Нестандартные формы проведения уроков с использованием активных методов обучения. Нетрадиционные формы уроков в педагогическом процессе

Нестандартные формы урока являются исходными интерактивного обучения, которое по своей сути выражает новизну и нестандартность. В зависимости от целей и задач урока литературы, форм организации учебной деятельности, нестандартный урок может охватывать разные типы технологий обучения. Их может быть множество, все зависит от умений и фантазии учителя и учащихся.

Нестандартный урок – это импровизированное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, они формируют у школьников устойчивый интерес к учению, снимают напряжение и помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся.

Отличительные особенности нестандартных уроков:

Связь с творческой деятельностью,

Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения проблемы.

Необычные условия работы,

Активное воспроизведение полученных ранее знаний.

Нестандартные уроки характеризуют:

Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в его проведении;

Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;

Не развлекательность, а занимательность и у4влечение как основа эмоционального тона урока;

Поддержка множественности мнений;

- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.

В педагогической и методической литературе предлагаются различные классификации нестандартных уроков. Например, НН. Вингливскт предлагает такую классификацию: урок-конференция, урок-КВН, урок-диспут, урок-ярмарка, урок-аукцион, урок-концерт, урок-путешествие, урок-знакомство, урок-проба на роль, урок-интервью, урок-тренинг и т.п.

И.В. Оцабрик в основу классификации кладет интерактивные технологии обучения. Он выделяет:

Интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке: сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.;

Интерактивные технологии коллективно-группового обучения: обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ ситуации и др.;

Интерактивные технологии обсуждения дискуссионных вопросов: «неоконченная цепочка», «займи позицию», ток-шоу, дебаты и др.

В.И. Шуляр выделяет такие методы:

Литературоведческий анализ художественного текста,

Сократовская беседа,

Литературоведческая имитационная игра,

Дискуссия,

Творческая работа,

Ситуативное моделирование,

Тренинг-практикум и др.

Американский профессор Венди Кропид предлагает приемы проведения нестандартных уроков:

Прием джигсов (Класс делится на группы по 5 человек. В каждой группе выбирается ученик, который готовит материал заранее, а потом излагает его всем членам группы. После этого ученики выполняют определенные упражнения с целью контроля усвоения материала, и ведется дискуссия. В группе выбирается докладчик, который выступает перед учащимися класса);

- «три ступеньки интервью» (Ученики делятся на пары. На первой ступени один ученик опрашивает другого, на второй ступени партнеры меняются местами, на третьей – выступают перед командой);

- «мозговая атака» (Ученики спонтанно отвечают на заданный вопрос, а учитель фиксирует ответы на доске. Потом все идеи обосновываются, развиваются);

- «пронумерованные головы» (Учитель дает вопрос каждой команде, которая состоит из 4 человек. Ответ обсуждается в группе. Во время опроса учитель называет номер, например, 3. И все ученики под номером «3» отвечают на вопрос);

- «партнеры» (Класс делится на малые группы. Половине каждой группы дается задание, которое они вместе выполняют, потом объясняют материал другой половине. Так же поступает и другая часть группы. Через определенное время все собираются вместе и обсуждают информацию).

В методической литературе нестандартными считаются

- уроки в форме соревнованияи игр: конкурс, турнир, Эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина, кроссворд и т.п.;

Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, митинг, дискуссия, телепередача, панорама, телемост, устный журнал и т.д.;

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, ученый совет;

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок, урок-сомнение, урок-фантазия и т.п.;

Интегрированный урок, бинарный урок;

Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, концерт, инсценировка, спектакль, клуб знатоков и пр.;

Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра и т.п.

Нестандартными являются приемы: «аквариум», «круг идей», «микрофон», «ученый совет», «найди ошибку», «интересный вопрос», «запретный вопрос», «конкурс сказочников», «дерево мудрости», «почта», «почемучка», «ключевое слово», «напишите письмо», «радуга» и др.

Выделяют три периода подготовки и проведения нестандартных уроков .

Первый период – подготовительный . в нем активное участие принимают не только учитель, но и учащиеся (они делятся на группы, команды, получают задания, готовят материалы и т.п.)

Второй период – собственно урок , который имеет три тапа:

1) постановка проблемы, нахождение путей ее решения, мотивация деятельности;

2) сообщение нового материала в «нестандартных» формах организации мыслительной активности учащихся;

3) формирование умений и навыков школьников.

Третий период урока - его анализ, где оцениваются не только итоги обучения, развития и воспитания, но и характер общения учащихся.

Ценность методики заключается в том, что нестандартные уроки

Делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;

Способствую глубокому усвоению материала;

Благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;

Развивают логическое мышление, любознательность, интерес к предмету;

Организуют связь урока литературы с другими видами искусства.

Учителю, планирующему проведение нестандартного урока, следует помнить, что

Слишком частое обращение к нестандартным формам урока нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к процессу учения,

Нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка,

При выборе формы нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень подготовленности и специальные особенности класса и каждого ученика в отдельности,

Целесообразно использовать нестандартные уроки как итоговые при обобщении и закреплении знания, умений и навыков учащихся

Например, в старших классах учащиеся с удовольствием принимают

участие в дискуссии на уроке литературы. Поскольку дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свою точку зрения, то основные цели ее:

Выяснение разных точек зрения на тот или иной аспект изучаемого

произведения (что способствует формированию читательских компетенций),

Воспитание у учащихся коммуникативных компетенций.

Дискуссия позволяет организовать живое общение, вовлечь большинство

учащихся в обсуждение проблемного вопроса, она предполагает напряжение мысли, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений, способствует формированию личности школьника.

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

п. Новокавказский,

Александровского района

Опыт работы

«Нестандартные уроки математики»

Учитель математики

Чегринец Е.И.

2014 год

Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

Для учащихся нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в «ситуацию успеха», что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и воспитывает ребенка.

Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны и учителя, и ученика. Это одна из форм активного обучения.

В своей работе применяю разнообразные нестандартные уроки:
урок – конференция, урок – соревнование, урок – игра, урок творчества,
урок – зачет, урок – путешествие, урок – тренажер, урок – лекция, урок – аукцион, урок – творческий отчет.

Уроки творчества - это уроки составления и решения задач. Ценность составления задач учащимися состоит в том, что:

  • присутствует элемент исследования решения;
  • устанавливается связь между всеми видами задач;
  • легко обозрима система задач по теме;
  • присутствует элемент творчества.

Составление задач по готовым чертежам применяю в основном на уроках геометрии, где почти каждое высказывание и каждый ответ на поставленный вопрос – это собственное видение проблемы и ее обоснование.

Уроки творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить объём решаемых задач, повышают интерес к изучению математики.

Для тематического повторения отбираю, как правило, самые существенные вопросы раздела. И чтобы завершающий его контроль был максимально продуктивен, провожу уроки–лабиринты в соревновательной форме в три этапа. На первом и втором этапах соревнуются по три различные команды. Остальные в это время осуществляют роль контролеров при прохождении чужой командой пунктов лабиринта, оценивая продуктивность участия каждого члена команды, творческую атмосферу при работе, уровень взаимопомощи, работают в качестве "знатоков" в "справочном бюро", где дают указания, советы, консультации, вспомогательные задания. Высоко оценивается оказание творческой помощи партнеру по команде. Команда, первая из трех закончившая этап, объявляется победительницей этапа. В конце урока анализируются вопросы, ответы, наиболее каверзные задания, дается оценка работы команд, личного вклада каждого, «контролеров» и «знатоков». Контроль непосредственно на пунктах лабиринта самих ребят, проверка наличия необходимых черновых записей, комментарий к ним да и зависимость успеха всей команды от работы каждого, демократичность общения делают практически незначительной возможность случайности или угадывания ответа, или безделья за счет сильных учащихся.

Урок-загадка таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.

Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. На таких уроках использую кроссворды как средство проверки эрудиции учащихся, а также для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираю с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися. Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Однако применение на уроках ИКТ делает этот процесс менее трудоемким.

Накопленный опыт проведения нестандартных уроков убеждает в том, что цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать учеников, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся и класс становится творческой лабораторией. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая и исследовательская деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряженность, свойственная обычным урокам, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Игры на уроках математики

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский.

Немаловажная роль в развитии творческих способностей учащихся отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Правила игры разрабатываю с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаю условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности детей, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

В своей работе использую различные игры: деловые игры "Строитель" (тема "Площади многоугольников"), "Конструктор" (тема "Симметрия в природе и технике"); соревнование художников (тема "Координатная плоскость"), числовой фейерверк (тема "Арифметические действия с обыкновенными дробями") и другие.

Математическая сказка как средство развития математического творчества учащихся 5-9-х классов средней школы
Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок. Сухомлинский В.А.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делаю не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении. Самостоятельно придуманная сказка с использованием в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.

Включая сказки в учебный процесс, соблюдаю необходимые дидактические условия:

  • соответствие тематики сказок возрасту школьников;
  • использование опыта учащихся, который они получили на других уроках;
  • сочинение сказок учителем вместе с детьми, так как это не только пример того, как надо сочинять, но и стимуляция работы учащихся.

Критерии, по которым оцениваю сказки:

  • отсутствие содержательных математических ошибок;
  • завершенность сюжета;
  • последовательность и логичность изложения;
  • оригинальность сюжета.

Сказки по математике выполняют различные функции в учебном процессе:

  • организационную - привлечение внимания к изучаемым объектам, повышение интереса к учебному материалу, улучшение микроклимата на уроке;
  • содержательную - углубление понимания отдельных свойств изучаемого объекта, сообщение дополнительных сведений о нем;
  • контролирующую - корректное выявление имеющихся недочетов в усвоении материала, степени и глубины его усвоения;
  • мотивационную - повышение уровня мотивации в изучении учебного предмета.

Применяю сказки по математике на различных этапах учебного процесса.

Целеполагание. Сказки математического содержания или отрывки из них, прочитанные в начале урока, способствуют повышению внимания учащихся, их мотивации, которая приводит к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы.

Изучение нового материала. Сказки повышают уровень положительных эмоций, что способствует бессознательному усвоению материала. Нестандартная форма изложения научных понятий позволяет увидеть рассматриваемые объекты с "непривычной" стороны, что способствует более глубокому и прочному запоминанию материала.
Закрепление материала. Задания типа "продолжи сказку", "проанализируй сказку", "найди в сказке ошибки" закрепляют и углубляют программные знания, открывают для учащихся изученное с новой, непривычной стороны, что способствует развитию их творческих способностей.

Контроль за усвоением материала. Сочинение собственных сказок по изученной теме с необычным целеполаганием: для учащихся других классов в параллели, для публикации в школьной прессе и т.д.

Итоговое повторение. Сочинение собственных сказок различных форм и объемов по темам, изученным в течение учебного года, позволяет обыграть в сказке сразу несколько различных математических идей, отыскать новые связи и отношения между математическими героями (объектами).

Создание сказок при обучении математике является одним из самых оригинальных и эффективных средств всестороннего творческого развития школьников.

Оригами
Японская мудрость издревле гласит:

"Великий квадрат не имеет пределов".

Попробуй простую фигурку сложить,

И в миг увлечет интересное дело.

А.Е. Гайдаенко.

Мир школьной геометрии требует постоянного обращения к образам. Но образная деятельность сложна, трудно поддается традиционному обучению в силу таких качеств образов, как субъективность, многозначность, целостность восприятия.

В оригами заложены богатые возможности для развития не только геометрических представлений учащихся, но и творческого развития детей в целом. В связи с этим использование оригами на уроках в 5 – 6 классах очень важно, так как геометрическая информация, подлежащая в дальнейшем изучению в курсах планиметрии и стереометрии, зарождается, осмысливается и в некоторой степени систематизируется при построении оригами- фигур. Подобное конструирование знания позволяет предусмотреть включение интуиции, воображении, логического мышления и других процессов в познавательный опыт детей.

Значение оригами для развития ребенка
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Развивает пространственное воображение, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадь.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В учебном процессе использую оригами и на правах игровой методики, и как наглядное пособие.


Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочное время

Перед школьным образованием стоит проблема - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, помогает сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. У учащихся развивается любознательность, познавательный интерес.

Уроки с использованием ИКТ строю на деятельной основе с применением проблемно-исследовательского подхода. Ученики пытаются решать стандартные математические задачи нестандартным способом - применяя современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель - пробуждение интереса к изучению.
Стремлюсь использовать компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Использование компьютерной программы обработки результатов тестирования позволяет мне осуществить обратную связь процесса обучения, проанализировать деятельность класса в целом, результаты каждого ученика в отдельности и выбрать пути корректировки учебного процесса для оказания необходимой помощи обучаемым, для достижения намеченных результатов.

При организации исследовательской деятельности учащиеся используют сеть Интернет для поиска необходимой информации, подготавливают презентации для защиты работы.

Педагогические наблюдения показали, что целенаправленно используемые информационные коммуникационные технологии способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по математике, существенно повышают уровень индивидуализации обучения.

Исследовательская деятельность учащихся как средство развития их творческих способностей.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы самой маленькой поисковой работы. А.Н.Колмогоров.

Важное место в формировании творческих способностей школьников занимает исследовательская деятельность, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени направляемого учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации, повышает познавательную активность и интеллектуальный потенциал личности ученика, развивает воображение, интуицию, потребность в самоактуализации, раскрывает и расширяет собственные созидательные возможности учащихся.

В своей работе использую такие виды исследовательской деятельности:

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

В результате участия в исследовательской деятельности у ученика формируется следующие умения:

  • самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике.
  • критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
  • грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности; формулировать аргументированные выводы, находить решения;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Развитие креативных способностей учащихся во внеурочное время
Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его занимательным. Блез Паскаль.

Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Математические кружки, факультативы, спецкурсы вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Их дополняют мероприятия, проводимые в рамках предметной недели. Это математические вечера, викторины, различные дидактические игры: "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", КВН и другие. Большой популярностью у школьников пользуются инсценированные сказки. В подготовке этих мероприятий принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их артистические, художественные, музыкальные способности, развиваются смекалка, логическое мышление.

Условия возникновения опыта.

Развитие внутренних сил человека – это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризующихся такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.

Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время».

Актуальность и новизна опыта.

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П.Буевой, В.В.Давыдова, А.В.Маргулиса, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию. Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 1985).

Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На своих уроках предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.

Теоретическое обоснование опыта.

Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного учителя РСФСР, лауреата премии Н.К.Крупской- Окунева Анатолия Арсеньевича, которые я применяю в своей практике. Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков (А.А.Окунев) основываются на том, что:

движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями;

принцип интереса . Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка;

хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

  • теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться- по способностям;
  • принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
  • принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
  • принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
  • установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;
  • принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
  • мышление должно главенствовать над памятью.

Нетрадиционные уроки.

В качестве средств активизации учения школьников выступают:

  • учебное содержание
  • формы
  • методы
  • приемы обучения

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные .

Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка . В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки:

  • урок-соревнование;
  • урок-игра;
  • урок-путешествие;
  • урок-практикум;
  • урок-лекция;
  • урок-консультация;
  • интегральные уроки.

Урок-лекция.

При подготовке к лекции учитель должен иметь четкий план её проведения (его можно сделать обозримым для учащихся). При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставить проблемы, решать их, учащиеся следят за логикой изложения, контролируют её, соучаствуют в процессе решения. Изложение сопровождать вопросами, на которые я отвечаю сама или привлекаю учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи, поэтому я заранее продумываю содержание, форму записей на доске и в тетрадях. При изучении геометрического материала (стереометрия) активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой части её выписать необходимые определения, теоремы, аксиомы планиметрии, которые активно будут использоваться на уроке. Это, прежде всего, планиметрические аналоги. Правая часть заполняется на уроке под моим руководством. Происходит процесс сравнения математических фактов, выясняются аналогичные свойства, наличие их у новых объектов или их отсутствие, перенос известных свойств на новые объекты. Лекционное изложение по математике сопровождается примерами, образцами решения упражнений и задач, применяются технические средства, наглядные пособия.

Урок-консультация.

Урок - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу учащихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными. Для этого я готовлю индивидуальные карточки для каждого ученика или 4-8 различных вариантов. В карточке около 4-х заданий. Первое задание составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляются некоторые элементы сложности. Третье задание аналогично второму, только его сложность увеличивается вдвое. Четвертое задание- это задание повышенной сложности, то есть в него входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Урок начинается с моего объяснения и предложения выполнить всем учащимся первое задание. По мере выполнения у некоторых учащихся появляются сомнения, какие-либо вопросы, касающиеся как данной темы, так и других тем, встречающихся в задании. Всегда в классе найдутся ребята, имеющие по каким-либо причинам непрочные знания. Вопрос ученика- это поднятая рука или сигнальный флажок. В этом случае я немедленно даю консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Но если ученика не устраивает оценка, он может отказаться от неё, тогда эта оценка в журнал не выставляется. Во время закрепления полученных знаний ребята имеют возможность выполнить опережающие задания и получить дополнительные баллы, улучшая свои оценки. Положительные результаты таких уроков- консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причем иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником.

Урок-практикум.

Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким урокам состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мною предпринимаются следующие действия:

  1. решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;
  2. установить соответствия практического материала изученной теории;
  3. выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);
  4. выделить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения;
  5. отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;
  6. выделить задачи, допускающие несколько способов решения;
  7. спланировать циклы взаимосвязанных задач;
  8. составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого ученика.

Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках – практикумах я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при решении задач.

Блочное изучение.

В последнее время все больше распространяется опыт изучения теоретического материала укрупненными блоками с тем, чтобы высвободить не менее двух-трех уроков для решения задач. Первый из серии уроков посвящается нахождению общих приемов с помощью изученной теории. Этот урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основой для последующих уроков-практикумов, на которых учащиеся проявляют больше самостоятельности, а учитель имеет возможность учесть их индивидуальные особенности. Форма работы на нем - коллективная. На втором и третьем уроках идет коллективное и групповое решение более сложных задач. На последнем уроке этой серии каждый ученик решает задачи самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

Урок-турнир.

Подготовка к уроку-турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, была оригинально составлена и оформлена. На такие уроки я приглашаю родителей, своих коллег, классного руководителя.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием развития личности школьника. Я считаю, что этот вид работы с учащимися должен присутствовать в каждом моменте урока. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Для повышения интереса к предмету я использую быстрые математические диктанты. От обычных диктантов их отличают три особенности:

  1. Задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее.
  2. Изменяется темп диктанта. Сначала медленный, затем убыстряется.
  3. Одновременно с классом у доски работают 2 ученика. Это дает возможность проверить свои ответы.

В своей работе я использую элементы проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства математического объекта.

Например, тема: «Признаки делимости». Описываю такую жизненную ситуацию, при которой от некоторого финансового документа оторван один кусочек, и в результате первая цифра числа Х152 неизвестна. Бухгалтер знает, что это число четырехзначное, оно должно делиться на три (деньги предстоит поровну разделить на три бригады), а также помнит, что первая цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную цифру? Цифра восстанавливается с помощью признака делимости на 3.

Опыт лишний раз подтверждает, что при проблемном обучении на всех его этапах, отмечается активная познавательная деятельность учащихся. Но нужно быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их. Это позволит детям не только осознанно владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности.

Информационные технологии.

Чтобы детям в современной школе интересна была математика, можно использовать на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий. Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Тестовые задания.

Среди инновационных для школы методов обучения, привнесенных из практики вузовского образования, следует отметить, прежде всего, тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Применение тестов на уроках математики обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока, то есть определиться, как ученики должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, то есть действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень), а может быть вы выводите своих учеников на уровень эвристической деятельности, учите умению действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень). Затем необходимо познакомиться и освоить методику составления тестов, их оценку, составить шкалу оценок, в соответствии с которой оценивать работы учеников. В заключении результаты тестирования анализируются, и делается вывод, проектируется дальнейший учебный процесс.

Результативность опыта.

Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Ежегодно учащиеся выпускных классов успешно сдают математику для итоговой аттестации.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в кружках, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Показателем данной работы являются результаты муниципальных, районных и краевых олимпиад.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕЛЕЗНЕВСКАЯ ШКОЛА № 18»

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ»

Подготовила

Усенко Е.Н.

Учитель биологии и химии

ГОУ ЛНР «Селезневская школа « 18»

Селезневка

2015

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к заняти­ям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуж­дение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Урок – динамическая и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.

Урок традиционный – это урок, который характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

    самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

    необычные условия работы;

    активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Преимущества нестандартных уроков:

    нестандартные уроки восполняют пробелы репродуктивных методов, недостаточность дифференциации;

    мобильность структуры;

    формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки;

    изменение эмоционального фона урока;

    оценивание знаний учащихся на всех этапах урока.

    использование коллективных способов работы: обязанности распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов, в процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда;

    развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремления к самостоятельному поиску: материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;

    заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;

    активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного процесса;

    овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;

    становление новых отношений между учителями и учащимися: учащиеся становятся партнерами педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда;

    оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе: эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.

Недостатки, которые допускаются педагогами при организации нестандартных уроков:

    стихийность и бессистемность применения;

    отсутствие прогноза положительных изменений, сдвигов в развитии учащихся;

    не все учителя могут определить идею урока, его развивающие возможности;

    преобладание репродуктивных технологий обучения;

    внимание обращается преимущественно на форму, а не на его содержание;

    перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим.

Основные принципы нестандартных уроков.

    отношение взаимопонимания с учеником;

    учение без принуждения;

    принцип трудной цели;

    принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи;

    принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности;

    принцип самоанализа;

    принцип соответствующей формы;

    принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода;

    отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;

    максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

    поддержка альтернативности, множественности мнений;

    развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;

    «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;

    использование оценки в качестве формирующего, а не только результатирующего инструмента.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения.

Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

Замысел

Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

    определение временных рамок;

    определение темы урока;

    определение типа урока;

    выбор класса;

    выбор нетрадиционной формы урока;

    выбор форм учебной работы.

Организация

Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

    распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

    написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

    подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения; - разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Индивидуальная работа. Возможны варианты составления заданий:

все учащиеся получают одинаковое задание;

Однотипные задания с разными данными (или с похожими формулировками);

Разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);

Другие варианты.

Проведение.

В процессе проведения урока организуется индивидуальная или групповая работа учащихся.

Групповая работа. Группам можно предлагать:

одинаковое задание (если группа одноуровневая);

задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп);

Задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить их по группам;

Другие варианты.

Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) - все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.

Анализ

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий сделать выводы на будущее. Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

Таким образом, эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения. Поэтому учитель всегда должен ставить перед собой задачу - сформировать познавательную деятельность школьников как мотив их деятельности и правильно его использовать как средство обучения. Одной из форм обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся является нестандартный урок.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

1. Какими требованиями руководствовался?

2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?

3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?

4. Как определил триединую задачу урока?

5. Как спланирована деятельность учащихся?

6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?

7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?

8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?

9. Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?

10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?

11.Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?

12. Как был предвиден и как оправдан ход урока?

13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.

14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?

15. Оценка результативности урока.

16. Самооценка урока учителем.

17. Пути совершенствования урока.

Мне­ния педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в на­правлении демократизации школы, а другие, наоборот, счита­ют такие уроки опасным нарушением педагогических принци­пов, вынужденным отступлением педагогов под напором обле­нившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно тру­диться.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, ор­ганизации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и уста­новленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уро­ки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообраз­но из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по­знавательного труда, невысокой результативности и другого.

Типы нестандартных уроков.

Анализ педагогической литературы позволил выделить не­сколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике про­ведения таких занятий. Перечислим наиболее распространен­ные типы нестандартных уроков.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Пример нестандартного урока

в школе:

Обобщающий урок-сказка по химии в 8 классе

В практике каждого педагога наступает момент, когда привычные уроки превращаются в рутину, когда уроки проходят, так сказать, по привычному шаблону, вследствие этого, учитель может обнаружить снижение интереса школьников к занятиям. Для того, чтобы решить данную проблему, можно использовать в своей практике нестандартные формы уроков.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание обучающихся, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствуют лучшему усвоению материала.

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

  • использование коллективных форм работы;
  • привитие интереса к предмету;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • активизацию деятельности учащихся;
  • при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
  • более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения.

Итак, остановимся на различных видах нестандартных уроков.

1. Уроки в форме соревнования и игр:
конкурс, турнир, эстафета, марафон (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п

Например, в 5-х или 7-х классах закрепляем употребление грамматических времен, строим различные виды предложений с использованием моделей. Группа делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений, включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание командам выдаются жетоны. В конце урока считаем жетоны. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких уроках смотрю и не узнаю своих учеников: столько горения, желания победить вижу в их глазах. Здесь же корректируется речевая деятельность отдельных учеников, если она не согласуется с общим мнением команды.

Остановлюсь на уроке – соревновании “Звездный час”. Данный урок проводится в виде соревнования между учащимися одного класса в течение одного урока. Учащиеся объединяются в пары. Первый игрок на протяжении всей игры движется вперед, а второй сидит на месте. У каждого игрока в руке имеются таблички с цифрами, которые игроки должны поднимать при выборе правильного варианта ответа. Вторые участники так же поднимают карточки, при совпадении правильного ответа, паре вручается звезда, которая может сыграть решающую роль в финале. Так продолжается до тех пор, пока две пары не выйдут в финал и не сойдутся в решающей “битве”.

Дуэль – данный вид деятельности можно проводить при составлении различных рассказов. Ученики парами рассказывают материал. (По очереди – то один, то другой) Тот, кто произнесет последнее предложение, выигрывает дуэль.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарии, мозговая атака (или мозговой штурм), интервью, репортаж, рецензия.

Изобретательство. Описание несуществующих животных, жителей других планет.

  • Подумайте, если белого медведя поселить в Африке, а крокодила на севере? Как они будут выглядеть?

Репортаж.

  • Представьте себе, что ты, вместе с Колумбом, приплыл в Америку. Расскажите, что вы там увидели и кого встретили? (в этом задании есть часть интегрированного урока – необходимы знания географии и биологии)
  • Мы в волшебной стране. В какое животное вы хотели бы превратиться, почему? Что вы можете рассказать о себе?

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью . Урок-интервью – это своеобразный диалог. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме.

3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, телепередача, телемост. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, так как предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера. Аргументировано отвечать на вопросы.

4.Уроки, опирающиеся на фантазию : урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Волшебницы, урок загадок.

Игры – загадки.

Для развития навыков устной речи можно использовать игру в загадки. Эта игра помогает запомнить целые фразы. Важно и то, что ученики привыкают внимательно вслушиваться в речь собеседника и говорить, не задумываясь над грамматическими формами. Отгадывание может проводиться на слух или с рисунками.

Загадки о животных.

Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

  1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)
  2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)
  3. It is very big and grey. (an elephant)
  4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

Загадки можно использовать как один из приемов релаксации, а также проверить восприятие учащимися речи учителя на слух. Обычно этот прием использую за 3–5 минут до конца урока. Материал строится на понятном ученикам языке.

Чье солнышко ярче?

Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.

Кто знает лучше цифры.

Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

Урок – сказка. Игра "Снежный ком". Эту игру можно применяя при работе с придаточными предложениями с союзами if / when. Например:

1-й ученик.If I go to the country, I will get up early.

2-й ученик. If I get up early, I"ll see the sunrise.

3-й ученик. If I see the sunrise, I"ll be happy.

4-й ученик. If I am happy, ...

Учитель предлагает учащимся такую ситуацию: “Вы находитесь в Англии. Зашли в магазин, чтобы купить нужную вам вещь. Но, недостаточно хорошо владея языком, пытаетесь объясниться с продавцом жестами, мимикой. Задача продавца – понять покупателя и помочь ему”.

Чтобы школьники лучше поняли правила игры, учитель может вызвать ученика, желающего исполнить роль покупателя, и дать ему карточку, на которой написано, что он хочет купить. Учащийся пытается выразить свою просьбу с помощью жестов. Остальные ученики исполняют роль продавцов, задавая вопросы, комментируя жесты покупателя. Группа принимает активное участие в игре, помогая продавцу догадаться, что хочет купить посетитель магазина. Выигрывает та группа, которая первая угадала желание покупателя.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет (ролевые игры).

Составь фоторобот (начальная и средняя ступень).

Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.

Ведущий: I can’t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall. Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.

6. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, урок – праздник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, “посиделки”, “клуб знатоков”.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник . Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

7. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, опрос по цепочке, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, телеурок без телевидения.

  • Парный опрос
: два ученика опрашивают друг друга и ставят друг другу оценки. Для проверки можно спросить одну или две пары. Применение этого приема дает возможность повторения материала, при этом задействованы все учащиеся. Данный вид работы подходит для повторения неправильных глаголов, новой лексики.
  • Опрос по цепочке:
  • рассказ любого ученика прерывается на любом месте и передается другому ученику жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. Данный прием подходит для уроков старшеклассников на обобщающих уроках, при повторении разговорных тем.

    Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.

    Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.

    При выборе форм нестандартных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.

    При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом “с детьми и для детей”, ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

    Список литературы

    1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002.
    2. Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы.
    3. http://www.bestreferat.ru
    4. http://www.bigpi.biysk.ru
    5. http://www.lessons.irk.ru
    6. http://www.rustrana.ru
    7. http://www.pedlib.ru
    8. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка.

    НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

    Л.А.Трофимова

    МОБУ СОШ № 1 г. Мелеуз

    1 Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

    На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.

    Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

    По определению И.П. Подвласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру»

    С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся

    2 Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным, следовательно, они позволяют посмотреть на ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании.

    В настоящее время известно огромное число нестандартных уроков. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

    Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

    1.Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

    2 Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

    3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.

    4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

    5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

    6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет

    7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

    8. Интегрированные уроки.

    9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, урок-зачет, урок-консультация и т.п.

    Исходя из практики, считаем, что нестандартные уроки, выполняют несколько функций:

    Развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их склонности и возможности;

    Позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся;

    Развивают творческие способности учащихся;

    Способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала;

    Являются хорошим средством от информационной перегрузки.

    1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

    2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

    3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

    4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

    5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

    6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

    Заключение.

    Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

    Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

    Учитель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.

    Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.

    Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

    Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: использование уроков в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

    также можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль; нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

    эти уроки способствуют развитию умения работать самостоятельно;

    в классе меняются отношения между детьми и учителем (мы партнеры);

    ребята с удовольствием идут на такие уроки.

    Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти мне с учениками, определяю, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.

    Каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

    Я считаю, что данная тема помогла мне повысить активность детей на уроке, привлечь их внимание.

    Список литературы

    Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002.

    Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка.

    http://www.lessons.irk.ru

    http://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253