Порядок определения степени утраты профессиональной трудоспособности. Установление процента потери общей трудоспособности

Степень утраты профессиональной трудоспособности определяет специально уполномоченный орган - Государственная служба медико-социальной экспертизы. Учреждения МСЭ действуют в системе органов социальной защиты населения РФ (ст. 8 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Степень утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний определяется по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789.

Согласно этим правилам на освидетельствование в учреждения МСЭ пострадавший направляется после того, как лечебным учреждением проведен комплекс лечебных, диагностических и реабилитационных процедур и их результаты позволяют сделать предварительный вывод о стойкой утрате профессиональной трудоспособности. К направлению лечебного учреждения на освидетельствование пострадавшего в учреждения МСЭ должны быть приложены сведения о состоянии пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем.

Учреждение МСЭ проводит освидетельствование пострадавшего, учитывая сведения, указанные в акте по форме № Н-1 или акте о случае профзаболевания, а также в других документах, предоставленных работодателем. Специалисты учреждения МСЭ выносят экспертное заключение на основании полученных документов и личного осмотра пострадавшего. Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей и профессионально значимых качеств, позволяющих выполнять работу по прежней специальности (квалификации). Правила предусматривают возможность установления от 10 до 100% утраты профессиональной трудоспособности.

Тот факт, что утрата трудоспособности установлена, должен быть подтвержден актом освидетельствования пострадавшего. Акт подписывается руководителем учреждения МСЭ, специалистами, проводившими освидетельствование, и заверяется печатью учреждения.

Пострадавшему на руки выдается справка о результатах освидетельствования, а работодателю и исполнительному органу ФСС России направляется выписка из акта освидетельствования.

Учреждение медико-социальной экспертизы установило, что сотрудник И.И. Иванов утратил профессиональную трудоспособность на 30%.

Следовательно, размер единовременной страховой выплаты составит:

30 000 руб. х 30% = 9000 руб.

Единовременная страховая выплата производится пострадавшему не позднее одного календарного месяца со дня ее назначения. В случае смерти застрахованного выплата производится его иждивенцам в двухдневный срок со дня предоставления работодателем исполнительному органу ФСС России всех документов, необходимых для назначения такой выплаты.

Ежемесячные страховые выплаты . Размер ежемесячной выплаты определяется исходя из среднемесячного заработка пострадавшего. Средний заработок рассчитывается за предшествующие 12 месяцев работы, повлекшей повреждение здоровья, до месяца, в котором произошел несчастный случай или установлен диагноз профзаболевания. По выбору пострадавшего заработок может учитываться за последние 12 месяцев работы, повлекшей повреждение здоровья, до месяца, в котором учреждением МСЭ была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности.

Как видим, основное отличие расчетного периода для определения ежемесячной страховой выплаты от аналогичного периода для исчисления пособия по временной нетрудоспособности заключается в том, что в первом случае учитываются только месяцы работы, повлекшей повреждение здоровья.

Среднемесячный заработок определяется следующим образом: суммируются все выплаты, полученные работником в расчетном периоде, и полученный результат делится на 12.

А если работа, повлекшая повреждение здоровья, продолжалась менее 12 месяцев? В этом случае нужно весь фактически полученный заработок за месяцы работы, повлекшей повреждение здоровья, разделить на количество этих месяцев. Если же некоторые месяцы отработаны не полностью, они заменяются предшествующими полностью отработанными месяцами или исключаются из расчета при невозможности замены.

Как определить, возможна такая замена в расчетном периоде или нет? Рассмотрим это на конкретных примерах.

У работника И.И. Иванова 10 июня 2004 года установлено профессиональное заболевание. Расчетным периодом для определения среднемесячного заработка является период с 1 июня 2003 года по 31 мая 2004-го.

Работа, повлекшая повреждение здоровья, продолжалась с 15 сентября 2003 года по 31 мая 2004-го включительно (8 месяцев 16 дней). До 15 сентября 2003 года работа не была связана с профессиональным заболеванием сотрудника. Поэтому период с 1 июня по 14 сентября 2003 года исключается из расчетного.

Не полностью отработанный сентябрь 2003 года (с 14-го по 30-е число) также не учитывается, так как заменить его на предыдущие полностью отработанные месяцы невозможно.

Таким образом, среднемесячный заработок определяется за период с 1 октября 2003 года по 31 мая 2004-го.

Изменим условия предыдущего примера. Допустим, работа, повлекшая профзаболевание, продолжалась с 15 марта 2003 года по 31 мая 2004-го включительно (14 месяцев 17 дней).

Расчетным является период с 1 июня 2003 года по 31 мая 2004-го. В нем сотрудник отработал только половину июня 2003 года - с 1-го по 15-е число. В этом случае неотработанную часть июня можно заменить полностью отработанным маем 2003 года.

Таким образом, среднемесячный заработок учитывается суммарно за май 2003 года и за период с 1 июля 2003 года по 31 мая 2004-го.

Обратите внимание

В заработок для расчета ежемесячной страховой выплаты включаются все суммы, полученные работником за выполнение работы по трудовому договору, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Чтобы определить размер ежемесячной страховой выплаты, нужно среднемесячный заработок умножить на процент утраты профессиональной трудоспособности.

Назначенные ежемесячные страховые выплаты в дальнейшем не пересчитываются. Из этого правила есть три исключения:

· изменение степени утраты профессиональной трудоспособности;

· изменение круга лиц, имеющих право на получение выплат;

· индексация выплат с учетом уровня инфляции 5 .

Максимальный размер ежемесячной выплаты в настоящее время не может превышать 30 000 руб. за полный календарный месяц . Это установлено статьей 16 Федерального закона от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» 6 (далее - Закон № 17-ФЗ).

Учреждение МСЭ установило, что сотрудник И.И. Иванов утратил профессиональную трудоспособность на 60% вследствие несчастного случая на производстве.

Среднемесячный заработок И.И. Иванова - 60 000 руб.

Размер ежемесячной страховой выплаты составит:

60 000 руб. х 60% = 36 000 руб.

Так как размер выплаты ограничен максимальным пределом, И.И. Иванов будет ежемесячно получать 30 000 руб.

Пострадавший получает ежемесячные выплаты в течение всего периода, на который установлена утрата профессиональной трудоспособности. Из него исключается только период временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, так как в это время пострадавший получает соответствующее пособие.

30 марта 2004 года сотрудник И.И. Иванов получил травму вследствие несчастного случая на производстве. 31 мая 2004 года специалисты учреждения МСЭ, которые провели освидетельствование И.И. Иванова, установили степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 50% сроком на 6 месяцев. Больничный лист был закрыт 30 июня 2004 года.

Таким образом, И.И. Иванов должен получить пособие по временной нетрудоспособности за период с 30 марта по 30 июня 2004 года. Ежемесячные страховые выплаты он начнет получать с 1 июля 2004 года.

Страховые выплаты иждивенцам . В случае смерти застрахованного лица страховые выплаты получают его иждивенцы (ст. 7 Закона № 125-ФЗ). В первую очередь это нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении умершего или имевшие право на получение от него содержания ко дню наступления страхового случая. К нетрудоспособным иждивенцам относятся, как правило, несовершеннолетние, а также лица, достигшие возраста для выхода на пенсию по старости. Нетрудоспособными иждивенцами также являются инвалиды.

Если ребенок застрахованного родился после его смерти, он тоже имеет право на получение страховых выплат.

Иждивенцами считаются члены семьи умершего, не работавшие на момент его смерти в связи с уходом за его детьми, внуками, братьями или сестрами в возрасте до 14 лет или достигшими этого возраста, но признанными нуждающимися в постороннем уходе. При этом трудоспособность членов семьи, осуществляющих уход, значения не имеет.

И, наконец, право на получение страховых выплат имеют иждивенцы умершего, если они стали нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

Обратите внимание

Иждивенцами могут быть не только родственники. Ими могут быть лица, которые не состояли с умершим в родстве, но совместно с ним проживали. Главное - подтвердить в суде факт нахождения на иждивении. Иждивение детей умершего предполагается в силу закона, поэтому подтверждать его не надо.

Размер единовременной страховой выплаты, которая причитается иждивенцам, равен 30 000 руб. Эта сумма делится между супругой (супругом) умершего (независимо от того, находилась ли она (он) на его иждивении) и остальными иждивенцами.

Размер ежемесячной выплаты определяется исходя из среднемесячного заработка умершего. В расчет также берутся пенсии и пособия, которые он получал при жизни. Из полученной суммы исключаются доли, приходящиеся на самого пострадавшего и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Оставшаяся сумма поровну делится между иждивенцами пострадавшего, имеющими право на страховые выплаты.

Обратите внимание

Общая сумма ежемесячных страховых выплат всем иждивенцам не может превышать 30 000 руб. (п. 12 ст. 12 Закона № 125-ФЗ и ст. 16 Закона № 17-ФЗ).

Средний заработок умершего составлял 25 000 руб. На его иждивении находились: трудоспособная жена, мать в возрасте 70 лет и двое детей в возрасте 15 и 16 лет. Право на ежемесячные страховые выплаты имеют трое иждивенцев - мать и дети, на единовременную страховую выплату - жена, мать и дети.

Рассчитаем долю единовременной страховой выплаты, причитающейся каждому иждивенцу. Доли определяются исходя из общей суммы 30 000 руб. Сумма единовременной страховой выплаты составит:

30 000 руб. : 4 чел. = 7500 руб.

Теперь рассчитаем размер ежемесячной страховой выплаты.

Сначала определим долю, причитающуюся каждому получателю:

25 000 руб. : 5 чел. = 5000 руб.

25 000 руб. – (5000 руб. х 2 чел.) = 15 000 руб.

Таким образом, 15 000 руб. - общая сумма ежемесячной страховой выплаты, которую получат трое иждивенцев - мать и двое детей умершего.

Сроки, в течение которых иждивенцы имеют право получать страховые выплаты, установлены пунктом 3 статьи 7 Закона № 125-ФЗ.

Несовершеннолетние дети получают ежемесячные страховые выплаты до 18 лет, а если они учатся по очной форме обучения, то до окончания учебы, но не более чем до 23 лет.

Пенсионеры по старости (женщины с 55 лет, мужчины - с 60) будут получать ежемесячные страховые выплаты пожизненно, а инвалиды - в течение срока инвалидности. При этом страховые выплаты не влияют на размер пенсии (по старости или инвалидности), которую получают указанные лица.

Лица, которые не работают в связи с уходом за детьми, внуками, братьями или сестрами умершего, не достигшими 14 лет, получают страховые выплаты до того момента, пока указанным иждивенцам не исполнится 14 лет. Если иждивенцы достигли 14-летнего возраста, но нуждаются в постороннем уходе, лица, осуществляющие за ними уход, получают страховые выплаты до тех пор, пока не изменится состояние иждивенцев.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13

Если повреждение повлекло за собой утрату или ограничение трудоспособности, что в свою очередь может отразиться на заработке и материальном положении потерпевшего, то за причиненный вред выдается денежная компенсация, размер которой зависит от степени стойкой утраты трудоспособности.

Утрата трудоспособности может быть временной и стойкой.

Временная нетрудоспособность представляет собой утрату трудоспособности на некоторый ограниченный период. Она устанавливается лечащим врачом и ВКК (врачебно-контрольной комиссией), оформляется листком временной нетрудоспособности (больничным листом). По существующему положению листок временной нетрудоспособности выдается (периодически продлевается) на срок до четырех месяцев, но при необходимости с разрешения ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии) может быть продлен и на больший срок.

Стойкая нетрудоспособность носит более длительный, а нередко и постоянный характер. Различают утрату общей, профессиональной и специальной трудоспособности. Под общей трудоспособностью понимают способность к неквалифицированному труду. Профессиональная трудоспособность - способность к труду по своей профессии или другой, равной ей по квалификации и оплате. Специальная трудоспособность есть способность к труду в своей узкой специальности.

При возмещении причиненного вреда учитывается только степень утраты профессиональной трудоспособности, степень утраты общей и специальной трудоспособности во внимание не принимаются.

Продолжительность расстройства здоровья как квалифицирующий признак используется в двух категориях:

а) длительное расстройство здоровья свыше трех недель (21 дня);

б) кратковременного расстройства здоровья не свыше трех недель (21 день и менее). В первом случае повреждение оценивается как вред здоровью средней тяжести, во втором - как легкий вред здоровью.

"Правила" определяют длительность расстройства здоровья как временную утрату работоспособности или как временную нетрудоспособность. При этом предлагают устанавливать утрату трудоспособности у детей, так же как у взрослых. Последнее положение носит неопределенный характер, т.к. трудоспособность устанавливается законом с 14 лет. И если у школьников младше 14 лет временную нетрудоспособность можно условно приравнять к временной невозможности обучаться в школе, то у дошкольников будет отсутствовать даже такой условный критерий. Следовательно, временная нетрудоспособность как отражение расстройства здоровья не является общим абсолютным квалифицирующим признаком, применимым во всех возрастных группах.

Кроме того, даже у взрослых использование временной нетрудоспособности как критерия расстройства здоровья, связано с целым рядом оговорок и исключений.


Так "Правила" рекомендуют критически оценивать медицинские документы (историю болезни, амбулаторную карту, операционный журнал и др.), опираясь только на объективные данные о характере и продолжительности нарушенных функций, поскольку срок пребывания в больнице или ином стационаре, сроки амбулаторного лечения, сроки действия "листка нетрудоспособности" могут не соответствовать истинным срокам расстройства здоровья.

С одной стороны, неоправданно длительное пребывание в стационаре или на амбулаторном лечении может быть связано только с субъективными жалобами, симуляцией или аггравацией (преувеличением симптомов) пострадавшего. С другой стороны, пострадавший может отказаться от "листка нетрудоспособности" и преждевременно приступить к работе, что в современных условиях наблюдается нередко. Не работающие и пенсионеры вовсе могут не пользоваться "листком нетрудоспособности".

Полученная травма может ухудшить имеющееся у пострадавшего хроническое заболевание и пациент, поступивший в стационар по поводу травмы, может длительно находиться на лечении для коррекции состояния здоровья по ухудшившемуся предшествовавшему травме заболеванию. В таких случаях для оценки тяжести вреда здоровью необходимо разграничить нарушение функций организма в связи с повреждением и в связи с предшествующим заболеванием, учитывая при определении степени тяжести вреда здоровью только продолжительность последствий травмы.

Разным представляется и подход при проведении хирургических операций. Если хирургическая операция проводилась с лечебной целью для ликвидации последствий травмы, то должна учитываться вся продолжительность расстройства здоровья, в течение всего времени лечения. Если хирургическая операция предпринята в целях диагностики, то вред здоровью, причиненный хирургическим вмешательством не учитывается при оценке степени тяжести вреда здоровью.

Сам же операция, хотя и является хирургической травмой, не оценивается как вред здоровью.

Вред здоровью, причиненный в результате дефекта оказания медицинской помощи расценивается самостоятельно, отдельно от причиненного повреждения и его последствий, в соответствии с квалифицирующими признаками, предусмотренными "Правилами".

В тех же случаях, когда в результате хирургической операции или какого-иного медицинского вмешательства допущен дефект оказания медицинской помощи и пострадавшему нанесены дополнительные страдания, последние не являются основанием для увеличения тяжести при оценке вреда здоровью, вызванного предшествовавшим повреждением.

Иногда при предположительном диагнозе (например, сотрясении головного мозга), когда отсутствуют объективные признаки травмы (нарушение структуры и функции), пострадавшего могут поместить в стационар для клинического наблюдения, т.к. признаки травмы могут проявиться не сразу, а через несколько дней. Если такие признаки не появились, время пребывания в стационаре не учитывается как срок длительности расстройства здоровья.

Таким образом, исходя из существа представленных положений, можно сделать вывод, что для определения продолжительности расстройства здоровья необходимо установить время, в течение которого продолжалось нарушение функций, вызванное травмой. Этот критерий - продолжительность нарушения функций - и является единым общим основанием для определения длительности расстройства здоровья.

К сожалению, в "Правилах" имеются два, противоречащих друг другу положения. Согласно п.25.4 "небольшие немногочисленные повреждения (ссадины, кровоподтеки, небольшие поверхностные раны), не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности не расцениваются как вред здоровью". Однако в п.2 "Правил" утверждается, что под вредом здоровью понимается повреждение. Иначе говоря, "Правила" рассматривают одни повреждения как повреждения, а другие повреждения как не являющиеся повреждениями. Подобное утверждение "повреждение - это не повреждение" противоречит всякой логике. Не исключается, что может быть повреждение, не влекущее стойкой необратимой утраты трудоспособности. Но не может быть повреждения, которое не сопровождается расстройством функции, т.е. не влечет расстройства здоровья. Даже упоминаемые "Правилами" "небольшие немногочисленные повреждения" всегда сопровождаются как минимум болью (болезненными ощущениями), что и является выражением нарушения функции и, следовательно, расстройством здоровья. Трудно представить, что ударное воздействие, приводящее к образованию ссадин, кровоподтеков и ран безразлично для здоровья, незаметно для живого человека, не приводит к нарушению функции и расстройству здоровья (хотя и кратковременному). "Правила" не определяют минимальные сроки расстройства здоровья (говорится только о расстройстве здоровья не более трех недель, без установления нижней границы этого срока). Поэтому, с установлением факта повреждения устанавливается и факт расстройства здоровья, а, следовательно, и наличие вреда здоровью (хотя и краткого, и временного). В этой же связи, нельзя не обратить внимание на неопределенность предлагаемых характеристик повреждений: "небольшие" (размерные границы не предлагаются), "немногочисленные" (количественные характеристики отсутствуют), "поверхностные" (параметры глубины, позволяющие отличить глубокие раны от поверхностных, не приводятся).

Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы пострадавших
от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания-2

Уважаемые коллеги!

В своём выступлении сегодня я постараюсь не загружать вас повторением наименований нормативных документов, которые, уверена, и так хорошо знаете, а осветить актуальные проблемы их применения в практике медико-социальной экспертизы.
Первое и основное, что вы должны знать и помнить, это то, что организация медико-социальной экспертизы пострадавших от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее я буду называть эту категорию граждан просто пострадавшие) отличается от организации освидетельствования лиц, претендующих на установление инвалидности. При сопоставлении Правил установления степени УПТ в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 (я буду называть его 789-е постановление) и Правил признания лица инвалидом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (95-ое постановление) мы видим ряд отличий и в общих положениях, и в порядке направления и проведения медико-социальной экспертизы, и в порядке обжалования экспертных решений.
О чём я говорю?
Пройду кратко прямо по пунктам.
1. если освидетельствование по 95-му постановлению проводится в бюро по месту жительства или пребывания гражданина, определению чего служит регистрационный учёт, то по 789-му постановлению – по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. Это даёт право оформления направлений на МСЭ ведомственным ЛПУ и МСЧ по месту прикрепления работников, зарегистрированных в иных населённых пунктах, что актуально для пострадавших.
2. если освидетельствование по 95-му постановлению проводится в бюро по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение либо органа социальной защиты населения, причём предусмотрена возможность отказа в направлении с выдачей соответствующей справки об отказе, на основании которой, при наличии заявления гражданина, мы проводим экспертизу, то в 789-м постановлении направление оформляется только учреждением здравоохранения. Причём ранее приведенные положения говорят о том, что это может быть только государственное или муниципальное учреждение.
3. освидетельствование пострадавшего в учреждении МСЭ проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика (ФСС РФ), по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя; при установлении же инвалидности обязательным заявление гражданина или его законного представителя является единственным и обязательным.
4. если освидетельствование для установления инвалидности может проводиться заочно по решению соответствующего бюро, то освидетельствование пострадавшего может проводиться только в бюро либо на дому или в стационаре по месту лечения при наличии заключения учреждения здравоохранения о невозможности явиться в бюро по состоянию здоровья, но не заочно.
5. Если в ходе освидетельствования специалисты бюро считают необходимым дообследовать пострадавшего, то они вправе направить гражданина на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, а так же запрашивать необходимые сведения, обследовать условия труда и социально-бытовые условия. При этом необходимо заручиться согласием пострадавшего, тогда как по Правилам признания лица инвалидом ПДО просто доводится до сведения гражданина в доступной форме.
6. Далее: если решение о признании лица инвалидом либо об отказе принимается специалистами на основе обсуждения результатов МСЭ и лишь объявляется в присутствии всех специалистов, то экспертное решение о степени УПТ принимается в присутствии пострадавшего, а потом объявляется и по нему даются разъяснения.
7. При установлении инвалидности гражданину выдаётся справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации; такая формулировка диктует обязательность разработки каждому признанному инвалидом ИПР, а при отказе в получении – приобщения её к акту. А вот при установлении степени УПТ Программа реабилитации пострадавшего оформляется при выявлении нуждаемости его в реабилитации по последствиям несчастного случая или профессионального заболевания, что подтверждается пунктом 24 789го постановления: справка учреждения МСЭ о результатах установления степени УПТ, а при необходимости и ПРП выдаются пострадавшему на руки под расписку.
8. Согласно 789-му постановлению программа реабилитации пострадавшего оформляется в месячный срок после принятия экспертного решения, тогда как срок разработки ИПР не регламентирован.
9. Очень важный момент, связанный с программами реабилитации. Если оценка эффективности реализации ИПР инвалида с установленным сроком инвалидности по действующей нормативной базе возможна практически только при переосвидетельствовании инвалида с целью установления инвалидности, то пунктом 30-м 789-го постановления предусмотрено освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий.
10. Выписка из акта освидетельствования и ПРП, в случае если освидетельствование было проведено по обращению пострадавшего, выдаются ему на руки, что категорически неприемлемо для выписки из акта при установлении инвалидности
11. Обжаловать решение бюро по инвалидности гражданин или его законный представитель может в главное только в течение месяца, в вот решение по степени УПТ в любой срок.
12. Кроме того, право обжалования дано не только пострадавшему, но и страхователю и страховщику. При этом, Правила не содержат положений, распространяющих его действие на правоотношения, возникшие до вступления в силу Правил. Т.о. страховщик и страхователь не могут обжаловать решения, принятые до вступление в силу Правил.
13. И наконец, федеральные государственные учреждения МСЭ не являются правопреемниками государственных учреждений МСЭ, в связи с чем не могут вносить изменения в принятые ими решения.

Теперь о документах, необходимых для проведения освидетельствования пострадавшего. Я уже сказала об обращении работодателя (страхователя), страховщика (ФСС РФ), определении суда (судьи) либо пострадавшего или его представителя, о направлении учреждения здравоохранения, но основной документ назван в Правилах установления степени УПТ: акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании.
До вступления в силу названного Федерального закона (6 января 2000 года) действовали «Правила возмещения работодателями вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утверждённые постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 № 4214-1, в соответствии с которыми доказательством ответственности работодателя за причинённый вред признавались медицинское заключение о профессиональном заболевании, акт о несчастном случае на производстве или другой документ о несчастном случае, связанном с исполнением трудовых обязанностей (статьи 5, 35).
До 1992 года действовали «Правила возмещения предприятиями, учреждениями и организациями ущерба, причинённого рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утверждённые постановлением Совета Министров СССР от 03.07.1984 № 690. В соответствии с данным нормативным правовым актом, а также ранее действовавшими Правилами, степень утраты профессиональной трудоспособности (а до 1984 года и общей) рабочим и служащим устанавливалась врачебно-трудовыми комиссиями (ВТЭК) при предоставлении акта о несчастном случае или другого документа о повреждении здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей (решение суда, заключение технического инспектора труда).
Заключение о степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, не являвшихся рабочими и служащими (например, членов колхозов) до 1992 года давали судебно-медицинские комиссии органов здравоохранения.
Для общего сведения скажу, что в целом степень УПТ, т.е. % устанавливались ВТЭК с 1961 года, когда были утверждены Правила возмещения ущерба лицам, получившим увечье на производстве.
Таким образом, в случае, когда в бюро обращается пострадавший, степень УПТ которому устанавливалась до 2000 года, документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессиональном заболевании, могут служить не только акты установленного образца.
Работодатель, в соответствии с пунктом 8 Правил, обязан представить в учреждение МСЭ заключение органа госэкспертизы труда о характере и условиях труда, в которых работал пострадавший до несчастного случая или профессионального заболевания. Однако, мы уже говорили о том, что отказ в предоставлении такого документа не может являться основанием для отказа в проведении освидетельствования пострадавшего. Об этом случае необходимо проинформировать об этом РО ФСС, проведение медико-социальной экспертизы пострадавшего осуществлять с участием представителя ФСС с правом совещательного голоса, и выносить экспертное решение на основании имеющихся данных о характере и условиях труда, выполнявшихся до наступления страхового случая, т.е. на основании данных производственной характеристики, трудовой книжки и др. документов. В акте МСЭ пострадавшего необходимо сделать соответствующую запись.
Бюро МСЭ обязано ознакомить пострадавшего в доступной форме с Правилами установления степени УПТ. Обращаю внимание, что в данном случае в акте освидетельствования делается отметка, что гражданин ознакомлен с Постановлением № 789. В случае если, согласно п. 3 789-го постановления, одновременно с установлением УПТ, при наличии оснований, гражданин признан инвалидом, то в э/деле делается отметка об ознакомлении с «Правилами признания лица инвалидом».
Обращаю Ваше внимание: освидетельствование для установления степени УПТ и для установления инвалидности – два самостоятельных вида экспертизы. Акт освидетельствования – учётно-отчётный документ, на основании которого формируется установленная статистическая отчётность, разделы в форме 7-Собес, отражающие результаты этой экспертизы – самостоятельные и разные, т.е. оформляется 2 экспертно- медицинских дела. Направление ЛПУ на медико-социальную экспертизу должно быть то же в 2 экземплярах. Одно - только по последствиям трудового увечья или профессионального заболевания. Другое – с учётом всех имеющихся заболеваний. Соответственно в них по-разному формируется анамнез, нуждаемость в мерах и средствах реабилитации, диагноз, цель направления на МСЭ, оценка проведенных реабилитационных мероприятий. В такой ситуации у вас не будет проблем с подбором рекомендаций гражданину, как пострадавшему, в ПРП и как инвалиду – в ИПР.
Теперь о самой актуальной проблеме: о ходе экспертного рассуждения при установлении степени УПТ. Вы уже поняли, что должны в совершенстве изучить и владеть положениями трёх основных нормативных актов: 125-ФЗ, 789-го постановления Правительства РФ и 56-го постановления Минтруда России.
Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определён порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) или в иных предусмотренных этим Федеральным законом случаях. Согласно абзацам 17 и 18 статьи 3 указанного Закона под профессиональной деятельностью понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а под степенью утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 11 названного Закона порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 утверждены «Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Правилами определены условия установления степени утраты профессиональной трудоспособности сучётом выраженности нарушения функций организма. Так, вследствие незначительного нарушения функций организма устанавливается от 10 до 30 процентов (пункт 17), вследствие умеренного нарушения функций от 40 до 60% (пункт 16), вследствие выраженного нарушения – от 70 до 90% (пункт 15), вследствие резко выраженного – 100% (пункт 14).
Пунктом 2 Правил определено, что степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Минтруда России по согласованию с Минздравом России.
Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 № 56 утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, данный документ принят компетентным федеральным органом исполнительной власти, его положения не противоречат ни Правилам, которые являются нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу, ни Федеральному закону, т.к. статья 3 Закона, о которой мы уже говорили, и на которую зачастую ссылаются пострадавшие, не устанавливает критерии, позволяющие определить степень УПТ, а определяет понятия «профессиональная трудоспособность» и «степень утраты профессиональной трудоспособности».
Зачастую, обращаясь в суд, истцы ошибочно полагают, что сама по себе утрата способности после производственной травмы трудиться на прежнем рабочем месте является безусловным основанием для признания пострадавшего во всех случаях полностью нетрудоспособным с установлением 100% УПТ. На неправомерность такой трактовки положений Закона в 09.02.2007 года указала судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ при рассмотрении надзорной жалобы гражданина, который, работая каменщиком, получил увечье, вследствие которого потерял способность работать в данной профессии. Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий бюро МСЭ об определении заявителю 40% УПТ суд, руководствуясь действующими нормативными правовыми актами по данному вопросу, пришёл к обоснованному выводу о том, что установление 40% УПТ является правильным. Суд учёл, что у истца отсутствуют признаки резко выраженного нарушения функций организма и абсолютные противопоказания для выполнения любых видов профессиональной деятельности и что он имеет возможность осуществлять трудовую деятельность по другим специальностям, приобретенным им до наступления несчастного случая.
Применяя в практике МСЭ названные нормативные документы следует учитывать изменения, внесённые в них в связи с соответствующими решениями Верховного суда.
Так, определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 08.04.2003 признан недействующим и не подлежащим применению п. 2 Правил, в части, ограничивающей возможность установления степени УПТ за период, предшествующий дню освидетельствования, т.е. за прошлое время. Однако порядок рассмотрения этого вопроса до настоящего времени не определен. Кроме того, при указанных обстоятельствах степень УПТ может быть установлена только заочно, но такой вид освидетельствования не предусмотрен Правилами установления степени УПТ. Таким образом, отказать в освидетельствовании с целью установления % за прошлое время мы не вправе, однако в случае, если ранее вопрос не рассматривался, экспертиза первичная и нет акта освидетельствования на тот период времени, установить степень мы не сможем.
Определением Кассационной коллегии Верховного суда от 08.04.2003 признан недействующим и неподлежащим применению пункт 28 Правил в части, ограничивающей право пострадавшего в случае пропуска срока очередного переосвидетельствования на установление степени УПТ за пропущенный период на основании его обращения. Т.е. ранее этот вопрос рассматривался только по обращению работодателя или страховщика, а теперь и по обращению пострадавшего. Однако, спешить с самим решением и выносить его без запроса ФСС не следует.
Ряд изменений внесен и во Временные критерии. В январе 2007 года внесены изменения в пункт 5. Напомню его полное содержание: При определении степени УПТ необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения проф. заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или проф. заболевания), и далее исключенная часть: или иной равноценной ей по квалификации и оплате, а так же возможность использования остаточной профессиональной трудоспособности на другой менее квалифицированной работе в обычных или спец. созданных производственных или иных условиях труда. Изменение пункта 5 не исключает документа в целом, в том числе изложенных в пунктах 1-4 общих принципов определения степени УПТ: Степень УПТ определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и проф. заболеванию, того же содержания и в том же объеме, либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или спец. созданных условиях труда.
Помимо 5-го пункта исключен ряд подпунктов 56-го постановления, в частности предполагавшие установление 90%, 60% УПТ если пострадавший утратил профессию, но может выполнять неквалифицированные виды труда. Верховный суд отметил, что установление степени УПТ в зависимости от возможности выполнения пострадавшим неквалифицированных видов труда противоречит нормам закона, который связывает установление УПТ с осуществлением деятельности определённой квалификации, объёма и качества, ибо в этом случае мы предполагаем вероятную возможность использования остаточной не профессиональной, а общей трудоспособности.
Каковы подходы к установлению степени УПТ при повторных страховых случаях?
1. при каждом последующем определении % следует исходить из ущерба, нанесённого остаточной трудоспособности. Пример: после первой травмы установлено 60% и остаточная трудоспособность позволяет продолжать работу более низкой квалификации; повторная травма привела к необходимости снижения объёма этой работы и позволяет установить 50%, т.е. 50% от оставшихся 40%, т.е. не более 20%.
2. при повторных случаях определяется степень УПТ в целом. Пример: после первой травмы установлено 60%, после второй – может работать в специально созданных условиях, и есть основания для установления 80%. Всего 80% - 60% равняется 20%.
3. Согласно пункту 18 Правил степень УПТ в целом не может превышать 100%.
Почему?
Человек представляет собой единое целое, и имеющаяся у него способность к трудовой деятельности, как состояние организма, при котором совокупность физических и духовных способностей позволяет осуществлять определённого объёма и качества производственную (профессиональную) деятельность, также соответствует единому целому, т.е. 100%. В связи с этим, степень УПТ при повторных несчастных случаях и профессиональных заболеваниях определяется раздельно, однако исходя из их совокупного влияния на имеющуюся у пострадавшего способность к профессиональной деятельности. Согласно пункту 14 Правил 100% мб определено если наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний к выполнению любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях. При наличии остаточной способности выполнять профессиональную деятельность устанавливается меньше, чем 100% УПТ. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что степень УПТ при повторных несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в сумме не должна превышать реально имеющуюся у пострадавшего утрату профессиональной трудоспособности, иначе это будет противоречить Правилам.
Самое слабое звено в экспертизе пострадавших, на мой взгляд, сегодня – экспертное решение при переосвидетельствовании.
Фактически это решение принимается по результатам реализации мероприятий ПРП. Причём, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона 125-ФЗ застрахованный обязан выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика.
А в соответствии с пунктом 19 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789, при повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учётом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.
В случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учётом возможности выполнять любую трудовую деятельность.
Таким образом, при потере профессии, т.е. при абсолютных медицинских или технических противопоказаниях к продолжению труда по прежней профессии, мы даём рекомендации по трудоустройству в соответствии с
установленными процентами, но параллельно в ПРП рекомендуем переобучение. При переосвидетельствовании необходимо требовать, чтобы в ПРП была отметка ФСС. Если пострадавший уклонился или отказался, мы можем рассматривать его способность трудиться не в профессии, предшествовавшей несчастному случаю, а в любой профессии. К сожалению, чаще всего бывает не так.
Сегодня в одном из судов рассматривается иск пострадавшего к нашему учреждению. Работая столяром 4 разряда, он получил увечье с ампутацией 4- пальцев правой руки на разных уровнях. В течение двух лет он продолжал работать в свое же профессии в полном объёме, однако ему устанавливали 40% УПТ. В последующие 5 лет также устанавливалось 40%, но работал гражданин уже почтальоном. В 2007 году при переосвидетельствовании установлено 30%. Что же мы видим в деле? За прошедшие годы разработана лишь одна ПРП в 2005 году, да и та рекомендует работу столяра. С одной стороны неясно, как устанавливали 40%, но с другой совершенно непонятно, в связи с чем изменены проценты в 2007 году. Никаких сведений о рекомендациях по реабилитации, об уклонении или отказе, никакого обоснования решения в акте нет. Такие решения трудно понять и сложно объяснить в ходе судебного заседания.
Экспертные решения следует обосновывать очень тщательно, особенно если речь идет об изменении % УПТ, со ссылкой на действующие нормативно-правовые акты.
Успехов Вам! И спасибо за внимание!

Если вы получили травму на производстве или профзаболевание - имеете право на пособие или компенсацию. Кто сколько получит или не получит вообще - решать будет учреждение медико-социальной экспертизы по новым правилам, которые недавно подписал премьер-министр Михаил Касьянов.

Кем лучше быть - больным или здоровым?

Условия ужесточаются

Один мой знакомый однажды решил прыгнуть с парашюта. В результате неудачно приземлился и сломал обе ноги. Когда в частной фирме, где он работал, узнали о случившемся, ему решили безвозмездно оплатить операцию. Через несколько месяцев он вышел из больницы и подал на руководство несчастной компании в суд, чтобы получить компенсацию за травму на производстве. Дело парашютист проиграл и к тому же был уволен с работы. История поучительная, но дело не в этом. Те правила, которые были раньше, сталкивали лоб в лоб работника и работодателя. Первый все время пытался любой синяк списать на производственную травму, а последний отказывался признавать людей без руки или ноги инвалидом. А все потому, что оплачивать лечение и компенсацию приходилось работодателю. Теперь эту функцию берет на себя Фонд социального страхования.

Еще один ключевой момент: в новых правилах более четко прописано, в каких случаях устанавливается утрата трудоспособности, а в каких нет. "Раньше было так, - рассказывает Елена Андреева, замначальника департамента трудовых отношений Минтруда, - человек, окончив техникум, получил, допустим, диплом слесаря-сантехника. Но последние 10 лет работал в фирме, сидя на домашнем телефоне. И тут он ломает ногу и требует компенсации, потому что по специальности он слесарь и работать не может. Но к нынешнему его занятию это никакого отношения не имеет: он вполне способен исполнять свои обязанности, сидя дома." Так вот теперь компенсация будет выплачиваться применительно к той работе, на которой сейчас находится пострадавший.

В обычных случаях (перелом, растяжение и т.д.) это 15% от зарплаты. Если человек вообще не может работать - он будет получать все 100%. Если травма настолько серьезная, что теперь работнику придется ограничить свою деятельность - реально получить от 40% до 90%. Сколько именно - будет устанавливать медико-социальная экспертиза.

Обжалуйте, если получится

По новым правилам выходит, что люди, ставшие инвалидами на рабочем месте, получать будут меньше. Раньше пострадавшему платили зарплату, пенсию и возмещение суммы вреда. Теперь это будет только пенсия и, если надо, оплата лечения.

В зависимости от того, насколько сильно вы пострадали, Министерство труда, Министерство здравоохранения и Фонд социального страхования будут решать, нужно вам лечение в санатории, операция, переобучение на новую специальность или нет. Если решит, что нужно - Фонд социального страхования оплатит.

Кроме того, в правила привнесли еще одно существенное изменение: теперь у пострадавшего и страховщика будут равные условия для обжалования своей позиции. То есть раньше работник мог требовать компенсации, а тот, кто ему должен ее выплатить, - нет. Теперь они могут подавать в суд друг на друга. Кстати, кроме суда вас выслушают еще в Главном бюро медико-социальной экспертизы и местном отделении соцзащиты. Бюро даже установило жесткий срок для принятия решения - месяц со дня поступления заявления.

И последнее, с чем многим из нас теперь придется мириться. Как известно, некоторым не хватает одной зарплаты и приходится подрабатывать в нескольких местах. Так вот, если человек получил травму, то он оформляет себе компенсацию на всех, допустим, трех работах. На одной получается 60%, на другой - 40%, на третьей еще 40%. В результате выходит, что, став инвалидом, он получает больше, чем когда был здоров. Теперь чиновники ввели ограничение: сколько бы работ у пострадавшего ни было, он должен в сумме получать не больше 100% компенсации.

Последние правила на этот счет были выпущены в 1994 году. Сколько времени продержится новый документ - неизвестно. Поживем - увидим.

ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуются - пострадавшие).

2. Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.

3. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

4. Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения).

В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.

5. Учреждение медико-социальной экспертизы обязано ознакомить пострадавшего в доступной для него форме с настоящими Правилами.

6. Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

II. Освидетельствование пострадавших

7. Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.

8. Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

9. Учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности. В направлении указываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей его организма и результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий.

В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности у пострадавшего учреждение здравоохранения может направить его в учреждение медико-социальной экспертизы для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

10. При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.

11. В случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.

12. На основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия.

13. Экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.

14. В случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100 процентов.

15. В случае если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов.

16. В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов.

17. В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.

18. Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100 процентов.

19. При повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учетом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.

В случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.

20. При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

21. Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

Программа реабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятия экспертного решения по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.

22. Данные освидетельствования пострадавшего и экспертное решение заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования пострадавшего, которые подписываются руководителем учреждения медико-социальной экспертизы, специалистами, проводившими освидетельствование, заверяются печатью этого учреждения и со всеми медицинскими документами хранятся 10 лет в указанном учреждении.

23. Результаты освидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение. Специалисты, принимавшие экспертное решение, дают разъяснения пострадавшему или его представителю.

24. Справка учреждения медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при необходимости и программа реабилитации выдаются пострадавшему на руки под расписку.

25. Выписка из акта освидетельствования с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в 3-дневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю) или страховщику, а также выдаются пострадавшему, если освидетельствование было проведено по его обращению.

III. Переосвидетельствование пострадавших

26. Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

27. Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один год или два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

28. В случае пропуска пострадавшим срока очередного переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается при наличии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда (судьи).

29. Переосвидетельствование пострадавшего ранее сроков, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производится в случае: изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов; выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.

30. Учреждение медико-социальной экспертизы проводит освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий для оценки их эффективности в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего.

IV. Обжалование решения учреждения медико-социальной экспертизы

31. Пострадавший, его представитель, работодатель (страхователь) или страховщик в случае несогласия с решением учреждения медико-социальной экспертизы может обжаловать его, представив письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование пострадавшего, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.

32. Главное бюро медико-социальной экспертизы в месячный срок со дня поступления заявления проводит переосвидетельствование пострадавшего и на основании полученных результатов выносит решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, который может поручить проведение переосвидетельствования пострадавшего другому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.

33. Решение учреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 октября 2000 г. N 789 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации утвердить:

критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

форму программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации давать необходимые разъяснения по вопросам, связанным с применением Правил, утвержденных настоящим постановлением.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 392 "Об утверждении Положения о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 101).

Председатель Правительства Российской Федерации М. КАСЬЯНОВ