подготовки Вооруженных Сил страны к действиям в условиях реального применения вероятным противником ядерного оружия. Принятие такого решения имело свою историю. Первые разработки предложений по этому вопросу на уровне ведущих министерств страны относятся к концу 1949 г. Это было обусловлено не только успешно проведенными первыми ядерными испытаниями в бывшем Советском Союзе, но и влиянием американских средств массовой информации, питавших нашу внешнюю разведку сведениями о том, что Вооруженные Силы и Гражданская оборона США активно проводят подготовку к действиям в условиях применения ядерного оружия в случае возникновения вооруженного столкновения. Инициатором подготовки предложений о проведении учения с применением ядерного оружия выступило Министерство обороны СССР (в то время Министерство Вооруженных Сил) по согласованию с министерствами атомной энергии (в то время Первым главным управлением при Совете Министров СССР), здравоохранения, химической и радиотехнической промышленности СССР. Непосредственным разработчиком первых предложений был специальный отдел Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (В.А.Болятко, А.А.Осин, Е.Ф.Лозовой). Руководил разработкой предложений заместитель министра обороны по вооружению маршал артиллерии Н. Д.Яковлев.

Документ оказал большое влияние на мир. Оставшиеся в живых атомная бомба беседуют с журналистами из четырех европейских стран. Иностранные СМИ все чаще вторят событиям этого рокового дня и борьбы оставшихся в живых от уничтожения ядерного оружия. Атомные бомбы, запущенные Соединенными Штатами в Хиросиме и Нагасаки в конце Второй мировой войны, были ответственны за беспрецедентную катастрофу в истории человечества. Оба города пострадали от воздействия тепловых лучей и ударной волны, вызванной двумя взрывами, и излучения, характерного для этого типа вооружения; ядерный гриб охватил каждую местность.

Первое представление предложения по учению было подписано Маршалом Советского Союза А.М.Василевским, Б.Л.Ванниковым, Е.И.Смирновым, П.М.Кругловым, другими ответственными лицами и направлено заместителю Председателя Совета Министров СССР Н.А.Булганину. За четыре года (1949-1953 гг.) было разработано более двадцати представлений, которые направлялись в основном Н.А.Булганину, а также Л.М.Кагановичу, Л.П.Берии, Г.М.Маленкову и В.М.Молотову.

Под ним ничто не имело значения для таких факторов, как национальность, раса или религия: женщины, старейшины, дети, японские солдаты, американские, британские и голландские военнопленные и корейские рабочие, среди прочего, были жертвами двух беспорядочных убийств большие пропорции.

В то время население Хиросимы составляло около 000 человек, что составляло примерно 000 человек, если принимать во внимание военнослужащих. Те, кто пострадал от атомной бомбы, по своей собственной плоти страдали от власти уничтожить одно из этих ядерных вооружений и почувствовали в середине развалин Хиросимы, что приближается конец цивилизации. Это мнение было ярко отражено в Хиросиманской декларации, которую Хамар Синдзи, мэр города, прочитал во время первой церемонии, посвященной годовщине запуска атомной бомбы, состоявшейся в том же году, начал работу по реконструкции и в на окраине того места, которое в настоящее время занимает Кенотаф, были все еще казармы.

29 сентября 1953 г. вышло постановление Совета Министров СССР, положившее начало подготовке Вооруженных Сил и страны к действиям в особых условиях. Тогда же по представлению В.А.Болятко Н.А.Булганиным был утвержден к изданию перечень руководящих документов, ранее разработанных 6-м Управлением Министерства обороны, в частности Справочник по ядерному оружию, пособие для офицеров "Боевые свойства ядерного оружия", Наставление по ведению операций и боевых действий в условиях применения ядерного оружия, Наставление по противоатомной защите, Руководство по защите городов. Руководство по медицинскому обеспечению, Руководство по радиационной разведке. Руководство по дезактивации и санитарной обработке и Памятка солдату, матросу и населению по защите от атомного оружия. По личному указанию НА.Булганина в месячный срок все указанные документы были изданы Воениздатом и доставлены в группы войск, военные округа, округа противовоздушной обороны и на флоты. Одновременно для руководящего состава армии и флота был организован показ специальных фильмов по испытаниям ядерного оружия.

С тех пор максимальный лидер города произнес свою собственную Декларацию Хиросимы в акте, который отмечается 6 августа. Это ужасное оружие развязало «революцию мысли», которая помогла нам осознать необходимость и истину вечного мира. Другими словами, после запуска атомной бомбы люди во всем мире поняли, что мировая война с ядерным оружием означала бы конец цивилизации и уничтожение человека. Именно поэтому мы должны заложить основы для достижения абсолютного мира и создания нового образа жизни и нового мира, - сказал Хамаи.

Трудный путь к реконструкции

После трагического опыта войны и запуска атомной бомбы город Хиросима перешел из бастиона военного руководства Японии в город, посвященный миру. Это законодательство было обнародовано 6 августа того же года, получив подавляющую поддержку на плебисците в самом городе. Благодаря Закону, они установили текущий мемориальный парк мира в Хиросиме и, в частности, построили Кенотаф и Мемориальный музей мира в Хиросиме. Вскоре после этого началось путешествие в Хиросиму, чтобы стать международным культурным городом для мира.

Практическая проверка новых взглядов на ведение войны началась с войсковых Тоцких учений с применением реальной атомной бомбы, созданной учеными и конструкторами КБ-11 (Арзамас-16).

В 1954 году стратегическая авиация США имела на вооружении более 700 атомных бомб. США провели 45 ядерных испытаний, включая 2 ядерных бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки. В опросы применения атомного оружия и защиты от него были широко проверены не только на полигонах, но и на войсковых учениях армии США.

Однако даже в 1970-х годах на берегу реки были еще казармы, расположенные напротив атомной бомбовой купол. Дорога к реконструкции была непростой. Многие выжившие из атомной бомбы описали этот опыт как «Ад на Земле». Они не могут найти другие слова, чтобы описать такой ужас. Физические и умственные травмы, которые они понесли, - это бремя, которое они должны нести даже сегодня; это то, что лекарство не может вылечить. Кроме того, они живут с озабоченностью тем, что радиация, к которой они были подвергнуты воздействию, в какой-то момент имеет какое-то заболевание, относительное беспокойство также и к здоровью их детей.

К этому времени в СССР было проведено только 8 испытаний атомного оружия. Изучены результаты атомной бомбардировки авиацией США японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Характер и масштабы поражающего действия этого грозного оружия были достаточно известны. Это позволило разработать первые инструкции по вопросам ведения боевых действий в условиях применения атомного оружия и способам защиты войск от поражающего действия атомных взрывов. С точки зрения современных представлений изложенные в них рекомендации во многом верны и сегодня.

В этих условиях было крайне необходимо в интересах совершенствования противоатомной защиты войск, проверки расчетных нормативов по поражению атомным оружием техники и вооружения провести учение с максимальным приближением к боевой обстановке. Осуществление такого замысла было продиктовано также стремлением не отстать в подготовке Вооруженных Сил СССР от армии США.

Для проведения учений были сформированы сводные войсковые части и соединения, собранные из всех районов страны от всех видов Вооруженных Сил и родов войск, предназначенных в дальнейшем передать полученный опыт тем, кто не принимал участия в этих учениях.

Для обеспечения безопасности при атомном взрыве были разработаны план обеспечения безопасности при атомном взрыве, инструкция по обеспечению безопасности войск на корпусном учении, памятка солдату и сержанту по безопасности на учении и памятка местному населению. Основные мероприятия по обеспечению безопасности при атомном взрыве разрабатывались исходя из ожидаемых последствий взрыва атомной бомбы на высоте 350 м над землей (воздушный взрыв) в районе отметки 195,1. Кроме того, были предусмотрены специальные мероприятия по обеспечению войск и населения от поражения радиоактивными веществами на тот случай, если взрыв произойдет с большими отклонениями от заданных условий по дальности и высоте. Весь личный состав войск был обеспечен противогазами, защитными бумажными накидками, защитными чулками и перчатками.

Для проведения частичной санитарной обработки и дезактивации войска имели положенное им количество дезактивационных комплектов. Частичную санитарную обработку и дезактивацию предусматривалось проводить непосредственно в боевых порядках. Полная санитарная обработка и дезактивация намечались на обмывочно-дезактивационных пунктах.

В исходном положении для наступления и на участках обороны частей были оборудованы места для обмывочно-дезактивационных пунктов, а подразделения химической защиты находились в готовности для выполнения дезактивационных работ.

В целях исключения возможности поражения войск световым излучением личному составу было запрещено смотреть в сторону взрыва до прохождения удар-ной или звуковой волны, а войскам, наиболее близко расположенным к эпицентру атомного взрыва, были выданы специальные темные пленки к противогазам для защиты глаз от поражения световым излучением.

Для предотвращения поражения ударной волной войска, располагавшиеся наиболее близко (на удалении 5-7,5 км), должны были находиться в укрытиях, далее 7,5 км - в открытых и перекрытых траншеях, в положении сидя или лежа. Обеспечение безопасности войск от поражения проникающей радиацией возлагались на химические войска. Нормы допустимой зараженности личного состава и боевой техники были уменьшены в четыре раза по сравнению с существовавшими допустимыми тогда в войсках.

Для проведения мероприятий по обеспечению безопасности населения район учения в радиусе до 50 км от места взрыва был разбит на пять зон: зона 1 (запретная зона) - до 8 км от центра взрыва; зона 2 - от 8 до 12 км; зона 3 - от 12 до 15 км; зона 4 - от 15 до 50 км (в секторе 300-0-110 градусов) и зона 5, расположенная к северу от цели по боевому курсу самолета-носителя в полосе шириной 10 км и глубиной 20 км, над которой пролет самолета-носителя осуществлялся с открытым бомболюком.

Зона 1 полностью освобождалась от местного населения. Жители населенных пунктов, а также скот, фураж и все движимое имущество вывозились в другие населенные пункты, расположенные не ближе 15 км от центра атомного взрыва.

В зоне 2 за три часа до атомного взрыва население отводилось в естественные укрытия (овраги, балки), расположенные вблизи населенных пунктов; за 10 минут по установленному сигналу все жители должны были лечь на землю лицом вниз. Общественный и личный скот был заблаговременно отогнан в безопасные районы.

В зоне 3 за 1 час до взрыва население выводилось из домов на приусадебные участки на удалении 15-30 метров от строений; за 10 минут до взрыва по сигналу все ложились на землю.

В зоне 4 предусматривалась защита населения только от возможного сильного радиоактивного заражения местности по пути движения облака главным образом в случае наземного взрыва. За два часа до атомного взрыва население этой зоны было укрыто в домах в готовности к эвакуации в случае сильного заражения.

Население зоны 5 было вывезено за ее пределы в безопасные районы за 3 часа до взрыва. Скот был отогнан или укрыт в сараях.

В общей сложности на учение привлекалось около 45 тысяч человек личного состава, 600 танков и самоходно-артиллерийских установок, 500 орудий и минометов, 600 бронетранспортеров, 320 самолетов, 6 тысяч тягачей и автомобилей.

В учении приняли участие руководство всех родов войск и сил флота, командование всех групп войск, военных округов, округов противовоздушной обороны, флотов и флотилий. Были приглашены все министры обороны дружественных в то время нам стран.

Местом проведения учения был выбран полигон сухопутных войск, распложенный в глубине страны в Оренбургской области севернее поселка Тонкое в малонаселенной местности, характерной по рельефу и растительности не только для Южного Урала, а и для ряда районов Европейской части СССР и других стран Европы.

Войсковое учение на тему "Прорыв подготовленной тактической обороны противника с применением атомного оружия" было назначено на осень 1954 года. На учениях применялась атомная бомба мощностью 40 кт, испытанная на Семипалатинском испытательном полигоне в 1951 году. Руководство учением было возложено на Маршала Советского Союза Г.К.Жукова (в то время заместителя Министра обороны). В подготовке и в ходе учения приняли активное участие руководство Министерства среднего машиностроения СССР во главе с В.А. Малышевым, а также ведущие ученые - создатели ядерного оружия И.В. Курчатов, К.И. Щелкни и др.

Основной задачей в подготовительный период явилось боевое слаживание войск и штабов, а также индивидуальная подготовка специалистов по родам войск для действий в условиях реального применения атомного оружия. Обучение войск, привлекаемых на учение, проводилось по специальным программам, рассчитанным на 45 дней. Само учение продолжалось один день. Различные виды тренировок и специальных занятий были организованы на местности, сходной с районом учения. Во всех без исключения воспоминаниях участников учения отмечаются интенсивная боевая учеба, тренировки в средствах защиты, инженерное оборудование района - в целом нелегкий армейский труд, в котором участвовал и солдат, и маршал.

Для наступающей стороны была поставлена тема: "Прорыв стрелковым корпусом подготовленной тактической обороны противника с применением атомного оружия"; для обороняющейся стороны - "Организация и ведение обороны в условиях применения атомного оружия".

Общие цели учения были следующие:

  1. Исследовать воздействие взрыва атомной бомбы среднего калибра по участку заранее подготовленной обороны, а также на вооружение, военную технику, животных. Установить степень защитных свойств различных инженерных сооружений, рельефа местности и растительного покрова от воздействия атомного взрыва.
  2. Изучить и практически проверить в условиях применения атомной бомбы:
    • особенности организации наступательных и оборонительных действий частей и соединений;
    • действия наступающих войск при прорыве оборонительных полос вслед за атомными у дарами;
    • действия обороняющихся войск в условиях применения атомного оружия наступающей стороной, проведение контратаки вслед за атомным ударом по наступающим войскам противника;
    • организацию противоатомной защиты войск в обороне и наступлении;
    • методы управления войсками в наступлении и обороне;
    • материально-техническое обеспечение войск в условиях ведения боя.
  3. Изучить и показать один из возможных вариантов подготовки и ведения наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником, без отвода своих войск с первой позиции на время атомного удара.
  4. Надо было научить личный состав армии - рядовых и командиров, - как практически действовать в наступлении и обороне во фронтовой полосе при применении атомного оружия своими войсками или противником. Дать войскам почувствовать "дыхание и всю картину атомного взрыва".

Учение планировалось провести в два этапа:

I этап - прорыв полосы обороны дивизии (главной полосы обороны);
II этап - овладение с хода полосой корпусных резервов (второй полосы обороны) и отражение контратаки механизированной дивизии.

Основное внимание при проведении учения уделялось действиям наступающей стороны, войска которой реально осуществляли атомную, артиллерийскую и авиационную подготовку прорыва и преодолевали район атомного взрыва.

В связи с тем, что на учении проводилась реальная атомная, артиллерийская и авиационная подготовка прорыва отдельных участков полосы обороны, войска обороняющихся, занимавшие эту полосу, заблаговременно выводились на безопасное удаление. В дальнейшем эти войска использовались для удержания тыловой позиции и участков полосы корпусных резервов.

Сопротивление частей обороняющихся при прорыве наступающими первых двух позиций полосы обороны дивизии разыгрывалось специально назначенными для этой цели в воинских частях представителями штаба руководства.

Район учения представлял собой среднепересеченную местность, на ряде участков покрытую лесом и разделенную широкими долинами небольших рек.

Леса восточнее реки Маховка в значительной степени облегчали маскировку боевых порядков полков первого эшелона и основных артиллерийских позиций наступающих, а рубеж гор Ананчикова, Большая и Межвежья скрывал от наземного наблюдения обороняющихся боевые порядки корпуса и в то же время обеспечивал просмотр обороны противника на глубину до 5-6 км от переднего края.

Открытые участки местности, имевшиеся в полосах наступления полков и дивизий, давали возможность вести наступление в высоких темпах; вместе с этим лесные угодья на ряде участков затрудняли движение, а после атомного взрыва, вследствие лесных завалов и пожаров, могли стать весьма трудно проходимыми даже для танков.

Пересеченная местность в районе, намеченном для взрыва атомной бомбы, обеспечивала всестороннее испытание воздействия атомного взрыва на инженерные сооружения, военную технику и животных и позволяла выявить влияние рельефа местности и растительного покрова на распространение ударной волны, светового излучения и проникающей радиации.

Расположение населенных пунктов в районе учения позволяло при атомном взрыве не причинять значительного ущерба интересам местного населения, выбрать маршрут полета самолета-носителя атомной бомбы, минуя крупные населенные пункты, а также обеспечивало безопасность при движении радиоактивного облака в восточном, северном и северо-западном направлении.

До середины сентября в районе учения по прогнозу сохранялась ясная сухая погода. Это обеспечивало хорошую проходимость всех видов транспорта, благоприятные условия для производства инженерных работ и позволяло сбросить атомную бомбу при визуальном прицеливании, что было определено в качестве обязательного условия.

Войска на учение были выведены в специально разработанных штатах применительно к организации, принятой в 1954 году, и обеспечены новым вооружением и военной техникой, принятой на снабжение армии.

О том, как готовились войска к предстоящему учению, можно судить по материалам отчетных документов. Только в исходных районах размещения войск было отрыто более 380 км траншей, построено более 500 блиндажей и других укрытий.

Командование приняло решение - бомбометание производить с самолета ТУ-4. Для участия в учениях было выделено два экипажа: майора Василия Кутырчева и капитана Константина Лясникова. Экипаж майора В.Кутырчева имел уже опыт летных испытаний атомной бомбы на Семипалатинском полигоне. Подготовка к учениям проводилась в Ахтубе (это под Волгоградом в 850 км от г.Тоцкого). Тренировочные бомбометания в Тоцком производились 250 кг бомбами-болванками. В тренировочных полетах бомбометания выполнялись с разбросом всего 50-60 метров при высоте полета десять километров. Средний налет в тренировочных полетах экипажей самолетов-носителей атомной бомбы для данного учения составил более 100 часов. Командование наземных войск не верило, что может быть такая точность бомбометания.

До самого последнего момента никто из экипажей не знал, кто пойдет основным экипажем, а кто будет дублером. В день вылета на учение два экипажа готовились в полном объеме с подвешиванием атомной бомбы на каждый самолет.

Одновременно запустили двигатели, доложили о готовности выполнять здание и ждали команду, кому выруливать для взлета. Команда поступила экипажу В.Кутырчева, где бомбардиром был капитан Л.Кокорин, второй летчик - Роменский, штурман - В.Бабец. Самолет сопровождали два истребителя МИГ-17 и бомбардировщик ИЛ-28.

Всем участникам учения было понятно, что проведение такого учения - вынужденная, необходимая мера. Его повторение исключалось, и надо было подготовиться так, чтобы извлечь наибольшую пользу для Вооруженных Сил. И прежде всего в вопросах боевого применения родов войск, обеспечения противоатомной защиты личного состава, дополнительной оценки и демонстрации личному составу воздействия поражающих факторов атомного взрыва на технику, вооружение и инженерные сооружения. С этой целью в районе взрыва были выставлены образцы военной техники и вооружения, построены фортификационные сооружения. В научных целях для изучения действия ударной волны, светового излучения, проникающей радиации и радиоактивного заражения на живые организмы и оценки защитных свойств инженерных сооружений (траншей с перекрытием, усиленных блиндажей, защищенных огневых точек, укрытий для танков и артиллерийских орудий и др.) использовались различные животные.

Как видно из официальных источников, подтвержденных и воспоминаниями непосредственных участников этого учения, упор делался и на индивидуальную подготовку личного состава, и на подготовку частей в целом. Личный состав действовал сознательно, грамотно и инициативно, что отмечается в воспоминаниях участников и оценках руководителей учения.

Особенно большая работа проводилась по обеспечению безопасности войск. Самое серьезное внимание уделялось отработке действий личного состава как в момент взрыва, так и при преодолении условно зараженных радиоактивными веществами участков местности. Во всех районах, где предполагалось воздействие поражающих факторов атомного взрыва, предусматривалась подача специальных сигналов оповещения, по которым личный состав войск осуществлял защитные действия непосредственно перед взрывом и в течение всего времени возможной опасности. Основные мероприятия по обеспечению безопасности разрабатывались, исходя из ожидаемых последствий воздушного взрыва атомной бомбы.

Документы учения подтверждают, что запланированные меры безопасности исключали воздействие поражающих факторов атомного взрыва на личный состав свыше установленных допустимых норм. В них были учтены элементы повышенных требований к безопасности мирного времени. В частности, нормы допустимой зараженности личного состава и боевой техники были уменьшены в несколько раз по сравнению с нормами, определенными Наставлением по противоатомной защите войск. Участки местности с уровнем радиации свыше 25 рад/час на период учения объявлялись запретными зонами, обозначались запрещающими знаками, и войска обязаны были их обходить. Строгое выполнение всех предусмотренных правил и инструкций не допускало какой-либо возможности поражения личного состава.

Начало выполнения практических мероприятий обеспечения безопасности планировалось заблаговременно. Была установлена запретная зона. Характерна такая деталь: убежища и укрытия в 5 км от намеченного эпицентра взрыва были оборудованы так, как если бы они располагались в 300-800 метрах от эпицентра взрыва атомной бомбы. Этот пример еще раз подтверждает, что инженерные сооружения были построены со значительным запасом прочности.

За пять суток до начала учений все войска были выведены из запретной зоны. По периметру запретной зоны было выставлено охранение. С момента приема под охрану и в течение первых трех суток после взрыва допуск в нее производился только через контрольно-пропускной пункт по специальным пропускам и жетонам. В приказе командующего учениями говорилось: "В день учения с 5.00 до 9.00 запретить движение одиночных лиц и автомашин. Передвижение разрешить только в составе команд с ответственными офицерами. С 9.00 до 11.00 всякое движение запретить. Вывод войск за пределы запретной зоны закончить к исходу 9 сентября и письменно доложить мне. Все подготовленные укрытия и убежища, а также готовность средств связи к приему и передаче сигналов проверить специальными комиссиями и результаты проверки оформить актом".

Анализ официальных документов свидетельствует, что принятые на учении меры безопасности позволили провести его без грубых нарушений и не допустить длительного нахождения личного состава на зараженной радиоактивными веществами местности.

Представим себе обстановку в районе учения к утру 14 сентября 1954 года. По плану учений доклады о готовности поступили, отдаются последние распоряжения, проверяется связь. Войска заняли исходные районы. Фрагмент обстановки в районе атомного взрыва показан на схеме. "Западные" - обороняющиеся - занимают районы на удалении 10-12км от намеченного центра цели атомного взрыва, "восточные" - наступающие - за рекой, 5 км восточное района взрыва. В целях безопасности головные подразделения наступающих отведены из первой траншеи и размещены в убежищах и укрытиях во второй траншее и в глубине.

В 9 часов 20 минут руководством учения заслушиваются последние доклады о метеорологической обстановке и принимается решение на взрыв атомной бомбы. Решение протоколируется и утверждается. После чего экипажу самолета по радио отдается приказ сбросить атомную бомбу.

За 10 минут до нанесения атомного удара по сигналу "атомная тревога" войска занимают укрытия и убежища.

В 9 часов 34 минуты 48 секунд (время указано местное) производится воздушный атомный взрыв. Воспоминания участников учения объективно рисуют картину взрыва, и здесь практически мало что можно добавить.

В материалах учения подробно изложены действия войск и та радиационная обстановка, которая была в районе учения после атомного взрыва. Она представляла собой исключительную практическую и научную ценность, и поэтому велика заслуга личного состава, осуществлявшего различные замеры и наблюдения. Однако даже в этом случае режим безопасности не снижался.

По плану учения через пять минут после атомного взрыва начинается артиллерийская подготовка. В конце артиллерийской подготовки наносятся бомбовые и штурмовые удары авиации.

С целью определения уровней радиации и направления эпицентра взрыва атомной бомбы, по окончании боевой стрельбы, планировалось использование дозиметрических дозоров нейтральной (независимой) радиационной разведки. В район взрыва дозоры должны прибыть через 40 минут после взрыва и приступить к ведению разведки в назначенных секторах и обозначению границ зон заражения предупредительными знаками: действительный уровень радиации в районе эпи-центра взрыва через 1 час обозначить: зона с уровнем 25 р/час, свыше 0,5 р/час и 0,1 р/час. Личный состав дозора, измеряющий уровень радиации в эпицентре взрыва, находится в танке, броня которого уменьшает дозу проникающей радиации в 8-9 раз.

В 10 часов 10 минут "восточные" атакуют позиции условного противника. На схеме показано положение войск сторон на различное время после атомного взрыва. К 11 часам подразделения производят посадку личного состава на технику и продолжают наступление в предбоевых порядках (колоннах). Разведывательные подразделения совместно с войсковой радиационной разведкой двигаются впереди.

Около 12.00 14 сентября передовой отряд, преодолевая очаги пожаров и завалов, выходит в район атомного взрыва. Через 10-15 минут за передовым отрядом в тот же район, но севернее и южнее эпицентра взрыва выдвигаются подразде-ления первого эшелона "восточных". Так как район заражения от атомного взрыва должен быть уже обозначен знаками, выставленными дозорами нейтральной разведки, то подразделения ориентированы о радиационной обстановке в районе взрыва.

В ходе учения в соответствии с планом дважды имитируются атомные взрывы подрывом взрывчатых веществ. Главная цель такой имитации заключалась в необходимости обучения войск действиям в условиях "радиоактивного заражения местности". По выполнении задач учения в 16 часов 14 сентября войскам дается отбой. В соответствии с планом по мерам безопасности после завершения учения проверяется личный состав, проводится дозиметрический контроль личного состава и боевой техники. Во всех подразделениях, действовавших в районе атомного взрыва, на специально оборудованных, пунктах проводится санитарная обработка личного состава с заменой верхнего обмундирования и дезактивация техники.

Оценивая с современных позиций проведенное в 1954 году учение, можно однозначно констатировать его огромное значение для совершенствования практики подготовки войск к действиям в условиях применения атомного оружия и в целом для укрепления боеготовности и боеспособности советских Вооруженных Сил.

И, безусловно, прав майор в отставке С.И.Пегаиов, подчеркивая, что "...сентябрьское учение было тем кирпичиком в той стене, которая стала на пути ядерной катастрофы" ("Красная Звезда", 16 ноября 1989 года).

Действительно, оценка роли и места учения в жизни армии и проблемы, возникшие в связи с недостатком официальной информации, волнуют, судя по публикациям, многих. Причем, сейчас эти вопросы стали острее, чем 35 лет назад.

Ответы на многие вопросы участников учения, в том числе и личные, можно и нужно дать сегодня. Конкретный пример тому - встреча начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерала армии А.Д.Лизичева с участником учения В.Я.Бенциановым, в чьих воспоминаниях аккумулированы проблемы многих, кого коснулся сентябрь 1954 г. В ходе беседы были обсуждены вопросы, высказанные в публикациях воспоминаний участников учений, и те меры, которые принимаются Министерством обороны СССР.

В настоящее время госпитали Министерства обороны России имеют указание проверить состояние здоровья обратившихся к ним участников учения, оказать им всестороннюю помощь в лечении. Кроме того, Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова готова принять их на специализированное обследование.

Тоцкие учения с применением атомной бомбы... О них ходит много легенд и небылиц, которые тревожат до сих пор сотни тысяч людей, как в России, так и за рубежом. Повышенный интерес к ним почему-то проявляет японская пресса и телевидение.

Семипалатинские войсковые учения с применением атомного оружия

10 сентября 1956 года на Семипалатинском полигоне состоялось военное учение на тему "Применение тактического воздушного десанта вслед за атомным ударом с целью удержания зоны поражения атомного взрыва до подхода наступающих войск с фронта". Общее руководство по координации ядерного взрыва и действий войск осуществлял зам. Министра обороны СССР по специальному вооружению маршал артиллерии М. М. Неделин. Своевременное проведение взрыва и ядерно-техническое обеспечение возлагалось на генерал-полковника В. А. Болятко. Управлял частями Воздушно-десантных войск генерал-лейтенант С. Рождественнский.

Основной задачей учения являлось определение времени после взрыва, когда можно будет высадить воздушный десант, а также минимального удаления посадочной площадки от эпицентра воздушного взрыва ядерной бомбы. Кроме того, это учение способствовало приобретению навыков по обеспечению безопасной высадки десанта в пределах зоны поражения ядерного взрыва.

Всего в проведенном учении было задействовано полторы тысячи военнослужащих. Непосредственно в район эпицентра взрыва десантировалось 272 человека: второй парашютно-десантный батальон 345 полка (без одной роты), усиленный взводом 57-мм орудий полковой артиллерии, шестью безоткатными орудиями Б-10, взводом 82-мм минометов и химическим отделением полка со средствами проведения радиационной и химической разведки. Для доставки десанта в район высадки. Находящийся на испытательной площадке П-3, использовался полк вертолетов Ми-4 в составе 27 боевых машин.

Для дозиметрического сопровождения и контроля за радиационной обстановкой были выделены и действовали вместе десантом четыре офицера-дозиметриста, из расчета по одному на каждую десантную роту, а также старший дозиметрист, который сопровождал головную машину командира полка. Основной задачей офицеров-дозиметристов являлось исключение возможности посадки вертолетов и высадки десанта на местности с уровнем радиации выше 5 рентген в час и, кроме того, осуществление контроля за выполнением личным составом десанта требований по радиационной безопасности. О случаях нарушения установленных правил безопасности офицеры-дозиметристы обязаны были докладывать командирам десантных подразделений.

Исходный район для десантирования находился в 23 км от условной линии фронта и в 36 км от планируемого взрыва ядерной бомбы (площадки П-3 опытного поля). Полоса пролета вертолетов с военнослужащими и техникой на борту имела ширину 3 км. Перелет вертолетной колонны с десантом должен был осуществляться во время получасовой артподготовки атаки наступающих войск. Оборона противника была обозначена траншеями и расставленными мишенями.

Весь личный состав десанта и экипажи вертолетов были обеспечены средствами индивидуальной защиты. Дезактивации и необходимым количеством дозиметрических приборов. Чтобы не допустить попадания радиоактивных веществ в организм солдат, было принято решение десантировать личный состав без продовольствия, запасов питьевой воды и курительных принадлежностей.

Взрыв ядерной авиационной бомбы, сброшенной с самолета Ту-16, поднявшегося на высоту восемь км, произошел в 270 метрах от земли с отклонением от центра прицеливания на 80 метров. Тротиловый эквивалент взрыва составил 38 кт.

Через 25 минут после взрыва, когда прошел фронт ударной волны и облако взрыва достигло максимальной высоты, дозоры нейтральной радиационной разведки выехали на автомобилях с исходного рубежа, произвели разведку района взрыва. обозначили рубеж высадки и сообщили по радио о возможности десантирования в районе взрыва. Рубеж десантирования был обозначен на удалении 650-1000 метров от эпицентра. Его протяженность составляла 1300 метров. Уровень радиации на местности в момент высадки десанта составлял от 0,3 до 5 рентген в час.

Посадка вертолетов в назначенном районе была произведена через 43 минуты после ядерного взрыва. Ближайшая к эпицентру взрыва граница района высадки десанта была предварительно разведана и обозначена "нейтральной" радиационной разведкой.("Нейтральная" радиационная разведка состояла из 3-х дозоров на вертолетах Ми-4 и 4-х дозоров на автомашинах ГАЗ-69. В момент ядерного взрыва группа "нейтральной" радиационной разведки, действовавшая на автомашинах, занимала исходное положение в 7 км от центра площадки П-3 в убежище гражданской обороны второй категории).

Почти полное отсутствие ветра в приземном слое атмосферы привело к застою дыма от пожаров и облаку пыли, вызванных взрывом, что затрудняло наблюдение с воздуха площадки десантирования. Приземление вертолетов привело к подъему в воздух большого количества пыли, создав тем самым сложные условия для высадки десанта.

Через 7 минут после посадки вертолеты взлетели для следования в пункт специальной обработки. Через 17 минут после посадки подразделения десанта вышли на рубеж, на котором закрепились и отбили контратаку противника. Через 2 часа после взрыва был объявлен отбой учению, после чего весь личный состав десанта с вооружением и боевой техникой был доставлен для проведения санитарной обработки и дезактивации.

29 июля 1985 года генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев заявил о решении СCCР в одностороннем порядке прекратить любые ядерные взрывы до 1 января 1986 года. Мы решили рассказать о пяти знаменитых ядерных полигонах, существовавших в СССР.

Семипалатинский испытательный полигон

Семипалатинский испытательный полигон - один из крупнейших ядерных полигонов СССР. Он также получил известность как СИЯП. Полигон расположен в Казахстане в 130 км северо-западнее Семипалатинска, на левом берегу реки Иртыш. Площадь полигона составляет 18 500 кв км. На его территории находится ранее закрытый город Курчатов. Семипалатинский полигон известен тем, что здесь было проведено первое испытание ядерного оружия в Советском Союзе. Испытание было проведено 29 августа 1949 года. Мощность бомбы составила 22 килотонны.

12 августа 1953 года на полигоне был испытан термоядерный заряд РДС-6с мощностью 400 килотонн. Заряд был размещен на башне на высоте 30 м над землей. В результате этого испытания часть полигона была очень сильно заражена радиоактивными продуктами взрыва, и до сих пор в некоторых местах сохраняется небольшой фон. 22 ноября 1955 года над полигоном было проведено испытание термоядерной бомбы РДС-37. Она была сброшена самолетом на высоте около 2 км. 11 октября 1961 года на полигоне был произведен первый в СССР подземный ядерный взрыв. С 1949 по 1989 год на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено не менее 468 ядерных испытаний, в том числе 125 атмосферных, 343 испытательных ядерных взрыва под землей.

Ядерные испытания на полигоне не проводятся с 1989 года.

Полигон на Новой Земле

Полигон на Новой Земле был открыт в 1954 году. В отличие от Семипалатинского полигона он был удален от населенных пунктов. Ближайший крупный населенный пункт - поселок Амдерма - был расположен в 300 км от полигона, Архангельск - более чем в 1000 км, Мурманск - более чем в 900 км.

С 1955 по 1990 год на полигоне было произведено 135 ядерных взрывов: 87 в атмосфере, 3 подводных и 42 подземных. В 1961 году на Новой Земле была взорвана мощнейшая в истории человечества водородная бомба - 58-мегатонная «Царь-бомба», также известная как «Кузькина мать».

В августе 1963 года СССР и США подписали договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. Были приняты ограничения и по мощности зарядов. Подземные же взрывы продолжали осуществляться до 1990 года.

Тоцкий полигон

Тоцкий полигон расположен в Приволжско-Уральском военном округе, в 40 км восточнее города Бузулук. В 1954 году здесь были проведены тактические учения войск под кодовым названием «Снежок». Руководил учениями маршал Георгий Жуков. Цель учений состояла в отработке возможностей прорыва обороны противника с использованием ядерного оружия. Материалы, связанные с данными учениями, до сих пор не рассекречены.

В ходе учений 14 сентября 1954 года бомбардировщик Ту-4 сбросил с высоты 8 км ядерную бомбу РДС-2 мощностью 38 килотонн в тротиловом эквиваленте. Взрыв был произведен на высоте 350 метров. На заражённую территорию в атаку были направлены 600 танков, 600 БТРов и 320 самолётов. Общее число военнослужащих, принявших участие в учениях, составило около 45 тыс. человек. В результате учений тысячи его участников получили разные дозы радиоактивного облучения. С участников учения была взята подписка о неразглашении, что привело к тому, что пострадавшие не могли рассказать врачам о причинах болезней, и получить адекватное лечение.

Капустин Яр

Полигон Капустин Яр расположен в северо-западной части Астраханской области. Полигон был создан 13 мая 1946 года для испытаний первых советских баллистических ракет.

С 1950-х, на полигоне Капустин Яр проведено как минимум 11 ядерных взрывов на высоте от 300 м до 5,5 км Суммарная мощность которых составляет примерно 65 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. 19 января 1957 года на полигоне было проведено испытание зенитной управляемой ракеты типа 215. Она имела ядерную боеголовку мощностью 10 кт, предназначенную для борьбы с основной ядерной ударной силой США - стратегической авиацией. Ракета взорвалась на высоте около 10 км, поразив самолёты-мишени: 2 бомбардировщика Ил-28, управляемые с помощью радиоуправления. Это был первый высоко-воздушный ядерный взрыв в СССР.