Контрольная работа: Основные черты демократических режимов. Что является отличительным признаком демократического режима

На сегодняшний день большинство государств мира демократические. Это понятие очень прочно укоренилось в сознании цивилизованного человека. Но какие существуют признаки демократического режима? Чем он отличается от других типов государственного устроя, какие есть разновидности и особенности?

Происхождение и значение термина

Прежде чем описывать признаки демократического режима, следует сказать, что само слово «демократия» пришло к нам из греческого языка. Слово demos означает «народ», а слово kratos - власть. В буквальном переводе это словосочетание значит «власть народа» или «народовластие». Впервые оно было употреблено в сочинении знаменитого греческого философа и мыслителя Аристотеля под названием «Политика».

История развития в давнее время

Традиционно принято считать, что прообраз демократии - это древнегреческий город Афины в шестом-пятом столетиях до нашей эры. Признаки демократического режима ярко проявлялись уже в то время. В ранний период существования древнегреческая демократия воспринималась как разновидность модели организации жизни государства, особая форма, при которой не одно лицо обладает властью (тиран, монарх) и даже не группа специфических лиц (олигархи, аристократы), а все население. Также предполагалось, что «демос» (народ) будет иметь равные права и осуществлять равный вклад в управление своим государством. Именно это и были основные признаки демократического режима.

История развития в новое время

Становление государств, которые имеют признаки демократического режима в качестве целостной системы, происходило значительно позже, примерно в шестнадцатом- восемнадцатом веках нашей эры. Процесс развивался в таких странах, как Франция, Соединенные Штаты Америки, Голландия, Великобритания. Бурный рост торговли и товарных отношений, развитие крупных городов и мануфактур, географические открытия, выросшая роль важности колоний, серьезные научно-технические открытия и изобретения, переход к машинному производству от ручного, и транспорта, накопление финансовых ресурсов - это основные социально-экономические истоки, которые раскрыли цивилизованному миру характерные признаки демократического режима. Рост противоречий между старой аристократией и экономически могущественным «третьим сословием» потребовал радикальных перемен в политическом режиме общества. Такие философы и мыслители, как Монтескье, Локк, Руссо, Пейн, Джефферсон, в то время описали в своих трудах основные признаки демократического режима. Народы Соединенных Штатов Америки, Франции, Англии смогли воплотить их в жизнь, одержав победу над монархизмом и заложив правовые, экономические и социальные основы демократии, создав предпосылки для реструктуризации государств.

Основные и характерные принципы

Признаки демократического режима демократического государства - это основные отличительные черты, главной из которых является безусловный суверенитет народа. Демократия как понятие включает в себя признание народа как высшего и единственного в государстве. Граждане, безусловно, имеют право решать свою судьбу самостоятельно. Государственная власть обязана опираться на выражение одобрения от своего народа и является легитимной только тогда, когда ее существование и формирование поддержано людьми (избирателями) в соответствии со всеми правами и нормами. Важнейшими признаками демократического режима являются свободные выборы и волеизъявление народа. Люди сами выбирают представителей, имеют реальные рычаги влияния и механизмы контроля за их деятельностью в процессе управления государством. Во время выборов, в соответствии с правовыми нормами, народ имеет полноценное право абсолютной или частичной смены государственной власти и внесения структурных изменений. Все вышеперечисленное - основные признаки демократического режима. Следует отметить, что народ имеет полное право досрочно отстранить выбранное правительство от власти, если заметит явное злоупотребление своими полномочиями. Этим и отличаются признаки демократического и (в котором данные функции граждан отсутствуют по определению).

в демократии

Восприятие человека как эпицентра политического и социального устройства, примат общества над властью - признаки либерально-демократического режима. Именно личность человека является самый высокой ценностью в государстве. Какие признаки демократического режима это порождает? Народ и общество рассматриваются как сумма разных независимых друг от друга индивидов, а не как монолитная единая воля. Эта сумма отражает совокупные интересы отдельно взятых личностей. Признаками демократического режима являются также признание приоритета интересов индивидуумов над государственными и признание наличия у каждой личности суммы свобод и прав, которые называются естественными и являются неотъемлемыми. В качестве примера можно привести право на жизнь и существование. Демократический режим, понятие, признаки и характеристики которого во всем опираются на личностную свободу, также включат в себя такие права, как неприкосновенность личности, независимость, защита и сохранность частной собственности.

Важность прав и свобод в обществе

Признаки либерально-демократического режима - обеспечение права на достоинство и уважение личности, право прожить жизнь в соответствующих для этого условиях, безусловная возможность проживать в своей стране и на своей земле, право на создание семьи и воспитание своих детей. Источником всех этих неотъемлемых и естественных свобод и прав является не государство, не общество и не семья, а сама человеческая природа. Именно поэтому все вышеперечисленное не может быть никоим образом поставлено под сомнение. Данные права не могут быть изъяты у человека или ограничены (естественно, речь не идет о тех случаях, когда человек совершает преступления). Также признаки демократического режима - это наличие множества других прав и свобод (политических, экономических, социальных, духовных, гражданских и так далее), большинство из которых также автоматически приобретают статус обязательных и неотъемлемых.

Право человека - что это?

Если признаки демократического режима базируются на определенных правах индивидуума, то что это значит? Право человека - это совокупность норм, которые регулируют взаимоотношения свободных людей между собой, обществом и государством, обеспечивая возможности действовать по собственному выбору, получать блага для своей жизни. Свободы же обеспечивают возможности выбора деятельности и поведения. Именно совокупность прав и свобод - это основные признаки демократического режима, которые образуют цельную систему.

Какие есть права личности

У любого индивида есть много разных прав. Это «негативные», которые охраняют свободу человека и включают в себя обязанности государства и общества не совершать некорректных действий по отношению к личности (пытки, жестокое обращение, произвольный арест и так далее). Также есть и «позитивные», означающие обязанность государства и общества давать определенные блага индивиду (отдых, образование и труд). Более того, свободы и права делятся на личные, политические, культурные, социальные, экономические и так далее.

Основополагающий правовой документ демократии

Признаки демократического режима впервые были полностью описаны во Всеобщей декларации прав человека, которая принята еще в 1948 году. Что любопытно, Советский Союз в свое время ее не подписал, и только во время Горбачева она была признана. В данной Декларации отображаются все политические и гражданские права, дан перечень позитивных и негативных свобод. Также раскрывается смысл и содержание политических, экономических и культурных прав. Всеобщая декларация прав человека - часть международного законодательства. Кроме того, Организацией Объединенных Наций были приняты многие другие конвенции, пакты и декларации, направленные на установление демократического общества и поддержку прав и достоинств человека.

Множество мнений - яркая черта демократии

Плюрализм - неотъемлемая черта всех демократических режимов. Это означает признание в общественной и многих и разных автономных (но вместе с тем и взаимосвязанных) социальных и политических партий, групп, организаций, установки и идеи которых постоянно находятся в состоянии конкурентной борьбы, сопоставления и соревнования. Плюрализм выступает как антипод монополизма и является базовым принципом политической демократии. Существуют некоторые характерные его признаки:

Состязательность множества разных субъектов политики;

Разделение власти и дифференцированная структура иерархии власти;

Исключение любой монополии на политическую конкуренцию и власть в угоду какой-либо партии;

Политическая система многопартийна;

Свободный доступ к многообразию каналов выражения мнений и интересов для всех;

Состязательность и возможность смены элит, их свободная борьба и конкуренция;

В рамках законности имеет право существовать альтернативность социальных и политических взглядов.

На постсоветском пространстве после развала СССР ввиду ускоренного процесса демократизации процесс установления плюрализма был очень сложный, так как традиции «старой» тоталитарной системы еще до сих пор окончательно не устранены.

Что является опорой для демократии

В качестве основных социальных и политических стабилизаторов и регуляторов выступают сами граждане. В экономической сфере таким является частная собственность людей, которая создает основы для полной независимости отдельно взятой личности от института власти и разных религиозных, социальных и политических групп. идейно-политический плюрализм, реализованное разделение государственной власти на несколько независимых веток с формированием системы равновесия (баланса), свободные выборы - все это создает крепкий базис для существования демократии в современном мире.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

При демократическом полит. режиме провозглашается принцип равенства и свободы всех людей, массы народа участвуют в управлении гос-вом. Демократическое гос-во предоставляет своим гражданам широкие права и свободы, а не ограничивается только их провозглашением, создавая для народа государство равных прав и возможностей. Государство обеспечивает социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии прав и свобод. Источником власти в таком государстве является сам народ. При избрании граждан в представительные органы и назначении на должности учитываются прежде всего профессионализм и высокие моральные качества. При демократическом режиме существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. Обычными атрибутами общественной жизни становятся свободное волеизъявление граждан, референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания. В принятии гос. решений участвуют общественные организации, народ имеет право контролировать исполнительную власть и требовать от нее ответа. Управление делами общества становится массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении государственных дел (самоуправление, саморегуляция) и контроль за исполнительной властью. Таким образом, демократическое общество характеризуется совпадением объекта и субъекта управления. Изменяется и сама система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная гос. власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом. Его жизнеспособность:экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов. Остальные вопросы решаются децентрализованно. В таком обществе гражданин имеет все права и свободы. Демократический режим на современном этапе считается наиболее адекватным возникающим проблемам, связанным с глобальными проблемами цивилизации и возможными кризисами. Государствоведение выделяет три существенные стороны демократии: 1. Демократия представляет собой определенную форму государства, так как правление по воле большинства предполагает наличие учреждений, с помощью которых эта воля формулируется в виде законов и осуществляется. Первона-чальной государственной формой демократии была непосредственная (или прямая) демократия, но сейчас она не применяется нигде. Она сохраняется как форма управления лишь в трех горных кантонах Швейцарии. Современная демократия является представительной: воля большинства в центре и на местах формируется и выражается центральными (парламенты, учредительные собрания) и местными (муниципалитеты) представительными учреждениями. В современную эпоху демократия может иметь своей государственной формой как республику (США, Франция, Италия), так и монархию (Великобритания, Швеция, Канада, Япония). 2. Демократия представляет собой политический режим, т. е. определенный метод осуществления государственной власти (противопоставление - фашизм). Для демократии как политического режима характерно наличие центральных и местных представительных учреждений, выборности, законности и легального существования различных партий и общественных организаций. 3. Демократия предполагает провозглашение формального равноправия, предоставление всем гражданам юридически одинакового правового положения.

Демократический политический режим – это такой способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении государственных дел и имеет для этого необходимые условия. Демократический политический режим – не только политическая власть большинства, но и власть, уважающая права большинства.

Можно выделить следующие основные черты демократического режима:

1. Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании

2. Наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы

3. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей

4. Многопартийность, наличие в партийной системе партий, отрицающих существующий строй, но действующих в рамках Конституции

5. Принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства

6. Отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений

При демократическом режиме гарантированы основные права и свободы граждан, беспрепятственно действуют политические партии, организации, учреждения, отстаивающие интересы различных социальных слоев, а также оппозиция. Политическая жизнь здесь разворачивается на широкой демократической основе: открыто обсуждаются проблемы политики, созданы механизмы, не допускающие чрезмерной концентрации власти, в одном центре, определены оптимальные политические права и свободы граждан, формы их политического волеизъявления, установлено всеобщее избирательное право.

Демократия невозможна без альтернативных выборов лидеров на всех уровнях политической жизни. В альтернативных выборах не могут участвовать случайные люди. Кандидатуры будущих лидеров предварительно отбирают группы, организации, партии, которые представляют основные политические силы. Вместе со своими кандидатами политические организации выдвигают обязывающие кандидатов программы или платформы. По-другому эффективная политическая жизнь не может быть организована. Прочным основанием демократии является многопартийность.

8. Государство: смысл понятия; происхождение; признаки и функции.

Известно, что в системе социальных институтов власти высшей и наиболее развитой является власть государства.

Абстрактно-общее понятие «государство» («stato»), вне характеристик его устройства и форм правления, в науку о политике ввел Н. Макиавелли (1469 – 1527 гг.). Термин «stato»* обозначает особое состояние (status) общества, в котором существует и действует любая форма организации верховной власти, независимо от того монархия это или республика. Значение данной интерпретации понятия «государство» состоит в том, что она отрицает тождество государства и общества, разделяет эти явления, наполняя их качественно различным содержанием. Данная позиция позже (в XVII – XIX вв.) была развита и укоренена в политической науке Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.Ж. Руссо, Г. Гегелем, К. Марксом, а в современной политологии стала основой для понятия «государство в узком смысле», которым обозначается организация публичной власти, располагающая статусом суверенитета на определенной территории. Иначе говоря, здесь «государством» называется система образующих институт верховной власти в определенном обществе.



Признаки государства.

Множественность факторов происхождения государств, несхожесть исторических условий их развития обусловили многообразие форм государственности и существенные различия между ними. И, тем не менее, все государства имеют признаки, которые в большей или меньшей мере присущи каждому из них.

К числу общих (родовых) признаков, отличающих государство от других политических организаций, относятся:

1. наличие особого класса людей, профессионально занятых управлением и образующих организацию высшей публичной власти, отделенную от общества и не совпадающую с организацией всего населения;

2. суверенитет, т.е. статус верховной и независимой власти. Государственная власть верховна, едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею или рядом с нею». Суверенитет государства включает и такие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела;

3. монопольное право на взимание налогов и издание законов, обязательных для всего населения;

4. монопольное право на легальное применение вооруженных сил для физического принуждения и подавления с целью сохранения того или иного политического порядка и законопослушания. Данное право обеспечивается наличием у государства аппарата принуждения – так называемых «силовых структур» (армия, полиция, службы безопасности, прокуратура и др.).

5. прерогатива (исключительное право) выражать, представлять и защищать интересы общества.

Обладая названными признаками, государство как организация верховной публичной власти осуществляет следующие основные функции:

1. интегрирует и сохраняет целостность общества;

2. управляет социальными и экономическими процессами, определяя цели развития общества;

3. мобилизует материальные и людские ресурсы для их достижения;

4. регулирует социальные отношения посредством авторитарного распределения ценностей в обществе;

5. обеспечивает государственную безопасность и определенный общественный порядок.

Таким образом, государство, являясь организацией, выполняющей важнейшие для жизни общества функции, не заменяет и не отменяет общество. Государство действует в обществе, управляет им и представляет собой организацию – инструмент, с помощью которого общество сохраняет и охраняет себя.

9. Современные государства: формы правления и территориально-политического устройства.

В современном мире существует более 200 государств и для понимания механизмов осуществления ими своих универсальных функций необходимо знание форм правления и территориальной организации государственной власти.

Форма правления характеризует способ образования и организации верховных органов государственной власти, их источники, систему взаимодействия друг с другом и с населением. По данным критериям различают две основные формы правления – монархию и республику, притом каждая из этих форм имеет разновидности.

Монархия (единовластие) – это форма правления, при которой фактическим или формальным источником верховной власти, ее носителем (сувереном) и главой государства является одно лицо – монарх. Власть монарха как главы государства первична, осуществляется пожизненно, передается по наследству и не зависит от населения.

Выделяют следующие разновидности современных монархий:

Абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бахрейн, Бруней), для которых характерно всевластие главы государства, воля которого лежит в основе законов и не может быть ограничена другими институтами власти;

Конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха имеет ограничения, зафиксированные в конституции. Конституционные монархии в свою очередь разделяются на дуалистические и парламентские.

Дуалистические монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) характеризуются разделением власти между правительством, которое формируется монархом и ответственно только перед ним, и парламентом, избираемым народом. Парламент осуществляет законодательные полномочия, но монарх располагает правом отлагательного вето, правом роспуска парламента и является главнокомандующим армией.

Парламентская монархия (Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Япония и др.) отличается полным безвластием монарха. Он является главой государства, но фактически исполняет только представительные и церемониальные функции.

Республика – это такая форма правления, где источником государственной власти является народ, и она осуществляется выборными органами, персональный состав которых избирается на определенный срок непосредственно населением.

В зависимости от того, кто (парламент или президент) формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики разделяются на президентские, парламентские и полупрезидентские (смешанные).

Президентская республика (США, Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Филиппины и др.) – форма правления, которая характеризуется следующими главными признаками:

Выборы президента и парламента осуществляются отдельно всеобщим голосованием на четко определенные и независимые друг от друга сроки;

Президент одновременно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами;

Президент самостоятельно формирует правительство и лично управляет его деятельностью. Депутаты парламента не могут быть одновременно членами правительства;

Состав правительства утверждается с согласия парламента, но оно ответственно и подконтрольно только президенту и не может быть отправлено в отставку парламентом;

Президент имеет право на законодательную инициативу, а также право отлагательного вето на любой утвержденный парламентом законопроект.

Парламентская республика. Данную форму правления характеризуют следующие признаки:

Правительство формируется парламентом и оно ответственно перед ним. Вотум (решение, выраженное путем голосования) недоверия правительству ведет либо к отставке правительства с последующим формированием нового, либо к роспуску парламента и проведению досрочных парламентских выборов;

Главой государства является президент, который избирается парламентом, но, как и монарх в парламентской монархии, не обладает реальной властью и выполняет представительные и церемониальные функции;

Первым лицом в политической иерархии является глава правительства (премьер-министр);

Таким образом, в парламентской республике от парламента исходит не только законодательная, но и фактическая исполнительная власть. Парламентскими республиками являются сегодня Италия, Греция, Индия и др.

Парламентско-президентская (смешанная республика). Данная форма правления характеризуется следующими признаками:

Президент избирается населением, является главой государства и наделен обширными полномочиями. Он ответственен за общественный порядок, государственную безопасность, оборону страны и руководит внешней политикой;

Исполнительную власть возглавляет премьер-министр, и правительство несёт двойную ответственность (перед президентом и парламентом), что выражено в праве президента назначать и отстранять премьер-министра, других членов правительства, и в праве парламента вынести кабинету министров вотум недоверия;

В случае вотума недоверия правительство уходит в отставку или распускается парламентом. Право выбора принадлежит президенту;

Парламент имеет право на импичмент.

Парламентско-президентскими республиками являются сегодня Австрия, Исландия, Литва, Польша Португалия, Финляндия, Франция и др.

Под формой государственного устройства понимается принцип деления территории государства на отдельные части, конституционный статус этих частей и принципы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти.

Различают три основные формы территориально – политического устройства государства: унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство – это единое, однородное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Унитарная государственность – самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства.

В унитарном государстве действует одна конституция, единое законодательство, единая денежная система, единая налоговая и кредитная политика, единые вооруженные силы.

Федеративное государство – более сложное устройство, чем унитарное. Это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, имеющих определенную политическую самостоятельность и именуемых субъектами федерации. Государства-федерации сегодня – США, Россия, Канада, Индия, Бразилия, Мексика, Швейцария и др.

Федерацию как форму государственного устройства характеризуют следующие признаки:

Ее образуют территории отдельных субъектов федерации (штатов, провинций, земель, республик и т.п.);

В большинстве федеративных государств наряду с общефедеративной конституцией и общефедеративными законами действуют конституции и законы субъектов федерации. При этом обеспечивается верховенство федеративной конституции и федеративных законов.

Субъекты федерации имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

Взаимоотношения союзных органов власти с субъектами федерации строятся на основе принципа разграничения их исключительной компетенции (конституционно зафиксированные полномочия). К исключительной компетентности федерации обычно относятся важнейшие вопросы государственной жизни: оборона страны, руководство вооруженными силами, внешняя политика, денежное обращение, сбор важнейших налогов. В исключительную компетенцию субъектов федерации входят те проблемы государственного управления, которые субъекты федерации вправе решать самостоятельно и под свою ответственность. К их числу, как правило, относятся формирование и исполнение местного бюджета, охрана общественного порядка, руководство образованием и культурой, организация местного самоуправления и т.п.

В федеративном парламенте имеется палата представляющая интересы субъектов федерации;

Субъекты федерации, как правило, не имеют права сецессии (право выхода из союза).

Конфедеративная форма государственного устройства представляет собой временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Особенности конфедеративного устройства выражены в том, что:

Государства-члены конфедерации сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах;

Конфедеративные органы обладают властью в отношении членов конфедерации лишь в тех пределах, которые определены конфедеративным договором.

В реальности все формы государства столь же индивидуально-своеобразны, как и неповторимы исторические судьбы обществ, в которых эти государства существуют.

Известный ученый С. М. Липсет определяет демократию как государственный строй, обеспечивающий конституционное право смены руководителей, а также как социальный механизм, позволяющий возможно большей части населения влиять на принятие важнейших решений посредством выбора претендентов на политическую власть. Исследователь также уделяет внимание экономической составляющей в демократическом режиме. Так С. М. Липсет считает, что чем богаче государство, тем выше вероятность того, что в нем будет поддерживаться демократия.

Более широкое определение демократии дает американский исследователь Х. Линц . Он отмечает, что это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, слова и другие политические права личности. Демократия характеризуется свободными и ненасильственными соревнованиями политических лидеров с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включением в политический процесс всех эффективных демократических институтов, а также обеспечением условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их предпочтений.

На высокой степени ответственности в демократических режимах акцентирует свое внимание другой ученый А. Лейпхарт . Он считает, что демократия может быть определена не только как управление посредством народа, но также как управление в соответствии с народными предпочтениями. Демократические режимы характеризуются не абсолютной, но высокой степенью ответственности: действия правящей элиты находятся в относительно близком соответствии с пожеланиями относительного большинства граждан на протяжении длительного промежутка времени.

Известный американский исследователь А. Пшеворский дает следующее, достаточно узкое определение демократии. Он пишет, что она представляет собой такую организацию политической власти, которая определяет способность различных групп реализовывать их специфические интересы.

Безусловно, список наиболее распространенных определений демократии не ограничивается вышеуказанными вариантами. При всем их разнообразии каждое из определений обращает внимание на наличие законодательно закрепленных возможностей участвовать в управлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального происхождения. Эта особенность и отражает специфику современных демократических режимов. «В отличие от античной, - отмечает А. П. Цыганков, - современная демократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на участие в управлении обществом или открытую критику правительственного курса. Либерализм современной демократии институциализирован и закреплен законодательно» .

На основе критериев типологизации режимов можно выделить следующие признаки демократического политического режима:

  1. Основной способ достижения высших государственных постов – всенародные выборы.
  2. Поскольку государственные должности приобретаются в конкурентной борьбе, то политические лидеры стремятся, как правило, учитывать интересы различных категорий населения.
  3. Высокая степень открытости политической элиты. В ее круг может войти любой человек, добившийся успеха в какой-либо сфере деятельности.
  4. Рационально-легальный тип легитимности политической элиты.
  5. По сравнению с другими видами политических режимов для демократического характерна средняя степень вовлеченности народа в политическую жизнь.
  6. Регламентация осуществляется на основе правовых норм и договорных отношений.
  7. В обществе преобладают либерально-демократические ценности.

Однако в процессе исторического развития каждый политический режим приобретает такие специфические черты, которые отличают его от других форм правления. Объединяя вышеперечисленные признаки и особенности функционирования демократических режимов можно выделить следующие черты современных демократий:

1.Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.

2. Периодическая выборность основных органов власти. Позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть выбирается на определенный и ограниченный срок. Выборы предполагают наличие конкуренции различных кандидатов, альтернативность, реализацию принципа: «один гражданин – один голос».

3. Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную власть) в построении государственного аппарата. Согласно этому принципу политическая власть воспринимается не как единое целое, а как совокупность ветвей различных властных функций, осуществляемых различными властными органами с целью не допустить концентрации власти в одних руках, учесть интересы граждан и государства.

4. Наличие развитой системы представительства , т. е. парламентаризм , представляющий собой систему государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов при решающей роли парламента.

5. Гарантия основных прав человека . Принято выделять три группы прав: гражданские (равенство всех граждан перед законом, свобода слова, вероисповедания, свобода менять местожительство); политические (право избирать и быть избранным, свобода голосования, право создавать свои организации); социальные (право человека на минимальный стандарт благополучия, право иметь обеспеченные условия жизни и гарантии социальной защиты). Социальные права реализуются государством через социальные программы. Личные и групповые свободы защищены независимой судебной властью.

6. Политический плюрализм , позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям. Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.

7. Демократическая процедура принятия решений : выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы.

Анализируя представленные характеристики, можно выделить основные демократические институты, так как они позволяют описать, как именно функционируют демократические режимы. По мнению известного американского исследователя Г. О’ Доннелла , институты представляют собой упорядоченные образцы взаимодействия, которые известны, практикуются и признаются социальными агентами, намеренными продолжать это взаимодействие, подчиняясь при этом определенным правилам и нормам, закрепленным на формальной или неформальной основе.

Назначение демократических институтов состоит в том, чтобы обеспечить стабильность режима. Среди них традиционно принято выделять следующие демократические институты:

  1. Всеобщее, равное и тайное избирательное право.
  2. Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.
  3. Разделение властей по вертикали (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти) и по горизонтали (власть центра и регионов).
  4. Свобода выражения политических суждений и согласующееся с этим наличие разнообразных источников информации.
  5. Свобода артикуляции политических интересов и согласующееся с этим наличие развитой многопартийной системы .

Таковы основные институты демократии. Конституирование и консолидация этих институтов составляет основу перехода к стабильной демократической системе. Среди условий стабильности демократии следует выделить внутренние (экономические и социокультурные факторы, фактор лидерства) и внешние. К внешним условиям демократической стабильности необходимо отнести наличие такого окружения, которое исключало бы или сводило к минимуму возможность вмешательства в целях разрушения существующей политической системы. На экономический фактор стабильности указывал С. Липсет. Он утверждал, что чем богаче государство, тем выше вероятность того, что в нем буде поддерживаться демократия. Однако капиталистическая экономика, как показывают многочисленные исследования, функционирует менее продуктивно, если отсутствует соответствующая для этого социокультурная основа. Данному фактору стабильного существования демократических режимов посвящены работы известных ученых Г. Алмонда и С. Верба . Они исследовали феномен «гражданской культуры» как системы ориентаций и установок массового сознания, укрепляющей демократические институты. Эта система включает в себя два основных компонента – «склонность доверять другим» и «удовлетворенность жизнью», являющиеся предпосылками как объединения граждан в добровольные союзы, так и отсутствия в их сознании установок на кардинальное изменение существующих условий.

Экономические и социокультурные условия, безусловно, важны для стабильного функционирования демократии. Но в то же время нельзя недооценивать фактор лидерства в демократических режимах. Такие исследователи как А. Лейпхарт и А. Пшеворский полагают, что сосредоточенность на социальных условиях может негативно сказаться на разработку правильной стратегии и ее реализацию. Так, некомпетентность политического лидера играет важнейшую роль в дестабилизации даже тех демократических устройств, которые основываются на сравнительно прочном экономическом и социокультурном фундаменте. Таким образом, отсутствие благоприятного внешнего окружения, компетентного лидерства, слабость экономических и социокультурных предпосылок демократии может вносить свой вклад в дестабилизацию ее институционального устройства и возможный переход к авторитарным методам управления.

Однако политический опыт выявляет принципиальные различия в функционировании демократических устройств в зависимости от особенностей исторического и социокультурного развития страны. Поэтому демократические режимы также делятся на подвиды. В основе этого разделения может лежать принцип их социокультурной уникальности, своеобразие исторического наследия. Данное своеобразие накладывает отпечаток на функционирование демократических институтов. Модификация, которой в этой связи подвергаются институты, может быть весьма значительной. Наиболее характерный пример – формы разделения властей, складывающиеся в условиях президентской и парламентской форм правления. Другим примером деления демократических устройств может служить типология А. Лейпхарта. Он выделяет мажоритарную и консенсусную демократию. Мажоритарным будет считаться тот режим, в котором партии сменяют друг друга, а правящая коалиция формируется по принципу большинства. В консенсусной демократии правящая коалиция формируется на основе пропорционального представительства партий.

Таким образом, можно сделать вывод, что демократический режим является, согласно классической классификации, одним из видов политических режимов. Он обладает такими отличительными признаками как суверенитет народа, периодическая выборность основных органов власти, политический плюрализм, гарантия основных прав человека, рационально-легальный тип легитимности и другие. Среди основных институтов, обеспечивающих стабильность режима, принято выделять: всеобщее равное и тайное избирательное право; принцип разделения властей в построении государственного аппарата; либеральная конституция; свобода выражения политических суждений; свобода артикуляции политических интересов. Для обеспечения стабильного функционирования демократических институтов необходимо наличие благоприятствующих демократии экономических и социокультурных условий, компетентного лидера и безопасного для режима внешнего окружения.

В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популяр­ным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политиче­ского движения, которое не претендовало бы на осуществление демокра­тии, не использовало этот термин в своих часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причи­на ее популярности? Что следует понимать под термином «демократия»? В какой мере она дает ориентиры для решения проблем народов, обла­дающих несовпадающими историческими и культурными традициями? Чем является демократия – одной из альтернатив развития человечества или магистральным путем развития общества?

Самое простое определение демократии – это власть народа. Со­гласно мнению американских просветителей демократия – это власть на­рода, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские демократии средних веков, в том числе Новгородская респуб­лика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Северо­американских штатов и т.п.). Современные демократии, наследуя многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличают­ся от них.

Современные теоретические модели демократии базируются пре­имущественно на политических идеях Нового времени (Дж. Локк, Ш. де Монтескье, Ж-Ж Руссо, И. Кант, А. де Токвиль и др.). Все многообразие теоретических моде­лей современной демократии, если говорить об их мировоззренческих основах, так или иначе тяготеет к двум теоретическим парадигмам, сформулированным классиками политической мысли ХY-ХIХ вв. Речь идет о либерально-демократической и радикально-демократической тео­риях.

Обе теории возникают как попытка разрешить так называемую «проблему Гоббса», суть которой кратко можно определить следующим образом: человек, переходя от состояния «войны всех против всех» (естественное состояние) к договору о государственно-общественной жизни (общественное состояние), вверяет себя самого власти государства, так как только оно может гарантировать соблюдение договора. Как сохранить свободу человека в общественном состоянии? В этом вопросе – узел «проблемы Гоббса». Следовательно, теоретическая задача заключалась в обосновании границ деятельности государства, благодаря которым обеспечивалась бы сохран­ность свободы человека.

Представители либерально-демократического и радикально- демократического направлений считали человека разумным существом, но по-разному истолковывали эту антропологическую предпосылку де­мократической теории. Они были едины в трактовке происхождения го­сударства из принятого разумными индивидами договора, но различали источник этого договора. Они отстаивали свободу человека, но понимали ее по-разному и по-разному трактовали ее основания (см. табл).

Либерально-демократическая теория

Радикально-демократическая теория

Морально автономный индивид Социальный человек
Суверенитет личности Суверенитет народа
Общество как сумма индивидов Органическое общество
Интерес всех Общий интерес
Плюрализм интересов Первенство общего блага
Свобода человека Свобода гражданина
Первенство прав человека Единство прав и обязанностей
Представительная демократия, выборы Непосредственная демократия
Свободный мандат Императивный мандат
Разделение властей Разделение функций
Подчинение меньшинства большинству с защитой прав мень­шинства Подчинение меньшинства большинству

В либерально-демократических концепциях свобода человека озна­чала его моральную автономию, возможность рационально определять свою жизнь и правила общения с другими людьми, которые не должны нарушать его индивидуальных прав. Государство, возникающее на основе договора между людьми как морально автономными индивидами, огра­ничивается правом, т.е. равной внешней мерой свободы для каждого ин­дивида. Таким образом, данная демократическая парадигма основывалась на предпосылке автономного индивида, общество при этом трактовалось как сумма свободных индивидов, а общественный интерес – как интерес всех. Частная жизнь ценится здесь больше, чем жизнь общественная, а право выше, чем общественное благо. Плюрализм индивидуальных инте­ресов и интересов возникающих ассоциаций индивидов (гражданское общество) сопровождался конфликтом между ними, разрешение которого было возможно на пути компромисса.

В принципе, государство не могло и не должно было вмешиваться в процесс общения автономных индиви­дов и их добровольных ассоциаций. Оно призывалось лишь тогда, когда требовалось вмешательство третейского судьи. Концепции либерально-демократического толка допускают лишь «ограниченное государство», государство – «ночной сторож». Такое государство невозможно без дого­вора между людьми, а представители государства избираются населением. Свобода индивида ограничена только законом, а само государство (для того, чтобы не было узурпации государственной власти отдельными органами или лицами) должно строиться по принципу разделения властей. Право­мерный при голосовании принцип решения по большинству голосов до­полняется принципом защиты прав меньшинства.

В соответствии же с радикально-демократическими концепциями ра­зумный человек мог существовать автономно только в естественном со­стоянии, а по мере социализации он становится существом социальным, т.е. рационально принимающим ценности общества. Государство, которое возникает на основе договора, руководствуется ценностями общества, носителем которых выступает народ, оно ограничено «суверенитетом на­рода». Свобода человека может быть обеспечена лишь тогда, когда сво­боден народ, имеющий волю давать законы государству. Деспотизм госу­дарства сохраняется в том случае, если оно руководствуется не частными, а общими интересами народа, которые не являются простой суммой част­ных интересов, а обладают органическим единством.

Единство народа выступает важнейшим принципом организации политической жизни, а формой демократического участия здесь выступает прямая демократия. Лица, осуществляющие управление в государстве, наделены народным мандатом и ответственны перед ним. Единство власти обеспечивается суверенитетом народа, а потому принцип разделения властей не является существенным; здесь скорее можно говорить о разделении функций, а не властей. Подчинение меньшинства большинству является внешним выра­жением единой воли, принципиально требующей общего согласия.

Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выде­лить общие характерные черты, присущие этому режиму:

  1. Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.
  2. Гарантированный доступ групп к политическим институтам.
  3. Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам при­нимать участие в формировании представительных институтов.
  4. Контроль представительных институтов за деятельностью пра­вительства.
  5. Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.
  6. Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.
  7. Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.

Демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий.

Во-первых, это высокий уровень экономического развития. В исследованиях, проведенных С. Липсетом, В.Джэкмэном, Д.Куртом и др., убедительно доказано, что стабильный экономический рост в конечном итоге приводит к демократии. Согласно статистическим данным, среди 24 стран с высоким уровнем доходов лишь 3 – недемократические. Среди среднеразвитых стран насчитывается 23 демократии, 25 диктатур и 5 стран находятся в состоянии перехода к демократии. Из 42 стран с низким экономическим уровнем развития и низким уровнем доходов лишь 2 мо­гут быть названы демократическими.

Во-вторых, это наличие толерантно­сти в обществе, уважение прав политического меньшинства.

В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей, как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности и т.п.

В-четвертых, это ориентация значительной части населения на поли­тическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской политической культуры.

Демократия – это не власть стабильного большинства, поскольку само оно изменчиво, не монолитно, поскольку складывается на основе компромиссов из разнообразных индивидов, групп и объединений. Ни одна из групп современного западного общества не способна монополи­зировать власть и принимать решения, не опираясь на поддержку других общественных ассоциаций. Объединившись, недовольные группы могут блокировать неугодные решения, выступая тем самым важнейшим соци­альным противовесом, сдерживающим тенденции к монополизации вла­сти.

Ущемление в политических решениях интересов тех или иных групп обычно увеличивает вовлеченность в политику их членов и тем самым усиливает их влияние на последующую политику. В результате сложного конкурентного взаимодействия на основе политических блоков и компромиссов в государственных решениях устанавливается динамиче­ский баланс, равновесие групповых интересов. Демократия, таким обра­зом, представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе компромиссные решения.

Демократия не является универсальной, наилучшей для всех вре­мен и народов формой правления. «Плохая», неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. История свидетельствует, что многие монар­хии, военные хунты и другие авторитарные правительства делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан и гарантирования их индивидуальной свободы, а также справедливого распределения результатов труда гораздо больше, чем слабые или коррумпированные демократические режимы.

И все же растущее стремление населения современного мира к де­мократическим формам правления не случайно. При наличии определен­ных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ перед другими формами правления. Общий недостаток всех недемократических политических систем состоит в том, что они не подконтрольны народу и характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.

В постсоциалистических странах, вступивших на путь реформ в 80-е гг. XX века, достаточно четко намети­лись два главных пути общественных и политических преобразовании.

Первый из них предполагает быструю политическую и экономиче­скую либерализацию западного образца, так называемую шоковую тера­пию. По этому пути пошли практически все восточноевропейские страны, в том числе СССР. В тех из них, что были ближе к Западу по своей поли­тической культуре, экономическим укладам, демократизация и трансфор­мация общества оказались более или менее успешными, хотя и сопрово­ждались падением производства и рядом других серьезных негативных явлений. Неудачи реформирования в Советском Союзе сильно скомпро­метировали демократию и либеральные ценности в массовом сознании.

В других странах, прежде всего в Китае, Вьетнаме, была выработа­на собственная модель модернизации и реформирования тоталитарных политических структур, получившая название «нового авторитаризма». Суть этой модели состоит в сохранении сильной власти центра и ее ак­тивном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ, предусматривающих развитие рыночной экономики, открытой для внешнего мира.